Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование управления социально-психологическим климатом в подразделениях пожарной охраны на основе новых информационных технологий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По данным научной литературы, неблагоприятный психологический климат отрицательно влияет на уровень заболеваемости индивидуумов вследствие развития у них хронических стрессовых реакций. Применительно к пожарным отмечено, что это влияние на их здоровье выражено также сильно, как и последствия работы на пожарах и авариях. В свою очередь, хронические стрессовые реакции, вызванные неблагоприятным… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Аналитический обзор состояния исследований социальной адаптации и межличностных отношений в трудовых коллективах
    • 1. 1. Понятие социально-психологического климата и основные его составляющие
    • 1. 2. Зарубежный опыт и научно-методические разработки в области анализа социально-психологического климата в трудовых коллективах
    • 1. 3. Отечественный опыт и научно-методические разработки в области анализа социально-психологического климата в трудовых коллективах
    • 1. 4. Методологические подходы к построению классифицирующих признаков тестируемых индивидуумов и коллективов
    • 1. 5. Особенности условий труда в коллективах пожарной охраны и их влияние на формирование межличностных отношений
    • 1. 6. Постановка целей и задач исследования
  • Глава II. Разработка модели анализа социально-психологического климата в подразделениях Федеральной противопожарной службы МЧС России
    • 2. 1. Выбор и обоснование показателей для анализа социальнопсихологического климата в подразделениях Федеральной противопожарной службы МЧС России
    • 2. 2. Описание инструментальных средств для организации управления социально-психологическим климатом
      • 2. 2. 1. Описание социометрического теста, его структуры и составляющих элементов как инструмента для принятия управленческих решений
      • 2. 2. 2. Модель модификации социометрического теста на основе выделения в коллективе однородных классов (групп индивидуумов)
    • 2. 3. Принципы построения классифицирующих показателей. Определение их граничных значений
    • 2. 4. Критерии устойчивости классификации и результатов тестирования
  • Глава III. Разработка автоматизированной системы анализа социально-психологического климата в подразделениях Федеральной противопожарной службы МЧС России
    • 3. 1. Структура и назначение функциональных элементов автоматизированной системы анализа социально-психологического климата в подразделениях Федеральной противопожарной службы. («Модисоцио»)
    • 3. 2. Алгоритм функционирования автоматизированной системы
  • Модисоцио"
  • Глава IV. Практическое применение автоматизированной системы анализа социально-психологического климата в подразделениях
  • Федеральной противопожарной службы МЧС России
    • 4. 1. Организационные процедуры сбора исходных данных в подразделениях Федеральной противопожарной службы МЧС России
    • 4. 2. Результаты обработки данных по показателям социально-психологического климата, их анализ и интерпретация
    • 4. 3. Предложения по принятию управленческих решений по результатам анализа социально-психологического климата в подразделениях Федеральной противопожарной службы МЧС России

Совершенствование управления социально-психологическим климатом в подразделениях пожарной охраны на основе новых информационных технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Работа пожарных по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ является разновидностью индивидуально-групповой деятельности. Эффективность и надежность слаженной работы личного состава оперативных подразделений пожарной охраны во многом зависят от социально-психологических явлений в коллективах, а именно: состояния психологического климатахарактера эмоциональных взаимоотношений между сотрудниками и их сплоченностистепени согласованности формальных и неформальных структурналичия, а также способов разрешения и предупреждения межличностных конфликтовстепени соответствия стиля руководства уровню развития коллектива.

