Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Исследование управления конкурентоспособностью промышленного предприятия: На примере машиностроительных и металлообрабатывающих предприятий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Ход реформирования экономики России поставил ряд принципиально новых задач перед отечественными промышленными предприятиями. Процессы глобализации экономики, усиления и развития мирохозяйственных связей, либерализация отечественной экономики обеспечили возможность, с одной стороны, выхода отечественных производителей на мировой рынок, но, с другой, доступ на национальный иностранных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Методологические основы исследования конкурентоспособности предприятия
    • 1. 1. Сущность и содержание конкурентоспособности
    • 1. 2. Конкурентное преимущество и конкурентоспособность предприятия
    • 1. 3. Факторы обеспечения конкурентоспособностью предприятия
  • Глава 2. Методические основы оценки конкурентоспособности предприятия
    • 2. 1. Анализ методов оценки уровня конкурентоспособности предприятия
    • 2. 2. Бенчмаркинг — современный метод оценки конкурентоспособности предприятия
    • 2. 3. Оценка конкурентоспособности машиностроительных и металлообрабатывающих предприятия
  • Глава 3. Направления совершенствования управления конкурентоспособностью промышленного предприятия
    • 3. 1. Системный подход к управлению конкурентоспособностью предприятия
    • 3. 2. Разработка оптимальной экономической стратегии конкурентоспособности предприятия

Исследование управления конкурентоспособностью промышленного предприятия: На примере машиностроительных и металлообрабатывающих предприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Ход реформирования экономики России поставил ряд принципиально новых задач перед отечественными промышленными предприятиями. Процессы глобализации экономики, усиления и развития мирохозяйственных связей, либерализация отечественной экономики обеспечили возможность, с одной стороны, выхода отечественных производителей на мировой рынок, но, с другой, доступ на национальный иностранных конкурентов. В связи с этим особенно актуальным становиться анализ проблем, связанных с развитием конкуренции и повышением конкурентоспособности российских предприятия, совершенствованием методов регулирования на макро-, мезои микроуровнях. Поэтому, формирование и совершенствование стратегии управления конкурентоспособностью предприятия является непременным условием обеспечения конкурентных преимуществ промышленных предприятий.

В принятой Правительством РФ концепции промышленной политики до 2010 года поставлена цель повышения эффективности и конкурентоспособности российской промышленности. Достижение поставленной цели невозможно без подготовки и реализации соответствующих технологических, организационных и управленческих изменений в ведущих отраслях промышленности, без создания эффективных методов и механизмов реализации стратегии управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятий на основе оценки уровня их конкурентоспособности.

В рыночных условиях хозяйствования предприятие не сможет добиться успехов, если оно не уделяет должного внимания проблемам конкурентоспособности.

Однако, неразвитость и неэффективность действующих в России рыночных механизмов, декларируемое, но нереализуемое равноправие всех субъектов хозяйствования на рынке, непоследовательность государственного регулирования и слабость общественно-политических институтов не способствует обеспечению и росту конкурентоспособности отечественных предприятий.

Конкурентоспособность — основной критерий и главная цель для предприятия и организации в условиях рыночных отношений. Это основополагающий момент для функционирования, выживания и развития на рынке в условиях ужесточающейся конкуренции. Это — стратегическая цель развития промышленных предприятий.

Реализация этой цели напрямую связана с анализом и оценкой всего многообразия условий и факторов функционирования предприятия и обеспечения его конкурентоспособности. С этих позиций всесторонний анализ проблем, связанных с формированием и обеспечением эффективного функционирования системы управления конкурентоспособности является одной из наиболее актуальных проблем для отечественной экономической науки и практики хозяйствования.

Степень изученности проблемы. Теоретические и методологические основы теории конкурентоспособности были заложены в трудах ведущих зарубежных авторов: М. Портера, Ж.-Ж. Ламбена, И. Ансоффа, Г. Саймона, Ф. Котлера, А. Томпсона, А. Стрикленда и др.

В последние годы проблемы конкурентоспособности предприятия и продукции стали предметом исследования и многих отечественных исследователей. Среди авторов, в чьих работах рассматриваются различные аспекты конкурентоспособности, следует отметить Г. А. Азоева, Ю. П. Анискина, Н. В. Войтоловского, Н. И. Герчикову, Е. А. Горбашко, А. П. Градова, М. Г. Долинскую, И. В. Липсица, А. Н. Литвиненко, Т. А. Салимову, P.M. Тихонова, P.A. Фатхутдинова, А. Ю. Юданова, Н. С. Яшина и др.

Различные аспекты конкурентоспособности региональных и национальных экономики рассматриваются в трудах В. Е. Андреева, М. И. Гельвановского, И. П. Данилова, М. Портера, Б. Хомельянского, К. В. Швандера. Существенный вклад в исследование метрологических аспектов анализа и оценки конкурентоспособности сделан М. И. Гельвановским, В. Жуковской, П. С. Завьяловым, И. Трофимовой, С. Г. Светуньковым.

Однако, несмотря на значительный интерес ученых к проблемам сущности оценки и управления конкурентоспособностью предприятия экономической наукой как в нашей стране, так и за рубежом не выработан единый подход. Остаются недостаточно проработанными и вопросы формирования системы управления конкурентоспособностью, что связано, прежде всего, с недостаточной эффективностью и адаптивностью существующих методов оценки уровня конкурентоспособности предприятия.

В связи с этим развитие теории управления конкурентоспособностью приобретает сегодня исключительно важное практическое значение.

Научная и практическая значимость указанных проблем определила цель и задачи исследования.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является исследование функционирования управления конкурентоспособностью промышленных предприятий и разработка методических положений и практических рекомендаций по его совершенствованию на основе обобщения и систематизации существующих теоретических подходов и анализа практической деятельности предприятий.

Реализации поставленной цели потребовала решения ряда задач, важнейшими из которых стали следующие:

— исследование экономического содержания и сущности категории «конкурентоспособность» на различных уровнях хозяйствования и применительно к различным объектам исследованияее взаимосвязи с другими экономическими категориями;

— анализ взаимосвязи динамики развития конкурентоспособности предприятия и его конкурентного преимущества;

— систематизация факторов, оказывающих воздействие на формирование и обеспечение конкурентоспособности предприятия;

— изучение существующих отечественных и зарубежных методических подходов к оценке конкурентоспособности промышленных предприятий с целью выработки адекватной современным условиям методики оценкиапробация ее на конкретных экономических субъектах;

— анализ и оценка уровня конкурентоспособности исследуемых предприятий и выявление проблем, связанных с повышением уровня их конкурентоспособности;

— разработка и обоснование основных мероприятий, обеспечивающих высокую конкурентоспособность исследуемых предприятий.

Предмет исследования. В качестве предмета исследования выступают организационно-экономические отношения и экономические процессы, возникающие в процессе деятельности промышленных предприятий, обеспечивающие получение конкурентных преимуществ, повышение уровня конкурентоспособности и возможности осуществлять расширенное воспроизводство и развитие.

Объект исследования — промышленное предприятие машиностроения и металлообработки. В качестве конкретных объектов исследования выступила совокупность предприятий машиностроения и металлообработки Саратовской области.

Методологическая и информационная база исследования. Теоретико-методологическую основу исследования составили труды классиков экономической теории, монографии и статьи современных исследователей, положения действующих нормативно-правовых актов Российской Федерации. В диссертации использованы общенаучные методы познания: системный, статистический, логический, сравнительный, диалектический и другие.

Информационной базой исследования послужили справочные материалы Госкомстата Российской Федерации и Саратовского областного комитета государственной статистики, данные Министерства промышленности Саратовской области, а также первичные данные учета и отчетности обследуемых промышленных предприятий, собранные автором в ходе исследования.

Научная новизна исследования. Данная диссертация является самостоятельной научно-исследовательской работой соискателя по выдвинутой проблеме диссертационного исследования.

В диссертационном исследовании впервые получены следующие результаты: представлено авторское понимание сущности конкурентоспособности предприятия как способности в наибольшей степени, с точки зрения цены и качества, удовлетворять существующие и формировать будущие потребности потребителей на данном рынке, обеспечивая при этом собственное прибыльное развитие за счет использования конкурентных преимуществисследованы и развиты теоретические положения о соотношении конкурентоспособности предприятия с близкими по смыслу понятиями: конкуренция, конкурентное преимущество, конкурентоспособность продукции и др., а также их взаимосвязь в динамике. В результате осуществления конкурентной деятельности предприятие стремиться создать барьеры для выхода на рынок конкурирующих предприятий и, выступая формой защиты от рыночной конкуренции, обретает конкурентное преимущество или временную монополиюуточнена классификация факторов, обеспечивающих конкурентоспособность предприятия, которая, по мнению автора, должна быть дополнена такими факторами как инфраструктура бизнесаполитика государства в обеспечении минимального размера оплаты труда, пенсий и прожиточного минимумадоля государственного сектора в валовом внутреннем продуктеметоды и стратегии конкурентной борьбы, используемые отечественными и зарубежными компаниямиинвестиционные возможности и инвестиционная привлекательность предприятия, а также наличие традиций дизайна высокого уровня и условий для его продвижения в НИОКР и производстворазработана и апробирована методика количественной оценки уровня конкурентоспособности предприятия, основанная на определение коэффициента конкурентоспособности предприятия, представляющего среднегеометрическую оценку уровней использования финансово-экономического, кадрового, производственно-технологического, управленческого, инвестиционного потенциалов и деловой активности предприятия, позволяющий достаточно полно количественно оценить и классифицировать результаты деятельности предприятиядоказано, что основой формирования и системного совершенствования управления конкурентоспособностью предприятий является повышения эффективности институтов корпоративного функционирования, и прежде всего, согласование интересов собственников, руководителей предприятий, среднего менеджмента, работников и акционеровобоснованы и предложены конкретные мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности промышленных предприятий, включающие в себя разработку эффективной конкурентной экономической стратегии.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Основные научные положения, выдвинутые в диссертации, развивают теорию и методологию управления конкурентоспособностью промышленного предприятия.

Теоретические выводы и методические разработки, содержащиеся в диссертационной работе, доведены до уровня практических рекомендаций и могут быть использованы в практической деятельности по формированию эффективных стратегий конкурентоспособности промышленных предприятий не только машиностроения и металлообработки, но и других отраслей промышленности.

Основные теоретические и практические положения диссертационного исследования были использованы в процессе разработки и преподавания курсов «Стратегии конкурентоспособности предприятия», «Стратегический менеджмент», «Производственный менеджмент» для студентов специальности «Менеджмент организации» Саратовского государственного социально-экономического университета.

Апробация работы. Основные научные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и были положительно оценены на научно-практических конференциях СГСЭУ по итогам НИР за 2001 и 2002 годы, научно-практической конференции Волгоградского государственного университета (г. Волгоград, 2002 г.).

Результаты исследования, проведенного в диссертационной работе, рассмотрены и приняты к внедрению и использованию Министерством промышленности, науки и технологий Саратовской области и ОАО «Тролза» (г. Энгельс), что подтверждено актами о внедрении результатов диссертационного исследования.

Публикации. По результатам выполненных исследований опубликовано 2 печатные работы, общим объемом 4,6 п.л.

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 272 источников и 15 приложений. Объем работы — 221 страница, в т. ч. основной текст изложен на 180 страницах машинописного текста, включающий 15 таблиц, 8 рисунков и 2 схемы.

Заключение

.

Выполненные в диссертационной работе исследования позволяют автору получить научные и практические результаты, основное содержание которых заключается в следующем.

1. Конкурентоспособность представляет собой сложное многоуровневое понятие, анализ и оценку которого необходимо теснейшим образом связывать с конкретным уровнем управления.

На каждом из уровней действуют различные субъекты конкуренции.

Исходя из общего положения о связи характеристик конкурентоспособности уровня, на котором ведется соревнование между отдельными субъектами конкурентной борьбы, можно выстроить методологию исследования конкурентоспособности.

Все многообразие конкурентных отношений, возникающих в сфере экономики, можно с определенной долей условности подразделить на три уровня: микроуровень, объединяющий конкретные виды продукции, производства, предприятия — мезоуровень — отрасли и корпоративные объединения предприятий и фирммакроуровень — народнохозяйственные комплексы.

При этом важно не только разработать макроэкономическую стратегию обеспечения конкурентоспособности, но и четко структурировать ее, исследовав главные составляющие конкурентных преимуществ на разных уровнях. Это в свою очередь может послужить основанием для выстраивания стратегии повышения конкурентоспособности как всей хозяйственной системы, так и отдельных ее элементов. Отсутствие такой макроэкономический стратегии в России — одна из основных причин нынешнего состояния нашей экономики.

2. Конкурентоспособность предприятия весьма сложная и неоднозначная категория, по-разному трактуется отдельными авторами.

По нашему мнению, конкурентоспособность предприятия — это способность в наибольшей степени, с точки зрения цены и качества, удовлетворять существующие и формировать будущие потребности потребителей на данном рынке, обеспечивая при этом собственное прибыльное развитие за счет использования конкурентных преимуществ.

Она, прежде всего, означает использование предприятием возможностей для развития, которые во многом характеризует его стратегическую позицию на рынке.

Конкурентоспособность предприятия — это обладание свойствами, определяющими преимущества. Эффективно использовать и развивать потенциал предприятия — цель управления конкурентоспособностью. Управление конкурентоспособностью — это процесс поиска и реализации конкурентных преимуществ предприятия с учетом экономической динамики. Управление конкурентоспособностью — это не конкретная, специфическая функция, реализация которой осуществляется различными подразделениями, а постоянный процесс, принизывающий все этапы, всю организационную структуру предприятия.

Понятию «конкурентоспособность» характерны следующие свойства:

— многовариантность, которая приводит к тому, что различные исследователи понимают под конкурентоспособностью различные характеристики;

— относительность, которая проявляется в том, что конкурирующий на одних рынках объект будет совершенно неконкурентоспособен на других;

— различие подходов к оценке и анализу конкурентоспособности на разных ее уровнях.

3. Конкурентоспособность предприятия определяется его конкурентными преимуществами, которые в свою очередь зависят от трех основных факторов: структуры стратегического потенциала, возможностей расширения ресурсов фирмы, особенностей (структуры) отрасли и национальной экономики в целом. Конкурентные преимущества предприятия сохраняются, если их источники расширяются и совершенствуются. Конкурентные преимущества предприятия формируют внешние и внутренние факторы. Ухудшение параметров факторов приводит к ослаблению или утрате конкурентных преимуществ. Невозможность удерживать конкурентные преимущества приводит к снижению уровня конкурентоспособности предприятия, делает затруднительным дальнейшее развитие предприятия, таким образом, вызывает сокращение жизненного цикла предприятия и его банкротство. Одновременное создание новых конкурентных преимуществ позволяет предотвратить процессы старения предприятия и обеспечить возможности для его развития.

Циклические процессы в экономике определяют циклическое развитие предприятия, его стратегий, производства, товаров, возникновение и утрату конкурентного преимущества. То есть и процессы создания и утраты конкурентных преимуществ предприятия имеют циклический характер и определяют этап и длительность жизненного цикла предприятия. В связи с этим необходимо обозначить жизненный цикл конкурентного преимущества предприятия.

Жизненный цикл конкурентного преимущества предприятия — процесс развития конкурентного преимущества и обеспечения конкурентоспособности предприятия, состоящий из этапов создания, удержания и утраты. Длительность жизненного цикла конкурентного преимущества зависит от национальных и отраслевых особенностей и типа стратегии предприятия.

Конкурентное преимущество того или иного субъекта хозяйствования невозможно без постоянного совершенствования и развития всех детерминантов макроэкономического «национального ромба». Исходя из этого, каждое предприятие должно постоянно поддерживать на высоком уровне свой внутренний потенциал, систематически анализировать макрои микроэкономическую ситуацию в стране и отрасли, усиливать свои конкурентные преимущества. Только такая направленность деятельности обеспечит длительное процветание предприятию.

4. Для определения конкурентных позиций фирмы на рынке необходимо выяснение факторов, воздействующих на возможности выигрыша или проигрыша в конкурентной борьбе. В свою очередь, анализ факторов помогает выявить сильные и слабые стороны в своей деятельности и в работе конкурентов, разработать меры и средства, за счет которых фирма могла бы повысить конкурентоспособность и обеспечить свой успех, изменить свою долю в продажах на конкретном товарном рынке.

При всем многообразии подходов к классификации факторов, по нашему мнению, ряд из них выпал из поля зрения исследователей. В частности, по нашему мнению, немаловажным внешним фактором обеспечения конкурентоспособности является развитая и эффективная инфраструктура бизнеса.

Речь идет о системе банков, бирж, посреднических и дилерских организаций, сбытовой сети, позволяющей не только обеспечивать продвижение товара к потребителю, но и получать предприятию ресурсы из внутренней среды.

Другим внешним фактором является политика государства в обеспечении минимального размера оплаты труда, пенсий и прожиточного минимума. Этот фактор напрямую будет связан с динамизмом рынка, критерием которого, прежде всего, является объем потребительских расходов на душу населения.

По нашему мнению, для России немаловажен и такой фактор, как доля государственного сектора в валовом внутреннем продукте, так при декларировании правительством равных условий бизнеса для всех участников рынка доля госсобственности еще значительна и меры протекционистского характера по отношению к ней наглядны.

Говоря о факторах рынка, очевидно, следует отдельно сказать об отечественных и зарубежных конкурентах. Дело в том, что методы конкурентной борьбы, используемые стратегии достаточно различны.

Касаясь внутренних факторов, очевидно, следует добавить такой важный фактор обеспечения конкурентоспоосбности, как инвестиционные возможности и инвестиционная привлекательность предприятия. Кроме того, необходима мощная научно-исследовательская база, обладающая высококвалифицированными кадрами. Причем это относится как к крупным предприятиям и корпорациям, так и к мелким венчурным фирмам. В последние годы на первый план выдвинулся и такой фактор, как наличие традиций дизайна высокого уровня и условий для его продвижения в НИОКР и производство.

Возможности воздействия предприятия на факторы внешней среды ограничены, поскольку они действуют объективно по отношению к предприятию. Реальные возможности регулирования конкурентоспособности предприятия находятся в сфере факторов внутренней среды.

Для эффективного функционирования важен не столько характер факторов, сколько эффективное сочетание механизмов, обеспечивающих конкурентоспособность предприятия. Возможность оценки конкурентоспособности позволяет управлять его уровнем, эффективно и адекватно рыночной ситуации использовать свой потенциал и добиваться благоприятного результата.

5. В работе проведен анализ методических подходов к оценке конкурентоспособности предприятиявыявлены сильные и слабые стороны отдельных методик. Подавляющее большинство зарубежных методик использовать и принимать за методологическую основу не представляется возможным, поскольку они не учитывают особенностей экономики России и тенденций развития конкретной отрасли предприятий. Методики, разработанные отечественными экономистами, как правило, сводятся к оценке конкурентоспособности продукции и финансовой устойчивости предприятия в отдельности. Отсутствие единого показателя не позволяет стыковать внутрипроизводственную деятельность предприятия и его положение в общей рыночной инфраструктуре.

Автору представляется достаточно перспективным использование такого метода исследования конкурентоспособности предприятия как бенчмаркинг.

Исследования, выполненные методом бенчмаркинга, затрагивают не только производственные и коммерческие, но и психологические аспекты. С их помощью на предприятиях возможно создать особый психологический климат, когда весь персонал будет стараться следовать лучшим примерам. Бенчмаркинг, таким образом, обогащает организационную культуру деятельности предприятия такими ценностями, как способность к саморазвитию, повышению профессионального уровня и общей культуры.

Применение бенчмаркинга для повышения конкурентоспособности предприятия, по нашему мнению, целесообразно как для крупного, так и для среднего и малого бизнеса, так как в любом случае речь идет об исследовании опыта производственной, маркетинговой, инновационной, коммерческой и финансовой деятельности, образцах управленческих решений лидеров конкурентной среды и творческой адаптации этих решений к собственным задачам и условиям. Пи этом возможно усиление действия коммуникативных факторов, так как в процессе бенчмаркинга удается создать устойчивые коммуникативные связи между группами крупных и малых предприятий, которые могут быть использованы и в других направлениях их деятельности.

Но, думается, эффективность бенчмаркинга как инструмента повышения конкурентоспособности отечественных предприятий значительно возрастет, если в этом процессе себя начнет проявлять государство на макроуровне и регионы — не мезоуровне. Тем более, что эффективность такой деятельности уже доказана зарубежной практикой.

6. В диссертационном исследовании автором предложена методика количественной оценки уровня конкурентоспособности предприятия, основанная на определении коэффициента уровня конкурентоспособности, представляющего среднегеометрическую оценку уровней использования финансово-экономического, кадрового, производственно-технологчиеского, управленческого, инвестиционного потенциалов и деловой активности предприятия, позволяющего достаточно полно количественно оценить и классифицировать результаты деятельности предприятия. При разработке данного метода ставилась основная задача — создать такую методику расчета конкурентоспособности, которую можно было бы оперативно применить на практике в современных условиях хозяйствования промышленных предприятий.

7. Диссертантом проведена оценка конкурентоспособности машиностроительных и металлообрабатывающих предприятий Саратовской области. Совокупность проблем, с которыми сегодня сталкиваются предприятия, можно с определенной степенью условности свести к следующим: нехватка оборотных средств, устаревший парк оборудования, отсутствие информации о динамике потребностей на рынках сбыта, неэффективность функционирования организационной структуры, отсутствие разработанной стратегии действий. Выделенные проблемы не позволяют предприятиям вывести их производственно-хозяйственную деятельность на высокий конкурентоспособный уровень.

В ходе исследования было выявлено, что для успеха в конкурентной борьбе предприятие должно определить четкие конечные цели своей деятельности: максимальное удовлетворение запросов потребителя и высокий уровень эффективности производственно-экономической деятельности. Реализация этих целей состоит в поиске и использовании конкретных возможностей, обеспечивающих достижение конкурентных преимуществ и прочных позиций на рынке. Естественно, что чем шире набор конкурентных преимуществ у предприятия, и чем выше их качественный уровень в сравнении с преимуществами конкурентов, тем благоприятнее объективные предпосылки для его успеха на рынке, и тем более устойчивые позиции оно сможет занять на нем. Главным при этом должно стать одно: умение определить, быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои преимущества, при этом все усилия необходимо направить на развитие тех сторон, которые выгодно отличают предприятие от конкурентов.

8. Одним из источников получения конкурентных преимуществ и достижения желаемого уровня конкурентоспособности является разработка оптимальных конкурентных стратегий. Результаты проведенного в работе анализа служат основой для утверждения, что сегодня у руководства большинства предприятий отсутствуют навыки стратегического анализа, а так же выбора и разработки конкурентной стратегии. Для выбора максимально обоснованной конкурентной стратегии предприятие должно включить в свой анализ исследование внешней рыночной среды, детальное изучение потребителей и их запросов, анализ конкурентов и их возможностей. Только на такой основе можно правильно подойти к позиционированию своего товара на рынке и понять, какая конкурентная стратегия даст наибольший эффект. Используемые стратегии должны учитывать совместимость и риск частных стратегий повышения конкурентоспособности.

