Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Административно-правовое регулирование контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследование механизма осуществления контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что данный механизм носит достаточно сложную структуру. Исследования структуры механизма правового регулирования контрольно-надзорной деятельности, позволяет сказать, что, дабы не размывать границы механизма административно-правового регулирования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Административно-правовые основы контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации
    • 1. Понятие и сущность контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации
    • 2. Формы и виды контрольно-надзорной деятельности в банковской системе
  • Российской Федерации
    • 3. Направления использования зарубежного опыта контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации
  • Глава II. Проблемы реализации механизма административно-правового регулирования контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации
    • 1. Структура механизма административно-правового регулирования контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации
    • 2. Нормы права в механизме административно-правового регулирования контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации
    • 3. Правоотношения в механизме административно-правового регулирования контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации
    • 4. Акты применения в механизме административно-правового регулирования контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации

Административно-правовое регулирование контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. В юридической науке имеется немало нерешенных проблем, обусловленных спецификой правового регулирования в различных сферах публичного управления, что вызывает необходимость проведения дальнейших исследований в сфере публичного права в целом, и в сфере административного права в частности. Банковское право как сложившийся феномен имеет двойственную природу, т. е. включает нормы как частного, так и публичного права, что отражается на режиме контрольно-надзорной деятельности в банковской системе.

Контрольно-надзорная деятельность в банковской системе начала активно развиваться вместе с банковским правом. Исследование показывает, что примерно с середины XIX в. начинает складываться институт банковского контроля и надзора, цель которого было предупреждение различного рода правонарушений в банковской системе, а также минимизация преднамеренных банкротств кредитных организаций. Достигнув своего пика, банковская система Российской империи перестала существовать в начале XX в. после издания декрета о национализации банков.

Следует отметить, что определенным этапом в развитии банковского права в целом, и контрольно-надзорной деятельности в банковской системе в частности, был советский период, который характеризовался особенностью административно-правового регулирования общественных отношений в механизме реализации банковской деятельности. Несмотря на специфику советской банковской системы, ее развитие также не могло обойтись без регулятивных свойств контрольно-надзорной деятельности. Особое место в механизме контрольно-надзорной деятельности принадлежало Государственному банку СССР, а также органам управления финансами. Централизованная банковская система, валютная монополия не смогли сделать институт банковского надзора и контроля актуальным средством обеспечения правопорядка в советской банковской системе.

Социально-экономические преобразования конца 80-х годов XX в. создали благоприятные условия для создания большого количества кредитных организаций. Как следствие этого, стали актуальными и востребованными правоохранительные свойства банковского надзора и контроля.

Создание на базе Государственного банка СССР Центрального банка Российской Федерации явилось важным шагом на пути формирования контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации. Развитие правового статуса Банка России в сфере осуществления контрольно-надзорной деятельности вызвало объективную необходимость создания Комитета банковского надзора, который в настоящее время осуществляет регулирующие и надзорные функции в банковской системе Российской Федерации. Согласно своему статусу, Комитет банковского надзора объединяет структурные подразделения Банка России, которые обеспечивают выполнение его надзорных функций. Необходимо признать, что Комитет банковского надзора за время своего существования внес важный вклад в дело обеспечения правопорядка в банковской системе Российской Федерации. Однако говорить о том, что Банк России в целом, и Комитет банковского надзора в частности, сделали все для защиты прав и законных интересов вкладчиков, развития банковской и финансовой системы Российской Федерации пока нельзя. Данные обстоятельства обусловлены как объективными, так и субъективными моментами.

Как мы помним, в 90-е годы XX в. российскую банковскую систему сотрясали систематические банковские и финансовые кризисы, что влекло нарушение прав и законных интересов вкладчиков, подрывало доверие к российской экономике и финансовой системе. Начиная с середины 90-х годов XX в. ряд коммерческих банков при попустительстве Банка России, а также Комитета банковского надзора начали активное участие в операциях по легализации доходов, полученных противоправным путем, а некоторые и финансирование терроризма, что самым негативным образом отразилось на уровне безопасности личности, общества и государства. В настоящее время Банк России является субъектом контрольно-надзорной деятельности, который не только обеспечивает стабильность финансовой и банковской системы Российской Федерации, но и является субъектом обеспечения безопасности посредством осуществления своей контрольно-надзорной деятельности. Согласно статистическим данным, количество действующих банков в России продолжает сокращаться. В июне 2008 г. Центробанк за нарушение предписаний закона об отмывании преступных доходов ликвидировал 9 кредитных организаций.

Для справки необходимо отметить, что на 1 июля 2008 г. в России зарегистрировано 1258 кредитных организаций, количество кредитных организаций с иностранным участием за июнь 2008 г. выросло на 3, и в настоящее время составляет 215 банков1.

В этой связи не случайно, что обеспечение законности и правопорядка, защита прав и законных интересов вкладчиков, предупреждение фиктивных, преднамеренных банкротств кредитных организаций, а также пресечение легализации доходов, полученных противоправным путем, является главным направлением в механизме осуществления контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации.

Изучение режима контрольно-надзорной деятельности в целом дает возможность отметить, что эта деятельность привлекала внимание ученых различных поколений. Так, данные проблемы исследовались в трудах А. П. Алехина, А. А. Кармолицкого, О. И. Бекетова, В. П. Беляева, А. Ю. Величко, Р. И. Денисова, М. И. Еропкина, Е. Ю. Грачевой, В. М. Горшенева, Е.А. Коче-рина, С. И. Котюргина, И. Б. Шахова, С. С. Студеникиной и др. Теоретическую основу исследования контрольно-надзорной деятельности в банковской системе составили труды С. С. Алексеева, Н. В. Витрука, Т. Н. Радько, А.В. Маль-ко, В. Н. Хропанюка, J1.C. Явича и др.

1 См.: Российская газета. — 2008. — 20 августа.

Для глубины исследования контрольно-надзорной деятельности в банковской системе использовались труды ученых-административистов Д. Н. Бахраха, К. С. Вельского, И. И. Веремеенко, А. П. Коренева, А. В. Куракина, М. В. Костенникова, А. П. Шергина, Ю. Н. Старилова, В. Д. Сорокина и др.

Исследование контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации было бы невозможно без обращения к научным трудам, в которых исследовались различные аспекты банковского права. При написании диссертации были использованы работы А. С. Ахманова, М. М. Агаркова, A.M. Асадова, О. Н. Антиповой, В. И. Авдийского, А. Г. Братко, Е. Ф. Быстровой, Д. В. Васильева, П. Ю. Дробышева, А. В. Конова, И. Ф. Гиндина, И. С. Гуревича, Я. А. Гейвандова, Л. Г. Ефимовой, И. Корогодова, JI.T. Казак-биевой, Ф. Д. Лифшица, О. Ю. Шпитко, В. М. Столяренко, И. Д. Мамоновой, С. Н. Петишкиной, О. М. Олейник, М. В. Карасевой, Г. А. Тосуняна, А.А. Те-деева, С. В. Пыхтина, Е. Н. Пастушенко, А. А. Фетисова, Л. Н. Яснопольского и Др.

Несмотря на то, что механизм контрольно-надзорной деятельности в банковской системе исследовался учеными-юристами многих поколений, говорить о том, что в достаточной степени изучены все аспекты данного феномена пока нельзя. В этой связи исследование административно-правового регулирования контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации представляется весьма актуальным и своевременным.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации.

Предметом диссертационного исследования являются нормы административного права, которые определяют механизм реализации контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования является разработка предложений по совершенствованию механизма реализации контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации.

Цель диссертационного исследования предопределила решение следующих взаимосвязанных задач: определить понятие и сущность контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерациираскрыть формы контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерацииисследовать зарубежный опыт контрольно-надзорной деятельности в банковской системе и высказать предложения о возможности его учета в банковской системе Российской Федерациираскрыть содержание механизма административно-правового регулирования контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерацииопределить специфику норм административного права в механизме реализации контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерациираскрыть содержание административных правоотношений в механизме осуществления контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерацииисследовать сущность актов применения норм административного права в механизме реализации контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации.

Методология и методика диссертационного исследования. Методологическую основу диссертации составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, эмпирический методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический, сравнительного правоведения), методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.).

Эмпирическая база исследования. Эмпирическую базу исследования составили статистические и аналитические материалы Банка России, касающиеся его контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации. Так, были изучены отчеты Банка России о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2002;2007 гг.

При проведении исследования было проанализировано 226 дел об административных правонарушениях, касающихся нарушений законодательства о баках и банковской деятельности, а также проанализировано 123 протокола об административных правонарушениях, в соответствии с которыми возбуждались дела об административных правонарушениях. В ходе исследования было изучено 36 материалов проверок кредитных организаций, которые были осуществлены Банком России в 2007 г.

В ходе исследования было также изучено 56 проверочных материалов кредитных организаций, которые были осуществлены Главным управлением Банка России по Ярославской области, 3 7 проверочных материалов, которые были осуществлены Главным управлением Банка России по Владимирской областиизучено 23 проверочных материала кредитных организаций, которые были осуществлены Главным управлением Банка России по Москве и Московской области (2007;2008 гг.).

Научная новизна диссертации. В диссертации определена сущность контрольно-надзорной деятельности в банковской системе, а также формы контрольно-надзорной деятельности в банковской системе. В исследовании определены направления использования зарубежного опыта контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации. В диссертации раскрыт механизм административно-правового регулирования контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации. Определена специфика норм права в механизме реализации контрольно-надзорной деятельности в банковской системе, а также особенности правоотношений и актов применения в механизме осуществления контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации. В ходе исследования сформулированы предложения по совершенствованию административно-правового регулирования контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации.

Проведенное исследование позволило автору сформулировать и вынести на защиту следующие положения:

1. Для обеспечения законности и правопорядка в банковской системе осуществляется контрольно-надзорная деятельность. Эта деятельность носит как внешней, так и внутриорганизационный характер. Основным субъектом контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации является Центральный банк России. Между тем сам Банк России является объектом контроля со стороны Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Однако, как показывает практика, контроль Государственной Думы за деятельностью Банка России во многом носит формальный характер, что снижает эффективность, а также значимость контрольных мероприятий со стороны Государственной Думы. В этой связи в Законе «О Центральном банке (Банке России)» было бы вполне оправданно закрепить положение о том, что Государственная Дума может самостоятельно ставить вопрос об отставке председателя Центрального Банка по результатам рассмотрения на своем пленарном заседании годового отчета Банка России, а также аудиторского заключения относительно деятельности Банка России по итогам года. Такое положение способствовало бы становлению механизма контроля и повышению ответственности должностных лиц Банка России за провидимую ими государственную денежно-кредитную политику.

2. Контрольно-надзорная деятельность в банковской системе Российской Федерации достаточно разнообразна. В частности, в диссертации делается вывод о том, что контрольно-надзорная деятельность осуществляется в ходе государственной регистрации кредитных организаций, лицензирования, регистрации эмиссии ценных бумаг, выпускаемых кредитными организациями, валютного контроля, привлечения кредитных организаций к административной ответственности, проведения проверок кредитных организаций, работы с проблемными банками в ходе предоставления ими отчетов о своей деятельности, а также ликвидации кредитных организаций.

3. Банковский надзор является наиболее важным средством обеспечения законности и правопорядка в банковской системе Российской Федерации. В связи с этим банковский надзор — это надзор, осуществляемый Банком России за соблюдением нормативных предписаний кредитными организациями. Данный надзор осуществляется в установленных законом формах и с помощь определенных методов, направленных на защиту интересов кредитных организации и их клиентов, а также предупреждение преднамеренных банкротств кредитных организаций. Кроме того, банковский надзор направлен на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.

4. В ряде зарубежных государств контрольно-надзорную деятельность в банковской системе осуществляют управленческие структуры, не зависимые от центральных банков. В этой связи было бы вполне оправданно создание самостоятельной федеральной службы банковского надзора, не зависимой от Банка России. Данная федеральная служба занималась бы исключительно надзорными и разрешительными функциями в банковской системе Российской Федерации. Кроме того, в целях совершенствования контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации необходимо формировать режим наибольшей открытости, а также обеспечивать своевременное информирование общественности о проводимых контрольных мероприятиях в случае, если существует угроза финансовым потерям клиентов кредитной организации.

5. Раскрытие структуры механизма административно-правового регулирования контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации приводит к выводу о том, что к основным составляющим рассматриваемого феномена необходимо отнести: нормы административного права, административные правоотношения, акты применения норм административного права, а также субъектов, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность. В настоящее время необходимо совершенствовать каждый из элементов механизма контрольно-надзорной деятельности в банковской системе. Особенно в совершенствовании нуждаются нормы административного права, которые определяют режим осуществления контрольно-надзорной деятельности в банковской системе, а также административно-правовой статус субъектов, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность в рассматриваемой сфере. Следует сказать, что большинство отношений в сфере банковского надзора регламентируются подзаконными нормативными правовыми актами Банка России. В целях обеспечения прав и законных интересов кредитных организаций и их клиентов необходимо минимизировать регулирование общественных отношений, возникающих в связи с банковским надзором, регламентируемым подзаконными нормативными правовыми актами. В настоящее время необходимо определить режим осуществления банковского надзора на законодательном уровне. До принятия соответствующего закона Банку России было бы вполне целесообразно принять положение о порядке проведения банковского надзора.

6. В ходе осуществления контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации возникает целый комплекс правоотношений. Данные правоотношения возникают в связи с привлечением кредитных организаций к административной ответственности, осуществлением регистрации, лицензирования, аттестации, т. е. в ходе осуществления разрешительных процедур. Правоотношения, обусловленные контрольно-надзорной деятельностью в банковской системе, возникают как по инициативе самой кредитной организации, так и по инициативе Банка России. В ходе осуществления контрольно-надзорной деятельности в банковской системе выносятся регламентирующие, разрешительные, регистрационные и запретительные акты применения норм административного права.

7. В целях совершенствования статуса Банка России как субъекта административной юрисдикции необходимо в главе 23 КоАП РФ уточнить его полномочия относительно возбуждения дел об административных правонарушениях в отношении кредитных организаций. Кроме того, полномочия Банка России как субъекта административной юрисдикции необходимо увязать с его функциями в сфере осуществления банковского надзора, а также установить конкретные меры административной ответственности за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности для должностных лиц кредитной организации.

8. Необходимо отметить, что ст. 15.26 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности, носит весьма не конкретный характер. В этой связи для усиления мер административной ответственности в механизме осуществления контрольно-надзорной деятельности в банковской системе было бы вполне целесообразно предусмотреть ответственность кредитной организации, а также ее должностных лиц за нарушение ими режима, который установлен надзорной деятельностью Банка России.

