Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование содержания высшего образования на базе среднего профессионального образования по одноименной учебной дисциплине: На примере учебной дисциплины «Бухгалтерский учет»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во второй главе «Разработка и экспериментальная проверка методики формирования содержания ВПО на базе СПО по одноименной учебной дисциплине (на примере учебной дисциплины „Бухгалтерский учет“)» сформулированы основные методологические и методические подходы к формированию преемственного содержания образования, раскрыты основные педагогические условия, выполнение которых необходимо при разработке… Читать ещё >

Содержание

  • 1. 1. Развитие высшего профессионального образования в условиях модернизации образовательной системы
  • 1. 2. Теоретические основы содержания образования в отечественной педагогике
  • 1. 3. Содержание СПО и ВПО: их сходство и различие
  • 1. 4. Учебный предмет как один из уровней формирования содержания образования. Бухгалтерский учет как наука и как учебная дисциплина
  • Глава 2. Разработка и экспериментальная проверка методики формирования содержания ЕПЭ на базе, СП9 по одноименной учебной днсцнплзше (на примере учебной дисциплины «Бухгалтерский учет»)
    • 2. 1. Постановка эксперимента
    • 2. 2. Разработка подходов и методики формирования содержания ВПО на базе СПО по одноименной учебной дисциплине
    • 2. 3. Основные этапы разработки содержания ВПО на базе СПО по одноименной учебной дисциплине
    • 2. 4. Методические рекомендации по формированию содержания ВПО на базе СПО по одноименной учебной дисциплине
  • Формирование содержания высшего образования на базе среднего профессионального образования по одноименной учебной дисциплине: На примере учебной дисциплины «Бухгалтерский учет» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

    Во введении обоснована актуальность темы диссертации, определены цель, задачи, объект и предмет исследования, сформулирована рабочая гипотеза и положения, выносимые на защиту, определены методы научного исследования, раскрыта научная новизна и практическая значимость данной работы.

    В первой главе «Теоретические основы формирования содержания высшего образования на базе среднего профессионального образования по одноименной учебной дисциплине» раскрыты исходные теоретические позиции, которые послужили основанием для проведения исследования: основные идеи и принципы развития высшего профессионального образования на современном этапе (демократизация и гуманизация образования, диверсификация образования, проблемы непрерывности и преемственности в системе образования), современное понимание содержания высшего и среднего профессионального образования, научные представления об учебной дисциплине как дидактической единице содержания образования, ГОС ВПО и ГОС СПО как основа разработки содержания учебной дисциплины.

    Во второй главе «Разработка и экспериментальная проверка методики формирования содержания ВПО на базе СПО по одноименной учебной дисциплине (на примере учебной дисциплины „Бухгалтерский учет“)» сформулированы основные методологические и методические подходы к формированию преемственного содержания образования, раскрыты основные педагогические условия, выполнение которых необходимо при разработке содержания, представлена процедура формирования содержания образования при заданных условиях и предусмотрена ее реализация на примере дисциплины «Бухгалтерский учет», представлены методические рекомендации по разработке содержания по одноименным дисциплинам, изучаемым в вузе и ССУЗе.

    В заключении обобщены результаты исследования и изложены теоретические выводы.

    Глаза 1.

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСМОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАН"* Л НА БАЗЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОДНОИМЕННОЙ учебной дисциплине.

    Выводы :

    1. Развитие высшего образования в период модернизации образовательной системы связано с такими характерными чертами образования, как:

    — демократизация и гуманизация образования, что предполагает доступность высшего образования, предоставление права человеку выбора уровня профессионального образования, специальности, своей образовательной траектории;

    — диверсификация образования, что предполагает создание такой образовательной системы, которая позволяла человеку выбирать образовательную траекторию с учетом запросов, потребностей, складывающихся обстоятельств и обеспечивала возможность непрерывного образования;

    — непрерывность образования, что предполагает, с одной стороны личную потребность человека в постоянном (непрерывном) получении образования («образование через всю жизнь»), а с другой стороны, создание образовательных условий, которые позволяли бы человеку реализовать свои потребности как в совершенствовании полученной профессии, так и в удовлетворении потребности в служебном росте и в области образовательно-культурного совершенствования.

    2. Под содержанием образования следует понимать систему знаний, умений и навыков, которыми необходимо овладеть обучающимся, и которые способствуют развитию их умственных и творческих способностей, черт творческой деятельности, общественно-политических и профессиональных качеств, которыми должен обладать специалист соответствующего профиля.

    3. В структурном отношении содержание высшего и среднего профессионального образования характеризуются прежде всего составом учебных дисциплин и видов практик.

    4. Выделяется несколько уровней формирования содержания образования: на теоретическом уровнена уровне учебной дисциплинына уровне отбора учебного материала. Учитывая, что содержание образования отражает мировоззрение общества, то на разных уровнях формирования содержания образования мировоззрение отражается по-разному: на теоретическом уровне — как обоснование подхода к составу содержания образованияна уровне учебной дисциплины — как свод идей, подлежащих усвоениюна уровне учебного материала — как отбор видов знаний.

    5. При формировании содержания профессионального образования необходимо соблюдать: соответствие содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях требованиям общества к профессиональной деятельности и квалификации специалистаединство содержательной и процессуальной сторон обученияструктурное единство содержания образования на разных уровнях его формирования.

    6. Оба уровня профессионального образования (СПО и ВПО) по своей структуре и содержанию имеют значительное сходство.

    7. Отличие ВПО от СПО состоит: в подготовке к выполнению различных профессиональных функций будущими специалистами, связанных с решением разных классов профессиональных задач: для специалистов со СПО — диагностических, требующих их решения по заданному алгоритмудля специалистов с ВПО — эвристического типа, требующих проблемного мышления, большего запаса оперативной информации, более высокого уровня теоретической обобщенности знанийтребованиям к подготовке выпускников в вузе на базе СПО по родственным специальностям наиболее соответствует так называемые «перестроенные» учебные планы, то есть специально разработанные для вуза на основе сравнительного анализа содержания обучения в ССУЗе и вузе и учета знаний, умений и навыков, приобретенных в ССУЗе.

    8. Сущность педагогической преемственности образования состоит в том, чтобы каждая следующая ступень образовательной системы была естественным продолжением, развитием предыдущей;

    — преемственность содержания образования предполагает учет на высшей ступени обучения того, что приобретено на предыдущих ступенях;

    — изменению подлежит содержание образования на высшей ступени по отношению к низшей;

    — изъятие или сокращение объема времени на изучение учебного предмета в ССУЗе недопустимо, т.к. в вуз идет только какая-то часть выпускников предшествующей ступенипоэтому необходимо сформулировать четкие требования к процедуре формирования и требования к содержанию программы по одноименной дисциплине в вузе.

    9. Учебная дисциплина — это система знаний, умений и навыков, отобранных из определенной отрасли науки, техники, искусства, производственной деятельности для изучения в учебном заведении;

    — в каждой учебной дисциплине, должны воплощаться все элементы содержания образования: знания, умения, опыт творческой деятельности и ценностные отношения;

    — вузовские учебные дисциплины отличаются от одноименных учебных дисциплин, изучаемых в ССУЗе: нацеленностью обучающихся на подготовку к решению другого класса профессиональных задач (проблемных) — большей информационной наполняемостью за счет более высокого уровня теоретической обобщенностиисторизмомпроблемно-стьюпрогностичностью), причем все эти различия столь значительны, что прямой перезачет по одноименным дисциплинам, изучаемым как в ССУЗе, так и вузе практически невозможен;

    — для решения соответствующего класса профессиональных задач необходимо наполнить содержание одноименных учебных дисциплин, изучаемых в вузе, дополнительными элементами.

    Глзва 2.

    РАЗРАБОТКА И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ПОДХОДОВ.

    И МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ВПО НА.

    БАЗЕ СПО ПО ОДНОИМЕННОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (на примере учебной дисциплины «Бухгалтерский учет»).

    2.1. Постановка эксперимента.

    Теоретический анализ тенденций развития высшего образования на современном этапе, позиций отечественной педагогики по проблемам формирования содержания общего и профессионального образования, исследование вопросов сходства и различия содержания СПО и ВПО, изучение проблемы преемственности содержания образования на смежных ступенях подготовки специалистов позволили определить общие теоретические подходы к формированию содержания учебной дисциплины высшего образования на базе одноименной дисциплины среднего профессионального образования. Такими подходами являются:

    — выявление роли и места одноименной учебной дисциплины на разных ступенях обучения;

    — установление сходства и различия состава дидактических единиц, которые предъявляются студентам средних специальных и высших учебных заведений в процессе обучения;

    — определение возможных путей преемственности содержания подготовки как в виде структуры и содержания учебной дисциплины, так и в виде специально выстроенной технологии обучения.

    Исходя из цели исследования — разработки подходов и методики формирования содержания учебной дисциплины ВПО на базе одноименной дисциплины СПО — была осуществлена экспериментальная работа.

    Задачи эксперимента:

    — определение подходов к разработке содержания учебной дисциплины;

    — разработка содержания учебной дисциплины;

    — экспериментальная проверка ее в ходе учебного процесса;

    — разработка рекомендаций по формированию учебной дисциплины ВПО на базе учебной дисциплины СПО.

    При постановке эксперимента мы исходили из следующих теоретических положений:

    1. Одним из направлений модернизации отечественного образования является его доступность, что предполагает предоставление человеку возможности получать образование непрерывно, на протяжении всей жизни (с учетом потребности в нем).

    2. Под содержанием образования следует понимать систему знаний, умений и навыков, которыми необходимо овладеть обучающимся и которые способствуют развитию их умственных и творческих способностей.

    3. В исследовании выделяют несколько уровней формирования содержания образования: на уровне теоретического представленияна уровне учебного предметана уровне учебного материала.

    4. Уровни СПО и ВПО по своей структуре и содержанию имеют значительное сходство.

    5. Отличие ВПО от СПО состоит: в подготовке специалистов к выполнению разных профессиональных функций, связанных с решением разных классов профессиональных задачбольшим объемом оперативной информацииболее высокого уровня теоретической обобщенности знаний.

    6. Сущность педагогической преемственности образования состоит в том, чтобы каждая следующая ступень образовательной системы была естественным продолжением, развитием предыдущейпреемственность образования предполагает учет на высшей ступени обучения того, что приобретено на предыдущих ступеняхизменению подлежит содержание образования на высшей ступени по отношению к низшей.

    7. Вузовские учебные дисциплины отличаются от одноименных учебных дисциплин, изучаемых в ССУЗе: нацеленностью на подготовку к решению другого класса профессиональных задач (проблемных) — большей информационной наполняемостью за счет более высокого уровня теоретической обобщенностипричем эти различия столь значительны, что прямой перезачет по одноименным дисциплинам, изучаемым в ССУЗе и вузе практически невозможендля решения соответствующего класса профессиональных задач необходимо наполнить содержание одноименных учебных дисциплин, изучаемых в вузе, дополнительными элементами.

    Эксперимент предполагал практическую разработку курса «Бухгалтерский учет» по специальности 60 800 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» в высшей школе на основе двух курсов, изучаемых в ССУЗе по специальности 0601 «Экономика, бухгалтерский учет и контроль (по отраслям)»: «Теория бухгалтерского учета» и «Бухгалтерский учет».

    Выбор учебной дисциплины для эксперимента был обусловлен:

    — актуальностью специальностей СПО и ВПО и широкими масштабами их распространения;

    — массовым характером поступления выпускников ССУЗов для продолжения обучения в вузе;

    — «Бухгалтерский учет», как общепрофессиональная дисциплина, изучается по шести направлениям, которые в свою очередь представлены широким спектром специальностей;

    — а также личным опытом преподавания диссертантом данной дисциплины как в ССУЗе, так и в вузе.

    По статистическим данным выпуск специалистов по шестой группе специальностей СПО «Экономика и управление» составил в 2001 году 178 441 специалист, что составляет 30% к выпуску всех специалистов со СПО и имеет тенденцию к росту / 4, 83 /.

    Так, по специальности 0601 «Экономика, бухгалтерский учет и контроль (по отраслям)» прием студентов ежегодно увеличивается (табл.2.1.).

