Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Профессиональная деятельность психолога при экспектации ситуативного реагирования и адаптации молодежи в трудных ситуациях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Статистическая обработка и количественный анализ данных осуществлялись с использованием компьютерных программ «Статистика» и «Ехе1». В ходе вариационно-статистического анализа данных, имеющих количественное выражение, вычислялись показатели дискриптивной статистики: среднее квадратическое отклонение, дисперсия, ошибка средней арифметической и другие. Различия в средних показателях определялись… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТРУДНЫХ СИТУАЦИЙ
    • 1. 1. Понятие трудных ситуаций в психологии
    • 1. 2. Психическая адаптация
    • 1. 3. Применяемые методы исследования
  • ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА ПРИ ЭКСПЕКТАЦИИ СИТУАТИВНОГО РЕАГИРОВАНИЯ И АДАПТАЦИИ МОЛОДЁЖИ В ТРУДНЫХ СИТУАЦИЯХ
    • 2. 1. Анализ индивидуальных типов реагирования в трудных ситуациях
    • 2. 2. Анализ психологических и психофизиологических переменных выделенных групп исследуемых респондентов
    • 2. 3. Содержание деятельности психолога при экспектации ситуативного реагирования и адаптации молодёжи в трудных ситуациях

Профессиональная деятельность психолога при экспектации ситуативного реагирования и адаптации молодежи в трудных ситуациях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Постоянно усложняющиеся условия современной жизни предъявляют все более высокие требования к человеку и его способности противостоять в жизненной борьбе. Умение человека преодолевать жизненные трудности, способность адекватно реагировать на изменения и успешно приспосабливаться к новым условиямважный показатель зрелости личности. Позитивное разрешение противоречий и трудностей составляет основу плодотворной деятельности человека. Поэтому научный интерес к проблеме поведения молодежи в трудных ситуациях в последнее время неуклонно возрастает.

В трудные ситуации попадает каждый человек, и от того, какие он вырабатывает способы их преодоления, во многом зависит дальнейшее развитие личности. Усвоение адекватных способов реагирования повышает положительный потенциал личности, ведет к развитию механизмов саморегуляции, становлению морально-волевых качеств. И напротив, закрепление неконструктивных способов реагирования в трудных ситуациях может привести к деформациям в личностном развитии, появлению нервно-психических расстройств, противоправным действиям. Таким образом, формирование у молодежи устойчивых позитивных стереотипов конструктивного поведения представляется важнейшим направлением работы психологов в области образования.

К сожалению, отечественные исследования, анализирующие поведение и психическое состояние молодежи в трудных ситуациях, в частности проблемы стресса, фрустрации, нервно-психического напряжения и связанные с ними проблемы психологической адаптации, немногочисленны и фрагментарны. Вместе с тем с развитием психологических служб в большинстве учебных заведений и появлением в них профессиональных психологов эти исследования могут и должны стать инструментом их практической деятельности.

Согласно представлению о психологической адаптации как фундаментальном процессе, определяющем успешность деятельности человека и сохранение его здоровья, изучение психических расстройств является одной из важнейших проблем психологии (Воробьев В.М., 1993). Исследование расстройств адаптации в настоящее время представляется актуальным также в свете современной Международной классификации болезней 10-го пересмотра.

При этом важное значение имеет выявление расстройств психологической адаптации в первую очередь на донозологическом этапе, что может быть использовано для своевременного проведения мероприятий по профилактике клинически выраженных психических и психосоматических нарушений (Березин Ф.Б., 1988).

Учитывая роль индивидуальных особенностей восприятия и интерпретации окружающей ситуации в генезе стресса (Березин Ф.Б., 1988; Selye Н., 1978), представляет интерес изучение взаимосвязей успешности или не успешности адаптации с индивидуально-личностными особенностями исследуемых. Индивидуально-психологические особенности личности предрасполагают к развитию определенных видов нарушения адаптации, а также позволяют надежно прогнозировать устойчивость к эмоциональному стрессу.

При изучении психологической адаптации в трудных ситуациях важное значение имеет выбор адекватной модели такой ситуации.

