Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование познавательных интересов учащихся V-VIII классов в процессе внеклассной деятельности: На материале биологических дисциплин

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время в системе школьного обучения биологический цикл дисциплин занимает особое место, ибо преподавание этих дисциплин имеет определенную специфику и вносит существенный вклад во всестороннее развитие личности, формирует у подрастающего поколения современную естественно — научную картину мира, знания о практическом применении науки во многих сферах деятельности людей. Преподавание… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО БИОЛОГИЧЕСКОМУ ЦИКЛУ ДИСЦИПЛИН
    • 1. 1. Педагогическая наука и практика общеобразовательных школ по организации внеклассной работы в развитии познавательных интересов школьников
    • 1. 2. Принципы и содержание внеклассной работы по биологическим дисциплинам
    • 1. 3. Направленность внеклассной работы на восприятие естественно -научных знаний школьников
  • Выводы
  • ГЛАВА II. ВЗАИМОСВЯЗЬ СРЕДСТВ И ФОРМ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ «УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ»
    • 2. 1. Средства и формы внеклассной работы по биологическому циклу дисциплин
    • 2. 2. Становление познавательных интересов учащихся посредством восприятия и познания природных явлений
    • 2. 3. Эффективность реализации мер развития познавательных интересов учащихся во внеклассной работе
  • Выводы

Формирование познавательных интересов учащихся V-VIII классов в процессе внеклассной деятельности: На материале биологических дисциплин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Преобразования, происходящие во всех сферах жизни (в том числе и в народном образовании суверенного Таджикистана), выдвинули проблему поиска путей совершенствования процесса обучения и воспитания учащихся. В связи с этим отныне школа избирает принципы демократизации и гуманизации педагогического процесса. Следовательно, возникает острая необходимость в определении и обосновании новых подходов к повышению качества преподавания каждой учебной дисциплины.

Вооружая учащихся знаниями основ наук, формируя их научное мировоззрение, школа стремится приобщить их к практической деятельности, в которой наиболее полно проявлялась бы идейная убеждённость школьников. В условиях научно — технического прогресса, коренных изменений в области социальной жизни, производства, культуры выпускник средней школы должен обладать чёткой логикой мышления, способностью на основе приобретенных знаний усваивать новые научные идеи.

В настоящее время в системе школьного обучения биологический цикл дисциплин занимает особое место, ибо преподавание этих дисциплин имеет определенную специфику и вносит существенный вклад во всестороннее развитие личности, формирует у подрастающего поколения современную естественно — научную картину мира, знания о практическом применении науки во многих сферах деятельности людей. Преподавание биологических дисциплин даёт позитивные образовательные результаты, если учебный процесс связывать с внеклассными занятиями, так как исключительно важное и всевозрастающее значение в общей системе обучения и воспитания подрастающего поколения принадлежит внеклассной и внешкольной работе с детьми, которая является важнейшим средством всестороннего развития, формирования активной жизненной позиции школьников.

Чтобы внеклассное время школьников было использовано рационально, содержательно и интересно, как показывает практика, необходима постоянная целенаправленная работа каждого педагогического коллектива в этом направлении. Успех этой работы в значительной степени зависит от того, насколько каждый член педагогического коллектива сумеет правильно понять и четко определить свою роль и место, стать организатором воспитания учащихся в свободное от учебных занятий время как в самой школе, так и за ее пределами. При этом очень важно, чтобы каждый кто причастен к сложной системе организации, содержания форм и методов влияния на жизнь и поведение детей.

Более всего необходимо, — писал К. Д. Ушинский, — чтобы для воспитанника сделалось невозможным то лакейское препровождение времени, когда человек остаётся без работы в руках, без мысли в голове, потому что в эти именно минуты портится голова, сердце, нравственность" (131, с.359).

Следует отметить, что организация внеклассной работы по биологическим циклам является составной частью учебно — познавательной работы учащихся. Внеклассная работа по ботанике и зоологии в школах весьма разнообразна как по содержанию, так и по формам её организации. Это связано прежде всего с тем, что внеклассная работа строится на основе интересов учащихся и не ограничивается рамками учебной программы.

Творчески развивая идеи Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, А. С. Макаренко, П. П. Блонского, С. Т. Шацкого, В. А. Сухомлинского в области учебно — воспитательной работы в школе, современные педагоги и психологи обогащают педагогическую теорию и практику новыми эффективными средствами воздействия на духовный мир личности, обеспечивающими совершенствование процесса ее всестороннего развития.

Современные психологи Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович,.

B.А.Крутецкий, А. Н. Леонтьев, А. Н. Лутомекин, В. Н. Мясищев,.

C.Л.Рубинштейн, Л. И. Уманский, В. Э. Чудновский и другие, учитывая возрастные особенности учащихся, исследовали условия и механизмы организации внеклассной работы, связанной с чувствами, волей и интересами школьников.

Исследования видных педагогов Ю. П. Азарова, О. С. Богдановой, Л. К. Балясной, Л. Ю. Гордина, Д. М. Гришина, А. В. Зосимовского, Д. Д. Зуева, Т. Е. Конниковой, В. М. Коротова, МП. Кашина, И. С. Марьенко, В. И. Петровой, в которых разработаны методологические основы методики организации внеклассной деятельности учащихся разных возрастов, позволили проникнуть в сущность процесса осуществления внеклассной работы, определить эффективные пути и условия ее организации. Что касается проблемы познавательной деятельности школьников, то эта сторона вопроса нашла освещение в трудах Ю. К. Бабанского, А. А. Бударного, Х. Б. Буйдакова, В. П. Беспалько, М. Бурхонова, З. И. Василевой, И. К. Журавлева, У. Зубайдова, В. С. Ильина, И. Н. Казанцева, И. Я. Лернера, М. И. Махмутова, И. О. Обидова, Л. А. Орлова, Н. А. Половниковой, А. И. Раева, И. Л. Тупайло, Ю. В. Шарова, