Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организация и развитие ситуации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поскольку факт перцептивной потребности указывает на недостаток или отсутствие чего-то, что должно быть чувственно отражено, объект восприятия несет момент проблемное™ и по своей структуре подобен задаче. Это означает, что в нем некоторым образом дифференцируется данное, или наличное положение вещей, и искомое — предмет перцептивной потребности, который имплицитно содержится в данном… Читать ещё >

Организация и развитие ситуации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Элементами, на основе которых строится объект и которые в совокупности составляют его содержание, становятся различные материальные образования (события, люди, вещи, их свойства), обладающие массой, объемом, плотностью, температурой, длительностью, формой, изменяющиеся в пространстве и времени, имеющие определенный химический состав, по-разному расположенные, взаимодействующие друг с другом, содержащие различные возможности репрезентации и действия. Роли этих элементов и их значения для индивида (валентности) не одинаковы и зависят от его потребности, намерения, цели, установки. Включаясь в целое — ситуацию, они обретают новые качества и становятся активными факторами (детерминантами, аттракторами) восприятия.

В ситуации выделяются два ключевых звена: сам индивид и предмет его восприятия.

Позиция индивида, его ориентация в среде, температура, масса и другие свойства, включая социальные роли и статус, являются точкой отсчета, или началом многомерной системы координат объекта восприятия. Объект восприятия субъектоцентричен. Относительно субъекта то или иное событие локализуется справа или слева, спереди или сзади, ближе или дальше, в собственном организме, на его поверхности или вне его, воспринимается раньше или позже, оценивается как яркое или тусклое, неподвижное или движущееся, горячее или холодное, мягкое или плотное. Границы объекта восприятия определяются ресурсами субъекта (сенсорные и двигательные задатки, пороги чувствительности, перцептивные навыки и др.) и характером выполняемой задачи.

Воспринимается прежде всего то, что влияет на жизнедеятельность индивида. Человек не может непосредственно слышать ультразвук или ощущать температуру 100°, потому что в реальной жизни такие задачи ему не ставятся. Если же они будут поставлены (природой или самим человеком), то, по крайней мере частично, ее решение будет возможным. Во всяком случае исследования «кожного зрения» позволяют надеяться на положительный эффект (Леонтьев, 1972). В ходе онтогенеза и профессионализации человека функциональный диапазон сенсорной чувствительности может существенно измениться (расшириться, сузиться, сместиться), а сама перцептивная способность — получить исключительное развитие (Ананьев, 1960; Bach-Y-Rita, Scadden, Collins, 1975).

Многообразие сфер бытия порождает разнообразие сторон и типов объектов восприятия (Леонтьев, 1972; Argale, Furnham, Geraham, 1981; UexkullJ., 1955; Росс, Нисбетт, 1999). Физическая система отношений предполагает констелляцию веществ, находящихся в различных агрегатных состояниях (твердые тела, жидкости, газы); это — организация абиотических событий, которые обладают механическими, акустическими, оптическими, гравитационными и др. свойствами, оформлены в пространстве и времени. Биологическая система отношений вводит в объект события жизни, участником которых оказывается индивид; действительность открывается ему как поле потребностей и действий. Наконец, социальная система бытия обнажает пространство взаимоотношений между людьми; в содержание объекта восприятия включается поведение людей, их состояния, роли, позиции в обществе, культурные традиции и др. В реальном процессе восприятия физический, биологический и социальный планы ситуации слиты в пространстве и времени, едины.

Элементы ситуации, их свойства и отношения, непосредственно отвечающие текущей потребности или намерению субъекта, образуют актуальный предмет восприятия; это функциональный центр объекта, компонент (свойство, отношение), получивший мотивационное значение и возможность так или иначе влиять на взаимодействие индивида со средой. Предмет восприятия противопоставлен остальным элементам ситуации, которые потенциально отвечают иным потребностям, образуя функциональную периферию (контекст восприятия или фон). Центр и периферия не связаны жесткими отношениями и в процессе взаимодействия индивида со средой переходят друг в друга (Рок, 1980; Koffka, 1935). При этом функциональная периферия объекта восприятия также оказывается неоднородной. В ней дифференцируются актуально (эксплицитно) и потенциально (имплицитно) данные элементы. В последнем случае имеются в виду события, которые косвенно учитываются субъектом и при благоприятных обстоятельствах могут быть восприняты непосредственно (Ломов, 1984; Пономарев, 1983).

Подчеркнем, что объект восприятия конституируется не только физическими (Вавилов, 1961), географическими (Голд, 1990) или экологическими (Гибсон, 1988) особенностями среды, но и социокультурными детерминантами — нормами, правилами, ролями (Росс, Нисбетт, 1999), допускающими возможность «драматургического» описания (Гофман, 2000). Ведущими факторами объекта-ситуации являются намерения и цели субъекта. Они определяют тип ситуации, ее структуру, предмет восприятия и стратегию активности. Наряду со сложностью и ясностью к наиболее важным структурным характеристикам объекта относят его значимость для воспринимающего и силу заложенных «поощрений» и «наказаний» (Росс, Нисбетт, 1999). Целостной единицей анализа объекта восприятия выступает эпизод, или относительно завершенный фрагмент жизненной ситуации, который, в свою очередь, может быть дифференцирован на более мелкие единицы — события (Барабанщиков, Мебель, 2000).

Таким образом, объект восприятия характеризуется содержательной и функциональной неоднородностью своих элементов, связей и отношений, их упорядоченностью относительно субъекта восприятия и потенциальной избыточностью. Вектор, соединяющий позиции субъекта и предмета восприятия, задает объективную направленность взаимодействия индивида со средой, субъекта восприятия с объектом. Объект-ситуация является источником информационного содержания восприятия, определяет контекст порождения чувственного образа и структуру перцептивной активности.

Объект-ситуация отличается не только целостностью, но и динамикой, развитием. Это система событий, развертывающаяся во времени, т. е. имеющая начало, кульминацию и конец. Объект восприятия никогда не дается заранее. Побуждая и направляя активность субъекта, он сам складывается под ее влиянием. Изменение состояния, позиции или ориентации индивида в среде меняет их соотношение, а следовательно, и объект восприятия. До завершения перцептивного акта объект-ситуация остается неопределенным.

Наряду с закономерно меняющимися фазами развития ситуации (Fiske, 1977; Rush, 1977), возможно взаимовлияние смежных объектов, например, при включении одной ситуации в другую или при ожидании ситуации, вызывающей фрустрацию (Ясперс, 1997). Повторяющаяся динамика развития объектов восприятия и их взаимопереходов становится основанием антиципации чувственных и (или) двигательных эффектов, опережающих реальные события.

Поскольку факт перцептивной потребности указывает на недостаток или отсутствие чего-то, что должно быть чувственно отражено, объект восприятия несет момент проблемное™ и по своей структуре подобен задаче. Это означает, что в нем некоторым образом дифференцируется данное, или наличное положение вещей, и искомое — предмет перцептивной потребности, который имплицитно содержится в данном. В результате решения перцептивной задачи устанавливается новое соотношение индивида со средой, ведущее к удовлетворению исходной потребности. Решение перцептивной задачи означает преодоление индивидом информационной избыточности среды, снятие ее неопределенности (Зинченко, 1997). К этому классу задач относятся: обнаружение, опознание, поиск и идентификация элемента (отношения) среды, сравнение наличных элементов ситуации и их интеграция в единое целое, оценка величины, формы, цвета и движения окружающего, отслеживание «поведения» значимых элементов среды и другие.

В одно и то же время индивид может быть включен в разные системы отношений (в разные виды информационного взаимодействия со средой), поэтому объекты восприятия могут развиваться не только последовательно, но и параллельно. Более того, они могут объединяться в образования с многомерной конфигурацией, предполагающие очень сложные и многозначные пути развития. Наконец, объекты восприятия допускают как иерархическую (Magnusson, 1981; Magnusson, Torestad, 1993), так и гетерархическую организацию. Если иерархия предполагает соподчиненность уровней ситуаций («моментальная ситуация», «ситуация как таковая», «жизненная ситуация», «жизненный мир») или перцептивных задач, выводящих на тот или иной «центр», то для гетерархии характерно несколько замыкающих «центров», скоординированных между собой весьма непростым способом.

Резюмируя сказанное, отметим, что объект восприятия — это уникальная система обстоятельств, сконцентрированных и увязанных на индивиде в некоторый момент времени. Здесь сфокусировано действие сил, интересов, напряжений, позиций, ролей, разрешение которых предполагает самостоятельную логику движения. Разнообразие подобных обстоятельств и создает полноту человеческого существования, множественность его измерений и линий развития. Объект-ситуация выступает как источник чувственного содержания и, одновременно, как поле отношений и активности человека. Объект «предлагает» индивиду возможные цели, пути и способы действия, как бы подталкивая его к тому или иному решению. Однако принятие решения становится уделом субъекта, его выбором. В объекте-ситуации положена возможность и его чувственного воспроизведения, и отношения к нему, и его изменения; вне перцептивного процесса объект восприятия не существует.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой