Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Личностные факторы сохранения адаптированности к профессиональной деятельности работников культурно-просветительных учреждений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Была обнаружена зависимость уровня психологической дезадаптации от выраженности факторов С, G, Н, J, N, О, Q3, Q4, по 16-ти факторному опроснику Кеттела. Эти данные свидетельствуют о том, что высокий уровень психологической устойчивости к дезадаптирующим воздействиям предполагает эмоциональную устойчивость, реалистичность, практичность, осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические предпосылки исследования
    • 1. 1. Проблема психологической профессиональной адаптации в психологии труда
    • 1. 2. Мотивация как фактор профессиональной адаптации
    • 1. 3. Самооценка как фактор профессиональной адаптации
  • Глава 2. Организация экспериментального исследования
  • Глава 3. Психологические особенности профессиональной деятельности работников культурно-просветительных учреждений
    • 3. 1. Профессиональная деятельность музейного работника
    • 3. 2. Профессиональная деятельность библиотекаря
    • 3. 3. Профессиональная деятельность работника культурно-досугового центра
    • 3. 4. Сопоставление особенностей деятельности работников культурно-просветительных учреждений и работников банка
  • Глава 4. Социально-экономические факторы дезадаптации работников культурно-просветительных учреждений
    • 4. 1. Социально-экономическая ситуация как источник психологической дезадаптации
    • 4. 2. Исследование ценностей и эмоциональных состояний работников культурно-просветительных учреждений и банков
  • Глава 5. Экспериментальное исследование личностных факторов профессиональной устойчивости
    • 5. 1. Оценка психологической дезадаптации работников культурно-просветительных учреждений и банков
    • 5. 2. Исследование зависимости устойчивости к дезадаптации от некоторых свойств личности
    • 5. 3. Психологическая коррекция нарушений профессиональной адаптации у работников культурно -просветительных учреждений

Личностные факторы сохранения адаптированности к профессиональной деятельности работников культурно-просветительных учреждений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Психология уделяла мало внимания работникам сферы культуры. В это понятие обычно включают как деятелей культуры (актеров, режиссеров, писателей, музыкантов, художников), так и работников культурно-просветительных учреждений (библиотек, музеев, клубов).

Б.Ф. Ломов в докладе на VI съезде Общества психологов СССР (1968 г.) среди актуальных задач психологии отметил следующую: «Психологические исследования должны охватить не только сферу производства и управления, но и сферу распределения и потребления, в частности, сферу обслуживания, досуга людей, их быта. До недавнего времени этими вопросами психологи не занимались вообще». За последние 15 лет изменений в этом направлении не произошло.

Существенные изменения произошли в социально-экономической сфере. Трудности рыночного пути развития страны, связанные с инфляцией, растущей безработицей, погружением населения в бедность породили разочарование, растерянность, неверие в свои силы. Процесс, психологической адаптации людей к изменяющимся условиям жизнедеятельности, в том числе в профессиональной сфере, проходит в нашей стране медленно и болезненно, преодолевая сложные противоречия. С одной стороны, перед людьми открылись большие возможности для проявления деловой активности. С другой стороны, успех любой деятельности не возможен без чувства уверенности в себе, а именно этого чувства, к сожалению, многим не хватает. Поэтому актуальными становятся проблемы, связанные с изучением личностных факторов профессиональной дезадаптации, в частности, личностных факторов устойчивости к дезадаптации работников культурно-просветительных учреждений.

Целью нашего исследования стало изучение личностных свойств работников культурно-просветительных учреждений, способствующих сохранению адаптированности к профессиональной деятельности в условиях негативных воздействий.

В соответствии с целью исследования были сформулированы его основные задачи:

1. Изучить психологические проявления и уровень профессиональной дезадаптации у работников культурно-просветительных учреждений.

2. Изучить значение адаптированности к отдельным компонентам профессиональной среды работников культурно-просветительных учреждений для сохранения устойчивости к негативным воздействиям.

3. Исследовать роль самооценки и мотивации достижения успеха, а также некоторых свойств личности (по Кеттелу) на сохранение профессиональной адаптированности названной группы специалистов.

4. Выявить влияние коррекции самооценки и мотивации достижения успеха на сохранение и восстановление профессиональной психологической адаптированности работников культурно-просветительных учреждений.

Предметом исследования явились проявления снижения психологической профессиональной адаптированности и свойства личности, способствующие ее стабилизации.

Объектом исследования стали работники музеев, библиотек и центров досуга г. Омска — 296 человек, служащие Омского отделения Российского Сбербанка — 277 человек. Общая численность выборки — 573 человека, женщины, с высшим образованием, стажем работы от 3 до 25 лет, возраст 24−48 лет.

Методы исследования. Для изучения психологических особенностей профессиональной деятельности музейных работников, библиотекарей и работников досуговых центров использовались: анализ публикаций, посвященных этим профессиям, методы наблюдения и беседы.

С помощью разработанной нами анкеты «Женщина в условиях современного социального развития» изучались отношения работников сферы культуры и банковских работников к переменам в обществе и в профессиональной среде, а также эмоциональные состояния, связанные с этими переменами.

Профессиональная удовлетворенность и конкретные ее составляющие изучались с помощью модифицированного нами опросника Р. У. Исмагилова. Проявления дезадаптации оценивались с помощью модифицированного варианта опросника О. Н. Родиной. Мотивация достижений успеха измерялась с помощью тест-опросника М.Ш.Магомед-Эминова. Для оценки потребности в достижениях использовалась методика Ю. М. Орлова. Определение уровня самооценки личности производилось по методике Ю. Я. Киселева. На заключительном этапе исследования оценивался уровень тревожности по методике Спилбергера-Ханина, для исследования агрессии применялась методика Басса-Дарки, использовался также 16-факторный опросник Кеттела и анкета для оценки коммуникативных и организаторских способностей (КОС) Б. А. Федоришина.

Для проверки зависимости между уровнем профессиональной успешности и уровнем профессиональной психологической адаптации использовался метод экспертных оценок.

