Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-психологическое конструирование интеллектуальной нормы в России: На материале Самарской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Профессиональные представления о норме и патологии интеллекта в России начали складываться в первой половине XIX в. лишь после введения преподавания психиатрии как отдельной медицинской науки. Однако, социальные представления об уме и глупости, разуме и неразумии существовали изначально в перцепции человека. Об этом свидетельствуют сотни пословиц, поговорок и народных изречений. Так слово «ум… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Изучение интеллекта и интеллектуальной нормы в науке
    • 1. 1. Понятие интеллекта, истоки и развитие проблемы интеллекта в западной психологии
    • 1. 2. Тема интеллекта в российской науке
    • 1. 3. Становление психодиагностики как современного метода психоэкспертизы
    • 1. 4. Семиотический смысл текста психоэкспертного заключения и его оценивание
    • 1. 5. Интеллектуальная норма как продукт и инструмент социального конструирования
    • 1. 6. Современная социогуманитарная концептуалистика о символическом регулировании социального поведения индивида
    • 1. 7. Интеллектуальная норма как объект историко-эмпирического исследования
    • 1. 8. Роль парадигмы и наррадигмы в изучении конструирования интеллектуальной нормы
  • Глава 2. Историко-эмпирическое исследование социально-психологического конструирования интеллектуальной нормы в России до 1917г
    • 2. 1. Литературные и фольклорные свидетельства о социальном регулировании в отношении умалишенных
    • 2. 2. Обыденно-социальные знания как предпосылка профессионального нормотворчества интеллекта
    • 2. 3. Государственное отделение больных от здоровых
    • 2. 4. Медикализация представлений интеллектуальной нормы под влиянием заимствования научного знания с Запада
    • 2. 5. Гуманизация профессионального сознания психоэкспертов (социально-психологический генезис профессиональных представлений)
    • 2. 6. Сравнение государственного нормирования интеллекта в России и
  • Западной Европе (в свете истории безумия Мишеля Фуко)

Глава 3. Историко-эмпирическое исследование социально-психологического конструирования интеллектуальной нормы в России после 1917 г. на материале медико-педагогических и психолого-медико-педагогических комиссий.

§ 3.1. Становление психометрического подхода в определении интеллектуальной нормы.

§ 3.2. Характеристика экспертного подхода в прикладной диагностике интеллектуального развития детей.

§ 3.3. Качественное сравнение экспертных заключений интеллектуальной нормы медико-педагогическими комиссиями (с 1953 г. по 1968 г.) и психолого-медико-педагогическими комиссиями с 1998 г. по 2003 г.).

§ 3.4. Сравнительный анализ психоэкспертных документов с помощью

-критерия Колмогорова-Смирнова и метода гистограмм.

Социально-психологическое конструирование интеллектуальной нормы в России: На материале Самарской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

В XX веке в связи с ростом промышленности и производства, развитием высоких технологий повышается уровень социальных требований к интеллектуальному развитию каждого индивидуума. В этих условиях люди с интеллектуальной недостаточностью имеют ограниченные возможности для адаптации, повышения качества жизни по сравнению с людьми, обладающими нормальным и высоким уровнем интеллекта.

В связи с ухудшением экологической обстановки в мире и, как следствие, ростом перинатальной патологии число детей с аномалиями развития увеличивается. Среди причин имеют место: врожденная патология анализаторов, органов и системхромосомная патологиянаследственные, психические, неврологические, обменные, эндокринные, инфекционные и другие приобретенные соматические заболевания. В России этому росту способствует социально-экономический кризис, который влечет за собой снижение уровня жизни населения и как результат — соматическую ослабленность и микросоциальную запущенность детей, что часто формирует почву для возникновения интеллектуально-мнестических нарушений в подростковом и зрелом возрасте.

При возросшем уровне сложности жизни возникает напряженность социального функционирования и увеличивается риск социальной дезадаптации. В этих условиях люди с интеллектуальной недостаточностью все чаще попадают в поле зрения психологов и психиатров.

В то же время понятие интеллектуальной нормы трансформируется. Чем выше уровень развития общества, тем сложнее структура интеллектуальной нормы и тем сложнее взаимоотношения интеллектуально сохранных людей с остальными. В этой связи представляется актуальным определение понятия интеллектуальной нормы, ее структуры, свойств и эволюции.

Дифференцируется и стратифицируется социальная среда, в связи с этим возникают новые формы образования (классы коррекционно-развивающего обучения, гимназии, лицеи и проч.). На этом фоне мы не можем уже пользоваться устаревшим понятием интеллектуальной нормы, которое было сформировано в годы советской власти властными установками и удовлетворяло ту социальную политику, которая проводилась в государстве в системе образования. С изменением социального строя и социального образования понятие интеллектуальной нормы должно быть пересмотрено в соответствии с теми социальными запросами, которые есть у общества: необходимостью быстро ориентироваться практически в любой новой задаче, выделять существенные для решения отношения, находить пути решения через изменение условий, создавая замыслы новых творческих продуктов.

Сегодня интеллектуальная норма исследуется с целью профессиональной ориентации и анализа профессиональной пригодности, дифференциальной диагностики умственной отсталости и задержки психического развития детей, судебно-психологической экспертизы, исследования мышления у психически больных, оценки готовности к школе, выявления одаренных детей.

В России институциональные экспертные комиссии недостаточно используют мировой опыт тестометрической диагностики интеллектуальной нормы, в связи с этим возникает актуальная проблема выяснения причин неразвитости теоретических и прикладных представлений специалистов. В связи с этим, вероятно, не создана научная достоверная база в прикладной диагностике в сфере интеллектуальной нормы.

Под интеллектом как объектом измерения чаще всего подразумеваются те проявления индивидуальности, которые имеют отношение к познавательным свойствам и ментально-когнитивным особенностям. Это нашло свое отражение в многочисленных тестах для оценки различных интеллектуальных функций (тесты логического мышления, смысловой и ассоциативной памяти, арифметические, пространственной визуализации и т. д.).

