Л. С. Выготский и его представления о личности
Третий закон может быть назван законом перехода функций из внешнего во внутренний план. Психологическая функция в процессе своего развития переходит из внешней формы во внутреннюю, т. е. интериоризируется, становится индивидуальной формой поведения. В этом процессе можно выделить три степени. Первоначально любая высшая форма поведения осваивается ребенком только с внешней стороны. Объективно она… Читать ещё >
Л. С. Выготский и его представления о личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Новосибирский государственный университет Учебно-научный центр психологии Курсовая работа по истории психологии Тема: «Л. С. Выготский и его представления о личности»
Выполнил: студент
11 к. 21 группы Петров Владимир Фёдорович Проверила: Морозова Т.В.
Новосибирск — 2013
Содержание Введение
1. Становление психологической теории Л.С. Выготского
1.1 Краткая биография Л.С. Выготского
1.2 Исторические предпосылки создания теории личности Л.С. Выготского
2. Культурно-историческая теория личности Л.С. Выготского
2.1 Общие положения теории личности Л.С. Выготского
2.2 Развитие высших психических функций по Л. С. Выготскому Заключение Список использованной литературы
Введение
Актуальность исследования. Личность — субъект собственной жизнедеятельности, общественное существо, наделенное сознанием и представленная психологическими характеристиками, которые являются стойкими, социально предопределенными, оказываются в общественных связках, отношениях с окружающим миром, другими людьми, определяют поведение человека.
Личность выражает принадлежность человека к определенному обществу, определенной исторической эпохе, культуре, науке, традиций и тому подобное.
В процессе совместной деятельности и общения в социокультурной среде человек приобретает особого качества, которую обозначают термином «личность». В гуманистических, философских и психологических концепциях личность — это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества.
Личность — одна из семи ипостасей человека. Остальные — это человек как индивид, человек как организм, человек как индивидуальность, человек как «Я», человек — роль, человек как физическое тело, подверженное всем законам механики. Эти характеристики раскрывают понятие «человек» с разных сторон и не являются тождественными. Они образуют единое целое, и одновременно каждая имеет свои особенности.
Человек появляется на свет полноправным членом общества и с рождения, в отличие от животных, которых именуют особями, называется индивидом, т. е. единичным представителем рода человеческого, вида Homo sapiens (человек разумный), продуктом длительного развития и носителем индивидуально-своеобразных черт.
Автором новаторской концепции, оказавшей влияние на развитие мировой психологической мысли, был Л. С. Выготский (1896−1934).Не ограничившись общими формулами марксистской философии, он предпринял попытку почерпнуть в ней положения, которые бы позволили психологии выйти на новые горизонты в ее собственном проблемном поле.
Культурно-историческая концепция разрабатывалась Л. С. Выготским в 20−30 гг. XX в. Нет практически ни одного выдающегося психолога, занимавшегося проблемами общей психологии, который бы одновременно, так или иначе, не занимался бы проблемами развития психики. В этой области работали такие всемирно известные ученые, как В. Штерн, К. Левин, 3. Фрейд, Э. Шпрангер, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин и др.
Л.С. Выготский разрабатывал целый ряд принципиальных проблем психологии, способ решения которых представляет интерес не только для психологов, но и для других специалистов. Это, во-первых, проблемы, связанные со способом анализа психики: как можно расчленять психику, что значит в психологии «структура» и что понимать под «внешними» и «внутренними» структурами. Во-вторых, проблема социокультурной детерминации высших психических процессов и, соответственно, способа их объяснения; проблема роли знаков в детерминации этих процессов и в самих этих процессах. В-третьих, проблемы развития психики: как соотносятся развитие и обучение, что такое интериоризация и как она происходит, как формируются высшие психические процессы.
Цель данного исследования — дать характеристику теории личности Л. С. Выготского.
Объект исследования — психологическая теория Л. С. Выготского.
Предмет — понятие и сущность личность в психологической теории Л. С. Выготского.
Задачи исследования:
1. Привести краткие биографические данные Л. С. Выготского.
2. Проанализировать исторические предпосылки создания теории личности Л. С. Выготского.
3. Рассмотреть общие положения теории личности Л. С. Выготского.
4. Охарактеризовать развитие высших психических функций по Л. С. Выготскому Методы исследования основаны на анализе, систематизации теоретических данных, контент-анализе научной литературы по общей психологии, психологии личности, материалов периодических изданий, научных исследований отечественных и зарубежных ученых, работающих над данной темой.
Структура работы. Работа состоит из введения, шести разделов, заключения, списка использованной литературы, который насчитывает 23 источник. Основной текст работы изложен на 32 страницах.
1. Становление психологической теории Л.С. Выготского
1.1 Краткая биография Л. С. Выготского Выготский Лев Семенович (первоначальное имя — Лев Симхович Выгодский (1896−1934) — выдающийся ученый, мыслитель, известный в мировой психологии выдающийся советский психолог, педагог, нейролингвист, изобретательный экспериментатор, вдумчивый теоретик, знаток литературы, профессор Института экспериментальной психологии в г. Москве, один из основателей советской школы психологии, классик мировой психологической науки, создатель культурно-исторической теории развития психики в процессе освоения индивидом ценностей человеческой культуры и цивилизации, теоретический и эмпирический потенциал которой еще не исчерпан, что можно сказать практически обо всех других аспектах творчества Льва Семеновича. Он различал «натуральные» (данные природой) психические функции и функции «культурные» (приобретенные в результате интериоризации, т. е. процесса освоения индивидом культурных ценностей). Исследовал роль орудий и знаков как необходимых компонентов культурного поведения. Изучал соотношение мышления и речи, развитие значений в онтогенезе, эгоцентрическую речь. Ввел понятие зоны ближайшего развития.
Он оказал огромное влияние на развитие отечественной и мировой психологии. Л. С. Выготский работал в очень многих областях психологии. Он занимался историей психологии, сделал крупный вклад в решение ее методологических и теоретических проблем — он был одним из тех, кто ставил советскую психологию на фундамент марксистской философии. Он занимался исследованием сознания и отдельных психических процессов: памяти, внимания, эмоций; провел фундаментальное исследование мышления и речи; разработал ряд проблем развития ребенка — нормального и аномального, заложив, в частности, основы советской дефектологии. Он внес большой вклад в раскрытие вопроса о влиянии коллектива, социума на личность. Наконец, он внес существенный вклада в психологию искусства.
Лев Симхович Выгодский (в 1917 и 1924 годах изменил отчество и фамилию) родился 17 ноября (5 ноября по старому стилю) 1896 года в белорусском городке Орша вторым из восьмерых детей в семье зажиточного заместителя управляющего Гомельского отделения Соединенного банка, выпускника Харьковского коммерческого института, купца Симхи (Семена) Яковлевича Выгодского и его жены Цили (Цецилии) Моисеевны Выгодской. Через год, в 1897 году, семья переехала в г. Гомель (Беларусь), который Л. С. Выготский всегда считал своим родным городом. Юный Лев Выготский учился в основном дома. Его образованием занимался частный учитель Шолом (Соломон) Мордухович Ашпиз (Аспиз), известный использованием так называемого метода сократического диалога и участием в революционной деятельности в составе Гомельской социал-демократической организации. Лишь два последних класса он проучился в частной еврейской мужской гимназии А. Е. Ратнера.
По всем предметам он проявлял незаурядные способности. В гимназии он изучал немецкий, французский, латинский языки, дома, кроме того, английский, древнегреческий и древнееврейский. Значительное влияние на будущего психолога в детские годы оказал также его двоюродный брат, впоследствии известный литературный критик и переводчик, один из видных представителей «русского формализма» Давид Исаакович Выгодский (1893−1943). Интересно, что Л. С. Выготский изменил одну букву в своей фамилии, чтобы отличаться от уже приобретшего известность родственника Д. И. Выгодского. Лев Семенович увлекался литературой и философией. Его любимым философом был и до конца жизни оставался Бенедикт Спиноза.
После окончания гимназии он поступил на юридический факультет Московского университета (участвовал в семинаре Г. Г. Шпета) и одновременно — историко-философский факультет Народного университета А. Л. Шанявского (Москва) (прослушал курсы П. П. Блонского, сыгравшего важную роль в его духовном развитии), где обучался в период Первой мировой войны (1914;1917). С увлечением, изучая то медицину, то юриспруденцию, Л. С. Выготский буквально «глотал» книги, читал У. Джеймса и З. Фрейда, русскую и европейскую литературу. Тогда же он увлекся литературной критикой, и в нескольких журналах появились его рецензии на книги писателей-символистов — властителей душ тогдашней интеллигенции: А. Белого, В. Иванова, Д. Мережковского. В эти студенческие годы он пишет свое первое произведение — трактат «Трагедия о Гамлете Датском У. Шекспира» (1915), где звучат экзистенциальные мотивы об извечной «скорби бытия» .
После окончания учебы в Москве Л. С. Выготский вернулся в Гомель. С 1918 по 1924 годы он преподавал в нескольких институтах, играя важную роль в литературной и культурной жизни этого города. Организовал психологическую лабораторию в Педагогическом училище Гомеля и приступил к работе над рукописью учебника по психологии для учителей средних школ («Педагогическая психология. Краткий курс», 1926). Являлся бескомпромиссным сторонником естественнонаучной психологии, ориентированной на учение И. М. Сеченова и И. П. Павлова, которое он считал фундаментом для выстраивания новой системы представлений о детерминации человеческого поведения, в том числе при восприятии произведений искусства.
В 1924 году он переехал в Москву, где и прожил последнее и самое продуктивное в научном плане десятилетие своей жизни. Работал в Московском государственном институте экспериментальной психологии (1924;1928), в Государственном институте научной педагогики при Ленинградском государственном педагогическом институте (ЛГПИ) и в ЛГПИ им. А. И. Герцена (оба в 1927;1934), Академии Коммунистического воспитания (1929;1931), 2-м Московском государственном университете (МГУ) (1927;1930), а после реорганизации 2-го МГУ — в Московском государственном педагогическом институте им. А. С. Бубнова (1930;1934), а также в Экспериментальном дефектологическом институте (1929;1934), активное участие в основании которого он принимал; также читал курсы лекций в ряде учебных заведений и исследовательских организаций городов Москвы, Ленинграда, Ташкента и Харькова.
Переезд в Москву дал Льву Семеновичу возможность сотрудничать с А. Р. Лурией, который занимался тогда психоанализом, и другими именитыми учеными. Л. С. Выготский включился в целый ряд исследований, в том числе увлекся «дефектологией», благодаря этому интересу ему удалось первый и единственный раз съездить за границу в 1925 году: он был командирован в Лондон на дефектологическую конференцию; по дороге в Англию заезжал в Германию, Францию, где встречался с местными психологами. Так в 1924 году начался десятилетний московский этап творчества Л. С. Выготского.
Важнейшим направлением исследований Л.?С. Выготского в первые годы московского периода стал анализ ситуации в мировой психологии. Он пишет предисловие к русским переводам работ лидеров психоанализа, бихевиоризма, гештальтизма, стремясь определить значимость каждого из направлений для разработки новой картины психической регуляции.
Интересовался он также психоаналитическими идеями. В 1925 году совместно с А. Р. Лурией Л.С. Выготский опубликовал предисловие к книге З. Фрейда «По ту сторону принципа удовольствия», в котором отмечалось, что З. Фрейд принадлежит «к числу самых бесстрашных умов нашего века», чью «Колумбову заслугу» составляет открытие феноменов психической жизни, лежащих «по ту сторону принципа удовольствия» и такая интерпретация их, которая содержит ростки материализма. В том же году состоялась защита диссертации «Психология искусства» — 5 ноября 1925 года Л. С. Выготскому было по болезни без защиты присвоено звание старшего научного сотрудника, эквивалентное современной степени кандидата наук. Договор на издание книги «Психология искусства», в которой, отдавая должное «громадным теоретическим ценностям» и «положительным сторонам психоанализа», подверг критике его пансексуализм и недооценку роли сознания и — в этом контексте — работы российского психоаналитика И. Д. Ермакова, был подписан 9 ноября 1925 года, но книга так и не была опубликована при жизни Льва Семеновича.
Второй период творчества Л. С. Выготского (1927;1931) в его московское десятилетие — инструментальная психология. Он вводит понятие о знаке, выступающем особым психологическим инструментом, применение которого, ничего не меняя в веществе природы, служит могучим средством превращения психики из природной (биологической) в культурную (историческую). Тем самым отвергалась принятая как субъективной, так и объективной психологией диадическая схема «стимул-реакция». Она заменялась триадической — «стимул-стимул-реакция», где в качестве посредника между внешним объектом (стимулом) и ответным действием организма (психической реакцией) выступает особый стимул — знак. Этот знак представляет собой своего рода инструмент, при оперировании которым у индивида из его первичных природных психических процессов (памяти, внимания, ассоциированного мышления) возникает особая, присущая только человеку система функций второго социокультурного порядка. Л. С. Выготский назвал их высшими психическими функциями.
Наиболее значимое из достигнутого в этот период Львом Семеновичем и его группой было сведено в пространную рукопись «История развития высших психических функций» .
В последний период творчества лейтмотивом исканий Льва Семеновича, связывающих в общий узел различные ветви его работы (историю учения об аффектах, изучение возрастной динамики сознания, смыслового подтекста слова), стала проблема взаимосвязи мотивации и познавательных процессов.
Идеи Л. С. Выготского получили широкий резонанс во всех науках, исследующих человека, в том числе в лингвистике, психиатрии, этнографии, социологии. Они определили целый этап в развитии гуманитарного знания в России и странах СНГ и поныне сохраняют свой эвристический потенциал.
К огромному сожалению, многолетняя и достаточно плодотворная работа Л. С. Выготского, его многочисленные научные труды и разработки, как это часто случается с талантливыми людьми, особенно в нашей стране, не были оценены по достоинству. При жизни Льва Семеновича его работы не допускались к публикации в СССР. С начала 1930;х годов на него началась настоящая травля, власти обвиняли его в идеологических извращениях.
11 июня 1934 года после продолжительной болезни, в возрасте 37 лет Лев Семенович Выготский умер. Бесспорно, Л. С. Выготский оказал значительное влияние на отечественную и мировую психологию, а также на смежные науки — педагогику, дефектологию, языкознание, искусствоведение, философию, психиатрию. Ближайший друг и ученик Льва Семеновича А. Р. Лурия справедливо называл его гением и великим гуманистом XX века.
1.2 Исторические предпосылки создания теории личности Л. С. Выготского Российская психология, которая развивалась под мощным влиянием западноевропейской психологии. Самобытные труда К. Д. Ушинского, И. М. Сеченов и В. А. Вагнера заложили основы русской естественнонаучной психологии. Особенно огромным было влияние И. М. Сеченова, который рассматривал психическое и биологическое в человеке как явление одного порядка. Тенденция к разъединению двух вытесняюших друг друга наук, но и другая историческая тенденция — к объединению отдельных психологических дисциплин и направлений в единую науку — нашла в российской психологии ясное выражение.
В 30-е годы были осуждены труды Л. С. Выготского о пути к пониманию внутренней жизни ребенка, а педология — по определению самого Л. С. Выготского, наука о ребенке — была признана лженаукой. Подвергались сокрушительной критике и другие психологические труды. Ученикам Л. С. Выготского после его смерти в 1934 г. пришлось разїехаться по стране, затаиться в различных институтах. Это было в те времена, когда на Западе психология раскололась на ряд школ, в каждой из которых интересовавшая автора проблема перерастала в целое направление, определяя целую систему психологии, делая частные закономерности ключом к человеческому сознанию в целом.
В то время психологи, занимающиеся различными проблемами, начали говорить на разных языках, начали не понимать друг друга, и все больше и больше назревала потребность в огромном синтезе, который мог бы найти всем научным достижением подходящее им место в единой системе научной психологии.
Психологи были заинтересованы наивно материалистическими попытками построить психологию как натуралистическую науку, рассматривая общественные условия как нечто внешнее по отношению к человеческим реакциям, не выходя из реальной деятельности, которая характеризует ребенка в игре и учебе, взрослого — в его жизни и труде, всякого человека в тех реальных отношениях к общественной деятельности, которые могут служить ключом к законам построения и развития его сознания. Именно такой была ситуация в психологии, когда в нее пришел Л. С. Выготский. Его задачей было выбиться из этого тупика, сломать эти стены, которые отделяли психологию от реальной жизни, конкретных форм человеческой деятельности, живых форм человеческого сознания. Существование этой задачи Л. С. Выготский видел в построении психологии человека как науки об историческом развитии человеческого сознания, и этому он посвятил всю свою жизнь.
Большое внимание привлекала к себе «теория культурного развития высших психических функций» Л. С. Выготского, разработанная им вместе с группой сотрудников. Как в рефлексолого-реактологических теориях основная тенденция заключалась в том, чтобы преодолеть позиции идеалистической психологии и создать объективную психологию, которая выходит деятельности, поведения, так основной тенденцией и задачей психологии являлось стремление продвинуть в психологию идею развития, принцип историзма.
Именно эта основная исходная тенденция имела положительное значение. По сравнению со статической, антиисторической позицией традиционной психологии, которая рассматривала психические функции человека вне всякого исторического развития, исходные генетические, исторические направленности теории культурного развития высших психических функций представляли собой шаг вперед.
Л.С. Выготский посвятил свою жизнь попытке ввести исторический метод в сложную область знания, реализовать его в ряде конкретных экспериментальных исследований и попытаться пересмотреть весь накопленный материал в свете этой идеи — идеи об историческом развитии сознания личности.
Когда Л. С. Выготский начал свою работу, разговор о введении исторического метода в психологию был чужд и непонятен. Это время характеризовалось глубоким кризисом психологической науки, который с особой остротой проявился на Западе, но фактически охватил и отечественную, только начинавшую существовать, психологию. Он проявился в том, что эта наука фактически распалась на две психологии, каждая из которых оказалась бессильна решить проблему, которая сейчас кажется нам центральной, — проблему научного анализа построения сложных и самых конкретных форм реальной человеческой деятельности. Если идеализм в психологии, считая предметом своей работы описание человеческого сознания, фетишизировал его и фактически оказался бессильным объяснить его возникновение и развитие, то материализм, который пытался выразить поведение человека в терминах физиологии и физики, фактически отходил далеко от психологии, считая, что научное учение человека является отказом от изучения специфически человеческого, что сознание человека совершенно не может быть примером научного исследования и роль научного психолога заключается лишь в упрощенном переносе законов, найденных физикой и физиологии, в науку о человеческом поведении.
2. Культурно-историческая теория личности Л.С. Выготского
2.1 Общие положения теории личности Л. С. Выготского Личность — это не чисто психологическое понятие, и изучается она всеми общественными науками — философией, социологией, этикой, педагогикой и др. Пониманию природы личности способствуют литература, музыка, изобразительное искусство. Личность играет значительную роль в решении политических, экономических, научных, культурных, технических проблем, в целом в подъеме уровня человеческого бытия.
Категория личности занимает в современных научных исследованиях и в общественном сознании одно из центральных мест. Благодаря категории личности встают возможности для целостного подхода, системного анализа и синтеза психологических функций, процессов, состояний, свойств человека.
В психологической науке не существует общепринятого определения природы личности. Эпоху активного научного изучения проблем личности можно условно разделить на два этапа. Первый охватывает период с конца XIX до середины XX в. и примерно совпадает с периодом становления классической психологии. В это время были сформулированы фундаментальные положения о личности, заложены основные направления исследования психологических особенностей личности. Второй этап исследований проблем личности начался во второй половине XX в.
Ценность и уникальность личности не исключают, а предполагают наличие ее особой структуры. Л. С. Выготский отмечал: «Структурой принято называть такие целостные образования, которые не складываются суммарно из отдельных частей, представляя их агрегат, но сами определяют судьбу и значение каждой из входящих в их состав, частей». Структура личности:
— как целостности — является объективной реальностью, олицетворяющий внутренние личностные процессы. Кроме того, структура отражает логику этих процессов и является подчиненной им;
— возникает как воплощение функции, как орган этой функции. Конечно, возникновение структуры, в свою очередь, приводит и к изменению самих функций и тесно связано с процессом ее становления: структура является одновременно результатом становления, его условием и фактором дальнейшего развития личности;
— представляет собой целостность, включающая в себя все психические (сознательные и бессознательные) и непсихические составляющие личности. Но она не является их простой суммой, а представляет собой новое особое качество, форму существования психики человека. Это — особая упорядоченность, новый синтез;
— является противоречивой относительно фактора стабильности. С одной стороны, она является стабильной и постоянной (включает в себя одинаковые компоненты, делает поведение прогнозируемым). Но одновременно структура личности является текучей, переменной, никогда до конца не завершенной.
В культурно-исторической теории доказано, что структура личности человека меняется в процессе онтогенеза. Важной и нерешенной окончательно проблемой является определение отдельных содержательных составляющих структуры личности. Чтобы эта проблема стала понятной, приведем рассуждения Л. С. Выготского по поводу поиска содержательных единиц анализа психики в целом. Он проводит удачную аналогию с химическим анализом вещества. Если перед ученым стоит задача установить истинные глубинные механизмы и свойства, например, такого вещества, как вода, он может выбрать два пути анализа.
Во-первых, можно расчленить молекулу воды (Н2О) на атомы водорода и атомы кислорода и потерять целостность, поскольку отдельные элементы, выделятся при этом, не будут иметь никаких свойств, присущих воде (это так называемый анализ «по элементам»).
Во-вторых, если попробовать совместить анализ с сохранением свойств, признаков и функций целостности, следует не раскладывать молекулу на элементы, а выделять отдельные молекулы как действующие «кирпичики» (Л.С. Выготский пишет — «единицы») анализа, которые уже могут быть исследованы, и в то же время сохраняют в наиболее упрощенном, но и обостренно-противоречивом, «всеобщем» виде все особенности вещества в целом.
Главная специфика личности как объекта психологического анализа заключается даже не в сложности, а в том, что это объект, способный к собственным, свободным действиям (признак «активность»). То есть, личность, выступая объектом изучения (или воздействия), одновременно существует и как субъект, что очень усложняет проблему понимания ее психологии, но только усложняет, а не делает безнадежной.
Выделение смысловых единиц психологического анализа является ведущим принципом генетической психологии. Анализ показывает, что в личности нельзя выделить одну единицу.
Существуют разные по психологической природе структуры, которые удовлетворяют требованиям к единице анализа:
— структура должна быть специфической и самостоятельной, но при этом — существовать и развиваться она будет только в составе целостной личности;
— в этой структуре должна отражаться вся личность в ее реальном единстве, но отражаться одновременно «углубленно-упрощенно» в виде сущностного противоречия;
— данная структура не представляет собой что-то вроде «строительного блока» — она является динамичной и способной как к собственному развитию, так и к гармоничной участию в становлении целостной личности;
— структура, о которой идет речь, должна отражать определенный сущностный ракурс существования личности и отвечать всем существенным признакам целостной личности.
Являясь исторической существом, человек вместе с тем, и даже прежде всего, естественное существо: он — организм, который носит в себе специфические черты человеческой природы. Для психологического развития человека существенно, что он рождается с человеческим мозгом, что, появляясь на свет, он приносит с собой полученное от предков наследство, которое открывает ему широкие возможности для человеческого развития. Они реализуются и, реализуясь, развиваются и изменяются по мере того, как человек осваивает в ходе обучения и воспитания то, что создано в результате исторического развития человечества, — продукты материальной и духовной культуры, науку, искусство. Природные особенности человека тем именно и отличаются, что они открывают возможности исторического развития.
Л.С. Выготский считал, что первые шаги психического развития ребенка имеют огромное значение для всей истории личности ребенка. Биологическое развитие поведения, особенно интенсивно происходя после рождения, составляет важнейший предмет психологического изучения. История развития высших психических функций невозможна без изучения предыстории этих функций, их биологических корней, их органических задатков. В младенчестве заложены генетические корни двух основных культурных форм поведения — использование орудий и человеческой речи; одно это обстоятельство выдвигает возраст младенца в центр предыстории культурного развития.
Культурное развитие отделяется от истории и рассматривается как самостоятельный процесс, направленный внутренними, заложенными в нем самом силами, покоренными своей имманентной логике. Культурное развитие рассматривается как саморазвитие. Отсюда неподвижный, статический, безусловный характер всех законов, управляющих развитием мышлением и мировоззрением ребенка.
Детский анимизм и эгоцентризм, магическое мышление на основе партаципации (представление о связи или тождестве совершенно разных явлений) и артифициализм (представление о создании природных явлений) и многие другие явления проявляются перед нами как некие всегда присущие детскому развитию, всегда одинаковы психические формы. Ребенок и развитие его психический функций рассматриваются in abstracto — вне социальной среды, культурной среды и хозяйствующих в ней форм логического мышления, мировоззрения и представления о причинности.
Л.С. Выготский считал, что в процессе своего развития ребенок усваивает не только содержание культурного опыта, но и приемы и формы культурного поведения, культурные способы мышления. В развитии поведения ребенка следует выделять две основные линии. Одна — это линия естественного развития поведения, которая тесно связана с процессами общеорганического роста и созревания ребенка. Вторая — линия культурного совершенствования психологических функций, разработка новых способов мышления, овладения культурными средствами поведения. Можно предположить, что культурное развитие заключается в усвоении таких приемов поведения, которые строятся на использовании и применении знаков в качестве средств для осуществления той или иной психологической операции.
Культурное развитие заключается именно в овладении такими вспомогательными средствами поведения, которые человечество создало в процессе своего исторического развития и какими являются язык, письмо, система счета.
Культурное развитие ребенка проходит четыре основные стадии, или фазы, последовательно сменяющие друг друга и возникающие одна из другой. Взятые в целом, эти стадии изображают полный круг культурного развития какой-либо психологической функции.
Первую стадию можно назвать стадией примитивной поведения или примитивной психологии. В экспериментах она проявляется в том, что ребенок, обычно раннего возраста, пытается в меру своей заинтересованности запомнить предъявляемый ему материал естественным или примитивным путем. Сколько он при этом запоминает, обуславливается степенью его внимания, индивидуальной памятью и заинтересованностью.
Обычно такие трудности, встречающиеся на этом пути ребенка, приводят его ко второй стадии или ребенок сам «открывает» мнемотехнический прием запоминания, или исследователь приходит на помощь ребенку, который не может справиться с задачей силами своей естественной памяти. Исследователь раскладывает, например, перед ребенком картинки и подбирает слова для запоминания так, чтобы они находились в какой-нибудь естественной связи с картинками. Ребенок, слушая слово, смотрит на рисунок, а затем легко восстанавливает в памяти весь ряд, так как рисунки помимо его желания напоминают ему только что услышанные им слово. Ребенок обычно очень быстро хватается за средство, к которому его подвели, но не зная, конечно, каким средством рисунки помогли ему вспомнить слова. Когда ему снова предъявляется ряд слов, он снова, на этот раз уже по своей инициативе, кладет вокруг себя рисунки, снова смотрит на них, но так как связи в этот раз нет, а ребенок не знает, как использовать рисунок для того, чтобы запомнить данное слово, он при воспроизведении смотрит на рисунок, воспроизводит не то слово, которое было ему задано, а то, которое напоминает ему рисунок.
Вторая стадия обычно играет роль переходной, от нее ребенок очень быстро в эксперименте переходит к третьей стадии, которую можно назвать стадией культурного внешнего приема. Теперь ребенок заменяет процессы запоминания достаточно сложной внешней деятельностью. Когда ему дается слово, он выискивает из многих лежащих перед ним карточек ту, которая для него наиболее тесно связана с заданным словом. При этом сначала ребенок пытается использовать естественную связь, существующую между рисунком и словом, а затем довольно быстро переходит к созданию и образованию новых связей.
Третья стадия сменяется четвертой стадией, непосредственно возникающей из третьей. Внешняя деятельность ребенка с помощью знака переходит во внутреннюю деятельность. Внешний прием превращается во внутренний. Например, когда ребенок должен запомнить предъявленные ему слова, пользуясь рисунками, разложенными в определенной последовательности. После нескольких раз ребенок «заучивает» уже и сами рисунки, и ему нет больше необходимости использовать их. Теперь он связывает задуманное слово с названием того рисунке, порядок которого он уже знает.
Таким образом, в рамках теории личности Л. С. Выготский выделяет три основных закона развития личности.
Первый закон касается развития и построения высших психических функций, которые являются основным ядром личности. Это закон перехода от непосредственных, естественных форм поведения к опосредованным, искусственным, возникающим в процессе культурного развития психологических функций. Этот период в онтогенезе соответствует процессу исторического развития человеческого поведения, совершенствования существующих форм и способов мышления и выработки новых, опирающейся на язык или другую систему знаков.
