Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Личностные характеристики подростков в условиях социальных изменений в России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Среди компонентов временной перспективы наиболее подверженными влиянию социальных изменений оказались: Я-аспект (собственная личность подростка) и темпоральный аспект — уменьшение показателей с их последующим восстановлением относительно советского периода, познавательный аспект — свёртывание показателей. Среди компонентов жизненных прогнозов подростков наиболее подверженными влиянию социальных… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Методологические и теоретические основания исследования личности в условиях социальных изменений
    • 1. 1. Социально-историческая обусловленность психологических характеристик личности
    • 1. 2. Психологические исследования социальных изменений в России
      • 1. 2. 1. Психологические эффекты социальных изменений по материалам отечественных исследований)
      • 1. 2. 2. Исследование исторической изменчивости личностных характеристик молодёжи в отечественной психологии
    • 1. 3. Теоретические основания исследования личностных характеристик подростков в условиях социальных изменений
      • 1. 3. 1. Выбор единиц анализа личности подростка в условиях социальных изменений
      • 1. 3. 2. Жизненные перспективы личности
      • 1. 3. 3. Социальный кругозор личности
  • Выводы к главе
  • 2. Организация эмпирического исследования
    • 2. 1. Гипотезы и задачи эмпирического исследования
    • 2. 2. Характеристика базы и выборки эмпирического исследования
    • 2. 3. Методы сбора, анализа, интерпретации эмпирического материала
  • Выводы к главе
  • 3. Особенности жизненных перспектив российских подростков в условиях социальных изменений
    • 3. 1. Динамика временной перспективы подростков
  • 2005 гг
    • 3. 2. Динамика жизненных прогнозов и ориентаций подростков на ценности «взрослой жизни»
    • 3. 3. Структура жизненной перспективы подростков на современном этапе социальных изменений в России (исследование 2005 г.)
  • Выводы к главе
  • 4. Особенности социального кругозора российских подростков на современном этапе социальных изменений (исследование 2005 г.)
    • 4. 1. Социальные притязания личности в подростковом возрасте
    • 4. 2. Социальные идентификации личности в подростковом возрасте
    • 4. 3. Социальные предпочтения личности в подростковом возрасте
  • Выводы к главе

Личностные характеристики подростков в условиях социальных изменений в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. На протяжении последних двух десятилетий в России происходят серьёзнейшие изменения в разных областях жизни, трансформируются экономическая, социальная, идеологическая сферы, и это неизбежно влияет на психологический облик наших соотечественников.

В самом начале реформ Б. Ф. Ломов (1987) обращал внимание учёных на необходимость изучения психологических эффектов социальных процессов. Правомерность этого призыва сейчас очевидна и в целом ряде работ авторы указывают на изменения в ценностях, стереотипах, картине мира, формах и содержании активности современной личности, кризисе её идентичности по сравнению с советским периодом. Между тем всё ещё недостаточно эмпирических исследований, позволяющих эти идеи детализировать и понять, в каких направлениях и с каким темпом происходят изменения личностных особенностей россиян, что в этих процессах стабильно, а что нестабильно, какой тип или типы личности формируются. Ответы на поставленные вопросы позволяют учесть фактор социальных изменений в психологических исследованиях, о важности которого учёные пишут всё чаще (Г.М. Андреева, Л. И. Анцыферова, А. Л. Журавлёв, Д. И. Фельдштейн и др.).

Таким образом, необходимость расширения знаний об особенностях влияния социальных изменений в России на личность является исходной проблемой диссертационного исследования. Её решение позволяет реализовать принцип социально-исторической обусловленности психологических проявлений личности, рассмотреть с новой стороны фундаментальные вопросы соотношения психологического и социального.

Хорошо известен тезис Б. Г. Ананьева: психологическое изменение структуры личности, её характера и таланта в ходе индивидуального развития нельзя представить вне категории исторического времени. Для разных социальных и возрастных категорий людей «вписывание» в историческое время происходит по-разному: одни адаптируются к социальным изменениям лучше, другие хуже, поэтому для психологии личности важно учитывать социально-возрастные дифференциации людей. Накопление соответствующих эмпирических данных и теоретических обобщений — необходимое условие для построения теории личности в условиях социальных изменений, с одной стороны, и теории личности во времени жизни и времени истории с другой стороны. Высказанные соображения соответствуют утверждающейся методологии исследования развивающейся личности в изменяющемся обществе (Г.М. Андреева, А. Г. Асмолов, Ю. М. Забродин, И.С. Кон).

Таким образом, для решения исходной проблемы важно её конкретизировать, связав с возрастным статусом личности. В частности, необходимо изучать влияние социальных изменений в России на личность в подростковом возрасте, поскольку это важный аспект общей проблемы. Как писал Э. Эриксон, в период отрочества сознание молодого человека особо чувствительно к идеологическому потенциалу общества и производным от него ценным «способам жизни». Этой позиции придерживаются известные отечественные учёные, показавшие зависимость личностных характеристик подростка от изменения социальных условий как в советский, так и постсоветский периоды нашей истории (И.В. Дубровина, J1.A. Регуш, Д. И. Фельдштейн и др.).

При обсуждении проблемы исследования встаёт ещё один важный вопрос: что именно в личности (и личности подростка, в частности) наиболее чувствительно к социальным изменениям? Анализ позволяет выделить ряд характеристик, среди которых — жизненные перспективы и ориентации личности в социальном пространстве. Для обозначения последних используется рабочее понятие «социальный кругозор» — по аналогии с «временным кругозором личности» (П. Фресс) — оно позволяет зафиксировать диапазон, масштабы и т. п. показатели социальных ориентаций личности.

Обосновать выбор таких личностных характеристик можно следующими соображениями.

Во-первых, исследования 1990;х — 2000;х гг. показывают, что жизненные перспективы и социальный кругозор личности в разных возрастных и социальных группах испытали сильное воздействие со стороны изменений в российском обществе (К.А. Абульханова, Г. М. Андреева, О. Е. Байтингер, Е. П. Белинская, А. Н. Дёмин, Н. А. Журавлёва, B.C. Магун, К. Муздыбаев, Д. И. Фельдштейн и др.). Среди этих групп широко представлены подростки.

Во-вторых, в подростковом возрасте человек стремится понять себя и найти своё место в обществе, утвердить своё «Я» в обществе. По мнению Д. И. Фельдштейна в подростковом возрасте имеет место особая чувствительность ребёнка к специфическим воздействиям, связанным с проявлением его индивидуальности как члена общества. А это возможно прежде всего в области ценностей и смыслов, ориентаций на будущее и жизненных планов, в области социальных интересов, притязаний и предпочтений. Эти личностные характеристики включены в психологическое обеспечение активности подростка в самых разных сферах жизнедеятельности, выступают механизмами вхождения развивающейся личности в социальную жизнь общества.

Проблема влияния социальных изменений на личность имеет важный для психологии организационно-методический аспект. По мнению Г. М. Андреевой, соответствующие исследования должны быть долгосрочными, например, они должны фиксировать психологические характеристик людей на разных этапах реформ. Тем самым реализуется сравнительно-исторический подход, который достаточно редко применяется в отечественной психологии, но именно такой подход даёт возможность учесть динамику психологических характеристик личности в связи с динамикой социальных реформ.

Изучение личности подростка в условиях социальных изменений в России важно в практическом плане, поскольку именно эти люди через несколько лет станут активными участниками социальных, экономических и политических процессов в нашем обществе. Знание исторических тенденций развития личности подростка создаёт предпосылки для социальных прогнозов, для разработки научно обоснованных социальных и педагогических проектов, в том числе на базе образовательных и воспитательных учреждений.

Таким образом, диссертация поднимает актуальные теоретико-методологические, организационно-методические и практические проблемы современной психологии.

Объект исследования — личность в условиях социальных изменений в России.

Предмет исследования — жизненные перспективы и социальный кругозор личности в подростковом возрасте на разных этапах социальных изменений в России.

Цель исследования — исследовать содержание, структуру, динамику жизненных перспектив и социального кругозора личности в подростковом возрасте на разных этапах социальных изменений в России.

В соответствии с научной литературой в составе жизненной перспективы выделяются временные перспективы, ценностные ориентации, вероятностные представления о будущей жизни (жизненные прогнозы). В составе социального кругозора выделяются субъективно приемлемые и неприемлемые сферы социальной жизни, социальные идентификации, уровень социальных притязаний личности.

Основная гипотеза исследования: предполагается, что социальные изменения в России оказали влияние на жизненные перспективы и социальный кругозор личности в подростковом возрасте, поскольку эти психологические образования обеспечивают включение развивающейся личности в социальную жизнь общества.

Учитывая результаты теоретического анализа, свидетельствующие о социально-исторической обусловленности психологических проявлений личности, в том числе в период социальных изменений в России, а также доступный автору эмпирический материал, формулируются две гипотезы-следствия:

1) вероятно, разным этапам реформ в России соответствуют разные показатели жизненных перспектив личности в подростковом возрасте;

2) в содержании и структуре жизненных перспектив и социального кругозора современных подростков могут отражаться идеологические противоречия (например, между материальным и духовным, индивидуальным и общественным), обострившиеся в России в условиях социальных изменений.

Дополнительно была сформулирована ещё одна гипотеза: вероятно, существуют неслучайные связи между компонентами жизненных перспектив и социального кругозора личности в подростковом возрасте.

Решались следующие теоретические и эмпирические задачи:

1. Раскрыть положение о социально-исторической обусловленности психологических проявлений личности (в том числе на материале социальных изменений в России).

2. Систематизировать отечественные сравнительно-исторические исследования по психологии разных групп молодёжи, обобщить их содержательные и организационно-методические аспекты.

3. Обосновать выделение жизненных перспектив и социального кругозора как наиболее «чувствительных» к социальным изменениям психологических характеристик личности в подростковом возрасте.

4. Провести сравнительный анализ жизненных перспектив личности в подростковом возрасте, выявленных на разных этапах российских реформ на базе ВДЦ «Орлёнок».

5. Эмпирически исследовать содержание и структуру жизненных перспектив и социального кругозора подростка на современном этапе российских реформ, определить связи между этими личностными характеристиками.

6. Провести интерпретацию собранного материала, рассмотрев выявленные факты и закономерности в сравнительно-историческом плане, а также в контексте социальных и идеологических противоречий, присущих современной России.

Методологические и теоретические основы исследования: принцип социально-исторической обусловленности психологических проявлений личности, который представлен в концепции комплексного человекознания Б. Г. Ананьева, культурно-исторической теории J1.C. Выготского, историко-эволюционном подходе А. Г. Асмолова, всевозрастном подходе к развитию человека П. Балтеса и Г. Томэ, теории Э. Эриксона, исторической психологии (И.Г. Белявский, В.А. Шкуратов) и кросс-культурной психологии (Н.М. Лебедева, Д. Мацумото, Т. Г. Стефаненко, Г. Триандис) — идеи Г. М. Андреевой, Л. И. Анцыферовой, А. Л. Журавлёва, Ю. М. Забродина, И. С. Кона, Б. Ф. Ломова, В. Д. Попова, С. Л. Рубинштейна, В. Э. Чудновского и др. учёных о соотношении психологического и социального в условиях общественных сдвигов и переломовработы отечественных и зарубежных авторов, осмысливающих психологические эффекты социальных изменений в России и других странахисследования жизненных перспектив и социальных ориентаций личности, в том числе работы, обосновывающие возможность их изучения в подростковом возрасте (К.А. Абульханова, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Е. И. Головаха, И. В. Дубровина, В. И. Ковалёв, А. А. Кроник, С. П. Крягжде, B.C. Магун, К. Муздыбаев, Ж. Нюттен, К. Н. Поливанова, Н. Н. Толстых, Д. И. Фельдштейн, Э. Эриксон и др.) — сравнительно-исторические исследования психологических характеристик разных групп молодёжи в советский и постсоветский периоды (И.В. Дубровина, А. Н. Дёмин, Н. А. Журавлёва, А. Л. Лихтарников, B.C. Магун, Л. А. Регуш, В. М. Слуцкий, Д. И. Фельдштейн и др.);

Методы исследования. В ходе исследования использовались: теоретический анализ литературыметод поперечных срезов при организации эмпирического исследованиявторичный анализ архивных и опубликованных эмпирических данных, собранных в предыдущие годы на базе Всероссийского детского центра «Орлёнок" — вариант метода мотивационной индукции Ж. Нюттена, методики «Представь себя через 10 лет» и «Ценности взрослой жизни» А. А. Киреевой, «Спектр социальных интересов» и «Социальные предпочтения» А. Н. Дёмина, шкалы, направленные на измерение уровня социальных притязаний и психологического самочувствия личности (Е.И. Головаха, B.C. Магун).

В состав выборки эмпирического исследования вошли подростки 12−15 лет, обследованные на базе ВДЦ «Орлёнок» в разные периоды социальных изменений в России (архивные данные 1989;1997 гг., охватывающие 14 тыс. чел., данные 2005 г. — 384 чел.).

При обработке собранных данных применялись методы математической статистики (t-критерий Стьюдента для процентных долей и средних значений, процедуры корреляционного анализа и построения корреляционных графов).

Интерпретация результатов осуществлялась в рамках сравнительно-исторического подхода и с учётом эмпирических и теоретических данных других авторов о психологических эффектах социальных изменений в России.

Научная новизна результатов исследования.

Расширен и уточнен опыт реализации принципа социально-исторической обусловленности психологических характеристик личности.

Расширено представление о влиянии социальных изменений на развивающуюся личность:

— установлено, что разным периодам российских реформ соответствуют разные показатели жизненных перспектив личности в подростковом возрасте, а в структуре жизненных перспектив наиболее «чувствительными» к социальным изменениям оказались такие компоненты, как временная перспектива и жизненный прогноз;

— эмпирически выявлено четыре типа динамики временной перспективы личности подростка в условиях реформ;

— показано, что в структуре жизненных перспектив и социального кругозора современных подростков преломляются социальные и идеологические противоречия (между материальным и духовным, индивидуальным и общественным), обострившиеся в России в условиях социальных изменений.

Уточнены тенденции изменения личности российского подростка в условиях реформ. Они связаны с усилением прагматичных ориентаций и ориентаций на личные интересы, с одной стороны, и уменьшением духовных ориентаций, с другой стороны.

Установлены связи между выраженностью престижно-прагматичных, духовно-нравственных ориентаций, масштабом социальных идентификаций, уровнем социальных притязаний личности в подростковом возрасте.

Теоретическая значимость исследования.

На конкретном эмпирическом материале сделан вклад в решение фундаментальной проблемы соотношения психологического и социального в условиях социальных изменений, показан характер влияния социальных изменений в России на личность в подростковом возрасте.

Систематизированы отечественные сравнительно-исторические исследования психологических характеристик разных групп молодёжи, показаны их «дефицитные» области и перспективные направления для дальнейшего изучения.

Предложено рабочее понятие «социальный кругозор личности», позволяющее обобщить разнообразные ориентации личности в социальном пространстве — социальные притязания, социальные идентификации, социальные предпочтения и т. д.

Теоретически обосновано и эмпирически подтверждено, что жизненные перспективы и социальный кругозор личности в подростковом возрасте: а) чувствительны к социальным изменениям, поэтому их целесообразно использовать в дальнейших исследованиях по проблеме «личность в условиях социальных изменений" — б) связаны между собой неслучайным образом.

Расширены возможности для сопоставления личностных изменений, которые произошли у представителей разных социально-возрастных групп в условиях реформ. Это важно для анализа эволюции личности в данной исторической ситуации.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что созданы содержательные, организационные и методические предпосылки для психолого-исторического мониторинга личности на базе ВДЦ «Орлёнок». Разработанная программа, в свою очередь, способна выполнять функцию научного сопровождения масштабных педагогических проектов, реализуемых и планируемых в ВДЦ «Орлёнок», других образовательных и воспитательных учреждениях.

Результаты исследования могут использоваться при подготовке и переподготовке специалистов психолого-педагогического профиля и специалистов по работе с молодёжью.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечена системностью теоретического и эмпирического анализа объекта и предмета исследования, использованием методологических подходов, принципов и положений, принятых в психологии, соответствием организации исследования, его методов и методик содержанию выдвинутых гипотез, поставленных целей и задач, подтверждением теоретических положений работы результатами эмпирического исследования.

Положения, выносимые на защиту.

1. Разным этапам социальных изменений в России соответствуют разные показатели жизненных перспектив личности в подростковом возрасте — это относится и к содержательным аспектам временной перспективы, и к протяжённости временной перспективы, и к жизненным прогнозам, и к ориентациям на ценности взрослой жизни.

Среди компонентов временной перспективы наиболее подверженными влиянию социальных изменений оказались: Я-аспект (собственная личность подростка) и темпоральный аспект — уменьшение показателей с их последующим восстановлением относительно советского периода, познавательный аспект — свёртывание показателей. Среди компонентов жизненных прогнозов подростков наиболее подверженными влиянию социальных изменений оказались: прагматичный компонент (работа, руководящие функции), семья и досуг — усиление их выраженности за время реформдуховно-нравственный компонент (чтение книг, вера в Бога, служение другим, духовное развитие и нравственное совершенствование) — уменьшение выраженности. Ориентации на ценности взрослой жизни изменились в меньшей степенинаиболее явной тенденцией выступило уменьшение ориентации на публичную известность и увеличение ориентации на позицию «жить для себя, своей семьи».

2. В структуре жизненных перспектив и социального кругозора современных подростков противопоставлены: а) обилие денег, властный статус, отдых и развлечения — с одной стороны, и служение другим, духовное развитие, нравственное совершенствование — с другой стороныб) интересы самого подростка и его друзей — с одной стороны, и интересы социальных институтов и крупных социальных образований (школа, населённый пункт, Россия в целом) — с другой стороны. Данные противопоставления свидетельствуют о том, что в личности подростка преломляются социальные и идеологические противоречия (между материальным и духовным, индивидуальным и общественным), обострившиеся в России в условиях социальных изменений и зафиксированные ведущими обществоведами.

3. Жизненные перспективы и социальный кругозор личности в подростковом возрасте связаны между собой. Усиление престижно-прагматичных ориентаций в составе жизненных перспектив предполагает уменьшение масштабов социальных идентификаций и рост должностных притязаний. Усиление духовно-нравственных ориентаций в составе жизненных перспектив предполагает увеличение масштабов социальных идентификаций и рост образовательных притязаний.

Апробация результатов исследования.

Результаты исследования докладывались: на Всероссийских научно-практических конференциях («Орленок» — 2005: константы и переменные", ВДЦ «Орлёнок», 2005; «Актуальные вопросы подготовки специалистов в молодежной сфере в системе высшего профессионального образования»,.

Новосибирск, 2006; «Молодёжь в условиях реформ», Москва, 2006; «Всероссийская неделя школьных психологов», ВДЦ «Орлёнок», 2006) — межрегиональной научно-практической конференции: «Проблемы и технологии профилактической работы с детьми „группы риска“ в учреждениях образования» (Арзамас, 2006) — заседаниях кафедры психологии личности и общей психологии Кубанского госуниверситета, научных и методических семинарах во Всероссийском детском центре «Орлёнок».

По теме исследования опубликовано 8 работ, включая статью в журнале из списка ВАК.

Результаты исследования внедрены в деятельность департамента молодёжной политики Министерства образования и науки Российской Федерации, Комитета по делам молодёжи Краснодарского края, ВДЦ «Орлёнок».

Структура диссертации. Диссертация включает введение, четыре главы, заключение, список литературы (161 источник), приложения.

Выводы к главе 4.

Исследование социального кругозора современных подростков позволило выявить следующие факты и закономерности.

1. Социальные притязания (на образование и должность) современных подростков характеризуются очень высоким уровнем. В сочетании с другими данными это свидетельствует, во-первых, о сформированности у них престижно-прагматической жизненной ориентации, во-вторых, о продолжающейся революции притязаний у молодых людей, впервые зафиксированной в самом начале 1990;х гг. и неоднократно подтверждённой в середине 1990;х и начале 2000;х гг.

2. В структуре социальных идентификаций подростка доминируют он сам и его друзья, а последнее место занимает школа, в которой подросток учится. При этом интересы его самого и школы осмысливаются как противоположно направленные: усиление одного компонента приводит к ослаблению другого.

3. Интересы самого подростка и его друзей, будучи тесно связанными, противостоят интересам более масштабных социальных субъектов — школы, населённого пункта, России в целом. С одной стороны, это соответствует прогрессирующей тенденции к индивидуализации жизни современной развивающейся личности, с другой стороны, подтверждает вывод известных учёных о сужении социальных масштабов самоидентификации россиян. Таким образом, социальные идентификации подростка в период реформ подчиняются универсальным, не зависящим от возраста тенденциям.

Заключение

.

На протяжении последних двух десятилетий в России идут изменения в экономической, социальной, идеологической плоскостях, которые неизбежно влияют на психологический облик наших соотечественников. Мы являемся свидетелями формирования новых поколений россиян, существенно отличающихся по некоторым личностным свойствам от людей советского периода. В целом ряде исследований зафиксированы изменения в социальных установках, стереотипах, ценностях, картине мира, формах активности современной личности. И в научном, и в практическом планах важно понять, в каких направлениях и с каким темпом происходят эти изменения, какой тип или типы личности формируются. Для этого требуются системно организованные долгосрочные исследования.

Одной из экспериментальных площадок для таких исследований (их другое название — психолого-исторический мониторинг [26, 27, 29]) может стать Всероссийский детский центр «Орлёнок». Данный тезис обосновывается следующими соображениями.

Во-первых, ВДЦ «Орлёнок» ежегодно посещают 15 тыс. детей и подростков из большинства регионов России, т. е. «Орлёнок» является своего рода лицом молодой России. Как показали наши расчёты, социально-демографические характеристики молодёжи, приезжающей в «Орлёнок», соответствуют аналогичным характеристикам молодёжи в общероссийском масштабе.

Во-вторых, подростки, приезжающие в Центр, в силу своих возрастных особенностей тонко отражают изменения, произошедшие в России (как писал Э. Эриксон, в период отрочества сознание молодого человека особо чувствительно к идеологическому потенциалу общества и производным от него ценным «способам жизни»). Наше исследование показало, что к структурам подросткового сознания, требующим первостепенного изучения, относятся жизненные перспективы и социальный кругозор личности.

В-третьих, ВДЦ «Орлёнок» обладает социально-психологической службой, способной к реализации программы психолого-исторического мониторинга. Имеются также архивные материалы, содержащие результаты исследований подростков в конце 1980;х, начале, середине и конце 1990;х гг., т. е. в разные периоды российских реформ. Их сопоставление с результатами текущих и будущих исследований создаст дополнительные возможности для мониторинга.

Таким образом, существуют организационные, содержательные и методические предпосылки для программы изучения личности в условиях социальных изменений. Данная программа, в свою очередь, способна выполнять функцию научного сопровождения масштабных педагогических проектов, реализуемых и планируемых в ВДЦ «Орлёнок».

Мы можем констатировать, что выдвинутые гипотезы подтвердились, поставленные задачи решены. Если обобщить результаты нашего исследования, то можно сформулировать следующие выводы.

1. Принцип социально-исторической обусловленности психологических проявлений личности является конкретизацией фундаментальных принципов детерминизма, развития и системности. Он требует изучать личность в конкретной исторической ситуации, т. е. с учётом влияния конкретных экономических, социальных, идеологических, культурных факторов, которые могут варьировать от одного исторического периода к другому, от одной страны к другой стране и образуют специфический исторический контекст развития личности.

2. Систематизированы отечественные сравнительно-исторические исследования психологических характеристик разных групп молодёжи, показаны их «дефицитные» области и перспективные направления для дальнейшего изучения.

3. Разным периодам российских реформ соответствуют разные показатели жизненных перспектив подростков — это относится и к содержательным аспектам временной перспективы, и к протяжённости временной перспективы, и к жизненным прогнозам, и к ориентациям на ценности взрослой жизни. Социальные изменения оказали существенное влияние на все изученные аспекты жизненной перспективы подростка. Одновременно мы можем говорить о том, что эти характеристики личности чувствительны к социально-историческим изменениям, поэтому их целесообразно использовать в последующих сравнительно-исторических исследованиях.

4. С учётом проведённого анализа можно выделить 4 типа динамики временной перспективы подростка в период социальных реформ:

— повреждение и восстановление (собственная личность подростка, темпоральный аспект временной перспективы);

— свёртывание показателей (познавательная активность подростка);

— устойчивость показателей (общение и активность в малой группе);

— волнообразная динамика (досуг).

