Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Антиосманская коалиция европейских стран и Грузия в 60-х годах XV века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вполне понятно, что возможность организации борьбы с Османской империей в широком международном масштабе не могла не вызвать интереса и соответствующего отклика среди правящих кругов феодальных государств Грузии, которые, направив своих послов в Европу, постарались изучить обстановку и выразить готовность начать переговоры по конкретным вопросам. Таким образом, актуальность избранной нами темы… Читать ещё >

Содержание

  • Бведение
  • Глава II. ервая. Обзор источников и литературы
  • Глава вторая. Внутреннее и внешнеполитическое положение Грузии в середине ХУ века и ее ближневосточные союзники
  • Глава третья. Западноевропейские страны в середине ХУ века и их политика на Ближнем Востоке после падения Константинополя в 1453 г
  • Глава. четвертая. Конгресс в Мантуе
  • Глава II. ятая. Миссия Лудовико да Болонья в Грузии и грузинское посольство в страны Западной Европы в I460-I46I годах
  • Глава III. естая. О документах и личном составе грузинского посольства в Европу

Антиосманская коалиция европейских стран и Грузия в 60-х годах XV века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Глубокое и всестороннее изучение проблем истории народов СССР, а в их числе, естественно^ вопросов истории Грузии — важнейшая задача советской исторической науки,.

В многовековой истории грузинского народа ХУ век явился переломным этапом, начавшим новый период в истории феодальной Грузии. Единое и сильное феодальное государство Грузия, выступившее в ХП-ХШ веках в роли объединителя всего Кавказа, во второй половине ХУ века окончательно распалось на отдельные царства и владетельные княжества. Наряду с причинами внутреннего порядка, являвшимися результатом социально-экономического развития страны, важную и даже решающую роль в этом деле сыграл внешний фактор — крайне неблагоприятная для Грузии внешнеполитическая обстановка, связанная вначале с татаро-монгольскими завоеваниями в ХШ-Х1У веках, затем с восьмикратными разорительными вторжениями в Грузию Тимурленга в Х1У — начале ХУ века и, наконец, с образованием в середине ХУ века огромной агрессивной империи — османской Турции, создавшей угрозу не только странам Закавказья и Востока, но и Европы. Естественно, что в связи с этим для Грузии борьба с османской опасностью являлась первоочередной задачей. В 60-х годах ХУ века римским папой Пием П была предпринята попытка организации антиосманской коалиции европейских стран, к которой предполагалось привлечь и восточные страны, в том числе и Грузию,.

Вполне понятно, что возможность организации борьбы с Османской империей в широком международном масштабе не могла не вызвать интереса и соответствующего отклика среди правящих кругов феодальных государств Грузии, которые, направив своих послов в Европу, постарались изучить обстановку и выразить готовность начать переговоры по конкретным вопросам. Таким образом, актуальность избранной нами темы определяется, с одной стороны, большой и важной проблемой — историей многовековой борьбы грузинского народа с османской агрессией, а с другой — проблемой истории взаимоотношений Грузии со странами Западной Европы".

Целью диссертационной работы является монографическое исследование истории грузинского посольства в Европу в 60-х годах ХУ века в связи с организацией антиосманской коалиции европейских стран. Для достижения этой цели в диссертации ставятся следующие задачи:

— осветить положение Грузии в середине ХУ века и определить основные задачи ее внешней политики ввиду угрозы, создавшейся с образованием Османской империи;

— показать положение европейских стран в середине ХУ века и их политику в связи с падением Константинополя в 1453 году и усилившейся опасностью со стороны Турции;

— выяснить политику римского папы Пия П в Европе и на Востоке, определить причины и цели его стремлений к созданию антиосманской коалиции европейских и восточных государств;

— уяснить миссию Лудовико да Болонья, посетившего страны Востока по заданию римского папы;

— осветить историю грузинского посольства в Европу в 60-х годах ХУ века" определить его состав, цели и задачи, проанализировать документы и выявить причины неудачи посольства.

Теоретико-методологическую основу исследования составляет материалистическое понимание истории — исторический материализм. При написании диссертации мы руководствовались выводами, общими и конкретными положениями и указаниями, содержащимися в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина о государстве и внешней политике, о феодальном обществе.

— 172-ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В ХУ веке в Грузии произошли значительные изменения. Будучи в прошлом единым и сильным государством, которое в ХП-ХШ веках выступило в роли объединителя всего Кавказа, Грузия в ХУ веке переживала экономический и политический упадок, в результате которого во второй половине ХУ столетия оказалась раздробленной на отдельные царства и владетельные княжества. Понятно, что в таких условиях резко был сокращен и потенциал обороноспособности страны. Появившаяся на международной арене огромная агрессивная Османская империя создала для Грузии новую угрозу.

В середине ХУ века Османское государство настолько усилилось, что в 1453 году окончательно уничтожило Византийскую империю. При Мехмеде П мощь Османской империи достигла кульминации, и в результате роста экспансионистских устремлений Турция стала опасной силой на международной арене для стран и народов как Малой Азии и Кавказа, так и Центральной и Восточной Европы. Османская империя создавала угрозу соседним странам не только благодаря завоеватель-ским страстям, которыми был обуреваем султан Мехмед П, получивший прозвище Фатих (Завоеватель), но и агрессивной идеологией всего государства, всей сущностью его социально-экономического строя. И когда Османская империя методично и окончательно поглотила Византийскую империю, турецкая опасность для многих стран стала очевидной. Ее сознавали и государственные деятели Грузии, которые были глубоко втянуты во внутреннюю межфеодальную борьбу.

В 1459 г. в Грузии, находившейся в столь трудных условиях, появился представитель римского папы — Лудовико да Болонья с предложением образовать союз восточных государств и примкнуть к антиосманской коалиции стран Западной Европы для совместной борьбы с.

Турцией. Естественно, что грузинские государственные деятели не могли не откликнуться на этот призыв римского папы, так как перспектива разгрома Османской империи совместными усилиями стран Европы и Ближнего Востока представлялась выходом из тяжелого внутреннего и внешнеполитического положения.

Посылая своих послов в Европу вместе с Лудовико да Болонья и послами Трапезундской империи, государства Ак-Коюнлу и Малой (Киликийской) Армении, грузинские государственные деятели постарались изучить реальную обстановку и выразить свою готовность начать переговоры по конкретным вопросам организации совместной борьбы с Османской империей.

Альянс европейских и ближневосточных государств для борьбы с Турцией в Европе особенно желательным представлялся в первую очередь странам Балканского полуострова, испытавшим на себе всю тяжесть турецкого игра. Однако на деле ни одно из западноевропейских государств не проявило реальной заинтересованности в борьбе с Турцией. Даже Венеция, потерпевшая наибольший материальный ущерб, встала на путь соглашений с Османской империей. Единственный, кто серьезно был заинтересован в решении турецкого вопроса, это римский папа, которому и принадлежала сама идея создания антиосманской коалиции. Потеряв свою былую власть в Европе, римские папы, чтобы выйти из кризисного положения, теперь старались добиться внушительной политической победы, каковой и считали осуществление идеи отвоевания у турок Константинополя, чем предполагали достичь двух целей: с одной стороны, в случае объединения западноевропейского воинства под предводительством папы восстановилась бы его власть над разбежавшейся паствой, а с другой — в случае завоевания так называемого «византийского наследства» расширились бы границы духовной империи католицизма, что представляло предмет особой заботы римских пап, добивавшихся унии с представителями восточнохристианских стран.

С целью выяснения позиции ближневосточных стран папа (сперва Каликст Ш, а затем Пий П) направил к ним своего нунция Лудовико да Болонья, которому было поручено не только склонить эти страны к принятию католицизма, но и привлечь их к совместному выступлению против Турции. Естественно, что в данном случае особое внимание римского папы привлекали Грузия и Трапезундская империя как страны, которые после Византийской империи на Ближнем Востоке создавали основу жизнедеятельности православия. В то же время папа, учитывая, что в Грузии проживали «франки» (католики), надеялся с их помощью облегчить осуществление своих намерений.

Однако воплотить в действительность свои далеко идущие планы папа не сумел. Его бессилие воочию проявилось на конгрессе в Ман-туе. Поднять западноевропейские страны на борьбу с Турцией папе не удалось. Восточные же страны, вдохновившись идеей организации совместной борьбы с Османской империей, объединились. В их союз, помимо христианских стран, входило и мусульманское государство Ак-Коюнлу. Они направили в Европу объединенное посольство. Папа оказался в затруднительном положении. Выполнить своих обещаний он не мог. И если фиктивность власти папы в Европе ни для кого не представляла секрета, то теперь демонстрация его явного бессилия в странах Ближнего Востока предвещала полное падение его авторитета, и поэтому папа решил застраховаться тем, что объявил послов восточных стран подставными лицами, а чтобы этим поступком окончательно не испортить своих отношений со странами Востока, обвинил во всем Лудовико да Болонья, приписав ему фальсификацию посольства. Таким образом, Лудовико да Болонья/'один из образованных монахов", избранный папой Евгением 1У для деятельности в странах Востока, а Николаем У и Каликстом Ш определенный нунцием в эти страны, для папы Пия П стал козлом отпущения.

Данная позиция Пия П хорошо видна в его мемуарах. Европейские историки, повторившие версию, высказанную Пием П, исходят из некритического отношения к его мемуарам как к первоисточнику, проявляя беспредельное доверие к непогрешимости папы.

Доскональное изучение первоисточников и литературы позволяет сделать вывод о несостоятельности мнения, высказанного Пием П и принятым за истину некоторыми историками. Грузинское посольство в Европу в I460-I46I годах следует считать действительным, причины же его неудачи нужно искать в отсутствии реальной возможности у западноевропейских стран в тот период вести совместную борьбу против Османской империи.