    Показать весь текст

    Список литературы

    1. Разработанная программа была экспериментально проверена в учебном процессе на экономическом факультете КИ МГОУ.
    2. Всего экспериментом было охвачено 154 чел. Эксперимент проводился в 1999/2000 и 2000/2001 учебном году. Экспериментом было предусмотрено:
    3. Выделение студентов, имеющих СПО, в отдельную группу.
    4. Информирование студентов об организации учебного процесса.
    5. Контроль «входных» знаний.
    6. Разработка формы проверки уровня подготовленности студентов, имеющих СПО по специальности 0601 «Экономика, бухгалтерский учет и контроль (по отраслям)».
    7. Реализация программы студентами (выбор технологии обучения).
    8. Контроль оценки результатов обучения по дисциплине «Бухгалтерский учет» на завершающем этапе (контроль «выходных» знаний).
    9. Анкетирование (выявление отношения студентов к изучению бухгалтерского учета) и шкалирование (шкала оценки обучения бухгалтерскому учету в ССУЗе и вузе).
    10. Рассмотрим более подробно этапы эксперимента.
    11. Выделение студентов, имеющих СПО, в отдельную группу.
    12. Информирование студентов об организации учебного процесса.
    13. Контроль «входных» знаний.
    14. Для определения уровня подготовленности студентов ССУЗов по бухгалтерскому учету им было предложено контрольное задание (Приложение 4), на подготовку которого отводилось 2 академических часа.
    15. Разработка формы проверки уровня подготовленности студентов, имеющих СПО по специальностям 0601 «Экономика, бухгалтерский учет и контроль (по отраслям)».
    16. Для «рубежного» контроля знаний (контроль знаний и умений студентов после окончания изучения темы (раздела, модуля)), нами были выделены четыре уровня: высокий (А), скорее высокий (В), скорее низкий (С), низкий (Д
    17. Бланк «Контроль знаний студента» приведен в Приложении 6.
    18. Реализация программы студентами (выбор технологии обучения).
    19. России особенно в последнее время уделяется большое внимание / 12- 59- 60- 76- 86- 92- 93- 115 и др./.
    20. Из предложенных форм учебных занятий студенты, имеющие СПО, отдали предпочтение лекциям с элементами беседы при изучении нового материала, т.к. эта форма проведения занятий позволяет осуществлять обратную связь.
    21. Контроль оценки результатов обучения по дисциплине «Бухгалтерский учет» на завершающем этапе (контроль «выходных» знаний).
    22. Анкетирование (выявление отношения студентов к изучению бухгалтерского учета) и шкалирование (шкала оценки обучения бухгалтерскому учету в ССУЗе и вузе).
    23. Основными вопросами на выявление мотивации были:
    24. Почему Вы выбрали экономический факультет: — считаю наиболее престижным-- мечтаю стать экономистом (бухгалтером, менеджером)-- другая причина.
    25. Почему Вы выбрали данную профессию: — считаю наиболее престижной на современном этапе-- считаю наиболее интересной-- считаю наиболее необходимой-- другая причина.
    26. Анализ выбора студентами дисциплин как наиболее для них значимыми свидетельствует о понимании роли и места названных учебных дисциплин в их профессиональной деятельности.
    27. На вопрос: «Необходимо изучение бухгалтерского учета в вузе, для тех, кто изучал его в ССУЗе?», из 17 чел. 14 чел. ответили — «да», 2 чел. — «нет» и 1 чел — «не знаю».
    28. На вопрос: «Что необходимо усилить в вузе: теоретическую или практическую подготовку?» все 17 чел. отдали предпочтение за усиление практической подготовки по бухгалтерскому учету в вузе.
    29. На вопрос: «Что дало вам изучение бухгалтерского учета в вузе?», в основном все ответили, что получили больший объем знаний, необходимых для своей работы, а также узнали все изменения, которые произошли за это время в бухгалтерском учете.
    30. Таким образом, анкетирование позволило определить мнение студентов о необходимости изучения бухгалтерского учета в вузе для лиц, имеющих СПО и следовательно, формирования содержания ВПО на базе СПО по одноименной дисциплине.
    31. Данные для оценочных критериев шкал были получены из двух независимых опросов: студентов, имеющих СПО и студентов, имеющих среднее (полное) общее образование.
    32. Шкалы занимают соответствующие места в рейтинге в зависимости от средней суммы баллов, полученных при оценке шкалы по шести критериям. Наивысший балл в рейтинге 100, по другим шкалам высчиты-вается процент (округленный до целого числа).
    33. Методические рекомендации по формированию содержания СПО на базе СПО по одноименной учебной дисциплине
    34. Обобщая опыт экспериментальной работы с ГОС СПО и ГОС ВПО по родственным специальностям для ВПО сформулированы методические рекомендации по разработке учебных программ по одноименным дисциплинам, изучаемым в вузе на базе СПО:
    35. Выбор целесообразной технологии обучения.
    36. В ходе исследования были решены поставленные задачи:
    37. Определены подходы к формированию содержания одноименных учебных дисциплин, изучаемых в вузе и ССУЗе.
    38. Разработана методика формирования содержания ВПО на базе СПО по одноименной дисциплине.
