Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Православная церковь в процессе социализации личности в период трансформации: На материалах Республики Беларусь

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Религиозность в Беларуси на рубеже веков: тенденции и особенности проявления: социологический аспект. / Новикова Л. Г. — Мн.: БТН — Информ, 2001. ного возрождения" 90-х г. г. XX века. Анализ религиозного сознания учащейся молодежи, мотивов их реального поведения был дан в монографии С.Д. Лап-тенка «Духовно-нравственный мир учащейся молодежи» .12 Новые тенденции религиозного самоопределения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I.
  • Доктринальные основы участия Церкви в процессе социализации личности
    • 1. Церковь как квази-социальный институт
    • 2. Социальное качество личности в учении Церкви
    • 3. Место социальной доктрины Церкви в процессе социализации личности
  • Глава II.
  • Модель социализации личности с участием Церкви в Беларуси
    • 1. Место Церкви в социокультурном пространстве национальной системы социализации личности в Беларуси
    • 2. Методология эмпирических исследований роли
  • Церкви в процессе социализации личности в Беларуси
    • 3. Анализ результатов пилотажного социологического исследования референтных групп г. Бреста

Православная церковь в процессе социализации личности в период трансформации: На материалах Республики Беларусь (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Трансформация, произошедшая в белорусском обществе в последние пятнадцать лет, состоящая в устранении доминирующей роли одной идеологии и мировоззрения, приобретении личностью свободы в общественной и политической жизни, поиске современным обществом новой культурной, политической и цивилизационной идентичности, повлекла за собой качественные изменения в положении и статусе Белорусской Православной Церкви. В условиях самостоятельного существования белорусского общества и государства перед ними встала проблема обеспечения органичного и целостного процесса социализации личности, отвечающего новым обстоятельствам. Церковь явилась тем субъектом, который, обладая социальным капиталом, предлагал модель формирования личности, способной к ответственному и персональному вхождению в социальные связи на основании христианской идентичности. Следует отметить, что становление такой личности по многим параметрам отвечает устремлениям и ценностям общества, оказавшегося в ситуации кризиса своих институциональных форм и соответствует целям социальной модернизации, направленной на формирование плюралистического общества, основывающегося на свободной личности.

Процесс социализации личности с участием Православной Церкви в меняющихся условиях жизни белорусского общества представляет собою один из наиболее значимых аспектов формирования личности, учитывая численность и масштаб деятельности Православной Церкви в Белоруссии.1 Вместе с тем, необходимо отметить, что социологическое исследование в данной области сопряжено с трудностями двух порядков: 1) обусловленных сложностью природы процесса взаимодействия постсоветского белорусского общества и Церкви, связанного с либерализацией религиозной сферы, 2) определяемых необходимостью разработки валидного инструментария сбора и анализа социологической информации в данной сфере.

Возможность преодоления указанных проблем связана с отказом от узкого позитивистского понимания феномена Церкви, который преимущественно рассматривает данное понятие в рамках функционального подхода и определяет его как форму религиозной организации общества. Представляется, что при этом не учитывается персональный и субстанциальный характер Церкви, и, как следствие, подменяется сама цель социализации с участием Церкви. По этой причине в ходе исследования ситуации, сложившейся в постсоветской Белоруссии в сфере религиозности, на поверхность поднимаются новые вопросы, незапланированные предварительно сформулированными гипотезами. Так, институциональный кризис постсоветского общества не затрагивает Церковь, более того, ослабление светской институциональной структуры способствует усилению Церкви. Вместе с тем, спонтанное нарастание религиозности в обществе, приобретающей разнообразные формы, наоборот, часто встречает со стороны Церкви негативную реакцию. Наличие подобных фактов не позволяет в рамках сложившегося в социологии подхода описывать Церковь только как обычный элемент социальной системы. В этой связи представляется целесообразным перемещение внимания социологического исследования участия Церкви в процессе социализации личности с исследования сферы религиозного на изучение системного воздействия на человека и общество Церкви как автономного института. Таким образом, исходным пунктом данного исследования выступает тезис об автономном характере участия Церкви в социализации личности.

Представляется, что исследование процесса вхождения Церкви в состав агентов социализации, позволяет типологизировать отношения, возникающие.

1 В Белоруссии 80% из общего числа верующих относят себя к православным. / Человеческий потенциал Беларуси: экономические вызовы и социальные ответы. Национальный отчет о человеческом развитии 2003. — Минск, 2004. С. 44 по поводу социализации личности с участием Православной Церкви в постсоветских обществах.

Все отмеченные факторы и обстоятельства предопределили выбор темы и актуальность настоящего диссертационного исследования.

Степень разработанности темы.

Социология религии, в рамках которой, главным образом, разрабатывались проблемы социализации личности с участием Церкви, представляет собой динамично развивающуюся науку, которая в XX—XXI вв. демонстрирует обогащение и дополнение макро-исследований исследованиями социума на уровне отдельной личности. Сосредоточение внимания социологии на микроисследованиях социального выявляет сложную природу социализации личности, формирующуюся под воздействием агентов, характеризующихся разной природой и характером своего воздействия. Рассмотрение на микроуровне Церкви в качестве агента социализации личности позволяет представить Церковь не как религиозную функцию социального, а в качестве автономного субстанционального субъекта, не детерминированного социальными функциями, но обусловленного природой человека.

В силу изложенного, особое значение для избранной диссертационной темы имеет обращение к ряду проблем общих для социологии и социологии религии, посвященных характеристикам социальных институтов, их функций и пониманию, того, чем является Церковь как социальный институт. Теоретическую основу диссертации составил анализ трудов: М. Вебера, Г. Зиммеля, И. Ваха, Г. Ле Бра, Ч. Глока, К. Юнга, 3. Фрейда, Д. Мида, К. Маркса, Д. Юма, Т. Парсонса, Р. Мертона, Т. Лукмана, П. Бергера, Н. Смелзера, П. Монсона, Р. Белла, П. Сорокина, Ф. Боаса, Б. Малиновского, Дж. Тайлора, Дж. Йингера.

Исследование проблем социализации личности с участием Церкви было бы невозможно без обращения к разработкам отдельных направлений религиоведения и социологии. Так, по проблемам социологии культуры, феноменологии религии, религиозной философии, религиозной социологии, были использованы труды: А. Ф. Лосева, А. де Любака, Й. Хеффнера, М. Элиаде, М. Мосса, М. Томпсона, П. Пупара, П. Флоренского, С. Н. Булгакова, В. В. Розанова, С. Л. Франка, У.

Джеймса, Э Гуссерля, Р. Гвардини, К. Г. Доусона, Г. Кюнга, П. Лобье, А. Курае-ва, А. Шмемана.

Попытка последовательного рассмотрения представлений о развитии изучаемого феномена в XIX—XX вв.ызвала определенную сложность, связанную, во-первых, с отсутствием единства позиций различных школ по данной проблеме, во-вторых, с отсутствием, по большей части, связи между теоретическими представлениями и эмпирической базой, которая подтверждала бы выводы исследований. Последнее обстоятельство было искусственно усугублено в годы советской власти, когда теоретическое знание о Церкви, представленное выдающимися именами и работами (П. Флоренский, Г. Флоровский, С. Франк, А. Ф. Лосев, С. Н. Булгаков, П. Сорокин, И. Ильин и др.) не использовалось. По этой причине в указанный период о валидности методов исследований в избранной области говорить достаточно сложно, поскольку сама социализация с участием Церкви рассматривалась как нежелательный процесс, носящий деструктивный характер. В первые десятилетия советской власти проводились исследования религиозности среди различных групп населения, результаты которых были нормативно обусловлены, в целях показать «отход трудящихся от религии» .2 С конца 30-х до конца 50-х годов практика изучения состояния религиозности населения была прекращена. Возобновляются исследования только в 60-е—70-е годы. Работы, проведенные в данный период А. С. Ивановым, В.Г. Пивоваро-вым3, А.И. Клибановым4, В.Д. Кобецким5 расширили тематический диапазон социологической науки и возродили эмпирические исследования в области социологии религии. Впервые в СССР в это время объектами исследования становятся отдельные социальные и конфессиональные группы (Е. Дулуман, Б. Ло-бовик, В. Танчер6), производятся попытки предметного изучения личности члена религиозной общины. Н. Андриановым, Р. Лопаткиным, В. Павлюком7 исследуются социально-психологические аспекты религиозности. Вместе с тем, все ра.

2 См.: Социология в России. — М., 1996. С. 316.

3 Иванов А. С., Пивоваров В. Г. Социологическое исследование религиозной общины. — М., 1971.

4 Клибанов А. И. Религиозное сектантство и современность. — М., 1969.

5 Кобецкий В. Д. Социологическое изучение религии и атеизма. —Л., 1978.

8 Дулуман Е., Лобовик Б., Танчер В. Современный верующий. Социальнополитический очерк. — М&bdquo- 1970.

7 Андрианов Н. П., Лопаткин Р. А., Павлюк В. В. Особенности современного религиозного сознания. — М., 1966. боты остаются идеологически ангажированными, что значительно уменьшает их научную ценность и значимость.

Поворот от религиозного понимания воздействия Церкви на социализацию личности к персоналистическому оказался возможным только в результате произошедших в СССР в 1985;1991 годах общественных преобразований: либерализации внутренних отношений в государстве, изменения статуса религиозных организаций, приобретения ими самостоятельности в отношениях с иными социальными институтами. Этому процессу способствовали также произошедшие качественные изменения в гуманитарной науке второй половины XX века, которые позволили выйти на трансдисциплинарный уровень исследований.

В период 90-х годов XX века сохраняется тенденция исследования религиозности населения (работы К. Каариайнен, Д. Е. Фурман, Л. Г. Новиковой, Л. М. Воронцовой, С.Б. Филатова8). Однако внимание исследователей данного периода начинает направляется и на выявление связей между уровнем, характером религиозности и определенными политическими, нравственными ценностями общества9. С начала 90-х годов возобновились исследования по социологии религии в Республике Беларусь, проводящиеся Институтом социологии НАН Республики Беларусь и БГУ. Одним из направлений исследований стало изучение влияния конфессиональной принадлежности на ценностные ориентации и социальные установки верующих.10 Данные исследования подводят развитие социологи к признанию того, что социализация личности осуществляется с участием определенного автономного субъекта, которым является Церковь.

Наиболее заметными исследованиями в Белоруссии в рассматриваемый период являются исследования Л. Г. Новиковой, обобщенные в монографии «Религиозность в Беларуси на рубеже веков: тенденции и особенности проявления» (2001 г.)11. Указанное исследование посвящено анализу феномена «духов.

8 Каариайнен К., Фурман Д. Е. Верующие, атеисты и прочие (эволюция российской религиозности). II Вопросы философии. 1997. — № 6., Новикова Л. Г. Основные характеристики динамики религиозности населения. //Социологические исследования. 1998. — № 9.

Воронцова Л.М., Филатов С. Б. Религиозность — демократичность — авторитарность. II Политические исследования. 1993. — № 3.

10Новикова Л. Г. Основные закономерности в религиозном сознании населения Республики Беларусь. — Минск, 1995. Новикова Л. Г. «Религиозный бум» в Беларуси: миф или реальность // Социологические исследования. 1999. — № 2.

11 Религиозность в Беларуси на рубеже веков: тенденции и особенности проявления: социологический аспект. / Новикова Л. Г. — Мн.: БТН — Информ, 2001. ного возрождения" 90-х г. г. XX века. Анализ религиозного сознания учащейся молодежи, мотивов их реального поведения был дан в монографии С.Д. Лап-тенка «Духовно-нравственный мир учащейся молодежи» .12 Новые тенденции религиозного самоопределения белорусского общества были выявлены в процессе национального исследования «Беларусь: поймем себя и будущее», проведенного в 1994;1996 г. г. П. Кларком и А. Касьяненко.13 Необходимо также отметить фундаментальное финно-российское исследование, проведенное в 90-х годах XX века «Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании постсоветской России» 14, которое, как нам представляется, обрисовывает модель положения Церкви в постсоветском обществе, значимую не только для России, но и в равной степени, — для Беларуси.

Для определения методологической основы теоретического исследования процесса социализации с участием Церкви использовались работы в области общей социологии, социологии культуры, социологии личности, социальной психологии, социологии религии: В. И. Гараджи, Е. Д. Руткевича, Ф. И. Минюшева, А. И. Кравченко, В. А. Ядова, Б. Ф. Ломова, Д. Е. Мануйловой, Е. Б. Шестопал, А. Г. Эфендиева, Л. Г Новиковой, И. Н. Яблокова, Д. М. Угриновича, В. И. Добренькова, Ю. П. Зуева, М. А. Абрамовой, Я. Марианьского, Е. Б. Весны, Э. Ярмоха, Ю. А. Левады, К. Н. Костюка.

Построение инструментария социологического исследования в рамках данной диссертации было основано на работах А. Н. Алексеева, С. А. Макеева, Ю. Н. Толстовой, О. М. Масловой, Г. В. Осипова, Ю. Синелиной, Н. А. Кобзевой, Д. Г Ротмана.

Сегодня, хотя проблематика, касающаяся теории и механизмов социализации личности занимает одно из ведущих мест в отечественной и зарубежной социологической литературе, тема социализации личности с участием Православной Церкви в Белоруссии в целом не разработана, и в настоящее время системное изучение проблемы социализации личности с участием Церкви в Беларуси не проводится.

12 Лаптенок С. ДДуховно-нравственный мир учащейся молодежи: Пособие для педагогов и руководителей школ. — Мн.: Амалфея, 2001.

13 П. Кларк, А. Касьяненко. Беларусь: поймем себя и будущее. 1994;1996. // Христианство и современные социальные вызовы. / Материалы экспертно-аналитического семинара. — Брест, 2003. С 12−30.

14 Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании постсоветской России. — М., СПб., 2000.

Отмеченные обстоятельства предопределяют теоретическую и практическую значимость настоящей работы.

Цель диссертационного исследования.

Настоящее исследование призвано обосновать теоретические подходы к проблеме исследования социализации личности с участием Православной Церкви в период трансформации в Республике Беларусь и дать комплексную характеристику Церкви как субъекта социализации личности на основе доктри-нальных положений и эмпирического исследования, проведенного автором.

Для достижения цели диссертации автор сосредоточил усилия на решении следующих задач: произвести операционализацию понятия «социализация личности с участием Православной Церкви» в аспекте автономного статуса Церквиопределить агенты, структуру и этапы процесса социализации личности с участием Церкви, описать возможные дисфункции этого процессаопределить церковные доктринальные принципы социализации личностивыделить, во-первых, институциональные принципы социализации личностиво-вторых, принципы социализации, основанные на природе личности в церковном ее пониманииобосновать доктринальные основы системы взаимодействия Церкви и социальной реальности на основе исследования Социального учения Православной Церкви и обозначить взаимодействие Церкви как института социализации личности с системой национальных институтов социализации в Беларусиопределить Церковь как институт, формирующий христианскую нормативность личности и выступающий значимым фактором иерархизации идентичностей личностиопределить конвергентность церковных и национальных принципов социализации личности в Республике Беларусьрассмотреть сложившуюся в социологии методологию эмпирических исследований роли Церкви в процессе социализации личности и предложить некоторые новые методы таких исследованийпредложить логическую структуру инструментария сбора первичной социологической информациипровести пилотажное исследование роли Православной Церкви в процессе социализации личности в Брестском регионе Республики Беларусь, используя сравнительный анализ результатов исследования двух референтных групп.

