Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Рыночное реформирование экономического механизма электроэнергетики регионального уровня: На материалах Краснодарского края и Республики Адыгея

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В общем случае регулирующая роль государства реализуется по двум направлениям: методами административно-правового и экономического воздействия. Антимонопольная политика должна проводиться в первую очередь экономическими методами, направленными на изменение общей обстановки на рынке. Административным методам на основе нормативно-правового регулирования следует предавать второстепенную роль, так… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы функционирования естественных монополий в структуре национальной и региональных экономики
    • 1. 1. Сущность и классификация монополий, особенности их экономического механизма
    • 1. 2. Основные принципы государственного регулирования естественных монополий
    • 1. 3. Цены и тарифы как инструмент регулирования естественных монополий
  • Глава 2. Состояние и тенденции развития энергетики в экономике региона
    • 2. 1. Развитие энергетики Краснодарского края и Республики Адыгея как структурного элемента воспроизводственных 58 комплексов данных регионов
    • 2. 2. Анализ регионального рынка энергоресурсов Краснодарского края и Республики Адыгея и взаимоотношений его субъектов в 73 рамках Федерального общероссийского рынка
    • 2. 3. Существующий механизм формирования цен и тарифов в электроэнергетике региона
  • Глава 3. Формирование и развитие конкурентной модели регионального рынка электроэнергии и мощности Краснодарского 104 края и Республики Адыгея
    • 3. 1. Реформа регионального рынка электроэнергии и мощности Краснодарского края и Республики Адыгея
    • 3. 2. Формирование современного экономического механизма государственного регулирования естественных монополий
    • 3. 3. Моделирование конкурентной схемы регионального рынка электрической энергии и мощности

Рыночное реформирование экономического механизма электроэнергетики регионального уровня: На материалах Краснодарского края и Республики Адыгея (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современный этап развития региональной электроэнергетики характеризуется наличием ряда нерешенных проблем в области формирования рыночно ориентированной структуры отрасли и схемы ее управления, недостаточным методическим и правовым обеспечением функционирования, а также доминированием монополии, которая противоречит конкуренции и стимулирует рыночную вялость, подменяет экономические методы управления административными.

На федеральном уровне сформировался оптовый рынок производства и потребления электроэнергии. Хотя в нем и заложены основы договорных экономических отношений между его субъектами, однако они до сих пор еще носят формальный характер, а цены устанавливаются административными органами. На региональном же уровне отношения между хозяйствующими субъектами и местными АО-энерго осуществляются только директивными методами, что ставит их в крайне сложное положение во взаимоотношениях с РАО «ЕЭС России» и исполнительной властью.

Анализ рынка энергоресурсов регионов, взаимоотношений их субъектов, а также существующего механизма формирования цен и тарифов показывает, что уже давно назрела необходимость плавного перехода к современным экономическим отношениям.

Все это обусловило актуальность проблематики и выбор направлений проведенного исследования.

Степень разработанности проблемы. Отрасли естественных монополий, взаимоотношения между субъектами регионального рынка являются достаточно специфичными и до сих пор не выходят за рамки замкнутой сферы, а глубина вопросов доступна лишь узкому кругу специалистов. Совершенствование экономики и управления в отраслях топливно-энергетического комплекса (ТЭКа) также находится в плоскости самих отраслей. Таким образом, процессы, происходящие в естественных монополиях ТЭКа, и их влияние на региональную экономику имеют закрытый для общества характер.

Несмотря на это, анализ опубликованных работ свидетельствует о том, что проблемы реформ региональной электроэнергетики и их роль в развитии рыночных отношений в целом не остались вне поля зрения исследователей. Так, во второй половине XX века принципы взаимосвязей и влияние взаимоотношений в экономике были исследованы в СССР и России А. Аганбегяном, Л. Абалкиным, Д. Львовым, В. Кузьминым, Н. Федоренко, Ю. Яковцом и др. На Западе эти вопросы изучались Н. Винером, Л. Берталанфи, К. Боулдингом, Р. Джонсоном, Ф. Кастом, Д. Розенцвейгом и др.

Выяснение влияния взаимоотношений естественных монополий на экономику было бы невозможным без применения методов математического моделирования систем массового обслуживания (Г. П. Фомин, Л. Г. Лабскер, Л. О. Бабешко, Н. Ш. Кремер) и теорий монополистической конкуренции (Э. Чемберлен, Дж. Робинсон, К. Макконел, С. Брю, Г. Лейбенстейн, Д. Норт, В. Шеферд, С. Б. Авдашева, Н. М. Рязанова, А. Г. Грязнова, А. Ю. Юданова), потребительского поведения и спроса (А.Маршал, В. Парето, Г. Хотеллинг, У. Джевонс, Ж. Дюпюи, Дж. Хикс, К. Ланкастер, Г. Лейбенстейн), подходов к ценовому регулированию естественных монополий (В. В. Кузьмин, С. В. Образцов, М. А. Рожков).

Анализу условий функционирования энергоснабжающих организаций и поиску путей, направленных на оптимизацию их финансово-хозяйственной деятельности, посвящены труды В. П. Басова, Н. В. Воронежской, В. С. Катренко, Г. П. Кутового, Л. В. Лапицкой, В. И. Маевского, А. М. Мастепанова, О. Е. Матушкиной, А. Д. Никепелова, Н. С. Некрасова, Е. В. Никитиной, В. В. Саенко, С. С. Слепакова, Т. Л. Смирновой, Ю. Ф. Строилова, И. К. Хузмиева, Н. С. Цейтлиной, С. Я. Чернявского, А. Б. Чубайса, Ю. К. Шафраника, Е. В. Яркина.

Тем не менее остался еще целый ряд нерешенных вопросов. В частности, не выработана законченная и полностью взаимоувязанная концепция формирования региональных рынков электрической энергии и мощности регионов России, их методическая, информационно-техническая и правовая основы.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является исследование теоретических аспектов и разработка практических рекомендаций по рыночному реформированию экономического механизма электроэнергетики в структуре региональной экономики.

Достижение поставленной цели потребовало постановки и решения следующих теоретических и практических задач, отражающих структуру и последовательность предпринятого исследования:

— характеристики естественных монополий как экономической категории;

— уточнения статуса энергопредприятий по их причастности к монополиямкомплексного анализа регионального рынка энергоресурсов и взаимоотношений его субъектов;

— корректировки принципов и подходов в исследованиях направлений дальнейшего развития системы государственного регулирования цен и тарифов в региональной электроэнергетикесовершенствования механизма функционирования регионального энергетического рынка;

— обоснования наиболее целесообразных путей перехода от современного состояния регионального электроэнергетического рынка к конкурентной фазе его развития.

Предметом исследования стали экономические взаимоотношения между субъектами электроэнергетики регионального рынка, способствовующие повышению эффективности их деятельности, стабилизации и дальнейшему оздоровлению экономики региона.

Объект исследования. В качестве объекта настоящего исследования выбран региональный рынок электрической энергии и мощности Краснодарского края и Республики Адыгея.

Методологической и теоретической основой диссертационного исследования явились современные концепции отечественных и зарубежных экономистов, основанные на методологических принципах взаимоотношений на региональном потребительском рынкесуществующая нормативная база документов, регулирующих отношения в современной энергетике и экономикеаналитические и исследовательские материалы по вопросам региональной экономики и энергетики, специфики экономических процессов, изложенные в монографиях, журнальных статьях, материалах научных семинаров, симпозиумов и конференций по проблемам развития региональной рыночной экономики, формам экономического управления.

В работе использовались методы системного, экономического и статистического анализа, экономико-математическое моделирование, обработка и обобщение экономико-статистической информации, другие методы исследования, основанные на построении соответствующих абстрактных моделей и схем.

Эмпирической базой для обеспечения достоверности предложений и рекомендаций диссертационного исследования послужили официальные данные Госкомстата, данные РАО «ЕЭС России», информация из специальных периодических изданий, СМИ, отечественных и зарубежных интернет-сайтов, данные экономической информации ОАО «Кубаньэнерго», энергоснабжающих организаций Краснодарского края и Республики Адыгея, Федеральной и региональной энергетической комиссии Краснодарского края, нормативная база федерального и регионального законодательства, отраслевые нормативные документы по региональной экономике и энергетике.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке элементов экономического механизма развития региональной электроэнергетики, рпрактических предложений и моделей, реализация которых позволила бы перейти к подлинно рыночным отношениям, и определяется следующими результатами:

— исследована сущность естественных монополий как экономической категории, раскрыта эволюция их развития в рамках региональной и национальной экономик и выявлена специфика, которая заключена в их технологии, так как основной источник монополизма данных отраслей состоит именно в особенностях процессов производства, распространения и реализации основных продуктов деятельности, увязанной в единую систему, не допускающую простоя;

— рассмотрена экономическая деятельность предприятий, производящих, передающих и реализующих электроэнергию, что позволило выделить в ней неконкурентные сегменты: сеть и диспетчерское управление, имеющие высокую степень определенности издержек, и конкурентные: генерация и сбыт, обладающие значительной степенью хаотичности, где преобладают переменные затратыразработаны принципы формирования регионального рынка электроэнергии и мощности Краснодарского края и Республики Адыгея, схемы расчетов потребителей и независимых поставщиков энергоресурсов на рынке с учетом специфики их образования;

— определен механизм дальнейшего развития системы государственного регулирования цен и тарифов в электроэнергетике региона, направленный на сужение диапазона их регулирования в конкурентных секторах и усиление влияния в рамках твердых размеров платы за услуги по ее передачевыработаны направления совершенствования механизма функционирования регионального рынка электрической энергии и мощности, взаимоотношений его субъектов через моделирование конкурентной схемы и эффективной системы технологического управления;

— обоснованы пути перехода от современного состояния регионального электроэнергетического рынка к конкурентной фазе его развития, направленные на повышение устойчивости экономической ситуации, способной повлечь за собой стабильность и развитие экономики региона в целом.

Практическая значимость. Проведенное исследование способствует обеспечению наиболее рациональной политики дальнейшего развития структуры энергоснабжающих организаций региона, а также определенной преемственности экономических реформ, проводимых в настоящее время в региональной энергетике. Результаты исследования могут использоваться для усовершенствования системы управления региональными экономическими процессами различной направленности не только на территории Краснодарского края и Республики Адыгея, но и во всех других регионах России. Материалы диссертации также могут найти применение в системе подготовки работников экономической сферы.

Проведенная работа послужила основой для принятия ряда нормативных документов на региональном рынке электроэнергии и мощности Краснодарского края и Республики Адыгея, таких как: «Временный порядок организации работы регионального рынка электрической энергии (мощности) и регулирования взаимоотношений субъектов рынка», утвержденный решением РЭК КК от 08 апреля 2002 года № 4/2002;Э, «Временные правила предоставления услуг по передаче электрической энергии на региональном рынке Краснодарского края и Республики Адыгея», утвержденных Решением РЭК КК от 08 апреля 2002 года № 5/2002;3, а также для разработки ряда проектов региональных документов.

Апробация результатов исследования. Материалы диссертации были опубликованы в печати, апробированы на научных семинарах, конференциях и совещаниях по проблемам проведения региональных экономических реформ: региональной научно-практической конференции «Проблемы социально-экономического развития региона в условиях глобализации» (Ставрополь, 2001 г.), 46-й научно-методической конференции «Университетская наука — региону. Развитие региональной экономики в условиях усиления государственности» (Ставрополь, 2001 г.), а также на научно-методических семинарах экономического факультета Ставропольского государственного университета. Автор неоднократно принимал участие в заседаниях «круглого стола» Совета участников регионального рынка электрической энергии и мощности при Региональной энергетической комиссии Краснодарского края, посвященных проблемам регионалистики и энергетики в Краснодарском крае и Республике Адыгея.

Диссертационная работа выполнена в соответствии с планом научно-исследовательской работы Ставропоьского государственного университета по направлению «Экономика и управление Ставропольским краем (регионом)».

Публикации. По теме диссертации опубликовано 8 печатных работ общим объемом 1,77 п. л.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав (девяти параграфов), заключения, списка используемой литературы из 164 наименований и приложений. Работа изложена на 159 страницах машинописного текста, содержит 17 таблиц, 20 рисунков и 2 приложения.

Результаты работы экспертной группы представляются в Федеральную энергетическую комиссию в виде официального заключения с приложением всех необходимых обоснований в соответствии с Методическими указаниями.

Решение об установлении тарифов для энергоснабжающих организаций на потребительском рынке электрической и тепловой энергии и о сроках их введения принимается на заседаниях Федеральной энергетической комиссии в течение 10−15 рабочих дней со дня получения заключения. Решения об установлении тарифов должны приниматься в присутствии представителей заинтересованных организаций энергетики, но на основании заключения экспертной группы (в первые годы для тех регионов, где не проведена проверка, — на основании заключения региональных комиссий).

Споры, связанные с государственным регулированием тарифов на электрическую и тепловую энергию подлежат рассмотрению в арбитражном суде.

В случае возникновения непредвиденных обстоятельств энергоснабжающая организация может потребовать внеочередного пересмотра тарифов. В этом случае деятельность специальной экспертной комиссии финансируется за счет прибыли энергоснабжающей организации без учета этих расходов в величине тарифов.

Отпускные тарифы для потребителей энергии устанавливаются на единой (или целенаправленно дифференцированной) основе для всех регионов и групп потребителей, исходя из необходимости обеспечения финансирования производства и передачи энергии на всей территории Российской Федерации и работы Федеральной энергетической комиссии. Технология расчета тарифов соответствует применяемой при регулирования цен на оптовом рынке энергии.

Из тех регионов, где средний тариф для потребителей превышает среднеотпускной тариф для энергоснабжающих организаций, дополнительные средства, образовавшиеся вследствие этого превышения, должны централизованно перераспределяться в регионы, где ситуация противоположная.

Преимущества данного варианта, по сравнению с первым, заключаются в том, что достигается устранение негативных последствий, возникающих вследствие значительной дифференциации тарифов по регионамописанный подход обеспечит условия для заинтересованности энергосистем в повышении эффективности производства в целях максимизации прибыли в периоды между подробными проверками экспертными группамидостигнутое увеличение производительности каждые 4−5 лет будет сказываться на уменьшении тарифов в результате очередного глобального пересмотра обоснованности тарифовупростится процедура ежегодного изменения тарифов для регионовсократятся расходы на содержание регулирующих органов.

Недостатками данного варианта является необходимость большой предварительной работы по совершенствованию законодательства, разработке методических рекомендаций для работы регулирующих органов, а также проведению необходимых институциональных измененийусложнение и увеличение объемов деятельности центральных органов регулированиянеизбежное появление затруднений со своевременным перераспределением средств между регионами вследствие сохранения массовых неплатежей за энергию.

Таким образом, проведенный выше анализ позволил выявить возможные пути развития сложной системы государственного регулирования рынка энергоснабжения, учет которых принципиально важен при решении задачи синтеза эффективной системы, призванной обеспечить оптимальное регулирование рынка в период его интенсивной трансформации от монопольного к конкурентному.

3.3. Моделирование конкурентной схемы регионального рынка электрической энергии и мощности.

Наиболее актуальные методологические, организационные и правовые аспекты конкурентной рыночной среды в региональной электроэнергетике, которые будут рассмотрены ниже, соответствуя в постановочном плане основным направлениям структурной реформы электроэнергетики, сформулированным в Указе Президента РФ от 26 апреля 1997 года № 426 «Основные положения структурной реформы в сферах естественных монополий», во многом развивают и конкретизируют их.

На текущем (переходном) этапе становления конкурентных отношений в региональной электроэнергетике неразвитость или полное отсутствие рыночных механизмов регулирования предопределяет обязательное наличие системы государственного антимонопольного регулирования деятельности энергетических компаний, осуществляющих поставку электроэнергии на рынок либо ее передачу по собственным или арендуемым сетям. Как уже доказывалось, основная цель такого регулирования — защита экономических интересов потребителей (покупателей) электроэнергии, регламентирование направлений производственной деятельности энергетических компаний, контроль за результатами их финансовой деятельности.

С переходом к конкурентному региональному рынку электроэнергии ситуация существенно изменяется. В этих условиях одним из регуляторов цены на продукцию становится конкуренция между ее поставщиками. В электроэнергетике создание таких условий представляется вполне реализуемым. Открытым остается вопрос об услугах по передаче электроэнергии, где соответствующая компания по естественным причинам будет продолжать занимать сильную монопольную позицию, что, естественно, потребует не только государственного регулирования цен на данный вид услуг, но и, наверное, непосредственное имущественное участие в таких компаниях для определения государственной стратегии в деятельности.

Однако даже в условиях функционирования конкурентного рынка из-за нарушений свободной конкуренции возможен неоправданный рост цены на реализуемую на рынке продукцию. Такие явления возможны в пространственном (в отдельных районах региона) и во временном (в определенные сезоны года, зоны суток и т. д.) разрезах. Регулирующая роль государства в этом случае должна сводиться к принятию антимонопольных мер, способствующих к выравниванию конкурентных условий, и к искоренению монополистических тенденций застоя и диктата, искусственного ущемления конкуренции.

В общем случае регулирующая роль государства реализуется по двум направлениям: методами административно-правового и экономического воздействия. Антимонопольная политика должна проводиться в первую очередь экономическими методами, направленными на изменение общей обстановки на рынке. Административным методам на основе нормативно-правового регулирования следует предавать второстепенную роль, так как наделение государственных органов чрезмерно широкими правами по административному вмешательству в деятельность предприятий может привести к весьма серьезным негативным последствиям, связанным с вырождением антимонопольного регулирования в очередной вариант административного диктата.

Зарубежный опыт стран с рыночной ориентацией показывает, что экономический механизм регулирования во всех инфраструктурных отраслях, включая и энергетику, весьма эффективен. Его воздействие на электроэнергетику осуществляется с целью выбора наилучших режимов ее функционирования (экономичность, надежность, конкурентность т.д.) и наиболее эффективных направлений ее развития. Экономические методы регулирования наилучшим образом соответствуют принципам рыночной экономики и в ее условиях дают наибольший эффект в достижении цели, не подрывая при этом основ экономики, базирующейся на законе стоимости.

В настоящее время классической схемой регионального энергоснабжения, присущей всем, без исключения, регионов России, является схема, имеющая повторяющуюся организационную структуру и определяющая ситуацию в энергоснабжении на потребительских рынках, приведенная на рис. 2.3. Однако Краснодарский край и Республика Адыгея являются редким исключением в вопросе развития конкурентных отношений на сегодняшний день. Дело в том, что согласно исторически сложившейся практике все независимые производители регионов отпускают выработанную электроэнергию в региональные электрические сети основных поставщиков АО-энерго, ввиду технологических особенностей условий параллельной работы единой энергосистемы. Несмотря на это, благодаря работе, проведенной РЭК Краснодарского края, многие независимые производители, у которых по состоянию на конец 2002 года стоимость электроэнергии (устанавливаемая РЭКом) составляет от 10 до 60 копеек за 1 кВт ч против действующего тарифа в регионе для потребителей 116 копеек за 1 кВт ч, уже заключили прямые договора поставок электроэнергии с отдельными потребителями региона, конечная стоимость для которых складывается как сумма тарифа на шинах производителя плюс плата за услуги по передаче электроэнергии по сетям различных энергоснабжаюгцих организаций, которая составляет на этот же период от 2 копеек до 24 копеек за 1 кВт ч переданной электроэнергии в зависимости от уровня напряжения на котором потребитель получает продукцию. При этом конечный тариф для потребителя по прямому договору поставок составляет от 12 до 84 копеек за 1 кВт ч, что значительно ниже установленных тарифов в регионе. Это первые, но значительные шаги в направлении к предполагаемым революционным реформам, практическая реализация которых будет предложена автором ниже. При этом необходимо отметить, что в силу исторически сложившихся однообразных схем построения регионального энергоснабжения и управления в региональной электроэнергетике предложенная ниже модель конкурентной схемы регионального рынка энергоресурсов может быть применима для любого региона России. Однако нельзя не отметить и то, что, к сожалению, доля независимой генерации в регионе весьма мала (немногим более 2% от всего потребления региона), и конкуренция в области производителей может оказаться незначительной. Основной же сферой для развития конкуренции может стать сфера сбыта электроэнергии, механизм которой будет предложен ниже.

Итак, как уже отмечалось, в процесс реформирования РРЭМ так или иначе вовлекаются практически все организации и предприятия регионального электроэнергетического комплекса, в которых необходимыми являются структурные преобразования.

Учитывая изложенное в предыдущих главах, в регионе необходимо создание новых организаций — участников и служб регионального электроэнергетического рынка.

Поскольку процесс передачи электроэнергии и диспетчеризации режимов является по своей технологии единым во времени, а в регионе существуют 32 энергоснабжающие организации, владеющие в собственности или на ином законном основании электрическими сетями, одной из основных технических трудностей является отсутствие положения о едином диспетчерском графике управления режимами производства и потребления электроэнергией в регионе.

В настоящее время, теоретически существуют следующие направления реформирования региональной энергетики, которые не должны вызвать внезапного скачка тарифов и привести к существенному различию тарифов в городах и населенных пунктах региона:

1. Выделение сбытовой функции в деятельности ПГЭС и ОАО «Кубаньэнерго», что соответствует Основным направлениям реформирования электроэнергетики, утвержденным постановлением Правительства РФ № 526 и № 226 от 02.04.2002 года.

2. Реформирование управления сетевым имуществом ОАО «Кубаньэнерго» и муниципальных электросетей с учетом утвержденных постановлением Правительства РФ № 226 от 02.04.2002 года и Методики ФЭК о ценообразовании на розничном энергорынке от 31.07.2002 года, которое имеет следующие варианты:

2.1 .Вариант 1: В организационном и имущественном отношении все остается как есть в настоящее время. Тарифы покупки электроэнергии для ПГЭС устанавливаются по диапазонам напряжений в соответствии с новой методикой ценообразования на розничном рынке энергии.

2.2.Вариант 2: Объединение активов муниципальных электросетей в едином краевом сетевом предприятии с выделением самостоятельной сбытовой функции без привлечения сетевых активов ОАО «Кубаньэнерго».

2.3.Вариант 3: Создание единой Региональной сетевой компании на базе сетевых активов муниципальных городских электросетей и ОАО «Кубаньэнерго» Учитывая, что имущество ПГЭС является муниципальной собственностью, приватизация или иное отчуждение в короткие сроки не представляется реальным, поэтому для достижения этой цели на первом этапе существует возможность таких организационно-правовых форм, как передача имущества в безвозмездное пользование, в доверительное управление или объединение имущества на основе некоммерческого учреждения, созданного для управления указанным имуществом. Для принятия наиболее оптимального и экономически взвешенного пути реформирования необходимо рассмотреть тарифные последствия всех вариантов реформирования, исходя из действующей нормативно-правовой основы государственного регулирования тарифов на электроэнергию (постановление ФЭК от 31.07.2002 № 49-э/8).

За основу расчета необходимо взять годовые затраты и прибыль ОАО «Кубаньэнерго» и ПГЭС, принятые РЭК-ДЦТ с 1.08.2002 (рост затрат на 2003 год не учтен). По ПГЭС затраты и прибыль на передачу электроэнергии приняты средними по всем сетям: 15,3 коп/кВтч, а по уровням напряжения на СН — 10,55 коп/кВт ч, на НН — 4,75 коп/кВт ч. 1 вариант: (существующая схема).

Тарифы на электроэнергию для потребителей ОАО «Кубаньэнерго» по диапазонам напряжения приведены в таблице 3.1.

Заключение

.

На основании проведенных в работе исследований по проблеме рыночного реформирования регионального экономического механизма электроэнергетики можно сделать следующие выводы и предложения:

1. Основой чистого монополизма предприятий электроэнергетики являются не столько экономические, сколько технологические причины. Экономия на масштабах, неэффективность конкуренции, невозможность дробления — это не экономическая суть, а свойство естественных монополий. Экономические параметры современного технологического оборудования, нового поколения энергоустановок и систем управления, применяемого в отраслях «технологических монополиях», показывают, что во многих случаях эффект масштаба сегодня не оправдывается.

2. Без коренного изменения отношений в отраслях технологических монополий их затратное ценообразование, внутренняя неэффективность и перекрестное субсидирование, которое за 2002 г. составило только в Краснодарском крае и Республике Адыгея более 1млрд. рублей, приведут к непоправимому экономическому кризису. Разумная дифференциация цен на продукцию естествен ных монополий может служить мощным инструментом экономической политики государства, позволяющим регулировать хозяйственную активность различных отраслей и сглаживать ее сезонные колебания. Механизм воздействия на экономику через систему регулируемых цен является эффективным дополнением к фискальной макроэкономической политике.

3. Электроэнергия — это общественное благо и товар одновременно. При этом к общественным благам следует отнести все нерыночные сегменты энергетических систем — сеть и диспетчерское управление, обязанности по ценорегулированию которых должно взять на себя общество в лице органов власти. Товарные свойства имеют генерация и сбыт, а также услуги по энергосервису, для которых необходимо предоставить определенную рыночную самостоятельность.

4. Залог успеха развития региональной экономики заключен в размывании понятия естественной энергетической монополии через проведение ее реформ, дальнейшее развитие системы государственного регулирования с целью снижения тарифов путем создания условий для развития рыночных взаимоотношений. Их необходимость принципиально важна при решении задач синтеза эффективной системы, призванной обеспечить оптимальное регулирование энергорынка в период его интенсивной трансформации от монопольного к конкурентному.

5. Рыночное реформирование регионального экономического механизма электроэнергетики должно базироваться на разделении сфер производства и сбыта электроэнергии от сферы передачи энергии и диспетчеризации. Это основное условие развития конкуренции в сфере поставки электроэнергетической продукции и обеспечения свободы выбора покупателем поставщика. Переход к системе свободного ценообразования на электроэнергию в конкурентных сегментах рынка должен быть последовательным и не вызывать скачкообразных тарифных последствий.

6. Рынок электроэнергии, основанный на конкуренции между ее продавцами, создаст стимулы для увеличения эффективности производства и передачи электроэнергии, в первую очередь, путем снижения затрат. Формирование конкурентного рынка энергоресурсов должно происходить в условиях полного равноправия его участников и отсутствия каких-либо ограничений на развитие конкуренции между поставщиками продукции. Для эффективного функционирования энергорынка должно в равной мере соблюдаться требование о координации действий всех участников регионального рынка, связанных единым технологическим процессом.

7. При всем совершенстве универсальных механизмов конкурентного рынка нельзя полностью полагаться на рыночную силу. Нужен внешний регулятор в лице государственной власти, деятельность которого на переходном этапе не должна вызвать внезапного скачка тарифов и привести к существенному различию тарифов в городах и населенных пунктах региона, социальной напряженности и экономической нестабильности. В частности, экономический эффект государственного регулирования в электроэнергетике Краснодарского края и Республики Адыгея за 2001 год составил 1,56 млрд. рублей.