— 176.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Произведения основоположников марксизма-ленини зма
  2. К. Капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.23, с.725−773.
  3. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. З, с.21−35.
  4. К. Морализирующая критика и критизирующая мораль. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.с.306.
  5. К. Объявление войны. К истории возникновения восточного вопроса. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.10,с.165−173.
  6. К. Революционная Испания. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.10, с.429−432.
  7. Ф. Борьба в Венгрии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.6, с.175−186.
  8. Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20, с. 508.
  9. Ф. О разложении феодализма и возникновении национальных государств. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.21, с.406−416.
  10. В.И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? Полн.собр.соч., т.1, с.153−154.
  11. Ю.Ленин В. И. О карикатуре на марксизм. Полн.собр.соч., т.30, с. 93.
  12. ПЛ. Барбаро и Контарини о России. Вступительные статьи, подготовка текста, перевод и комментарий Е. Ч. Скржинской. -Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1971. 274 с.
  13. П. 2. Барбаро Иосафат. Путешествие в Тану. Библиотека иностранных писателей о России. Отд.1, т.1. СПб., 1836, с. 1−65.
  14. П.З. Валла Лоренцо. Рассуждение о подложности так называемой
  15. Дарственной грамоты Константина. В кн.: Итальянские гуманисты ХУ века о церкви и религии. М.: Издательство АН СССР, 1963, с.139−216.
  16. П. 4. Вахушти. История Грузии. В кн.: Картлис цховреба, Т.1У. Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1973. — 1102 с.
  17. П. 5. Дарственная грамота Константина. В кн.: Итальянские гуманисты ХУ века о церкви и религии. М.: Издательство АН СССР, 1963, с.334−337.
  18. П. 6. Долидзе И. Памятники грузинского права, т.п. Тбилиси: Мецниереба, 1965. — 759 с. (на груз.яз.).
  19. П. 7. Дука. История. В кн.: Георгика. Сведения византийских писателей о Грузии. Тексты с грузинским переводом издал и примечаниями снабдил С. Г. Каухчишвили, т.УШ. — Тбилиси: Мецниереба, 1970, с.21−36 (на груз.яз.).
  20. П. 8. Жордания Ф. Хроники, т.п. Тбилиси, 1897. — 536 с.
  21. П. 9. Контарини Амвросий. Путешествие Амвросия Контарини, посла светлейшей венецианской республики к знаменитому персидскому государю Узун-Гассану, совершенное в 1473 году. Библиотека иностранных писателей о России. Отд.1, т.1. СПб., 1836, с.5−130.
  22. П. 10. Сведения итальянских путешественников ХУ века о Грузии.
  23. Деревод с итальянского, предисловие, примечания и указатели Э. М. Мамиствалишвили. Тбилиси: Мецниереба, 1981. -IOI с, (на груз.яз.).
  24. П.II. Франдзис Георгий. Малая хроника. В кн.: Георгика. Сведения византийских писателей о Грузии. Тексты с грузинским переводом издал и примечаниями снабдил С.Г.Каухчи-швили, т.УШ. — Тбилиси: Мецниереба, 1970, с.36−88 (на груз.яз.).
  25. П. 12. Халкокондил Лаоник. В кн.: Георгика. Сведения византийских писателей о Грузии. Тексты с грузинским переводом издал и примечаниями снабдил С. Г. Каухчишвили, т.УШ. -Тбилиси: Мецниереба, 1970, с.89−118 (на груз.яз.).
  26. П. 13. Тамарашвили М. История католичества среди грузин. Тбилиси, 1902. — 844 с. (на груз.яз.).
  27. П. 14. Archiv fur Kunae osterreichisciier GesciiicJits Quellen, Bd XI. — Y/ien, 1853, S. 156−157.
  28. П. 15. Bargellesi Severi A. Nuovi document! su fr. Lodovico da
  29. Bologna, al secolo Lodovico Severi, ITunzio Apostolico in Oriente /1455−1457/. Archivum franciscanum Jiistoricum, 69, 1976, p.3−22.
  30. П. 16. Der Briefweclisel des Eneas Silvius Piccolomini, Hrsg. R. Wolkan, 111 Abt, Bd 1, Wien, 1918, S.545,
  31. П. 17. Bughetti B. Nuovi documenti intorno a fr. Lodovico da Bologna O.F. M. Missionario e Ilunzio Apostolico in Oriente /1460−1461/. Studi Prancescani, Ser.3a, anno X/XXXV/, 1938, p.128−146.
  32. П. 18. du Glercq Jacques. Les Meraoires, dans J.A.Buchon. Choix de chroniques et memoires relatifs l’histoire de Prance (8). — Paris, 1875, p.172.
  33. П. 19. Commentaries of Pius XI- Memoirs of a Renaissance
  34. Pope, translated by Florence A. Gragg, edited, with, introduction by Leona C.Gabel. N.-J., 1959, — 381 p.
  35. П. 20. Cornet E. Le Guerre dei Veneti nell’Asia 1470−1474. -Vienna, 1856, p.31.
  36. П. 21. Dagboek der Gentshe Collatie beral tende een ITauwrkeurig verhail vande Geheurtenissen te Gent, en elders in Vlaen-deren, voorgerallen vande jaren 1446 tot 1515″ ed. A.G.B.Schages. — Gent-Rotterdam, 1842^ p, 440−443.
  37. П. 22. de la Marciie Olivier. Memo ires. dans Beaunne et J.A.
  38. Arbaumont, v. I-IV. Paris, 1883−1888. V. II, p.381−382.
  39. П. 23. Muller G. Documenti sulle relazioni della citta Toscanecoll’Oriente Cristiano e coi turchi fino aii’anno MD XXXI.-Pirenze, 1879, p.184−191.
  40. П. 24. Raynaldo Odorico. Annales ecclesiastici t.21−34. Lucae, 1747−1756.
  41. П. 25. Waddingо Luca. Annales Minorum, t. VI, VII-XIII. Romae, 1734.1. Ш. К H И Г И
  42. Ш. 1. Гвритишвили Д. В. Очерки по истории Грузии, т.П. Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1965. — 510 с. (на груз.яз.).
  43. Ш. 2. Гвритишвили Д. В. Из истории социальных отношений в поздне-феодальной Грузии (сатавадо-сеньории). Тбилиси: Издательство Тбилисского ун-та, 1961. — 277 с.
  44. U3. Джавахишвили И. А. История Грузии (Х1-ХУ века). Тбилиси: Сахелгами, 1949. — 283 с. (на груз.яз.).
  45. Ш. 4. Джавахишвили И. А. История грузинского права, кн.2, ч.1. -Тбилиси: Издательство Тбилисского ун-та, 1928. 237 с. на груз.яз.).
  46. Ш. 5. Джавахишвили И. А. История грузинского народа, кн.2. Тбилиси: Издательство Тбилисского ун-та, 1948. — 371 с. (на груз.яз.).
  47. Ш. б. Джавахишвили И. А. История грузинского народа, кн.4. Тбилиси: Издательство Тбилисского ун-та, 1967. — 490 с. (на груз.яз.).
  48. Ш. 7. Джамбуриа Г. Д. Из истории феодальных отношений в Грузии.-Тбилиси: Издательство АН Грузинской ССР, 1955. 207 с. (на груз.яз.).
  49. Ш. 8. История человечества, т.У. СПб., 1896, с.139•
  50. Ш. 9. Карпов С. П. Трапезундская империя и западноевропейские государства в ХШ-ХУ вв. М.: Издательство Московского ун-та, 198I. — 231 с.
  51. ШЛО. Мамиствалишвили Э. М. Внешнеполитические взаимоотношения Грузии во второй половине ХУ века и в ХУ1 веке (на основе европейских источников). Тбилиси: Мецниереба, 1981.394 с. (на груз.яз.).
  52. Ш. П. Месхиа Ш. А. Города и городской строй феодальной Грузии.-Тбилиси: Издательство Тбилисского ун-та, 1959. 440 с.
  53. Ш. 12. Нуцубидзе Ш. И. Руставели и восточный Ренессанс. Тбилиси: Издательство Заря Востока, 1947. — 387 с. 11 113. Очерки истории Грузии, т.Ш. Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1979. 890 с. (на груз.яз.).
  54. Ш. 14. Рансимен С. Падение Константинополя в 1453 г. М.: Наука, 1983. — 200 с.
  55. Ш. 15. Табатадзе К. Г. Борьба грузинского народа против иноземных завоевателей на рубеже Х1У-ХУ веков. Тбилиси: Мецниереба, 1974. — 261 с. (на груз.яз.).
  56. Ш. 16. Тарди Л. Венгеро-грузинские взаимоотношения в ХУ1 веке. -Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1980. 198 с.(на груз.яз.). Ш. 17. Тарле Е. В. История Италии в новое время. — СПб., 1901. -190 с.
  57. Ш. 18. Таубе М. История зарождения современного международногоправа, т.1. СПб., 1894. — 370 с. Ш. 19. Toncmeiis, Правда об автокефалии грузинской церкви.
  58. Кутаис, 1905, 345 с. Ш. 20. Успенский Ф. И. Очерки из истории Трапезундской империи. -Л.: 1929. — 161 с.
  59. Ш. 21. Ammirato Scipione. Jstorie Florentine. Firenze, 1641, p.90.
  60. Ш. 22. Babinger P. luehmed der Eroberer und seine Zeit. Munchen, 1953. — 592 s.
  61. HI.23. De Barante M. Histoire des Dues de Bourgogne de la maisonde Valois, t.II. Bruxelles, 1838, p.179.
  62. Ш. 24. Brosset M. Additions et eclaircissements a l’histoire dela Georgie depuis l’antiquite jusqu’en 1469. St.-Petersbourg, 1851, p.p.398−411.
  63. Ш. 25. da Civezza M. Storia universale della missione Francescane, vol.V. Roraae, 1861, p.p.145−204.
  64. Ш. 26. Fallmerayer J.PJa. Gesciaichte des Kaiserthums von Trapezunt. Munchen, 1827. — 354 S.
  65. Щ.27. Hammer J. Geschiclite des Osmanisciien Reiches, Bd.II.1. Pest, 1834. 867 s.
  66. Ш. 28. Hefele C.J. Conciliengeschich. te, Bd. VIII, — Freiburg im
  67. Breisgau. Strassburg, 1887. — 896 s. Ш. 29. Heyd V/. GescJaiclite des Levantehandels im Mittelalter,
  68. Bd.II. Stuttgart, 1879. — 781 s.
  69. Ш. 30. Jorga N. Geschichte des Osmanischen Reiches. Gotha, Perthes, 1909″ - 453 s,
  70. UI.3I. Oppert G. Der Priester Johannes in Sage und Geschichte.-Berlin, 1870.
  71. Ш. 32. Pastor L. Histoire des Papes depuis la fin du Ivloyenage, trad, de l’allemand par P. Raynaud, v.II. Paris, 1888.
  72. Ш. ЗЗ. Richard J. La Papaute et les missions d1Orient au moyen age, XIII-e XV-e siecles. — Rome, 1977. — 325 p.
  73. Ш. 34. Tamarati Ш. L’Eglise Georgienne des origines jusqu’a nos jours. Rome, 1910. — 710 p.
  74. Ш. 35. Voigt G. Enea Silvio de Piccolomini als Papst Pius der Zweite und sein Seitalter, Bd.II. Berlin, 1862.
  75. Ш. 36. Voigt G. Enea Silvio de Piccolomini als Papst Pius der Zweite und sein Zeitalter, Bd.III. Berlin, 1863. -724 s.
  76. У. Словари, энциклопедии, справочники
Заполнить форму текущей работой