Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социальный потенциал управления качеством в организационных системах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несмотря на то, что важность учета социальных аспектов при планировании и реализации управленческой деятельности в области качества признается сегодня всеми отечественными специалистами в области качества, системных исследований, проведенных по этой проблеме самими представителями этой области науки и практики до настоящего времени также не проводилось. Это видно, в частности, по содержанию… Читать ещё >

Содержание

  • Глава II. ервая. СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
    • 1. 1. Социальные аспекты управления качеством в организационных системах
    • 1. 2. Составляющие социального потенциала компании и их влияние на эффективность менеджмента качества
      • 1. 2. 1. Роль и влияние руководства компании
      • 1. 2. 2. Роль и влияние сотрудников
      • 1. 2. 3. Роль и влияние внутрифирменной культуры
      • 1. 2. 4. Анализ внешних источников влияния на социальный потенциал организаций в области качества
    • 1. 3. Выводы по первой главе
  • Глава вторая. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА НА РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
    • 2. 1. Государство и социальные аспекты качества
      • 2. 1. 1. Государство, защита прав потребителей и социальный потенциал компаний-производителей
      • 2. 1. 2. Национальная политика государств в области качества и социальные аспекты управления качеством
      • 2. 1. 3. Подготовка специалистов по менеджменту качества как составной 75 части социального потенциала управления качеством
    • 2. 2. Общество и социальные аспекты качества
      • 2. 2. 1. Роль и влияние качества на развитие общества
      • 2. 2. 2. Роль и влияние общества на социальные аспекты проблем управления качеством
        • 2. 2. 2. 1. Общественные организации и движения, связанные с менеджментом качества
        • 2. 2. 2. 2. Общественная поддержка сертификации систем менеджмента качества и менеджмента окружающей среды. Ю
    • 2. 4. Выводы по второй главе
  • Глава третья. ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ ВЛИЯНИЯ НА СТРУКТУРУ И ДИНАМИКУ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ (на примере организаций промышленности и сферы услуг)
    • 3. 1. Влияние современных методов менеджмента качества на социальный потенциал управления качеством в организационных системах
      • 3. 1. 1. Влияние TQM и систем менеджмента качества
        • 3. 1. 1. 1. Стандарты ИСО серии 9000 и роль руководителей
        • 3. 1. 1. 2. Стандарты ИСО серии 9000 и вовлечение персонала
        • 3. 1. 1. 3. Стандарты ИСО серии 9000 и внутрифирменная культура
    • 3. 2. Роль менеджеров качества в социальном потенциале управления качеством в организационных системах
      • 3. 2. 1. Становление института менеджеров качества
      • 3. 2. 2. Проект социологического обследования менеджеров качества
      • 3. 2. 3. Социологическая характеристика менеджеров качества российских компаний
      • 3. 2. 4. Роль и значимость менеджеров качества
    • 3. 3. Деятельность группы компаний «Интерсертифика» по развитию социального потенциала управления качеством в организационных системах
      • 3. 3. 1. Воспитание руководителей-лидеров
      • 3. 3. 2. Подготовка менеджеров качества и специалистов в области качества
        • 3. 3. 2. 1. Проведение специализированных семинаров
        • 3. 3. 2. 2. Подготовка печатных изданий по проблемам менеджмента качества
        • 3. 3. 2. 3. Проведение научно-практических конференций
      • 3. 3. 3. Внедрение и сертификация систем менеджмента качества
    • 3. 4. Выводы по третьей главе

Социальный потенциал управления качеством в организационных системах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Повышение качества продукции, услуг, деятельности компаний и организаций, образования, окружающей среды, общества и, в конечном счете, качества жизни — важнейшая социальная задача. Ее решение в настоящее время связывается с разработкой и применением целого ряда принципов, методов и практических приемов, получивших обобщенное название «методы менеджмента качества» ([37], [39], [122] и др.).

История развития этих методов начинается в первом десятилетии XX века, но особенно активно они начали развиваться после Второй мировой войны. Особенностью того времени в экономике всех стран был дефицит. Поэтому компании, производящие продукцию и оказывающие услуги, после войны больше всего заботила проблема производительности: как выпустить продукции больше. И лишь во вторую очередь они задавали себе вопрос о том, как выпустить продукцию, которая была бы лучше, чем у конкурентов, и приносила удовлетворение потребителю.

Но уже в 60−70 годы прошлого столетия стало ясно, что победу на рынке одерживает не тот, кто производит больше, а тот, кто производит то, что нужно покупателю. Это коренным образом изменило содержание понятия качества и потребовало выявления и учета всего комплекса факторов, определяющих успех компании в условиях насыщающегося, конкурентного рынка. В результате в область научно-практических интересов ученых и специалистов кроме сугубо технических методов, позволяющих создать высокопроизводительное оборудование и технологии, а также новые образцы продукции и услуг, стали включаться и другие направления деятельности, в первую очередь — вопросы управления. В результате было сформировано новое научное направление, связанное с изучением проблем управления качеством, а точнее — менеджмента качества.

Анализ, проведенный автором в работах [84], [86], [87] и других, показывает, что сегодня менеджмент качества представляет собой относительно самостоятельные направления научно-технических исследований, результаты которых обладают способностью оказывать активное воздействие на эффективность функционирования компаний. К этим направлениям традиционно относят исследования технических, экономических, управления качеством продукции, квалиметрических, правовых и информационных проблем [227]. Именно им посвящены разделы подавляющего большинства учебников по управлению качеством.

Послевоенная история развития социологии показывает, что изучение социальных проблем промышленного производства также прошло в своем развитии «технократическую» фазу. Она характеризовалась тем, что доминирующим фактором в этот период было мнение о преимущественном влиянии именно организационно-технических аспектов на социальные взаимоотношения внутри компаний. И лишь впоследствии социальные вопросы производственной деятельности, охватывающие проблемы трудового поведения и мотивации персонала, получили свое должное развитие.

Так, в работе [249] показано, что к концу 50-х — началу 60-х годов в западной индустриальной социологии, наряду с исследованиями влияния технического прогресса на содержание, условия труда и социальную структуру предприятия, одновременно проводились работы, связанные с изучением места и роли служащих на предприятии и в обществе, взаимоотношений служащих и рабочих. Но, несмотря на наличие в тематике исследований проблем социальных взаимоотношений внутри производственного коллектива, именно воздействие техники, технических изменений на труд, социальные связи и сознание работников рассматривалось в качестве главного детерминантного фактора научного интереса.

Вместе с тем, возвращаясь к вопросу о методах менеджмента качества, необходимо обратить внимание на следующую их особенность: нашедший свое первоначальное воплощение в системе отношений, возникающих исключительно в процессе «делания» продукции, менеджмент качества в своем эволюционном развитии начал все шире и активнее затрагивать и социальные вопросы. В последней четверти XX века механизмы менеджмента качества стали успешно взаимодействовать с различными социальными институтами, выступать фактором социальных изменений, инициируя движение общества и его организационных структур в «социальном кругообороте качества» [219].

Более того, опыт компаний-лидеров, победителей национальных премий в области качества показывает [51], что эффективное решение проблем качества определяется не только, а иногда и не столько применением методов менеджмента качества, относящихся к технической области — методов статистики, теории надежности, методики развертывания функций качества (Quality Function Deployment — QFD), оценки видов и значимости влияния дефектов (Failure Mode and Effects Analysis — FMEA), планирования экспериментов (Design of Experiments — DOE) и т. д. He менее важными факторами, влияющими на скорость и результативность деятельности по улучшениям в компании, являются социальные аспекты.

Ситуация именно в сфере социальных отношений определяет наличие в организационной системе целого ряда предпосылок, необходимых для успеха деятельности в области качества:

• понимания руководящим звеном своей роли в решении проблем качества, необходимости выполнения не только управляющих функций, но и роли лидеров коллектива;

• готовности сотрудников активно участвовать в деятельности по повышению качества;

• подготовки и воспитания соответствующим образом подготовленных специалистов по новому, ранее не востребованному в России направлению деятельностименеджменту качества;

• создания в коллективе внутреннего климата, обеспечивающего высокий уровень как внутрифирменных отношений, так и социальной ответственности за качественные результаты своей деятельности.

Сегодня понимание важности «социального фундамента» для успеха в бизнесе подтверждается интересом к социальным проблемам со стороны самого высокого уровня руководителей. Так, например, Паускале Писторио, президент и исполнительный директор компании ST Microelectronics — одной из самых преуспевающих компаний в области производства полупроводников в мире, обладателя Европейской премии качества за 1997 г., — в интервью после Всемирного экономического форума, прошедшего в Давосе в 2002 г., сказал: «Для меня самым удивительным фактом форума стало пробуждение интереса к социальным аспектам предприятия. Раньше мы в основном говорили об экономике, бизнесе, технологии, капитализме. Сейчас мы говорим о социальном (выделено мной — В.К.) контексте предприятия"1*.

Аналогичный интерес к социальным аспектам имеет место и в области менеджмента качества. При этом, как показано в диссертации, в рамках современных концепций менеджмента качества социальному потенциалу организационных структур придается все большее и большее значение. Так, уже в одной из самых первых отечественных работ, представляющих теорию менеджмента качества [114], при анализе основных направлений деятельности в области управления качеством выделены три их уровня: оперативный, на уровне системы и стратегический. Управление персоналом отнесено авторами на самый высший — стратегический уровень.

Цитир. по Конти Т. Система заинтересованных сторон: стратегическая ценность. // Методы менеджмента качества, 2003, № 1.

Без вовлечения всего персонала в активную деятельность по улучшению качества продукции, процессов, производств, внутрифирменных взаимоотношений, компании, общества и, в конечном счете, — качества жизни человека, без учета социальных отношений при руководстве деятельностью в области качества невозможно обеспечить устойчивое развитие ни одной компании, государственной или частной. По этим причинам системное социологическое исследование различных аспектов социального потенциала управления качеством в организационных системах является весьма актуальным.

Отечественная производственная социология уделяет исследованию социальных взаимоотношений, возникающих в ходе производительной деятельности большое внимание. Круг научных интересов широк — от исследования общих проблем управления (П]> [8], [5В], [229] и др.), анализа места и роли руководителей ([40], [123], [124], [180] и др.) и сотрудников ([126], [179] и др.) до проблем «трудового поведения», формирования и управления внутрифирменными взаимоотношениями ([12], [26], [157], [158], [243] и др.). Комплексный анализ социологии организаций представлен в работе [233].

Вместе с тем, анализ публикаций по указанным вопросам показывает, что системные социологические исследования применительно к проблеме управления качеством до настоящего времени не проводились. Проведение подобного исследования и стало основной целью настоящей диссертации.

Отмеченная целевая направленность диссертационной работы определила характер решаемых в ходе исследования задач, которые заключаются в следующем:

• исследовать значение социальных аспектов при управлении качеством;

• оценить роль и место социального потенциала организационных систем при управлении качеством;

• выявить и исследовать влияние ключевых составляющих социального потенциала организационных систем на деятельность в области качества;

• выявить внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие социального потенциала управления качеством в организационных системах, и оценить степень их влияния;

• проанализировать практику использования имеющихся средств и методов воздействия на социальный потенциал в организационных системах и выработать рекомендации по совершенствованию этого потенциала.

Объектом исследования в данной работе являются социальные процессы управления качеством в организационных структурах как социальных системах. Речь идет об изучении соотношений, «взаимодетерминации» человеческих действий, относящихся к области менеджмента качества, и тех социальных институтов и механизмов, которые их регламентируют, нормируют и регулируют. В этом смысле объект исследования относится к той области социологии, которая изучает социальные структуры, социальные институты и процессы.

Предметом исследования является социальный потенциал организационных систем при осуществлении деятельности в области менеджмента качества. Особое внимание при этом было обращено как на изучение объективных предпосылок возрастания роли социального потенциала, так и на их производные, которые привели к созданию особых социальных институтов и механизмов, оказывающих положительное влияние на развитие социального потенциала. В ходе исследования проанализированы роли и влияние различных составляющих социального потенциала на управление качеством, а также взаимодействие этих составляющих между собой и с внешней по отношению к организационной системе социальной средой.

В социологии под ресурсами, кроме материальных предметов, процессов и вещей, разнообразных полезных социальных действий (услуг) и различных обязательств (ликвидных средств, ценных бумаг), понимаются также идеальные объекты (идеи, ценности), права, статусы и привилегии, технологии, средства и методы достижения экономических целей, информация, способы ее кодирования и декодирования, а также компетенции [28]. С этой точки зрения предметом проведенного исследования были также социальные аспекты применения ресурсов не материального характера: идей и ценностей, прав, статусов и т. д.

В рамках проведенного исследования важными понятиями являются организационная система (организация) и ее социальный потенциал.

В современной социологии под организационной системой или организацией понимают специфическую социально-экономическую систему, осуществляющую интеграцию и координацию действий людей для реализации устойчивых общих целей [181].

Организационные системы являются одними из базовых агентов социально-экономических отношений в обществе в целом. Если цели организационных систем в своей совокупности не обеспечивают достижение основных целей общества, а сами системы не способны выполнять своих социально-экономических функций — это приводит к изменению организаций, а, иногда, и самого общества.

Данное обстоятельство особенно ярко проявляется в области менеджмента качества. В узком смысле именно организационные структуры определяют, в первую очередь, уровень качества находящихся в обращении и потреблении продукции и услуг. В широком смысле уровень качества самих организационных структур и результаты их деятельности в области качества во многом определяет уровень и характер социально-экономических и даже политических отношений в обществе в целом. Примеров тому в истории много. Так, явная неспособность организационных структур в тех формах, которые существовали в Советском Союзе в конце 80-х годов, удовлетворить потребности населения в качественной продукции и услугах стала одной из коренных причин изменения социально-политического и экономического устройства нашего общества и создания организационных структур в новых, адекватных рыночным отношениям формах.

Под социальным потенциалом управления качеством организационной системы мы будем понимать совокупность социальных факторов организационной системы, определяющих ее способность эффективно осуществлять управление деятельностью в области качества.

В рамках данной работы рассматривался социальный потенциал организационных систем, относящихся к ключевой области экономики — сфере промышленного производства. Влияние социального потенциала организаций других сфер деятельности (сельское хозяйство, оказание услуг, государственное управление и т. д.) на результативность их деятельности в области качества, несмотря на отсутствие принципиальных отличий, требует дополнительных исследований, учитывающих их отраслевую специфику.

Теоретико-методологической основой проведенных исследований являются взгляды и ключевые положения исследований зарубежных и отечественных ученых, касающиеся социологического анализа организационных систем и способов управления ими, проблем «экономического поведения» и социальных аспектов трудовой деятельности, а также механизмов мотивации.

Исторически наиболее ранней из всех школ в теории организации является классическая школа организации и управления. Представители этой школы (М. Вебер, JI. Гьюлик, Дж. Муни, Ф. Тейлор, JI. Урвик, А. Файоль, Г. Форд, Г. Эмерсон и др.) основывали свою теорию на принципах разделения труда и специализации в системе управления. Они считали, что основой управления должна быть стандартизация и формализация управленческой деятельности и управленческих отношений, внешний контроль любой деятельности.

В середине 30-х годов XX века в полемике с постулатами классической школы управления сформировалась школа человеческих отношений (Э. Мэйо, Ф. Херцберг, Д. МакГрегор, Р. Лайкерт), к этой школе относят также таких исследователей как М. Фоллетт, К. Арджирис, К. Левин. Они считали, что основой для функционирования организаций является удовлетворенность работника, создание благоприятного социально-психологического климата и условий для развития потенциала сотрудников.

В 50−60-х гг. возникла школа социальных систем. Она сложилась на основе синтеза и переосмысления положений классической школы и школы человеческих отношений при сильном влиянии положений общей теории систем, структурного функционализма и др. теорий. К наиболее ярким представителям этой школы относятся Ч. Барнард, А. Гоулднер, Дж. Марч, Г. Саймон, Ф. Селзник, А. Этциони. Ими была сделана попытка рассмотреть организацию как инструментальную целевую систему, как социальный механизм, развивающийся и функционирующий по своим законам. Школа социальных систем оказала значительное влияние на развитие социологии организаций, ряд ее положений вошли в качестве элементов в современные модели организаций.

Что касается исследований экономического поведения, то здесь в первую очередь обращают на себя внимание управленческие концепции «человеческих отношений»:

• теории групповой мотивации (Э. Мэйо, Г. Саймон);

• теории мотивации личности (А. Маслоу, Д. МакГрегор, Ф. Херцберг, Д. Хекхаузен);

• концепция участия рабочих в управлении (В. Врум, О’Шоннеси).

Вторым крупным направлением работ в области экономического поведения были отмеченные выше концепции социально-системного подхода к управлению (Ч. Барнард, Ф. Селзник, Р. Лайкерт). Взгляды этих ученых положили начало исследованию организаций как культурного феномена, вывели в число исследовательских объектов организационную культуру. В настоящее время эта проблема рассматривается как одна из наиболее актуальных в области теории и практики управления (Е. Шайн, И. Ансофф, Т. Питере, Р. Уотерманн).

Если говорить об отечественных авторах, то их научные работы касаются многих направлений. В нашем случае наибольший интерес представляют исследования по вопросам социального управления поведением.

В первую очередь здесь выделяются работы по теоретическим основам управления (А. Аверин, В. Афанасьев, Ю. Волков, Г. Осипов, А. Пригожин, В. Граждан и др.). Теоретические и практические вопросы мотивации экономического поведения рассмотрены в работах В. Герчикова, Ю. Левады, Ф. Веселкова, Ю. Лапыгина, Л.

Эйдельмана. Анализ реального поведения работников и руководителей промышленных предприятий в ходе реформирования отношений собственности проведен Н. Лапиной, В. Патрушевым, А. Темницким, Н. Черкиной, А. Назимовой, JI. Гордоном, В. Магуном, В. Герчиковым, Г. Дилигенским и др.

Следует отметить, что вплоть до 90-х годов разработка представлений о механизмах управления организационными системами проходила под влиянием идеалистических представлений о социализме и под сильнейшим идеологическим воздействием. С учетом этого, очевидной заслугой отечественных исследователей в этот период стало рассмотрение особенностей управленческой деятельности в тесной взаимосвязи с внутренним миром человека: его мотивацией, удовлетворенностью содержанием и условиями труда, ценностными ориентирами, поведением в коллективе. В отечественной социологической науке все большее признание находила концепция «человеческих отношений» в процессе производства. Поиски и разработки специфических принципов социального управления организациями в этот период проводили А. Аверин, В. Афанасьев, Ю. Красовский, Г. Попов, А. Пригожин, В. Щербина и др.

Но уже в конце XX века появились работы, в которых социальные аспекты управления организациями рассматривались без идеологических ограничений (Ю. Басистов, В. Веснин, И. Герчикова, А. Кравченко, Р. Шамхалов, С. Фролов и др.).

Говоря о вкладе в развитие науки о менеджменте качества, в первую очередь следует назвать имена Э. Деминга, К. Ишикавы, Д. Джурана, А. Фейгенбаума, Ф. Кросби, Г. Тагути. Именно они заложили основы современной философии качества. Большой вклад в развитие методов менеджмента качества внесли российские ученые В. Бойцов, А. Гличев, Г. Азгальдов, А. Субетто, В. Лапидус, Ю. Адлер, М. Свиткин, О. Глудкин, В Окрепилов и др.

Ключевые, концептуальные положения указанных зарубежных и отечественных ученых составили теоретико-методологическую основу настоящего исследования, учитывались при планировании и выполнении данной диссертационной работы. Фактографическую базу диссертации составили материалы конкретных исследований, проведенных автором, и публикации в специализированных научно-технических изданиях.

Степень научной разработанности проблемы. Как отмечено выше, в зарубежных и отечественных научных разработках накоплен значительный материал, посвященный проблемам социального управления в организационных системах. Вместе с тем их анализ показывает, что данные исследования были нацелены, в основном, на изучение концептуальных аспектов социологии трудовых отношенийподвергали анализу проблемы и положения, относящиеся, как правило, к социальным факторам управления компанией в целом. Если при этом и рассматривали отдельные составляющие социального потенциала организационных структур — роль руководителей разного уровня, мотивационные аспекты деятельности сотрудников, формирование внутрифирменной культуры и др. — то в разрезе общих проблем управления организацией, без конкретной связи с проблемами управления качеством.

Но проблемы управления включают в себя большой круг вопросов. Управление любой компанией охватывает ее деятельность во всех направлениях, а это и производство, и финансы, и экономика, и инновации, и кадры, и экология, и отношения с властными структурами и органами, и вопросы управления качеством (менеджмента качества). Каждое из указанных направлений (в том числе и менеджмент качества) является специфическим видом деятельности и требует для своей эффективной реализации и соответствующих специфических методов. Подтверждением этому служит появление целого ряда самостоятельных научных школ менеджмента: финансового, экономического, кадрового, качества, экологии и т. д.

По этой причине становится очевидной необходимость при проведении научных исследований социальных аспектов различных направлений деятельности учитывать специфику исследуемой деятельности. В полной мере это относится и к области социологии менеджмента качества, научные исследования в которой будут иметь большое значение для выработки практических механизмов повышения эффективности менеджмента качества.

Недостаточность научной проработки социальных аспектов деятельности по управлению качеством подтверждает и тематика защищенных в России за последние 5 лет диссертаций по социологии. Несмотря на большой научный интерес к проблемам, затрагивающим социальные аспекты управления в организациях, безусловную актуальность и научную значимость вопросов, рассмотренных в докторских диссертационных работах В. Верховина [27], Н. Шаталова [246], А. Симакова [200], в кандидатских диссертациях Н. Сухоруковой [220], О. Евраевой [54], С. Сайболь [190], Ф. Шаймарданова [245], В. Нестерук [163], JI. Попович [174], Е. Кузнецовой [118], С. Шило [250], Р. Назаровой [160], О. Бояркина [16] и других, все эти работы отличаются отмеченными выше особенностями.

С учетом этого следует констатировать, что в нашей стране специальные социологические исследования, затрагивающие вопросы влияния социальных аспектов при осуществлении деятельности в области качества, несмотря на свою актуальность, хотя и имеют определенную историческую базу, все-таки не получили отчетливо выраженного распространения.

Отсутствие систематизированных оценок и конкретно-исторического социологического анализа места и роли социальных аспектов при управлении качеством в организационных системах дополнительно проявляется еще одним очень характерным образом.

Несмотря на то, что важность учета социальных аспектов при планировании и реализации управленческой деятельности в области качества признается сегодня всеми отечественными специалистами в области качества, системных исследований, проведенных по этой проблеме самими представителями этой области науки и практики до настоящего времени также не проводилось. Это видно, в частности, по содержанию публикаций в специальных периодических изданиях по менеджменту качества — в журналах «Стандарты и качество», «Методы менеджмента качества» и «Сертификация». Особенно наглядно отсутствие должного внимания к социальным аспектам менеджмента качества проявляется в структуре и содержании учебников и учебных пособий по управлению качеством. Проведенный автором анализ почти двух десятков таких изданий, вышедших в течение последних пяти лет ([21], [36], [63], [116], [184], [208], [248] и др.), показывает, что только в двух из них ([39] и [114]) эти вопросы выделены специально и рассматриваются достаточно комплексно. Еще в нескольких учебниках ([11], [153] и [167]) порознь рассматриваются лишь отдельные вопросы — групповая деятельность, обучение качеству, мотивация. Во всех остальных изданиях эти проблемы обойдены молчанием. Это еще раз подчеркивает актуальность дополнительной междисциплинарной проработки указанных выше проблем.

Научная новнзна исследований определяется кругом поставленных в работе исследовательских задач, системным подходом к изучению и оценке роли и влияния социальных факторов применительно к одному из специфических направлений менеджмента — менеджменту качества. Это позволило на основе фундаментальных положений социологической науки в области управления организациями и системно-эмпирического анализа впервые:

• системным образом оценить и показать важную роль социальных аспектов в современных принципах и методах менеджмента качества;

• исследовать социальный потенциал управления качеством как комплексный интегральный фактор, определяющий социальные возможности организационной системы успешно осуществлять деятельность в области качества;

• выявить и проанализировать составляющие, определяющие возможности и отдачу социального потенциала организационных систем при управлении качеством;

• установить появление в России новой социально-профессиональной общностименеджеров качества, определить их роль в деятельности по управлению качеством и провести их социологическое обследование;

• установить каналы влияния деятельности по разработке, внедрению и сертификации современных систем менеджмента качества на уровень социального потенциала организационных систем;

• проанализировать направления и результативность воздействия деятельности консалтинговых и сертифицирующих фирм на развитие социального потенциала организационных систем.

Теоретическая н практическая значимость проведенного автором исследования определяется тем, что оно представляет целостный социологический анализ социального потенциала организационных систем с точки зрения его влияния на управление одним из ключевых направлений деятельности организаций в современных рыночных условияхпостоянным повышением качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг, качества производства, качества коллектива и, в конечном счете, — качества бизнес-деятельности организации в целом. При этом в ходе исследования:

• получены подтверждения особой важности всестороннего развития и укрепления социального потенциала организационных структур для эффективного управления качеством;

• выделены и исследованы ключевые составляющие социального потенциала, на конкретных примерах показана их роль в решении проблем качества;

• выделены и исследованы основные внешние факторы, определяющие эффективность социального потенциала при управлении качеством;

• составлен социологический портрет ключевой фигуры социального потенциала в области управления качеством — менеджера качества;

• собраны и обобщены мнения менеджеров качества о различных факторах, влияющих на эффективность выполнения ими своей миссии;

• подтверждена адекватность учебной программы Государственного образовательного стандарта по направлению 657 000 «Управление качеством» фактическим потребностям менеджеров качества на производстве;

• показано значительное положительное влияние деятельности по внедрению и сертификации систем качества на социальный потенциал организационных систем;

• показана высокая эффективность комплексного подхода к предоставлению консалтинговых и сертификационных услуг со стороны соответствующих фирм на развитие социального потенциала организаций.

Собранный в ходе работы фактографический материал, а также содержащиеся в диссертации положения и выводы могут быть использованы при подготовке лекций, семинарских занятий и специальных курсов для студентов по специальностям «Менеджмент», «Социология управления», «Управление качеством», а также слушателей факультетов повышения квалификации. Они же могут быть применены руководителями и специалистами предприятий и организаций, консалтинговых и сертифицирующих фирм в практической работе по совершенствованию деятельности в области менеджмента качества, а также быть использованы исследователями, занимающимися проблемами социальных взаимоотношений, в качестве основы для дальнейших разработок проблем использования социальных факторов в менеджменте качества.