    39. Экспериментально проверена разработанная методика на примере формирования содержания учебной дисциплины «Бухгалтерский учет» для высшего учебного заведения.
    40. Разработаны рекомендации по формированию содержания по одноименной учебной дисциплине, изучаемой в вузе на базе СПО.
    41. В ходе исследования были уточнены следующие теоретические положения:
    42. Таким образом, на основе вышеизложенного можно утверждать, что поставленные в исследовании задачи решены и цель достигнута. Теоретические и экспериментальные материалы подтверждают рабочую гипотезу.
    43. О. Демократизация образования и подготовка специалистов: Проблемы и поиски.//Высшее образование в России, 1996. № 1.-С. 73−78.
    44. JI.H. Формирование гибкого содержания образования и обучения в средних специальных учебных заведениях. Автореферат канд. пед. наук.-М.: НИИВО, 1997. 18 с.
    45. П.Ф. Средняя профессиональная школа- пути развития //Среднее профессиональное образование,. 1999. № 1 -С.2−1.
    46. Анисгшов П, Ф" Коломенская А. Я. Среднее профессиональное образование в РФ в 2001 г. (Статистический сборник).-М.: ИПР СПО, 2002, — 147 с.
    47. В.П. Теория бухгалтерского учета. Издательский центр «МарТ», 2001. — 448 с.
    48. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Методические основы). М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
    49. Байденко В. К, Розина М. Н., Семушина Л. Г. Согласование государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования. // Специалист, 1998. № 12. С. 16−17.
    50. А.В. Преемственность обучения в общеообразовательной и профессиональной школе. (Теоретико-методологический аспект)
    51. Под ред. А. П. Беляевой .- СПб.: Изд-во профтехобразования РАО, 1996.- 80 с.
    52. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методологическое обеспечение учебно-воспитального процесса подготовки специалистов. -М.: Высшая школа, 1989.- 143 с.
    53. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 191 с.
    54. В.II. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.— М.: Педагогика, 1995.
    55. П. Гуманитарное образование в современной России.// Высшее образование в России, 1996. № 1. С.79−84
    56. С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика.-М.: НМЦ СПО, 1999,-538 с.
    57. А.П. Непрерывное образование: проблемы и перспективы. М.: Молодая гвардия, 1978. — 175 с.
    58. Ю.Л. и др. Эксперименты по подголовке специалистов нового типа. — М., 1988. — 44 с. — (Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Обзор, информ. / НИИВШ- Вып. 5)
    59. Высшее образование в РФ. / Под ред. В. М. Филиппова. М.: НИИВО, 2000.- 136 с.
    60. Высшая школа в документах. М.: ЗАО Изд-во «Социальная защита», 1998.- 143 с.
    61. М.Г., Семугиина Л. Г., Фокин Ю. Г., Чернышев, А П. Этюды дидактики высшей школы: монография. / Под общ. ред. А. П. Чернышева.- М.: НИИВО, 1994. 136 с.
    62. . Прогнозирование содержания обучения в техникумах.- М.: Высшая школа. 1980.
    63. . Прогнозирование содержания образования. // Народное образование, 1990. № 9. С. 80−82.
    64. Г. Д. Новая Россия: общее образование и образующее общество. // Педагогика, 2000. № 6. С. З — 12 .
    65. С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы.-Воронеж: Изд.-во «Воронежский университет», 1981.-297 с.
    66. В.А., Коханова JI.A. Основы непрерывного образования в СССР. -М, 1987.
    67. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 1995. — 383 с.
    68. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. -М, 2000 .
    69. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. // Среднее профессиональное образование./ Сб. Основных нормативных документов. Под ред. П. Ф. Анисимова.- М.: НМД СПО, 1997.-С. 165−170- 220−224.
    70. А.А. Реализация идеи непрерывного образования. // Специалист, 1994. № 11−12.-С. 21−22.
    71. A.M. Гуманистическая тенденция в развитии отечественной и зарубежной педагогике: Учитель и ученик в зеркале развивающегося обучения. / Под ред. И. П. Башкатова. Егорьевск-Коломна, 2000.- С. 116−117.
    72. Е.С., Коссов Б. Б. Развитие личности как главная цель образования. /Личность и образование: психологическая поддержка развития. Межвузов, научно-метод. сб. Шуя- ШГПУ. 1999. — С. 7 — 14.
    73. К.Г. Преемственность в системе «школа — вуз «. — К.: Об-во «Знание «УССР, 1986. 48 с. (Серия 7 «Педагогическая»: № 9).
    74. Должностные инструкции. — М.: Изд-во «ПРИОР», 2000, — 128 с.
    75. Л.В., Никифорова Н. А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001,-304 с.
    76. Есипов М. А. Основы дидактики.-М.:Изд-во «Просвещение», 1967.С.91−98.
    77. JI.A. Стратегия и тактика обновления содержания образования. // СПО, 1999. № 8. С. 6−9.
    78. Ю.П. Непрерывное образование: каким ему быть? // Современная высшая школа., 1991. № 4. С.19−33.
    79. И.К., Зорина Л. Я. Дидактическая модель учебного предмета: «Новые исследования в педагогических науках», 1979. № 1(33).
    80. И.К., Зорина Л. Я. Представление об учебном предмете. В кн. «Теоретические основы содержания общего среднего образования». -М., 1983.
    81. И.Д. Научно-педагогические проблемы содержания образования на современном этапе развития советской средней школы. — М., 1975.
