Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Национально-региональный компонент стандарта образования как фактор патриотического воспитания студентов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На этом фоне в молодежной* среде появляются негативные тенденции (рост преступности, беспризорности, алкоголизма, наркомании и др.) Исследования показывают, что значительная часть молодежи относится к выполнению гражданских обязанностей безответственно, проявляет социальную незрелость и бездуховность, нетерпимость и даже агрессивность по отношению к другим. Резким изменениям подверглись… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I.
  • Теоретические основы формирования патриотически-ориентированной личности
    • 1. 1. Патриотическое воспитание как историко-философская и социально-педагогическая проблема. 16,
    • 1. 2. Противоречия процесса патриотического воспитания
  • Выводы по первой главе
  • Глава II.
  • Национально-региональный компонент как фактор патриотического воспитания в образовательном процессе
    • 2. 1. Проблема регионализации в контексте
  • Ф общероссийской стратегии развития образования и воспитания^
    • 2. 2. Воспитание патриотическиориентированной личности студентов в условиях реализации национальнорегионального компонента
  • Ш
  • Выводы по второй главе

Национально-региональный компонент стандарта образования как фактор патриотического воспитания студентов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общая характеристика работы. Актуальность исследования.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения всегда стояла в центре внимания педагогической науки, общества, так как любовь к Родине, стремление к ее процветанию являются истинными национальными ценностями русского народа.

Следует отметить, что с началом «перестроечных» процессов в нашем обществе, связанных с девальвацией историческогопрошлого^ патриотическое воспитание потеряло былую актуальность, а деятельность, направленная на развитие патриотизма у молодежи, подвергалась критике, в чем особенно преуспели средства массовой1 информации. Вз значительной* мере это способствовалодискредитации не только* существующей' практики патриотического воспитания, огромного опыта его организации, но и самой идеи воспитания личности гражданина-патриота.

В этот период уменьшилось внимание государства к проблемам воспитания подрастающего поколения. Это привело к ослаблению работы образовательных учреждений по нравственному, патриотическому и трудовому воспитанию.

На этом фоне в молодежной* среде появляются негативные тенденции (рост преступности, беспризорности, алкоголизма, наркомании и др.) Исследования показывают, что значительная часть молодежи относится к выполнению гражданских обязанностей безответственно, проявляет социальную незрелость и бездуховность, нетерпимость и даже агрессивность по отношению к другим. Резким изменениям подверглись ценностные ориентации, умонастроения, мотивация деятельности, отношение к окружающему миру, своему призванию и судьбе России. Усиление бездуховности привело к падению интеллектуального потенциала общества. У молодых людей исчезает интерес к знаниям, труду, литературе и искусству, творческой деятельности и нравственным ценностям. О молодежи заговорили как о «потерянном» поколении, оторванном от прошлого и лишенном будущего.

Такое положение дел в молодежной среде недопустимо, оно создает прямую угрозу национальной безопасности России. Стратегические интересы страны требуют выработки государственной идеологии и общих-принципов воспитательной работы, более активного влияния^ государства нav воспитательныйпроцесс и молодежную-политику во всех ее аспектах. Систематическая? и целенаправленная работа с подрастающим' поколением является, одной из главных составляющих в преодолении* духовного и социально-экономического кризиса вРоссии в каждом из его регионов.

События последнего* времениподтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностейоказали., негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательные возможности российской культуры, искусства, образованиякак важнейших факторов формирования патриотизма.

Морально-этическойдоминантой современного воспитания выступают принципы гуманистического воспитания, ориентирующие на формирование национального самосознания, ненасилия, терпимости, взаимопомощи и взаимопонимания. Воспитание национального самосознания предполагает опору на принцип патриотизма.

Патриотизм возникает и развивается1 в процессе исторического творчества народов, выражения их отношения к окружающей природе, культуре, людям.

Суть патриотизма выражают чувство любви к Родине, заботу об ее интересах, готовность к защите от врагов.

Патриотизм проявляется в гордости за достижения родной страны, в горечи из-за неудач и бед, в уважении к ее историческому прошлому и в бережном отношении к народной памяти, национальным и культурным традициям.

В патриотизме проявляется личностное отношение человека к Отечеству, Родине, личностная оценка явлений и сторон действительности, его способность к активной деятельности на благо Отечества, потребность «чувствовать себя* сыном, Отечества». Патриотизм облагораживает личность, способствует проявлению чувств чести, личного достоинства, гордости, гражданственности. Патриотизм является" ценностно-нравственным способом понимания и освоения мира, социальной действительности, культуры. Воспитание патриотизма соотносимо с духовно-нравственным совершенствованием личности. Патриотизм — это атрибут духа, фундаментом которого выступает вера. Философия патриотизма! основана на вере в самодостаточность, благую судьбу своего народа. Только такая вера, разделенная большинством нации, способна превратить любое государство в образованное, адекватное и устойчиво реагирующее на каждый «вызов истории».

Задача образования и воспитания — сохранение высшей духовности народа. Патриотическое воспитание при этом должно быть целеориентировано на обеспечение безопасности страны и стабильность духовно-нравственного состояния общества в целом. Воспитание патриотически-ориентированной личности предполагает деятельностное включение каждого молодого человека в обеспечение какого-либо вида безопасности, выступающего основой общественной жизни. Выделяют информационную, техническую, энергетическую, общественную, генетическую и другие виды безопасности. Все эти основы общественной жизни — виды безопасности — расширяют спектр направлений воспитания патриотически-ориентированной личности. Таким образом, сущностное значение патриотического воспитания осмысление воспитанниками феномена — национальная безопасность и видение себя в контексте различных аспектов её обеспечения.

Будущее России должно быть связано с ориентацией содержания образования на национальную основу. Между тем стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. В общественном сознании получили распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным структурам. В этих условиях воспитание патриотизма становится проблемой государственно-общественной, образовательной, личностной.

Воспитанию патриотизма, гражданственности придавали большое значение русские философы, педагоги, писатели, государственные и общественные деятели: М. В. Ломоносов, Н. И. Новиков, В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В. Я. Стоюнин, В. И. Водовозов, H.A. Бердяев, И. А. Ильин, Д. С. Мережковский, В. Л. Соловьев, П. А. Флоренский, В. В. Розанов, В.Н. Сорока-Росинский, A.C. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.