Данная работа проведена для того, чтобы проследить историкосоциальное своеобразие эмпирического становления понятия интеллектуальной нормы в профессиональном сознании прикладных диагностов. Она исследует психоэкспертный российский дискурс интеллектуальной нормы в эволюционной перспективе на материале психоэкспертных и законотворческих текстов, выявляя влияние социальных отношений и профессиональных представлений на предмет экспертизы.

Цель исследования.

Целью исследования является историко-эмпирическое изучение формирования экспертной психодиагностики интеллектуальной нормы в России.

Объект исследования.

Объектом исследования является корпус текстов, содержащих сведения об интеллектуальной норме в России. Он делится на опубликованные источники этимологического, культурологического, правового характера, труды по истории науки и материалы Государственного архива Самарской области, архива Самарского психоневрологического диспансера № 1, архива МУ г. Самары «Городская психолого-медико-педагогическая комиссия диагностики, коррекции развития детей и подростков».

Гипотезы исследования.

1. Психоэкспертный дискурс формируется в совместном пространстве знания и власти, служа образованию социальной структуры общества.

2. Исторически понятие интеллектуальной нормы формируется по мере разделения труда в обществе и в соответствии с государственными задачами по стратификации общества. Указанная тенденция отражается в законодательных актах государства и в научных представлениях о развитии и уровнях интеллекта.

3. Указанное взаимодействие знания и государства отражено в психолого-психиатрическом дискурсе. Дискурс многослоен и построен так, что специальная терминология оттесняет старую в общепринятый язык, который становится общим психолого-медико-правовым языком.

4. Существующая стадиальность в смене дискурса имеет признаки парадигмы и наррадигмы.

4. История интеллектуальной нормы в России обнаруживает отсутствие относительного паритета между знанием и властью, характерного для Запада.

Задачи исследования.

1. Анализ основных научных подходов к развитию социально-психологических представлений об интеллекте и интеллектуальной норме.

2. Выявление источников по истории экспертизы интеллекта в России в XIX — XX в.в.

3. Определение исторических этапов эволюции понятия интеллектуальной нормы в России.

4. Сравнительный анализ исследуемых этапов с точки зрения развития экспертного дискурса.

5. Изучение отношений знания и власти в отношении психоэкспертного дискурса в России.

Предмет исследования.

В качестве предмета исследования рассматриваются письменные практики нормирования интеллекта и представления об интеллектуальной норме в дореволюционной и современной России.

Методологические и теоретические основы исследования.

Ими являются:

— идеи культурно-исторической теории JI.C. Выготского о развитии высших психических функций в истории;

— концепция знания-власти М. Фуко;

— подход к психике как социальной конструкции, развиваемой К. Джерд-женом, Р. Харре, Дж. Шоттером;

— понятие письменной ментальности и модель наррадигмы В. А. Шкуратова, примененные в работах О. В. Бермант, Г. А. Орловой, E.JI. Федоровой, Я. М. Еремеева, А. И. Белкина.

Методы исследования.

Для реализации целей и задач в исследовании были использованы следующие методы:

— источниковедческий анализ письменных свидетельств;

— нарративно-дискурсивный анализ текстов;

— статистические методы изучения документов. Обработка результатов осуществлялась вручную.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

В исследовании впервые в отечественной психологии предпринята попытка изучить интеллектуальную норму как социокультурное явление на конкретном материале, уточнить социально-психологическое содержание понятия на различных исторических этапах развития, раскрыть основные социальные прикладные функции понятия интеллектуальной нормы в профессиональной практике психодиагноста.

Также впервые проведено сравнительное исследование экспертных практик нормирования интеллекта, разделенных полуторавековым отрезком времени. Выделены основные факторы, определяющие сущность нормирования. Изучена специфика психоэкспертного дискурса в дореволюционном, советском и постсоветском периодах с точки зрения знания и власти.

Практическое значение исследования.

Исследование позволяет расширить и углубить знания психологов и психиатров о специфике развития психоэкспертной культуры, обусловленной социально-политическими установками власти и их восприятием обществом.

Полученные в исследовании данные могут быть использованы при решении задач оптимизации самооценки психодиагноста и ее профессиональной оценки в деловых взаимодействиях. Использованные в исследовании методы изучения экспертной психодиагностики могут быть применены для исследования феномена психологической экспертизы.

Критерии социополитической, культурной, личностной обусловленности репрезентируют операциональные понятия как временные и инструктивные.

Рекомендуется использование результатов исследования при подготовке лекционных курсов и семинарских занятий для психологов и психиатров.

Положения, выносимые на защиту.

1. Понятие интеллектуальной нормы, представления об интеллекте проходят историческую эволюцию, в которой можно наметить пять этапов:

1) мифомагический (дописьменный);

2) книжно-религиозный (допетровская Русь);

3) этап государственного рационализма (XVIII в.);

4) медико-административный (XIX в.);

5) психолого-психиатрический (конец XIX—XX вв.).

2. Понятие умственного расстройства в мифомагическом и книжнорелигиозном сознании являлось синонимом всей психической патологии и части телесной.

3. Дифференциация патологии на телесную, психическую и собственно интеллектуальную начинается в Новое время.

4. Психоэкспертиза вводится с целью разделения общества на маргиналов и лояльных к власти.

5. Тезаурус интеллекта сформирован государственно-адмистративной лексикой, философским и научным (медико-психологическим) языком. Тезаурус составляет семантическую основу многослойного дискурса в следующем составе: а) архаический (мифомагический) — б) административный (литературно-правовой) — в) профессиональный (научный).

6. В конструировании интеллектуальной нормы выражены следующие * задачи по стратификации общества: а) разделение социально стабильных и маргинальных групп населенияб) выделение внутри маргинальной страты антиобщественного и аномального поведенияв) выделение психической аномальности как показателя неспособности к элементарному школьному обучениюг) психократическое формирование социума по тестовым (психометрическим) критериям умственных способностей.

Апробация работы.