Специфика процесса социализации личности с участием Церкви требует построения валидного инструментария исследования в рамках социологического подхода: нахождения адекватного исследуемым явлениям понятийного аппарата, верно характеризующего протекающие процессы в области социализации личности с участием Церкви, с учетом понимания природы исследуемых феноменовиспользования качественных методов исследования данного предметаобеспечение адекватного мониторинга изменений процесса социализации личности в национальном и локальном масштабах.

Объектом исследования настоящей работы является процесс социализации личности в условиях активизации Православной Церкви в качестве самостоятельного института, формирующего основания идентичности личности и являющегося одним из значимых факторов интеграции личности в общество.

Предметом исследования являются процесс и механизмы социализации личности с участием Православной Церкви, как составляющей социализации личности и анализ роли Православной Церкви как самостоятельного института, в процессе социализации личности, проведенный на основе эмпирических данных и доктринальных положений.

Методологическая основа исследования.

Для решения поставленных задач и достижения цели исследования автором использован диалектический метод познания. Применяются такие методологические приемы изучения, как метод бинарных оппозиций, описания, реконструкции, объяснения (толкования), исторический, логический метод, методы системного анализа, операционализации понятий, синхронного и диахронного сравнения социологических данных.

В методическом плане используются приемы качественного анализа. Кроме того, в исследовании применялись конкретные социологические методы (анкетный опрос с использованием SPSS для обработки и анализа данных, наблюдение, сравнение), которые освоены и активно применяются автором в исследовательской практике.

В настоящей работе использовались методологические подходы и теоретические позиции, обоснованные и использованные в трудах известных социологов — О. Конта, М. Вебера, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Г. Зиммеля, Г. Ле Бра, Ч. Глока, Т. Лукмана, П. Бергера, П. Монсона, П. Сорокина, Ф. Боаса, Б. Малиновского, Дж. Тайлора, К. Юнга, Дж. Йингера, В. И. Гараджи, В. А. Ядова, Ф. И. Минюшева, Е. Б. Шестопал, А. Г. Эфендиева, Л. Г. Новиковой, И. Н. Яблокова, Д. М. Угриновича, В. И. Добренькова, Ю. П. Зуева, Я. Марианьского, Э. Ярмоха, Ю. А. Левады.

В исследовании анализировались нормы Конституции Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» 15, Основ социального учения Русской Православной Церкви, Соглашения о сотрудничестве между Белорусской Православной Церковью и государством. Автор обращался к социальной концепции Католической Церкви, правовым актам Европейского Союза, касающимся вопросов взаимодействия Церкви и государства.

В исследовании анализировались данные пилотажного исследования, проведенного автором, двух референтных групп: постоянных членов общины Спасо-Рождественского собора г. Бреста и преподавателей Брестского государственного университета. Исследование проводилось в январе 2004 г.

На защиту выносятся следующие положения:

1. При проведении социологических исследований необходимо учитывать то обстоятельство, что Церковь в процессе социализации личности выступает в качестве особого квази-социального института.

2. Социализация с участием Церкви носит персоналистичный характер, актуализируя значение личности, ее достоинство и положение в обществе.

3. В процессе социализации Церковь представлена в виде двухуровневой системы, в которой на одном уровне в качестве субъектов социализации представлены церковные институты, на другом уровне — христиане, действующие индивидуально, но репрезентирующие Церковь.

15 Закон Республики Беларусь от 29 ноября 2002 г. «О свободе совести и религиозных объединениях». // Электронная база нормативных документов Республики Беларусь «Консультант-Плюс» .

4. Существует два порядка принципов, определяющих механизмы социализации личности с участием Церкви, во-первых, институциональные принципы социализации личностиво-вторых — принципы социализации, основанные на природе личности в церковном ее понимании.

5. В качестве важнейшей проблемы, требующей уяснения в процессе исследования социализации личности с участием Церкви выступает синхронизация институциональной и персональной церковной социализации. Условием успешной социализации личности с участием Церкви является использование в ней конвергентности ценностей церковной и иных социализаций личности.

6. Наряду с процессом усвоения личностью определенного социального статуса в процессе социализации личности с участием Церкви необходимо учитывать факторы, обуславливающие не только статус личности, но и характердоминантность, — социального действия человека.

7. Процесс социализации личности с участием Церкви является открытым и многоуровневым, отчего определенный этап социализации может быть конечной ступенью социализации для определенной личности, которая участвуют в этом процессе как самостоятельный субъект.

8. Функции Церкви, как субъекта социализации личности в рамках многоуровневых социальных ролей, которые она выполняет, обладает направленностью на обеспечение репрезентативной природы Церковной общины, личного характера социального действия, ценностного порядка в социальном действии.

9. В социологических исследованиях сферы религиозного достижение уровня их прикладного значения требует применение качественных методов исследования, что позволяет сформировать целостный образ объекта исследования.

Научная новизна и практическая значимость работы.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что это одно из первых комплексных исследований проблемы социализации личности с участием Православной Церкви в Белоруссии.

В работе впервые показаны механизмы и агенты социализации личности с участием Православной Церкви, учитывая квази-социальный характер Церкви. В работе предложены этапы и дисфункции социализации личности с участием.

Церкви. Автор предлагает в качестве инструмента исследования проблемы понятия «церковная социализация» и «социализация личности с участием Церкви», разграничивая их содержательную основу.

В аспекте данного исследования автором предложен инструментарий сбора социологической информации, проведена операционализация понятия «социализация личности с участием Церкви», рассмотрен процесс взаимодействия светских и церковных институтов социализации, их возможная ценностная конвергенция и дивергенция. В работе обозначена складывающаяся система формирования личности в Республике Беларусь на основе анализа статистических данных и нормативных актов.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что выводы, к которым приходит ее автор, могут быть использованы при разработке направлений церковно-государственного сотрудничества, социальных проектов в сфере образования, семейной политики. Кроме того, теоретические выводы и инструментарий могут использоваться для дальнейших исследований в этой области, а также для построения учебных программ по социологии религии, социологии культуры, социологии образования, социологии семьи, религиоведению, в учебном процессе в высших учебных заведениях при чтении специальных курсов.

Приведенный в работе материал и выводы могут быть использованы специалистами в области общей социологии, социологии религии, социологии культуры, социологии образования, социологии семьи, политологии.

Выводы и результаты исследования могут быть использованы не только в Республике Беларусь, но и в иных постсоветских государствах, поскольку проблемы целостного формирования личности имеют общий характер для указанного региона.

Апробация результатов исследования.

Результаты исследования используются автором в учебном процессе при чтении курса «Социология религии» в Брестском государственном университете.

Основные положения и выводы диссертации нашли свое отражение в научных статьях.

3) Результаты исследования указывают на четко проявляющуюся дисфункцию церковной социализации группы преподавателей. 70% из них знают суть христианства и считают себя христианами, но осознанно-репрезентационной диспозицией обладают только около 10% респондентов. Возникает напряженность «вера — знание — поступки», являющаяся важным фактором социализации личности/Данная дисфункция отсутствует в группе членов общины.

4) Вторая дисфункция заключается в том, что личность находится в сфере воздействия различных агентов: церковных институциональных агентов, личных агентов церковной социализации и светских. Дисфункция заключается в том, что некоторые агенты имеют двойственный характер (например, семья), что в случае доминирующего воздействия такого агента на личность, приводит к конфликту идентичности личности. К примеру, 80% респондентов из группы преподавателей указывают на факт празднования христианских праздников в семье, при том, что только 30% респондентов в эти дни посещают богослужение.

5) Значимость воздействия институциональных агентов церковной социализации на группу преподавателей возрастает по мере социализации, при том, что значение светских агентов социализации остается неизменным, а значение личных церковных агентов социализации пропорционально возрастает. Данное утверждение, раскрывают ответы на вопросы №№ 5, 6, 21, 33, 36, 40.

6) Исследование выявляет, что среди методов трансмиссии церковной социализации основными выступают межличностные контакты и спонтанное воздействие на личность социокультурной среды, включающей в себя христианские ценности. Фактор целенаправленного воздействия на личность институциональных церковных агентов социализации нивелирован.

7) Исследование показывает наличие сферы конвергентных ценностей в двух контрольных группах. Можно утверждать, что светское общество в достаточной степени открыто процессу церковной социализации.

8) Вместе с тем, исследование указывает и на наличие у двух групп дивергентных ценностей. Природа дивергентности ценностей в рассматриваемом случае носит сложный характер: дивергентные ценности не являются противоположными, но являются таковыми в силу приобретения ими абсолютного значения. Так, например, празднование праздника является положительной ценностью, но будучи лишенной связи с богослужением, становится по отношению к богослужению дивергентной ценностью.

Заключение

.

В диссертации предложен подход к исследованию процесса социализации личности с участием Церкви, основанный на понимании Церкви как особого института, обладающего сложной природой. В Церкви необходимо различать а) квази-социальные качества, посредством которых Церковь являет себя в социуме как репрезентация Абсолютного «Ты», представленного как Личность, Таинство и факт и б) качества социальные, благодаря которым Церковь присутствует в социальной жизни как ассоциация, что позволяет описывать Церковь в категориях социального института.

Поскольку Церковь является квази-социальным институтом, она обращена к отдельному человеку и преимущественно обеспечивает его личностное существование, как неповторимой свободной единичности. Вместе с тем, выполнение этой функции обеспечивается определенным институциональным и правовым порядком, через который реализуется присутствие квази-социальных факторов в социальной жизни. Предложенный подход позволяет разграничить понятия Церкви и религии, увидеть Церковь как автономный субстанциальный институт, не детерминированный социальной религиозной функцией. Такое разграничение является необходимым условием построения верной методологии и валидного инструментария социологического исследования процесса социализации с участием Церкви.

Данная методология позволяет выделить принцип персонализма в качестве основы церковного социального действия. Церковь, будучи квази-социальным институтом, ориентирована на личность, обладающую схожими качествами, не обусловленную полностью своей социальной природой и социальным статусом.

Личность является для Церкви условием, а не только результатом социализации. Потому социализация с участием Церкви носит персоналистичный характер, актуализируя значение личности, ее достоинство и положение в обществе, еще до приобретения личностью социального статуса и ролей. Это обстоятельство оказывает влияние на характер социализации с участием Церкви: в таком процессе личность усваивает не только определенный социальный статус, но и доминантность, как внутреннее достоинство и направленность этого статуса. Кроме того, церковные институциональные структуры представляют собой не весь ресурс социализации личности с участием Церкви, а приобретение социального статуса личностью не предопределяет результаты социализации. Принцип персонализма обуславливает в процессе социализации личности с участием Церкви исключительную важность осознанно-репрезентационного церковного действия. Выделение принципа персонализма в качестве приоритетного в процессе социализации с участием Церкви, позволяет рассматривать данный процесс в контексте национальной модели формирования личности, также ориентированной на становление свободной личности.

В процессе социализации Церковь представлена в виде двухуровневой системы, в которой на одном уровне в качестве субъектов социализации находятся церковные институты, на другом уровне — христиане, действующие индивидуально, но репрезентирующие Церковь. Соответственно, существует два порядка принципов, определяющих механизмы социализации личности с участием Церкви, во-первых, институциональные принципы социализации личностиво-вторых — принципы социализации, основанные на природе личности в церковном ее понимании. Два порядка этих принципов находятся в сложном взаимодействии друг с другом, а также с принципами национальной системы социализации.

Церковь в процессе социализации личности выступает главным образом как принцип жизни человеческого сообщества, воздействующий на социум через отдельные личности, и в меньшей степени — как институциализированная структура. Именно потому Церковь не производит целостной социализации личности, признавая важность социализации с участием иных социальных институтов. Церковь на уровне своей институциональной структуры может быть встроена в существующий социальный порядок как его элемент.

В качестве важнейшей проблемы, требующей уяснения в процессе исследования социализации личности с участием Церкви выступает синхронизация институциональной и персональной церковной социализации. Условием успешной социализации личности с участием Церкви является использование в ней конвергентности и когерентности ценностей церковной и иных социализаций личности.

Основой для социального действия Церкви является не логика и положение Церковных структурных институтов, а христианская этика, значимая для действия христиан в разнообразных сферах их жизни, — без противопоставления, однако, этого персонального действия действиям церковных институтов.

Церковное действие в процессе социализации личности является совокупным воздействием на личность всех указанных функций и уровней. В этой связи действие Церкви, как субъекта социализации личности в рамках многоуровневых социальных ролей, которые она выполняет, обладает направленностью на становление репрезентативной природы церковной общины, становление личного характера социального действия, становление ценностного порядка в социальном действии. Возможные дисфункции возникают в этом случае в силу сведения Церковного действия исключительно к одной из ее функций.

В социологических исследованиях сферы религиозного достижение уровня их прикладного значения требует применения качественных методов исследования, что позволяет сформировать целостный образ объекта исследования. В этом случае они должны охватывать институциональный уровень религии, что позволяет составить действительно репрезентативную группу, представляющую не население той или иной страны в целом, а определенную конфессию в ее институциональной структуре. Такой подход позволяет рассматривать национальную жизнь в контексте религиозной жизни человека, что является существенным как для характеристики национальной жизни и формирования определенной государственной политики, так и для формирования социальной типологии личности определенной конфессии.

Выстраивая концептуальную измерительную модель, выражая изучаемый предмет через наблюдаемые признаки, процесс «социализации личности с участием Церкви» можно представить в виде следующих понятий: a) идентификация с участием Церквиb) интериоризация с участием Церквиc) экстериоризация с участием Церкви;

Это дает основания для анализа механизмов и этапов социализации с участием Церкви не только посредством прямого воздействия, но и в рамках других социальных институтов через разнообразных агентов, способствующих социализации с участием Церкви.

Предпринятое исследование позволяет утверждать, что социализация с участием Церкви опирается не на самоидентификацию человека, а на определенные идентификационные практики, предполагающие творческое преобразование личностью множества собственных идентификаций в некую целостную систему, в которой проявляется личностные свойства человека: свобода, творчество и ответственность. Автор приходит к выводу о том, что социализация с участием Церкви открывает возможность для личности избежания социальной маргинализации, формирует исключительную по значению среду, в которой усвоение личностью нескольких культур создает новый феномен, означающий более высокую степень ее личностного развития.

Анализ результатов, проведенного автором пилотажного исследования, подтверждает ранее выдвинутые гипотезы:

1) Только институциализация личности образует устойчивую связь между самоидентификацией личности и ее экстериоризацией.

2) Идентификация неинституциализированной в церковном отношении личности образует основу только для статуса этой личности как объекта церковной интериоризации.

3) В составе агентов церковной социализации ключевыми и доминирующими на первых этапах социализации являются те агенты, которые репрезентируют Церковь на уровне личности.

4) Успешной социализацией личности с участием Церкви является та, в которой с равномерной интенсивностью задействованы агенты социализации, представляющие Церковь в личном и институциональном плане.

5) Условием успешной социализации личности с участием Церкви является использование в ней конвергентности и когерентности ценностей церковной и иных социализаций личности.

