Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Смысловые установки как компонент профессиональных диспозиций студентов-психологов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящий момент в науке можно выделить два подхода к пониманию сущности смысловой установки: 1) как формы выражения личностного смысла в виде готовности к совершению определенной деятельности в целом- 2) как одной из составляющих исполнительных механизмов деятельности. Данные подходы раскрывают различные аспекты функционирования установки. Смысловую установку можно рассматривать не просто как… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СМЫСЛОВЫЕ УСТАНОВКИ КАК ИНИЦИАТОР СМЫСЛОВОЙ ДИНАМИКИ ЛИЧНОСТИ
    • 1. 1. История становления теории смысла как общепсихологической теории
    • 1. 2. Профессиональная диспозиция как форма смысловой диспозиции
    • 1. 3. История исследования понятия смысловой установки
    • 1. 4. Профессиональные представления студентов на этапе профессионального обучения как компонент смысловых установок
  • Выводы по I главе
  • ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СМЫСЛОВЫХ УСТАНОВОК ЛИЧНОСТИ
    • 2. 1. Выбор участников исследования и характеристика основных этапов исследования
    • 2. 2. Подходы к исследованию смысловых установок студентов
    • 2. 3. Психологическое исследование смысловых установок студентов-психологов
  • Выводы по II главе
  • ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
    • 3. 1. Исследование смысловых установок как компонента профессиональных диспозиций студентов-психологов
    • 3. 2. Исследование различных видов сформированных установок
    • 3. 3. Результаты диагностики смысловых установок студентов-психологов
  • Выводы по III главе

Смысловые установки как компонент профессиональных диспозиций студентов-психологов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Можно проследить историю становления интереса к исследованию смысловой реальности личности от изучения непосредственных, единичных структур, изменчивых и вплетенных в реальную деятельность (личностные смыслы) к исследованию самых устойчивых образований, венчающих всю жизнедеятельность личности (смысл жизни, ценности, смысложизненная концепция). При этом можно говорить о достаточно широком исследовании таких структур, как мотив, ценность, смысл жизни, личностный смысл и недостаточном исследовании промежуточного звена смысловой сферы в виде латентных структур, к которым, в частности, относятся смысловые диспозиции, и динамического звена, представленного смысловыми установками. В связи с этим в теоретическом аспекте само понятие смысловой установки еще не раскрыло всех своих граней.

В настоящий момент в науке можно выделить два подхода к пониманию сущности смысловой установки: 1) как формы выражения личностного смысла в виде готовности к совершению определенной деятельности в целом [Асмолов А.Г., 2002]- 2) как одной из составляющих исполнительных механизмов деятельности [Леонтьев Д.А., 2003]. Данные подходы раскрывают различные аспекты функционирования установки. Смысловую установку можно рассматривать не просто как ситуативный фактор и не только как структуру, регулирующую актуальную деятельность, но как структуру, которая обладает возможностью выходить из контекста актуальной деятельности и оказывать влияние на целостное развитие личности, выступая одним из его факторов. Данный факт важен в юношеском возрасте, когда осуществляется активное становление смысловой сферы личности. Смысловые установки, будучи регуляторными структурами личности, являются одним из факторов успешного становления профессионала. Неадекватные установки могут оказать существенное негативное влияние на дальнейшее профессиональное становление личности.

Значение установок в развитии личности показывают многие авторы [Асмолов А.Г., 2002; Леонтьев Д. А., 2003; Узнадзе Д. Н., 1966]- в том числе указывая на тот факт, что смысловая установка отвечает за избирательность профессионального развития [Алимов А.А., 2006; Дарвиш О. Б., 2007]. В связи с этим в последнее время появляется интерес к исследованию смысловых установок студентов: изучается динамика смысловых установок студентов в процессе обучения, особенности взаимосвязи установок с целостной смысловой сферой личности [Алимов А.А., 2006; Сладкомедова М. А., 2007; Пестриков Д. В., 2007]. Тем не менее, специфика, дифференциация, качественный аспект функционирования смысловых установок студентов-психологов в рамках учебной деятельности исследованы еще не достаточно целостно.

Актуальность темы

исследования обусловлена запросом реальной практики на квалифицированных специалистов, необходимостью прогнозирования и планирования эффективного профессионального развития. Выявление специфики смысловых установок, вносящих вклад в формирование общей магистральной линии не только профессионального, но и личностного развития, и своевременная их коррекция являются одним из источников оптимального развития личности.

Недостаточная разработанность данной темы в рамках общей психологии предопределили тему, объект, предмет, цели и задачи настоящего диссертационного исследования.

Цель исследования заключается в изучении особенностей смысловых установок студентов-психологов как компонента профессиональных диспозиций.

Предмет исследования: смысловая сфера студентов-психологов.

Объектом исследования выступили студенты-психологи Южного федерального университета (ЮФУ) и Таганрогского института управления и экономики (ТИУиЭ) в количестве 93 человек в возрасте от 18 до 22 лет.

Гипотезы исследования:

1. Смысловые установки студентов-психологов являются существенным фактором, определяющим их отношение к профессии «Психолог».

2. Смысловые установки существенно влияют на представления студентов-психологов о специфике самореализации в дальнейшей профессиональной деятельности.

3. Смысловые установки, влияющие на представления о дальнейшей самореализации в профессии, зависят от уровня их сформированности.

4. Сформированные смысловые установки имеют различные содержательные компоненты.

Задачи исследования:

Теоретические задачи:

1. Рассмотреть методологические и теоретические подходы к исследованию смысловой сферы личности, изучить основные теоретико-методологические подходы к проблемам смысловых установок и диспозиций личности.

2. Рассмотреть понятие профессиональной диспозиции, определить ее особенности и структуру.

3. Рассмотреть историю исследования установок личности, определить современное состояние проблемы смысловых установок.

4. Рассмотреть понятие профессионального представления как компонента смысловых установок личности.

Методические задачи:

5. Определить методические подходы к исследованию смысловых установок как компонента профессиональных диспозиций.

6. Разработать диагностический пакет методик для исследования смысловых установок как компонента профессиональных диспозиций студентов-психологов в процессе их обучения по специальности «Психолог».

7. Разработать и апробировать анкету и проективную методику «Диагностика профессиональных предпочтений сюжетно-ролевого киноматериала», выявляющих уровни сформированности установок.

Эмпирические задачи:

8. Эмпирически изучить и проанализировать различные уровни сформированности установок по отношению к профессии «Психолог».

9. Выявить формы и особенности проявления сформированных установок.

10. Показать особенности связи различных уровней сформированности смысловых установок с различными компонентами смысловой сферы личности.

11. Апробировать авторскую методику «Диагностика профессиональных предпочтений сюжетно-ролевого киноматериала».

Методологическими и теоретическими предпосылками исследования являются:

1. Общепсихологические теории, открывающие особенности становление современной теории смысла, смыслообразования (И.В. Абакумова, А.Г. Асмо-лов, Б. С. Братусь, Ф. Е. Василюк, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, В. В. Столин и др.).

2. Теории крупнейших представителей отечественной и западной гуманистической и экзистенциальной психологии, раскрывающие особенности смысловой сферы личности (А.Ю. Агафонов, А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Дж. Бьюдженталь, Д. А. Леонтьев, Р. Мэй, В. Франкл и др.).

3. Отечественные и западные теории, рассматривающие особенности установок и диспозиций, описывающие их значение и роль в регуляции деятельности личности (А.Г. Асмолов, Р. Кеттел, Д. А. Леонтьев, В. Н. Мясищев, Г. Ол-порт, Д. Н. Узнадзе, В. А. Ядов и др.).

4. Теоретические и практические исследования особенностей профессиональных представлений (Г.М. Белокрылова, В. Д. Брагина, А. И. Донцов, Т.А.

Казанцева, H. J1. Кирт, Г. Ю. Любимова, В. Н. Обносов, Ю. Н. Олейник, Е. А. Семенова, И. Б. Терешкина и др.).

Методы исследования:

Одну из групп составили методы, относящиеся к самому процессу исследования: сравнительный анализ идей и концепций, тестирование, анкетирование. Другую группу составили методы обработки данных: количественные — статистические методы (t — критерий Стьюдента) и качественные — контент-анализ данных, аналитическое сравнение. Для компьютерной обработки эмпирически полученных данных использовались стандартные статистические методы и программы: «Microsoft Excel 7.0» и «STATISTIKA Stat Soft 6.0».

Методический инструментарий:

1. Для исследования уровня сформированности и специфики смысловых установок была разработана анкета и авторская методика «Диагностика профессиональных предпочтений сюжетно-ролевого киноматериала».

2. Для исследования особенностей сформированных смысловых установок применялась методика предельных смыслов (МПС), разработанная Д. А. Леонтьевым.

3. Для исследования особенностей связи смысловых установок с компонентами смысловой сферы личности были применены методики: «Тест смыс-ложизненных ориентаций» (модификация Д.А. Леонтьева), «Самоактуализация личности» (модификация Н.Ф. Калины), «Изучение мотивов учебной деятельности» (модификация А. А. Реана и В.А. Якунина), «Направленность личности» (В. Смейкала и М. Кучера).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Смысловые установки определяют направленность и избирательное отношение к тем компонентам профессиональной подготовки, которые соответствуют представлениям студентов о своей будущей профессиональной деятельности.

2. Смысловые установки, задавая определенную направленность учебной деятельности, формируют обобщенную модель будущей профессиональной деятельности.

3. Смысловые установки, влияющие на представления о дальнейшей самореализации в профессии, зависят от уровня их сформированности: уровня ситуативной, условно сформированной и сформированной установки.

4. Модель профессиональной диспозиции как формы смысловой диспозиции включает в себя: содержательно-смысловой (отношение к профессии и ее компонентам), динамический (связь с мотивами деятельности) и поведенческий компонент (смысловая установка).

5. Сформированные смысловые установки имеют различные содержательные компоненты, заключающие в себя устойчивое отношение к будущей профессиональной деятельности и ее компонентам.

6. Сформированные смысловые установки, различающиеся в содержательном компоненте, могут реализовываться в виде диспозиционных сценариев, определяющих особенности профессиональной самореализации: содержательного и операционального. Содержательный сценарий предполагает стремление к развитию профессиональных качеств, а операциональный сценарий определяет стремление к развитию технической стороны будущей профессиональной деятельности.

Научная новизна работы:

1. Описано понятие профессиональной диспозиции как элемента выстраивания профессиональной стратегии;

2. Выделены характеристики смысловой установки различного уровня сформированности;

3. Установлена взаимосвязь различных уровней сформированности установки с компонентами смысловой сферы личности;

4. Описаны различные диспозиционные сценарии профессиональной самореализации студентов-психологов.

Теоретическая значимость исследования заключается:

1. В определении понятия профессиональной диспозиции как формы смысловой диспозиции и элемента выстраивания профессиональной стратегии;

2. В выделении уровней сформированности смысловой установки и проявления сформированных установок;

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

1. Разработана методика, позволяющая выявлять особенности установок студентов-психологов;

2. Полученные результаты могут быть использованы для решения задач совершенствования психологического сопровождения студентов на этапе профессионального обучения;

3. Специфику профессиональных ориентаций студентов можно определять на основе авторской методики.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечиваются: общей логикой исследования и целостным подходом к решению проблемыметодологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений исследованияподбором комплекса диагностических методик и корректной организацией исследовательской работырепрезентативностью (необходимостью и достаточностью) выборки респондентов и статистическими методами обработки полученных в ходе исследования данныхпрактическим подтверждением основных положений исследования.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 2006 по 2008 гг. и включало в себя три этапа:

Первый, подготовительный этап проходил с ноября 2006 по май 2007 г. На данном этапе анализировалась научная литература по проблемам смыслоо-образования, установок, диспозиций, профессиональных представлений студентов-психологов, а также изучались статьи и научные работы с целью подбоpa адекватных методов и методик, необходимых для проведения нашего исследования.

Второй, диагностический этап проводился с сентября 2007 по декабрь 2007 г. На данном этапе нами проводилась подготовка к проведению исследования, была разработана авторская методика и отобрана диагностическая батарея тестов. На этом же этапе было осуществлено исследование на выборке студентов-психологов двух вузов — Южного Федерального Университета и Таганрогского института управления и экономики, представленное в диссертации.

Третий, обобщающий этап проводился с января 2008 по март 2008 г. На заключительном этапе экспериментальные данные были обобщены, проанализированы полученные результаты.

Апробация работы. Материалы диссертации докладывались на VI научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов и молодых ученых (ТИУиЭ, 2005 г), международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (2006 г.), VII научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов и молодых ученых (ТИУиЭ, 2006 г), «Неделе науки» (ЮФУ, 2007 г.), VIII научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов и молодых ученых (ТИУиЭ,.

2007 г), IV Всероссийском съезде РПО (2007 г.), V Международной научно-практической конференции (ТИУиЭ, 2007 г), IX научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов и молодых ученых (ТИУиЭ,.

2008 г), «Неделе науки» (ЮФУ, 2008 г.), на заседаниях кафедры теоретической и прикладной психологии ТИУиЭ (2006 — 2008 гг.), на заседаниях кафедры общей психологии факультета психологии ЮФУ (2006 — 2008 гг.). Материалы и результаты диссертационного исследования использовались в учебном процессе на занятиях по психологии в группах студентов-психологов.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 13 работ общим авторским объемом 4,1 усл. п. л.- в том числе 1 работа авт. объемом 0,38 п.л. в журнале, рекомендованном ВАК РФ.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введениятрех главзаключения, включающего основные выводы, рекомендации к практическому использованию результатов исследования и перспективы дальнейшего изучения проблемысписка литературы из 192 источников, из них 14 — на английском языке. Диссертация содержит 27 рисунков, 11 таблиц и 6 приложений. Объем основного текста диссертации составляет 158 страниц.

Выводы по III главе.

На основании проведенного исследования можно описать особенности студентов с различным уровнем сформированности установки на профессию «Психолог», а также различным диспозиционным сценарием:

1. Для ситуативной установки характерно следующее:

— мало дифференцированный взгляд на будущую деятельность и образ психолога, характеризующийся однотипностью и слабой аргументированностью ответов;

— ориентация, в целом, на внешнюю сторону профессиональной деятельности, в основном, на будущий заработок;

— слабо выраженная перспектива профессиональной деятельности, сконцентрированная только в рамках частной практики;

— позитивное отношение к профессии связано с ее внешней привлекательностью, а негативное отношение связано с невоспребованностью в обществе;

— узкий круг профессиональных целей, связанных с оказанием помощи другим людям и реализацией своих желаний;

— недифференцированное отражение профессиональной деятельности и ресурсов, необходимых для ее осуществления;

— слабая выраженность стремления к рефлексии образа психолога в более широком жизненном контексте (повседневной жизни);

— ориентация на такие особенности психолога как: хорошо выглядеть, не показывать своих чувств, но при этом быть искренним;

— восприятие процесса жизни как интересного, эмоционально насыщенного, удовлетворенность пройденным отрезком жизненного пути, его продуктивностью и осмысленностьюпредставление о себе как о достаточно сильной личности, имеющей возможность и свободу для того, чтобы творить свою жизнь так, как этого хочется;

— позитивное отношение к себе и уверенность в себе, сензитивность к своим желаниям и потребностям, при этом невыраженный интерес к объектам, не связанным непосредственно с удовлетворением каких-либо потребностейдемонстрация низкого желания устанавливать доброжелательные отношения с другимиадекватное выражение себя в общениитворческое отношение к жизни. Характерно описание себя как менее целостных и независимых личностей;

— мотивированность в учении больше не самими знаниями, а положительной оценкой их как студентов со стороны значимых для них людей (преподавателей, родителей) и формальным соблюдением педагогических требований;

2. Условно сформированную установку в свою очередь характеризуют следующие особенности:

— достаточно дифференцированный взгляд на будущую деятельность и образ психолога, ориентированный на раскрытие различных аспектов и компонентов будущей профессиональной деятельности. Однако на его формирование еще оказывает влияние ряд ситуативных факторов;

— ориентация в основном на внутреннюю сторону профессиональной деятельности, т. е. помощь другим людям, самореализация, внесение вклада в развитие психологии;

— расширение перспективы профессиональной деятельности, которая укладывается, помимо частной практики в ряд конкретных направлений работы психолога;

— расширенное содержание эмоционального компонента. Позитивное отношение к профессии связано с прикладным аспектом психологического знания, возможностью саморазвития, а неудовлетворяющим фактором является предвзятое отношение к психологии со стороны других людей, что показывает озабоченность судьбой психологии в обществе;

— присутствие эгоистических мотивов профессиональной деятельности, а именно возможность решать свои проблемы с помощью психологических знаний;

— представление разветвленных целей профессиональной деятельности — в целом и в конкретной области — в частности;

— широкий и дифференцированный взгляд на профессиональную деятельность и ресурсы, необходимые для достижения ее целей, главными из которых являются профессиональные навыки, умения и знания;

— слабо выраженная ориентация на рефлексию образа психолога в более широком жизненном контексте, которая является нестабильной, находясь под влиянием ситуативных факторов;

— ориентация на такие особенности психолога как: самоконтроль, овладение эффективными способами работы, любовь к работе, серьезность, искренность в отношениях с клиентом, развитие профессионального подхода;

— демонстрация меньшей осмысленности жизни, а именно возможности ее структурировать, продумывать свои перспективы на будущее, воспринимать процесс жизни как менее интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом, в некоторой степени отсутствие уверенности в том, что всегда возможно контролировать свою жизнь;

— демонстрация высоких показателей стремления к самоактуализации. Проявление жажды к новому, интерес к объектам, не связанный прямо с удовлетворением каких-либо потребностей, стремление реализовывать творческий подход к жизни, взгляд на себя как на самостоятельных и свободных, демонстрация желания устанавливать прочные и доброжелательные отношения с окружающими, стремление к адекватному самовыражению в общении, однако неуверенность в том, что человек всемогущ в своих возможностях;

— большая мотивированность в обучении положительной оценкой их как студентов со стороны значимых для них людей (преподавателей, сокурсников), а также занятием определенного статуса, положения в группе.

3. Для сформированной установки характерно следующее:

— достаточно дифференцированная и полная картина будущей профессиональной деятельности и образа психолога, проявляющаяся в любых ситуациях, что свидетельствует о ее стабильном характере;

— выраженная ориентация как на внутреннюю сторону профессиональной деятельности, так и внутреннюю;

— расширенная перспектива профессиональной деятельности, включающая в себя не только частную практику и ряд конкретных направлений работы психолога, и теоретический аспект (преподавание, научная деятельность), а также возможность познания себя и самореализации в профессиональной сфере;

— расширение эмоционального компонента. Привлекательность профессии связана с ее полезностью в обычной жизни, малоизученностью, возможностью работать с людьми и познавать их, внедренностью в общество и возможностью саморазвиваться, а неудовлетворяющим фактором является ее эмоциональная напряженность, предвзятое отношение к психологии других людей, что также показывает озабоченность судьбой психологической науки;

— выбор профессии, мотивированный овладением психологическими знаниями и работой по данной профессии в будущем, рассмотрение психологии как единственной желаемой профессии, что может говорить о присутствии интереса именно к данной сфере деятельности;

— представление профессиональной деятельности как дифференцированной, деятельности которая включает в себя разнообразные операции, необходимые для оказания помощи, и широкий спектр ресурсов, необходимых для квалифицированной помощи, главный из которых это наличие профессионально-важных качеств психолога;

— выраженная ориентация на рефлексию образа психолога в более широком жизненном контексте;

— ориентация на такие особенности психолога как: профессионализм (недопустимо быть поверхностным при осуществлении деятельности), эмпатий-ность, использование эффективных методов работы с клиентом, объективность (не примешивать свои чувства и склонности к процессу работы);

— демонстрация высоких показателей по осмысленности жизни. Тщательное структурирование, продумывание своих перспектив на будущее и более осмысленное планирование «завтрашнего дня», представление себя достаточно сильной личностью, имеющей возможность и свободу для того, чтобы творить свою жизнь так, как хочется, а также убеждение, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь;

— разделение ценностей самоактуализирующейся личности, демонстрация стремления к гармоничному взаимодействию с миром, понимание экзистенциальной ценности жизни «здесь и теперь», способность наслаждаться актуальным моментом, вера в возможности человека управлять обстоятельствами жизни, при этом проявление малой синзетивности к своим потребностям и менее позитивные представления о себе, что может быть связано с их большей к себе критичностью и требовательностью;

— отсутствие ориентированности в своей учебной деятельности на положительную оценку их как студентов со стороны значимых для них людей, на занятие определенного статуса в группе. Для них имеет низкую значимость стремление получить одобрение или приобрести авторитет среди других студентов и преподавателей, ими скорее движет интерес к самой профессии «Психолог».

— реализация установки сформированного уровня возможна посредством различных видов диспозиционного сценария, каждый из которых также имеет свою специфику: а. Для операционального сценария характерно следующее:

— определение психолога через его функциональное назначение, а именно умение способствовать решению проблемы клиента, т. е. на конечный продукт деятельности. Соответственно при распознавании психолога главным фактором является то, насколько психолог хорошо справляется со своими функциями, при этом качества психолога могут являться второстепенным фактором;

— ориентация на такие особенности психолога, как: развитые коммуникативные способности, компетентность, развитые способности к саморегуляции, привлекательный внешний вид, эмпатия;

— расщепление двух состояний психолога: «психолог на работе» и «психолог в повседневной жизни», т. е. качества психолога могут не распространяться на повседневную жизнь человека, а быть центрированы только в рамках профессиональной деятельности;

— рассмотрение своей жизни в контексте жизни других людей и во взаимосвязи с ними, соотнесение своих помыслов и действий с интересами других людей и обнаружение низкой тенденции ограничивать свою активность в отношении с социальной средой;

— ориентация на внешнюю сторону будущей профессиональной деятельности;

— выраженность направленности на себя, ожидание вознаграждения и удовлетворения независимо от того, какую работу и с кем они проводят;

— мотивация учебной деятельности: получение диплома, обеспечение успешности будущей профессиональной деятельности, успешное продолжение обучения на последующих курсах, получение интеллектуального удовольствия, стремление стать высококвалифицированным специалистом, приобретение глубоких и прочных знаний. Не важным мотивом учебной деятельности, в свою очередь, является избегание осуждения и наказания за плохую учебу;

— предположительно в дальнейшем профессиональном становлении стремление делать упор на развитие операциональной стороны психологической деятельности. б. Для содержательного сценария, в свою очередь, характерно следующее:

— определение психолога через наличие профессиональных качеств. Соответственно, при распознавании психолога главным фактором является проявление, прежде всего, его психологических качеств;

— ориентация на такие особенности психолога, как: эмпатия, развитая саморегуляция, профессионализм, развитые коммуникативные качества, психологическое мышление;

— неразделение психолога как профессионала и психолога как человека, распространение качеств происходит на повседневную жизнь;

— обладание более структурированным мировоззрением, более развитым внутренним миром, осознание собственного ментального функционирования, рефлексивное выделение себя из потока жизни;

— направленность на внутренние переживания, центрация на себе, что видимо, связано с внутренним анализом своего «Я», его соответствия или не соответствия эталонному образу психолога;

— склонность к ограничению активности, не вызванной ситуативной необходимостью, говорящая о нестабильности отношений с окружающей социальной средой, ввиду затрудненности сопоставления своих поступков с социальной средой;

— заинтересованность в выполнении своей работы как можно лучше, несмотря на свои личные интересы, сотрудничество с коллективом, если это повышает эффективность работы;

— мотивация учебной деятельности: стремление стать высококвалифицированным специалистом, обеспечение успешности будущей профессиональной деятельности, при этом не важными мотивами учения являются избегание осуждения и наказания за плохую учебу, стремление быть примером сокурсникам, добиться одобрения родителей и окружающих и не отстать от сокурсников;

— предположительно в дальнейшем профессиональном становлении стремление делать упор на развитие, прежде всего, качеств психолога.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В заключении необходимо отметить, что результаты, полученные в ходе настоящего диссертационного исследования, подтверждают выдвинутые гипотезы и позволяют сформулировать итоговые выводы.

Динамическое становление интереса к исследованию смысловой проблематики раскрывает новые грани в исследовании смысловых установок. Традиционно смысловая установка понимается как структура, задающая и регулирующая направленность деятельности и поведения личности. Смысловые установки также можно рассматривать как структуру, обладающую возможностью переходить в более стабильные структуры, фиксируясь в более устойчивых образованиях, какими представляются смысловые диспозиции, и в этом аспекте являться звеном, инициирующим смысловую динамику личности.

Смысловая диспозиция, наряду со смысловыми конструктами, относится к промежуточному звену смысловой сферы. Понятие диспозиции в науке толкуется довольно широко, однако все разнообразие взглядов можно свести к пониманию её как устойчивого отношения, готового проявиться в ситуациях, в которых оно ранее сформировалось. Предыдущие способы взаимодействия с реальностью, особенности понимания реальности могут фиксироваться в устойчивых образованиях. Смысловая диспозиция конкретизируется в рамках профессии и приобретает форму профессиональной диспозиции, обладающей рядом характеристик смысловой диспозиции.

