Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Право как основа содержания и эволюции федеративного правового государства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Алексеев С. С. Восхождение к праву. — М., 2000; Венгеров А. Б. Несущие конструкции правового государства //Право и власть — М., 1990; Городинец Ф. М. Правовое государство и милиция. Дисс. канд.юрид.наук. — СПб., 1995; Ершов H.H. Правовые пределы вмешательства Российского государства в сферу экономики. Дисс. канд.юрид.наук. — Нижний Новгород, 1999; Каламкарян P.A. Российская Федерация: 21-й век… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы правового государства
    • 1. Основные черты правового государства: содержание и проблемы соотношения
    • 2. Право как выражение сущности правового государства
  • Глава 2. Роль права в реализации задач и функций федеративного правового государства
    • 1. Задачи и функции современного демократического государства
    • 2. Соотношение задач и функций права и правового государства
    • 3. Особенности проявления принципа верховенства права в федеративном государстве
  • Глава 3. Условия построения правового государства в Российской
  • Федерации
    • 1. Классификация условий построения правового государства в
  • России
    • 2. Усиление правовых начал как основа эволюции Российской
  • Федерации в правовое государство

Право как основа содержания и эволюции федеративного правового государства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Перед Россией проблема построения правового государства, сама идея которого долгое время оспаривалась, стоит особенно остро. В условиях, когда право подменялось догматическим нормотворчеством и трактовалось как прагматическое средство политико-властной регуляции, для подлинных правовых ценностей места по существу не оказывалось. Политико-идеологическая трактовка права отвергала любой внеклассовый подход к праву как объективной ценности, не зависящей от партийно-властных усмотрений, имеющей общечеловеческое, общецивилизационное значение.

Постижение ценностного смысла правового обеспечения организации общественных и политических отношений стало важной составной частью проводимых в стране радикальных преобразований. Значительным достижением в этом отношении является Конституция РФ, закрепляющая основные правовые достижения и провозглашающая права и свободы человека как высшую социальную ценность. Концептуальные идеи правового государства отражены в конституционных положениях о правах и свободах человека, их естественном и неотчуждаемом характере, о необходимости их соблюдения в правотворческой, правозащитной и правоприменительной деятельности государства, о правовых формах признания и защиты институтов и отношений гражданского общества, о разделении властей и т. д. Утверждение этих исторически устоявшихся полико-юридических ценностей в общественном сознании и государственно-правовой практике является одной из важнейших задач современного этапа развития российского общества.

В теории и практике построения правового государства в России имеется ряд серьезных неразрешенных проблем. Обстоятельного исследования требует, прежде всего, комплекс вопросов, связанных с определением места и роли права в структурно-функциональной системе правового государства: выявление многосторонних связей права с функциями правового государства, установление правовых пределов государственного регулирования общественных отношений, изучение особенностей проявления принципа верховенства права в федеративном государстве, научное обоснование значения права при создании условий построения правового государства. Решение указанных вопросов позволит заметно уточнить теоретические основы построения правового государства в Российской Федерации, выявить направления и оптимальные способы совершенствования отечественной правовой системы.

Степень научной разработанности темы исследования. Правовая государственность выступает объектом исследования различных отраслей научного знания: философии, истории, юриспруденции, политологии, социологии, экономики. Источниками теории правового государства выступают идеи Платона, Сократа, Аристотеля, Цицерона. В ее разработку значительный вклад внесли Н. Макиавелли, Дж. Локк, Ш. Л. Монтескье, И. Кант, Гегель.1 Отечественная концепция правового государства получила теоретическое осмысление в трудах Б. Н. Чичерина, П. И. Новгородцева, И. А. Ильина, С.А. л.

Котляревского, Б. А. Кистяковского, В. М. Гессена. В настоящее время концептуальные положения о правовом государстве излагаются в научных трудах по общей теории и истории государства и права таких авторов как С. С. Алексеев, А. Б. Венгеров, Ф. М. Городинец, H.H. Ершов, P.A. Каламкарян, В. Ц. Киров, Р. Х. Макуев, М. Н. Марченко, B.C. Нерсесянц, Ю.А. Тихомиров-3 по конституционному праву — Р. Г. Абдурашитов, С. А. Авакьян, Л. Ф. Болтенкова,.

1 Макиавелли Н. Государь. — М., 1990; Локк Дж. Избранные философские произведения. Т. 11 — М., I960- Монтескье Ш. Л. Избранные произведения. — М., 1955; Кант И. Сочинения. — М.-Л., 1934, Гегель Г. Философия права. — М.-Л., 1934.

2 Чичерин Б. Н. Философия права. — М., 1900; Новгородцев П. И.

Введение

в философию права. — М., 1909; Ильин И. А. Основы законоведения. — М., 1915; Котлярсвский С. А. Власть и право. Проблема правового государства. — М., 1915; Кистяковский Б. А. Государственное право (общее и русское). — М., 1908; Гессен В. М. Теория правового государства. — СПб., 1913.

3 Алексеев С. С. Восхождение к праву. — М., 2000; Венгеров А. Б. Несущие конструкции правового государства //Право и власть — М., 1990; Городинец Ф. М. Правовое государство и милиция. Дисс.. канд.юрид.наук. — СПб., 1995; Ершов H.H. Правовые пределы вмешательства Российского государства в сферу экономики. Дисс.. канд.юрид.наук. — Нижний Новгород, 1999; Каламкарян P.A. Российская Федерация: 21-й век. Юридическая безопасность страны и се граждан в правовом государстве. (По материалам научно-практической конференции) //Государство и право. — 2003. — №№ 10, 11- Киров В. Ц. Парадоксы государственной власти в гражданском обществе. — М., 1992; Макув Р. Х. Проблемы современной российской государственности через призму трагедии Чеченской республики. — Орел, 2000; Марченко М. Н. Национальное государство в условиях интеграции и глобализации.// Интеграция и опыт правовых преобразований в у словиях вызова мировому правопорядку. — М., 2003 Нерсесянц B.C. Правовое государства: история идей и современность //Проблемы общей теории права и государства. — М., 1999; Тихомиров Ю. А. Верховенство закона: модель и реальность //Вестник Верховного Суда СССР, — 1991. -№ 3.

И.В. Гончаров, К. Т. Курашвили, Л. А. Морозова, А. Осипов, Г. В. Петрова, Д. Тэпс, В.Е. Чиркин-4 по политологии — Т. А. Алексеева, К. Гаджиев, С. Перегудов, З. М. Черниловский.5.

Объектом диссертационного исследования является система общественных отношений, возникших в процессе эволюции правового государства.

Предмет изучения — право как регулятивная основа формирования, структурирования и функционирования федеративного правового государства.

Цель диссертационного исследования — на основе осуществления комплексного анализа углубить знания о назначении и роли права в структурно-функциональной системе федеративного правового государства и в процессе формирования условий его построения.

Достижение поставленной цели осуществляется через постановку и разрешение следующих основных задач: систематизировать признаки правового государства, исследовать их соотношениепровести сравнительный анализ функций современного демократического государства и функций правового государства, выявить специфические особенности последних, раскрыть роль и назначение права в процессе их реализацииопределить особенности проявления принципа верховенства права в федеративном государстве и разработать рекомендации по его обеспечению в Россииустановить и систематизировать условия построения правового государства в России, раскрыть их содержание и связанность с ними права;

4 Абдрашитов Р. Т. Болтснкова Л.Ф. Опыты федерализма. — М., 1994; Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. — М., 1997; Гончаров И. В. К вопросу' о понятии конституционной безопасности федеративного государства //Государство и право. — 2003. — № 12- К>рашвили К. Т. Федеративная организация Российского государства. — М., 2000; Морозова Л. А. Проблемы современной российской государственности. — М., 1998; Осипов А. Отечественный федерал-романтизм и строительство правового государства //Федерализм. — 1996. — № 6- Петрова Г. В. О конституционных основах налогово-бюджетного федерализма и межбюджетных отношений //Журнал российского права. — 2003. — № 1- Тэпс Д. Концептуальные основы федерализма. — СПб., 2002; Чиркин В. Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. — М., 1998.

5 Алексеева Т. А. Демократия как идея и процесс //Вопросы философии. — 1992. — № 6- Гаджиев К. Гражданское общество и правовое государство //Международная экономика и международные отношения. — 1991. — № 5- Перегудов С. Гражданское общество как политический феномен //Свободная мысль. — 1992. — № 9- Черниловский З. М. Гражданское общество: опыт исследования //Государство и право. — 1992. — № 6. обобщить системную связь права с правовым государством.

Эмпирическую базу диссертации составляют международные универсальные и региональные акты, конституционное и текущее российское законодательство.

Методологической основой работы является система методов познания государственно-правовых явлений. Характер объекта диссертационного исследования обусловил применение таких методов, как исторический, диалектический, сравнительно-правовой, формально-юридический, конкретно-социологический, системно-структурный анализ, синтез. Использованы методологические разработки и теоретические обобщения отечественных и зарубежных авторов, затрагивающих изучаемую проблематику.

Научная новизна работы заключается в следующем: на основе проведения комплексного анализа основных характеристик правового государства обосновывается система его признаков, раскрывается их содержание и взаимосвязьв результате исследования сущности и назначения права, признаков и принципов правовой государственности выясняется тип соотношения права и правового государствапроводится сравнительный анализ функций современного демократического и функций правового государства, определяются качественные особенности последнихустанавливается характер соотношения функций права и функций правового государствавыясняются особенности проявления принципа верховенства права в федеративном государствевыявляются и исследуются условия, определяющие возможность построения правового государства в России, обосновывается их классификация.

Новизна подтверждается основными положениями, выносимыми на защиту:

1. Система признаков правового государства основана на их классификации по трем компонентам: нормативно-правовому (признаки, обеспечивающие правовой характер законодательства), институционально-правовому (признаки, отражающие ограничение государственной власти), социально-правовому (признаки, определяющие взаимоотношения общества и власти).

Системообразующим фактором при этом выступает верховенство правового закона.

2. Характер соотношения права и правового государства представляет собой сущностное взаимодействие, в котором оба явления выступают как активные, равные и вне такого взаимодействия не способные существовать и реализовать свою специфическую природу.

3. В качестве самостоятельной в числе правовых форм осуществления функций современного демократического государства — наряду с правотворческой, правоисполнительной и правоохранительной — следует выделять договорную форму.

4. Несмотря на наличие общих черт с функциями современного демократического государства (одинаковые признаки, структура и формы осуществлениянаправленность на разрешение аналогичных задачдетерминированность общими факторами), функции правового государства имеют ряд особенностей, определенных его сущностью (производны и предопределены высоким уровнем развития государственности и праваосуществляются на основе принципов правового государствапределы их реализации, установленные правом, подконтрольны гражданскому обществусодержание и формы их осуществления обусловлены сущностью и социальным назначением правового государства).

5. Договоры федерации и ее субъектов по вопросам разграничения полномочий в иерархии нормативных правовых актов на федеральном уровне должны занимать место между федеральной конституцией и федеральным законом, а на уровне субъекта — между конституцией (уставом) и законом субъекта. Конституционно разграниченные компетенция и предметы ведения в последующем не могут быть изменены на договорной основе, иначе деформируется конституционная конструкция федерализма.

Заключение

указанных договоров допустимо лишь в сфере совместного ведения федерации и ее субъектов в целях учета особенностей последних.

6. Классификация условий построения правового государства в России предполагает дифференциацию внутренних и внешних условий. Внутренние включают общие условия (духовные, экономические, социальные, политические) и собственно-правовые условия (правотворческие, правосистематизирующие, правоприменительные и относящиеся к осуществлению права гражданами). Все они тесно взаимосвязаны, требуют комплексного подхода, совместных синхронных усилий общества и государства и обусловлены правом.

7. В правовом государстве позитивное право, являясь формой содержания естественного права, проводником особенностей сложной структурно-функциональной системы последнего, определяет характер и содержание взаимодействия всех структурных звеньев государства, субъектов различных уровней федеративного государства, удерживая их в нормах и границах правового пространства, ослабляя административно-командную волю, усиливая правовые начала во всем государственном механизме.

Достоверность полученных результатов обусловлена репрезентативностью источниковой базы исследования, которая отвечает современному уровню научного знания, а также использованием современной методологии, строгой аргументированностью научных положений и выводов, презентацией основных итогов диссертации перед научным сообществом.

Практическая значимость исследования. Предложения и рекомендации автора могут использоваться для оптимизации правотворчества и обеспечения правового характера законодательства, повышения эффективности процесса правоприменения. Теоретические положения диссертации могут быть полезны при разработке монографий, научно-методических, учебных пособий по теории государства и права, конституционному праву России и конституционному праву зарубежных стран, на научно-практических конференциях и семинарах, для дальнейшего анализа проблем построения правового государства, поиска способов их эффективного разрешения.

Апробация результатов исследования. Изложенные в диссертации теоретические положения и практические рекомендации отражены в опубликованных автором работах, докладывались на научно-практических конференциях, использовались диссертантом в собственной практической деятельности при преподавании теории государства и права, актуальных проблем теории государства и права, прав человека. Рекомендации автора внедрены в деятельность Уполномоченного по правам человека в Брянской области и его аппарата, юридического отдела администрации города Брянска.

Структура работы обусловлена целью и задачами предпринятого исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения, списка использованных нормативных правовых актов и литературы.

Заключение

.

Идеи и ценности правовой государственности стали одним из главных ориентиров процесса осуществления радикальных преобразований в современной России. Такая ориентация на формирование и развитие правового государства обусловлена объективными потребностями социального развития, целями и задачами утверждения принципов свободы и права во всех сферах жизни общества и государства. Следует констатировать, что сегодня в нашей стране наступил этап позитивной, созидательной деятельности, которая предполагает обширную программу с четко обозначенными приоритетами государственно-правовой и социально-экономической политики. В этой программе ключевое положение должна занимать задача обеспечения верховенства права как ключевого принципа построения взаимоотношений общества и государства. Право становится тем общим полем, которое опосредствует отношения общества и государства. Безусловно, такое отношение требует согласия всех общественно значимых сил в фундаментальных основах взаимодействия общества и государства, в верховенстве права, идее права. Только при этом условии правовые формы могут наполниться реальным содержанием и обеспечить реализацию стратегии экономической и политической самостоятельности, гарантирующей населению достойные условия жизни, защиту и охрану прав и свобод человека и гражданина, где государственная власть, аппарат «подконтрольны обществу, служат ему и не имеют собственных интересов, кроме интересов гражданского общества».209.

Выявление цели правового государства — защита прав и интересов граждан в соответствии с общечеловеческими ценностями, устоявшимися правилами морали и справедливости — и комплексный анализ основных характеристик правового государства позволил выстроить систему признаков правового государства и проследить взаимосвязь между составляющими ее элементами. Система признаков правового государства представлена как совокупность элементов, разделенных по трем компонентам: нормативно-правовому,.

209 Морозова Л. А. Проблемы современной российской государственности. — М., 1998. С. 186. институционально-правовому, социально-правовому. Нормативно-правовой компонент включает признаки системы нормативно-правового регулирования, обеспечивающие правовой характер законодательства: господство права, верховенство правового закона, соответствие внутреннего законодательства общепризнанным стандартам и нормам международного права. Институционально-правовой компонент объединяет признаки, обеспечивающие ограничение государственной власти: примат прав и интересов граждан над правами и интересами органов государственной власти, гарантированность прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность личности и государства, реализация принципов федерализма и разделения властей, обеспечение принципа «все, что не разрешено власти, ей запрещено». Социально-правовой компонент содержит признаки, определяющие характер взаимоотношений общества и власти: наличие развитого гражданского общества, восприятие правовой государственности общественным сознанием в качестве главного ориентира социального развития, высокий уровень правовой культуры.

В процессе исследования выявлено два аспекта роли права во взаимодействии общества и государства: 1) формально-легальный (связанность общества и государства, всех участников общественной жизни закономрежим законности существует как в правотворчестве, так и в правоприменении) — 2) содержательно-правовой аспект (закон есть лишь форма праваправо не тождественно закону, который должен быть связан принципами права, вытекающими из сущности и цели общественного и государственного строя).

Исследование категорий «верховенство права» и «верховенство закона» в правовом государстве позволило заключить, что верховенство закона предполагает: а) верховенство конституцииб) особую процедуру принятия и изменения законав) обязательное соответствие всех иных нормативных актов законуг) наличие механизмов реализации и защиты законад) конституционный надзор, обеспечивающий непротиворечивость всей законодательной системы. Идея же верховенства права подразумевает наличие законов с правовым содержанием (правовых законов), а также связанность государственной власти этими законами.

На основе анализа характеристик правового государства сделан вывод о том, что в правовом государстве позитивное право выступает формой существования и развития естественного права: законодательство здесь не может по своему содержанию включать признаки, которые не отражали бы существо целостного понятия права или противоречили бы ему. Соотношение права и правового государства определено нами как сущностное взаимодействие: правовое государство и право выступают здесь как явления активные и вне взаимодействия друг с другом не способны существовать и реализовать свою специфическую природу.

Функции государства интерпретируются нами как особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы, охватывающий основные направления его деятельности по управлению обществом. Задачи и функции государства взаимосвязаны, находятся в определенном соотношении: постановка перед обществом и государством определенных задач порождает необходимость осуществления соответствующих функций. В то же время при всей своей значимости задачи не являются первоосновой для развития государства и его функций, так как они объективно обусловлены потребностями общества и определяются закономерностями его развития.