В системе МЧС России действуют нормативные документы, в которых содержатся общие подходы к анализу социально-психологического климата (СПК), в частности, приказы: от 10.02.2003 г. № 65 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками системы МЧС России" — от 25.04.2003 г. № 218 «О создании психологической службы МЧС России" — от 20.02.2006 г. № 98 «О совершенствовании санитарно-гигиенических условий в подразделениях ФПС МЧС России». Для того чтобы проводить мониторинг функционального состояния сотрудников (работников) МЧС, требуется разработать и реализовать на практике модель и соответствующие автоматизированные средства. Кроме того, применяемые психологические методики не адаптированы к коллективам МЧС, чья деятельность имеет особенности. К числу особенностей службы (работы) в МЧС можно отнести: коллективный характер несения службыопасность для здоровья и жизниответственность за выполнение боевой задачидефицит времени на принятие решений и выполнение необходимых действийвероятность возникновения неожиданных препятствий, осложняющих выполнение поставленных оперативных задач. Наличие этих особенностей, выступающих в роли стрессогенных факторов, создает большие трудности в работе пожарных, снижает их физическую и психическую работоспособность.

В современных условиях успешное обеспечение пожарной безопасности в значительной мере зависит не только от ресурсных возможностей подразделений пожарной охраны, но и от того, насколько данные подразделения согласованно действуют при тушении пожаров и ликвидации всевозможных чрезвычайных ситуаций (ЧС). Деятельность личного состава пожарной охраны, включая Федеральную противопожарную службу (ФПС) МЧС России, имеет ряд особенностей, обусловливающих значительные психоэмоциональные нагрузки. Поэтому изучение и анализ причин неэффективной социальной и профессиональной адаптации сотрудников (работников) пожарной охраны к своей профессиональной деятельности приобретают особую актуальность. Признавая важную роль в профессиональной адаптации личностных качеств индивида, необходимо изучать этот процесс на уровне общества, коллектива и личностном.

Социально-психологический климат можно определить как эмоциональную окраску психологических связей членов коллектива, возникающей на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов и склонностей.

Адаптация к социально-психологическому климату в коллективе является важной предпосылкой успешной общей профессиональной адаптации человека, особенно молодого специалиста [1]. При адаптации на личностном уровне происходит формирования личности, совершенствование профессионально важных качеств, способностей, черт характера. Как показывает практика неадаптированность зачастую приводит к смене профессии.

Оптимизация психологического климата является важным резервом повышения эффективности групповой деятельности. Для разработки мероприятий по оптимизации психологического климата необходимо диагностировать его уровень развития и особенности, а также выявить те факторы, которые в данной группе могут быть использованы для коррекции и развития 6 психологического климата. В целом можно выделить следующие основные факторы формирования психологического климата: характер производственных отношенийсодержание, организация и условия трудовой деятельностиособенности работы органов управления и самоуправления организациихарактер руководствастепень совпадения официальной и неофициальной структуры группысоциально-демографические и психологические особенности членов группычисленность группы и др. [2].

По данным научной литературы, неблагоприятный психологический климат отрицательно влияет на уровень заболеваемости индивидуумов вследствие развития у них хронических стрессовых реакций. Применительно к пожарным отмечено, что это влияние на их здоровье выражено также сильно, как и последствия работы на пожарах и авариях. В свою очередь, хронические стрессовые реакции, вызванные неблагоприятным психологическим климатом часто приводят к неудовлетворенности от служебной деятельности, сомнениям в правильности выбора жизненного пути и конфликтности среди сотрудников коллективов. Поэтому необходимо, чтобы руководители подразделений, кадровые службы, практические психологи осуществляли как оперативные, так и долговременные мероприятия по диагностике уровней СПК в коллективах и сотрудников (работников) пожарной охраны испытывающих стрессовые состояния с целыо проведения коррекционных реабилитационных мероприятий [3].

Вместе с тем, в настоящее время еще не разработан комплексный подход к решению этой проблемы. Имеется большое количество психологических тестов, различающихся по уровню анализа (количество учитываемых показателей, объемы выборок и др.). Практика показывает, что при применении этих тестов возможно получение противоречивых выводов, связанных с различием в чувствительности и специфичности используемых методик. Подобная ситуация позволяет легко манипулировать результатами психологических тестов, акцентируя внимание только на тех, чьи результаты устраивают лиц, принимающих решения.

В связи с этим, для ФПС МЧС России являются актуальными: разработка системы анализа СПК в коллективах ФПС МЧС России, дающей однозначную трактовку получаемых результатов.

Цель работы — разработка комплексного метода изучения социально-психологического климата в коллективах пожарной охраны, и разработка автоматизированной системы ее анализа.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

• разработка методик анализа информации, необходимой для изучения факторов, влияющих на СПК в подразделениях ФПС МЧС России.

• разработка математических методов для принятия решения и анализа социально-психологических явлений и процессов в подразделениях ФПС МЧС России;

• разработка автоматизированной системы, реализующей математические методы для анализа СПК в коллективах ФПС МЧС России. Объект исследования — факторы и условия, обусловливающие состояния СПК в подразделениях ФПС МЧС России.

Предмет исследования — система управления СПК с целью поддержания боеготовности личного состава ФПС МЧС России.

Методы исследовании — методы теории управления и принятия решений, методы математической статистики, обеспечивающих достоверность полученных выводов, факторный и кластерный анализ данных, математического моделирования. В работе использованы методы структурного программирования и разработки реляционных баз данных.

Научная новизна работы заключается в следующем:

• разработан метод двух этапной системы анализа СПК в коллективах ФПС МЧС России;

• усовершенствована существующая классификация уровней СПК в коллективах ФПС МЧС России и обоснованы граничные значения его показателей: сплоченность, напряженность, удовлетворенность, конфликтность, взаимность и экспансия для делового, эмоционального и 8 интегрального статусов;

• разработан метод анализа в социометрическом тесте на основе кластеризации анкет с целью повышения эффективности и надежности классификации.

Практическая значимость. Результаты исследований могут быть использованы для получения объективной информации, необходимой при принятии руководителями подразделений и психологами ФПС МЧС России управленческих решений по улучшению социально-психологического климата в подразделения ФПС МЧС России.

Разработана автоматизированная система комплексного анализа СПК в коллективах ФПС МЧС России, содержащая в себе предложенные методы и алгоритмы, автоматизированная система апробирована в подразделениях ФПС МЧС России.

Апробации н реализация результатов работы. Основные положения диссертации изложены в научно-технических разработках ФГУ ВНИИПО МЧС России: «Институт» П. 1.3Н001.97, «Руководство» П. 2.3.Н001.99, «Социометрия» П. 1.3Н01.2003, опубликованы в сборниках научных трудов ВНИИПО МЧС России, а также в журналах «Пожарная безопасность, информатика и техника» и «Вестник Академии ГПС», обсуждались на XVIII (2003 г.), XIX (2005 г.) и XX (2007 г.) научно-практических конференциях, проходивших в ФГУ ВНИИПО МЧС России, на секциях НТС ФГУ ВНИИПО МЧС России. Результаты исследований вошли в методические рекомендации «Диагностика стресс-неустойчивых сотрудников, испытывающих трудности социальной адаптации в коллективах ГПС МЧС России». Автоматизированная система, содержащая в себе предложенные методы и алгоритмы, апробирована в подразделениях ФПС МЧС России, в Академии ГПС МЧС РФ, Академии экономической безопасности МВД РФ.

На защиту выносятся:

• математическая модель и алгоритм анализа СПК в коллективах ФПС МЧС России;

• методы классификации уровней СПК в коллективах ФПС МЧС России и значения граничных показателей: «сплоченность», «напряженность», «удовлетворенность», «конфликтность», «взаимность» и «экспансия» для социометрического теста;

• методы кластеризации данных социально-психологических явлений и процессов в подразделениях ФПС;

• автоматизированная система, позволяющая проводить комплексный анализ СПК в коллективах ФПС МЧС России.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 13 работ. Объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения. Работа изложена на 220 страницах, включая 36 рисунков, 18 таблиц, список литературы (93 наименования) и приложений на 29 страницах.

Выводы на основании только социометрического теста предварительны. Для получения более полных и окончательных выводов о СПК в коллективе рекомендовано проводить дополнительные исследования по предлагаемой 2-х этапной схеме.

Определены принципы построения классифицирующих показателей в модифицированной модели социометрического теста.

В соответствии с новой моделью анализа социометрического теста откорректированы граничные значения показателей сплоченность и напряженность.

Впервые рассчитаны граничные значеЕшя показателей удовлетворенности и конфликтности в коллективе.

Разработан дополнительный блок в модели «Модисоцио» — анализ сочетания пар сотрудников исследуемого подразделения, что позволит дать полную оценку взаимоотношений в коллективе.

Проверена устойчивость классификации в модифицированной модели социометрического теста.

Создан алгоритм функционирования автоматизированной системы. На основе созданного алгоритма подготовлена программа «Модисоцио» .

Заключение

.

Изучение основных составляющих СПК в подразделениях ФПС МЧС России показало, что необходимо учитывать взаимовлияние и опосредованное друг через друга воздействие на СПК следующих факторов:

— система социальных отношений общественно-экономической формации в целом;

— социальные и социально-психологические тенденции современной научно-технической революции- - культура труда и управления в данной социальной организации- -культура межличностных человеческих отношений и общения. Зарубежный опыт и научно-методические разработки в области анализа СПК в трудовых коллективах показали, необходимость изучения наиболее важных факторов, определяющих уровень СПК производственного коллектива, а именно: личность руководителя и система подбора и расстановки административных кадров, стиль и методы руководства, авторитет руководителя, а также индивидуальные особенности членов коллектива.

Отечественный опыт и научно-методические разработки в области анализа СПК в трудовых коллективах показал, что для решения стратегических проблем, таких как: отбор и расстановка кадров оптимальнее использовать методы соционики, поскольку психотипы личностей практически не меняются в течении всей жизни. А для решения тактических задач таких как оценка состояния СПК в коллективе удобней использовать методы социометрии, позволяющие различать небольшие изменения тестируемых показателей.

Анализ методологических подходов к построению классифицирующих признаков тестируемых индивидуумов и коллективов показал, что не существует официального документа регламентирующего стандартный набор психологических методик. Каждый исследователь выбирает из списка методов те, которые он считает в данной конкретной ситуации наиболее пригодными.

Изучение особенностей условий труда в коллективах пожарной охраны и их влияние на формирование межличностных отношений показали, что чрезвычайная ответственность и высокая опасность работы пожарной охраны, ее коллективный характер выдвигают особые требования к психологическим методам тестирования сотрудников пожарной охраны для выявления у них профессионально важных качеств, таких как, устойчивость психики, взаимовыручка, слаженность в работе, четкость действий и т. д.

Из анализа специфики деятельности и условий труда сотрудников пожарной охраны следует, что система психологического изучения пожарных должна состоять из нескольких этапов:

1. Психологический отбор кадров.

2. Расстановка кадров.

3. Изучение индивидуальных особенностей.

4. Изучение функционального состояния. 5. Изучение стиля руководства.

6. Изучение психологического климата в подразделениях.

7. Психологическая коррекция личности или психологического климата в коллективе.

Существующих психологических методов оцени СПК в коллективе очень много при этом все они имеют разную разрешающую способность, они отличаются по длительности проведения экспериментов, объемом выборки и частично пересекаются по получаемым результатам. В результате работы создана оптимальная система для набора психологических методов для оценки СПК в коллективе пожарной охраны. Но поскольку как было сказано выше существующие тесты очень различаются между собой рекомендовано использовать 2-х этапный алгоритм анализа СПК. На первом этапе используются быстрые экономичные методы (как правило с низко разрешающей способностью) для выявления потенциальных межличностных конфликтов в коллективах пожарной охраны. Легкость в проведении таких обследований позволит охватить максимально возможное количество кол.

175 лективов пожарной охраны. На втором этапе можно рекомендовать уже более трудоемкие методы, но позволяющие различать более мелкие детали межличностных отношений в коллективах пожарной охраны. Из-за своей трудоемкости невозможно обследовать все коллективы пожарной охраны. Остановим свой выбор на тех коллективах, в которых на первом этапе исследования выявлены потенциально конфликтные ситуации.

Разработан алгоритм исследования СПК в подразделениях пожарной охраны, состоящий из результатов социометрического теста, коммунико-граммы и теста Майерс-Бриггс.

Предложена новая модель проведения социометрического теста, позволяющая представлять результаты изучения СПК в коллективе не в виде проекции на плоскость социометрической модели, а в виде трех проекций на каждой их двух осей в 3-х мерном пространстве. При таком подходе получается гораздо более информативная оценка СПК.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .Г., Мягких Н. И., Сафронова А. Д. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел. — М., 1997.
  2. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А. И. Абраменко, А. А. Алексеев, В. В. Богословский и др.- Под ред. А. И. Щербакова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1990.
  3. П. 1.3.Н.004.95 «Компетентность». Разработка критериев и методик оценки организационно-управленческой компетентности руководящих кадров ГПС.: Отчет о НИР / ВНИИПО МВД РФ. Рук. М. И. Марьин. 1996.
  4. С.К. Об исследованиях организационного климата.: Сборник «Социально-психологический климат коллектива: теория и методы изучения».-М.:Наука, 1979.
  5. Катц, Кан. Социальная психология организаций. 1966.
  6. А.Л. Психология управления организациями. — СПб.: Изд-во СпбГУ, 1999.
  7. Социальная психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ А. В. Петровский, В. В. Абраменкова, М. Е. Зеленова и др.- Под ред. А. В. Петровского. — М.: Просвещение, 1987.
  8. Методологические проблемы социальной психологии. — М.: Наука, 1975.
  9. Р.С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ, студентов пед. ин-тов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров. — М.:Просвещение, 1990.
  10. Ю.Лебон Гюстав. Психология народов и масс. СПб., 1896.
  11. М. А., Тильман Ф. Психология индивида и группы: Пер. с фр./ Предисл. А. В. Толстых. — М.: Прогресс, 1988.
  12. Десев Любен. Психология малых групп. Социальные иллюзии и проблемы. — М.: «Прогресс», 1979.
  13. Ю.З., Киричук О. В. Шкшьний клас: як шзнавати й вихо-вувати його душу. — КиТв, 1994.
  14. Современная западная социология: Словарь. —. М.: Политиздат, 1990.
  15. Социальная психология: история, теория, эмпирические исследования / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Изд-во Лен-го унта, — Ленинград, 1979.
  16. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого, ГЯ".
  17. Е.С., Золотов А. Б. Как приблизить час открытий. — Кишинев, 1990.
  18. Н. Социология, — М., 1994.
  19. Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. — М.: Просвещение, 1991.
  20. Экспериментальная психология., Вып. 1 и 2. Пер. с франц. / Ред.-сост. Поль Фресс, Жан Пиаже. / Предисл. и общ. ред. А. Н. Леонтьева. — М.: Изд-во Прогресс, 1966.
  21. А. Социально-психические основы управления. Пособие для менеджеров.
  22. Кон И. С. Социология личности. М., 1967.
  23. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., Наука, 1984.
  24. Сборник нормативных правовых актов и документов, регламентирующих деятельность психологов органов и подразделений внутренних дел. М: ГУК МВД России, 2001.
  25. Я.Л. Социометрия. М. 1958
  26. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. — М.: Изд-во Наука, 1972.
  27. Коломинский Я. J1. Человек среди людей: Кн. для старшеклассников. — Мн.: Нар. асвета, 1987. Коломинский Я.JI. Социально-психологические проблемы взаимоотношений в малых группах и коллективах. -— Вопросы психологии, 1971.
  28. Основы профессионального психофизиологического отбора / Н. В. Макаренко, Б. А. Пухов, Н. В. Кольченко и др. — Киев: Наук, думка, 1987.
  29. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1 / Отв. ред. В. Г. Андреенков, О. М. Маслова. — М.: Наука, 1990.
  30. Социология. Учебное пособие / А. Н. Елсуков, Е. М. Бабосов, А. Н. Данилов и др. Под ред. А. Н. Елсукова — Мн.: НТООО «Тет-раСистемс», 1998.
  31. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. — Петрозаводск, 1992.
  32. January deadine CDC seeks comment on proposed quidelines conesing emergency response workes exposure to HIV // IAFC Scene. — 1992.
  33. M.B., Домашенко И. А. Контрольные работы по психологии. — М.: Просвещение, 1979.
  34. Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя. —М.: Просвещение, 1988.
  35. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Брошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990.
  36. С.Н., Матюшин А. В., Порошин А. А. Исследования социально-психологического климата в коллективах ГПС МЧС России. Пожарная безопасность. 2004 г. № 4.
  37. В.И., Чурсин И. Г. Психофизиологические гигиенические аспекты деятельности человека при пожаре.- М., 1993.
  38. Н.Ю. Отбор кандидатов в резерв на выдвижение с помощью социометрического теста. Пожарная безопасность. 2005 г. № 6.
  39. Р.К. Информационный психоанализ. Соционика как ме-тапсихология. // Москва. 1994.
  40. А.А. Разработка и применение методов принятия решений для идентификации лиц, употребляющих наркотики и склонных к наркомании. Автореферат. М.2000г.
  41. В.А. Охрана труда и социальное страхование 1997г. № 13.
  42. В.В. Менеджмент слаженной команды. Соционика и со-циоанализ для руководителей. Новосибирск, 1995.
  43. Соционика. // Охрана труда и социальное страхование. 1997. — N 58, 10, 12, 16, 17, 19,21.
  44. Е.А. Подготовка кадров государственной службы. МПСИ, 1984 г.
  45. Общая психология. Учебник для студентов пед. ин-тов. Под ред. проф. А. В. Петровского. Изд. 2-е, доп и перераб. М., Просвещение, 1976.
  46. Оценка и оптимизация психологического климата, стиля руководства в органах управления и подразделениях Государственной противопожарной службы: Метод, пособие /Марьин М.И., Ловчан С. И., Иванихина И. В. и др. М.:ВНИИПО, 1998.
  47. А.И. Психология коллектива. Методологические проблемы исследования. М., 1984.
  48. В. Психическая напряженность в трудовой деятельности.// Психическая напряженность в трудовой деятельности. М.: 1989.
  49. Основные виды деятельности и психологическая пригодность в службе в системе органов внутренних дел. Под редак. Бовина Б. Г. и др. М.:1997 г.
  50. С.К., Воробьев Ю. Л., Владимиров В. А. Катастрофы и государство. М.: Энергоатомиздат, 1997.
  51. В.Д. Профессиональная пенсионная система: пути реформирования // Охрана труда и социальное страхование. -1999. № 7. — С. 64−69- 1999.-№ 8.
  52. ССБТ ГОСТ 12.0.003−74 Опасные и вредные производственные факторы. Классификация.
  53. Kratzchmar A., Pash U. Belastung Feuerwehrangehorigen // Brand-schutz. — 1992. — 46, № 5.
  54. Инвалидность в органах внутренних дел, причины и пути ее снижения // Пожарная безопасность, информатика и техника. 1996. — № 3(17).
  55. Руководство Р.2.2.755−99. Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса. М.: ФЦГСН МЗ РФ, 1999.
  56. Букалов А, Бойко А. Соционика: тайна человеческих отношений и биоэнергетика. //Киев.-1992.
  57. А. П. Психологическая подготовка пожарных. М.: Строй-издат, 1982.
  58. И., Мурани М. Психология безопасности труда /.- М.: Про-физдат, 1968.
  59. М.А. Психологические вопросы безопасности деятельности. 1981.
  60. М.И., Ефанова И. Н., Галкина Е. Ю., Бобринев Е. В. Разработка методических подходов и критериев психологического отбора кандидатов на учебу в пожарно-технических образовательных учреждениях.// Пожарная безопасность. № 1. -2000.
  61. М.И., Ловчан СИ., Ефанова И. Н. Влияние условий труда на Чернобыльской АЭС в послеаварийный период на психическое состояние работников пожарной охраны // Психологический журнал. -1992.-Т. 13, № 4.
