Родительское отношение к часто болеющему ребенку дошкольного возраста как фактор формирования тревожности
Для изучения родительского отношения к часто болеющему ребенку дошкольного возраста как фактора формирования тревожности применялись следующие методы и методики: а) анализ научной литературы по проблеме исследования родительского отношения к часто болеющему ребенку дошкольного возраста как фактор формирования тревожностиб) опросник-анкета (выявление тревожного ребенка дошкольного возраста путем… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретическое обоснование взаимосвязей тревожности ребенка дошкольного возраста и родительского отношения к нему в условиях соматической болезни
- 1. 1. Проблема исследования тревожности дошкольника в психологической науке
- 1. 2. Родительское отношение как причина формирования тревожности у ребенка дошкольного возраста
- 1. 3. Характеристика личности и социальной ситуации развития больного дошкольника
- 1. 4. Выводы по первой главе
- Глава 2. Родительское отношение к часто болеющему ребенку дошкольного возраста как фактор формирования тревожности (констатирующий эксперимент)
- 2. 1. Методики исследования и описание экспериментальных групп
- 2. 2. Проявления тревожности часто болеющим ребенком дошкольного возраста
- 2. 3. Родительское отношение к часто болеющему дошкольнику
- 2. 4. Взаимосвязь социально-психологических условий семьи и особенностей проявления тревожности часто болеющими детьми дошкольного возраста
- 2. 5. Выводы
Глава 3. Направления и способы психолого-педагогической коррекции, направленной на снижение уровня тревожности часто болеющего ребенка и формирование эффективного (оптимального) отношения к больному ребенку (формирующий эксперимент).
3.1. Организация работы с часто болеющими детьми дошкольного возраста.
3.2. Специфика коррекции родительского отношения к часто болеющим детям дошкольного возраста.
3.3. Выводы по главе.
Родительское отношение к часто болеющему ребенку дошкольного возраста как фактор формирования тревожности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В настоящее время социально-экономические преобразования в России, повлекшие за собой изменение привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций, ухудшение психологического климата в семье, являются причинами, которые обусловливают рост отклонений в личностном развитии и социальном поведении подрастающего поколения. По данным ежегодных государственных докладов «О положении детей в РФ» за 2001 — 2004 годы, количество детей, страдающих нервно-психическими заболеваниями в нозологической форме, увеличивается. Тревожность относится к числу наиболее частых поводов обращения родителей к психологу, при этом в последние годы количество таких обращений существенно возросло. В связи с этим, направление исследований, в рамках которого сформулирована тема работы, является актуальным для психологии, ибо основано на объективных проблемах, вызванных нарушениями личностного развития в детском возрасте.
Выявлено множество причин детской тревожности. В качестве основного источника могут быть рассмотрены нарушения родительского отношения к ребенку, которые приводят к постоянным психологическим микротравмам детей (В.И. Гарбузов, А. И. Захаров, A.M. Прихожан, А.С. Спиваковская). Рассмотрение причин появления и фиксации тревожности у детей в дошкольном возрасте, возможностей ее коррекции в связи с особенностями семейной среды, представляется актуальным и соответствующим задачам теории и практики психологии развития.
Особое внимание в работе уделено исследованию тревожности у часто болеющих детей. Это вызвано тем, что в последнее время повсеместно отмечается рост детской заболеваемости, и, как следствие, возникает проблема развития соматически больных детей. Особую категорию таких детей составляют часто болеющие дети дошкольного возраста. По данным диспансеризации, проведенной в Красноярском крае в 2003 — 2004 учебном году, около 80% дошкольников страдают различными хроническими заболеваниями. В структуре заболеваемости детей дошкольного возраста преобладают болезни органов дыхания (бронхиты, грипп, ОРЗ, ОРВИ, трахеиты и др. (63,23%), инфекционные и паразитарные заболевания (7,38%), болезни органов пищеварения гастриты, панкреатиты, язвенные болезни желудка и пр. (23,23%) и др.).
В психологической литературе приводятся данные, указывающие на отличия часто болеющих детей от их здоровых сверстников по ряду индивидуально-психологических характеристик (Г.А. Арина, Д. Н. Исаев, Н. А. Коваленко, В. А. Ковалевский, В.В. Николаева), а также по специфике семейного воспитания (Д.Н. Исаев, В. Н. Касаткин, И. А. Коробейников, А. А. Михеева, В. В. Николаева, А.Б. Холмогорова). Так, для них характерны выраженная тревожность, боязливость, неуверенность в себе, быстрая утомляемость, зависимость от мнения окружающих, что может перерасти в стойкие черты личности.
Известно, что семья является главным инструментом социализации ребенка, где в отношениях со взрослыми происходит формирование личности (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн и др.). Поэтому без анализа родительско-детских отношений невозможно целостное понимание развития личности. Тем не менее, без внимания оставлен вопрос об участия родительского отношения к часто болеющему ребенку в формировании его личности, и возможности коррекции детской тревожности путем оптимизации родительско-детских отношений.
В связи с этим, объектом исследования явилась тревожность часто болеющих детей на разных этапах дошкольного возраста.
Предметом — родительское отношение к часто болеющему ребенку младшего, среднего, старшего дошкольного возраста как фактор формирования тревожности.
В качестве представителей экспериментальных групп выбирались равные по демографическим признакам сверстники, посещающие детские дошкольные учреждения, родители детей и педагоги. Все обследуемые часто болеющие дети находились в стадии ремиссии заболевания и посещали дошкольные образовательные учреждения. В группу здоровых детей нами были отнесены дети первой группы здоровья с соответствующим возрасту развитием организма.
Целью исследования является изучение родительского отношения к часто болеющему ребенку дошкольного возраста как фактора формирования тревожности и разработка коррекционной программы, направленной на снижение тревожности у часто болеющих дошкольников, формирование эффективных (оптимальных) взаимоотношений между родителями и детьми.
В основу исследования легло предположение о том, что нарушения соматического статуса ребенка (частые простуды, обострение хронических соматических заболеваний), в силу создаваемой болезнью особой социальной ситуации развития, существенно влияют как на взаимоотношения между ребенком и родителями, так и на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста.
В качестве частных гипотез были приняты следующие:
1) Часто болеющие дети дошкольного возраста более тревожны, чем их здоровые сверстники.
2) Одним из существенных факторов, обусловливающих появление тревожности у часто болеющих дошкольников, является неэффективное (нарушенное) родительское отношение к ним, проявляющееся в отсутствии эмоционального контакта с детьми или чрезмерной его интенсивностив непринятии родителями ребенка таким, какой он есть (безусловно) — в неверии в способность ребенка быть самостоятельным, инициативным, ответственнымв неуважении к ребенку, в недоверии емув чрезмерной тревоге за ребенка и в чрезмерной заботе о немв предъявлении ребенку завышенных требований без учета его реальных возможностей.
3) Разработанные направления и способы коррекции, способствуют снижению тревожности у часто болеющих дошкольников, формированию эффективных (оптимальных) взаимоотношений между родителями и детьми.
В соответствии с целями и гипотезами исследования были поставлены следующие задачи:
1) изучить состояние проблемы тревожности детей дошкольного возраста, родительского отношения к ним;
2) осуществить анализ особенностей развития часто болеющих детей;
3) определить особенности проявления тревожности часто болеющими детьми дошкольного возраста, родительского отношения к часто болеющему ребенку;
4) проанализировать социально-психологические условия семьи, обусловливающие развитие тревожности у ребенка в ситуации соматической болезни;
5) разработать направления и способы коррекции тревожности часто болеющего ребенка дошкольного возраста путем эффективного (оптимального) взаимоотношения между родителями и детьми.
Методологическим основанием исследования стали базовые положения:
1) системного подхода Б. Ф. Ломова, который предполагает изучение не только самого явления, но и системы детерминант, вызывающих, усиливающих или преодолевающих негативные явления;
2) положения работ JI.C. Выготского о социальной ситуации развития, выступающей в качестве важнейшего условия культурного становления ребенка. Социальная ситуация развития определяется как система отношений ребенка с другими людьми. Для ребенка-дошкольника — это его отношения с родителями, с педагогами, со сверстниками. Данные отношения определяют его развитие, его самоощущение и смысловые переживания;
3) теоретические положения о единстве природы механизмов психического развития, действующих в норме и патологии (Б.С. Братусь, JI.C. Выготский, Б. В. Зейгарник, В.В. Николаева).
Для изучения родительского отношения к часто болеющему ребенку дошкольного возраста как фактора формирования тревожности применялись следующие методы и методики: а) анализ научной литературы по проблеме исследования родительского отношения к часто болеющему ребенку дошкольного возраста как фактор формирования тревожностиб) опросник-анкета (выявление тревожного ребенка дошкольного возраста путем опроса окружающих взрослых: родителей, педагогов) (ЯМ. Костина, 2004) — в) методика «Рисунок человека» (определение уровня тревожности у детей дошкольного возраста) — г) проективная методика «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммла, В. Амен, М. Дорки) (определение тревожности по отношению к ряду типичных для ребенка (3−7 лет) жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми) — д) методика «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бэнс, С. Кауфман) (изучение степени эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста в семье) — е) опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) — ж) «Шкала тревожности ребенка» (A.M. Прихожан) (оцениваются ситуации, области действительности, являющиеся для ребенка старшего дошкольного возраста основными причинами тревожности, страхов) — з) методы математической — обработки и корреляционного анализа (сравнение результатов по критерию Стьюдента, подсчет коэффициента корреляции по Спирмену).
Все методики апробированы, соотносятся с теоретическими положениями исследования и позволяют получить достаточно объективные показатели развития тревожности, особенности родительского отношения.
Научность и достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась опорой на совокупность исходных методологических и теоретических положений отечественной психологии, комплексом научных методов и методик, адекватных задачам и гипотезе исследования, апробацией результатов исследования в практической деятельности, а также проверкой статистической значимости полученных результатов.
Научная новизна полученных в ходе исследования результатов:
Впервые изучено родительское отношение к часто болеющему ребенку на протяжении дошкольного возраста (младший, средний, старший возраст) как фактор формирования тревожности. Показано, что такие типы родительского отношения, как симбиоз, авторитарная гиперсоциализация являются предпосылками для возникновения тревожности у часто болеющего ребенка. Выделена взаимосвязь между социально-психологическими условиями семьи (типом родительского отношения, составом семьи, жилищными условиями, материальным благополучием, образованием и местом работы родителей) и уровнем тревожности часто болеющего ребенка. Теоретически определено и экспериментально подтверждено, что для данной категории детей характерен высокий уровень тревожности. Дополнена имеющаяся в литературе картина об особенностях тревожности часто болеющих детей (в младшем дошкольном возрасте проявления тревожности вызывают такие моделирующие ситуации, как повседневные действия («одевание», «укладывание спать в одиночестве», «умывание», «еда в одиночестве»), отношения ребенок — взрослый («выговор», «изоляция») — в среднем дошкольном возрасте — отношения ребенок — взрослый (наличие в семье младшего ребенка, доброжелательное отношение между родителями, «изоляция», «игнорирование») — в старшем дошкольном возрастепроцессы обучения и общения).
Выявленные особенности родительского отношения к часто болеющему ребенку дошкольного возраста как фактора формирования тревожности изложены в положениях, выносимых на защиту.
Теоретическая значимость исследования:
Расширены научные представления об особенностях родительского отношения к часто болеющему ребенку дошкольного возраста (младший, средний, старший), которые можно рассматривать в качестве фактора формирования тревожности. Научные положения исследования обогащают психологию развития за счет описания основных моделирующих ситуации, вызывающих тревожность, актуальных на определенных возрастных этапах дошкольного детства.
Практическая ценность:
Результаты исследования имеют значение для медицинской психологии, поскольку выявленные особенности родительского отношения к часто болеющему ребенку дошкольного возраста как фактор формирования тревожности и разработанные способы, направления коррекции тревожности часто болеющих детей дошкольников, могут быть использованы работниками образования, здравоохранения для повышения эффективности форм и способов работы с родителями, а также для предупреждения нарушений в эмоциональной сфере, а именно в развитии тревожности у детей, страдающих хроническими заболеваниями.
Этапы исследования:
Избранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось в несколько этапов с 2002 по 2005 гг.
На первом этапе (2002 — 2003 гг.) проводился анализ психологической литературы по проблеме исследования, определялась основная идея, гипотеза, задачи и методы исследования. Изучалось состояние проблемы в психологической и медицинской практике.
На втором этапе (2003 — 2004 гг.) проводилось экспериментальное исследование особенностей проявления тревожности часто болеющими детьми дошкольного возраста, особенностей родительского отношения к данной категории детей. Полученный материал обобщался и систематизировался.
На третьем этапе (2004 — 2005 гг.) создавалась и проходила апробацию коррекционная программа, направленная на снижение уровня тревожности при условии оптимизации родительского отношения к больным детям. Проверялась эффективность коррекционной работы, осуществлялись обработка и обобщение полученных данных, формулировались выводы. Результаты исследования внедрялись в психологическую практику образовательных учреждений г. Красноярска и Красноярского края.
Апробация работы:
Результаты работы обсуждались на заседаниях кафедр психологии детства и педагогики детства Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева (2002 — 2005 гг.), на пленарных и секционных заседаниях ежегодной конференции детских практических психологов Красноярского края (2002 — 2005 гг.), научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука 21 века» (2004 г.), научно-практической конференции г. Зеленогорска «Развитие личности ребенка в условиях обеспечения качества дошкольного образования» (2004 г.), научно-практической конференции «Образование и здоровье (внедрение новых оздоровительных технологий в образовательные учреждения)» (2005 г.). Материалы исследования были использованы в лекциях и семинарах по курсу «Проблема тревожности у детей дошкольного возраста» для студентов Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева и практических работников дошкольных образовательных учреждений г. Красноярска и Красноярского края.