9. Глобализация экономики и финансовой системы объективно требует взаимодействия национальных банковских систем различных зарубежных государств по самым различным направлениям. В целях унификации стандартов банковского надзора и контроля, было бы вполне целесообразно в Законе «О Центральном банке (Банке России)» закрепить положение о взаимодействии Банка России с центральными (национальными) банками зарубежных государств в сфере осуществления банковского надзора и контроля. Данные положения могли бы способствовать предупреждению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также защите прав и законных интересов клиентов кредитных организаций.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что в ней обобщены теоретические наработки по исследуемой проблематике, уточнен понятийный аппарат, используемый в административно-правовом механизме осуществления контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации. В диссертации сформулированы предложения по совершенствованию норм права, определяющих административно-правовой механизм реализации контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации. В работе сформулировано авторское определение банковскому надзору, дана теоретическая оценка основным направлениям контрольно-надзорной деятельности, а также определены критерии классификации норм права, правоотношений, а также правоприменительных актов в механизме осуществления контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации.

Практическая значимость диссертации была подтверждена в деятельности коммерческих банков при осуществлении в отношении последних контрольно-надзорных мероприятий со стороны Банка России. В частности, материалы диссертации использованы ООО Коммерческий банк «Банк индустриальный кредит» при подготовке отчета о финансовой деятельности банка.

Апробация результатов диссертационного исследования. Отдельные положения диссертационного исследования были изложены в форме докладов на научно-практическом семинаре в бизнес-школе Лютон (Великобритания, 2004), а также научно-практических конференциях: «Банковское право: тенденции и перспективы развития» (Москва, 2005), «Банки на рынках фондовых инвестиций» (Москва, 2006), «Банки и их роль в противодействии легализации доходов, полученных преступным путем» (г. Санкт-Петербург, 2007).

Некоторые положения диссертации были внедрены в учебный процесс Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России и используются при подготовке сотрудников отделов по борьбе с преступлениями в сфере экономики. Отдельные положения диссертации используются в учебном процессе Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации при чтении курса лекций по дисциплине «Финансовое право».

Выводы и предложения, содержащиеся в диссертационном исследовании, использованы в деятельности ООО Коммерческий банк «Банк индустриальный кредит», ООО «Банк Евро Трейд». Результаты проведенного диссертационного исследования отражены в пяти научных публикациях.

Объем и структура работы. Объем и структура работы соответствуют целям и задачам исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, объединяющих семь параграфов, заключения и списка использованных источников.

Таковы основные выводы и предложения, которые стало возможно сформулировать по окончании исследования контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации. Следует отметить, что рассмотренные нами положения, касающиеся режима контрольно-надзорной деятельности в банковской системе, равно как и предлагаемые пути по совершенствованию механизма реализации контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации, не исчерпывают всего комплекса проблем в данной сфере. Кроме того, новые проблемы, которые появятся в процессе совершенствования законодательства о Центральном банке, а также о банках и банковской деятельности Российской Федерации, потребуют своего адекватного разрешения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование контрольно-надзорной деятельности в банковской системе позволяет сделать определенные выводы и на этой основе сформулировать предложения, направленные на совершенствование административно-правового механизма контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации.

1. Проблемы обеспечения законности и правопорядка в банковской системе имеют, как никогда, актуальное значение. Совершенствование института банковского надзор зависит от целого ряда обстоятельств. В настоящее время необходимо совершенствования правовых основ банковского надзора, оптимальное определение средств банковского надзора.

2. Банк России, осуществляя контрольно-надзорную деятельность в банковской системе, принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие лицензий и отзывает их. Банк России регистрирует эмиссию ценных бумаг, выпускаемых кредитными организациямиорганизует и осуществляет валютное регулирование и валютный контрольустанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублюучаствует в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации. Банк России осуществляет антимонопольное регулирование.

3. Основными задачами банковского надзора являются: усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банковповышение эффективности осуществляемой банковским сектором деятельности по аккумулированию денежных средств населения и организаций и их трансформации в кредиты и инвестицииповышение конкурентоспособности российских кредитных организацийпредотвращение использования кредитных организаций для осуществления недобросовестной коммерческой деятельности и в противоправных целях (прежде всего таких, как финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем) — развитие конкурентной среды и обеспечение транспарентности в деятельности кредитных организацийукрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков.

4. Следует отметить, что во многих зарубежных государствах сформирована достаточно стройная система контрольно-надзорной деятельности в банковской системе. Контрольно-надзорная деятельность касается различных отношений, складывающихся в банковской системе, что помогает предупреждать многие проблемы, связанные с защитой прав вкладчиков, а также обеспечить сохранность их сбережений. В ряде зарубежных государств контрольно-надзорную деятельность в банковской системе осуществляют управленские структуры не зависимые от Центрального банка. В этой связи было бы вполне оправданно создание самостоятельной федеральной службы банковского надзора, не зависимой от Банка России. Данная федеральная служба занималась бы исключительно надзорными и разрешительными функциями в банковской системе Российской Федерации. Кроме того, в целях совершенствования контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации необходимо формировать режим наибольшей открытости, а также своевременно информировать общественность о проводимых контрольных мероприятиях, в случае если существует угроза вкладам.