Второй закон формулируется так: отношение между высшими психологическими функциями были некогда реальными отношениями между людьми. Коллективные, социальные формы поведения в процессе развития становятся средством индивидуального приспособления, формами поведения и мышления личности. Высшие психологические функции возникают из коллективных социальных форм поведения.
Третий закон может быть назван законом перехода функций из внешнего во внутренний план. Психологическая функция в процессе своего развития переходит из внешней формы во внутреннюю, т. е. интериоризируется, становится индивидуальной формой поведения. В этом процессе можно выделить три степени. Первоначально любая высшая форма поведения осваивается ребенком только с внешней стороны. Объективно она включает в себя все элементы высшей функции, но для ребенка эта функция является чисто натуральным, естественным средством поведения. Однако люди наполняют эту натуральную форму поведения определенным социальным содержанием, которое позднее приобретает для ребенка значение высшей функции. В процессе развития ребенок начинает осознавать строение этой функции, управлять и регулировать свои внутренние операции. Только тогда, когда функция поднимается на свою высшую, третью, степень, она становится собственно функцией личности.
По Л. С Выготскому, основой личности является самосознание человека, которок возникает именно в переходный период подросткового возраста. Поведение становится поведением для себя, человек осознает себя как определенное единство. Этот момент представляет собой центральный пункт переходного возраста. Психологические процессы у подростка приобретают личностный характер. На основе самосознания личности, овладения психологическими процессами для себя подросток поднимается на высшую ступень управления внутренними операциями. Он чувствует себя источником собственного движения, приписывает своим поступкам личностный характер.
В процессе социогенеза высших психологических функций образуются так называемые третичные функции, основанные на новом типе связей и отношений между отдельными процессами, например, между памятью и мышлением, восприятием, вниманием и действием. Функции вступают друг с другом в новые сложные отношения.
В сознании подростка эти новые типы связей и соотношений функции предусматривают рефлексию, отражение психических процессов. Характерной для психологических функций в переходном возрасте является участие личности в каждом отдельном акте: мыслит не мышление — мыслит человек, запоминает не память, а человек. Психологические функции входят в новую связь друг с другом через личность. Закон построения этих высших третичных функций состоит в том, что они являются перенесенными в личность психическими отношениями, которые ранее были отношениями между людьми.
Таким образом, личность есть социализированный индивид, который воплощает существенные социально значимые свойства. Личностью является человек, имеющий свою жизненную позицию, которая утвердилась в результате длительной и кропотливой сознательной работы, ей присущи свобода воли, способность к выбору, ответственность.
2.2 Развитие высших психических функций по Л. С. Выготскому Системный подход к изучению психики и психического развития является наиболее эффективным способом перехода от рассмотрения отдельных составляющих к рассмотрению некоторого единого целого при изучении психики человека. При реализации такого подхода центральным оказывается понятие функциональной системы, определяемое как функциональная структура с заданным в ней механизмом взаимодействия функций. То есть структура с существующим множеством операций, устанавливающих характер протекающих изменений и, следовательно, обусловливающих ход развития системы. Взаимоотношения между структурными элементами системы изменяют ее состояние. Поэтому системы характеризуются как динамические.
Функция в самом общем и широком смысле понимается как взаимодействие объектов, в котором состояния и свойства должны быть конгруэнтны характеристикам других объектов или других систем. Э. Кассирер, опираясь на опыт Платона, Аристотеля, Д. Дидро, Р. Декарта, Г. Лейбница, применил понятие функции для дефиниции модальностей динамики гностических актов, интенций самой динамики, на фиксацию интеграций между объектами и приемами их воздействия друг на друга.
Благодаря исследованиям советских психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева и др. в психологии появляется понятие «высшие психические функции».
Введение
в психологию исторического метода позволило подойти к высшим психическим функциям как к сложному продукту общественно-исторического развития. Эти представления, связанные с именами советских психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева и др. и с именами зарубежных психологов П. Жанэ, А. Валлона и др., имеют решающее значение.
Развитие психики на уровне человека идет в основном за счет памяти, речи, мышления и сознания благодаря усложнению деятельности и совершенствованию орудий труда, изобретения знаковых систем. У человека возникают высшие психические процессы.
Высшие психические функции — это сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению. Высшие психические функции как система обладают большой пластичностью, взаимозаменяемостью входящих в них компонентов.
В онтогенезе психики различают генетическое, внутренне обусловленное созревание и формирование под влиянием среды и воспитания. Именно эта вторая половина онтогенеза, т. е. формирование под влиянием среды и воспитания, происходит в ходе интериоризации и экстериоризации.
Формирование высших психических функций характеризуется тем, что первоначально они существуют как форма взаимодействия между людьми и лишь позже — как полностью внутренний процесс. Преобразование внешних средств осуществления функции во внутренние психологические носит название интериоризации.
В ходе интериоризации ребенок «присваивает» социальные, знаково-символические структуры и средства этой деятельности и общения, на основе чего и формируется его сознание и личность.
Интериоризация (от лат. Interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.
Яркий пример — речь человека. Сначала человек усваивает, запоминаем слова в процессе общения, а затем речь становится инструментом мышления, частью личности, неотделимым от нее элементом.
Экстериоризация (от лат. Exterior — внешний) — переход внутренних, психических актов во внешний план, в конкретные внешние реакции и действия человека. Например — человек что-то понял, усвоил и в процессе объяснения этого другому человеку он экстериоризирует данный продукт в речи. выготский личность психический интериоризация Каждая из высших психических функций связана с работой не одного «мозгового центра» и не всего мозга как однородного целого, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые структуры принимают дифференцированное участие.