8. Объединение в ходе реформ функции эксплуатации и развития сетевого имущества и диспетчеризации процесса энергоснабжения, как монопольных видов деятельности, позволит обеспечить гарантированный недискриминационный доступ всех производителей и потребителей электроэнергии к сетям, сбалансированность нагрузки поставщиков и потребителей электроэнергии в регионе для достижения гарантированных условий возникновения и развития конкуренции в региональной электроэнергетике.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. И. Бакалов А.П. Быстрицкая Э. А. Хозяйственный механизм общественных формаций. М.: Мысль, 1986. — 268 с.
  2. С.Б., Розанова Н. М. Теория организации отраслевых рынков — М.: Магистр, 1998, — 311 с.
  3. Т.А., Серегина С. Ф. Макроэкономика. — М.: «Дело и Сервис», 2000.-416 с.
  4. А.Г. Система моделей народнохозяйственного планирования. — М.: Наука, 1972
  5. Азоев Г. Л Конкуренция: анализ, стратегия и практика. — М.: Центр экономики и маркетинга, 1996
  6. Р.Д., Оганезов В. Л. Перспективы применения дифференцированных тарифов в электроэнергетике Грузии. //Электрические станции, 1997, N 1.
  7. A. W. Coats, «The American Political Economy Club,» American Economic Review (Sept. 1961): 621−37.
  8. В.П. Анализ методики расчета покупного тарифа оптового покупателя-перепродавца, реализующего электроэнергию конечным потребителям. // Вестник ФЭК, М. 2000, № 7−12
  9. В.П. Об изменении нормативной базы в расчетах с потребителями, имеющими блок-станции — // Вестник ФЭК, M 2001, № 1
  10. В.П. Диссертационная работа. Диссертационный совет Кубанского Государственного Университета, июнь 2001.
  11. А.Б. Теплофикация золушка энергетики // Новое в российской энергетике, 2001, № 1
  12. П. Г., Румянцев A.M. Система управления экономикой развитого социализма. — М.: Экономика, 1982. — 324 с.
  13. Burton N. Behling, «Competition and Monopoly in Public Utility Industries» (1938), in Harold Demsetz, ed., Efficiency, Competition, and Policy (Cambridge, Mass.: Blackwell, 1989), p. 78.
  14. С.А., Волкова В. Н., и др. Системный анализ в экономике и организации производства. JL: Политехника — 1991. — 397 с.
  15. Дж., Цапелик В. Е. Естественные монополии в России: история и перспективы развития системы регулирования.// Вопросы экономики, 1995, N11.
  16. . Бизнес со скоростью мысли. / ЭКСМО-Пресс, 2001 г., -480 с. http://www.cnevs.ru/speedofthought/index5.shtm
  17. Дж., Цапелик В. Е. Естественные монополии в России: история и перспективы развития системы регулирования. // Вопросы экономики, 1995, N11.
  18. А.К. и др. Экономическая теория для предпринимателей (Учебный курс центра дистанционного обучения) / Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова, 2001, http://www.academic.ru/LSpace/EconTh.nsf
  19. Boulding Keneth General Systems Theory: The Skeletons of Sciences. / Menegement Science, April, 1956
  20. А., Павленко Ю., Френкель А. Демонополизация и развитие конкуренции в российской экономике. // Вопросы экономики. № 11,1995 г.
  21. В.В.- Эффективное ценообразование: рыночные ориентиры. // Приложение № 3 к журналу «Консультант», 1997
  22. George Gunton, «The Economics and Social Aspects of Trusts,» Political Science Quarterly (Sept. 1888): 385.
  23. George Т. Brown, The Gas Light Company of Baltimore: A Study of Natural Monopoly (Baltimore, Maryland: Johns Hopkins University Press, 1936). p. 5,31,47,52,75,106. Emphasis added
  24. George Stigler and Claire Friedland, «What Can Regulators Regulate? The Case of Electricity,» Journal of Law and Economics (October 1962): 1−16.
  25. Gregg A. Jarrell, «The Demand for State Regulation of the Electric Utility Industry,» Journal of Law and Economics (October 1978): 269−95.
  26. B.B., Михайлов В. И., и др. Рынок электрической энергии и мощности в России: каким ему быть — М.: Изд. Энергоатомиздат, 2000. 363 с.
  27. В.И. Задачи совершенствования тарифов при переходе к рыночным отношениям. // Электрические станции, 1994, N 6.
  28. В. И., Эдельман В. И., Ферапонтова Ю. Б. -Формирование дифференцированных по диапазонам напряжения тарифов на услуги по передаче и распределению электрической энергии // Электрические станции, 1999, № 11
  29. В.И. По поводу статьи Козлова В.А. «Об образовании тарифа на услуги по передаче электроэнергии» // Электрические станции, 2001, № 1
  30. М. Капитуляция государства перед монополиями -http://www.nns.ru/analytdoc/ipg.html, август 2000 г.
  31. Р., Каст Ф., Розенцвейг Д. Системы и руководство. /М. Советское радио, 1974, с. 647
  32. У. Об общей математической политической экономии Серия «Вехи экономической мысли». Вып. первый. Под ред. В. М. Гальперина. — СПб.: Экономическая школа, 1993. — 380 с.
  33. David A. Wells, Recent Economic Changes (New York: DeCapro Press, 1889), p. 74.
  34. Demsetz, Efficiency, Competition, and Policy, p. 81.
  35. Европейская энергетическая хартия Гаага 17 декабря 1991
  36. Ely R., Adams Т., Lorenz M., Young A. Outlines of Economics. New York. McMilan, 1924 .
  37. Ellis D., Ludwig F. System Philosophy. / Prentice-Hall, Inc., N.J., 1962
  38. Л.М. «Уроки реформ электроэнергетики в Калифорнии» Издание «Энергетик» -2001/6. Москва 2001 г.
  39. А.А. Дорога через административную систему / Воронеж: изд. ВГУ, 1992, 176 с.
  40. Е. R. A. Seligman, Principles of Economics (New York: Longmans, Green, 1909), p. 97,341.
  41. С. Метафизика вечного возвращения. М.: Nox, 1996.238 с.
  42. Г. П., Мильчакова Н.Н.- Теоретическая экономика. Политэкономия./ М. «Юнити», 1997 г.
  43. Д.Г., Максименко В. И. Основы построения больших информационно-вычислительных сетей. /М. Статистика, 1978
  44. Д.Н. Конспект лекций по курсу «Микроэкономика». Учебное пособие — М. 1996.
  45. В.Г. Ценовая дискриминация — главный фактор распространения неплатежей в экономике России. // Общество и экономика, 1996, N7.
  46. Оптнер Стэнфорд Л. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем. -М.: Советское радио, 1969 — 216 с.
  47. Irving Fisher, Elementary Principles of Economics (New York: MacMillan, 1912), p. 330.
  48. Кремер H. III. Исследование операций в экономике. / М. «Юнити», 1997
  49. В.М. «Основания для оптимизма имеются. Доклад рабочей группы Госсовета» Издание «Регионы и Федерация» 2001/2. Москва 2001 г.
  50. В.М. «О единой государственной концепции реформирования электроэнергетики России» Издание «Регионы и Федерация» 2001/2. Москва 2001 г.
  51. Концепция реструктуризации электроэнергетической отрасли в России Информационный сервер РАО «ЕЭС России» http://www.ues.elektra.ru
  52. В.А. Об образовании тарифа на услуги по передаче электроэнергии // Электрические станции, № 1, 2001
  53. Ю.И. Дерегулирование — революционный процесс в экономике. / НГ- Политэкономия № 13, 10.11.2000
  54. А., Голубченко В. Топливно — энергетический комплекс: финансовое положение и ценообразование. // Экономист. № 6, 1998 г.
  55. Ю. Электрический главк за ширмой конкуренции. // Эксперт, 2000, № 44
  56. В. В., Огарь В. П. Об особенностях применения термина «передача электрической энергии» — //Энергетик, 1998, № 11 с. 2830
  57. В.В. «Немецкая основательность россиянам не помешает» Издание «Регионы и Федерация» 2001/2. Москва 2001 г.
  58. А.И. «Математическая модель энергетического кризиса в Калифорнии» Издание «Регионы и Федерация» 2001/2. Москва 2001 г.
  59. Г. П. «Инвестиционные возможности России» Издание «Регионы и Федерация» 2001/2. Москва 2001 г.
  60. А.О., Решетов В. И., Синявский В. И. Внедрение системы АСКУЭ ФОРЭМ в энергосистемах Северо-Запада России — //Энергетик, 1998, № 11 с. 2−3
  61. Линдере Майкл Р., Фирон Харольд Е. Управление снабжением и запасами. Логистика. Пер. с англ. -СПб.: ООО «Издательство Полигон», 1999 -768 с.
  62. Н. Государь / Планета, М. 1990. — 79 с.
  63. К., Брю С. Экономикс. — Принципы, проблемы и политика. / М. 1996. — 400 с.
  64. О.Ю. Производственное отношение: политико-экономическая модель (материалы к спецкурсу), Ростов н/Д.: изд. «Феникс», 1997.288 с.
  65. К. Капитал т. 1 М.: Госполитиздат, 1955. 698 с.
  66. К. Экономические рукописи 1857−1861 гг. / Соч. т. 46, ч II, М. Политиздат, 1980, с. 619
  67. McGrath J., Nordilie P., Vaughn W., A systematic Framework For Comparison of System Research Methods. / Human Sciences Research, Inc., Va, November, 1959
  68. Melton A., Gange R. Psycological Princeples in System Development. / Holt, Rinehart and Winston, Inc., N.Y., 1962
  69. Микроэкономика / Под ред. Грязновой Г. Г. и Юдановой А. Ю., М., 2000.- 542 с.
  70. В. «Некоторые размышления о развитии энергетики и энергоснабжении» Издание «Регионы и Федерация» 2001/2. Москва 2001 г.
  71. Murray N. Rothbard, Power and Market: Government and the Economy (Kansas City: Sheed Andrews and McMeel, 1977), pp. 75−76.
  72. Murray N. Rothbard, Man, Economy, and State: A Treatise on Economic Principles (Auburn, Ala.: Ludwig von Mises Institute, 1993), p. 548,619,620.
  73. С. M., Глазова Е. С., Чернявская Г. В. и др. -Монополистическое ценообразование М.: Наука, 1980. — 382 с.
  74. С. Л., Златопольский А. Н., Некрасов А. М. Экономика энергетики СССР / Высшая школа М., 1978, с. 597
  75. С.Л. -Экономика, организация и планирование энергетического производства / Энергоатомиздат М., 1984, с. 481
  76. П. Роль естественных монополий в экономической стратегии государства. //Финансовый бизнес, 1999, № 4
  77. М.А. Проблемы государственного регулирования ценообразования в естественных монополиях. Институт исследования организованных рынков. Национальная служба новостей http:// www.nns.ru/analytdoc/inior/index.html 1997
  78. М.М. и др. Философский словарь М.: Политиздат, 1972.-495 с.
  79. М. Это уже не воздух. // Эксперт, 2000, № 44
  80. Robinson, Joan, The Economics of Imperfect Competition, New York: Macmillan, 1933
  81. Richard T. Ely, Monopolies and Trusts (New York: MacMillan, 1990), p. 162.
  82. Л. «Мгла от Чубайса» Издание «Регионы и Федерация» -2001/2. Москва 2001 г.
  83. В. Правовые «опоры» реформы Издание «Экономика и жизнь» № 35 август 2001г.
  84. Системно-кибернетические аспекты познания: Сб. статей. АН Латв. ССР Ин-т философии и права- [Ред. Кол. Н. А. Лицис и др.] Рига: Зинатне, 1985−324 с.
  85. Системный анализ и научное познание: Сб. статей. [Ред. Кол. Горский Д. А. и др.] М.: Наука, 1978. 246 с.
  86. Системный анализ и структуры управления Под ред. Шорина В. Г. М.: Знание, 1975. 306 с.
  87. Системный анализ механизмов поведения Ред. Кол. Сударов К. В. и др. М.: Наука, 1979. 360 с.
  88. Системный подход при управлении развитием энергетики Отв. Ред. Беляев Л. С. и др. Новосибирск: Наука. Сиб. Отд. АН. 1980. — 239 с.
  89. Ю.Н. Цикл как основа мироздания. Ставрополь: ЮРКИТ, 1995. — 123 с. — Библиогр.: с.121−122.
  90. Ю.Н. Цикл как основа мироздания / НИИ «Циклы природы, экономики и о-ва». Ставрополь, 1998. — 91 с. — Библиогр.: с.89−90.
  91. В. Государство и естественные монополии. // Мировая экономика и международные отношения, 1995, N 9.
  92. А. Исследования о природе и причинах богатства народов -М., 1962
  93. Chamberlain, Edvard H., The Theory of Monopolistic Competition, Cambridge: Harvard University Press, 1933
  94. Simon Patten, «The Economic Effects of Combinations,» Age of Steel (Jan. 5, 1889): 13.
  95. Теория потребительского поведения и спроса. Серия «Вехи экономической мысли». Вып. первый. Под ред. В. М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1993. — 380 с.
  96. С.А. Тарифы надо не повышать, а снижать. .•Краснодар, // Кубань сегодна, 16.03.2001