В качестве последней были выбраны студенты в период экзаменационной сессии, кандидаты на службу и учебу в системе правоохранительных органов, проходящих обследование и психодиагностику в лабораториях МВД, а также молодые родители детей-инвалидов, находящихся на стационарном лечении.

Для целей исследования необходима максимально формализованная и компактная классификация типов личности, сопровождаемая достаточным набором валидных диагностических методик. Создание таких методик продиктовано стремлением разработать психодиагностический инструмент, сочетающий в себе достоинства объективного и проективного методов исследования, поскольку существующие классификации страдают академической сложностью и громоздкостью, мало пригодны для целей практической диагностики.

Принимая во внимание вышесказанное, считаем разработку данной темы актуальной и перспективной.

Объект исследования — профессиональная деятельность практического психолога.

Предмет исследования — профессиональная деятельность психолога при экспектации ситуативного реагирования и психологической адаптации молодёжи в трудных ситуациях.

Цель исследования — выявить и обосновать методы деятельности психолога при экспектации ситуативного реагирования и адаптации молодёжи в трудных ситуациях.

Гипотеза: эффективная деятельность психолога при экспектации ситуативного реагирования молодёжи, оказавшейся в трудных ситуациях, учитывающая личностные особенности, пол, возраст, принадлежность к социальной группе, является основой надёжности их психологической адаптации.

Исходя из поставленной цели, были выдвинуты следующие задачи:

1. Построение классификации типологии личности респондентов с учётом личностных особенностей и способов реагирования молодых людей в трудных ситуациях.

2. Разработка экспериментальных психодиагностических методик, направленных на исследование и прогнозирование успешности процесса адаптации молодёжи, оказавшейся в трудной ситуации.

3. Оценка выраженности различных видов реагирования молодых людей, оказавшихся в трудных ситуациях, по направленности и типу реакций, а также возможных способов реагирования на обстановку в зависимости от возраста, пола и принадлежности к социальной группе.

4. Выявление и обоснование методов деятельности психолога при экспектации ситуативного реагирования и психологической адаптации различных групп молодёжи, оказавшейся в трудных ситуациях.

Методологической основой исследования являются деятельностный подход к изучению психики и признание принципиального единства строения внешней (предметной) и внутренней (психической) деятельности (Б.Г. Ананьев, М. Я. Басов, Л. И. Божович, А В. Брушлинский, JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов и др.), системный подход к исследованию профессиональной деятельности (П.К. Анохин, Б. Ф. Ломов, Э. Г. Юдин, O.K. Тихомиров, Н. П. Ерастов, В. М. Мунипов и др.), принципы профес-сиографирования и концептуальные схемы психологического исследования профессиональной деятельности (К.К. Платонов, О. В. Дашкевич, Е. А. Климов, Г. В. Суходольский, К М. Гуревич, АФ. Шикун, И. Н. Шпильрейн и др.), психология эмоциональных явлений (JI.M. Аболин, А. В. Вальдман, В. К. Вилюнас, А. И. Киколов, О. А. Сиротин, А. Е. Ольшанский и др.).

Методы исследования. В работе были использованы методы психологии труда (по классификации Е.А. Климова): сравнительный и ретроспективный анализ, анализ функциональных продуктов деятельности, обзорно — аналитическое изучение психологической литературы и исследований по психологии труда, наблюдение, беседа, анкетирование, психологическое тестирование, анамнестический метод сбора материалов с учетом свободного самоотчета об актуально переживаемых тревожных ситуациях, методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга, шестнадцатифакторный личностный опросник Р. Кеттэлла, цветовой тест М. Люшера.

Статистическая обработка и количественный анализ данных осуществлялись с использованием компьютерных программ «Статистика» и «Ехе1». В ходе вариационно-статистического анализа данных, имеющих количественное выражение, вычислялись показатели дискриптивной статистики: среднее квадратическое отклонение, дисперсия, ошибка средней арифметической и другие. Различия в средних показателях определялись по критерию Стьюдента. Анализу подвергались различия, достигающие уровня статистической значимости Р<0,05. В отдельных случаях рассматривались различия, не обладающие необходимым уровнем достоверности, но имеющие характер выраженных тенденций (р<0,10). Обработка результатов проведена как для смешанной по полу группы, так и с разделением по полу.

Рамки и экспериментальная база исследования. Задачи исследования решались в 1999 — 2004 годах на базе Коми филиала Кировской государственной медицинской академии, Центра психодиагностики МВД Республики Коми, детской республиканской больницы г. Сыктывкара.

Основные экспериментальные данные были получены в исследовании 24 психологов и 68 студентов старших курсов психологического факультета в процессе производственной и преддипломной практики. В эксперименте также приняло участие 230 человек в возрасте 18−23 и 24−30 лет, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях.

Достоверность исследования определяется опорой на фундаментальные теоретические положения и методологию научно-психологических исследований, комплексным применением методов исследования, а также использованием при обработке результатов методов математической статистики.

Научная новизна исследования:

— Разработана типология личности респондентов с учётом индивидуально — психологических особенностей и способов реагирования молодых людей в трудных ситуациях;

— Определены особенности реагирования в трудных ситуациях у различных возрастных, половых и социальных групп молодёжи;

— Обоснованы задачи и содержание профессиональной деятельности психолога при экспектации ситуативного реагирования и адаптации молодёжи в трудных ситуациях;

— Выявлены основные методы деятельности психолога при экспектации ситуативного реагирования молодёжи в трудных ситуациях, а также адаптационные механизмы для возрастных периодов юности и ранней взрослости;

— Разработана комплексная психодиагностическая методика и методика психокоррекционных тренингов для прогнозирования и психологической адаптации контингента лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Теоретическая значимость исследования состоит в углублении знаний по психологии труда, в частности в выявлении особенностей деятельности психолога в условиях экспектации ситуативного реагирования и психологической адаптации молодёжи, оказавшейся в трудной ситуациив разработке типологии личности респондентов с учётом индивидуальнопсихологических особенностей и способов реагирования молодых людей в трудных ситуацияхв оценке выраженности различных видов реагирования молодых людей в зависимости от возраста, пола и принадлежности к социальной группев разработке комплексной психодиагностической методики для прогнозирования и психологической адаптации контингента лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Практическая значимость работы заключается в возможности практического применения разработанной программы экспектации ситуативного реагирования и психологической адаптации молодёжи, оказавшейся в трудной ситуации, с разными категориями людей в аналогичной ситуации, а также в использовании разработанных по данной проблеме рекомендаций в преподавательской и практической деятельности специалистов различных психологических служб.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования были представлены на Всероссийской научно-практической конференции «Социальная психология в периоды кризиса общества» (Набережные Челны, 2000), Коми республиканской молодежной научной конференции (Сыктывкар, 2000), Всероссийской конференции «Психология созидания» (Казань, 2000), Международном симпозиуме «Практика. Теория. Эксперимент. Практика» (Ярославль, 2000), Международном симпозиуме «Проблемы социальной психологии XXI столетия» (Ярославль, 2002, 2003).

Обобщённые результаты исследования применены в материалах практических занятий со студентами психологического факультета СыктГУ и факультета повышения квалификации ТвГУ, внедрены в виде методических рекомендаций в практическую службу специальной психологии, используются практическими психологами, работающими в системе психологического сопровождения юношей в г. Сыктывкаре и г. Твери.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. Список использованной литературы включает 141 наименование, из них 11 на иностранных языках. Общий объем диссертации 148 страниц. Текст рукописи содержит 29 таблиц и 5 рисунков.

8. Результаты исследования позволяют утверждать, что у студентов в трудных ситуациях исключаются навыки конструктивного поведения, что объясняется недостаточным жизненным опытом, неспособностью учесть объективные и субъективные условия ситуации и выработать в ней адекватную тактику поведения.

В связи с этим содержание профессиональной деятельности психолога по экспектации и адаптации ситуативного реагирования этой категории молодых людей должно предусматривать обучение их поведенческим реакциям в трудных ситуациях, конструктивности и рациональности действий в процессе преодоления трудностей.

9. Кандидаты на службу в МВД в трудных ситуациях менее агрессивны, не склонны болезненно реагировать на возникшие препятствия и преувеличивать трудности, чаще, чем другие испытуемые, признают собственную вину в возникших проблемах, что позволяет концентрировать усилия на конструктивных способах поведения.