Сосуществование этих типов динамики свидетельствует о внутренней противоречивости временной перспективы личности, отражающей объективные противоречия социальных реформ.

Среди компонентов временной перспективы подростков наиболее подвержены влиянию социальных изменений: Я-аспект, познавательный аспект, темпоральный аспект. Сопоставление наших результатов с результатами других авторов позволяет говорить об определённой общепсихологической (т.е. независимой от возрастных особенностей) закономерности в динамике темпорального аспекта временной перспективы личности, проявившейся в годы социального кризиса. Суть этой закономерности — укорачивание временной перспективы, увеличение неопределённости в образе будущего.

5. Среди компонентов жизненных прогнозов подростков наиболее подверженными влиянию социальных изменений оказались: прагматичная компонента (работа, руководящие функции), семья и досуг — усиление выраженностидуховно-нравственная компонента (чтение книг, вера в Бога, служение другим, духовное развитие и нравственное совершенствование) — уменьшение выраженности.

Другой аспект жизненной перспективы — ориентации на ценности взрослой жизни — оказался подверженным влиянию социальных изменений в меньшей степени. Наиболее явной тенденцией выступило уменьшение ориентации на публичную известность и увеличение ориентации на позицию «жить для себя, своей семьи».

6. По результатам исследования российский подросток, скорее всего, адаптировался к произошедшим за годы реформ социальным изменениям, но по сравнению с советским периодом за произошедшей адаптацией стоит уже другая личность — более прагматичная, ориентированная на личные интересы и в меньшей степени, чем раньше, ориентированная на духовное совершенствование.

В структуре жизненных перспектив и социального кругозора современных подростков выделяются отчётливые противопоставления: с одной стороны, обилие денег, властный статус, отдых и развлечения и, с другой стороны, служение другим, духовное развитие, нравственное совершенствование. Данные противопоставления свидетельствуют о том, что в личности подростка действительно преломляются социальные и идеологические противоречия эпохи, зафиксированные ведущими обществоведами. Полученные результаты подтверждают исходный тезис исследования о взаимопроникновении личности и исторического времени.

7. На жизненную перспективу современных подростков прежде всего влияют: уровень удовлетворённости жизнью, образование отца и макрофакторы — социально-экономическая и духовная ситуация в российском обществе. Примечательно, что влияние этих трёх групп факторов (личностных, семейных, макросоциальных) не одинаково. С точки зрения направленности влияния у личностных и макрофакторов больше сходства по сравнению с семейным фактором.

8. Предложено рабочее понятие «социальный кругозор личности», позволяющее обобщить разнообразные ориентации личности в социальном пространстве — социальные притязания, социальные идентификации, социальные предпочтения и т. д.

9. Социальные притязания (на образование и должность) современных подростков характеризуются очень высоким уровнем. В сочетании с данными проведённого исследования и данными других авторов это свидетельствует, во-первых, о сформированности у них престижно-прагматичной жизненной ориентации, во-вторых, о продолжающейся революции притязаний у молодых людей, впервые зафиксированной в начале 1990;х гг. и неоднократно подтверждённой эмпирическими исследованиями в середине 1990;х и начале 2000;х гг.

10. В структуре социальных идентификаций подростка доминируют он сам и его друзья, а последнее место занимает школа, в которой подросток учится. Интересы самого подростка и его друзей, будучи тесно связанными, противостоят интересам более масштабных социальных субъектов — школы, населённого пункта, России в целом. С одной стороны, это соответствует прогрессирующей индивидуализации жизни современной развивающейся личности, с другой стороны, подтверждает вывод известных учёных о сужении социальных масштабов самоидентификации россиян, о противопоставлении индивидуального и общественного в современной России. Таким образом, социальные идентификации подростка в период реформ подчиняются универсальным, не зависящим от конкретного возраста тенденциям.

11. Среди сфер, привлекающих подростков, первые три позиции занимают высшее образование, досуг, семья. Среди сфер, процессы и явления в которых вызывают у подростка неприятие, первые три позиции занимают сферы правопорядка, межнациональных отношений, общеобразовательная школа. Это свидетельствует о том, что в сознании современных подростков социальная жизнь представлена двумя слоямиближним и дальним. Первый, более непосредственно связанный с подростком, вызывает оптимизм, приносит удовольствия и удовлетворение, в его границах строится личная жизненная перспектива, а второй — социальные условия жизни — тревожит, от него хочется дистанцироваться. Данное заключение подтверждает вывод о сужении социальных масштабов идентификации современных подростков.

12. Жизненные перспективы и социальный кругозор личности в подростковом возрасте связаны между собой. Это проявляется в следующих обобщённых закономерностях. Выраженность престижно-прагматичных ориентаций в составе жизненных перспектив тем выше, чем ближе подростку его собственные интересы, заботы, проблемы и чем выше у него уровень должностных притязаний. Выраженность духовно-нравственных ориентаций в составе жизненных перспектив тем выше, чем ближе подростку интересы, заботы, проблемы России в целом и чем выше у него уровень образовательных притязаний.

13. Результаты проведённого исследования создают возможности для сопоставления личностных изменений, которые произошли у представителей разных социально-возрастных групп в условиях реформ. Это относится прежде всего к изменению темпорального аспекта временной перспективы, динамике прагматичных, духовных ориентаций и социальных притязаний, особенностям социальных идентификаций личности.

14. Научные и методические результаты проведённого исследования позволяют говорить о возможности и необходимости дальнейших сравнительно-исторических исследований личности подростка. Это может быть организовано в рамках психолого-исторического мониторинга жизненных перспектив и социального кругозора подростков на базе ВДЦ «Орлёнок».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова.- М.: Акад. Проект: Альма Матер, 2006.- 698 е.: ил.- ISBN5−8291−0641−8.
  2. К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): избранные психолог, тр. / К. А. Абульханова.- М.: Моск. психол.-соц. ин-т- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999.- 224 е.- ISBN5−89 502−067−4.
  3. К. А. Российская проблема свободы, одиночества и смирения / К. А. Абульханова // Психол. журн.- 1999.- Т. 20.- № 5.- С. 514.
  4. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская.- М.: Мысль, 1991.- 299с.- ISBN 5−244−380−1.
  5. А. О. Психологический анализ жизненных событий (на материале молодёжной выборки). Дипломная работа / А. О. Алексеева.-Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2003.
  6. . Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев.- М.: Наука, 2000.- 351 е.- ISBN 5−02−8 399−2.
  7. Г. М. В поисках новой парадигмы: традиции и старты XXI века / Г. М. Андреева // Социальная психология в современном мире: учеб. пособие для вузов / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова.- М.: Аспект Пресс, 2002.- С. 9−26.
  8. Г. М. Психология социального познания: учеб. пособие для студентов высших, учебных заведений / Г. М. Андреева.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Аспект Пресс, 2000.- 288 е.- ISBN 5−7567−0248−2.
  9. Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева.- М.: Изд-во МГУ, 1996.- 375 е.- ISBN5−7567−0060−9.
  10. Ю.Андреева Г. М. Социальная психология и социальные изменения / Г. М. Андреева//Психол. журн.- 2005.- Т. 26.- № 5.- С. 5−15.
  11. П.Андреева Г. М. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте / Г. М. Андреева, К. Хелкама, Е. М. Дубовская, Т. Г. Стефаненко, О. А. Тихомандрицкая // Вестник МГУ. Сер. Психология.- 1997.- № 4.- С. 31−41.
  12. Я. И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии / JI. И. Анцыферова.- М.: Ин-т психологии РАН, 2004.- 415 е.- ISBN 5−92 700 061−4.
  13. А. С. Философские основания понимания личности / А. С. Арсеньев.- М.: Академия, 2001.- 592 е.- ISBN 5−7695−0814−0.
  14. А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов.- М.: Смысл: Академия, 2002.- 414с.- ISBN 589 357−118−5.
  15. Р. А. Биографические кризисы личности: автореф. дис.. канд. психол. наук / Р. А. Ахмеров.- М., 1994.- 23с.
  16. О. Е. Отношение к будущему / О. Е. Байтингер // Психология современного подростка / Под ред. JI. А. Регуш.- СПб.: Речь, 2005.- С. 8692.
  17. Е. С. Социально-экономическая зависимость: теория, история и современность / Е. С. Балабанова.- Н. Новгород: Изд-во Нижегородского гос. ун-та, 2004.- 269с.- ISBN 5−85 746−676−8.
  18. П. Б. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни / П. Б. Балтес // Психол. журн.- 1994.- Т. 15, — № 1.- С. 60−79.
  19. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек.- М.: Прогресс-Традиция, 2000.- 384 е.- ISBN 5−89 826−059−5.
  20. Е. П. Я-концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений / Е. П. Белинская // Вестник МГУ. Сер. Психология. -1997.- № 4, — С. 25−31.
  21. Е. П.Этническая социализация подростка / Е. П. Белинская, Т. Г. Стефаненко.- М.- Воронеж, 2000.
  22. И. Г. Проблемы исторической психологии / И. Г. Белявский, В. А. Шкуратов.- Ростов- н /Д: Изд-во РГУ, 1982.
  23. И. Г. Историческая психология / И. Г. Белявский.- Одесса, 1991.- 252 с.
  24. Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин.- Л.: Наука, 1988.- 270 с.
  25. JI. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович.- М., 1968.- 464 с.
  26. Ю. И. Особенности социального кругозора российских подростков в современных условиях / Ю. И. Бородачёв // Вестник практической психологии образования.- 2006.- № 4 (9).
  27. JI. С. Вопросы детской (возрастной) психологии / JI. С. Выготский // Собрание сочинений: В 6 т.- М.: Педагогика, 1984.- Т. 4.432 с.
  28. JI. С. Проблемы развития психики / J1. С. Выготский // Собрание сочинений: В 6 т.- М.: Педагогика, 1983- Т. 3.- 368 с.
  29. Выготский J1. С. К вопросу о динамике детского характера / JI. С. Выготский // Собрание сочинений: В 6 т.- М.: Педагогика, 1983.- Т. 5.- С. 153−165.
  30. Т. Р. Почему люди бунтуют / Т. Р. Гарр.- СПб.: Питер, 2005.- 461 с.
  31. М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема / М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии.- 1988.- № 2.- С. 19−26.
  32. М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии.- 1994.- № 3.- С. 43−52.
  33. Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е. И. Головаха.- Киев: Наукова думка, 1988.- 144 с.
  34. Е. И. Психологическое время личности / Е. И. Головаха, А. А. Кроник.- Киев: Наукова думка, 1984.- 208 с.
  35. Е. И. Теоретические и методологические проблемы исследования / Е. И. Головаха, В. С. Магун // ПрофессиональноеIсамоопределение и трудовой путь молодежи / Под ред. В. Л. Осовского.-Киев: Наукова думка, 1987.- С. 276−282.
  36. Л. А. Социальная адаптация в современных условиях / Л. А. Гордон // Соц. исслед.- 1994.- № 8−9.
  37. В. Е. Уволенные работники на рынке труда: влияние локуса контроля на восстановление занятости / В. Е. Гимпельсон // Социол. журн.- 1995.- № 2.- С. 123−140.
  38. А. Адаптация молодежи к социальным изменениям / А. Демин // Социальные изменения в России и молодежь / Науч. ред. В. Магун.- М.: Московский общественный научный фонд, 1997.- С. 5−22.
  39. А. Н. Личность в кризисе занятости: стратегии и механизмы преодоления кризиса / А. Н. Демин.- Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2004,315 с.
  40. В. Н. Экспериментальная психология / В. Н. Дружинин, — М.: ИНФРА-М, 1997.
  41. Е. М. Социализация в изменяющемся мире / Е. М. Дубовская // Социальная психология в современном мире / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова.- М.: Аспект-Пресс, 2002.- С. 148−161.
  42. И. В. Формирование в переходный (от подросткового к юношескому возрасту) период / И. В. Дубровина // Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной.- М., 1987.- С. 7−26.
  43. Е. П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность (статья первая) / Е. П. Ермолаева // Психол. журн.- 2001.- Т. 22.- № 4.- С. 51−59.
  44. Жизнь как творчество (Социально-психологический анализ).- Киев: Наукова думка, 1985.- 302 с.
  45. Жизненный путь личности (вопросы теории и методологии социально-психологического исследования).- Киев: Наукова думка, 1987.- 279 с.
  46. А. Л. Специфика междисциплинарных исследований в психологии / А. Л. Журавлев // Психол. журн.- 2002.- Т. 23.- № 6.- С. 8388.
  47. А. Л. О вкладе в развитие экономической психологии и других отраслей психологической науки / А. Л. Журавлев // Проблемы экономической психологии. Т. 2. / Отв. Ред. А. Л. Журавлёв, А. Б. Купрейченко.- М.: Ин-т психологии РАН, 2005.- С. 625−638.
  48. JI. Г. Понимающая социология: историко-критический анализ / Л. Г. Ионин.- М., 1979.
  49. Т. Б. Понятие жизненного события в психологии / Т. Б. Карцева // Психология личности в социалистическом обществе: Личность и её жизненный путь.- М.: Наука, 1990- С. 88−101.
  50. А. А. Организационно-педагогические условия формирования социально-значимых мотивов подростков во временном детском объединении: дис.. канд. пед. наук / А. А. Киреева.- Краснодар, 1999.200 с.
  51. В. И. Психологические особенности личностной организации времени жизни: автореф. дис.. канд. психол. наук / В. И. Ковалев, — М., 1979.- 25 с.
  52. В. В. Работа с кризисной личностью: методическое пособие / В. В. Козлов, — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.- 302 с.
  53. П. Принципы этической экономии / П. Козловски.- СПб: Экономическая школа, 1999, — 344 с.
  54. JI. С. Особенности ценностно-смысловой сферы личности в период самоопределения / Л. С. Колмогорова, Каширский Д. В. // Сибирск. психол. журн. 1999. — № 11.- С.29−41.
  55. Кон И. С. Ребёнок и общество: (Историко-этнографическая перспектива) / И. Кон.- М.: Наука, 1988.- 270 с.
  56. Д. Л. Завтрашние акторы начинаются сегодня // Кто и куда стремится вести Россию?. Акторы макро-, мезо- и микроуровней современного трансформационного процесса / Под общ. ред. Т. И. Заславской.- М.: МВШСЭН, 2001.
  57. Л. В. Социальная адаптация населения Сибири к рынку / Л. В. Корель, М. А. Шабанова, О. В. Шарпина, Ю. Б. Чистякова // Социол. исслед.- 1993.-№ П.- С.
  58. Т.В. Риск и мышление / Т. В. Корнилова // Психол. журн.-1994.- Т. 15, — № 4.
  59. Г. Психология развития / Г. Крайг.- СПб.: Питер, 2003.- 992 с.-ISBN 5−94 723−187−5.
  60. . С. Формирование ценностных ориентаций личности / Б. С. Круглов // Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной.- М., 1987, — С.146−171.
  61. Т. Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения / Т. Л. Крюкова // Психол. журн.- 2005.- Т. 26.-№ 2.-С. 5−15.
  62. С. П. Психология формирования профессиональных интересов / С. П. Крягжде.- Вильнюс, 1981.- 196 с.
  63. Н.И. Проблема формирования современного социетального порядка в России / Н. И. Лапин // Вопросы философии. 2006. — № 11.-С. 3−13.
  64. Н. М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла / Н. М. Лебедева // Психол. журн.- 1999.- Т. 20, — № 3, — С. 48−57.
  65. Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д. А. Леонтьев // Современный социо-анализ- М.: МО РНФ, 1996.- С. 5−23.
  66. Н. А. Развитие личности и её жизненный путь / Н. А. Логинова // Принцип развития в психологии.- М.: Наука, 1978.- С. 156−172.
  67. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов.- М.: Наука, 1984.- 444 с.
  68. . Ф. Методологические проблемы социальной психологии / Б. Ф. Ломов // Психол. журн.- 1987.- Т. 8, — № з. С. 21−32.
  69. А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов / А. Р. Лурия.- М.: Наука, 1974.
  70. В. С. О взаимосвязях готовности человека к собственным усилиям и ожидаемой им помощью / В. С. Магун // Психол. журн.- 1991- Т. 12.- № 6.
  71. В. С. Об изменениях трудовых ценностей российского населения / В. С. Магун // Куда идет Россия?. / Под общ. ред. Т. И. Заславской.- М., 2000.- С. 439−447.
  72. В. С. Революция притязаний и изменения жизненных стратегий молодежи: 1985−1995 годы / В. С. Магун // Революция притязаний и изменение жизненных стратегий молодежи: 1985−1995 годы / Институт социологии РАН.- М., 1998.
  73. В. С. Жизненные притязания ранней юности и стратегии их реализации: 90-е и 80-е годы / В. С. Магун, А. 3. Литвинцева.- М., 1993.
  74. К. Диагноз нашего времени / К. Манхейм.- М.: Юрист, 1994.700 е.- ISBN 5−7357−0046−4.
  75. А. В. Международная конференция по проблемам жизнеспособности детей и подростков / А. В. Махнач // Психол. журн.-2006.- Т. 27.-№ 2.- С. 129−131.
  76. Д. Психология и культура / Д. Мацумото.- СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.- 416 е.- ISBN 5−93 878−064.
  77. Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблема образа Я в ситуации социального перелома / Ю. Мель // Вопросы психологии- 1995.- № 5.- С. 61−68.
  78. Мид М. Культура и мир детства / М. Мид.- М., 1988.
  79. А. В. Социальная педагогика / А. В. Мудрик.- М., 2000.
  80. К. Измерение надежды (статья вторая) / К. Муздыбаев // Психолог. журн, — 1999.- Т. 20.- № 4.- С. 26−35.
  81. К. Переживание бедности как социальной неудачи: атрибуция ответственности, стратегии совладания и индикаторы депривации / К. Муздыбаев // Социол. журн.- 2001.- № 1.- С. 5−32.
  82. К. Переживание времени в период кризисов / К. Муздыбаев // Психолог, журн.- 2000.- Т. 21. № 4.- С. 5−21.
  83. К. Стратегия совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ / К. Муздыбаев // Журнал социологии и социальной антропологии.- 1998.- Т. 1, — № 2.- С. 102−112.
  84. В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев- под ред. А. А. Бодалева. М.: Изд-во Моск. психол.-социального ин-та, 2003. — 400 с.
  85. Наш проблемный подросток: понять и договориться / Под ред. JI.A. Регуш.- СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. 191 с.
  86. . Мотивация, действие и перспектива будущего / Ж. Нюттен.-М.: Смысл, 2004.- 608 с.
  87. Т. В. Самооценка и ценностные ориентации современной молодежи / Т. В. Пелевина // Ежегодник Российского психологического общества: материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25−28 июня 2003 года: В 8 т. СПб.: Изд-во С-Пб. ун-та, 2003.
  88. А. С. Народ без элиты / А. С. Панарин.- М.: Алгоритм: Эксмо, 2006.- 352 е.- ISBN 5−699−15 010−2.
  89. ЮО.Платонов К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов.- М.: Наука, 1986.- 255 с.
  90. К. Н. Психология возрастных кризисов: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / К. Н. Поливанова.- М.: Академия, 2000.- 184 е.- ISBN 5−7695−0643−1.
  91. Ю2.Попов В. Д. Социальный психоанализ субъектов российского рынка / В. Д. Попов // Психол. журн.- 1994.- Т. 15.- № 5.- С. 3013.
  92. Принцип развития в психологии.- М.: Наука, 1978.- 368 с.
  93. Ю4.Прусова Э. В. Проблема взаимосвязи образа будущего личности с удовлетворённостью профессиональным выбором в юношеском возрасте: автореф.. канд. психол. наук / Э. В. Прусова.- Краснодар, 2006.- 24 с.
  94. Психология современного подростка / Под ред. Л. А. Регуш.- СПб.: Речь, 2005.-400 с.
  95. Юб.Психология современного подростка / Под ред. Д. И. Фельдштейна.- М.: Педагогика, 1987. 240 с.
  96. Ю7.Реан А. А. Психология подростка / А. А. Реан.- М.: Олма-Пресс, 2003.124 е.- ISBN 5−93 878−017−9.
  97. Ю8.Революция притязаний и изменение жизненных стратегий молодежи: 1985−1995 годы / Институт социологии РАН.- М., 1998.
  98. Ю9.Регуш JI. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего / Л. А. Регуш.- СПб.: Речь, 2003.- 352 е.- ISBN 5−9268−0206−7.
  99. ПО.Регуш Л. А. Подросток в эпоху перемен (Жизненные проблемы подростков Санкт-Петербурга) / Л. А. Регуш, А. Л. Лихтарников //
  100. С. JI. Бытие и сознание. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн.-СПб.: Питер, 2003.-512 с.
  101. В.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т / С. Л. Рубинштейн.-М.: Педагогика, 1989.- Т. 2.- 328 с.
  102. Н.Рукавишников В. О. Социология переходного периода (закономерности и динамика изменений социальной структуры и массовой психологии в посткоммунистической России и восточноевропейских странах) / В. О. Рукавишников // Соц. исслед.- 1994.- № 6.- С. 8−9.
  103. Рябикина 3. И. Личность. Личностное развитие. Профессиональный рост /3. И. Рябикина.- Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 1995.- 169 с.
  104. И. Е. «Психологическое общество»: к характеристике феномена / И. Е. Сироткина, Р. Смит // Психол. журн.- 2006.- Т. 27.- № 1.-С. 114−121.
  105. В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев.- М.: Школьная пресса, 2000.- 416 е.- ISBN 5−9219−0031−1.
  106. В. М. Формирование жизненных планов детей в условиях резких социальных изменений / В. М. Слуцкий // Психол. журн.- 1995.Т. 16.-№ 2.- С. 60−69.
  107. А. Ю. Феномен «революции притязаний» в культурно-историческом контексте / А. Ю. Согомонов // Революция притязаний и изменение жизненных стратегий молодежи: 1985−1995 годы / Институт социологии РАН.- М., 1998.
