Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Реализация аграрно-земельной политики Народным комиссариатом земледелия СССР в период коллективизации сельского хозяйства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Диссертационного исследования. Сегодня развитие сельского хозяйства в нашей стране рассматривается в качестве одного из приоритетных национальных проектов. Это говорит о том, что, с одной стороны, в аграрной сфере накопилось множество серьезных проблем, требующих своего решения, в том числе и на законодательном уровне, а с другой — что идет поиск новых подходов к формированию аграрно-земельной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Организационно-правовые основы государственной аграрно-земельной политики СССР (1929−1936 гг.)
    • 1. 1. Понятие и принципы аграрно-земельной политики советского государства
    • 1. 2. Задачи НКЗ СССР по реализации аграрно-земельной политики
    • 1. 3. Место НКЗ СССР в системе органов государственной власти, реализовывавших аграрно-земельную политику
  • Глава 2. Функции НКЗ СССР в области реализации аграрно-земельной политики периода коллективизации сельского хозяйства
    • 2. 1. Правотворческая функция НКЗ СССР как органа исполнительной власти
    • 2. 2. Деятельность Народного комиссариата земледелия СССР в управлении коллективизацией сельского хозяйства
    • 2. 3. Землеустройство как функция государственного 145 управления земельными ресурсами
    • 2. 4. Учет и регистрация земель как функция государственного управления земельными ресурсами
    • 2. 5. Деятельность народного комиссариата в сельскохозяйственном переселении

Реализация аграрно-земельной политики Народным комиссариатом земледелия СССР в период коллективизации сельского хозяйства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Сегодня развитие сельского хозяйства в нашей стране рассматривается в качестве одного из приоритетных национальных проектов. Это говорит о том, что, с одной стороны, в аграрной сфере накопилось множество серьезных проблем, требующих своего решения, в том числе и на законодательном уровне, а с другой — что идет поиск новых подходов к формированию аграрно-земельной политики государства и определению направлений его воздействия на экономические процессы. Для решения аграрной проблемы необходимо выработать единую аграрно-земельную политику, которую надо строить, исходя из обоснованного сочетания государственных, коллективных и личных интересов в использовании земли, ориентируясь на глобальные процессы, происходящие в природопользовании в мировом сообществе. Обеспечить проведение эффективной политики в области земельных отношений возможно при реализации следующих институционных требований: наличие единого государственного земельного органа, ответственного за регулирование землепользования и реализации аграрно-земельной политики государства.

Актуальные современные социально-экономические процессы и направления, составляющие модель аграрного развития страны имеют давнюю историю. Не зная истории земельных отношений в прошлом, нельзя понять процессы, происходящие сегодня, и увидеть будущее сельского хозяйства страны. На протяжении советского периода истории нашего государства политика в отношении сельского хозяйства периодически носила характер акций: наиболее крупномасштабной среди них является коллективизация сельского хозяйства, важнейшими составляющими проведения которой являются эффективное правовое обеспечение и государственное управление реформой.

Но без ее сопровождения результативно работающей административной системой эффективная реализация аграрно-земельной политики государства была бы невозможна, поэтому в диссертационном исследовании анализируются отдельные направления деятельности выполняемые НКЗ СССР — специально образованным единым государственным земельным органом, ответственным за реализацию аграрно-земельной политики советского государства периода ускоренной коллективизации сельского хозяйства.

Актуальность исторического исследования аграрной деятельности отраслевого органа государственного управления заключается не только в необходимости углубления наших знаний о политике правительства в области сельского хозяйства и связанных с этим экономических новшеств, но и практическим интересом к использованию или отказу от некоторых сторон этой деятельности.

Степень научной разработанности темы исследования.

Учитывая исключительную важность и остроту проблемы земельных отношений в развитии российской экономики на протяжении всего XX века, вопросы реформирования аграрного сектора национального хозяйства, разработки государственной аграрной политики, определения основных направлений, форм и методов государственного регулирования социально- > экономической структуры и динамики сельскохозяйственного производства всегда находились в центре внимания ученных, практиков и политических деятелей различных школ и политических ориентаций в советский и постсоветский периоды развития аграрного сектора.

В исследовании рассматриваются различные воззрения на методы проведения аграрно-земельной политики в форме коллективизации сельского хозяйства в период подготовки и проведения таких политических деятелей как Н. И. Бухарина, A.B. Чаянова, И. В. Сталина и др.

Реализация аграрно-земельной политики НКЗ СССР до настоящего времени не становилась объектом самостоятельных научных исследований. Обычно, авторы рассматривают одно из ее направлений — коллективизацию, причем, на различных временных этапах происходило ее переосмысление, оценки исторических процессов коллективизации освещались по-новому.

В целом, в оценке коллективизации сложились три основных направления: консерваторы (традиционалисты), умеренные критики коллективизации и радикал-реформаторы. Консерваторы оправдывают проведение сплошной коллективизации с помощью старых аргументов, только без ссылок на И. В. Сталина и «Краткий курс истории ВКП (б)». Умеренные критики осуждают насильственную коллективизацию и сложившуюся в сельском хозяйстве командно-административную систему, считая, что правильным путем было бы добровольное объединение крестьян в производственные коллективы, обладающие достаточной хозяйственной самостоятельностью. Радикал-реформаторы критикуют саму колхозную систему, их идеал — истребленный коллективизацией крепкий хозяин, труженик. Впрочем, принципиальное расхождение между двумя последними направлениями проявляются лишь в обобщающих концептуальных выводах, тогда как трактовка отдельных фактов истории коллективизации мало чем отличается друг от друга.

В советский период для теоретического обобщения опыта и практики реформирования отечественного аграрного сектора важное значение имеют работы: Н. В. Бочковой, М. А. Вылцана, В. П. Данилова, Л. И. Дембо, И. Е. Зеленина, H.A. Ивницкого, Н. Д. Казанцева, A.B. Павлова, И. В. Павлова, В. В. Петрова, В. И. Погудина, Г. Н. Полянской, Ю. А. Мошкова, E.H. Осколкова, A.M. Турбинера, С. П. Трапезникова, О. В. Хлевнюка, Ю. Д. Ченцова, А. Ф. Чмыги и других исследователей.

Вопросы совершенствования государственной системы управления земельными ресурсами и подходы к формированию земельной политики рассматриваются в трудах Г. А. Аксененка, С. А. Боголюбова, H.H. Бурихина,.

A.A. Варламова, С. Н. Волкова, И. В. Дегтярева, А. К. Голиченкова, И. А. Иконицкой, М. И. Козыря, E.H. Колотинской, Н. И. Краснова, О. И. Крассова, Т. П. Магазинщикова, H. JL Рогалиной, М. С. Студеникина,.

B.Н. Хлыстуна, Г. И. Шмелева, Н. И. Шулейкина и других.

Поскольку рассматриваемые в диссертации проблемы тесно связаны с характеристикой правовых норм, определяющих государственное управления на примере деятельности НКЗ СССР, в процессе исследования автором были изучены труды специалистов в области административного права: А. П. Алехина, В. Б. Аверьянова, Д. Н. Бахраха, Ю. М. Козлова, Ю. А. Тихомирова, Ц. А. Ямпольской и других.

Таким образом, вопросы землепользования периода коллективизации сельского хозяйства рассматривались с различных позиций, однако в комплексном варианте проблема реализации аграрно-земельной политики народным комиссариатом земледелия СССР не анализировалась.

Хронологические рамки исследования охватывают временной отрезок сложного периода развития Советского государства с 1929 г. по 1936 г., обусловленный началом и завершением массовой коллективизации сельского хозяйства.

Теоретическая база исследования охватывает широкий перечень нормативных источников и литературы. Массив источников состоит из нескольких, связанных между собой групп: архивных документов, нормативно-правовых актов, материалов периодической печати, научных исследований.

Основу источниковой базы исследования составили документы и материалы центральных архивов: Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Российского государственного архива экономики (РГАЭ). Так, по исследуемой теме в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ) были изучены фонды Центрального исполнительного комитета СССР (ЦИК Союза ССР) (1922;1938) (Ф. 3316) — Управления делами СНК Союза ССР (Ф. 5446). Более подробно рассмотреть ведомственные нормативные акты во время проведения сплошной коллективизации помог фонд Секретариата НКЗ СССР (1923;1933) (Ф. 7486), представленный в Российском государственном архиве экономики (РГАЭ).

Ценным источником нормативного характера стали постановления ЦИК и СНК СССР, ВЦИК и СНК РСФСР. Документы центральных партийных органов — материалы съездов, резолюции конференций и пленумов, директивы ЦК ВКП (б). В совокупности эта группа источников широко представлена в различных сборниках документов и материалов.

Научно-теоретическую базу исследования составили идеи, концепции и теории, изложенные российскими (советскими) и зарубежными учеными. Написанию работы способствовало изучение трудов таких деятелей науки, как С. С. Алексеева, И. Л. Бачило, В. М. Баранова, З. С. Беляевой, A.A. Варламова, И. А. Иванникова, И. А. Иконицкой, М. И. Козыря, Н. И. Краснова, О. И. Красова, Б. М. Лазарева, А. Б. Лунева, A.B. Малько, М. Н. Марченко, Н. И. Матузова, В. М. Сырых, Ю. П. Титова, А. Ю. Тихомирова, О. И. Чистякова и других.

Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с реализацией аграрно-земельной политики объединенным Народным комиссариатом земледелия СССР в период сплошной коллективизации сельского хозяйства 1929 — 1936 гг.

Предметом исследования является совокупность законодательных актов, отражающих сущность аграрно-земельной политики советского государства, а также организационно-правовую систему ее обеспечения представленную НКЗ СССР.

Цель диссертационного исследования состоит в рассмотрении теоретических и организационных аспектов реализации аграрно-земельной политики НКЗ СССР периода коллективизации сельского хозяйства.

Для достижения цели поставлены следующие исследовательские задачи:

— раскрыть понятие и принципы аграрно-земельной политики советского государства;

— исследовать теоретические и практические положения правового регулирования и управления земельными отношениями союзного государства;

— выявить особенности образования НКЗ ССР;

— проанализировать нормативные правовые акты, регламентирующие правовое положение НКЗ СССР;

— определить место НКЗ СССР в системе органов государственной власти;

— проанализировать ведомственное правотворчество НКЗ СССР;

— выявить и проанализировать основные направления деятельности Народного комиссариата земледелия СССР в управлении коллективизацией сельского хозяйства;

— проанализировать учет и регистрацию земель как функцию государственного управления земельными ресурсами;

— исследовать переселение как направление деятельности НКЗ СССР.

Методологическую основу исследования составляет комплекс общенаучных, частно-научных и специальных методов исследования, таких как диалектический, индукции и дедукции, анализа и синтеза, исторический и социологический, описательный, статистический, прогностический, сравнительно-правовой и технико-юридический, системно-структурный и нормативно-логический, а также другие методы познания объективной действительности.

Рассмотренные в работе вопросы освещаются с учетом достижений таких юридических наук, как теория и история государства и права, конституционное, земельное, административное право.

Научная новизна диссертационной работы заключается, прежде всего, в том, что она является первым комплексным и системным историко-правовым исследованием реализации аграрно-земельной политики объединенным НКЗ СССР. Так, впервые в юридической науки проанализированы нормативные правовые акты, регламентирующие правовой статус НКЗ СССР, определено место НКЗ СССР в системе органов государственной власти, рассмотрены направления деятельности НКЗ СССР: правотворчество, переселение, управление коллективизацией сельского хозяйства, проведение землеустройства, учет и регистрация земель.

Научная новизна заключается также в том, что автор стремится исследовать теоретические и практические положения правового регулирования и управления земельными отношениями союзного государства, что позволяет вынести на защиту ряд конкретных выводов и рекомендаций.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Аграрно-земельная политика Советского государства базировалась на принципах внеэкономического принуждения к труду колхозников и других категорий сельского населения. К принципам аграрно-земельной политики относились следующие: форсированное развитие крупного коллективного земледелия, создание устойчивости колхозного землепользования, увеличение урожайности.

2. В период, предшествующий сплошной коллективизации, союзное аграрно-земельное законодательство реализовывалось народными комиссариатами союзных республик, форма общесоюзного руководства аграрной политикой советского государства не была определена. Образование объединенного НКЗ СССР было продиктовано следующими причинами: а). Система государственного регулирования земельных отношений, сложившаяся в период образования союзного государства и представленная на союзном уровне в форме совещаний народных комиссариатов союзных республик, показала несогласованность в регулировании новых земельных отношений. б). Курс советского государства на форсирование коллективизации сельского хозяйства. в). Сочетание возросшего объема управленческой работы и общеобязательность проведения единой общегосударственной аграрно-земельной политики посредством взаимодействия союзных и республиканских государственных органов, сложившееся с образованием советского государства. г). Стремление к ведению хозяйства на основе единого народнохозяйственного плана в масштабе всей страны.

3. НКЗ СССР был образован, по существу, волевым решением высшего руководства Советского Союза с фактическим нарушением норм действующей в то время Конституции СССР 1922 года. В соответствии с этим народные комиссариаты земледелия были отнесены к объединенной отрасли управления союзного административного аппарата, что делало возможным осуществить коллективизацию по всей стране.

4. Законодательством рассматриваемого периода не регулировалось, кем и в какие сроки должна разрабатываться компетенция органов государственного управления. Однако, практика государственного строительства сформулировала определенные организационные правила. Индивидуальные компетенции разрабатывались двумя способами: или самим формирующимся органом государственного управления, или органом, по отношению к нему вышестоящим. В постановлении ЦИК Союза ССР «Об образовании Народного Комиссариата Земледелия Союза ССР» народному комиссару было поручено в двухмесячный срок внести через СНК на утверждение Президиума ЦИК положение о Народном Комиссариате Земледелия Союза ССР.

5. Правотворческую функцию органов исполнительной власти можно рассматривать как участие в законопроектной деятельности и как непосредственное создание нормативных правовых актов с целью реализации своей компетенции. Так, по поручению ЦК ВКП (б) НКЗ Союза ССР в кратчайший срок разработал Примерный устав сельскохозяйственной колхозной артели, как переходной к коммуне формы колхоза. С другой стороны, с целью реализации своей компетенции ЦИК и СНК Союза ССР было утверждено «Разъяснение Народного Комиссариата Земледелия Союза ССР и Колхозцентра Союза ССР по вопросу о проведении в жизнь примерного устава сельскохозяйственной артели».

6. Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР от 4 апреля 1934 года «О реорганизации земельных органов Союза ССР» функциональная система построения НКЗ СССР была перестроена по производственно-территориальному принципу. В организационном отношении эти изменения выразились, прежде всего, в следующем: в НКЗ СССР было ликвидировано 21 управление и учреждено 7 основных управлений. Таким образом, основными органами наркоматов становились производственно-территориальные и управления, отвечающие за свой участок работы в целом и имеющие права и обязанности исключительно по всем вопросам руководства подчиненными организациями.

7. К основным направлениям деятельности НКЗ СССР по реализации аграрно-земельной политики относились следующие: функция по контролю и надзору деятельности, подведомственных народному комиссариату учрежденийфункции по принятию нормативных правовых актов в пределах своей компетенции юридическая функция в форме разрешения жалоб на действия (бездействия) должностных лиц объединенного народного комиссариата и подведомственных народному комиссариату учреждений.

8. Факторами, снижавшими эффективность деятельности НКЗ СССР по управлению коллективизацией сельского хозяйства, являлись: функциональная система построения НКЗ СССР, низкая профессиональная компетенция специалистов, отсутствие механизмов проверки исполнения ведомственного правотворчества, применение различного рода мер административного воздействия на крестьянство с целью ускорения коллективизации.

9. В целом коллективизация привела к неисчислимым бедствиям крестьянства. Оно пережило одно из тяжелейших потрясений в истории России. Массовые репрессии, голод унесли миллионы человеческих жизней. Миллионы крестьян прошли через ужасы ГУЛАГа. Коллективизация нанесла огромный ущерб сельскому хозяйству, особенно на первом ее этапе. Главную роль в применении насильственных методов коллективизации играли карательные органы. Они участвовали в политике «ликвидации кулачества как класса», в борьбе с вредителями сельского хозяйства, с нарушителями трудовой дисциплины и т. д.

10. При образовании Советского государства земельно-кадастровая функция возникла как учетно-регистрационная, в основном, обеспечивающая учет тех земель, которые подлежали конфискации и дальнейшему перераспределению. Все нормативные правовые акты, существовавшие в тот период времени, главным образом, обеспечивали лишь регистрацию и учет земель, ведение которых по единой системе производилось только с 1955 года.

11. С 1935 года началось восстановление сельскохозяйственного производства. Стали подниматься урожаи, возобновился рост поголовья скота, выше стала и оплата труда колхозников. Крупное коллективное хозяйство открывало возможности экономического и социального прогресса. Но эти возможности могут реализовываться тогда, когда трудовой коллектив является хозяином. Коллективизация же способствовала отчуждению крестьянина от земли, от распределения произведенного продукта. Колхоз не получил статуса кооператива в полном понимании этого слова. В 30-е годы сложилась система директивного планирования колхозного производства и командования крестьянством со стороны партийно-советского аппарата.

Теоретическая и практическая значимость диссертации заключается в глубоком осмыслении процесса реконструкции сельского хозяйства, происходившего в советском обществе. Поскольку обобщающих трудов по организационно-правовым основам становления НКЗ СССР представлено не было, данное исследование призвано восполнить существующий пробел. На основе анализа и обобщения фактического материала получены результаты и сделаны практические выводы, дополняющие, уточняющие, конкретизирующие положения историко-правовой науки по проблемам реализации аграрно-земельной политики НКЗ СССР в период коллективизации сельского хозяйства.

Полученные результаты могут быть использованы в дальнейшей научной разработке проблем, связанных с реформированием агропромышленного комплекса, а также в процессе преподавания учебных курсов по истории отечественного государства и права, отечественной истории, теории государства и права, административного права. Фактический материал диссертации может быть использован законодателями в работе по совершенствованию нормативно-правовой базы, работниками соответствующих государственных и муниципальных органов в целях повышения квалификации.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на вузовских, региональных, всероссийской и международных научных конференциях, изложены в 8 научных публикациях автора. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры теории государства и права Ростовского государственного университета путей сообщения и были использованы в преподавательской деятельности диссертанта в Туапсинском филиале Ростовского государственном университета путей сообщения.

Структура диссертации обусловлена целями и задачами исследования Работа состоит из введения, двух глав, включающих восемь параграфов, заключения, библиографического списка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенный в настоящем диссертационном исследовании комплексный анализ реализации аграрно-земельной политики Народным комиссариатом земледелия Союза ССР позволил проанализировать качественные изменения в аграрно-земельных отношениях обусловленные разработкой принципов эффективного использования земельных ресурсов, рассмотреть правовой статус объединенного народного комиссариата земледелия, образованного в целях объединения работы по строительству крупного социалистического земледелия народных комиссариатов земледелия союзных республик в период форсированной коллективизации сельского хозяйства.

Задачи аграрно-земельной политики государства, а также системный анализ становления и развития организационно-правового обеспечения ее реализации позволяет нам сформулировать ряд выводов и предложений, которые на наш взгляд будут способствовать не только теоретическому осмыслению исследуемого явления, но и дальнейшему его развитию.

В работе проведен анализ понятий «политика государства», «аграрно-земельная политика государства». Исследования показали, что политика включает в себя основные общественные проблемы, события и отношения, оказывающие существенное влияние на жизнь социальной общности в целом.

Применительно к рассматриваемому хронологическому периоду времени отмечается, что аграрно-земельная политика реализуется на различных «уровнях» управления — союзном и республиканском.

Принципы аграрно-земельной политики составляют основу государственной аграрно-земельной политики, которая, в свою очередь, является составной частью государственной политики. Так же автором акцентируется внимание на том, что в советской науке утвердилось представление о праве как о концентрированном выражении политики.

Поэтому в этот период земельное законодательство развивается главным образом за счет принятия партийно-правительственных документов, а не законов. Одним из которых были закреплены основные принципы землепользования: создание единого государственного земельного фондаиспользование земли всеми организациями и гражданами только на основании права землепользованияцелевой характер права землепользованияустойчивость права землепользования (бессрочное пользование) — бесплатность землепользованиястрогий контроль со стороны государстватерриториальный характер управления земельным фондомведомственная ответственность земельных органов в центре и на местах за использование земли.

Одновременно с развитием аграрно-земельной политики государства, формировалась и организационно-правовая система ее реализации. Выделяются три этапа, на которых за народным комиссариатом земледелия закреплялись определенные задачи. Первый этап — «Правовое становление НКЗ РСФСР». Главная задача связана с осуществлением земельной реформы в связи с национализацией земли. На рассматриваемом этапе основные аграрно-земельные задачи пост революционного периода сводились: к отмене права частной собственности, к объявлению земли всенародным достоянием, которое впоследствии стало отождествляться с исключительной собственностью на землю государства, к изъятию земли из гражданского оборота и включению ее в административный оборот путем перераспределения между гражданами и юридическими лицами только на основе решений соответствующих органов, к поощрению коллективных форм землепользованиявторой этап — «Развитие НКЗ РСФСР в период проведения новой экономической политики (1921;1928 гг.)». На НКЗ РСФСР были возложены следующие задачи: содействие развитию сельскохозяйственной кооперации, организация в массовом масштабе мелиоративных товариществ и их всемерная поддержка, организация покупки на государственные средства и прием на хранение сельскохозяйственного инвентаря, организация производственной площади для культуры лекарственных трав и прочеетретий этап — «НКЗ СССР в условиях осуществления социалистической реконструкции народного хозяйства (1929;1936 гг.)». В этот период задачами выступали: установление государственной монополию на землю как объект собственностиустановлению единообразных форм землепользования и подготовка условий скорейшего перехода землевладельцев от единоличных форм хозяйства к коллективным в рамках сплошной коллективизации сельского хозяйствазадача увеличения урожайности.

Автор констатирует, что в период предшествующий сплошной коллективизации проведение к жизни союзного аграрно-земельного законодательства осуществлялась народными комиссариатами союзных республик, форма общесоюзного руководства аграрной политикой советского государства не была определена. Образование объединенного НКЗ СССР было продиктовано следующими причинами: а). Система государственного регулирования аграрно-земельных отношений, сложившаяся в период образования союзного государства и представленная на союзном уровне в форме совещаний народных комиссариатов союзных республик, показала несогласованность (свою несостоятельность) в регулировании новых земельных отношений. б). Был взят курс советского государства на форсирование коллективизации сельского хозяйства.. .. >. в). Выявлено сочетание возросшего объема управленческой работы и общеобязательность проведения единой общегосударственной аграрно-земельной политики посредством взаимодействия союзных и республиканских государственных органов, сложившееся с образованием советского государства. г). Возникло стремление к ведению хозяйства на основе единого народнохозяйственного плана в масштабе всей страны.

Согласно Конституции СССР 1924 года, советский административный аппарат был разделен на союзный и республиканский. Диссертант подчеркивает, что НКЗ СССР был образован, по существу, волевым решением высшего руководства Советского Союза с фактическим нарушением норм указанного нормативно-правового акта. В соответствии с этим народные комиссариаты земледелия были отнесены к объединенной отрасли управления союзного административного аппарата, что делало возможным объединить работу по строительству крупного социалистического земледелия. Законодательством рассматриваемого периода не регулировалось в целом, кем и в какие сроки должна разрабатываться компетенция органа государственного управления. Однако практика государственного строительства сформулировала на этот счет довольно четкие организационные правила — индивидуальные компетенции разрабатывались двумя способами: или самим формирующимся органом государственного управления, или органом, по отношению к нему вышестоящим.

В диссертационном исследовании рассматриваются следующие функции НКЗ СССР в рамках реализации аграрно-земельной политики государства: правотворческая функция, деятельность по управлению коллективизацией сельского хозяйства, землеустройство, учет и регистрация земель, сельскохозяйственного переселения.

В контексте реализации аграрно-земельной политики союзного государства наибольшую теоретическую и практическую значимость приобретает правотворческая деятельность НКЗ СССР, призванная регулировать общественные отношения в пределах своей компетенции.

Правотворческую функцию органов исполнительной власти можно рассматривать как участие в законопроектной деятельности и как непосредственное создание нормативных правовых актов с целью реализации своей компетенции. Так, по поручению ЦК ВКП (б) НКЗ Союза ССР в кратчайший срок разработал Примерный устав сельскохозяйственной колхозной артели, как переходной к коммуне формы колхоза. С другой стороны, с целью реализации своей компетенции ЦИК и СНК Союза ССР было утверждено «Разъяснение Народного Комиссариата Земледелия Союза ССР и Колхозцентра Союза ССР по вопросу о проведении в жизнь примерного устава сельскохозяйственной артели».

Поскольку функция нормирования объединенной отрасли земледелия не была отнесена к исключительному ведению Союза ССР — отсутствовало союзное земельное законодательство и органы союзных республик были вправе издавать нормы права, не противоречащие Конституции СССР и союзному законодательству.

Роль НКЗ СССР в координации коллективизации сельского хозяйства можно проследить в разрезе изменений структуры отраслевого органа государственного управления: при повышении роли наркомата в регулировании коллективизации сельского хозяйства расширялась и его компетенцияв случаях признания правового регулирования неэффективным, происходило разукрупнение наркомата с передачей обособившимся структурам элементов его компетенции.

Диссертантом отмечаются факторы, снижавшие эффективность деятельности НКЗ СССР по управлению коллективизацией сельского хозяйства: функциональная система построения НКЗ СССРнизкая профессиональная компетенция специалистовотсутствие механизмов проверки исполнения ведомственного правотворчества, применение различного рода мер административного воздействия на крестьянство с целью ускорения коллективизации.

Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР от 4 апреля 1934 года «О реорганизации земельных органов Союза ССР» функциональная система построения НКЗ СССР была перестроена по производственно-территориальному принципу. В организационном отношении эти изменения выразились, прежде всего, в следующем: в НКЗ СССР было ликвидировано 21 управление и учреждено 7 основных управлений. Таким образом, основными органами наркоматов становились производственно-территориальные управления, отвечающие за свой участок работы в целом и имеющие права и обязанности исключительно по всем вопросам руководства подчиненными организациями.

Задачи народного комиссариата в сфере землеустройства определялись направленностью и содержанием государственного землеустройства сформулированными в союзном земельном Законе «Общие основы землеустройства и землепользования Союза ССР» по которому землеустройство должно способствовать борьбе с чересполосицей, дальноземельем и другими недостатками землепользования, переходу неулучшенным севооборотам, коренному улучшению земельных угодий, хозяйственному освоению земли путем расселения и переселения и другим улучшениям хозяйства.

Основными формами землеустройства в рассматриваемый период становятся: межхозяйственное, связанное с образованием новых и улучшением существующих землепользовании колхозов и совхозов, и внутрихозяйственное, связанное с организацией территории этих предприятий.

При образовании Советского государства земельно-кадастровая функция возникла как учетно-регистрационная потому, что оценка земель и земельный кадастр в целом были признаны категориями буржуазного общества, однако задачи по социалистической реконструкции сельского хозяйства, поставленные XVI съездом партии, требовали наличия точных и достоверных сведений о состоянии земель и их правовом положении.

Все нормативные правовые акты, существовавшие в тот период времени, главным образом, обеспечивали лишь регистрацию и учет тех земель, которые подлежали конфискации и дальнейшему перераспределению.

Форсированная коллективизация внесла определенные коррективы в это процесс — в системе учета земель была впервые введена специальная отчетность, отчеты составлялись в районах на основании имеющихся документов и материалов и представлялись в областные (краевые) земельные управления и далее — наркомземам союзных республик. С момента появления данной сводной отчетности началось обязательное использование при учете земель статистического метода получения, обработки и анализа информации. В условиях незавершенного основного учета земель и отсутствия единой системы земельно-учетной документации отчет был крайне необходим НКЗ СССР как органу государственной власти для осуществления функций по государственному управлению земельными ресурсами, так как содержал систематизированный свод сведений о количественном, качественном и правовом положении земель отдельной территории.

Среди направлений деятельности объединенного народного комиссариата следует так же выделить функцию по организации и руководству переселенческим делом. НКЗ СССР осуществлял свои полномочия, в пределах компетенции и с учетом интересов наркомземов союзных республик, абстрагируясь от императивных методов в управлении. Что же касается земель переселенческого фонда, то народные комиссариаты земледелия союзных и автономных республик и их органов на местах осуществляли ряд функций по управлению землями переселенческого фонда: вели учет земель переселенческого фондаосуществляли землеустройствопроводили работы по изъятию земель и по отводу земель переселенцамконтролировали правильное использование переселенцами земель сельскохозяйственного назначения.

Организационно это выразилось в следующем, при областных (краевых) исполкомах и СНК автономных республик были созданы особые переселенческие отделы для заведования землями общесоюзного переселенческого фонда и руководства переселенческими мероприятиями на них, находящиеся в непосредственном подчинении НКЗ СССР и соответствующему исполнительному комитету или Совету Народных Комиссаров союзной республики. Функции НКЗ СССР помимо общей организации и руководства переселенческим делом в масштабах союзного государства заключались в руководстве наркомземами союзных республик, и были направлены на представительство по вопросам переселения в системе органов государственной власти Союза ССР.

Автор подчеркивает, что история реконструкции сельского хозяйства и определением в ней роли специально образованного объединенного НКЗ СССР является частью нашей истории, этапом в развитии нашего государства, поэтому заслуживает уважения и соответствующего исследованиясоциалистический опыт также должен быть учтен в условиях современного периода развития сельского хозяйства на базе приоритетного национального проекта.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Архивные материалы
  2. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ):
  3. Ф. Р. 3260. — Федеральный комитет по земельному делу (Федкомзем) при Президиуме Всероссийского Центрального исполнительного комитета.
  4. Ф. Р. 3316.-Центрального исполнительного комитета СССР (ЦИК СССР) (1922−1938).
  5. Ф. Р. 5446. — Управления делами СНК СССР.
  6. Российский государственный архив экономики (РГАЭ):
  7. Ф. 478. Народный комиссариат земледелия РСФСР (Наркомзем РСФСР).
  8. Ф. 7486. Министерство сельского хозяйства СССР (Минсельхоз СССР).
  9. Ф. 8120. Всесоюзный совет сельскохозяйственных коллективов (Все-союзколхоз).
  10. Ф. 9490. Научно-исследовательский институт организации территории (НИИОТ) Главного управления землеустройства Наркомзема СССР. (19 321 937).
  11. Сборники документов и материалов
  12. Аграрная политика Советской власти. (1917−1918 гг.): Документы и материалы. М.: АН СССР, 1954. 552 с. 4. Декреты Советской власти.
  13. Т. 1.-25 октября 1917 г. 16 марта 1918 г. М.: Политиздат., 1959.687 с.
  14. Документы свидетельствуют: Из истории деревни накануне и в ходе коллективизации 1927−1932 гг. / Под ред. В. П. Данилова и H.A. Ивницкого. М.: Политиздат., 1989. 526 с.
  15. Законы о коллективизации. М., 1930.
  16. Коллективизация сельского хозяйства. Важнейшие постановления Коммунистической партии и Советского правительства 1927−1935 / Под ред. П. Н. Шарова. М.: АН СССР, 1957. 575 с.
  17. Кооперативно-колхозное строительство в СССР 1923−1927: Документы и материалы / Под. ред. В. П. Данилова. М.: Наука, 1991. 428 с.
  18. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898−1986).
  19. Т. 2. 1917−1922. -М.: Политиздат., 1983. 606 с.
  20. Т. 3. 1922−1925. М., 1984. — 494 с.
  21. Т. 4. 1926−1929. М, 1984. — 575 с.
  22. Т. 5. 1929 1932. — М. 1984. — 446 с.
  23. Т. 6. 1933−1937. М, 1985.- 431 с.
  24. Переселенческое дело: сборник декретов и распоряжений по переселению / Под ред. М. А. Большакова. М., 1927.
  25. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам 19 171 967. В 5-ти томах.
  26. Т. 1. 1917−1928. -М.: Политиздат, 1967. 783 с.
  27. Т. 2. 1929−1940. М., 1967. — 798 с.
  28. Сборник документов по земельному законодательству СССР и РСФСР 1917−1954.
  29. Сборник Декретов и постановлений по народному хозяйству (25 октября 1917 г. 25 октября 1918 г.). М., 1918.
  30. Сборник решений по сельскому хозяйству. М., 1963.
  31. Сборник статистических материалов за 1913−1927 гг. М., 1928.
  32. Собрание законов и распоряжений Рабочее Крестьянского Правительства СССР, издаваемое Управлением делами Совета Народных Комиссаров Союза ССР и СТО (СЗ СССР). Отдел первый. М., 1924−1937.
  33. Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства РСФСР (СУ РСФСР). Отдел первый. М., 1917- 1938.
  34. Справочник по колхозному строительству. Для работников РИКов, сельсоветов, колхозсоюзов и правлений колхозов / Под ред. М. Глезера. М.- JL: Власть Советов при Президиуме ВЦИК, 1931. 472 с.
  35. XV съезд ВКП (б): Стенографический отчет, ч. II., М., 1962.
  36. XVI съезд ВКП (б). Стенограф, отчет. JL: Госиздат., 1930. 781 с.
  37. XVII съезд ВКП (б). Стенограф, отчет. М.: Партиздат., 1934.-713 с.
  38. Сборник приказов и распоряжений Наркомзема РСФСР (1932−1940 гг.). М., 1941.
  39. Циркуляры, изданные Отделом текущей земельной политики Народного комиссариата земледелия за период времени с 19 февраля по 1 декабря 1918 года. М., 1918.
  40. Сборник постановлений и приказов НКЗ СССР. М., 1934. № 3. Выступления руководителей партии, советского государства и правительства СССР:
  41. В.И. Полное собрание сочинений. В 55-ти томах. М., 19 601 965. Т. 6−45.
  42. И.В. Вопросы ленинизма. М.: Партиздат., 1934. 618 с.
  43. И.В. Собрание сочинений. В 13-ти томах. М., 1946−1949. Т. 11−13.
  44. Н.И. Проблемы теории и практики социализма. М.: Политиздат., 1989. 512 с.
  45. К.Маркс, Ф.Энгельс. Собрание сочинений. 2-е изд. Т. 31. Другие виды опубликованных документов:
  46. Инструкции и положения о коммунах, изданные Народным Комиссариатом Земледелия. М.: Крест Отдела ВЦИК Советов, 1918. — 32 с.
  47. Всесоюзная перепись населения 1937. Краткие итоги. М., 1938.
  48. Инструкция по учету земель. М.: Техпром НКЗ СССР, 1933.
  49. Сборник статистических материалов за 1913−1927 гг. М. 1928.1. Периодическая печать
  50. Беднота. Ежедневная газета ЦК ВКП (б). М., 1921−1931.
  51. Власть Советов. 1923. № 11−12. С. 14.
  52. Правда. Ежедневная газета. Орган ЦК и МК ВКП (б). М., 192 137. «Сельское хозяйство». Бюллетень НКЗ РСФСР. 1931−1934. .
  53. Социалистическое землеустройство. 1931−1934.
  54. На аграрном фронте. 1928. № ю, С. 79
  55. Вестник землеустройства и переселения. М., 1928. № 4.
  56. Плановое хозяйство. 1930. № 1. С. 276.
  57. Известия ЦИК СССР и ВЦИК № 14 от 14 января 1930.45. Коллективист. 1930. № 2.
  58. Монографии и коллективные труды
  59. В.Б. Аппарат государственного управления: содержание деятельности и организационные структуры. Киев, 1990. — 189 с.
  60. Аграрное право / Под ред. А. Боголюбова, Е. Л. Мининой. М.: Экс-мо, 2007.
  61. Г. В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы): Учебное пособие. М., 2001.- 308 с.
  62. С. С. Проблемы теории права, Т. 1. Свердловск, 1972.
  63. С.С. Теория права. М.: БЕК, 1994. 220 с.
  64. Г. А. Право государственной собственности на землю в СССР. М.: Госюриздат, 1950. 360 с.
  65. Г. А. Земельные правоотношения в СССР. Госюриздат 1958.- 400 с.
  66. И.Н. Очерки федерального управления СССР. JL- М, 1925.211 с.
  67. К.А. Государственное устройство РСФСР. М.: Вся Россия, 1923.
  68. М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. Саратов.: Саратовский университет, 1979. — 280 с.
  69. И.Л. Организация советского государственного управления. Правовые проблемы / Отв. ред. Б. М. Лазарев. М.: Наука, 1984. 237 с.
  70. И.К. Общее государственное право. T. I. — М., 1865.
  71. М.Л. Строительство зерновых совхозов в 1928—1932 гг.. М.: АН СССР, 1958.-251 с.
  72. C.B. Правотворчество: путь от источника к форме права. М.: РАГС, 2002.
  73. С.Н. Теоретические вопросы систематизации советского законодательства. М.: Госюриздат, 1962. — 575 с.
  74. .Д. Аграрные вопросы и аграрные теории. Петроград: Право, 1922.
  75. H.H. и др. Землеустроительное проектирование и организация землеустроительных работ. М.: Колос, 1974. 416 с.
  76. К.С. Разделение властей и ответственность в государственном управлении. M., 1990.
  77. С.Н. Землеустройство. Теоретические основы землеустройства.
  78. Т. 1. М.: Колос, 2001. 496 с.
  79. Г. А., Голиченков А. К., Козырь О. М. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. проф. А. К. Голиченкова. М.: БЕК, 2002.
  80. А.И., Павлов И. В. Правовое регулирование сельскохозяйственного переселения в СССР. М., 1959. — 192 с.
  81. М.А., Данилов В. П., Кабанов В. В., Мошков Ю. А. Коллективизация сельского хозяйства СССР: Пути, формы, достижения. Краткий очерк истории. М.: Колосс, 1982. 399 с.
  82. В.М. «Общее учение о государстве». СПб.: Трофимов, 1912. -190 с.
  83. М. Весенняя посевная кампания. М., 1930.
  84. А.Н., Дмитриев Ю. А. Проблемы теории государства и права: Учебник. М.: Эксмо, 2005.
  85. И.В., Осипов Л. И. Земельное право и земельный кадастр. М., 1986.-240 с.
  86. А.И. Сущность и формы государства. М.: МГУ, 1960.238 с.
  87. И. Высшие органы государственной власти и государственного управления СССР. М.: СОЦЭКГИЗ, 1938. 40 с.
  88. .В. Правотворческие отношение в советском государственном управлении. JL: ЛГУ, 1978. 175 с.
  89. Дюги. Конституционное право. М., 1908. 247 с.
  90. Л.И. Основные проблемы советского водного законодательства. Л., 1948.
  91. Л.И. Колхозное строительство и его правовые формы. Л., 1930.
  92. .В. Земельное право. М.: Новый юрист, 1998. 544 с.
  93. Земельное право / Отв. ред. Г. А. Аксененок. М., 1976.
  94. Земельное право: Учебник для вузов / Под ред. С. А. Боголюбова. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. 380 с.
  95. Земельный учет: учебное пособие / Под ред. Н. В. Бочкова. М.: Сельхозгиз, 1958.- 151 с.
  96. Н.Е., Афанасьев В. И. Землеуказания: Учебное пособие. М.- Л.: Сельхозгиз, 1931.
  97. И.А. Государственная власть в России: проблемы гуманизма. Ростов н/Д: РГУ, 2006.
  98. И.А. Земельное право Российской Федерации: теория и тенденции развития. М.: ИГиП РАН, 1999. 128 с.
  99. И.А. История государства и права России: учебное пособие для студентов вузов / Под ред. И. А. Исаева М.: ТК Велби: Проспект, 2006. 335 с.
  100. Н.В. Основные приоритеты современной российской правовой политики (под ред. д.и.н., проф. В.А. Казначеева). Пятигорск: Технологический университет, 2003. — 166 с.
  101. История земельных отношений и землеустройства / Под ред. Н. В. Бочкова. М.: Сельхозгиз, 1956. -731 с.
  102. История земельных отношений и землеустройства: учебное пособие для вузов / Под ред. А. А. Варламова. М.: Колос, 2000. 335 с.
  103. История Коммунистической партии Советского Союза. В 6-ти томах.
  104. Т. 4. Коммунистическая партия в борьбе за построение социализма в СССР (1921−1937 гг.).
  105. Кн. 1. 1921−1929 гг. М.: Политиздат., 1970. 663 с.
  106. Кн. 2. 1929−1937 гг. М., 1971.- 607 с.
  107. История Советской Конституции в документах 1917−1956 гг., М.: Госюриздат., 1957.
  108. Исторические записки. М., 1967. Т. 80.
  109. Источниковедение истории советского общества. Т. 1. Вып. 1. М.,
  110. Итоги выполнения первого пятилетнего плана развития народного хозяйства Союза ССР, M.- JL: Стандарты и рационализация, 1933.
  111. Н.Д. Вопросы колхозного и земельного права. М.: АН СССР, 1951.-264 с.
  112. A.B. Право государственной социалистической собственности. М.: АН СССР, 1954. 278 с.
  113. Е.С. Земельные отношения в социалистическом обществе. М.: Высшая школа, 1967. 111 с.
  114. JI. И. Функции и структура государства. Ленинград.: ЛГУ, 1969.- 65 с.
  115. .Н. Очерк деятельности Наркомзема РСФСР за три года (1917−1920 гг.). М., 1920.
  116. Ю.М. Органы государственного управления. М., 1960. 151с.
  117. И.И. Земельные отношения в социалистических странах (Очерк теории). М.: Соцэкгиз, 1960. 352 с.
  118. М.И. Аграрное право России: проблемы становления и развития. М.: Право и государство, 2003. 208 с.
  119. E.H. Правовые основы советского земельного кадастра. ч. 1. М.: МГУ, 1974. 331 с.
  120. C.B., Малько Л. В. Теория государства и права. М.: Норма-Инфра-М, 1999.
  121. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. С. А. Боголюбова. М.: Проспект, 2001.
  122. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. Г. В. Чубукова и М. Ю. Тихомирова. М., 2001.
  123. B.B. Столыпинская земельная реформа (1906−1916 гг.): Лекция. М.: ГУЗ, 1988.
  124. О.И. Земельное право: Учебник. М.: Юристъ, 2004. 671 с.
  125. О.И. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. М.: Юристъ, 2002. — 782 с.
  126. К вопросу о социалистическом переустройстве сельского хозяйства: Материалы исследований НК РКИ СССР/ Под ред. А.ЯЛковлева. М., 1928.
  127. И.В. Луговодство и пастбищное хозяйство. М.-Л., Сельхоз-гиз, 1956.
  128. Ленинский Декрет «О земле». М., 1970.
  129. Ленинский кооперативный план и борьба за его осуществление. М., 1969.
  130. Т.П. Земельный кадастр. Львов. 1987. -424 с.
  131. Д.А. Государственная власть и государственный аппарат. М., 1924.- 130 с.
  132. С.М. Организация работ по подготовке земельной реформы при совете главного земельного комитета. Спб., 1917.
  133. М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. М.: Проспект, 2001. 661 с.
  134. Вл. Организация Наркомата земледелия и земельных отделов (окт. 1917-окт. 1918 г.). М., 1918.
  135. Ю.А. Зерновая проблема в годы сплошной коллективизации сельского хозяйства СССР (1929 1932 гг.). М.: МГУ, 1966. — 231 с.
  136. Народное хозяйство СССР в 1958 году: Статистический ежегодник. М., 1959.
  137. Население России в XX веке. Исторические очерки: В 3 т. Т. 1: 1900−1939. М.: РОССПЭН, 2000.-463 с.
  138. A.A. История государственных учреждений СССР 19 171 936: Учеб. Пособие. М.: МГИАИ, 1962. — 746 с.
  139. Н.И. Коммунистическая партия организатор массового колхозного движения (1929−1932 гг.). — М.: МГУ, 1966.
  140. Общая теория государства и права. Академический курс в 2 томах / Под ред. М. Н. Марченко. Т. 2. Теория права. М.: Зерцало, 1998.
  141. Общая теория права и государства: Учебн. пособие. / Под ред. В. В. Лазарева. М., 1996. 318 с.
  142. Общая теория советского земельного права / Отв. ред. Г. А. Аксене-нок, И. А. Иконицкая, Н. И. Краснов. М., 1983. 357 с.
  143. Общее и промышленное управление. М., 1923.
  144. Отчет Народного комиссариата земледелия к XI съезду Советов за 1923 год. М.: Новая деревня, 1924.
  145. Отчет Народного комиссариата земледелия к IX съезду Советов за 1921 год. М.: 1924.
  146. Отчет Народного комиссариата земледелия РСФСР за 1924−1925 год. М.: Новая деревня, 1926. 570 с.
  147. A.B. Конспект курса земельно-колхозного права. М., 1938.
  148. И.В. Понятие и сущность колхозного правоотношения и роль органов управления в формировании и развитии этих отношений // Вопросы колхозного и земельного права. Издательство АН СССР. М., 1951. С. 72−109.
  149. И. В. Компетенция райисполкомов, но государственному руководству колхозами. М.: МГУ, 1961.
  150. И.В. О соотношении государственного руководства внутри-колхозной демократии в правовом регулировании деятельности колхозов. Вопросы кодификации законодательства о колхозах. Госюриздат. М., 1959.
  151. И.В. Развитие правового регулирования деятельности колхозов в СССР. Вопросы Советского государства и права. 1917−1957. М., 1957.
  152. А. К. Наркомзем в период восстановления народного хозяйства (1921 —1925 гг.). М., 1973. 195 с.
  153. A.C. Теория государства и права. Учебник. / A.C. Пигол-кин. М.: Юрайт, 2005. 613 с.
  154. План коллективизации в весеннюю сельскохозяйственную кампанию 1930 г. М.- JL: Сельхозгиз, 1930.
  155. П. Не по своей воле. История и география принудительной миграции в СССР. М.: ОГИ: Мемориал, 2001. 328 с.
  156. Г. Н., Рускол A.A. Советское земельное право. М.: Госиздат, 1951.-247 с.
  157. Правовое обеспечение развития сельского хозяйства в России / Под ред. С. А. Боголюбова. М.: Юристъ, 2005.
  158. Проблемы общей теории государства и права / Под ред. B.C. Нерсе-сянца. М.: НОРМА-М, 2001. 695 с.
  159. H.JI. Коллективизация: уроки пройденного пути. М.: МГУ, 1989. 222 с.
  160. Е. Правовые формы административной деятельности. М., Госюриздат, 1959.
  161. С.Г. На плановом фронте, 1920−1930. М., 1958.
  162. М.С. Государственный контроль в сфере управления. М, 1974.-22 с.
  163. В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Былина, 1998.-512 с.
  164. М. Голод, голодомор, геноцид.
  165. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В. К. Бабаева. М.: Юристь, 2001. — 320 с.
  166. В.О. Государство: система категорий. Саратов: Саратовский университет, 1971.
  167. А.Ю. Теория компетенции. М., 2001. 355 с.
  168. Теория государства и права: Курс лекций. / Под ред. В.Ш. Корель-ского и В. Д. Перевалова. М.: ИНФРА -М НОРМА, 1997. — 570 с.
  169. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, A.B. Малько. М.: Юрист, 2001. 771 с.
  170. Ю.П. История государства и права России. Учебник. М.: ПРОСПЕКТ, 1999. 544 с.
  171. Ю. А. Управленческое решение. М.: Наука, 1972. 283с.
  172. Ю. А. Котелевская И.В. Правовые акты: Учеб.- практ. и справ, пособие. М., 1999. 381 с.
  173. A.M. Право государственной собственности на землю в Советском Союзе / Под ред. Н. Д. Казанцева М.: МГУ, 1958. 331 с.
  174. A.M. Об источниках колхозного права. Вопросы колхозного и земельного права. М., 1951. 58 с.
  175. Я.Н. Советское государственное право. М., 1960.
  176. .Ц. Проблемы динамики сельского населения. М., 1974.319 с.
  177. Уставы колхозов и совершенствование общественных отношений в деревне / Под ред. В. Н. Демьяненко. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1983. 191 с.
  178. Г. Г. Правовые, вопросы государственного управления сельским хозяйством в России. М.: Право и государство, 2004. 296 с.
  179. Н.К. Развитие аграрной теории в СССР. Конец 20-х-30-е годы. М.: Наука, 1983. 383 с.
  180. Формирование политической системы в России / Под ред. А. Кор-тунова. М., 1996.
  181. О.В. Политбюро. Механизмы политической власти в 30-е годы. М.: РОССПЭН, 1996. 295 с.
  182. В.А. Управление совхозами до образования Народного комиссариата зерновых и животноводческих совхозов СССР (1917−1922). Труды Московского государственного историко-архивного института. Т. 13., М., 1959.
  183. A.B. Оптимальные размеры сельскохозяйственных предприятий. М.: Новая деревня, 1928. 91 с.
  184. Чернов М.П. XVII съезд ВКП (б) (Консультации по истории КПСС). М.: Партиздат., 1984. 96 с.
  185. Е.П. Пути сближения колхозной собственности с общенародной в период строительства коммунизма. Фрунзе, 1968.
  186. В.Н., Пальчиков Ф. И. Земельные отношения и землеустройство. М.: Колос, 1956.
  187. Хрестоматия по истории государства и права России: учебное пособие / Сост. Ю. П. Титов. М.: ТК Велби: Проспект, 2005. 464 с.
  188. В.П. Социалистическая земельная собственность. М.: МГУ, 1967.
  189. Г. И. Аграрная политика и аграрные отношения в России в XX веке. М.: 2000.-255 с.
  190. Н.И. Землеустройство колхозов / Под ред. Д. П. Розита. М.: Новая деревня, 1929.
  191. Ц.А. Органы советского государственного управления в современный период. М.: Академия наук СССР, 1954. 370 с. 1. Научные статьи
  192. И.А. Система органов государственного управления в период строительства коммунизма // Советское государство и право. 1967. № 12. — С. 66−69.
  193. Г. А. К вопросу о праве исключительной государственной собственности на землю в СССР // Труды Военно-юридической Академии. Вып. 9. М., 1949. С. 44−45.
  194. К.А. Понятие закона // Советское Право. 1924. № 2 (8). -С. 38−45.
  195. М.В. О функциях социальной деятельности империалистического государства // Советское государство и право. — 1966. № 6. — с.81.
  196. М.И., Исакова М. К. Понятия государственного органа и механизма общенародного государства // Вопросы теории государства и права: Межвуз. научн. сб. вып. 7. Саратов. 1986. С. 8−18.
  197. Д.Н. Административная власть как вид государственной власти // Государство и право. -1992. № 3. — С. 13.
  198. Д.Н. Важные вопросы науки административного права // Государство и право. 1993. — № 2. — С. 18−26.
  199. В. Дифференциальная рента и проблема цен на колхозную продукцию //Вопросы экономики. 1961. — № 3. — С. 102- 107.
  200. И. К вопросу о дифференциальной земельной ренте в СССР //Вопросы экономики. 1961. № 8. — С. 105 — 111.
  201. И.Т. Дифференциальная рента в СССР. М.: Мысль, 1967. С. 106−107.
  202. C.B. Понятийные и технико-юридические проблемы подзаконных актов // Журнал российского права. 2004. — № 12. — С. 60−67.
  203. .Д. Народное хозяйство Советской России, его природа и его судьба // Вопросы экономики. 1991. — Лз 10.- С. 145
  204. Ф. Преобразование сельского хозяйства // Коммунист. -1966. № 3. — С.97−98.
  205. Л.И. Массовый голод в сочетании с экспортом хлеба в начале 30-х годов: По материалам «особых папок» политбюро ЦК ВКП (б)//Вопросы истории. 1999. — № 10. — С. 119−128.
  206. Т.Г. Развитие партийно-государственного контроля за деятельностью колхозов и совхозов (1917—1934 гг.) // Вып. 4. Сер. экономики. Вестник ЛГУ. 1964. — № 23. — С. 42−49.
  207. В.П. Коллективизация: как это было // Страницы истории советского общества: Факты, проблемы, люди. М., 1989. — С. 228 — 253.
  208. . В.Н. На путях к русскому федеральному праву // Советское право. № 1 (4). 1923. С. 29.
  209. Р.У. Советская экономика в период кризиса. 1930 1933 годы // История СССР. — 1991. — № 4. — С. 198−210.
  210. А.И. Административное право и административная техника // Вопросы организации и управления. № 5. — 1923. — С. 15−24.
  211. М. Взаимоотношения необъединенных наркоматов РСФСР и наркоматов автономных республик // Советское строительство. 1928, № 1. -С. 63−72.
  212. В. К проекту положения о наркоматах РСФСР // Власть Советов. 1924, № 6. — С. 21 -27.
  213. В. Согласование деятельности необъединенных наркоматов // Советское строительство. 1928, — № 2 (19). — С. 41−50.
  214. В.В. пути и бездорожье аграрного развития России в XX веке // Вопросы истории. 1993. — № 2. — С 34−46.
  215. Л.И., Николаева Л. В. О некоторых вопросах понятия функций государства./УВестник ЛГУ, № 11. Экономика, философия, право. Вып. 2., Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1971.
  216. Коллективизация: истоки, сущность, последствия. Беседа за круглым столом // История СССР. 1989. — № 3. — С. 19, 39.
  217. В. Объективная необходимость коллективизации // Диалог. -2001. № 7.-С. 18−29.
  218. Лебединский В. К образованию союзного Наркомата земледелия // Советское строительство. 1929. — № 12 (41). — С. 31−37.
  219. .М. О компетенции органа советского государства // Советское государство и право. 1964. — № 10. — С. 51−57.
  220. Ю.А. Коллективизация и сельскохозяйственное производство в СССР в 30-е годы // Вестник МГУ. Сер. 8. История. 1997. № 3. С. 46−75.
  221. Г. И. Юридическая природа советского закона -«Ученые записки ЛЮИ», 1947, вып. IV, С. 95.
  222. М.И. К вопросу о функциях советского государства в современный период // Советское государство и право. 1958. — № 1. — С. 90−97.
  223. Э.Э. Институт объединенных наркоматов // Советское строительство. 1927. — № 8−9. — С. 31−38.
  224. Е., Шюсселер Р., Шюсселер Г. О теории функций социалистического государства. // Советское государство и право. 1968. — № 4. — С.93.
  225. B.C. К судьбе государственного управления // Государство и право. 1999. — № 2. — С.22 — 29.
  226. И.С. О правовых формах осуществления функций Советского государства // Сов. государство и право.- 1956. № 3. — С. 79−91.
  227. М.А. Задачи и методы учета земель колхозов. // Социалистическое сельское хозяйство. 1939. — № 10.
  228. С. Проблема централизации необъединенного управления // Советское строительство. 1930. — № 4 (45). — С. 23−29.
  229. Ю.А. Механизм социалистического государственного управления // Советское государство и право. 1975. № 4. — С. 25 — 29.
  230. Ал. Союзный Наркомзем и наркомземы союзных республик // Социалистическая реконструкция сельского хозяйства. 1930. -№ 9−10.-С. 211−221.
  231. К. Задачи инвентаризации земель в реконструктивный период. // Социалистическое землеустройство. М., 1931, кн. 1.
  232. Авторефераты и диссертации
  233. А.П. Государственные органы как субъекты правоотношений в современной России: Автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.01 Владимир. 2005.
  234. З.С. Источники колхозного права: Автореф. дис. д-ра юрид. наук: 12.00.03. М., 1972. — 32 с.
  235. О.Н. Аграрная политика Советского государства в 1917 -1927 годы: (На материалах Самарской, Симбирской губерний): Автореф. дис. канд. ист. наук: 07.00.02. Самара, 2000. — 23 с.
  236. В.Д. Переселенческая политика Советского государства в Бурят-Монголии в 1920-е-1941 гг.: Автореферат дис. на соиск. канд. ист. наук. Улан-Удэ, 2008.-24 с.
  237. И.А. Проблема эволюции формы российского государства в истории российской политико-правовой мысли 2-й половины IXX середины XX века: Дис. д-ра юрид. наук: 12.00.01. Саратов. 2000. — 463 с.
  238. И.К. Основные вопросы колхозного права в период борьбы за сплошную коллективизацию сельского хозяйства. 1930−1934гг.: Дис.. канд. юрид. наук: 12.00.03. -М., 1955. 18 с.
  239. М.К. Механизм советского общенародного государства: Дис. канд. юрид. наук: 12.00.01. Саратов, 1984. — 197 с.
  240. E.H. Демократический центризм и вопросы соотношения компетенции органов государственного управления Союза СССР и союзной республики: Автореф. дис. канд. юр. наук. 12.00.03. -Ташкент, 1985.- 20 с.
  241. Н.П. Становление и развитие системы государственного управления сельским хозяйством Советской России, 1917−1929 гг.: Дис.. д-ра ист. наук: 07.00.02. М., 1992. — 589 с.
  242. В.H. Колхозное право в период борьбы за коллективизацию сельского хозяйства (1930−1934гг.): Дис.. канд. юрид. наук: 12.00.03. М., МГУ, 1952.
  243. A.C. Теоретические проблемы правотворческой деятельности в СССР: Автореф. дис. .д-ра юрид. наук: 12.00.03. М., 1972. — 39 с.
  244. .Б. Роль Российского государства в реформировании аграрных отношений: исторический опыт и современные подходы: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.01. М., 2003.-236 с.
  245. Ц.А. Субъекты советского административного права. Автореф. дис. докт. юрид. наук. М., 1958.1. Словари и энциклопедии
  246. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и дол. М.: Большая Российская энциклопедия- СПб.: Норинт, 1997. 1456 с.
  247. А. В. Всемирная история государства и права Энциклопедический словарь / Под ред. A.B. Крутских. М., 2001. 600 с.
  248. О.Г., Додонов В. Н. Юридический энциклопедический словарь / О. Г. Румянцев, В. Н. Додонов. М.: ИНФРА М., 1997. — 384 с.
  249. Юридический энциклопедический словарь / O.E. Кутафин. М.: 2000. 800 с.
  250. JI.B., Тихомиров Ю. А. Юридическая энциклопедия / Под ред. Ю. А. Тихомирова. М., 1997. — 331 с.
  251. С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: АЗЪ, 1994. 543 с.
  252. Словарь иностранных слов. М.: Русский язык- Издание 16-е, 1988.- 624 с.
  253. Политологический словарь // Под ред. В. Ф. Халипова. М., 1995.
  254. Краткий энциклопедический словарь-справочник / Под ред. И. Д. Коротец. М.: Зевс, 1997. — 608 с.
  255. Большой юридический словарь / Под. ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. М.: Инфра-М, 1997. 790 с.
  256. Конституционное (государственное) право. Справочник. М.: Юрист, 1995. — 191 с.
  257. Большая Советская энциклопедия. Т. 32. -М., 1955. 648 с.
Заполнить форму текущей работой