Психологические основы патриотического воспитания раскрываются в работах П. П. Блонского, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна. В научных трудах О. С. Богдановой, Н. И. Болдырева, Б. Т. Лихачева, И. С. Марьенко, Э. И. Моносзона, В. А. Разумного, Б. К. Тебиева, Я. С. Туровского, Г. Н. Филонова, И. Ф. Харламова, В. М. Шепеля и других. Вопросы гражданского становления личности, патриотического воспитания рассматриваются в контексте воспитания как целостного феномена. Особый интерес представляют исследования Г. Н. Волкова, разработавшего основы этнопедагогикинауки об опыте народа по воспитанию подрастающего поколения.

Воспитательные возможности литературного краеведения получили отражение в работах Д. С. Лихачева, П. В. Иванова, Э. Г. Беккера, Г. М. Воловниковой, Л. П. Прессмана, В. В. Шахова, М. Д. Янко и других. Проблемы этнизации и регионализации образования рассмотрены в исследованиях А. А. Байгоровой, К. Б. Семенова, Т. Б. Кабарбашевой, С. П. Ахтырского и других.

Анализ философской, этнографической, исторической, психолого-педагогическогой, методической литературьь позволяет сделать вывод о том, что этнизация и регионализация стали заметными тенденциями развития современного российского и мирового образования. Приэтом5 одним из основных противоречий, характеризующих современную образовательно-воспитательную ситуацию в России, является противоречие между универсальной общечеловеческой направленностью образования и его неотъемлемой функцией сохраненияшациональной*идентичности.

Однако основные концептуальные положения этнизации и регионализации, теоретические и прикладные аспекты данной проблемы разработаны недостаточно полно. В частности, не исследован вопрос патриотического воспитания студентов учреждений среднего профессионального образования в условиях введения национально-регионального компонента содержания образования.

Недостаточная теоретическая и практическая разработанность национально-регионального компонента образования среднего профессионального образования, поиск эффективных путей и средств патриотического воспитания студентов обусловили выбор темы исследования: «Национально-региональный компонент стандарта образования как фактор патриотического воспитания студентов».

Проблема исследования заключается в обосновании методологических ориентиров организации патриотического воспитания студентов колледжей в условиях освоения содержания национально-регионального компонента стандарта образования.

Объект исследования — патриотическое воспитание студентов колледжа.

Предмет исследования — организация патриотического воспитания в условиях освоения студентами национально-регионального компонента содержания среднего профессионального образования.

Цель исследования — обоснование методологических" ориентиров и педагогических средстворганизации патриотического воспитания в условиях освоения национально-регионального-компонента стандарта образования.

Задачи исследования:

1. Выявить особенности понимания патриотизма и противоречия патриотического воспитания в современной" социокультурной ситуации.

2. Осуществить анализ представлений студентов о патриотическом воспитании в условиях освоения национально-регионального компонента содержания среднего профессионального образования.

3. Разработать I авторскую интегрированную! программу реализации национально-регионального' компонента содержания образования, а также программу дисциплины «Краеведение», как средство воспитания патриотизма.

4. Определить методы патриотического воспитания студентов в условиях освоения национально-регионального компонента содержания образования.

Гипотеза исследования — содержание национально-регионального компонента стандарта образования выступает фактором патриотического воспитания в том случае если:

• национально-региональный компонент ориентирован на моделирование гуманитарного образовательно-воспитательного пространства, организация которого обусловлена действием двух векторов — усилением междисциплинарных связей за счет включения в содержание дисциплин учебного' плана модулей, рассматривающих особенности природы, культуры, истории, искусства родного края, и содержанием интегрированного курса «Краеведение».

• патриотическое воспитание студентов основано на методологии «взаимопроникновения» субъектного и интегративного образовательного пространств, обеспечивающего обогащение общего смыслового поля, возникающего в патриотически-направленной деятельности студентов в процессе краеведческих практиксодержание национально-регионального компонента ориентировано^ на воспитание культуры" личных смыслов, использование методов «понимающей герменевтики».

Методологические № теоретические основы исследования составили:

• Государственная программа «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001 — 2005 г.».

• концепция личностно-ориентированного образования и личности как высшей ценности. (И.А. Алексеев, Е. В. Бондаревская, В. В. Зайцев, C.B. Кульневич, В. В. Сериков, В.Т. Фоменко).

• методологические концепции содержания образования (В.В. Краевский, М. Н. Скаткин, И.Я. Лернер);

• научно — педагогические идеи построения национальной школы и реализации национально-регионального компонента в образовании (В.Я. Стоюнин, Н. И. Новиков, В. И. Водоводов, Л. И. Толстой, В.П. Сорока-Росинский, К. Д. Ушинский, В. М. Коротов, Г. Н. Волков, В. К. Шаповалов, С. П. Ахтырский и др.);

• принцип интеграции и междисциплинарный подход (А.Я. Данилюк, H.H. Малофеев, В. Н. Максимова, Г. Н. Сериков, В. И. Загвязинский и другие).

• «принцип патриотизма как основы воспитания национального самосознания (А. А. Аронов, Г. Я. Гревцева, А. А. Ермичев и другие).

Методы исследования:

• системно-структурный, концептуальный, феноменологический анализ понятия «патриотизм»;

• теоретическое исследование проблемы организации патриотического воспитания в условиях национально-регионального компонента содержания образования;

• опытно-экспериментальная работа по организации патриотического воспитания в условиях учреждения среднего профессиональною образования;

•" диагностика эффективности разработанноймодели патриотического воспитания;

• анализ и обобщение опыта экспериментальной работы по проверке основных теоретических положений.

Этапы исследования.

Цель и задача исследования определили логику исследовательской работы, которая осуществлялась на протяжении 5 лет. В проведении экспериментальной работы можно выделить следующие этапы:

Первый этап (2000 — 2001 г. г) — поисково-подготовительныйвключает сбор и систематизацию теоретического материала по проблеме.

Г-исследованияосуществлялось изучение философской, психолого-педагогической литературы, диссертационных исследованийопределялись теоретические и методологические основы исследования, формулировались, цели, задачи и рабочая гипотеза.

Второй этап (2001 — 2003 г. г.) — опытно-экспериментальныйразработка и апробирование авторской программы «Краеведение», а также авторской интегрированной, программы, реализующей национально-региональный компонент содержания образованиямоделирование гуманитарной образовательной среды патриотического воспитания студентов.

Третий этап (2003 — 2005 г. г.) — экспериментально-преобразующий- - включал углубленное теоретическое исследование проблемы организации патриотического воспитания в условиях освоения студентами национально-регионального компонента стандарта среднего профессионального образованияуточнялись цель, задачи, гипотеза исследования, проводилась систематизация результатов, их обобщение и осмысление.

Апробация и* внедрение в практику результатов исследования.

Основные положения и результаты исследования^ докладывались и обсуждались на III Международной научно — практической конференции «Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности как условие конструктивного развития современной России" — Ростов-на — Дону, сентябрь 2004, на научно — практической конференции «Третьи Покровские образовательные чтения. Теория и практика модернизации образования в российских регионах», Рязань, октябрь 2004 г, на семинарах и заседаниях кафедры педагогики Ростовского государственного педагогического университета.

Научная новизна исследования состоит в том, что проблема патриотического воспитания впервые решается в условиях освоения студентами национально-регионального компонента содержания образования, на основе моделирования гуманитарного образовательно-воспитательного пространства, организация которого обусловлена действием двух векторов — содержанием интегрированного курса «Краеведение» и усилением междисциплинарных связей за счет включения в содержание дисциплин учебного плана модулей, рассматривающих особенности природы, культуры, истории, искусства родногокрая, предоставляя5 возможность выбора" каждымстудентом? сферы деятельности, ориентированной на охрану исторических, культурных, природных ценностей и обеспечение безопасности страны.

Разработаноавторское содержание национально — регионального компонента, отраженное в интегрированной программе патриотического воспитания, в авторских учебных программах «Краеведение» и «Краеведческая^ практика», особенности которых состоят в использовании содержательных элементов всех изучаемых студентами дисциплин в едином процессе патриотического воспитания на краеведческом материале.

В качестве теоретической основы организации патриотического воспитания в условиях освоения! содержания^ национально-регионального компонента среднего профессионального образования использована теория личностно-ориентированного воспитания (Бондаревская Е.В., Кульневич С. В., Сериков В. В., Фоменко В.Т.), в результате чего в центр внимания были поставлены вопросы обогащения субъектного опыта личности, раскрытия ее внутреннего личностного потенциала в процессе различных культурных практик, которые составили основное содержание патриотического воспитания.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что автором разработаны методологические ориентиры организации личностно — ориентированного патриотического воспитания в условиях освоения студентами содержания авторских программ, реализующих национально-региональный компонент стандарта среднего профессионального образования. Определены противоречия патриотического воспитания в современной социокультурной ситуации.

Выявлены представления студентов о патриотизме и патриотическом воспитании, раскрывающие особенности формирования мировоззрения молодежи в новых условияхраскрыты воспитательные возможности и обоснована технология использования национально — регионального компонента в воспитании патриотизма студентов.

Смоделирована среда патриотического воспитания, включающая в своё содержание различные виды культурных практик студентов.

Практическая значимость исследования состоит в разработке авторской интегрированной программы, реализующей национально-региональный компонент стандарта образования в контексте дисциплин учебного плана, основанной на принципах преемственности и непрерывности, в разработке авторской программы дисциплины «Краеведение», предполагающей использование разноплановой патриотически-направленной проектной деятельности студентов в рамках технологии «Краеведческая практика», результаты исследования могут быть использованы для создания вариативных программ реализации национально-регионального компонента содержания образования, а также включены в содержание спецкурсов по дисциплине «Педагогика» в учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологией, адекватной целям, предмету и задачам исследования, целостным подходом к решению проблемы, опорой на широкий круг научных источников, экспериментальной апробацией материалов исследования, а также данными диагностики, подтверждающими эффективность разработанной методики патриотического воспитания. т:

База исследования. Исследование осуществлялось на базе колледжа «Ейский», Краснодарский край, г. Ейск.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Национально-региональный компонент, реализуемый в содержании образования, является системообразующим фактором организованного целенаправленного патриотического воспитания студентов, осуществляемого в контексте национально — региональной культуры*.

2. Мётапринцип интеграцииэлементов патриотического содержания различных учебных дисциплин^ вфамках национально-регионального компонента, выступает основой создания^ гуманитарной среды, ориентированной на воспитание патриотически-ориентированной, личности, творческой, мобильной, деятельной, способной ^ обеспечить охрану исторических, природных, культурных ценностей и безопасностьстраны.

3. Авторская* концепция патриотического воспитания студентов в условиях освоения национальнорегионального компонента стандарта" образования" обеспечивает его результативность благодаря^ реализации целостного учебно-методического комплекса, представленного:

• авторской интегрированной программой, реализующей национально-региональный, компонент содержания образования за счет включения в дисциплины учебного плана модулей, раскрывающих особенности природы, культуры истории, искусства родного края;

• авторской программой дисциплины «Краеведение», ориентированной на сохранение национальной идентичности личности путем использования, технологии «Краеведческая практика», основанной на проектной деятельности студентов;

• авторской концепцией моделирования гуманитарной среды патриотического воспитания, основанной на взаимопроникновении субъектного и интегративного образовательного пространств, обеспечивающей обогащение общего смыслового поля воспитания личной культуры смыслов патриотической деятельности субъектов образовательного процесса.

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, выводов к главам, библиографии и приложений.

Выводы по П главе.

1 Построение национально-регионального компонента образования в современном образовательном процессе должно опираться на следующие принципы: принцип региональное&tradeи этнологичности учебно-воспитательного процесса, принцип историко-культурной направленности, принцип гуманитарно-ориентированного построения содержания образования, принцип глобальности и комплексности учебно-воспитательного процесса, принцип эколого-деятельностной направленности содержания и форм организации учебно-воспитательного процесса.

В качестве концептуальной основы национально-регионального компонента выступают следующие положения:

• гармонизация национальных и этнокультурных отношений;

• сохранение и поддержание этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культур;

• сохранение языков и культур всех народов РФ.

2 Национально-региональный компонент среднего профессионального образования реализован в ряде тем базовых дисциплин учебного плана для студентов 1−5 курсов. Его содержание представлено в интегрированной программе и программе дисциплины «Краеведение». Для реализации содержания национально-регионального компонента в образовательном процессе колледжа были использованы следующие способы организации материала:

• полипредметный, включение регионального содержания в базовые дисциплины.

• монопредметный (углубленное изучение базовых дисциплин регионального содержания посредством разработок программ спецкурсов;

• интегративный разработка комплексных курсов, в которых различные аспекты регионального содержания находятся во взаимосвязи,.

• курсы по выбору студента в рамках отдельных образовательных областей.

Особое внимание в формировании содержания национально-регионального компонента придается краеведческим материалам.

Разработанная в исследовании программа дисциплины «Краеведение» предполагает при ее освоении использование технологии — «Краеведческая практика», основанной на выполнении студентами индивидуально или в группе разноплановых проектов, включающих воспитанников в самостоятельный краеведческий поиск.

3 Национально-региональный компонент содержания образования" ориентирован на моделирование гуманитарного образовательно-воспитательного пространства, организация которого обусловлена действием двух векторов: создание интегративного курса «Краеведение» и усиление междисциплинарных связей за счет включения в содержание дисциплин* учебного плана модулей, раскрывающих особенности природы, культуры, истории, искусства родного края — Приазовья.

Интеграция обеспечена также воспитывающим характером содержаниядисциплин, опредмечивающих богатство национальной1 культуры, уклад жизни народа, традиции, духовные идеалы и ценности.

Национально-региональный модуль содержания представлен преемственно, начиная с первого курса и заканчивая последним годом обучения, представляя собой систему, основанную на принципах междисциплинарного синергетического подхода.

Национально-региональный компонент, реализуемый в содержании образования, представляет собой сердцевину организованного целенаправленного патриотического воспитания, осуществляемого в контексте культуры.

Образование есть категория бытия человека. Бытийный контекст личности позволяет осуществлять взаимопроникновение субъектного и интегративного образовательного пространств, динамизируя процесс их нелинейного развития, потенцируя обогащение общего смыслового поля. То есть метаприцип интеграции содержания образования в рамках национально-регионального компонента позволяет создать модель гуманитарной среды, ориентированной на воспитание патриотически-ориентированной личности, творческой, мобильной, деятельностной.

4. Для освоения содержания национально-регионального компонента на уровне обретения личностных смыслов предпочтительно использовать методы: дневников, дополненный методами наблюдения и самонаблюдения, а также методами «понимающей герменевтики».

Понимающая герменевтика основана на том факте, что внутренний мир человека не дан в прямом восприятии^ и может «открыться» только в результате особой, понимающей активности педагога. Именно с помощью понимания удается за наблюдаемыми внешними проявлениями человека «увидеть невидимое», субъективные смыслы, ценностиотношения, переживания и другие гуманитарные сущности.

Понимающая герменевтика включает методы познания (воспитания), имеющие рационально логическую основу и опирающуюся на чувства, интуицию.

Методы первой группы можно определить как интерпретацию. Они предназначены для реконструкции внутренней логики и смысла тех или иных действий человека, имеющих знаково-символическое выражение. Такой интерпретации могут быть подвергнуты как «вербальное поведение» (свободные высказывания в процессе диалога, сочинения — эссе и вообще любые тексты), так и невербальное поведение, и поступки человека, а также отдельные конкретные ситуации (случаи).

В числе методов герменевтики перспективны в плане применения неформализуемые способы наиболее глубокого проникновения в гуманитарную сферу — интуиция и эмпатия. При этом понимание это всегда два субъекта, два сознания, взаимопонимание, взаимодействие, диалог. Именно в диалоге осуществляется прорыв личностей друг к другу. да.

Диалог является специфической формой обмена духовно-личностными потенциалами, способом согласованного взаиморазвития и взаимной деятельности педагога и воспитанника, организуя тем самым пространство воспитательной деятельности, в частности патриотической направленности.

Педагогика диалога при реализации содержания национально-регионального компонента предпочтительны, так как предлагаемый учебный материал во многом* дискуссионен, прежде всего1 в плане соотношения национального и общечеловеческого.

Интегративность, представленная в модульной организации дисциплин национально-региональногокомпонента обеспечивает диалоговый поиск общего «-поля смыслов» педагога и воспитанников.

5 Содержание дисциплин, обеспечивающих национально-региональный компонент среднего специального образования, выступает основой, воспитания культуры личных смыслов патриотической5 направленности. Задача педагога — обозначить мир1 ценностей отечественной природы, культуры, искусства, науки, истории и т. д., и далее в процессе совместного осмысления, принятия, проживания выработать собственное отношение к ним. При этом студенты выбирают призваниесферу деятельности, обеспечивающую безопасность Отечества.

Эффективность разработанного интегративного комплекса национально-регионального компонента содержания образования, цель которого — воспитание патриотически-ориентированной личности подтверждается результатами проведенных опросов и данными аналитической интерпретации текстов эссе, позволившими условно выделить критерии патриотической воспитанности — «дистанции патриотизма».

Заключение

.

В результате проведенного исследования был осуществлен анализ историко-философских и социально-педагогических источников в области исследования проблемы патриотического воспитания, который показал, что воспитанию патриотизма, гражданственности придавали огромное значение русские философы, педагоги, писатели, государственныеобщественные деятели.

Философия" патриотизма основана навере в самодостаточность, в благую судьбу своего народа.

Патриотизм является ценностно-нравственным способом пониманиям освоения мира!, социальной-действительности, культуры.

Патриотизм — это атрибут духа народа, фундаментом которого выступает вера. Задача образования и воспитания — сохранение высшей^ духовности народа. Патриотическое воспитание при этом должно быть целеориентировано на обеспечение безопасности страны и духовно-нравственного состояния общества в целом.

Между тем стала все более заметной утрата нашим обществом традиций российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос.

Одним из основных противоречий, характеризующих, современную образовательно-воспитательную ситуацию в. России является, противоречие между универсальной общечеловеческой миссией образования и его неотъемлемой функцией сохранения национальной идентичности. Будущее России должно быть связано с ориентацией содержания образования национальную основу, учитывая при этом особенности региона.

Этнизация и регионализация выступают одним из основных тенденций развития современного российского и мирового образования, обусловливая актуализацию разработки национально-регионального компонента содержания образования.

В исследовании разработана авторская интегрированная программа реализации национально-регионального компонента содержания образования как интегративного комплекса, связывающего дисциплины учебного плана. Особое место в реализации национально-регионального компонента содержания образования занимает дисциплина «Краеведение». В диссертации представлена программа дисциплины, ориентированнаяг на сохранение национальной идентичности личности.