Основное содержание профессиональной деятельности психолога по экспектации и адаптации ситуативного реагирования этой категории молодых людей должно включать развитие толерантности, активности и самостоятельности в решении возникающих проблем.

10. Используемые специальные программы психологической адаптации и психокоррекционных тренингов с учётом возрастных, половых и социальных различий групп молодёжи, оказавшихся в трудных ситуациях, доказали свою эффективность на практике, что подтверждает необходимость дальнейшего интенсивного развития системы психологического обеспечения молодёжи.

Выдвинутая в данной работе гипотеза нашла подтверждение в результатах проведенного исследования, поставленные цель и задачи были достигнуты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итог проделанной экспериментально — диагностической работы, выделим наиболее важные моменты.

В работе осуществлен теоретический анализ трудных ситуаций, рассмотрены конструктивные и деструктивные пути выхода из трудных ситуаций, включая понятия адаптации и дезадаптации.

Обобщая результаты теоретического анализа научной литературы, можно заключить, что проблема трудных ситуаций до конца не изучена, существуют разные подходы к их определению, сложно дать на сегодняшний момент однозначный ответ, что охватывает понятие трудная ситуация.

Недостаточно современных российских исследовательских работ, анализирующих онтогенетический аспект данной проблемы.

В соответствии с задачами исследования нами были изучены способы поведения в трудных ситуациях молодежи разных социальных, половых и возрастных групп (поздняя юность и ранняя взрослость), а также проанализированы особенности реагирования молодёжи в трудных ситуациях в зависимости от степени выраженности трудности.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: 1. В результате исследования испытуемых с признаками дезадаптации различной степени выделены следующие типологии личности: тормозимые с фиксацией на препятствии (ананкастные) -14%- тормозимые с экстрапунитивной реакцией (пассивно-агрессивные) — 41%- возбудимые с экстрапунитивной реакцией (эмоционально-неустойчивые /импульсивный тип) — 20%. Повышенный риск возникновения дезадаптации выявлен у тех респондентов, которые обуславливаются преобладанием тормозимых черт в личностной структуре, а также обнаруживают признаки внутриличностной дисгармонии.

2. Самые высокие обобщённые количественные показатели дезадаптации среди исследуемых групп получены у родителей больных детей (82,5%), менее выражено количество дезадаптированных испытуемых среди студентов (66,2%), последнее место по частоте выраженности дезадаптации занимают кандидаты на служу в МВД (57,6%).

3. Характерной для всех групп молодых людей, оказавшихся в трудной ситуации, является реакция в экстрапунитивной манере, связанная с открытым проявлением враждебности, порицания, обвинения, упреков, часто сарказма, направленных против других лиц, а также сосредоточенность на защите собственного «Я», отсутствие склонности к конструктивному, рациональному стилю поведения, направленному на разрешение ситуации и преодоление трудностей.

4. При сходном содержании трудных ситуаций особенности реагирования у мужчин и женщин различаютсяженщины чаще предъявляют повышенные требования к окружающим, проявляющиеся в агрессивном поведении, направленном против других лицони в трудных ситуациях отличаются энергичностью, большей гибкостью, критичностью, но меньшем контролем своего поведения и эмоций.

5. Сравнение полученных данных по фактору возраста выявило существенные различия между испытуемыми в группах 18−23 и 24 — 30 лет, что доказывает, что с возрастом повышается конструктивность способов реагирования в трудных ситуациях.

