Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Исследование гидродинамических свойств и методов управления вязким подслоем технических систем

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одной из приоритетных задач развития железнодорожного транспорта является создание практически безремонтных локомотивов нового поколения, имеющих достаточные для этой цели ресурс надежности узлов и деталей. Действительно, стратегия железнодорожного транспорта России предусматривает развитие на первом этапе скоростного движения, на втором — высокоскоростного. Использование локомотивов со скоростью… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ДВИЖЕНИЯ ЖИДКОСТИ В ПОРИСТО КАПИЛЛЯРНЫХ ТЕЛАХ
    • 1. 1. Некоторые определения гидромеханики
    • 1. 2. Выбор образцового вещества для моделирования движения жидкости в пористокапиллярных телах
    • 1. 3. Течение в капилляре
    • 1. 4. Закупорка жидкостью капиллярных отверстий в элементах гидроавтоматики
    • 1. 5. Прилипание жидких частиц к поверхности твердых тел
    • 1. 6. Постановка задач диссертационного исследования
  • ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ДВИЖЕНИЯ ЖИДКИХ СРЕД В
  • КАПИЛЛЯРАХ
    • 2. 1. Движение жидкости в пористой среде и капилляре
    • 2. 2. Область неподвижного прилипающего слоя жидкости в ламинарном пограничном слое
    • 2. 3. Гидродинамическая сила отрыва на жидкой поверхности неподвижного прилипающего слоя
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ НЕПОДВИЖНЫМ ПРИЛИПАЮЩИМ СЛОЕМ
    • 3. 1. Способы управления неподвижным прилипающим слоем в пограничной области течения
    • 3. 2. Управление неподвижным прилипающим слоем на поверхности проводника тока в технических системах
      • 3. 2. 1. Неподвижный прилипающий слой в экологической гидрологии
    • 3. 3. Управление процессом проницаемости в фильтрах
    • 3. 4. Физическое моделирование в процессах фильтрации, пропитки в пористокапиллярных телах
    • 3. 5. Управление подъемной силой неподвижного прилипающего слоя
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 4. КАПИЛЛЯРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
    • 4. 1. Технология пропитки в электротехнике
      • 4. 1. 1. Особенность исполнения изоляции тяговых электродвигателей
      • 4. 1. 2. Методы пропитки
    • 4. 2. Влияние ультразвука на кинетику пропитки
      • 4. 2. 1. Выбор режима ультразвуковой пропитки, оборудования
      • 4. 2. 2. Ультразвуковая пропитка обмоток тяговых двигателей
    • 4. 3. Способ увеличения точности работы пневматических гидравлических) мостовых вычислительных и управляющих устройств
    • 4. 4. Способ нанесения информационных знаков
    • 4. 5. Стабилизация капельного полива
  • Выводы по главе

Исследование гидродинамических свойств и методов управления вязким подслоем технических систем (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Гидродинамика находит применение во многих отраслях техники и для большинства из них является теоретической базой. Значительна роль этой науки в разрешении некоторых важных гидродинамических задач встречающихся в прикладных дисциплинах, например, «Детали машин и механизмов», «Гидроавтоматам» и др. По данному вопросу, ввиду его большой практической значимости, ведутся интенсивные исследования. К примеру, в авиационной технике существуют сведения о пропорциональной зависимости формпараметра от увеличения давления (напора) жидкости, характеризующего увеличение толщины пограничного слоя вблизи поверхности обтекания. Далее существующее представление о масляном клине смазки в трущихся деталях машин отнюдь не дает исчерпывающего описания всей сложности данного явления. Между тем имеющиеся сведения, отражающие поведение жидкой среды около поверхности твердых, тел в прикладных дисциплинах необходимо дополнить экспериментальными исследованиями, в результате чего можно было бы обобщить и рассмотреть их с единой точки зрения. Такой подход позволило бы раскрыть некоторые существенные стороны механизма взаимодействия молекул жидкости под действием энергии гидродинамического давления вблизи поверхности твердых тел.

В связи с изложенным задачей диссертации является — исследование характера движения жидкости в пористокапиллярных телах, широко применяемых в технологии водоснабжения, природоохранных устройствах, в технике железнодорожного транспорта, в ракетно-космической технике и автоматике.

Проектирование устройств водоснабжения базируется на теоретических представлениях о процессе очистки воды в фильтрах. Кинетика процесса очистки зависит от характера протекания адгезионных и аутогезионных явлений. В последнее время широкое применение получают мембраны в виде полого волокна, представляющие собой полимерные трубки диаметром 50.

200 мкм [16]. Как оказывается, при некоторых режимах течения воды подобные трубки могут быть закупорены. По этой причине, при проектировании, в практике эксплуатации таких установок должно учитываться это особое условие. Кроме того, с 80-х годов на железнодорожном транспорте находят применение релейно-контактные устройства с жидкометаллическими контактами. Однако, наряду с положительными свойствами указанных устройств, в них наблюдается значительное число отказов и в ряде случаев могут возникать опасные для движения поездов состояния [92]. Для использования в этих устройствах капилляров необходимо знать особенности течения жидкости в таких устройствах.

Одной из приоритетных задач развития железнодорожного транспорта является создание практически безремонтных локомотивов нового поколения, имеющих достаточные для этой цели ресурс надежности узлов и деталей. Действительно, стратегия железнодорожного транспорта России предусматривает развитие на первом этапе скоростного движения, на втором — высокоскоростного. Использование локомотивов со скоростью движения 300−350 км/ч приводит к необходимости развития комплекса передовых технологий и в частности технологии пропитки обмоток тяговых электродвигателей с учетом последних достижений в области теории жидкого состояния вещества. Мировой опыт показывает, что если на железных дорогах в полной мере используется последние достижения фундаментальных научных исследований, то это обеспечивает наибольшую отдачу — приводит к эффективному использованию финансовых ресурсов. Фундаментальные научные достижения в области жидкого состояния вещества в приложении к железнодорожному транспорту, в частности, в процессе пропитки якорей тяговых электродвигателей локомотивов способны коренным образом преображать его технологию. Следует отметить, что приведенные в диссертации результаты изучения свойства жидкости можно также отнести к области новых технологий.

Наиболее ненадежным узлом локомотива является тяговый электродвигатель. В частности, анализ статистических данных в работе [4] показывает, что повреждения тяговых электродвигателей происходили в основном из-за дефектов корпусной изоляции обмоток якорей. Из общего числа повреждений электрических машин в России 90% отказов связано с повреждением изоляции [59], В других климатических условиях, например, в Судане 80% повреждений наблюдается из-за пробоя изоляции [78]. На долю тяговых двигателей на французской железной дороге приходится около 10% всех регистрируемых повреждений подвижного состава [79]. Надежность электродвигателей определяется классом изоляции, качеством материалов, применяемых для изоляции обмоток, а также технологией пропитки. Сущность процесса пропитки заключается в удалении влаги из пор капилляров изоляционных материалов и заполнению их пропиточным составом. При этом в зависимости от назначения электродвигателя применяются различные методы пропитки. Для того, чтобы обеспечить высокую надежность изоляции якоря тягового электродвигателя локомотивов применяется многократная пропитка эпоксидным компаундом с использованием громоздких, сложных установок для вакуумирования и давления. Очевидно, что при этом затрачиваются немалые средства и ресурсы для увеличения нормы межремонтного пробега, для исключения случаев выхода из строя якоря тягового электродвигателя из-за потери диэлектрических свойств материалов, применяемых для изоляции пазовых проводников.

Практически отсутствуют детальные исследования по изучению характера движения пропиточной жидкости в изоляционных материалах, а также существующие трудности теоретической трактовки результатов опытов по изучению движения пропиточной жидкости через поры и капилляры не позволяют строго обосновать применение многих методов пропитки. При этом проектирование пропиточных установок производится на основе качественных и даже точнее — приблизительных представлений о механизме некоторых явлений, сопутствующих процессу пропитки. В то же время известно, что при исследовании явления облитерации капилляров относительно чистыми жидкостями [9] наблюдается увеличение пристеночного неподвижного слоя жидкости [29.А8]. Наблюдаемое это увеличение препятствует прохождению жидкости через капилляры, что, в частности, ограничивает попадание необходимого количества пропиточной жидкости в изоляцию обмоток якоря тягового электродвигателя. Вместе с тем из работы [9] следует, что применение избыточного давления не препятствует возникновению явления облитерации капилляров. Применение избыточного давления для пропитки якорей тяговых электродвигателей, а также рекомендуемая технологией выдержка под давлением с точки зрения явления облитерации на наш взгляд недостаточно обоснована ни теоретически, ни экспериментально. Далее следует отметить, что из существующих и применяемых на практике методов только ультразвуковая пропитка, в частности, при использовании ее для пропитки тяговых электродвигателей [11.А10] позволяет многократную пропитку заменить одноразовой пропиткой при сохранении требуемого качества изделия. А применение двухразовой ультразвуковой пропитки дает почти двукратное улучшение качественных показателей [41]. Для изучения механизма возникновения явления облитерации капилляров, определение управляющих параметров режима течения жидкости, а также определения управляющих параметров ультразвуковых колебаний способствующих пропитке в качестве модели была использована вода. Этот выбор обусловлен тем, что Пуазейль изучал течение крови в артериях, однако, свое уравнение получил из экспериментов с водой, то есть как классическую модель ньютоновой жидкости поведение которой достаточно изучено. Кроме того, глубинная взаимосвязь явлений позволяет использовать возможность преодоления междисциплинарных барьеров, осуществлять перенос знаний из одной области в другую, увидеть перспективы широкого обобщения полученных результатов теоретических, экспериментальных работ, находить рациональные комбинации физических параметров, связи между которыми дают результаты, относящие сразу к целому классу явлений.

В качестве примера можно привести реализацию программы создания устойчивых, надежных управляющих и информационных систем. Прототипом такой системы является живая клетка, мозг животного и человека. В указанных прототипах фундаментальным элементом является вода. Следовательно, при создании аналога мозга возникнут, вопросы, ответить на которые можно будет лишь зная о новых свойствах воды. Например, облитерация капилляра водой является следствием явления роста толщины граничного слоя воды, возникающей при течении воды в капиллярах. В совокупности обнаруженное явление увеличения толщины неподвижного пристеночного граничного слоя жидкости в капиллярах, допускаемые законами физики неравновесных процессов [90] и конкретная задача определения управляющих параметров в технических системах, в частности, в устройствах применяемых для пропитки якорей тяговых электродвигателей локомотивов оказываются связанными между собой явлениями.

Вместе с тем одной из важных задач технологии очистки природных, сточных вод с использованием полупроницаемых мембран, графитовых трубок, а также при фильтровании их через слой вспомогательных материалов, через песок [114] является увеличение производительности при возможно малой разности приложенных давлений и увеличение коэффициента проницаемости (в законе фильтрации Дарси) [101]. Совместное рассмотрение процесса фильтрования и пропитки было обусловлено необходимостью раскрытия особенностей и более полного описания физической картины сложного явления — увеличения толщины неподвижного граничного слоя жидкости в капиллярах, порах. Так, например, общность законов гидродинамических процессов в пористых и пористокапиллярных телах [55], лежащих в основе указанных технологий позволили определить взаимосвязь между опытом проведенным с целью очистки закупоренных графитовых трубок и опытом по увеличению проходимости закупоренных жидкостью капилляров с помощью ультразвуковых колебаний. Кроме того, эти технологии объединяет общность гидродинамических задач, которые необходимо решить в перспективе.

Развитие авиационной и ракетно-космической техники характеризуется непрерывным увеличением энергонапряженности двигателей и энергетических установок летательных аппаратов, а также элементов их конструкций. Успешное решение возникающих при этом задач невозможно без применения пористокапиллярных материалов. Широкий диапазон физико-химических свойств пористокапиллярных тел дает возможность использовать их в экстремальных условиях ядерного реактора, плазматрона, МГД-генератора, криогенного электрооборудования и т. д. (рис. 1- 2 [95]). Кроме того с помощью пористокапиллярных элементов можно реализовать процессы фильтрования, дросселирования в устройствах вычислительной техники, гидропневмоавтоматики, в установках капельного полива. 1 2 / / 3.

Швввв вввввввв вввввввввв? V" -" .

ВВВВВВВВВВВ В|Ц наш вг—- uii ¦¦¦¦¦¦ ¦ ж-.-.-„

-.-.-.-.-.-А В В В В В В В цг" ~>чв вввввв «к—.-. Г—-» ———7 в в в в в в, а в/ вввввввв в,-.-.

Г—————." аввваввг в вввввв яг.-. f-~-" -~-" «Jl В В В В В В В ¦)вввввввв|-.-.

ВВВВВВВ1 /вввввввв (;

V.-.-.-.-.-.VIIIIIIII. / Jbbbbbbbbi. .

Кч vb в, а в в в в ¦ щг.—у~-~-" -~-" гв ¦¦¦¦¦in в-^-ш-в в >¦¦¦¦>¦¦ г-~-~-Vвввввв" ввввввввввввв щ,.-.-. ввввввввввввввввв ваг.-.-.-.

ВВВВВВВВВВВВВВВВВ KV.V.

Вввввввввввввв IHV.V.". вввввввававв щКг.-.-.-.-.-.

В в В В В В В В.

Рис. 1 Пористый трубчатый твэл ядерного реактора: 1-сетчатая оболочка- 2-пористый топливный материал- 3-проницаемая конструкционная оболочка- 1-теплоноситель.

1 2.

Рис. 2. Фрагмент сечения пористой лопатки ракетной турбины: 1 -волокнистый металл- 2-керамическая герметичная оболочка- 1-теплоноситель В указанных технических системах при решении задач определения условий стабильности параметров истечения рабочей жидкости в пористока-пиллярных матрицах различной структуры необходимо иметь информацию о механизме движения и о характере поведения жидкой среды вблизи поверхности твердых тел.

