Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Музыкальная культура Томска второй половины XIX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Один из них, явно прогрессивный, основывался на стремлении приобщить слушателей к высоким образцам музыкального искусства. Это были произведения венских классиков, западно-европейских романтиков, а также опусы выдающихся русских композиторов (Глинки, кучкистов, Чайковского). Причем жанровые рамки этого направления были весьма разнообразны: от инструментальных миниатюр до попыток (правда, далеко… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Томское отделение Императорского Русского
  • Музыкального общества
    • 1. Создание и организационная деятельность
    • 2. Концертная деятельность оркестра
    • 3. Хоровая концертная деятельность
    • 4. Камерное исполнительство
  • Глава II. Музыкальное образование в Томске
    • 1. Духовные учебные заведения
    • 2. Светские учебные заведения
    • 3. Музыкальные классы ТО ИРМО
  • Глава III. Хоровая культура Томска
    • 1. Церковные хоры
    • 2. Хоры учебных заведений и любительские коллективы
  • Глава IV. Концертно-театральная культура Томска
    • 1. Концертная деятельность
    • 2. Музыкально- театральная жизнь

Музыкальная культура Томска второй половины XIX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Данное исследование посвящено изучению особенностям развития музыкальной культуры Томска второй половины XIX века. Известно, что история музыки каждой страны представляет собой свод сложных процессов, происходивших не только в столицах, но и во всех других регионах. Поэтому систематическое изучение музыкальной культуры многочисленных российских городов и регионов — важнейшая задача отечественного исторического it музыкознания. Этим и объясняется актуальность предлагаемого исследования, поскольку полная картина музыкальной культуры России на каждом этапе ее исторического развития может сложиться лишь при достаточной степени изученности ее состояния в провинции, на периферии. Кроме того, изучение опыта, накопленного в прошлом, может быть полезным в современных условиях, когда в нашей стране происходят сложные процессы социально-общественного и культурного преобразования. На рубеже XXXXI v веков увеличилось число работ по музыкально-краеведческой тематике, что является явным показателем актуальности подобных исследований. Научная мысль направлена на расширение географии анализируемых объектов, углубление проблематики, выявление типологических и специфических параметров бытования музыки в провинциальном городе.

Музыкально-исторические исследования на протяжении длительного периода были посвящены, в основном, изучению процессов, проходивших в столицах и городах европейской части России (исключения весьма незначительны). И только в последние десятилетия XX века в зону внимания исследователей попадает Сибирский регион. Однако в появившихся исследованиях Сибири не было существенных попыток целостного анализа всех сторон музыкальной культуры Томска второй половины XIX века. А ведь именно этот город указанного периода стал одним из значительных культурных центров Сибири. Поэтому изучение этой проблемы важно для понимания сложных культурных процессов, происходивших на востоке России.

Степень разработанности проблемы. Обсуждение научной разработанности проблем музыкальной культуры Томска второй половины XIX века необходимо начать с того, что длительное время в отечественном музыкознании не было развито музыкальное краеведение. Оно было делом немногочисленных исследователей, понимавших важность этой области исторического музыкознания. Отдельные статьи о музыкальном прошлом провинциальных городов России стали появляться еще в дореволюционный период1. Среди более поздних трудов по истории музыкальной культуры провинции выделяется двухтомный сборник статей под редакцией Б. С. Штейнпресса «Из музыкального прошлого», который вышел в свет в 1960 и в 1965 годах. В нем исследуется музыкальная жизнь Киева, Одессы, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Перми, Саратова, Нижнего Новгорода. В 70−80-е годы были опубликованы книги по истории музыкальной культуры Нижнего Новгорода, Тамбова, Нерчинска, Твери2. В 1980;2000;е годы вопросам музыкального краеведения был посвящен целый ряд диссертационных исследований, посвященные музыкальной истории Иркутска, Баку, Азербайджана, Казани и других городов и регионов3.

1 Так, например, среди трудов этого направления можно назвать брошюры: Финде-зейн Н. Ф. Очерк деятельности Полтавского отделения ИРМО за 1899 — 1915 гг. Полтава, 1916. Миклашевский И. Очерк деятельности Киевского отделения ИРМО. 1863 — 1913. Киев, 1913 и др. В годы Великой Отечественной войны была написана диссертация И. Миклашевского «Музыкальная культура Харькова» (1944).

2 Беляков Б., Блинова Б. Оперная и концертная деятельность в Нижнем Новгородегороде Горьком. Горький, 1980; Емельянова Н. Н. Музыкальные вечера: Хроника музыкальной жизни Тамбовского края за 100 лет. Воронеж, 1977; КолларВ. А. Музыкальная культура Нижнего Новгорода — города Горького. Горький, 1982; Музыканты Верховол-жья. Калинин, 1984; Харкеевич И. Ю. Музыкальная культура Иркутска. Иркутск, 1987; Кривошея Б. Г., Лаврушева Э. М. Музыкальная жизнь Красноярска. Красноярск, 1983.

3 Большакова И. В. Музыкальная культура Самары середины 19 — 30-х годов 20 века. М., 1997; Борисов Г. П. Музыкальная культура Екатеринодара с начала 20 века по 1920 год. М., 1992; Брандобовская J1. В. Деятельность Вятского и церковно-певческого общества на рубеже 19−20 вв. Екатеринбург, 2004; Еременко С. И. Становление и основные тенденции в развитии хорового пения на Кубани. JL, 1974; Казьмина Е. О. Музыкальная культура Тамбовского края (1870 — 1917). М., 2000; Карпова-Шулюпина Е. К. Музыкальная жизнь Казани. М., 1986; Королева В. А. Музыкальная культура юга Дальнего Востока России 1917 — 1929 гг. Очерки истории. Владивосток, 1996; Локощенко Г. Д. Музыкальная культура Сумщины. Киев, 1990;Парфирьева Е. В. Музыкальное образование в Казани в 18 — нач. 20 века: Становление и развитие. Казань, 2004; Мещерякова Н. А. Музыкальная культура Дона и Приазовья по материалам местной прессы (1870 — 1917). .Л., 1988;

Зарождение интереса к истории развития музыкальной культуры Сибири относится к 70 — 80-м годам XX века. В 1974 году выходит книга А. Копылова «Очерки культурной жизни Сибири» — первый капитальный труд, в котором наиболее глубоко вскрыты процессы, характерные для исторического развития сибирского просвещения, архитектуры, живописи, театрального и музыкального искусства.

Большой вклад в развитие сибирского музыкального краеведения внесли ученые Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки, которые на рубеже 70 — 80-х годов стали регулярно проводить конференции, посвященные истории и современности Сибири и Дальнего Востока, и издали серию сборников, в которых рассматривались вопросы музыкальной культуры Сибири4. Среди работ сибирских исследователей представляет интерес монография Т. А. Роменской5. Своеобразным подведением итогов проведенной исследовательской работы сотрудников Новосибирской государственной консерватории стал трехтомник «Музыкальная культура Сибири», изданный в 1997 году6. В исследовании освящается музыкальная культура Сибири с древнего периода до наших дней. Характеризуется музыкальный быт Сибири, рассматривается развитие церковной и военной музыки, освещается деятельность любителей-музыкантов и музыкальных обществ, анали.

Мирошниченко Н. А. Становление хорового исполнительства на Южном Урале. Магнитогорск, 1999; Мжельская М. В. Формирование хоровой, исполнительской и музыкально-театральной культуры в Самаре сер. 19 — нач. 20 века. СПб., 2002; Никулин В. Г. Хоровая культура Якутии. Магнитогорск, 1999; Палкина И. Д. Музыкальное исполнительство в Ростове и Новочеркасске в 19 веке. Ростов н/Д, 2001; Сковикова Е. Г. Музыкально-театральная жизнь Симбирска конца 18 — нач. 20 века. СПб., 1998; Хавторин Б. П. Династия Федотовых-Растроповичей и развитие музыкальной культуры Оренбурга в 20 столетии. Магнитогорск, 1999; Харкеевич И. Ю. Музыкальная культура Иркутска дооктябрьского периода. Иркутск, 1976; Черных М. П. Музыкальная культура Ростова-на-Дону от середины 18 до 20-х годов 20 столетия. М., 1993; Щукина Е. А. История театральной и музыкальной жизни на Дону в нач. 20 века. Ростов-на-Дону, 1997.

4 История музыкальной культуры Сибири (на рубеже XIX — XX вв.) Сб. статей. М., 1978; Музыка Сибири и Дальнего Востока. Сб. статей. М., 1982; Музыкальная культура Сибири и Дальнего Востока. История и современность. Новосибирск. 1983; Культурно-бытовые процессы у русских Сибири. XVIII—XX вв. Новосибирск. 1985. Музыкальное творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Сб. научн. трудов. Новосибирск, 1986.

5 Роменская Т. А. История музыкальной культуры Сибири от походов Ермака до крестьянской реформы 1861 года. М., 1993. зируются музыкально-эстетические взгляды видных деятелей сибирской культуры, прослеживается развитие музыкального образования.

Среди работ последних лет, посвященных проблемам истории музыкальной культуры Сибири, выделяется фундаментальный труд новосибирп ских искусствоведов «Музыкальная культура Новосибирска». Музыкальная жизнь Дальнего Востока освещается в монографиях В. А. Королевой и О. П. Новоселовой8 и диссертации Белоносовой И. В.9.

В 70 — 90-е годы было создано несколько диссертаций по проблемам музыкальной культуры Сибири. Значительный материал был собран в диссертациях Т. А. Роменской, И. Ю. Харкеевич, Т. Ю. Куперт, О. П. Новоселовой, М. И. Лознер, М. Г. Шуряк и JL А. Дьябелко10. Все эти авторы касаются отдельных аспектов музыкальной жизни Томска второй половины XIX века. Наибольший интерес представляет диссертационное исследование Т. Ю. Куперт, которая в своей работе обращает особое внимание на становление и развитие профессионального музыкального образования в Томске, анализируя деятельность музыкальных классов Томского отделения Императорского русского музыкального общества (ТО ИРМО) с начала XX века. Материал, связанный с музыкальной культурой Томска, рассматривался и в брошюре.

6 Музыкальная культура Сибири. В 3-х тг. Гл. ред. Б. А. Шиндин. Новосибирск, 1997.

7 Музыкальная культура Новосибирска. Сост. Беличенко С. А., Брославская Т. Р., Га-лицкая С. П. и др. Ред. Б. А. Шиндин. Новосибирск. 2005.

8 Королева В. А. Музыкальная культура Дальнего Востока. Владивосток. 2004; Новоселова О. П. Музыкальная жизнь Восточной Сибири второй половины XIX века в глазах современников. Иркутск, 2001,.

9 Белоносова И. В. Музыкальная культура Читы. Новосибирск, 2005.

10 Роменская Т. А. Музыкально-просветительская деятельность декабристов в Сибири. Автореферат дис.. кандидата искусствоведения. Новосибирск, 1971 Харкеевич И. Ю. Музыкальная культура Иркутска дооктябрьского периода. Автореф. дис.. кандидат искусствоведения. М., 1976. Шуряк М. Г. Музыкальная культура Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны. Автореф. дис.. кандидат искусствоведения. Новосибирск, 1981. Куперт Т. 10. Музыкальная культура городов Западной Сибири в конце XIXначале XX в.: Автореф. дис.. кандидат искусствоведения. М., 1986 Новоселова О. П. Музыкальная жизнь Восточной Сибири второй половины XIX в. Автореф. дис.. кандидат искусствоведения. JL, 1990 Лознер М. И. Пути развития музыкальной культуры городов Западной Сибири. Автореф. дис.. кандидат искусствоведения. М., 1990; Дьябелко JI. А. Фортепианная культура Сибири и Дальнего Востока. Автореф. дис.. кандидат искусствоведения. JL, 1989.

Н. А. Воробьевой11, посвященной истории Томского музыкального училища, возникшего в начале XX века, и в отдельных статьях С. П. Вавилова по раз.

1О личным областям музыкальной культуры Томска. Но ни в одной из этих работ не предпринималась попытка комплексного анализа явлений музыкальной культуры Томска, а анализировались лишь отдельные сферы музыкальной жизни города.

Поэтому цель настоящего диссертационного исследования состоит в том, чтобы, проанализировав весь свод сохранившихся источников, касающихся музыкальной культуры Томска второй половины XIX века, составить целостное представление о ней и понять логику происходивших процессов.

Таким образом, возникло решение следующих задач настоящего исследования:

1. Выявить и исследовать материалы, касающиеся: а) основания и работы Томского отделения Императорского русского музыкального общества (ТО ИРМО) вплоть до начала XX векаб) музыкального образования в учебных заведениях Томска изучаемого периодав) концертно-театральной деятельности в Томске второй половины XIX века.

2. Изучить и определить основные процессы, связанные с зарождением, становлением и развитием музыкальной культуры Томска второй половины XIX века.

Объект исследования — логика исторического развития музыкальной культуры Томска второй половины XIX века.

Предметом исследования стали события музыкальной культуры Томска указанного периода, представленные в деятельности Томского отделения Императорского русского музыкального общества, а также в системе музыкального образования города и в его концертно-театральной жизни.

11 Воробьева Н. А. Организация и открытие музыкального училища. Томск, 1993.

12 См. Список источников и использованной литературы.

Методологическим основанием данного исследования составили труды по истории отечественной музыкальной культуры (Б. В. Асафьев, А. А. Гозенпуд, Ю. В. Келдыш, Т. Н. Ливанова) — истории музыкальной педагогики (О. А. Апраксина, Д. Л. Локшин, К. Ф. Никольская-Береговская) — истории театра (И. Ф. Петровская).

Хронологические и географические рамки исследования заданы тем, что именно во второй половине XIX века, в связи с образованием ИРМО, в России активизировались процессы, способствовавшие повышению музыкальной культуры на периферии и, в частности, в Сибири и Томске (ТО ИРМО было открыто в 1879 году). Становилось все больше городов с отделениями ИРМО, плодотворно влиявшими на музыкальную культуру. Поэтому с полным основанием можно говорить, что именно вторая половина XIX века стала эпохой подлинного становления музыкальной культуры города.

Источниковедческая база исследования состоит из свода различных источников.

1. Прежде всего, в настоящей работе вводится в научный оборот весь комплекс публикаций местной периодической печати, посвященный исключительно музыкальной культуре Томска исследуемого периода. Речь идет о таких периодических изданиях, как: а) газеты: «Сибирская газета», «Сибирская жизнь», «Сибирский вестник», «Томский листок», «Томские губернские ведомости» б) журналы: «Томские епархиальные ведомости», «Сибирский наблюд-тель», «Исторический вестник», «Путеводитель по всей Сибири и СреднеАзиатским владениям России"13.

2. Впервые вводятся в научный оборот весь комплекс архивных материалов, непосредственно отражающих музыкальную жизнь Томска второй половины XIX века: а) источники из фондов Государственного архива Томской области.

13 В процессе работы над диссертацией проанализированы все номера указанных изданий за период с 1858 по 1905 годы.

— фонд 3 — фонд Томского Губернского управления;

— фонд 99 — фонд Дирекции училищ Томской губернии;

— фонд 125 — фонд Главного инспектора училищ Сибири;

— фонд 126 — фонд управления Западно-Сибирского учебного округа;

— фонд 170 — фонд Духовной консисторииб) источники из Государственного исторического архива Санкт-Петербурга.

— фонд 408 — фонд Императорского русского музыкального общества, который содержит тексты всех действовавших уставов ИРМО и прочеев) источники из Томского областного краеведческого музея14.

4. Большое значение для исследования имели Отчеты Томского музыкального общества с 1879 по 1900 годы, находящиеся в фондах архива отдела редкой книги библиотеки Томского государственного университета.

5. Мемуарная литература выдающихся и известных деятелей музыкальной культуры (воспоминания Д. Леоновой, В. Флоринского, А. Ауэрбаха, В. Тальзатти и др.).

6. Важная информация была получена из местных и региональных изданий XIX — XX вв., содержащих сведения по интересующей нас теме15. Свод этих источников помог выявить основные тенденции и осмыслить содержание тех процессов, которые были наиболее характерны для музыкальной культуры Томска второй половины XIX века.

Применялись следующие методы исследования: музыкалыю-историчес-кий, источниковедческий и культурологический. События и явления этого периода рассматриваются в исторической перспективе и в тесном взаимодействии.

Научная новизна исследования состоит в том, что оно представляет собой первый опыт целостного изучения музыкальной культуры Томска второй половины XIX века. На основе обобщения и анализа всего свода материалов, хранящихся в названных выше архивных фондах и в старой местной.

14 Все шифры указаны в подстрочных примечаниях в диссертации.

15 См. Список источников и использованной литературы. периодической печати, представлена панорама событий и явлений музыкальной жизни Томска указанного периода.

Теоретическая значимость работы определяется ее вкладом в современное краеведение. В диссертации выявляется сложный процесс развития музыкальной культуры Томска второй половины XIX, отмеченный как позитивными, так и негативными тенденциями.

Практическая значимость работы. Материалы диссертации могут способствовать дальнейшему изучению истории музыкальной культуры России. Они могут быть также использованы при чтении курсов лекций по истории музыкальной культуры России, Сибири и Томска, как в средних, так и в высших учебных заведениях. Кроме того, факты и события, описанные в диссертации, представляют интерес для краеведов и всех тех, кто интересуется развитием музыкальной культуры Томска.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в виде докладов на следующих конференциях:

III Всероссийская конференция «Образование в Сибири: актуальные проблемы истории и современности» (14−15 мая 2004 г.),.

Региональная научная конференция «Судьба регионального центра России», посвященная 400- летию Томска (сентябрь 2004 г.).

Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 400-летию г. Томска и 50-летию отделения теории музыки Томского музыкального училища (5−6 ноября 2004 г.),.

Открытая Сибирская (II Межрегиональная) научно-практическая конференция «Музыкальное искусство: из века XX в век XXI» (28−29 апреля 2005 г.) и др.

Основное содержание работы отражено в 8 публикациях. Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка источников и использованной литературы, а также приложения, включающего в себя список музыкальных деятелей Томска.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Развитие российской культуры во второй половине XIX века было связано с прогрессом в общественной жизни страны. Несмотря на то, что реформа 1861 года, по свидетельству историков, оказалась недостаточно последовательной, ее положительное влияние на процессы, происходившие в стране невозможно переоценить. Следует также учитывать, что реформа стала лишь результатом длительных и активных усилий передовой части русского общества, и искусство занимало в них важное место. Достаточно вспомнить выдающиеся творческие достижения русских литераторов, художников и музыкантов. Не случайно именно в это время, в середине столетия открываются первые две российские консерватории, оказавшие громадное влияние на развитие музыкального облика страны.