Анализ функции государства позволил установить, что она включает социальное назначение государства как основу и сущностную сторону функции («должное»), и практическую деятельность государства по реализации его назначения как динамичный элемент функции, выражающий ее жизнедеятельность («сущее»). Фактическая деятельность государства состоит, в свою очередь, из предметной (объектной) направленности этой деятельности, ее целей, форм, методов, способов государственной деятельности. В структуре функции государства выделено четыре элемента, выражающих ее статическую и динамическую стороны: объект функциисоциальное назначение государствафактическую деятельность государства и цель, на достижение которой направлена функция. Основными связями структуры функции государства являются: взаимосвязь между объективными требованиями функции и практической деятельностью по претворению в жизнь потребностей государственного регулированиявзаимоотношения между практической деятельностью по реализации назначения государства (и ее результатом) и целями, на достижение которых направлена функциявзаимоотношения между требованиями задач и целей, на решение и осуществление которых направлена функция, и способами, средствами, методами реализации функциивзаимоотношения между практической деятельностью, ее средствами, методами и принципами осуществления функции.

Перечень и содержание функций современного демократического государства обусловливает необходимость обеспечения и защиты прав и свобод личности, материальных и духовных ценностей общества, конституционного строя, суверенности и территориальной целостности государства, а также создания условий для благополучного развития человеческой цивилизации. На содержание функций современного государства оказывают влияние такие факторы, как научно-технический прогресс, национальные интересы, состояние окружающей среды, процессы информатизации общества, обострение угрозы международного терроризма, процессы глобализации.

Исследование элементов правового государства, места в нем права, а также сравнительный анализ функций современного демократического государства и функций правового государства позволили заключить, что хотя правовое государство решает задачи, аналогичные задачам современного демократического государства, функции правового государства имеют ряд особенностей, обусловленных его сущностью: функционирование правового государства предполагает высокий уровень развития государственности и правафункции правового государства осуществляются исключительно на основе его принциповпределы осуществления этих функций устанавливает гражданское общество. На содержание функций правового государства налагает отпечаток его социальное назначение: все функции правового государства преломляются через призму его социальных целей и задач, ибо в противном случае правовая государственность вообще утрачивает смысл.

Соотношение функций права и правового государства, прослеживается по трем аспектам: единство, различие и взаимодействие. Единство указанных категорий проявляется в том, что они: являются средствами социальной регуляции и охраны общественных отношенийдетерминированы общими факторамисовпадают с точки зрения направленности и социального содержанияимеют общую структурупоставлены на службу интересам человека. Различия обусловлены их разным онтологическим статусом и общественной природой. Взаимодействие выражается в их многообразном влиянии друг на друга, анализ которого свидетельствует о том, что правовое государство и право решают свои задачи посредством друг друга и раздельное их функционирование невозможно.

Высшей формой единства права и государства является правовое государство. Функциональная связь права и правового государства в целом проявляется в том, что реализация функций правового государства невозможна без функционирования права. Сложные и многосторонние взаимосвязи и взаимопроникновения функций права и правового государства необходимо учитывать как при теоретическом осмыслении данных институтов, так и в реальном процессе проводимых в стране демократических преобразований.

Применительно к федеративному государству реализация принципа верховенства права обусловлена наличием в нем двух уровней законодательства, представляющих собой системы иерархически взаимосвязанных нормативно-правовых актов, объеденные и структурированные принципом верховенства федерального законодательства. Содержание их обусловлено вариантом разграничения компетенции и предметов ведения, закрепление которого осуществляется конституционным и договорным способом. Правовую основу последнего должны составлять конституции (уставы) федерации и ее субъектов: конституционное распределение компетенции и предметов ведения путем заключения взаимных договоров изменяться не может.

Договоры России и субъектов федерации по вопросам размежевания предметов ведения и полномочий в иерархии нормативных правовых актов на федеральном уровне должны занимать место между федеральной конституцией и федеральным законом, а на уровне субъекта федерации — между конституцией (уставом) и законами, подзаконными актами. Для закрепления такого места договора в системе нормативных правовых актов предлагается дальнейшее совершенствование механизмов его принятия и реализации. Указывается также на необходимость разработки и механизма организационно-правовых гарантий, способных реально предотвратить как интервенцию федерального права в республиках, так и вторжение республик в права Российской Федерации.

Воплощение идеи правового государства в России связано с созданием определенных условий. На основе сравнительного анализа признаков правового государства и российской действительности автором разработана классификация условий построения правового государства в России, раскрыто их содержание. Выделены внутренние и внешние условия. К внутренним отнесены: общие (духовно-культурные, экономические, социальные, политические) и собственно-правовые условия. Духовно-культурные условия включают нравственные (восприятие гуманистического права в качестве цели и высшего принципа общественной жизни) и культурные (наличие высокого уровня культуры вообще, правовой и политической культуры в частности). Экономические условия предполагают обеспечение государством высокого массового уровня благосостояния, эффективное функционирование рыночной экономики, экономический публичный порядок. Социальные условия подразумевают создание высоко развитого гражданского обществаобеспечение социального мира (построение общественных отношений на основе согласия, взаимного доверия и уважения) — наличие определенных этнических условий (обеспечивающих полноценное развитие, органическое сосуществование и взаимное культурное обогащение наций и этнических групп). Политические условия призваны обеспечить утверждение устойчивой, развитой, эффективной и динамичной политической системы, функционирующей на основе демократических принципов. Собственно-правовые условия включают 4 блока: правотворческие, правосистематизирующие, правоприменительные и относящиеся к осуществлению права гражданами. Правотворческие условия предполагают, с одной стороны, эффективность и демократизм правотворческого процесса, с другой — нормативное обеспечение условий и признаков правового государства. Правосистематизирующие условия обеспечивают надлежащее качество и результативность процесса систематизации права. Правоприменительные условия предполагают высокий уровень правоприменительной деятельности государственных органов и должностных лиц в рамках формулы «запрещено все, что не разрешено законом». Правореализационные условия призваны обеспечить правомерное поведение граждан. г.

Внешние условия правового государства включают: построение миропорядка на основе верховенства права, осознания взаимозависимости государствпризнание общечеловеческих ценностей в качестве главных ориентиров межгосударственного общенияколлективная ответственность государств перед человечествомутверждение общепризнанных принципов и норм международного права в качестве идейной и нормативной основы взаимоотношений между государстваминаличие эффективных механизмов практического воплощения принципов и норм международного права.

Все условия формирования правового государства тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, их создание требует комплексного подхода, совместных синхронных усилий общества и государства.

Российское общество сегодня нуждается в том, чтобы в праве произошла.

210 решительная смена координат", принципиальное изменение самой сущности правовой системы, ее «настроенности». Именно общество Права должно стать наиболее значимой целью и показателем преобразования России. Важнейшей задачей в связи с этим считаем прежде всего воссоздание частного права, его достойного высокого места в правовой системе страны. Коренной проблемой.

2,0 Алексеев С. С. Восхоадсние к праву. — М., 2001. С. 589 является также гуманизация права, его ориентация на человека, приведение российского законодательства в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права. Движение российского законодательства в этом направлении обозначилось с достаточной определенностью, однако приходится все же признать, что права и свободы человека не стали сегодня непосредственно действующим правом в России. Одним из аспектов усиления правовых начал является создание твердых гарантий выполнения нормативных предписаний, четкого механизма их реализацииэффективных форм защиты субъективных прав. Актуальными задачами в сфере правотворчества, требующими серьезного научного анализа, следует признать преодоление стихийности и поспешности в законодательной деятельности, всесторонний учет системных основ законодательства как целостного явления, ликвидацию коллизий между федеральным законодательством и законодательством субъектов федерации, реальное обеспечение принципов верховенства и прямого действия Конституции РФ, активизацию роли науки в правотворчестве. До сих пор остается лишь декларируемой целью формирование в России независимого и сильного правосудия. Необходимо предпринять меры для обеспечения высокого и достойного положения суда в государственно-правовой жизни и совершенствования форм судопроизводства на основе демократических принципов. Наконец, формированию в России права гражданского общества должно сопутствовать строгое соблюдение правовых предписаний самими гражданами на основе сознательного уважения к закону, правам и законным интересам других лиц, привычки к законопослушному и активному поведению. Установление в стране крепкого и надежного правопорядка, основанного на верховенстве права обусловлено восприятием всех ценностей отечественной либеральной и мировой правовой культуры, выстраданных человечеством в сложной борьбе с бесконтрольной властью, произволом и тоталитаризмом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Всеобщая декларация прав человека //Международные акты о правах человека: Сборник документов. М.: Норма, 1998.
  2. Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах //Международные акты о правах человека: Сборник документов. М.: Норма, 1998.
  3. Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда //Российская газета. № 238. — 16.12.1998.
  4. Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов от 14 декабря 1974 г //Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М.: Норма, 1990.
  5. Декларация ООН от 24 ноября 1970 г. «О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, в соответствии с Уставом ООН» //ООН. М.: Наука, 1981.
  6. Декларация тысячелетия от 8 сентября 2000 г //ООН. Декларация тысячелетия. М.: Норма, 2001.
  7. Дополнительные протоколы к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод //Конвенции Совета Европы и Российская Федерация: Сборник документов. М.: Норма, 2000.
  8. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод //Конвенции Совета Европы и Российская Федерация: Сборник документов. -М.: Норма, 2000.
  9. Европейская конвенция об осуществлении прав детей от 25 января 1990 г //Конвенции Совета Европы и Российская Федерация: Сборник документов. -М.: Норма, 2000.
  10. Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания //Конвенции Совета Европы и Российская Федерация: Сборник документов. М.: Норма, 2000.
  11. Европейская социальная хартия от 3 мая 1996 г //Конвенции Совета Европы и Российская Федерация: Сборник документов. М.: Норма, 2000.
  12. Заключительный акт СБСЕ (1975) //Международные акты о правах человека: Сборник документов. М.: Норма, 1998.
  13. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка //Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. -М.: Норма, 1990.
  14. Конвенция о защите прав человека и основных свобод //Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М.: Норма, 1990.
  15. Конвенция о правах ребенка //Международные акты о правах человека: Сборник документов. М.: Норма, 1998.
  16. Конвенция о правах человека и биомедицине от 4 апреля 1977 г. //Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. -М.: Норма, 1990.
  17. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания //Международные акты о правах человека: Сборник документов. М.: Норма, 1998.
  18. Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека //Международные акты о правах человека: Сборник документов. -М.: Норма, 1998.
  19. Международный пакт о гражданских и политических правах //Международные акты о правах человека: Сборник документов. М.: Норма, 1998.
  20. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах //Международные акты о правах человека: Сборник документов. М.: Норма, 1998.
  21. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних от 29 ноября 1985 г //Международные акты о правах человека: Сборник документов. М.: Норма, 1998.
  22. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах //Международные акты о правах человека: Сборник документов. М.: Норма, 1998.
  23. Конституция Российской Федерации //Российская газета. N 237 -25.12.1993.
  24. ФКЗ от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» //СЗ РФ, 25.07.1994, № ?3, ст. 1447.
  25. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. -М.: Проспект, 2002.
  26. Гражданский Кодекс Российской Федерации. -М.: Проспект, 2002.
  27. Трудовой кодекс Российской Федерации. М.: Проспект, 2002.
  28. Уголовный кодекс Российской Федерации. -М.: Проспект, 1997.
  29. ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 04.07.2003) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"//С3 РФ, 18.10.1999, N42, ст. 5005.
  30. ФЗ от 06.10.2003 N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» //СЗ РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
  31. ФЗ от 19.06.2004 N 53-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» //СЗ РФ, 21.06.2004, N 25, ст. 2484.
  32. Указ Президента РФ от 10 августа 2000 г. N1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единого правового пространства РФ» //Российская газета. 2000. 1 августа.
  33. Постановление ВС РФ от 22.11.91 № 1920−1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» //Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР, 26.12.91, № 52, ст. 1865.
  34. Монографии и иные книжные издания
  35. Р. Г. Болтенкова Л.Ф. Опыты федерализма. М.: Республика, 1994.-256 с.
  36. С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. -М.: РЮИД, Сашко, 2000. 528 с.
  37. Актуальные вопросы правоведения (информационные материалы). -Екатеринбург: Лада, 1992. 102 с.
  38. Актуальные проблемы правоведения за рубежом: (проблемы правового государства). -М.: Риф, 1990. 174 с.
  39. Г. В. Буржуазный федерализм (Критический анализ буржуазных федераций и буржуазных теорий федерализма). Киев: Мир, 1962.-211 с.
  40. С.С. Восхождение к праву. М.: Норма, 2001. — 640 с.
  41. С.С. Общая теория права. В 2 т. Т.1 М.: БЕК, 1981. — 280 с.
  42. С.С. Общая теория социалистического права. Вып. 1. -Свердловск: Слово, 1963. 320 с.
  43. С.С. Теория права. М.: БЕК, 1995.- 320 с.
  44. Ю.Аржанов М. А. Государство и право в их соотношении. М.: Наука, 1960. -181 с.
  45. П.Аристотель. Сочинения. В 4-х тт. Т. 1- М.: Наука, 1983, — 372 с.
  46. Р. Демократия и тоталитаризм. М.: Риф, 1993- 301 с.
  47. В.К., Баранов В. М., Толстик В. А. Теория права в схемах и определениях: Учебное пособие. М.: Юрист, 1999. — 256 с.
  48. М.М., Рахманова E.H. Права человека и криминологическая безопасность: Учебное пособие. М.: Логос, 2003. — 153 с.
  49. М.И. Понятие и классификация функций социалистического государства. Саратов: Наука, 1970. — 169 с.
  50. М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. Саратов: Наука, 1972. — 302 с.
  51. Г. В. Местное самоуправление. М.: Зерцало, 2003. -405с.
  52. П.П. Профессиональное правосознание работников ОВД. Теоретические проблемы. -М.: Логос, 1991. -301 с.
  53. П. П. Русских В.В. Актуальные проблемы теории правосознания, правовой культуры и правового воспитания. Ростов н/Д: Феникс, 1999. -231 с.
  54. A.M. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Томск: Наука, 1988. — 100с.
  55. Ю.А., Фельдман Д. И. История международного права. М.: Международные отношения, 1990. — 204 с.
  56. А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. -М.: Юриспруденция, 1999.- 528 с.
  57. В.И. Теория государства и права: Учебник для высших юридических учебных заведений и факультетов. Ростов н/Д: Феникс, 2002, — 512 с.