В исследовании разработана и экспериментально проведена модель гуманитарной среды патриотического воспитания студентов, основанием которой являетсяг интеграция субъективного и интегративного образовательных пространств, динаминизирующую обогащение общего смыслового поля.

Определены" приоритетные методы патриотического воспитания студентов в условиях освоения национально-регионального компонента содержания образования. В том числе — метод дневников, дополненный наблюдением и самонаблюдением, проектный методы «понимающей герменевтики».

Эффективность разработанного в исследовании интегративного комплекса национально-регионального компонента образования, цель которого воспитание патриотически-ориентированной личности, подтверждена данными проведенных опросов и аналитической интерпретации текстов эссе, позволившими условно выделить критерии патриотической воспитанности — «дистанции патриотизма».

Отметим несколько важных научных проблем, которые подлежат дальнейшему изучению связи осуществлением патриотического воспитания в условиях освоения национально-регионального компонента стандарта содержания образования.

1 Разработка содержания национально-регионального компонента на всех ступенях системы образования в России.

2 Классификация технологии, форм и методов осуществления патриотического воспитания в условиях освоения национально-регионального компонента стандарта содержания образования.

3.Разработка преемственного содержания программнометодического обеспечения содержания национально-регионального компонента, учитывающего психофизиологические особенности воспитанников и ориентированного на деятельностно-практическую реализацию и самореализацию’личности в плане обеспечения безопасности страны.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Актуальные проблемы культуры XX века. — Знание, 1993 — 191 с.
  2. H.A. Педагогические основы проектирования личностно-ориентированного обучения. Автореф. .докт.пед.наук: 13.00.01. Екатеринбург, 1997 42 с.
  3. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995 496 с.
  4. В.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977−380 с.
  5. Антология педагогической мысли России второй половины XIX века /Сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1990 608 с.
  6. A.A. Воспитывать патриотов: Книга для учителя. М: Проесвещение, 1989- 172 с.
  7. Аристотель // Соч.: в 4 т. М-.: Мысль, 1983 — т. 4 — 828 с.
  8. Л.М. Социально-этнические проблемы теории личности. М.: Просвещение, 1974 — 221 с.
  9. С.П. Личностно-ценностный потенциал содержания как основа проектирования^ регионального компонента педагогического образования- Автореф. дис. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2003.
  10. О.В., Романенко Н. М. Проблемы гуманизации образования в современной школе // Развитие личности в процессе образования: концепции и технологии: Сб.науч.трудов. Вып. 1. Волгоград: РИО, 1996, с. 135−138.
  11. А.Р. Патриотическое воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства: Автореф. дис.. .канд.пед.наук. Кострома, 2000 26 с.
  12. М.М. К методологии гуманитарных наук и эстетика словестного творчества, 1979 с. 361−373.
  13. В.А. Диалектика нравственных противоречий. -Воронеж: ВГУ, 1988 132 с.
  14. А.Ю. Некоторые этнопедагогические аспекты современного регионального образования // Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона. Ростов-на-Дону: РГПУ.
  15. Белинский В: Г. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982 — 287 с.
  16. Y1. Белевцев В. А. Военно-патриотическое воспитание студентов университета в условиях профессиональной подготовки на военной кафедре: Автореф.дис. .канд.пед. наук. Ставрополь, 2000 24 с.
  17. H.A. Экзистенциальная диалектика- божественного и человеческого // ©-«назначении человека. М.: Республика, 1993 -321 с.
  18. H.A. Духовное состояние современного мира // Новый мир. 1990 № 1 — с.217−220.
  19. H.A. Истоки и смысл русского коммунизма М.: наука, 1990, 224 с.
  20. H.A. Судьба России М.: Советский писатель, 1990 — 160 с.
  21. О.С., Черенкова C.B. Нравственное воспитание молодежи. Книга для учителя М.: Просвещение 1988, 206 с.
  22. М.В. Общечеловеческие и национальные ценности ориентиры отечественной педагогики (начало XX века) // Педагогика 1998 № 7, с. 82−87.
  23. Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования Ростов-на-Дону: РГПУ2000 352 с.
  24. Ю. Духовная ситуация времени. // Вопросы философии. 1993 № 5, с. 94−102.
  25. B.C. Нравственность . Культура. Современность: Философсие раздумья о жизненных проблемах М.: Просвещение, 1991 — 427 с.
  26. А.И. Российская нация. М.: Реалисты, 1996 — 239 с.
  27. Г. Н. Этнопедагогика Чебоксары 1974, 256 с.
  28. Г. Н.Созвездие земли (сборник) — Чебоксары, 1979 с.256
  29. А.Н., Никонов K.M. Русская национальная- идея. -Волгоград.: Минобразование РФ, 1998 с.1<12.
  30. О.С. Общественное гражданское воспитание. Взгляд в будущее // Советская педагогика 1990*№ 7 с. 38−44.
  31. Г. Феноменология духа и логика: Работы разных лет // Соч.: в 2 т. М.: Мысль, 1973 т.2, с. 79−122.
  32. З.Е. Кроме бинома и яблока: кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1990 190 с.
  33. Гершунский Б. С Культура памяти на пороге третьего тысячалетия//Педагогика2000.-№ 2.-с.90−102
  34. .С. Философия образования. М.: МПСИ Флинта, 1998−432 с.
  35. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию // Отв.ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Персс, 1995- 448 с.
  36. С.И. Нация и человечество. Национальное образование // Педагогическое наследие русского зарубежья, 20-е годы: Кн. Для учителя / Сост. И авт. Вступ. Ст. П. В. Алексеев. M.: Просвещение, 1989, с 223−233.