Высшие психические функции с точки зрения современной психологии представляют собой сложные саморегулирующиеся процессы, социальные по своему происхождению, опосредствованные по своему строению и сознательные, произвольные по способу своего функционирования. Можно сказать, что материальной основой высших психических процессов является весь мозг в целом, как высоко дифференцированная система, части которой обеспечивают различные стороны единого целого. Эти системы, являясь материальным субстратом высших психических функций, не появляются в готовом виде и не созревают самостоятельно, но формируются в процессе общения и предметной деятельности ребенка.
Возраст, по Л. С. Выготскому, — это качественно особый этап психологического развития, который характеризуется совокупностью изменений, которые и определяют своеобразие структуры личности на данном этапе развития.
Л.С. Выготский рассматривал возраст как эпоху, относительно замкнутый период развития, значение которого определяется его местом в общем цикле развития, а общие законы развития отмечаются своеобразием проявления.
При переходе от одной возрастной ступени к другой возникают новообразования, которых не было в предыдущие периоды, и перестраивается весь ход развития.
Особенности возраста определяются совокупностью многих условий: системой требований к ребенку на данном этапе его жизни, сущностью взаимоотношений с окружающими, типом деятельности, которой онаовладевает, способами овладения.
Л.С. Выготский вводит также понятие возрастного кризиса как целостных изменений личности ребенка, возникающие при изменении стабильных периодов, как переломных точек на кривой детского развития, отделяющих один возрастной период от другого.
Культурно-историческая теория высших психических функций Л. С. Выготского основывается на следующих положениях:
1. В процессе общественно-исторического развития человек создал разнообразные орудия и знаковые системы (где важнейшими являются инструменты для трудовой деятельности, речь, системы счисления) и научился ими пользоваться. Благодаря им, особенно письму, человек перестраивает свои психические процессы. За исторический период людьми создано два типа орудий: те, что влияют на природу (орудия труда), и воздействующие на человека (знаковые системы).
2. Применения в практической деятельности орудий труда и знаковых систем означает начало перехода человека от непосредственных к опосредованными психическим процесам, где средствами управления являются названные орудия и знаки. Как следствие, психическая деятельность человека перестраивается и возрастает по сравнению с животными.
3. Обучение — это передача ребенку опыта пользования орудиями и знаками для управления собственным поведением.
4. Деятельность и поведение человека является результатом взаимодействия двух процессов — биологического созревания и научения, которые доказывают наличие единой линии развития.
5. Любая психическая функция в своем генезисе имеет две формы; врожденную (натуральную) и приобретенную (культурную). Первая является биологически детерминированной, вторая — сформирована исторически, опосредована и обусловлена использованием орудий и знаков как средств управления ею. Идея интериоризации (психическая функция) проявляется дважды: сначала на внешнем, затем на внутреннем плане.
6. Сначала способ использования орудий и знаков демонстрируется взрослыми в общении с ребенком и совместной предметной деятельности. Таким образом, орудия и знаки являются средствами управления поведением других людей и постепенно превращаются для ребенка в средство самоуправления. Тогда межличностная функция управления превращается во внутриличностную.
Как следствие, определив память, мышление, воображение, речь, внимание высшими психическими функциями, Л. С. Выготский сформулировал законы психического развития
— развитие — это процесс качественных изменений (количественные изменения психических функций переходят в качественные, существенные и приводят к скачкообразным новообразованиям);
— развитие — это наличие явлений интериоризации и экстериоризации;
— неравномерность развития (год жизни младенца с темпом развития не соответствует году жизни, например, подростка);
— движущей силой развития является обучение как способ овладения социальным опытом (введение понятий «зона ближайшего развития», «зона актуального развития», которые впоследствии для советских ученых стали методологической основой в разработке идей развивающего обучения).
Свои научные представления Л. С. Выготский формулировал на основе идей П. П. Блонского: ребенок в онтогенетическом развитии повторяет основные этапы биологической эволюции и культурно-исторического развития. Однако Л. С. Выготский, признавая решающую роль социальных влияний, был осторожен в толковании значения биологических факторов в развитии человека. Его термины «внутренняя логика детского развития» и «имптомокомплекс», заимствованные у П. П. Блонского, являются одними из основных в понимании психологической природы возрастного становления личности, в частности ее поведенческих проявлений, изучение которых неоправданно недооценивается с 1930;х годов.
Таким образом, возраст как феномен возрастного развития определяется через социальную ситуацию развития и возрастные новообразования, что позволяет различать стабильные и кризисные возрастные периоды как важные составляющие возрастной периодизации.
Дальнейшее развитие детской психологии позволил развить и дополнить концепцию Л. С. Выготского.
Ряд исследований, проведенных психологами Харьковской школы (А.М. Леонтьев, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, П. Я. Гальперин, Л. И. Божович и др.), показали значение деятельности в развитии человека. Процесс развития начинает рассматриваться как самодвижение субъекта благодаря его деятельности с предметами, а наследственность и среда только как условия, которые определяют различные вариации развития в пределах нормы. А. М. Леонтьев развил идею Л. С. Выготского о ведущем типе деятельности.
Ведущая деятельность — это деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на данном этапе развития его личности.
Ведущая деятельность является показателем психологического возраста ребенка и характеризуется тем, что в ней возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии развития. Значение ведущей деятельности для психического развития зависит, прежде всего, от ее содержания, от того, что открывает для себя и усваивает человек в процессе ее выполнения. Выделяют следующие виды ведущей деятельности:
— эмоционально-непосредственное общение младенца со взрослыми (0−1 год);
— предметно-манипулятивная деятельность детей раннего возраста (1−3 года); в процессе ее выполнения усваиваются исторически сложившиеся способы действий с определенными предметами;
— сюжетно-ролевая игра у дошкольников (3−6 лет);
— учебная деятельность у младших школьников;
— интимно-личностное общение подростков;
— профессионально-учебная деятельность в старшем школьном возрасте.
Таким образом, «высшие психические функции» — термин, введенный Л. С. Выгостским в 30-е гг 20 в. К ним относятся: произвольное запоминание, активное внимание, понятийное мышление, волевое действие.