Результаты и основные положения проведенного исследования обсуждались на заседании кафедры социальной психологии СамГПУ, на семинарах Городской психолого-медико-педагогической комиссии диагностики, коррекции развития детей и подростков г. Самары, были представлены на научно-практических конференциях (международная конференция молодых ученых и студентов «Актуальные проблемы современной науки», г. Самара, 2000 г.- Международная научно-практическая конференция «Инновационные технологии и процессы личностного и группового развития в транзитивном обществе», г. Кострома, 2000 г.- Открытая окружная конференция молодых ученых «Наука и инновации XXI века», г. Сургут, 2003 г.) и отражены в 6 публикациях, из которых 4 статьи.

Объем и структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, 9 приложений, объем основного текста 205 страниц. В тексте диссертации имеется 39 таблиц, 6 рисунков, список литературы, включающий 211 наименований, из них 16 — на иностранных языках.

Выводы:

1. В народном сознании не существовало четких критериев глупости, а имела место одержимость, суть которой — нарушение поведения. К одержимым относились бесноватые, юродивые, блаженные, кликуши. Для излечения от одержимости лишь изредка прибегали к бесоизгнанию, которое не предполагало наложения социальных запретов и ограничений.

2. Представления об интеллекте в допетровской Руси прошли следующие этапы:

1) мифомагический (до XV в.);

2) книжно-религиозный (XV-XVII в.в.).

§ 2.2. Обыденно-социальные знания как предпосылка профессионального нормотворчества интеллекта.

Профессиональные представления о норме и патологии интеллекта в России начали складываться в первой половине XIX в. лишь после введения преподавания психиатрии как отдельной медицинской науки. Однако, социальные представления об уме и глупости, разуме и неразумии существовали изначально в перцепции человека. Об этом свидетельствуют сотни пословиц, поговорок и народных изречений [138]. Так слово «ум» встречается еще в древнерусском («умъ») и старославянском («оумъ») языках [171] и обозначает способность человека мыслить [54,130]. Умным считался человек, «кому Бог дал ясный, проницательный ум, понимающий, постигающий не всякому доступноерассудительный, разумный, смышленыйпонимающий и заключающий здраво, прямо, верно» [54]. «Образованного науками, ученого, с проницательным умом и даром слова, .со здравым смыслом» человека считали умником [54]. Это понятие легло в основу других слов: умничать — считать себя умнее других, судачить, переиначивать по-своему, перехитритьумствовать — мыслить, философствовать, мечтатьумобредовать — сумасбродитьумодержавное (владычество) — разумная сила, власть умаумозаключенье — вывод из рассужденийумозренье — догадка ума, теорияумозорный — прозорливый, остроумныйумоисступленьенеистовость, утрата ума, рассудка или сознательности действийумокиченьезазнайство, самонадеянное умствование [54].

Подобное «уму» значение имеет слово «разум» (древнерусское «розумъ», старославянское «разоумъ» [171]), «которому можно подчинить: понимание, память, соображенье, рассудок, разуменье, сужденье, умозаключенье и проч.. [это] духовная сила, могущая помнить (постигать, познавать), судить (соображать, применять, сравнивать) и заключать (решать, выводить следствие) — способность верного, последовательного сцепления мыслей, от причины, следствий ее и до цели.» [54]. Понятие «разум» также широко вошло в язык: разумец — небольшой, обиходный, здравыйразумишко — тесный, ненадежныйразумища — грубый, уродливыйразумительный — ясный, понятный, постижимый, постигаемыйразумник — умный, ученый, рассудительный, правый, мудрыйразумщик — мнимый разумник, пересудчик, краснобай и пустобайразуметь — понимать, постигать, знатьразумительныйспособный уразуметь, понятныйразумничать — считать себя умнее всех, толковать или делать что превратноразумствоваться — размечтатьсяразумлять — промышлять, добывать [54]. Разумным считался рассудительный, толковый, здравомыслящий человека мудрым — праведный, в высшей степени разумный и благонамеренный человекмудрецом же — философ, мудрый муж, человек, достигший учением, размышлением и опытностью до сознания высших житейских и духовных истин [54].

Мудростью также считался глубокий, опирающийся на жизненный опыт ум [130]- соединение истины и блага, высшая правда, слияние любви и истины, высшего состояния умственного и нравственного совершенствафилософияхитрость, искусство, умениезамысловатость или трудность. Мудреть — означает умнеть и добреть, извлекая из учения и опыта высшие истинымудрить — хитрить, помыкать, дурачитьмудровать — дурить, упрямитьсямудрствовать — рассуждать, философствоватьмудроватый — затейливый, чудный, трудныймудровка — мудрящая женщинамудреный — замысловатый, странный, непонятный, трудный, сложный, запутанный, неразгаданный, хитрый, искусныймудрушка — хитрушка, обольщение, обман или штука, хитрая вещица, игрушка, ряженыймудролюбие — философия [54].

Премудростью считалась высшая мудрость, согласующая плотскую жизнь человека с духовной [54].

Таковы были представления об уме, разуме, мудрости (норме интеллекта) в обыденном народном сознании.

Глупым считался человек «неразумный, скудоумный, недальний, ограниченного уманепонятливый, тупой, тупоумный» [54], бестолковый, несообразительный [130]. Глупышка, глупыня, глупеня, глупыш, глупец, глупендяй — это глупые люди, дураки. Глупить или глуповать означает также дурить, шалить, баловать, делать пустое [54]. Глупых и сумасшедших называли дурными [171], а также дураками.

Дурак, с точки зрения русского народа, — «тупица, тупой, непонятливый, безрассудныймалоумный, безумный, юродивый», а также шут [54].

Дурью считалась глупость, блажь, шаль, бестолковые, бессмысленные, безрассудные слова или поступки [54], а на одном из диалектов — гной [171]. Дурить или дуровать — означало шутить, забавляться, игратьшалитьпричудничатьблажить, проказить и сумасбродитьа дуреть — глупеть [54].

Безумием считалось «отсутствие, недостаток, бедность умамалоумие, сумасшествие, помешательствотупость, глупостьсумасбродство, шаль, дурьнерассудительность, безрассудство» [54].

К умалишенным же относили сумасшедших, помешанных, помутившихся в разуме, безумных, дураков, юродивых, несмысленных, иногда неистовых, беснующихся, бешеных и бесноватых или наоборот, задумчивых, также полоумных, ошалелых, с придурью и дураковатых, а вообще — божевольных, божьих людей [54].

Слово «идиот» пришло в русский язык через немецкое Idiot или французское idiot через латинское idiota от греческого 15иотг|£ - «частное лицо, мирянин» [171].

Таковы были обыденные представления о недостатке интеллекта до возникновения научных знаний {Примечание. Значения слов здесь соответствуют XVIII—XIX вв., более подробно см. § 2.1).

Таким образом, задолго до появления психологии и психиатрии в России существовали разнообразные и далеко не однозначные понятия об интеллектуальной норме и патологии. Зарождение профессионального знания в этой сфере своим происхождением обязано Европе. В XVIII в. преподавание медицинских дисциплин велось на иностранных языках, кафедры также возглавляли иностранцы, а присвоение ученых степеней происходило за границей [172]. В первой половине XIX в. после введения преподавания психиатрии в России как отдельной медицинской дисциплины и после открытия кафедры психиатрии в Петербурге (1835 и 1857 г. г. соответственно) происходит становление психиатрии как науки, идет активное обучение врачей за границей [74]. В Россию проникают западноевропейские медицинские знания. И хотя с первой половины XIX в. появляются первые труды по психиатрии, собственной стройной научной системы в России не существует, как не существует и научных познаний интеллектуальной сферы. Имеют место лишь отдельные мысли отдельных врачей, которые не всегда согласуются друг с другом, но все они основаны на социальных представлениях об уме и глупости.

Так в начале XIX в. И. Е. Дядьковский среди психических заболеваний выделял болезни ума, к которым относил излишнее развитие ума, превратность ума и слабоумие. Излишнее развитие ума он разделял на излишне ранний ум, исступление и снохождениепревратность ума — на ипохондрию, сумасшествие и бешенствослабоумие — на беспамятность, задумчивость (меланхолию) и безумие [62,с.403−420- 172, с.112].

П.А. Бутковский в 1834 г. написал учебник психиатрии, в котором отразились западные воззрения. В соответствии с принятым в то время разделением психических расстройств по сферам, он выделял расстройства одной умственной сферы, протекающие с возвышенной либо с пониженной деятельностью мозга [ 172, с. 113,114].

Взгляды Ф. И. Герцога испытали влияние Пинеля. В 1832 г. Герцог выделял безумие, тупоумие и слабоумие (а с 1840 г. — малоумие). С его точки зрения, при безумии совершенно отсутствует разум, при этом оно выражается «нелепостью слов и поступков" — при тупоумии «нет ни следов человеческой мысли, ни чувств человеческих" — при малоумии умственные способности ослаблены и недостаточны для самобытного существования человека, малоумие трудно отличить от простой глупости. Самосознание Герцог считал критерием тяжести течения психических заболеваний. Безумие он характеризовал отсутствием полного самосознания, т. е. считал его достаточно тяжелым психическим расстройством. Слабоумие, безумие и тупоумие (синонимы — идиотизм, ступор) вместе с общим и частичным помешательством (манией и мономанией соответственно) относил к долговременному помешательству, а большую ограниченность ума — к состояниям, подобным помешательству (в данном случае большую ограниченность ума Герцог отождествлял со странностью характера, сильными порывами страстей и притворством, т.к. всех объединил в одну общую группу) [172,с.115,116].

Ф.И. Рюль под безумием понимал дурачество со слабыми, ложными, как проходящими, так и постепенно к одному предмету устремленными идеямислабоумие он считал неизлечимым состоянием [172,с.117].

П.П. Малиновский под глупостью подразумевал психические расстройства, протекающие с бредовым синдромом, соматическими нарушениями, параличами и т. п., а к бессмыслию относил те психические заболевания, «где все, что отличает человека от животных и ставит его в венце творения — все это исчезает» [112]. Главным дифференциальным признаком глупости Малиновский считал отсутствие энергии душевных способностей. Кроме того, в клинической картине глупости он выделял нарушение памяти, патологическое упрямство или чрезмерную внушаемость, вялость и расплывчатость бредовых суждений, снижение критики, на этом фонеаффективные расстройства (беспричинный смех или плач, дурашливость), расстройства равновесия и шаткость походки, манерность, разорванность речи, неряшливость, бредовые идеи величия. Малиновский описал динамическое развитие глупости, в результате которого развивается истощение, водянка, скорбут, другие заболевания внутренних органов, эпилептические припадки [112,с.37,38]. При описании бессмыслия Малиновский отмечал особенности поведения (бесцельное), речи (бессвязная), мышления (отсутствует способность понимать, сравнивать, обсуждатьвпечатления слабы, темны и несовершенныинтересы ограничены), физического состояния (уродливое развитие у врожденных бессмысленныхсклонность к рахиту, золотухе, эпилепсии) [112,172]. Малиновский, как и Эскироль, дифференцировал врожденное и неврожденное бессмыслие: «Несчастные, сделавшиеся бессмысленными, физически развиты правильно и совершенноони пользуются душевными способностями и, так сказать, пережили свои способностив них остались следы человека, совершенного. это богачи, ставшие беднякамиа идиоты развиты и физически несовершенно и уродливоу них никогда не было достаточного проявления душевных способностей — они всегда были ничтожны» [112,с.40−43- 172, с.123].

Таким образом, до XIX в. понятие умственного расстройства является синонимом всей психической патологии, включая моторные и реактивные расстройствав XIX в. формируются представления об умственном дефекте (об этом свидетельствует тот факт, что в 1898 г. в Санкт-Петербурге при приютах открывались небольшие школы для слаборазвитых детей [66,с.276,277]) и возникают предпосылки для зарождения представлений об интеллектуальной норме в дальнейшем.

Кроме того, в первой половине XIX в. профессиональные знания об интеллекте в России складываются, главным образом, из отечественных обыденных представлений и частично заимствованных с Запада научных понятий (табл. 11.).

Заключение

.

Проведенные исследования, посвященные изучению становления профессиональных представлений об интеллектуальной норме человека дают возможность получить и систематизировать фактические данные, характеризующие развитие представлений и их функционирования в реальных российских практиках социального регулирования в зависимости от исторических изменений профессиональных дискурсов.

В России понятие интеллектуальной нормы формируется не в научно-теоретических дискурсах. Оно возникает и развивается как следствие социального нормирования и инструмент общественного влияния. На этапе медикалистской трансформации понятия интеллектуальной нормы в профессиональные представления получают доступ научные знания, заимствованные в большинстве случаев из западной культуры. Проникновение психометрического знания в Россию закладывает научную основу для формирования обоснованного представления об интеллектуальной норме.

Понятие интеллектуальной нормы рождалось в России в контексте социальных представлений о разуме и глупости. В России, будучи внедряемой сверху, в пространстве государственной политики, в начале интеллектуальная норма носила мифологический, затем религиозный, затем государственный, затем медикалистский характер, чтобы в начале XX в. затем индивидуализироваться в психометрических стратегиях.

Обоснование эволюционных этапов понятия интеллектуальной нормы обусловлено сменой политических установок власти в России. Интеллектуальная норма в России прошла следующие этапы развития:

1. мифомагический (дописьменный);

2. книжно-религиозный (допетровская Русь);

3. государственного рационализма (XVIII в.);

4. медико-административный (XIX в.);

5. психолого-психиатрический (конец XIX — XX в.в.).

Границы этих этапов достаточно размыты. Каждый последующий этап содержит в себе элементы предыдущего.

Текстологические, правовые и административные источники позволяют реконструировать исторический дискурс интеллектуальной нормы в контексте ее социально-психологических особенностей на различных этапах развития. Российский дискурс понятия нормы интеллекта сформировался во взаимодействии архаических и профессиональных представлений под влиянием административного регулирования государства, поэтому он многослоен. Соотношение дискурсивных слоев изменяется с течением времени.

На психолого-психиатрическом этапе развития интеллектуальной нормы властное регулирование экспертизы оформляется институциональными учреждениями, которым предоставляются права диагностики и констатации явлений интеллектуальной нормы и патологии у детей. Социальные представления психоэкспертов носят латентный характер и не проникают в документы.

Сравнительный анализ двух выборок документов институциональных комиссий, разделенных между собой 50 годами, показывает, что современный экспертный дискурс отличается от предшествующего тем, что увеличивается его объем, он стандартизируется, усложняется его структура, структура отражает усиление государственного влияния на диагностическую процедуру, возрастает внимание к индивидуальности ребенка, стандартизируется формальная сторона диагностики, расширяются границы понятия интеллектуальной нормы, изменяется социальная роль документа и диагноста.

В прикладных сферах психодиагностической экспертизы научные представления об интеллектуальной норме трансформируются под влиянием институциональных задач. Операциональное понятие интеллектуальной нормы по совокупности диагностико-оценочных суждений не является строго научным понятием, скорее оно предназначено для выполнения социально-регулятивных функций нормирования контингента образовательных учреждений. Психологическое содержание операционального понятия расширено до личностных характеристик, и потому экспертную интеллектуальную норму следует считать личностно-интеллектуальной нормой.

Интеллектуальная норма определяется следующими свойствами:

1. лабильность;

2. индивидуальная вариативность;

3. комплексность;

4. конвенциональность.