Профессиональная диспозиция включает в себя в качестве компонентов: содержательно-смысловой (устойчивое отношение к профессии и ее компонентам), динамический (связь с мотивами деятельности) и поведенческий компонент (смысловая установка). Профессиональные диспозиции не имеют непосредственного выхода в деятельность, они реализуются через порождение смысловых установок, которые оказывают регулирующее влияние на деятельность, отвечают за избирательность знания, предпочтения тех или иных профессиональных особенностей в будущей профессиональной деятельности. В связи с тем, что регулирование активности личности осуществляется не отдельными, изолированными смысловыми структурами, а в реальном поведении — многогранно, смысловая установка, как компонент профессиональной диспозиции, является специфическим интегратором содержательно-смыслового и динамического компонентов.

Отвечая за избирательность знания, предпочтения тех или иных профессиональных особенностей в будущей деятельности, смысловые установки оказывают влияние на своеобразие профессиональных представлений студентов. В контексте исследования профессиональных представлений можно говорить о выявлении специфики функционирования установок, показывая своеобразие данных представлений.

Сама смысловая установка может существовать на различных уровнях сформированности: ситуативном, условно сформированном и сформированном уровнях. Ситуативный уровень отличается содержательно редуцированными компонентами, малой степенью аргументированности и однотипностью суждений, отсутствием установки на анализ образа психолога вне контекста учебной деятельности. Условно сформированный уровень, в свою очередь, является устойчивой тенденцией, не приобретшей статуса фиксированного образования, но характеризующейся более широким содержанием компонентов, с невыраженной установкой на анализ образа психолога в более широком жизненном контексте. Уровень сформированной смысловой установки проявляется как устойчивое и фиксированное образование, отличается полнотой и развернутостью всех компонентов, включая более широкий контекст жизнедеятельности.

Устойчивый характер сформированной установки позволяет говорить о содержательных особенностях ее функционирования. Содержательный компонент профессиональной диспозиции имеет свое своеобразие, реализующееся посредством диспозиционных сценариев как сценариев дальнейшей реализации в будущей деятельности.

На основании эмпирического исследования установлено два возможных способа проявления регуляторной функции сформированных установок: содержательного и операционального. Содержательный сценарий указывает на стремление личности развивать в себе профессиональные качества психолога, поскольку именно наличие последний является существенным фактором идентификации психолога. Операциональный сценарий указывает на стремление личности развивать технический арсенал профессионально-психологической помощи, поскольку именно возможность способствовать решению проблемы является также ведущим фактором идентификации психолога.

Данные, представленные в работе важны в практике психологического сопровождения профессионального становления студентов на этапе обучения и профессионального отбора. Психодиагностическая процедура анализа художественных фильмов, где представлена профессиональная деятельность психолога, использованная в исследовании, также может быть применена в учебной практике, как тренинговая техника для личностного развития студентов, а именно развития осмысления позиции психолога в обществе, его особенностей как специалиста.

Проведенное исследование показало актуальность поставленной проблемы в рамках психологического сопровождения профессионального становления, профессионального развития и формирования моделей будущей деятельности на этапе обучения. В дальнейшем данная тема имеет широкие перспективы исследования: выявление особенностей трансформации смысловых установок на различных этапах профессионального обучения, определение динамики сформированных установок при дальнейшем профессиональном становлении, расширение методического инструментария для исследования смысловых установок личности, практическое воплощение психодиагностической процедуры анализа художественных фильмов, представляющих профессиональную деятельность психолога с целью развития личности будущих специалистов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.В. Личностный смысл как педагогический фактор и его использование в учебном процессе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Ростов-на-Дону, 1989. 23 с.
  2. И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе. (Психолого-дидактический подход). — Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 2003. 480 с.
  3. И.В. Смыслообразование в учебном процессе: Автореф. дис.. докт. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2003. 44 с.
  4. И.В., Азарко Е. М. Диагностика индивидуальных способностей смысловой сферы личности школьника. Методические указания к курсу «Педагогическая психология» для студентов факультета психологии. Ростов-на-Дону: РГУ, 2001. 31 с.
  5. И.В., Ермаков П. Н., Рудакова И. А. Смыслоцентризм в педагогике: новое понимание дидактических методов. — Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. Ун-та, 2006. 256 с.
  6. И.В., Крутелева Л. Ю. Диагностика индивидуальных особенностей смысловой сферы студента. Ростов-на-Дону, 2005. 113 с.
  7. А.А. Становление смысловой профессиональной установки в учебной деятельности студентов-психологов. Автореф.. канд. психол. наук. -М., 2005. 25 с.
  8. .Г. О проблемах современного человековедения. М., 1977.272 с.
  9. .Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001.288с.
  10. А., Урбина С. Психологическое тестирование. — 7-е изд. — СПб.: Питер, 2005. 688 с.
  11. Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1999. 376 с.
  12. П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978. 400 с.
  13. А.Г. Деятельность и уровни установки// Вестник МГУ, Сер. 14, 1977, № 1. С. 3−12.
  14. А.Г. Деятельность и установка. М., Изд-во Моск. ун-та, 1979. 150 с.
  15. А.Г. Классификация неосознаваемых явлений и категория деятельности// Вопросы психологии, 1980, № 3. С. 33−45.
  16. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 104 с.
  17. А.Г. Основные принципы психологического анализа в теории деятельности// Вопросы психологии, 1982, № 2. С. 14−27.
  18. А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М.: «Смысл», 2002. 480 с.
  19. А.Г. Психология личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.336 с.
  20. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001. 416 с.
  21. А.Г., Братусь Б.С, Зейгарник Б. В., Петровский В. А., Суббот-ский Е.В., Хараш А. У., Цветкова Л. С. О некоторых перспективах исследований смысловых образований личности// Вопросы психологии, 1979. № 4. С. 35−45.
  22. А.Г., Ковальчук М. А. К проблеме установки в общей и социальной психологии// Вопросы психологии, 1975, № 4. С. 11−22.
  23. А.Г., Ковальчук М. А. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии/ Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов-вузов/ Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М.: Аспект Пресс, 2000. С. 377−393.
  24. А.Г., Насиновская Е. Е., Басина Е. З. Принципы исследования смысловых образований личности// Развитие эргономики в системе дизайна: Тезисы докладов всесоюзной конференции, Боржоми, 1979. С. 210−224.
  25. А.Г., Петровский В. А. О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности// Вопросы психологии, 1978. № 1. С. 70−80.
  26. Е.З., Насиновская Е. Е. Роль идентификации в формировании альтруистических установок личности// Вестник МГУ. Серия XIV. Психология, 1977, № 4. С. 33−41.
  27. В.И. По ту сторону слова. Очерки практической психогерменевтики: от Иисуса Христа до Владимира Высоцкого. Рос. Ин-т культурологии- Междунар. пед. акад. — М. 2001. 267 с.
  28. Н.А. О построении движений. М.: Медгиз, 1947. 256 с.
  29. Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М: Медицина, 1966. 349 с.
  30. А.А. О взаимосвязи общения и отношения// Вопросы психологии, 1994. № 1. С. 122−127.
  31. Большой психологический словарь/ Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: прайм — ЕВРОЗНАК, 2005. 672 с.
  32. Большой толковый психологический словарь. Т.2. (П-Я) — Пер. с англ./ Ребер Артур. ООО «Издательство» Аст- «Издательство «Вече», 2001. 560 с.
  33. Боровиков В.П. STATISTICA. Искусство анализа данных. СПб.: Питер, 2003. 686 с.
  34. В.П. Популярное введение в программу STATISTICA. — М.: КомпьютерПресс, 1998. 267 с.
  35. В.П., Боровиков И. П. Статистический анализ и обработка данных в среде Windows. М.: Филинъ, 1998. 608 с.
  36. В.Д. Влияние представлений о выбранной профессии на профессиональное самоопределение учащейся молодежи. Дисс.. канд. психол. наук. — М., 1976. 30 с.
  37. . С. Аномалии личности. М.- Смысл, 1988. 304 с.
  38. .С. К изучению смысловой сферы личности// Вестник Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1981, № 2. С. 46−56.
  39. . С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М.: Знание, 1977. 64 с.
  40. .С. Психологический анализ изменений личности при алкоголизме. -М., 1974. 96 с.
  41. .С. Психология личности// Психология личности. Т.2. Хрестоматия: Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. С. З85−456.
  42. .С. Психология. Нравственность. Культура. М.: Менеджер- Роспедагентство, 1994. 60 с.
  43. Н.С., Олешкевич В. И. Проективные процессы: анализ, практика работы (на материале дошкольного возраста)// Журнал практического психолога. М., 1998, № 8. С. 39−49.
  44. Н.С., Олешкевич В. И. Проективные методы: теория, практика приминения к исследованию личности ребенка. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. 354 с.
  45. JI.M. Психика и реальность: единая теория психических процессов. -М.: Смысл, 1998. 685 с.
  46. М.В. Правовые представления личности с различной установкой к участию в суде присяжных. Автореф. дис.. канд. психол. наук. -Краснодар, 2007. 26 с.
  47. В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. 142 с.
  48. JI.C. Собрание сочинений: В 6 т. М: Педагогика, 1982. Т. 1.487 с.
  49. JI. С. Собрание сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т.4. 433 с.
  50. О.Б. Исследование генезиса установок и их проявление в реальной жизнедеятельности// Материалы IV Всероссийского съезда РПО. 18−21 сентября 2007 года: В 3 т. Москва-Ростов-на-Дону: Издательство «КРЕДО», 2007. С. 286.
  51. С.Т. Самоописание как выражение и способ изучения Я-концепции// Психологический вестник. Ростов-на-Дону. 2000. Вып. 5. С. 209 214.
  52. Дмитрий Николаевич Узнадзе классик советской психологии. Под ред. М. С. Балиашвили, В. В. Григолава и др. — Изд-во «Мецниереба», Тбилиси, 1986.386 с.
  53. А.И., Белокрылова Г. М. Профессиональные представления студентов-психологов// Вопросы психологии, 1999, № 22. С. 42−49.
  54. А.В. Развитие произвольных движений. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. 430 с.
  55. .В. Патопсихология. М.:Изд-во Моск. ун-та, 1986.287 с.
  56. .В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. 157 с.
  57. В.А. К сущности волевого поведения// Психологический журнал, 1985. № 3. Т. 6. С. 47−55.
  58. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. 142 с.
  59. В.А. Формирование побуждения к действию// Вопросы психологии, 1985. № 3. С. 113−123.
  60. Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб: Издательство «Питер», 2000.512 с.
  61. Е.П. Эмоции и чувства. — СПб: Издательство «Питер», 2001.752 с.
  62. История психологии XX век/ Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. 4-е изд. -М.: Академический Проспект- Екатеринбург: Деловая книга, 2002. 832с.
  63. История психологии (10-е 30-е гг. период открытого кризиса): Тексты/ Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. 3-е изд. — Екатеринбург: Деловая книга, 1999. 480 с.
  64. О.Г. Психологические особенности стереотипизации смысложизненных ориентации учащихся на начальном этапе профессионального самоопределения. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2005. 23 с.
  65. Т.А., Олейник Ю. Н. Взаимосвязь личностного развития и профессионального становления студентов-психологов// Психологический журнал, Т.23, 2002, № 6. С. 51−59.
  66. Кирт H. J1. Динамика представлений о профессиональной карьере психологов образования в процессе профессионального самоопределения. Дисс.. канд. психол. наук. М., 2000. 198 с.
  67. И.Г. Методика изучения трудовой мотивации: Учебно-методическое пособие. М., 1990. 56с.
  68. О.М. Регуляция мыслительной деятельности на стадии инициации: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1986. 25 с.
  69. Л.Ю. Психологические особенности смысложизненных стратегий студентов разной познавательной направленности, изучающих иностранный язык. Дисс.. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2005. 156 с.
  70. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. 304 с.
  71. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 1. 391 с.
  72. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 2. 318 с.
  73. А.Н. Лекции по общей психологии.- М.:Смысл, 1999.560 с.
  74. А.Н., Запорожец А. В. Восстановление движения. М.: Сов. наука, 1945. 231 с.
  75. А.Н. Философия психологии: из научного наследия/ Под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. 287 с.
  76. Д.А. Методика предельных смыслов (МПС): Методическое руководство. М.: Смысл, 1999. 36 с.
  77. Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е испр. изд. М.: Смысл, 2003. 487 с.
  78. Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 1992. 17 с.
  79. С.В. Влияние смысловой сферы личности на проявление творческой активности личности. Автореф. дисс.. канд психол. наук. Хабаровск, 2005. 22 с.
  80. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.
  81. Г. Ю. Представления психологов-старшекурсников о своей будущей профессиональной деятельности// Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 2002, № 2. С.64−72.
  82. Д. Поведение и установки/ Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов-вузов/ Сост. Е. П. Белинская, О.А. Тихо-мандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2000. С. 393- 415.
  83. М.К. Анализ сознания в работах Маркса// Вопросы философии. 1968. № 6. С. 14−25.
  84. М.К. Форма превращенная// Философская энциклопедия. Т. 5. М.: Сов. энциклопедия, 1970. С. 386−389.
  85. М. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990.368 с.
  86. С. От коллективных представлений к социальным// Вопросы социологии. 1992. Т.1. № 2. С. 83−96.
  87. В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1960.426 с.
  88. В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психоло-гии//Вопросы психологии, 1957. № 5. С. 142−155.
  89. В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды. Москва- Воронеж. 1995. 356 с.
  90. В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности/ Психология личности. Т.2. Хрестоматия: Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. С.223−226.
  91. Ш. А. Закономерности формирования и действия установок различных уровней// Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Тб., 1978. Т. 1.С. 111−112.
  92. Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси: Мецниереба, 1974. 170 с.
  93. Ш. А. Установка и отношение// Понятия установки и отношения в медицинской психологии: Материалы симпозиума 23/ХП- 25/ХИ 1968 г./Под общ. ред. И. Т. Бжалава. Тбилиси: Мецниереба, 1970. С. 151−163.
  94. Е.Е. Методы изучения мотивации личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. 80 с.
  95. Е.М. Направленность личности и методы ее исследования: Учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. 192 с.
  96. Новейший философский словарь: 2-е изд, перераб. и дополн. М.: Интерпрессервис- Книжный Дом. 2001. 1280 с.
  97. Р.Т. Воображение как фактор поведения. Тбилиси, 1972.344 с.
  98. В.Н. Динамика профессиональных представлений учащихся ПТУ// Новые исследования в психологии. 1987, № 2. с. 25−28.
  99. ЮО.Пестриков Д. В. Развитие установки на толерантное поведение у курсантов и слушателей вузов ФСИН России. Автореф. дис.. канд. психол. наук. Рязань, 2007. 25 с.
  100. В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М.: Изд-во Моск. унта, 1983. 176 с.
  101. В.Ф. Конструктивистская парадигма в психологической науке// Психологический журнал, Т.23. №З.С. 113−121.
  102. В.Ф. Личность человека основа его картины мира// Модели мира/ Отв. ред. Д. А. Поспелов. М.: Российская ассоциация искусственного интеллекта, 1997. С. 9−24.
  103. В.Ф. Основы психосемантики. Смоленск: Изд-во Смоленского гуманит. ун-та, 1997. 396 с.
  104. В.Ф. Основы психосемантики. Изд. 2-е перераб. и доп. -СПб.: Питер, 2005. 480 с.
  105. В.Ф. Проблемы эффективности речевого воздействия в аспекте психолингвистики// Оптимизация речевого воздействия/ Отв. ред. Р. Г. Котов. М.: Наука, 1990. С. 18−31.
  106. В.Ф. Психосемантика сознания. -М.: МГУ, 1988. 207 с.
  107. В.Ф., Митина О. В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. 214 с.
  108. В.Ф., Сапсолева О. Н. Психосемантический подход к восприятию искусства// Психология искусства/ Под ред. Г. В. Акопова. Самара: Изд-во СамПГУ, Том 2. 2002. С.3−11.
  109. И.Г. Смысл как рефлексивное отношение человеческолго бытия// Мир психологии, 2001. № 2. С. 26−35.
  110. В.А. К пониманию личности в психологии// Вопросы психологии, 1981, № 2. С.40−56.
  111. В.А. К психологии активности личности// Вопросы психологии, 1975, № 3. С. 26−38.
  112. В.А. Личность как субъект активности// Психология личности. Т.2. Хрестоматия: Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. С.467−488.
  113. Г. С. Психологические особенности представлений о профессии «психолог» на этапе вузовского обучения. Дисс.. канд. психол. наук. — Ростов-на-Дону, 2006. 160 с.
  114. Пб.Прангишвили А. С. Психологические очерки. Тбилиси: Мецниереба, 1975. 111 с.
  115. Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франк-ла)// Материалы международной конференции (Москва, 19−21 мая 2005 г.) М.: Смысл, 2005. 280 с.
  116. Проективная психология/ Пер с англ. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 528 с.
  117. Психодиагностические материалы. Редактор составитель И. М. Карлинская. — Москва, 1999. 385 с.
  118. Психологические исследования интеллектуальной деятельности/ Под ред. O.K. Тихомирова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. 408 с.
  119. Психологический словарь/ Авт-сост. В. Н. Копорулина, М. Н. Смирнова, Н. О. Гордеева, Л.М. Балабанова- Под общей ред. Ю. Л. Неймера. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. 640 с.
  120. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Издательство «Питер», 2000. 480 с.
  121. Психология. Словарь/ Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Яро-шевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. 494 с.
  122. О.Н., Прудков П. Н. Как психологи выбирают профессию// Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 2002, № 3. С. 52−65.
  123. C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000.720 с.
  124. C.JI. Основы общей психологии: 2 т. М. Педагогика, 1989, Т1 426 с.
  125. C.JI. Основы общей психологии: 2 т. М. Педагогика, 1989, Т2. 328 с.
  126. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности/ Под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1979. 264 с.