  97. Д.Н. Современная микроэкономика: Анализ и применение / М.: Финансы и статистика, 1992, с. 371
  98. JI.Д. Об опыте антимонопольного регулирования деятельности электроэнергетических в США и Англии. //Электрические станции, 1994, N 6.
  99. Г. Общее благосостояние в связи с проблемами налогообложения и установления железнодорожных тарифов и тарифов на коммунальные услуги 75.
  100. Herbert Davenport, The Economics of Enterprise (New York: MacMillan, 1919), p. 483.
  101. Horace M. Gray, «The Passing of the Public Utility Concept,» Journal of Land and Public Utility Economics (Feb. 1940): p.8,9,11,15.
  102. Г. П. Системы и модели массового обслуживания. М. Финансы и статистика. 2000, с. 144
  103. С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р.- Экономика./ М. «Дело ЛТД», 1996
  104. Н.П., Э. Ф. Баранова Система моделей народнохозяйственного планирования, М.: Наука, 1982. — 375 с.
  105. Franklin Giddings, «The Persistence of Competition,» Political Science Quarterly (March 1887): 62.
  106. B.E. Регулирование естественных монополий. // Общество и экономика, 1996, N 8.
  107. С. Пути перемен. — М.: Прогресс, 1982. — 232 с.
  108. A.M. Об особенностях применения термина «передача электрической энергии» по поводу статьи Кузьмина В.В. и Огаря В. П. в журнале «Энергетик» 1998, № 11// Энергетик, 1999, № 8 с.7−8
  109. ПЗ.Шумпетер И. Капитализм, социализм и демократия — М. Экономика, 1995. -540 с.
  110. И. Теория экономического развития — М.: Прогресс, 1982.-455 с.
  111. Ф., Росс М. Структура отраслевых рынков М.: Инфра-М, 1997.-697 с.
  112. James L. Laughlin, The Elements of Political Economy (New York: American Book, 1902), p. 71.
  113. John Bates Clark and Franklin Giddings, Modern Distributive Processes (Boston: Ginn & Co., 1888), p. 21.
  114. E.B. Особенности регулирования тарифов на энергию в условиях акционерной формы собственности. Электрические станции, 1994, N6.
  115. Ю.В. История цивилизации М.: Владос, 1997. — 352 с.
  116. Ю.В. Циклы, кризисы, прогнозы М.: Наука, 1999. — 448с.
  117. William D. Liggett, Rebecca A. McNerney, Ronald S. Hankey, Ronald S. Hankey The Changing Structure of the Electric Power Industry 2000 / U.S. Department of Energy Washington, DC 20 585 http://www.eia.doe.gov/
  118. William B. Martin, Quality Service: The Restaurant’s Bible (Ithaca, N.Y.:Cornell University, Scholl of Hotel Administration, 1986)
  119. California power crises/ Related Sites/CNN http://www.cnn.com/SPECIALS/2001/power.crises/sites/html
  120. Wholesale Electric Power Links / USA / http://www.eia.doe.gov
  121. РФ. О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации от 14 апреля 1995 г. Ы41-ФЗ
  122. РФ. О естественных монополиях от 17.08.95 г. N 147-ФЗ
  123. РФ. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая и вторая) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г.)
  124. РФ. Об энергосбережении от 3 апреля 1996 г. N 28-ФЗ
  125. РФ. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ» от 11 февраля 1999 г. № ЗЗ-ФЗ.
  126. Постановление правительства РФ. Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ
  127. Постановление правительства РФ. Об утверждении положения о Федеральной энергетической комиссии РФ от 13.08.96 N 960
  128. Постановление правительства РФ. О мерах по совершенствованию порядка формирования инвестиционных ресурсов в электроэнергетике и государственному контролю за их использованием. N390 от 3 апреля 1997 г
  129. Постановление правительства РФ. О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии N 226 от 2 апреля 2002 г.
  130. Постановление правительства РФ. О порядке организации прямых платежей на ФОРЭМ от 16 ноября 1996 г. N 1358
  131. Постановление правительства РФ. Об основах ценообразования и порядке государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию от 4 февраля 1997 г. № 121
  132. Постановление правительства РФ. Об утверждении программы Правительства РФ «Структурная перестройка и экономический рост в 19 972 000 годах» от 31 марта 1997 г. N 360
  133. Постановление правительства РФ. О поэтапном прекращении перекрестного субсидирования в отраслях естественных монополий от 3 апреля 1997 г. N 389
  134. Постановление правительства РФ. Об утверждении программы мер по структурной перестройке, приватизации и усилению контроля в сферах естественных монополий от 07.08.97 г. N 987
  135. Постановление правительства РФ. О совершенствовании порядка государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию от 27.12.97 N1629
  136. Постановление правительства РФ. О порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им топливно-энергетических ресурсов от 5 января 1998 г. N 1
  137. Постановление правительства РФ. О дополнительных мерах по повышению ответственности потребителей за оплату топливно-энергетических ресурсов (с изменениями от 27 июля 1998, 5 июля 1999 г.) от 17 июня 1998 г. N601
  138. Постановление правительства РФ. О введении раздельного учета затрат по регулируемым видам деятельности в энергетике от 06.06.98 № 700
  139. Постановление правительства РФ. О программе мер по поэтапной отмене льготных тарифов на электрическую и тепловую энергию для организаций агропромышленного комплекса на период до 31 декабря 2000 от 10 сентября 1999 г. N 1037
  140. Постановление правительства РФ. Об утверждении Типового положения о региональной энергетической комиссии субъекта Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. N 1435
  141. Указ Президента РФ. Об особенностях преобразования государственных предприятий, объединений, организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества от 14 августа 1992 г. N 922
Заполнить форму текущей работой