Несмотря на политическое вмешательство в процессы развития психологического знания, понятие интеллектуальной нормы продолжало развиваться, и на современном этапе существуют формы как теоретического знания, так и инструмента прикладных исследований в лице психолого-медико-педагогических комиссий, при этом продолжая эволюционировать.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.
  2. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А. В. Философско-психоло-гическая концепция C.JI. Рубинштейна. -М.: Наука, 1989.
  3. B.C. Тесты в социологическом исследовании. -М.: Наука, 1982.
  4. Р.И. Словарь древнерусского языка XI—XIV вв.. -Т. 1−3. -М.: Русский язык, 1990.
  5. Е.С., Авербух И. Е. Краткое руководство по психиатрии. -Л.: Медицина, 1973.
  6. Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней. -М.: Прогресс-Культура, 1995.
  7. В.А. Обычное право крепостной деревни России. -М.: Наука, 1984.
  8. .Н., Звягинцева Л. М., Иванова Л. Я., Решетникова И. А. Психически больной и гражданский закон. -Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1992.
  9. Н.М. Раздумья о здоровье. -М.: Молодая гвардия, 1978.
  10. .Г. Избранные психологические труды. -Т.1−2. -М.: Педагогика, 1980.
  11. Г. М. Психология социального познания. -М.: Аспект-Пресс, 1997.
  12. Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология XX столетия. -М.: Аспект-Пресс, 2001.
  13. Архив МУ г. Самары «Городская психолого-медико-педагогическая комиссия диагностики и коррекции развития детей и подростков».
  14. Архив Самарского психоневрологического диспансера № 1.
  15. А.Н. Народные русские сказки. -Т. 1−3. -М.: Наука, 1984.
  16. А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. -М.: Современный писатель, 1995.
  17. P.M. Прогнозирование состояния на грани нормы и патологии. -М.: Медицина, 1979.
  18. И.М. Лекции по психиатрии. -JL: Медгиз, 1958.
  19. В.М., Гуськов B.C., Мягков И. Ф. Практическое руководство по психиатрии. -М.: Изд-во Первого мед. инс-та им. И. М. Сеченова, 1966.
  20. М., Фрайбергер Г., Газельбек Г. и др. Психиатрия, психосоматика, психотерапия.-М., 1999.
  21. М.М. Собрание сочинений. -Т. 1−7. -М.: Русские словари, 1996.
  22. Н.Е. Клиника и профилактика психических заболеваний.- Киев: Здоров’я, 1980.
  23. Н.Е., Петленко В. П., Щербина Е. А. Философские вопросы психиатрии. -Киев: Здоров’я, 1985.
  24. И.Г. О системном подходе к анализу соотношения патологии и нормы. В кн. Теоретико-методологические аспекты пограничной психиатрии. -Л.: Изд-во НИИ им. В. М. Бехтерева, 1979.
  25. В.М. Избранные произведения. -М., 1954.
  26. В.М. Избранные труды по социальной психологии. -М.: Наука, 1994.
  27. В.М. Мозг: структура, функция, патология, психика. -Т. 1−2.- М.: Поматур, 1994.
  28. В.М. Проблемы развития и воспитания человека. -М.: Институт практической психологии- -Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
  29. В.М. Расстройства мышления. -Киев: Здоров’я, 1983.
  30. В.М. Экспериментально-психологическое исследование психических больных. -Ташкент: Медицина, 1972.
  31. В.М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. -Киев: Вища школа, 1978.
  32. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. -М: Наука, 1978.
  33. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. -Ростов: Изд-во Ростов, ун-та, 1983.
  34. Д.Б. Одаренность рабочая концепция. -М, 2002.
  35. . Символический обмен и смерть. -М.: Добросвет, 2000.
  36. И.С. В тени молчаливого большинства или конец социального. -Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2000.
  37. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968.
  38. Е.А. Философские проблемы в советской психологии. -М., 1972.
  39. Л. Ф. Психодиагностические методы исследования интеллекта. -Киев: О-во Знание УССР, 1985.
  40. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. -СПб: Питер, 1999.
  41. М.И. Профессия психиатр. -М.: Прометей, 1991.
  42. Ш., Гетцер Г. Диагностика нервно-психологического развития детей раннего возраста (Тесты развития 1−6 годов жизни): Пер с нем. -М.: Учпедгиз, 1935.
  43. Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства/Собр. соч. -М.: Педагогика, 1983. -Т.5.
  44. П.Б. Постановка вопроса о границах душевного здоровья // Современная психология. -1908. -№ 2.
  45. П.Б. Избранные труды. -М.: Медицина, 1964.
  46. И.Н. Исследование интеллекта / Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. -Л.: Медицина, 1983.
  47. В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. -М.: Высшая школа, 2001.
  48. Т.И. Пути и методы изучения нервно-психической заболеваемости. -М.: Государственный НИИ психиатрии МЗ РСФСР, 1964.
  49. М. Границы разума. -Алма-Ата: Казахстан, 1973.
  50. Государственный архив Самарской области.
  51. К.М., Борисова Е.М Введение в психодиагностику. -М.: ACADEMA, 2000.
  52. К.М., Горбачева Е. И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. -М.: Знание, 1992.
  53. В.М. Толковый словарь живого великорусского языка. -Т. 1−4. -М.: Астрель-АСТ, 2002.
  54. Л. Психоистория. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
  55. И.С. Письмо и различие. -СПб.: Академический проект, 2000.
  56. Ф.Ф. Учебное пособие по психиатрии. -Ташкент: Медицина, 1969.
  57. Г. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. -М.: Наука, 1984.
  58. Т.М. Язык и социальная психология. -М.: Высшая школа, 1980.
  59. В.Н. Диагностика общих познавательных способностей. -СПб.: Питер, 2000.
  60. В.Н. Когнитивные способности. Структура. Диагностика. Развитие. -М: Per Se- СПб.: Иматон, 2001.
  61. И.Е. Избранные сочинения. -М.: Медгиз, 1958.
  62. А.Л. Социальная психология личности. -М.: Per Se, 2002.
  63. С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. -М.: Просвещение, 1988.
  64. И.Я., Блейхер В. М. Психиатрический диагноз. -Киев: Вища школа, 1979.
  65. Х.С. История олигофренопедагогики. -М.: Просвещение, 1980.
  66. Г. В. О понятиях норма, патология, болезнь в психиатрии. В кн. Теоретико-методологические аспекты пограничной психиатрии. -Л.: Изд-во НИИ им. В. М. Бехтерева, 1979.
  67. В. и др. Руководство по психиатрии. -Т.1. -М., 1988.
  68. А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.