  108. Г. У. Психология межэтнической напряжённости / Г. У. Солдатова.- М.: Смысл, 1998.
  109. Т. Г. Социальная психология в культурно-исторической перспективе / Т. Г. Стефаненко // Социальная психология в современном мире / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова.- М.: Аспект-Пресс, 2002.- С. 27−41.
  110. Т. Г. Этническая идентичность в ситуации социальной нестабильности / Т. Г. Стефаненко // Этническая психология и общество.- М.: Старый сад, 1997.- С. 97−103.
  111. Стиль жизни личности: теоретические и методологические проблемы.-Киев: Наукова думка, 1982.- 372 с.
  112. О. А. Ценности и самоотношение на этапе юношеской социализации: дис.. канд. психол. наук / О. А. Тихомандрицкая.-М., 2000.
  113. Н. Е. Факторы социальной стратификации в условиях перехода к рыночной экономике / Н. Е. Тихонова.- М.: РОССПЭН, 1999.-318с.- ISBN 5−8243−0037−2.
  114. Н. Н. Жизненные планы старшеклассников / Н. Н. Толстых // Формирование личности старшеклассника / Под ред. И. В. Дубровиной.-М., 1989.- С. 25−41.
  115. Н. Н. Отношение к будущему / Н. Н. Толстых // Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной.- М., 1987.- С. 42−65.
  116. Г. Теоретические и эмпирические основы психологии развития человеческой жизни / Г. Томэ // Принцип развития в психологии.- М.: Наука, 1978.- С. 173−196.
  117. Трансформация экономических институтов в постсоветской России / Под ред. Р. М. Нуреева.- М.: Московский общественный научный фонд, 2000.
  118. Г. Психоогия и культура / Г. Триандис, Р. Малпасс, Э. Дэвидсон // История зарубежной психологии (30−60-е гг. XX в.).- М.: Изд-во МГУ, 1986.- С. 293−310.
  119. Д. И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии.- 1985.- № 6.- С.26−37.
  120. Д. И. Особенности личностного развития подростка в условиях социально-экономического кризиса / Д. И. Фельдштейн // Мир психологии и психология в мире.- 1994.- № 0.- С. 38−46.
  121. Ф. Р. Социология образования / Ф. Р. Филиппов.- М.: Наука, 1980.- 197 с.
  122. Ф. Р. Ориентиры социолога: Заметки об исследованиях проблем советской молодёжи в 80-е годы / Ф. Р. Филиппов // Коммунист.-1986.-№ 8, — С. 119−125.
  123. Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной.- М., 1987.
  124. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И. В. Дубровиной.-М., 1989.
  125. В. Человек в поисках смысла / В. Франкл.- М.: Прогресс, 1990.368 е.- ISBN 5−01−1 606−0
  126. Н. Е. Самоутверждение подростка / Н. Е. Харламенкова.-М.: Ин-т психологии РАН, 2004.- 296 с.
  127. МО.Цукерман Г. А. Психология саморазвития / Г. А. Цукерман, Б. М. Мастеров.- М.: Интерпракс, 1995.- 288 е.- ISBN 5−85 235−211-Х.
  128. В. Э. О некоторых «болевых точках» становления личности / В. Э. Чудновский // Психол. журн.- 2006.- Т. 27.- № 3.- С. 5−17.
  129. В. А. Историческая психология / В. А. Шкуратов.- 2-е изд. перераб.- М.: Смысл, 1997.- 505 с.
  130. П. Социология социальных изменений / П. Штомпка.- М.: Аспект Пресс, 1996.- 416 е.- ISBN 5−7567−0053−6.
  131. В. Н. Молодежь России: аспирации и реальность (методологические проблемы исследования) / В. Н. Шубкин // Соц. исслед.- 1994.-№ 7.
  132. В. Н. Начало пути / В. Н. Шубкин.- М., 1979.- 224 с.
  133. Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. / Общ. ред. ипредисл. А. В. Толстых. М.: Изд. группа «Прогресс», 1996. 344 с.
  134. Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии.-1971.- № 4.
  135. Э. Детство и общество / Э. Эриксон.- СПб., 1996.- 384 с.
  136. В. А. Россия как трансформирующееся общество: резюме многолетней дискуссии социологов / В. А. Ядов // Куда идет Россия?. Власть. Общество. Личность.- М.: МВШСЭН, 2000.- С. 383−391.
  137. В. А. Что же можно ожидать в недалёком будущем? / В. А. Ядов // Куда пришла Россия?. Итоги социетальной трансформации.- М.: МВШСЭН, 2003.- С.371−373.
  138. Baltes Р.В., Reese H.W., Lipsitt L.P. Life-span developmental psychology // Annual Review of Psychology. 1980.- Vol. 31.- P. 65−100.
  139. Berk L.E. Child development. Needham Heights, MA. 1991.
  140. Bronfenbrenner U. The ecology of human development. Cambridge, MA: Harvard university press, 1979.
  141. Elder G.H.Jr., Caspi A. Economic stress in lives: developmental perspectives //Journal of Social Issues. 1988.- Vol. 44.- № 4.- P. 25−45.
  142. Featherman D.L. Life-span perspectives in social science research // Life-span development and behavior. 1983. Vol. 5.
  143. Lewin К. Behavior as a function of total situation // Lewin K. Field theory in social science. New York, 1964. P. 238−303.
  144. Marcia J.E. The importance of conflict for adolescent and lifespan development // Conflict and development in adolescence / Leni Verhofstadt-Deneve et al. (Eds.) Leiden University, DSWO Press, 1996. P. 13−19.
  145. Nuttin J. R. The future time perspective in human motivation and learning // Acta Psychologica. 1964. Vol. 23. P. 60−82.
  146. Stress, risk, and resilience in children and adolescents: processes, mechanisms, and interventions / Robert J. Haggerty et al., eds. Cambridge, 1994.
  147. Thomae H. Future time perspective and the problem of cognition/motivation interaction // Cognition in human motivation and learning. Leuven. 1981.
  148. Trommsdorff G. Future orientation and socialisation // International Journal of Psychology. 1983.- Vol. 18.- № 5.
  149. Комплексная анкета, использованная в исследованиифрагмент)1. Уважаемый друг!
  150. Населённый пункт, в котором ты живёшь:1 город2 село, посёлок
  151. Есть ли у тебя близкие друзья?1 нет2 да
  152. Перед тобой неоконченные предложения. Постарайся завершить их так, как ты лично думаешь. Для этого примени каждое предложение к себе и напиши то, что придёт тебе в голову. Не надо долго размышлять над предложениями.31 .Я надеюсь32. Я хочу
  153. Я буду очень доволен, если35. Я буду очень рад, если36. Я не желаю37. Я буду протестовать, если38. Мне не нравится, что39. Я буду очень жалеть, если
  154. Представь себя через 10 лет. Какие характеристики, по-твоему, будут присущи твоей жизни? В каждой строке обведи те позиции, которые соответствуют твоему мнению. маловероят- возможно обязательно но
  155. Активные занятия спортом 1 2 3
  156. Материальный достаток 1 2 3 Вера в Бога 1 2 3
  157. Престиж, восхищение окружающих 1 2 3
  158. Хорошие возможности для отдыха, 1 2 3 развлечений49. Хорошая семья 1 2 3
  159. Руководящая должность 1 2 3
  160. Интересная творческая работа 1 2 3
  161. Регулярное чтение книг, посещение 1 2 3 театров, концертов серьёзной музыки, выставок
  162. Жизнь ради людей, независимо от 12 3 профессии, должности, места жительства
  163. Духовное развитие, нравственное 1 2 3 самосовершенствование
  164. Когда ты станешь взрослым, что значит, по-твоему, хорошо жить? Постарайся выбрать только один вариант ответа, который лучше всего отражает твою точку зрения. Обведи его кружком. Итак, хорошо жить, это:55. Иметь интересную работу
  165. Быть полезным для людей, работать для общества57. Иметь хорошую квартиру
  166. Иметь много денег, ни в чём не нуждаться
  167. Жить, может быть, и небогато, но честно
  168. Многое уметь делать своими руками
  169. Много общаться, иметь надежных друзей
  170. Жить для себя, своей семьи
  171. Быть известным, прославленным
  172. Для хорошей жизни не имеют значения ни деньги, ни квартира, дом, одежда65. Быть здоровым
  173. Хорошо знать свою профессию, другие занятия не так важны
  174. В свободное время веселиться, развлекаться
  175. Представь, что тебе пришлось выбирать, чьи интересы, заботы и проблемы тебе ближе?
  176. Интересы, заботы и проблемы
  177. России в целом +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 города (населенногопункта), в котором я живу
