Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование эффективных инструментов управления муниципальным предприятием

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Муниципальные образования имеют низкий уровень налоговых поступлений в бюджет, что существенным образом сказывается на развитии муниципальных предприятий. Механизм управления муниципальным предприятием имеет свои особенности (социальную значимость, локальный монополизм, противоречие интересов собственника и предприятия), что требует углубления в изучении специфичных проблем функционирования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы управления муниципальным предприятием
    • 1. 1. Экономико-правовые основы управления муниципальным предприятием
    • 1. 2. Ключевые элементы механизма управления муниципальным предприятием
    • 1. 3. Инструменты управления муниципальным предприятием
  • Глава 2. Особенности управления муниципальным предприятием
    • 2. 1. Особенности существующего механизма управления муниципальным предприятием и необходимость его реформирования
    • 2. 2. Оценка действующих форм финансирования, тарифной и ресурсосберегающей политики на муниципальном предприятии
    • 2. 3. Анализ эффективности существующих инструментов управления на муниципальном предприятии
  • Глава 3. Формирование эффективного механизма и инструментов управления муниципальным предприятием
    • 3. 1. Формирование эффективного механизма управления муниципальным предприятием с использованием современных инструментов управления
    • 3. 2. Стратегическое управление и алгоритм подбора оптимального сочетания планируемых тарифов, объема поставок услуг и структуры издержек при управлении муниципальным предприятием
    • 3. 3. Обеспечение эффективности управления инструментами планирования и контроля на муниципальном предприятии

Формирование эффективных инструментов управления муниципальным предприятием (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования и изученность проблемы. В социально-экономическом укладе нашей страны за последнее десятилетие произошли кардинальные изменения.

В сложившейся ситуации наиболее уязвимыми (соответственно, наиболее слабо адаптированными к рыночной среде) оказались отрасли социальной сферы. Сегодня ключевые вопросы экономики и управления муниципальных предприятий (и социальной сферой в целом) требуют незамедлительного и кардинального решения в свете новых теоретико-методологических предпосылок, связанных с конкретными региональными особенностями, факторами и условиями.

Несмотря на наличие определенных достижений в исследовании теоретических и практических аспектов реформирования наиболее общественно значимых отраслей социальной сферы (Е.Г. Анимица, A.A. Анохин, О. И. Боткин, Т. И. Заславская, Ю. АЛевада, К. И. Микульский, Н. Я. Петраков, O.A. Романова, Б. В. Ракитский, Н. М. Римашевская, Н. П. Шмелев и др.), до настоящего времени предлагаемые новации недостаточно адаптированы для использования как в целом по России, так и для отдельных ее регионов.

Основными проявлениями государственной политики в социальной сфере в настоящее время являются отстранение государства от участия в развитии данного сектора экономики и передачи значительной части этих функций местному самоуправлению, а также коммерческим структурам, резко ограничив при этом его финансовые возможности.

Муниципальные образования имеют низкий уровень налоговых поступлений в бюджет, что существенным образом сказывается на развитии муниципальных предприятий. Механизм управления муниципальным предприятием имеет свои особенности (социальную значимость, локальный монополизм, противоречие интересов собственника и предприятия), что требует углубления в изучении специфичных проблем функционирования муниципального предприятия и внесения существенных изменений и дополнений в его структуру. Множество существующих противоречий в управлении муниципальными предприятиями делает их работу проблемной, а достижение главной цели, высокого качества услуг — недостижимой. Сегодня муниципальные предприятия делятся на два вида: первые — деятельность которых неизбежно убыточна (школы, больницы, детские сады и др.) — вторые — деятельность которых приносит прибыль (коммунальные и производственно-технические предприятия). Попытки соблюдать баланс интересов при распределении прибыли, создавать возможность развития самим предприятиям и, учитывая необходимость пополнепия казны, обычно сводятся к использованию остаточного принципа финансирования и, как правило, предприятия второй группы остаются без средств, так необходимых для его развития. В настоящее время большая часть муниципальных предприятий (водоснабжения, теплоснабжения) имеют дотационные вливания из бюджета муниципального образования, наличие слабых бюджетов не позволяет производить корректировку цен на услуги (тарифы) при изменении цен на топливо, материалы, внешние услуги, делая работу муниципальных предприятий убыточной, что также не позволяет финансировать развитие муниципальных предприятий. Попытки связать установление цен за услуги (тарифы) через инструменты управления муниципальным предприятием, координацию деятельности институтов, решения инвестиционных проблем с целью повышения эффективности управления практически нигде не рассматривались.

Исследование проблем экономики, планирования и управления социальной сферой всегда привлекали внимание как отечественных, так и зарубежных ученых. Большой вклад в разработку данных проблем внесли: В. И. Евсеев, Ф. Н. Кадыров, Т. И. Корягина, В. П. Корыгин, А. Л. Кузнецов, А. К. Осипов, Б. И. Пашков, В. М. Рутгайзер, А. И. Татаркин, Л. И. Якобсон и др.

Ключевые аспекты развития и функционирования социальной сферы как необходимого компонента системы общественного разделения и кооперации труда, а также структурные элементы ведущих отраслей социальной сферы региона наиболее подробно рассмотрены в работах А. Г. Гранберга, Л. Н. Свириной, Н. П. Згиборза, О. В. Емельянова, В. А. Комарова, Л. ФЛебедевой, В. И. Мудракова, A.B. Орлова, В. В. Пациорковского, И. И. Разумновой, О. В. Тереховой, а также Р. Уотермена, Д. К. Грейсона, М. Якока, В. Хойера и др.

Зарубежный опыт регионального управления социальной сферой описан в работах Дж. Ньюхауза, Р. Баррея, М. Варшавски, а также отечественных экономистов В. М. Грачева, O.A. Дедова, Е. П Жиляевой, Л. Зубчепко, Л. ФЛебедевой, Л Лучкиной, Н. М. Ратнер, Л. И. Соловьевой и др.

Вопросы повышения уровня инвестиционной активности в социальной сфере занимают основное место в трудах Л. А. Зайцевой, С. А. Закировой, Дж.А.Райса, Б. Рудника, Ф. Ф. Рыбакова, Э. Саваса, Дж.Ю. Стиглица и др.

Особое место, занимаемое социальной сферой в системе общественного воспроизводства, актуальность представленной темы и потребность в теоретической разработке проблем управления муниципальными предприятиями социальной сферы (водоснабжения, теплоснабжения) в условиях • переходной экономики определили выбор темы и цель исследования.

Объектом исследования являются отраслевые муниципальные предприятия.

Предметом исследования выступает система экономических отношений, регулирующих производство, доставку и потребление социально значимых (теплоснабжение, водоснабжение) услуг в условиях трансформационной экономики, механизмы и инструменты управления муниципальным предприятием.

Целыо диссертационного исследования является обоснование направлений формирования и совершенствования инструментов управления муниципальным предприятием с учетом специфики и особенностей их адаптации к рыночной экономике. Реализация названной цели потребовала решения следующих задач:

— проанализировать взаимосвязи между эффективностью функционирования муниципальных предприятий и состоянием системных противоречий, исследовать особенности механизма и инструментов управления муниципальным предприятием;

— исследовать возможности применения зарубежного опыта управления муниципальными предприятиями с использованием современных инструментов управления;

— предложить комплекс мероприятий, направленных на формирование эффективных инструментов управления муниципальным предприятием;

— обосновать основные направления организационных преобразований механизма управления с внедрением современных инструментов управления, обеспечивающих эффективное управление муниципальным предприятиемразработать методические положения проведения эффективных преобразований инструментов управления на муниципальном предприятии.

Теоретической и методологической основой исследования являются научные труды и разработки отечественных и зарубежных специалистов по проблемам экономики переходного периода, менеджменту, эффективности регулирования регионального развития, формирования эффективных инструментов управления муниципальным предприятием. Основным методологическим приемом исследования является системный подход, позволяющий с наибольшей объективностью подойти к вопросам формирования эффективных инструментов управления муниципальным предприятием в рыночных условиях хозяйствования.

Основные методы исследования. В работе использованы общенаучные методы комплексного, структурного, факторного и сравнительного анализа.

Информационную основу диссертации составляют материалы Госкомстата РФПермского областного комитета государственной статистики Госкомстата РФрезультаты исследований Пермского филиала Института экономики УрО РАНданные, предоставленные муниципальными предприятиями Пермской области, собственные аналитические разработки.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке и обосновании ряда предложений по формированию и совершенствованию инструментов управления муниципальным предприятием. В процессе исследования получены теоретические и практические результаты, определяющие научную новизну и являющиеся предметом защиты:

• уточнено понятие «организационно-экономическое нововведение» как механизма преодоления противоречия между содержанием муниципального управления и формами его реализации, а также определение «механизма» и «инструментов управления» муниципальным предприятием;

• выделены особенности и дополнена классификация причин кризисного состояния муниципальных предприятий, обусловленные влиянием факторов внешней и внутренней среды трансформационной экономики;

• разработана и апробирована методика анализа эффективности инструментов управления муниципальным предприятием, обеспечивающая мониторинг производственно-финансовой деятельности;

• предложен алгоритм подбора оптимального сочетания планируемых тарифов, объема услуг и структуры издержек на муниципальном предприятии;

• сформирован алгоритм определения структуры заемного и собственного капитала в инвестиционной составляющей на муниципальном предприятии.

Основные результаты диссертационного исследования и вытекающие из них предложения, направленные на формирование эффективного механизма Э и инструментов управления муниципальным предприятием, с учетом отечественной специфики и практики применения состоят в следующем: 1. Уточнено понятие «организационно-экономическое нововведение» как механизм преодоления противоречия между содержанием муниципального управления и формами его реализации, а также определение «механизма» и «инструментов управления» муниципальным предприятием.

Предложенный подход позволяет определить характер необходимых для реформирования нововведений в связи с тем, что общие характеристики систем наполняют содержание управления муниципальным предприятием теми задачами (предполагаемыми эффектами, результатами) и функциями (используемыми способами достижения результатов), которые призвано решать муниципальное предприятие в любой социально-экономической системе. При этом особенные характеристики социально-экономических систем определяют форму реализации содержания муниципального управления.

Преодоление противоречия между содержанием управления муниципальным предприятием и формой его реализации, порождаемого несоответствием экономической политики особенным характеристикам системы, должно стать основным ориентиром при формировании муниципальной экономической политики.

В исследовании выделены закономерности функционирования & муниципальных предприятий при рассмотрении реализации его содержания в конкретных формах. Соответствие этих форм объективно обусловлены особенным характеристикам системы позволяет муниципальным предприятиям выполнять их основные задачи и функции. Анализ форм на соответствие их особенным характеристикам системы, проведенный по определенным критериям, выявляет первоочередные направления преодоления противоречия между формой реализации содержания управления муниципальным предприятием и характером используемых организационно-экономических нововведений. В качестве критериев ^ использованы такие как формы собственности, масштабы и виды деятельности, отраслевая направленность, организационно-правовые формы.

Особенностью современной реформы является заимствование-использование нововведений, положительно зарекомендовавших себя при реформировании экономик других стран. Заимствование как метод экономической политики может стать эффективным инструментом реформирования национальной экономики только в том случае, когда выявлено подобие особенных характеристик социально-экономических систем, позволяющее прогнозировать последствия макроэкономических решений. Отсутствие подобия делает невозможным использование схем и ф рекомендаций, апробированных при реформировании иных социальноэкономических систем. Создание условий для эффективной реализации содержания управления муниципальным предприятием в конкретных формах может состояться только путем построения социально-экономической инфраструктуры, учитывающей национальные особенности российской экономической системы.

Механизм хозяйствования на предприятии представляет собой совокупность принципов, форм, методов и инструментов управления экономическим процессами, при помощи которых оказывается воздействие на его хозяйственную деятельность для достижения стратегических целей развития с учетом социальных интересов. ® Инструментами управления называются функции планирования, контроля, организации, осуществляемые субъектом управления с целью обеспечения выполнения принятого решения, характеризующие содержание управляющего воздействия и прокладывающие связи между целями управления и способами их достижения.

Сущность данного понятия состоит в том, что инструменты управления можно рассматривать как отдельные этапы, части, составляющие в целом процесс управления, каждый субъект управления выбирает и комбинирует инструменты управления, используя их в определенной последовательности. Ф 2. Выделены особенности и дополнена классификация причин кризисного состояния муниципальных предприятий, обусловленные влиянием факторов внешней и внутренней среды трансформационной экономики.

В качестве особенностей организации управления на муниципальном предприятии были определены: большая социальная ответственность при принятии решенийуправление фактически осуществляется муниципалитетом, оперативность принятия решений и инициатива у предприятия отсутствуютсуществует постоянная неопределенность в вопросах финансирования так как процедурой регулирования тарифов занимается муниципалитет, который в свою очередь также формирует и ® бюджет.

Проведена рейтинговая оценка работы предприятия КГМПП «Теплоэнерго» по показателям (коэффициентам): Ко — обеспеченность собственными средствамиКл — ликвидность балансаКи — интенсивность оборота средствКм — эффективность менеджментаКп — прибыльность собственного капитала и интегрального показателя рейтинговой оценки — Я .

Анализ формирования и утверждения тарифов показал, что часто местные власти злоупотребляют своими полномочиями и, в связи с низкой обеспеченностью бюджета или по каким либо другим причинам, тарифы стараются вообще не пересматривать, что ведет муниципальные предприятия к банкротству, создавая часто повторяющиеся кризисные ситуации в Ф теплоснабжении.

Фактически за период с 1997 по 2002 г.г. изменение тарифов происходило только два раза несмотря на то, что количество изменений цен на топливо по отдельным его видам в среднем происходило за этот же период от 8−14 раз. Изучение графика изменения рейтинговой оценки работы предприятия по годам показывает, что улучшение рейтинга предприятия происходило в периоды пересмотра тарифов.

В целом в настоящее время происходит снижение бюджетных дотаций на содержание муниципальных предприятий, но не за счет перехода к экономически обоснованным тарифам для потребителей, а путем недофинансирования выпадающих доходов предприятий теплоснабжения.

Одной из важнейших задач обновленной тарифной политики является переход к экономически обоснованным тарифам. С целью сдерживания роста тарифов необходимо внедрение приборов учета и потребления энергии, новых технологий энергосбережения, заинтересованности потребителей в снижении потребления энергии через льготные и дифференцированные тарифы.

Практическая реализация ресурсосберегающей политики сдерживается рядом нерешенных задач: несовершенством нормативно — правовой базынеразвитостью рынка услуг по инвестированию, установке и обслуживанию энергоосберегающей техникиотсутствием системы учета и контроля за потреблением энергиинизкой финансовой обеспеченностьюнесовершенством используемых технологий и существующего технического оборудования в энергетической отрасли.

Выявленные причины указывают на: низкую эффективность управления из-за постоянных противоречий в механизме управления предприятиемнизкое качество услуг из-за отсутствия инвестиционных средств на развитие предприятиянеэффективную тарифную политику, низкий уровень ресурсосбережения и некачественный финансовый учет и управление.

Модель управления экономикой муниципального предприятия имеет две подсистемы управления с одной целью и одним источником финансирования, поэтому необходимо совершенствование механизма управления, решения должны приниматься с учетом целей каждой подсистемы и их соподчиненности.

3. Разработана и апробирована методика анализа эффективности инструментов управления муниципальным предприятием, обеспечивающая мониторинг производственно-финансовой деятельности.

Проведенный в исследовании анализ экономики муниципальных предприятий свидетельствует о настоятельной необходимости & осуществления и проведения глубоких преобразований через формирование механизма и инструментов управления муниципальным предприятием. Существующий механизм и инструменты управления на предприятии по основной своей сути приближен к административно-ведомственному, базирующемуся на приказах и распоряжениях. В основе его лежат директивный план и фиксированные цены. Управление осуществляется муниципалитетом, оперативность в принятии решений и инициатива у непосредственных исполнителей отсутствуют. В основе управления лежит внеэкономическое принуждение.

Развитие муниципальных предприятий в современный период возможно лишь на основе формирования нового хозяйственного механизма, ориентированного на использование экономических рычагов и стимулов, а также на максимально полный учет интересов потребителей. Обоснованный подход к проведению преобразований в механизме управления муниципальным предприятием предполагает структурную перестройку хозяйственных отношений путем ее демонополизации, повышения эффективности управления, создания конкурентной среды, действенного ресурсосбережения.

Концепция реформирования основывается на структурной перестройке хозяйственных отношений в системе управления и внедрения нового механизма и инструментов управления, основанных на экономическом & интересе производителей и потребителей, оптимальном сочетании объема производства и затрат, собственного и заемного капитала, гибко регулируемый государством и местными органами власти. Основными рычагами регулирования являются экономические, преимущественно косвенные и правовые.

Предлагается провести реструктуризацию капитала предприятия, выделив из него четыре предприятия по центрам ответственности: производство энергии, транспортировка, ремонт металлических конструкций, ремонт строительных конструкций и транспорт. При этом каждое Ф предприятие имеет свой расчетный счет, свою структуру управления. На предприятиях качественно меняются функции управления: планирование и контроль и осуществляется переход от «котлового» метода учета затрат к маржинальному с внедрением управленческого учета. Внедряются: календарное планирование, бюджетирование, современные инструменты управления муниципальным предприятием, позволяющие: осуществлять подбор оптимального сочетания планируемых тарифов, объема услуг и структуры издержек на муниципальном предприятииопределять структуру заемного й собственного капитала в инвестиционной составляющей, все это позволит повысить эффективность управления муниципальным предприятием за счет своевременности принятия решений, гибкости и адаптивности к происходящим изменениям.

Основу экономических отношений в данной системе должны составлять договорные обязательства, построенные на конкурентной основе.

Обоснованы организационные преобразования в механизме управления муниципальным предприятием.

Учитывая высокую социальную значимость и действующие факторы трансформационной экономики, необходим контроль за преобразованием муниципального предприятия и обеспечение его управляемости.

Модернизация традиционной функциональной организационной структуры предприятия через усиление группирования работ вокруг результата основывается на формировании структуры управления по «услугам».

Создание холдинга в значительной степени повышает инвестиционную привлекательность муниципальных предприятий и позволяет включить в управление рыночные инструменты.

4. Разработан алгоритм подбора оптимального сочетания планируемых тарифов, объема услуг и структуры издержек на муниципальном предприятии.

При разработке управленческих решений этап планирования чрезвычайно важный, сложный, а иногда и долгий, является не чем иным, как «заявлением намерений». В действительности на ход реализации решения воздействует множество как внешних, так и внутренних дестабилизирующих факторов. Это приводит к изменению расчетных параметров (временных и стоимостных). В этих условиях одним из важных средств реализации поставленных целей является организация и контроль за ходом реализации решения, т. е. контроль за исполнением календарных планов и расходованием ресурсов. Контроль осуществляется по трем аспектам реализации проекта: времени, стоимости и качеству.

Регулирование хода реализации решения. Процесс регулирования состоит в циклическом повторении с принятой периодичностью (сутки, неделя, декада, месяц) следующих процедур: сбор и подготовка оперативной информации о ходе работ, предполагаемых изменениях исходных характеристик работ, подлежащих выполнению, и представление в проектную командуобновление (актуализация) моделей и подготовка данных для их расчета (пересчета) — расчет (пересчет) сетевых моделей и актуализация календарных планованализ фактического состояния комплекса услуг и подготовка решений по их выпуску и структуры издержек на муниципальном предприятии, для дальнейшей реализацииразработка оперативных календарных планов (квартальных, месячных, недельно-суточных и др.) и доведение их до ответственных исполнителей и руководителей соответствующих уровней.

Автором предлагается алгоритм контроля и корректировки оптимального сочетания планируемых тарифов, объема услуг и структуры текущих издержек по муниципальному предприятию.

Разработанная модель сводится к итеративно взаимосвязанным действиям в нахождении оптимального сочетания планируемых тарифов, объема услуг, а также величины постоянных текущих операционных издержек в связи с осуществлением указанных услуг.

5. Сформирован алгоритм определения структуры заемного и собственного капитала в инвестиционной составляющей на муниципальном предприятии.

Структура капитала предприятия, если ее рассматривать с точки зрения владения и распоряжения капиталом, делится на заемный и собственный. Структура-капитала есть соотношение собственных и заемных финансовых средств, используемых предприятием в процессе своей хозяйственной деятельности.

Успешное использование кредиторской задолженности увеличивает доходы муниципального предприятия. Преимущество финансового рычага в том, что капитал, взятый в долг под фиксированный процент, можно использовать для инвестиций, приносящих прибыль, более высокую, чем уплаченный процент.

В настоящее время сложилась парадоксальная ситуация в российской экономике, муниципальные предприятия испытывают острую нехватку инвестиций, возможности пополнения капитала, как через эмиссию акций и соответственно, привлечения к управлению новых собственников, так и через получение долгосрочных кредитных ресурсов которые не оцениваются с точки зрения эффективности. Собственники предприятия пытаются чисто на интуитивном уровне принимать социально значимые решения о выборе способов инвестирования, тем более, когда попутно решается вопрос о возможности отчуждения части собственного капитала (а может даже и контрольного пакета акций) и передаче его в собственность инвесторам.

Формирование финансового планирования на предприятии, с учетом механизмов финансовой стабилизации осуществляется через чистый денежный поток, финансовый и операционный леверидж и имеет следующую последовательность: проводится анализвыявляются причины неплатежеспособности и разрабатываются мероприятия по их устранениюпроизводится расчет необходимых для внедрения мероприятий денежных средств и составление планов выхода предприятия из финансового кризиса, обеспечивается финансовая стабилизации на базе сбалансированности Ф плановых индикатороврассчитываются условия инвестирования, используя алгоритм определения структуры заемного и собственного капитала в инвестиционной составляющей на муниципальном предприятии.

Оптимизация структуры капитала по критерию максимальной финансовой рентабельности собственного капитала определяется путем многовариантных расчетов с использованием механизма финансового левериджа, позволяющие определить оптимальную структуру капитала через максимальную финансовую рентабельность собственного капитала.

Оптимизация структуры капитала по критерию минимизации его стоимости определяется через предварительную оценку стоимости ®-г собственного и заемного капитала при различных условиях его привлечения и осуществляются многовариантные расчеты средневзвешенной стоимости собственного капитала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Д. и В, П.Медведев. Менеджмент как система управления хозяйственной деятельностью. М., Знание. 1992. с. 58.
  2. М.М. Планирование деятельности фирмы. М: Финансы и статистика, 1997−243
  3. A.C. Экономическое обоснование управленческих решений в отрасли: учебное пособие. -М.: АНХ, 1985. 103 с.
  4. О.И. Информационное управление экономическими процессами. — Ижевск, Удмуртия, 1997. 192 с.
  5. И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? М.: Финансы и статистика, 1996. — 382 с.
  6. В.И. Новый менеджмент: управление предприятиями на уровне высших стандартов: теория и практика эффективного управления. М.: Экономика, 1997.-367 с.
  7. Беа Ф.К., Дихтла Э, Швайтцер М. экономика предприятия: Пер. с нем. -М.: ИНФРА-М, 1999.-XVI, 928с.
  8. В.Н., Иринов В. А. Модели и методы управления организационными системами. М.: Наука, 1994. — 270 с.
  9. B.C., Васильева Н. В., Иохведов Ф. М. Управление развитием жилищной сферы в условиях реформирования ЖКХ. — СПб.: СПбГИЭА, 1997.
  10. B.C., Васильева Н. В. Совершенствование экономических отношений в жилищной сфере: Учеб. пособие. — СПб.: СПбГИЭА, 1999.
  11. А.Н. Система управления развитием предприятия (СУПР). — М.: Финансы и статистика, 2001. — 240с.: ил.
  12. Ф.И., Глазьев С. Ю., Москвин Д. Д., Фельдман М. Н. Предприятие и формация. М.: Эдиториал УРСС, 199. 304с. Стр. 116.
  13. П.Г. Хозмеханизм: идеи и реальность. М., Политиздат, 1988- Система управления экономикой развитого социализма. Тенденции и проблемы. М., Экономика, 1982.
  14. В.И., Игнатов В. Г., Кетова Н. П. Основы региональной экономики. Учебное пособие. Москва. Ростов н/Д: 2000. 448 с.
  15. О.И. Экономика предприятия: Учебник. 2-е изд. перераб. И доп. — М.: ИНФРА-М, 201.-520с.
  16. О.С. Стратегическое управление: Учебник. — М.: Гардарика, 1999.
  17. В.А. Организация стратегического управления на предприятии. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — 160 с.
  18. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: учебник для экономических специальностей вузов. М.: Высш. Шк., 1994. — 224 с.
  19. Ворст Й, Ревентлоу П. Экономика фирмы. / Перев. С датского. М.: Высшая школа, 1994. — 272 с.
  20. И.Н. Менеджмент. М.: Аудит — ЮНИТИ, 1995. — 480 с.
  21. В.В. Менеджмент. Системные основы. г. Железнодорожный, Московской области., НПЦ"Крылья", 1996. -213 с.
  22. В.В. Прогнозирование, планирование, успех или прогнозирование и планирование в условиях рынка. М.: ВИНИТИ № 1581 -В-96, 1996.-272 с.
  23. В.В. Стабилизационный менеджмент М.: ВИНИТИ № 2677В- 96 1996- 14с.
  24. В.В., Глущенко И. И. Функционально-логическое проектирование управляющих воздействий и структур организационно-производственных систем. Киев, АН Украины, // Кибернетика и системный анализ, 1995. — № 6
  25. В.В. Менеджмент: системные основы. -2-е изд., доп. И испр.-Железнодорожный, Моск. Обл.: ТОО НПЦ «Крылья», 1998. 224 с.
  26. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1.-М.: «Ось-89″, 1998.-208 с.
  27. А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. -2-е издание. М.: ГУ ВШЭ, 2001. — 495 с.
  28. Е.П., Голубкова Е. Е., Секерин В. Д. Маркетинг. Выборлучшего решения. -М.: Экономика, 1993. 222 с.
  29. Е.П., Маркетинг: стратегии, планы, структуры. — М.: Дело, 1995.- 188 с.
  30. Д. Младший, О.Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. М.: Экономика, 1991. — 319 с.
  31. В.В., Федотова М. А. Оценка предприятия: теория и практика: Учебн. Пособ. М.: ИНФРА-М, 1997
  32. А.Г. Антикризисный менеджмент. И.: Ассоциация авторов и издателей „ТАНДЕМ“. Изд-во ЭКМОС, 1999. 368 с.
  33. Ф 31. Грязнова А. Г. Федотова М.А., Ленская С. А. и др. Оценка бизнеса. М.:
  34. Финансы и статистика», 1999. 510 с.
  35. Дик В. В. Информационные системы в экономике. Учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 1996. 272 с.
  36. П. Менеджмент: стратегия и тактика. Пер с англ. Издательство «Питер», 1999.-560 с.
  37. Долан Э Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель / Пер. с английского В. Лукашевича и др.- Под общей редакцией Б. Лисовика и В. Лукашевича. С.-Пб., 1992.-496 с.
  38. Европейский институт экологически чистой энергии, программа «Обслуживание ЦТП», Дания.
  39. В.А. Учет, информация, управление: прямые и обратныесвязи. -М.: Финансы и статистика, 1992. 192 с.
  40. P.A. Технология принятия оперативных решений. Л., 1991. — 156 с. •
  41. Зайцева Н. Л. Экономика промышленного предприятия.- М.: ИНФРА -М, 1996−284 с.
  42. Н.Д. Спрос: анализ и управление.-М.: Финансы и статистика, 1997 159 с. 0 40. Как работают японские предприятия? / Сокращенный перевод с англ.
  43. А. И др. М.: Экономика, 1989. — 165 с.
  44. JI. Управленческая диагностика — основы совершенствования менеджмента. / Проблемы теории и практики управления. 1999. № 6
  45. . Деловая стратегия. М.: Экономика, 1991. — 139 с.
  46. В.Н., Ионов В. Я. Хозяйственный механизм и эффективность промышленного производства. М.: Наука, 1997. — 367 с.
  47. Г. Б., Тамбовцев В. Л., Качалов P.M. Предприятие в нестабильной экономической среде. -М.: Экономика, 1991. 180 с.
  48. Ю.А. Механизм управления в развитом социалистическом обществе. М., 1972.
  49. A.A., Яковенко Е. Г. Организация и управление производственным процессом на промышленном предприятии. М., Наука, 1972.
  50. О.В. Теория управления социалистическим производством. М., 1983. '
  51. .П. Очерк теории государственного управления. М., Наука, 1987.
  52. Б.Карлос. Деловая стратегия. М.: Экономика, 1991.-239с.
  53. В.А. Институциальная структура нефтегазового сектора:проблемы и направления трансформации. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1998.-С. 10−20.
  54. В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. -М.: Финансы и статистика, 1998.-432 с.
  55. С.Е. Организация, планирование и управление деятельностью промышленных предприятий. Учебник для вузов. М., 1. Высшая школа", 1976.
  56. Т.Г., Победина М. П., Муниципальный менеджмент: Учебное пособие для вузов.,, Г. Б. Поляк и др.- Под ред. Проф. Т. Г. Морозовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. 263 с.
  57. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.-М.:"Дело", 1993−702 с.
  58. И. Кибернетика и экономика. М. 1974.
  59. . Управление финансовой деятельностью предприятия : перевод с франц. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. — 576 с.
  60. А.П., Микрюков В. А., Комаров С. Е. Менеджмент. М.: Финансы ® и статистика, 1993. — 224 с.
  61. А.Б., Муравьев А. И. Антикризисный менеджмент. СПб: Питер, 2001.-432с.: ил. — (Серия «Теория и практика менеджмента»)
  62. Ф. Основы маркетинга. — СПб.: Коруна, 1994.
  63. МА. Совершенствование управления предприятиями жилищно-коммунального хозяйства в условиях адаптации к рынку // Автореф. Дис. к.э.н. — СПб., 1998.
  64. А.И., Юрченко Т. И. Экономико-математические методы в планировании. М.: Высш. Шк., 1984 — 224 с.
  65. В.Б. Автоматизация расчетов себестоимости продукции. — М.: Машиностроение, 1982. 269 с.
  66. Ф 65. Луговой В. А. Учет затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг): методика и практикум. — М.: Финансы и статистика, 1995. — 138 с.
  67. И.И., Романовский М. В. Условия прибыльной работы предприятия. С.-Питербург: Издательство Санкт-Перербургского университета экономики и финансов, 1992. — 64 с.
  68. Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли JI. Экономикс принципы, Ф проблемы и политика. 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. М.: Республика, 1992.400с.
  69. Г., Майер Э. Контролинг для начинающих. М.: Финансы и статистика, 1992. — 289 с.
  70. М.З., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Перевод с англ. М.: «Дело», 1993. — 702 с. Максимов С. Н. Основы бизнеса на рынке недвижимости- — СПб.: Деан+Адиа -M, 1997.
  71. Л.Б., Суслов Н. И. Экономика энергетики: основы теории. Новосибирск. Издательство сибирского отделения Российской Академии наук. 2000. 180с.
  72. Р., Карренбауэр М. Производственный учет. Снижение иконтроль.издержек. Обеспечение их рациональной структуры. — М.: ЗАО"ФБК- ПРЕСС", 1996.- 158 с.
  73. Г., Данецкая С., Дьяков К. Диверсификация производства, цели и направления деятельности. / Проблемы теории и практики управления. 1998. — № I
  74. A.M. Социальное управление. Некоторые вопросы теории и практики. М., Мысль, 1980. С. 27.
  75. Д.И. Проблемы управления экономическими и социальными процессами при социализме. С. 31.
  76. К.А. Экономика предприятия. М.: Информационно®- внедренческий центр «Маркетинг», 1999. — 693 с.
  77. В.И., Попков Ю. С. Развитие больших городов в условиях переходной экономики (системный подход). М.: Эдиториал УРСС, 2000. -328 с.
  78. Ю.А. Механизм управления в развитом социалистическом обществе. М., 1972. С. 49.
  79. Ю.В. Приватизация и эффективность деятельности отраслей и предприятий: ситуация в промышленности. — Екатеринбург, издательство1. Ф УрОРАН, 1998.- 160 с.
  80. В.М. Деловое планирование: методы, организация, современная практика. М.: Финансы и статистика, 1997. — 365 с.
  81. М.А., Тейлор А. Х. Финансовое планирование и контроль. М.: ИНФРА — М, 1996. — 480 с.
  82. А.Н. Планирование, учет и калькулирование себестоимости продукции в многоотраслевых объединениях местной промышленности. -Пермь, 1992.-82 с.
  83. А.Н., Михеев А. П., Суворова Л. И. Применение микроЭВМ в местной промышленности. Пермь, 1991. — 132 с.
  84. М.Л., Якутии Ю. В. Организация менеджмента. -М.: АКДИ.
  85. Экономика и жизнь, 1994. 95 с.
  86. Л.А., Понамарев Ю. П. Экстраполяционные методы проектирования и управления. М.: Машиностроение, 1986. — 120 с.
  87. Рисин' И. Е. Управление предприятиями в реформируемой экономике России. Издательство Воронежского университета, 1996. — 112 с.
  88. М., Уллах Ф. Практическое руководство по реинженирингу бизнес-процессов.-М.: Аудит-ЮНИТИ, 1997.-221 с.
  89. Л. Маркетинг в малом бизнесе. М.: Аудит — ЮНИТИ, 1996. -255 с.
  90. В.М., Федотова М. А. Финансовая устойчивость предприятия Ф в условиях инфляции. М.: Перспектива, 1995. — 98 с.
  91. А.Н. Маркетинг. М.: Аудит — ЮНИТИ, 1996. — 558 с.
  92. Российские предприятия: Жизнь в условиях кризиса. — М.: Экспертный институт, 1992. 45 с.
  93. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. М.: Издательский центр Госкомстата России, 1999. — 412 с.
  94. Ф.М. и другие. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений: учебное пособие М.: ИНФРА — М, 1996. — 350 с.
  95. Ф 93. Саймон Г. А., Смитбург Д. У., Томпсон В. А. Менеджмент ворганизациях. — М.: РАГС Экономика, 1995. 335 с.
  96. П. Экономика (том 2).МГП"АЛГОН"ВНИИСИ:Москва, 1992.415с.
  97. Сио К. К. Управленческая экономика: пер с англ. М.: ИНФРА -М, 2000. -671 с.
  98. Скотт Синк Д. Управление производительность: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение производительности. М.: Прогресс, 1989.-217 с.
  99. Статистическое исследование. Российские предприятия: жизнь в ф условиях кризиса. М.: Экспертный институт, 1999. — 45 с.
  100. В.А. Экономический механизм предпринимательской деятельности. — М.: АО «Солид», 1996. 141 с.
  101. Тезисы докладов международной научно-практической конференции. Экономика регионов в рыночных условиях: опыт, проблемы, перспективы. -Пермь, 1996.- 180 с.
  102. ЮО.Терехин В. И. Финансовое управление фирмой. Издательство «Экономика», 1998
  103. Э.А. Финансовое управление. М.: Экмос, 1997. — 207 с.
  104. Р. Менеджмент как инструмент достижения конкурентоспособности. / Вопросы экономики. 1997. — № 5.
  105. С., Дорнбуш Р.ДЛмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд. М.: «Дело ЛТД», 1993. — 864 с.
  106. Ф 106. Фридман П. Аудит. Контроль затрат и финансовых результатов прианализе качества продукции. М.: Аудит — ЮНИТИ, 1997. — 285 с.
  107. Дж., Ордуэй Ник. Анализ и оценка приносящей доход недвижимости.Пер. с англ. М.: Дело, 1997 — 480 с.
  108. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контролинга. М.: Финансы и статистика, 1997. — 799 с.
  109. Г. С. Оценка недвижимости: учеб. Пособие.: Пер. с англ. М.: РИО Мособлупрполиграфиздата, 1994
  110. Ю.Хелферт Э. Техника финансового анализа. Перевод с англ. Л. П. Белых. -М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996. 663 с. Ф Ш. Хоскинг А. Курс предпринимательства — М.: Международныеотношения, 199. 350с.
  111. И2.Чангли Д. Ф., Химатулин Д. И. Об управлении производственными запасами на предприятии. / Бухгалтерский учет. 1997. — № 2
  112. Д.С., Щербаков A.B., Старков Н. И., Суслаков Б. А. Ценообразование при максимизации прибыли. / Экономика и математические методы. 1998. — № 2
  113. В.В. Анализ коммерческого риска М. Финансы и статистика, 1998.- 128 с.
  114. Шим Д.К., Сигел Д. Г. Методы управления стоимостью и анализ затрат. -М.: ФИЛИНЪ, 1996. 346 с.
  115. Й* 116. Шим Д. К., Сигел Д. Г. Финансовый менеджмент. М.: ФИЛЕНЪ, 1996.393 с.
  116. Г. Основы и проблемы экономики предприятия. / Перевод с немецкого под ред. Поршнева А. Г. М.: Финансы и статистика, 1996. — 511 с.
  117. Урал на рубеже веков: проблемы и прогнозы социально-экономического развития / Институт экономики УрО РАН, редкол.: РАН А. И. Татаркин (отв. ред) и др. М: ОАО «НПО «Издательство «Экономика», 1999. — 463с.
  118. Приоритеты социально-экономического развития регионов: вопросы ^ теории, методологии и практики / Под ред. Чл.-кор. РАН А. И. Татаркина.
  119. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2000. ISBN 5−7691−1070−8 -503с.
  120. Депрессивные территории: оценка и механизм выхода из кризиса: Сборник научных трудов по материалам межрегиональной научно-практической конференции. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2000.- 340с.
  121. Экономическая наука современной России. / Материалы Всероссийской конференции. Москва, 28−30 ноября 2000 г. Под редакцией профессора Г. Б. Клейнера, Часть-2. М.- ЦЭМИ РАН. 2000. — 184с.
  122. Экономика регионов в рыночных условиях: опыт, проблемы, перспективы. Тезисы докладов международной научно-практической конференции (14−15 марта 1996 г. Пермь). Пермь, 1996. — 180 с.
  123. Экономическое и социальное положение Перми. Доклад областного комитета государственной статистики по Пермской области. Пермь, 1998. -168 с.
  124. Экономическое и социальное положение Перми. Доклад областного комитета государственной статистики по Пермской области. Пермь, 1999. -168 с.
  125. Экономическое и социальное положение Пермской области в 1999 году. Комплексный доклад Пермского обл. комитета государственной статистики.-Пермь, 1999.-134 с.
  126. Г. Х., Бесхлебников A.A. К безбумажной технологии. — Ижевск, Удмуртия, 1995. 112 с.
  127. Я. Промышленные предприятия на рынке: сдвиги в структуре хозяйственных связей, состояние и перспективы конкуренции. / Вопросы экономики. 1996. — № 11
  128. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. М.: Издательский ® центр Госкомстата России, 1999.
  129. Жилищно-коммунальное хозяйство // Журнал руководителя и главного бухгалтера. 2000.
  130. Жилищные условия и коммунальное обслуживание населения: Справочно-информационное пособие для специалистов ЖКХ и населения. — М: Госстрой России, 2000.
  131. B.C. Экономика городского хозяйства. — СПб.: СПбГИЭА, 1999.
  132. JI.H. Формирование рыночных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве. — М.: МЦФЭР, 1996.
  133. JI.H. Жилищно-коммунальная реформа в России. Финансовоэкономические условия: Нормативные документы. — М.: МЦФЭР, 1997:
  134. JI.H. Экономика городского хозяйства. — М.: Изд-во «Люберецкая газета», 1999.
  135. Стратегическое планирование: Учебник / Под ред. Э. А. Уткина. — М.: Экмос, ! 998.
  136. Управление организацией: Учеб. пособие / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой и Н. А. Саломатина. — М.: ИНФРА-М, 1998.
  137. Степанов И. С, Менеджмент в строительстве: Учеб. пособие.— М.: Брайт, 1999
  138. П.Н. Ценовая и тарифная политика в жилищно-коммунальном хозяйстве. — М.: Книжный мир, 1998.
  139. Жилищно-коммунальное хозяйство // Журнал руководителя и главного бухгалтера. 1998, 1999, 2000, 2001 г. г.
  140. Жилищные условия и коммунальное обслуживание населения: Справочно-информационное пособие для специалистов ЖКХ и населения.1. М: Госстрой России, 2000.
  141. О. Шоннеси Дж. Принципы организации управления фирмой. М.:2001. Ф 296 с.
  142. У.Д. Как интегрировать САПР и АСТПП: Управление и технология.-М.Машиностроение, 1990.-320 с.
  143. О. И. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенническая» контрактация/ Пер. с англ. — СПб.: Лениздат, CEU Press, 1996-
  144. В.А. Местное самоуправление. Комментарии. Разъяснения. — М.: Издательство «Ось-89», 1997. 176 с.
  145. Cease R.H. The Nature of the Firm// EconometNca. — 1937. — No. 4. — P. 386— 105. g» 146. North ly. C. Institutions, Institutional Change and Economic Performance.
  146. Cambridge, U.K., Cambridge University Press, 1990-
  147. Williamson O. Transaction Cost Economics. The Governance of Contractual Relations//Journal of Law and Economics. — 1979. — No. 22. — Chicago, U.S.: ' University of Chicago Press. — P. 233 — 261 —
  148. Hudson J. M. Economics and Institutions (A Manifesto for Modern Institutional Economics). — Oxford, U.K.: Polity Press, 1988.
  149. Copeland T., Koller T., Murrin J. Valuation measuring and managing the value of companies. McKinsey & Company, Inc. 1999.
  150. Постановление Правительства РФ от 20.12.97 «О программе демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998 — 1999 годы».
Заполнить форму текущей работой