  69. A.M., Петленко В. П., Царегородцев Г. И. Философские основы социальных проблем медицины // Вестник МАН СССР. -1980. № 1.
  70. И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. -М.: INTRADA, 1996.
  71. М.Н. Реабилитационная психология. -Л.: Медицина, 1978.
  72. В.Н., Панкин В. Ф. Математическая статистика. -М.: Высшая школа, 1998.
  73. Ю. История психиатрии. -М.: ЦТР МГП ВОС, 1994.
  74. Л.А. Краткий психологический словарь. -М.: Политиздат, 1985.
  75. И.А. О врачевании. Проблемы и раздумья. -М.: Медицина, 1970.
  76. О.В. Лекции по психиатрии. -М.: Медгиз, 1955.
  77. К. Инстинкт, интеллект, психопатология // Неврология, психология и нейрохирургия. -1979. -№ 4.
  78. П.И. Психиатрические эскизы из истории. -М.: Терра-TERRA, 1995.
  79. Я.П. Философические предложения / Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII в. / И. Я. Щипанов.-М., 1952.-Т. 1. о
  80. В.А. Психологическая мысль России. -СПб.: АЛЕТЕИЯ, 2001.
  81. А.А., Петленко В. П. Норма как закономерное явление. В кн. Философские и социально-гигиенические аспекты учения о здоровье и болезни. -М.: Медицина, 1979.
  82. А.А., Петленко В. П. Статья «Норма» в БМЭ, 2-е изд. -Т. 17, 1981.
  83. А.А., Петленко В. П. Философские проблемы теории и нормы в биологии и медицине. -М.: Медицина, 1977.
  84. Ф. Основы психического развития. -M.-JL, 1934.
  85. А.И. Основы социологии. -М.: Академ. Проект, 2002.
  86. Е.К. Избранные труды. -М.: Медгиз, 1960.
  87. Э. Строение тела и характер. -М.: Биомедгиз, 1930.
  88. И. Латинско-российский лексикон. -М.: Типография С. Селивановского, 1834.
  89. Ю.Г. Сказки. -Т.1−3. -М.: Советская Россия, 1989.
  90. В.Ф. Психиатрия: история, проблемы, перспективы. -Минск: Вышэйшая школа, 1979.
  91. О. Н. Петленко В.П., Резник М. И., Фролов Б. С. Методологические аспекты нормы и пограничных состояний в психиатрии. В кн. Теоретико-методологические аспекты пограничной психиатрии. -JL: Изд-во НИИ им. В. М. Бехтерева, 1979.
  92. И.Г., Головинская Е. Ю. Технология коррекционно-развива-ющего обучения детей с задержкой психического развития. -Самара: СИПКРО, 1998.
  93. Н.С. Педология и психотехника о нравственном, интеллектуальном и физическом уровнях развития населения СССР в двадцатые годы // Психологический журнал. -1997. -Т. 18. -№ 3.
  94. Кук Ф. Заговор против пациента. -М.: Медицина, 1972.
  95. А.Ф. Избранные труды по психологии. -М.: Наука, 1997.
  96. Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. -М.: Ключ-С, 1999.
  97. М.С., Мясищев В. Н. Введение в медицинскую психологию.-Л.: Медицина, 1966.
  98. Т.Г. Фольклор Западной Сибири. -Омск: Изд-во Омского пед. института им. А. М. Горького, 1982.
  99. А.А. Психолингвистика. -Л.: Наука, 1967.
  100. А.А. Языкознание и психология. -М.: Наука, 1966.
  101. А.Н. Избранные психологические произведения. -Т.1−2. -М.: Педагогика, 1983.
  102. Лиотар Ж.-Ф. Ситуация постмодерна. -СПб., 1998.
  103. Д.С., Панченко A.M., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. -Л.: Наука, 1984.
  104. Е.И. Помнить о больном. Пособие по медицинской деонтологии. -Киев: Вища школа, 1979.
  105. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.
  106. А. А., Макарова А. И. Измерительная шкала ума для детей школьного возраста. -Л.: Сеятель, 1926.
  107. Д. Социальная психология. -СПб.: Университетская книга, 1999.
  108. П.П. Помешательство, описанное так, как оно является врачу в практике. -М.: Медгиз, 1960.
  109. Г. М. Об основах классификации болезней в связи с историческим ходом развития медицины. -Киев: Унив. изв. -1906. -№ 2.
  110. Ф.Д. Очерки по санитарной статистике в дореволюционной России и в СССР. -М.: Госстатиздат ЦСУ СССР, 1961.
  111. Т.Д. История психологии. -М.: ACADEMA, 2001.
  112. А.А. Общая психопатология. -М.: Медицина, 1972.
  113. Ю.М. Звездочтец. -Т.2. -М.: Советская Россия, 1990.
  114. Ю.М. Сказания о чудесах. -Т.1. -М.: Советская Россия, 1990.
  115. О.М. Современное зарубежное источниковедение. -М.: Высшая школа, 1983.
  116. A.M. Очерки истории отечественной санитарной статистики. -М.: Медицина, 1966.
  117. Методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Е. В. Шороховой. -М.: Наука, 1975.
  118. .Н. Социальная истории России. -Т.1−2. -СПб.: Дмитрий Буланин, 2000.
  119. В.В., Невзорова Т. А. Нервные и психические болезни. -М.: Медгиз, 1956.
  120. В.М., Агеева З. М. Московская клиническая психиатрическая больница им. П. П. Кащенко. -М.: Медицина, 1987.
  121. С. Машина, творящая богов. -М.: Центр психологии и психотерапии: КСП, 1998.
  122. В. А., Федотов Д. Д. Отечественная невропатология и психиатрия XVIII и первой половины XIX в.в. (1700−1860 гг.). -М.: СНХ СССР, 1964.
  123. Л.Ф. Возрастная психология. -М.: Пед. Общ. Россия, 2000.
  124. Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. -М., 1981.
  125. Л.Ф. Этапы развития детского мышления. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972
  126. С.И., Шведова М. Ю. Толковый словарь русского языка. -М.: Азбуковник, 1997.
  127. Е.М. Социальные нормы регуляторы поведения. -М., 1972.
  128. А.А. Очерки расстройств мышления. -Томск: Изд-во Томского ун-та, 1957.
  129. В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентаций в обыденном сознании. -М.: Изд-во МГУ, 1983.
  130. В.Ф. Психосемантика сознания. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.
  131. .Д. История медицины СССР. -М.: Медицина, 1964.
  132. . Избранные психологические труды. -М.: Международная педагогическая академия, 1994.
  133. Н.А. Изучение приемов логического мышления у взрослых. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.
  134. К. Сказано-связано. -Пермь: Пермское книжное изд-во, 1988.
  135. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А. В. Брушлинского. -М.:Наука, 1997.
  136. Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. О. К. Тихомирова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.
  137. Психологические механизмы социальной регуляции поведения / Отв. ред. М. И. Бобнева, Е. В. Шорохова. -М.: Наука, 1978.
  138. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. -СПб: Питер, 2000.
  139. Психология формирования и развития личности / Отв. ред. Л.И. Анцы-ферова. -М.: Наука, 1981.