  58. H.H. Сущность, принципы и функции права. Волгоград: Книга, 1998.-211 с.
  59. Вопросы национальных и федеративных отношений. М.: Международные отношения, 1995.-400с.
  60. А.Т. Правовое социальное государство: Запад и Россия. -Казань, 1999. 198 с.
  61. . П. Гарантии прав граждан. М., 1917. — 79 с.
  62. К.С. Политическая наука. М.: Сорос, 1995. — 365 с.
  63. Г. Политические произведения. М.: Наука, 1978. — 438 с.
  64. Г. Философия права. М.-Л., 1934. — 479 с.
  65. В.М. Административное право. СПб., 1903. — 242 с.
  66. В.М. Основы конституционного права. Пг., 1917. — 317 с.
  67. В.М. Теория правового государства. СПб., 1912. — 66 с.
  68. Л.И. Права человека. Гуманитарный курс: Учебный курс. М.: Логос, 2002. — 176 с.
  69. С.И. Права человека в России: теория, история, практика. -Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного ун-та, 2002. 748 с.
  70. С.А., Строгонович М. С. Теория государства и права. М.: Наука, 1940.-220 с.
  71. П.А. Социальная природа правонарушений. Оренбург: Созвездие, 1998.- 126 с.
  72. Государственное право Российской Федерации Учебник для вузов. /Под ред. O.E. Кутафина. М.: НОРМА, 1996. — 369 с.
  73. Гражданское общество и государство: холодное лето 2004. Томск: РауШ мбХ, 2004. — 82 с.
  74. Драма российского закона. М.: Юридическая книга, 1996. — 144 с.
  75. Г. Право современного государства. М., 1908. — 216 с.
  76. Законность в Российской Федерации. М.: Спарк, 1998. — 215 с.
  77. Защита от дискриминации или права меньшинств. Сборник материалов. -М.: Точка опоры, 2003. 49 с.
  78. В.Д. Основные ветви государственной власти: их разграничение и соотношение. Социалистическое правовое государство: концепция и пути реализации. -М.: Наука, 1990. 241 с.
  79. В.В., Ахиезер A.C. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. М.: Изд-во Московского Университета, 1997. — 328 с.
  80. И.А. Наши задачи. Париж- Москва, 1992. — 272 с.
  81. И.А. Основы законоведения. Общее учение о праве и государстве и основные понятия русского государственного, гражданского и уголовного права.-М., 1915.-407 с.
  82. И.А. Теория права и государства. М.: Зерцало, 2003. — 400 с.
  83. Исследование теоретических проблем правового государства. М.: Былина, 1996.- 129 с.
  84. Историческое и логическое в познании государства и права. JL- Наука, 1988.-325 с.
  85. И. Сочинения. Т.4 -М.: Наука, 1961. 544 с.
  86. В.Н. Идея правового государства. Ярославль: Наука, 1980. — 73 с.
  87. Т. В. Кашанин A.B. Основы российского права: Учебник для вузов. М.: Издательская группа НОРМА — ИНФРА, 2000. — 800 с.
  88. С.Ф. Правовые отношения в социалистическом обществе. М.: Наука, 1958. — 162 с.
  89. В.Ц. Парадоксы государственной власти в гражданском обществе. -М.: Логос, 1992.- 115 с.
  90. .А. Государственное право (Общее и русское). М., 1911. -384 с.
  91. .А. Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права. М., 1916. — 704 с.
  92. А.И. Общая теория государства и права. М.: БЕК, 1996. — 240 с.
  93. Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. М.: Норма, 2002. — 272 с.
  94. А.И. Антропология права. М.: НОРМА-ИНФРА М, 2002. — 467 с.
  95. .И. Основные тенденции развития демократической сущности социалистического государства. JI.: Наука, 1972. — 116 с.
  96. И.Ю. Идея правового государства: история и современность. -СПб.: Слово, 1993.- 151 с.
  97. А.Е. Федеративные начала организации государственной власти в России. -М.: Логос, 1996. 612 с.
  98. С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций. М., 1995.312 с.
  99. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: В 4 т. Тома 12. Часть общая: Учебник. /Отв. ред. Б. А. Страшун. М.: БЕК, 2000. — 784 с.
  100. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов./Под ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо и Л. М. Энтина. М.: НОРМА, 2000.- 832 с.
  101. Конституционно-правовые проблемы формирования социального правового государства. Минск: Высшая школа, 2000. — 205 с.
  102. Конституция и закон: стабильность и динамизм. М.: Юридическая книга, 1998.- 208 с.
  103. С.А. Власть и право. Проблема правового государства. М., 1915.-116 с.
  104. С.А. Правовое государство и внешняя политика. М., 1909. -136 с.
  105. С.А. Сущность парламентаризма. М., 1913. — 238 с.
  106. В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М.: Наука, 1982. -287 с.
  107. Э.Л. Демократия: некоторые вопросы теории, методологии и практики. М.: Наука, 198.6 — 201 с.
  108. Кулиев М.-П. Р. Гражданское общество: идеи и реалии. М.: Изд-во РАГС, 1994.-215 с.
  109. Кулиев М.-П. Р. Гражданское общество: социально-философский и методологический подходы. М.: Изд-во РАГС, 1996. — 176 с.
  110. Кулиев М.-П. Р. Развитие права, общества и государства: вопросы теории и практики. М.: Изд-во РАГС, 1997. — 163 с.
  111. К.Т. Федеративная организация Российского государства. М.: Компания Спутник +, 2000. — 172 с.
  112. A.M. Мифы и рифы российского бюджетного федерализма. М.: Магистр, 1997.-48 с.
  113. В.В. Теория права. Актуальные проблемы. М.: Академия МВД РФ, 1992.- 183 с.
  114. В.В., Липень C.B. Теория государства и права: Учебник для вузов. -М.: Спарк, 2000.-511 с.
  115. Р.З. Теория права. М.: НОРМА, 1994. — 231 с.
  116. Дж. Избранные философские произведения. Т. 11 М.: Наука, 1960. -605 с.
  117. С.П. О структуре понятия правовая культура. М.: Наука, 1985. -204 с.
  118. В.Я., Смоленский М. Б., Шпелев В. И. Теория государства и права. Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 512 с.
  119. Н. Государь. М.: Планета, 1990. — 653 с.
  120. Р.Х. Вопросы теории права. Учебное пособие Орел: Издательство ОРАГС, 2001.-232 с.
  121. Р.Х. Личность и российский федерализм. М.-Орел, 2003. — 231 с.
  122. Р.Х. Право и институты Европейских сообществ и Европейского союза. Орел: Изд-во ОРАГС — 2002. — 300 с.
  123. Р.Х. Проблемы российской государственности через призму трагедии Чеченской республики. Орел, 2000. — 131 с.
  124. Р.Х. Теория государства и права. В 2-х ч. Ч. 1. М.-Орел: Издательство ОРАГС, 2003. — 377 с.
  125. Р.Х. Теория государства и права. Учебный курс. Орел: Издательство ОРАГС, 2000, — 348 с.
  126. М.Н. Человек и медицина в современном праве. М.: БЕК, 1995. -260 с.
  127. Г. В. Понимание права. Подходы и проблемы. М.: Прометей, 1999.-419 с.
  128. Л.С. Народ в правовом государстве. М.: Норма, 1999. — 160 с.
  129. М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник. М.: Проспект, 2001.-760 с.
  130. Местное самоуправление в России: состояние, проблемы и перспективы. -М.: Наука, 2004.-396 с.
  131. Ш. Л. О духе законов. Избранные произведения. М.: Наука, 1955.-с. 350−410.
  132. Е.Я. Теория регулятивного и охранительного права. -Воронеж: Слово, 1990. 127 с.
  133. На пути к правовому государству. СПб.: ЮРКНИГА, 1999. — 263 с.
  134. Научные основы советского правотворчества. М.: Наука, 1981 — 114 с.
  135. Н. Единство и взаимодействие государства и права. М.: Наука, 1982.- 131 с.
  136. B.C. Право математика свободы. — М.: Юристь, 1996. -157 с.
  137. B.C. Право в системе социальной регуляции. М.: Знание, 1986.-63 с.
  138. B.C. Право и закон. M.: Наука, 1983. — 366 с.
  139. B.C. Философия права. Учебник для вузов. М.: ИНФРА М-НОРМА, 1997.-652 с.
  140. Л.И. Основные результаты экспериментальных расчетов сводных экономических показателей для субъектов РФ. М.: Логос, 1996 -203 с.
  141. П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. М., 1909. — 386 с.
  142. Общая теория права и государства. Академический курс в 2-х т. /Отв. ред. М. Н. Марченко Т.1. Теория государства. М.: Зерцало, 1998. — 416 с.
  143. Общая теория права и государства. Академический курс в 2-х т. /Отв. ред. М. Н. Марченко Т.2. Теория права. М.: Зерцало, 1998. — 640 с.
  144. Общая теория права и государства: Учебник. /Под ред. В. В. Лазарева. -М.: Юрист, 1996.-472 с.
  145. Общая теория права. /Под общ. ред. A.C. Пиголкина М.: Изд. МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1996. — 384с.
  146. Е.Б. Избранные произведения по общей теории права и государства. -М.: Наука, 1980. 272 с.
  147. Платон. Собрание сочинений. В 4-х тг. Т. 1, — М.: ЮРКНИГА, 1994. -507 с.
  148. Подготовка и принятие законов в правовом государстве. М.: ВЭЛТИ, 1998. — 534 с.
  149. C.B. Законотворчество в Российской Федерации. М.: Институт государства и права РАН, 1996. — 146 с.
  150. Политико-правовые ценности: история и современность. /Под ред. B.C. Нерсесянца, — М.: Эдиториал УРСС, 2000. 256 с.
  151. Политические партии современной России. М., 1993. — 214 с.
  152. Политология для юристов: Курс лекций. /Под ред. Н. И. Матузова и A.B. Малько. М.: Юрист, 1999. — 774 с.
  153. Политология. /Под ред. Д. И. Платонова М.: ПРИОР, 1999. — 128с.
  154. Права человека в социальной сфере. Сборник материалов. М.: Точка опоры, 2002. — 32 с.
  155. Права человека и выборы. Сборник материалов. М.: Точка опоры, 2002. — 30 с.
  156. Право и многопартийность в современной России. М.: Норма, 1 994 256 с.
  157. Правовое государство, личность, законность. М.: Норма, 1997. — 139 с.
  158. Представительная власть в России: история и современность. / Под.ред. Л. К. Слиски. М.: РОССПЭН, 2004. — 592 с.
  159. Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов. /Под общ. ред. B.C. Нерсесянца. М.: НОРМА — ИНФРА, 1999. — 832 с.
  160. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие. /Под ред. М. Н. Марченко. -М.: Юрист, 2001. 656 с.
  161. В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства. М.: Юрайт-М, 2001. — 346 с.
  162. Т.Н. Методологические вопросы познания функций права. -Волгоград: ВШ, 1974. 274 с.
  163. Российский конституционализм: проблемы и решения. М.: Изд-во Института государства и права РАН, 1999. — 247 с.
  164. B.B. Клименко A.B. Теория государства и права. М.: Форум: Инфра — М, 2002. — 320 с.
  165. О.Г. Основы конституционного строя России. М.: Юрист, 1994.-356 с.
  166. В.А. Государственное право. Общее и русское. Варшава, 1912.-312 с.
  167. Советское государственное право. М.: Наука, 1938. — 235 с.
  168. Советское государство и революция права. М.: Наука, 1930. — 349 с.
  169. B.C. Оправдание добра. М., 1899. — 194 с.
  170. С.Г. Муниципально-властные институты в местном самоуправлении Российской Федерации. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. — 330 с.
  171. Л.И. Теория государства и права. М.: Проспект, 1997. -304 с.
  172. В.М. Логические основания общей теории права: В 2 т. Т. 1: Элементный состав. М.: Юридический дом «Юстицинформ», 2000. — 528 с.
  173. В.М. Теория государства и права. Учебник для вузов. М.: Былина, 1998.-512 с.
  174. А.Н. Право международных договоров. М.: Наука, 1980. -226с.
  175. Ф.В. Учебник энциклопедии права. Юрьев, 1917. — 230 с.
  176. Теоретические проблемы формирования правовой системы России. -Новосибирск: Наука, 1999. -208 с.
  177. Теория государства и права. /Под ред. А. Н. Денисова М.: Наука, 1972.-314 с.
  178. Теория государства и права. /Под ред. Г. Н. Манова. М.: БЕК, 1996. -336 с.
  179. Теория государства и права. Учебник для вузов. /Под ред. В. М. Карельского, В. Д. Перевалова. М.: НОРМА, 1997. — 356 с.
  180. Теория государства и права: Курс лекций. /Под ред. М. Н. Марченко -М.: Зерцало, 1997.-475 с.
  181. Теория государства и права: Курс лекций. /Под. ред. H.H. Матузова и A.B. Малько. М.: Юрист, 2000. — 776 с.
  182. Теория права и государства: Учебник. /Под ред. В. В. Лазарева. М.: Право и закон, 1997. -424 с.
  183. Ю.А. Теория закона. М.: Наука, 1982. — 256 с.
  184. А. Демократия в Америке. М.: Прогресс, 1992 — 544 с.
  185. В.А. Теория права и государства в определениях и схемах. -Н. Новгород: Мысль, 1996. 127 с.
  186. Д. Концептуальные основы федерализма. СПб.: Юридический центр Пресс. — 2002 — 204 с.
  187. H.A. Конституционные основы российского федерализма. -М.: Дело, 2000. 302 с.
  188. Федеральное конституционное право России. М.: Норма, 1996. — 461 с.
  189. С. Л. Некоторые вопросы методологии исследования социалистического государства. Киев: Наука, 1965. — 162 с.
  190. В.Н. Теория государства и права. Учебное пособие для высших учебных заведений М.: «Дабахов, Ткачев, Димов», 1995. — 384 с.
  191. М.Т. Диалоги: О государстве. О законах. -М.: Наука, 1 966 391 с.
  192. А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Юрайт, 2000. — 432 с.
  193. Н.В. Теория функций социалистического государства. -М.: Наука, 1970.-205 с.
  194. В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. М.: Былина, 1993. — 312 с.
  195. В.А. Понятие права и государства. Введение в курс теории права и государства М.: Дело, 1997. — 120 с.
  196. В.Е. Государствоведение: Учебник. М.: Юрист, 1999. — 400 с.
  197. В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. -М.: Зерцало, 1998.-448 с.
  198. В.Е. Современное федеративное государство. М.: Изд-во МНИМП, 1997.-124 с.
  199. .Н. О народном представительстве. М., 1866. — 198 с.
  200. .Н. Философия права. М.: Былина, 1990. — 336 с.
  201. .С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд. М.: Дело, 1996.- 237 с.
  202. А. Теория федерализма: опыт синтетической теории права и государства. Юрьев, 1912.-211 с. 1. Научные статьи.
  203. Р. Власть не может выходить за рамки закона //Федерализм. -1997.-№ 1.-С. 83−99.
  204. Р. Поиск перспектив российского федерализма //Федерализм. -2001.-№ 4.-С. 17−33.
  205. В.И. Правовая политика современного Российского государства в области защиты прав детей //Государство и право. 2004. — № 8. — С. 79−84.
  206. А.И., Рахманина Т. Н. Классификатор правовых актов и вопросы упорядочения законодательства //Журнал российского права. 2003. — № 8. -С. 30−41.
  207. И. Зачем человеку права человека //CIVITAS. 2003. — № 1. — С. 17−31.
  208. Актуальны проблемы охраны окружающей среды и развитие российского законодательства. (По материалам научно-практической конференции) //Журнал российского права. 2003. — № 10. — С. 147−157.
  209. С. С. Право: время новых подходов //Государство и право. 1991. — № 2. — С. 3−11.
  210. Т.А. Демократия как идея и процесс //Вопросы философии. -1992. -№ 6.-С. 17−35.
  211. В.Ф. Институциональный механизм борьбы с терроризмом. Формирование правовой базы //Государство и право. 2004. — № 8. — С. 7984.
  212. Ю.Ашмарина Е. М. Современная финансовая система Российской Федерации //Государство и право. 2004 — № 6 — С. 95−98.
  213. П.Байтин М. И. О формах осуществления функций социалистического государства //Ученые записки Саратовского юридического института. Вып. 18 Саратов: Наука, 1969 — С. 42−65.
  214. В.А. Конституционно-правовые основы разделения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами. Монография //Государство и право. 2004. — № 4. — С. 114−117.
  215. Д. Идея правового государства и функционирование государства в условиях переходного периода //Вестник МГУ. Серия Право. — 1998. -№ 6.-С. 76−93.
  216. A.B., Кондрашев A.A. Совершенствование законодательного регулирования института конституционно-правовой ответственности субъектов Российской Федерации //Государство и право. 2004. — № 8. — С. 39−49.
  217. М.М. О некоторых правовых проблемах, возникающих для России в связи с расширением Европейского союза //Государство и право. 2004. -№ 7. — С. 27−35.
  218. А.И., Минниахметов Р. Г. Актуальные теоретические проблемы правовой системы общества //Государство и право. 2004. — № 7. — С. 108 113.
  219. B.B. Идея правового государства в трудах русских юристов (административно-правовой аспект) //Правоведение. 1991. — № 3. — С. 6166.
  220. В.В. Правовое государство гарантия реализации прав и свобод граждан //Вестник ЛГУ. — Серия 6. — 1990. — № 1. — С. 122 — 126.
  221. С.В. Влияние судебной практики на законотворчество //Государство и право. 2004. — № 8. — С. 14−22.
  222. JI.IO. Принципы «неправа» в области действия советского трудового законодательства //Государство и право. 1991. — № 12. — С. 54−60.
  223. И.О. концепции социалистического правового государства //Правоведение. 1990. — № 1. — С. 12−13.
  224. В.И. Местное самоуправление: центр и регионы //Журнал российского права. 2003. — № 3. — С. 18.
  225. А.Б. Научно-технический прогресс и законодательство развитого социализма //Советское государство и право. 1981. — № 6. — С. 24−33.
  226. А.Б. Научно-технический прогресс и применение права //Правоведение. 1983. — № 3. — С. 21−28.
  227. А.Б. Несущие конструкции правового государства //Право и власть. М.: Мир, 1990 — С. 46−74.
  228. A.A. Проблемы эффективности и доступности правосудия в России //Государство и право. 2004. — № 2. — С. 13−20.
  229. Гаврил ов O.A. Концепция правового государства и стратегия правотворчества //Теория права: новые идеи. Вып. I. М.: Мир, 1991. — С. 62−75.
  230. К. Гражданское общество и правовое государство //Мировая экономика и международные отношения. 1991. — № 5. — С. 12−15.
  231. А.П. О деятельностном подходе в исследовании государства //Актуальные проблемы теории и практики государственной деятельности. Воронеж: Наука, 1990. — С. 24−51.
  232. З.Т. Гражданское общество в России //Обществознание в школе. 1998. -№ 2.-С. 9−17.
  233. И.В. К вопросу о понятии конституционной безопасности федеративного государства //Государство и право. 2003. — № 12. — С. 104 108.
  234. С. А. Европейские нормы по правам человека и усилия России по их соблюдению //Журнал российского права. 2001. — № 11. — С. 65−74.
  235. Гражданское общество, правовое государство и право. («Круглый стол» журнала «Государство и право») //Государство и право. 2002. — № 1. — С. 12−50.
  236. Гранат H. J1. Современный подход к происхождению, понятию, сущности и функциям государства //Исследования теоретических проблем правового государства. -М.: Век, 1996. С. 53−81.
  237. К.Ф. На пути к правовому государству //Вестник МГУ. Серия Право. — 1990. — № 4. — С. 16−23.
  238. К.Ф. Правосудие и прокурорский надзор в условиях формирования правового государства //Вестник МГУ. Серия Право -1990. — № 4. — С. 1121.
  239. М.М. Построение концептуальной модели нового российского федерализма и комплексный, системный подход к оптимизации федеральных отношений //Право и политика. 2004. — № 3. — С. 4−8.
  240. Н.М. К вопросу о разграничении предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов //Государство и право. 2004. — № 5. -С. 89−92.
  241. Н.М. Российский федерализм: проблемы и перспективы //Государство и право. 2003. — № 11. — С. 85−89.
  242. И.Г. К вопросу о «правовой системе» субъектов Российской Федерации //Государство и право. 2003. — № 9 — С. 96−99.
  243. A.B. Правовая интеграция и ее содержание //Государство и право. -2004. № 6. — С. 74−84.42.3арицкий A.B. Место и роль политического принуждения в современной теории правового государства //Государство и право. 2004. — № 2. — С. 98 104.
  244. В.Ю., Хабриева Т. Я. Государственная национальная политика Российской Федерации: проблемы реализации и совершенствования //Журнал российского права. 2003. — № 3. — С. 30−41.
  245. В.Д. Об угрозах конституционному строю в XXI веке и необходимости проведения правовой реформы в России //Журнал российского права. 2004. — № 6. — С. 3−17.
  246. В.Д. Социалистическое правовое государство: основные черты Конституции //Право и власть. М.: Мир, 1990. — С. 64−94.
  247. Г. И., Червонюк В. И. Глобализация, государство, право //Государство и право. 2003. — № 8. — С. 87−94.
  248. В.В. Вопросы теории государственного устройства //Журнал российского права. -2002 -№ 1-С.91−100.
  249. В.Б. Информационное общество: обещания и угрозы //Интеграция и опыт правовых преобразований. М.: Былина, 2003. — С. 157−163.
  250. P.A. Концепция господства права в современном международном праве //Государство и право. 2003. — № 6. — С. 50−57.
  251. P.A. Криминальная безопасность человека в России: угрозы и пути их преодоления (По материалам научно-практической конференции) //Государство и право. 2004. — № 4. — С. 98−107.
  252. P.A. Криминальная безопасность человека в России: угрозы и пути их преодоления (По материалам научно-практической конференции) (Окончание) //Государство и право. 2004.- № 5. — С. 109−119.
  253. P.A. Российская Федерация: 21-й век. Юридическая безопасность страны и ее граждан в правовом государстве. (По материалам научно-практической конференции) //Государство и право. 2003. — № 10. -С. 94−101.
  254. P.A. Российская Федерация: 21-й век. Юридическая безопасность страны и ее граждан в правовом государстве. (По материалам научно-практической конференции). (Окончание) //Государство и право. -2003.-№ 11.-С. 113−119.
  255. Кин Джон. Гражданское общество и государство: новые европейские перспективы //Актуальные проблемы правоведения за рубежом. Вып.2. -М.: Мир, 1990.-С. 56−61.
  256. Е. Язык гражданского общества //CIVITAS. 2003. — № 2 — С. 45−49.
  257. А.Н. Н.М. Добрынин. Новый федерализм. Модель будущего государственного устройства Российской Федерации //Государство и право. -2004. -№ 1,-С. 115−116.
  258. В. В. Бородин В.В. Роль правовой культуры в формировании социалистического правового государства //Советское государство и право 1990. -№ 2.-С. 28−34.
  259. Э.Г. Основные характеристики глобализационного процесса и правовое измерение мира //Журнал российского права. 2003. — № 3. — С. 8897.
  260. Э.Г. Основные характеристики глобализационного процесса и правовое измерение мира //Журнал российского права. 2003. — № 3. — С. 8898.
  261. Н.В. Права человека и новое российское законодательство (Материалы «круглого стола») //Государство и право. 2003. — № 6. — С. 96 114.
  262. Н.В. Система права субъектов Российской Федерации: проблемы становления и развития //Государство и право. 2003. — № 7. — С. 99−105.
  263. В.Н. О правопонимании и законности //Государство и право. -1994.-№ 3.-С. 3−9.
  264. М.М. Участие законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в федеральном законодательном процессе //Государство и право. 2004. — № 10. — С. 52−56.
  265. В.В. Юридическая конфликтология новое направление в науке //Государство и право. — 1994. — № 4. — С. 3−24.
  266. Р.З. Государство и право в современном обществе (новые подходы к узловым проблемам теории государства и права) //Теория права: новые идеи. Вып. 1.-М.: Мир, 1991.-С. 4−28.
  267. Р.З. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов //Советское государство и право. 1990. — № 10. — С. 13−21.
  268. Р.З. Право и закон в социалистическом правовом государстве //Советское государство и право. 1989. — № 3. — С. 12−23.
  269. H.H. Ревизия и систематизация законодательства //Государство и право. 2003.-№ 1,-С. 5−11.
  270. Личность в социалистическом правовом государстве (материалы круглого стола) //Советское государство и право. 1989. — № 9 — С. 34−40- № 11. — С. 25−34.
  271. К.Д., Матюхин A.A. О функциональном подходе к исследованию социалистического права //Методологические проблемы юридической науки: Сборник научных трудов. /Под ред. М. Н. Марченко. -М.: Наука, 1985.-С. 17−26.
  272. Е.А. Правовое государство и обеспечение права личности //Права человека в истории человечества и в современном мире. М.: Наука, 1998. — С. 65−67.
  273. Е.Г. Основные тенденции развития российского права в условиях глобализации //Государство и право. 2004. — № 7. — С. 84−89.
  274. В. Насколько прочна договорная основа федеративных отношений //Федерализм. 1996. — № 3. — С. 11−35.
  275. О.В. Соотношение права и государства //Государство и право. -1995. -№ 5.-С. 16−22.
  276. Н.С. О социальной защищенности личности в правовом государстве //Советское государство и право. 1990. -№ 6. — С. 16−23.
  277. О. Универсальные права человека и вызовы культурного релятивизма //CIVITAS. 2003. — № 1.-С. 11−17.
  278. A.B. Правовое государство //Правоведение. 1997. — № 3. — С. 11−20.
  279. Г. Н. Правовое государство и глобальные проблемы современности //Гражданское общество и правовое государство: предпосылки формирования. -М.: Мир, 1991.-С. 10−18.
  280. О.В. О некоторых особенностях российской правовой и политической культуры //Государство и право. 2003. — № 10. — С. 24−30.
  281. М.Н. Национальное государство в условиях интеграции и глобализации //Интеграция и опыт правовых преобразований в условиях вызова мировому правопорядку. М.: Книга, 2003. — С. 41−58.
  282. Н.И. Личность, политика, право //Теория политики (общие вопросы). Саратов: Логос, 1994. — С. 24−38.
  283. Н.И., Малько A.B. Правовое стимулирование в условиях рыночных отношений //Государство и право. 1995. — № 4. — С. 11−19.
  284. Р. Правовая система как синкретизм всех социальных норм //Право и политика. 2004. — № 3 — С. 9−13.
  285. М.А. Акты Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации: общая характеристика и статистический анализ //Журнал российского права. 2001. — № 6. — С. 1525.
  286. Л.А. Функции российского государства на современном этапе //Государство и право. 1993. — № 6. — С. 98−108.
  287. В.О. Правовой порядок и правопонимание //Советское государство и право. 1990. — № 2. — С. 17−25.
  288. B.C. Концепция социалистического правового государства в контексте истории учений о праве и государстве //Социалистическое право и государство: проблемы и суждения. -М.: Наука, 1985. С. 51−58.
  289. B.C. Право и закон: их различие и соотношение //Вопросы философии. 1988. — № 5. — С. 19−31.
  290. B.C. Правовое государство: история идей и современность //Вопросы философии. 1989. — № 2. — С. 3−18.
