Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выделены типы взаимодействия старших дошкольников со сверстниками в соответствии с уровнем их тревожности в процессе общения со сверстниками и уровнем сформированности коммуникативных умений: первый тип (коммуникативноуверенный) характеризуется средним уровнем тревожности детей и высоким или достаточным уровнем сформированности их коммуникативных уменийвторой тип (коммуникативно-тревожный… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические предпосылки исследования эмоциональной сферы дошкольников в процессе общения со сверстниками
    • 1. 1. Характеристика общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте
    • 1. 2. Особенности эмоционального развития детей в старшем дошкольном возрасте в процессе общения со сверстниками
    • 1. 3. Анализ подходов по развитию эмоциональной и коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста
  • Глава II. Психологические условия развития эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками
    • 2. 1. Организация и методы исследования
    • 2. 2. Анализ сформированности коммуникативных умений и эмоциональной сферы старших дошкольников
    • 2. 3. Программа развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками
    • 2. 4. Влияние развивающей программы на особенности эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками

Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Диссертация затрагивает две важные стороны жизни человека — эмоциональную и коммуникативную сферу.

Многочисленные исследования этих двух сфер доказывают их взаимосвязь и взаимовлияние. Потребность в общении — одна из основных социальных потребностей. Возникает она на самых ранних этапах человеческой жизни. С возрастом потребность в общении расширяется и углубляется как по форме, так и по содержанию. При этом в старшем дошкольном возрасте особенно остро проявляется потребность в общении со сверстниками, необходимость в детском коллективе. Общение со сверстниками занимает ведущее место в развитии интеллектуальных, речевых, эмоциональных и нравственных задатков. Психическое, социальное и физическое развитие детей связано с тем, как складываются их отношения со сверстниками.

Система личных отношений является эмоционально насыщенной для каждого человека, поскольку связана с его оценкой и признанием как личности. Взаимоотношения детей, их характер, направленность формируют, развивают и корректируют эмоциональную сферу ребенка. Особенности эмоций оказывают влияние на характер взаимоотношений детей, регулируют их общение. Именно эмоции, как мотивационная система, являются фактором успешности общения детей в дошкольном возрасте. Выражение эмоций носит у дошкольников непосредственный характер, они ярко проявляются в мимике, словах, движениях. На протяжении детства особенности эмоциональных состояний изменяются. Наряду с переживаниями удовольствия и недовольства, связанными с удовлетворением и неудовлетворением непосредственных желаний, у старших дошкольников возникают более сложные чувства, вызванные тем, насколько хорошо они выполнили свои обязанности, какое значение имеют совершенные ими действия для других людей. Поэтому неудовлетворительное положение в группе сверстников переживается детьми очень остро и нередко является причиной аффективных реакций.

Неудовлетворенность потребности в общении со сверстниками ведет к развитию повышенной тревожности, агрессивности, чувства неуверенности в себе, закреплению отрицательных эмоций у дошкольников. В свою очередь, накопившийся эмоциональный опыт определяет характер общения. Если дошкольник переживает негативные эмоции в процессе общения, то у него не складываются отношения со сверстниками, в их среде он неуспешен, что приводит к отрицательным эмоциям. Таким образом, ребенок попадает в замкнутый круг.

Степень разработанности проблемы. Проблемами общения и эмоций, их природы и взаимосвязи на разных возрастных этапах, в том числе и у старших дошкольников, занимались многие известные ученые, такие как Б. Г. Ананьев, М. Р. Битянова., А. А. Бодалев, JI.A. Венгер, A.JI. Венгер, В. К. Вилюнас, JI.H. Галигузова, К. Э Изард, Я. Л. Коломинский, П. Д. Котырло, М. И. Лисина, В. И. Мясищев, Р. В. Овчарова, Т. А. Репина, А.Г.

Рузская, JI. С. Славина, Е. О. Смирнова, М. Ю. Стожарова и др. Вопросы i коррекции эмоциональной сферы и развития общения дошкольников рассматриваются в исследованиях Ю. В. Айзиной, О. В. Винокуровой, А. В. Вялых, С. Т. Дмитриевой, Е. Г. Жадько, Ю. В. Касаткиной, Н. В. Клюевой, Г. З. Кобелевой, H.JI. Кряжевой, Е. М. Листик, И.Г. Малкина-Пых, Н. В. Нижегородцевой, Л. А. Никифоровой, И. А. Пазухиной, С. В. Проняевой, О. Н. Саранской, С. И. Семенаки, Т. В. Семеновских, С. Ю. Чижовой, Г. А. Широковой и др. Ученые подчеркивают взаимосвязь формирования эмоциональной сферы дошкольников с развитием коммуникативных умений детей. Однако в психологической литературе недостаточно уделяется внимания коррекции эмоциональных состояний дошкольников, возникающих в процессе общения со сверстниками, в большинстве исследований рассматриваются отдельные эмоциональные состояния (тревожность, агрессивность и др.) и способы их преодоления.

В связи с этим проблема исследования заключается в изучении особенностей развития эмоциональной сферы детей, связанных с недоразвитием поведенческой произвольности, неумением выбирать конструктивные способы решения проблемных ситуаций в процессе общения, неудовлетворенностью сложившимися отношениями со сверстниками, с накоплением отрицательного коммуникативного опыта.

Цель исследования состоит в изучении психологических условий развития эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками.

Объектом исследования выступает эмоциональная сфера старших дошкольников в процессе общения со сверстниками.

