Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Пути формирования читательских интересов учащихся 4-7 классов (на материалах русской и зарубежной классики)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе исследования были определены этапы работы по формированию читательских интересов учащихся в 4−7 классах, основные условия эффективности этой работы. Основное внимание при этом было уделено наименее исследованным аспектам проблемы: изучению читательских интересов и активизации читательского опыта учащихся на уроках по основному курсу литературы, на уроках внеклассного чтения… Читать ещё >

Содержание

  • Бведение
  • Глава I. Формирование читательских интересов учащихся как социальная и педагогическая проблема. II
    • I. I. Роль чтения в формировании духовной культуры общества. II
      • 1. 2. Особенности эволюции читательских интересов учащихся 4−10 классов (из опыта изучения чителя-школьника)
      • 1. 3. Место произведений классической литературы в воспитании современных школьников
      • 1. 4. Основные пути, этапы и условия эффективности формирования читательских интересов учащихся
  • 4−7 классов
  • Глава 2. Исследование эффективности различных путей формирования читательских интересов учащихся
  • 4−7 классов
    • 2. 1. Изучение читателя-школьника как необходимое условие формирования читательских интересов основные формы изучения)
    • 2. 2. Уроки внеклассного чтения по произведениям русской и зарубежной классики в 4−7 классах
    • 2. 3. Активизация читательского опыта учащихся на уроках литературы (на материале изучения темы «Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба» в 6 классе)
    • 2. 4. Совершенствование форм индивидуальной работы с читателем-школьником (работа с чительскими дневниками)

Пути формирования читательских интересов учащихся 4-7 классов (на материалах русской и зарубежной классики) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В решениях ХХУ, ХХУ1 съездов КПСС и пленумов ЦК КПСС по вопросам идеологической работы подчеркивается возрастающая роль литературы и искусства в формировании духовной культуры общества развитого социализма, в воспитании гармонически развитой личности (3- 4- 9- 6). В активном целенаправленном формировании интересов, потребностей личности КПСС видит одну из важнейших задач социальной политики (4, с. 63). Для достижения основной цели коммунистического воспитания, как было отмечено на ХХУ1 съезде КПСС, необходимо «совершенствовать формы и методы трудового, нравственного и эстетического воспитания» (4, с. 181).

На апрельском (1984 года) Пленуме ЦК КПСС, рассмотревшем вопрос об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы, было подчеркнуто, что весь процесс обучения и воспитания должен в гораздо большей степени стать носителем мировоззренческого содержания: «Призвание школыформировать у учащихся марксистско-ленинскую убежденность, способность к самостоятельному, творческому мышлению, развивать сознание своей ответственности за судьбы социалистической Родины. И, конечно, прививать стойкий иммунитет к чуждым нам взглядам и нравам» (8, с. 18).

Важное значение для гармонического развития личности имеют уроки литературы, призванные воздействовать на духовный мир учащихся, обогащать их идейно-политический, нравственный, эстетический опыт, формировать их читательские интересы, давать четкие критерии выбора и оценки художественных произведений.

Воздействие литературы как учебного предмета и как искусства слова на формирование личности учащихся во многом зависит от организации их широкого внеклассного чтения. В современной практике школьного преподавания литературы до сих пор не преодолен тот разрыв между классным чтением учащихся и их самостоятельной читательской практикой, который является одной из важных причин, препятствующих полноценному литературному развитию школьников. Несформированность четких критериев выбора и оценки художественных произведений в школьном возрасте приводит к некритическому подходу к идейно чуждым или слабым в художественном отношении произведениям. Этим прежде всего определяется актуальность исследования, направленного на поиск такой организации классного и внеклассного чтения школьников, которая бы в большей мере способствовала формированию их читательских интересов.

Проблемы воспитания читателя являются объектом пристального внимания социологов, психологов, литературоведов, педагогов, библиотековедов. В современной методической науке успешно разрабатываются вопросы организации внеклассного чтения учащихся. В ряде исследований (Светловская H.H.- Полухина В. П., Клецкая З.М.- Квятковский Е. В., Липкина А. И., Бодрова H.A., Сигал JI.M., Пантелеева Л. Т. и другие) дан анализ содержания читательских интересов школьников разных возрастных групп (231- 103- 121- 120- 39- 196).

Важное место в воспитании читательской культуры школьников отводится системе уроков внеклассного чтения в средних классах (Ермилова Н.Г., Збарский И. С., Полухина В. П., Снежнев-ская М.А., Стрельцова Л. Г., Шарова И. Н. и другие), беседам по современной советской литературе в старших классах (Богданова О.Ю., Бодрова H.A., Силкин Н. К., Тесемницына М. С., Чернова И. И. и другие). В исследованиях методистов прочно утвердилось положение о единстве целей и задач, стоящих перед уроками по основному курсу литературы и перед уроками внеклассного чтения (37- 54- 66- 104- 231).

Методические исследования последнего десятилетия (Богданова О.Ю., Демидова H.A., Качурин М. Г., Маранцман В. Г., Мальцева К. В., Рез З. Я. и другие) отличает особое внимание к читателю-школьнику, его читательским интересам, особенностям его читательского восприятия. Изучение читателя-школьника рассматривается как необходимое условие эффективной организации процесса обучения литературе в средней школе (40- 88- 67- 117- 160- 166- 205).

Между тем некоторые направления, касающиеся проблемы формирования читательских интересов школьников, представляются недостаточно разработанными в современной методической науке. Не определены достаточно четко основные пути и условия эффективности формирования читательских интересов школьников, основные этапы работы по формированию читательских интересов в процессе изучения литературы, в частности, при организации внеклассного чтения учащихся. Не исследовались специально проблемы учета внеклассного чтения учащихся и использования их читательского опыта на уроках литературы. Исследования, посвященные вопросам организации внеклассного чтения, чаще всего строятся на материале уроков внеклассного чтения, меньше внимания уделяется индивидуальной работе с читателем-школьником, без которой невозможно осуществить полноценное воздействие на чтение учащихся.

Объект настоящего исследования — учащиеся 4−7 классов как читатели. По данным социологов и психологов, наиболее интенсивно читательские интересы формируются в школьном возрасте, причем к старшим классам они уже в значительной степени устойчивы. Именно в среднем школьном возрасте особенно активно расширяется диапазон чтения школьников, прежде всего за счет так называемой «взрослой» литературы, постепенно складывается дифференциация читательских интересов.

Предметом исследования мы избрали организацию внеклассного чтения произведений русской и зарубежной классики на уроках литературы и во внеурочной работе с читателем-школьником в средних классах.

Основная цель работы заключается в выявлении наиболее эффективных условий организации внеклассного чтения учащихся 4−7 классов, способствующих формированию у школьников устойчивого интереса к произведениям русской и зарубежной классической литературы.

В большинстве методических исследований проблемы внеклассного чтения учащихся рассматриваются преиь^ущественно на материале произведений советской литературы, наиболее сильно воздействующих на духовный мир современного школьника, на его становление как личности. Пути формирования интереса школьников к классической литературе почти не исследовались в современной методической науке. Это и определило выбор произведений русских и зарубежных писателей-классиков, используемых в ходе обучающего эксперимента.

В ходе исследования была ввдвинута гипотеза, которая состояла в следующем. Эффективность воздействия уроков литературы, всей системы организации внеклассного чтения школьников на формирование их читательских интересов повыпается, если постоянно изучается и учитывается реальное чтение школьников, их читательские интересы, если на этой основе целенаправленно активизируется читательский опыт школьников, если фронтальная работа с классом сочетается с индивидуальной работой с отдельным читателем-школьником.

Реализация поставленной цели и выдвинутой гипотезы обусловила следующие з, а д, а ч и исследования:

— изучить состояние проблемы формирования читательских интересов в теории и практике организации внеклассного чтения учащихся средних классов;

— определить основные пути, этапы и условия эффективности формирования читательских интересов учащихся 4−7 классов;

— сопоставить эффективность различных форм изучения читателя-школьника;

— разработать рекомендации по учету и использованию читательского опыта учащихся на уроках литературы в 4−7 классах, внедрить в школьную практику, проверить их эффективность;

— обосновать теоретически и проверить экспериментально систему вопросов и заданий к урокам литературы, направленную на формирование у учащихся интереса к произведениям классической литературы.

Методологической основой исследования является марксистско-ленинская теория познания, труды К. Маркса, 5>. Энгельса, В. И. Ленина по вопросам идеологической работы, статьи классиков марксизма-ленинизма о литературе и искусстве, документы КПСС и Советского правительства по вопросам воспитания личности.

Исследование проводилось в несколько этапов. Первый этап — изучение литературы по проблеме диссертации. Второй этап — массовый констатирующий эксперимент, который был проведен в средних общеобразовательных школах №№ 75, 76, 87 г. Барнаула, №№ 204, 820 г. Москвы, а также в сельских школах Алтайского края (Тальменские №№ 1, 5, Озерская, Новообинская, Петропавловская) в течение I98I-I982 учебного года. Третий этап — обучающий эксперимент, в ходе которого внедрялись методические рекомендации по организации внеклассного чтения в 4−7 классах и по изучению ряда тем школьной программы, определялась эффективность этих рекомендаций. Экспериментальная работа проводилась диссертантом и учителями-словесниками средних общеобразовательных школ № 75 (Солодилова Т.В.), № 76 (Бледнова У.С.) г. Барнаула, № 204 (Шахова В.В.), № 820 (Ба-рова Е.С.) г. Москвы, студентами МГОИ имени В. И. Ленина (Иванова E.JI., Михайлова Е.Б.) в ходе педагогической практики в течение I98I-I984 учебных годов.

В работе использовались различные методы исследования: изучение философской, социологической, литературоведческой, педагогической, психологической, методической литературы по проблеме диссертационного исследованияанализ школьных программ, учебных пособий, списков литературы для чтения школьников в дореволюционной и советской школенаблюдение за практикой организации внеклассного чтения в школах в течение 1975;1984 учебных годовбеседы с учителями и учащимисяизучение школьной документациимассовое анкетирование учащихся 4−10 классов и обработка данных анкетанализ устных ответов и письменных работ, сочинений и отзывов на прочитанные книги, рисунков, записей в читательских дневниках учащихсяэкспериментальная проверка основных положений и методических рекомендаций диссертации, проведенная диссертантом и учителями-словес никами средних школ.

Научная новизна проведенного исследования состоит в следующем:

— дано теоретическое обоснование проблемы формирования читательских интересов учащихся;

— выявлены основные особенности эволюции читательских интересов школьников от 4 к 10 классу;

— определены основные пути, этапы и условия эффективности работы по формированию читательских интересов учащихся в 4−7 классах;

— сопоставлена эффективность различных форм изучения читателя-школьника в 4−7 классах;

— исследованы возможности активизации читательского опыта учащихся на уроках литературы и в индивидуальной работе с читателем-школьником.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем даются рекомендации по учету и использованию читательского опыта учащихся средних классов на уроках по основное курсу литературы, на уроках внеклассного чтения и в индивидуальной работепредлагается возможный вариант уроков внеклассного чтения по произведениям русских и зарубежных классиков в 4−7 классахописывается методика работы с читательскими дневниками учащихся.

Материалы исследования могут быть использованы учителями средних общеобразовательных школ в процессе преподавания литературы и организации внеклассного чтения в средних классах, преподавателями педагогических институтов в работе со студентами на семинарах и в ходе педагогической практики, а также на курсах повышения квалификации учителей-словесников при ИУУ.

Достоверность выводов и рекомендаций автора подтверждается данными массового констатирующего эксперимента, который проводился в указанных выше десяти средних общеобразовательных школах Алтайского края, г. Барнаула и г. Москвы. Им было охвачено около 1400 учащихся. Результаты экспериментальной работы оценивались на основе анализа анкетных данных, устных и письменных ответов учащихся, записей в читательских дневниках. Всего было проанализировано более 1500 работ учащихся.

— 10.

Апробация материалов исследования осуществлялась во время выступлений автора перед учителями-словесниками г. Москвы в МГИУУ (1983 г., 1984 г.), г. Барнаула в БШУУ (1984 г.), на Герценовских чтениях при ЛГПИ имени А. И. Герцена (1983 г.). Результаты исследования использовались при проведении лекций, практических и лабораторных занятий, в ходе педагогической практики студентов МГПИ имени В. И. Ленина (в течение 1981;1984 учебных годов).

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (восьми параграфов) и заключения. Общий объем диссертации — 176 страниц, в том числе 3 таблицы. В списке используемой литературы указано 298 наименований.

Основные результаты проведенного исследования путей формирования читательских интересов учащихся 4−7 классов средней школы состоят в следующем:

1. Анализ современного состояния исследуемой проблемы позволяет констатировать, что в методической науке и практике школьного преподавания литературы сложились четыре основных пути формирования читательских интересов школьников, рассматриваемых нами в их единстве и взаимосвязи: а) уроки по основному курсу литературы, б) уроки внеклассного чтения, в) внеклассная и внешкольная работа, г) индивидуальная работа с читателем-школьником.

2. В ходе исследования были определены этапы работы по формированию читательских интересов учащихся в 4−7 классах, основные условия эффективности этой работы. Основное внимание при этом было уделено наименее исследованным аспектам проблемы: изучению читательских интересов и активизации читательского опыта учащихся на уроках по основному курсу литературы, на уроках внеклассного чтения и в индивидуальной работе с читателем-школьником путем создания системы опережающих фронтальных, групповых и индивидуальных заданий на материале внеклассного чтения с учетом особенностей общения учащихся данного школьного возраста.

3. При организации обучающего эксперимента нами учитывался комплекс условий эффективности формирования читательских интересов учащихся: а) создание единой системы классной и внеклассной работы по литературе, связь классного и внеклассного чтения, б) единство школы, библиотеки и семьи в воспитании читателя, в) сочетание коллективных и индивидуальных форм работы с читателем-школьником, г) совершенствование типов и структуры уроков внеклассного чтения, д) внимание к реальному читательскому опыту школьников, учет и использование этого опыта на уроках литературы и во внеурочной работе.

4. Экспериментальная проверка выдвинутых нами теоретических положений и предложенных методических рекомендаций по организации внеклассного чтения произведений русских и зарубежных писателей-классиков подтвердила в целом наше предположение об условиях эффективности работы по формированию читательских интересов школьников. Постоянное изучение и учет внеклассного чтения, активизация читательского опыта учащихся на различных этапах изучения литературного произведения, на уроках разного типа и в индивидуальной работе с читателем-школьником способствует более эффективному переносу знаний и умений, полученных на уроках, в самостоятельную читательскую практику учащихся, формированию у них разносторонних читательских интересов, совершенствованию их читательского восприятия.

5. Данная работа, разумеется, не исчерпывает названной проблемы. Необходима дальнейшая разработка путей формирования читательских интересов учащихся средних и старших классов на материале произведений русской и зарубежной классики и советской многонациональной литературы. Важной задачей современной методики преподавания литературы является создание дидактического материала к урокам по основному курсу литературы и урокам внеклассного чтения.

В заключение автор выражает глубокую признательность коллективу кафедры методики преподавания литературы МГПИ имени В. И. Ленина, прежде всего своему научному руководителю профессору Богдановой Оксане Юрьевне, а также профессору Демидовой Нине Алексеевне, доценту Лукаш Антонине Федоровне за постоянное внимание к нашей работе и ценные замечания, высказанные в ходе ее обсуждения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. и Энгельс Ф. Об искусстве. В 2-х томах. -М.: Политиздат, 1976. т. I — 575 с., т. 2 — 719 с.
  2. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1977. -256 с.
  3. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. -223 с.
  4. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. М.: Политиздат, 1977. — 32 с.
  5. КПСС о формировании нового человека. Сб. документов и материалов (1965−1981). М.: Политиздат, 1982. — 686 с.
  6. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 года. М.: Политиздат, 1983. — 80 с.
  7. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 10 апреля 1984 года. М.: Политиздат, 1984. — 31 с.
  8. Об идеологической работе КПСС. Сб. документов. -М.: Политиздат, 1977. 640 с.
  9. С.Л. Уроки внеклассного чтения в 7−8 классах. М.-Л.: Просвещение, 1964. — 118 с.
  10. Л.С. Уроки нравственного прозрения. М.: Педагогика, 1983. — 128 с.
  11. А.С. Уроки внеклассного чтения как средство педагогического воздействия на самостоятельное чтение школьника-подростка. Автореф. канд. дисс. Л., 1976. — 19 с.- 154
  12. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984. — 176 с.
  13. Актуальные проблемы чтения современных школьников. Труды Ленинградского института культуры им. Н. К. Крупской, т. 35. Л., 1977. — 156 с.
  14. Х.Д., Гордеева Е. Д. и др. Что читать народу? Критический указатель книг для народного и детского чтения. В 2-х томах. Спб., 1888−1889. — т. I — 806 с., т. 2 -976 с.
  15. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (Методические основы). М.: Просвещение, 1982. -192 с.
  16. Ю.К., Победоносцев Г. А. Комплексный подход к воспитанию школьников, М.: Педагогика, 1980. — 80 с.
  17. Ц.П. Воспитательное чтение. М., 1913. -299 с.
  18. .В. Изучение читателей в России (XIX в.). -М.: Книга, 1969. 262 с.
  19. Р., Эскарпи Р. Жажда, 'чтения. Пер. с англ. и франц. М.: Книга, 1979. — 208 с.
  20. Л.И. Ребенок и книга. О читателе 8−9 лет.-М.: Книга, 1969. 167 с.
  21. В.Г. Избранные педагогические сочинения. -М.: Педагогика, 1982. 287 с.
  22. Библиотечно-библиографические знания школьникам. Методическое пособие. — М.: Книга, 1977. — 46 с.
  23. Л.В. Некоторые вопросы отношения школьников к искусству. Вопросы психологии, 1964, № I, с.150−162.
  24. Л.В. Отношение детей к искусству и его возрастное развитие. Вопросы психологии, 1968, № 4,с. 96−104.
  25. П.П. Избранные педагогические произведения. -М.: Изд. АПН РСФСР, 1961. 695 с.
  26. П.П. Избранные психологические произведения. М.: Просвещение, 1964. — 547 с.
  27. H.A. Уроки внеклассного чтения в 1У классах. -Куйбышев, 1973. 60 с.
  28. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  29. Н.И. Методика воспитательной работы в школе. М.: Просвещение, 1974. — 223 с.
  30. Н.И., Гончаров Н. К., Есипов Б. П., Королев Ф. Ф. Педагогика. М.: Просвещение, 1968. — 526 с.
  31. Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1975. — 400 с.
  32. Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. М.: Просвещение, 1964. — 304 с.
  33. A.A. Индивидуальный подход в обучении. -Советская педагогика, 1965, № 7, с. 70−83.
  34. И.С. Збарский. М.: Просвещение, 1983. — 319 с.
  35. И.В. Тетрадь для записи о прочитанных книгах. М.: Наука, 1913. — 34 с.
  36. Внеклассное чтение в школе. Сб. статей. М.: Изд.1. АПН РСФСР, 1953. 88 с.
  37. В.И. Избранные педагогические сочинения. -М.: Изд. АПН РСФСР, 1958. 632 с.