  291. A.B. Гражданское общество: взгляд экономиста //Государство и право. 1992. — № 8. — С. 36−42.91,Олтеану О. М. Исследование основ правового государства //Вестник МГУ, серия Право. 1995. — № 4. — С. 34−44.
  292. А. Отечественный федерал-романтизм и строительство правового государства //Федерализм. 1996. — № 3. — С. 121−138.
  293. С. Гражданское общество как политический феномен //Свободная мысль. 1992. — № 9. — С. 43−53.
  294. Г. В. О конституционных основах налогово-бюджетного федерализма и межбюджетных отношений //Журнал российского права. -2003.-№ 1.с. 29−39.
  295. И.Л. Правовое государство и правосудие //Государство и право. -1991. -№ 1, — С. 45−59.
  296. В.А. Многонациональная цивилизация Россия //Журнал российского права. 2003 — № 8 — С. 41−48.
  297. С. В. Закон как средство реализации задач формирования правового государства //Теория права: новые идеи. М.: Логос, 1993. — С. 71−84.
  298. С. В., Гаврилов O.A. и др. Правовая политика России в условиях глобализации //Правовая политика и правовая жизнь. 2004. — № 1. — С. 2837.
  299. Ю.Г. Информационная функция государства //Журнал российского права. 2002. — № 3. — С. 29−35.
  300. М.Ю. Гражданское общество и национальная эмансипация //Философская и социологическая мысль. 1991. — № 12. — С. 21−30.
  301. И.С. Правовые формы осуществления функций советского государства. Труды ВЮЗИ. Т. 56. О научном единстве проблем общей теории права и трудового права. М.: Наука, 1978. — С. 61−78.
  302. A.M. Социальное государство: «призрак коммунизма» или будущая реальность? //Вопросы права в третьем тысячелетии. Брянск-Минск: БФ МосУ МВД России, 2003. — С. 345−347.
  303. Е. Российский федерализм: нужно идти дальше общих формул //Федерализм. 1996. -№ 3. — С. 3−11.
  304. Е. Трудный путь становления отечественного федерализма //Федерализм. 1999. — № 1. — С. 5−23.
  305. А. Права человека как инструмент очеловечивания власти //CIVITAS. 2003. — № 2. — С. 31−36.
  306. A.M. Государственный контроль: сущность, содержание, современное состояние //Журнал российского права. 2002. — № 1. — С. 2636.
  307. И.В. Становление российской правовой государственности и правовая активность граждан //Журнал российского права. 2002. — № 1. -С. 27−42.
  308. Ю.А. Верховенство закона: модель и реальность //Вестник Верховного Суда СССР. 1991. — № 3. — С. 3−11.
  309. Ю.А. Глобализация: взаимовлияние внутреннего и международного права //Журнал российского права. 2002. — № 1. — С. 3−12.
  310. Ю.А. Договор как регулятор общественных отношений //Правоведение. 1990. — № 5. — С. 31−42.
  311. Ю.А. Юридическая коллизия, власть и правопорядок //Государство и право. 1994. — № 1. — С. 3−11.
  312. И.Н. Правовое государство и пути его становления в Российской Федерации //Право: история, теория, практика. Брянск: Изд-во БГПУ, 1997.-С. 3−18.
  313. В.А. К вопросу о разграничении компетенции между субъектами Российской Федерации и федеральным центром //Российский конституционализм: проблемы и решения. М.: Мысль, 1999. — С. 211−215.
  314. В.А. От плюрализма правопонимания к борьбе за содержание права //Государство и право. 2004. — № 9. — С. 13−21.
  315. И.А. Современный российский федерализм: состояние и тенденции развития //Федерализм, региональное управление и местное самоуправление. М.: Логос, 1999. — С. 29−40.
  316. Усс А. Федеративное законодательство и федеративные отношения //Федерализм. 1999. — № 2. — С. 11−21.
  317. Т.Н. Терроризм глобальная проблема ХХ1 В //Вопросы права в третьем тысячелетии. — Брянск-Минск: БФ МосУ МВД России, 2003. — С. 402−406.
  318. А.Г., Рахимов P.A. Государственная идеология: к вопросу о правомерности категорий //Государство и право. 1999. — № 3. — С. 11−21.
  319. А.Г. Российский федерализм: проблемы и перспективы. -//Российский конституционализм: проблемы и решения. М.: Мысль, 1999. -С. 216−226.
  320. Т.Я. Российская Конституция и эволюция федеративных отношений //Государство и право. 2004. — № 8. — С. 5−13.
  321. В.А. Договор в конституционном праве Российской Федерации //Государство и право. 2003. — № 8. — С. 19−26.
  322. В.А. О принципах разделения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами //Журнал российского права. 2003. — № 9. — С. 32−39.
  323. З.М. Гражданское общество: опыт исследования //Государство и право. 1992. — № 6. — С. 142−151.
  324. З.М. Правовое государство: исторический опыт //Советское государство и право. 1989. — № 4. — С. 23−35.
  325. Н.В. Функциональная характеристика социалистического государства //Советское государство и право. 1973. -№ 7. — С. 64−72.
  326. В.А. Размышления по поводу теоретических представлений о государстве //Государство и право. 1992. — № 5. — С. 3−11.
  327. С. В. Конституционная реформа и национальные проблемы в России //Этнографическое обозрение. 1993. — № 6. — С. 14−21.
  328. В.Е. Общечеловеческие ценности и современное государство //Государство и право. 2002. — № 2. — С. 5−13.
  329. Н.В., Лукьянова Е. Г., Скурко Е. В. Правовая система России в условиях глобализации и региональной интеграции (Обзор материалов «круглого стола») //Государство и право. 2004. — № 11. — С. 102−109.
  330. Н.В., Лукьянова Е. Г., Скурко Е. В. Правовая система России в условиях глобализации и региональной интеграции (Обзор материалов «круглого стола»). (Окончание) //Государство и право. 2004. -№ 12.-С. 86−92.
  331. Юридические гарантии прав личности в Российской Федерации (материалы круглого стола) //Государство и право. 2000. — № 4. — С. 95−107.
  332. Л.С. Господство права //Правоведение. 1990. — № 5. — С. 11−20.
  333. В.Ф. Статус судьи есть статус власти //Государство и право. -2004.-№ 11.-С. 5−9.
  334. Диссертации и авторефераты диссертаций.
  335. Е.М. Социальная функция демократического государства (конституционно-правовой аспект): Дисс.. канд.юрид.наук. М., 1998. -218 с.
  336. Е.Т. Принципы построения правового государства: Дисс.. канд.юрид.наук. М., 1996. — 256 с.
  337. E.B. Демократическое правовое государство и его становление в Российской Федерации: Дисс.. канд.юрид.наук. -М., 1995. 236с.
  338. B.C. Обеспечение социалистической законности: вопросы теории и практики (по материалам ОВД): Дисс.. докт. юрид. наук. М., 1987.-416 с.
  339. И.Ю. Правовая культура в гражданском обществе: Дисс.. канд.социолог.наук. Саратов, 1995. — 175 с.
  340. В.А. Роль правовой культуры в формировании социального правового государства: Дисс.. канд.юрид.наук. Харьков, 1990.-210с.
  341. В.Д. Правовая реформа в Российской Федерации: Дисс.. канд.юрид.наук. М., 1992. — 198 с.
  342. Ф.М. Правовое государство и милиция: Дисс. канд.юрид.наук. СПб., 1995. — 235 с.
  343. А.Г. Право как явление культуры: Дисс.. канд.юрид.наук. М., 1994.-215 с.
  344. Ю.Ершов H.H. Правовые пределы вмешательства российского государства в сферу экономики: Дисс.. канд.юрид.наук. -Н. Новгород, 1999. 192 с.
  345. Г. П. Право и закон: Дисс.. канд.юрид.наук. JL, 1983. — 187 с.
  346. C.B. Конституционные основы формирования гражданского общества в России: Автореф. дисс.. докт.юрид.наук. М., 2001 .-21 с.
  347. В.Ц. Государственная власть в гражданском обществе: Дисс.. канд.юрид.наук. М., 1992. — 211 с.
  348. A.B. Идеи правового и полицейского государства в дореволюционной России: Дисс.. канд.юрид.наук. М., 1995. — 272 с.
  349. Кулиев М.-П. Р. Гражданское общество и право: опыт теоретического исследования: Дисс.. докт.юрид.наук. -М., 1997. -432 с.
  350. М. Дж. Объективный и субъективный факторы становления и развития правового государства: Дисс.. канд.филос.наук. М., 1995. — 189 с.
  351. В.Р. Деформация правосознания граждан России: Дисс.. канд.юрид.наук. Н. Новгород, 2000. — 190 с.
  352. Г. Р. Политико-правовая основа развития федерализма в современной России: Дисс.. канд.юрид.наук. Орел, 2001 — 183 с.
  353. М.Б. Право и личность: Дисс.. канд.юрид.наук. Ростов н/Д, 1999.-215 с.
  354. Л.Б. Системный подход в исследовании права: Дисс.. канд.юрид.наук. Л., 1995. — 234 с.
  355. В.Г. Правовые формы осуществления хозяйственно-организаторской функции советского государства на современном этапе: Автореф. Дис.. канд.юрид.наук. -М., 1983. -23 с.
  356. А.Г. Законность в правовом государстве и ее гарантии в деятельности милиции: общетеоретические вопросы: Автореф. дисс.. канд.юрид.наук. Волгоград, 2000. — 20 с.
  357. К.Т. Правовой нигилизм: Автореф. дисс.. канд.юрид.наук. -Н. Новгород, 2001. 22 с.
  358. Д.Г. Становление и функционирование социального государства в России: конституционно-правовые основы: Автореф. дисс.. канд.юрид.наук. М., 2001.- 20 с.
Заполнить форму текущей работой