Предметом исследования являются психологические условия развития эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:

1) рассмотреть теоретические подходы к содержанию понятий «общение» и «эмоциональная сфера» ;

2) выявить особенности проявления эмоциональных состояний дошкольников при общении со сверстниками;

3) изучить проблемы развития эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками;

4) определить условия и разработать программу развития эмоциональной сферы дошкольников в процессе общения со сверстниками, изучить ее эффективность;

5) изучить влияние эмоциональных состояний на продуктивность общения старших дошкольников.

Гипотеза исследования включает следующие положения: — эмоциональные состояния дошкольников оказывают влияние на продуктивность общения со сверстникамиразвитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками определяется типом ситуативного общения и сложившимся опытом общения со сверстниками, умением выбирать конструктивные способы решения проблемных ситуаций в процессе общения, социометрическим статусом дошкольника в группе, способностью к саморегуляции эмоциональных состояний.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили психологические положения М. И. Лисиной понимания общения, как особой коммуникативной деятельности и его возрастного развитияутверждение специфичности потребностей и мотивов вступления дошкольников в общение друг с другом и особенностей такого общения (М.И. Лисина, С. В. Радченко, А. Г. Рузская, Р. К. Терещук, Е. О. Смирнова и др.) — теоретические подходы, которые рассматривают взаимосвязь эмоций и общения (Г.М. Андреева, П. К. Анохин, А. А. Бодалев, Л. Г. Буева, Я. Л. Коломенский, Б. Ф. Ломов, Н. Н. Обозов, А. Г. Рузская, М. Ю. Смирнова и др.) — концепция мотивационного направления изучения эмоцийидея В. К. Вилюнаса о двойственной обусловленности эмоций и о генезисе эмоциональных процессовположения об особенностях эмоциональной сферы в старшем дошкольном возрасте и специфичности эмоциональных состояний в процессе общения со сверстниками (Л.А. Абрамян, Н. А. Аксарина, Е. Г. Бабанова, М. П. Денисов, А. В. Запорожец, Е. М. Листик, Н. А. Менчинская, Я. З. Неверович, Т. А. Репина, А. Г. Рузская, Е. О. Смирнова, В. Г. Утробина и др.) — принципы практической психологии.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогических источников по проблеме исследования, формирующий эксперимент (в форме организованных коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста), констатирующий и контрольный эксперименты, методы качественного и количественного анализа полученных данных (в том числе и методы математической статистики: критерий Фишера, коэффициент корреляции Ч. Спирмена).

В исследовании использовались диагностические методики: экспертная оценка уровня сформированности коммуникативных качеств дошкольников (Р.Г. Кобелева) — социометрия для дошкольников «Два домика» (Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков) — линейная шкала, для определения уровня агрессивности (Р.Г. Кобелева) — модифицированный тест тревожности (Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амен) — модифицированный рисуночный тест «В детском саду» (Р.В. Овчарова) — модифицированный эмоционально-личностный тест «Сказка» (JI. Дюсс) — цветовой тест Люшера.

Опытно-экспериментальная база исследования. Экспериментальная работа осуществлялась на базе МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 23» г. Курска. В эксперименте приняло участие 115 детей старшего дошкольного возраста, посещающих старшие и подготовительные к школе группы детского сада, из них: 54 девочки и 61 мальчик. Возраст дошкольников 5−7 лет. Из этой выборки детей были сформированы контрольная и экспериментальная группы по 25 человек.

Научная новизна исследования:

1. Уточнены особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста и проблемы ее развития в процессе общения со сверстниками, связанные с недоразвитием поведенческой произвольности, неумением выбирать конструктивные способы решения проблемных ситуаций в процессе общения, неудовлетворенностью сложившимися отношениями со сверстниками, накоплением отрицательного коммуникативного опыта.

2. Выявлена взаимосвязь эмоциональных состояний и продуктивности общения старших дошкольников, определяющая уровень психологического благополучия детей старшего дошкольного возраста в группе.

3. Выявлены особенности соотношения уровней развития коммуникативных умений и тревожности детей старшего дошкольного возраста по отношению к сверстникам, определяющие тип взаимодействия старших дошкольников со сверстниками.

4. Научно обоснована программа психолого-педагогического сопровождения развития эмоциональной сферы дошкольников в процессе общения со сверстниками, направленная на развитие положительного опыта общения в группе, умения выбирать конструктивные способы решения проблемных ситуаций в процессе общения, способности к саморегуляции эмоциональных состояний.

Теоретическое значение работы заключается в систематизации теоретических представлений о сущности эмоциональных состояний в процессе общения дошкольников со сверстникамиуточнении особенностей развития эмоциональной сферы в старшем дошкольном возрастев расширении представлений о типах взаимодействия старших дошкольников со сверстниками, взаимосвязи эмоциональных состояний и продуктивности общения старших дошкольников.

В исследовании теоретически обоснована программа развития эмоциональной сферы детей в процессе общения со сверстниками. В целом результаты исследования вносят определенный вклад в педагогическую психологию, расширяя представления о способах коррекции эмоциональных состояний дошкольников в процессе общения со сверстниками.

Практическая значимость исследования заключается в том, что реализована программа развития эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстникамиразработанный диагностический инструментарий может найти применение в процессе психологической диагностики, проводимой в детских дошкольных учреждениях.

Полученные данные могут быть использованы в системе психологической службы дошкольных образовательных учреждений для коррекции общения и эмоционального климата в группе, психологического благополучия детей старшего дошкольного возраста.

Положения, выносимые на защиту:

1. Проблемы развития эмоциональной сферы дошкольников в процессе общения со сверстниками выражаются в агрессивности, тревожности и закреплении негативных эмоций.

2. Эмпирически установлена тесная взаимосвязь эмоциональной сферы дошкольников и общения детей данного возраста со сверстниками, которая выражается в следующем: а) неудовлетворенность сложившимися отношениями со сверстниками является одним из основных источником отрицательных эмоций старших дошкольников. б) детям с низким уровнем коммуникативных умений или с низким социометрическим статусом присуща более высокая степень агрессивностив) старшие дошкольники могут испытывать тревожность, связанную с общением со сверстниками, не зависимо от уровня сформированности у них коммуникативных умений и социометрического статуса;

3. Выделены типы взаимодействия старших дошкольников со сверстниками в соответствии с уровнем их тревожности в процессе общения со сверстниками и уровнем сформированности коммуникативных умений: первый тип (коммуникативноуверенный) характеризуется средним уровнем тревожности детей и высоким или достаточным уровнем сформированности их коммуникативных уменийвторой тип (коммуникативно-тревожный) характеризуется высокой тревожностью и высоким или достаточным уровнем сформированности коммуникативных уменийтретий тип (уверенно — некоммуникативный) характеризуется средним уровнем тревожности и низким или средним уровнем сформированности коммуникативных уменийчетвертый тип (тревожно — некоммуникативный) характеризуется высоким или неадекватно низким уровнем тревожности и недостаточной сформированностью коммуникативных умений.

4. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками эффективно при реализации следующих психологических условий: использование игр и упражнений на обогащение как эмоциональной, так и коммуникативной сферы дошкольниковприобретение каждым ребенком эмоционально положительного опыта общения со сверстникамиразвитие у старших дошкольников уверенности в себепреодоление негативных эмоциональных состояний дошкольников.

5. Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками реализуется с помощью специальной программы занятий, направленной на расширение представлений детей об эмоциях, развитие эмоциональной и поведенческой произвольностиобогащение знаниями о средствах общения, развитие инициативности в общении и умения выбирать конструктивные решения проблемных ситуацийкоррекция негативных эмоциональных состояний дошкольников (тревожность, агрессивность, импульсивность, закрепление негативных эмоций) — создание условий для приобретения ребенком положительного опыта общения со сверстниками и обогащения эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 23» г. Курска. Результаты исследования нашли отражение в программе развития эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками. Основные положения работы докладывались на заседаниях кафедры педагогики и психологии развития Курского государственного университета, а также нашли свое отражение в трех научных публикациях и трех методических пособиях.

Достоверность исследования обеспечивалась всесторонним анализом научных работ по проблемевыбором схемы эмпирического исследования, адекватной его задачамприменением апробированного комплекса взаимодополняющих методов исследованиякачественным и количественным анализом экспериментальных данных с применением методов математико-статистической обработкивозможностью воспроизведения осуществленного экспериментарепрезентативностью выборки.

Структура диссертации включает введение, две главы, заключение, библиографический список (203 наименования, в том числе 8 — на иностранном языке), приложение. Работа содержит 11 таблиц, 9 рисунков. Объем основного текста диссертации составляет 150 страниц. В приложении приводятся таблицы, отражающие результаты исследования, программа коррекционно-развивающих занятий с дошкольниками.

Результаты исследования выявили значительное увеличение популярных старших дошкольников. Значит можно говорить, что дошкольники экспериментальной группы инициативны во взаимодействии со сверстниками, умеют организовать и поддержать общение, чувствительны к взаимодействиям со сверстниками, выражают доброжелательность, внимание, признание и сопереживание сверстнику.

Анализ данных модифицированного рисуночного теста «В детском саду» (Р.В. Овчарова) по содержанию показал, что в экспериментальной группе детей, которые изобразили в своих рисунках внешние атрибуты детского сада — 20,3%, детей нарисовавших только себя или вместе с родителями — 25,1% и 54,6% - изобразили себя вместе со сверстниками. В контрольной группе себя со сверстниками нарисовало 40,4% детей, себя вместе со взрослыми или в одиночестве — 27,5%, и 32,1% дошкольников отобразили внешние атрибуты. На диаграмме это выглядит так.

60 50 40 30 20 10 о внешние атрибуты игра в со сверстниками одиночестве или со взрослыми контрольная группа ЕЭ экспериментальная группа.

Рис. 8 Диаграмма процентных показателей результатов рисуночного теста по содержанию.

Анализ данных выявил, что у дошкольников обеих групп возрос интерес к сверстникам, общение между ними стало более значимо. Дошкольники более содержательно и эмоционально стали изображать в своих рисунках себя с другими детьми. Причем, эти изменения более очевидны в экспериментальной группе. Общение со взрослыми или игра в одиночестве более значимы, чем общение со сверстниками, в контрольной группе. Нам кажется, это связано с переживаниями эмоционального дискомфорта в общении со сверстниками. Так как в контрольной группе дети показали боле низкие уровни сформированности коммуникативных умений, менее благополучные социометрические статусы, чем дети экспериментальной группы, то можно говорить, что существует неудовлетворенность общением со сверстниками. Такая неудовлетворенность приводит к отрицательным эмоциональным состояниям. Пытаясь избежать лишних негативных переживаний, дети контрольной группы более охотно рисовали ситуации, с которыми связаны положительные эмоции: игру в одиночестве, общение с взрослыми или внешние атрибуты детского сада.

Сравнительный анализ эмоциональных состояний детей выявил, что в обеих группах (контрольной и экспериментальной) существует тенденция к снижению тревожности и агрессивности, оптимизации общего эмоционального фона.

Уровень тревожности старших дошкольников по отношению к сверстникам определялся по модифицированному тесту тревожности (Р. Тэммла, М. Дорки, В. Армен) и модифицированному рисуночному тесту «В детском саду» (Р.В. Овчарова).