Апробация работы. Основные полученные в ходе исследований научные результаты и выводы изложены автором лично или в соавторстве в 38 публикациях общим объемом около 30 п.л. Они доложены также на VII Международной научно-практической конференции «TQM-97» (Москва, май 1997 г.), III Международной конференции «Развитие через качество. Теория и практика» (Тольятти, октябрь 1998 г.), Международной научно-технической конференции «Сертификация-99» (Брянск, октябрь 1999 г.), X Международной конференции по менеджменту качества «TQM-2000» (Москва, май 2000 г.). Содержание диссертационной работы рассмотрено и поддержано на заседании кафедры управления качеством высшего образования Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Московского государственного института стали и сплавов (технологического университета).

Практические выводы, сделанные соискателем в ходе выполнения работы, использованы для повышения эффективности деятельности группы компаний «Интерсертифика» по развитию социального потенциала управления качеством на предприятиях и в организациях промышленного сектора и сферы услуг.

Диссертация включает в себя настоящее введение, три главы, заключение, библиографию и приложения.

Основные результаты исследований, использованные при подготовке настоящей диссертации, представлены в 38 публикациях общим объемом около 30 п.л., подготовленных лично соискателем или в соавторстве. Они же применены в практической деятельности группы компаний «Интерсертифика» по развитию социального потенциала организаций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Социальные проблемы менеджмента качества приобрели в настоящее время особую актуальность. Это вызвано характером «социальной спирали качества», в движении по которой общество проходит этапы от «качества человека» и «качества продукции» до «качества общества» и «качества жизни человека», являющегося основой для перехода на новую ступень «качества самого человека» и нового движения по спирали, но уже на более высоком уровне.

Вместе с тем, социальные аспекты деятельности в области качества касаются не только объектов, находящихся вне организационных структур. Анализ показывает, что социальные факторы играют важную роль и внутри этих структур — именно там, где и создается КАЧЕСТВО.

Сегодня, в один ряд с общепризнанными направлениями усилий по решению проблем качества — экономическими, техническими, квалиметрическими, информационными, — встает деятельность, опирающаяся на социальные основы управления качеством. Необходимость в научно-обоснованном применении социальных факторов, обеспечивающем постоянное улучшение деятельности организаций, обусловлено самим ходом рождения и совершенствования методов менеджмента качества. В наиболее обобщенном виде эти методы известны как методология Всеобщего менеджмента качества — TQM.

В современных условиях именно социальный потенциал управления качеством во многом стал определять способность организации эффективно решать проблемы качества, а это в рыночных условиях является решающим условием успеха для любой бизнес-деятельности.

В диссертации, определены, сформулированы и исследованы некоторые проблемы, относящиеся к социальному потенциалу управления качеством в организационных системах. При этом соискателем лично или при его непосредственном участии:

• На основе социально-исторического анализа проведено исследование места социальных факторов в современных концепциях и конкретных методах менеджмента качества. Показано, что ключевые положения методологии TQM и других международно-признанных подходов к менеджменту качества в своем основании опираются на социальный потенциал организационных структур, участвующих в производстве продукции или оказании услуг.

• На основе структурного анализа выявлены ключевые составляющие социального потенциала управления качеством в организационных структурах. Ими являются руководители, сотрудники компании и сложившийся уровень внутрифирменной культуры. Показано, что данные составляющие действуют во взаимосвязи и взаимозависимости, что требует восприятия социального потенциала как сложного интегрального фактора и управления этим потенциалом с учетом данного обстоятельства. Определено, что в российских компаниях уровень социального потенциала деятельности в области качества во многом определяется наличием и степенью подготовки сотрудников особой категории — менеджеров качества, которых со всем основанием можно отнести к новой социально-профессиональной общности.

• На основе предметного анализа источников было проведено исследование влияния различных факторов на состояние и развитие социального потенциала. Показано, что наиболее общее влияние на социальный потенциал управления качеством оказывают государство, общество, а также консалтинговые и сертификационные фирмы. Исследованы конкретные методы и механизмы воздействия указанных социальных институтов и структур на социальный потенциал управления качеством. Показана растущая заинтересованность государства и общественности как в социальных последствиях деятельности компаний, так и в укреплении ими своего социального потенциала деятельности в области качества. На примере группы компаний «Интерсертифика» показано, что наиболее эффективное воздействие на социальный потенциал достигается при комплексной поддержке предприятий и организаций в осуществлении их деятельности по подготовке специалистов по менеджменту качества, практическому освоению методов менеджмента качества, а также разработке, внедрению и сертификации систем менеджмента качества.

• Показана зависимость социального потенциала от качества подготовки специалистов высшей квалификации в системе высших образовательных учреждений России. В рамках проекта «Менеджер качества XXI» проведено исследование и получено подтверждение соответствия Государственного образовательного стандарта по направлению 657 000 «Управление качеством» фактическим потребностям менеджеров качества в тех или иных областях знаний, необходимых для эффективного выполнения менеджерами качества своей миссии.

• На основе предметного исследования источников и прямого социологического опроса проведен анализ влияния деятельности по разработке, внедрению и сертификации систем менеджмента качества на основе стандартов ИСО серии 9000 на руководящее звено, персонал и внутрифирменную культуру компаний. Показано, что такая деятельность вызывает значительные положительные сдвиги как уровня социального потенциала в целом, так и его составляющих и должна рассматриваться в настоящее время как один из мощнейших факторов развития этого потенциала. Это обстоятельство является особенно важным в свете существенного отставания работ по сертификации систем качества в России по отношению к другим странам. • Автором спланирован, организован и реализован проект социологического обследования «Менеджер качества XXI», в рамках которого впервые проведен анализ социального портрета российских менеджеров качества, а также получена консолидированная информация о мнении менеджеров по целому ряду направлений деятельности в области качества. В частности, 80% менеджеров считают, что их статус за последние годы повысился. Они же отмечают, что для успешного решения проблем в области качества квалификацией менеджера качества должны обладать не менее 70% руководителей высшего звена и не менее 50% руководителей среднего звена.

Собранная в ходе подготовки диссертации и представленная в настоящей работе в систематизированном и обработанном виде информация и выводы относятся к одной из наименее разработанных областей социологии, связанной с социальными факторами управления качеством в организационных системах. Полученные научные результаты могут быть использованы учеными и специалистами, занимающимися проблемами социальных взаимоотношений, в качестве научно-методической основы при проведении дальнейших исследований роли социальных аспектов в менеджменте качества.

Наряду с этим, кроме научного, результаты настоящего исследования имеют и прямое практическое значение. Они могут быть использованы руководителями и специалистами предприятий и организаций, высших учебных заведений, консалтинговых и сертифицирующих фирм для создания комплексного представления о структуре и значении социального потенциала организационных систем при решении проблем качества, а также применены в практической работе по совершенствованию деятельности в области менеджмента качества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Г. Социальное управление. Опыт философского анализа. — М., 1984.
  2. B.C. Человек в зеркале экономической теории. М.: Наука, 1993.
  3. Н. 7 дней 7 ступенек к качеству. // Стандарты и качество, 2000, № 10.
  4. Л. Качество жизни россиян: в новый век с новым отношением к этой проблеме. // Стандарты и качество, 2000, № 12.
  5. А., Смольяков А. Лотерея качества. // Стандарты и качество, 2002, № 1.
  6. В.М., Николаев В. А. Системы и статистические методы обеспечения качества промышленной продукции: Учеб. пособ. Самара, СГТУ, 2000.
  7. Антология русского качества. / Сост. Бойцов Б. В., Крянев Ю. В., Кузнецов М. А. Изд. 3-е доп. М.: РИА «Стандарты и качество», 2000.
  8. В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977.
  9. A.M., Гасюк Д. П. Основы управления качеством продукции. Учебное пособие. СПб.: Издательство «Союз», 2002.
  10. А.В. Системы непрерывного улучшения продуктов и процессов. Минск, ИП «Экоперспектива», 1999.
  11. Л.Е., Протасьев В. Б. Управление качеством: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2001.
  12. Н.Ф. Кризис труда и его последствия. Изменения в мотивации труда в новых условиях. М.: 1992.
  13. Е. Поведение и мотивация российских предприятий: экономическая политика переходного периода. Сборник (Московский Центр Карнеги). М., 1995.
  14. Т. Наставники по качеству. Пер. с англ. М.: РИА «Стандарты и качество», 2000.
  15. М.Ф. Управление экономическим поведением: социосистемный аспект. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. социолог, наук. Ростов н/Д., 2000.
  16. О.А. Социальные факторы регулирования трудового поведения человека в современном обществе. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. социолог, наук. М., 1999.
  17. Х.А. Практическая схема оценки культуры обеспечения качества // Европейское качество, 2002, № 4.
  18. И.И., Качалов В. А., Руденко B.C. Ядерная энергетика: вопросы и ответы. Вып. 7. Проблемы учета и контроля ядерных материалов. М.: ИздАТ, 1994.
  19. И.В. Современные требования к использованию трудовых ресурсов в свете мирового опыта. // Общество и экономика, 1995, № 1.
  20. Ю.В. Организационная культура малых предприятий: социологический аспект. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. социолог, наук. М., 2001.
  21. С.А. Управление качеством продукции: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2001.
  22. А., Губанов В. Беседы о стандартах качества жизни. // Стандарты и качество, 2002, № 11.
  23. Введение в менеджмент качества, Н. Новгород, СМЦ «Приоритет», 1999.
  24. М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.
  25. В.Г. Интеграция управления качеством продукции: новые возможности М.: Изд-во стандартов, 1994.
  26. В.И. Социальная регуляция трудового поведения в производственной организации. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.
  27. В.И. Экономическое поведение как предмет социологического анализа. Дисс. на соиск. уч. ст. докт. социолог, наук. М., 1999.
  28. В.И., Зубков В. И. Экономическая социология. Монография. М.: Изд-во РУДН, 2002.
  29. Ф.С. и др. Мотивация экономической деятельности. СПб.: Изд-во СПб УЭФ, 1991.30. «Все о качестве. Зарубежный опыт». Серия, выпуск 14, 1999. М.: НТК «Трек», 1999.
  30. М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика. -М.: Изд. «Дело», 1991.
  31. Е.В. Творческий потенциал предприятий и организаций: вопросы управления. М., 1995.
  32. Р. Преодоление парадокса процессов. // Стандарты и качество, 2002, № 1.
  33. В.И. Новые социальные проблемы предприятий. // ЭКО, 1991, № 5.
  34. В.И. и др. Мотивация труда и трудовые отношения на промышленных предприятиях в переходный период. Новосибирск, 1993.
  35. В.И. Управление качеством продукции: Учебн. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2000.
  36. А.В. Основы управления качеством продукции. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: РИА «Стандарты и качество», 2001.
  37. А., Матвеева И. Всероссийский мониторинг товаров: завершена первая пятилетка. // Стандарты и качество, 2002, № 11.
  38. О.П., Горбунов Н. М., Гуров А. И., Зорин Ю. В. Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов / Под ред. О. П. Глудкина. М.: Радио и связь, 1999.
  39. В.В. В поисках совершенного управления: Руководство для высшего управленческого персонала. В 2 т. -М.: МНИИПУ, 1996.
  40. А.В. Современный японский корпоративизм. М., 1994.
  41. В.Н., Качалов В. А., Петров А. В., Шидловский Г. В. Ядерная энергетика: вопросы и ответы. Вып. 8. Обеспечение качества в атомной энергетике и промышленности. -М.: ИздАТ, 1995.
  42. В.К., Качалов В. А., Пичугин В. В., Фролов В. В., Щегельский А. В. Ядерная энергетика: вопросы и ответы. Вып. 9. История освоения ядерной энергии. -М.: ИздАТ, 1996.
  43. А.В., Качалов В. А. Гражданско-правовые аспекты качества при изготовлении продукции. // Стандарты и качество, 1999, № 8.
  44. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования «Направление подготовки дипломированного специалиста 657 000 „Управление качества“. Квалификация — инженер-менеджер». Per. № 277 тех/дс от 27.03.2000.
  45. В.Д. Деятельность и управление (социологический аспект) М., 1990.
  46. А.А. Респондент как источник информации. М., 1994.
  47. В.Ю. Социологический анализ детерминации трудовой деятельности личности (комплексное исследование). Дисс. на соиск. уч. ст. канд. социолог, наук. Ставрополь, 2000.
  48. И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998.
  49. В. Эдвард. Выход из кризиса. Тверь, Издательская фирма «Альба», 1994.
  50. С., Ваймерскирх А. Всеобщее управление качеством: стратегии и технологии, применяемые сегодня в самых успешных компаниях. (TQM). СПб., «Виктория плюс», 2002.
  51. Г. Приватизация: некоторые социальные и социально-психологические аспекты. // Социологический журнал, 1995, № 2.
  52. Друкер Питер Ф. Управление, нацеленное на результат. Пер с англ. М.: Изд-во «Техническая школа бизнеса», 1994.
  53. О.В. Оценка организационно-управленческого и социально-психологического потенциала высшего руководства предприятий России. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. экономич. наук. СПб., 2000.
  54. Европейское качество, т. 8, № 4, 2001.
  55. С.Ф., Новиков Е. С., Поспелов В. Я. Статистические методы в современном менеджменте качества. -М.: Фонд «Новое тысячелетие», 2001.
  56. Т.Н., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни: очерки теории. -Новосибирск, 1991.
  57. Т.И. Человек в реформируемом российском обществе. // Российский социально-политический вестник, 1996, № 1−2.
  58. А.Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Политиздат, 1986.60. ЗР, 1998, № 8.
  59. Дж., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления. М.: Дело, 1993.
  60. Избранные труды 40-го конгресса Европейской организации по качеству. Берлин, сентябрь 1996 г.: Сборник переводов с англ. / Под ред. и с предисл. Ю. П. Адлера. -М.: ГП Редакция журнала «Стандарты и качество», 1997.
  61. С.Д., Ильенкова Н. Д., Мхитрян B.C. и др. Управление качеством: Учебник для вузов / Под ред. С. Д. Ильенковой. -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
  62. К. Японские методы управления качеством. Пер. с англ. М.: Экономика, 1988.
  63. П. Украина: политика качества. // Стандарты и качество, 2002, № 6.
  64. А., Качалов В. Ядерная энергетика: вопросы и ответы. Вып. 4. Ликвидация последствий аварии на Чернобыльской АЭС. М.: ИздАТ, 1993.
  65. В.А. О политике Европейского сообщества в области качества. // Бюлл. «Управление качеством». М.: ЦНИИатоминформ, 1994, № 4.
  66. В.А. Европейская ассоциация атомных форумов может ускорить процесс «притирания» предприятий Минатома на европейском рынке. // Атом-пресса, 1994, № 30.
  67. В.А. Правила хорошего тона для гражданской атомной индустрии. // Атом-пресса, 1994, № 33.
  68. В.А. Ядерная индустрия: к вопросу о качестве моральных аспектов деятельности. // Стандарты и качество, 1994, № 10.
  69. В.А. Европейская ассоциация атомных форумов: в центре внимания -обеспечение качества. // Бюлл. «Управление качеством». М.: ЦНИИатоминформ, 1994, № 5.
  70. В.А. Ядерная индустрия: к вопросу о качестве моральных аспектов деятельности. // Бюлл. «Управление качеством». М.: ЦНИИатоминформ, 1994, № 5.
  71. В.А. Критерии выявления и оценки лидеров в обеспечении высокого качества: британско-европейский подход. // Стандарты и качество, 1995, № 2.
  72. В.А. Самооценка как инструмент анализа и основа для планирования стратегии. // Бюлл. «Управление качеством». М.: ЦНИИатоминформ, 1995, № 1.
  73. В.А. Ядерная индустрия: к вопросу о моральных аспектах деятельности. // Бюлл. Центра общественной информации по атомной энергии. М.: ЦНИИатоминформ, 1995, №№ 1−2.
  74. В.А. Европейская ассоциация атомных форумов (ФОРАТОМ) обеспечение качества в ядерной индустрии. // Стандарты и качество, 1995, № 5.
  75. В.А. О Европейской политике и программе в области качества. // Стандарты и качество, 1995, № 6.
  76. В.А., Горячев А. В. К вопросу о содержании требований к качеству разрабатываемой научно-технической продукции при заключении договоров на создание НТП. // Бюлл. «Управление качеством». М.: ЦНИИатоминформ, 1995, № 3.
  77. В.А. Европейская организация по качеству: передовой опыт должен стать достояние всех. // Бюлл. «Управление качеством». М.: ЦНИИатоминформ, 1995, № 3.
  78. В.А. Первый пример завоевания национальной премии качества фирмой, представляющей ядерную индустрию Европы. // Бюлл. «Управление качеством». -М.: ЦНИИатоминформ, 1995, № 4.
  79. В.А., Горячев А. В. Гражданско-правовые аспекты качества при создании научно-технической продукции. // Стандарты и качество, 1996, № 6.
  80. В.А. О практике выработки политики в области качества. // Стандарты и качество, 1997, № 3.
  81. В.А. Зарубежный опыт проведения самооценки деятельности в области качества. // Стандарты и качество, 1997, № 5.
  82. В.А. Сертификация системы качества: триумф или хорошо подготовленный старт? (Краткий обзор современных взглядов на менеджмент качества). // Сб. «TQM-XXI. Проблемы, опыт, перспективы». Вып. 1. М.: ИздАТ, 1997.
  83. В.А. Сертификация системы менеджмента качества как основа для перехода к TQM. // Стандарты и качество, 1997, № 8.
  84. В.А. 41-й Конгресс ЕОК: зарубежный опыт развития методов менеджмента качества. // Стандарты и качество, 1997, №№ 10, 11.
  85. В.А. Всеобщий менеджмент качества стратегия XXI века. // Стандарты и качество, 1998, №№ 8, 9.
  86. В.А. Ответственность за дефектную продукцию: Россия идет по пути Европы. // Стандарты и качество, 1998, № 11.
  87. В.А. Ответственность изготовителя за дефектную продукцию: выводы для российских производителей из современного европейского права. // Сб. «TQM-XXI. Проблемы, опыт, перспективы». Вып. 2. М.: ИздАТ, 1998.
  88. В.А. Русское «лицо» стандарта ИСО 9001 (к вопросу о качестве переводов). // Сб. «TQM-XXI. Проблемы, опыт, перспективы». Вып. 3. М.: ИздАТ, 1998.
  89. В.А. Сравнение стандартов ИСО 9001:1994 и ИСО 9001:2000. // Сб. «TQM-XXI. Проблемы, опыт, перспективы». Вып. 4. М.: ИздАТ, 2000.
  90. В.А. О практике подготовки специалистов в области менеджмента качества. Сборник материалов Десятой международной конференции по менеджменту качества «TQM-2000», Москва, 16−18 мая 2000.
  91. В. Повышение квалификации специалистов в области менеджмента качества. // Стандарты и качество, 2001, № 10.
  92. В. Насколько точно «русское» лицо стандартов ИСО серии 9000:2000? // Стандарты и качество, 2002, № 6.
  93. В., Субетто А. «Портрет» менеджера по качеству. Часть первая. В зеркале социологии.// Стандарты и качество, 2002, № 9.
  94. В., Субетто А. «Портрет» менеджера по качеству. Часть вторая. Мнения менеджеров по качеству.// Стандарты и качество, 2002, № 11.
  95. В., Субетто А. Подготовка специалистов по управлению качеством: намерения высшей школы и потребности рынка. //Стандарты и качество, 2003, № 5.
  96. В. Энциклопедия ошибок в менеджменте качества. // Стандарты и качество, 2003, № 1−2.
  97. М. ИСО 9000. Практическое пособие по разработке и внедрению Руководства по качеству. М.: РИА «Стандарты и качество», 1999.
  98. Д., Недлер Д. Пророки во тьме, или рассказ о том, как «Ксерокс» восстал из пепла и дал бой японцам. Пер. с англ. СПб.: Азбука-Терра, 1996.
  99. Клиент на 1 месте. Материалы компании Норзерн Телеком.
  100. К.И. Об опыте централизованного обучения руководителей высшего звена. // Сб. «TQM-XXI. Проблемы, опыт, перспективы». Вып. 4. М.: ИздАТ, 2000.
  101. Н.В. Влияние потенциала предприятий на процесс организационных изменений. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. социолог, наук. М., 2001.
  102. Т. Самооценка в организациях. Пер. с англ. М.: РИА «Стандарты и качество», 2000.
  103. Т. Система заинтересованных сторон: стратегическая ценность. // Методы менеджмента качества, 2003, № 1.
  104. Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг. Проект. // Стандарты и качество, 2001, № 4.
  105. В.Ф., Брагин В. В. Процессы управления организацией. Ярославль: Ред. изд. центр Яртелекома, 2001.
  106. П.А., Микрюков В. А., Комаров С. Е. Менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1993.
  107. А.И. Прикладная социология и менеджмент: Уч. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.
  108. Э. Успешная сертификация на соответствие нормам ИСО серии 9000. Руководство по подготовке и проведению сертификации- дальнейшие шаги. М.: ИздАТ, 1999.
  109. Р. Дж. ИСО 9000: руководство по получению сертификата о регистрации. Пер. с англ. М.: РИА «Стандарты и качество», 2001.
  110. Г. Р. Управление производительностью и качеством: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 5. М.: ИНФРА-М, 2000.
  111. Ф. Качество бесплатно. (Crosby Ph. Quality is free. N.Y.: McGrow-Hill Book Co., 1989)
  112. М.Г., Сергеев С. К., Такташов В. А. и др. Менеджмент систем качества: Учебн. пособие. М.: ИПК Издательство стандартов, 1997.
  113. Г. Д. Зарубежный опыт управления качеством. М.: Изд-во стандартов, 1992.
  114. Г. Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
  115. Кто лучший менеджер по качеству 2001 г. // Стандарты и качество, 2001 ,№ 11
  116. Е.А. Организационная культура как фактор эффективности управленческой деятельности. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. социолог, наук. М., 2000.
  117. X. Статистические методы повышения качества. Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1990.
  118. В.А., Розно М. И., Глазунов А. В. и др. Статистический контроль качества продукции на основе принципов разделения приоритетов. М.: Финансы и статистика, 1991.
  119. В.А., Рекшинский А. Н. Диалог консультанта с руководителем компании. -Н. Новгород: СМЦ «Приоритет», 2000.
  120. В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях / Гос. Ун-т управления- Нац. Фонд подготовки кадров. М.: ОАО «Типография «Новости», 2000.
  121. Н.Ю. Руководители российских предприятий: переход к рыночной экономике. // МЭ и МО, 1994, № 5.
  122. Н.Ю. Руководители государственных предприятий России в процессе реформирования рыночных отношений. М., 1995.
  123. Ю.Н., Эйдельман Я. Л. Мотивация экономической деятельности в условиях российской реформы. М.: Наука, 1996.
  124. Ю.А. Какие ресурсы сегодня исчерпаны? // Постижение. М.: Прогресс, 1989.
  125. И.Г. Менеджмент качества в строительстве. М.: МГСУ, 2001.
  126. Лучший менеджер по качеству 2002 года. // Стандарты и качество, 2002, № 12
  127. B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л.: Наука, 1983.
  128. B.C. Трудовые ценности российского народа. // Вопросы экономики, 1996, № 5.
  129. М.И., Магун B.C. Шкала протестантской трудовой этики и опыт ее применения в российских организациях. В сб. «Российское предпринимательство: стратегия, власть, менеджмент». М.: Изд-во Института социологии РАН, 2000.
  130. В. Улучшать качество, не урезая нужные расходы. // Методы менеджмента качества, 2002, № 10.
  131. И.И., Шапиро В. Д. и др. Реструктуризация предприятий и компаний. М.: Высшая школа, 2000.
  132. МакГрегор Д. Человеческий фактор и производство. // Социологические исследования, 1995, № 1.
  133. К. Ориентация на бизнес-процессы: есть ли она у вас? // Стандарты и качество, 2002, № 2.
  134. Г. Законодательство Российской Федерации об ответственности за нарушение требований к качеству и безопасности товаров (работ, услуг). // Стандарты и качество, 2001, № 12
  135. Г. Новое в законодательстве об административной ответственности в области стандартизации, метрологии и сертификации. // Стандарты и качество, 2002, № 5.
  136. Д. Справочник по методам непрерывного улучшения. Н. Новгород, 2000.
  137. Материалы 6-го Всемирного Конгресса по TQM, Санкт-Петербург, 20−22 июня 2001 (Proceeding Volume The 6-th World Congress for Total Quality Management «Business Excellence What is to be done.», Saint Petersburg, Russia, 20−22 June 2001.), том 2.
  138. Материалы семинара «МС ИСО серии 9000 и статистические методы (практика перехода к новой версии)», Нижний Новгород, 28−20 мая 2002 г.
  139. Материалы семинаров RWTUV, TUV Thtiringen и «Интерсертифика-Холдинг» по подготовке менеджеров качества, Варна, 1996−2002.
  140. Материалы по системе качества АО «АВТОВАЗ». Тольятти-Самара, 1999.
  141. Международный стандарт ИСО 9000:2000. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
  142. Международный стандарт ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования.
  143. Международный стандарт ИСО 9004:2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.
  144. Менеджмент качества. Библиографический указатель. Издание седьмое. СПб, Издательство Санкт-Петербургской картографической фабрики ВСЕГЕИ, 2002.
  145. .Э., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. М.: Дело, 1997.
  146. Методы менеджмента качества, 2001, № 3.
  147. Методы сбора информации в социологических исследованиях. В 2-х т. (Под ред. В. Г. Андреенковой, О.М. Масловой). М.: Наука, 1990.
  148. С. Ах, фестиваль, ах, фестиваль! // Стандарты и качество, 2002, № 9.
  149. .З. и др. Системный подход к организации управления. М.: Экономика, 1983.
  150. В.М. Управление качеством: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  151. М. Место социальных факторов в концепции TQM. // Стандарты и качество, 2002, № 5.
  152. Дж. В., Ла Лонде П. С. Программы аттестации персонала в американском обществе качества. // Стандарты и качество, 2001, № 2.
  153. Я. «Тоёта»: методы эффективного управления. Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1989.
  154. Е.Б. Экономическое поведение: анализ и прогноз. Новосибирск, 1994.
  155. Т.И. Мотивационный механизм управления трудом. А-Ата: Гылым, 1991.
  156. Надежность и контроль качества, 1999, № 2.
  157. P.P. Мотивация трудовой деятельности в современном обществе (на материалах Республики Татарстан). Дисс. на соиск. уч. ст. канд. социолог, наук. Саратов, 2000.
  158. Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М., 1988.
  159. Национальной премии престижа 5 лет. // Стандарты и качество, 2002, № 6.
  160. В.В. Социологические проблемы формирования экономических интересов и трудовой мотивации в современных условиях. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. социолог, наук. Ставрополь, 2001.
  161. Нив Г. Р. Пространство доктора Деминга. Кн. 1. Пер. с англ. Тольятти, Городской общественный фонд «Развитие через качество», 1998.
  162. Ф. Роль Руководства предприятия в обеспечении качества и надежности. Пер. с англ. М.: Изд-во стандартов, 1990.
  163. Н.И., Олексюк В. Н. Управление качеством продукции: Учеб. Пособие. -Мн.: Новое знание, 2001.
  164. В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики: Учебное пособие. Третье (дополненное и исправленное) издание. М.: Издательство «Дело и Сервис», 1999.
  165. В.В. Управление качеством: Учебник для вузов / 2-е изд., доп. и перераб. -М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1998.
  166. Основные концепции и методология TQM. Н. Новгород: СМЦ «Приоритет»
  167. В.Д., Темницкий А. Я. Реальное поведение рабочих промышленности в сфере труда в период перехода к рыночной экономике. М., 1995.
  168. Перечень лауреатов программы «100 лучших товаров России» 2002 г. // Стандарты и качество, 2002, № 12.
  169. Н. Деловой праздник качества. // Q-мир, 2002, № 2.
  170. М., Качалов В. «Персональная» интерпретация стандартов ИСО серии 9000. // Стандарты и качество, 2001, № 10.
  171. Попович J1. J1. Социальные факторы в процессе управленческой деятельности в современной России. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. социолог, наук. Ростов н/Д., 2000.
  172. А.И. Современная социология организаций. -М.: Интерпресс, 1995.
  173. Персонал важнейший ресурс предприятия. Серия «Все о качестве. Отечественные разработки». Вып. 3, 2001. — М.: НТК «Трек», 2001.
  174. Программе «Московское качество» 5 лет. // Стандарты и качество, 2002, № 12.
  175. Путь к совершенству. Премия Правительства Российской Федерации в области качества: Сб./ Сост. И. В. Матвеева. Под общ. Ред. Е. В. Белова. Вып. 2. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2000.
  176. В. Контроль над трудовым процессом: стратегия исполнителя. // Российский экономический журнал, 1995, № 6.
  177. В. Контроль над трудовым процессом: стратегия управляющих. // Российский экономический журнал, 1995, № 7.
  178. К.В. Конфликты и изменения в организационных системах: методологические и методические аспекты исследований. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. экономич. наук. М., 1998.
  179. В. Дж. Тесты для менеджеров. Серия «1000 секретов успеха». Ростов н/Д.: «Феникс», 1997.
  180. Рождественский B. J1. Ступени совершенства. ISO 9000:2000. М.: Реалии, 2002.
  181. Н.К. Управление качеством. СПб: Питер, 2002.
  182. Руководство по применению стандарта ИСО 9001:2000 в строительстве. Пер. с англ. М.: РИА «Стандарты и качество», 2002.
  183. Р.В. Экономическая культура в России: трудности и этапы становления. // Мир России, 1994, № 1.
  184. Сакато Сиро. Практическое руководство по управлению качеством. Пер. с японск. -М.: Машиностроение, 1980.
  185. Самооценка деятельности организации на соответствие критериям премии Правительства Российской Федерации в области качества 2000 года. Рекомендации. Р 50−601−45−2000. М.: ВНИИС, 2000.
  186. А. Болгарские каникулы (из блокнота репортера). //Q-мир, 2003, № 1.
  187. C.JI. Проблемы реализации управленческого потенциала руководителей среднего звена в промышленности. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. социолог, наук. Уфа, 1998.
  188. Саймон Г, Слитбург Д., Томпсон В. Менеджмент в организациях. М., 1995.
  189. С.И., Перов Г. О. Социология: 100 экзаменационных ответов (экспресс-справочник для студентов вузов). Ростов н/Д.: издательский центр «МарТ», 2001.
  190. Свиткин Михаил. Стандарты ИСО серии 9000 версии 2000 года: новые шаги в практике менеджмента качества. // Стандарты и качество, 2000, № 12.
  191. Свиткин Михаил, Рахлин Ким. Конкурсу «Лучший менеджер по качеству» 10 лет. // Стандарты и качество, 2003, № 1.
  192. М.З., Мацута В. Д., Рахлин К. М. Менеджмент качества и обеспечение качества продукции на основе международных стандартов ИСО. СПб.: Изд-во СПб картфабрики ВСЕГЕИ, 1999.
  193. М.З., Мацута В. Д. Рахлин К.М. Инициативные творческие группы. СПб.: Изд-во картфабрики ВСЕГЕИ, 2000.
  194. М.З., Мацута В. Д., Рахлин К. М., Дымкина О. Д. Настольная книга внутреннего аудитора. СПб.: Изд-во картфабрики ВСЕГЕИ, 2001.
  195. М.З., Рахлин К. М., Мацута В. Д. Методы решения производственных задач. -СПб.: МНПСП «Конфлакс», 1992.199. «Семь инструментов качества» в японской экономике. М.: Изд-во стандартов, 1990.
  196. А.Г. Трудовое поведение промышленных рабочих России: закономерности и перспективы. Дисс. на соиск. уч. ст. докт. социолог, наук. М., 1998.
  197. Справочник по системе менеджмента качества. Ярославль, ОАО «Русские краски», 2002.
  198. Г. Э. Социальная экономика: учебник. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001.
  199. A.JT. Экономическое поведение: социально-психологическое обоснование теоретической типологии. -СПб., 1994.
  200. С. Д-р У. Эдварде Деминг пророк качества. Часть 2. // Европейское качество, 2002, № 4.
  201. Н. Социология. Пер с англ. -М.: Феникс, 1994.
  202. Совет по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области качества. Руководство для организаций-участников конкурса 2000 г. М.: ВНИИС, 2000.
  203. Социология организаций. Словарь-справочник (автор и составитель В.В. Щербина). -М.: Изд-во «Союз», 1996.
  204. В.Н. Системы качества (в соответствии с международными стандартами ISO семейства 9000): Учебн. пос. Спб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2000.
  205. Стандарты и качество, 1994, № 8.
  206. Стандарты и качество, 1997, № 10.
  207. Стандарты и качество, 1997, № 11.
  208. Стандарты и качество, 1998, № 12.
  209. Стандарты и качество, 2001, № 7−8
  210. Стандарты и качество, 2001, № 11
  211. Стандарты и качество, 2002, № 11
  212. Стандарты и качество, 2003, № 2.
  213. Столвик Я., X. Хиел X. Совершенствование экологического менеджмента в голландской химической компании. // Европейское качество, 2002, № 4.
  214. А.И. Предисловие к книге Н.И. Бондаренко «Долгосрочный прогноз и управление многоуровневыми социально-экономическими системами». Великий Новгород, 2000.
  215. А.И. Ноосферизм. Том первый. Введение в ноосферизм. СПб.: КГУ им. Н. А. Некрасова, КГУ им. Кирилла и Мефодия, 2001.
  216. Н.Г. Управление экономическим поведением работников промышленных предприятий. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. социолог, наук. Новосибирск, 1998.
  217. В.К. Персонал-технология: набор и подготовка менеджеров. Д.: Машиностроение, Ленинградское отд., 1989.
  218. А.Л. Патернализм и партнерство в корпоративной культуре российских компаний. В сб. «Российское предпринимательство: стратегия, власть, менеджмент». М.: Изд-во Института социологии РАН, 2000.
  219. А.А., Стрикленд А. Д. Стратегический менеджмент: пер. с анг. М.: ИНФРА-М, 2000.
  220. М.В. Социология управления. Новосибирск, НГАЭиУ, 1997.
  221. Управление это наука и искусство. / А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. -М.: Изд-во «Республика», 1992.
  222. Управление качеством продукции. Справочник. М.: Изд-во стандартов, 1985.
  223. Управление качеством. Робастное проектирование. Метод Тагути. Пер. с англ. М.: «СЕЙФИ», 2002.
  224. Управление организацией / Под редакцией А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Соломатина. М.: ИНФРА-М, 1999.
  225. Управление персоналом организации: Учебник (под ред. А.Я. Кабанова). М.: ИНФРА-М, 1997.
  226. А. Общее и промышленное управление. М.: Контроллинг, 1992.
  227. В. Калейдоскоп проектов. // Стандарты и качество, 2002, № 11.
  228. С.С. Социология организаций: Учебник. М.: Гардарики, 2001.
  229. А. Контроль качества продукции. Пер. с англ. М.: Экономика, 1986.
  230. В.Н. Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация. Курс лекций. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство «ЭКМОС», 2000.
  231. Г. Моя жизнь, мои достижения. Пер с англ. М.: Финансы и статистика, 1989.
  232. Дж. X. Управление качеством в американских корпорациях. Пер. с англ. -М.: Экономика, 1990.
  233. Ф., Майнер М. Побуждение к труду и производственная мотивация. // Социологические исследования, 1999, № 1.
  234. Р., Хойер Б. Что такое качество? // Стандарты и качество, 2002, № 3.
  235. И. О совершенствовании перевода стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 г. // Стандарты и качество, 2002, № 10.
  236. И.И., Галеев В. И., Пичугин К. В. В помощь специалистам. Новые термины в стандартах ИСО 9000:2000. // Сертификация, 2000, № 2.
  237. Чернобыль. Пять трудных лет. Сборник материалов о работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 1990 гг. — М.: ИздАТ, 1992.
  238. Н.В. Трудовое поведение в новых условиях хозяйствования. Новосибирск: Наука, 1992.
  239. А.Е. От стимулов к мотивации. // ЭКО, 1997, № 9.
  240. Ф.Г. Развитие социального потенциала промышленного предприятия (на материалах Республики Татарстан). Дисс. на соиск. уч. ст. канд. социолог, наук. Саратов, 1999.
  241. Н.И. Теоретико-методологические проблемы социологического изучения трудового потенциала работника. Дисс. на соиск. уч. ст. докт. социолог, наук. Екатеринбург, 1999.
  242. Ю.С. Российские частные предприятия: парадоксы корпоративной культуры. В сб. «Российское предпринимательство: стратегия, власть, менеджмент». М.: Изд-во Института социологии РАН, 2000.
  243. В.А., Панов В. П., Куприянов Е. М. и др. Стандартизация и управление качеством продукции: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. А. Швандара. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
  244. Ю.А. Исследование социальных проблем промышленного производства в социологии ФРГ. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. социолог, наук. Санкт-Петербург, 2000.
  245. С.И. Управление поведением персонала организаций в современной России. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. социолог, наук. Ростов н/Д., 1999.
  246. Шин В. Н. Менеджмент как профессиональное управление в рыночном обществе: мировой опыт и российская реальность. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. социолог, наук. Казань, 2001.
  247. В.А. Размышления о предмете социология. // Социологические исследования, 1990, № 2.
  248. В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: «Добросвет», «Книжный дом «Университет», 1998.
  249. JI. Карьера менеджера /Пер. с англ. Мн.: ООО «Попурри», 2001.
  250. ВТ Payphones шагает в ногу с прогрессом. // Европейское качество, том 6, 1999, № 6.
  251. Eckhard Kreier. Успешная сертификация на соответствие нормам ИСО серии 9000. Руководство по подготовке и проведению сертификации- дальнейшие шаги. Forum, 1996.
  252. ELAIS задает тон в производстве ходовых потребительских товаров. // Европейское качество, том 6, 1999, № 6.
  253. European Quality, v. 6, № 2, 1999.
  254. European Quality, v. 6, № 4, 1999.
  255. Lowery C., Beadles II N. and Carpenter J. TQM’s Human Resource Component. Lack of attention can inhibit effective implementation. Quality Progress, February 2000.261. Q-мир, 2002, № 3.
  256. Quality Progress, September 2001.
  257. Quality Management Principles Brochure, ISO, October, 2000.
  258. Santos G., Pereira A.L., Machado V.C. Impact of Quality Certification in SME’s. Материалы 40 Конгресса EOK, Берлин, сентябрь 1996 г.
  259. The ISO Survey of ISO 9000 and ISO 14 000 Certificates. Eleventh cycle: up to and including 31 December 2001.
  260. TQM-XXI. Проблемы, опыт, перспективы. Вып. 1. М.: ИздАТ, 1997.
  261. TQM-XXI. Проблемы, опыт, перспективы. Вып. 2. М.: ИздАТ, 1997.
  262. TQM-XXI. Проблемы, опыт, перспективы. Вып. 3. М.: ИздАТ, 1998.
  263. TQM-XXI. Проблемы, опыт, перспективы. Вып. 4. М.: ИздАТ, 2000.
  264. TQM-2000. Материалы Десятой международной конференции по менеджменту качества. Москва, 16−18 мая 2000.
  265. ОБРАЩЕНИЕ РУКОВОДСТВА ОАО «XXX» К РАБОТНИКАМ
  266. Руководство ОАО «XXX» извещает работников, что на предприятии разработана и внедрена система качества, отвечающая требованиям МС ИСО 9001.
  267. Применение этой системы обеспечивает управление организационной, технической и коммерческой деятельностью предприятия и гарантирует выполнение требований потребителей в установленные сроки, в полном объеме и с соответствующим уровнем качества.
  268. Главный инженер несет ответственность за эффективное функционирование СК и организацию внутренних проверок качества.
  269. Руководство ОАО «XXX» ознакомлено с «Руководством по качеству» и полностью его одобряет.
  270. Директор ОАО «XXX» подпись
  271. Главный инженер-уполномоченный по качествуподпись1. ОБРАЩЕНИЕ К РАБОТНИКАМ
  272. Уважаемые члены трудового коллектива!
  273. Для того, чтобы выйти на высочайший уровень качества, нам с вами необходимо пересмотреть свое отношение к вопросам качества.
  274. Генеральный директор управляет. А эффективно ли управляет?
  275. Специалисты создают. А что и как создают?
  276. Коммерсант покупает и продает. А на сколько выгодно родному коллективу он покупает и продает?
  277. Сборщик собирает. А качественно ли он собирает?
  278. Станочник обрабатывает. А качественно ли он обрабатывает?
  279. Слесарь ремонтирует. А качественно ли он ремонтирует?
  280. Энергетик обеспечивает светом и теплом. А как он это делает и за счет чего он экономит энергоресурсы?
  281. Уборщица поддерживает чистоту. А как каждый из нас поддерживает чистоту на своем рабочем месте?
  282. Аналогичные вопросы можно задать каждому из нас. Мы все вместе, одновременно являемся Поставщиками и Потребителями продукции.
  283. Давайте всмотримся в свою продукцию, оценим ее с точки зрения Потребителя, и мы найдем много критического.
  284. Холдинговой компании ОАО «Привод"1. В. Тетюев
  285. ПОЛИТИКА РУКОВОДСТВА КОМПАНИИ «АВИКОМ-А» В ОБЛАСТИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ
  286. Постоянное повышение эффективности производства путем использования лучших мировых практик управления и повышения квалификации сотрудников.»
  287. Из Политики руководства компании «Авиком-А» в области качества
  288. К основным направлениям обучения в компании относятся:
  289. Корпоративные технологии приоритетная и обязательная составляющая обучения для всех сотрудников. Для вновь приходящих работников проводится вводный адаптационный курс, основным предметом которого являются корпоративные технологии.2. Иностранные языки.
  290. Навыки управления и руководства.
  291. Технологические навыки и знание аспектов коммерческой деятельности. Это профессиональное обучение, подготовка, переподготовка и повышение квалификации в профессиональных областях.
  292. POO «Клубруководителей и менеджеров качества «XXI век» Исследовательский проект «Менеджер качества XXI"1. Шифр компании присваивается руководителем проекта после получения от компании комплекта заполненных анкет)
  293. АНКЕТА компании-участницы проекта «Менеджер качества XXI»
  294. Выражаем Вам искреннюю признательность за согласие принять участие в данном исследовании.
  295. Опыт работы Вашей компании в основных видах осуществляемой в настоящее время бнзнес-деятелыюстн составляет: a) менее 3 летb) более 3 летc) более 5 летd) более 10 летe) более 20 лет
  296. Бизнес-деятельность Вашей компании связана: a) с выпуском промышленной продукцииb) с оказанием услуг
  297. В Вашей компании на момент заполнения данной анкеты обучено основам менеджмента качества силами своих преподавателей:
  298. Продолжительность семинара2 часа 2−4 часа До1 дни До 2 дней ДоЗ дней Более 3 дней
  299. Рабочих (% охвата от общего числа)
  300. ИТР н специалистов (% охвата от общего числа)
  301. Руководителей среднего звена (% охвата от общего числа)
  302. Руководителей высшего звена (% охвата от общего числа)
  303. В Вашей компании на момент заполнения данной анкеты обучено основам менеджмента качества силами сторонних консалтинговых организаций:
  304. Продолжительность семинара
  305. До 2 дней 2−3 дня 3−5 дней 5−10 дней 10−15 дней Более 15 дней
  306. Рабочих (% охвата от общего числа)
  307. ИТР и специалистов (% охвата от общего числа)
  308. Руководителей среднего звена (% охвата от общего числа)
  309. Руководителей высшего звена (% охвата от общего числа)
  310. Укажите научные, научно-практические конференции, симпозиумы и т. п. мероприятия по проблемам менеджмента качества, в деятельности которых приняли участие представители Вашей компании в последние 3 года, в том числе в качестве докладчиков:
  311. Год Наименование мероприятия, место проведения Приняло участиевсего в т. ч. выступили с докладом
Заполнить форму текущей работой