Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Интегративно-модульное обучение студентов педагогического университета при подготовке к здоровому образу жизни: На примере биохимии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Среди многочисленных проблем, стоящих перед обществом, высшей школой и педагогической наукой, особую актуальность занимает проблема подготовки людей к здоровому образу жизни. Одной из причин модернизации образовательно-воспитательной системы является стремление доказать очевидное, что основной ценностью современного человека является его здоровье, здоровье детей. Здоровье — общечеловеческая… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
    • 1. 1. Тенденции развития высшего педагогического образования
    • 1. 2. Теоретические аспекты здоровья и здорового образа жизни
    • 1. 3. Интегративно-модульное обучение студентов в профессиональном образовании педагогического университета
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
  • ГЛАВА 2. ИНТЕГРАТИВНО-МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ БИОХИМИИ СТУДЕНТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
    • 2. 1. КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧЕНИЯ БИОХИМИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
    • 2. 2. МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ БИОХИМИИ СТУДЕНТОВ при подготовке к здоровому образу жизни
    • 2. 3. Результаты экспериментальной работы при подготовке студентов педагогического университета к здоровому образу жизни на примере биохимии)
  • ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ

Интегративно-модульное обучение студентов педагогического университета при подготовке к здоровому образу жизни: На примере биохимии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В условиях социально-экономических и политических преобразований современной России особое значение приобретают вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни.

По данным Госкомстата России, в 65 субъектах Российской Федерации сократилась численность населения, естественная убыль находится на стабильно высоком уровне (0,7 млн. человек в год). Депопуляция в разной степени затронула практически всю территорию России и почти все этнические группы. По данным переписи населения 2002 г., коэффициент естественного сокращения населения на 1 тыс. человек составил 7,8% на селе и 6,1% в городе. Состояние здоровья и уровень смертности населения отражаются на показателе продолжительности жизни населения страны (в 1992 г. — 68,8- 2002 г. — 65, 9 года). Предполагаемая продолжительность жизни при рождении в 2003 г. в среднем 64,3 года: на селе — 63,4 г.- в городе — 65,3 г. [137,148]- продолжительность жизни мужчин на 12 лет меньше, чем у женщин.

Общая тенденция динамики смертности населения страны характеризуется сверхсмертностью людей трудоспособного возраста, среди которых около 80% составляют мужчины (это в 4 раза выше, чем у женщин). Коэффициент смертности от различных причин на 100 тыс. человек в 2003 г. составил 1816,5 — на селе- 1559,4 — в городе.

Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья детей и подростков, так как уровень здоровья подрастающего поколения является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, культурный, интеллектуальный) и национальную безопасность [15]. Численность детей среди населения уменьшилась на 4,2 млн. и составляет 35 млн., при этом около 75% детей дошкольного возраста имеют серьезные заболевания. Здоровые дети среди школьников младших классов составляют 10−12%, а среди старших — 5%.

Согласно данным 2000;2003 гг. Самарского областного информационного центра (СО МИАЦ) и Департамента здравоохранения Администрации Самарской области, общая заболеваемость детей Самары и Самарской области выше в 0,98 раза, чем в среднем по Российской Федерации. По ранговой заболеваемости на первом месте болезни органов пищеварения, далее болезни глаз, органов дыхания, эндокринной системы. Более чем у 50% детей разного возраста диагностируются хронические заболевания [82,134].

В настоящее время в Российской Федерации назрела ситуация, когда необходимо принимать радикальные меры по качественному улучшению состояния здоровья населения, формированию новых ценностных ориентиров молодежи, высокого уровня гражданственности и патриотизма, прежде всего подрастающего поколения [15, 148]. Кризис проблемы общественного здоровья связан с глубоким противоречием между необходимостью, значимостью общественного здоровья и отсутствием осознания населением важности его сохранения, формирования культуры здоровья и применения методов здоровьесберегающего обучения.

Приоритетность сохранения здоровья и формирование здорового образа жизни становится одним из важных направлений социальной политики государства. В соответствии с «Концепцией модернизации российского образования до 2010 г.» (одобрено распоряжением Правительства Российской федерации 29.12.2001 г. № 756-р) обновление образования выступает одним из решающих условий формирования системы социально-значимых ценностей и общественных установок. Именно образование может «собрать воедино эти ценности и установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества — систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма» [90, с. 22].

Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофондаобеспечении, устойчивого, динамичного развития российского общества — общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой [148]. В связи с этим в современном обществе возникли принципиально новые требования к системе отечественного образования, в том числе педагогического, и новые направления ее реформирования на основании Национальной образовательной доктрины — № 751 от 4.10.2000; Закона Российской Федерации «Об образовании" — Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе) — Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 годаФедеральной целевой программы «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации на 20 022 006 гг.- Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 г. [90,91,92, 120, 185, 188,189].

В целях обеспечения системного подхода в решении проблемы сохранения, укрепления и восстановления здоровья была утверждена 21 марта 2003 г. № 113 «Концепция охраны здоровья здоровых в Российской Федерации», разработка которой связана с необходимостью:

— создания основ устойчивого экономического и духовного развития России, обеспечения высокого качества жизни народа, укрепления и развития генофонда нации;

— обеспечения здоровой, активной и творческой жизни населения как основной задачи государственной социальной политики;

— признания роли здоровья населения как стратегического потенциала, фактора национальной безопасности, стабильности и благополучия общества;

— ориентации на здоровье как социальное свойство личности, обеспечивающее в условиях рыночной экономики конкурентоспособность, благополучие семьи, профессиональное долголетие, обеспеченную старость;

— придания здоровью полисистемного свойства, включающего: человека развивающегося как источника интеллектуальных ресурсов нацииэкономику как структуру реализации благополучия нацииэкологию как совокупность необходимых физических и химических условий окружающей средысоциальную политику как механизм регуляции приоритетов охраны здоровья здорового человека;

— формирования культуры здоровья, раскрытия механизмов сохранения, формирования и укрепления здоровья в процессе индивидуального развития реализации потенциала человека с учетом генетических, физиологических, психологических, интеллектуальных, генеративных составляющих [91, с. 71].

Большое значение в реализации данной концепции имеет биоэкологическое образование, основными тенденциями развития которого в современных условиях является усиление его интегративности и фундаментализации, углубление дифференциации и гуманизации.

Модернизация образования в педагогическом вузе, осуществляемая с позиций общих прогрессивных идей и стратегий развития образовательной системы, в значительной степени зависит от пересмотра целей, содержания, структуры и процесса изучения всего комплекса учебных дисциплин, в том числе курса биологической химии, который обеспечивает взаимосвязь вузовского образования со средней школой, биохимическую подготовку студентов, развитие логики, интеллектуальных и профессиональных умений.

Биологическая химия как базовая дисциплина имеет большое значение в профессиональной подготовке студентов педагогического университета, в частности педагога по физической культуры, так как обладает значительным потенциалом воздействия на все сферы личности студента особенно в период его адаптации в вузе и служит необходимой базой для изучения биологических, медицинских предметов, спортивных дисциплин, а потому нуждается в создании концепции обучения и совершенствовании методики ее преподавания.

Решение этих задач связано с необходимостью преодоления ряда накопившихся в последнее десятилетие общих недостатков и противоречий в системе современного образования между:

— декларируемыми в нормативных документах целями формирования всесторонне развитой творческой высокопрофессиональной личности специалиста с глобальным мышлением и реальными возможностями современной предметной системы обучения в педагогическом вузе;

— объективной потребностью в фундаментализации, гуманизации, интеграции, экологизации, оздоровления педагогического образования и отсутствием целостной теоретической концепции подготовки специалиста в педагогическом вузе в современных государственных образовательных стандартах;

— потребностью системы образования в специалистах с новым мышлением (глобальным, экологовалеологическим, гуманным) и существующим у выпускников педагогического вуза традиционным мышлением, отражающим лишь частные картины мира (биохимическую, медико-физиологическую, зоологическую, ботаническую и др.), формируемые в рамках отдельных предметов.