Научная новизна исследования. Впервые в психологии труда изучались психологические факторы профессиональной адаптированности как состояния динамического равновесия в системе «человекпрофессиональная среда». Исследование проводилось в сфере деятельности, недостаточно изученной психологами.

Впервые изучено значение адаптированности к отдельным компонентам профессиональной среды для устойчивости к дезадаптации.

Установлена зависимость сохранения адаптированности к профессиональной среде от уровня мотивации достижения успеха и самооценки.

Получены экспериментальные данные для описания «психологического портрета» работника культурно-просветительного учреждения, устойчивого к дезадаптирующим воздействиям.

Установлено, что комплекс психологических воздействий, включающий информирование, консультирование, тренинги и деловые игры, в системе повышения квалификации работников культурно-просветительных учреждений, направленный на повышение мотивации достижения успеха и уровня самооценки, способствует снижению дезадаптации и, тем самым, является средством сохранения и восстановления динамического равновесия в системе «человекпрофессиональная среда».

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в практике психологического обеспечения профессиональной деятельности работников культурно-просветительных учреждений для снижения их дезадаптации к условиям профессиональной деятельности и общим условиям жизнедеятельности.

Апробация работы. Настоящее исследование выполнено в соответствии с Программой адаптации работников культуры к современным условиям жизнедеятельности, принятой и утвержденной Комитетом по культуре и искусству администрации Омской области. Основные положения и результаты исследования докладывались на Коллегии Комитета по культуре и искусству администрации области, на семинарах заведующих отделами, председателей Комитетов по культуре администраций Омской области, на совещании директоров учебно-методических центров повышения квалификации и переподготовки кадров сферы культуры региона «Сибирское соглашение», где получили признание в актуальности и практической значимости для выработки стратегии эффективного управления сферой культуры. Материалы диссертации были представлены на Международных научно-практических конференциях «Преемственность поколений: диалог культур» (Санкт-Петербург, 1996) и «Человек и общество: тенденции социальных изменений» (Санкт-Петербург, 1997). Диссертационное исследование в целом обсуждалось на кафедре психологического обеспечения профессиональной деятельности факультета психологии СПбГУ.

Внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе психологического обеспечения учебных занятий при повышении квалификации специалистов и руководителей учреждений сферы культуры Омской, Тюменской и Читинской областей.

По теме диссертации опубликованы четыре печатные работы.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав и заключения, изложенных на 157 страницах, списка литературы из 203 наименований, из них 15 на иностранных языках, и четырех приложений.

Результаты исследования показали значимую отрицательную связь между профессиональной успешностью и уровнем дезадаптации (г=-0,81 I, р<0,001). На рис. 1 представлены данные, иллюстрирующие эту зависимость.

О S 10 15 20 25.

Рис, 1. Взаимосвязь между профессиональной успешностью и уровнем психологической дезадаптации.

По оси У — показатель дезадаптации в баллах, по оси X — ранговое место по экспертной оценке профессиональной успешности (п=20).

Зависимость между профессиональной успешностью и психологической адаптированностью носит двусторонний характер: с одной стороны, профессиональная успешность является одним из важнейших критериев адаптированности, с другой стороны, такие проявления дезадаптации, как ухудшение самочувствия, снижение восприятия, внимания и памяти, снижение общей активности, снижение мотивации к деятельности отрицательно влияют на эффективность решения профессиональных задач.

5.2. Исследование зависимости устойчивости к дезадаптации от некоторых свойств личности.

В проведенном нами исследовании проявилась различная степень устойчивости наших испытуемых к дезадаптирующим воздействиям. Из 44 человек работников культурно-просветительных учреждений (основной группы испытуемых) 4 человека почти не обнаружили проявлений дезадаптации (до 10 баллов), у шести был высокий уровень дезадаптации (более 71 балла), 19 имели умеренный (10−40 балла), 15 — выраженный уровень дезадаптации (41−70 балла). Лиц с очень высоким уровнем дезадаптации (более 100 баллов) среди наших испытуемых не было.

Дальнейший экспериментальный цикл был направлен на выявление личностных факторов, влияющих на уровень дезадаптации, т. е. обеспечивающих сохранение адаптированности.

Изучение литературы привело нас к выводу, что среди многочисленных индивидуально-психологических особенностей, от • которых зависит психологическая профессиональная адаптация, важнейшую роль играют мотивация и самооценка. Перед нами стояла задача установить, являются ли мотивация и самооценка такими же существенными факторами сохранения адаптированности.

Одним из центральных компонентов сложного структурного образования, каким является мотивация, выступает мотив достижения успеха, главный стимулятор профессиональной активности. Для оценки мотивации достижения успеха мы использовали опросник Мехрабиана.

Существенным фактором психологической профессиональной адаптации является самооценка. Задача исследовать влияние уровня самооценки на устойчивость к дезадаптации у работников культурно-просветительных учреждений (сравнительно с работниками банка) решалась с помощью методики Ю. Я. Киселева.

В исследовании зависимости сохранения адаптированности от свойств личности мы опирались на результаты анкетирования 60 работников культурно-просветительных учреждений (20 библиотекарей, 20 музейных работников и 20 работников клубов), а также 59 работников банка (результаты анкетирования одной сотрудницы не были включены в обработку из-за высоких показателей по шкале лжи).

Заключение

и выводы.

Психологическая профессиональная адаптация — это процесс уравновешивания человека с профессиональной средой. Адаптированность к профессиональной деятельности — результат этого процесса, установленное динамическое равновесие между человеком как субъектом труда и его профессиональной средой. Снижение психологической профессиональной адаптированности может быть обусловлено общими причинами (социально-экономическими, климатическими, экологическими и т. п.), частными причинами, связанными с особенностями профессиональной деятельности, а также причинами индивидуальными.

В исследовании проявлений психологической дезадаптации профессионалов, а также устойчивости к ней, приняли участие 290 работников культурно-просветительных учреждений (музеев, библиотек, просветительно-досуговых центров). Испытуемыми были женщины, так как они составляют подавляющее большинство работников в этой сфере труда, а также являются наименее социально защищенными.

Для сравнительного анализа были привлечены к исследованию 277 работников Сбербанка. Сопоставление этих двух профессиональных групп, в соответствии с концепцией профессиональной типологии (Е.А.Климова) показало существенное различие психологических особенностей, обеспечивающих успешность деятельности в этих профессиях, различие источников дезадаптации, связанных с особенностями профессиональной деятельности.

Исследование ценностных ориентаций и эмоциональных состояний работников культурно-просветительных учреждений и работников банков, проведенное методом анкетирования, показало, что в системе ценностей работников культурно-просветительных учреждений, равно как и у работников банка, одно из главных мест, наряду с семьей, занимает профессиональная деятельность. Для значительной части работников сферы культуры профессиональная деятельность является средством самовыражения и возможностью приносить пользу обществу. У банковских работников на первом месте стоят высокая зарплата и возможность профессионального роста, тогда как пользу, приносимую обществу, осознают лишь 5% работников банка.

Сходство в структуре ценностей и эмоциональных состояний, отмечаемое у представительниц двух профессиональных групп, свидетельствует о превалирующем значении общих факторов (возраст, пол, образование, социально-экономические условия).

Негативные эмоциональные состояния, переживаемые нашими респондентами, и тревожащие их проблемы свидетельствуют о том, что значительная часть работников культурно-просветительных учреждений и банковских работников испытывает состояние психологической дезадаптации, связанное не столько с особенностями профессиональной деятельности, сколько с социально-экономической ситуацией в регионе и в стране в целом.

Вместе с тем в обеих профессиональных группах выявились работники, которые на фоне массовой дезадаптации сохраняют психологическую устойчивость: уверены в завтрашнем дне, удовлетворены своей работой, не испытывают негативных эмоций.

Это привело к постановке задачи следующего этапа исследования: изучить личностные особенности, обеспечивающие психологическую устойчивость к негативным воздействиям, в том числе сохранение адаптированности к профессиональной деятельности.

Среди многочисленных индивидуально-психологических особенностей, от которых зависит психологическая профессиональная адаптация (способности, активность, эмоциональная стабильность и др.) большинство авторов публикаций, посвященных этой проблеме, называют мотивацию и самооценку. Необходимо было установить, являются ли мотивация и самооценка такими же существенными факторами сохранения профессиональной адаптированности.

В структуре профессиональной мотивации был выбран для исследования мотив достижения успеха — главный стимулятор профессиональной активности. Сложным многоуровневым образованием является и самооценка. Известно отрицательное влияние как слишком низкой, так и слишком высокой самооценки на процесс профессиональной адаптации. Перед нами стояла задача исследовать влияние уровня самооценки на сохранения профессиональной адаптированности работников культурно-просветительных учреждений.

Результаты экспериментального исследования проявлений дезадаптации у работников культурно-просветительных учреждений показали, что уровень их психологической дезадаптации находится в пределах от умеренного до выраженного. Профессиональные различия между работниками культурно-просветительных учреждений и работниками банка не оказали влияния на уровень их дезадаптации: разница в проявлениях дезадаптации у представителей этих профессий не имеет статистической значимости. Нет достоверных различий и между уровнем дезадаптации работников музеев, библиотек и просветительно-досуговых центров. Это подтвердило вывод, сделанный по результатам анкетирования, что причинами выявленной психологической дезадаптации обследованного контингента являются не столько факторы, связанные с особенностями профессиональной деятельности, сколько общие отрицательные воздействия, среди которых главное место занимает социально-экономическая ситуация в стране и в регионе.

Профессиональная удовлетворенность у работников культурно-просветительных учреждений оказалась выше, чем у работников банка. Это связано с характером профессиональной деятельности, в частности, с условиями труда и с особенностями профессионального взаимодействия.

Чем выше у работников культуры профессиональная удовлетворенность, тем слабее проявление дезадаптации. У работников банка влияние профессиональной удовлетворенности на сохранение адаптированности более ограничено. Их адаптированность к профессиональной среде не может препятствовать возникновению дезадаптации, источником которой являются неблагоприятные воздействия внепрофессиональной среды, она может лишь ослабить снижение мотивации к деятельности как проявление дезадаптации.

Различия между работниками культурно-просветительных учреждений и работниками банка состоят также в том, какие компоненты профессиональной среды способствуют сохранению адаптированности в условиях негативных воздействий. Так, отношение к руководителю не влияет на проявление дезадаптации у работников культуры, а у работников банка адаптированность к руководителю препятствует снижению мотивации к деятельности. По-видимому, дело в том, что работники культуры понимают, как малы возможности руководителя их учреждения и не возлагают на него больших надежд. Иное дело в банке, где от руководителя зависит профессиональная карьера работника.

Отношение работников культурно-просветительных учреждений к посетителям этих учреждений не влияет на их общую дезадаптацию, но положительное отношение к посетителям уменьшает снижение мотивации к деятельности, вызванное другими неблагоприятными условиями. У банковских работников влияние отношения к клиентам банка на сохранение адаптированности статистически незначимо. Это объясняется формальным и кратковременным характером общения между оператором банка и его клиентом.

Отношение к своему учреждению у работников культуры может снижать или усиливать дезадаптацию, в особенности такое ее проявление, как мотивация к деятельности. Отношение к своему банку не влияет на общую дезадаптацию, но может усиливать или ослаблять мотивацию к деятельности.

Отношение к коллективу у работников культуры связано как с общей дезадаптацией, так и с отдельными ее проявлениями. Чем важнее для работника интересы коллектива, тем менее проявляются в неблагоприятных условиях снижение общей активности, ухудшение социального взаимодействия и снижение мотивации к деятельности, тем менее выражена общая дезадаптация. Подчинение личных интересов работника банка интересам коллектива может препятствовать снижению его мотивации к деятельности. С другими проявлениями дезадаптации отношение к коллективу у работников банка не связано.

Благоприятные условия труда могут уменьшить снижение мотивации к деятельности. Общая дезадаптация может негативно влиять на отношение к работе, но положительное отношение к работе может способствовать сохранению адаптированности, что характерно для всех изучаемых нами профессий.

Обнаружена значимая отрицательная связь между уровнем дезадаптации, оценка которого производилась с помощью нашего опросника, и профессиональной успешностью работников по оценке экспертов.

Исследование мотивации достижения успеха не выявило значимых различий между банковскими работниками и работниками культурно-просветительных учреждений. Уровень мотивации достижения успеха и уровень дезадаптации в обеих группах связаны отрицательной корреляцией: чем выше мотивация достижения успеха, тем меньше проявлений дезадаптации.

Не обнаружено значимых различий в уровне самооценки у банковских работников и работников культурно-просветительных учреждений. Установлено, что уровень дезадаптации тем ниже, чем выше самооценка (эта зависимость не имеет статистической достоверности лишь для работников музеев).

Профессиональная удовлетворенность работников культурно-просветительных учреждений положительно связана с их самооценкой.

Таким образом, установлено, что мотивация достижения и уровень самооценки являются значимыми факторами сохранения профессиональной адаптированности работников культурно-просветительных учреждений. Диагностика мотивации достижения, потребности в достижении успеха и уровня самооценки позволяют прогнозировать устойчивость к дезадаптирующим воздействиям работников изученных профессий.

Была обнаружена зависимость уровня психологической дезадаптации от выраженности факторов С, G, Н, J, N, О, Q3, Q4, по 16-ти факторному опроснику Кеттела. Эти данные свидетельствуют о том, что высокий уровень психологической устойчивости к дезадаптирующим воздействиям предполагает эмоциональную устойчивость, реалистичность, практичность, осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость в достижении цели, ответственность, деловую направленность, социальную смелость, готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми, расчетливость, проницательность, разумный подход к событиям и окружающим людям, хладнокровие, уверенность в себе, развитый самоконтроль, целенаправленность и интегрированность личности.

Для психологической коррекции дезадаптации мы использовали психологическое просвещение, индивидуальное консультирование, тренинги (коммуникативный и личностного роста), деловые игры (инновационно — апробационные, поисково — деятельностью). Психологическая коррекция проводилась в рамках курсов повышения квалификации работников культурно-просветительных учреждений.

Результатом психологической коррекции стало повышение самооценки, мотивации достижения успеха, потребности в достижениях. В результате психологической помощи снизились средние показатели дезадаптации. Было установлено также статистически значимое снижение ситуативной и личностной тревожности, раздражения, негативизма, обиды, подозрительности, физической и вербальной агрессии. Результатом психологической коррекции стало повышение самооценки, мотивации достижения успеха, потребности в достижениях.

Существенные изменения произошли в корреляционной структуре диагностируемых личностных свойств и проявлений дезадаптации. В частности, корреляционный анализ показал, что психологическая помощь приводит к коррекции источников формирования достижения: если прежде ими являлись личностная тревожность и проявления дезадаптации, то после психологических воздействий показатель мотивации достижения положительно коррелирует с уровнем самооценки работника, что свидетельствует об изменении отношения работника к своим возможностям, которое определяет соотношение уровня избираемых профессиональных целей и реальных способностей и степень осознания этого соотношения. Информативны также и другие изменения в полученной корреляционной структуре.

Полученные данные свидетельствуют об эффективности психологической помощи работникам культурно-просветительных учреждений с нарушениями профессиональной адаптированности, вызванными как общими социально-экономическими условиями, так и условиями, связанными с профессиональной деятельностью.

По результатам экспериментальной части исследования сделаны следующие основные выводы:

1. Подавляющее большинство работников культурно-просветительных учреждений испытывает в той или иной мере состояние дезадаптации. Причинами являются не столько профессиональные, сколько общие негативные воздействия, среди которых главное место занимает социально-экономическая ситуация в стране и в регионе.

2. Для сохранения психологической профессиональной адаптированности работников культурно-просветительных учреждений в условиях негативных воздействия наибольшее значение имеет удовлетворенность характером работы и своим положением в коллективе, а также отношение к коллективу. Положительное отношение работника культуры к своему руководителю не повышает устойчивости к дезадаптации.

3. Мотивация достижения успеха и уровень самооценки являются значимыми факторами сохранения профессиональной адаптированности работников культурно-просветительных учреждений.

4. Работники культуры с высокой мотивацией достижения успеха отличаются более высокой общей профессиональной удовлетворенностью, лучше относятся к своему учреждению, к своей работе, к коллективу, у них выше удовлетворенность своим положением в коллективе.

5. Чем выше у работника культуры уровень мотивации достижения успеха, тем слабее влияние дезадаптирующих воздействий на особенности социального взаимодействия, на эмоциональные состояния, на мотивацию к деятельности.

6. Общая профессиональная удовлетворенность работника культурно-просветительного учреждения тем выше, чем выше оценивает себя специалист. Так же положительно связана их высокая самооценка с отношением к своему учреждению, с отношением к коллективу и с удовлетворенностью своим положением в коллективе.

7. Чем выше самооценка работника культуры, тем меньше изменения под влиянием негативных воздействий претерпевает эмоциональные состояния, интеллектуальные функции, общая активность, социальное взаимодействие и мотивация к деятельности.

8. Сохранение адаптированности в условиях негативных воздействий способствуют такие свойства личности, как эмоциональная устойчивость, реалистичность, практичность, осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость в достижении цели, ответственность, деловая направленность, социальная смелость, расчетливость, проницательность, разумный подход к событиям и окружающим людям, хладнокровие, уверенность в себе, развитый самоконтроль, целенаправленность, готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми.

9. Психологическая помощь при нарушениях адаптированности, включающая психологическое просвещение, консультирование, тренинги и деловые игры, позволяет снизить уровень дезадаптации, повысить мотивацию достижения успеха и уровень самооценки, тем самым способствовать восстановлению и сохранению психологической профессиональной адаптированности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Н., Белехов В. В., Бельская Е. Г. и др. Психологические методы в работе с кадрами на АЭС. М.: Энергоатомиздат, 1988, 192 с.
  2. А.А. Особенности личной адаптации в малых изолированных коллективах. Автореф. дис. канд. психол. наук, JI., 1984.
  3. .Г. Психологическая структура человека как субъекта. В кн.: Человек и общество. Вып. 2. JI., 1967.
  4. .Г. Человек как предмет познания. ЛГУ, 1969.
  5. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977, 380 с.
  6. Е. От остаточного к безденежью // Клуб, 1997, № 4.
  7. Л.Н. Некоторые вопросы исследования личности в современной психологии капиталистических стран. В кн.: Теоретические проблемы психологии личности. М.: Наука, 1974, с.278−317.
  8. Т.И., Асеев В. Г. Актуальные проблемы психологии мотивации. П.Ж. т.9, № 4, 1988, с. 154−156.
  9. С. Л. Изучение процесса профессиональной адаптации психолога в промышленности. Дисс.канд. психол. наук, Л., 1978.
  10. В.Г. Проблема мотивации и личность // Теоретические проблемы психологии личности. М.: 1974.
  11. В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Мысль, 1976, 158 с.
  12. В.Г. Мотивационные резервы человека // Психол. ж., т.8, № 5,1987,с.3−13
  13. А.Г., Ковальчук М. А. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии. В кн.: Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1997, с. 143−163.
  14. T.JI. Диагностика структуры мотивов трудовой деятельности.-Дисс. канд. психологических наук, Ярославль, 1998, 191 с. С. 173−182.
  15. И.А. Социально-психологическая адаптация молодых рабочих в производственном коллективе. Автореф. дисс. канд. психол. наук, Л., 1985.
  16. М.Я. Личность и профессия, М.-Л.Д926, 68 с.
  17. Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. М., 1988.
  18. Д. Тайна настроения. Руководство по саморегуляции настроения и самочувствия. М.: «Рипол классик», 1997, 400 с.
  19. Блажис Р.-Д.Р., Блажене И. М. Динамика психического и соматического состояний в процессе адаптации студентов к условиям обучения в Вузе // Вестник ЛГУ, Сер. 6, 1986, вып.2.
  20. И.М. Взаимосвязь психического и соматического состояний у студентов в процессе учебной деятельности. Автореф. дисс. канд. психол. наук, Л., 1986.
  21. А.А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 328 с.
  22. Л.И. проблема развития мотивационной сферы ребенка.-В кн.: Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972, с.7−44.
  23. Л.В., Водзинская В. В., Ядов В. А. и др. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л.: Наука, 1979, 264 с.
  24. Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности. В кн.: Психология формирования и развития личности. М.: 1981, с. 159−176.
  25. Е.И., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. М.: Знание, 1991. 80 с.
  26. С.А. Профессиональные самоопределения // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. СПб, 1991, с. 6−22.
  27. С.А. Способы исследования количественной характеристики личности в группе // Вопросы психологии, № 3, 1984, с. 138−144.
  28. В.Г. Психологическая адаптация курсантов к условиям Вуза // Вестник ЛГУ, 1985, № 27.
  29. И.А. Социально-психологические факторы адаптации личности в коллективе. Автореф. дисс. канд. психол. наук, Л., 1986.
  30. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: МГУ, 1990. 279 с.
  31. О.А. Женщина в «мужском обществе» // Социологические исследования, 1988, № 2.
  32. Ю.З., Верещак Е. П. Психология трудового воспитания школьников. Киев, 1987, 255 с.
  33. P.M. Элементы практической психологии. Л.: ЛГУ, 1988. 564 с.
  34. К.М. Профессиональная пригодность и индивидуально-психологические особенности людей. В кн.: Психологические вопросы профессиональной пригодности. Вильнюс, 1981, с. 42−45.
  35. О.С. Экономико-психологическая адаптация // Психология. Учебник. Москва. 1999 с.559−562^.
  36. Л.И. Обеспечение психологической поддержки безработных граждан как условие формирования активной жизненной позиции // Материалы научно-практической конференции «Рынок труда и новые профессии». Омск, 1995, 86 с. с. 16−17.
  37. М.А., Крылов А. А., Нафтульев А. И. Психология труда и инженерная психология. Л.: ЛГУ, 1979, 224 с.
  38. М.А. Психологический анализ системы «человек-профессиональная среда»// Вестник ЛГУ. Сер. 6, 1990, вып. I (№> 6).
  39. М.А. Психологические факторы профессиональной адаптации // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. СПб, 1991. С. 43−60.
  40. М.А. Профессиональное долголетие // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. Под ред. Г. С. Никифорова, СПб, 1991. С. 137−147.
  41. В.Н. Изменение мотивации в процессе профессиональной подготовки. В кн.: Личность в системе общественных отношений. М., 1983. С. 113−114.
  42. О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности / Под ред. В. Н. Панферова. Псков: Изд-во Псковского обл. ин-та усовершенствования учителей, 1994. С. 148−149.
  43. Ю.Н., Кузьмин Е. С. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга. Л.: ЛГУ, 1983.
  44. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: ЛГУ, 1985, 167 с.
  45. А.Н. Диагностика социально-психологической адаптированности личности в новых условиях деятельности и общения. Автореф. дисс. М., 1989.
  46. В.Н. Изучение личности школьника в связи с выбором профессии.-Минск: МПИД979, 107 с.
  47. А.Л., Таранов Е. В. Социально-психологические основы опосредованных методов руководства.- В кн.: Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979.
  48. В.А., Щербинин Б. П. К вопросу о мотивах выбора профессии инженера.- В кн.: Проблемы адаптации студентов. Вильнюс, 1981, 112 с.
  49. А.В., Андрущенко Т. Ю. Исследование самооценки младшего школьника // Вопросы психологии, 1980, № 4, с.90−99.
  50. Ф. Застенчивость / Пер. с англ. М.:Педагогика, 1991, 208 с.
  51. Игры. Обучение, тренинг, досуг. Кн. 5. Педагогические игры / Под ред. В. В. Петрусинского. М.: ГЦ «Энроф», 1994, 132 с.
  52. Е.П. Сущность и структура мотива / Психологический журнал, т.16,№ 2,1995, с. 27−41.
  53. Р.У. Особенности вторичной социально-психологической адаптации рабочего. Дисс. канд. психол. наук, JT, 1981.
  54. Т.С. Активизация человеческого фактора: методы психологического воздействия // Психологический журнал, т.7, № 4, 1986, с.11−22.
  55. М.Г. Самооценка личности школьника и педагогические условия ее формирования. Л.: ЛГГТИ, 1981, 68 с.
  56. В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск, 1980.
  57. В., Трусов В. П. Исследование возможности коррекции неадекватной самооценки подростка // Вопросы психологии, № 3, 1980, с.130−133.
  58. А.А. Психологические особенности производственной адаптации выпускников проф-тех училищ и средней школы. Автореф. канд. дисс. М., 1981.
  59. Ю.Я. Методика определения уровня самооценки // Практические занятия по психологии. М.: Физкультура и спорт, 1989. С.35−36.
  60. Ю.Я. Методика оценки мотивационного потенциала в учебной деятельности школьника // Вестник Балтийской Академии, 1996, № 4, с. 29−32.
  61. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Растов-на-Дону: «Феникс», 1996, 509 с.
  62. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969.
  63. Е.А. Введение в психологию труда. М., 1988, 199 с.
  64. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: МГУ, 1995. 223 с.
  65. Е.А. Психология профессионала. М.-Воронеж, 1996, 400 с.
  66. В.И., Сырникова Н. А. Мотивы труда и адаптация рабочих // Психологический журнал, № 6, 1985, с. 49−59.
  67. В.И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988, 191 с.
  68. Н.Г. Формирование адаптивных характеристик личности у студентов в начальный период обучения. Автореф. дисс. канд. психол. наук, Л., 1989.
  69. Е.П. Становление психологической готовности к инженерной деятельности у студентов технического Вуза. Дисс. канд. психол. наук, Л, 1990 .
  70. Л.Н. Самооценка как фактор саморегуляции деятельности пилота. Дисс. канд. психологии: 19. 00.03, Л., 1984.
  71. Л.Н. Самооценка как механизм саморегуляции профессиональной деятельности // Вестник ЛГУ, сер. 6, 1989, вып. 4 (№ 27), с. 91−96.
  72. Л.Н. Профессиональная психология личности. В кн.: Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова, СПб.: СПбГУ, 1991, с.61−84.
  73. М.А. Психология и безопасность. Таллин, 1981, 408 с.
  74. Э. Начальная профессиональная адаптация и пути ее определения // ВП, № 1,1972.
  75. А. Жизнь музея. М., 1979.
  76. А. Записки музейного работника // Советский музей, 1989, № 6 -1990, № 1.
  77. Р.А., Русалинова А. А. Влияние индивидуально-психологических особенностей личности на производственную адаптацию выпускников ПТУ // Экспериментальная и прикладная психология, вып. 8. Психология личности и малых групп, Л.: ЛГУ, 1977.
  78. Л.В. Психология настроения. СПб.: СПбГУ, 1997. 226 с.
  79. Т.А. Адаптация молодых специалистов-инженеров. Автореф. дисс.канд. психол. наук, Л., 1980.
  80. К., Дембо Т., Фестингер Л., Сире Р. Уровень притязаний. В кн.: Психология личности (тексты) / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: МГУ, 1982, с. 85−92.
  81. А.Б., Колодникова Т. С., Родина О. Н. и др. Методические рекомендации по использованию комплекса диагностических методик для оценки работоспособности операторов массовых профессий в микроэлектронике. М., 1988, вып. 1. 63 с.
  82. А.Б., Кузнецова А. С. Профилактика неблагоприятных функциональных состояний человека. М., 1997.
  83. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: МГУ, 1971. 40 с.
  84. А.И., Рыбак А. А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. М.: Просвещение, 1968, 142 с.
  85. .Ф. Задачи психологической науки в свете решений XXVI съезда КПСС и июньского (1983г.) Пленума ЦК КПСС // Психологический журнал, 1983, № 6, с. 9.
  86. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984, 444 с.
  87. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991. 297 с.
  88. Н.Ф. Изучение психофизиологических характеритсик деятельности человека оператора в экстремальных условиях // Сб.: Психофизиологические исследования деятельности человека оператора и техническое обеспечение. М.: Наука, 1979, с. 34−39.
  89. И.И., Горячев Г. Д. Социологические и психологические методы управления. М., 1973.
  90. Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация достижения: Структура и механизмы. Канд. дис. М., 1987.
  91. B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л.: Наука, 1983. 176 с.
  92. В.Л. Изучение и оценка эмоциональной устойчивости // практикум по инженерной психологии и психологии труда. Л.: ЛГУ, 1983. С. 130−137.
  93. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983. 96 с.
  94. А.К. Психология профессионализма. М., 1996. 308 с.
  95. В.А., Оссовский В. Л. Социальная микросреда и выбор профессии. Киев: Наукова думка, 19,82. 140 с.
  96. А.Л. Специфические характеристики субъекта общения в процессе профессиональной адаптации будущего молодого специалиста. Автореф. дисс. канд. психол. наук, Л., 1987.
  97. B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971, 120 с.
  98. В.Э. Рабочая мотивация и удовлетворение трудом // Психологический журнал, т. 6 № 5, 1985. С. 62−72.
  99. В.Э. Мотивация и эмоциональность: их измерение и взаимодействие у учащихся. В кн.: Эмоции в физическом воспитании учащихся. М., 1986, с. 101−120.
  100. В.Э. Производительная и потребительная мотивация // Психологический журнал, т. 9, № 1, 1988.
  101. Л.И. Проблемы формирования мотивационной сферы студентов культурно-просветительных факультетов Вузов культуры. Автореф. канд. дисс. М., 1980, 24 с.
  102. Мониторинг рабочей силы в Омской области. Омск, 1997, 121 с.
  103. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека. В кн.: Психологическая наука в СССР, Т. 2. М., 1960, с. 110−125.
  104. М.С. Некоторые проблемы личности школьника. М.: Знание, 1975, 64 с.
  105. И.Н. Экспериментально-психологическое исследование состояния психической дезадаптации у работников промышленных предприятий. Автореф. к дисс. СПб, 1994.
  106. Г. С. Надежность профессиональной деятельности. СПб.: СПбГУ, 1996, 174 с.
  107. Н.Н. Психология менеджмента. СПб, 1997, с. 151.
  108. С.В. Проблемы социально-психологической и профессиональной адаптации молодых учителей. Автореф. дисс. канд. психол. наук, JL, 1978.
  109. Особенности формирования рынка труда в России. М.: Всероссийский центр охраны и производительности труда, 1996, 28 с.
  110. А.В. Мотивация, как проявление потребностей личности. -В кн.: Общая психология. М., 1976, с. 110−129.
  111. Петровская J1.A. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982.
  112. JI.A. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. М.: МГУ, 1989.
  113. Практикум по инженерной психологии и психологии труда / Под ред. М. А. Дмитриевой, А. А. Крылова, А. И. Нафтульева. JL: ЛГУ, 1983.
  114. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред, А. А. Крылова. Л.: ЛГУ, 1990, с. 112−117.
  115. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б. Д. Парыгина. Изд. 2. СПб.: ИГУП, 1997. 308 с.
  116. .Е. К вопросу об устойчивости профессий // Человек и общество, IV, Л.: ЛГУ, 1969, с. 30−39.
  117. В.А. Личностные аспекты подбора и адаптации персонала страховых кампаний. Автореф. канд. дисс. СПб., 1997. 16 с.
  118. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова, Л., 1991. 153 с.
  119. Психологические методы диагностики свойств индивидуальности / Сост. Тутушкина М. К., Соловьева Е. А. и др. СПб., 1994, 41 с.
  120. Психологический словарь справочник руководителя. Человек -производство — управление / Под ред. А. А. Крылова и В. П. Сочивко. -Л.: Лениздат, 1982. — 174 с.
  121. Психолопчный словник / Под ред. Войдко В. Н. Киев: Вища школа, 1982.-216 с.
  122. В.Г. Методические аспекты стимулирования и мотивации труда // Вопросы философии, 1979, № 5, с. 58−69.
  123. А.А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПбГУ, сер.6, 1995, вып. 3 (20), с. 74−79.
  124. А.Л. О личностной адаптации в профессиональной деятельности // Вестник ЛГУ. Сер. 6, вып. 3.
  125. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 1995. 528 с.
  126. В.А. Психология управления. М.: ЗАО «Бизнес-Школа» «Интел-Синтез», 1997, 170 с.
  127. Т.И. Изменение системы личностных характеристик в процессе адаптации студентов. Автореф. дисс. канд. психол. наук, Л., 1987.
  128. Ронгинская Т. И. Феномен сопротивления адаптирующим воздействиям. Автореф. дисс. канд. психол. наук, СПб., 1995.
  129. Н.А. Среди книг, т.З, М., 1915.
  130. М.С. Особенности становления профессионала (на примере прядильщиц и ткачих). Автореф. канд. дисс.М., 1987.
  131. С.Л. Основы общей психологии.-Учмедгиз, 1946−704 с.
  132. С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд. АН СССР, 1954.-328 с.
  133. С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.
  134. С.Л. Человек и мир, — В кн.: Методологические и теоретические проблемы психологии, — М., 1969, с.348−374.
  135. Л.И., Соловьева А. Е. Психология самовоспитания. М.: Просвещение, 1982, 142 с.
  136. А.А. Формирование коммунистического отношения к труду // Социальная психология личности. Л., 1974, с. 53−67.
  137. Г. Ф. Социально-психологические факторы политической жизни рабочего класса. КНР 70-х годов. М., 1982.
  138. Н.А. Практический психолог в школе. М., 1997, 192 с.
  139. М.В., Дашкевич О. В. Самооценка, как личностный фактор готовности к достижению высоких результатов волевых действий спортсменов-фигуристов. В сб.: Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Симферополь, 1983, с.13−14.
  140. А.Л. Мотивы трудовой деятельности личности // Социальная психология личности. Л., 1974, с.44−52.
  141. А.Л. Мотивация трудовой деятельности личности, — В кн.: Промышленная социальная психология. Л., 1982, с. 78−95.
  142. В.Ю. Соотношение операциональных и личностных показателей, значимых для эффективности трудовой деятельности в условиях Крайнего Севера. Автореф. канд. дисс. М., 1990.
  143. Е.А. Уверенность в себе и условия ее формирования. Автореф. канд. дисс., 1965.
  144. А.В. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в Вузе. Автореф. дисс. канд. психол. наук, Л., 1985.
  145. Е.И. Проблема мобилизации социально-педагогического потенциала современной художественной самодеятельности, — М., 1984.
  146. В.И. Адаптация выпускников профессионально-технических училищ на производстве. Автореф. дисс. М., 1982.
  147. Состояние социально-трудовой сферы Омской области в 1992 году. Вып. 2. Омск, 1997, 59 с.
  148. В.И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности // Вопросы психологии, № 6, 1981. С. 59−74.
  149. Г. В. Инженерно-психологический анализ и синтез профессиональной деятельности. Т. I. Дисс. докт. психол. наук.- Л., 1982.-413 с.
  150. М.Х. Планы выпускников средней школы как выражение определенной ценностной ориентации при выборе профессии. В кн.: Эффективность подготовки специалистов. Каунас, 1969, с. 27−31.
  151. М.Х. Социально-профессиональная ориентация молодежи. Таллин: Ээсти рааонат, 1982, часть I, 215 е.- часть II, 286 с.
  152. А.С. Формирование профессиональной направленности у учащихся среднего специального учебного заведения. Автореф. канд. дисс. М., 1978.-18 с.
  153. М.К., Ронгинский М. Ю. Практическая психология для руководителей. СПб., 1992. 184 с.
  154. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси: Изд. Акад. наук Груз. ССР, 1961. 210 с.
  155. Организация и проведение тренинга. Учебн. пос. / Под ред. А. В. Федотова, Л.: ЛГТУ, 1991.
  156. А.А. Мотивационная саморегуляция личности. Ташкент, 1987.
  157. .А. Методологические вопросы психодиагностики и профессиональной ориентации. В кн.: Психодиагностика и школа. Таллин, 1980, с. 176−177.
  158. В.Д. Развитие мотивов профессионального самоопределения личности в условиях Вуза. Автореф. канд. дисс. Киев, 1982. 24 с.
  159. С.В. Психологические аспекты профессиональной подготовки водителей троллейбусов. Дисс. канд. психол. наук, Л., 1990.
  160. В. Психология труда и инженерная психология: Психологическая структура и регуляция различных видов трудовой деятельности / Пер. с нем. В. К. Гайды, И. А. Гайды. Под ред. В. Ф. Венды, А. А. Крылова. М.: Машиностроение, 1985, 376 с.
  161. X. Мотивация и деятельность. М., 1986, т. 1,2.
  162. В. Тесты установок // Процесс социального исследования. М&bdquo- 1975, с. 290−327.
  163. К. Научение и сохранение заученного у человека // Экспериментальная психология. Ред. С. С. Стивене. М., 1963, т. 2, с. 124−223.
  164. Ю.А. Изучение зависимости самооценки способностей от свойств нервной системы // Психофизиологическое изучение учебной и спортивной деятельности. Л., 1981, с. 144−159.
  165. ЧебышеваВ.В. Психология трудового обучения. М., 1969.
  166. С.А., Дикая Л. Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий адаптации // Психологический журнал, т. 17, № 1, 1996. С. 19−34.
  167. В.Ю. Влияние мотивов выбора профессии на профессиональное самоопределение личности. В кню: Психология личности: теория и эксперимент. М., 1980, с. 81−88.
  168. С.В. Управление персоналом современной организации. Учебно-практическое пособие. М.: ЗАО «Бизнес-школа „Интел-Синтез“», 1997. С. 328.
  169. Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980.
  170. Дж., Лакейн А. Тайна вашего успеха / Пер. с англ., М.: Рипол классик, Вече, 1997. 416 с.
  171. Е.Н. Формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к педагогической деятельности. Автореф. канд. дисс. М., 1982. 16 с.
  172. В.Н. Влияние мотивов на учебную деятельность. В кн.: Потребности и мотивы учебной деятельности студентов медвуза. М.: Изд. IMMH, 1976, с. 91−102.
  173. В.Н. Мотивы как фактор эффективности учебной деятельности студентов медвуза. Автореф. канд. дисс. М., 1981. 19 с.
  174. Экскурсионное дело в музеях / Сб. трудов под ред. Ю. П. Пищулина. М., 1978.
  175. Р. Секреты увлеченности в себе. М.: Мирт, 1994.
  176. А.И. Введение в политическую психологию. СПб, СПбГУ, 1992. 228 с.
  177. В.А., Здравомыслов А. Г. Человек и его работа. М., 1967.
  178. В.А., Кон И.С. и др. Соотношение ценностных ориентаций и реального поведения личности в сферах труда и отдыха. В кн.: Личность и ее ценностные ориентации. Вып. 1, М., 1969, с. 1−66.
  179. В.А. Гипотеза о структуре личностных деспозиций. В кн.: Социально-психологический портрет инженера. М., 1977, с. 92−105.
  180. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. — 318 с.
  181. Р.Г. Женщина и общество: социально-политический аспект // Социологические исследования. 1992. № 5.
  182. Л. А. Проблемы адаптации руководителей научных подразделений промышленного предприятия // Вестник ЛГУ. Сер. 6, 1987, вып. 4 (27).
  183. Buhler Ch. Psychologic im Leben unserer Zeit, Munchen/Zurich. 1962.
  184. Gomersall E.R. Current and Future Factors- Affecting the Motivation of Scientists. Engineers and Technicians. Res Management, 1971, v. 14, № 3, p. 43−50.
  185. Martmann H. Ego Psychology and the Problem of Adaptation. N.Y., 1958.
  186. Herzberg F.A. Hygiene Theory of work motivation. Jn: Abst. of Papers. XVIII Jnt. Physiol. Congs. Simp. 38. M. — N.J., 1996, p. 62−66.
  187. Herzberg F. Work and nature of man. Cleveland, 1966.
  188. Madsen K.B. Modern theories of motivation. A comparative metascientific stady. Copenhagen: Munksgaard, 1974. — 472 p.
  189. Maslov A. A Theory of Human Motivation. Jn: Motivation and Personality. New York, 1954, p. 80−106.
  190. Mc Clelland D.C. The achievement motive. New York, 1953.
  191. Mica s. Psychologia Spoleczna. Warszawa: Panstwowe wydawnictwo naukowe, 1981. — 560 s.
  192. Miller., Dollard J. Personality and Psychotherapy. N.Y., 1950.
  193. Beykowski J. Teoria motywacji a za rzadanie. Warszawa: PWN, 1975, 195 c.
  194. Shabber L.F., Shoben E.J. The Psychology of Adjstment. Boston, 1955.
  195. Jmith K. Psychiatric disordes as tehy relate to aviation. The Problem in perspective. Aviation Space and Environ.
  196. Med., 1983, 54, № 7, p. 586−587.
  197. Philips L. Human adaptation and his failures. Academic Press. N.Y. 1968.
  198. Tomaszewski T. Czlowiek jako podmiot czynnosci. Wychovanie, № 1, 1966, 36−54.
Заполнить форму текущей работой