Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование у младших школьников фиксированных базовых интеллектуальных умений в процессе учебно-познавательной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что автором разработаны содержание, формы, методы дидактической деятельности учителя по формированию у младших школьников фиксированных базовых интеллектуальных умений. Предложенная диссертантом система позволяет успешно управлять процессом интеллектуального развития младших школьников. Управляемость процесса достигается… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. Системно-структурный анализ концепций начального образования
    • 1. Целостные концепции современного начального образования
    • 2. Фиксированные базовые интеллектуальные умения как основа успешного обучения младших школьников в среднем и старшем звене образования
  • ГЛАВА 2. Система формирования у младших школьников фиксированных базовых интеллектуальных умений
    • 1. Экспериментальное исследование процесса формирования у младших школьников фиксированных базовых интеллектуальных умений
    • 2. Профессиональная ориентация будущих учителей на дидактическую деятельность по формированию у младших школьников фиксированных базовых интеллектуальных умений

Формирование у младших школьников фиксированных базовых интеллектуальных умений в процессе учебно-познавательной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Масштабы, глубина и многообразие изменений, которыми отмечено XX столетие, объективно требуют дальнейшего развития в системе образования. Идет активный поиск путей перехода от массово-репродуктивных к личностно-ориентированным технологиям. Эти положения актуализируются и применительно к начальной школе, где закладывается фундамент развития личности, её интеллектуальный потенциал. Традиционная педагогика начальной школы долгие годы рассматривала ребенка в качестве объекта учебно-воспитательных воздействий, благодаря которому он усваивает утилитарно-эмпирические знания. Основным методом такого обучения является информационно-рецепторный или репродуктивный метод, который не учитывает учебно-деятельностной основы усвоения знаний и умений и, следовательно, игнорирует ребенка как субъекта процесса обучения. При таком теоретическом истолковании системы начального обучения главным стержнем является накопление ребенком утилитарно-эмпирических знаний и умений, а развитие его воображения, мышления, сознания, интеллектуальных способностей и умений отступает на второй план.

Со сменой парадигмы начального образования, его целей и задач главным в деятельности начальной школы становится превращение школьника в субъект собственной деятельности, поэтому содержание и методы начального образования должны обеспечивать существенное психическое развитие младшего школьника, формирование у него таких фиксированных базовых интеллектуальных умений, которые позволили бы без особых трудностей продолжить свое дальнейшее образование.

Проблемы развивающего обучения младших школьников глубоко и всесторонне изучали Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Ш. В. Занков, В. В. Репкин, Д. Б. Эльконин, П. М. Эрдниев и др.

На необходимость формирования у младших школьников интеллектуальных умений, на их важность для успешного обучения в среднем и старшем звене образования указывали А. З. Зак, Н. С. Лейтес, Г. Г. Микулина, Н. А. Менчинская, Н. В. Нечаева, В. В. Репкин, А. З. Рахимов, Г. А. Цукерман, В. А. Сухомлинский и др.

Значительные исследования в области формирования учебной деятельности младших школьников провели Г. И. Вергелес, А. И. Раев, А. А. Регуш, Л. А. Матвеева и др.

Учитывая особую роль учителя в развитии творческих способностей, в формировании интеллектуальных и учебных умений, в том числе у младших школьников, исследователи Р. В. Альмухаметов, Э. Т. Ардаширова, P.M. Аса-дуллин, К. Ш. Ахияров, Ю. К. Васильев, М. И. Гарипов, В. А. Сластенин, Р.З. Та-гариев, Ф. Ш. Терегулов, Э. Ш. Хамитов, Ю. И. Юричка и другие изучали особенности профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы.

Идеи ученых-педагогов находят поддержку у учителей-практиков. По статистике каждый четвертый учитель Российской Федерации работает по системе развивающего обучения. В Республике Башкортостан более тысячи учителей начальных классов работают по новым педагогическим технологиям. Они ставят главной целью своей деятельности подготовить учащихся к осознанному обучению в средних и старших классах, развить у них интеллектуальные умения. Однако это не меняет общую картину. Массовая начальная школа в основном продолжает работать по старой технологии с ориентацией на завершенность образования.

Анализируя достижения теории и практики, мы пришли к осмыслению того, что при неоспоримой значимости упомянутых исследований проблема развития способностей, формирование фиксированных базовых интеллектуальных умений у младших школьников и ориентация учителя на дидактическую деятельность по формированию у младших школьников интеллектуальных умений остается недостаточно разработанной.

Сегодня обучение в основном ориентирует младшего школьника лишь на запоминание информации, не передает ни техники понимания различных ситуаций, ни техники построения стратегии нешаблонного действия. Такой подход формирует лишь учебные навыки, которые пригодны для узкого круга действий, ограничивает видение и понимание новых ситуаций, затрудняет постройку собственных способов учебной работы. Установка на запоминание и исполнение ведет к заторможенности мышления, понимание действия не формирует умения принимать решения — все это превращает обучение в формальность, в том смысле, что подлинное освоение способов мышления, интеллектуальная деятельность заменяются лишь запоминанием. К тому же и насыщение содержания образования новыми информационными блоками также ориентировано на запоминание изученного. Без умения находить существенные и несущественные свойства в предметах, выводить следствия из факта принадлежности предмета к определенному понятию, без умения классифицировать и анализировать невозможно развивающее обучение. Вероятно, поэтому учащиеся начальной школы затрудняются в нахождении нужных приемов решения определенных задач, не могут спланировать свою деятельность, оценить свою работу, не умеют рассуждать, доказывать и работать с учебными пособиями. Вследствие этого у многих школьников недостаточно развита устная и письменная речь, теоретическое мышление, самооценка.

Для всех очевидно, что развивающим обучение станет тогда, когда учащиеся овладеют приемами умственной работы, базовыми интеллектуальными умениями, приемами развития творческих способностей как главными компонентами преобразования мыслительной деятельности, так как для них характерна ассоциативность, образность, художественность.

В ходе констатирующего эксперимента мы предложили учащимся начальных классов (93 чел.) задания по русскому языку по выявлению у них интеллектуальных умений. Результаты были следующие: тремя интеллектуальными умениями из пяти предложенных владеют только 29% опрошенных. Результаты бесед, наблюдения, анкетирования, проведенные в ряде школ Республики Башкортостан, показали, что учителя редко используют в работе с учащимися такие методы, приемы развития способностей и формирования базовых интеллектуальных умений, как творческие задания, интеллектуальные игры, задачи-ловушки, дидактические упражнения, тесты и т. д. Так, из 46 опрошенных учителей начальных классов 69% считают, что они не ставят специально цель сформировать у учащихся фиксированные базовые интеллектуальные умения, 18% не задумывались над этой проблемой. Более половины учителей средних и старших классов /62%/ утверждают, что у учащихся начальных классов слабо развиты базовые интеллектуальные умения.

Переход к развивающему обучению требует от учителя осознанного понимания того, на какие психологические закономерности развития школьников они должны опираться при проектировании поурочной системы дидактической деятельности, при создании собственных обучающих технологий, обеспечивающих развитие способностей и формирование у младших школьников фиксированных базовых интеллектуальных умений.

В свою очередь, это предполагает наличие у учителей соответствующей подготовки, знания того, на какой основе и каким образом развивать способности и формировать фиксированные базовые интеллектуальные умения.

Вместе с тем сегодня педагогические учебные заведения недостаточно ориентируют учителя начальных классов на дидактическую деятельность по формированию у младших школьников фиксированных базовых интеллектуальных умений. В курсе педагогики как в вузе, так и в педучилище этот вопрос специально не рассматривается, в методиках частных наук это направление не находит должного отражения.

Противоречие между общественной необходимостью формирования у младших школьников фиксированных базовых интеллектуальных умений как основы успешного обучения в среднем и старшем звене образования, профессионального самоопределения и недостаточностью теоретических знаний, рекомендаций по определению путей совершенствования дидактической деятельности учителей начальной школы по формированию их у младших школьников, отсутствие надлежащей обучающей работы в массовой начальной школе обусловили выбор проблемы исследования: формирование у младших школьников интеллектуальных умений, соответствующих современной концепции начального образования.

Недостаточная разработанность проблемы как в теоретическом, так и в практическом плане неизбежно влечет за собой бессистемный, стихийный характер работы по развитию способностей и формированию у младших школьников интеллектуальных умений.

Учитывая особую актуальность проблемы формирования у младших школьников фиксированных базовых интеллектуальных умений как основы успешного обучения в среднем и старшем звене образования, недостаточную ее разработанность, неудовлетворенность нынешним состоянием решения проблемы в школе, мы определили тему нашего исследования: «Формирование у младших школьников фиксированных базовых интеллектуальных умений в процессе учебно-познавательной деятельности «.

Цель исследования — теоретически обосновать, экспериментально определить содержание, формы, методы дидактической деятельности учителя по формированию у младших школьников массовой начальной школы фиксированных базовых интеллектуальных умений.

Объект исследования — целостный образовательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования — дидактическая деятельность учителя по формированию у младших школьников фиксированных базовых интеллектуальных умений.

В основу нашего исследования была положена гипотеза, согласно которой формирование у младших школьников фиксированных базовых интеллектуальных умений в процессе обучения будет более успешным, если:

— у младших школьников сформирована установка на овладение комплексом фиксированных базовых интеллектуальных умений, куда входят умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, доказывать, рассуждать, работать с текстом, рационально запоминать информацию, самоконтролировать;

— дидактическая система формирования у младших школьников базовых интеллектуальных умений содержит целевые, содержательные, процессуальные компоненты, адекватно отражающие природу творческих особенностей младших школьников;

— в функциональной модели дидактической деятельности учителя начальной школы представлены параметры, функции и качества личности учителя, позволяющие реально сформировать у младших школьников требуемые интеллектуальные умения;

— у учителей начальной школы сформирована ориентировочная основа на целенаправленную дидактическую деятельность по формированию у младших школьников фиксированных базовых интеллектуальных умений, соответствующих современной концепции начального образования.

В соответствии с целью, гипотезой и предметом исследования решались следующие задачи:

1. Определить содержание понятия «фиксированные базовые инте. члек-туалъные умения школьников» и дать научную психолого-педагогическую характеристику его составляющих.

2. Разработать приемлемую для массовой начальной школы систему дидактической деятельности учителя по формированию у младших школьников фиксированных базовых интеллектуальных умений в процессе учебно-познавательной деятельности с учетом их возрастных особенностей.

3. Сконструировать модель дидактической деятельности учителя по формированию у младших школьников фиксированных базовых интеллектуальных умений, определить ее параметры, функции, требования, предъявляемые к учителю.

4. На основе модели дидактической деятельности учителя по формированию фиксированных базовых интеллектуальных умений выработать научно-обоснованные рекомендации по ориентации будущих учителей начальной школы на дидактическую деятельность по формированию у младших школьников фиксированных базовых интеллектуальных умений.

Методологической основой исследования является диалектическая теория познания, которая рассматривается как реализация диалектического метода применительно к педагогическим явлениям и процессам.

Работа опирается на теории, разработанные ведущими учеными — психологами, дидактами: культурно-историческая теория развития личноститеория деятельностного подхода к развитию сознания и личноститеория поэтапного формирования умственных действийтеория содержательного обобщения в учебном процессетеория учебной деятельноститеория развивающего обучениятеория формирования общедидактических умений, а также ряд дидактических подходов, таких как системно-функциональный, системно-структурный, системно-логический.

Для решения обозначенной проблемы нами использовались следующие методы: теоретический анализ литературы в области педагогики, психологии, философии, социологииизучение и обобщение передового педагогического опыта, опрос, анкетирование, беседы с учителями, учащимися, родителямианализ личной педагогической деятельности, педагогический эксперимент, системно-структурный анализ, моделирование, анализ и систематизация продуктов творческой деятельности учащихся, тестирование, статистическая обработка материалов и другие.

Исследование проводилось в четыре этапа с 1990 по 1998 годы в процессе преподавания русского языка в начальных классах.

Первый этап исследования (1990 — 1991 гг.) включал изучение и теоретический анализ философской, педагогической, психологической, методологической литературы, посвященной проблемам формирования интеллектуальных умений, развития творческих способностей учащихся начальной школы. На основе этого анализа были выявлены перспективные направления исследования развития умственных способностей, формирования интеллектуальных умений младших школьников. С этой целью проводился анализ учебных планов начальной школы, опыт педагогической деятельности учителей, проводилось анкетирование учителей, учащихся начальной школы и их родителей, беседы с учащимися и учителямибыл определен предмет исследования, сформировав его гипотеза и задачи, разработан план исследования.

На втором этапе исследования (1992;1994 гг.) были определены состав и структура дидактической деятельности учителя начальной школы по формированию фиксированных базовых интеллектуальных умений, критерии и уровни сформированное&tradeданных умений. На основе этого была сконструирована педагогическая система процесса формирования у младших школьников фиксированных базовых интеллектуальных умений, модель дидактической деятельности учителя начальной школы, а также экспериментальная методика их осуществления. Определялись необходимые педагогические условия для реализации поставленных задач.

Третий этап (1995 — 1996 гг.) характеризуется завершением экспериментальной проверки и проверкой выдвинутой гипотезы исследования, обработкой данных экспериментов, подведением итогов, подготовкой рекомендаций для учителей школ и студентов педагогических образовательных учреждений.