Актуальность исследования подчеркивается необходимостью разрешения в системе профессионально-педагогического образования конкретных (частных предметных) противоречий между:

• целевым назначением курса биологической химии обеспечить исходную биохимическую грамотность и общетеоретическую биохимическую подготовку педагога по физической культуре, усвоением основополагающих идей, понятий, законов, теорий, необходимых для изучения других медико-биологических и профессиональных дисциплин, и отсутствием должной междисциплинарной связи с предметами химико-биологического блока и дисциплинами предметной подготовки;

• объемом учебной информации по биохимии, сообщаемой в процессе обучения, и психологическими возможностями обучаемого усвоить и реализовать полученную информацию;

• применением личностно-ориентированного подхода в педагогической деятельности и отсутствием конкретных методик и технологий для его реализации при изучении биологических наук;

• традиционной методикой обучения биохимии в вузе и необходимостью использования современных образовательных технологий, реализующих идеи преемственности, инновации, индивидуализации, интеграции, здоровьесбере-жения в процессе подготовки профессионала.

Разрешить указанные противоречия возможно на основе: а) научного обеспечения целостного образовательного процесса развития и становления личности педагога с помощью создания научно-обоснованной концепции и целесообразной системы вузовской подготовки специалистов разных профилейб) модернизации учебного плана, междисциплинарной интеграции отдельных учебных предметов, проектирования процесса их изучения, а также развития обучаемых в рамках современной модели и профессиограммы специалиста-учителя, обеспечивающих целостность и динамичность этого процесса.

Данные противоречия послужили основой научной проблемы.

Проблема исследования заключается в определении подходов к проектированию содержания и технологии реализации курса биохимии в системе профессионального образования, соответствующих психолого-педагогическим нормам, нацеленных на развитие профессиональной компетентности студентов-педагогов, владеющих способами и средствами сохранения здоровья как одной из важнейших ценностей, ориентирующих учащуюся молодежь на здоровый образ жизниреализации социально-организационных и психолого-педагогических условий, способствующих эффективной подготовке специалиста.

Актуальность и социальная значимость, общебиологические и практические составляющие, недостаточная разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Интегративно-модульное обучение студентов педагогического университета при подготовке к здоровому образу жизни (на примере биохимии)».

Цель исследования — методологическое обоснование и реализация методики интегративно-модульного развивающего обучения биологической химии студентов педагогического университета при подготовке к здоровому образу жизни.

Объект исследования — процесс обучения биохимии в системе профессионального образования студентов педагогического университета.

Предмет исследования — теория конструирования и реализация интегра-тивного курса биохимии, методическая система обучения в педагогическом вузе на основе модульного и личностно-деятельностного подходов.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что система обучения студентов Института физической культуры педагогического университета биологической химии станет более эффективной, если:

• разработана концепция интегративно-модульного развивающего здоровь-есберегающего обучения биологической химии;

• создана целостная модель методической системы обучения биологической химии на основе междисциплинарной интеграции, отражающая динамику образовательного процесса, механизмы интеграции, технологию, обеспечивающая реализацию целей обучения;

• определены дидактико-методические условия успешного функционирования методической системы обучения, способствующей развитию личности и ее профессионализации в предметном обучении;

• сконструированы и научно обоснованы содержание и структура курса биологической химии на основе интегративно-модульного, системного и личностно-деятельностного подходов;

• отобраны объективные показатели и определены критерии оценки эффективности результатов экспериментального обучения: а) соответствие результатов деятельности студентов общим целям педагогического образования и задачам предметного обученияб) соответствие требованиям позитивных изменений в образовательной среде и в развитии личности обучаемых.

Содержание гипотезы служит основой разработки стратегии и тактики совершенствования биохимической подготовки к здоровому образу жизни студентов педагогического университета в направлении ее гуманизации, интеграции, фундаментализации.

В соответствии с проблемой, гипотезой, объектом, предметом и целью исследования определены следующие задачи'.

1) выявить основные тенденции высшего образования в современных условияхпроанализировать имеющуюся по проблеме исследования философскую, биохимическую, психолого-педагогическую, медико-биологическую и методическую литературу в целях изучения методологических основ исследования и тенденций дальнейшего развития обучения биохимической химии;

2) определить логико-методологическую сущность обучения биохимии в педагогическом вузе;

3) определить методологическое и теоретическое значение, механизмы синтеза и уровни интеграции курса биологической химии в системе профессиональной подготовки студентов педагогического университета;

4) разработать концепцию и теоретическую модель целостного процесса обучения биологической химии на данном этапе профессионального образования в педагогическом вузе;

5) спроектировать методическую систему биохимической профессиональной подготовки студента педагогического вуза на основе интеграции, модульности, фундаментальности, преемственности, перспективности, адаптивности и выявить условия ее оптимальной реализации;

6) определить содержание и структуру теоретико-практического интегра-тивного курса биологической химии, элективных курсов на базе соотнесения целей образования и современного состояния биохимической, спортивно-медицинской, психолого-педагогической науки;

7) экспериментально проверить и доказать эффективность этой модели для обучения биологической химии студентов педуниверситета и развития их личности;

8) обеспечить и внедрить в практику пакет учебно-методических рекомендаций.

Методологические основы исследования:

— философские положения теории познания, теории деятельности, формирования и развития личности (В.В. Давыдов, Б. М. Кедров, А. И. Субетто, А. Д. Урсул, Д. Б. Эльконин и др.);

— фундаментальные работы в области философии образования, психологии, педагогики, методологии педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, B.C. Безрукова, А. С. Белкин, В. П. Беспалько, J1.C. Выготский, В.И. Загвязин-ский, B.C. Ильин, И. Я. Лернер, И. С. Якиманская и др.);

— социологические и педагогические идеи о роли и функциях общего и профессионального образования, о его влиянии на становление человека, профессионала и развитие общества (А.Г. Асмолов, А. П. Беляева, Г. А. Бордовский, М. С. Каган, В. П. Калашников, В. В. Краевский, П. И. Пидкасистый, И. Н. Пономарева, В. Д. Шадриков, Г. П. Щедровицкий и др.);

— исследования педагогических подходов к решению вопросов оптимизации образовательных систем (Ю.К. Бабанский, М. Н. Скаткин, Н. Ф. Талызина и др-);

— концептуальные положения о построении курсов общей и биологической химии (Н.С. Ахметов, Н. И. Волков, H. J1. Глинка, Ю. А. Ершов, О. С. Зайцев, В. И. Кузнецов, В. В. Меньшиков, Б. В. Некрасов, Ю. Б. Филиппович, Н.Н. Яковлев);

— теории интеграции и дифференциации как ведущих тенденций конструирования содержания и разработки методики химико-биологического и химико-экологического образования (И.Ю. Алексашина, М. Н. Берулава,.

A.И. Жиров, Н. Е. Кузнецова, B.C. Леднев, В. Н. Максимова, Е. Е. Минченков,.