Конечно, события культурной жизни в столицах осуществлялись намного быстрее, чем в других местах России. Вместе с тем, города европейской части страны достаточно быстро подхватили новые веяния, касающиеся не только популяризации выдающихся достижений музыкального искусства, но и профессионального дела. Здесь стала быстро распространяться сеть отделений ИРМО, самым значительным свершением которой стали музыкальные учебные заведения.

Сибирь всегда оставалась достаточно отсталой частью страны, особенно по уровню культуры. Если говорить о музыкальной культуре, то в первой половине XIX века, здесь все, как правило, ограничивалось редкими гастролерами или немногочисленными местными музыкантами, изредка проявлявшими активность. Постоянным «музыкальным фоном» оставалась деятельность лишь церковных хоров, которые иногда пытались выходить за рамки богослужебного репертуара, но крайне редко давали открытые концерты. Поэтому появление отделений РМО в некоторых сибирских городахОмске, Тобольске и Томске — стало решающей вехой в деле активизации музыкальной жизни.

Приведенные в диссертации материалы, демонстрируют то что, несмотря на все трудности (самого различного порядка — от организационных до творческих), Томское отделение ИРМО сыграло решающую роль в деле распространения музыкальной культуры в городе (см. гл. I § 1). С момента своего основания в 1879 году оно стало центром, вокруг которого сгруппировались немногочисленные музыканты-профессионалы и большинство любителей музыки. Каждый из достаточно редких концертов, организованных ТО ИРМО, оказывался событием культурной жизни (см. гл. I § 2−4). На него откликалась пресса, и он становился предметом обсуждения в самых различных слоях общества. Но, конечно, самым продуктивным актом ТО РМО стала организация в 1893 г. музыкальных классов (см. гл. II § 3). Благодаря им, впервые не только в истории города, но и во всей Сибири можно было получить профессиональные навыки владения инструментом или пения, а также приобщиться к основам музыкальной грамоты. Об этом прежде жители Томска даже не могли мечтать. Если же сюда добавить появившуюся возможность приобщение к искусству, осуществлявшееся на уроках пения и музыки в рамках самых различных учебных заведений (см. гл. II § 1−2), то станет ясно, что со временем сеть очагов музыкальных знаний стала довольно широкой.

Конечно, не следует думать, что деятельность ТО РМО проходила в неком «культурном вакууме». Нужно помнить, что в Томске постоянно работал хор архиерейских певчих и хоры различных церквей либо духовных учебных заведений (см. гл. Ill § 1). Сюда же следует добавить и самые разнообразные хоры светских учебных заведений (см. гл. III § 2). Свою лепту, пусть и весьма скромную, внес оркестр военного батальона. Иначе говоря, во второй половине XIX века в Томске достаточно активно развивалось музыкальное просвещение. Однако оно стала по-настоящему творческим только с открытием ТО ИРМО. Об этом свидетельствуют все, без исключения, сохранившиеся документы.

В сложившейся творческой атмосфере могли проявить себя самые различные люди: и родившиеся в Томске, и волею судьбы оказавшиеся в этом городе. Музыканты-профессионалы, сотрудничавшие с ТО ИРМО, получили возможность реализовать себя, а любители — приобщиться к подлинному музыкальному искусству. «Приложение» к настоящей диссертации может продемонстрировать круг лиц (более 80 человек) так или иначе связанных с музыкально-просветительской деятельностью. Это достаточно обширный список, если учитывать, сравнительно скромное количество жителей Томска во второй половине XIX века.

Особая сторона музыкальной культуры города — гастролеры (см. гл. IV § 1). Солисты и коллективы, посещавшие город, были весьма разнородны и по составу, и по своему профессиональному уровню. Поэтому их выступления далеко не всегда можно было рассматривать как настоящий творческий акт. Вместе с тем, некоторые из них успешно знакомили томскую публику с классическими произведениями и с новинками как отечественной, так и зарубежной музыки.

Вместе с тем, не следует думать, что представленные в диссертации материалы показывают стремительный и повсеместный рост музыкальной культуры. Анализ репертуара в целом позволяет сделать вывод о том, что существовало два подхода к выбору исполняемых произведений.

Один из них, явно прогрессивный, основывался на стремлении приобщить слушателей к высоким образцам музыкального искусства. Это были произведения венских классиков, западно-европейских романтиков, а также опусы выдающихся русских композиторов (Глинки, кучкистов, Чайковского). Причем жанровые рамки этого направления были весьма разнообразны: от инструментальных миниатюр до попыток (правда, далеко не всегда удачных) познакомить слушателей с инструментальными концертами, симфониями и даже операми. Оценивая эти факты, нельзя забывать, что в Томске в ту пору не было ни симфонического оркестра (в современном понимании), ни оперной труппы. Следовательно, все это осуществлялось лишь благодаря энтузиазму и самоотверженной деятельности небольшой группы профессионалов и любителей музыки. Поэтому нет ничего удивительного в том, что далеко не всегда эти попытки были успешны. Но они делали свое дело и давали слушателям представление (пусть не всегда адекватное) о выдающихся произведениях музыкального искусства.

Другое репертуарное направление, ретроградное, культивировало низкопробную музыкальную продукцию или, в лучшем случае, стремилось удержать на концертных подмостках песни и романсы, издавна бытующие в городской жизни и выдаваемые за народные, а также поверхностные инструментальные поппури и фантазии.

Эти два направления постоянно соперничали друг с другом с переменным успехом. Наиболее наглядно это противостояние проявлялось и в отзывах местной прессы. В ней, наряду с попытками поддержать серьезные начинания ТО ИРМО и столь же серьезно оценивать профессиональный уровень выступлений, часто присутствовали явно малограмотные отзывы, выявляющие полную несостоятельность рецензентов. И это также вполне естественно, так как развитие музыкальной культуры сопряжено с самыми многочисленными трудностями, связанными с социальными, культурно-историческими и другими аспектами жизни общества. Россия второй половины XIX века, Сибирь и город Томск не были в этом отношении исключением.

Однако процесс шел и даже самое поверхностное сопоставление музыкальной культуры Томска середины и конца XIX века свидетельствует о радикальных положительных сдвигах в деле приобщения горожан к музыкальному искусству.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ГАТО, Ф. З, Оп.4, Д.211
  2. ГАТО, Фонд дирекции училищ Томской губернии 99, On. 1, Д. 506, Д. 506, Д. 634, Д. 679.
  3. ГАТО, Фонд Главного инспектора Сибири 125, Оп.1, Д.79- Д.90- Д. 130- Д.768- Оп.2, Д.573-.
  4. ГАТО, Фонд управления Западно-Сибирского учебного округа 126, Оп.1,Д.З- Д.6- Д.39- Д.40- Д. 116- Д. 472.
  5. ГАТО, Фонд Духовной консистории- 170, Оп.1, Д. 206, Д. 687, Д. 1079, Д. 1220
  6. ГАТО, Фонд Томского Епархиального попечительства 171. Оп.1. Д.55- Д. 216
  7. ГАТО Фонд управления Губернского Воинского начальника 502, Оп. 1, Д. 55, Д. 90-
  8. ТОКМ. Оп. 3, Д. 863- Оп.6. Д.111- Д.113
  9. ЦГИА СПб. Фонд Русского музыкального общества 408. Оп.1, Д. 132- Д. 219- Д.315- Д.373- Д. 382
  10. А. В. Томск в прошлом и настоящем. Томск, 1890.433 с.
  11. А. В. Томская старина. Томск. 1912. 83 с.
  12. М. Обзор библиографии Сибири. Томск. 1920.46 с.
  13. А. А. Воспоминания. // Исторический вестник, 1905, №№ 8−12.
  14. Д. Н. Старинные монастыри Томского края. Томск, 1898.
  15. Д. Сибирские Воскресные Школы. Томск, 1903.
  16. Д. Воскресные школы в Томске // Сибирский наблюдатель 1902, кн. 6, С.113 123
  17. Город Томск. Сост. Адрианов. Томск, 1912. 507 с.
  18. Н.А. Томск в кармане. Томск. 1903.141 с.
  19. Вс. Театры в Томске // Дорожник по Сибири и Азиатской России. Томск, 1899. Кн.2,1900 С. 62.
  20. Еврейское училище в Томске. История возникновения и развития. 1873−1913.Томск, 1912,21 с.
  21. К. Н. История Троицкого кафедрального собора. Томск. 1904.
  22. Иеромонах Игнатий и его система: К 25-летию церковных школ // Сибирские вопросы Томск, 1909.С. 13−18.
  23. Извлечение из отчетов попечителя Западно-Сибирского учебного округа о состоянии учебных заведений. Томск. 1886.
  24. Краткий исторический очерк Томского университета за первое 25-летие его существования (1888−1913 гт.) Томск. 1917.
  25. Краткий отчет о состоянии Томской губернской гимназии Томск, 1901.
  26. И. М. Курочкин Статистика и материал для истории Томской мужской гимназии. Томск, 1899.
  27. В. Краткосрочные педагогические курсы для учителей церковно-приходских школ Томской епархии в 1899 году. Томск, 1899.
  28. А. И. Столетие томского уездного училища. Томск, 1889.159 с.
  29. А. И. Краткие сведения по истории дирекции училищ Томской губернии. Томск. 1913. 86 с.
  30. А. И. Томская губернская гимназия. Томск. 1894. 87 с.
  31. А. И. Последнее двадцатилетие Томского 1-го четырехкласс-сного городского училища преобразованного в высшее начальное училище (Бывшего уездного училища) 1889−1914 гг. Томск, 1914. 47 с.
  32. А. И. Краткий историко-статический очерк Томской епархии Томск. 1897. 76 с.
  33. Обзор Томской губернии за 1894 год. Томск, 1895.
  34. Обзор Томской губернии за 1895 год. Томск, 1896.
  35. Отчет Общества попечения о начальном образовании в Томске за 1892 г. Томск, 1893.С. 21
  36. Отчет Общества попечения о начальном образовании в Томске за 1888 г. Томск, 1889.
  37. Отчет Общества попечения о начальном образовании в Томске за 1891 год. Томск, 1892.
  38. Отчеты о деятельности Томского отделения Императорского русского музыкального общества с 1879 по 1900 гг.
  39. Отчет о состоянии начальных училищ Томска за 1880−1881 гг. Томск, 1881. С. 13.
  40. Отчет о состоянии Томского епархиального женского училища в учебно-воспитательном отношении за 1887−1888 гг. Томск. 1889. 23 с.
  41. Отчет о состоянии Томского епархиального училища в учебно-воспитательном отношении за 1899−1900 гг. Томск. 1901. 31 с.
  42. Отчет Совета Общества попечения о начальном образовании в Томске за 1891 г. Томск, 1892. С. 33
  43. Отчет Томского Епархиального училищного Совета за 1891 1892 гг. Томск, 1893.
  44. Ю. Сибирские евреи. СПб., 1911.
  45. Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа за 1888−1889 гг. Томск, 1889.217 с.
  46. Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа за 1889−1890 гг. Томск. 1890.201 с.
  47. Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа за 1891−1892 гг. Томск. 1892. 238 с.
  48. Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа за 1894−1895 гг. Томск. 1895. 249 с.
  49. Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа за 1896−1897 гг.Томск. 1897.210 с.
  50. Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа на 1909 год. Томск, 1910
  51. Памятная книжка Томской губернии. Томск. 1871.286 с.
  52. Памятная книжка Томской губернии. Томск. 1884.175 с.
  53. Памятная книжка Томской губернии. Томск. 1885.421 с.
  54. Памятная книжка Томской губернии. Томск. 1904. 689 с.
  55. Памятная книжка Томской губернии. Томск. 1908. 609 с.
  56. М. Старинные томские духовные школы. Томск. (1746−1820)1896. 86 с.
  57. М. Из прошлого томского духовного училища. Томск, 1903,56.
  58. Программы учебных предметов для Епархиальных женских училищ. Томск. 1896. 43 с.
  59. А. И. Императорское русское музыкальное общество в первые 50 лет его деятельности. СПб. 1909. С. 7
  60. Путеводитель по Сибири и Средней Азии. Томск, 1899. Кн.2., 1900,
  61. Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. М., 1890.
  62. Справочная книга по Томской епархии. Томск. 1911. 152 с.
  63. Томская Воскресная школа за 1888−1901 гг. Томск, 1902.
  64. Вл. Тальзатти Театральное дело в Сибири. // Театр и искусство 1897, №№ 27- 35
  65. Г. С. О музыкальных классах Томского отделения Русского музыкального общества. Томск, 1892.
  66. А. П. Краткий обзор церковно-школьного дела в Томской епархии за 1884 1910 гг. Томск, 1910.
  67. В. М. Заметки и воспоминания // Русская старина. 1906. № 4−5
  68. М. Об обучении церковному пению// Томские епархиальные ведомости, 1898, № 16, С. 7 -11- № 17, С. 6 -11
  69. И. В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири 1032−1882. Иркутск, 1883.
  70. А. Н. Десятилетие томского общества о начальном образовании. Томск. Томск. 1892.34 с.
  71. Цам Г. Я. История возникновения в Томске военно-молитвенной солдатской школы, а в 1907 году перестроенной и названной солдатской синагогой. Томск. 1909.21 с.
  72. А. Д. Музыкально-исполнительское искусство конца XIX-первой половины XX века. В 2-х т., М., 1995.
  73. А. Н. Тувинская народная музыка М., 1964.
  74. Д. А. Культура городов Западной Сибири (вторая половина XIX начало XX вв.) Омск.:Изд-во Полиграфист. 2002. 195 с.
  75. Г., Ямпольский И. Кто писал о музыке: Библиографический словарь музыкальных критиков и лиц, писавших о музыке в дореволюционной России и СССР. В 3-х томах. М., 1971−1979.
  76. В. П. Томское купечество в конце XVIII- XIX вв. Томск: Водолей, 1996.309 с.
  77. Большой энциклопедический музыкальный словарь. Ред. Г. В. Келдыш, Москва, 1998. 671 с.
  78. С. П. «Первый директор музыкальных классов» //Народная трибуна 1993. 23 ноября
  79. С. П. Издавна любили музыку //Сибирская старина 1996 № 11