  140. У. Познание и мышление. -М.: Мир, 1968.
  141. М.М. Методологическое значение классификации понятий нормы и патологии // Психологическая газета, № 4/67, -апрель 2001.
  142. .Ф. Ментальная активность. Понимание, рассуждение, нахождение решений. -М.: Ин-т психологии РАН, 1998.
  143. М.С. Критическая дилемма «нормы-патологии» в науках и психике. В кн. Теоретико-методологические аспекты пограничной психиатрии. -Л.: Изд-во НИИ им. В. М. Бехтерева, 1979.
  144. Российский менталитет: психология личности, сознание, социальные представления. -М.: Изд-во ИП РАН, 1998.
  145. Л.Л. Советская медицина в борьбе с психическими болезнями. -М. Медгиз, 1960.
  146. С.Л. Проблемы общей психологии. -М.: Педагогика, 1973.
  147. Т.К. Историческая психология. -Самара: Изд-во СНЦ РАН-СамГПУ, 2002.
  148. В.М., Дудин С. И. Темперамент и интеллект: общие и специальные факторы // Психологический журнал. -Т. 16. -№ 5. -1995.
  149. А.А. Социальные ценности и нормы. -Киев: Наукова Думка, 1976.
  150. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. -Л: Наука, 1979.
  151. И.В. Художественное высказывание в системе дискурсивных практик // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Специальный выпуск «Актуальные проблемы гуманитарных наук». -Самара, 2002.
  152. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Речь, 2002.
  153. Словарь русского языка XI—XVII вв. -Т.1−25. / Под ред. С. Г. Бархударова. -М.: Наука, 1975.
  154. Н.Л. Образ умного человека: российское исследование / Российский менталитет: Вопросы психологической теории и практики. -М., 1997.
  155. Л.Н. Внутренняя речь и мышление. -М: Педагогика, 1968.
  156. В.М. Язык как системно-структурное образование. -М.: Наука, 1977.
  157. Ю.С. Словарь русского языка XVIII века. -Л.: Наука, 1985.
  158. Старославянский словарь (по рукописям X—XI вв.) / Под ред. P.M. Цейтлин, Р. Вечерка, Э. Благова. -М.: Русский язык, 1999.
  159. А.Д. Норма, болезнь и вопросы здравоохранения. -Горький, 1975.
  160. Е.И. Структура интеллекта взрослых. -М.: НИИ ООВ, 1979.
  161. Т.Г. Этнопсихология. -М.: Институт психологии РАН, 1999.
  162. O.K. Структура мыслительной деятельности человека. -М: Изд-во Моск. ун-та, 1969.
  163. А.Ш. Психология телесности. -М.: Смысл, 2002.
  164. .А. Избранные труды. -Т.1−3. -М.: Школа «Языки русской культуры». 1996.
  165. Г. К. Методы моделирования и разработки нормативов постнатального сомато-психического развития. -М., 1976.
  166. М. Этимологический словарь русского языка. -Т. 1−4. -СПб.: Азбука, 1996.
  167. Д.Д. Очерки по истории отечественной психиатрии. -T.I. -М.: МО СССР им. К. Е. Ворошилова, 1957.
  168. М. Воля к истине: По ту сторону власти и сексуальности. Работы разных лет / Сост. и перевод С. Табачниковой. -1996. -М.:Магистериум, Касталь.
  169. М. История безумия в классическую эпоху. -СПб.: Университетская книга, 1997.
  170. М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. -М.: Ad Marginem, 1999.
  171. М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. -СПб.: A-Cad: АОЗТ «Талисман», 1994.
  172. Д. Исцеляющий вымысел. -СПб.: Б.С.К., 1997.
  173. М.А. Психология интеллекта. -СПб.: Питер, 2002.
  174. М.А. Когнитивные стили и интеллектуальные способности // Психологический журнал. -1992. -Т. 13. -№ 3.
  175. М.А. Сенсорно-эмоциональный опыт как когнитивная составляющая в структуре индивидуального интеллекта // Психологические проблемы индивидуальности. -1983. -Вып. I. -JL: Изд-во Ленингр. ун-та.
  176. Н. Логические основы лингвистических теорий / Новое в лингвистике. -1965, вып. 5.
  177. Н. Язык и мышление. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972.
  178. Н.И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации. -М.: Столетие, 1997.
  179. Л.В. Психологические особенности организации познавательного опыта интеллектуально одаренной личности. -Дис. на соиск. уч. степени канд. психол. н. -Киев: Ин-т психологии, 1993.
  180. В.А. Историческая психология. -Ростов-на-Дону, 1994.
  181. А.Г. Традиционная психометрика и экспериментальная психосемантика // Вопросы психологии. -1985. -№ 5.
  182. Н.Г. Психологическая норма: системный подход. Системные исследования в общей и прикладной психологии / Сборник научных трудов Международной академии психологических наук. -Набережные Челны, 2002.
  183. Д., Шульц С. История современной психологии. -СПб.: Евразия, 2002.
  184. Д.Б. Избранные психологические труды. -М.-Воронеж, 1995.
  185. М. Прото или конец постмодернизма // Знамя. -1996. -№ 6.
  186. М.Г. История психологии от античности до середины XX в. -М.: ACADEMA, 1997.
  187. М.Г. История психологии. -М.: Мысль, 1985.194.www.gss.ru195. www.psi.webzone.ru/st/311 400.htm
  188. Augoustinos М., Walker J. Social Cognition. -L., 1966.
  189. Bohman S. What is Intelligence? -Stockholm: Almgist & Wiksell Intern, 1960.
  190. Cattel R.B., Butcher H.J. The Prediction of Achievement and Creativity. -Indianapolis: Bobbs-Merrill, 1968.
  191. Eysenck H.J. A Model for Intelligence. -N.Y.: Springer, 1982.
  192. Eysenck H.J., Eysenck M.W. Personal and Individual Differences / A Natural Science Approach. -N.Y., L., 1985.
  193. Guilford J.P. The Nature of Human Intelligence. -N.Y.: McGraw-Hill, 1967.
  194. Guilford J.P., Hoepfner R. The Analysis of Intelligence. -N.Y.: McGraw-Hill, 1971.
  195. Harris D.B. Children’s Drawings as Measures of Intellectual Maturity: A Revision and Extension of the Goodenough Draw-A-Man Test. -N.Y.: Harcourt Brace, 1963.
  196. Kline P. Intelligence: The Psychometric View. -L.: Routledge, 1990.
  197. Kline P. A Psychometric Psychology. -L.: Routledge, 1998.
  198. Mayer-Gross W., Slater E., Roth M. Clinical Psychiatry. -L.: Cassell, 1961.
  199. Miller J. The Passion of Michel Foucault. -L.: Flamingo, 2000.
  200. Piaget J. The Psychology of Intelligence. -L.: Routledge & Kegan Paul, 1947.
  201. Rasch G. Probabilistic Models for some Intelligence and Attainment Tests. -Copenhagen: Denmark Institute of Education, 1960.
  202. Rust J., Golombok S., Modern Psychometrics. -L.: Routledge, 1998.
  203. Vernon P.E. Intelligence, Heredity and Environment. -N.Y.: W.H. Freeman, 1979.
Заполнить форму текущей работой