B.М. Назаренко, М. С. Пак, Л. В. Панфилова, В. А. Попков, И. М, Титова, Г. Ф. Федорец, М.А. Шаталов);

— теоретические основы модульной системы обучения (С.А. Батышев, А. П. Беляева, Л. В. Ведмич, А. Н. Ласточкина, Т. И. Литвинова, Л. Е. Марон, М. С. Пак, И. Б. Сенновский, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова, П.А. Юцявичене);

— концепция общей валеологии и валеологической культуры (И.Г. Бердни-ков, И. И. Брехман, В. В. Колбанов, В.П. Петленко);

— концепции валеологического образования (Р.И. Айзман, Е.А. Астрахан-цев, Э. Н. Вайнер, В. А. Вишневский, И. Г. Бердников, Г. К. Зайцев, В. В. Колбанов, Ю. В. Карпов, Н. К. Смирнов, Л. Г. Татарникова, З.И. Тюмасева);

— о единстве личности и деятельности, сознания и деятельности (Б.Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, В.А. Петровский);

— теории системного (В.Г. Афанасьев, Н. В. Кузьмина, Ю.А. Кустов), личностно-ориентированного (А.Г. Бусыгин, Ю. Н. Кулюткин, В. В. Сериков, И.С. Якиманский) и деятельностного (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) подходов к организации процесса обучения;

— теории педагогической деятельности (Ю.К. Бабанский, Н. В. Кузьмина, В.А. Сластенин);

— теории непрерывного образования и педагогической интеграции (А.С. Асмолов, В. С Безрукова, А. П. Беляева, А. Л. Бусыгина, А. А. Вербицкий, И. Д. Зверев, B.C. Леднев, М. И. Махмутов, Т. М. Носова, И.Т. Суравегина).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:

• теоретические: междисциплинарный анализ и синтез философской, методологической, биохимической, естественнонаучной, валеологической, психолого-педагогической и методической литературыизучение директивных, нормативных и программно-методических документовпрогнозирование, проектирование модулей и содержания, изучение педагогического опыта в школах и вузах, разработка методической системы обучения;

• экспериментальные: прямое и косвенное педагогическое наблюдение в вузе, анкетирование, тестирование, собеседование, мониторинг, педагогический эксперимент, проведение контрольных срезов, анализ письменных контрольных работ и результатов экзаменов;

• статистические методы обработки экспериментальных данных, методический анализ, цифровое, графическое и вербальное представление результатов.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлся Институт физической культуры Самарского государственного педагогического университетаобщая выборка респондентов в эксперименте составила 300 человек. Исследование проводилось в несколько этапов в течение пяти лет.

Этапы исследования: на первому теоретико-проектировочном этапе (1998;2000 гг.), осуществлялось изучение и анализ философской, психолого-педагогической, учебно-методической литературы по проблеме исследованиясостояния и практики работы педагогов и студентов Института физической культуры педагогического университета на занятиях по биохимии. Были определены цель и задачи исследования, сформулирована рабочая гипотеза, разрабатывались основные положения экспериментальной методикина втором, опытно-констатирующем этапе (2000;2001 гг.), проводился поисковый эксперимент. Для сбора экспериментальных данных применялись различные методы исследования.

При обработке полученных данных проводился их качественный и количественный анализ. Результаты анализа литературных источников и констатирующего эксперимента позволили выдвинуть гипотезу, определить концепцию теоретического исследования, конкретизировать методы и средства, содержание и форму дальнейшего экспериментального исследованияна третьему опытно-формирующем этапе (2001;2003 гг.), осуществлялся формирующий эксперимент. Результатом этого этапа явилось построение и апробация интегративно-модульной модели курса биологической химии в системе профессиональной подготовки студентов Института физической культуры. Проведена экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы и доказана эффективность разработанной педагогической системы обучения. Обработка данных и обобщение результатов исследования проводились на основе методов вариативной статистикина четвертому заключительно-обобщающем этапе (2003;2004 гг.), были подвергнуты теоретическому анализу эмпирические данные, полученные в ходе сравнительного анализа результатов констатирующего и формирующего экспериментовуточнены материалы исследования, обобщены его результаты, сделаны выводы, осуществлено оформление диссертационной работы. Научная новизна исследования заключается в том, что:

— разработана и научно обоснована концепция интегративно-модульного развивающего здоровьесберегающего обучения биологической химии студентов Института физической культуры педагогического университета;

— обоснована необходимость интеграции биохимических, медицинских, педагогических знаний в профессиональной подготовке педагогов по физической культуревыявлены уровни междисциплинарного синтеза курса «Биохимия» в системе профессионального образования;

— разработана на основе системного, интегративного и личностно-деятельностного подходов и апробирована методическая система интегративно-модульного обучения биологической химииопределены требования к ней и функции, обеспечивающие ее организацию, самореализацию и развитиенаучно обосновано и структурировано содержание каждого из модулей интегративного курса биохимии, объединяющих в себе крупные и наиболее важные разделы биологической химии и связанные с ними химические, биологические, медицинские, спортивно-профессиональные, экологические, культурологические компоненты содержания. Определена роль курса биологической химии при подготовке студентов к здоровому образу жизни;

— определены тенденции развития и стратегия перестройки обучения биологической химии на вузовском этапе педагогического образования.

Теоретическая значимость исследования'.

— определены уровень состояния и противоречия существующей системы биохимической подготовки студентов Института физической культуры педагогического университета;

— выявлены тенденции развития и особенности обучения биохимии в современных условиях;

— разработаны методологические основы модернизации курса биологической химии для студентов педагогического университетасозданы концепция и теоретическая модель интегративно-модульного развивающего обучения биохимии;

— определены функции и компоненты методической системы (целевой, мо-тивационный, проектировочный, содержательный, процессуально-деятельностный, оценочно-результативный);

— определена специфика и выявлены эффективные формы организации обучения студентов биологической химииустановлены их оптимальные сочетаниявведены активные методы и приемы, средства обучения, адекватные целям обучения и содержанию;

— обозначена система ценностей (общечеловеческих, здоровьесберегаю-щих, биохимико-медицинских, профессиональных) — выявлены возможности и условия их формирования в профессиональном образовании студентов Института физической культуры в процессе изучения биологической химии в целях развития социально и индивидуально значимых, профессионально важных качеств личности будущего педагога;

— разработаны теоретико-методические основы учебно-методического комплекса и системы диагностики биохимической подготовки студентов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что впервые на практике в Институте физической культуры педагогического университета реализована система интегративно-модульного обучения студентов биологической химии, включающая базовые лекционные, практические занятия, УИРС и НИРС с определенной профессиональной направленностью и новыми структурными содержательно-деятельностными и ценностными элементами.

Разработанный автором комплекс образовательных программ, учебных и методических пособий, рабочих программ позволяет реализовать на практике идеи интегративно-модульного и личностно-деятельностного подходов в обучении биологической химии при подготовке к здоровому образу жизни.

Разработанная методическая система обучения студентов биологической химии может быть полезной для повышения квалификации педагогических работников образовательных учреждений через систему повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии, ее соответствием поставленной проблеметеоретическим и экспериментальным подтверждением гипотезы исследованияприменением комплекса методов, адекватных предметурепрезентативностью и статической значимостью полученных экспериментальных данных, возможностью тиражирования экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на:

• заседаниях ученых советов Самарского государственного педагогического университета (естественно-географического факультета, Института физической культуры);

• научно-практической конференции «Формирование экологической культуры — актуальная задача современности» (г. Пенза, 1997);

• Российской научной конференции «Эколого-биологические проблемы Волжского региона и Северного Прикаспия» (г. Астрахань, 1998);

• II научно-практической конференции «Теория и практика образовательного процесса, формирующего экологически мыслящую личность» (Самара, 1999);

• Международной научно-методической конференции «Современные проблемы модернизации образовательного процесса» (г. Самара, 2002);

• III научно-практической конференции «Проблемы физического воспитания, спорта и здорового образа жизни» (г. Самара, 2002);

• II, III научно-практических конференциях «Исследования в области биологии и методики ее преподавания» (г. Самара, 2003);

• III методологическом семинаре «Методология и методика научных исследований в области биологического и экологического образования» (г. Санкт-Петербург, 2003);

• региональной научно-практической конференции «Оздоровление средствами образования: региональные аспекты» (г. Челябинск, 2003);

• II научно-практической конференции «Проблемы методики обучения биологии и экологии в условиях модернизации образования» (г. Санкт-Петербург, 2004). Результаты исследования нашли отражение в статьях, тезисах докладов, опубликованных автором, программе и учебно-методических пособиях.

Материалы исследования апробированы автором в течение ряда лет в процессе педагогической деятельности в качестве старшего преподавателя на биолого-химическом факультете и в Институте физической культуры Самарского государственного педагогического университета.

На защиту выносятся:

1. Концепция интегративно-модульного развивающего, здоровьесберегаю-щего обучения биологической химии студентов Института физической культуры педагогического университета.

2. Модель профессионально-методической системы обучения студентов педагогического университета интегрированному курсу биологической химии и условия ее успешной реализации в формировании здорового образа жизни подрастающего поколения.

3. Структура курса биологической химии, построенного на основе интегра-тивно-модульного, системного, личностно-деятельностного подходов, и адекватный ему учебно-методический комплекс.

4. Позитивные результаты исследования, которые получены в ходе внедрения и апробации системы биохимической подготовки студентов университета в условиях физкультурно-педагогического образования.

Структура и объем диссертации

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографии, приложения. Текст изложен на 158 машинописных страницах, содержит 10 таблиц, 20 рисунков. Библиография включает 223 наименования. В приложениях представлены профессиограмма педагога по физической культуре, модульные программы курса «Биохимия», темы репродуктивных заданий для самостоятельной работы студентов, УИРС, НИРС, материал диагностики.

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ.

1. Концепция и модель интегративно-модульного профессионального обучения студентов в педагогическом университете отражают социальный заказ общества и общие тенденции развития образования. «Биохимия» во взаимодействии с другими дисциплинами Государственного стандарта направлена на формирование и развитие культуры здоровья и здорового образа жизни выпускников вуза.

2. Разработанная и апробированная методическая система обучения студентов биохимии является сложной, целенаправленной, динамичной, развивающей и развивающейся, ориентированной на концепцию интегративно-модульного обучения, акцентирующей внимание на биологическую культуру и здоровый образ жизни.

3. Условиями успешной реализации модели и методической системы профессионального обучения студентов вуза в подготовке к здоровому образу жизни подрастающего поколения являются:

— непрерывное, последовательное, преемственное развитие биохимических знаний и умений у студентов;

— модульные программы курсов «Введение в биохимию», «Биохимия», включающие здоровьеформирующие аспекты биохимических знаний, базирующиеся на системном, интегративном, модульном, личностно-деятельностном подходах;

— комплексное использование словесных, наглядных и практических методов обучения;

— создание особого эмоционального фона, акцентирующего студентов на целях и задачах обучения, в контексте изучения биохимического материала;

— раскрытие ценностных аспектов биохимического образования и науки, социальной значимости педагогической профессии, педагога: по физической культуре.

4. Результаты педагогического эксперимента, проведенного в Институте физической культуры педагогического университета в 2001;2003 годах, показали, что интегративно-модульное обучение биохимии в профессиональной подготовке студентов способствует формированию когнитивного, эмоционально-деятельностного, мотивационно-ценностного компонентов готовности к здоровому образу жизни.

Интегративный курс «Биохимия» и адекватный ему учебно-методический комплекс (модульные программы, темы репродуктивных заданий для самостоятельной работы студентов, задания по УИРС и НИРС) явились средствами высоко эффективной системы подготовки студентов к здоровому образу жизни. Так, качество знаний в контрольной группе увеличилось на 39,9% (р < 0,01), в экспериментальной — на 55,8% (р < 0,01).

Перераспределение выбора мотивов произошло следующим образом: мировоззренческие — в контрольной группе достоверно увеличились на 8,8%, в экспериментальной — на 20,8%- познавательные — в контрольной группе уменьшились на 0,8% (р > 0,05), в экспериментальной — увеличились на 2,5% (р < 0,05). Произошло достоверное уменьшение вынужденных мотивов в экспериментальной группе на 16,2%, тогда как в контрольной группе изменение вынужденных мотивов не достоверно.

Ранжирование ценности «здоровье» выявило, что в контрольной группе его диспозиция не изменилась (р < 0,05), а в экспериментальной группе достоверно переходит на более высокий уровень.

Динамика интегрального показателя готовности к ЗОЖ выражала увеличение в контрольной группе числа студентов с высоким уровнем готовности к ЗОЖ с 12,5% до 16,1%, со средним уровнем — с 56,2% до 60,5% и уменьшение с низким уровнем с 31,3% до 23,4%- в экспериментальной — увеличение числа студентов с высоким уровнем с 14,6% до 40,1% и уменьшение со средним и низким уровнями (с 52,8% до 47,1%, с 32,6% до 12,8% соответственно).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Среди многочисленных проблем, стоящих перед обществом, высшей школой и педагогической наукой, особую актуальность занимает проблема подготовки людей к здоровому образу жизни. Одной из причин модернизации образовательно-воспитательной системы является стремление доказать очевидное, что основной ценностью современного человека является его здоровье, здоровье детей. Здоровье — общечеловеческая ценность, являющаяся условием создания социально-приемлемых способов удовлетворения социальных потребностей. Поэтому воспитание у подрастающего поколения осознанного отношения к своему здоровью через здоровый образ жизни, связано с сохранением того потенциала, который заложен у ребенка при рождении.

Социальный заказ современного общества требует качественной перестройки высшего педагогического образования на основе личностно-ориентированного и компетентностно-профессионального подходов обучения и воспитания. Внедрение новой парадигмы образования, основанной на «субъект-субъектных» отношениях, определяет новое содержание всей системы педагогического образования, которое предполагает изменение его цели, содержания, форм, средств и методов обучения, корректировку деятельности преподавателей и учащихся не только с позиций единых стратегий и целей всеобщего образования, но и с учетом потенциальных возможностей конкретной науки, ее специфики, особенностей и педагогической ценности.

Поэтому нами в основу образовательных компонентов курса «Биохимия» заложены идеи концепции охраны здоровья здоровых Российской Федерации (биохимические характеристики здорового организма, процессов тренировки и двигательной активности, гипокинезии, вредных привычек, факторов выносливости, питания).

Реализация данной программы основывается на интегративно-модульном обучении биохимии, которое, учитывая стержневые линии предмета, тенденции и принципы развития образовательной системы (гуманизации, интеграции, дифференциации, фундаментализации, стандартизации, экологизации, здоровьесбережения), реализуя личностный потенциал студентов, готовит их к здоровому образу жизни, формируя ценностно-мотивационное отношение к своему здоровью.

Процесс подготовки к здоровому образу жизни предполагает не изолированное соблюдение и развитие принципов ЗОЖ, а их тесное взаимодействие и духовное совершенствование личности, его мировоззрения. Подготовка к здоровому образу жизни студентов педагогического университета (наряду с процессом развития физической культуры личности) должно обеспечивать постоянное накопление знаний о законах и правилах развития и совершенствования физического потенциала человека, освоение в процессе обучения «Биохимии» общечеловеческих ценностей духовного, нравственного и культурологического порядка.

Обучение специалистов по физической культуре при подготовке к здоровому образу жизни требует критического анализа системы учебных планов и программ образовательного стандарта, а также создания принципиально новых подходов к их применению.

Главным отличием предлагаемой системы обучения биохимии в педагогическом университете является ее интегративность (целей, содержания, структуры, закономерностей, методов, средств, формы, видов деятельности, знаний, умений, качеств и свойств личности), предполагающая органическую взаимосвязь всех составных частей процесса обучения на основе принципов индивидуализации, гуманизации, преемственности, междисциплинарности и личност-но-деятельностного подхода.

Условиями успешной реализации модели и методической системы профессионального обучения биохимии студентов Института физической культуры педагогического университета при подготовке к здоровому образу жизни являются:

— непрерывное, последовательное, преемственное развитие биохимических знаний и умений у студентов;

— модульные программы курсов «Введение в биохимию», «Биохимия», включающие здоровьеформирующие аспекты биохимических знаний;

— комплексное использование словесных, наглядных и практических методов обучения;

— создание особого эмоционального фона, акцентирующего внимание студентов на целях и задачах обучения в контексте изучения биохимического материала;

— раскрытие ценностных аспектов биохимического образования и науки, социальной значимости педагогической профессии в целом, и педагога по физической культуре, в частности.

Обучение биохимии в профессиональной подготовке студентов педагогического университета обеспечивается функционированием системы, включающей биохимические, биохимико-методические знания, умения, навыки, базирующейся на личных здоровьеформирующих знаниях студентов и ориентированной на выработку здоровьесберегающих умений, навыков и культуры здоровья.

Взаимосвязь видов деятельности, включенных в учебный процесс, достигается за счет: единства структурных элементов содержания и установления межпредметных связейфункциональной обусловленности видов деятельностицелей и содержанияединства теории и практики, способов и средств деятельностиактивизации и интенсификации учебного процесса.

Статистический анализ результатов эксперимента дал математическое подтверждение выдвинутой гипотезы и эффективности интегративно-модульного обучения биохимии студентов педагогического университета при подготовке к здоровому образу жизни:

— качество знаний в контрольной группе увеличилось на 39,9% (р < 0,01) — в экспериментальной — на 55,8% (р < 0,01);

— перераспределение выбора мотивов обучения в подготовке к ЗОЖ: мировоззренческие — в контрольной группе достоверно увеличились на 8,8%, в экспериментальной — на 20,8%- познавательные (в контрольной уменьшились на 0,8% (р > 0,05), в экспериментальной — увеличились на 2,5% (р < 0,05) — достоверно уменьшились вынужденные мотивы на 16,2% (экспериментальная группа);

— динамика интегрального показателя готовности к ЗОЖ выражала увеличение в контрольной группе числа студентов с высоким уровнем готовности с 12,5% до 16,1%, со средним уровнем — с 56,2% до 60,5%- в экспериментальной — с высоким уровнем с 14,6% до 40,1% и уменьшение с низким уровнем с 32,6% до 12,8%, следовательно, в контрольной группе число студентов с высоким и среднем уровнями готовности увеличилось на 7,9% (с 68,7% до 76,6%), в экспериментальной — на 19,8% (с 67,4% до 87,2%);

— ранжирование ценности «здоровье» выявило более высокий уровень диспозиции (р < 0,05) в экспериментальной группе.