    82. Н.М., Касьян А. А. Методологическое знание в содержании образования. // Педагогика, 1993. № 1. С. 9−12.
    83. Закон РФ «Об образовании». // Среднее профессиональное образование. / Сборник основных нормативных документов. Под редакцией П. Ф. Анисимова. М.:НМЦСПО, 1997.-С. 5−51.
    84. И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие. Ростов-на-Дону. Изд-во «Феникс», 1997.-477 с.
    85. В.П. Предпосылки становления теории непрерывного образования. //Советская педагогика, 1991. № 1. -С. 81−87.
    86. В.М., Яценко В. Е. Непрерывное профессиональное образование: проблемы и перспективы развития. / Под науч. ред. А. Я. Савельева. М., 1998- 52 с. — (Повышение квалификации в системе высшей школы: Обзор, инфор. / НИИВО- Вып. 2).
    87. Г. От педагогической парадигмы к образовательной. //Высшее образование в России, 2000. № 1.- С. 64−69.
    88. И.И., Галатенко И. А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине. М., 1994. С. 208.
    89. Инструктивное письмо «О подготовке специалистов по сокращенным программам». //Бюллетень Министерства образования РФ. Высшее и среднее профессиональное образование, 1999. № 6. С. 17−19.
    90. Л. Острые проблемы современного высшего образования. //Высшее образование в России, 2000. № 1.-С. 79−84.
    91. B.C., Гарунов М. Г., Семушина Л. Г. и др. Влияние развития науки, техники, экономики и культуры на содержание ВПО. — М., 1996. 44 с. (Содержание, формы и методы обучения в высшей школе. / НИИВО- Вып. 4).
    92. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. М.: Изд-во «ПРИОР», 2000. — С. 23−25, 62−63.
    93. Кейран Л. Ф Структура методики обучения как науки. М.: Педагогика, 1978.-168 с.
    94. Ким В. В. Особенности технологии обучения специалистов, получающих второе профессиональное образование (на примере средних специальных учебных заведений). Автореферат канд. пед. наук. М., 2000. — 20 с.
    95. Ким В. В. Особенности технологии обучения специалистов, получающих второе профессиональное образование (на примере средних специальных учебных заведений). Дис. канд. пед. наук. М., 2000.
    96. З.В. Теория бухгалтерского учета. М.: «Финансы и статистика», 1998.
    97. Е.П., Бабченко Т. Н., Галанина Е. Н. Бухгалтерский учет в организациях.-М.: Финансы и статистика, 1999.-720 с.
    98. В.П. От бакалавра до магистра: О переходе к многоуровневому образованию.// Вестник высшей школы, 1992. № 10,11,12. С. 37−42.
    99. Комментарий к ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». / Под общ. ред. В. М. Сырых и Е. Б. Буслова. — М.: Инф.-изд. Дом «Филинь», Юридический Дом «Юстицинформ». 1998.-355 с.
    100. Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. 4-е изд., пе-рераб. и доп. — М.: «Инфра-М», 2002. — 640 с. (Серия «Высшее образование»).
    101. РФ. Сборник законов Российской Федерации. М., 1999. -685 с.
    102. Концептуальные вопросы развития высшего образования. Сборник научных трудов .- М.: НИИВО, 1991. 198 с.
    103. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. / Бюллетень Министерства образования РФ. Высшее и среднее профессиональное образование. М.: «Московский лицей», 2002. № 2. — 63 с.
    104. Концепция непрерывного образования. //Бюллетень государственной политики по народному образованию. М.: Высшая школа, 1989. № 2 .
    105. Концепция среднего специального образования. // СПО, 1990. № 5 — с.3−6.
    106. Концепция развития высшего образования в РФ.//Высшее образование в России, 1993. № 2.
    107. Е.А. Формирование содержания профессиональной подготовки специалистов среднего звена. // Специалист, 1999. № 11.-С. 32−34.
    108. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста М.: Высш. шк., 1990.-140 с.
    109. Ю.Н. Психология обучения взрослых. — М.: Просвещение, 1995.- 128 с.
    110. Ч. Проблемы непрерывного образования. // Вестник высшей школы, 1988. № 1.
    111. Куприянов М, Околелое О. Дидактический инструментарий новых образовательных технологий. / Высшее образование в России. № 1, 2001. — С. 124−126.
    112. М.И. Теория бухгалтерского учета. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 640 с.
    113. И.И. Стандартизация и диагностика обучения: теория и практика. -М.: Издательство «Альфа», 1992.- 191 с.
    114. И.И. Проблемы диагностики стандарта высшего образования. -М.: Прометей, 1995. 141 с.
    115. B.C. Содержание общего среднего образования. Проблемы структуры. М.: Педагогика, 1980.-261 с
    116. B.C. Непрерывное образование. Структура и содержание.— М., 1990.
    117. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы.-М.: Высш.шк., 1991.-221 с.
    118. И.И. Наука и учебный предмет (некоторые вопросы теории учебного плана).-М., 1968.
    119. А.Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования. М.: ИРПО, 1996.
    120. И.Я. Состав содержания образования и пути воплощения его в учебнике. Проблемы школьного учебника. 1978. Вып.6.
    121. И.Я. Качество знаний учащихся. Какими они должны быть?-М.: Знание, 1978.
    122. ИЯ. Состав содержания общего образования и его системообразующие факторы. // Теория содержания общего среднего образования и пути его построения. / Под ред. В. В. Краевского. М.: Педагогика, 1978.
    123. Т.Ю. Диверсификация профессиональных образовательных программ. //Специалист, 1998. № 12.-С.18−19.
    124. Т.Ю. Приоритетные направления развития профессионального образования. // Среднее профессиональное образование, 2000. № 2. С. 4−7.
    125. Т.Н. Теория и практика международного бухгалтерского учета. Учебное пособие. СПб: Издательский дом «Бизнес-пресс», 2001.-336 с.
    126. А.С., Шапкин М. А. Теоретические основы проектирования содержания профессионального образования.: Методологический аспект. — Пенза, 2000.- 155 с.
    127. Н.Н. Управление процессом внедрения эффективных педтехнологий в системе профессионального образования. М., ИРПО, 2001 .- 168 с.
    128. Н.Н., Гайворонский Н. М. Технология моделирования содержания образования (на примере развития многопрофильного лицея). Учебно-практическое пособие. -М.- 2001.-128 с.
    129. Национальная доктрина образования в РФ. // Бюллетень Министерства образования РФ. Высшее и среднее профессиональное образование, 1999. № 11. С. 3−10.
    130. Непрерывное образование как педагогическая система. / Сб. науч. трудов НИИ проблем ВШ.-М., 1989.
    131. В.М., Никитина Д. А. Теория бухгалтерского учета. Курс лекций. М.: Изд-во «Дело и Сервис», 1999. — 320 с.
    132. A.M. Принципы построения системы непрерывного профессионального образования.//Педагогика, 1998. № 3. С. 11−17.
    133. A.M. Принципы демократизации профессионального образования . // Педагогика, 2000. № 1. С. 20 -27с.
    134. A.M. Российское образование в новой эпохе. / Парадоксы наследия: вектора развития. — М.: Эгвес, 2000. — 272 с.
    135. Нормативная база бухгалтерского учета. Сборник официальных материалов.-М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2000.-400 с.
    136. О государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования. Сборник нормативных правовых документов. Под ред. П. Ф. Анисимова. Москва. НПЦ «Профессионал», 1998. 152 с.
    137. В.Г. Теоретические основы непрерывного образования. — М., 1987.-207 с.
    138. В.Г., Кулюткин Ю. Н. Непрерывное образование приоритетное направление науки. // Советская педагогика, 1989. № 2. -/1. С. 86−90.
    139. Основы вузовской педагогики. Учебное пособие для студентов университета. Изд-во ЛГУ «Наука и учебный предмет», 1972.
    140. А.П. Маркетинг образовательных услуг (в высшем и дополнительном образовании). Учебное пособие. М.: Интерпракс, 1995.-239 с.
    141. Педагогика: Учебное пособие. / Под ред. С. П. Баранова и др.-М.: Просвещение, 1976.
    142. Педагогика. / Под ред. Ю. К. Бабанского.-М., 1983.
    143. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. /Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Российское педагогическое агентство, 1996.— 602 с.
    144. Перспективы развития системы непрерывного образования. / Под ред. Б. С. Гершунского. М., 1990.
    145. В.Ю. Гуманизация обучения и мотивация учебной деятельности студентов педвуза. / Личность и образование: психологическая поддержка развития. Межвузов, научно-метод. сб. -Шуя- ШГПУ. 1999. -С. 118−123.
    146. П.И., Фридман Л. М., Гарунов М. Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. — М.: Педагогическое общество России, 1999. 354 с.
    147. Программа развития среднего профессионального образования России на 2000−2005 гг.- М., 1999. 47 с.
    148. Проблемы подготовки специалистов средней квалификации в высшей школе. / Н. Г. Ярошенко, Л. Г. Семушина и др. М., 1993.- 44 с. (Проблемы средней специальной школы: Обзор, информ. / НИИВО: Вып. 2).
    149. Программа развития среднего профессионального образования России на 2000−2005 гг. М., 1999.- 47 с.
    150. Профессиональная педагогика. Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. — 2-изд., перераб. и доп. М. Ассоциация «Профессиональное образование», 1999.-904 с.
    151. Подготовка специалистов среднего звена в профессиональных колледжах системы высшего образования. // Высшее образование в России, 1993.-С. 44−49.
    152. Подготовка техников в новых экономических условиях. / Под ред. С. Я. Батышева, Б. С. Гершунского, Л. Г. Семушиной. М.: А.П.О., 1994. -376 с.
    153. Реформа бухгалтерского учета. Российские и международные стандарты. Практика применения. / Соколов Я. В., Палий В. Ф., ремизов Н.А. и др.- М.: «Книжный мир», 1998. 208 с.
    154. Н.М. Формирование содержания высшего профессионального образования на основе преемственности со средним профессиональным образованием. Автореферат канд. пед. наук.-М., 1998. 19 с.
    155. Н.М., Семушина Л. Г., Схиртладзе А. Г. О формировании содержания высшего профессионального образования на базе родственного среднего профессионального.-М.: НИИВО, 1998 .-50 с.
    156. Н. Ценности гуманитарного образования. //Высшее образование В Росси, 1996. № 1. -С. .86−89.
    157. Российская Педагогическая Энциклопедия. Т. 1,2.- М.: Науч. изд-во «Большая Российская Энциклопедия», 1999.
    158. А.Я. Высшее образование: Состояние и проблемы развития. -М.: НИИВО, 2001. 120 с.
    159. Л.Г. Теоретические основы формирования содержания профессионального образования и обучения в средних специальных учебных заведениях.- Диссертация док. пед. наук. -М., 1991. -31 с.