6. Для осуществления диагностического поиска и определения конкретных механизмов по экспектации и адаптации ситуативного реагирования для возрастных периодов юности и ранней взрослости в профессиональной деятельности психолога разработана экспериментальная психодиагностическая методика, направленная на прогнозирование и исследование успешности указанных процессов у изучаемого контингента.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е. С. Депрессивные состояния. Д.: Изд. ЛГУ, 1962.-193с.
  2. Ю. А. Пограничные психические расстройства. Р.- на Дону: Феникс, 1997. — 576 с.
  3. .Е. Психически больной в семье // Обозр. психиатр, и мед.психол. им. В. М. Бехтерева 1998. № 2. — С. 78−80.
  4. А. Г., Тихоненко В. А. Диагностика суицидального поведения. М.: б и, 1980.-48 с.
  5. А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: учебник для вузов.
  6. М.: ЮНИТИ, 1999. С. 192−200.
  7. Р. М. Биокибернетика и прогностика, аспекты адаптациисистемы «человек-среда». — М.: би, 1975.- С. 28.
  8. P.M., Берсенева А. П., Максимов A. JI. Валеология и проблема самоконтроля здоровья в экологии человека. Магадан: МНИЦ<�Арктика> ДВО РАН. 1996. — 56 с.
  9. Е.Ф., Ласко Н. Б., Тархан А. У. Изучение уровня невроти-зациии психопатизации с помощью специальной стандартизиро-ванной методики. В кн.: Проблемы психопрофилактики нервно-психических расстройств. — Л., НИПНИ: 1976. — с. 44−46.
  10. Е. Ф., Голынкина Е. А., Эткинд А. М, Опросник уровня субъективного контроля (УСК). М.: Изд-во Смысл, 1993. — 16 с.
  11. Ф.В., Бурлакова М. К., Волков В. Н. Проблема психологической защиты \ Психологический журнал. 1988. Т.9, № 3. С. 78−86.
  12. Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988.- 270 с.
  13. В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: Ин-т психологии РАН, 1995.- 128 с.
  14. . С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. — 304 с.
  15. В., Куропова Г., Сенаторова Н. Нервно-психическое состояние студентов как валеологическая проблема \ Высшее образование в России. 1996. — 2, с. 65.
  16. М. Е. Безвольная личность: выход из тупика. М.: Знание, 1989.-64 с.
  17. Л.Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. -263 с.
  18. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологии. -Киев. 1989.-200 с.
  19. Р., Ричардсон Д. Агрессия СПб.: Питер, 1998.- 336 с.
  20. Ф.Е. Жизненный мир и кризис: Типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал. 1995. Том 16. № З.-С. 90−101.
  21. Ф. Е. Психология переживания. М.: Изд-во МГУ, 1984.200 с.
  22. Ф.Е. Типология переживания различных критических ситуаций // Психологический журнал. 1995. Том 16. № 5. С.104−114.
  23. А. М., Соловьева А. Д., Колосова О. А. Вегетососудистая дистония. М.:-Медицина, 1981. — 320 с.
  24. В. В. Гормоны, адаптация и системные реакции организма. Мн.: Наука и техника, 1989.-223 с.
  25. В. М, Функциональный диагноз в психиатрии и некоторые спорные вопросы психиатрической диагностики. \ Теоретико-методологические проблемы клинической психоневрологии М.: 1975.-С. 79−89.
  26. В. М. Психическая адаптация как проблема медицинской психологии и психиатрии. \ Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1993. № 2. — С.33−39.
  27. В. М., Коновалова Н. J1. О профилактике и терапии нарушений психической адаптации. \ Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1993.-№ 1. С. 71−72.
  28. Л.С. История развития высших психических функций \ Собр. Соч. Т. 3. М., 1983. С. 5−328.
  29. Л. П. Резервы человеческой психики: введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1987. -286 с.
  30. Е.Е. Методика изучения фрустрационных реакций у детей //Журнал Иностранная психология. 1996. № 6. С. 69−80.
  31. Е.Е. Психологический анализ трудных ситуаций и способов овладения ими у детей 9−11 лет. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1990.
  32. Н. Н. Психофизиология: учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 1999.-373 с.
  33. JI.A. Психологические аспекты детской онкологии \ НИИ Детской онкологии и гематологии ОНЦ им. Н. Н. Блохина РАМН, -Москва, 1994.
  34. О. П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. Великие Луки: Изд. Псковского ин-та усовершенствования учителей, 1994. — 280 с.
  35. М.И. Основы общей и юридической психологии: Учебник для вузов. М.: Юристъ, 1996. С. 176−177.
  36. К. А. Переживание некоторых аспектов стресса у студентов. \ Материалы межрегиональной Российской научно-практической конференции. Сыктывкар, 2002.293 с.
  37. К.А., Жолковская Л. А. Изучение эмоциогенного эффекта музыки по цветовым предпочтениям. \ Материалы межрегиональной Российской научно-практической конференции. Сыктывкар, 2002. 293 с.
  38. К. Эмоции человека. М.: Изд. МГУ. 1980. — 440 с.
  39. В. П. Феномен человека. Неб.: Новосибирское книжное издательство, 1991. — 128 с.
  40. . Д. Медицинская психология. Л.: Медицина, 1982. -272 с.
  41. И. П., Лукъяненко Т. Э. Психосоциальная помощь в детской онкогематологии \ Реабилитация детей с ограниченными возможностями в Российской Федерации. ДубнаД992. — С. 76−77.
  42. Э.И., Еремеева А. И. Психические состояния. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1990. 144 с.
  43. Китаев-Смык JI.A. Психология стресса. М., 1983. 368 с.
  44. Классификация основных видов деятельности в системе МВД России и критерии психологической пригодности к службе и учебе.
  45. Справочное пособие. Под ред. Бовина Б. Г., Калашникова М. О., Лебедева А. Н., Сафронова А. Д. М.: НИЦ ПМО МВД России, 1997.
  46. В. В. Принципиальные вопросы нозологии, этиологии, систематики и клиники неврозов. \ Третий Всерос. Съезд невропатологов и психиатров. Труды. М.: 1974.-Т.2.-С.74−77.
  47. В. В. История и современное состояние интенсивных интегративных психотехнологий. Дисс. В виде доклада на соискание ученой степени докт. психол. Наук. Тверь: 1998.-55 с.
  48. Т. Стресс. М., 1981. 216 с.
  49. Ц. П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. Л.: Наука, 1978.-271 с.
  50. Ц. П., Дмитриева Н. В, Социодинамическая психиатрия.-М: <Академический проект>— Екатеринбург: <Деловая книга>, 2000.-460 с.
  51. Г. И., Элементы физиологии труда, механизмы тренировки и адаптации. \ Физиология человека. Под. ред. Г. И. Косицкого. М.: Медицина, 1985. — С. 531−532.
  52. Г. И., Смирнов В. П. Нервная система и стресс. М.: Наука. 1970.-200 с.
  53. Ф.П. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях. М., 1976. 191 с.
  54. А. П., Шейнина Н. С. Об адаптации психически больных. \ Обозрение психиатрии и медицинской психологии им.
  55. B. М. Бехтерева. 1996. № 1−2.- С. 203−212.
  56. Е. Д., Положий Б. Д., Крюков Е. А. Нервно-психические заболевания студентов. Томск, 1982.
  57. Краткий психологический словарь / Сост. J1.A. Карпенко- Под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985.- 141 с.
  58. Д., Крачфилд Р. С. и Бэллэчи Э.Л. Человек в обществе. Изд. САН. Братислава. 1968. С. 431.
  59. А. Депрессия в общетерапевтической практике. \ Башмединформ, 2000. Т.38. — № 4. — С.ЗЗ.
  60. Р. Теория стресса и психофизиологические исследо-вания. \ Эмоциональный стресс Под. ред. Л. Леви. Л.: Медицина 1970.1. C. 178−208.
  61. А. Педагогическая коррекция психических состояний студентов \ Высшее образование в России.2001.-№ 2.
  62. Л. Некоторые принципы психофизиологических исследований и источники ошибок \ Эмоциональный стресс Л. Леви. Л., 1970. С.88−108.
  63. К. Определение понятия «поле в данный момент» \ Хрестоматия по истории психологии П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М., 1980. С. 131−145.
  64. Н. Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги. \ Вопросы психологии. 1969. — № 1. — С. 38−45.
  65. Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний //Вопросы психологии. 1967. — № 6. — С. 118−128.
  66. А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М.: Изд. МГУ, 1984.
  67. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971. 38 с.