Высшие психические функции — сложные психические проявления, которые формируются прижизненно, есть социально. Главным свойством высших психических функций является пластичность, возможность изменения. Развитие высших психических функций является результатом совершенствования деятельности и совершенствования орудий труда, созданиея и просмотра знаковых систем. Физиологическим механизмом высших психических функций являются сложные функциональные системы, которые являются результатом системной деятельности мозга.
Л.С. Выгостский считал, что для раскрытия сути высших психических функций необходимо выйти за пределы организма и искать их детерминанты в общественных условиях жизни людей, в историческом становлении всех психических процессов.
Заключение
Каждый человек как единичное природное существо — это индивид; но такая характеристика, конечно, неполная, поскольку не дает представления о реальном человеке, какой он есть в семье и в обществе, чувствует и мыслит, к чему стремится. Живя в обществе, каждый человек приобретает особые «сверхчувствительные» качества, которую называют личностью.
Выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский известен как создатель культурно-исторической теории развития психики человека. В рамках этой теории ученый выделяет три основных закона развития личности.
1. Первый закон касается развития и построения высших психических функций, которые являются основным ядром личности. Это закон перехода от непосредственных, естественных форм поведения к опосредованным, искусственным, которые возникают в процессе культурного развития психологических функций. Этот период в онтогенезе соответствует процессу исторического развития человеческого поведения, совершенствования существующих форм и способов мышления и выработки новых, опирающихся на речь или другую систему знаков.
2. Второй закон формулируется так: отношения между высшими психическими функциями были некогда реальными отношениями между людьми. Коллективные, социальные формы поведения в процессе развития становятся средством индивидуального приспособления, формами поведения и мышления личности.
3.Третий закон может быть назван законом перехода функций из внешнего во внутренний план. Психологическая функция в процессе своего развития переходит из внешней формы во внутреннюю, т. е. интериоризуется. В этом процессе можно выделить три этапа:
а) сначала любая высшая форма поведения осваивается ребенком только с внешней стороны. Объективно она включает в себя все элементы высшей функции, но для ребенка эта функция является чисто натуральным, естественным средством поведения.
б) Люди наполняют эту натуральную функцию определенным социальным содержанием, которое позднее приобретает для человека значение высшей функции. В процессе развития ребенок начинает осознавать строение функции, управлять и регулировать свои внутренние операции.
в) Тогда функция поднимает на третью стадию и становится функцией личности.
По Л. С. Выготскому, основой личности является самосознание человека, возникает именно в переходный период подросткового возраста. Поведение становится поведением для себя, человек осознает себя как определенное единство.
Сам факт усвоения индивидом социального опыта ведет к изменению не только содержания человеческой психики, но и к появлению новых форм, в частности, высших, опосредованных деятельностью и общением личности в микрои макросоциуме.
1. Асмолов А. Г. Психология личности. — М.: Академия, 2011. — 490 с.
2. Божович Л. И. О культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и ее значении для современных исследований психологии личности / Л. И. Божович // Вопросы психологии. — 2008. — № 5. — С. 108−116.
3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 2011. — 365 с.
4. Выгодская Г. Л. Его жизнь — от начала до конца: памяти Л. С. Выготского, 1896−1934 гг. / Г. Л. Выготская // Вестник Московского ун-та. Сер. 14, Психология. — 2004. — № 4. — С. 3−17.
5. Выгодская Г. Л. Жизненный путь и научно-педагогическая деятельность Л. С. Выготского / Г. Л. Выгодская, Т. М. Лифанова // Психологические проблемы воспитания и обучения в свете идей Л. С. Выготского: республиканский межвузов. науч. сб. — Минск: Народная асвета, 2005. — С. 168−173.
6. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — М.: Просвещение, 2008. — 500 с.
7. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб.: Союз, 2009. — 203 с.
8. Выготский Л. С. Лекции по психологии / Л. С. Выготский. — СПб.: Союз, 2009. — 144 с.
9. Выготский Л. С. Психология. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2011 — 1008 с.
10. Гамезо М. В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. — М.: ЭКСМО, 2011. — 684 с.
11. Глозман Ж. И. Л. С. Выготский и А. Р. Лурия: истоки сотворчества / Ж. И. Глозман // Вопросы психологии. — 2004. — № 6. — С. 93−102.
12. Дуткевич Т. В. Общая психология. — Каменец-Подольский: Медобори, 2011. — 410 с.
13. Леонтьев А. А. Школа Л. С. Выготского: линии преемственности / А. А. Леонтьев // Психологический журнал. — 2004. — № 5. — С. 98−103.
14. Леонтьев А. А. Ключевые идеи Л. Выготского — вклад в мировую психологию ХХ столетия / А. А. Леонтьев // Психологический журнал. — 2005. — № 4. — С. 5−11.
15. Леонтьев А. А. Л. С. Выготский: психолог: книга для учащихся / П. А. Лифанов. — М.: Просвещение, 2010. — 156 с.
16. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. — М.: Смысл, 2011. — 548 с.
17. Маклаков А. Г. Общая психология. — Спб.: Питер, 2009. — 480 с.
18. Мещеряков Б. Г. Л. С. Выготский и современная культурно-историческая психология / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко // Вопросы психологии. — 2010. — № 2. — С. 102−116.
19. Немов Р. С. Психология. — М.: Наука, 2010. — 604 с.
20. Общая психология: Учебник / Под общ. Ред. Проф. А. В. Карпова.- М.: Педагогика, 2011. — 390 с.
21. Павлова Е. Д. Сознание, его определение и понимание Л. С. Выготским / Е. Д. Павлова // Мир психологии. — 2003. — № 2. — С. 104−110.
22. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2010. — 522 с.
23. Чеснокова А. Г. Проблема осознания в психологической концепции Л. С. Выготского / А. Г. Чеснокова // Вестник Московского ун-та. Сер. 14, Психология. — 2006. — № 1. — С. 36−47.