Целью диссертационной работы является определение параметров потока и определение методов воздействия на поток, при которых устраняются облитерационные явления в капиллярах. Автор выносит на защиту:

1. Сталагмометрическую методику определения толщины пристенного слоя жидкости;

2. Экспериментальные результаты исследования движения жидкости в капиллярах модернизированным прибором Дарси и воздействие ультразвука на процесс облитерации капилляров;

3. Новое аналитическое описание (модель) явления облитерации на основе модификации уравнения Гагсна-Пуазейля, .;

4. Технологию пропитки с применением ультразвука.

Диссертация содержит 4 главы. В первой главе приведены некоторые определения и формулы из гидромеханики, необходимые для исследования движения жидкости в пористокапиллярных телах. Для простоты анализа в качестве модели выбрана вода. В связи с чем, дан краткий обзор существующих моделей структуры воды. Детально рассматривается явление закупорки жидкостью капиллярных отверстий в гидроавтоматике и явление прилипания жидких частиц к поверхности тел в гидромеханике. На основе проведенного анализа поставлены задачи диссертационного исследования.

Во второй главе предложена методика определения микромасштабного процесса когезионного взаимодействия молекул жидкости вблизи твердых тел. Приведены результаты опытов. При этом эмпирическая формула, описывающая обнаруженное явление прилипания жидких частиц потока к жидкой поверхности неподвижного прилипающего слоя, дана в форме уравнений Навье-Стокса. Определена область неподвижного прилипающего слоя и на основе этого раскрыт физический смысл формпараметра. Также определен особый тип ламинарного течения и раскрыт физический смысл порогового числа Рейнольдса равный 2л.

В третьей главе разработаны основные методы управления неподвижным прилипающим слоем в мембранной технологии, а также в преобразователях информации (капилляры, пористые фильтры), применяемые в мостовых вычислительных и управляющих устройствах. Приведены результаты опытов по управлению неподвижным прилипающим слоем в полупроницаемых фильтрах с помощью ультразвука. Описывается явление скачкообразного увеличения расхода в фильтрах при действии ультразвука. Показаны основные детали физического моделирования процесса пропитки, фильтрации сточных вод.

Дано объяснение причины появления силы, предотвращающей выдавливание смазочного слоя и обеспечивающей жидкое трение между твердыми поверхностями.

В четвертой главе приведены особенности капиллярной технологии тяговых электродвигателей локомотивов. Выявлено преимущество ультразвуковой технологии пропитки по сравнению с другими методами пропитки. Предложен ультразвуковой способ пропитки обмоток якорей тяговых электродвигателей локомотивов [11.А10]. После лабораторных и эксплуатационных испытаний якорей тяговых электродвигателей локомотивов, пропитанных ультразвуковым способом, данный метод пропитки внедрен в производство (см. акт об использовании предложения а.с. № 1 197 013 — приложение 2).

Разработан способ увеличения точности работы элементов автоматики методом стабилизации параметров потока. Разработан способ нанесения информационных знаков.

Для установок капельного полива разработано условие, при которых соблюдается режим стабильной работы капиллярных насадок.

Материалы выполненных исследований опубликованы в 14-ти печатных работах.

Выводы по главе.

1. Рассмотрены особенности пропитки обмоток тяговых электродвигателей. При этом выявлены основные факторы ультразвукового способа пропитки пористокапиллярных тел из-за которых можно получить более качественную пропитку обмоток электродвигателей по сравнению с другими методами. Преимущество ультразвукового способа пропитки обусловлен специфическими воздействиями ультразвука на физические процессы в капиллярах и порах в зоне неподвижного прилипающего слоя жидкости в окрестности твёрдого тела.

2. На опытной установке для ультразвуковой пропитки определён оптимальный режим пропитки обмоток тягового якоря.

3. На основании полученных результатов была изготовлена промышленная ультразвуковая установка для пропитки обмоток тяговых якорей (см. рис. 4.4).

4. Предложенный автором ультразвуковой способ был внедрён на Улан-Удэнском ЛВРЗ в 1986 г. (см. акт внедрения — приложение 2).

5. Разработан способ увеличения точности работы элементов пневмо-ники методом стабилизации параметров потока.

6. Разработан способ нанесения информационных знаков на основе представлений об области неподвижного прилипающего слоя жидкости в окрестности твердой поверхности и явления скачкообразного увеличения расхода жидкости в пористокапиллярных телах при действии ультразвука.

7. Для установок капельного полива разработано условие, при котором соблюдается режим стабильной работы капиллярных насадок.

Заключение

.

1. Разработана сталагмометрическая методика регистрации микромасштабного процесса взаимодействия жидких частиц потока в окрестности твёрдого тела. Сталагмометрическая методика определения поверхностного натяжения жидкости была преобразована на принципе действия опытных установок rio изучению режима течения жидкостей Рейнольдса, исследования фильтрации Дарси. Эта методика позволила зафиксировать процесс изменения расхода жидкости через капилляр с течением времени.

2. Выявлен эффект прилипания жидких частиц потока к жидкой поверхности неподвижного прилипающего слоя в окрестности твёрдого тела при пороговом значении числа Рейнольдса равным 1л. Получено эмпирическое уравнение, описывающее явление закупорки капилляра жидкостью.

3. Определена область неподвижного прилипающего слоя жидкости в окрестности твёрдого тела. Такой подход дал возможность рассмотреть с единой позиции множество разрозненных фактов из гидравлики, гидроавтоматики, мембранной и капиллярной технологии. Особый интерес вызывает раскрытие физического смысла формпараметра в гидромеханике.

4. Определён особый тип ламинарного течения в окрестности твёрдого тела. Поток жидкости при критическом числе Рейнольдса примерно равном 2 Я", переходит от одного типа ламинарного режима в другой режим особого типа, сопровождаемый явлением прилипания жидких частиц к жидкой поверхности неподвижного прилипающего слоя в окрестности твёрдого тела.

Особый тип ламинарного движения жидкости представлен в виде уравнений Навье-Стокса. При этом раскрыт физический смысл порогового числа Рейнольдса, равное 2я. Пространственный параметр 1 / 271, рассматривается как коэффициент Се гидравлической силы отрыва жидких частиц от жидкой поверхности прилипающего слоя в окрестности твёрдого тела. Такое представление дало возможность раскрыть физический смысл фундаментального числа два в уравнении Гагена-Пуазейля. С этой позиции был определён общий вид уравнения Гагена-Пуазейля и Навье-Стокса.

Приведены результаты опытов, которые экспериментально подтверждает правильность формулы Френкеля Я, И. о том, что прочность на сдвиг пропорциональна модулю сдвига. При этом коэффициентом пропорциональг — 1 ности является пространственный параметр С, =-.

5 2п.

5. Выявлены 12 основных методов управления неподвижным прилипающим слоем потока.

6. Разработана методика управления неподвижным прилипающим слоем в мембранной технологии посредством применения ультразвука. При этом выявлен эффект скачкообразного увеличения расхода в фильтрах при действии ультразвука. Также определено управляющее воздействие электрического тока на процессы в области неподвижного прилипающего слоя жидкости вблизи электрода.

7. Дана формула, отражающая свойство неподвижного прилипающего слоя жидкости в окрестности твердых тел изменять сдвиговую прочность на основе формул Френкеля и Амонтона-Кулона.

8. Разработан способ увеличения точности работы мостовых вычислительных и управляющих устройств.

9. Разработан ультразвуковой способ пропитки якоря тяговых электродвигателей локомотивов. Тяговые электродвигатели с якорями, пропитанными одноразовым ультразвуковым способом прошли проверку в условиях эксплуатации. После этого этот способ пропитки был внедрён в 1986 году на Улан-Удэнском. Опыт эксплуатации электротехнических изделий, пропитанных посредством применения ультразвука свидетельствует об эффективности ультразвукового способа пропитки. Результаты исследовательских работ по изучению явлений прилипания жидких частиц к жидкой поверхности неподвижного прилипающего слоя в окрестности твёрдого тела показывает также на бесспорное преимущество совместного применения вакуума, давления и ультразвука при пропитке электротехнических изделий. Применение в железнодорожном транспорте изделий, пропитанных путём совместного использования вакуума, давления и ультразвука предопределяет возможность повышения надежности тяговых и другого типа электродвигателей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Н. Количественный анализ. М., Госхимиздат, 1958. 560 с.
  2. Р.И., Коровин Ю. И. Руководство по вычислению к обработке результатов количественного анализа. М., Атоммздат, 1972.
  3. А.Д., Киселев П. Г. Гидравлика и аэродинамика. М., МЭИ, 1977.116 с. Стройиздат, 1975. 323 с.
  4. В.И. Конспект лекций по курсам «Тяговые. электрические машины и тяговые электродвигатели ТЭТ». М., МЭИ, 1977, 116 с.
  5. В.А., Коон И. З., Скалкин Ф. В. Технологические аспекты окружающей среды. JL, Гидрометеоиздат, 1982. 256 с.
  6. М.В. Технология сборки электрических машин и аппаратов. М., Высшая школа, 1986. 228 с.
  7. В.Я. Физика воды. Киев, Наукова думка, 1986. 126 с.
  8. М.Е. Воздействие акустических колебаний на процесс диффузии. Успехи физической науки. 1967, т.92, вып.2. С. 181−206.
  9. A.C. Молекулярная физика граничного трения. М., ФМ, 472 с.
  10. A.c. № 553 589 СССР. Устройство для сравнения напряжений / Му-хопад Ю.Ф., Молодкин В. А., Лаптев А. П. Опубл. в Б.И. 1977, № 13.
  11. К.Н., Бернштейн Л. М. Сушка, пропитка й компаундирование обмоток электрических машин. М., Энергия, 1967. 304 с.
  12. Т.М. Самолетные и гидравлические приводы и агрегаты. М., Оборонгиз, 1951.
  13. МЛ., Левадский В. Г. Молекулярная структура воды. М., Знание, 1987. 64 с.
  14. А.И., Коробов Ю. И. Водоснабжение на ж.д. транспорте. М., Транспорт, 1991. 344 с.
  15. JI. Ультразвук и его применение в науке и технике. М., ИЛ, 1957.726 с.
  16. Д.Д. Рост кристаллов, т.5. М., Наука, 1965. С. 149.
  17. Ю.А., Статников Ю. Т. Изменение толщины пограничного слоя при наличии звукового поля. Акуст. журн., 1966, т. 12, № 3. С. 372.
  18. Н.Ф., Карманов В. Г. ДАН СССР, 181, 840, 1968.
  19. Введение в электромагнитную биологию. / под ред. Плеханова Г. Ф. Томск, ТГУ, 1979. 164 с.
  20. Г. П. Экспериментальное исследование щелевых уплотнений. Канд. дисс. М., Станкин, 1946.
  21. В.Г., Никольский Г. С., Рудицер А. Р. Интенсификация ультрафильтрирования ультразвуком. Химия и технология воды. 1984, т.6, № 6, С. 496.
  22. П., Пригожин И. Термодинамическая теория структуры, устойчивости и флуктации. М., Мир, 1973. 273 с.
  23. С., Лайдлер К., Эйринг Г. Теория абсолютных скоростей реакций. М., Издатинлит, 1948. 584 с.
  24. Л.И., Дрожалова В. И. Ультразвуковая пропитка. Ультразвуковая техника. Киев, Техника, 1965, вып. 1. С. 18−22.
  25. И.Ф. Аэрогидродинамика. М., Высш. шк., 1966. 404 с.
  26. П.Е., Березин В. Б., Хайкин A.M. Электротехнические материалы. М., Энергия, 1969. 544 с.
  27. .В., Чураев Н. В., Муллер В. М. Поверхностные силы. М., Наука, 1985. 389 с.
  28. В.Ф. Мир воды. Л., Недра, 1979. С. 20.
  29. В.И., Артамонов Б. А. Ультразвуковая пропитка деталей. М., Машиностроение, 1980. 40 с.
  30. В.П., Перепечкин Л. П., Каталевский Е. Е. Полимерные мембраны. М., Химия, 1981. 232 с.
  31. Ю.И. Мембранные процессы разделения жидких смесей. М., Химия, 1975. 230 с.
  32. .Т. Техническая гидродинамика. М., Машиностроение, 1978. 463 с.
  33. Г. В. Гидравлика и гидрология. М., Транспорт, 1989.376 с.
  34. В.Г., Михневич Г. Л. О разрушении ориентированной структуры жидкости в пристенных слоях под воздействием электромагнитного поля. Коллоид, журн., 1962, т. 24.
  35. Г. Н. Физические свойства структуры воды. М., МГУ 1987.
  36. А.Б. Тяговые электрические машины. М.-Л., Энергия, 1965.232 с.
  37. Д.М., Клименко В. М. Пористые конструкционные материалы и их металлофизические свойства. Киев, Знание, 1978. 32 с.
  38. А.Г. Основные процессы и аппараты химической технологии. М., Химия, 1973. 752 с.
  39. В.А. Краткий курс физической химии. М., 1969. 640 с.
  40. И.Н. Экспериментальное исследование методов регулирования малых расходов рабочей жидкости и борьба с облитерацией в гидроавтоматике. Канд. дисс. М., Ин-т автоматики и телемеханики АН СССР, 1957.
  41. К.С., Зобкова Г. И. Пропитка трансформаторов. Ультразвуковая техника. 1964, т.25, вып.6. С. 25−27.
  42. К.С., Зобкова Г. И. Ультразвуковая пропитка трансформаторов. Обмен опытом в радиоэлектронной промышленности. 1964, № 2. С.64−66.
  43. Р. Течение жидкостей через пористые материалы. М., Мир, 1964. 350 с.
  44. В.Т., Файб С.И, Алексеев A.A. Ремонт электрических машин. М., Транспорт, 1975. 360 с. .
  45. Е.Г. Основы новых способов металлообработки. Минск, Наука и техника, 1961. 157 с.
  46. Е.Г. Ультразвуковой капиллярный эффект. ДАН БССР, 1962, т.6, № 8. С. 492−493.
  47. Н.Ф., Кузнецов H.JL. Испытания и надежность электрических машин. М., Высш. шк., 1988. С. 10.
  48. A.B., Макарова Т. В., Серденко В. В. О диффузии через пористые перегородки в ультразвуковом поле. Акустика и ультразвуковая техника. 1973, вып. 8. С. 23−25.
  49. A.B., Макарова Т. В., Серденко В. В. Об эффективности звукового воздействия на диффузию через пористые перегородки. Акустика и ультразвуковая техника. 1970, вып. 6. С.54−56.
  50. Т.Д., Михалев М. А. Инженерная гидрология. Л., ЛПУ, 1980.72 с.
  51. А.Л., Зусманская Л. Л. Увеличение срока службы тяговых электродвигателей. М., Транспорт, 1970. 136 с.
  52. Г. С. Частичные разряды в высоковольтных конструкциях. М., Энергия, 1975. 224 с.
  53. В.А., Данилович Н. И. Влияние ультразвуковых колебаний на растекание олова на поверхности стали. Физика и химия обработки материалов. 1976, № 1. С. 15−18.
  54. Л.Д., Лифшиц Е. М. Теоретическая физика, T.VI. Гидродинамика. М., Наука, 1988, 736 с.
  55. В.Е., Казаков К. М. Физическая и коллоидная химия. М., Высш. шк., 1975. 200 с.
  56. В.С., Сергеев Ю. А. Снижение гидравлического сопротивления гидроциклонов с помощью ПАВ. Сб. науч. тр. Иркутск, ИрИИТ, 1997. С.93−95
  57. К.С. Вода. Л., Гидрометеоиздат, 1989. 272 с.
  58. Л.Г. Механика жидкости и газа. М., Наука, 1970. 904 с.
  59. Л.Г. Ламинарный пограничный слой. М., Физматгиз, 1962. 480 с.
  60. И.В. Вода в конденсированных средах. Киев, Наукова думка, 1971. 100 с.
  61. Махджуб Али Бабикер. Совершенствование методов оценки состояния изоляции электрических машин в Судане. Автореферат канд. дисс. М., МИИТ, 1995. 22 с
  62. Ю.М., Володченко В. А. Тяговые электрические машины за рубежом. Электротехническая промыш. Серия 01. Электрические машины: обзор. Информ., 1997, вып. 3(17). С. 1 24.
  63. И.Г., Соловьев В. А., Сырников Ю. П. Основы молекулярной акустики. М., Наука, 1964. 516 с.
  64. Н.П., Полторатский Г. М. Вопросы термодинамики и строение водных и неводных растворов электролитов. М., Химия, 1968. С. 352.
  65. Мошные ультразвуковые поля. / Под ред. Розенберга Л. Д. М., Наука, 1968. 266 с
  66. И. Б. Соболев В.Д., Чураев Н. В. Течение воды в капиляре при очень малых градиентах давления. Коллоид. Журн., 1991, т. 53, № 1. С. 131 № 134.
  67. Ю.Ф. Проектирование специализированных микропроцессорных вычислителей. Новосибирск, Наука, 1981.
  68. Ю.Ф., Молодкин В. А., Смолов В. Б. Проектирование ана-лого цифровых вычислителей с мостовым принципом действия. В сб.: Специализированные и комбинированные вычислительные устройства. Рязань, 1976, № 3
  69. Ю.Ф., Сажин Б. В. Мостовые вычислительные и управляющие устройства. Иркутск, Иркут. Ун т, 1984. 178 с
  70. B.C., Денисов А. А. Устройство автоматики гидро- и пневмосистем. М.: Высшая школа, 1991. 367 с.
  71. B.C. Каплеструйное регистрирующее устройство. Д.: Машиностроение, 1988. 269 с.- 89. Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. М., Мир, 1990, 344 с.
  72. Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах. М., Мир, 1975.
  73. И.И. Курс теоретической механики для физиков.М., МГУ, 1978. 575 с