  68. А.Е., Иванов Н. Я. Медико-психологическое обследование соматических больных \ Ж. неврапотол, и психиатр. 1980. Вып.8.
  69. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.
  70. С.Е., Суворов А. В. Тест рисуночной ассоциации СРозенцвейга. Руководство по использованию. СПб.: ИМАТОН. 1993.
  71. Р.А. Внутренняя картина болезни и иатрогенные заболевания. М. 1977.
  72. С. Ситуационный анализ: эмпирические исследования соотношений выходов и ситуаций \ Психологический журнал. 1983. Т.4. № 2. С. 28−33.
  73. В.Л. Перераспределение функциональных резервов в организме спортсмена как показатель стресса \ Стресс и тревога в спорте. М., 1983. С.72−87.
  74. В.И. О проблеме адаптации // Компоненты адаптационного процесса. Л.: Наука, 1984. — С. 3−16.
  75. Р. // Экспериментальная психология / Ред.-сост. П. Фресс и Ж. Пиаже- Перевод с франц.- Общ. ред. и пред. А. Н. Леонтьева. Вып.5. М.: Прогресс. 1975. С.270−272.
  76. Т.М. К исследованию психологического конфликта при неврозах \ Неврозы и пограничные состояния. Д., 1972. С. 35−38.
  77. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. (Клинические описания и указания по диагностике) Под. ред. Ю. Л. Нуллера, С. Ю. Циркина. СПб.: 1994. — 303 с.
  78. Н. И. Психическая напряженность. М.: Изд-во Моск. Унта, 1976. — 112 с.
  79. А. А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, методы, стратегии). Ереван: Изд. АН Арм. ССР, 1988.-263с.
  80. В. Д. К вопросу об общих и частных свойствах нервной системы. \ Вопросы психологии. 1968.-JMM.-C. 29−43.
  81. Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1983. 167 с.
  82. В.В. Влияние хронической болезни на психику. М., 1987.
  83. В.В., Писаренко Н. А. «Адаптивная семья» ребенка с онкологическим заболеванием. МГУ, Психологический факультет, М., 1994.
  84. С. Н. Депрессивные состояния в общемедицинской практике. М.: КРОН-ПРЕСС, 1995.-192 с.
  85. Л. Е. Биохимические механизмы стресса. Спб.: Наука, 1983. -234 с.
  86. Л. Е., Соколов В. П. Психосоматические взаимоотношения при хроническом эмоциональном напряжении. Спб.: Наука, 1981.176 с.
  87. . Д. Психическая заболеваемость в некоторых странах в XX веке. М., Медицина, 1972,300 с.
  88. К.К. Структура и развитие личности— М.: Наука, 1986.
  89. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. Учебн. пособие. М.: Высшая школа. 1984. 174 с.
  90. .С. Стрессы социальных изменений и расстройства психического здоровья. \ Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева.1996.-№ 1−2.-С.136−149.
  91. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Изд. Дом «Бахрах», 1998. — С.312.
  92. А. О. Неравновесные психические состояния человека. \ Мир психологии.-l999.-№ 2 (14). С. 35−40.
  93. Психологический словарь // Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. — 394 с.
  94. Психология. Словарь. Под. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.- 496 с.
  95. Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б. Д. Карвасар-ского. СПб.: Питер Ком, 1998. — 752 с.
  96. А. А, Коломинский Я. Л. Социальная педагогика и психология. Спб.: издательство Питер, 1999. — 416 с.
  97. Я. Просоциальная деятельность и понятие собственного «Я». Вестн. Моск. ун-та. Серия 14. Психология. 1981. № 1. — С.14−22.
  98. Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979.-392 с.
  99. Н.И. Проявление структуры личности больного в его отношении к своей болезни \ Психология и медицина: Матер, к сими. М., 1978.
  100. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. Пер. с фран.-М.: Прогресс, 1988.-е. 89−101.
  101. К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., Прогресс, 1994.480 с.
  102. B.B. Юридическая психология.-М., 1998. С. 157−163.
  103. JI.JI. Сознание болезни и его значение в клинической практике \ Клин. мед.1957.№ 9.
  104. А.А. и Соколова М.В. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла. Методическое руководство. СПб, ГП «ИМАТОН», 1998. -96 с.
  105. Ю.С. Проблема психологических компенсаторных механизмов и их типология \ Проблемы клиники и патогенеза психических заболеваний. М., 1974. С. 95−112.
  106. М. Е. Как справиться со стрессом. Воронеж: НПО МОДЕК, 2000.-176 с.
  107. Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. -М.: Аспект Пресс, 2001.-460 с.
  108. Се лье Г. Стресс без дистресса: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1979. 124 с.
  109. С.Б. Теория кризисов и психопрофилактика. \ Неврозы и пограничные состояния. JI., 1972. С. 96−99.
  110. С. Б. Предболезненные психические расстройства. Л.: Медицина, 1987.-184 с.
  111. Н.К. Роль конституции в патологии. \ Патологи-ческая физиология Под. ред. Н. Н. Зайко. Киев: Вища школа, 1985.- С. 68−73.
  112. В.Н. Депрессивные состояния. Патофизиологическая характеристика, клиника, течение, профилактика. Киев: Наукова думка, 1986.-272 с.
  113. Е. Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980. 174 с.
  114. Ч. Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги. \ Стресс и тревога в спорте. М.: Спорт, 1983.-С. 55−70.
  115. Столяренко J1. Д. Основы психологии. Ростов — на — Дону: Изд.<�Феникс>, 1997.- 736 с.
  116. К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. -М.: Медицина, 1981.-232 с.
  117. Н.В. Методика изучения фрустрационных реакций // Журн. Иностранная психология. 1994. Т.2, № 2. С. 68−76.
  118. Р. И. Стресс и его значение для организма. М.: Наука, 1988. — 176 с.
  119. В.И., Филимоненко Ю. И. Краткое руководство практическому психологу по использованию цветового теста М. Люшера. СПб.: Иматон, 1999. — 24 с.
  120. М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях \ Вопросы психологии. 1987, № 1. С. 27−34.
  121. Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства. -М.: Медицина, 1987.-304 с.
  122. Э.И., Ушаков Г. К., Илипаев И. И. Об уровнях формирования стрессоров и стрессов \ Эмоциональный стресс и пограничные нервно-психические расстройства. JI., 1977. С. 5−20.
  123. П., Пиаже Ж. (ред.). Экспериментальная психология. М.: Прогресс, 1975, вып. V — 284 с.
  124. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994, с. 162−173,183−189,234−260.
  125. Ю. Л. Исследование тревоги в спорте. \ Вопросы психологии, № 6,1978.- С. 94−106.
  126. И. Диагностика психического развития. Прага: Авиценум, 1978. С. 173−181.
  127. . Я. Влияние психической напряженности на деятельность вахтенного офицера: Дисс. канд. психолог, наук М., 1982.144 с.
  128. Т. Социальная психология. М., Прогресс, 1969.-536с.
  129. Дж.С., Розенфельд Р. Стресс: природа и лечение. М., 1985. 224 с.
  130. А. Истерия. М., 1982. 344 с.
  131. Barker R., Dembo Т., Lewin К. Frustration and Regression: An Experiment with Young Cgildren. In: k. Barker, G.Kounin. H.Wright. Child Behavior. N1.1943.
  132. Berkovitz L. Aggression: a Systematic Reintegration. N.Y., 1962.
  133. Ellis A. Emotional disturbance and its treatment in a nutshell \ Canadien Counselor. 1971. 5. P. 168−171.
  134. Dalla Volta A. La frustration dans le procesus de developpment mental de lenfant \ Тезисы сообщений ХУШ Международного психологического конгресса. Проблемы психического развития и социальной психологии. М., 1966. С.296−297.
  135. Davitz J.K. The effects of previons training jn postfrustration behavior. J.abnorm. Soc. Psychol. 1952. V.47, p.309−315.
  136. Dollander E.P. and Nunt K.D. (Eds.). Gurrent Perspectives in Social Psychology. N.Y., Oxford University Press, 1963.
  137. Maruszewski T. Mechanizmy zwalcania stresu egzaminacyjnego i ich indywidualne wyznaczniki / Poznan, 1981. 124s.
  138. Rosenzweig S.A. General Outline of Frustration. «Charact and Person», 1938, № 2.
  139. Rosenzweig S.A. An Outline of Frustration Theory. In: Hunt J.M.W. (edit). Personality and Behavior Disorders. V.I.N.Y., 1949.
  140. Freud A. The ego and the mechanisms of defence. London, 1948. 196 P
  141. Tomaszewski T. Czlowiek w sytuacji \ Psychologia. Warszawa, 1975.
  142. Tyszkowa M. Zachowanie sie dzieci szkolnych w sytuacjach trudnych. Warszawa, 1972. 364s.
Заполнить форму текущей работой