  38. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1973. — 286 с.
  39. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. Под ред. Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой. М.: Просвещение, 1967. — 360 с.
  40. Г. Проблемы детского чтения. Пер. с нем. -Спб., 1919. 84 с.
  41. Вопросы воспитания читателя. Под ред. Т. Д. Полозовой. М., 1977. — 127 с.
  42. Воспитание культуры чтения школьников. Под ред. И. И. Долецкой. М.: Педагогика, 1971. — 128 с.
  43. Время и судьбы русских писателей. Отв. ред. Н.В. Ось-маков. М.: Наука, 1981. — 344 с.
  44. Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Изд. АПН РСФСР, 1956. — 519 с.
  45. Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. — 576 с.
  46. Л.И., Тугов Ю. М. Руководство чтением как процесс. Советское библиотековедение, 1976, № 6, с. 40−52.
  47. Гердзей-Капица Н.М., Салтыкова М. Н. Внеклассное чтение в 5−8 классах. Л.: Учпедгиз, 1961. — 245 с.
  48. В.В. Методика щ М.: Учпедгиз, 1962. 495 с.
  49. И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. М.: Просвещение, 1978. — 160 с.
  50. А.Д., Шильникова М. А. Руководство внеклассным чтением учащихся. М.: Учпедгиз, 1949. — 31 с.
  51. Т.А. Приемы наблюдения над детским чтением. Красный библиотекарь, 1926, № 3, с. 35−47.
  52. М.И. Воспитание культуры чтения младшихшкольников. М.: Книга, 1968. 1. I с.
  53. А.Г., Дубовиков А. Н., Озерова A.A. Литера
  54. Г. А. Изучение школе. Методологические очерки о ние, 1966. 266 с.
  55. A.B. Искусство истории. М.: Современник, 1980. — 288 с.
  56. С.А. Организация чтения в старших классах. -М.: Учпедгиз, 1956. 128 с.
  57. H.A. Роман А. Н. школьном изучении. М.: Просвещение, 1971. — 160 с.
  58. Детская библиотека. Практическое пособие. М.: Книга, 1967. — 213 с.
  59. Дидактика средней школы. Под ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1975. — 303 с.
  60. H.A. Вопросы эстетического воспитания. -М.: Искусство, 1956. 208 с.
  61. H.A. Собр. соч. в 3-х томах. М.: Гослитиздат, 1950−1952. — т. I — 728 е., т. 2 — 742 е., т. 3 -741 с.
  62. М.С., Новосел! в 4−5 классах. Киев: Радянська
  63. Н.Г. Планирование уроков внеклассного чтения в 1У-У классах. В кн.: Уроки внеклассного чтения. -М.: Просвещение, 1980, с. I09-II7.
  64. Л.В. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968. — 175 с.
  65. Т. В. Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» в школьном изучении. Л.: Просвещение, 1980.- 104 с.
  66. НО. Ильин E.H. Искусство общения. М.: Педагогика, 1982. — 112 с.
  67. Искусство анализа художественного произведения. Сост. Т. Г. Браже. М.: Просвещение, 1971. — 240 с.
  68. Искусство и школа. Сост. А. К. Василевский. М.: Просвещение, 1981. — 288 с.
  69. Исследование художественных интересов школьников. Под ред. Е. В. Квятковского и Ю.У. Фохта-Бабушкина. М.: Педагогика, 1974. — 159 с.
  70. М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. М.: Изд. ЛГУ, 1976. — 766 с.
  71. Н.С. К дискуссии о читательском интересе. -Библиотекарь, 1968, № 12, с. 57−58.
  72. Н.С. Особенности читательского интереса. -Библиотекарь, 1967, № 6, с. 18−22.
  73. З.М. Внеклассное чтение в эстетическом воспитании учащихся У-У1 классов. Минск: Народная асвета, 1969. — 135 с.
  74. Книга и чтение в жизни небольших городов. М.: Книга, 1973. — 328 с.
  75. Книга и чтение в жизни и тенденции. М.: Книга, 1978. — 184 с.
  76. А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970. — 391 с.
  77. С.М. Марксизм-ленинизм и формирование нового человека. М.: Педагогика, 1973. — 136 с. советского села: Проблемы
  78. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1968. — 384 с.
  79. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980. — 192 с.
  80. И.О. Очерки по методике анализа художественных произведений. М.: Учпедгиз, 1963. — 280 с.
  81. H.A. Каталог наро! иной библиотеки, №№ 1−4. -Харьков, 1895. 36 с.