Таким образом, проведенное исследование не исчерпывает всех проблем подготовки специалистов по физической культуре к формированию здорового образа жизни. Требуют дальнейшей разработки вопросы, связанные с изучением мотивационно-содержательных компонентов профессиональной готовности учителя к здоровьесберегающему обучению и роли конкретных предметов в формировании культуры здоровья. Разработка проблем теории предмета и методики, практики образования, целенаправленной социализации молодого человека, поиск эффективных образовательных средств формирования, укрепления, развития физического, духовного и социального благополучия, здоровья человека, создает основу здоровьесберегающей грамотности населения и обеспечит будущее Российскому обществу.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.И. Здоровье населения России: Медико-социальные и психолого-педагогические аспекты его формирования. Новосибирск, 1996. — 28 с.
  2. Р.Ш. Условия создания здравотворческого образовательного пространства // Через образование молодежи — к здоровью нации: Матер, межрегион, межвед. науч.-практ. конф. Уфа: Изд-во БГГГУ, 2000. — С. 5−7.
  3. .Г. Проблемы оптимизации деятельности высшей школы по формированию физического здоровья студентов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2003. 24 с.
  4. С.В. Методика модульного обучения экологии в условиях модернизации образования // Проблемы методики обучения биологии и экологии в условиях модернизации образования: Матер, науч.-практ. конф. — СПб.: ТЕССА, 2003.-С. 16−18.
  5. С.В. Основные принципы становления и развития непрерывного образования // Экологическое образование: проблемы и перспективы: межвуз. сб. науч. тр. Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 1998. — С. 68−77.
  6. Н.М. Раздумья о здоровье. 3-е изд., доп., перераб. — М.: Физкультура и спорт, 1987. — 64 с.
  7. Н.Д. Система эколого-педагогического образования студентов-биологов в педагогическом вузе: Монография. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.- 112 с.
  8. Г. Л. Эволюция биоэнергетики и здоровья человека. -СПб: Респекс, 1992.- 123 с.
  9. С.И. Учебный процесс в высшей школе: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
  10. О.А., Магин В. А. К исследованию феномена «культура здоровья» в области профессионального физкультурного образования // Теория и практика физической культуры. 2002. № 9. — С. 5−45.
  11. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  12. Ю.К., Поташник М. М. Оптимизация педагогического процесса. (В вопросах и ответах). Киев: Просвещение, 1984. — 142 с.
  13. З.Я. Приоритеты современного образования и стратегия его развития // Педагогика. 2003. № 9. — С. 10−14.
  14. Е.В. Формирование готовности студентов-биологов к эколого-краеведческой деятельности в школе: Автореф. дис канд. пед. наук.1. Калуга, 2003. 23 с.
  15. В.К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России // Теория и практика физической культуры. 2002. № 3. — С. 2−4.
  16. В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека // Теория и практика физической культуры. 1990, № 1. — С. 22−27.
  17. А.А. Здоровье российских детей. Педагогика. 1999. № 8. — С. 41−44.
  18. А.В. Социальные аспекты экологии человека // Проблемы экологии человека. М.: Наука, 1986. — С. 22−32.
  19. Н.В. Организационно-педагогическая система развития физической культуры личности: Монография. Самара: ГУО, 1997. — 265 с.
  20. Н.В., Виноградов П. А., Жолдак В. И. Физическая культура и здоровый образ жизни: Учеб. пособие. Самара: СИПКРО, 1997. — 260 с.
  21. В.П. Система подготовки студентов к нравственному воспитанию школьников: Учеб. пособие. Куйбышев: КГПИ, 1990. — 85 с.
  22. B.C. Педагогика. Проективная педагогика: Учеб. пособие. -Екатеринбург: Деловая книга, 1996. 344 с.
  23. В.Н. Формирование ценностного отношения старшеклассников к здоровью в процессе физического воспитания: Дис.. канд. пед. наук. Самара, 2000. 137с.
  24. А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. СПб.: Радом: РАО ИПТО, 1997. — 225 с.
  25. А.П. Методология и теория профессиональной педагогики. -СПб.: Институт профтехобразования РАО, 1999. 480 с.
  26. А.П. Тенденция развития профессионального образования // Педагогика. 2003. № 6. — 21−27.
  27. А.И. Кибернетика и проблемы обучения. М., 1970. — 67 с.
  28. И.Г., Астраханцев Е. А. Педагогическая ориентация студенческой молодежи на здоровую жизнедеятельность: Учебное пособие. — Тольятти: ТГУ, 2004. 160 с.
  29. В.П. Не пора ли менять стратегию образования? // Педагогика. 2001. № 9. — С. 87−95.
  30. В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989.- 189 с.
  31. В.П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия // Педагогика. 1993. № 5. — С. 16−19.
  32. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. — М.: Высшая школа, 1989. 144 с.
  33. Т.А. Методика учебно-исследовательской работы учащихся при углубленном изучении общей биологии: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2002. 22 с.
  34. Биохимия: Учебник для институтов физической культуры / Под ред. В. В. Меньшикова, Н. И. Волкова. М.: Физкультура и спорт, 1986. 384 с.
  35. Биохимия: Учебник для институтов физической культуры / Под ред. Н. Н. Яковлева. — 2-е изд. испр. и доп. — М.: Физкультура и спорт, 1974. — 344 с.
  36. В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия // Советская педагогика. 1991.-№ 9.-С. 123−128.
  37. М.В. Формирование социокультурной компетентности будущего учителя: Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 2000. 176 с.
  38. Большая советская энциклопедия. М., 1979. — т. 9.
  39. А.В. Формирование ценностных ориентаций у студентовфакультета физической культуры педвуза: Автореф. дис канд. пед. наук.1. Курган, 2000. 20 с.
  40. Н.В. Университет и университетское образование: взгляд в прошлое, настоящее, будущее // Образование и культура Северо-запада России. Вестник с-з отд. РАО. СПб., 1999. — Вып. 4. — С. 163−175.
  41. И.И. Валеология наука о здоровье. — 2-е изд. доп. и пере-раб. — М.: Физическая культура и спорт, 1990. — 208 с.
  42. Г. А. Ценностный подход к профессионально-педагогической подготовке студентов университета (на материале специальности «Физическая культура и спорт»): Дис.. канд. пед. наук. Курган, 2002. 177 с.
  43. О.Ю. Модульная технология обучения // Биология в школе. — 1999.-№ 5. С. 13−16.
  44. А.Г. Десмоэкология или теория образования для устойчивого развития. Книга первая. 2-е изд., испр., доп.- Ульяновск: Симбирская книга, 2003.-216 с.
  45. А.Г., Рыбакова О. В. Методические указания к проведению внеаудиторной самостоятельной работы студентов (ВСРС) по курсу экологии. — Самара: СамГПУ, 1999. 26 с.
  46. A.JI. Профессор — профессия: теория проектирования содержания образования преподавателя вуза. Самара: ГП Перспектива, Сам-ГПУ, 2003.-200 с.
  47. Э.Н. Общая валеология. — Липецк, 1998. 168 с.
  48. А.П. Российское образование: модернизация и свободное развитие // Педагогика. 2001. № 7. — С. 3−7.
  49. Т.В. Модули для самообучения // Вестник высшей школы. — 1988, № 6.-С. 86−87.
  50. Т.В. Перспективы модульного обучения в вузе // Гуманитарные науки и образование: опыт, проблемы, перспективы: Матер. Междунар. науч. конф. Ч. 2. — Тольятти: Волжский университет им. Татищева, 2004. — С. 3640.
  51. .Т., Кирпичев В. Н., Суравегина И. Т. Здоровье человека и окружающая среда. М.: Новая школа, 1997. — 240 с.
  52. А.А. Активное обучение в высшей школе. Контекстный подход: методическое пособие. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
  53. В.А. Здоровьесбережение в школе (педагогические стратегии и технологии). — М.: Теория и практика физической культуры, 2002. 270 с.
  54. Ю.Г. Диссертация. Подготовка, защита, оформление: Практическое пособие. / Под ред. Н. И. Загузова. Изд. 3-е, стереотипное. — М.: Гарда-рики, 2004.- 185 с.
  55. Ю.А. Акмеологическая концепция здоровья // Здоровье и физическая активность подрастающего поколения: Матер. Всерос. научн.-практ. конфер. СПб.: НИИФК, 2002. — С. 44−46.
  56. И. А. Формирование физической культуры и здоровго образа жизни у студентов высших учебных заведений на основе их личной самооценки: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2000. 20 с.
  57. Н.А. Интегральная технология обучения в физкультурном образовании школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб, 2003.-24 с.
  58. . С. Готово ли современное образование ответить на вызовы XXI века? // Педагогика. 2001. № 12. — С. 3−12.
  59. .С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) — М.: Совершенство, 1998.-608 с.
  60. С.Н. Экологическая культура учителя: Исследования и разработки экогуманитарной парадигмы. — М.: Современный писатель, 1998. 432 с.
  61. С.Н. Образование и здоровье — от противостояния к синергии // Актуальные проблемы здоровья и безопасности жизнедеятельности молодежи: Матер. Всеросс. межвуз. науч.-практ. конф. — Уфа: Изд-во БГПУ, 2003. -С. 98−100.
  62. В.М., Куликов С. И., Дурко Е. М. Принципы модульного обучения // Вестник высшей школы. 1987. № 8. — С. 9−11.
  63. А. Экология в дидактике и дидактика в экологии // Народное образование. 1998. № 3. — С. 72−73.
  64. А.Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образование // Педагогика. 1998, № 2. — С. 8−12.
  65. П.К., Лебедева М. П. К решению проблемы формирования здорового образа жизни населения России // Теория и практика физической культуры. 2003. № 6. — С. 18−24.
  66. Ю.Д., Петров ПК. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. М.: Академия, 2002. — 264 с.
  67. Ю.Д. Подготовка специалистов по физической культуре и спорту в системе педагогического образования // Теория и практика физической культуры. 2002. № 5. — С. 47−52.
  68. В.И. Методология и методика дидактических исследования. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
  69. В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. завед. М.: Академия, 2001.
  70. В.Б., Панченко В. М., Твердин JI.M. Модульное построение учебных пособий по специальным дисциплинам // Проблемы вузовского учебника. Вильнюс, 1983. — С. 73−74.
  71. И. В. Здоровье категория педагогическая // Оздоровление средствами образования: региональные аспекты: Матер, регион, науч.-практ. конф. — Челябинск: ЧГПУ, 2003. — С.3−6.
  72. Н.К. Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни школьников: Дис.. канд. пед. наук. — Самара, 2000. -185 с.
  73. В.Г. Психическое здоровье школьника как показатель гуманного образовательного процесса // V Царскосельские чтения: Научн.-теор. Межвуз. конф. с междунар. участием.: Т.З. — СПб: ЛГОУ, 2001. — С. 3−10.
  74. Э.М., Блинова Н. Г., Литвинова Н. А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию. Учеб. пособие для студ. высш. учебн. завед. М.: ВЛАДОС, 2000. — 192 с.
  75. З.И. Темп продвижения как один из показателей индивидуальных различий учащихся // Вопросы психологии. 1961. № 2. — С. 43−45.
  76. В.П. Очерки теории и практики экологии человека. М., 1983.-С. 9.
  77. В.Ю. Современная концепция профессионального образования в вузах физической культуры // Развитие творческих и коммуникативных способностей личностей: Межвузов, сб. науч. статей. Выпуск 2. Самара: Сам-ГПУ, 2002. — С. 154−159.
  78. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989. — 80 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология», № 6).
  79. М.В. Развитие педагогической технологии и проблемы теории обучения // Советская педагогика. — 1984. № 9.
  80. К.Ю. Построение процесса обучения на интегративной основе: Дис.. канд. пед. наук. — Р.-н/Д., 1995.
  81. И.А. Педагогические проблемы интеграции в образовании // Проблемы интеграции в естественнонаучном образовании: Тезисы междунар. научн.-практ. конф. Часть II. — Санкт-Петербург: СПГУ педагогического мастерства, 1994. С. 5−8.
  82. А.Г., Антипова Е. В. Формирование физической активности детей и подростков как социально-педагогическая проблема // Теория и практика физической культуры. — 2003. № 2. — С. 15−18.
  83. А.Г. Социально-педагогический мониторинг показателей физической активности, состояния здоровья и культурного развития школьников // Теория и практика физической культуры. — 1998. № 6. — С. 2−7.
  84. Концепция демографического развития России на период до 2015 года // Российская газета. — 2001. 16 окт.
  85. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Стратегия образования. 2002. № 1 (январь-февраль). — С. 21−26.
  86. Концепция охраны здоровья здоровых в Российской Федерации // Проблемы управления здравоохранением. 2003. № 5. — С. 70−75.
  87. Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года // Теория и практика физической культуры. — 2001. № 4.-С. 2−8.
  88. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе): Проект. М., 2000. — 13 с.
  89. В. В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара: Изд-во СамГПУ, 1994. — 165 с.
  90. В.В. Антропоцентрированный подход к профессионально-педагогической подготовке будущего учителя // Педагогика. — 2003. № 9. С. 50−58.
  91. А.В. Формирование готовности к здоровому образу жизни у студентов педагогического университета: Дис.. канд. пед. наук. Самара, 2001. -193 с.
  92. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975. — 251 с.
  93. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Педагогика, 1980.-209 с.
  94. Ю.П. Слово о здоровье. — М., 1986. — 192 с.
  95. Л.И. Здоровье детей — наша общая забота // Теория и практика физической культуры. — 2003. № 9. С. 62.
  96. Л.И. Современные подходы к формированию физкультурного знания у студентов вузов // Теория и практика физической культуры. -1993. № 3.-С. 19−21.
  97. Л.И. Социология физической культуры и спорта : Учеб. пособие. М.: Академия, 2001. 240 с.
  98. Малоземова И. И Формирование мотивации двигательной активности у интеллектуально развитых старших школьниц средствами физической культуры: Автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2004. — 22 с.
  99. А.К., Mamuc Т.А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. 192 с.
  100. А.В., Валентик Ю. В. и др. Формирование здорового образа жизни молодежи. Медицина, 1988. — 190 с.
  101. Маслоу.А. Г. Мотивация и личность. — М.: Евразия, 1999. 342 с.
  102. С.Б. Физическая культура в системе формирования социальной активности личности будущего учителя: Учеб. пособ. для студ., слушат. фак. общ. профессий и препод. М.: МГПИ, 1896. — 92 с.
  103. Методы современного педагогического исследования / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: ЛГУ, 1980. — 172 с.
  104. Mud М. Культура и мир детства. — М.: 1998. — 232 с.
  105. Е.Г. Формула жизни: Медико-биологические основы оздоровительной физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 112 с.
  106. О.А. Спорт для всех и ЗОЖ: социальный феномен современного общества // Социально-экономические и организационно управленческие проблемы физической культуры и спорта: Тез. Всесоюз. науч.-практ. конф. Ч. 2.-М, 1990.-С. 56−57.
  107. В.Н., Новикова Т. С. Непрерывное образование: проблемы интеграции среднего и высшего профессионального образования // Вестник СамГТУ, Самара. 1995. № 3. — С. 25−31.
  108. В.Н., Полушкина Л.И, Мегелъ В. М. Справочник по педагогическим инновациям. Самара: Изд-во СамГТУ, 1998. — 172 с.
  109. Е.Л. Педагогические условия физического развития школьников в система дополнительного образавания: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2003. 24 с.
  110. Л.П., Астафьев В. М., Наливайко И. В. Биологическая химия с основами экологии: Часть 1: Белки, ферменты: Краткое руководство для студ. фак-та физич. культуры. Самара: Изд-во СамГПУ, 2000. — 72 с.
  111. Л.П., Астафьев В. М., Наливайко И. В. Биологическая химия с основами экологии: Часть И: Углеводы, липиды, витамины, гормоны: Краткое руководство для студ. фак-та физич. культуры. Самара: Изд-во СамГПУ, 2001.-72 с.
  112. И.В. Введение в биохимию: Кр. курс лекций для студ. ин-та физ. культ. Самара: Изд-во СамГПУ, 2004. — 110 с.
  113. Д.В. Методические основы формирования и развития эко-лого-валеологических умений и навыков у студентов небиологических специальностей: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2004. 22 с.
  114. Национальная образовательная доктрина (№ 751 от 4.10.2000).
  115. М.М. Методика использования краеведческого материала по ботанике в обучающих модулях: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1999.-18 с.
  116. Н.И. Ценностность как личностное основание: Типы. Диагностика. Формирование. М.: Московский псих.-соц. ин-т, МОЛЭК, 2000. -176 с.
  117. В.Ф. Формирование у младших школьников культуры отношения к своему здоровью средствами физического воспитания и в процессе образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2003. — 24 с.
  118. И.В. Педагогическая технология формирования отношения к здоровью: Автореф. дис. канд. пед. наук. Самара, 2004. — 32 с.
  119. Т.М., Наливайко И.В. Интегративно-модульное обучение биологической химии студентов Института физической культуры Самарского гос-педуниверситета в формировании культуры здорового образа жизни в регионе
  120. Исследования в области биологии и методики ее преподавания: Межкафедральный сб. науч. трудов. Вып. 3(2). Самара: Изд-во СамГПУ, 2003. — С. 249 261.
  121. Т.М. Система методической подготовки учителя начальных классов к экологическому образованию школьников: Дис.. докт. пед. наук. Самара, 1998.-379 с.
  122. Образование и здоровье (о проекте новой системы образования) // Физическая культура в школе, 1998. № 1. С. 53−54.
  123. JI.H. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у будущего педагога: Автореф. дисканд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. — 24 с.
  124. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук, Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополн. М.: Азбуковник, 1999.-944 с.
  125. В.А. Здоровый образ жизни студента: теория и практика: Монография. Самара: Изд-во СГТТУ, 2003. — 98 с.
  126. Т.Ф. Педагогический подход к здоровью человека как феномену культуры // Оздоровление средствами образования: региональные аспекты: Матер, регион, науч.-практ. конф. — Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2003. С. 1821.
  127. Основные показатели здравоохранения Самарской области 2000−2002 гг.: Справочник / Под ред. Гусаровой. Самара: СО МИАЦ, 2003. — 215 с.
  128. JI.B. Формирование экологической компетентности в процессе профессиональной подготовки учителя химии: Дис.. докт. пед. наук. Тольятти, 2002. 482 с.
  129. Петленко В. И Валеология человека: В 5 томах. Т.1: Здоровье — люобовь — красота / Санкт-Петербург: Изд. Петроградский и К, 1996. — 304 с.
  130. А.В. Демографическая ситуация в стране // Самарская газета.-2003.-4 ноябр.
  131. О.В. Формирование профессионального мастерства учителя физической культуры. М.: Просвещение, 1980. — 112 с.
  132. Подготовка специалиста в области образования: Технология образования. Вып. V. / Ред. кол. Г. А. Бордовский, Н. В. Бочкина и др. — СПб.: Образования, 1997.-238 с.
  133. И.И. Проблема гуманизации и гуманитаризации биологического образования // Проблемы методики обучения биологии и экологии в условиях модернизации образования: Матер, науч.-практ. конф. СПб.: ТЕССА, 2003.-С. 18−21.
  134. С.В. Валеология в школе и дома. СПб.: Союз, 1997. — 256 с.
  135. И.М. Ценностные представления и «парадоксы» самосознания // Социологические исследования. — 1984. № 4. С. 15−32.
  136. И.К. Биохимия: Учеб. пособия для студ. высш. учеб. заведений. -М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. 240 с.
  137. Пустовалова Л. И Практикум по биохимии. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.-544 с.
  138. В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2004. — 25 мая.
  139. Г. А. Педагогическая стратегия формирования здоровья детей в процессе физкультурной деятельности // Здоровье и физическая активность подрастающего поколения: Матер. Всерос. научн.-практ. конфер. — СПб.: НИИФК, 2002. С. 33−35.