    160. Семушина Л. Г Стандарты уровней профессионального образования, их значение для разработки содержания подготовки специалистов. (Проблемы непрерывного образования. Вып.1). М.: НИИВО, 1993.-28с.
    161. Семушина Л. Г Уровни профессионального образования и их отношение к квалификации подготавливаемых работников. // Специалист, 1998. № 12.-С. 17−18.
    162. Л.Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учебн. метод, пособие. М., 2001.-246 с.
    163. В. Преемственность общего среднего и высшего профессионального образования. // Высшее образование в России, 1997. № 1. С. 53−56.
    164. Л. Непрерывное образование каким ему быть? // Советская педагогика, 1990. № 7. — С. 149 -150.
    165. М.Н., Краевский В. В. Содержание общего среднего образования. Проблемы и перспективы. М., 1981.
    166. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. Учебное пособие для слушателей факультетов и институтов повышения квалификации преподавателей вузов и институтов. М.: Аскет Пресс, 1995. — 271 с.
    167. С. Преемственность стандартов / Высшее образование в России, 2000. № 4. С. 44−47.
    168. С. Еще раз о технологиях обучения. / Высшее образование в России, 2000. № 6.-С. 115−120.
    169. Совершенствование содержания образования в школе. / Под ред. И. Л. Зверева, М. П. Кашина. М.: Педагогика, 1985. — 272 с.
    170. Советский энциклопедический словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1981.- 1599 с.
    171. Я.Н. Бухгалтерский учет от истоков до наших дней. Учебное пособие. М.: «Юнити», 1996.
    172. О.В. Зарубежные стандарты учета и отчетности. Учебное пособие. М.: «Аналитика — Пресс», 1998. — 288 с.
    173. Состояние и развитие высшего и среднего профессионального образования. Анализ и оценка: Монография. / Под ред. А .Я. Савельева. -М.: НИИВО. 1999.- 168 с.
    174. A.M. Логическая структура учебного материала. Вопросы дидактического анализа. — М.: Педагогика, 1974. 192 с.
    175. Среднее профессиональное образование./ Сб. Основных нормативных документов. Под ред. П. Ф. Анисимова.- М.: НМЦ СПО. 1997.416 с.
    176. Среднее профессиональное образование на рубеже веков. (Доклад о состоянии и развитии СПО).-М., 1999.-80 с.
    177. А.В. Гуманитаризация университетского образования. // Вестник высшей школы, 1992. № 10,11,12. С. 43−47.
    178. Ю.Г. Диверсификация высшего образования в России.// Вестник высшей школы, 1992. № 4−5.-С. 36−38.
    179. А А. Татур Ю. Г. К многоуровневой системе высшего профессионального образования. Материалы Совещания Председателей Совета директоров средних специальных учебных заведений РФ. -М.: 1993.- с. 16−17.
    180. Татур Ю. Г Высшее образование в России в XXI веке (антропоцентрический взгляд): вчера. сегодня. завтра. М., 1994.
    181. Ю.Г. Образовательная система России: Высшая школа. М.: МГТУ, 1999.- 178 с.
    182. Ю.Г. Образовательные программы: традиции и новшество./ Высшее образование в России. № 4, 2000.-С. 12−16.
    183. Теоретические основы содержания общего среднего образования. /Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера.-М., 1983.
    184. Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении).// Официальные документы в образовании, 2001. № 9 (144). С. 73−88.
    185. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении). //Официальные документы в образовании, 2001. № 14 (149) -С.52 -74.
    186. Федеральная программа развития образования. Организационная основа государственной политики Российской Федерации в области образования. М., 1999.— 69 с.
    187. Федеральный закон «О бухгалтерском учете». / Ваш партнер — консультант. № 48,1996.-0.17−18.
    188. В.А. Теоретические аспекты непрерывного профессионального образования. // Образование и наука. Изв. Урал. Науч.-образ. Центра РАО. 2000. № 2 (4). С. 60−71.
    189. Философский энциклопедический словарь. М.: «Советская энциклопедия.», 1983.-837 с.
    190. Фокин Ю. Г Определения основных терминов дидактики высшей школы. М., 1995.- 60 с. -(Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Обзор, информ. / НИИВО- Вып. 4).
    191. В.А. Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика. Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. Проф. Пед. Ун-та. 2000.- 330 с.
    192. И.Ф. Педагогика. М.: Высшая школа, 1990. -576 с.
    193. Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе. М.: «Экспедитор», 1996. — 288 с.
    194. Л.А., Эскиндаров М. А. Концептуальные основы многоуровневой системы высшего образования в России : Анализ отечественного и зарубежного опыта. М .: ИНИОН РАН, 1997. — 240 с.
    195. Н.А. Проектирование содержания образования.// Специалист, 1993. № 7.-С.31−32.
    196. Шур Д.Л., Труханович Л. В. Кадры предприятия. — М.: Изд.-во «Дело и сервис», 2000.-912 с.
    197. КС. Личностно- ориентированное обучение в современной школе. /М.: Сентябрь. 1996.-96 с.
    198. Н.Г., Зайцева З. А. Дидактические нормативы учебных программ средних специальных учебных заведений. — М., 1988. — 52 с. -(Проблема средней специальной школы: обзор, инфор. / НИИВО- Вып. 2).
    Заполнить форму текущей работой