Положения, выносимые на защиту:
Нарушения соматического статуса ребенка (частые простуды, обострение хронических соматических заболеваний), его личностные особенности и социальное окружение формируют особую социальную ситуацию развития, вызывая, с одной стороны, возникновение и развитие личностной тревожности, а, с другой, — оказывают влияние на взаимоотношения между ребенком и родителями. При этом:
1) уровень тревожности часто болеющих детей дошкольного возраста выше, чем у их здоровых сверстников;
2) преобладающими типами родительского отношения к часто болеющему ребенку дошкольного возраста являются симбиоз, гиперсоциализация, которые проявляются в тревожности родителей за ребенка и усилении контроля над его поведением;
3) в младшем дошкольном возрасте проявления тревожности вызываются такими моделирующими ситуациями, как повседневные действия («одевание», «укладывание спать в одиночестве», «умывание», «еда в одиночестве»), отношения ребенок — взрослый («выговор», «изоляция») — в среднем дошкольном возрасте — отношениями ребенок — взрослый (наличие в семье младшего ребенка, доброжелательное отношение между родителями, «изоляция», «игнорирование») — в старшем дошкольном возрасте — процессами обучения и общения;
4) существуют ярко выраженные взаимосвязи между социально-психологическими условиями семьи (типом родительского отношения, составом семьи, жилищными условиями, материальным благополучием, образованием и местом работы родителей) и уровнем тревожности часто болеющего ребенка;
5) общая стратегия коррекционных воздействий должна осуществляться в отношении трех субъектов образовательного пространства: часто болеющих детей — через повышение их самооценки, обучение способам снятия мышечного и эмоционального напряжения, отработку навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенкародителей — через психологическое образование и обучение, консультирование, а также тренинговые занятияпедагогов — через семинары и психологические консультации, что способствует снижению уровня тревожности, а также оптимальному взаимоотношению между родителями и детьми.
Публикации:
По теме исследования опубликовано 9 работ, в том числе: а) 6 статей в сборниках научных трудов, б) 3 сообщения (тезисы) в материалах конференций и семинаров.
Объем и структуры работы:
Диссертация состоит из введения, трех глав с обзором литературы, описанием методов исследования и результатов экспериментально-психологического исследования, заключения и списка использованной.
3.3. Выводы по главе.
Таким образом, в формирующем эксперименте принимало участие 60 часто болеющих детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста и их родители. Педагоги были включены в работу по психологическому сопровождению тревожного больного ребенка, а также родителей.
Целью работы с часто болеющими детьми является снижение уровня тревожности. Задачами коррекционных мероприятий — повышение их самооценки, обучение способам снятия мышечного и эмоционального напряжения, отработку навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка. Формами групповые и индивидуальные занятия, беседы, игры и игровые упражнения.
Целью работы с родителями — формирование эффективного отношения к данной категории детей. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи — повышение психолого-педагогической компетенции родителей, формирование уровня психологических знаний родителей, гармонизация детско-родительских отношений, развитие теплых, интимных отношений между родителями и детьми. Формами коррекционных мероприятий: психологические консультации, тренинговые занятия.
После формирующего эксперимента был проведен контрольный срез, который показал достоверные изменения (р <0,05, р <0,01) в уровнях развития тревожности часто болеющих детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Полученные результаты особенностей проявления тревожности здоровыми детьми дошкольного возраста до формирующего и после эксперимента показали изменения (проценты), но достоверных различий не было выявлено. Изменения в результатах мы получили по отношению родителей к детям по шкалам «Симбиоз», «Авторитарная гиперсоциализация», «Кооперация» (р <0,05).
Заключение
.
Проблема изучения родительского отношения к часто болеющему ребенку дошкольного возраста как фактор формирования тревожности в настоящее время привлекает внимание многих исследователей разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов. Разработка данного направления актуальна в связи с проблемой роста детской заболеваемости и, как следствие, проблемой развития часто болеющих детей в образовательных учреждениях, с одной стороны, и с другой — проблема детской тревожности и ее своевременная коррекция на раннем этапе.
Недостаточное исследование направлений и способов коррекции тревожности часто болеющего ребенка дошкольного возраста, учитывая родительское отношение к нему, не позволяет эффективно определить влияние тревожности на дальнейшее развитие личности ребенка и результаты его деятельности.
В результате экспериментально-психологического исследования, проведенного нами, получены новые сведения. Впервые изучены особенности родительского отношения к часто болеющему ребенку на протяжении дошкольного возраста (младший, средний, старший возраст) как фактор формирования тревожности. Выделена взаимосвязь между некоторыми социально-психологическими условиями семьи (типом родительского отношения, составом семьи, жилищными условиями, материальным благополучием, образованием и местом работы родителей) и уровнем проявления тревожности у часто болеющего ребенка. Разработаны направления коррекционной программы, реализация которых способствует снижению тревожности у данной категории детей, которые в определенной мере восполняют недостающую в психологии развития и медицинской психологии характеристику социальной ситуации развития и проявлений тревожности здоровым и часто болеющим ребенком дошкольного возраста.
1. Цель исследования состояла в том, чтобы изучить родительское отношение к часто болеющему ребенку дошкольного возраста как фактор формирования тревожности. Для этого потребовалось изучить состояние проблемы, выделить особенности тревожности часто болеющих детей дошкольного возраста, особенности родительского отношения к больным детям. В результате теоретического и экспериментального анализов подтвердились положения о том, что:
1) часто болеющие дети вследствие создаваемой болезнью особой социальной ситуации развития отличаются от здоровых сверстников особенностями психического развития. Были определены особенности развития их личности и самосознания, познавательной деятельности, межличностного взаимодействия и деятельности [7- 75- 76- 104- 118- 133- 142];
2) уровень тревожности часто болеющих детей дошкольного возраста достоверно выше (р <0,05, р <0,01), чем у их здоровых сверстников, при этом в младшем дошкольном возрасте тревожность вызывается такими моделирующими ситуациями, как повседневные действия, отношения ребенок — взрослыйв среднем дошкольном возрасте — отношениями ребенок — взрослыйв старшем дошкольном возрасте — процессами обучения и общения;
3) полученные результаты по выявлению особенностей родительского отношения к часто болеющему ребенку дошкольного возраста показали, что преобладающими типами родительского отношения являются симбиоз, гиперсоциализация. Симбиотическая связь проявляется в чрезмерной тревожности, заботе о здоровье ребенка. Родители стараются делать все для того, чтобы ребенок был здоров, обращаются за помощью к специалистам. Гиперсоциализация отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. В родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, старается навязать ему во всем свою волю, не в состоянии принять его точку зрения. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами;
4) определение взаимосвязей между социально-психологическими факторами семьи и уровнем тревожности часто болеющего ребенка младшего, среднего, старшего дошкольного возраста показало, что существует прямая тесная связь между уровнем тревожности и типом родительского отношения, составом семьи (полная, неполная), материальным положением, образованием родителей, удовлетворенностью родителей своей работой. В тоже время отсутствует функциональная связь между такими факторами семьи, как жилищные условия, наличие в семье брата, сестры и уровнем тревожности часто болеющего ребенка дошкольника.
2. Таким образом, в процессе исследования мы констатировали, что частые простудные заболевания в силу создаваемой болезнью особой социальной ситуации развития существенно влияют на развитие тревожности, на взаимоотношения между ребенком и родителями. А основным фактором, обусловливающим появление тревожности у часто болеющих детей, является неэффективное родительское отношение, проявляющееся в нестабильности поведения и требований родителей, а также в их симбиотическими связями.
3. В связи с этим для осуществления коррекции, т. е. снижения уровня тревожности у часто болеющих детей дошкольного возраста. Были разработаны направления коррекционной работы. Общая стратегия коррекционных воздействий осуществлялась в отношении трех субъектов образовательного пространства: часто болеющим ребенком (через индивидуальные и групповые занятия, беседы, игры, игровые упражнения) — родителями (через психологическое обучение, консультации, тренинговые занятия) — педагогами (через психологические консультации, семинары). Каждое направление решало свои задачи.
Работа с часто болеющими детьми предусматривала: — формирование адекватной самооценки ребенка;
— обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;
— обучение по отработке навыков владения собой в ситуациях травмирующих ребенка.
Работа с родителями предусматривала:
— формирование знаний родителей о психолого-педагогических особенностей часто болеющих детей дошкольного возраста;
— формирование эффективных (оптимальных) взаимоотношений между родителями и детьми.
Коррекционная работа с педагогами-воспитателями:
— расширение знаний по возрастной психологии (эмоциональному развитию дошкольника);
— обучение способам работы с тревожными детьми.
4. После формирующего эксперимента проводился контрольный срез для оценки эффективности проведенной коррекции. В результате произошло изменение в уровне тревожности часто болеющих детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, уровень тревожности снизился, при этом существуют статистически достоверные различия (р < 0,05, р < 0,01) до формирующего эксперимента и после, кроме этого произошли достоверные изменения по шкалам родительского отношения к часто болеющему ребенку «Симбиоз», «Кооперация», «Гиперсоциализация» (р <0,05).
Полученные выводы исследования не претендуют на исчерпывающее решение исследуемой проблемы, так как мы рассмотрели влияние лишь нескольких социально-психологических условий семьи на развитие тревожности часто болеющих детей дошкольного возраста. Напротив, экспериментально-психологическое исследование показало необходимость дальнейшего изучения данной проблемы. Перспективу дальнейшего исследования проблемы родительского отношения к часто болеющему ребенку дошкольного возраста как фактор формирования тревожности мы видим в изучении особенностей влияния личности родителей, педагогов на появление тревожности у часто болеющих детей, а также в исследовании возможностей специально организованного, психологически обоснованного педагогического процесса работы с часто болеющими тревожными детьми дошкольного возраста. t*.
Список литературы
- Аверин В.А. Основные теории развития Текст. / В. А. Аверин // Психология человека от рождения до смерти / Под общ. ред. А. А. Реана. М.: Норма — Инфра, 2001. — 652с.
- Акинщикова Г. И. Исследование вегетативных сдвигов под влиянием стрессовой ситуации Текст. / Г. И. Акинщикова // Исследование личности в клинике и в экстремальных условиях. Л., 1969. — С. 47 — 52.
- Алексеева Л.С. Консультирование в психолого-педагогическом центре Текст. / Л.С. Алексеева/ М., 1998. — 124с.
- Альбицкий В.Ю., Баранов А. А. Часто болеющие дети: клинико — социальные аспекты. Пути оздоровления Текст. / В. Ю. Альбицкий, А. А. Баранов. Саратов: Радуга, 1986. — 183с.
- Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю. С. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей подростков Текст. / Ю. Ф. Антропов, Ю. С. Шевченко. М&bdquo- 2000. — 306с.
- Анцыферова Л.И. Принцип связи сознания и деятельности и методология психологии Текст. / Л. И. Анцыферова // Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1981. — С. 98−112.
- Арина Г. А., Коваленко Н. А. Часто болеющие дети. Какие они? Текст. / Г. А. Арина, Н. А. Коваленко // Школа здоровья. 1995. — Т.2. — № 3. -С. 116−125.
- Астапов В.М. Регуляторные функции тревоги в целесообразной деятельности человека Текст. / В. М. Астапов // Методические проблемы оснований науки. Киев, 1986. — С. 48 — 67.
- Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги Текст. / В. М. Астапов // Психологический журнал. 1992. — Т.13. -№ 5. — С. 61 — 117.
- Багдасарьян И.С. Межличностные отношения в семье, имеющей умственно отсталого ребенка Текст. / И. С. Багдасарьян // Автореф. дис.канд. психол. наук. Ниж. Новгород, 2000. — 19с.
- Баевский P.M. Физиологические методы в космонавтике Текст. / P.M. Баевский. М.: Мысль, 1965. — 299с.
- Баранов А.А. Здоровье детей России: научные и организационные приоритеты Текст. / А. А. Баранов // Педиатрия. 1999. № 3. — С. 4 — 6.
- Баранов А.А., Альбицкий В. Ю. Пути оздоровления часто болеющих детей Текст. / А. А. Баранов, В. Ю. Альбицкий // Вопр. охр. мат. 1986. Т.31. -№ 8. — С. 65−67.
- Баскина Ю.В. Диагностика отношений родителей с младшим школьником и подростком Текст. / Ю. В. Баскина // Общение и формирование личности школьника. Опыт экспериментального психологического исследования. М.: Мысль, 1987. — С. 43 — 58.
- Бассин Ф.В. О современном подходе к проблеме психологических факторов болезни Текст. / Ф. В. Бассин // Роль психического фактора в происхождении, течении и лечении соматических болезней: Тез. докл. -М.: МИСИ, 1972. С. 25 — 33.
- Бассин Ф.В. О так называемом психосоматическом подходе к проблеме развития и преодоления болезни Текст. / Ф. В. Бассин // Клин. Мед. -1970. № 9.-С. 7- 12.
- Бейтсон Г., Джексон Дон Д., Хейли Д., Уикленд Д. Х. К теории шизофрении Текст. / Г. Бейтсон, Дон Д. Джексон / Московский психотерапевтический журнал. 1993. № 1. — С. 5 — 15.