Четвертый этап (1996 — 1998 гг.) является завершающим, на котором делались обобщающие выводы исследования и оформлялась работа в виде диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в нем впервые дано определение понятия «фиксированные базовые интеллектуальные умения», разработана система дидактической деятельности учителя начальной школы по формированию фиксированных базовых интеллектуальных умений в процессе разнообразной учебно-познавательной деятельности младших школьников с учетом их возрастных особенностей, сконструирована модель дидактической деятельности учителя по решению этой проблемы.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что автором разработаны содержание, формы, методы дидактической деятельности учителя по формированию у младших школьников фиксированных базовых интеллектуальных умений. Предложенная диссертантом система позволяет успешно управлять процессом интеллектуального развития младших школьников. Управляемость процесса достигается созданием методического инструментария, включающего: целенаправленную организацию педагогического процесса, содержание и виды дидактических упражнений по русскому языку, научно-методические рекомендации по организации дидактической деятельности учителя. Созданные диссертантом программа спецкурса и учебные пособия (в соавторстве) для педагогических образовательных учреждений позволяют совершенствовать подготовку учителей начальной школы! к дидактическойдеятельности по формированию у младших школьников фиксированных базовых интеллектуальных умений как основу их успешного обучения в среднем и старшем звене образования.

Достоверность и обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций обеспечиваются выбором методологической основы и комплексом эмпирических и теоретических методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования, достаточной экспериментальной базой, использованием методов моделирования, математической статистики, длительным и многоплановым характером исследования, целенаправленным анализом массовой практики и многолетним опытом работы автора диссертационного исследования в качестве преподавателя педагогического института, педагогического училища по подготовке учителей начальных классов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Теоретическое обоснование необходимости формирования у младших школьников фиксированных базовых интеллектуальных умений как основу успешного их обучения в среднем и старшем звене образования в соответствии с современной концепцией начального образования.

2. Определение понятия «фиксированные базовые интеллектуальные умения «, которое означает комплекс интеллектуальных умений, соответствующий возрастным особенностям младших школьников, направленный, с одной стороны, на превращение его из объекта в субъект учебно-познавательной деятельности, с другой стороны,! на диалектическое мышление, являющийся основой для успешного обучения в среднем и старшем звене образования.

3. Система работы по формированию фиксированных базовых интеллектуальных умений (целевой компонент системы, указывающий на необходимость овладения младшими школьниками интеллектуальными умениямифункциональный компонент, затрагивающий педагогический аспект работы по формированию интеллектуальных умений у учащихсяструктурный компонент, определяющий модель дидактической деятельности учителя по формированию базовых интеллектуальных уменийметодический компонент, содержащий конкретную методику и дидактические материалы).

4. Содержание, формы, методы ориентации будущих учителей начальной школы на дидактическую деятельность по формированию у младших школьников фиксированных базовых интеллектуальных умений в соответствии с моделью дидактической деятельности.

Апробация результатов исследования.

Основные идеи и результаты исследования были изложены на Всероссийских научно-практических конференциях в г. Ставрополе /1993г./, в г. Волгограде /1994 г./, на семинаре работников начального образования в г. Москве /1996г./, на межвузовских научно-практических конференциях в г. Бирске /1992 г.-1997 г./, в г. Уфе /1996 г., 1997 г./, г. Казани /1997 г./, на республиканском научно-практическом семинаре в г. Белебее /1995 г./, на ежегодных научно-практических конференциях профессорско-педагогического состава Бирского пединститута /1991 — 1997 гг./, на заседаниях методических объединений учителей школ города Нефтекамска, на семинарах, конференциях и заседаниях педагогического совета Нефтекамского педучилища.

Разработанные рекомендации по подготовке будущих учителей к дидактической деятельности по развитию способностей и формированию базовых интеллектуальных умений используются в учебном процессе факультета педагогики и методики начального обучения Бирского пединститута, внедрены в учебный процесс Нефтекамского педагогического училища, в некоторые начальные школы города Нефтекамска. В рамках исследуемой проблемы изданы статьи, тезисы выступлений, два учебно-методических пособия, разработаны методические рекомендации по проведению педагогической практики учащихся Нефтекамского педагогического училища.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, семи приложений. Иллюстрирована таблицами, диаграммами, графиками.

Результаты исследования показали:

1. Проблема формирования у младших школьников фиксированных базовых интеллектуальных умений особенно остро встала в связи с реализацией в массовой начальной школе идей и положений развивающей школы, философии, парадигмы современного образования, провозгласивших в процессе обучения приоритет личности, требующих превращения младшего школьника в субъект процесса и перехода учителя из позиции транслятора знаний в позицию мастера, организующего познавательную деятельность обучающихся.

Однако до сих пор идеи в необходимой мере не реализуются в массовой практике обучения младших школьников. Более того, наметившийся подъем в реализации идей развивающего обучения в связи с созданием элитарных образовательных учреждений начального звена образования снизился. В диссертации вскрыты причины такого явления, главной из которых является недостаточная дидактическая и методическая разработанность прикладных аспектов формирования у младших школьников массовой начальной школы интеллектуальных умений.

Фиксированные базовые интеллектуальные умения у младших школьников могут быть сформированы лишь с учетом возрастных особенностей учащихся в процессе дидактической деятельности учителя, интеллектуальной деятельности учителя, интеллектуальной деятельности самих учащихся. Главным требованием, которое должно быть положено в основу создания системы формирования у младших школьников фиксированных базовых интеллектуальных умений, состоящих из целевого, структурного и методического компонентов, является дидактическая деятельность учителя, определяемая моделью деятельности, обеспечивающая формирование у младших школьников фиксированных базовых интеллектуальных умений, и интеллектуальная деятельность самих учащихся, методический комплекс, состоящий из задач, заданий, упражнений, обеспечивающих формирование у младших школьников фиксированных базовых интеллектуальных умений.

2. Формирование у младших школьников фиксированных базовых интеллектуальных умений осуществляется более эффективно при организации дидактической деятельности учителя, включающей следующие этапы: диагностика наличия и уровня сформированности интеллектуальных умений, выработка тактики и стратегии дидактической деятельности по формированию фиксированных базовых интеллектуальных умений у каждого учащегося, отбор дидактического материала в соответствии с проблемой, целями и задачами, установка на овладение фиксированными базовыми интеллектуальными умениями, систематическое определение динамики и уровня сформированности фиксированных базовых интеллектуальных умений, организация внеклассной и внешкольной дидактической деятельности, целенаправленная работа с родителями учащихся с целью привлечения их к формированию у детей фиксированных базовых интеллектуальных умений.

Младшие школьники в состоянии овладеть фиксированными базовыми интеллектуальными умениями: анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, доказывать, рассуждать, работать с текстом, планировать, рационально запоминать информацию, самоконтролировать.