  82. А.П. О подростках. М.: Педагогика, 1970. — 271 с.
  83. Н.К. Избранны ния. М.: Просвещение, 1968.
  84. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976. — 303 с.
  85. В.А., Лукин Н. С. Психология подростка. -М.: Просвещение, 1965. 316 с.
  86. A.M. Автор -образ-читатель. Л.: Изд. ЛГУ, 1977. — 360 с.
  87. Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971. — 279 с.
  88. Ленин и библиотечное дело. М.: Книга, 1977. -407 с.
  89. Ленин и книга. М.: Политиздат, 1964. — 512 с.
  90. A.A. Общение как объект психологического исследования. В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. — М.: Наука, 1975, с. 106−123.
  91. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1977. 304 с.
  92. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд. МГУ, 1972. — 575 с.
  93. Х.И. Групповая работа на уроке. М.: Знание, 1975. — 64 с.
  94. A.B. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1976. — 640 с.
  95. A.C. Воспитание в советской школе. М.: Просвещение, 1966. — 255 с.
  96. К.В. Изучение произведений H.A. Некрасова в школе. М.: Учпедгиз, 1958. — 278 с.
  97. Н.К. Организация внеклассного чтения в школе. Кишинев: Лумина, 1974. — 59 с.
  98. С.Я. Воспитание словом. М.: Советский писатель, 1964. — 584 с.- 166
  99. M.И. Современный урок. Проблемы теории. -М.: Педагогика, 1981. 192 с.
  100. С.И. Вечно живое наследие. М.: Знание, 1978. — 128 с.
  101. С.И. Художественный мир Гоголя. М.: Просвещение, 197I. — 511 с.
  102. Н.Б. Семья, школа, библиотека в воспитании культуры чтения. Библиотекарь, 1975, № 3, с. 58−61.
  103. Методы педагогического исследования. Под ред. В. И. Журавлева. М.: Просвещение, 1972. — 159 с.
  104. H.Д. Воспитание читателя в школе. М.: Просвещение, 1968. — 127 с.
  105. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сб. документов. I9I7-I973. М.: Педагогика, 1974. -559 с.
  106. Л.А. Учись быть читателем. М.: Просвещение, 1982. — 191 с.
  107. Ю. «Робинзон Крузо» Дефо в чтении деревенских ребят. Книга детям, 1929, № 2−3, с. 18−21.
  108. В.А. Урок в современной школе. М.: Просвещение, 198I. — 191 с.
  109. В.О. Книга в вашем доме. М.: Книга, 1967. -144 с.
  110. Острог.орский В. П. Русские писатели как воспитательно-образовательный материал для занятий с детьми и для чтения народу. Спб., 1885. — 263 с.- 168
  111. В.П. Письма об эстетическом воспитании.-M., 1894. I0E с.
  112. Г. А. Эстетическое восприятие художественных произведений школьниками старших классов. Казань, 1973. -70 с.
  113. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. Теоретико-экспериментальные исследования. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
  114. Проблемы социологии и психологии чтения. М.: Книга, 1975. — 197 с.
  115. М.Д. О чтении детей в семье. М.: Учпедгиз, 1955. — 48 с.
  116. Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. М.: Педагогика, 1975. — 182 с.
  117. В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы. М.: Мысль, 1969. — 188 с.
  118. Рез З. Я. Лирика H.A. Некрасова в школьном изучении. -М.: Просвещение, 1982. 96 с.- 170
  119. H.A. Избранное. В 2-х томах. М.: Книга, 1975. — т. I — 223 е., т. 2 — 280 с.
  120. М.М. Воспитание читательских интересов у школьников. М.: Учпедгиз, 1950. — 214 с.
  121. С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. — 704 с.
  122. П.А. Что читают дети. М.: Посредник, 1928. — 74 с.
  123. М.А. Избранные труды. М.: Изд. АПН РСФСР, 1958. — 611 с.
  124. H.H. Методика внеклассного чтения. -М.: Просвещение, 1977. 207 с.- 171
  125. H.H. Теоретические основы читательской самостоятельности и их реализация в системе начального обучения. Автореф. докт. дисс. М., 1977. — 38 с.
  126. P.A. Педагогические проблемы организации внеклассного чтения учащихся 5−8 классов. Автореф. канд. дисс. М., 1968. — 23 с.