Формирующий эксперимент позволил снизить показатели тревожности старших дошкольников по отношению к сверстникам (F3Vffl = 1,83 и F3Mn > FKp. при р < 0,05). В контрольной группе снижение уровня тревожности статистически не значимо. Такой вывод мы сделали исходя из того, что F3Mn.

Анализ полученных данных показал, что большая часть дошкольников экспериментальной группы (91,6%) продемонстрировали средний уровень тревожности, что является оптимальным для реализации общения. Количество же детей с высоким уровнем тревожности гораздо больше в контрольной группе, чем в экспериментальной (соответственно 40% и 8,4%). Дошкольников, демонстрирующих низкий защитный уровень тревожности, также больше в контрольной группе, чем в экспериментальной (соответственно 8,1% и 0%). Произошедшие изменения отражает таблица 10.

Заключение

.

Проведенная работа подтверждает выдвинутую гипотезу и позволяет сделать следующие выводы:

1. Рассмотренные теоретические подходы к пониманию общения и сущности эмоций, их классификации и функций подтверждают взаимосвязь эмоций с общением. Эта взаимосвязь характеризуется несколькими моментами.

Во-первых, большинство авторов эмоциональный компонент выделяют обязательным в структуре общения. О значимости эмоций в процессе общения, их неразрывности и взаимосвязи говорит то, что аффективность является атрибутом любых отношений людей.

Во-вторых, являясь регуляторами деятельности, эмоции играют важную роль в общении. Они не только соответствуют деятельности, в которой они возникают, но и подчиняются ей самой и ее мотивам. А также эмоции способны регулировать деятельность (общение) в соответствии с предвосхищающими обстоятельствами. Эмоции выступают, как мотивы общения.

И, в-третьих, развитие эмоциональной сферы дошкольников, так или иначе, затрагивает развитие коммуникативных умений детей.

2. В старшем дошкольном возрасте имеются особенности в проявлении эмоциональных состояний при общении детей со сверстниками. Именно в этом возрасте ярко просматривается взаимосвязь и неразрывность эмоций. Действия, адресованные сверстнику, характеризуются более высокой аффективной направленностью, широким диапазоном эмоциональных проявлений, значительной чувствительностью к воздействиям партнера в общении.

Эмоции, как мотивационная система, являются фактором успешности общения дошкольников со сверстниками. Эмоциональное благополучие дошкольника в большой степени, определяется его отношениями ' со сверстниками, их оценками. Ребенок этого возраста ощущает потребность в положительной оценке сверстников, стремится к общению, сотрудничеству с ними. Если общение складывается, соответственно ожиданиям детей, успешно, то и эмоции дошкольники будут испытывать положительные. При негативном отношении сверстников ребенок испытывает острые и устойчивые отрицательные эмоции.

Эмоции, испытываемые старшими дошкольниками при общении со сверстниками, составляют их чувственный опыт, который оказывает влияние на дальнейшие переживания при общении детей между собой. Негативный опыт способствует возникновению отрицательных эмоций в эмоциональном предвосхищении общения, что мешает поиску адекватных способов общения, а неудачи в общении вызывают негативные эмоциональные состояния.

3. В развитии эмоциональной сфере детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками можно выделить такие проблемы как агрессивность, тревожность, закрепление негативных эмоций. Основным источником отрицательных эмоциональных состояний является неудовлетворенность сложившимися отношениями, чувство недооцененности и отстраненности. Следовательно, остаются неудовлетворенными основные коммуникативные потребности общения старших дошкольников со сверстниками: потребность в признании и уважении и жажда сотрудничества.

4. Проведенное исследование позволило изучить влияние эмоциональных состояний на продуктивность общения старших дошкольников (уровень коммуникативных умений детей, их социометрический статус и удовлетворенность складывающимися отношениями).

Более высокая степень агрессивности присуща детям с более низким уровнем сформированности коммуникативных умений или с низким социометрическим статусом. Однако, не зависимо от уровня сформированности коммуникативных умений детей и их социометрического статуса старшие дошкольники могут испытывать чувство тревоги в процессе общения со сверстниками. Неудовлетворенность сложившимися отношениями со сверстниками является одним из основных источником отрицательных эмоций старших дошкольников.

5. В соответствии с уровнем тревожности детей в процессе общения со сверстниками и уровнем сформированности коммуникативных умений нами составлена типология взаимодействия старших дошкольников: первый тип (коммуникативноуверенный) характеризуется средним уровнем тревожности детей и высоким или достаточным уровнем сформированности их коммуникативных уменийэти же уровни коммуникативных умений дошкольников определяют второй тип (коммуникативно-тревожный), но здесь детям присуща высокая тревожностьтретий тип детей (увереннонекоммуникативный) демонстрируют средний уровень тревожности, однако низкий или средний уровень сформированности коммуникативных уменийдети четвертого типа (тревожно — некоммуникативный) характеризует высокий или неадекватно низкий уровень тревожности и недостаточная сформированность коммуникативных умений.

6. Развитию эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками способствуют следующие психологические условия:

• Использование игр и упражнений на развитие и обогащение как эмоциональной, так и коммуникативной сферы дошкольников;

• Приобретение каждым ребенком эмоционально положительного опыта общения со сверстниками;

• Развитие у старших дошкольников уверенности в себе;

• Преодоление негативных эмоциональных состояний дошкольников.

7. Экспериментально была подтверждена эффективность разработанной нами программы развития эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками, направленной на решение ряда задач: расширение представлений детей об эмоциях, развитие эмоциональной и поведенческой произвольностиобогащение знаниями о средствах общения, развитие инициативности в общении и умения выбирать конструктивные решения проблемных ситуацийкоррекция негативных эмоциональных состояний дошкольников (тревожность, агрессивность, импульсивность, неудовлетворенность взаимоотношениями) — создание условий для приобретения ребенком положительного опыта общения со сверстниками и обогащения эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями.

8. Анализ опытно-экспериментальной работы показал, что оптимизация общения со сверстниками приводит к оптимизации эмоциональных состояний старших дошкольников и наоборот, снятие агрессивности, тревожности поможет детям улучшить отношения со сверстниками и стать более инициативными.

Реализация развивающей программа позволила значимо и достоверно снизить показатели тревожности, агрессивности, улучшить показатели развития коммуникативных умений детей, повысить общий эмоциональный фон,-.

После формирующего эксперимента старшие дошкольники в кругу своих сверстников стали чувствовать себя более комфортно и уверенно, они удовлетворены складывающимися отношениями. Однако не зависимо от своего положения в системе отношений со сверстниками дети нуждаются в постоянном подтверждении своей значимости и успешности, в понимании, сопереживании со стороны сверстников. Детям необходимо чувствовать свою включенность в группу сверстников.

Дальнейшие перспективы исследования авторы видят в разработке проблемы диагностики и психологического сопровождения каждого типа нарушенного развития эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Социальная психология детства: ребенок среди взрослых и сверстников в онто и социогенезе. // Мир психологии, 1996. № 3 -с. 129−157
  2. А., Утробина С. Психологическое тестирование. СПб., 2002.-688с.
  3. .Г. Человек как предмет познания. JL: Изд-во ЛГУ, 1968. -327с.
  4. .Г. Избранные психологические труды. В 2 т. — М.: Педагогика, 1980. Т 2. 288с.
  5. Г. М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 1996. -376с.
  6. Т.В. Роль общения в регулировании отношений детей дошкольного возраста в игре.: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1983 -23с.
  7. А.Г. коммуникативное развитие: проблемы и перспективы // Дошкольное воспитание. 1998. № 6 — с. 86−89
  8. А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367с.
  9. Ю.Астапенко Н. И. Осознание и переживание дошкольниками своихвзаимоотношений со сверстниками. — Минск: Творчество молодых, 1978 -119с.
  10. П.Бариленко Н. Б. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности. // Вопросы психологии, 1996. № 3 -с. 24−31
  11. А.В. Психодиагностика способности к общению или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М.: Владос, 1999. — 175с.
  12. А.В. Тестирование: основной инструментарий практического психолога. — М., 2001. 240с.
  13. А.А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 328с.
  14. А.А. Психология межличностных отношений.// Вопросы психологии, 1993. № 2 с.86−91
  15. А.А. О содержательном богатстве феномена общения и его вариативности. //Мир психологии, 1996. № 3. с. 5 — 12
  16. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982. -199с.
  17. А.А. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 187с.
  18. А.А. О взаимосвязи общения и отношений. // Вопросы психологии, 1994. № 1 с. 122 — 127.
  19. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. — М.: Просвещение, 1968. 464с.
  20. Л.И. Проблемы формирования личности / Под. ред. Д. И. Фельдштейна. М.: НПО «Модек», 1997. — 352с.
  21. В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игра, упражнения. -М.: Служба доверия, 1994 316с.
  22. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990. — 140с.
  23. А.В., Поликарпов В. А. Мышление и общение. Минск, 1990.-216с. 1 .
  24. С.С. Формирование гуманистической направленности общения у старших дошкольников.: Дис.. канд. псих. наук. Липецк, 1999. — 189с.
  25. Е.Н. Особенности формирования положительного эмоционального отношения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития к близким взрослым и сверстникам: Автореф. дис.. канд. психол. наук Нижний — Новгород, 1994. — 16с.
  26. С.В. Психические состояния детей дошкольного возраста.: Дис.. канд. псих. наук. — Казань, 2001. 231 с.
  27. JI.A., Мухина B.C. Психология. М.: Просвещение, 1998. -336с.
  28. JI.A., Венгер A.JI. Домашняя школа. — М.: Знание, 1994. -240с.
  29. В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Из-во МГУ, 1976.- 142с.
  30. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. -М.: Из-во МГУ, 1990 283с.
  31. О.В. Динамика социо эмоционального развития детей 6 — 7 лет в образовательном процессе дошкольных учреждений.: Дис.. канд. псих. наук. — Воронеж, 2004. — 209с.
  32. М. Воспитание положительного отношения к сверстникам // Дошкольное воспитание. 1988. № 7. с. 17−23
  33. И.П. Коррекция эмоциональной сферы младшего школьника: Методическое пособие. М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1993 -55с.
  34. JI.C. Вопросы детской психологии. — СПб.: «Союз», 1999. -122с.
  35. JI.C. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии.// Вопросы психологии, 1968. № 2. С 149−152.
  36. А.В. Формирование коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе.: Дис.. канд. псих. наук. Саратов, 2005.-216с.
  37. М., Соколовская В. Эмоционально личностный тест «Сказка». // Обруч, 2003 № 2. — с. 14 — 19
  38. О.Е. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада // Ребенок в детском саду. 2003. № 1 -с. 19−25, № 2-с. 12 16
  39. JT.H., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. М.: просвещение, 1992. — 143с.
  40. П.Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. — М., 1978. 118с.
  41. Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? — М.: ЧеРо, Сфера, 2005. -240с.
  42. Н. Межличностные отношения как условие развития ребенка.// Дошкольное воспитание, 2001 № 5 — с. 73 — 80
  43. В.А. Психология общения. М.: Академия, 2002. — 416с.
  44. Г. В. Понимание как составляющая коммуникативного акта// Мир психологии. 2001. № 3 с 50−60
  45. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4−6 лет: Пособие для практических работников детских садов / Автор-составитель И. А. Пазухина СПб: «Детство-пресс», 2004. — 272с.
  46. Ч. Выражение эмоций у животных и человека. Хрестоматия по психологии / Под ред. А. В. Петровского. М., 1987. — с. 223 — 232
  47. P.P. Личностное развитие старших дошкольников в условиях детского сада.: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2005. — 20с.
  48. Детская практическая психология: Учебник/ Под ред. Проф. Т. Д. Марцинковской. М.: Гардарики, 2000. — 255с.
  49. Деятельность и взаимоотношения дошкольников/ Под. ред. Т. А. Репиной. -М.: Педагогика, 1987. 191с.
  50. Диагностика и регуляция эмоциональных состояний // Сб. материалов всесоюзного симпозиума — М.: БИ, 1990 — 26.
  51. С.Т. Влияние социальных эмоций на развитие общения детей дошкольного возраста.: Дис.. канд. псих. наук. М, 1997. — 187с.
  52. Дружные ребята (воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников) / Р. С. Буре, В. Р. Лисина, М. В. Воробьева и др. М.: МПГУ, 1997.-96 с.
  53. И.В., Лисина М. И. Возрастные особенности психического развития детей М., 1982. — 147с.
  54. Л. Релаксация в «Гнездышке». // Школьный психолог. 2005. № 11 с. 25−30.
  55. С.Н. Методические рекомендации для психологов и воспитателей дошкольных учреждений по организации работы, предупреждающей отклонения в поведении детей. — Курск, 2002. 45с.1.f <
  56. А.В. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986−318с.
  57. А.В., Эльконин Д. Б. Психология личности и деятельности дошкольника. — М.: Просвещение, 1965. 89с.
  58. А.В., Лисина М. И. Развитие общения у дошкольников. -М., 1974.- 152с.
  59. А.И. Детские неврозы / А. И. Захаров. СПб.: Респекс, 1995. -192с.
  60. А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А. И. Захаров. М.: Просвещение, 1993. — 192с.
  61. И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 1999. — 176с.
  62. А.Т. К классификации эмоций. // Вопросы психологии, 1991. № 4.-с. 96- 100
  63. Г. Е. Психологические особенности отношений ребенка дошкольного возраста в группе сверстников: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М., 1976−23 с.
  64. К.Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. СПб.: Питер, 2000. -464с.
  65. К.Э. Эмоции человека / пер. с анг., под ред. Л. Я. Гозмана, М. С. Егоровой М.: Изд-во МГУ, 1980 — 439с.
  66. Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. — 752с.
  67. Д.А. Педагогические условия обогащения содержания между детьми старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1991. 17с.
  68. М.С., Эткина A.M. Общение как ценность и как творчество. // Вопросы психологии, 1988 № 4. с. 25 — 34
  69. А.П., Суворова В. В. Экспериментальное изучение положительных и отрицательных эмоций. // Вопросы психологии, 1991. № 2. -с. 140- 148.
  70. О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка / О. А. Карабанова. -М.: Роспедагентство, 1997. 191 с.
  71. Н.В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1997. 240с.
  72. Г. Р. Формирование коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе.: Дис.. канд. псих. наук. Самара, 2004. — 156с.
  73. Г. А. Общение и его воспитательное значение.// Мир психологии, 1996 № 3 — с. 17−31
  74. В.А. Формирование эмоциональной сферы личности дошкольника при подготовке к школе. Рига, 1990. — 40с.
  75. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: общие и возрастные особенности. Минск: Изд-во БГУ, 1976.- 352с.
  76. Я.Л. Психология детского коллектива. Минск: Народная асвета, 1984. — 239с.
  77. М.Ю., Беличева С. А. Социально — психологический диагностико-коррекционный инструментарий. — М., 1993 — 76с.
  78. О.Б. Влияние социальных эмоций на процессе социализации детей дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 1997 16с.
  79. П.Д. Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье. — М.: Педагогика, 1987. 140с.
  80. Ю.С., Третьяков В. П. Грамматика общения. Л.: изд-во ЛГУ, 1990.-204с.
  81. В. Сказочная педагогика: Понимание другого. М.: Изд-во «Книголюб», 2007. — 52с.
  82. С.В. Удивляюсь, злюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Генезис, 2000. — 208с.
  83. Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. -206с.
  84. Г. Я. Диагностические методы обследования детей дошкольного возраста. Иркутск: Институт информации и рекламы, 1993. -108с.
  85. Г. П. Роль эмоций в овладении дошкольниками правилами взаимоотношений со сверстниками: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -Киев, 1982−22с.
  86. Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М.: Международная педагогическая академия, 1994. т 368с.
  87. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции.// Психология эмоций: Тексты. М., 1984. — с 162 — 172
  88. А.Н. Психология общения. М.: Знание, 1997. — 192с.
  89. JI.В. Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Л., 1982−22с.
  90. М.И. Проблема онтогенеза общения. М. Педагогика, 1986. — 143с.
  91. М.И. Общение, личность и психика ребенка.- М.: Ин-т практ. психологии, 1997.-3 84с.
  92. Е.М. Развитие особенности к распознанию эмоций в старшем дошкольном возрасте.: Дис.. канд. псих. наук. — М., 2003. 175с.
  93. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984
  94. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. — М., 1991
  95. А.Н. Эмоциональный потенциал коллектива. М., 1988. -125с.
  96. М. Цветовой тест Люшера / Макс Люшер, пер. с англ. А. Никоновой. -М.: ACT- СПб.: Сова, 2005. 190с.
  97. Д. Социальная психология. СПб.: Питер Ком, 1998. 688с.
  98. Т.Б. Развитие навыков общения ребенка в играх, тренингах, тестах / Т. Б. Мазепина. Ростов-на-Дну: Феникс, 2002. — 32с.
  99. Т.Д. Диагностика психического развития детей / Т. Д. Марцинковская. -М.: Линка Пресс, 1997. — 96с.
  100. Г. Х. Зависимость эмоциональных переживаний детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста от характера внутрисемейных отношений.: Дис.. канд. псих. наук. -М, 2006. 193с.
  101. Ю.М. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста.: Автореф. дис. .канд. псих, наук.-СПб, 1998- 17с.
  102. В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М.: АРКТИ, 1999.-48с.
  103. А.В. Общение как фактор воспитания школьников: Автореф. дис.. д-рапед. наук. — М., 1981 -37с.
  104. B.C. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под. ред. JI.A. Венгера. -М.: Просвещение, 1985. 272с.
  105. B.C. Психология дошкольника: Учебное пособие для пед. ин-ов и пед. училищ./Под. Ред. Л. А. Венгера. -М.: Просвещение, 1975. 240с.
  106. В.Н. Психология. Л., 1960. — 123с.
  107. ЯЗ. Развитие эмоционального предвосхищения результатов действий в дошкольном возрасте.// Материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов СССР. Тбилиси, 1971. — с. 44 — 51
  108. Р.С. Психология образования. Книга 2. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001. — 608с.
  109. Р.С. Психология. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. Книга 3. -М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1999.-640с.
  110. В.Г., Маркова Т. А., Жуковская Р. И. Формирование комплексных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. М., 1968.-382с.
  111. Н.В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001. — 256с.
  112. Л.А. Вкус и запах радости: Цикл занятий по развитию эмоциональной сферы. М.: Книголюб, 2005. — 48с,
  113. О.В. Психологические особенности формирования готовности детей дошкольного возраста к позитивному разрешению конфликтных ситуаций.: Автореф. дис. .канд. псих, наук-Курск, 1999- 16с.
  114. Н.Н. Психология межличностных отношений. — Киев: ЛЫбидь, 1990.- 191с.
  115. Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1995.-360с.
  116. Общение детей в детском саду и семье/ Под. ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной М.: Педагогика, 1990. — 150с.
  117. Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ Сфера, 2001.-240с.
  118. О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка / О. А. Орехова. СПб.: Речь, 2002. — 112с.
  119. Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста/ Под. ред. Д. Б. Эльконина, А.Л. Венгера-М., 1988. 135с.
  120. Отношения между сверстниками в группе детского сада./ Под. ред. Т. А. Репиной М.: Педагогика, 1978. — 200с.
  121. В.Г. Эмоции. Мифы. Разум. М.: Высшая школа, 1992. — 250с.
  122. М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей / М. А. Панфилова. М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2002. — 160с.
  123. М.В. Возможности использования проективных методов в изучении личности дошкольников.: Автореф. дис. .канд. псих, наук-Курск, 2003−21с.
  124. А.В. Быть личностью. М.: Педагогика, 1990 — 110с.
  125. Популярная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пединститутов / Сост. В. В. Мироненко. М.: Просвещение, 1990. — 399с.
  126. Ю.А. Формирование положительного эмоционального отношения детей друг к другу в процессе совместной деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Киев, 1980 — 25с.
  127. С.В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.: Дис.. канд. псих. наук. Екатеринбург, 1999 —231с.
  128. Психология исследования общения / Под. ред. Б.ф. Ломова. М.: Наука, 1985.-344с.
  129. Психология эмоций: Тексты./Под. ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер М.: Изд-во МГУ, 1984. — 287с.
  130. С.В. Проблемы общения в онтогенезе. М., 1996. — 98с.
  131. Развитие общения дошкольников со сверстниками./ Под. ред. А. Г. Рузской — М.: Педагогика, 1989. 215с.
  132. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович М.: Педагогика, 1986 — 172с.
  133. А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: ЗАО Издательство «Питер», 1999. — 416с.
  134. Т.А. Группа детского сада и процесс социализации мальчиков и девочек. // Дошкольное воспитание. 1984. № 10 с. 28−30
  135. Т.А., Мухина B.C. Общение детей в детском саду и семье. -М.: Педагогика, 1990. 146с.
  136. Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. — М.: Педагогика, 1988. — 232с.
  137. Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979−392с.
  138. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М.: Владос, 1996. — 529с.
  139. А.А. Направленная иготерапия агрессивности у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. М.: Романов, 2001. -48с.
  140. С.Л. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1973.-416с.24
  141. Саранская О. Н Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!». М.: Книголюб, 2008. — 64 с.
  142. С.И. Уроки добра: коррекционно-развивающая программа для детей 5−7 лет. М.: АРКТИ, 2002. — 80с.
  143. Т.В. Формирование мотивов позитивного поведения в конфликтных ситуациях и способы их разрешения (на материале исследования детей 5 — 7 лет, посещающих детское дошкольное учреждение).: Дис.. канд. псих. наук. — Казань, 2003. — 223с.
  144. Т.В. Базисная структура межличностного взаимодействия в старшем дошкольном возрасте.: дис.. д-ра псих, наук — СПб, 1992. — 389с.
  145. Т.В. Зависимость положения дошкольников в группе сверстников от форм их личностного поведения. // Вопросы психологии. 1991. № 5 с.23
  146. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: ООО «Речь», 2004. 350с.
  147. П.В. Что такое эмоции? М.: Наука, 1966. — 235с.
  148. Е.О. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам. // Дошкольное воспитание. 2003. № 8. -с. 73−76
  149. Е.О. Особенности общения с дошкольниками. М.: Академия, 2000. — 150с.
  150. Е.О. Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития. // Дошкольное воспитание, 2003 № 10 с. 63 — 71
  151. Е.О., Утробина В. Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте. // Вопросы психологии, 1996 № 3 — с. 5 14
  152. Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. — Ростов на — Дону: Феникс, 2003. — 169с.
  153. Социальная психология./ Под. ред. А. Н. Сухова, А. А. Дергача — М., 2002. 600с.
  154. Г. Эмоциональные состояния ребенка дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада.// Дошкольное воспитание, 1998 № 5-с. 39−53
  155. СтеркинаР.Б. «Я, ты, мы»: Программа по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста / Р. Б. Стеркина, О. М. Князева // Дошкольное воспитание. 1999. № 7. — с. 2−16
  156. М.Ю. Педагогические условия преодаления эмоциональных трудностей ребенка старшего дошкольного возраста в процессе его общения с родителями.: Дис. .канд. псих. наук. М., 2001. -181с.
  157. М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников — Ростов на — Дону: Феникс, 2007. — 208 с.
  158. Л.П. Эмоциональный букварь от Ах до ай-ай-ай: Обучение эмоциональной культуре дошкольников и младших школьников. М.: Фирма «Интерпракс», 1994 — 230с.
  159. Е.И. Формирование положительных межличностных отношений у детей среднего дошкольного возраста: Автореф. дис. .канд. психол. наук.—Киев, 1980−24с.
  160. Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 144с.
  161. A.M. Психологические особенности межличностных отношений детей шестилетнего возраста в условиях детского сада и подготовительных классов: Автореф. дис. .канд. псих. наук.-Киев, 1980- 21с.
  162. Тенденция развития психологической науки / Отв. ред. Б. Ф. Ломов, Л. И. Анциферова. М., 1989. — 270с.
  163. Р.К. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников. Кишинев, 1989. — 123с.
  164. Р.К. Особенности общения со сверстниками как основа популярности дошкольников: Автореф. дис. .канд. псих, наук М, 1986— 21с.
  165. А.В. Наедине со всеми: о психологии общения. — Минск: Полымя, 1990−207с.
  166. В.Г. Возрастные и индивидуальные особенности отношения дошкольников к сверстнику.: Автореф. дис. .канд. психол. наук М., 1995.- 19с.
  167. Г. А. Практикум по детской психологии / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. М.: Академия, 2000. — 304с.
  168. Л.Б. Коммуникация, общение, взаимодействие. // Мир психологии, 1996 № 3. с. 12 — 17
  169. Философия: энциклопедический словарь/Под. ред. А. А. Ивина М., 2004. — 1072с.
  170. Флейк Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношение с окружающими. М., 1993. — 511с.
  171. Н. Как правильно общаться. // Дошкольное воспитание. 1990. № 4 с. 78−81
  172. Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье./ В. К. Котырло, Т. М. Титаренко, Ю. А. Приходько и др. М.: Педагогика, 1987.- 144с.
  173. А. Психология «Я» и защитные механизмы. М.: Педагогика-Пресс, 1993.- 144с.
  174. И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск, 1996. — 192 с.
  175. С.В. Типологические особенности и развитие саморегуляции поведения старших дошкольников.: Автореф. дис. .канд. псих, наук Курск, 2002- 21с.
  176. Т.П. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. М.: Педагогика, 1991.-231с.
  177. С.Ю. Социально-психологические механизмы развития и коррекции сферы общения старшего дошкольного возраста.: Дис.. канд. псих. наук. Ярославль, 2001.-152с. '
  178. М.И. Психогимнастика. — М.: Просвещение. Владос, 1995. 14 — 159с.
  179. В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. -320с.
  180. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н. И. Шевандрин. М.: Владос, 1999. — 512с.
  181. Г. А. Справочник дошкольного психолога. Ростов -на Дону, 2003.-382с.
  182. Г. А., Жадько Е. Г. Практикум для детского психолога. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 315с.
  183. Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999. — 360с.
  184. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М.: Изд-во МГУ, 1990. 196с.
  185. Эмоциональное развитие дошкольника./ Под. ред. А. Д. Кошелевой. — М.: Просвещение, 1985. 172с.
  186. Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.: «Флинта», 1997. — 224с.
  187. М.Г. История психологии. М.: Издательский центр «Академия», 1996. — 410с.
  188. М.Г. Л.С. Выготский в поисках новой психологии -СПб., 1993−300с.
  189. Arnold М.В. Emotion and personality. V. l Psycholoqical aspects. 1960.- № 4 121p. ,
  190. Bretherton I. Learninq to talk about emotions: A functionalist perspectiv// Child Development. 1986. V. 57. № 3. P. 529 548.
  191. Cofer C.N. Motivation and emotion. Glenview, 1972−215.
  192. Ekman P. Universal facias expressions in emotion // Studia psycoloqica -1973. V.15.-№ 2.-p. 140- 147.
  193. Hartmut von Hentiq. Bildunq Taschenbuch, Beltz Verlaq, Weinheim und Basel, 1999.-321 s.
  194. Frijda N.H. Mimik und pantomimic // Handbuch der psycholoqie in 12 Bander. Berlin, 1965 — p. 294 — 362.
  195. Kipchoff R. Zur qeschichte des Ausdrucksbeqriffs // Handbuch der psycholoqie in 12 Bander. Berlin, 1965. Bd. 5 — s. 9−34.
  196. Ridqeway C.L. Nonverbal behavior, dominance and the basis of status in tack qroups // American socioloqical review. 1987. — V.5. — p. 683 — 684.
Заполнить форму текущей работой