3. Модель дидактической деятельности учителя начальной школы по формированию у младших школьников фиксированных базовых интеллектуальных умений является также основой ориентации будущих учителей начальных школ на дидактическую деятельность по формированию у младших школьников фиксированных базовых интеллектуальных умений. Идеальная модель позволяет в процессе профессиональной подготовки будущих учителей осуществить их ориентацию на практическую деятельность. Основными путями такой ориентации в педагогическом учреждении являются: изучение психолого — педагогических предметов, чтение специальных дополнительных лекций по проблеме, участие обучающихся в диагностике сформированности интеллектуальных умений, самостоятельное изучение дидактической деятельности учителя начальной школы по формированию у младших школьников фиксированных базовых интеллектуальных умений, дидактическая деятельность в школе по проблеме.

Целенаправленная, специально — организованная работа по ориентации будущих учителей на дидактическую деятельность по формированию у младших школьников фиксированных базовых интеллектуальных умений активизирует процесс профессиональной подготовки.

В экспериментальной группе 70% обучающихся самостоятельно изучают специальную литературу по проблеме, ведут дидактическую деятельность по формированию у младших школьников фиксированных базовых интеллектуальных умений, изучают опыт учителей школы, работающих по системе развивающего обучения, когда как в контрольной группе эти показатели совсем отсутствуют или представлены единичными случаями .

Проведенное исследование является лишь одним из подходов к разработке сложнейшей проблемы формирования у учащихся массовой начальной школы фиксированных базовых интеллектуальных умений, развития способностей и ориентации учителя на дидактическую деятельность по их реализации. Дальнейшее изучение проблемы формирования у младших школьников фиксированных базовых интеллектуальных умений, на наш взгляд, имеет широкие перспективы. Предстоит выяснить влияние фиксированных базовых интеллектуальных умений на качество обучения в среднем и старшем звене образования, рассмотреть и проанализировать фиксированные базовые интеллектуальные умения в системе общенаучных умений, их взаимовлияние и взаимодействие в процессе обучения, предстоит также создать учебники, сборники упражнений, задач для начальной школы способствующих формированию базовых интеллектуальных умений, развитию творческих способностей младших школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Движение общества по пути прогресса, достижение высокого (мирового) уровня развития производства, технологии, информации, всех сфер жизни человека со всей очевидностью ставят перед системой образования, в т. ч. и перед её начальным звеном, задачу формирования человека, способного самостоятельно принимать решения, определять свое место, направление деятельности, обеспечить свою экономическую независимость, удовлетворение позитивных потребностей в профессиональном, культурном развитии на основе высокопроизводительного труда. Успешное решение поставленной задачи возможно лишь в том случае, если каждый член общества, подрастающее поколение овладеет высоким уровнем общего и профессионального образования, государственным образовательным стандартом .

Одним из важнейших направлений реализации современных концепций начального образования является овладение каждым обучающимся фиксированными базовыми интеллектуальными умениями как основного качества личности. Этот процесс требует научного осмысления, определения содержания, форм, методов формирования у младших школьников фиксированных базовых интеллектуальных умений, развития способностей, а также подготовки учителей к такой дидактической деятельности.

Фиксированные базовые интеллектуальные умения — это комплекс интеллектуальных умений, соответствующий возрастным особенностям младших школьников, направленный, с одной стороны, на превращение его из объекта в субъект учебно-познавательной деятельности, с другой стороны, на диалектическое мышление, являющийся основой для успешного обучения в среднем и старшем звене образования.

В конечном счете формирование фиксированных базовых интеллектуальных умений должно способствовать становлению творческой личности, т.к. творчество является необходимым условием дальнейшего социально-экономического прогресса общества.

В работе выделены основные психические, психологические, возрастные особенности младших школьников, приведен их последовательный анализ для обеспечения создания педагогических условий формирования фиксированных базовых интеллектуальных умений.

Выделены основные психолого-педагогические предпосылки и условия, которые положены в основу создания экспериментальной системы, модели дидактической деятельности учителя начальной школы, нацеленные на формирование у младших школьников фиксированных базовых интеллектуальных умений, на ориентацию будущих учителей на дидактическую деятельность по формированию у младших школьников фиксированных базовых интеллектуальных умений.

Выделены основные принципы отбора и структуры дидактического материала, типы заданий, учреждений, виды деятельности младших школьников, основные этапы дидактической деятельности учителя, связанные с формированием базовых интеллектуальных умений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Н. Развитие познавательной активности в процессе формирования общеучебных, умений у подростков.: Автореф. дисс. канд. пед. наук: 130 001.-М., 1997. — 19 с.
  2. Е.П. Учебные заведения нового типа в системе непрерывного образования // Проблемы образования на современном этапе: Материалы региональной науч.-практ. конференции. Соликамск, 1995. -С. 201−202.
  3. Р.В. Проблемы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров // Учитель Башкирии. 1991. — № 6. С. 11−14.
  4. Ш. А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. М.: Педагогика, 1984. — 296 С.
  5. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 1. Изд. Казанского Университета Казань, 1996.-567 с.
  6. В.И. Эвристика для творческих саморазвития. Казань, 1996-С. 78.
  7. Т.Ю., Карабекова Н. В. Коррекционные и развивающие игры для младших школьников. Волгоград: Перемена, 1993. — 60 с.
  8. Г. П., Антонов И. П. Обучаемость и внушаемость младших школьников. // Вопросы психологии. 1991.- № 4. — С.42−50.
  9. Э.Т. Основы культуры и этики учителя. М.: Просвещение, 1997.-229 с.
  10. Ю.Аристер Н. И. Загузов Н.И. Процедура подготовки и защиты диссертации.-М.:Икар, 1995. -200 с.
  11. П.Афанасьев В. Г. Системность и общество. М.: Политиздат. 1980.-368с.
  12. К.Ш. О методологии и методах педагогических исследований // Проблемы обучения и воспитания молодежи в условиях непрерывного образования: Сб. ст. Уфа, 1991. — С.3−7.
  13. К.Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения. -Уфа, 1996. 242 с.
  14. К.Ш., Амиров А. Ф. Краткий словарь педагогических и социально-психологических понятий. Уфа. Баш.гос.пед.ин-т. 1994.-16 с.
  15. P.M. Теория и практика совершенствования подготовки педагогических кадров // Учитель Башкирии. 1991. — № 6. С. 36−39.
  16. А.А. Подготовка будущего учителя к поэтапному формированию умственных действий у учащихся // Начальная школа 1996. — № 4. С.64
  17. И.И., Бронников С. А., Гарипов М. И. и др. // Система работы с одаренными детьми. В 2-х частях Уфа: Изд-во Башкирского университета, 1993−337 с.
  18. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса,— М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  19. Г. А. Теория учебных задач. М.: Педагогика, 1990. -181 с.
  20. С.П. Соотношение модели и оригинала в учебной деятельности младшего школьника. / Современные подходы к учебно-воспитательному процессу / М.: Прометей, 1995. — 189 е., С. 18−24.
  21. К.В. Чтобы ребенок успешно учился. М.: Педагогика, 1988.-170 с.
  22. А.И. Его величество ребенок какой он есть. Тайны и загадки. — М.: АО «Столетие», 1996. — 368 с.
  23. Т.С. Педагогическое экспериментирование // Советская педагогика.- 1990. -№> 1. С.94−97.
  24. Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: Педагогика. 1989. — 205 с.
  25. Г. М. Развитие творческого потенциала личности. Нач.школа. -1994. -№Ц. -С. 22−24.
  26. JI.B. Формирование умений в ситуации решения конкретно-практических задач. //Вопросы психологии, — 1966. № 6. — С. 141−152
  27. Бестужев Лада И. В. Школа XXI века: размышления о будущем // Педагогика, 1993. -№ 6. — С.112.
  28. М.В. Индивидуально-дифференцированный подход к стимулированию радости познания у школьников в процессе обучения // Теоретико-методологические вопросы педагогики. М., 1990. — С. 152−163.
  29. Г. Н. Теоретические основы формирования умений и навыков культуры учебного труда. // Обучение и воспитание: теория и практика. Липецк, 1991. -С. 119−126.
  30. Л.И. Проблемы формирования личности: Под. Ред. Д.И. Фельд-штейна / Вступит. статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Изд-во «Институт прак. психологии» Воронеж: НПО «Модэк», 1997.-352с.
  31. Д.И. Приемы умственной деятельности и их формирование у школьников // Вопросы психологии. 1969. — № 2. С. 25−37.
  32. Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Изд-во «Институт психологии». Воронеж: НЛО «МОДэК» 1997 352 С.
  33. Н.В. Сущность педагогических технологий // Педагогические системы в школе и вузе: Технологии и управление: Тез.докл. науч. конф. 25−28 мая 1993. Волгоград, 1993. -С. 5−7
  34. С.М. Учите детей сравнивать, — М., 1981. 96 е.: ил.
  35. Т.Г. Современная аттестация учителей: цели и тенденции // Педагогика. 1995. № 3. — С. 69−73.
  36. Е.А., Цукерман Г. А. Чтение без принуждения. М., 1993. — 95с.
  37. И.А. Особенности умственных действий младших школьников при решении эвристических задач. // Начальная школа. 1996. — № 1 — С. 37.
  38. Ф.В. Дидактические условия формирования учебных навыков младших школьников: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л., 1980. 19 с.
  39. Л.А., Венгер А. Л. Домашняя школа мышления. М, 1985- 80 с.
  40. Г. И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников. Диссертация на соискание ученой степени доктора пед. наук. -Л., 1990. 320 с.
  41. Г. И. Формирование учебной деятельности младших школьников как проблема дидактики //Младший школьник как субъект педагогического воздействия. Под ред. Г. И. Вергелес.-JI., 1989, — с. 54−73.
  42. А.А. О структуре и содержании диссертационных исследований //Педагогика. 1994. — № 3. — С. 32−35.
  43. Н.Ф. Теоретические и научно-методические основы ознакомления детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с окружающим миром: Научный доклад. док.пед.наук. М., 1994 — 32 С.
  44. Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы). Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., 1966 — 442 с.
  45. С.И., Столярова И. И. Программа по курсу «Развитие познавательных способностей на уроках математики» 1−3 классов 3-летней начальной школы // Начальная школа 1995.- № 8 — С.-51.
  46. Л. Формирование познавательных интересов у детей (1−3 кл.) // Начальная школа 1987. — № 5. — С.61−64.
  47. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина. М ., 1962. — 285 с.
  48. А.Н. Тренинг интеллекта. М. 1989. — 173 С.
  49. Воспитание ученика. М., 1990. — с.77−91.
  50. Л.С. Педагогическая психология / Под. ред. В. В. Давыдова. М., 1991. — С. 118.
  51. Л.С. Собрание сочинение: Т.2. в 6 т. Проблемы общей психологии. — М. 1982. — 504 с.
  52. Г. Ф. Изучаем личность младшего школьника // Начальная школа. -1994. № 8. С. 4.
  53. В.В. Роль учебных/заданий в развитии творческого мышления младших школьников. // Начальная школа -1991. № 6 — С. 2−5.
  54. В. Организационно-педагогическое руководство инновационными школами // Учитель Башкортостана. 1995. — № 3. — С. 6−9.
  55. П.Я. Основные результаты исследования по проблемам формирования умственных умений и понятий. М.: МГУ, 1965. -с. 51
  56. П.Я., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Возрастная и педагогическая психология. М., 1992 — С.230- 242.
  57. П.Я., Талызина Н. Ф. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий М.:МГУ., 1968, — 135 с.
  58. М.И. Подготовка будущего учителя к реализации личностно-ориентированного обучения Развитие педагогических систем в регионе: личностно-ориентированное образование: Тез. докл. научно-практ. конф. -Волгоград, 1994.-С.З 8−39.
  59. М.И. Современная философия образования и педагогические новации. Место и роль учителя в инновационных педагогических технологиях: Тез.докл.науч.-практ.конф.-Бирск, 1994.-С.2−4.
  60. М.И. Теоретико-методологические основы современной педагогики // Ахтамьянова И. И., Бронников С. А., Гарипов М. И., Татима Л. Г. и др. Система работы с одаренными детьми в 2-х частях.-Уфа: Изд-во Башкир.гос.универс. 1993.-324 с.
  61. М.И. Философия образования. //Учитель Башкортостана. 1997.-№ 4. С. 3−5.
  62. С.И., Бикчентаева Л. Г. Методика изучения личности ребенка. Фундаментальный курс: Экстерн-пособие. Уфа, 1995. — 164 с.
  63. Р.Т. Теория и практика инновационых процессов в образовании // Учитель Башкирии, 1991. № 6. -С. 4−10.
  64. .С. Россия: образование и будущее: (Кризис образвоания в России на пороге XXI века). Челябинск: МО РФ, Челяб.дисс.ИПО, 1993. -240 с.
  65. Ю.З. Начальная школа. 1994. — № 11. — С. 47.
  66. Дж. Три стороны интеллекта. // Психология мышления. М.: Прогресс, 1965. С. 433−456.
  67. Э. Как формировать гуманитарные способности // Народное образование. 1996. № 8. — С.37.
  68. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии М.: Прогресс, — 1975.-493 с.
  69. . Что такое психология. В 2-х т. Изд. 2-е, стереотипное. Т. 1.- Пер. с франц. — М.: Мир.-1996.-С.414.
  70. Д.С. Умения и навыки : о соотношении содержания этих понятий // Педагогика, — 1994. № 2. — С. 15
  71. Н.И. Формирование у младших школьников умения применять знания в новой учебной ситуации: Дисс.канд.пед.наук. Киев, 1992.-306 с.
  72. К. М. Горбачева Е.И. Умственное развитие школьников : критерии и нормативы. М.: Знание, — 1992. — С.72
  73. В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972. — 423 с.
  74. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования, — М.: Педагогика,-1986.-240 с.
  75. В.В. О понятии развивающего обучения // Советская педагогики. -1995.-№ 1.-С. 29−39.
  76. В.В., Слободчиков В. И. Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии, 1992.- № 3−4 с.
  77. Ю.С. Высшее образование: состояние, проблемы, решения // Педагогика.- 1997, — № 2, — С. 61−68
  78. В.В., Устименко И. А. Формирование логического мышления учащихся при обучении словообразованию // Начальная школа 1994. — № 12. -С. 16−20.
  79. Н.Н. Проявление самостоятельности в процессе совместной деятельности младших школьников // Начальная школа. 1996, — № 7.- С.29
  80. Джоан Фридман. Как развивать таланты ребенка от рождения до 5 лет. Перевод с англ. М.: ТОО Центр «ПРО» при участии АОЗТ «Альвис» и АО «Столетие», 1995. — 240 с.
  81. Диагностическая программа и комплекс тестовых методик для определения уровня интеллектуального развития школьников. Ставрополь: ИРО, 1994. -85 с.
  82. Диагностика готовности детей к обучению в школе анализ поведения: (Метод.пособие для восп. и методист, дошк. учрежд.) — М.: Интелтех, 1993. -55с.
  83. Диагностика учебной деятельности интеллектуального развития детей. М. 1981.- 157 с.
  84. А.Е. Теория и практика формирования умений и навыков в обучении.: Автореф. дисс.докт. пед наук. — М., 1979. — 27 с.
  85. А.Е. Эффективность формирования умений и навыков в системе начального обучения // Советская педагогика.-1981. № 5. -С. 48−52
  86. Г. Гармоничное развитие ребенка / Состав В. В. Дальникова. М.: Аквариум, 1996, — 448с.
  87. Г. Доман Д. Эйзен С. Как дать ребенку энциклопедические знания// Перевод с англ. М. .Аквариум, 1996. — 320 с.
  88. Дугай-Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности к педагогической деятельности: Автореф. дисс.докт.пед.наук, — М., 1983. 32 с.
  89. Дж. Школа и ребенок. М., 1923 // Педагогика, — 1995. № 4. -С. 102.
  90. JI.M. Формирование учебных действий первоклассников // Начальная школа, — 1983. № 9 .- С. 39.
  91. Е. Развиваем интеллект // Народное образование. 1996. — № 8. -С.32.
  92. Ермолаева Томина Л. Б. Проблемы развития творческих способностей детей. //Вопросы психологии. -1975.-№ 5. С. 166−176.
  93. .П. Самостоятельная работа учащихся на уроках М., 1961 .-239с.
  94. В.Ф., Чернов П. В. Развивающие аспекты обучения первоклассников. Начальная школа.-1995.-№Ю.-С.8−11.
  95. Л.Я. Формирование у младших школьников умение контролировать учебную деятельность.: Автореф. дисс.канд. Пед. наук, — Л., 1987. 19 с.
  96. В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990.-164 с.
  97. Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся. // Вопросы психологии, 1990. № 6. — С.86−92.
  98. ПО.Занков J1.B. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990. -424 с.
  99. П.Занков J1.B. О начальном обучении. М.: 1963.-164 с.
  100. В.М. Интеллектуальные игры как средство формирования познавательной деятельности учащихся: Автореф. дисс.канд.пед. наук. М., 1988. ¦ 35 с.
  101. О.М. Формирование общеучебных умений у младших школьников // Начальная школа сегодня. Петрозаводск, 1992, — 4.1. — С. 30−35.
  102. О.М. Формирование общеучебных умений у младших школьников.: Дисс. На соискание уч. степени канд. пед. наук. Д., 1991.-167с.
  103. И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М. Просвещение, 1991.-222с.
  104. Пб.Иванина Н. Ю Тестовые задания по русскому языку // Начальная школа. ¦ 1997. № 2. С.ЗЗ.
  105. Е.О. Дидактические условия эффективного включения познавательных задач в процесс обучения: дисс.канд.пед.наук. М., 1991−165с.
  106. М.Г. Дифференцированное обучение младших школьников // Начальная школа. 1994.-№ 11.-С.47−48.
  107. Изучение развития учащихся учителем / Ред. М. В. Зверева Самара, 1992.-С. 5−6
  108. Исследование развития познавательной деятельности. Под ред. Дж.Брунера. М., 1971.-391с.
  109. Н.Б. Развивающее обучение // Начальная школа. 1996. — № 12. -с. 30.
  110. О.Н. Формирование общественных представлений у детей 6- летнего возраста. //Начальная школа- 1991. № 9. — С. 17−19.
  111. Кабанова-Меллер Е. Н. Приемы учебной работы и овладение ими. // Вопросы психологии. 1980. — № 4, — С.145−150.
  112. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика. 1990. — 141 с.
  113. JI.B. Ярикова С. Г. Изучение особенностей познавательной потребности и её формирование. // Обучение и развитие младших школьников. -Волгоград, 1990, — С. 23−32.
  114. Катаева-Венгер А. Наш современник Выготский // Семья и школа. М., 1997.-№ 9.-С.25−27.
  115. В.И. Некоторые формы умственного тренинга // Психологический журнал. 1987.-Т.8.-№ 6.-С.90−97.
  116. В.Г. Решение коллегии о проблемах и перспективах развития начального образования в Российской Федерации // Начальная школа. 1997.-№ 4.-С. 2.
  117. Е.И. Пути формирования познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности // Начальная школа- 1992.- № 11−12. С. 29−31.
  118. Д. В. Сушко Н. Развитие функционального мышления в начальных классах. // Начальная школа- 1993. № 3 .-С.64−67.