  37. А.Г. Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений у старшеклассников: Пятигорск: ПГЛУ, 1996, 56 с.
  38. .Г., Мирский Р. Я. Традиции советского патриотизма. -М: Мысль, 1975, 199 с.
  39. Н.В. Духовная проза / Сост. В. А. Воропаева, И. А. Виноградова М.: 1992 — 560 с.
  40. Н.В. Избранное. / Под. Ред. A.M. Еголина, E.H. Михайловой, И. Н. Розанова: Подготовка текста и вступ. Статья С. Н. Дурылина-М.: Гослитиздат, 1943 116 с.48-Горизонты культуры: сб.Науч.трудов. СПб.: СпбГУ, 1992 вып.1- 245 с.
  41. Г. Я. Воспитание гражданственности у старшеклассников средствами общественных дисциплин: дисс.. канд.пед.наук. Челябинск, 1998−217 с.
  42. В.В. Системные основания образовательной технологии. М., 1995−135 с.
  43. В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М.: Сентябрь, 1996 112 с.
  44. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. Н. Л. Селивановой. М.: Пед. Общество России, 1998 331 с.
  45. В. А. Марголис A.A., Рубцов В. В., Культурно-исторический тип школы (проект разработки) // Психологические науки и образование, 1996 № 4 с. 79−93.
  46. А .Я. Понятие и-понимание русской национальной школы //Педагогика, 1997№ 1 с. 69−75.
  47. A.B. Региональный компонент содержания образования//Педагогика, 1996 № 1 с. 18−20.
  48. Т.Н. Введение в национально-регионального компонента в курс начальной школы. Из опыта // Начальная школа № 2, 1999, с. 31−32.
  49. А.Д. Концепция развития русской национальной школы вне России // Русский язык в школе, 1995 № 2 с. 30−31.
  50. Е.А., Колтакова Л. Г. Использование математики в краеведческой работе // Начальная школа № 3, 1994 с. 40−42.
  51. К. Основные тенденции общественно-политической жизни современной России // Наш современник, 1994 № 7, с. 137.
  52. A.A. Патриотическая тема в передовой общественной мысли России XIX XX вв. — JL: Знание, 1987, с 116.
  53. Н.К. Настоящее и будущее бурятской национальной школы // Педагогика, 1997 № 1, с.69−73.
  54. В.Ф. Этнические сведения при изучении математики // Начальная школа № 6, 1994, с. 38−40.
  55. П.В. Современное краеведение // Советская педагогика, 1990 № 10, с. 27−30.
  56. И.А. О русском национализме. Что сулит миру расчленение России: Сборник статей. Новосибирск: Русский архив, 1991, с. 132.
  57. Т.А. Педагогика: Курс лекций. М.: Просвещение, 1984, с. 495.
  58. Н.Д. Проблемы повышения эффективности нравственного, воспитания студентов в современных условиях: Автореф. Дис.канд.пед.наук. Тбилиси, 1992, с. 19:
  59. Использование Государственных символов СССР в воспитательной работе. М.: Просвещение, 1987, с. 159.
  60. Использование зарубежного опыта интенсификации учебно-воспитательного процесса в высшей школе: Тез.докл. Казань: КГНИ, 1992, с. 133.
  61. История Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина в хронике дат и событий. М.: 1985, с. 278.
  62. М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974, с. 328.
  63. В.В. О духовном в искусстве. М.: Мысль, 1992, с. 108.
  64. Кальней ВгА., Шишов С. Е. Технология мониторинга качества обучения в системе „учитель-ученик“. М.: Педагогическое общество России, 1999, с. 77.
  65. З.К., Белогуров А. Ю. Акмеологическиемаспекты гуманитаризации профессионального образования // Гуманитаризация образования. Материалы межвузовской научной конференции (14−16 мая 1997 г.)Карачаевск, 1997, с. 99−101.
  66. Н.В. Наука о духе в естественнонаучном и техническом университете // Вопросы философии, 1995 № 2, с. 95−105.
  67. С.И. Национализм в школе // Педагогическое наследие русского зарубежья, 20-е годы: Кн. Для учителя / Сост. и авт.вступ.ст. П. В. Алексеев, М.: Просвещение, 1889, с. 233−243.
  68. А.Г., Левит М. Б. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. Библиотечка директора школы. М.: МИРОС, 1994, с. 144.
  69. Т.Б. Социально-этническая среда как фактор воспитания. Учебно-методическое пособие. / Под ред. Дреева О. И. Владикавказ: СОГУ, 1996, с. 45.
  70. И. Основы метафизики нравственности // Соч. в 4 т., М.: Мысль, 1964, т.1, с. 387.
  71. И. Критика чистого разума // Соч. в 4 т., Mi: Мысль, 1964, т. З, с. 329.
  72. В.А. Воспитание гражданина: Записки директора школы. М.: Моск. Рабочий, 1987, с. 288.
  73. В.И. Изучение и формирование мотивационной сферы личности в подростковом и старшем возрасте. М.: Просвещение, 1992, с. 108.
  74. ЮО.Кобляков В. П. Мораль и мировоззрение. Л.: ЛГУ, 1981, с. 36. 101. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие / Сост. А. Ф. Смирнов, М.: Просвещение, 1988, с. 384.
  75. Кон И. С. Социология личности, М.: Наука, Ю 1967, с. 318. 103. Кондратьева О. В. Основы педагогики высшей школы. (Основные положения и направления в развитии педагогики). М.: МИУ, 1990, с. 33.
  76. Ю4.Котова И. Идея личности в Российской психологии: Автореф. Дис. .докт.псих.наук. М., 1994, с. 42.
  77. А.И. Педагогические основы самовоспитания. М.: Знание, 1974, с. 64.
  78. Ю7.Кузьмин М. Н., Красовицкая Т. Ю: и др. Проблемы национальной школы в СССР: история и современность/ Материалы к обсуждению. М.: ВНИК „Школа“, 1989, с. 40.
  79. Ю8.Кузьмин М. Н., Сусоколов A.A., Бацын В. К., Ешин М. Б. Концепция национальной школы: Цели и приоритеты содержания образования. Ж: ИНПО,* 1994, с. 56.
  80. И.В. Гуманитарное знание как социокультурное явление. Автореф. .канд.философ.наук. 09.00.11. Самара, 1998, с. 22.
  81. .Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед.учебн.заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1992, с. 528.
  82. .Т. Вступая в третье тысячелетие.// Педагогика, 1999 № 5, с. 120−121.
  83. Н.Г. Воспитание гуманности у подростков на прогрессивных традициях народной педагогики (на материале Абхазской АССР) Автореф.. канд.пед.наук. М., 1988, с 17.