  127. Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси, 1989. 204 с.
  128. Н.И. Динамическая структура личности и социогенные потребности// Проблемы формирования социогенных потребностей/ Под ред. Ш. Н. Чхартишвили, В. Л. Какабадзе, Н. И. Сарджвеладзе. Тбилиси, 1981. С. 191−201.
  129. Н.И. Позиция личности и установка: опыт построения структурно-динамической концепции личности// Мацне: Изв. АН Груз ССР. Сер. Философия и психология, № 2. 1985. С. 61−93.
  130. Е.А. Особенности и формирование профессиональных представлений студентов в образовательном пространстве педагогического колледжа// Журнал факультета психологии ТГУ. 2005, № 21. С. 94−99.
  131. М.Ю. Динамика смысловых установок студентов в процессе обучения в вузе. Автореф. дис.. канд. психол. наук. Астрахань, 2007. 23 с.
  132. И.Г. Личность и профессиональная деятельность психолога: социальные представления у различных профессиональных групп. Автореф. дис.. канд. психол. наук. Тверь, 1999. 23 с.
  133. Е.Т. Общая психодиагностика. — СПб.: Речь, 2000. 440 с.
  134. Е.Т. Проективные методы исследования личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. 176 с.
  135. Г. В. Психологические особенности смысловой саморегуляции юристов-сотрубников нотариальных контор. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2007. 23 с.
  136. Р.Л. Когнитивная психология. СПб. Питер, 2002. 592 с.
  137. В.В. Внутренние преграды и конфликтные личностные смыслы// Тезисы VIII Закавказской конференции психологов. Ереван, 1980. С. 281−282.
  138. В.В. Исследование эмоционально-ценностного отношения к себе с помощью методики управляемой проекции// Психологический журнал, 1981. Т.2. № 3. С. 104−117.
  139. В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.284 с.
  140. В.В., Кальвиньо М. Личностный смысл: строение и форма существования в сознании// Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. 1982. № 3. С. 38−47.
  141. Е.В. Изучение у ребенка смысловых образований// Вестник Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1977. № 1. С. 62−72.
  142. А.П., Янова Н. Г., Носов К. А. Метапсихология: релятивистская психология. Квантовая психология. Психология креативности. Изд. 2-е. перераб. и доп. -М.: ЛЕНАНД, 2007. 512 с.
  143. Е.С. Социально-перцептивный стиль и диспозиции личности как факторы толерантности. Автореф. дис.. канд. психол наук. Краснодар, 2007. 24 с.
  144. Г. В. Основы математической статистики для психологов. Учебник. — С. Петербургский ун-т, 1998. 464 с.
  145. С.Г. Основы применения математических методов в психологии: Учебное пособие. СПб.: Изд-во С. Петербург, ун-та, 1999. 116 с.
  146. O.K. Психология мышления. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 270 с.
  147. O.K. Психология мышления: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. 288 с.
  148. O.K. Структура мыслительной деятельности человека. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. 304 с.
  149. O.K., Терехов В. А. Значение и смысл в процессе решения мыслительной задачи// Вопросы психологии, 1969. № 4. С.66−84.
  150. Е.Е. Становление профессиональной идентичности у студентов юридического вуза. Автореф. дис.. канд. психол. наук. Ярославль, 2006. 23 с.
  151. Д. Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. 451с.
  152. Д. Н. Установка у человека// Психология личности. Т.2. Хрестоматия: Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. С.245−298.
  153. В.А. Об особенностях профессионализации студентов-психологов// Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 2005, № 20. С. 33−44.
  154. В. Воля к смыслу: Пер. с англ. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 386 с.
  155. В. Доктор и душа. СПб.: Ювента, 1997. 287 с.
  156. В. Психотерапия на практике. СПб.: «Речь», 2000. 256 с.
  157. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
  158. Фрейд 3. Толкование сновидений. М.: Современные проблемы, 1913.448 с.
  159. Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. М.: ГИЗ, 1922. Т.1.251 с.
  160. А.П. Особенности диспозиционной установки у пациентов с психотическими расстройствами// Психологический журнал, Т. 16, № 2. 1995. С.164−167.
  161. К., Линдсей Г. Теории личности. Пер с англ. И. В. Гриншпун. -М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 592 с.
  162. Ш. Н. Некоторые спорные проблемы психологии установки. Тбилиси: Мецниереба, 1971. 273 с.
  163. Ш. Н. Проблема мотива волевого действия. Тбилиси, 1958.374 с.
  164. Ш. Н. Установка и сознание. Тбилиси, 1975. 239 с.
  165. А.Е. Психика. Сознание. Бессознательное. Тбилиси: Мецниереба, 1979. 171 с.
  166. П.Н. Исследования социальной установки в США// Вопросы философии, 1973. № 2. С. 159−166.
  167. П.Н. Современная социальная психология в США. ИП РАН КСП Екатеринбург. Деловая книга, 2000. 448 с.
  168. П.Н. Социальная установка как предмет социально-психологического исследования// Психологичексие проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. С. 278−318.
  169. П.Н. Социальная установка/ Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов-вузов/ Сост. Е. П. Белинская, О.А. Ти-хомандрицкая. -М.: Аспект Пресс, 2000. С. 364−377.
  170. А.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления. Автореф. дисс. .доктора психол. наук. — М.: 2001. 20 с.
  171. Е.В. Исследование мышления в советской психологии. — М.- Наука, 1966. 476 с.
  172. Экспериментальная психология: Учебник для вузов/ В. Н. Дружинин. 2-е изд., доп. — СПб.: Питер, 2003. 319 с.
  173. H.JI. Об одном факторе, влияющем на разрешение проблемной ситуации// Вопросы психологии, 1972, № 5. С. 47−54.
  174. ЮнгК.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 304 с.
  175. И.Г. Представления и диспозиции личности как фактор карьерного роста: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Краснодар, 2007. 24 с.
  176. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности// Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов-вузов/ Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2000. С. 416−432.
  177. Allport G.W. Pattern and Growth in Personslity. NY: Holt Rinehart, 1961.243 p.
  178. Allport G.W. The Person in Psychology. Boston: Beacon. 1968 .351 p.
  179. Bugental J.F.T. The Search for Authenticity: An existential-analytic approach to psychotherapy. 2nd ed. enlarged. New York: Irvingston pubis, 1981.477 p.
  180. Cattel R.B. The Scientific Analysis of Personality. Chicago: Albine, 1966.211 р.
  181. Cattel R.B. Advances in Cattellian Personality Theory/ L.A. Pervin (Ed.), handbook of personality theory and research. NY: Guilford, 1968. 305 p.
  182. Cattel R.B. Description and Measurement of Personality. NY: World Book Co. 1946. 263 p.
  183. Fishbein H., Ajzen I. Belief, attitude, intention, and behavior: an introduction to theory and research. Reading (Mass.): Addison-Wesley, 1975. 578 p.
  184. Gendlin E.T. Experiencing and the creation of meaning: a philosophical and psychological approach to the subjective. New York: The Free Press of Glen-coe, 1962. 302 p.
  185. Kelly G. A brief introduction to personal construct theory // Perspectives in personal construct theory / D. Bannister (Ed.). London, New York: Academic press, 1970. p. 1−29.
  186. Lewin K. A dynamic theory of personality. New York: Mc Graw — Hill, 1935.286 р.
  187. Lewin K. Principles of topological psychology. New York: Mc Graw -Hill, 1936. 231 p.
  188. Moscovici S. The Phenomenon of Social Representations// Farr R., Moscovici S. (eds). Social Representations. Cambridge — Paris, 1984. p. 3−69.
  189. McGuire W.J. Attitudes//Encyclopaedia Britannica. 15th ed. V. 2. Chicago: 1974. p. 360−363.
  190. Royce J.R., Powell A. Theory of personality and individual differences: factors, systems and processes. Englewood Cliffs (N.J.): Prentice-Hall, 1983. 304 p.
Заполнить форму текущей работой