  80. С. П. Макушин и регентские курсы.// Сибирская старина 1994, № 11
  81. С. П. Первый сибирский композитор// Томский зритель 1989 № 9
  82. С. П. Об истории музыкального образования в Томске // ТМ-экспресс 1991, 6 декабря
  83. С. П. Цезарь Кюи написал для нее польку // Сибирская старина. 1998, № 20
  84. С. П. Первый ректор университета // ТМ-экспресс. 1991. 16 августа
  85. С. П. Профессор пения // Сибирская старина 1992, № 11
  86. С. П. Церковные хоры и регенты Томска // Томская старина 1991 № 2
  87. С. П. Наполним музыкой сердца // Томский политехник. 2000. № 6
  88. С. П., Суздальский В. Это начиналось так. // Молодой ленинец. 1982.27 мая.
  89. Н. Жизнь- легенда дирижера Маломета // Томский Вестник 1996. 12 марта.
  90. Н. А. Томское отделение РМО: Организация и открытие музыкального училища. Томск, 1993.
  91. Е. Гимн у истоков Нового Завета. Беседы о музыкальной жизни христианских общин. М., 1996,254 с.
  92. Городская культура Сибири: история и современность (конец XIX -начало XX вв.) Омск, 2004.
  93. Н. М. Сибирский город Томск в XIX первой трети XX века: управление, экономика, население. Томск, 2000.
  94. Н. М. День за днем, год за годом: хроника жизни Томска в XVI XX столетий. Томск, 2003.
  95. А. Первый театр в Томске // Сибирская старина. 2003. № 20.
  96. Историография и источниковедение городов Сибири (конец XVI -начало XX вв.). Новосибирск, 1986.
  97. В. Анатолий Александров. М, 1987.
  98. Гр. Ревнитель света П. Т. Макушин. Томск, 1916.
  99. Культурный, образовательный и духовный потенциал Сибири (середина XIX XX вв.). Новосибирск: Изд-во СО РАН НИЦ, 1997.
  100. Т.Ю. Музыкальная культура городов Западной Сибири в конце XIX начале XX в.: Автореферат ., М., 1986.
  101. Т. Начало высокого искусства // Красное знамя. 1978. 28 ноября.
  102. Т. Страницы музыкальной истории Томска // Музыкальная жизнь 1985. № 25
  103. А. И. Русский город в первой половине XIX в.: общественный быт и культура горожан Западной Сибири. М., 1995.
  104. М. И. Пути развития музыкальной культуры городов Западной Сибири. Автореф. дис. кандидат искусствоведения. М., 1990
  105. И. Е.Записки старого Томича. Томск, 1954.
  106. И. Е. Прошлое Томска в названиях его улиц, построек и окрестностей. Томск, 1952.
  107. Е. С., Ревушкин А. С. Очерк становления первого Сибирского университета центра науки, образования, культуры. Томск, 1993. С. 17.
  108. Е. С., Ревушкин А. С. Университеты в истории и культуре дореволюционной России. Томск, 1998. 546 с.
  109. Музыкальная энциклопедия (под ред. Г. В. Келдыша), T. I-VI, М., 19 721 982.
  110. В. Из музыкального прошлого Московского университета. М., 1953.
  111. И. Ф. Музыкальное образование и музыкально-общественные организации в Петербурге. 1801−1917. СПб. 1999.
  112. И. Ф. Источниковедение истории русской музыкальной культуры XVIII -нач. XIX века. М., 1983.
  113. И.Ф. Театр и музыка в России XIX нач. ХХвека: Обзор библиографических и справочных материалов. Уч. пос. — Л., 1984.
  114. Профессора Томского Государственного университета. Т. 1−2. Томск, 1999.
  115. Т. А. Музыкальная культура Сибири. Т.2, кн. 2. 1861−1905 гг. Новосибирск, 1997. С. 94.
  116. Н. И. История Томска. Томск. Из-во ТГПУ. 2004.153 с.
  117. Т. В. Сибирский просветитель Петр Макушин. Томск, 1990.
  118. В. «Он учил любить музыку» //Молодой ленинец 1981. 29 октября
  119. В. Королевский театр//Сибирская старина. 1991,№ 1.
  120. В. И. «Театр уж полон.»: Из истории Томского драматического. Томск, 1995
  121. Л. А. Музыкальное краеведение как новое направление в музыкознании. Тверь. 1995.
  122. Томск. История города от основания до наших дней. // Под ред. Н. М. Дмитриенко. Томск. Издательство Томского университета. 2004.461 с.
  123. Томский некрополь. Сост. Дмитриенко. Томск. 2001. 331 с.
  124. Томская область: Исторический очерк// Под ред. В. П. Зиновьева. -Томск, 1994.
  125. И. В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири: 1032 1882 гг. Сургут, 1993.245
Заполнить форму текущей работой