6) Социализация личности с участием Церкви может быть представлена в виде трех диспозиций: ситуативной, обобщенных социальных установок, осоз-нанно-репрезентационной. Последняя диспозиция является характеристикой более глубокой социализации личности с участием Церкви.

Таким образом, предложенная в диссертации методология и методика исследования процесса социализации личности с участием Церкви, позволяет адекватно описать этот процесс в современном трансформирующемся белорусском обществе. В данных условиях Церковь, обладая ресурсом социального капитала, являясь источником социальной этики и основой принципа персонализма, во многом задает параметры трансформации социо-культурного пространства белорусского общества, открытого для церковного действия. Дальнейшее исследование в данном направлении является наиболее перспективным, как предоставляющее возможность детального изучения воздействия квази-социальных и со-цио-культурных факторов на формирование социального порядка и определенного типа личности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.А. Религия в семье: степень влияния семейного воспитания на формирование религиозности индивида. — М., 2001.
  2. М.А. Фактор религиозности в системе мотивации поведения индивида в философских, психологических, социальных концепциях. / Дисс. к.ф.н. — МГУ им. М. В. Ломоносова, М., 2001.
  3. П. Догмат о Церкви. — Псков, 2003.
  4. Актуальные проблемы социализации личности. / Сб. статей МГУ им. М. В. Ломоносова. Соц. ф-т. — М., 1990.
  5. А.Н. Драматическая социология: эксперимент социолога-рабочего. Кн. 1, 2 — М.: Ин-т социологии РАН. СПб. филиал, 1997.
  6. Г. М. Социальная психология.— М.: Изд-во МГУ. 1980.
  7. Л. Процесс дехристианизации России и возникновение квазирелигиозности в XX веке. // Общественные науки и современность. 2003 г. — № 6.
  8. Н., Лопаткин Р., Павлюк В. Особенности современного религиозного сознания. — М., 1966.
  9. В.М. Мировоззрение и социальная активность личности. — Свердловск, 1990.
  10. Антология мировой философии. Т. 2. — М., 1970.
  11. В.Е. СМИ американской церкви «Христианской науки»: становление, развитие и современное состояние. / Диссерт. канд. филолог, наук. — М., 1997.
  12. Ю.Н. История государственно-церковных отношений в России. — Хабаровск, 1994.
  13. А. Теория социального научения. — СПб.: Евразия, 2000.
  14. А.А. Социальные истоки и социальные функции религиознойэсхатологии. / Автореф. дисс. к.ф.н. — М., 1980.
  15. А.С. Взаимовлияние религиозных представлений о Церкви и государстве: восточнохристианская традиция и современное русское православие. — М.: МГУ, 1998.
  16. Э.В. Свобода вероисповедания / Словарь сект, объединений и мировоззрений. / Под ред. Г. Гаспера, Й. Мюллера, Ф. Валентин. — Фрайбург, 1991.
  17. С.А. Индивидуальное глубокое интервью. // http:// sociologi.narod.ru/Iib/Belanovski
  18. Беларусь: сценарии реформ.// Под ред. Р. Вайниене, В. Романова. — Варшава: Фонд им. С. Батория, 2003.
  19. Белая книга. Материалы по проекту Закона «О свободе совести и религиозных организациях». — Минск, 2002.
  20. Р. Социология религии //Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. Сокр. пер. с англ. В. В. Воронина, Е. В. Зиньковского. / Ред. Осипова Г. В. — М.: Прогресс, 1972.
  21. Е.Л. Личность в системе общественных отношений. — Орел, 1995.
  22. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности.— М.: Academia Центр, 1995.
  23. Большой толковый социологический словарь Коллинза. Т. 2. — М., 1999.
  24. М. Физическая реальность. // Борн М. Физика в жизни моего поколения. — М., ИЛ, 1963.
  25. М. Я и Ты. — М., 1993.
  26. С.Н. Труды по социологии и теологии. В 2-х томах. — М.: Наука, 1997.
  27. С.Н. Христианский социализм. — Новосибирск: Наука, 1991.
  28. Бытие культуры: сакральное и светское.// Философия религии. В.4.— Екатеринбург, 1994.
  29. О.Ю. РПЦ в политике советского государства 43−48 гг. — М.: РАН, 1999.
  30. М. Социология религии (типы религиозных сообществ) // Избранное. Образ общества. — М.: Юрист. 1994.
  31. М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира // Избранное. Образ общества. — М.: Юрист, 1994.
  32. М. Хозяйственная этика мировых религий // Избранное. Образ общества. — М.: Юрист, 1994,
  33. А.И. Христианство и социальный идеал. — СПб, 2000.
  34. М. Христианство и плюрализм: Пер. с нем. / М. Велькер — М.: Республика, 2001.
  35. Е.Б. Социализация и индивидуализация. Закономерности и механизмы. — М., 1997.
  36. Взаимоотношения государства, науки и религии. / Межвузовская научнопрактическая конференция. — М., 2000.
  37. Виниамин (Новик), игумен. Православие. Христианство. Демократия. — СПб., 2001.
  38. Л.Н. Мифология и культура: Учебное пособие. — М., 2002.
  39. Волков Ю.Г. Homo humanus. Личность и гуманизм (Социологический аспект). — М.: Высшая школа, 1995.
  40. В.П. Социализация как комплексная культурная трансляция проблемы переходного общества. — Пенза, 2001.
  41. Л.М., Филатов С. Б. Религиозность — демократичность — авторитарность. // Политические исследования. 1993 г. — № 3.
  42. Выбор судьбы: проблемы современной России глазами русских архиереев. / Сост. Душенов К. Ю. — СПб, 1996.
  43. З.Г. Теоретико-методологические аспекты социализации личности.— Казань, 1998.
  44. В.И. Социология религии. — М.: Аспект Пресс, 1996.
  45. Р. О Церкви. Б/м. Издательство «Христианская Россия», 1995.
  46. В. Развитие квантовой механики. / Гейзенберг В., Шредингер Э., Дирак П. А. Современная квантовая механика. Три нобелевских доклада. — М., ГТТИ, 1934.
  47. Г., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психологию.— М.: Прогресс, 1972.
  48. B.C. Христианские организации и духовная жизнь общества. Международные аспекты. — М.: Знание, 1991.
  49. Ч. Социология религии. // Социология сегодня. Проблемы и перспективы. Американская буржуазная социология / Сб. статей. — М., 1965.
  50. , Т. Сочинения в двух томах. Т. 2. — М., 1991.
  51. Е.А. К незримому граду. / Религиозно-философский журнал «Путь».— СПб.: Алетейя, 2000.
  52. Т.М. Об обновленчестве, экуменизме и «политграмотности» верующих: взгляд русского человека, живущего на Западе. — СПб, 1997.
  53. Т.М. Православие и постмодернизм.—Л.: ЛГУ, 1991.
  54. Т.М. Христианство и современный мир. — СПб.: Алетейя, 1996.
  55. Н.Н. Общественно-политические концепции в идеологии социального христианства. — М., 1980.
  56. Р.Н. Проблема личности в современном христианстве.— М.: Знание, 1980.
  57. И.Ф. Социологические теории действительности и практической рациональности. — М.: Аванти Плюс, 2003.
  58. С.В. Современное христианство и наука. — М.: Наука, 1994.
  59. У. Многообразие религиозного опыта. — СПб.: Андреев и сыновья, 1993. У
  60. Л. Каноническое право. — М., 1995.
  61. Дионисий Ареопагит, св. О Небесной Иерархии. — СПб.: «Сатисъ», 1995.
  62. В.И., Радугин А. А. Христианская теология и революция. — М.: Политиздат, 1990.
  63. . К.Г. Религия и культура. — СПб.: Алетейя, 2000.
  64. В.Я. Социальные проблемы в религиозной мысли Запада. — М.: ИНИОН, 1990.
  65. Е., Лобовик Б., Танчер В. Современный верующий. Социально-политический очерк. — М., 1970.
  66. Духовная и светская культура как фактор социального развития региона / Тезисы докладов. — Кемерово, 1996.
  67. Духовно-культурные процессы в современной России. / Под ред. Тимофеева В.Д.— М.: Изд-во РАГС, 1998.
  68. Духовность как фактор социализации личности. — Воронеж, 1993.
  69. Э. О разделении общественного труда. — Одесса, 1900.
  70. Закон Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях», от 2 октября 2002 г. / Электронная база нормативных материалов Республики Беларусь «Консультант-Плюс».
  71. Н.А. Современное православное богословие о роли человека в социальном процессе. — М., 1990.72.3изиулас И. Личность и бытие. // Христианское время. 2001 г. — № 36.
  72. , А.А. Почему мы рабы. / Квинтэссенция. Философский альманах. — М., 1992.
  73. П.В. Православие и современная жизнь. Полемика 60-х гг. об отношении православия к современной жизни. — Б/м, 1906.
  74. А.Б. Несколько мыслей о желательном направлении отношений Церкви и государства в сегодняшней России. / Сб. мат-лов международных конференций Московского представительства Фонда им. К. Аденауэра 2002−2003. — М&bdquo- 2003.
  75. С.П. Проблемы социализации современной молодежи. — Оренбург, 1999.
  76. А.С., Пивоваров В. Г. Социологическое исследование религиозной общины. — М., 1971.
  77. Илларион (Троицкий В. А). Очерки из истории догмата о Церкви. — М.: Паломник, 1997.
  78. Л. Г. Социология культуры. 2 изд. Москва, 1998.
  79. А.И. Социально- политическая проблематика в современном христианстве. — М., 1990.
  80. История социологии в Западной Европе и США. — М.: Изд-во Норма, 2001.
  81. Итальянские гуманисты XV в. о церкви и религии. — М.: Изд-во АН, 1963.
  82. Д. Религиозное образование в государственной школьной системе ФРГ на примере Федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия. / Доклад на Международных Рождественских образовательных чтениях, Москва, 26 29 января 2003 г.
  83. К., Фурман Д. Е. Верующие, атеисты и прочие (эволюция российской религиозности). // Вопросы философии. 1997 г. — № 6.
  84. А.И. Церковь и власть в первые годы Советской власти. — СПб., 1999.
  85. А.И. Религиозное сектантство и современность. — М., 1969.
  86. В.Д. Социологическое изучение религии и атеизма. — П., 1978.
  87. А.И. Социализация личности: норма и отклонение.— М., 1996.
  88. А.И. Социология молодежи. Теоретические вопросы. — М.: Социум, 1999.
  89. Н.А. Эволюция социальной доктрины церкви. — М.: Знание, 1974.
  90. Ю.С. Общество и личность в православной философии. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1991.
  91. Конституции зарубежных государств. — М., 1999.
  92. Конституция Республики Беларусь. — Минск, 1994.
  93. О. Общий обзор позитивизма. //Антология мировой философии. Т. 2. —М., 1970.
  94. Эб.Костюк К. Н. О православном фундаментализме. / Полис. 2000. — № 5.
  95. А.И. Социология. Хрестоматия для вузов. — М.: Академический проект, 2002.
  96. , А.И. Социология. — М., 2002.
  97. Ю.И. Проблема социализации подрастающего поколения в зарубежной педагогике / Автореф. к. пед. наук. — М., 1992.
  98. Культура. Образование. Православие. / Сб. материалов научно-практической конференции. — Ярославль, 1996.
  99. А. Православие и право: Церковь в светском государстве.— М.: Сретенский монастырь, 1997.
  100. , А. Школьное богословие. — М., 1997.
  101. , А. Традиция. Догмат. Обряд. — М., 1995.
  102. П.К. Социальные позиции русского православия. — М.: Знание, 1969.
  103. Г. Великие христианские мыслители. — СПб.: Алетейя, 2000.
  104. Юб.Кюнг Г. Религия на переломе времен. // Тезисы лекции, прочитанной в МГУ им. М. В. Ломоносова 1989 г. / Будущее религии: проблемы и перспективы. 4.1. — М.: АН СССР, 1991. С. 50−64.
  105. С.Д. Духовно-нравственный мир учащейся молодежи: Пособие для педагогов и руководителей школ. — Минск: Амалфея, 2001.
  106. Ю.А. Современное христианство и социальный прогресс. — М., 1962.
  107. Ю.А. Социальная природа религии. — М., 1995.
  108. О.Левченко И. В. РПЦ и государство. — Иркутск, 1997.
  109. Ш. Леныиина Н. В. Семья как объект социально-политического вмешательства,—М., 1992.
  110. Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности. // Вестник МГУ, сер. 14. Психология, 1997 г. — № 1.
  111. З.Леонтьев Д. А. Развитие личностных ценностей в общественном контексте. — М.: Вестник МГУ, 1997 г. — № 1.
  112. Г. М. Религия и Церковь в истории общества. — Минск: Высшая школа, 1980.
  113. П., де. Социология религиозного феномена: Э. Дюркгейм, М. Ве-бер. В. Шмидт. — М.: РГГУ, 2000.
  114. Иб.Лобье П., де. Три града. Социальное учение христианства. — СПб.: Алетейя, 2001.
  115. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.1. М., 1984.
  116. А.Ф. Диалектика мифа. // Лосев А. Ф. Миф. Число. Сущность. — М., 1994.
  117. А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития.1. М&bdquo- 1992.
  118. А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии — М., 1993.
  119. А., де. Драма атеистического гуманизма. — Милан-Москва, 1997.
  120. А., де. Мысли о Церкви. — Милан-Москва: Христианская Россия, 1994.
  121. Магдалина, монахиня. Мысли о детях в Православной Церкви сегодня.1. М&bdquo- 1992.
  122. Ю. Социальное учение Католической Церкви. — Рим-Люблин, 1994.
  123. , Н. Государь. — М., 1990.
  124. К. Диагноз нашего времени. — М., 1994.
  125. Д.Е. Церковь как социальный институт. — М: Знание, 1978.
  126. . Религия и культура. — М., 1999.
  127. .В. Храм и рынок: человек в пространстве культуры. — СПб.: Алетейя, 1999.
  128. А., архиепископ. Беларусь в исторической государственной и церковной жизни. — Минск: Издательство Белорусского Экзархата, 2000.
  129. Материалы Пленума ЦК КПСС 25−26 июня 1987 года. — М, 1987.
  130. М. Околдованность мира или божественное социальное. / Социо-Логос. — М., 1991.
  131. В.Л. Очерки православной традиции. — М.: Хризостол, 2000.
  132. Мир в III тысячелетии. Диалог мировоззрений. // Материалы V Всероссийского научно-богословского симпозиума. 15−16 июня 1999. — Нижний Новгород, 1999.
  133. Мировой опыт государственно-церковных отношений. Учебное пособие. / Под общ. ред Трофимчука. — М.: Изд-во РАГС, 1998.
  134. Е.М. Государственно-церковные отношения в ФРГ: фило-софско-правовые аспекты. / Дисс. канд. полит, наук. — М., РАГС.
  135. Мистика, религия, наука. — М., 1998.
  136. Молодежь и духовность. / Материалы международного студенческого семинара. —Томск, 1997.
  137. П. Современная западная социология. Теории, традиции, перспективы. — СПб.: Нотабене, 1992.
  138. . П. Лодка на аллеях парка. — М.: Весь мир, 1995.
  139. В.В. Социология личности. — Киев: Высшая школа, 1986.
  140. М. Социальные функции священного.— СПб: Евразия, 2000.