5. Исследование механизма осуществления контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что данный механизм носит достаточно сложную структуру. Исследования структуры механизма правового регулирования контрольно-надзорной деятельности, позволяет сказать, что, дабы не размывать границы механизма административно-правового регулирования контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации, к основным составляющим рассматриваемой необходимо отнести: нормы административного праваадминистративные правоотношенияакты применения норм административного права. Каждый из элементов данного механизма играет важную роль в механизме осуществления контрольно-надзорной деятельности в банковской деятельности, а также защите прав и законных интересов вкладчиков и правопорядка в организации банковского дела Российской Федерации. Необходимо сказать, что в настоящее время необходимо совершенствовать каждый из элементов механизма осуществления контрольно-надзорной деятельности в банковской системе. В особенности в совершенствовании нуждаются нормы права, которые определяют режим осуществления контрольно-надзорной деятельности в банковской системе, а также статус субъектов, осуществляющих контроль и надзор в банковской системе Российской Федерации.

6. Нормы банковского права достаточно разнообразны, они регламентируют разнообразные отношения, складывающиеся в связи с осуществлением банковской деятельности. Особую группу норм в системе банковского права составляют нормы, регламентирующие контрольно-надзорную деятельность. Данные нормы носят как регулятивный, так и охранительный характер. Основная цель норм, регламентирующих контрольно-надзорную деятельность, — это обеспечение законности и правопорядка в банковской системе Российской Федерации, обеспечение устойчивости российской валюты, а также защита прав вкладчиков. Необходимо сказать, что от совершенствования норм права зависит эффективность контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации.

7. В завершение рассмотрения правоотношений в сфере осуществления контрольно-надзорной деятельности в банковской системе позволяет сказать, что данные правоотношения возникают в связи с привлечением кредитных организаций к административной ответственности, осуществления регистрации, лицензирования, аттестации, т. е. в ходе осуществления разрешительных процедур.

8. В ходе осуществления контрольно-надзорной деятельности Банка России выносится целый ряд правоприменительных актов. В связи с этим можно сделать вывод о том, что от совершенствования реализации актов применения норм административного права зависит эффективность контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации. В настоящее время необходимо совершенствовать правовую основу вынесения правоприменительных актов, а также определить режим проведения проверок на законодательном уровне. Контрольно-надзорная деятельность в банковской системе Российской Федерации не может быть осуществлена без вынесения соответствующих правоприменительных актов. В научной литературе данные акты получили название «акты применения норм права». Без вынесения правоприменительных актов говорить об эффективности правового регулирования контрольно-надзорной деятельности в банковской системе достаточно сложно. В ходе осуществления контрольно-надзорной деятельности в банковской системе выносятся регламентирующие, разрешительные, регистрационные и запретительные акты применения.

9. В целях совершенствования статуса Банка России как субъекта административной юрисдикции необходимо в Главе 23 КоАП РФ уточнить его полномочия относительно возбуждения дел об административных правонарушениях в отношении кредитных организаций. Кроме того, полномочия Банка России как субъекта административной юрисдикции необходимо увязать с его функциями в сфере осуществления банковского надзора, а также установить конкретные меры административной ответственности за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности для должностных лиц кредитной организации. Исследование позволяет сделать вывод о том, что ст. 15.26 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности, носит весьма не конкретный характер. В этой связи для усиления мер административной ответственности в механизме осуществления контрольно-надзорной деятельности в банковской системе было бы вполне целесообразно предусмотреть ответственность кредитной организации, а также ее должностных лиц за нарушение ими режима, который установлен надзорной деятельностью Банка России.

10. Глобализации экономики и финансовой системы объективно требует взаимодействия национальных банковских систем различных зарубежных государств по самым различным направлениям. В целях унификации стандартов банковского надзора и контроля было бы вполне целесообразно в законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» закрепить положение о взаимодействии Банка России с центральными (национальными) банками зарубежных государств в сфере осуществления банковского надзора и контроля. Данные положения могли бы способствовать предупреждению легализации доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма, а также защите прав и законных интересов клиентов кредитных организаций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официально-документальные материалы
  2. Конституция Российской Федерации (Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.)
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. — № 1. — Ст. 1.
  4. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности» (в ред. 03.03.2008 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. -№ 6. — Ст. 492.
  5. Федеральный закон от 11 января 1996 г. «О счетной палате Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. — № 3. — Ст. 167.
  6. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Собрание законодательства РФ. — 2001. № 33 (ч.1). — Ст. 3418.
  7. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 28. Ст. 2790.
  8. Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 52 (ч.1). — Ст. 5029.
  9. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 50. — Ст. 4859.
  10. Постановление Правительства от 23 июня 2004 г. «Об утверждении положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу» // Собрание законодательства РФ. 2004. — № 26. — Ст. 2676.
  11. Приказ Банка России от 31 марта 1997 г. № 02−139 «О введении в действие инструкции о применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности» // Вестник Банка России. -2002.-№ 4.
  12. Приказ Банка России от 31 марта 1997 г. № 02−140 «О службе главного аудитора Банка России» // Документ официально опубликован не был.
  13. Письмо Банка России от 2 июля 2002 г. № 84-Т «О Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях» // Вестник Банка России. 2002. -№ 38.
  14. Положение Банка России от 16 декабря 2003 г. № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» // Вестник Банка России. 2004. — № 7.
  15. Инструкция Банка России от 25 августа 2003 г. № 105-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации» // Вестник Банка России. 2003. — № 67.
  16. Инструкция Банка России от 14 января 2004 г. № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» // Вестник Банка России. 2004. — № 15.
  17. Положение Банка России от 7 сентября 2007 г. № 310-П «О кураторах кредитных организаций» // Вестник Банка России. 2007. — № 57.
  18. Письмо Банка России от 28 февраля 1997 г. № 419 «О мерах по усилению надзора за деятельностью кредитных организаций» // Вестник Банка1. России. 1997.-№ 15.
  19. Письмо Банка России от 2 ноября 2007 г. № 173-Т «О рекомендациях Базельского комитета по Банковскому надзору» // Вестник Банка России. — 2007.-№ 61.
  20. Решение совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 10 августа 2004 г. «Положение о комитете банковского надзора Банка России» // Вестник Банка России. 2004. -№ 51.
  21. Монографии, учебные пособия, научные статьи
  22. А.С. Надзор за кредитными учреждениями. М., 1927.
  23. С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966.
  24. С.С. Общая теория права. -М., 1982.
  25. .В. Банкирские дома России (1860−1914 гг.). JI., 1991.
  26. А.П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М., 1997.
  27. Д., Пыхтин С. Административная ответственность банков по новому КоАП РФ // Законность. 2002. — № 8.
  28. М.М. Основы банковского права. М., 2005
  29. A.M. Банковское право: административно-правовой аспект. -Екатеринбург, 1997.
  30. О.Н. Стандарты банковского надзора. М., 1999.
  31. В.И. Роль государства и права в становлении и развитии банковской системы: исторический опыт Западной Европы и России. — М., 2003.
  32. Е.М. Специфика содержания некоторых финансово-правовых норм // Государство и право. 2005. — № 2.
  33. А.З. Методы совершенствования банковского надзора в Российской Федерации // Банковское право. 2007. — № 3.
  34. Д.Д. Банки. Их историческое развитие, значение, операции и счетоводство. Владикавказ, 1905.
  35. О.И. Административный надзор. Омск, 1985.
  36. Ю.А. Контроль и ревизия в условиях аренды. М., 1992.
  37. В. К проблеме юридической личности Банка России // Бизнес и банки. 1993.-№ 49.
  38. Д.Н. Индивидуальные субъекты административного права // Государство и право. — 1994. № 3.
  39. Д.Н., Кролис Л. Ю. Административная ответственность и финансовые санкции // Журнал российского права. 1997. — № 8.
  40. Д.Н., Ренов Э. Н. Административная ответственность по российскому законодательству. М., 2004.
  41. П., Киселев Д., Лунтовский Г. Конституционная экономика и Центральный банк // Российская юстиция. — 1997. — № 11.
  42. А.Г. Центральный банк в банковской системе России. М., 2001.
  43. А.Г. Банковское право. -М., 2003.
  44. А.Г. Специфика нормативных актов Банка России // Право и экономика. 2006. — № 1.
  45. В.П. Надзор как форма юридической деятельности // Правоведение. 2004. -№> 3.
  46. К.С. Полицейское право / Под ред. А. В. Куракина М., 2004.
  47. К.С. О юридической природе денег // Государство и право. — 2005. -№ 12.
  48. К.С. Эмиссионное право как институт финансового права // Государство и право. 2006. — № 5.
  49. А.Ф. Особенности правового статуса Банка России как государственного учреждения // Финансовое право. — 2004. — № 5.
  50. В.П. Надзор как форма юридической деятельности // Правоведение. 2004. -№ 3.