  178. Состоянием здоровья 5 4 3 2 1101. Своей учебой 5 4 3 2 1
  179. Своей материальной 5 4 3 2 1обеспеченностью
  180. Тем, как ты проводишь 5 4 3 2 1свободное время
  181. Самим собой, своими 5 4 3 2 1качествами и способностями
  182. Выбором будущей профессии 5 4 3 2 1
  183. Тем, как складывается твоя 5 4 3 2 1жизнь в целом
  184. Несколько вопросов о тебе и твоей семье
  185. Образование твоих родителей108. Матери:1 не знаю2 средняя школа, ПТУ или техникум1 не знаю2 средняя школа, ПТУ или техникум3 институт, университет
  186. Укажи, пожалуйста, свой возраст:111. В каком классе учишься:112. Твой пол:1 мальчик2 девочка1. СПАСИБО!
  187. Примеры содержательного кодирования ответов по методике MIM
  188. Показатели содержательного и темпорального аспектов временной перспективы подростков в период 1989—1997 гг. и 2005 г., % ответов
  189. Образовательные притязания {Должностные притязания
  190. Я-аспект временной перспективы 0,06 0,11
  191. Общение и активность в малой группе 0,04 0,01
  192. Познавательный аспект -0,00 -0,10
  193. Досуговый аспект временной перспективы -0,16 -0,07
  194. Глубина перспективы свыше 1 мес. -0,02 0,13
  195. Активные занятия спортом (как жизненный прогноз) -0,11 0,08
  196. Материальный достаток 0,11 0,171. Вера в Бога -0,03 0,20
  197. Престиж, восхищение окружающих 0,00 0,23
  198. Хорошие возможности для отдыха, развлечений 0,03 0,091. Хорошая семья 0,06 0,12
  199. Руководящая должность 0,07 0,33
  200. Интересная работа 0,27 -0,01
  201. Регулярное чтение книг, посещение театров, выставок 0,24 0,05
  202. Жизнь ради людей 0,04 0,05
  203. Духовное развитие, нравственное самосовершенствование 0,18 0,07
  204. Иметь интересную работу (как ценностная ориентация) 0,01 -0,04
  205. Быть полезным для людей, работать для общества -0,05 0,00
  206. Иметь хорошую квартиру 0,01 -0,16
  207. Иметь много денег, ни в чём не нуждаться 0,06 0,14
  208. Жить, может быть, и не богато, но честно 0,04 0,03
  209. Многое уметь делать своими руками -0,12 -0,07
  210. Много общаться, иметь надёжных друзей 0,11 -0,02
  211. Жить для себя, своей семьи 0,01 0,02
  212. Быть известным, прославленным -0,13 -0,03
  213. Для хорошей жизни не имеют значения ни деньги, ни квартира, дом, одежда 0,00 0,041. Быть здоровым -0,14 -0,05
  214. Хорошо знать свою профессию 0,01 -0,02
  215. В свободное время веселиться, развлекаться 0,05 0,05
  216. Если г = {0,12−0,15}, то р<0,05- если г>0,15, р<0,01
  217. Интересы самого подростка Интересы друзей Интересы школы Интересы населённого пункта Интересы России
  218. Я-аспект временной перспективы 0,11 0,12 -0,07 -0,06 -0,08
  219. Общение и активность в малой группе -0,17 -0,04 0,16 -0,00 0,06
  220. Познавательный аспект -0,03 0,00 -0,02 -0,07 0,08
  221. Досуговый аспект временной перспективы -0,06 -0,01 0,08 -0,01 0,00
  222. Глубина перспективы свыше 1 мес. 0,17 -0,02 -0,17 -0,01 -0,02
  223. Активные занятия спортом (как жизненный прогноз) -0,07 -0,02 -0,03 -0,00 0,09
  224. Материальный достаток -0,01 0,03 0,01 -0,03 0,01
  225. Вера в Бога -0,05 -0,12 0,07 0,12 -0,01
  226. Престиж, восхищение окружающих 0,14 0,03 -0,02 -0,03 -0,09
  227. Хорошие возможности для отдыха, развлечений 0,04 0,10 -0,03 0,01 -0,09
  228. Хорошая семья -0,02 0,02 -0,06 -0,05 0,08
  229. Руководящая должность 0,02 -0,05 -0,01 0,08 -0,04
  230. Интересная работа -0,01 0,08 0,05 -0,07 -0,03
  231. Регулярное чтение книг, посещение театров, выставок -0,13 -0,05 0,02 0,02 0,11
  232. Жизнь ради людей -0,29 -0,17 0,06 0,04 0,28
  233. Духовное развитие, нравственное самосовершенствование -0,16 -0,05 -0,00 -0,05 0,20
  234. Иметь интересную работу (как ценностная ориентация) 0,06 -0,04 -0,04 0,07 -0,05
  235. Быть полезным для людей, работать для общества -0,06 -0,06 0,10 -0,06 0,06
  236. Иметь хорошую квартиру -0,01 0,01 -0,04 -0,03 0,05
  237. Иметь много денег, ни в чем не нуждаться 0,15 -0,02 -0,04 0,01 -0,10
  238. Жить, может быть, и не богато, но честно -0,06 -0,06 -0,06 0,09 0,07
  239. Многое уметь делать своими руками -0,07 -0,10 0,06 -0,01 0,09
  240. Много общаться, иметь надёжных друзей -0,00 0,15 -0,12 -0,13 0,07
  241. Жить для себя, своей семьи -0,03 -0,04 -0,03 0,10 0,01
  242. Быть известным, прославленным 0,08 -0,13 -0,00 0,04 -0,01
  243. Для хорошей жизни не имеют значения ни деньги, ни квартира, дом, одежда -0,11 0,04 0,10 0,06 -0,04
  244. Быть здоровым 0,07 -0,06 0,08 0,02 -0,08
  245. Хорошо знать свою профессию -0,04 0,01 -0,01 -0,07 0,08
  246. В свободное время веселиться, развлекаться 0,10 0,09 0,11 -0,11 -0,13
  247. Если г = {0,12−0,15}, то р<0,05- если г>0,15, р<0,01
  248. Обще образо вател ьная школа Сфера профессио нального образован ия Сфера досуга и развлеч ений Работа, професс. труд Повседневные отношения между людьми Отношени я в семьях Сфера правопор ядка Межнацион альные отношения Духовна я жизнь людей
  249. Я-аспекг временной перспектив ы -0,16 -0,08 0,10 0,03 0,01 -0,05 0,10 0,13 -0,09
  250. Общение и активность в малой группе 0,04 0,16 -0,05 0,01 -0,02 -0,08 0,10 -0,04 0,09
  251. Познав ательный аспект 0,13 0,11 -0,08 -0,04 0,01 -0,05 -0,05 -0,01 -0,05
  252. Досуговый аспект временной перспективы -0,05 -0,04 0,04 0,11 0,01 0,08 -0,15 -0,05 -0,11
  253. Глубина перспективы свыше 1 мес. 0,00 0,06 -0,06 0,04 -0,04 |0,04 0,01 -0,06 -0,00
  254. Активные занятия спортом (как жизненный прогноз) 0,07 -0,04 -0,04 0,04 -0,07 0,11 -0,04 -0,01 -0,11
  255. Материальны й достаток -0,19 0,11 0,07 0,01 0,11 -0,01 -0,07 -0,07 0,01
  256. Вера в Бога -0,08 -0,11 0,01 -0,09 0,10 0,03 0,05 0,06 0,05
  257. Престиж, восхищение окружающих -0,03 -0,01 -0,10 0,05 0,11 0,07 -0,06 -0,02 -0,07
  258. Хорошие возможности для отдыха, развлечений -0,02 0,05 -0,00 0,06 0,14 0,03 -0,10 -0,00 -0,08
  259. Хорошая семья -0,00 0,05 0,03 0,01 -0,07 0,08 -0,02 -0,04 0,00
  260. Руководящая должность -0,05 0,09 -0,03 0,08 0,08 -0,04 -0,04 0,06 -0,06
  261. Интересная работа -0,09 0,12 0,01 -0,13 0,10 -0,05 -0,00 0,09 0,10
  262. Регулярное чтение книг, посещение театров, выставок -0,06 -0,01 -0,10 -0,13 0,05 -0,07 0,09 0,08 0,20
  263. Жизнь ради людей 0,01 -0,03 -0,02 -0,10 0,01 -0,01 0,08 0,13 -0,00
  264. Духовное развитие, нравственное самосовершен ствование -0,07 0,04 0,01 -0,14 0,06 -0,15 0,08 0,03 0,21
  265. Иметь интересную работу (как ценностная 0,04 0,05 -0,07 -0,08 -0,08 -0,19 -0,07 0,07 0,19ориентация) 1
  266. Быть полезным для людей, работать для общества Иметь хорошую квартиру 0,06 -0,04 0,06 -0,07 -0,01 -0,06 -0,05 -0,05 0,07 1 0,08 0,02 -0,06 0,04 0,19 -0,02 0,14 0,04 -0,03
  267. Иметь много денег, ни в чём не нуждаться -0,02 0,02 -0,03 -0,00 0,03 -0,08 0,01 0,04 0,04
  268. Жить, может быть, и не богато, но честно -0,03 -0,05 -0,00 0,02 -0,07 -0,00 0,11 0,04 0,04
  269. Многое уметь делать своими руками -0,05 -0,03 0,09 -0,12 0,11 -0,01 0,02 -0,08 0,03 0,02 -0,03 -0,05 -0,05
  270. Много общаться, иметь надёжных друзей 0,03 -0,05 0,06 0,04 -0,05
  271. Жить для себя, своей семьи 0,01 0,02 -0,01 -0,03 0,07 0,21 -0,01 -0,07 -0,07
  272. Быть известным, прославленн ым 0,13 0,04 -0,02 0,07 -0,09 -0,02 -0,04 0,04 -0,06
  273. Для хорошей жизни не имеют значения ни деньги, ни квартира, дом, одежда -0,03 0,01 0,06 0,05 -0,02 0,07 -0,00 -0,10 -0,10 0,04
  274. Быть здоровым 0,01 0,04 -0,08 0,12 0,08 -0,05 -0,01 -0,14
  275. Хорошо знать свою профессию 0,06 -0,00 0,11 -0,08 -0,08 0,02 -0,03 0,08 -0,05
  276. В свободное время веселиться, развлекаться -0,09 0,11 0,14 -0,02 0,10 -0,08 -0,06 -0,01 -0,01
  277. Если г = {0,12−0,15}, то р<0,05- если г>0,15, р<0,01
Заполнить форму текущей работой