  140. О.В. Формирование культуры здорового образа жизни воспитанников учреждений дополнительного образования в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ставрополь, 2003.-24 с.
  141. П.А. Развитие физической культуры и спорта — приоритетное направление социальной политики государства // Теория и практика физической культуры. 2002. № 1. — С. 2−8.
  142. Русанова Е. К Культура здоровья в вузе // Культура здоровья: социальные и естественнонаучные аспекты: Матер, междунар. Научн.-практич. конф: Ч.1./ Под общ. ред. Э. А. Куруленко. — Самара: Департамент культуры Администрации Самар. обл., 2001. С. 164−177.
  143. Г. Л. Системообразующий курс генетики как средство формирования биологической культуры у студентов университета и учащихся специализированных классов: Дис.. канд. пед. наук. — Тольятти, 2003. 195 с.
  144. С. С. Интенсификация подготовки учителя педвуза на основе сближения учебной и будущей профессиональной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1991. — 17 с.
  145. Самостоятельная работа студентов факультетов физической культуры / Под ред. И. М. Туревского. М.: Академия, 2003. — 320 с.
  146. Г. К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998. 212 с.
  147. КБ. Модульная система организации учебно-воспитательного процесса // Завуч. 1998. № 1. — С. 32−36.
  148. КБ. Система управленческой деятельности учителя в модульной педагогической технологии // Школьные технологии. — 1997. № 2. — С. 13−18.
  149. В.В. Личностный подход в образовании концепции и технологии. Волгоград: Изд-во ВГПИ, 1994. — 330 с.
  150. М.Н. Проблемы современной дидактики. — М., 1980. — 368 с.
  151. В.А. Формирование личности учителя современной школы в процессе профессиональной подготовки. — М.: Просвещение, 1976. — 159 с.
  152. В.А., Виленский М. Я. Реформа школы и готовность учителя к профессиональной деятельности: вопросы методологии и теории. // Теория и практика физической культуры. 1985. № 6. — С. 43−45.
  153. В.А., Мищенко А. И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя. // Советская педагогика. — 1991. № 10. — С. 79−84.
  154. В.Г. Модульное обучение // Биология. — 1999. № 35. — С. 2−5.
  155. И.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003. — 272 с.
  156. С.Д. Еще раз о технологиях обучения // Высшее образование в России. 2000. № 6. — 113−121.
  157. Ю.И. Физическая культура основа здорового образа жизни // Наука и школа. — 1996. № 1. — С. 34−37.
  158. Советский энциклопедический словарь. — М., 1981. С. 501.
  159. Г. М., Горбатов В. Ф. Некоторые аспекты технологической модели подготовки специалистов по физической культуре в системе дополнительного профессионального образования в вузе // Теория и практика физической культуры. — 2003. № 6. — С. 5−9.
  160. К.Ф. Биологическая химия: Учебник для пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1970. 430 с.
  161. В.И., Быковская И. М., Лубышева Л. И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) // Теория и практика физическая культура. 2000. № 1. — С. 11−15.
  162. А. А. Роль ценностей в регуляции поведения индивида // Социологические исследования жизненного пути молодежи. — Вильнюс, 1988.
  163. Н.Ф. О цикле обучения // Советская педагогика. 1986. № 11.- С.57−61.
  164. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний (психологические основы). 2-е изд., испр. и доп. — М., 1984. — С. 30.
  165. Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. Санкт-Петербург: Петроградский и К, 1995. — 352 с.
  166. С.Б. Роль физического воспитания в здоровье подростка. В помощь лектору. Л.: Знание, 1987. — 32 с.
  167. П.И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения. М.: Новая школа, 1996. 450 с.
  168. З.И. Валеология и образование: проблемы и решения. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. — 220 с.
  169. З.И. Система непрерывного здоровьеразвивающего образования: теория и практика // Через образование молодежи к здоровью нации: Матер, межрегион, межвед. науч.-практ. конф. — Уфа, Изд-во БГТТУ, 2000. — С. 107−109.
  170. З.И. Упреждающее оздоровление образования для оздорав-ления подрастающего поколения // Оздоровление средствами образования: региональные аспекты: Матер, регион, науч.-практ. конф. — Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2003.-С. 21−24.
  171. З.И. Формирование здоровья на основе коадаптации образовательной среды и субъектов образования // Педагогическая Валеология: проблемы, исследования, практика: Научно-практич. школа-семинар. — СПб, 1998. -С. 7−11.
  172. З.И., Голънева Д. П. Целительные силы природы и здоровье человека: Учебно-метод. пособие. — Челябинск: Взгляд, 2003. — 216 с.
  173. З.И., Кваша Б. Ф. Валеология и образование. — СПб.: МА-НЭБ, 2002.-380 с.
  174. З.И., Кваша Б. Ф. Культура любви к природе, экология и здоровье человека: Монография. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2003. — 264 с.
  175. Учебно-методический комплект по специальности 33 100 Физическая культура. М.: Флинта: Наука, 2002. — 664 с.
  176. Федеральная целевая программа «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации на 2002−2006 гг.
  177. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». — М.: Государственный комитет РФ по физической культуре и туризму, 1999.-56 с.
  178. Федеральный закон о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Изд-во Ось-89, 1996. — 64 с.
  179. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании». — М., 1995.-18 с.
  180. В.М. Российское образование: состояние, проблемы, перспективы: Доклад на Всероссийском совещании работников образования 14−15 янв. 2000 // Народное образование. 2000. № 2. — С. 42−51.
  181. Ю.Б. Основы биохимии: Учебник для хим. и биол. спец. пед ин-тов. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Агар, 1999. — 512 с.
  182. Ю.Б., Коничев А. С., Севостъянов Г. А., Кутузова И. М. Биохимические основы жизнедеятельности человека. — М.: Владос, 2001.
  183. Ю.Б., Севастьянова Г. А., Щеголева Л. И. Упражнения и задания по биологической химии: Учеб. пособие для студ. хим. спец. пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1976. 154 с.
  184. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. -840 с.
  185. Формирование здорового образа жизни молодежи: Медико-социальные аспекты / Под ред. А. В. Мартыненко, Ю. В. Валентик, В. А. Полесского. М.: Медицина, 1988. — 189 с.
  186. Формирования знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. / Под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызина. М.: МГУ, 1968.-135 с.
  187. В.И., Ким В.В., Ненашева А. В. Совершенствование физического воспитания как ценности здорового образа жизни и здоровья учащихся // Теория и практика физической культуры. — 2002. № 1. — С. 21−23.
  188. М.Э. Общественное здоровье в аспекте экологического измерения // Культура здоровья: социальные и естественнонаучное аспекты: Матер. 11 междунар. научн.-практ. конф. Самара, 2002. — С.145−155.
  189. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. — М.: Народное образование, 1996. 320 с.
  190. .Н. Валеология: Курс лекций. — 2-е изд., доп. и испр. — М.: Педобщество России, 1999. 407 с.
  191. Шабалина О. Л! Интеграция теоретической и практической составляющих общепедагогической подготовки учителя физической культуры в системе высшего профессионального образования // Теория и практика физической культуры. 2002. № 12. — С. 9−12.
  192. Шамова Т.//. Модульное обучение: сущность, технологии // Биология в школе. 2000. № 5. — С. 17−21.
  193. Т.Н. Самостоятельно, по индуализированной программе // Народное образование. 1998. № 9. — С. 74−78.
  194. Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. — М.: Академия, 1999.-288 с.
  195. А.Г. Здоровье и массовая физическая культура: методологические аспекты // Теория и практика физической культуры. — 1989. № 4. С. 5−7.
  196. П.А. Методы модульного обучения. — Вильнюс, 1988. -320 с.
  197. П.А. Принципы модульного обучения // Советская педагогика. 1990. № 1.- С. 55−60.
  198. П.А. Создание модульных программ // Советская педагогика. 1990. № 2.-С. 55−60.
  199. П.А. Теория и практика модульного обучения. — Каунас, 1989.-271 с.
  200. Ядов В. А Диспозиционная концепция личности //Социальная психология. История. Теория. Эмпирическое исследование./ Ред. Е. С. Кузьмин, В. Е. Семенов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. — С. 22−23.
  201. В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. Самара: Изд-во СамГПУ, 1995. — 332 с.
  202. Н.Н. Питание спортсмена. — М.: Физкультура и спорт, 1967.
  203. Н.Н., Орещенко Н. И., Чаговец Н. Р. Руководство к практическим занятиям по общей биохимии и биохимии спорта: Пособие ин-тов физ. культуры / Под общ. ред. Н. Н. Яковлева. М.: Физкультура и спорт, 1973. — 112 с.
  204. Illich I. Limits to medicine. Medical nemesis: The expropriation of health. Harman’s worth: Penguin Books, 1977. 296 p.
  205. Goldschmid В., Goldschmid M. Modular Instruction in Higher Education // higher Education. 1972. № 2. P. 16.
  206. Goldsmith Ed. The ecology of health. // Ecologist. 1980 / Vol. 10, 617. P. 235−245.
  207. Mahler H. The meaning of «health for all by the year 2000». World health forum. 1981. V. 2 P.16 .
  208. Maslow A.N. Motivation and personality. N. V., 1970. 236 p.
  209. Nurturing health. A framework on the determinants of health. Premier’s Gouneil on Health Strategy Ontario. Canada, 1991. p. 14−53.
  210. Pussell G.D. Modular Instruction // A Guide to the Design, Selection, Utilization and Evaluation of Modular Materials. Minneapolis: Burgess Publishing Company, 1974.-P. 5.
  211. School Health Education Study. Health education appoch to curriculum de-sing (Grades: Kindergarten through twelfth). St. Paul, MN: 3M Educational Press. -19 p.
  212. Tones B.K. Health education: Education or subversion? Royal Society Health? 1981. v.3. P. 114−118.
Заполнить форму текущей работой