  84. О.В. Использование национального компонента содержания образования в современной практике обучения и воспитания младших подростков. Автореф. .канд.пед.наук. М., 1992, с. 24.
  85. Ф. Максимы и моральные размышления // Мемуары. Максимы. М.: Высшая школа, 1993, с. 348.
  86. А.Н. Избранные психологические произведения в 2 т. М.: Педагогика, 1983, т. 2, с. 318-
  87. В.И. Патриотическое воспитание молодежи. М.: Академия, 2001, с. 272.
  88. В.И., Радионов Е. Г. Патриотическое воспитание молодежи в современных условиях: проблемы и направления? их решения. Воронеж: ВРУ, 1995, с. 280.
  89. A.C. Пониятие дисциплины в общей системе воспитания // Соч. в 7 т. М: АПН РСФСР, 1960, т. 7, с. 402−404.
  90. A.C. О воспитании // Соч. в 7 т, М.: АПН РСФСР, 1960, т. 7, с.1381−382.
  91. В.В. Патриотизм как философская-проблема: Автореф. дис. .докт.философшаук. М., 1990, с. 26.
  92. В.В. Патриотизм как явление общественного сознания -его источники и структура: Автореф.дис. .канд.филос.наук. Волгоград, 1969, с. 17.
  93. В.В. Отечество и патриотизм. Логико-методологический анализ. Саратов: СГУ, 1985, с. 159.
  94. В.В. Разум и сердце: История и теория менталитета. СПб.: СПбГУ, 1993, с. 232.
  95. П.Н. Очерки истории русской культуры в 3-х т. М.: Прометей, 1993, с. 280.
  96. И.О. Изменение ценностных ориентаций в условиях плюрализма: Автореф.дис. .канд.философ.наук. М., 1990, с. 27.
  97. С.Е. Применение современных образовательных программ в обучении экологии // Психологическая наука и образование, 1997 № 1, с. 52−54.
  98. Максимова В. Н1 Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1988', с. 120.
  99. H.H. Современный- антропогенез и цивилизационные разломы (Эколого-политологический анализ) // Вопросы философии, 1995 № 4, с.3−30.
  100. H.H. Экология и образование. М.: ЮНИСАМ, 1996, с. 192.13 2. Мухин М. И. Гуманистическая традиция и новаторство в педагогическом опыте В: А. Сухомлинского. Дисс.. .докт.пед.наук в виде научного доклада: 13.00.01. М., 1995, с. 68.
  101. А.И. О новой системе образования (Направление поиска) Пермь, 1995, с. 112.
  102. М.Ю. Факультативный курс „Введение в народоведение“. О программе третьего года обучения' „Человек и родная земля в народной культуре“ // Начальная школа, 1996№ 12,с. 40−48.
  103. .И. Опыт воспитания детей в период Великой Отечественной войны. Ml: Просвещение, 1973, с. 312.
  104. Иатриотические традиции русской культуры: Сб.науч.тр. / Отв.ред. Г. А. Тишкин. СПб.: СПбГИК, 1993, с. 185.
  105. И.Г. Избранные педагогические сочинения в 2 т. / Под ред. В. А. Ротенберг, В. М. Кларина. М.: Педагогика, 1981.
  106. Педагогические мастерские: интеграции отечественного и зарубежного опыта. Выпуск. / Сост. Н. А. Мухина. С-Пб, 1995, с. 136.
  107. Педагогическое наследие русского зарубежья, 20-е годы: Кн. Для учителя. / Сост. и авт. вступ.сл. П. В. Алексеев. М.: Просвещение, 1993, с. 288.
  108. С.А. Цели и методы индивидуального подхода к подростку в воспитательном процессе. М.: Реалисты, 1988, с. 75.
  109. P.JI. Патриотическое воспитание подрастающего поколения в истории отечественной педагогики: Дисс.. канд.пед.наук. Белгород, 1997, с. 228.
  110. И. Эмпатия и психология эмоций.Тексты. М.: 1924, с. 235−237.
  111. Русские поэты о родине. Антология. Л.: Госполитиздат, 1943, с. 379.
  112. РыбниковаМ.А. Избранные труды.-М, 1957
  113. Реале Д, Антисери Д*. Западная’философия от истоков до наших дней. СПб, 1997, с. 434−435.
  114. Г5 5. Петровский В. А. Субъективность: новая парадигма в образовании // Психологическая наука и образование, 1996 № 3, с. 100−109.
  115. P.A. Гуманизация образования как фактор преобразования общества (на примере средней школы Российской Федерации). Дисс. .канд.философ.наук: 09.00.11. М., 1992, с. 119.1
  116. Проблемы развития образования на Северном Кавказе. Сборник научных статей. / Отв. редактор и сост. В!.В. Макаев: Пятигорск: ПГЛУ, 19 998, с. 115.
  117. Р.Л. Патриотическое воспитание подрастающего поколения в истории^ отечественной педагогики: Дис. Канд. Наук. Белгород, 1997 с. 228'
  118. В.Г., Тарасов Л. В. Развитие общего образования: интеграция и гуманизация // Сов. педагогика, 1988 № 7, с. 3−10.
  119. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. / Под ред. Б. Л. Вцльфсона, Н. М. Воскресенской, З. А. Мальковой, В. Я. Пилиповского. М.: Изд-во РОУЮ, 1995, с. 272.
  120. Раджа Рой Синнгх (Radja Roy Singh). Образование в условиях меняющегося мира // Перспективы. Вопросы образования, 1993 № 1, с. 7−21.
  121. А .Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования // Высшее образование в России, 1994 № 2, с. 29−37.
  122. . Общество и образование. Пер. с англ. / Общ.ред.и предисл. В. Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 1989, с. 200.
  123. F.K. Опыт системного анализа современных педагогических систем // Школьные технологии, 1996 № 6, с. 3−43.
  124. О. Д. Сотворение техносферы: проблемное осмысление истории техники. М.: SvR- Аргус, 1994, с. 112.
  125. Северный Кавказ. Образование: история и современность. Пятигорск, изд-во ПГЛУ, 2001, с. 183.
  126. В.М. Гуманитаризация естественно научного образования // Развитие личности в процессе образования: концепции и технологии: Сбор. науч. трудов. Вып. 1. Волгоград: РИО, 1996, с. 95−97.
  127. В.И. Элементарная^ педагогика или как управлять поведением человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1992, с. 159.
  128. Ю.Ве. Этика воспитания: История и современность. М.: Просвещение, 1988, с. 62.
  129. Современная русская идея и государство. М.: Логос, 1995, с. 168.
