Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование управления предприятиями нефтепродуктового комплекса на региональном уровне

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. В современных условиях устойчивое развитие предприятий нефтепродуктового комплекса региона во многом зависит от формирования системы региональных рынков и их рыночной инфраструктуры. Региональные рынки помимо выполнения функций обслуживания коммерческих сделок, становятся самостоятельной сферой, имеющей важное значение в территориальном развитии. Поэтому структурная… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы управления предпри- 9 яти я ми на региональных рынках
    • 1. 1. Методология управления предприятиями на региональных рынках и 9 их роль в экономической деятельности
    • 1. 2. Методика проведения и основные принципы экономической диагно- 29 стики субъектов региональных рынков
    • 1. 3. Мировой опыт и проблемы обеспечения нефтепродуктами субъектов 40 региональных рынков
  • Глава 2. Состояние регионального рынка нефтепродуктов Новгород- 57 ской области и конкурентная среда его развития
    • 2. 1. Конкурентная среда и рекомендации по усилению конкурентных по- 57 зиций на региональном рынке нефтепродуктов
    • 2. 2. Методика диагностики финансового состояния предприятий на ре- 71 гиональном рынке
    • 2. 3. Спецификация качества и основные факторы, влияющие на поведе ние потребителей на региональном розничном рынке нефтепродуктов
  • Глава 3. Совершенствование управления предприятиями нефтепро- 104 дуктового комплекса на региональном рынке
    • 3. 1. Методика управления запасами для перепродажи нефтепродуктов
    • 3. 2. Рекомендации по информационному обеспечению управления пред- 119 приятиями регионального рынка нефтепродуктового комплекса
    • 3. 3. Совершенствование управления структурными подразделениями 142 предприятий нефтепродуктового комплекса на региональном рынке

Совершенствование управления предприятиями нефтепродуктового комплекса на региональном уровне (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современных условиях устойчивое развитие предприятий нефтепродуктового комплекса региона во многом зависит от формирования системы региональных рынков и их рыночной инфраструктуры. Региональные рынки помимо выполнения функций обслуживания коммерческих сделок, становятся самостоятельной сферой, имеющей важное значение в территориальном развитии. Поэтому структурная перестройка экономики регионов характеризуется территориальным развитием сферы торговли, финансовых и информационных услуг с последующим вложением капиталов для развития производства на основе современных технологий. Такой подход в развитие экономики региона позволяет значительно увеличить объем валового регионального продукта, налоговых поступлений, привлечь инвестиции в развитие эффективных предприятий и отраслей, обеспечить высокий уровень занятости населения. Все это позволяет повышать уровень жизни населения и экономику региона.

До настоящего времени в стране не сформирована действенная региональная политика, важное место в составе которой занимает эффективное функционирование предприятий нефтепродуктового комплекса, формирование региональных рынков и их инфраструктурное обеспечение. В связи с этим совершенствование управления предприятиями нефтепродуктового комплекса, формирование региональных рынков и их отдельных его составляющих является актуальной проблемой, имеющей практическое значение.

Степень разработанности вопроса. В связи с переходом к рыночной экономике в последние два десятилетия проводились многочисленные исследования, связанные с экономическим развитием страны и ее отдельных регионов. Однако при всей разработанности многих направлений остаются спорные, нерешенные вопросы, обусловленные динамичностью и многогранностью данной проблемы. Теоретические вопросы устойчивого развития регионов рассматриваются в научных трудах.

Л.Абалкина, А. Аверина, С. Афонцева, С. Бобылева, В. Вернадского, В.И.Данилов-Данильяна, А. Гусева, Р. Исляева, К. Кондратьева, В. А. Коптюга, А. И. Татаркина, Д. С. Львова, А. А. Куклина, В. А. Лось и А. Д. Урсула, Д. Романовича, О. Пчелинцева, Н. Филипенко и других.

Исследованию различных аспектов управления и функционирования социально-экономических систем посвящены труды зарубежных и отечественных ученых: И. Ансоффа, П. Друкера, Ф. Котлера, Р. Коуза, P.P. Нельсона, М. Портера, П. Сенге, О. Уильямсона, С.Дж. Сиднея, Р. Холла, Ч. Хэнди, Е. А. Владимирского, А. В. Карасева, Л. С. Пузыревского, A.B. Тихонова, В. В. Томилова и др.

Однако, несмотря на значительное число научных публикаций, связанных с исследованием экономического развития страны недостаточно изученными остаются вопросы формирования отдельных составляющих региональных рынков, в частности вопросы формирования и эффективного функционирования предприятий неф-тепродуктового комплекса регионов. Недостаточный уровень разработанности проблемы, дискуссионный характер многих вопросов, ее теоретическая и практическая сложность и значимость и обусловили выбор темы настоящего диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является разработка методических подходов к управлению предприятиями нефтепродуктово-го комплекса на региональном уровне.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:

— изучить методологию управления предприятиями, формирования и развития региональных рынков и их роль в воспроизводственном процессе;

— уточнить принципы и методику экономической диагностики субъектов региональных рынков;

— выявить основные проблемы функционирования нефтепродуктового рынка региона и определить перспективы его развития;

— провести экономическую диагностику субъектов регионального рынка;

— разработать методику управления запасами при перепродаже нефтепродуктов;

— разработать рекомендации по совершенствованию информационного обеспечения предприятий нефтепродуктового комплекса;

— внести предложения по совершенствованию механизма управления структурными подразделениями предприятий нефтепродуктового комплекса.

Объектом исследования выступают предприятия нефтепродуктового комплекса и региональный рынок нефтепродуктов Новгородской области.

Предметом исследования являются управленческие отношения, теоретические и методические аспекты эффективного функционирования предприятий, формирования и развития региональных рынков нефтепродуктового комплекса.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования явились работы современных зарубежных и отечественных экономистов по вопросам методологии формирования и эффективного функционирования предприятий региональных рынков. Информационной базой послужили законодательные и нормативные акты, данные Госкомстата Российской Федерации, комитета статистики Новгородской области, специальная литература, периодическая печать, Интернет, внутренняя отчетность предприятия, материалы прессы, информация, предоставленная пресс-службами различных компаний и организаций, отраслевые издания и аналитические обзоры.

В процессе работы над диссертацией применялись следующие методы исследования: методы эмпирического и теоретического исследования, системный подход, статистический и экономико-математический анализ, графический методы, интервью, анкетирование, проведенные с руководителями и специалистами предприятия, отзывы потребителей, собственные наблюдения, PEST — анализ, SWOT — анализ.

Научная новизна работы заключается в комплексном подходе к исследованию и разработке теоретических положений, методических подходов и практических рекомендаций по совершенствованию процесса управления предприятиями нефтепродуктового комплекса на региональном уровне, эффективному функционированию региональных рынков нефтепродуктов и определяется следующими основными результатами:

— уточнены основные принципы и методика экономической диагностики субъектов региональных рынков, а также выявлены основные проблемы обеспечения их нефтепродуктами;

— выявлены особенности Новгородского рынка нефтепродуктов и предложены основные направления по повышению эффективности сбытовой деятельности предприятий нефтепродуктового комплекса;

— реализован системный подход к диагностике финансово-экономического состояния предприятий на региональных рынках, уточнена методика расчёта показателей, отражающих эффективность функционирования как отдельных торговых точек (АЗС), так и структурных подразделений нефтепродуктового предприятия, выявлены ключевые факторы, влияющие на объемы розничной реализации нефтепродуктов;

— адаптирована методика управления запасами для перепродажи нефтепродуктов;

— даны рекомендации по совершенствованию информационного обеспечения субъектов регионального рынка;

— внесены предложения по совершенствованию управления структурными подразделениями предприятий нефтепродуктового комплекса на региональном уровне.

Практическая значимость исследования заключается, прежде всего, в том, что значительные части ее разделов и положений доведены до стадии, обеспечивающей возможность их непосредственного использования при стратегическом управлении предприятиями нефтепродуктового комплекса, при разработке региональной политики и конкретных программ перспективного развития регионов. Предложенные рекомендации могут быть использованы в учебном процессе при изучении дисциплин, «Региональная экономика», «Стратегическое управление», «Основы предпринимательства».

Теоретические и практические выводы диссертации, составляющие ее новизну, могут быть использованы на практике при сегментации регионального розничного рынка нефтепродуктов, проведении диагностики хозяйствующих субъектов на региональном уровне. Предложенные методики вносят существенный научно-практический вклад, повышают информационный уровень, а также позволяют еделать более точную оценку уровня развития субъектов нефтепродуктового рынка региона.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования на различных этапах научной деятельности соискателя были отражены в научных докладах, научно-практических отчетах и методических разработках автора. По теме диссертации опубликовано 7 научных трудов.

1. В современных условиях эффективность развития региона во многом зависит.

от формирования рыночной инфраструктуры и развития системы региональных.

рынков. Мировой опыт показывает, что региональные рынки выполняют не только.

функции обслуживания коммерческих сделок, но и могут стать самостоятельной.

сферой, имеющей важное значение в развитии территорий. Структурная перестройка экономики регионов во многих странах характеризует ся территориальным развитием сферы торговли. Финансовых и информационных.

услуг с последующим вложением капиталов для развития производства на основе.

современных технологий. Такой подход в развитие экономики региона позволяет.

значительно увеличивать объем валового регионального продукта, налоговых по ступлений, привлечь инвестиции в развитие эффективных предприятий и отраслей,.

обеспечить высокий уровень занятости населения. При этом на региональном уров не обеспечивается постепенное повышение уровня жизни населения и экономики.

территории. 2. В диссертации разработана методика комплексного исследования региональ ных нефтепродуктовых рынков, которая состоит из экономической диагностики.

процессов развития региональных рынков, исследования инфраструктуры рынков.

нефтепродуктового комплекса, выявлению взаимосвязей рынков и анализа их кон курентной среды, а также изучения форм и методов регулирования процесса разви тия рынков и анализа межрегиональных и международных связей. Комплексное ис следование рынка необходимо для разработки стратегии развития предприятий неф тепродуктового комплекса. 3. Экономическая диагностика представляет собой совокупность методов ана лиза развития экономических процессов, оценка состояния и выявление отклонений.

от нормального развития региональных рынков. Диагностика в переводе с греческо159.

ГО означает способность распознавать, определять состояние объекта, поставить ди агноз и дать рекомендации по устранению выявленных отклонений. Экономическая диагностика региональных рынков состоит из следующих ос новных элементов:

— диагностика формирования и функционирования региональных рынков;

— оценка регионального воспроизводства, а также внутрирегиональных и межре гиональных связей;

— основные тенденции развития рыночных отношений: прогнозирование и стра тегическое планирование размещения производительных сил;

— оценка размещения производства и потребления;

— характер территориальной организации региональных рынков различного типа;

— характеристика товародвижения, выявление положительных и отрицательных.