  119. Концепция четырехлетнего начального образования // Начальная школа.-1992. -№ 7−8.
  120. B.C. Формирование критичности младших школьников в учебной деятельности. Дисс. канд. пед. наук. СПБ, 1995. 205 с.
  121. В.В. Основные характеристики и логика педагогического исследования . Волгоград: Перемена. 1994 — 32 с.
  122. В.В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ. -М., 1977.-264с.
  123. В.А. Психология математических способностей школьников.-М., 1968.-С.266.
  124. Л.Ю. Речь канал развития интеллекта // Начальная школа. -1997.-№ 2,-С. 68.
  125. Н.В. Методы системного педагогического исследования: Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.-172 с.
  126. И.В. Развитие познавательной деятельности на уроках. // Начальная школа. 1995.- № 6, — С. 41−43.
  127. В.А., Цехмистрова Т. Д. Формирование у учащихся умений учиться,— М.: Просвещение, 1983. 80 с.
  128. С.Ю. Диалог как способ творческого мышления учителя и ученика на уроке // Человек в зеркале культуры и образования. М., 1989. — С. 136−152.
  129. Курс общей, возрастной и педагогической психологии в 3-х вып. // Под редакцией Гамезо М. В. и др. М., 1982. Вып. 1 — 176 е., Вып.2. -190 е., Вып. 3 -176 с.
  130. Г. П., Титаренко Т. М. Практическая психология для воспитателя. Сборник тестов для выявления уровня развития ребенка. Вып. № 1. -Киев, 1992.-С.
  131. Т.В. От совершенствования техники чтения до свободного интеллектуального общения // Начальная школа. 1994.- № 2. — С.60.
  132. В.П., Орлов В. А., Панов В. И. Практико-ориентированные подходы к развивающему образованию // Педагогика. 1996, — № 5. — С. 24.
  133. С.А. О преемственности дошкольного и начального образования // Начальная школа. 1996. — № 3. — С.20.
  134. Е.Ю. Работа с алгоритмами// Начальная школа. 1996. — Ksl. — С.33.
  135. Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971 .-279 с.
  136. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977,304 с.
  137. А.Н. Проблема развития психики. М., 1981. С. 373, 544.
  138. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-185 с.
  139. Л.А. Развивающий канон в системе Эльконина Давыдова — Репки-на// Начальная школа. — 1997. — № 3. — С.42.
  140. М.Е. Если хочешь быть счастливым. Ростов-на-Дону: Из: во «Феникс», 1995 .-640 с.
  141. .Т. Педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1991.-528 с.
  142. Л.Д. Формирование у шестилетних школьников самооценки как компонента учебной деятельности. Автореф. Дисс.канд.пед.наук. М., 1994.-17с.
  143. Н.Н. Формирование умственных действий планирования у младших школьников.: дисс. канд.психол. наук.: Л., 1978, — 19 с.
  144. Н.А. Формирование системы общих учебных умений и навыков школьников: Методические рекомендации. М.: Ml ПО. 1981.-88с.
  145. Лук А. Н. Учить мыслить. М.: Знание, 1975.-96с.
  146. М.Р., Рамзаева Т. Г., Светловская Н. Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987. — 415 с.
  147. А. Философия для детей: О подходах к развитию мышления младших школьников // Начальная школа. Приложение к «Первому Сентября». — 1995,-№ 17.
  148. А.Н., Лидере А. Г., Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск: ИПКНПК,. 1992.-180с.
  149. Л.А. Развитие свойств субъекта учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Л., 1991. 60 с.
  150. В. М. Михальчик Т. и др. Психология младшего школьника. М., 1976.-207с.
  151. М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984. — 143с.
  152. М.И., Ибрагимов Г. И., Ушаков М. А. Педагогические технологии развития мышления учащихся. Казань, 1993. — 88 с.
  153. В.Н. Формирование у первоклассников умения работать над задачей // Начальная школа 1993 .- № 10.- С. 36−37.
  154. В.К. Теоретические и практические основы развивающего обучения. Майкоп: ВГУ, 1994.-228с.
  155. Международная программа переподготовки преподавателей психологии и педагогики для пед. учебных заведений России: Сб.ст. и материалов /Ред. Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова, Н. С. Зубарева. М.: Мирос, 1994−191с.
  156. И.А. Формирование у младших школьников умения анализировать и принимать учебную задачу: Автореф. дисс. канд. пед наук.: 130 001.-Л., 1989. -17с.
  157. МикулинаГ.Г. Учим понимать математику. М.: «Интор», 1995.-112 с.
  158. А., Поташник М. Многообразие школ: плюсы и минусы // Народное образование .-1997.-№ 4, — С. 47−53.
  159. B.C. Детская психология. М., 1985.-2'72с.
  160. P.P. Краеведение в школе: системный подход. Изд-во ВЭГУ -Уфа, 1995. 146с.
  161. B.C. Шестилетний ребенок в школе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. -175 с.
  162. А. Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований Педагогика, — 1995, — № 5, — С. 44−49.
  163. А.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент // Педагогика. -1996.-№ 5. С. 10−15.
  164. А.Я. Инновации в образовании. Челябинск, 1995.-288с.
  165. Ю.В. Дидактические условия развития творчества учащихся в учебной деятельности: автореф.канд.пед.наук.-Волгоград. 1992,-18с.
  166. Начальное образование в России. Инновация и практика/ Ред.- сост. А. Русаков. М., 1994.
  167. Начальный этап развивающего обучения русскому языку в средней школе /Под ред. В. В. Репкина. Томск, 1992.
  168. Р.С. Психология. Учебноле пособие для студенгтов высш.пед. учеб. завед, — в 3-х кн. Кн. 1. Общие основы психологии. 2-е изд. М.: Просвещение, 1995.-576с.
  169. Нетрадиционные формы и методы работы с детьми младшего возраста: Межвузовский сб.науч.трудов. Уфа, 1994. — 180 с.
  170. Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. М.: Ми-рос, 1997−144с.
  171. Е.В. Диагностика и коррекция школьной дезадаптации у младших школьников // Проблемы психодиагностики обучения и развития школьников. Вып.2, — М.: Из-во АПН СССР, 1985.-58с.
  172. Определение уровня готовности детей к обучению в школе: Методические рекомендации. Ставрополь: Институт развития образования, 1991 г.- 78 с.
  173. Опыт, проблемы и перспективы педагогических технологий обучения. // Государственный комитет по высшему образованию РФ, Государственный комитет по науке, высшему и среднему профессиональному образованию РБ. -Уфа, 1996.- 130 с.
  174. JI.B. Что такое интеллектуальная пассивность? // Начальная школа. -1996.-№ 7, — С. 26.
  175. Основы педагогических технологий (Краткий толковый словарь). Урал, гос. пед. Университет. Екатеринбург.-1995.-22с.
  176. Основные положения концепции педагогического образования. М.: MHO РФ, 1991.
  177. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед.учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шляпов, — М.: Школа-Пресс, 1997.-512с.
  178. Педагогика: Учебное пособие для студентов педвузов и педколледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1995. — 637 с.
  179. А. И. Педагогическое образование: цель, задачи, содержание. Педагогика.- 1995.-№ 4-С. 59−63.
  180. С.Д. В поисках педагогической инноватики.- М., 1993.-64с.
  181. Н.Н., Поспелов И. Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. М.: Педагогика.- 1989. — 152 с.
  182. М.М. Инновационные школы России: Становление и развитие. Опыт программно-целевого управления: Пособие для руководителей общеобразовательных учреждений / Вступ.ст. Р. С. Лазарева. -М.: Новая школа, 1996.-320с.
  183. Ю.П. Методологические основы педагогики: Учебно-методическое пособие. -М., 1995. 112 с.
  184. Программы развивающего обучения / По системе Д. Б. Эльконина В.В. Давыдова /-1−5 класс, — Русский язык. Математика, — М., 1992.
  185. P.P. Формирование общеучебных умений у первоклассников-шестилеток. Начальная школа.-1983.-№ 9.-С.21−26.
  186. Процесс обучения с позиции современной дидактики: Учебно методическое пособие с набором педагогических и психологических тестов. В 2-х ч. Под ред.М. И. Гарипова. — Бирск, 1994. -466с.
  187. Психологические исследования познавательных процессов и личности. -М., 1983.-216с.
  188. Психология деятельности // Общая психология / Под ред. В. В. Богоявленского и др.-М. 1981-С.138−140.
  189. Психология / Под ред. А. А. Смирнова, А. Н. Леонтьева и др. М., 1962.
  190. . М., 1977. С. 80−82.
  191. Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Ярошевского. -М., 1990.-494с.
  192. Развитие общих учебных умений и навыков. Программа // Воспитание школьников.- 1984. № 4. — С. 64−69.
  193. Ю.Рахимов А. З. Психодидактика. Учебное пособие. Уфа: Изд-во «Творчество», 1996. -191 с.
  194. М.Г. Доклад о социально- экономическом положении РБ в 1996 году. -Уфа, 1997.- 153 с.
  195. В.В. Что такое развивающее обучение? Харьков — Томск, 1992,-67с.
  196. Республика Татарстан: Время больших перемен / Отв. ред. Ф.Х. Мухамет-шин. Казань, 1996. — 383 с.
  197. З.И. Развитие речи и мышления в системе обучения академика JI.B. Занкова // Начальная школа. 1994. — № 8 — С. 50.
  198. C.JI. Бытие и сознание. М., 1957. — С. 216.
  199. В.В., Слободчиков В. И. Проблемы и перспективы развития начального образования //Вопросы психологии .- 1988. № 4 -С. 179−181.
  200. И.А. Концептуальные основы формирования модели многоуровневой подготовки учителя / Под ред. докт. пед. наук, проф. А. Т. Маленко. -Челябинск-Курган: Изд-во Челяб. и Кург.гос.пед.инст-тов, 1994.-110с.
  201. . Общество и образование . М.: Прогресс, 1989. — 200 с.
  202. Г. И. Познавательная самостоятельность будущего учителя. Педагогика, — 1995. № 4.-С. 63−66.
  203. Е.Ш. Психология воспитательного воздействия на младших школьникво оценки учителем их знаний. Автореф. Дисс.канд.пед.наук. Киев, 1953.-17с.
  204. В.Ф. Психология самоопределения личности. Свердловск, 1986.-142с.
  205. З.Р. Подготовка будущих учителей к инновационной дидактической деятельности: Автореф. дисс. канд. пед. наук, — Уфа: Башпединститут, 1997.-19с.
  206. JI.C. Формирование учебных мотивов на уроках классного чтения // Начальная школа № 8. — С. 30- 35.
  207. А.Э. Формирование учебных действий в начальной школе: Пособие для учителей. Ярославль, 1992 — 19 с.
  208. А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль: ТОО «Гринго», 1996 — 192 с.
  209. Г. П. Формирование интеллектуальных умений у будущего учителя на основе использования деловых игр и моделирования ситуаций: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Брянск, 1995.-20с.
  210. Сластенин В.А., JI.C. Подымова. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997.-224с.
  211. Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1989.-624с.-С.201.
  212. Совершенствование обучения младших школьников Под ред. A.M. Пыш-кало и др. М.: Педагогика, 1984. — 128 с.
  213. Современная дидактика: Теория-практика / Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. -М., 1994.-288с.
  214. И.А. Начальное образование в России. М.: Прометей, 1992.-150с.
  215. Становление договорных отношений Республики Башкортостан и Российской Федерации (1990−1996 г. г.) Сборник документов. Уфа, 1997, — 347 с.
  216. Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. Пер. с англ. М., 1984−471с.
  217. В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1988.-272с.
  218. Р.З., Малявина С. В. Некоторые проблемы гуманизации современной школы // Проблемы развития личности в условиях сельской школы: Сб. науч. тр.- М., Изд-во РАО, 1996. С. 20−28.
  219. М.Г. Народные традиции и религиозная культура в воспитании учащихся. М., 1992. — 47 с.
  220. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников.-М.: Просвещение, 1988.-175 с.
  221. Творческие поиски московских учителей начальной школы. М.: Малое предприятие «Новая школа», 1993. -175 с.
  222. Ф.Ш. Передовой педагогический опыт: Теория распознавания, изучения, обобщения, распространения и внедрения. М.: Педагогика, 1991. — 296 с.
  223. Ф.Ш. Еще раз о состоянии педагогической науки и педагогической практики // Вестник ВЭГУ. № 3. Педагогика. — Уфа: «Восточный университет», 1996. — С. 72−76.
  224. .М. Практическое мышление. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления.- М. Д981.-С.147.
  225. Л.Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. -Ярославль: ТОО «Гринго», 1995. 240 с.
  226. Г. В. Развитие творческого мышления на уроках русского языка // Начальная школа 1995, — № 6. — С.45−50.
  227. Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при работе над простой задачей // Начальная школа 1995. № 10. С. 24.
  228. А.В., Боброва А. А. Формирование у учащихся учебных умений. М.: Знание, 1987. — 80 с.
  229. Учебный план. Специальность 31 200 Педагогика и методика начального образования MHO РФ. — М., 1997. — 4 с.
  230. Н.П. Формирование учебных умений у первоклассников: Авто-реф. дисс. канд. пед. наук.: 1300 01. Л., 1985. — 17 с.
  231. Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1994.
  232. Д. Ваш ребенок растет . М.: Новости, 1994.-400с.
  233. Хакбердыев М. Формирование интеллектуальных умений у первоклассников.: Дисс. на соискание уч. степени канд. пед. наук, — Ташкент, 1991.
  234. Э.Ш. Основы педагогической профориетации.- Уфа, 1990, — 173 с.
  235. Г. А. Формирование учебной деятельности в коллективно распределительной форме. — Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М., 1980. — 17 с.
  236. Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. М.: Столетие, 1995.-148с.
  237. Н.Я. Формирование общеучебных интеллектуальных умений у младших школьников // Научные достижения и передовой опыт в области педагогики и народного образования. М., 1992., -Вып. 4 (28). — С. 1−26.
  238. С.Д. Школьный урок: как научить каждого. -М.: Просвещение, 1991.-175с.
  239. Л.В. Педагогические условия реализации механизма индивидуализации обучения: дисс.канд.пед.наук. Курган, 1991.-157 с.
  240. B.C. Педагогика творчества учащихся .- М.: Знание, 1988.-80 с.
  241. А., Фоутс Д. Педагогические инновации.- М.: Изд-во РАО, 1993,-С.85.
  242. Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.-54с.261 .Эльконин Д. Б. Как учить детей читать. М., 1991.-79с.
  243. Д.Б. Психология обучения младшего школьника М.: Знание -1974,-64 с.
  244. И.С. Развивающее обучение,— М.: Педагогика, 1979. 144 с.
  245. Н.К. Игровые программы для младших школьников // Начальная школа. 1997. — № 2. — С. 67.
Заполнить форму текущей работой