  62. М.И., Соболев Е.С Исследование влияния условий труда на функциональное состояние пожарных // Психологический журнал. -1990.-Т. 11,№ 1.
  63. М.И., Ловчан С. И., Леви М. В. и др. Диагностика, профилактика и коррекция стрессовых расстройств среди сотрудников государственной противопожарной службы МВД России. Методическое пособие. -М.: ВПИИПО, 1999.
  64. М.И., Ловчан СИ., Ефанова И. Н. Психологический отбор инспекторов военизированной пожарной охраны для работы на АЭС: Метод, рекомендации. -М.: ВНИИПО, 1992.
  65. М.И., Ловчан СИ., Ефанова И. Н. Психофизиологические критерии отбора кандидатов на должности инспекторов военизированной пожарной охраны на АЭС // Организационно-технические проблемы пожарной охраны: Сб. тр. М.: ВНИИПО, 1992.
  66. А. А. Изучение социально-психологического климата в первичных производственных коллективах. Сборник Социально-психологический климат коллектива: теория и методы изучения. — М.: Наука, 1979
  67. Диагностика и профилактика предстрессовых состояний сотрудников ГПС МЧС России.
  68. П. 1.3.Н.002.97 «Стресс». Провести исследование и разработать методические рекомендации по диагностике и профилактике стрессовых расстройств сотрудников ГПС.: Отчетная справка о НИР / ВНИИПО МВД РФ. Рук. М. И. Марьин. 1999.
  69. И.В., к. псих, наук, Шавырина Т. А., адъюнкт. Методика оценки коммуникационной структуры как средство повышения уровня организационно-управленческой компетентности руководителя ГПС.
  70. И.Н. Социальная психология здоровья. — СПб., 1999.
  71. Охрана труда и социальное страхование 1997 г. № 17.
  72. Психофизиологическое обеспечение работоспособности сотрудников ГПС. //Пособие.М. 1998.
  73. Чефранов И, Чефранов О., Чефранов В. Как измерить человеческий фактор Охрана труда и социальное страхование. № 6 2000.
  74. Пожарная опасность дыма. Д.т.н. В. Н. Веревкин, В. Н. Сашин. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. Выпуск 3. М. 2000.
  75. Приказ № 218 от 25.04.2003 «О создании психологической службы МЧС России».
  76. Приказ № 65 от 10.02.2003 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками системы МЧС России».
  77. Приказ № 98 от 20.02.2006 «О совершенствовании санитарно-гигиенических условий в подразделениях ФПС МЧС России».
  78. Мотивационно эмоциональный конфликт в структуре поведенческого акта. А. В. Котов. Психологический журнал № 6 1999.
  79. Отчетная справка о научно-исследовательской работе"научно-методическое и консультативное обеспечение психологической службы ГПС" («Астра») Науч. руков. Шишков М. В., 2003 г.
  80. Аушра Аугустинавичюте. Дуальная природа человека. Вильнюс. 1983 г.
  81. Е.Ю. Совершенствование управления боеготовностью личного состава ГПС на основе статистических методов анализа. Диссертация. М.: 1999 г.
  82. Математика в социологии: Моделирование и обработка информации, под редакцией А. Г. Аганбегяна и Ф. М. Бородкина, М., Мир, 1977.
  83. ., Хуань К.Дж. Многомерные статистические методы для экономики. М.: Статистика, 1979.
  84. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.
  85. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность. М., 1997.
  86. B.C. Композиция тестовых заданий. М., 1996.
  87. В.М. К проблеме формирования основных понятий тес-тологии // Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов: Сб. матер, конф. Челябинск, 2001. Ч. 1.
  88. В. И. Теоретико-методические основы диагностики и прогнозирования процесса обучения будущего учителя физики в педвузе: Дис. докт. пед. наук. Красноярск, 1996.
  89. А.Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использова-ние. СПб., 1997.
  90. К.К., Голубев Г. Г. Психология. М., 1973.
  91. Справочник по прикладной статистике. Под редакцией Э. Ллойда, У. Ледермана, М., Финансы и статистика, 1990.
Заполнить форму текущей работой