Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие сферы услуг как фактор стабилизации рынка труда региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна исследования состоит в разработке научных, методических и практических рекомендаций по стабилизации регионального рынка труда на основе развития сферы услуг. Наиболее значимые положения научной новизны, принадлежащие лично автору и выносимые на защиту, заключаются в следующих положениях: на основе изучения взаимовлияния процессов развития сферы услуг и движения рабочей силы… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Особенности развития сферы услуг
  • 1. 1 Анализ структурных преобразований в экономике РФ I 2 Основные тенденции в развитии и трансформации сферы услуг
  • 1. 3 Исследование влияния общественных потребностей на развитие сферы услуг
  • 2. Место сферы услуг в системе формирования рынка труда региона
  • 2. 1 Трудовой потенциал развития сферы услуг
  • 2. 2 Принципы формирования и функционирования сбалансированной системы обеспечения трудовыми ресурсами сферы услуг
  • 3. Методические основы стабилизации рынка труда региона за счет развития сферы услуг
  • 3. 1 Методические подходы к прогнозированию структурных сдвигов спроса и предложения рабочей силы для сферы услуг

3 2 Методические рекомендации по разработке кадровой политики сферы услуг на основе маркетинговых стратеги 3 3 Практические рекомендации по организации переподготовки и повышения квалификации профессиональных кадров для сферы услуг

Заключение

Развитие сферы услуг как фактор стабилизации рынка труда региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Закономерностью социально-экономического развития последних 50-ти лет является процесс «дезиндустриализации», представляющей собой постепенный переход от «индустриального» к «постиндустриальному» обществу, получившему также название «общества потребления». Это означает, что происходит переориентация экономической деятельности в сторону потребления. Все большую роль в экономике различных стран играет сфера услуг как важный источник удовлетворения потребностей населения. Процесс дезиндустриализации сопровождается рядом структурных преобразований, в том числе и в области занятости. Повышение производительности труда, переход на все более специализированные технологии вызывает значительное высвобождение рабочей силы из ресурсного и промышленного секторов и перетекание их в сферу услуг.

В современных российских условиях это тем более актуально, т.к. структурная перестройка национальной и региональных экономик, посткризисные явления вызвали значительные изменения в занятости. Сфера услуг, обладая определенным потенциалом развития, становится достаточно значимым фактором социально-экономической стабилизации рынка труда. В первую очередь это относится к стабилизации региональных рынков труда, так как сфера услуг подвержена значительному влиянию региональных особенностей и ее деятельность носит, как правило, локальный характер.

Степень изученности проблемы. Научные аспекты данного исследования формировались на основе изучения, анализа и переосмысления теоретических и методологических разработок как отечественных, так и зарубежных ученых. Проблемам экономики и экономических отношений в сфере услуг, вопросам управления и регулирования ее развития посвятили свои работы видные отечественные ученые-экономисты, такие как Г. А. Ахинов, A.M. Бабьч, Е. В. Егоров, Л. И. Ерохина, Е. Н. Жильцов, Т. И. Корягина, Н. А. Платонова, И. А. Рождественская, В. М. Рутгайзер, Л. Б. Сульповар, В. Ф. Уколов, А. В. Шаронов, Я. С. Ядгаров и другие.

Теоретические и практические аспекты рынка труда, трудовых ресурсов, основоположниками которых являются А. Смит, Д. Рикардо, Д>х.С. Милль, А. Маршалл, Ф. Тейлор, в отечественной экономической науке XX века нашли отражение в трудах В. Д. Патрушева, В. К. Потемкина, В. В. Потапова, В. А. Ядова и других.

Вопросы влияния на рынок труда развития сферы услуг, кадровой политики в этой сфере, отраслевой подготовки кадров для ее учреждений и предприятий в течение значительного периода времени являются одними из основных предметов исследований таких отечественных специалистов, как С. В. Андреев, В. Ю. Морозов, JI.C. Морозова, А. Г. Новицкий и другие.

Таким образом, отдельные аспекты исследования достаточно широко рассматриваются в отечественной и зарубежной экономической литературе. Однако современное состояние рынка труда требует переосмысления ряда положений, в частчости, разработки ряда методических и практических рекомендаций по его стабилизации в регионе на основе развития сферы услуг.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является разработка научно-методических и практических рекомендаций по стабильному формированию регионального рынка труда на основе развития сферы услуг.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: исследовать особенности функционирования сферы услуг, этапы ее становления и трансформации, направления г дальнейшего развития в период перехода к, постиндустриальному обществу;

• обосновать место сферы услуг в системе потребления трудовых ресурсов в условиях высвобождения занятых в промышленности и других отраслях экономикивыявить объективные возможности сферы услуг как основного источника обеспечения стабильности регионального рынка трудасформулировать методические подходы к прогнозированию структурных сдвигов спроса и предложения рабочей силы для сферы услугразработать методические рекомендации по кадровой политике сферы услуг на основе маркетинговых стратегийпредложить практические рекомендации по механизму переподготовки и повышения квалификации профессиональных кадров для сферы услуг.

Предмет и объект исследования. Предметом диссертационного исследования являются социальные, экономические и организационные основы функционирования, а также потенциал развития сферы услуг.

В качестве объекта исследования выступает сфера услуг как фактор обеспечения социально-экономической стабильности рынка труда региона.

Теоретико-методологической основой исследования послужили фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых в области современных проблем развития сферы услуг, экономики труда, государственього регулирования региональной экономики.

Методической основой исследования являются диалектический метод познания, методы логического, экономико-статисгического и социального анализа, методы сравнения и группировок, методы экспертных оценок.

Информационну юбазуисследования составили законодательные акты РФ, нормативные документы министерств и ведомств, материалы органов исполнительной власти РФ по вопросам развития экономики и проблемам занятости, данные Госкомстата РФ, данные зарубежной статистики, а также результаты научных исследований, выполненных автором и при его участии по актуальным проблемам развития сферы услуг и экономики труда.

Научная новизна исследования состоит в разработке научных, методических и практических рекомендаций по стабилизации регионального рынка труда на основе развития сферы услуг. Наиболее значимые положения научной новизны, принадлежащие лично автору и выносимые на защиту, заключаются в следующих положениях: на основе изучения взаимовлияния процессов развития сферы услуг и движения рабочей силы определено ее место в системе потребления трудовых ресурсов. Разработана система критериальных признаков классификации отраслей и отраслевых групп услуг с точки зрения способности к самостоятельному поглощению избытков рабочей силы, предложена соответствующая классификацияна основе изучения профессионально-квалификационной структуры незанятого населения, профессиональной ориентации молодежи выявлены трудовой потенциал регионального развития сферы услуг и основные направления кадровой политикиразработаны методические подходы к прогнозированию возможных структурных изменений спроса и предложения рабочей силы для сферы услугпредложены методические рекомендации по формированию и реализации кадровой политики сферы услуг региона на основе маркетинговых стратегий, разработаны практические рекомендации по внедрению системы обеспечения и контроля профессионально-квалификационного соответствия работников сферы услуг современным требованиям.

Практическая значимость исследования. Положения и выводы диссертационного исследования имеют практическое значение для определения региональной политики сбалансированного развития сферы услуг и рынка труда, для разработки региональных программ социального развития, решения вопросов социально-экономической стабилизации региона посредством рационализации занятости, преобразования механизмов управления, регулирования и ресурсного обеспечения данных процессов Основные методические и практические положения и выводы исследования сформулированы в виде конкретных рекомендаций и могут быть использованы региональными и муниципальными органами управления.

Заключение

.

Историческая ретроспектива показывает, что в странах с рыночной экономикой рост занятости в сфере услуг шел параллельно с общим экономическим развитием страны, наиболее богатые развитые страны имели более высокую долю занятых именно в этом секторе.

Структурные сдвиги на рынке труда всегда влекут за собой потенциальную возможность возникновения социальных конфликтов. Высвобождаемое трудоспособное население теряет возможность обеспечивать свое благосостояние посредством собственного труда, что влечет за собой социальную напряженность.

Необходимо отметить, что сфера услуг в данной ситуации играет двоякую положительную роль Во-первых, являясь основным звеном предоставления благ населению, она удовлетворяет потребности населения в товарах и услугах, повышает уровень и качество жизни, способствует территориальному экономическому развитию, обеспечивает значительную долю валового внуфеннего продукта.

Во-вторых, специфические черты рынка услуг позволяют судить о нем, как одном из основных источников стабилизации региональных рынков труда. Быстрое развитие сферы услуг позволяет включить в трудовой процесс значительный объем высвобожденной рабочей силы Тем более, что перманентное расширение перечня оказываемых услуг, усложнение технологий позволяют использовать в процессах обслуживания представителей практически всех категорий трудовых ресурсов.

Однако, по нашему мнению, не все отрасли и направления деятельности, входящие в состав сферы услуг способны в одинаковой степени к развитию и поглощению излишков трудовых ресурсов. Как известно, темпы и условия развития тех или иных видов услуг значительно различаются. Нами предложена система критериальных признаков классификации отраслей и отраслевых групп услуг с точки зрения способности к самостоятельному поглощению избытков рабочей силы.

Гипертрофированное развитие промышленности и недооценка сферы услуг были характерны для всей послевоенной политики экономического развития стран плановой экономики. Структура видов экономической деятельности приобретала все более деформированный характер, структура распределения рабочей силы не соответствовала реальной потребности в общественном труде. Между тем темпы падения объемов услуг были меньшими, чем падение объемов производства ВВП и товаров. В последние годы наблюдаются устойчивые тенденции роста объемов производства практически по всем отраслям и видам деятельности сферы услуг.

Динамика структуры занятости в России так же свидетельствует о возрастающей роли сферы услуг. Неизбежный масштабный сдвиг в системе рабочих мест России с изменением ее структуры в пользу сферы услуг уже начался и иллюстрируется рядом показательных данных.

За период с 1992 по 2000 годы отраслевая структура рабочих мест претерпела существенные изменения. Значительно снизилась доля рабочих мест в таких отраслях экономики как промышленность и строительство. На транспорте и связи доля рабочих мест оставалась достаточно стабильной.

Устойчиво росла доля рабочих мест в торговле, общественном питании, материально-техническом снабжении, сбыте, заготовках. В целом количество рабочих мест и спрос на рабочую силу в отраслях сферы услуг вырос и продолжает расти, но пока еще не в такой мере, чтобы компенсировать его падение в производственной сфере.

Автор не разделяет точку зрения специалистов, считающих, что рост доли услуг в макроэкономических показателях экономики России является избыточным, а также с утверждением, что чрезмерное развитие сферы услуг, отвлекая рабочую силу из материального производства, выступает, в конечном счете, как фактор, тормозящий экономический рост, хотя бы потому, что показатели занятости в сфере услуг России отстают от аналогичных в США почти в два раза.

Оценивая соотношение потребности сферы услуг в кадрах и сложившуюся ситуацию с предложением рабочей силы, автор считает необходимым ввести понятие трудового потенциала развития сферы услуг в регионе. Это понятие включает, на наш взгляд, три основные составляющие: потенциал спроса, подразумевающий целесообразность и возможность развития той или иной отрасли или группы услуг с точки зрения наличия спроса на их продуктпроизводственный потенциал, в самом широком смысле понимаемый как существование в регионе предпринимательской активности, направленной на сферу услуг, и поддерживаемой региональным и местным управлением, в сочетании с наличием производственной базытрудовой потенциал, предполагающий наличие трудовых ресурсов, которые могут быть вовлечены в деятельность в сфере услуг.

В состав трудового потенциала нами включены три эпемента: демографический потенциал, потенциал образовательный и потенциал адаптационный. Эти три элемента взаимосвязаны между собой.

Демографический потенциал характеризует тенденции движения населения в регионе (прирост населения, половозрастная структура и т. п., рассматриваемые в динамике).

Образовательный потенциал является характеристикой интегральной и включает в себя, с одной стороны, учащихся всех видов образовательных учреждений, имеющих отношение к подготовке кадров для сферы услуг, выпускников школ, имеющих и не имеющих профессиональную ориентацию, а, с другой стороны, возможность получения в регионе профессиональных знаний, связанных с деятельностью в сфере услуг.

Адаптационный потенциал подразумевает наличие незанятого населения, готового и способного перестроиться и приспособиться к новым складывающимся условиям. Вообще адаптационный и образовательный потенциал, рассматриваемый с точки зрения человеческого фактора, в совокупности представляют собой категорию, называемую различными авторами трудовыми резервами. В их состав входят выпускники учебных заведений, военнослужащие, подлежащие увольнению (по разным причинам), домашние хозяйки, решившие пойти работать, а также лица, лишенные свободы, но амнистированные или ожидающие досрочного освобождения. Мы считаем, также, что к данным категориям в определении адаптационного потенциала необходимо отнести и безработных, как активно ищущих работу по специальности, так и готовых к переобучению. По нашему мнению, это основная движущая сила развития сферы услуг в регионе, так как данная категория уже имеет опыт трудовой деятельности, и ее трудовое поведение уже в основном сформировано. Рассматривая структуру трудового потенциала развития сферы услуг, необходимо отметить, что: основная масса высвобождаемого населения имеет техническое профессиональное образование преимущественно начального и среднего уровняподавляющее большинство находится в трудоспособном возрасте, причем такая тенденция характерна для всех отраслей (разброс составляет 90,4% - 94,7%) — не имеет опыта работы примерно от 8% до 15% от общего числа безработныхне имеют профессионального образования около 45% от общего числаболее половины всех увольняемых с работы во всех отрасляхженщины.

Рассматривая профессиональную ориентацию молодежи на базе рейтинга выбираемых профессий среди выпускников и школьников старших классов, можно отметить следующие тенденции: востребованность профессий распределилась следующим образом: автодело (19%), пользователи ЭВМ и парикмахеры (по 14%), предпринимательство и секретарь офиса (по 11%), помощник юриста (9%), программист и медицинский персонал (по 7%), резчик по дереву (3%) — наиболее высокий процент по мотивации выбора набрал фактор «самостоятельный выбор» .

В целом трудовой потенциал развития сферы услуг в России характеризуется двумя полярными тенденциями: наличие у одной части достаточно серьезного профессионального образования и отсутствие базового общего образования у другой. Особенные сложности создаются преобладанием женского населения среди безработных. Учитывая, что существующий спрос на рабочую силу в сфере услуг ориентирован на профпригодность соискателей — к кандидатам предъявляются довольно жесткие требования: высокий образовательный ценз, опыт работы, узкая специализация, возрастные ограничения, дополнительные навыки. Возможность получения соответствующей подготовки в регионах России зачастую весьма ограничена. Это обстоятельство диктует необходимость участия государства в процессах обеспечения сферы услуг кадрами.

Таким образом, сложившаяся профессионально квалификационная структура трудового потенциала, а также система подготовки новых специалистов для сферы услуг требуют не просто совершенствования, а кардинальной перестройки В первую очередь эта задача должна решаться именно на региональном уровне, так как вопросы удовлетворения потребностей регионального развития находятся в непосредственной компетенции региональных и местных органов управления.

Основным направлением достижения поставленных целей является создание и регулирование функционирования сбалансированной системы обеспечения трудовыми ресурсами сферы услуг с учетом перспективных направлений развития, сложившегося трудового потенциала и образовательных возможностей региона.

Автором предлагаются следующие основные принципы ее формирования и осуществления деятельности * активное участие региональных и местных органов власти как основного координирующего и контролирующего звена процессов стабилизации рынков труда посредством увеличения доли занятости в сфере услугактивное взаимодействие предприятий, учебных заведений, центров занятости, школ, структур поддержки предпринимательства в организации профессиональной ориентационной работы, подготовки кадров всех категорий, повышения их квалификации, а также переобучения незанятого населения;

• организация данной работы на базе прогнозных разработок возможных структурных изменений в конъюнктуре потребления, а также структуре занятости;

• координация развития сферы услуг с учетом потребностей региона и уже сложившегося профессионально-квалификацинного потенциала трудовых ресурсовиспользование специального инструментария, позволяющего корректировать тактику регионального развития в области сбалансирования занятостимаксимально широкое вовлечение в процессы создания рабочих мест для сферы услуг и условий рационального приложения трудового потенциала внебюджетных источников финансированияпривлечение к решению проблем всех потенциально заинтересованных региональных структур в качестве инвесторов, учредителей, разработчиков программ, требований к персоналу и т. п.

Одним из важнейших инструментов решения перечисленных выше задач может стать прогнозирование возможных структурных изменений спроса и предложения рабочей силы в сфере услуг.

Автором предложены методические подходы к проведению таких исследований.

Процесс прогнозирования данных показателей, будучи способом научного предвидения, должен базироваться на ежегодно разрабатываемых перспективных сценарных условиях развития экономики региона в целом и отраслей сферы услуг в частности.

Система прогнозирования структурных изменений спроса и предложения рабочей силы взаимодействует как с системой прогнозирования экономического развития отраслей сферы услуг, гак и с системой регионального прогнозирования. Соответственно, и отрасли, и регион ставят перед ней свои цели. Причем цели развития отраслей могут быть слишком узкими для региона, и наоборот.

Предлагаемый двухуровневый подход к прогнозированию: на уровне региона и на уровне сферы услуг, обуславливает, по нашему мнению, два основных критерия его эффективности. С точки зрения сферы услуг — достижение равновесного объема спроса и предложения услуг с целью повышения уровня удовлетворения потребностей населения и хозяйствующих субъектов. С точки зрения региона — стабилизация и рационализация регионального рынка труда с целью снижения социальной напряженности и повышения уровня реальных доходов населения.

Необходимо отметить, что принятие обоснованных управленческих решений на всех уровнях в области обеспечения кадрами сферы услуг требует достаточно обширной информационной базы, характеризующей количественные и качественные характеристики потребности в подготовке и переподготовке всех категорий работников.

На наш взгляд, в условиях рынка этого можно достичь, основываясь на принципах маркетинга. Причем, применение маркетинговых стратегий в данном случае подразумевает два аспекта: формирование политики обеспечения кадрами сферы услуг в соответствии с фактическим спросом на услуги- • формирование политики регулирования регионального рынка труда с учетом тенденций развития сферы услуг как сегмента потребления трудовых ресурсов региона.

Исследования, построенные на базе маркетингового инструментария, изначально являются нацеленными на эффективный сбор необходимого комплекса данных. Выбор стратегии управления в формировании предложения новых кадров и повышения квалификации уже участвующих в процессе воспроизводства услуг, должен быть, на наш взгляд, связан с рассмотрением стратегий конкуренции, например, на основе матрицы «товар — рынок», а также анализом и сегментацией существующего и потенциального рынка.

Исследование предполагает прежде всего две парадигмы анализа: во-первых, рыночную, в соответствии с которой ситуация в сфере труда и занятости рассматривается с точки зрения «спроса» и «предложения», и, во-вторых, отраслевую парадигму, в соответствии с которой исследуется кадровое обеспечение работы различных предприятий сферы услуг по отраслям и специальностям.

По своей сути такие исследования являются информационным инструментом реализации принципов формирования и функционирования системы обеспечения трудовыми ресурсами сферы услуг, а также информационной базой стабилизации социально-экономической ситуации в регионе за счет сбалансированного развития сферы услуг и рынка труда.

Решение задачи стабилизации рынка труда за счет развития сферы услуг невозможно без заинтересованности и активного участия предприятий, некоммерческих организаций и государственных или муниципальных органов управления в вопросе подготовки и переподготовки кадров. Потребность в работе над данной проблемой объясняется необходимостью: • обобщить имеющийся опыт, что невозможно сделать без предприятий, которые имеют практические наработки и государственных органов управления, главной целью которых является защита прав потребителей, малоимущих слоев населениякроме того, в первую очередь, следует установить потребности, требования, предъявляемые предприятием к данной системе повышения квалификации, к будущим специалистам, а также цель, которую преследует предприятиепринять во внимание, проанализировать и выделить возможные к применению в российской практике наработки, сделанные за рубежом, для чего следует привлекать специалистов некоммерческих организаций, в том числе и отраслевых ассоциаций и союзов, а также высших учебных заведений и учреждений среднего образованияиспользовать научную базу, результаты научных исследований для создания системы обучения, программ, форм и методов, приемлемых для специалистов конкретной сферы услуг, что в основном осуществляется силами специалистов учебных заведений и научны ч организацийбез заинтересованности граждан в получении более высокой квалификации, возможности заниматься новой профессией программы переподготовки и другие не будут иметь успеха.

По мнению автора, переподготовка и повышение квалификации могут осуществляться по нескольким схемам. Первый варианткогда предприятие напрямую заказывает учебному заведению переподготовку или повышение квалификации, второй вариантэтот процесс регламентируется государственными или муниципальными органами управления, третий вариант — учебный процесс координируется отраслевой общественной организацией. Необходимо подчеркнуть, что отношения субъектов рассматриваются не как единовременные, а постоянные, поскольку, переподготовка, повышение квалификации и/или аттестация должны быть систематическими.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации М.: 1993
  2. Кодекс законов о труде Российской Федерации.- М.: 1996
  3. Постатейный Комментарий к КЗоТ РФ (под редакцией Гусова1. К.Н.).
  4. Гражданский кодекс РФ (части 1 и 2) М.: 1995
  5. Закон Российской Федерации «О собственности в РСФСР» М.:1991
  6. Закон Российской Федерации «О внесении изменений идополнений в Закон Российской Федерации „О занятости населения в Российской Федерации“ от 20.04.1996 г. № Зб-ФЗ.
  7. Указ Президента Российской Федерации от 21.04.1993 г. № 471
  8. О дополнительных мерах по защите трудовых прав граждан Российской Федерации».
  9. Указ Президента Российской Федерации от 28 марта 1993 г. № 409
  10. О защите сбережений граждан Российской Федерации" //Экономика и жизнь. -1993.-№ 13.-С.3.
  11. Указ Президента Российской Федерации «О неотложных мерах, по стабилизации уровня жизни населения Российской Федерации в 1993 году"//. «Экономика и жизнь» -М.: 1993, № 13.
  12. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 6.05.1995 г. № 9 «Об утверждении «Положения по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите».
  13. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21.07.1997 г. № 41 «Об утверждении «Положения о порядке оказания гражданам содействия в трудоустройстве в другой местности».
  14. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.04.1997 г. № 458 «Об утверждении «Порядка регистрации безработных граждан».
  15. Решение Правительственной Комиссии по предотвращению критической ситуации на рынке труда в отдельных регионах Российской Федерации (протоколы № 4 от 5.08.1994 г. и № 5 от 21.10.1994 г.).
  16. Приказ Федеральной службы занятости России от 25.07.1994 г. № 107 «Об утверждении «Порядка оказания финансовой помощи работодателям на организацию дополнительных рабочих мест для обеспечения трудоустройства и занятости безработных граждан».
  17. Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики. 6. 1997.
  18. А.В. Методологические проблемы и концепцияреформирования управленческой деятельности: Автореф. Дис. На соиск. Учен. Степ. Канд. Экон. Наук: (08.00.05) / М., 1998.
  19. Академия рынка. Маркетинг /Под ред. Худокориева А. Г.: Пер. с фр. -М.: Экономика, 1993.
  20. Н.К. Рынок труда и его регулирование в условиях переходной экономики: Автореферат дис. на соиск. учен. степ, канд. экон. наук (08.00.01)-Уфа, 1997.
  21. А.Г. Влияние рынка труда на профессиональную подготовку специалистов.//Автореф. Дисс. На соиск. уч.ст. к.э.н. М., 1998.
  22. С.В. Кадровый потенциал в условиях становления рынкатруда: Автореферат дис. на соиск. учен. степ. д-ра. экон. наук (08.00.07)/ Ин-т рынка труда м-ва труда и соц. развития РФ М, 1998.
  23. А.В. Юность нации: жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса: 4-е изд.- М.: Политиздат, 1985.
  24. Л.Н. Прогнозирование структуры и тенденций развиия системы бытового обслуживания региона. //Автореф. дисс. на соиск. учен. ст. канд. экон. наук. М., 1985.
  25. А.А. Формирование и развитие экономических институтов внутрифирменного управления: Автореферат дис.
  26. На соиск. Учен. Степ. Канд. Экон. Наук: (08.00.05). СПб. 1997.
  27. Э.Б., Стиглиц Д. Э. Лекуии по экономической теории государственного сектора.//М., 1995.
  28. Ахинов Г. А Экономические основы социальной политики государства в условиях переходной экономики России. М.: ТЕИС, 1998.
  29. Г. А. Социальная политика в условиях переходной экономики // Структурные проблемы развития экономики социальной сферы в рыночных условиях / Под ред. Е. Н. Жильцова, П.Н. Дома-нова. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1998.
  30. Э.Ф. Оптимизация организационной структуры системы управления производством: Автореферат дис. На соиск. Учен. Степ. Канд. Экон. Наук: (08.00.05).-Уфа, 1997.
  31. Р.Д. и др. Информация и риск в маркетинге. //М., Финстатинформ, 1993.
  32. A.M., Егоров Е. В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. Казань, 1996.
  33. Базовая модель региональной и муниципальной программ поддержки малого бизнеса. //М., ЦсиЭИ, 1998.
  34. И.Ф. Отраслевая система обучения кадров. //М., 1979.
  35. В.А. Оценка затрат и результатов управленческого труда на предприятиях (Исследование вопросов методологии): дис. в виде науч. доклада на соискание уч. степени доктора эк-ких наук (08.00.07)/ Ин-т труда м-ва труда и соц. развития РФ М, 1998.
  36. И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? М.: Финансы и статистика. 1995.
  37. В.П. Региональные проблемы управления и планирования сферы обслуживания. //М, Наука, 1989.
  38. Дж.Ф., Штайнхоф Д. Основы управления малым бизнесом. //М., Биком, 1997.
  39. Т. Как улучшить управление организацией. Пособие для руководителя.//М., 1995.
  40. Ф. Изучение рынков. Академия рынка. Пер. с фр. //М., Экономика, 1993.
  41. Т.А. Факторы повышения финансовой устойчивости предприятий в условиях рыночной экономики: Автореферат дис. На соиск. Учен. Степ. Канд. Экон. Наук: (08.00.05). М., 1998.
  42. И.В. Управление бытовым обслуживанием на региональном уровне. //Автореферат диссертации к.э.н. М., ГАСБУ, 1996.
  43. И.В., Морозова J1.C. Маркетинговые подходы формированию региональной кадровой политики/Материалы научно-практической конференции «Проблемы практического маркетинга в сфере сервиса». М., 2000.
  44. С.Д. Развитие общества в теории социальных альтернатив. М.: ИЭ РАН, 1994.
  45. Ш. М. Реформирование государственных промышленных предприятий в рыночные структурные формирования: Автореферат дне. На соиск. Учен. Степ. Докт. Экон. Наук: (08.00.05). Казань, 1997.
  46. Г. М. Социально-экономические проблемы перехода сферы услуги к рынку. //М., 1993.
  47. Я.Т. Совершенствование региональной занятости населения в условиях становления рынка труда.: Автореферат дне. на соиск. учен, степ д-ра. экон. наук (08.00.07)/ М, 1997.
  48. А.О. Занятость и государство в переходной экономике./ МГУ им. М. В. Ломоносова эк., фак. М.: ТЕИС, 1998.
  49. Вестник Московского университета, сер.6 «Экономика», 2000, № 2.
  50. А.П., Матирко В. П., Модин А. А. Управление персоналом в условиях рыночной экономики: опыт ФРГ. М.: Дело, 1992.
  51. A.M. Швеция: социально-экономическая модель. М.: Мысль, 1991.
  52. Е.А. Эффективность развития организационных структур предприятий (на примере мебельных предприятий pei ионов): Автореферат дис. На соиск. Учен. Степ. Канд. Экон. Наук: (08.00.05). Саратов, 1999.
  53. Э.Б. Кадровая политика в социально-экономических системах на макро и микроэкономических уровнях: Автореферат дис. на соиск. учен. степ. д-ра. экон. наук (05.13.10, 08.00.07)/ Гос. акад. управл. Им. С. Орджоникидзе М., 1998.
  54. Е.Т., Шаталин С. С. Экономическая реформа: причины, направления, проблемы. М.: Экономика, 1989.
  55. В.М., Игнатьев С. М., Моргунов «В.И. Микроэкономика: В 2-х т.—СПб.: Экономическая школа, 1994.
  56. А., Шредер И. Руководитель сообразно ситуации. М.: 1994.
  57. И.Н. Маркетинг: методические рекомендации и система показателей. -М.: МТИМО, 1994.
  58. . Политическая экономия настоящего и будущего. СПб.: 1869.
  59. Государственная поддержка предпринимательства: концепция, формы и методы. Центр комплексных социальных исследований и маркетинга.//М» 1995.
  60. Государство и рынок. //М., луч, 1993.
  61. М.В., Корытов К. Г. Трудовой коллектив: проблемы развития. М.: Изд-во Полит. Лит-ры, 1975.
  62. Дж. (мл.), О. Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. Пер. с англ. М.: Экономика, 1991.
  63. В.П., Грибов В. Д. Экономика предприятия. М.:1. МИК», 1996.
  64. Э. Высокоэффективный менеджмент. -М.: Экономика, 1996.
  65. Д.К. Новое индустриальное общество / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1969.
  66. Н.М. Регулирование регионального рынка услуг: содержание, пути совершенствования. С.-Пб., 2000.
  67. М. Бюджетная политика в современной России // Моск.1. Центр Карнеги. М., 1997.
  68. Э.Дж., Линдей Д. Е. Рынок: микроэкономическая модель. Санкт-Петербург. Российско-Британское СП «Автокомп», 1992.
  69. В.В. Методология структуризации хозяйственных объектов: Автореферат дис. На соиск. Учен. Степ. Докт. Экон. Наук: (08.00.05).-СПб, 1998.
  70. Друкер Питер Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. -М.: 1992.
  71. С.А. Основы теории человеческого капитала. С-Пб., 1994.
  72. Г. А. Прогнозирование потребности в рабочих кадрах как необходимое условие их рационального использования.//Автореф. Дисс. На соик. Уч.ст. к.э.н. Харьков, 1987.
  73. Jl. И. Организационные структуры управления промышленными корпорациями США. М., Наука, 1983.
  74. Л.Г. Теория и практика принятия решений. М.: Экономика, 1984.
  75. Е.В. Экономика общественного сектора России: Курс лекций. М.: Экономический факультет, ТЕИС, 1998.
  76. Е.В. Эффективность социально-культурного комплекса. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989.
  77. Н.Н. Формирование рынка труда в переходной экономике.: Автореферат дис. на соиск учен. степ. канд. экон. наук (08.00.01)/ МГУ им. М. В. Ломоносова. М.: ТЕИС, 1998.
  78. М.Ю. Методы анализа и совершенствования организационных систем управления предприятием в условиях переходной экономики.: Автореферат дис. На соиск. Учен. Степ. Канд. Экон. Наук: (05.13.10). М&bdquo- 1998.
  79. Е.Н. Основы формирования хозяйственного механизма в сфере услуг. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.
  80. Е.Н. Особенности механизма хозяйствования в непроизводственной сфере // Актуальные проблемы экономики непроизводственной сферы. М., 1987.
  81. Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. М., Изд-во Моск. ун-та, 1995.
  82. Дж. М., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом. М.: Дело, 1993.
  83. . Менеджмент в условиях рыночной экономики. Теория и практика-Минск, МП «Энис», 1992.
  84. К. Японские методы управления качеством-М.: Экономика 1988.
  85. О.Ю. Структурное программирование и прогнозирование рабочих мест.// Автореферат дис. На соиск. Уч.ст. к.э.н. Киров, 2000.
  86. С. В. Основы реформирования социальной сферы // «Курс экономической теории». Гл. 50 / Под ред. А. В. Сидоровича. М.: МГУ, «ДИС», 1997.
  87. Каз М. С. Ценностно потребностный подход к трудовой деятельности в практике внутрифирменной мотивации труда: Автореферат дис. на соиск. учен. степ. д-ра. экон. наук (08.00.07)/Том. гос. ун-т- Томск, 1997.
  88. Как работают японские предприятия.: Сокр. пер. с англ./Под ред. Я. Мондена З. Н. и др.: Научн. ред. и авт. предисл. Д. Н. Барышев. М.: Экономика. 1989.
  89. С.А., Поляк Г. В. Ресурсы социального развития трудовых коллективов. М.: Экономика, 1989.
  90. . Деловая стратегия: концепция, содержание, символы. М.: Экономика, 1991.
  91. О.В. Управление деловой активностью предприятий как фактор стабилизации и подъема промышленного производства: Автореферат дис. На соиск. Учен. Степ. Канд. Экон. Наук: (08.00.05). Орел, 1998.
  92. Р.Б. Что знают экономисты? Основы социальной политики на 1990-е годы и в перспективе. М.: Квадрат, 1993.
  93. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег // Антология экономической классики. Т.2. М.: Эконов, 1993.
  94. Г. В. Организация и управление кадровым потенциалом в потребительской кооперации: Автореферат дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук (08.00.05)/ Белгор. ун-т. потреб, кооп., 1993.
  95. О.В., Кузнецов И. Н. Научные основы управления производством. М.: Политиздат, 1970.
  96. Г. В. Роль крупных предприятий в рыночной экономике: Автореферат дис. На соиск. Учен. Степ. Канд. Экон. Наук: (08.00.01). М., 1998.
  97. Концептуальные основы и исторический опыт развития социального рыночного хозяйства. М.: ИН РАН, 1998.
  98. Концепция развития сервиса МГУс. М., 1999.
  99. Э.М. Концепция менеджмента. М.: «Дека», 1998.
  100. ., Малева Т. 1995. Социальная политика в России в контексте макроэкономической реформы // Вопросы экономики. № 9. С. 4−16.
  101. Костарева J1.B. Проблема эффективного взаимодействия предприятия с макроэкономической средой: Автореферат дис. На соиск. Учен. Степ. Канд. Экон. Наук: (08.00.05). Пермь, 1998.
  102. И.М. Организационно-экономические проблемы диверсификации производства: Автореферат дис. На соиск. Учен. Степ. Канд. Экон. Наук: (08.00.05). Саратов, 1998.
  103. А.Л. Управление экономической надежностью хозяйственных систем: Автореферат дис. На соиск. Учен. Степ. Канд. Экон. Наук: (08.00.05). Н. Новгород, 1998.
  104. А. Экономические механизмы.:Пер. с фр. М.: «Международные отношения», 1993
  105. Кунц Г, О' Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ. Т. 1,2 М. Прогресс, 1982
  106. З.В. Наемные работники частного сектора // Общество и экономика, № 1,1994
  107. И. Эффективность управленческих решений. Пер. с чешек М: Прогресс, 1975
  108. Л.С. Морозова. Третичный сектор и рынок труда: вопросы теории и практики./ Монография., М, 1999
  109. В.П. «Формирование региональной кадровой политики малого предпринимательства» Автореферат диссертации на соик. уч. ст. к.э.н. М, 1999/
  110. Летнике • В. Б. Управленческие и социально-экономические аспекты адаптации предприятий при переходе к рынку: на примере предприятий с корпоративной формой собственности: Автореферат дис. На соиск. Учен. Степ. Канд. Экон. Наук: (05.13.10). -М., 1998.
  111. В.Н. Оптимизация при перспективном планировании и проектировании. М.: Экономика, 1984.
  112. Лившиц А-Я. Введение в рыночную экономику. М., Квадрат 1991
  113. Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса. СПб.: Формика, 1992.
  114. К.Р., Брю С.Л. «Экономикс»: принципы, проблемы и политика. Т.1, М., Республика, 1992
  115. К.Р., Брю С.Л. «Экономикс»: принципы, проблемы и политика. Т.2, М., Республика, 1992
  116. Маркетинг профессионального самоопределения и профессиональной ориентации старшеклассников. М., 1999.
  117. К. Капитал. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23
  118. В.И., Соболева И. В. Экономика человека. М., 1995.
  119. А. Принципы экономической науки: В 3 т. М: Прогресс, 1993.
  120. В. Изменения как объект теории и практики управления: (По материалам международной конференции «Реструктуризация организаций в переходной экономике: теория и практика», Москва, июнь 1998). //Проблемы теории и практики управления. 1998.
  121. Н.Н. Методы и модели стратегической структуризации предприятия: Автореферат дис. На соиск. Учен. Степ. Канд. Экон. Наук: (05.13.10).-СПб, 1998.
  122. А.М. Управление развитием организации: Автореферат дис. На соиск. Учен. Степ. Канд. Экон. Наук: (08.00.05). М., 1998.
  123. Материалы Всероссийского совещания «О состоянии потребительского рынка платных услуг населению РФ и перспективах его развития».// Миэкономики России, 1999.
  124. Менеджмент (Современный Российский менеджмент)./Под ред. Ф. М. Русинова и М. Л. Разу. -М.: ФБК-ПРЕСС, 1999.
  125. Н.Г. Микроэкономика.Лер. с англ. М.: МГУ, 1994.
  126. В.В. Региональное прогнозирвоание потребности и управление кадрами специалистов.// Автореферат дис. На соиск. Учен. Степ. К.э.н. Рига, 1988.
  127. Дж.С. Основы политической экономии и некоторые аспекты приложения к социальной философии: В 3 т. М.: Прогресс, 1980—1981.
  128. .З. Организационно-целевое управление. М.: Наука, 1980.
  129. .З. Реформы и управление реформами. М: ИЭРАН, 1994.
  130. Г., Чистяков И. Социальные аспекты рынка труда.// Общество и экономика, 1999, № 9.
  131. Модель человека в буржуазной политической экономии от Смита до Маршалла // Истоки М.: Экономика, 1989.
  132. Н.К. Стратегии маркетинга при подготовке кадров для предпринимательской деяетльности в малом бизнесе. //Автоматизация и современные технологии. 1997, № 3.
  133. В.Ю. Оценка уровня производительности труда в отрасли бытового обслуживания населения. М.: МТИ 1980.
  134. В.Ю. Предпринимательская деятельность и развитие делового образования (социально-экономический аспект). Москва, 1995.
  135. В.Ю. Резервы ускорения роста производительности труда на примере бытового обслуживания в условиях полного хозяйственного расчета/ МБОН ПСФСР, МТИ- М.: МТИ, 1989.
  136. Л.С. Рынок труда: теоретические аспекты./Сб. научн. трудов «Социальная сфера: проблемы развития в современных условиях. М., 2000, № 7.
  137. JI.C. Современные проблемы формирования и функционирования рынка труда./Материалы конференции «Индустрия сервиса XXI век». М., 1999.
  138. JI.C. Формирование третичного сектора как фактор социально-экономической стабилизации рынка труда региона./Монография. М., 2000
  139. JI.C., Вапнярская О. И. Уланов П.Е. Формы организации переподготовки и повышения квалификации кадров сферы услуг./ Сб. научн. трудов «Социальная сфера: проблемы развития в современных условиях. М., 2000, № 8, 0,6 п.л., в т. ч. лично- 0,2 п.л.
  140. Т.В., Дружинин П. В. Реформирование крупных предприятий как основа развития малого бизнеса // Проблемы региональной экономики. 1998. № 6/7/8.
  141. Н.Г. Принципы экономики. Санкт-Петербург, Питер Ком, 1999.
  142. А.А. Рынок труда: занятость и безработица. М. Международные отношения. 1991.
  143. А.Г. Занятость в сфере обслуживания населения. Социально-экономический аспект. -М.: Мысль, 1987.
  144. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг 1994−01−01, (в ред. Изменений 1/94, 2/95, 3/96 ОКДП).
  145. Общероссийский классификатор услуг населению. М., 1993
  146. Общесоюзный классификатор «Отрасли народного хозяйства» классификатор отрасли народного хозяйства»., 1.01.76 (в ред. 1997 г.).
  147. Общеэкономические концепции функционирования предприятия в условиях рынка / Под ред. Абрамова Г. Н. -Тольятти. Изд-во Поволжского технологического института сервиса, 1998.
  148. А.А. Новые формы организационных структур управления в промышленности.: Автореферат дис. На соиск. Учен. Степ. Канд. Экон. Наук: (08.00.05). М&bdquo- 1998.
  149. Основы предпринимательской деятельности./Под ред. В. М. Власовой. -М.: Финансы и статистика, 1997.
  150. Т.Ю. Международная капиталистическая торге зля услугами и проблемы ее регулирования. //М., Экономика, 197.
  151. В.И. Формирование организационных структур управления при изменении условий функционирования объекта: На примере крупных промышленных предприятий: Автореферат дис. На соиск. Учен. Степ. Канд. Экон. Наук: (08.00.05).-М., 1997.
  152. В. Роль государства в современной экономической системе. Вопросы экономики. 1993 № 11.
  153. В. Доктрина рыночного равенства: вопросы теории и ее приложение к процессу посткоммунистической трансформации./Общество и экономика, 1999, № 9.
  154. В. Д. Калмакан Н.А. Удовлетворение трудом. -М.: ИС РАН, 1995.
  155. Н.А. Экономические проблемы бытового обслуживания в период формирования рынка. М., 1995.
  156. В.К. Социальные проблемы управления персоналом предприятий. СПб.: АЕН РФ, 1996.
  157. В.К. Труд в системе рыночных отношений. СПб., 1997.
  158. Проблемы менеджмента и совершенствование маркетинговой деятельности в сфере услуг. //Сб. науч. трудов под ред. д. эк. наук., проф. Сульповара Л. Б., М., 1994.
  159. Проблемы менеджмента и совершенствование маркетинговой деятельности в сфере услуг, /под ред. Сульповара Л.Б.- М.: ГАСБУ, 1994.
  160. Проблемы современной экономики / Под ред. А. А. Ляпиной. М.: Диалог-МГУ, 1997.
  161. Проблемы формирования рыночных отношений в сфере услуг. //Сб. науч. трудов под ред. д. эк. наук., проф. Сульповара Л. Б.,, 1994.
  162. Прогноз потребности Российской Федерации в специалистах с высшим профессиональным образованием и структуры их подготовки.// М.: НИИВО, 2000.
  163. Прогнозирование развития и мониторинг состояния высшего и среднего профессионального образования (теория, методология, практика).//М: НИИВО, 1999.
  164. В.М., Самоукин А. И. Экономический потенциал социальной сферы. Содержание, оценка, анализ. М.: Экономика, 1991.
  165. Развитие непроизводственной сферы в условиях перестройки хозяйственного механизма. М.: ВЭО, 1990.
  166. Развитие общественного управления. Обзор. Париж: ОЭСР, 1990.
  167. Развитие реформ и стабилизация российской экономики, программа Совета Министров Правительства РФ на 1993—1995iгоды // Российские вести. 1993. № 182.
  168. Дж. Аитисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. I Античность СПб.: Петрополис, 1994.
  169. А.Г. Механизм преобразования действующей системы управления промышленных предприятий: Автореферат дис. На соиск. Учен. Степ. Канд. Экон. Наук: (08.00.05). Самара, 1997.
  170. Российский менеджмент: учебные конкретные ситуации. Кн.2./Научные редакторы A.M.Зобов, Б. Н. Киселев. М.: ГУУ, 1998.
  171. Российский статистический ежегодник: стат. сб. // Госкомстат России. М.: Логос, 1996.
  172. Россия — 1993. Экономическая конъюнктура. Вып. 3. М.: Экономика, 1989.
  173. Россия в цифрах. Госкомстат. М., 1998.
  174. А.А. Сущность и принципы экономических реформ. -СПб.:ИСЭП РАН, 1992.
  175. В.М., Корягина Т. Н. Сфера услуг: новая концепция развития. М.: Экономика, 1990.
  176. Рынок труда и доходы населения. Под ред. д.э.н., проф. Н. А. Волгина. М., 1999.
  177. Т., Воуглайнен Э., Поренне П., Ниссинен И. Х. Управление по результатам. Пер. с фин./Общ. ред. и предисл. Я. А. Лейманна М.: Прогресс, 1993.
  178. К.А. Маркетинг трудоустройства и занятости -что это такое? Маркетинг работодателей молодежного рынкатруда по отношению к системе профессионального образования г. Москвы (краткая аннотация исследования). М.(1999.
  179. Д. Управление производительностью: планирование, измерение и оценки. М.: Прогресс, 1989.
  180. ЭЛ. Основы теории организации. М.: ЮНИТИ, 1998.
  181. А. Исследование о природе и причинах богатства народов: Пер с англ. М.: Соцэкгиз, 1962.
  182. А. Исследования о природе и причинах богатства народов. 1—2 кн. //Антология экономической классики. М.: Эконов, 1993.
  183. Совершенствование управления сферой услуг. Выпуски 1,2.-М.: ЦБНТИ, 1990,1991.
  184. Социальная сфера в условиях перехода к рынку / Под ред. Е. Н. Жильцова. М.: РАУ, 1993.
  185. Социальная сфера России: Стат. Сб. М.: Госкомстата России, 1996.
  186. Социальная сфера: проблемы развития в современных условиях /под ред. Козловой И. В. и Платоновой Н. А., № 1, № 2.- М.: ГАСБУ, 1995, 1996.
  187. Социальная сфера: проблемы развития в современных условиях. //Под ред. Колгушкиной А. В. и Платоновой Н. А., N3, N4.- М., ГАСБУ, 1997, 1998.
  188. Социальная сфера: проблемы развития в современных условиях. //Под ред. Вапнярской О. И. и Платоновой Н. А., N5, N6.- М&bdquo- МГУС, 1999, 2000.
  189. Социально-ориентированные функции государства и регионов в контексте развития основ российского федерализма. М.: ИЭ РАН, Центр социально-экономических проблем федерализма, 1998.
  190. Социально-трудовая сфера России в переходный период- реалии и перспективы. М.: Молодая Гвардия, 1996.
  191. Социальные приоритеты и механизмы экономических преобразований в России. М.: Институт экономики РАН, 1998.
  192. Социальные проблемы управления трудовыми коллективами. -М.: Профиздат, 1978.
  193. Сравнительный анализ предложений по преодолению кризиса российской экономики её глубокому реформированию. М.: РАУ, 1992.
  194. Стратегия развития российской экономики и программа первоочередных шагов. М.: Институт экономики РАН, 1996.
  195. Е.С. Социальное развитие и российский федерализм // Человек и труд. № 5. 1997.
  196. Сфера бытового обслуживания в США //Научно-технические достижения и передовой опыт в области БОН. Информационный сборник, Мб, 1990.
  197. Сфера услуг. Новая концепция развития. М.: Экономика, 1990.
  198. Сфера услуг: проблемы обеспечения кадрами: Сб. науч. трудов НИИ ВО. М., 1992.
  199. США: государство и рынок. М.: Наука, 1991.
  200. О.Н. Нам необходимо научиться жить по средствам // Человек и труд. № 6.1998.
  201. Тамбовцев B. J1. Государство и переходная экономика. М: Экономический факультет МГУ, 1997.
  202. . Н. Трудовые отношения в условиях глобализации и технологической революции (Опыт стран Запада). ОБЩЕСТВО И ЭКОНОМИКА, Л®- 1, 2000
  203. Р. Секреты управления М.: Экономика, 1991.
  204. Теория и практика антикризисного управления. /Под.ред. С. Беляева и В. Кошкина. М.: «Закон и порядок», 1996.
  205. Т.П. Экономическое развитие: / Пер. с англ. под ред. С. М. Яковлева, Л. З. Зевина. М.: Экономический факультет МГУ, ЮНИТИ, 1997.
  206. А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. -М.: ЮНИТИ, 1994.
  207. Д. Менеджмент с точки зрения здравого смысла. М., 1993.
  208. В.Ф., Ситников П. И. Управление эффективностью услуг, Развитие общественного и частного предпринимательства. М.: Московский рабочий, 1991
  209. Управление результатами/пер. с финского. -М.: «Прогресс», 1993.
  210. Управление социальной сферой.//Спб., 1998.
  211. В.А. Экономика управления предприятием. -М.: ГАУ, 1993.
  212. Е.В., Бочаров Г. Н. Внутрифирменное реформирование: Новые экономические подходы. Старыеорганизационные проблемы. Вечные русские вопросы. М.: Акционер. -1999.
  213. А. Общее промышленное управление// Управление это наука/ А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. М.: Республика, 1992.
  214. Финансовая Газета. 1998,1999, 2000.
  215. Фон Мизес J1. Социализм. Экономический и социологический анализ.
  216. Формирование рынка труда в сфере услуг./Монография «Сфера услуг: проблемы и перспективы развития». М., 2000.
  217. Фридман и Хайек о свободе. Под рея. Г. С. Лисичкина. Минск, Полифакт-Референдум, 1990.
  218. М., Фридман Р. Свобода, равенство и эгалитаризм. М., 1997.
  219. Д.Н. Современная микроэкономика /пер. с англ. М.: «Финансы и статистика», 1992.
  220. P.O. Современный рынок: правила игры. М.: Гуманитарное знание, 1993.
  221. Л.А. Стратегия благосостояния в условиях перестройки// Постижение. -М., 1998.
  222. П. Экономический образ мышления /пер. с англ.- М.: «Новости», 1991.
  223. .Р. Как создать неприбыльную организацию и управлять ею. Юридическое руководство: В 2ч. М., 1992.
  224. П.А. Производительность труда (теория методология, динамика).-М., 1979
  225. Человек в экономической системе/ Под ред. В. К. Потемкина. -Л.: ИСЭП АН СССР, 1990
  226. Г. Основы управления производством М.: НКРКИ СССР, 1927
  227. . Международное право предпринимательской деятельности. «Прогресс», «Универс», М.: 1993
  228. С.С. Социальное развитие и экономический рост //Коммунист. 1986, № 14.
  229. Ю.М. Государственное регулирование экономики // Экономист. 1996. № 8.
  230. В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. М.: Финансы и статистика, 1992.
  231. В.В. Адаптация управления предприятием к налоговой среде: на примере предприятий г. Краснодара: Автореферат дис. На соиск. Учен. Степ. Канд. Экон. Наук: (08.00.05). Краснодар, 1998.
  232. Шим Дж.К., Сигел Д. Г. Финансовый менеджмент. М.: Финансы, 1997.
  233. В.Д. Организационно-экономический механизм реструктуризации предприятий: Автореферат дис. На соиск. Учен. Степ. Канд. Экон. Наук: (08.00.05). СПб, 1998.
  234. Р. Социология труда. М.: Наука 1970.
  235. Г. Профессия менеджер по кадрами/Кадры, персонал. -М.: 1993.
  236. Ю.С. Моделгрование процессов адаптивного управления для предприятий малого и среднего бизнеса:
  237. Автореферат дис. На соиск. Учен. Степ. Канд. Экон. Наук: (08.00.13)/СПб, 1998.
  238. Экономика общественного сектора: / Под ред. Е. Н. Жильцова, Ж.-Д. Лафея. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕ-ИС, 1998.
  239. Экономические и социальные перемены- мониторинг общественного мнения // ВЦИОМ. М.: АОЗТ «Аспект Пресс», 1995.
  240. М. Проблемы государственного регулирования социально-трудовых отношений в период формирования рыночной экономики в России.//Общество и экономика. 1999, № 10−11
  241. Г. А. Экономика России: наследство и возможности. М.: ЭПИцентр, 1995.
  242. В.А. Человек и его работа. Л.: Наука, 1968.
  243. Л.И. Экономика общественного сектора. // М.: Аспект пресс, 1996
  244. Л.И. Эффективность и качество работы в непроизводственной сфере М.: Экономика, 1984.
  245. Ю.В. Экономика России: перемены и перспективы. М., 1996.262. «International Labour Review» 1995, v. 134, N4−6.
  246. Comes R., Sandier T. The Theory of Externalities, Public Goods, and Club Goods. Cambridge, Cambridge University Press, 1996.
  247. Gadrey J., L’Economi de services, p., La Decouverete, coll «Reperes», № 113,1992
  248. Industrial Relations, Democracy and Social Stability. World Labour Report. 1997−98. International Labour Organization. Geneva, 1998, p. 94,105- Bulletin of Comparative labour Relations, p. 198.
  249. Nomenclature des activites economiques dans l’union europeenne. Jornal officiel des Communautes Europeennes, 24/04/90 L 293, pp. 1−26.
  250. StaningG. Unemployment and Labor Market Flexibility: the United Kingdom. Geneva. 1986.26b Statistics Canada, Census of Canada. Cat. NN. 1993.
  251. Thurow L. Investment in Human Capital. Belmont. 1970.
Заполнить форму текущей работой