9. Производство высококачественной продукции должно быть неразрывно увязано с внедрением конкурентоспособных систем обеспечения качества, отвечающих требованиям международных стандартов и сертификации производства и продукции. Для промышленных предприятий реальные пути повышения конкурентоспособности лежат в области улучшения качественных характеристик выпускаемой продукции при сохранении цен на нее. Учитывая, что поддержание качества на высоком уровне — это постоянный процесс, автор полагает, что им должна управлять хорошо организованная система, стратегией которой является распространение управления качеством на все структурные подразделения предприятия, а тактикой — сочетание новой прогрессивной технологии с профессиональной подготовкой персонала.

10. В работе доказано, что основой всей деятельности по повышению конкурентоспособности должен стать системный подход. Применение принципов данного подхода позволит обоснованно формулировать стратегию развитияобеспечивать необходимый уровень конкурентоспособности предприятияцеленаправленно мотивировать деятельность всех участников бизнес-процессов.

Основой формирования и системного совершенствования управления конкурентоспособностью предприятия является повышение эффективности институтов корпоративного функционирования, а также согласование интересов собственников, руководителей предприятий, среднего менеджмента, работников и акционеров.

11. В диссертационном исследовании автором предложено при выборе оптимальной экономической стратегии повышение конкурентоспособности дополнить традиционный подход учетом таких факторов как взаимосвязанные системы (альянсы, холдинги и т. п.), привилегированные отношения, предвидение и глубокое понимание процессов, передовые методы реализации.

12. Формирование и реализации стратегий повышения конкурентоспособности предприятий невозможно без государственной концепции улучшения качества и конкурентоспособности, общенациональной программе действий по повышению конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей. Политика государства в области качества и конкурентоспособности должна формироваться в виде: общей государственной стратегии, реализации которой должны содействовать все органы власти, предприятия и организации страныполитики каждого федерального органа исполнительной власти и линии его поведения в отношении проблем конкурентоспособностиполитики, проводимой субъектами Российской Федерации.

Реализация всего комплекса мер на всех уровнях управления позволит отечественным предприятиям стать реально конкурентоспособными, что явится главным условием подъема экономики России в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон РФ от 22 марта 1991 г. № 948−1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изм. и доп. от 24 июня 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г. 2 января 2000 г.)
  2. Приказ ГКАП РФ от 20 декабря 1996 г. № 169 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках» (с изм. и доп. от 11 марта 1999 г.)
  3. Приказ ГКАП РФ отЗ июня 1994 г. № 66 «Об установлении предельной величины доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке для квалификации доминирующего положения (с имз. и доп. от 11 марта 1999 г.).
  4. Приказ ГКАП РФ от 3 июня 1994 г. № 67 «О методических рекомендациях по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке».
  5. В.Н., Котлов В. А. Производственный потенциал промышленного предприятия. М.: Экономика, 1989
  6. Г. Г. Конкурентоспособность и квалиметрия // Электронная техника. Сер. Экономика и системы управления. 1990. — Вып. 4.-С. 6−11.
  7. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — 208 с.
  8. Академия рынка: маркетинг. М. 1993.
  9. Р. Планирование будущего корпорации: Пер. с. англ. / Общ. ред. Данилова-Данильяна В.И. М.: Прогресс, 1985. — 327 с.
  10. А. Наука, техника и будущее экономики//Инвестиции в России. 1999. № 9. С. 4.
  11. JI.H. Конкурентоспособность продукции: проблемы, пути и средства обеспечения // стандарты и качество. 1989. — № 5. С. 20−26.
  12. JI.H. От обеспечения качества к обеспечению конкурентоспособности // Стандарты и качество. — 2002. — № 1. — С. 61−65.
  13. Андрианов В, Д, Конкурентоспособность России в мировой экономике // Маркетинг. 1999. — № 2. — С. 3−20.
  14. Ю.П., Каруна С. Н., Шепилов Ю. А. Организация и управление нововведениями: Учебное пособие. Воронеж, 1993 г. — 90 с.
  15. И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Изд-во «Питер», 1999.-416 с.
  16. О.В. Конкуренция и конкурентоспособность: Учеб. пособие / ГУУ М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999. — 142с.
  17. Аур Ж. Технологические изменения и конкурентоспособность в странах Запада // Проблемы теории и практики управления. 1992. — № 2. — С. 72−76.
  18. М.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. М.: АО «Финстатинформ», 1995. — 112 с.
  19. Т.М. Управление конкурентоспособностью промышленной продукции. СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. Ун-та экономики и финансов, 1994. — 164 с.
  20. В., Стрижов С. Анализ и оценка маркетингового потенциала предприятия // Маркетинг. 1996. — № 5. — С. 42−50.
  21. Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов / Пер. с англ. под ред. Л. П. Белых. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.-631 с.
  22. Ю.В. Экономическая оценка качества и эффективности работы предприятия. М.: Изд-во стандартов, 1991. — 214 с.
  23. Г. Дж. Практическое руководство по управлению сбытом: Пер. с англ. М.: Экономика, 1991. — 270 с.
  24. С., Ведер Р. Концепция стратегического менеджмента: Проблемы международной конкурентоспособности предприятия: Ст. из Швейцарии // Проблемы теории и практики управления. 1992. — № 5 — С.90−95.
  25. К. основы стратегического менеджмента. М.: ЮНИТИ, 1997.-356 с.
  26. Ю.Т. Методология регулирования конкурентоспособности промышленного предприятия (фирмы). — Самара: Изд-во Самарской государственной экономической академии, 2002. — 280 с.
  27. Ю.Т. Методы оценки и формирования конкурентоспособного потенциала предприятия (фирмы) / Под ред. О. Д. Прощенко. Самара: Изд-во Самарской государственной экономической академии, 1999. — 118 с.
  28. А.К., Салий В. В. Конкурентоспособность товара, ее оценка: Учебное пособие. Новосибирск: СибУПК, 1998. — 56 с.
  29. А. Стратегия Маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха. М.: Интерэксперт, Экономика, 1995−344с.
  30. A.C. Экономическая диагностика деятельности предприятия: Организация и методология. М.: Финансы и статистика, 1991. -78 с.
  31. Ю.П. Управление развитием производства: Опыт США. М.: Экономика, 1989. — 237 с.
  32. Х.П. Маркетинг как стратегический фактор успеха: (ст. из Швейцарии) // Проблемы теории и практики управления. 1992. — № 6. — С. 54−60.
  33. В. Управление качеством на новом витке. // Стандарты и качество. 2000. — № 7. — С. 44−49.
  34. О.С. Стратегическое управление. М.: Гардарика, 1998.-292 с.
  35. Г. П. Конкурентоспособность и качество продукции // Методы менеджмента качества. 2000. — № 7. — С.3−4.
  36. М., Жуковская В. Конкурентоспособность в глобальной системе координат //МЭМО. 1998. № 7. С. 152.
  37. М., Жуковская В., Трофимова И. конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровнем измерении // Российский экономический журнал. 1998. — № 3. — С. 59−77.
  38. М.И., Жуковская В. М., Трофимова И. Н., Чертко Н. Т. Национальная конкурентоспособность: понятие, факторы, показатели./ТВопросы статистики. 1999. № 12. С. 20.
  39. И.Н. Маркетинг. М. 1994.
  40. В.И. Управление качеством продукции. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 256 с.
  41. A.B. Очерки по экономике и организации управления качеством продукции. Очерк б. ю Современное представление о механизме управления качеством продукции // Стандарты и качество. 1995. — № 5. — С. 51−56.
  42. А. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения // Маркетинг. 1999. — № 2. — С. 56−65.
  43. Е. Стратегическая ориентация деятельности производителя: Сегментация рынка, определение целевых рынков, позиционирование рынка (Маркетинговые исследования) // Маркетинг. -1996.-№ 3.-С. 96−107.
  44. Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. — М.: Дело, 1995.- 190 с.
  45. А. Перспективы использования стратегического маркетинга на предприятии // Маркетинг. 1996. — № 5. — С. 72−89.
  46. Н.П., Перерва П. Г. и др. Маркетинг инновационного процесса. Киев: Вира-Р, 1998. — 267 с.
  47. Е.А. Обеспечение конкурентоспособности промышленной продукции. СПб.: СПбУЭФ, 1994. — 178 с.
  48. И. Исследование рынка и наблюдение за конкурентами: Маркетинг // Консультант директора. 1995. — № 5. — С. 2736.
  49. И., Титова Н. Тенденции изменения конкурентоспособности отечественной продукции // Маркетинг. 1997. — № 1. — С.20−36.
  50. И.П. Конкурентоспособность продукции. Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 1997. — 101 с.
  51. А. Конкурентоспособность международных компаний // маркетинг. -2000. — № 3. — С.64−68.
  52. А.Ю., Жданов С. А. Экономическое управление предприятием и корпорацией. — М.: Изд-во «Дело и сервис», 2002. 416 с.
  53. Диксон Питчер Р. Управление маркетингом / Пер. с англ. — М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 1998. 560 с.
  54. Е., Хершген X. Практический маркетинг / Пер. с нем. — М.: ЮНИТИ, 1996. 255 с.
  55. М.Г., Соловьев И. А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции. М.: Изд-во стандартов, 1991.- 128 с.
  56. Н.М. Качество как основной фактор конкурентоспособности продукции // Совершенствование организации производства и управления в переходный период. Н.Новгород. — 1993. — С.176−190.
  57. Друкер Питер Ф. Рынок: как выйти в лидеры: практика и принципы. М.: Совм. Предпр. «Бук Чембэр Интернешнл», 1992. — 349 с.
  58. В.И. Методы оценки уровня конкурентоспособности продукции и возможностей ее повышения // Вестник МАП России. — 1999. — № 2.-С. 48−60.
  59. Д.В. Российская экономика на мировом рынке: проблема конкурентоспособности//Общество и экономика. 1993. -№ 3. — С. 32 — 44.
  60. П. Конкурентоспособность в экономической политике зарубежных стран // Маркетинг. 1996. — № 2. — С. 20−32.
  61. П. Конкурентоспособность и маркетинг // Российский экономический журнал. 1995. — № 12. — С. 50−55.
  62. П. Проблемы международной конкурентоспособности товаропроизводителей и пути их решения // Маркетинг. 1996. — № 5 — С. 2132.
  63. П. Роль маркетинга в решении проблемы конкурентоспособности российских производителей // Маркетинг. — 1996. — № 6.-С. 20−31.
  64. П.С., Демидов В. Е. Формула успеха: маркетинг (Сто вопросов сто ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке). — М.: международные отношения, 1991. — 414 с.
  65. В.И. Оценка конкурентоспособности продукции станкостроения // Машиностроитель. 2000. № 1. — С. 18−20.
  66. Г. И. Системы качества: не революция — эволюция // Стандарты и качество. 2000. — № 8. — С.72−73.
  67. Г. Л., Патрушева Е. Г. Что понимать под конкурентоспособностью, инвестиционной привлекательностью и экономичностью производства // Российский экономический журнал. — 1995. -№ 11.- С.108−111.
  68. А. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. 1998. № 10.
  69. С.В. Управление нововведениями в промышленности / Под общ. Ред. В. Н. Войтоловского, A.M. Лайкова. JI.: Изд-во Ленингр. фин-экон. ин-та, 1991. — 160 с.
  70. Н.Д. Классификация и анализ факторов риса невостребованности продукции / Экономика и коммерция. 1995. — № 2. — С. 127−138.
  71. Н.Д. Методика расчета и анализа влияния производственного фактора риска невостребованности продукции на результаты деятельности предприятия // Экономика и коммерция 1995. -№ 3. — С. 115−120.
  72. Информационное обеспечение управления конкурентоспособность. / Под ред. Проф. С. Г. Светунькова. СПб: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 1999. -227 с.
  73. Итоги социально-экономического развития Саратовской области в 2001 году /Саратов-СП, 26 декабря 2001 г., С. 3.
  74. . Менеджмент в условиях рыночной экономики: теория и практика. Минск: М.П. «ЭНИС», 1992. — 167 с.
  75. Казаков С. П, Качество и конкурентоспособность в системе предпринимательства / М-во образования Рос. Федерации С.-Петерб. гос. унт экономики и финансов. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 1999.-43 с.
  76. Как продавать товар на внешнем рынке: Справочник / Отв. Ред. Савинов Ю. А. М.: Мысль, 1990
  77. Карлоф, Бенгт. Деловая стратегии: концепция, содержание, символы: пер. с англ. М.: Экономика, 1991. — 239 с.
  78. . Деловая стратегия / Пер. с англ.: Науч. ред. и авт. послеслов. В. А. Приписов. М.: Экономика, 1991. — 239 с.
  79. В. Стратегический маркетинг в условиях отечественного рынка // Маркетинг. 1992. — № 3 — С. 42−54.
  80. Л.В., Кузнецова С. А. Управление нововведениями. -Новосибирск, 1994. 38 с.
  81. А.И., Войленко В. В. Маркетинговый анализ. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — 174 с.
  82. В.В. Финансовый анализ: управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 1999. — 512 с.
  83. Н. Реинжиниринг компаний ФРГ и их глобальная конкурентоспособность // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 4. — С. 94−98.
  84. Коно Таехиро. Стратегия и структура японских предприятий: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. Статья О. С. Виханского. М.: Прогресс, 1987.-384 с.
  85. Концепция национальной безопасности РФ // Российская газета. 2000. 18 янв. С.З.
  86. С.И., Татьянченко М. А. Методы деятельности машиностроительных фирм капиталистических стран по обеспечению конкурентоспособности своих изделий // Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ). 1988. — С. 3−8.
  87. Е.Д. Экономическая безопасность региона: теория, методология, практика. Саранск: Изд-во Мордовского университета. 2002.
  88. И.В. Маркетинг: удовлетворение и развитие потребностей. -Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, .1997. 153 с.
  89. О.В., Максимова Е. В. Проблемы управления конкурентоспособностью промышленного предприятия. Саратов. 2000.
  90. И.И. Маркетинг на предприятии. М.: АО «Финстатинформ», 1994. — 182 с.
  91. JT.A. Изобретательство и конкурентоспособность продукции. Л.: Изд-во «Знание» РСФСР, ЛДНТП, 1990. — 24 с.
  92. Н.Ю. Инновационный менеджмент/Под науч. ред. Д. С. Львова. -М.: «Ступив», 1996. 290 с.
  93. Н.Ю., Круглов М. И. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов. М.: Изд-во РДЛ, 2003. — 464 с.
  94. Г. Д. Зарубежный опыт управления качеством. М.: Изд -во стандартов, 1992. 138 с.
  95. Ю.В., Кузнецов М. А. Философия качества. Статья 5. Качество хозяйства. Философия управления качеством//Стандарты и качество. 1997. — № 11. — С. 34 — 38.
  96. В.В. Логистические аспекты обеспечения конкурентоспособности продукции: Учеб. Пособие по курсу «Коммер. Логистика». Саратов: Сарат. Гос. техн. Ун — т, 1999. — 87 с.
  97. Е.М. Стандартизация и качество промышленной подукции. М.: Высшая школа, 1991. — 288 с.
  98. Ю., Попов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике//Экономист. 2001. — № 6. — С. 36 — 49.
  99. A.A. Технологические нововведения в экономике США/АН СССР Ин т США и Канады. — М.: Наука, 1990. — 93 с.
  100. В.А. Статистические методы, всеобщее управление качеством, сертификация и кое-что ещё.//Стандарты и качество. 1996. — № 6. — С. 67 — 70. -№ 4. — С.68 — 71.
  101. В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях / Государственый университет управления- Национальный фонд подготовки кадров. М.: ОАО «Типография «Новости», 2000. — 432 с.
  102. О.Т., Филиппова Т. Ю. Основы маркетинга: Учебное пособие. СПб.: ИД «МиМ», 1997. — 224 с.
  103. Ф.М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и маркетинг. М.: Международные отношения, 1993. — 264 с.
  104. А. Конкурентоспособность экспортной продукции: вопросы оценки и анализа / Внешняя торговля. 1986. — № 5. — С. 46−52.
  105. А.Н., Татьянченко A.M. Методические вопросы оценки экономических аспектов конкурентоспособности машинотехнической продукции // БИКИ. 1981. — Приложение 1. — С. 36−70.
  106. И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. М.: Юрайт-М, 2001. — 224 с.
  107. В.Л. Управление зарубежной промышленной фирмой. Новосибирск. 1995.
  108. Д.С. Проблемы долгосрочного социально-экономического развития России / Научный доклад на Президиуме РАН 24 декабря 2002 г. //Экономическая наука современной России, № 1(11), 2003 г., с. 31−71.
  109. Н.А. Маркетинг ключ к решению проблемы «конкурентоспособность» // Стандарты и качество. — 1990. — № 9. — С. 21−24.
  110. Ш. Определение показателей конкурентоспособности товаров // Стандарты и качество. 2000. — № 9. — 78−79.
  111. С. Международный маркетинг: Сокр. пер. с англ. / Предисл. Брамишвили. М.: Международные отношения, 1979. — 263 с.
  112. Г. Ф. Как обеспечить конкурентоспособность предприятия. Тольятти, 1997. — 159 с.
  113. О.Г. Формирование конкурентоспособных систем управления промышленным производством. Самара: Изд-во Самарск. гос. экон. акад., 1997. — 211 с.
  114. Маккей Харви. Как уцелеть среди акул: Определить конкурентов в умении продавать, руководить, стимулировать, заключать сделки / перевод с англ. Ю.В. Семенова- под общ. ред. И. В. Липсица. М.: Экономика, 1991. -170 с.
  115. K.P., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. М.: Республика, 1992. — 400с.
  116. И. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия (маркетинговые исследования) // Маркетинг. 1996. — № 3. — С. 33−39.
  117. И.Б. Конкуренция и конкуренты: Практ. Маркетинг // Эл. Техника. Сер. 9. Экономика и системы управления. 1991. — № 4. — С. 24−25.
  118. Маркетинг во внешнеэкономической деятельности предприятия. М.: Внешторгиздат, 1989. — 152 с.
  119. Маркетинг: Учебник /А.Н. Романов, Ю. Ю. Корлюгов, С. А. Красильников и др.: Под. Ред. А. Н. Романова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.-560 с.
  120. Международные стандарты. Управление качеством продукции. ИСО 9000 ИСО 9004. — М.: Изд-во стандартов, 1989. — 120 с.
  121. . Маркетинг Инвестиционной привлекательности (теория) // Журнал для акционеров. 1996. — № 8. — С. 34−38.
  122. Ю.В. Проблемы становления конкурентной среды хозяйствования // общество и экономика. 1993. — «9/10. — С. 25−52.
  123. М. Х. Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пре. с англ.: М.: «Дело», 1993. — 702 с.
  124. О.В. Основы мировой конкурентоспособности. М.1999.
  125. В.М. Управление качеством как основа обеспечения конкурентоспособности промышленной продукции. М.: Междунар. Гуманитар. Фонд «Знание», 1997. — 113 с.
  126. Н., Конышева М. Маркетинговая активность как фактор конкурентоспособности фирмы // Маркетинг. 1999. — № 6. — С.22−35.
  127. П.К., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. М.: Внешторгиздат, 1993. -Т. 1−2.-406 с.
  128. Монден Ясухиро. «Тойота»: методы эффективного управления: Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 19 989. — 287 с.
  129. Морита Акио. Сделано в Японии»: История фирмы «Сони». Пер. с англ. Общ. ред. и вступ. Статья А. Ю. Юдатова. М. Прогресс, 1990. — 408с.
  130. Р. Маркетинг: ситуации и примеры / Пер. с англ. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. — 192 с.
  131. Мухопад В. И, Основы изучения отраслевой конъюнктуры: Учебное пособие / В. И. Мухопад, М. Р. Захматова, В. А. Булатова. М.: НПО «Поиск». — 1992. — 62 с.
  132. К. Некоторые аспекты внедрения систем качества в промышленности // Стандарты и качество. 1998. — № 3. — С. 58−64.
  133. В.А. Упарвление НТП в промышленности США / Отв. Ред. Аникин A.B. М.: Наука, 1988. — 142 с.
  134. Научно-технический прогресс и конкурентоспособность продукции на международном рынке / Ю. Макоюн, Н. Гончаров, Ю. Пустовалов и др. // Вестник статистики. 1991. -№ 4. — С. 45−51.
  135. Р.Б., Цигичко Л. И. Маркетинг: как побеждать на рынке. М.: Финансы и статистика. — 1991. — 304 с.
  136. О методах расчета конкурентоспособности // БИКИ. 1988. № 110. 17.09. С. 4.
  137. Об итогах социально-экономического развития Саратовской области в 2002 году / Саратов-СП, 8 февраля, 2003 г.
  138. С. Роль государства и повышения конкурентоспособности российских предприятий // Проблемы теории и практики управления. 2002. — № 1. — С. 46−52.
  139. М., Ежкин Л. Реструктуризация путь повышения конкурентоспособности производства // Экономист. — 2000 — № 10. — С. 5865.
  140. В.В. Время строить планы // Стандарты и качество. -2000. № 9. с .24−26.
  141. В.В. Управление качеством и конкурентоспособностью: Учебное пособие. СПб.: Издво СПбГУЭФ, 1997. -260 с.
  142. Основные показатели социально-экономического положения регионов Российской Федерации в 2002 году. // Саратов-СП, 21.03.03 г. С. 2.
  143. Основы внешнеэкономических знаний / Под ред. И. П. Фаминского. М. 1990.
  144. Л.Е. Проблемы монополизации и иностранной конкуренции к российской экономике // Общество и экономика. 1993. -№ 6.-С. 40−45.
  145. В. Конкурентоспособность // РИСК. 1999. № 4.
  146. А., Фомин В. Об оценке конкурентоспособности товаров и товаропроизводителей // Маркетинг. 2000. — № 2. — С. 23−27.
  147. Пилдич Джеймс. Путь к покупателю: О том, как преуспевающие компании делают товары, которые мы с удовольствием покупаем / Пер. с англ. В. Б. Боброва. М.: Прогресс, 1991. — 255 с.
  148. В. Снижение издержек фактор конкурентоспособности // Экономист. — 1996. — № 4. — С. 52−57.
  149. В. Шокотерапия против градуализма: конец дискуссии // Эксперт. 1998. № 35. С. 19.
  150. М. Конкуренция Пре. с англ.: Учебное пособие. М.: Издательский дом «Вильяме», 2001. — 495 с.
  151. М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран: Пер. с англ. М.: Международные отношения. — 1993. -896 с.
  152. М.Э. Конкуренция. / Пер. с англ. М. 2000.
  153. Портфель конкуренции и управления финансами. (Книга конкурента. Книга финансового менеджера. Книга антикризисного управляющего.) / Отв. Ред. Рубин Ю. Б. М.: «СОМИНТЭК», 1996.
  154. Правила рынка: иностранные инвестиции, внешняя торговля, трудовая миграция, конкурентоспособность, дипломатия, помощь / под ред. проф. В. Д. Щетина. М.: Международные отношения, 1993. — 352 с.
  155. Т. Инвестиции: весна надежды нашей // Экономика и жизнь. 2000. № 14. С. 2.
  156. Проблемы конкурентоспособности экономики России / материалы круглого стола // Маркетинг. 1997. — № 1. — С. 98−110.
  157. Проблемы управления конкурентоспособностью продукции. Сб. науч. тр. М.: Изд. НИИ ПиНа при Госплане СССР, 1990. — 84 с.
  158. Е.И. маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятиях (в условиях рыночной экономки). М.: Международные отношения, 1993. — 112 с.
  159. Пути повышения конкурентоспособности экспортной продукции / Масштабей В. Я. Желудкова Л.А., Кутынина Т. П., Лебедь В. В., Шумило С. А. (научно-технический аспект). Киев: Наукова думка, 1988 — 229 с.
  160. Л.М. Конкурентоспособность как важнейший элемент рыночного успеха// Авиационная промышленность. 1992. — № 6. — С. 54−57.
  161. Ю. Управлять качеством или конкурентоспособностью? // Стандарты и качество. 2002. — № 1. — С. 66−67.
  162. П.К. Инновационное предпринимательство в переходный период России к рынку. М.: Известия, 1993. — 144с.
  163. Рейтинг промышленных предприятий области за 2002 год. / Саратов-СП, 21 февраля 2003 г. С. 3.
  164. А. Управление качеством / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1974.-253 с.
  165. Н.К. Управление качеством. СПб. 2002.
  166. Л.И. Как разработать товарную стратегию фирмы: (Теоретические вопросы маркетинга) // Вестник Московского университета. Серия 6. — Экономика. — 1995. — № 3. — С, 41−52.
  167. И.Е. Слагаемые конкурентоспособности: Опыт Капиталистических стран (политико-экономический анализ) //Вестник Московского университета. Серия 6. — Экономика. — 1989. — № 6. С. 44−53.
  168. И.Н. Качество и конкурентоспособность продукции при рыночных отношениях // Стандарты и качество. 1995. — № 12. — с. 43−47.
  169. В.М. Конкурентоспособность российских регионов: методология оценки и сравнительного анализа: Монография. Самара: Изд-во Самарск. гос. экон. акад., 2002. — 128 с.
  170. Л.В. Конкурентная политика в переходный переходной экономике // Международный бизнес России. 1995. — № 12. — С. 3−7.
  171. Г. Р. Система показателей конкурентоспособности потребительских товаров // ЭКО 2000. — № 4. — С. 87−92.
  172. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. Пособие / Г. В. Савицкая. 6-е изд., перераб. и доп. — Мн.: Новое знание, 2001.-704 с.
  173. Т.А. Управление качеством. Саранск: Типография «Красный Октябрь», 2000. — 84 с.
  174. П. Экономикс. М.: НПО «Аогон», ВНИИСИ, в 2-х томах- 1992.-735 с.
  175. . Инновация как средство экономического развития/Пер. с венг. М.: Прогресс, 1990. — 295 с.
  176. М.З. От семейства стандартов ИСО 9000 к всеобщему менеджменту качества/Стандарты и качество. 1997. — № 9. — С. 43 — 48.
  177. Секрет успеха: (Амер. Опыт для рос. Условий): Сб. тр./Отв. Ред. Седленек В. А. Самара: Самарский Дом печати, 1992. — 279 с.
  178. А. Инфраструктура рынка и конкурентоспособность продукцииЮкономист. 1996. — № 2. — С. 9 — 18.
  179. А.З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. М.: Юристъ, 1999.
  180. .Д. Стратегический менеджмент. Минск: М.П. «ЭНИС», 1994. — 198 с.
  181. В. Конкурентная среда, необходимая для производства конкурентоспособной продукции//Стандарты и качество. 2000. — № 6. — С. 38−42.
  182. В. Конкуренция и конкурентоспособность: основные понятия//Стандарты и качество. 2000. — № 4. — С. 54 — 59.
  183. В., Сафонов А. Развитие конкуренции и повышение качества продукции//Экономические науки. 1990. — № 12. — С. 3 — 9.
  184. В.И., Вольдер Б. С. Повышение конкурентоспособности продукции//Машиностроитель. 1998. — № 3. — С. 32. — 38.
  185. Система социально-экономического обеспечения качества продукции: М. 1995.
  186. В.И. Проблемы экономической теории потребительной стоимости и качества продукции // Материалы всесоюзной конференции по экономическим проблемам качества продукции и стандартизации. М., 1987. -С. 9−12.
  187. С. Актуальные проблемы развития внешнеэкономических связей/Юбщество и экономика. 1999. № 3−4. С. 252.
  188. Э.П. Управление качеством и конкурентоспособностью промышленной продукции на основе патентных исследований: Метод. Пособие / Э.П.Скорняков- Рос. агенство по пат. И товар. Знакам. Информ. издат. Центр. — М., 1998. — 162 с.
  189. Е.К. Экономические показатели -промышленности: Справочник. М.: Экономика, 1998. — 335 с.
  190. Смирнова J1.A., Протопопов А. Ю. Маркетинг в США: (на примере наукоемких потребительских товаров). М.: Знание, 1991. — 62 с.
  191. Г. Н., Зверев С. М., Ямпольская Н. Ю. Стратегия повышения качества и конкурентоспособности продукции // Методы менеджмента качества. 2000. — № 11. — С. 26−31.
  192. Современный маркетинг / Под ред. В. Е. Хрупкого. М.: Финансы и статистика, 1991. — 254 с.
  193. .А. Конкуренция в маркетинговой деятельности // Бизнес. 1992.-№ 1.-С. 12−14.
  194. И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России. М.: ИНФРА-М, 1997.- 170 с.
  195. С.А. Международная конкуренция и Россия. М. 1997. С. 102
  196. В.Н. Основы системного анализа. СПб.: «Изд. Дом «Бизнес-пресса», 2000. — 326 с.
  197. В.Н. Системы качества. СПб.: Изд. Дом «Бизнес-пресса», 2000 г. — 336 с.
  198. М.В. Стратегия хозяйственного поведения корпораций США / Отв. ред. В. А. Назаревский. М.: Наука, 1990. — 140 с.
  199. А.Р., Тулин И. В. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США: Опыт развития и новые явления / Отв. ред. A.A. Дыпкин. -М: Наука, 1990. 198 с.
  200. Е.С., Штерн М. Г. Финансовый менеджмент для практиков: краткий профессиональный курс. М.: Изд-во «Перспектива», 1998.-239 с.
  201. TQM XXI век. Проблемы, опыт, перспектива. Вып. 1. — М.: Научно-технич. изд-во, 1997. — 192 с.