  74. В.М. Методы построения путевых устройств железнодорожной автоматики на базе жидкометалических контактов. Автореферат канд. дисс. С. Петербург, ПТУ, 1988.
  75. Ю.Н. О пристенном эффекте. Механика жидкости и газа. М., 1967, № 2. С.160
  76. Ф.Г. Исследование торцевых (механических) уплотнений самолётных гидравлических агрегатов. Канд. дисс., Киев, ин-т инж. граждан, возд. флота, 1960.
  77. В.М., Майоров В. А., Васильев JI.JL Гидродинамика и теплообмен в пористых элементах конструкций летательных аппаратов. М.: Машиностроение, 1988. 168 с.
  78. Н.П., Кортнев А. Б. Воздействие ультразвука на течение жидкостей через пористые перегородки. Акустика и ультразвуковая техника, 1967, вып.23. С 245−254.
  79. JI. Гидроаэромеханика. М., ИЛ, 1951.
  80. П.П., Дежкунов Н. В., Коновалов Е. Г. Ультразвуковой капиллярный эффект. Минск, Наука и техника, 1981. 136 с.
  81. Т.С., Рухалин Л. Д., Гардов Б. Н. Опыт применения ультразвука при пропитке изоляционными составами намоточных изделий. Ультразвуковая техника. 1965, т.38, № 2. С.38−48.
  82. А.Г. Современные достижения электрохимии. М., Знание, 1976. 48 с.
  83. Е.З., Евгеньев А. Г. Гидравлика. М., Недры, 1987. 224 с.
  84. М. Реология. М., Наука, 1965.224 с.
  85. Реология. / Под ред. Эйриха P.M., ИЛ, 1962. 824 с.
  86. .В., Мухопад Ю. Ф. Пневматические аналого-цифровые вычислительные устройства. В сб.: биохимические процессы в пищевом производстве. Улан-Удэ, 1979. вып.4.
  87. .В., Мухопад Ю. Ф. Пневматические мостовые вычислители. В сб.: биохимические процессы в пищевом производстве. Улан-Удэ, 1979.
  88. О.Я. Структура водных растворов электролитов и гидратация ионов. М., АН СССР, 1957.
  89. Д.С., Бартенов Г. М. Физические свойства неупорядоченных структур. Новосибирск, Наука, 1982. 256 с.
  90. H.A. Динамика вязкой несжимаемой жидкости. М., Гос-техтеоретиздат, 1955.519 с.
  91. A.A. Трение и мы. М.: Наука, 1987. 192 с.
  92. Ю.М. Омагниченная вода: правда и вымысел. Л., Химия, 1990. 144 с.
  93. К.Э. Необыкновенная физика обыкновенных явлений. Т.1, М., Наука, 1986. С. 360.
  94. С.М. Основные задачи теории ламинарных течений. M.-J1., Гостехтеоретиздат, 1951, 420 с.
  95. Тепловозы: основы теории и конструкции. / Под ред. Кузмича В. Д. М., Транспорт, 1982.317 с.
  96. Ю.Д., Дайденко В.И, Казимирыч И. В., Олейников Н. И Химия. Справочные материалы. М., Просвещение, 1984. 240 с.
  97. Я. Техническая электродинамика. М., Энергия, 1974.488 с.
  98. Ультразвуковая технология./ Под ред. Аграната Б. А. М., Металлургия, 1974. 504 с.
  99. Ультразвуковой капиллярный эффект. Открытия в СССР, М., ЦНИИПИ, 1973.С.16−18.
  100. Физический практикум. / Ред. Иверонова В. И. М., ФМ, 1962. 956 с.
  101. М. Процессы затвердевания. М., Мир, 1977,423 с.
  102. Я.И. Кинетическая теория жидкостей. M.-JL, Изд-ство АН СССР, 1945.424 с.
  103. Г. Синергетика. М., Мир, 1980.
  104. Д., Бреннер Г. Гидродинамика при малых числах Рей-нольдса. М., Мир, 1976. 630 с.
  105. А.Г. Единицы физических величин. М., Высш. шк., 1977.287 с.
  106. В.Н., Титов И. П. Пропитка узлов малогабаритных электродвигателей ультразвуком. Обмен опытом в радиоэлектрон, пром. М., 1968, ГК СМ СССР по радиоэлектронике ЦБНТИ, № 10.
  107. Ю.М. Выращивание монокристаллов методом вытягивания. М., Металлургия, 1982. 310 с.
  108. Г. Теория пограничного слоя. М., Наука, 1982. 712 с.
  109. П.Ф., Мазо С. Я. Ремонт электрооборудования подвижного состава. М., Транспорт, 1986. 318 с.
  110. A.JI. Физика и геометрия беспорядка. М., Наука, 1982.1. С. 119.
  111. М.Ф., Руднев В. Н., Силантьев В. А., Ломаев A.M. Изменение свойств изоляции Монолит-2 при прямых пусках электродвигателей. Сб. науч. тр. М., ГУУЗ МПС ВЗИИЖТ, 1997, вып. 50. С. 20−28.
  112. C.B., Карелин Я. А., Ласков Ю. М., Воронков Ю. В. Очистка производственных сточных вод. М., Стройиздат, !985. 355 с.
  113. Anderson J.E., Hoffman S J., Peters C.B. J, Phys. Chem., 1972, vol.76, p.4006.
  114. Bernai J., Fowler R. J, Chem. Phys., 1.515.1933.
  115. De Shon W., Carson R.S. Elektric fleid investigation and model for elektrical liquid spraging. J7 Coll., Sci6 19 686 v.28.1, p. 161−163.
  116. Yruner F. Koll. Ztschr., 1948, Bd 111, S.31.
  117. Hertel H. Structur, form, Bewegung. Buchreiche: Biologie und Technik. Krauskopf-verlag, Mainz, 1963, 190−195
Заполнить форму текущей работой