  51. В.П. О проблемах эффективности государственного контроля // Правоведение. 2006. — № 2.
  52. С .Я. Правила квалификации незаконной банковской деятельности по признаку объективной стороны преступления // Банковское право. -2005. № 2.
  53. Э.Г. К вопросу об административных правонарушениях банков как агентов налогового контроля // Вестник Московского университета МВД России.-2006.-№ 6.
  54. О.Ю. Содержание категории «финансово-правовой статус» (на примере таможенных органов) // Государство и право. 2006. — № 1.
  55. Е.Ф. Правовая политика в области банковского надзора // Человек и право на рубеже веков. Саратов, 2006. — № 1 (7).
  56. Г. П. К вопросу определения профессионального соответствия руководящих лиц банков // Управление в кредитной организации. 2007. -№ 4.
  57. JI.А., Васильева Д. А. Проблемы совершенствования государственного банковского контроля и надзора в Российской Федерации // Труды юридического факультета Ставропольского государственного университета. Ставрополь, 2007.
  58. И.И. Механизм административно-правового регулирования в сфере охраны общественного порядка. -М., 1982.
  59. И.И. К вопросу о предмете финансового права // Актуальные вопросы административного и финансового права. М., 2004.
  60. Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики.-СПб., 2003.
  61. Д.А. Сравнительно-правовой анализ банковского надзора в зарубежных странах // Российское законодательство XXI века: проблемы теории и практики применения. — Ставрополь, 2003.
  62. П.С. О задачах, целях и ключевых направлениях развития банковского надзора // Юридические науки. 2007. — № 3 (25).
  63. А.Ю. Контрольно-надзорная деятельность государства: система и элементы // Государство и право. 2008. — № 1.
  64. И.Ф. Государственный банк и экономическая политика Царского правительства (1861−1892 гг.). М., 1960.
  65. И.Ф. О кредите и банках докапиталистической России // Вопросы истории. -1961.-№ 7.
  66. И.С. Очерки советского банковского права. JL, 1959. I
  67. И.С. Правовое положение Государственного банка СССР // Правоведение. 1988. — № 2.
  68. Я.А. Основы правового регулирования банковской системы в Российской Федерации // Государство и право. 1997. — № 6.
  69. Я. А. Центральный банк Российской Федерации. М., 1997.
  70. Я.А. Какой центральный Банк нужен Российской Федерации // Государство и право. 1999. — № 8.
  71. Я.А. Содержание и основные направления государственной надзорно-контрольной деятельности в банковской сфере // Юрист. — 2000. — № 6.
  72. Я.А. Этико-правовые проблемы банковской деятельности в Российской Федерации // Государство и право. 2001. — № 3.
  73. Я.А. Правовые аспекты реализации конституционной функции по защите и обеспечению устойчивости рубля // Государство и право. — 2003.-№ 11.
  74. Я.А. Социальные и правовые основы банковской системы Российской Федерации. М., 2003.
  75. Я.А. Денежная эмиссия в России как важнейшее направление единой государственной денежно-кредитной политики // Государство и право. 2004. -№ 5.
  76. Я.А. Юридическая ответственность кредитных организаций за нарушения федерального банковского законодательства // Государство и право.-2005.-№ 9.
  77. Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы. -М., 1999.
  78. Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М., 2000.
  79. Контролирующие органы и организации России / Под ред. А. П. Гуляева. -М., 2000.
  80. С.Ю., Диянский А. В. Центральный банк: независимость или бесконтрольность // Очерки конституционной экономики: статус Банка России.-М., 2001.
  81. А.Г. Организация денежно-кредитного контроля в Российской Федерации (на примере Центрального банка Российской Федерации) // Система государственного контроля в Российской Федерации. М., 2003.
  82. Е.В. Особенности финансового контроля в системе МВД России. Домодедово, 2005.
  83. A.M. Основы организации центрального военного управления в России и важнейших Западно-Европейских государствах. -СПб., 1901.
  84. Р.И. Административный надзор: сущность и соотношение с контролем // Проблемы теории и практики административной ответственности. -М., 1983.
  85. Ю.А., Измайлова Ф. Ш. Проблема контроля и ответственности в деятельности органов государственной власти // Государство и право. — 1996.-№ 4.
  86. А. Закон «О банкротстве» и банковский надзор // Банковское дело в Москве. 1999. — № 4.
  87. И.Н. Конституционно-правовые аспекты функционирования банковской системы Российской Федерации и проблема адаптации к вступлению в ВТО // Государство и право. 2008. — № 2.
  88. М.И. Управление в области охраны общественного порядка. М., 1965.
  89. Л.Г. Банковское право. М., 1994.
  90. Н.Ю. Пруденциальное регулирование банковской деятельности в России и Польше // Государство и право. — 1997. — № 8.
  91. Н.Ю. Правовой статус европейского центрального банка // Государство и право. — 2003. — № 12.
  92. Н.Ю. Банковское регулирование и надзор: новеллы российского законодательства // Законодательство и экономика. — 2005. № 3.
  93. А.С., Черногор Н. Н. Финансово-правовая ответственность. -М., 2004.
  94. А.В. Юридические факты в пруденциальном банковском надзоре // Законодательство и экономика. 2002. — № 8.
  95. В.Н. Банковский надзор в Европейском союзе: ключевые аспекты // Проблемы современного российского и международного права. М., 2005.
  96. A.JI. Осуществление банковского надзора за деятельностью кредитных организаций и банковских групп // Юридические науки. 2006. — № 4.
  97. О.О. К вопросу о правовой природе финансовой ответственности // Юрист. — 2003. № 12.
  98. С.М. Административно-надзорная деятельность федеральных органов исполнительной власти. М., 2004.
  99. Финансовое право / Под ред. С. В. Запольского. М., 2006.
  100. В.М., Шахов И. Б. Контроль как правовая форма деятельности.-М., 1987.
  101. С.В. К вопросу об организационно-правовой форме Банка России // Закон. 2007. — № 10.