  202. Таран В. А, Конкурентоспособность предприятий: проблемы современной политики и стратегия в области качества // Машиностроитель. -1998.-№ 2.-С. 6−12.
  203. М.А., Литвиненко А. Н. Вопросы изучения экономических аспектов конкурентоспособности товара (на примере машинотехнической продукции) // БИКИ. 1984. — Приложение 12.-86 с.
  204. Твисс Брайан. Управление научно-техническими нововведениями: Сокр. пер. с англ. / Предисл. К. Ф. Пузыни. М.: Экономика, 1989.-271 с.
  205. P.M. Зарубежный опыт создания конкурентной продукции / Обзор. М.: НИИМаш, 1984. — 49 с.
  206. P.M. Конкурентоспособность промышленном продукции. -М.: Изд-во стандартов, 1985. 176 с.
  207. A.A., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Уч. для вузов. Пер. с англ. / Под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. -576 с.
  208. Г. С., Лобойко Н. Г. Конкурентоспособность и методы ее измерения. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1998. — 169 с.
  209. Уиш Р. Закон о конкуренции. Лондон. — 1989. — 294 с.
  210. Р. Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании. Пер. с англ. / Общ. ред. В. Т. Рысина. М.: Прогресс, 1988. — 362 с.
  211. Управление инновационным циклом / АН Украины. Ин-т экономики / Отв. ред. А. Н. Алымов. Киев: Наукова думка, 1993. — 190 с.
  212. Э.А. Управление фирмой. М.: «Акалис», 1996. — 516 с.
  213. Х.А. Оценка конкурентоспособности автомобилей // Грузовик. 2000. — № 3. — С. 25−26.
  214. Х.А. Оценка конкурентоспособности новой техники // Маркетинг. 1998. — № 6. — С. 25−36.
  215. Х.А. Оценка экономической эффективности, качества и конкурентоспособности изделий машиностроения // Машиностроитель. -2000.-№ 5.-С. 2−12.
  216. P.A. Стратегический менеджмент: Уч. пособие. -М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997. 304 с.
  217. P.A. Инновационный менеджмент: Уч. для вузов. -М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. 600 с.
  218. P.A. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА-М. — 2000. — 312 с.
  219. P.A. Менеджмент конкурентоспособности товара. -М.: АО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 1995. 55 с.
  220. P.A. Производственный менеджмент: Уч. для вузов. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. — 447 с.
  221. P.A. Система менеджмента: Учебно-практическое пособие, 2-е изд. -М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997. 352 с.
  222. Р.А. Стратегический маркетинг как инструмент повышения конкурентоспособности России // Стандарты и качество. 2000.- № 8. С. 42−49.
  223. И.Ю. Стратегический маркетинг для российских промышленных предприятий: (Особенности взаимоотношений стратегического маркетинга с отечественным производством) // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1997. — № 7. — С. 40−46.
  224. А.П. Вопросы оценки технико-экономической эффективности разрабатываемой и выпускаемой технической продукции // Стандарты и качество. 1995. — № 6. — С. 53−54.
  225. O.K. Проблема повышения уровня конкурентоспособности продукции предприятий // Пищевая промышленность. 1999. № 3. С. 30.
  226. Финансовый менеджмент / Г. Б, Поляк, И. А. Акодис, Т. А. Краева и др.- Под ред. проф. Г. Б Поляка. М: Финансы, ЮНИТИ, 1997. -516с.
  227. Финансовый менеджмент: теория и практика / Под ред. Е. С. Стояновой. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во «Перспектива», 1998. — 656 с.
  228. П. Прямые иностранные инвестиции для России: Стратегия возрождения промышленности. М. 1999. С. 331
  229. В. Государственное управление прикладной наукой как условие повышение конкурентоспособности продукции и услуг // Маркетинг.- 1998.-№ 4.-С. 3−21.
  230. К.В., Гафт М. Г., Сергеев В. И. Многокритериальный подход к оценке конкурентоспособности качества проектируемой промышленной продукции // Проблемы машиностроения и автоматизации. -1992,-№ 6.-С. 3−12.
  231. К.В., Сергеев В. И., Гафт М. Г. Многокритериальный подход к оценке технического уровня промышленной продукции // машиностроение. 1988. — № 6. — С. 3−12.
  232. Ю., Шелухин П., Белов А. Все лучшее себе // Секрет фирмы. № 1. 23 сентября — 6 ноября 2002 г. С.1
  233. Харрингтон Джеймс X. Управление качеством в американских корпорациях: Сокр. пер. с англ. / Предисл. Т. Дж. Питерса, Авт. вступит. Статьи и науч. ред. JI.A. Конарева. -М.: Экономика. 1990. 271 с.
  234. Хойер Вольфганг. Как делать бизнес в Европе: Пособие для сотрудников внешнеторговых организаций, совместных предприятий, смешанных фирм, кооперативов. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1991.-253 с.
  235. И.И. За какими системами качества будущее? // Методы менеджмента качества. 2000. — № 7. — С. 8−10.
  236. И.И., Львов Н. Конкурентоспособное качество отечественной продукции ключевая проблема выхода России из экономического кризиса // Стандарты и качество. — 1994. — № 6. — С. 47−50. -№ 8.-С. 8−11.
  237. C.B. Методы оценки рыночных позиций фирмы // Мировая экономика и международные отношения. 1991. — № 6. — С. 105 112.
  238. Ю.М., Шевченко И. Ю. Экономические отношения в «Треугольнике» Япония-новые индустриальные экономики Азии-США / Рос. Академия наук. Ин-т востоковедения. М: Наука, 1992. — 187с.
  239. Л.В., Клюева Т. А. Уровень конкурентоспособности новой продукции и управление нововведениями // Стандарты и качество. -1999.-№ 1. С.51−53.
  240. Н.И. Конкурентоспособность товаров и предприятий. 2-е изд. — Новосибирск: СиУПК, 1998. — 52 с.
  241. В.Е. «Менеджмент качества» в системе современного менеджмента // Стандарты и качество. 1997. — № 6. — С. 48−50.
  242. Шонбергер Ричард Дж. Японские методы управления производством: Девять простых уроков / Пер. с англ. М.: Экономика, 1988. -250 с.
  243. Экономическая эффективность инвестиций в научно-технические проекты: концепция, методы и модели оценки // Эконометрика и коммерция. 1995.-№ 4.-С. 14−24, 1996.-№ 1.-С. 3−14.
  244. А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебно-практическое пособие. М.: АКАЛИС, 1996 — 272 с.
  245. А.Ю. Секреты финансовой устойчивости международных монополий. М.: Финансы и статистика, 1991. — 191 с.
  246. А.Ю. Типы конкурентной стратегии: «биологический» подход к классификации компаний // Мировая экономика и международные отношения. 1990.-№ 10.-С. 51−65.
  247. А.Ю. Фирмы и рынок. М.: Знание, 1990. — 62 с.
  248. Ю. Предпосылки преодоления инвестиционного кризиса //Экономист. 1998. № 1.
  249. А. Макроэкономические сдвиги и развитие конкуренции в российской экономике // ЭКО. 1995. — № 3. — С. 99−114.
  250. A.M. технический прогресс, конкурентоспособность продукции и информация как факторы развития экономики машиностроения // Стандарты и качество. 1993. — № 4. — С. 26−28.
  251. П. регулирование конкуренции в европейских сообщества// Внешняя торговля. 1991. -№ 11. — С. 21−25
  252. Н.С. Конкурентоспособность промышленного предприятия. Саратов. 1997.
  253. Cartin Thomas J/ Principles and practices of TQM. 1993. 241 p.
  254. Charles N. Weaver. TQM: A step-by-step guide to implementation. 1991.235 р.
  255. Crosby Ph. Quality without Tears. 1984.
  256. Euroka Bill. Quality function deployment // Qual, Today. 1989. May. P. 33−39
  257. Hitoshi Kume. Statistical methods for quality improvement. 1987/213 p.
  258. Juran J.M. A history of managing for guality: the evolution, trends, and future directions of managing for quality. 1995. 688 p.
  259. Juran J.M., Grina F.M. Juran"s Quality Control Handbook. 4th edition, Mc Graw-Hill, New York, 1988.
  260. Mark Graham Brown. Baldrige award winning quality: how to interpret the Malcolm Baldrige award criteria, fifth Edition. 1995. 438 p.
  261. Oakland J. Total Quality Management: The route to improving performance. 2nd edition. Butterworth Heinemann, 1994.
  262. Porter M.E. Competition in Global Indastris. Boston. 1986- Poretr M.E. The Competitive Advantade of nations. New York. 1990
  263. Quality Function Deployment: a Tool or a Phylosophy // SAE Techn. Pap. Ser. 1989. N890163. P. 1−4
  264. Scott В., Todge G.C., Bower J.L. U.S. Competitiveness in the World Ecjnjmy. Boston. 1985- Zusman S., Tyson. American Industry in International Comptition Government Policies and Corperate Strategies. Ithaca, N. London. 1983
  265. The OECD Observer. 1996. № 97. P3.271. www.vedomosti.ru/stories/2002/09/24−55−02.htnt272. wysiwyg://41/http:/www.altrc.ru/common/art73.shtml
Заполнить форму текущей работой