  130. B.C. Оправдание добра. Нравственная философия // Соч. в 2 т. М.: Знание, 1990 т. 2, с. 757.
  131. B.C. Тайна прогресса // Соч. в 2 т. М.: Просвещение, 1990, т.2, с. 757.
  132. B.C. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории // Соч. в 2 т., М.: Просвещение, 1990, т.2, с. 757.
  133. П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Просвещение, 1992, с. 543.
  134. А.Г. Сознание и самосознание. М.: Просвещение, 1982, с. 272.
  135. Сухомлинский В'.А. О воспитании. М.: Высшая школа, 1985, с. 270.
  136. Л.Н. Дневник, 1896 г. // Соч. в 90 т. М.: Знание, 1953, т. 52, 53, с. 418, с. 633.
  137. Е.С. О русской идее. М.: Логос, 1997, с. 213.
  138. Словарь, терминов по сравнительной! педагогике и истории педагогической^ мысли. / Под ред. В. В. Макаева. Пятигорск: ПГЛУ, 1998, с. 94.
  139. Э.С. О методе Французской Группы Нового Образования // Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта. Выпуск 1. Санкт-Петербург, 1995, с. 3−6:
  140. Н.Х. Национально-региональный компонент в математическом образовании младших школьников // Проблемы общей педагогики (вуз и школа) / Под ред. A.A. Дзарасова. Владикавказ: СОГУ, 1999, с. 44−45.
  141. Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения / Сост. А. Т. Губко. М.: Педагогика, 1991, с. 240. (Педагогическая библиотека).
  142. В. А. Научно-методические основы построения региональных образовательных программ по физике (на примеререгиона Чувашской республики). Автореф. .докт.пед.наук. 13.00.02. Чебоксары, 1998, с. 40.
  143. Л.А. Философия и история образования:Учебное пособие для студентов вузов. М.: МПСИ Флинта, 1999, с. 268.
  144. В.Я. Избранные педагогические сочинения / Сост. Г. Г. СавенокМ.: Педагогика, 1991, с. 368 (Педагогическая библиотека).
  145. Л.Л. Проблемы этнорегиональных исследований в сравнительной педагогике // Семейная этнопедагогика и современная национальная^ школа: / Материалы межвузовской научной конференции. Карачаевск: КНГПУ, 1997, с. 51−63.
  146. Л.Л., Кирьянова Л. А. Особенности и перспективы сравнительных исследований в области образования на Северном Кавказе // Высшее профессиональное образование: проблемы, поиски, решения. Пятигорск: ПЕЛУ, 1999- с. 30−42.
  147. А. Культурная инерция этносов: зло или благо? // Народное образование, 1994 № 4.
  148. В.А. Избранные произведения в 5-ти томах / Редкол.: Дзеверин А. Г. (пред.) и др. Киев: Рад. ппсола, 1979 т. 4, с. 670.
  149. А.Г. Сознание и самосознание. М.:Просвещение, 1982, с 272
  150. Ф.Ш., Штейнберг В. Э. Образование третьего тысячелетия: от мифологии через кризис педагогики — к технологии // Школьные технологии, 1998 № 3, с. 48.
  151. JI.H. Педагогические сочинения / Сост. Н. В. Вейкшан, М.: Педагогика, 1989, с. 544 (Педагогическая библиотека).
  152. Троицкий В. Ю Национальные духовные традиции и будущее русского образования // Педагогика, 1998 № 2, с. 3−7.
  153. Ушинский К. Д: О народности в общественном воспитании // Пед. сочинения в 6 томах, т. 1: Педагогика с. 194−257.
  154. Х.Г. О проблемах и тенденциях развития философии образования. Проблема регионального в философии образования. Нальчик, 1997, с. 255.
  155. В.К. Этнокультурная направленность российского образования. М., 1997, с. 173.
  156. Ю. Синергетика и творчество: некоторые аспекты теории и практики нового методологического подхода // Школа, 1996 № 4, с. 47−51.
  157. Х.Ш. Принципы краеведения при обучении математике // Начальная школа 1990 № 9, с. 34−37.
  158. E.H. Регионально-этническая культура в концепции развития, социализации и воспитания личности // Семейная этнопедагогикаи современная национальная школа: Материалы межвузовской научной конференции. Карачаевск: КЧГПУ, 1997, с. 18−26.
  159. E.H. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя: Учебное пособие. М., Ставрополь, 1991, с. 179.
  160. E.H. Теоретические основы гуманизации педагогического образования. Дисс.. .докт.пед.наук. М.: МГП7У им. В. И. Ленина, 1991, с. 400.
  161. И.А. Народная^ педагогика о воспитании гуманизма у молодого поколения // Семейная» этнопедагогика и современная национальная школа: Материалы межвузовской научной конференции. Карачаевск: КЧГПУ, 1997, с. 27−34.
  162. В. Е. Взятышев В.Ф., Романкова Л. И. Взгляд в XXI век // Высшее образование в России, 1993 № 4, с 55−58.
  163. В.Д. Философия образования и воспитательные политики. М.: Логос, 1993 г.
  164. В.К. Этнокультурная направленность российского образования. М., 1993, с. 173.
  165. К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1953, с. 639.
  166. Н.Э. Культура и ценности. Тбилиси: Моцниереба, 1984, с. 171.
  167. Человек и общество. Актуальные проблемы: Материалы конференции молодых ученых СПбГУ. СПб.: СПбГУ, 1993, с. 273. 217. Человек: образ и сущность: Гуманист, аспект / Рос.акад.наук, ИНИОН. М.: Мысль, 1993, с. 202.
  168. С.А. Советская школа в годы Великой Отечественной войны. М.: Просвещение, 1975, с. 273.
  169. В. Человек в поисках смысла, 1990.
  170. В.Т. Дидактический стандарт содержания образовательного процесса // Современный образовательный процесс: содержание, технологии, организационные формы. Ростов-на-Дону, 1996.
  171. Б. П. Очурова М.Б. Параллелизм и преемственность как факторы становления национальных школ России // Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона. Часть II Ростов-на-Дону: РГПУ, 1999., с. 286−287.
  172. Е.А. Школа для всех. М.: Новая школа, 1996.
  173. К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994, с. 528.
  174. Adler, Mortimer Jerome. A guide book to learning: For a lifelong pursuit of wisdom / Mortimer J Adler. New York: Macmillan: London: Collier Macmillan, 1986 XII, c. 163.
Заполнить форму текущей работой