  141. А.В. Социализация и воспитание. — М., 1997.
  142. Э. Манифест персонализма: Сб.: пер. с фр. И. С. Вдовиной.— М.:Республика, 1999.
  143. М.П. Политика и религия. — М.: Советская Россия, 1987.
  144. В. Я. Христианская религиозность как духовное становление личности, брака и семьи. / Российское философское общество и др. — Екатеринбург, 2001. / Философское образование. — Вып. 21.
  145. Наумова Н. Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения — М., 1988.
  146. Начало новой эры? Социальная доктрина Русской Православной Церкви августа 2000 г. // Материалы международных конференций и круглых столов Московского представительства Фонда им. К. Аденауэра 20 022 003.
  147. М.В. Православная Церковь в общественной жизни России к.50.х к.70-х. / Автореф. дисс. на соиск. учен. степ, к.и.н. — М., 1997.
  148. Новая Европа: международное обозрение культуры и религии. — Б/м.: Фонд «Христианская Россия», 1994. — № 5.
  149. В.Н. Православие. Христианство. Демократия. — СПб.: Алетейя, 1999.
  150. Л.Г. Основные характеристики динамики религиозности населения Беларуси. // Социологические исследования. 1998 г. — № 9.
  151. Л.Г. Религиозность в Беларуси на рубеже веков: тенденции и особенности проявления: социологический аспект. — Минск, 2001.
  152. Основные закономерности в религиозном сознании населения Республики Беларусь. — Минск, 1995.
  153. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Официальное издание. — М., 2001.
  154. Отечественная Церковь по статистическим данным с 1840−41 по 1890−91.—-СПб., 1897.
  155. Отношение христианства к науке, государству и культуре. — Синтагма, 1897.
  156. П.Кларк, А. Касьяненко. Беларусь: поймем себя и будущее. 1994−1996. // Христианство и современные социальные вызовы / Материалы экс-пертно-аналитического семинара. — Брест, 2003.
  157. , М. Царская Россия накануне революции. — М., 1991.
  158. Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношение // Амер. социологическая мысль. — М.: Издательство международного университета бизнеса и управления, 1996.
  159. Г. С. Запросы современной Церкви. — СПб, 1906.
  160. Пешке К.-Х. Экономика в свете христианского социального учения. Ordo Socialis № 7. — М., 2003.
  161. Ю.М. Личность на перекрестке культур: модели социализации в условиях межкультурного взаимодействия. — Новосибирск, 1995.
  162. Победоносцев К.П. Pro et contra. — СПб., 1996.
  163. Политическая и экономическая этика. / Пер. с нем. С. Курбатовой, К.Костюка. — М.: Фаир-Пресс, 2001.
  164. B.C. Миф, религия, государство. — М.: Ладомир, 1999.
  165. А.С., Радугин А. А. Христианское богословие в поисках социального идеала. — М.: Знание, 1986.
  166. Православие и проблемы воспитания. / Материалы VII Рождественских православных Филаретовских Чтений. — Новгород, 2000.
  167. Православие: Pro et contra. — СПб: Издательство Русск. христианского гуманитарного института, 2001.
  168. Православие: история, традиция, современность. / Сборник научных трудов. — Тверь, 1999.
  169. Православие: история, традиция, современность. / Сб. научных трудов
  170. Тверского гос. ун-та. —Тверь, 1999.
  171. Православная культура. / Нормативно-правовые акты, документы, обоснование введения курса в учебную программу образовательных учреждений. — М.: Издательский дом «Покров», 2004.
  172. Православная миссия сегодня. / Сост. прот. Федоров. — СПб.: Апостольский город, 1999.
  173. Проблема религиозно-культурной идентичности в русской мысли XIX—XX вв.еков: современное прочтение: Учебно-методическое пособие / Ав-тор-сост. Г. Я. Миненков. — Минск: ЕГУ, 2003.
  174. Проблемы социализации молодежи. / Реф. сборник РАН. — М.: ИНИОН, 1993.
  175. А.В. Ценностные аспекты социализации молодежи. / Автореф. дисс. на соиск. учен. степ, к.ф.н. — М., 1997.
  176. Процесс секуляризации и кризис личности в западной культуре XX в. — Ростов-на-Дону, 2001.
  177. П. Церковь и культура. — Милан-Москва, 1993.
  178. С.Н. Православное понимание цивилизации. — М.: Знание, 1990.
  179. Религиозные организации в правовом и социальном процессах. / Сб. материалов Первых Республиканских Афанасьевских Чтений «Социальные процессы: Восточно-Европейский контекст» 15−16 янв. 2003. — Брест, 2003.
  180. Религия в ценностных измерениях // Материалы научной конференции «Философия и религия на рубеже тысячелетий. Уфа. 26−28 сентября 1999 г. —Уфа: Изд-во Башкирского ун-та, 2000.
  181. Религия и демократия: на пути к свободе совести. — М.: Прогресс, 1993.
  182. Религия и общество. / Реферативный сборник РАН ИНИОН.— М.: ИНИОН, 1999.
  183. Религия и общество. / Хрестоматия по социологии религии. / Сост. В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич — М.: Аспект-Пресс, 1996.
  184. Религия и политика на рубеже двух тысячелетий. — М.: Экслибрис, 2000.
  185. Религия и права человека. / Сост. Воронцова. — М.: Наука, 1996.
  186. Религия и церковь в западном обществе XX века. / Сб. РАН. — М., 1992.
  187. Религия, общество и государство в XX веке / Материалы конф. — М., 1991.
  188. Религия, церковь в России и за рубежом // Информационный бюллетень РАГС при Президенте РФ № 8 — М., 1996.
  189. О. Социальное христианство. — М.: Наука, 1970. Т
  190. В.В. Избранное. — Мюнхен, 1970.
  191. Российский человек в XX веке. Потери и приобретения себя. — СПб.: Алетейя, 2000.
  192. РПЦ в борьбе за мир. Постановления, послания, обращения./ Статьи 48−50 гг. —М., 1950.
  193. РПЦ и советское время 1917−1991 г. г. // Материалы и документы по истории отношений между государством и церковью./ Сост. Штриккер.— М&bdquo- 1995.
  194. Русская Православная Церковь и традиционные вероисповедания./ Публикации фонда К. Аденауэра. Эксперт Смирнов М. — Санкт-Августин, 2002.
  195. С.И., Нечипуренко В. И., Полонская И. Н. Религиоведение: социология и психология религии. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
  196. И.А. Христианство и религиозно-хозяйственные общины. История и современность. — Краснодар, 2000.
  197. А. Проблема доверия. / Пер. с англ. И. И. Мюрберг, Л. В. Соболевой. — Идея-Пресс, 2002.
  198. В.П. Социально-политическая доктрина РПЦ XX столетия / Ав-тореф. дисс. на соиск. учен. степ, доктора ф. н. — СПб ., 1996.
  199. Н.Н. Влияние конфессионального фактора на процессы политической социализации (На примере Западной Европы II половины XX века).—М., 1996.
  200. Сийес, аббат. Что такое третье сословие? — М., б.г.
  201. Симеон Новый Богослов. Творения в 3 т. Т. 1. — М., 1992.
  202. Н. Социология. — М.: Феникс, 1994.
  203. Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью. — Минск, 2003.
  204. П. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали // Человек. Цивилизация. Общество. — М.: Политиздат, 1992.
  205. Социализация личности: исторический опыт советского периода и современные тенденции / Сборник научных трудов. — М., 1993.
  206. Социальное служение РПЦ: Исторический опыт и современное состояние — Сыктывкар, 1998.
  207. Социально-политическое измерение христианства / Избранные теологические тексты XX в. — М.: Наука, 1994.
  208. Социально-этическое воззрение русского православия в XX веке. — Киев: Высшая школа, 1988.
  209. Социальные доктрины основных религиозных конфессий: философский, богословский, и экологический аспекты. Материалы X Международной конференции. — СПб.: ПГМТУ, 1997.
  210. Социальные идеи христианства в XX веке./ Сб. обзоров ИНИОН. — М., 1989.
  211. Социокультурное исследование. Учебное пособие. / Под ред. проф. Минюшева Ф. И. — М.: Изд-во МГУ, 1994.
  212. Социология в России. — М., 1996.
  213. Социо-логос. Общество и сферы смысла. Вып.1 / Сост. и общ. ред. В. В. Винокурова и А. Ф. Филиппова. — М.: Прогресс, 1991.
  214. Е.Б. Жизненные отношения личности: модели психологического развития. — Киев, 1992.
  215. Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании постсоветской России. — СПб.: Летний сад, 2000.
  216. Степанов (Русак), В. Свидетельство обвинения. 3 т.— М., 1993.
  217. Сто лет социального христианского учения. — М.: МП „Останкино“, 1991.
  218. А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники / Пер. с англ. и послесловие Т. С. Васильевой. — М.: Эдиториал УРСС, 2001.
  219. Л.В. Православная школа сегодня. — М.: Изд-во Владимирской епархии, 1996.
  220. Э.Б. Первобытная культура. — М., 1989.
  221. В.Д. Религия. Верующие. Жизнь. — М.: Политиздат, 1974.
  222. О.А. Ценности и самоотношение на этапе юношеской социализации. — М.: МГУ, 2000.
  223. Ю.Н. Что такое анализ социологических данных? Учебное пособие. — М.: ГУУ, 1999.
  224. М. Философия религии. — М., 2001.
  225. Троицкий С. В. Христианская философия брака. — Клин: Христианская жизнь, 2001.
  226. Д.М. Психология религии. — М.: Политиздат, 1986.
  227. А.К. Духовная жизнь общества. — М.: Мысль, 1980.
  228. Утц А. Ф. Социальная этика. — Бонн, 2000.
  229. Д.И. Психология становления личности —М.: Международная педагогическая академия, 1994.
  230. Феофилакт Болгарский, архиепископ. Толкование на послания св. апостола Павла. — СПб., 1993.
  231. Н.В. Православие и современность. Критический анализ некоторых аспектов социально-этической доктрины русского православия.1. Киев, 1982.
  232. П. А. Христианство и культура: Сб. / П. А. Флоренский. Вступ. и примеч. А. С. Филоненко. — М.: Фолио, 2001.
  233. , П. Сочинения. Т.2. — М.: Издательство Мысль, 1996.
  234. С.Л. Духовные основы общества. — М.: Республика, 1992.
  235. , С. Социология. — М., 1994.
  236. Э. Психоанализ и религия. // Сумерки богов. / Сост. и общ. ред. А. А. Яковлева. — М., 1989.
  237. Л. Церковь в процессе общественной дифференциации. — Майнц, 1977.
  238. Дж. Психологический анализ культурных установок.— М.: Добросвет, 1997.
  239. Й. Христианское социальное учение. — М.: Культурный центр „Духовная библиотека“, 2001.
  240. Хопко Фома, протопресвитер. Православие в новейших плюралистических обществах. / Доклад на Межправославной подготовительной консультации по всемирной миссии и евангелизму — Аддис-Абеба, январь •1996 г. —М., 1997.
  241. Христианская семья и брак. / Сост. Зеленцов А. — М.: Воскресение, 1992.
  242. Христианство в истории человечества. / Международный академический симпозиум. — Нижний Новгород, 2000.
  243. Церковь и общество. / Под ред. Ж.-И. Кальвеза и А. А. Красикова. — М.: Интердиалект, 2001.
  244. Церковь и школа // Тематическая публикация документов. Институт национальных проблем образования. / Сост. Владыкина. — М., 1995.
  245. Церковь Христова. / Сост. Косов. — Саранск, 1991.
  246. Э.А. Опыт использования фокусированного интервью при опросе экспертов самодеятельного изобразительного искусства. — М., 1978.
  247. Человек в мире духовной культуры. / Тезисы межвузовской научно-практической конференции молодых ученых МГУК— М., 1999.
  248. Человеческий потенциал Беларуси: экономические вызовы и социальные ответы. / Национальный отчет о человеческом развитии 2003. — Минск, 2004.
  249. Р. Религии без границ. — Рим, 1994.
  250. .Н. Наука и религия. — М.: Республика, 1999.
  251. Л.Е. Консерватизм, новаторство и модернизм в русской православной мысли XIX XX веков. — Новгород, 1999.
  252. Л.Е. Православный модернизм о движущих силах социального процесса. — М.: Знание, 1988.
  253. М.Д. Религиозное сознание и духовная деятельность. — М., 1999.
  254. Е.Б. Личность и политика. — М.: Мысль, 1988.
  255. А.И. Образ жизни и здоровье молодежи. Социологический анализ. — Брест, 2003.
  256. Ю.А. Пути российского образования и православие. — М., 1999.
  257. А. Исторический путь Православия. — М., 1993.
  258. А. Свобода и авторитет в Церкви. / Христианское время. 2001.32.
  259. К. Политическая теология. — М., 2000.
  260. П. Социология социальных изменений. — М.: Аспект Пресс, 1996.
  261. . 1920 год. — М., 1990.
  262. Г. И. Государство и религия. Религиозные организации и политическая структура общества. — М. 1974.
  263. , Е.С. Религиоведение и теология: к проблеме демаркации (разделения) объектов исследования. //"Религиоведение». 2002 г. № 4.// http://www.reiiqare.ru/article.php?num=3601
  264. А.Г. Основы социологии. Курс лекций. — М., 1993.
  265. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. // Методологические проблемы социальной психологии.— М.: Наука, 1975.
  266. А. Церковная политика Государственной думы в сопоставлении с иностранными парламентами. — Пбг., 1915.
  267. Э. Религиозность войска польского. Социологический аспект.1. Мн., 2002.
  268. Hall М.С. Identity, religion and values. Taylor and Tranies, 1996.
  269. Hryniewicz J.T. Polityczny i kulturowy kontekst rozwoju gospodarczego. — W-wa, 2004.
  270. Mol H. Religion and Identity: A Dialectic Interpretation of Religious Phenomena. 2002. / http://www.anu.edu.au/HRC/activities/confer-ences2002/ReliqiousPhenomena.html
  271. Pietrzak M. Prawo wyznaniowe. —W-wa, 1995.
  272. Poulat E. Critique et mistique. — Paris, 1984.
  273. Queen E.L. The formation and reformation of religious identity // Religious Education. Vol. 91. Issue 4. II 1996. / http://www.educause.edu/copyriqht.html
  274. Simmel G. Problemes de la sociologie des religions. // Archives de sociolo-gie des Religions, CNRS. Paris, # 17, 1964.
  275. Suchocka H. Nauczanie religii w szkole w swietle konstytucij i ustawodawstwa wybranych panstw europejskich // Nauczanie religii w szkolew panst wie demokratycznym. Lublin, 1991.
  276. Taliaferro Ch. Contemporary philosophy of religion. — Cambridge: Blackwell, 1998.
  277. Williams K. Faith and the nation: Education and religious identity in the Republic of Ireland // British Journal of Educational Studies. Vol. 47. Issue 4.1999. // http:// www.educause.edu/copyright.html
  278. Work as Key to the Social Question/ Conference held September 12−15, 2001 Rome and Vatican City. — Vatican City, 2002.
Заполнить форму текущей работой