  102. А.П. Акты применения норм советского административного права // Правоведение. 1971. — № 2.
  103. А.П. Нормы административного права и их применение. М., 1978.
  104. А.Д. Депутатские вопросы как средство парламентского контроля (на примере Франции) // Советское государство и право. 1991. — № 4.
  105. В.В. Организация контроля за деятельностью органов внутренних дел, приносящей доходы // Актуальные проблемы совершенствования деятельности штабных подразделений органов внутренних дел. — М., 1998.
  106. М.В. Финансовое правоотношение. М., 2001.
  107. Е.А. Основы государственного и управленческого контроля. — М., 2000.
  108. А.П. Административное право России. Ч. 1. М., 2000.
  109. В.Г. Статус, функции и полномочия Центрального банка // Инструменты макроэкономической политики для России. М., 2001.
  110. И. О правовых аспектах понятия банковского надзора // Законность. 2003. — № 4.
  111. И. О правовых аспектах понятия банковского надзора // Право и жизнь. 2003. — № 54.
  112. И. Понятие и виды банковского надзора в Российской Федерации // Право и жизнь. 2003. — № 55.
  113. JI.T. Банковский надзор как финансово-правовая категория // Финансовое право. 2004. — № 5.
  114. Д.А. Компетенция банка России как элемент его конституционно-правового статуса: скрытый конфликт // Банковское право. 2005. — № 5.
  115. Н.М. Институты финансового права // Журнал российского права.-2005.-№ 9.
  116. Диссертации и авторефераты диссертаций
  117. О.Ю. Финансово-правовые основы бюджетного контроля в Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. — М., 2007.
  118. Е.Ф. Правовые основы деятельности территориальных учреждений Центрального банка Российской Федерации в области банковского надзора: Дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 2007.
  119. А.Ю. Системообразующие понятия банковского законодательства Российской Федерации и их роль в деятельности кредитных организаций (финансово-правовой аспект): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1998.
  120. Ф.А. Акты применения норм советского права: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 1971.
  121. А.В. Финансово-правовой статус центральных банков зарубежных стран: сравнительно-правовой анализ: Автореф. дис.. канд. юрид. наук.-М., 2008.
  122. А.В. Пруденциальное регулирование и пруденциальный банковский надзор: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2002.
  123. А.П. Административно-правовые функции Центрального банка Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2007.
  124. Т.Г. Правовые основы бюджетного контроля в Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2006.
  125. JI.T. Банковский надзор за деятельностью кредитных организаций как финансово-правовая категория: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2004.
  126. А.И. Правовое регулирование безналичных расчетов в Российской Федерации (финансово-правовой аспект): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2005.
  127. О.В. Конституционно-правовое регулирование государственного финансового контроля в Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2006.
  128. А.В. Административно-правовое регулирование лицензирования деятельности кредитных организаций в Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. -М., 2007.
  129. Н.В. Банковская тайна как объект правового регулирования: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. -М., 2003.
  130. А.С. Международно-правовые проблемы организации банковского надзора в Европейском союзе: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. — М., 2008.
  131. С.В. Оценка кредитного риска коммерческого банка в контексте банковского надзора: Дис.. канд. экон. наук. Иваново, 1999.
  132. М.В. Особенности правового регулирования контроля и надзора в сфере банковской деятельности в Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. — М., 2002.
  133. О.В. Судебный контроль судов общей юрисдикции за соответствием нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти федеральным законам: Автореф. дисканд. юрид. наук. М., 2005.
  134. М.Ю. Конституционно-правовые основы парламентского контроля в сфере финансов: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2007.
  135. O.K. Разработка системы банковского надзора: Дис.. канд. экон. наук. СПб., 1996.
  136. Е.Н. Правовые акты Центрального банка Российской Федерации: финансово-правовые аспекты теории: Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. Саратов, 2006.
  137. М.А. Административная ответственность за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2006.
  138. В.М. Центральный банк как орган государственной власти (на примере Великобритании, Испании, Российской Федерации, США, Франции и ФРГ): Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. М., 1999.
  139. Д.П. Совершенствование банковского законодательства после кризиса 1998 года: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. -М., 2000.
  140. О.В. Административно-правовое регулирование банковской деятельности: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2005.
  141. В.А. Административно-правовое регулирование государственного контроля за деятельностью милиции: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2004.
  142. С.А. Судебная защита прав вкладчиков в Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. -М., 2004.
  143. А.А. Контроль Центрального банка России за деятельностью коммерческих банков: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. -М., 2001.
  144. О.Ю. Административно-правовое регулирование в структуре российского банковского права: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. -^.Воронеж, 2004.
  145. B.C. Административно-правовое регулирование банковской деятельности: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. -М., 2002.
Заполнить форму текущей работой