  127. М.Н. Совершенствование процесса обучения. -М.: Педагогика, 1971. 208 с.
  128. М.А. Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба».
  129. Советский читатель. Опыт конкретно-социологического исследования. М.: Книга, 1968. — 343 с.
  130. А.Т. Вопросы внеклассного чтения. -Йошкар-Ола, I960. 68 с.
  131. Социальная среда и чтение школьников. Сост. Э. И. Иванова. М.: Изд. Гос. библиотеки им. В. И. Ленина, 1980. — 99 с.
  132. Социально-психологические проблемы чтения. Вып. I. Социально-психологическая типология читателей-детей. Теоретические предпосылки и основные положения программы исследования. М.: Изд. Гос. библиотеки им. В. И. Ленина, 1974. — 36 с.
  133. Социально-психологические проблемы чтения. Вып. 3. Социально-психологическая типология читателей-детей. Тип читателя, переходный от детского к подростковому. М.: Изд. Гос. библиотеки им. В. И. Ленина, 1977. — 86 с.
  134. Социально-психологические проблемы чтения. Сост. B.C. Орлова. М.: Изд. Гос. библиотеки им. В. И. Ленина, 1979. — 148 с.
  135. Социология и психология чтения. Труды Гос. библиотеки им. В. И. Ленина, т. 15. М.: Книга, 1979. — 230 с.
  136. А.И. Герцена, 1976, с. 40−53.- 173
  137. В.Я. Избранные педагогические сочинения. -М.: Изд. АПН РСФСР, 1954. 400 с.
  138. В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1974. — 288 с.
  139. Телевидение и мы. Сост. Е. В. Гальперина. М.: Искусство, 1983. — 216 с.
  140. Л.Н. Азбука. Новая азбука. М.: Просвещение, 1978. — 511 с.
  141. Тургенев в школе. Сост. Т. Ф. Курдюмова. М.: Просвещение, 1981. — 175 с.- 174
  142. .П. Проблема читательского интереса в социально-психологической теории. В кн.: Журналист, пресса, читатель. — М.: Изд. ЛГУ, 1969, с. 82−95.
  143. .П. Читательский интерес как научное понятие. В кн.: Труды Ленинградского института культурыим. Н. К. Крупской, вып. ХУШ. Л., 1967, с. 87−97.
  144. Уроки внеклассного чтения. Под ред. Я. Г. Нестурх. -М.: Просвещение, 1980. 128 с.
  145. К.Д. Избранные педагогические сочинения. -М.: Просвещение, 1968. 557 с.
  146. Формирование коммунистического мировоззрения школьников. Под ред. Э. И. Моносзона. М.': Педагогика, 1977. — 320 с.
  147. М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. М.: Советский писатель, 1976. — 366 с.
  148. Художественная культура и развитие личности. М.: Мысль, 1978. — 211 с.
  149. Художественноевосприятие. Под ред. Б. С. Мейлаха. Сборник I. Л.: Наука, 1971. — 387 с.
  150. Н.Г. Избранные педагогические произведения. М.: Изд. АПН РСФСР, 1953. — 771 с.- 175
  151. Читательские интересы рабочей молодежи. М.: Книга, 1966. — 88 с.
  152. Что читать? Путеводитель по книгам для учащихся 7−8 классов. М.: Книга, 1974. — 352 с.
  153. О.С. Человек и книга. Социальные проблемы чтения. М.: Наука, 1978. — 112 с.
  154. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. — 208 с.
  155. Ю.П. Ленин как читатель. М.: Политиздат, 1976. — 208 с.
  156. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 197I. — 352 с.
  157. Р. Революция в мире книг. Пер. с франц. -М.: Книга, 1972. 127 с.
  158. Эстетика и современность^. Под ред. С. Е. Можнягуна. -М.: Просвещение, 1978. 192 с.
  159. Этическое и эстетическое. Отв. ред. М. С. Каган и В. Г. Иванов. Л.: Изд. ЛГУ, 1971. — 119 с.
  160. Якобсон П М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. — 86 с.
  161. Bam?eRpen R. Lese Einziehung. — W/en, J971, m s.
  162. R. Уи$епс/ееШяе. Щеп, 1968. 848 S.
  163. Bu?e, а Т. Zu alen Leseinteftesen Von SchuBeRn den kecrssen S e/s 7. ~ Deutsch unteRRf’cht, W80, vfl, s
  164. L?teRat и runterr. fcht und kommunistische Enziefiung den Schufyugend. ?e/ie//?, /SZ9. — 204 s.
  165. F. ?in?eziehung Лея ctu? eftuntew/cht-uchen LektURe /я den ?/nteRRicaf de я fassen 5 und 6-Deufsc/iunteRHicht, ?962., ni, f. f-/2.
Заполнить форму текущей работой