моментов;

— выявление диспропорций в структуре производства и потребления. 4. На региональные рынки районного характера влияют и подлежат экономиче ской диагностике такие факторы как:

— экономическая структура региона;

— характер инвестиционного процесса;

— размер основных фондов, срок их службы и возраст;

— состояние инженерных сетей и другие составляющие. С учетом этих и других особенностей при диагностике процессов развития ре гиональных рынков нами рекомендовано выделение следующих групп рынков:

— экономическое развитие региона индустриального и аграрного характера;

— развивающиеся регионы с формирующейся структурой хозяйства;

— депрессивные районы, для развития которых необходимы специальные органи зации, технические мероприятия;

— приграничные и трансграничные территории. Предложенная автором диссертации методика проведения экономической ди агностики субъектов региональных рынков, состоящая из элементов исследования.

процессов формирования и функционирования субъектов рынков, оценки регио нального воспроизводства, выявленных основных тенденций развития, а также.

оценки размещения производства и потребления, позволяет с учетом общерегио нальной конъюнктуры рынков нефтепродуктового комплекса осуществлять страте гическое планирование предприятий этой отрасли. 5. Проведенные исследования показывают, что на рынке нефти и нефтепродук тов в России до 2010 г. будет наблюдаться дисбаланс между возможным и опти мальным уровнем производства нефтепродуктов. В соответствии с прогнозом к 2010.

г. добыча нефти в России вырастет ориентировочно на 75 млн. т в год (с 375 млн. до.

450 млн. т), а увеличение ее экспорта составит всего лишь 45 млн. т (со 165 млн. до.

210 млн. т). В результате дополнительные объемы нефти будут направляться на рос сийские нефтеперерабатывающие заводы, загрузка которых составляет пока в сред нем не более 75%. Объем потребления нефтепродуктов внутри страны будет расти медленными.

темпами, в среднем на 0,5% в год. Таким образом, к 2010 г. потребление нефтепро дуктов в России увеличится на 3 млн. т и составит 120 млн. т в год. 6. Исследования показывают, что Северо-Западный регион России является.

наиболее перспективным для развития рыночной торговли нефтепродуктами. Бла гоприятное географическое положение Новгородской области и ее инвестиционная.

привлекательность способствуют развитию промышленности, росту бизнеса и уве личению объемов автомобильного транзитного и внутриобластного трафика. Проведенные нами исследования показали, что происходит постепенное вос становление объемов грузои пассажирооборота и стабильный рост длины автомо бильных дорог. Эксперты оценивают годовые объемы продаж на трассе «Москва — Санкт-Петербург» в 1,2 — 1,5 млн. тонн в год. Увеличение собственного автомобильного парка области, в первую очередь за.

счет частных автомобилей также можно отнести к положительным тенденциям об ластного рынка нефтепродуктов. Сейчас автопарк Новгородской области оценивает ся приблизительно в 40 тыс. легковых автомобилей, 18 тыс. грузовиков и 3 тыс. ав тобусов. 7. Рынок нефтепродуктов Новгородской области в последнее время становится.

все более конкурентным. Реализацией нефтепродуктов занимается не менее шести.

компаний (Новгороднефтепродукт, Сигма Ойл Инк, Титан, Энко, Новгородская то пливная компания и ГСМ Ltd), часть из которых имеет или строит свою собствен ную сеть автозаправочных станций. В настоящее время рынок фактически принадлежит двум операторам: 0 0 0.

«Новгороднефтепродукт», делающему ставку на разветвленную сеть реализации,.

серьезный опыт работы и известность, и ЗАО «Сигма Ойл Инк», делающему ставку.

на динамичное развитие сеть, агрессивную ценовую политику и диверсификацию.

бизнеса. Во многом расстановку сил на Новгородском рынке определяет ситуация в.

Санкт-Нетербурге. В Новгородской области насчитывается более 70 стационарных автозаправоч ных станций, 55 из которых принадлежат 0 0 0 «Новгороднефтепродукт», 20 — ЗАО.

«Сигма Ойл Инк», 4 — 0 0 0 «Титан», а «Новгородская топливная компания», «Эн ко» и «ГСМ Ltd» владеют по одной автозаправочной станции. Кроме того ООО.

«Новгороднефтепродукт» имеет 6 передвижных автозаправочных станций. Исследования показали, что наибольшую конкуренцию со стороны других опе раторов автозаправочные станции «Новгороднефтепродукта» испытывают в Новго роде, Боровичах и на трассе «Москва-Санкт-Нетербург» в районе Крестец и Валдая. 8. В процессе поведенных нами исследований нами были выделены следующие.

особенности регионального (Новгородского) рынка нефтепродуктов:

— обострение конкуренции;

— расслоение потребителей;

— сильная ценовая эластичность;

— зависимость от поставщиков. В ходе написания диссертационной работы нами было проведено исследование.

состояния ОАО «Новгороднефтепродукт», основанное на следующих направлениях.

маркетинговой деятельности компании:

— организация продаж;

— исследование рынка и прогнозирование его развития;

— система бизнес-планирования;

— политика ценообразования;

— мероприятия по продвижению продукции и стимулированию продаж;

— разработка и поддержание фирменного стиля;

— внедрение инноваций;

— внутренний PR. В рамках проведенного нами финансового анализа были поставлены и решены.

следующие задачи:

— проведение анализа издержек предприятия с разделением их на постоянные и.

переменные в целях расчета маржинальной прибыли как по предприятию в целом,.

так и по отдельным АЗС в разрезе видов нефтепродуктов;

— выделение управленческих расходов для грамотного распределения затрат;

— построение агрегированных форм управленческой отчетности на основе откор ректированных бухгалтерских данных;

— расчет и интерпретация наиболее важных финансовых коэффициентов;

— сравнение полученных результатов с данными расчетов ООО «Новгороднефте продукт». 9, Проведенные нами исследования показали, что стратегическим для компании.

является рынок бензинов и дизельного топлива, который в последнее время стано вится все более конкурентным. Наибольшую конкуренцию «Новгороднефтепро дукт» оказывает со стороны компании «Сигма Ойл Инк». В процессе написания диссертационного исследования нами была проведена.

оценка маркетинговой деятельности ООО «Новгороднефтепродукт» на основе.

SWOT/PEST анализа информации, полученной из:

— внутренней отчетности предприятия;

— интервью, проведенных с руководителями и специалистами предприятия;

— анкетирования, проведенного среди сотрудников аппарата управления;

— информации, предоставленной пресс-службами различных компаний и органи заций;

— отзывов потребителей;

— отраслевых изданий и аналитических обзоров;

— собственных наблюдений. Проведенные исследования позволили выявить следующие сильные стороны.

предприятия:

— мощная поддержка ОАО «Сургутнефтегаз»;

— наличие сплоченной команды опытных профессионалов;

— широкая сеть автозаправочных станций;

— высокое качество продукции. К слабым сторонам деятельности предприятия нами отнесено:

— отсутствие обоснованной стратегии;

— непонимание персонала;

— неорганизованность продаж;

— отсутствие системы продвижения продукции. В ходе проведенного исследования нами был выработан ряд первоочередных.

рекомендаций, которые помогли бы компании укрепить рыночные позиции. 10. В диссертационном исследовании нами предложено провести пилотный.

проект по введению оптимальной структуры и оптимизации документооборота.

АЗСНефтебаза, ПефтебазаУправление на Крестецкой нефтебазе. На этом этапе.

необходимо определить круг административноуправленческого персонала нефте базы, разработать схему подчинения и принятия решений, разработать должностные.

инструкции, формы отчетных документов и систему ответственности. Результаты.

эксперимента рекомедовано распространить на все остальные нефтебазы. 11. Ценообразование в торговле нефтепродуктами является чрезвычайно тонким.

и важным аспектом. Рынок очень болезненно реагирует даже на незначительное по вышение цен. Поэтому ключевыми факторами конкуренции становятся повышение.

уровня сервиса и максимальное соответствие тонлива стандартам. Особенность нефтебизнеса такова, что финансовый результат оценивается не по.

итогам конкретной сделки, а определенного периода деятельности. После получения.

предприятиями права на самостоятельную сертификацию нефтепродуктов резко.

увеличилось количество спецификаций на однородную продукцию. Спецификация.

российских производителей на дизельное топливо насчитывают около 40 вариантов,.

а на базовые масла однотипного происхождения — около пяти. Поэтому доскональ ное знание спецификаций необходимо, с одной стороны, для ориентирования среди.

огромного количества конкурентных продуктов, с другой — для адекватного пред ставления собственного товара, особенно в свете широкого развития средств элек тронной торговли на региональном уровне. Спецификация продукта представляет собой совокупность определяющих и.

квалификационных признаков, предназначенных для описания товара и его качест ва. Определяющие признаки указывают на групповую принадлежность товара, а.

также на способы его получения и использования. Квалификационные признаки вы деляют товар среди гаммы родственных продуктов и определяют степень его при годности для использования потребителем в общеизвестных или частных специаль ных целях. 12. В ходе исследований нами нроведен анализ сбытовых показателей за период.

2000;2004 гг. в натуральном выражении, что позволяет оценить текущее рыночное.

положение 0 0 0 «Новгороднефтепродукт». В ходе исследования нами выделены 25.

автозаправочных станций 0 0 0 «Новгороднефтепродукт», подверженных в той или.

иной мере влиянию конкуренции. По выбранным АЗС проведен анализ розничной реализации за наличный расчет.

по маркам топлива, при этом масла и бензин А-98 не учитывались в силу незначи тельной доли в общем объеме продаж. Проведенные исследования выявили следующие тенденции.

1) Спад розничной реализации на 25 выделенных автозаправочных станциях,.

начиная с 2001 г., что объясняется проникновением на рынок розничной торговли.

горюче-смазочными материалами сильного конкурента ЗАО «Сигма Ойл Инк.», что.

в первую очередь отразилось на данных заправочных станциях в силу их располо жения. 2). Очевидный последовательный рост продаж дизельного топлива с 2002 г. Поскольку в компании отсутствуют сведения о количестве ежедневных запра вок по каждой АЗС, для выбора приоритетных рынков и пилотных АЗС необходимо.

иметь представление о дорогах с наиболее интенсивным автомобильным движени ем. Для общей оценки транспортных потоков нами проанализированы пассажир ские междугородные автобусные перевозки между двадцатью районными центрами,.

пятнадцатью ключевыми населенными пунктами внутри и за пределами области. В результате проведенной базовой сегментации выделенных 25 АЗС по геогра фическому принципу были определены восемь локальных рынков розничной тор говли ГСМ.

13. В диссертации выявлены факторы, влияющие на потребительское поведе ние клиентов автозаправочных станций с учетом острой необходимости заправки,.

имеющегося в распоряжении клиента времени, цены, качества горюче-смазочных.

материалов, восприятия автозаправочной станции в целом и других. 14. Проведенные нами исследования позволили предложить авторскую методи ку управления запасами для перепродажи нефтепродуктов на региональном уровне,.

в частности для специализированных предприятий Повгородской области. Теоретические и практические исследования показали, что для управления.

запасами необходимо знать величины трех основных видов затрат, связанных.

непосредственно с запасами:

— стоимость хранения запасов — затраты, связанные с хранением единицы запасов.

за отчетный период;

— стоимость выполнения заказа — затраты, связанные с выполнением одного.

заказа на покупку товаров;

— убытки из-за недостатка запасов — затраты, которые несет компания вследствие.

отсутствия единицы запасов на складе в нужное время. Эти затраты могут быть.

связаны как с простоем оборудования, так и с потерями вследствие снижения.

объема продаж. 15. в рамках диссертационного исследования нам разработана методика прове дения анализа, но фактическим объемам нродаж фасованных нефтепродуктов и со путствующих товаров. Анализ проводится с целью эффективного унравления продажами фасованных.

нефтепродуктов и сопутствующих товаров. Анализ может быть подразделен на 3.

основных блока:

— ассортиментный аспект;

— ценовой аспект;

— воздействие внешних факторов. Каждый из трех блоков подразумевает отдельную методику и формы расчета.

данных, но всех их объединяет одно — первичные документы, на основе которых.

проводится данный анализ. Этими документами являются: товарный отчет по неф тебазам, товарный отчет по магазинам, оборотная ведомость к счету 41/1. Отдельно нужно сказать, что накопление этих документов в течение года даст.

возможность отследить факторы, имеющие сезонное либо эпизодичное влияние на.

реализацию фасованных нефтенродуктов и сопутствующих товаров. 16. В диссертационном исследовании нами предложена методика составления.

планов розничной реализации предприятия на региональном рынке нефтепродуктов. Планы реализации составляются по каждой автозаправочной станции нефтебазы по.

основным видам продуктов: А-76, АИ-92, АИ-95, АИ-98, Дт., автолы, диз. масла,.

газ. Реализацию прочих продуктов планировать нецелесообразно. Реализация по за борным ведомостям не включается в реализацию автозаправочной станции, т.к. планы по оптовой реализации составляются отдельно. 17. Предложенная нами система методик основана на базе пакета прикладных.

программ Excel и предназначена для повышения эффективности управления нефте продуктами на региональном рынке. Система не требует дополнительной проработ ки информации и позволяет проводить анализ объемов фасованных нефтепродуктов.

и сопутствующих товаров в трех аспектах: ассортиментном, ценовом и с учетом.

изменений внешней среды. Кроме этого она позволяет составлять план розничной.

реализации нефтепродуктов на территории региона по всем структурным подразде167.

лениям предприятия, снижать расходы на управление запасами нефтепродуктов на.

складах. 18. В ходе диссертационного исследования даны рекомендации по совершенст вованию управления компаниями нефтепродуктового комплекса на региональном.

уровне, разработана оптимальная структура управления нефтебазой, предложены.

показатели оценки эффективности деятельности предприятий на рынках нефтепро дуктов. 19. В рамках диссертационного исследования даны рекомендации по совершен ствованию информационного обеспечения управления предприятиями нефтепро дуктового комплекса на региональных рынках. Данные рекомендации обеспечивают.

полноту, оперативность и достоверность информационных потоков управления,.

способствуют укреплению конкурентного положения предприятия на рынке. 20. В ходе исследования внесены предложепия по совершенствованию управле ния структурными подразделениями на уровне предприятия, таких как внедрение.

отдела закупок, разработка должностных инструкций по каждому рабочему месту,.

обеспечение управленческой информацией отделов закупок, реализации и складско го хозяйства. В диссертационном исследовании нами разработана и предложена к внедрению.

концепция организации Отдела Закупок 0 0 0 «Новгороднефтепродукт». Основани ем для разработки Концепции автоматизации управления Отделом Закупок 0 0 0.

" «НовгородНефтепродукт» является то, что после исследования документооборота.

отдела организации обеспечения нефтепродуктами, выполняющего на настоящий.

момент функции закупок нефтепродуктов и газа, мы пришли к выводу о необходи мости автоматизации системы информационного обеспечения. Целями проекта являются: максимально полная автоматизация обработки.

управленческой информации, создание возможности для решения всех задач, стоя щих перед Отделом Закупок на основе получаемых управленческих форм отчетно сти, создание электронной базы данных, необходимых для эффективной работы.

других отделов объединения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Логика экономического роста М.: Институт экономики РАН.2002
  2. Л.И., Аксенов В. В., Алтухов Ю. П. и др. Новая парадигма развития России/ Под ред. Коптюга В. А. и др. М. Изд-во МГУК, 1999.
  3. А.Е. Основы анализа финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятия: Часть 1. — М.: АКДИ «Экономика и жизнь», 1994. — 95 с.
  4. A.M., Павловец В. И. Экономические показатели инвестиционных проектов в условиях инфляции. Экономика и коммерция. № 3, 1994.
  5. Автоматизированные информационные технологии в экономике / Под ред. ГА. Титоренко. М.: Компьютер: ЮНИТИ, 1998.
  6. Т.Н. Методика и инструментарий для мониторинга экономической безопасности. // Вопросы статистики 2001, № 2.
  7. В.Е., Ильенкова С. Д., Сиротина Т. П., Смирнов С. А. Экономика и статистика фирм. М.: Финансы и статистика, 1996. 240 с.
  8. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
  9. Э.А., Ерзнкян Б. А. Холдинги, М.: НИИУ, 1992.Ю.Акофф Р. Планирование будущего корпорации. -М.: Прогресс, 1985.
  10. Е. А., Данилочкина Н. Г. Управление затратами М.: «Издательство ПРИОР», ИВАКО Аналитик, 1998, 64 с.
  11. И. Стратегическое управление, М.: Изд-во МГУ, 1995.
  12. Антикризисное управление: от банкротства к финансовому оздоровлению / Под ред. Г. П. Иванова. М.: Закон и право: ЮНИТИ, 1995. 320 с.
  13. В. Стратегия устойчивого развития регионов на основе учета их социально-типологических характеристик // Экономика и управление. 2003. № 6. с.83−87
  14. А.Н., Песоцкая Е. В., Томилов В. В. Оценка эффективности предпринимательской деятельности // Гуманитарные науки. СПб., 1997. № 2.
  15. Г. Л., Томилов В. В., Чернышева З. А. Маркетинг и культура предпринимательства / СПбУЭиФ. СПб., 1995.
  16. К.А., Хрусталев Е. Ю. Новые информационные технологии // ЭКО. 1996. № 7. С. 26—34.
  17. М.И., Шеремет АД. Теория экономического анализа: Учеб. 3-е изд., перераб. М.: Финансы и статистика, 1995.288с.
  18. В. А. Особенности развития строительного комплекса в новых экономических условиях // Промышленное и гражданское строительство. № 3. 1996 г. с 2.
  19. А. В. Деятельность корпораций. М.: БУКВИЦА, 1999. — 600 е., сил.
  20. А. В., Чуб Б. А. Инвестиционная стратегия корпорации на региональном уровне. М.: Наука и экономика, — 1998, 132 с.
  21. В. Стратегический анализ: технология, инструменты, организация // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 5. С. 85—90.
  22. В.В. Теоретические основы эффективности деятельности управленческого потенциала. Проблемы повышения рейтинга инвестиционной привлекательности. Н. Новгород: НРО МАИЭС, 2000.
  23. А. Реструктуризация и реформирование производства// Экономист. 1999. № 9.
  24. А.Р. Развитие российской экономики в среднесрочной перспективе: анализ угроз. // Проблемы прогнозирования, 2004, № 1.
  25. А.Р. Развитие российской экономики в посткризисный период. // Проблемы прогнозирования, 2003, № 6.
  26. А. Построение системы управления // Менеджмент. 1998. № 12, 13.
  27. Блех Ю, Гетце У. Инвестиционные расчеты, Калининград: Янтар. сказ, 1997. -450 с.
  28. С. Россия на пути антиустойчивого развития. // Вопросы экономики, 2004, № 2, с.43
  29. В.А. Инновационная фирма: корпоративная стратегия и организационная структура // ЭКО. 1996. № 5.
  30. К. Основы стратегического менеджмента: Пер. с англ. / Под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1997. 175 с.
  31. Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов. Пер. с англ. -М.: Олимп-Бизнес, 1997, 1120 с.
  32. И.В. Экономическая устойчивость предприятия: сущность, оценка, управление Хабаровск, ХГТУ, 2003
  33. В.В., Васильев В. Д., Зубарев А. А. Выбор инвестиционных решений и проектов: оптимизационный подход. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.-224с.
  34. А.Г., Сатаров И. С. Формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе // Региональная экономика: теория и практика", 2004, № 1, с.60
  35. В.М., Панибратов Ю. П., Резник С. Д., Хитров В. А. Управление в строительстве. М.: Изд-во АСВ, 2001. — 352с.
  36. Введение в информационный бизнес / Под ред. В. П. Тихомирова, A.B. Хо-рошилова. М.: Финансы и статистика, 1996.
  37. Ю. и др. Организация стратегического и оперативного планирования на предприятии // Проблемы теории и практики управления. 1998. — № 2. — С. 105 110.
  38. Ю., Шеффер У. Организация стратегического и оперативного планирования // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 2. С. 105−110.
  39. Вертлюгина А. Рынок нефтепродуктов Северо-Запада России
  40. В.Р. Основы менеджмента. М.: «Триада, Лтд», 1996. 384 с.
  41. Е.А., Липсиц И. В. Российские предприятия: трудный поиск конкурентных стратегий // ЭКО. 1998. № 10.
  42. Ю., Германова И. Холдинговые отношения и правообеспечение их становления в России и СНГ. /Российский экономический журнал. 2001, — № 4, -с.19−32.
  43. Ю., Дементьев В., Мелентьев А., Якутии Ю. Развитие интегрированных корпоративных структур в России./ /Российский экономический журнал. -1998,-№ 11,12,-с.27−41.
  44. Ю., Лисов В. Становление холдинговых компаний: правовое и организационное обеспечение. //Российский экономический журнал.-2000, № 5−6, с. 57 -8.
  45. О.С. Стратегическое управление. М.: Изд-во МГУ, 1995. 252 с.
  46. . А. Информационные технологии в строительстве: состояние и тенденции развития // СтройПРОФИ, 2001., № 3
  47. И.Н. Менеджмент. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1997. 501 с.
  48. Л.Дж., Майкл Д. Джони. Основы инвестирования.-М.: Дело, -1997, -с.800−814.
  49. Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М.: Издательство «Финпресс», 1998. — 416 с.
  50. А.П., Кузин Б. И., Медников М. Д., Соколицин A.C. Региональная экономика СПб.:Питер, 2003. — (Серия «Учебник для вузов»).
  51. И. Предложения по формированию биржевой торговли нефтепродуктами //"РЦБ. Товарный рынок" № 2, 2002 год
  52. В.И. и др. Выбор стратегии реструктуризации предприятия в условиях экономического кризиса // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. № 1.
  53. И.Б. Стратегический менеджмент организации. М.: ЗАО «Бизнес-школа „Интел-Синтез“», 2001. 208 с.
  54. К. Инвестиционная деятельность в регионах России // Вопросы экономики -2003. -№ 3. С. 35−40.
  55. Г. В., Мироедов A.A., Федин C.B. Управление региональной экономикой. М. Финансы и статистика 2001
  56. И.И., Давыдова О В. Автоматизация управления персоналом // Бухгалтер и компьютер. 1998. № 1. С. 52—54.
  57. O.A., Яковлев А. Е. Региональный рынок нефтепродуктов в современных условиях. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. 196 с.
  58. В. Финансово- промышленные группы в стратегии реформирования российской экономики. //Российский экономический журнал. — 2000, № 11−12, -с.3−9.
  59. В., Авдашева С. Тенденции эволюции официальных финансово-промышленных групп в 2000—2001 годах. //Российский экономический журнал. -2002,-№ 3,-с. 11−26.
  60. А.И. Современная модель экономической организации управления: мировой опыт // Деньги и кредит. 1998. № 3. С. 36−48.
  61. Домари Рой. Финансы и предпринимательство: финансовые инструменты, используемые западными фирмами для роста и развития организаций. Ярославль: Периодика, 1993. 222 с.
  62. O.A., Рейнгольд Е. А. Инвестиционный климат и социальная направленность капитального строительства // Экономика строительства. М., 2000. № 5.
  63. П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. М.: ФАИР, 1998, 288 с.
  64. Н.Е. Стратегический менеджмент на промышленном предприятии//ЭКО. 2001. № 12.
  65. Е. Л. Аношкина, А. О. Селянин, К. Л. Косвинцев [email protected] www.prognoz.ru
  66. А.К., Кожин В. А., Раева Т. Ю. Теоретические основы стратегического планирования // Актуальные проблемы управления: Материалы междунар. науч. конф. М.: Моск. гос. ун-т управления, 2001. Вып. 2. С. 33—37.
  67. С.А. Экономические модели и методы в управлении. М.: Изд-во «Дело и Сервис», 1998. 176 с.
  68. П. В. Основы корпоративного управления концернами. М.: ПРИОР, 1998, 176 с.
  69. В.Я. Стратегическое управление промышленными комплексами. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятск. акад. гос. службы, 2000. 179 с.
  70. АЛ. Управление предприятием на основе функционально-стоимостного анализа. М.: Машиностроение, 1999.
  71. Ю.Е. Оценка влияния факторов внешней среды на экспортную стратегию предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 4.
  72. В.В., Копылов Н. В. Региональная экономика России: Учебник.-М.:Финансы и статистика, 2004.
  73. В.В. Финансовый анализ. М.: Финансы и статистика, 1999. 356 с.
  74. Н.В., Бочаров Е. П. Перспективный экономический анализ. М.: Финансы и статистика, 1987. 256 с.
  75. Д., Снелл Э. Прикладная статистика (принципы и примеры): Пер. с англ. М.: Мир, 1984. 200 с.
  76. Д., Мелкумов Г. Участники мироваго рынка нефти
  77. Комплексная оценка социально-экономического развития регионов РФ в 1998/2000 гг. // Экономика и жизнь. 2000. № 19. С. 31.
  78. Контроллинг, как инструмент управления предприятием, под ред. Данилоч-киной Н.Г. М.: АУДИТ, ЮНИТИ, 1999 — 280 с.
  79. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. / Общ. ред. Е. М. Пеньковой. М.: Прогресс, 1993. 736с.
  80. А.Ф., Крюкова О. И., Савченко И. Ю. Совершенствование системы управления в вертикально интегрированных компаниях // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 6.
  81. В. А., Кто в «нефтяном доме» хозяин?
  82. ., Юрьев В., Шахдинаров Г. Методы и модели управления фирмой. — СПб: Питер, 2001. 432 с.:ил. — (серия «Учебники для вузов»),
  83. В. Региональная диагностика: сущность, предмет и метод, специфика применения в современной России. // Российский экономический журнал, 2003, № 9−10, с. 64
  84. И.В., Лексин А.В, Грицюк Т. В. Технология и экономико-математический аппарат анализа и оценки безопасности регионов // Региональная экономика: теория и практика, № 1−2005, с. 15
  85. С. Ключевые проблемы и направления совершенствования организационной структуры управления // Экономика и жизнь. 1997. № 5.
  86. В.Ф., Прусак М. М., Семенов Н. К. и др.- отв.ред.Литвинов В.Ф./ Разработка стратегии устойчивого развития Новгородской области/НовГУ им. Я.Мудрого-Новгород, 1999
  87. К.Д. Методы прогнозирования экономических показателей: Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1986. 136 с.
  88. А. Государство наступает на нефтяные грабли // Время МН. 2000. 22 июня
  89. Н.П., Лещева В. Б., Дьякова В. Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. М.: ЮНИТИ, 1999.
  90. М.В., Махалина О. М. Производственный менеджмент. М.: Изд-во «ПРИОР», 1998. 384 с.
  91. Г. Участие государства в управлении корпоративными структурами в России. // Вопросы экономики. 2000, — № 9, — с. 18−33.
  92. Э.А., Герасименко Г. П. Финансовый анализ. М.: Приор, 1997. 160с.
  93. С.А. Изменение организационной структуры предприятия: целесообразность и возможности // ЭКО. 1998, № 2.
  94. Д.Б. Механизм оценки состояния системы стратегического управления предприятием // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 2.
  95. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: «Дело», 1999. 702с.-
  96. Механизм организационного построения и экономические отношения в интегрированных формированиях холдингового типа: Методическое пособие, ВНИЭТУСХ. -М.: 2002, 91с.
  97. А.Д., Васина Т. В. Прогнозирование отраслевого и регионального развития.-М.:Гелиос АРВ, 2002
  98. A.C. Теория региональных рынков: учебник. Ростов-на-Дону: Феникс- Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. — 448 с.
  99. О социально-экономическом положении Новгородской области в 2003 г. В.Новгород.: Новгородский облкомстат, 2004.
  100. Организация производства и управление предприятием / Под ред. О. Г. Туровца. М.: ИНФРА-М, 2002. 528 с.
  101. В. Оценка и прогноз опасностей и угроз современной России // Гражданская защита. 2003, № 6. — с. 23−27
  102. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (до 2005 г.). М., 2003 г.
  103. JI.C. Основы организационного проектирования.Л., 1975
  104. О.С. Регионы России: современное состояние и проблема перехода к устойчивому развитию. // Проблемы прогнозирования, 2001, № 1, с.102
  105. О.С. Региональные условия экономического роста. // Проблемы прогнозирования, 2004, № 3.
  106. В.Ш. Диагностика управления (практический опыт и рекомендации). М.: Экономика, 1988. 128 с.
  107. Регионоведение: Учебное пособие/ отв.ред. проф.Ю. Г. Волков.-Ростов н/Д:Феникс, 2002
  108. Ритвельд Дидерик, Качалин В. Сравнительный анализ эффективности предприятий как инструмент стратегического планирования // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 3.
  109. И.А. Региональная экономика М.?Издательство «Экзамен», 2004.
  110. И.Б. Прогнозирование в системе управления современным предприятием. Н. Новгород: ННГУ, 2000.
  111. О.В., Ромашова JI.O. Социология и психология управления. М.: Экзамен, 2002. 512с.
  112. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник. — М.: Госкомстат России, 2003.
  113. Г. В. Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия. М.: Финансы и статистика, 2002.
  114. П. Россия богата. потенциалом
  115. А.Б., Шуметов В. Г., Лазарева JI.M. Методология вторичного статистического анализа факторов инвестиционного потенциала и риска. // Вопросы статистики 2003, № 11- с. 69.
  116. А. Основные подходы к разработке и внедрению стратегии предприятия // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 6.
  117. H.H. Стратегический менеджмент. СПб.: Питер, 2002. 128 с.
  118. С. Н. Формирование и развитие стратегического потенциала регионального нефтегазостроительного комплекса: Теория, методология, практика. -Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003 556с.
  119. С.Н. Концепция стратегического управления отечественных изарубежных исследователей. Волгоград: Изд-во ВАГС, 2003. 16 с.
  120. Социально-экономическое положение субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Западного федерального округа в 2003 г. Статистический бюллетень. СПб.: Петербургкомстат, 2004
  121. Социально-экономическое положение субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Западного федерального округа в 2002 г. Статистический бюллетень.-СПб.: Петербургкомстат, 2004
  122. Статистический ежегодник Новгородской области — 2003 год.
  123. Стратегический анализ социально-экономического развития региона: принципы, основные направления, проблемы. Под ред.В. А. Гневко, В. Е. Рохчина. СПб.2004
  124. Стратегия развития отраслей промышленности до 2010 года с учетом ее инновационной направленности (проект), 2003 г.
  125. Сценарные условия функционирования экономики в 2004 году и на период до 2006 года. Материалы Минэкономразвития России, 2003 г.
  126. Томас Йеннер. Отраслевая структура, рыночная стратегия предприятия // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 3.
  127. A.A., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: Концепции и ситуации. М.: ИНФРА-М, 2001. 412 с.
  128. H.H. Стратегическое управление. М.: Изд-во «ПРИОР», 2000. 288с.
  129. О.Ф. Теоретико-методологические и организационно-экономические проблемы управления промышленным предприятием. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2002. 178 с.
  130. Э.А. Управление компанией. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»: Изд-во «ЭКМОС», 1997. 304 с.
  131. P.A. Стратегический менеджмент. М.: «Дело», 2001. 448 с.
  132. Федеральный закон от 26.12.95 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
  133. Федеральный Закон от 30.11.1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах».
  134. Финансовый менеджмент / Под ред. Е. С. Стояновой. М.: Изд-во «Перспектива», 2001, 656 е.
  135. Финансы предприятий. Под ред. проф. Колчиной Н. В. М., -Юнити. -2000.-413 с.
  136. Л.В. Динамическое моделирование в стратегическом анализе и планировании // Менеджмент в России и за рубежом. 1998. № 3. С. 24—30.
  137. П. Стратегическое планирование в интегрированных корпорациях: факторы оргобеспечения. //Российский экономический журнал. — 2002, -№ 1, с.64−71.
  138. Шарифов В. Рынок нефтепродуктов в ожидании обострения конкуренции
  139. Н.И. Трудовой потенциал работника. М.: ЮНИТИ Дана, 2003. 399 с.
  140. Шрайэт Георг. Тенденции и перспективы развития стратегического менеджмента // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 5.
  141. Экономика Новгородской области на путях к рынку. Москва-Новгород 1995 г.
  142. Экономическая стратегия фирмы / Под общ. ред. А. П. Градова. СПб., 2000.
  143. В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: «Добросвет»: Кн. дом «Университет», 1998. 596 с.
Заполнить форму текущей работой