- Белоус В.В. Опыт экспериментальной психофизиологической характеристики некоторых типов темперамента Текст. / В. В. Белоус // Типологические исследования по психологии личности / Под ред. B.C. Мерлина Пермь, 1967. — С. 35 — 59.
- Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека Текст. / Ф. Б. Березин. Л.: Медицина, 1988. — 189с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание Текст. / Р. Берне. М.: Прогресс, 1986. — 422с.
- Бодалев А.А. Психология межличностных отношений Текст. / А. А. Бодалев.-М., 1979.
- Бодров В.А., Лукьянов Н. В. Личностные особенности пилотов и профессиональная эффективность Текст. / В. А. Бодров, Н. В. Лукьянов // Психологический журнал. 1981. № 2. — С. 51 — 65.
- Божович Л.И. Избр. психол. тр. Текст. / Л. И. Божович. М., 1995. -209с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст. / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. — 468с.
- Бороздина Л.В., Залученова Е. А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний Текст. / Л. В. Бороздина, Е. А. Залученова // Вопросы психологии. 1993. № 1. -С. 104−113.
- Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина Текст. / В. Бройтигам, П. Кристиан, М. Рад. М., 1999. — 373с.
- Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии (на основе метода Роршаха) Текст. / Л. Ф. Бурлачук. Киев: Вища школа, 1979.- 176с.
- Варга А.Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции Текст. / А. Я. Варга // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1985. № 4. С. 32 38.
- Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения Текст. / А. Я. Варга // Дис.. канд. психол. наук. М., 1986. — 146с.
- Веракса Н. Е. Дьяченко О.М. Еще не поздно? Текст. / Н. Е. Веракса, О. М. Дьяченко. М.: Знание, 1992. — 128с.
- Волкова Е. Трудные дети или трудные родители? Текст. / Е. Волкова. -М.: Педагогика, 1992. 96с.
- Выготский J1.C. Собр. Соч.: В.6 т. Текст. / JT.C. Выготский. М., 1983. -т.5. — 369с.
- Выготский J1.C. Собр. Соч.: В.6 т. Текст. / JT.C. Выготский М., 1984. -т.4. -432с.
- Габдреева Г. Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии Текст. / Г. Ш. Габдреева // Тонус. 2000. № 5.
- Габдреева Г. Ш. Состояние тревоги и процессы самоуправления Текст. / Г. Ш. Габдреева // Теоретические и прикладные аспекты исследования психической саморегуляции. Казань, 1982. — С. 63 — 65.
- Габдреева Г. Ш. Формирование способности к самоуправлению психическими состояниями у студентов с высоким уровнем тревожности Текст. / Г. Ш. Габдреева // Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1991.-23с.
- Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств Текст. / Т. П. Гаврилова. М., 1984. — 80с.
- Гарбузов В.И., Захаров А. И., Исаев Д. И. Неврозы у детей и их лечение Текст. / В. И. Гарбузов, А. И. Захаров. JL: Медицина, 1977. — 272с.
- Гарбузов В.И. От младенчества до отрочества Текст. / В. И. Гарбузов. -Л., 1991.- 188с.
- Гарбузов В.И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение Текст. / В. И. Гарбузов. Д.: Медицина, 1977. — 204с.
- Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства Текст. / Э. Гельгорн, Дж. Луфборроу / Под ред. П. К. Анохина. М., 1966.-672с.
- Груздева О.В. Соматически больной ребенок: факторы речевого ® развития: Монография Текст. / О. В. Груздева. Красноярск: РИО
- КГПУ им. В. П. Астафьева, 2004. 160с.
- Губачев Ю.М., Иовлев Б. В., Карвасарский Б. Д., Разумов С. А., Ставровский Е. М. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека Текст. / Ю. М. Губачев, Б. В. Иовлев. JI.:к• Медицина, 1976.-224с.
- Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы Текст. / К. М. Гуревич. М.: Мысль, 1970. — 121с.
- Ф 47. Делеу М. В. Психологические особенности студентов первокурсников сразной силой нервной системы и эндокринные показатели нервно-психического напряжения в процессе обучения / М. В. Делеу // Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1982. 18с.
- Дембо А.Г., Татарникова Л. Г. От формирования гигиенической и физической культуры к формированию здорового образа жизни Текст. /
- А.Г. Дембо, Л. Г. Татарникова // Здоровый ребенок в здоровомсоциуме. М.- Ставрополь, 1999. — 320с. ^ 49. Дружинин В. Н. Психология семьи Текст. / В. Н. Дружинин. — М.:1. КСП", 1996, — 160с.
- Думитрашку Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирования индивидуальности Текст. / Т. А. Думитрашку // Вопросы психологии. -1991.№ 1.-С. 135.
- Егоров В.А., Зазулина П. Л. О психофизиологических возможностях операторов старших возрастов Текст. / В. А. Егоров, П. Л. Зазулина //ф Материалы четвертого Всесоюзного съезда общ. психологов. Тбилиси, щ 1971.-С. 41−47.
- Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования личности Текст. /А.В. Запорожец // Принцип развития в психологии. Сборник статей. / Под ред. Л. И. Анциферовой. М.: Наука, 1978. -С. 243−248.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка Текст. / А. И. Захаров. М., 1993. — 192с.
- Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков Текст. / А. И. Захаров. Л.: Медицина, 1988.-248с.
- Захаров А.И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей Текст. / А. И. Захаров // Вопросы психологии. 1982. № 1. -С. 59−68.
- Захарова Р.А. Методика изучения социально-валеологического состояния семей Текст. / Р. А. Захарова // Здоровый ребенок в здоровом социуме. — М.- Ставрополь, 1999. — 320с.
- Зверева О.Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание Текст. / О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева. М.: Издательский центр «Академия», 1999.- 160с.
- Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология Текст. / Б. В. Зейгарник. М., Воронеж, 1998. — 347с.
- Иванова В.И. Смысл болезни в контексте семейных взаимоотношений Текст. / В. И. Иванова // Вестник МГУ. 1993. № 1. — С. 31−38.
- Изард К. Эмоции человека Текст. / К. Изард. М.: МГУ, 1980. -С. 313 -339.
- Имедадзе Н.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте Текст. / Н. В. Имедадзе // Психологические исследования / Под ред. А. С. Прангишвили. Тбилиси: Мецниереба, 1966. — С. 49 — 57.
- Исаев Д.Н. Психология больного ребенка Текст. / Д. Н. Исаев. СПб., 1993.-75с.
- Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста Текст. / Д. Н. Исаев. СПб., 1996. 453с.
- Исаев Д.Н. Психосоматический подход к изучению заболеваний у детей и подростков Текст. / Д. Н. Исаев. JL, 1988. — Т.2. — 287с.
- Калмыкова З.И. Педагогика гуманизма Текст. / З. И. Калмыкова. -М., 1990.
- Каплан Г. И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия. Т.2. Текст. / Г. И. Каплан, Б.Дж. Сэдок. -М.: ГЭОТАР Медицина, 1994. 108с.
- Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка Текст. / О. А. Карабанова. М.: Российская академия развития, 1997. -192с.
- Касаткин В.Н., Михеева А. А. Оценка тревожности в группах часто болеющих детей и у пациентов с бронхиальной астмой Текст. / В. Н. Касаткин, А. А. Михеева // Школа здоровья. 1998. № 1. — С. 49−57.
- Касьян И.И., Копанев В. И., Яздовский В. И. Несовместимость Текст. / И. И. Касьян, В. И. Копанев // Комическая биология и медицина. М., 1966.-С. 93−97.
- Катыгин Ю.А. и др. Связь тревожности как свойства личности с некоторыми психофизиологическими характеристиками Текст. / Ю. А. Катыгин // Психофизиология. JL, 1979. — С. 46 — 49.
- Каченовский М.Б., Сельченок К. В., Дембо А. Г., Усов Н. И. Концепция деятельности валеологической службы Текст. / М. Б. Каченовский, К. В. Сельченок // Здоровый ребенок в здоровом социуме. — М.- Ставрополь, 1999. — 320с.
- Киреева JI.A., Мамайчук И. И. Психолого-педагогическая помощь семье Текст. / JI.A. Киреева, JI. Мамайчук. JL: Ленингр. орг. общества «Знание» РСФСР, 1986. — 30с.
- Кисловская В.Р. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении. Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1972. -23с.
- Ковалев Г. А. О возможностях «активной» коррекции межличностных отношений Текст. / Г. А. Ковалев // Семья и формирование личности / Под ред. А. А. Бодалева М., 1981. — С. 45 — 47.
- Ковалевский В.А. Развитие личности соматически больного дошкольника, младшего школьника и подростка Текст. / В. А. Ковалевский. Красноярск, 1997. — 122с.
- Ковалевский В.А. Особенности личности ребенка при нарушении здоровья: Дис. .доктора мед. наук. Томск, 1998. — 380с.
- Кон И. С. Ребёнок и общество Текст. / И. С. Кон. М.: Наука, 1988. -270с.
- Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация Текст. / И. А. Коробейников. М.: Изд-во «ПЭР СЭ», 2002. — 192с.
- Костина JI.M. Методы диагностики тревожности Текст. / JI.M. Костина. СПб.: ООО Издательство «Речь», 2002. — 198с.
- Костина JI.M. Игровая терапия с тревожными детьми Текст. / JI.M. Костина. СПб.: ООО Издательство «Речь», 2003. — 160с.
- Котова Е.В. Детско-родительские отношения в различных типах семей: Монография Текст. / Е. В. Котова. Красноярск: РИО КГПУ им. В. П. Астафьева, 2004. — 156с.
- Котова Е.В. Исследование особенностей детско-родительских отношений: Учебное пособие по курсу «Психология семьи и семейное консультирование» Текст. / Е. В. Котова. Красноярск: РИО КГПУ, 2003.- 176с.
- Кочубей Б.И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника Текст. / Б. И. Кочубей, Е. В. Новикова. М.: Знание, 1988. — 80с.
- Красновская М.С. Тип нервной системы и особенности вегетативных реакций Текст. / М. С. Красновская // Реактивность организма и тип нервной системы. Киев, 1961. С. 111 — 116.
- Краткая философская энциклопедия Текст. // Ред. сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблев, В. А. Лутченко. — М., 1994. — 575с.
- Кряжева H.JI. Развитие эмоционального мира детей Текст. / H. J1. Кряжева. Ярославль: Академия развития, 1996. — 210с.
- Кудрина Г. Я. Диагностические методы обследования детей дошкольного возраста Текст. / Г. Я. Кудрина. Иркутск: Институт информации и рекламы, 1993. — С. 56 — 58.
- Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей Текст. / Р. Кэмпбелл. -М.: Знание, 1992.- 192с.
- Лебединский В.В. Нарушение психологического развития у детей Текст. / В. В. Лебединский. М., 1985.
- Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги Текст. / Н. Д. Левитов // Вопросы психологии. 1969. № 1. — С. 131 — 138.
- Левитов Н.Д. Психология характера Текст. / Н. Д. Левитов. М., 1969.-231с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики Текст. / А. Н. Леонтьев. -М., 1998.-584с.
- Ливанова М.Н. Психосоматическая детерминация интеллектуально -личностного развития соматически ослабленных детей: Текст. / Дис. .канд. психол. наук. Казань, 1997.-202с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии Текст. / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. С. 11 — 25.
- Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений Текст. / Г. Л. Лэндрет. М.: Междунар. пед. академия, 1994.
- Лютова Е.К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми Текст. / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001.- 190с.
- Макаренко А.С. Книга для родителей Текст. / А. С. Макаренко. М.: Правда, 1986.-510с.
- Макарова З.С., Черток Т. Я., Тонкова-Ямпольская Р.В. Особенности состояния здоровья часто болеющих детей Текст. // Педиатрия. -1990.-№ 5. -С. 59−64.
- Макшанцева J1.B. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад Текст. / Л. В. Макшанцева // Психологическая наука и образование. 1998. № 2. — С. 39 — 47.
- ЮО.Марищук Л. В. Перераспределение функциональных резервов в организме спортсмена как показатель стресса Текст. / Л. В. Марищук // Стресс и тревога в спорте. М., 1983. С. 112 — 119.
- Марковская И.М. Тренинг Взаимодействия родителей с детьми: Цели, задачи, основные принципы Текст. / И. М. Марковская. СПб.: ООО Издательство «Речь», 2000. — 149с.
- Мерлин B.C. Динамика нервно-психического напряжения в зависимости от динамики доминанты Текст. / B.C. Мерлин // Механизмы доминанты. Л., 1967. — С. 41 — 47.
- Мерлин B.C. Типы зависимости свойств темперамента от свойств нервной системы Текст. / B.C. Мерлин // Вопросы психологии. 1973. № 6.-С. 39−50.
- Ю4.Михеева А. А., Манелис Н. Г. Особенности детско-родительских отношений в семьях детей, страдающих бронхиалой астмой Текст. / А. А. Михеева, Н. Г. Манелис // Школа здоровья. 1996. № 4. -С. 116−117.
- Михеева А. А., Манелис Н. Г. Особенности детско-родительских отношений в семьях детей, страдающих бронхиальной астмой Текст. / А. А. Михеева, Н. Г. Манелис // Школа здоровья. 1995. № 3. -С. 89−95.
- Михеева А. А., Смирнова Е. О. Психологическая помощь часто болеющим детям Текст. / А. А. Михеева, Е. О. Смирнова // Школа здоровья. 1999. № 1. — С. 55 — 73.
- Мотков О.И. Соотношение личностных и познавательных компонентов интеллектуальной деятельности в условиях психологического стресса: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1978. 18с.
- Мухина B.C. Детская психология Текст. / B.C. Мухина. М.: ООО Апрель — Пресс, ЗАО Изд-во «ЭКСМО — Пресс», 1999. — 209с.
- Ю9.Мясищев В. Н. Личность и неврозы Текст. / В. Н. Мясищев. Л.: ЛГУ, 1960.-426с.
- Мясищев В.Н. Психология отношений: избранные психологические труды Текст. / В. Н. Мясищев // Под ред. А. А. Бодалева. Воронеж: НПО «Модек», 1998. — 363с.
- Ш. Небылицин В. Д. Основные свойства нервной системы человека Текст. / В. Д. Небылицин.- М., 1966. 383с.
- Недоспасова В.А. Психологический механизм преодоления центрации в мышлении детей дошкольного возраста Текст. / В. А. Недоспасова. — М., 1972.- 149с.
- ПЗ.Неймарк М. С. Психологический анализ эмоциональных реакций школьников на трудности в работе Текст. / М. С. Неймарк // Вопросы психологии личности школьника. М., 1961. — С. 49 — 56.
- Некоторые вопросы гигиены растущего организма Текст. / Под ред. С. М. Громбаха. М., 1978. — 94с.
- Немов Р.С. Психология: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика Текст. / Р. С. Немов. -М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. 512с.
- Никитина О.С. Уверенность в своих силах как фактор достижения успеха в деятельности Текст. Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1981.- 15с.
- Никитюк Б.А. Акселерация развития (причины, механизмы, проявления и последствия) Текст. / Б. А. Никитюк // Итоги науки и техники. Серия Антропология. М., 1989. — Т.6. — С. 5−76.
- Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику Текст. / В. В. Николаева М., 1987. — 166с.
- Николаева В.В., Арина Г. А. Тяжелобольной ребенок. Штрихи к психологическому портрету Текст. / В. В. Николаева, Г. А. Арина // Школа здоровья. 1995. № 2. — С. 86 — 96.
- Орлова М.М. Условия формирования изменений личности больных заболеваниями легких: Текст. Автореф. дис. .канд. психол. наук. — М., 1998.-20с.
- Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия Текст. / Н. Пезешкиан. М., 1996. — 463с.
- Петровский А.В. О психологии личности Текст. / А. В. Петровский. -М., 1971.-311с.
- Пинчук В.А. Психологический анализ устойчивых особенностей эмоциональности: Текст. Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1982.- 18с.
- Прихожан A.M. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук Текст. / A.M. Прихожан. М., 1977. — 14с.
- Прихожан A.M. К построению коррекционных программ по преодолению тревожности у подростков и юношей Текст. / A.M. Прихожан // Научные основы прикладной психологии. М., 1989.-С. 145- 146.
- Прихожан A.M. Психокоррекционная работа с тревожными детьми Текст. // Активные методы в работе школьного психолога: сборник научных трудов. / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Изд-во АПН СССР, 1990.-С. 32−54.
- Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика Текст. / A.M. Прихожан. М.: НПО «Модек», 2000.-304с.
- Прохоров А.О. Психические состояния и их функции Текст. / А. О. Прохоров. Казань, 1994. — 168с.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений Текст. / Под общ. ред. И. В. Дубровиной. М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 160с.
- Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности Текст. / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. М., 1996. — 144с.
- Пуни А.Ц. О состоянии психической готовности спортсмена к соревнованию Текст. / А. Ц. Пуни // Теория и практика физической культуры. 1967. № 4. — С. 55 — 61. о о
- Раншбург И., Поппер П. Секреты личности Текст. / И. Раншбург, П. Поппер. М., 1983. — 98с.
- Раттер М. Помощь трудным детям Текст. / М. Раттер. М.: Прогресс, 1987.-420с.
- Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций Текст. / Я. Рейковский. М.: Прогресс, 1979. — 129с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие Текст. / Е. И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 1995. — 529с.
- Рогов Е.И. Настольная книга школьного психолога Текст. / Е. И. Рогов. М.: Владос, 1996. — 528с.
- Ротенберг B.C., Коростелёва И.О. Методологические подходы к психофизиологическому исследованию эмоционального напряжения
- Текст. // Человек в системе наук / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Наука, 1989.- С. 234−242.
- Руйсел И. Тревожность и познавательные процессы Текст. // Studia psychologica. A journal for Basic Research m Psychological Sciences — Ed. D. Kovac, vol. 24, 1982. — C. 5 — 14.
- Румянцев А.Г., Касаткин B.H. Часто болеющие дети. Традиционный взгляд Текст. / А. Г. Румянцев, В. Н. Касаткин // Школа здоровья. 1996. № 2. С. 41 -47.
- Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети Текст. / Е. Савина, Н. Шанина // Дошкольное воспитание. 1996. № 4. — С. 11−14.
- Семаго Н.Я. Психологические аспекты жестокости в детско-родительских отношениях Текст. / Н. Я. Семаго. М.: Ульяновск, 1995.-86с.
- Семья и формирование личности Текст. / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1981.- 189с.
- Серебрякова Е.А. Уверенность в себе и условия ее формирования у школьников Текст. / Е. А. Серебрякова // Ученые записки Тамбовского гос. пед. института. Вып. X. Тамбов. 1956. — 193с.
- Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений Текст. / Н. Ю. Синягина. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 96с.
- Славина Н.А. Изучение детей с аффективными формами поведения / Тезисы докл. на втором съезде психологов Текст. / Н.А. Славина- М., 1963.-С. 14−15.
- Современные теории и технологии психологической помощи: Теоретический курс Текст. // Лосева В. К., Луньков А. И. М.: Акад. изд-во МЭГУ, 1997. — 197с.
- Соколова Е.Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов между родителями и ребёнком и формирование аномалииличности Текст. / Е. Т. Соколова // Семья и формирование личности / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1981.-С. 15−21.
- Спиваковская А.С. Как быть родителями? Текст. / А. С. Спиваковская. -М.: Педагогика, 1986. 160с.
- Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций Текст. / А. С. Спиваковская // Семья и формирование личности / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1981. — С. 38−44.
- Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов Текст. /
- A.С. Спиваковская. М.: МГУ, 1988. — 200с.
- Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги Текст. / Ч. Д. Спилбергер // Стресс и тревога в спорте / Сост. Ю. Л. Ханин М.: Ф и С, 1983. — С. 12 — 24.
- Столин В.В. Семья как объект психологической диагностика Текст. /
- B.В. Столин // Семья и формирования личности. М., 1979. — 78с.
- Субботский Е.В. Стиль общения как способ формирования личности ребенка Текст. / Е. В. Субботский // Психолого-педагогические проблемы общения. М.: НИИОП, 1979. — С. 78 — 95.
- Суворова В.В. Психофизиология стресса Текст. / В. В. Суворова. М., 1975.-237с.
- Тиллих П. Бытие, небытие и тревога Текст. / П. Тиллих // Московский психотерапевтический журнал. 1994. № 1. С. 48 — 72.
- Тиллих П. Патологическая тревога, витальность и мужество Текст. // Московский психотерапевтический журнал. 1994. № 2. С. 113 — 132.
- Ткачева Т.А., Толмачева А. А. Методы сбора, обработки и представления информации в психолого-педагогическом исследовании: Пособие для студентов и аспирантов Текст. Красноярск: Изд-во КГПУ, 1996. — 84с.
- Фрейд 3. Психоанализ детского страха Текст. / 3. Фрейд. М.: Наука, 1913.-150с.
- Фрейд 3. Страх Текст. / 3. Фрейд. -М: Современные проблемы, 1927. -208с.
- Фуряева Т.В., Старосветская Н. А. Детско-родительское сообщество: теория и практика социально-педагогического сопровождения Текст. -Красноярск: РИО КГПУ, 2003. 132с.
- Ханин Ю.Л. Исследование тревоги в спорте Текст. / Ю. Л. Ханин // Вопросы психологии. 1978. № 6. — С. 94 — 106.
- Ханин Ю.Л. Краткое руководство по применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера Текст. / Ю. Л. Ханин. Л., 1976.- 127с.
- Хараш А.У., Дерябина О. М. Ребёнок в семье воспитуемый или воспитатель? Текст. // Семья и личность. Тезисы докладов Всесоюзной конференции в г. Гродно 28−30 сент. 1981 г / Под ред. А. А. Бодалёва. — М, 1981.-218с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т.1. Текст. / X. Хекхаузен. -М.: Педагогика, 1986. 408с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2-х т. Текст. / X. Хекхаузен // Под ред. Б. М. Величковского. М., 1986. — Т. 1. — 406с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2-х т. Текст. / X. Хекхаузен // Под ред. Б. М. Величковского. М., 1986. — Т. 2. — 391с.
- Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка Текст. / Г. Т. Хоментаускас. -М.: Педагогика, 1989. 126с.
- Хорни К. Культура и невроз Текст. / К. Хорни. // Психология личности. Тексты. / Под ред. Гиппенрейтер, А. А. Пузырей. М.: МГУ, 1982. -С. 97- 105.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени Текст. / К. Хорни. -М.: Универс, 1993.-480с.
- Хорни К. Собрание сочинений: В 3 т. Текст. / К. Хорни. -М., 1997.
- Чеснокова И.Г. Особенности самооценки у детей в неблагополучныхсемьях Текст. / И. Г. Чеснокова // Психолого-педагогические проблемысемейного воспитания (тезисы докладов 19−20 ноября) / Под ред. Е. И. Сермяжко. Могилев, 1985. 4.1. — С. 62 — 65.
- Чистякова М.А. Психогимнастика Текст. / М. А. Чистякова. М.: Просвещение, 1995.- 160с.
- Шафранская К.Д. Эмоциональные характеристики и их структура // Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов) Текст. / К. Д. Шафранская. Л., 1976. -С. 176- 188.
- Швец И.Г. Родительско-детские отношения как фактор формирования тревожности у детей старшего дошкольного возраста: Текст. Автореф. дис.. канд. психол. наук. Ярославль, 2002. -23с.
- Щербакова Н.Г. Влияние семейной группы на становление учебно-познавательной мотивации младших школьников Текст. / Н. Г. Щербакова // Вопросы психологии. 1987. — № 2. — С. 47.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия Текст. / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий. Л.: Медицина, 1990. — 192с.
- Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии: Методическое пособие Текст. / Э. Г. Эйдемиллер. М.: Фолиум, 1996.
- Эльконин Д.Б. Психология игры Текст. / Д. Б. Эльконин. М., 1999. -306с.
- Эриксон Э. Детство и общество Текст. / Э. Эриксон. М.: Прогресс, 1996.-485с.
- Юнг К. Г. Конфликты детской души Текст. / К. Г. Юнг. М.: Канон, 1995.-336с.
- Alexsander Franz G. Psychosomatic Medicine Text. New York, 1980. -138p.
- Brody S. Patterns of mothering. Plenum press Text. / S. Brody. — N.Y., 1956. -286p.
- Bowen M. Family therapy in clinical practice Text. / M. Bowen. New York: Jason Aronson. 1978. — 161p.
- Christie R., Geis F. Studies in Machiavellianism Text. / R. Christie, F. Geis.-N.Y.-L., 1970.
- Coopersmith S. Self concept, race and education Text. / S. Coopersmith // Verma, G. and Bagley, C. (Eds.). Race and Education Across Cultures, London: Heinemann, 1975.
- Dorkey M., Amen E. A Continuate Study of Anxiety Reaction in young children by Means of Projective Techniks Text. / M. Dorkey, E. Amen. -Gen. Psych, monogr, 1947.
- Ellis A. Reason and emotion in psychotherapy Text. / A. Ellis. New York, Lyte Stuart, 1962.
- Eysenck H.J. Anxiety and the natural history of neurosis Text. / H.J. Eysenck // Stress and anxiety, vol. New York, 1975. — P.51.
- Festinger L. Conflict, decision and dissonance Text. / L. Festinger. N.Y., 1964.
- Hoehn-Saric E., Maisami M., Wiegand D. Measment of Anxiety in Children and Adolescents Using Semistructered Interviews Text. / J. Amer. Acad. Child Adol. Psychiat, 1987. P.541 — 545.
- Homey K. The neurotic personality of our time Text. / K. Homey. New York, W.W. Norton. Co. Ink. — 1937.
- Kelly G.A. The psychology of personal constructs Text. / G.A. Kelly. -N.Y., 1955, vol. 1 -2.
- Lader M.H. Physiological research in anxiety Text. / M.H. Lader // Research in neurosis (Ed. Von Praug Utrecht). 1976. — P.108 — 120.
- May R. The meaning of anxiety Text. / R. May. New York: Pocket books, 1979.
- Meerson F.Z. Adaptation, stress and prophylaxis Text. / F.Z. Meerson Springer Verlag. 1984. — S. 125.
- Neisser U. Cognitive and Reality. Principles and implications of cognitive psychology Text. / U. Neisser. San Francisco, W.H. Freeman, 1976.
- Rogers C.R. On Becoming a Person. Boston: Houghton Mifflin, 1961. Sarason I.G. Anxiety, self-preoccupation and attention Text. // Anxiety Research. — 1988(Jun), V. 1. — P.3 — 7.
- Sullivan H.S. The Collected Work. V. l, 2. Text. / H.S. Sullivan. -N.Y., 1953.
- Taylor J. A. Apersonality scale of manifest anxiety Text. / J. A. Taylor // J. of Abnormal and Social Psychology. 1953. — P. 285 — 290.
- Weizsaecker V. Psychosomatische Medizin Text. / V. Weizsaecker. -Munchen, 1949. S. 13 -30.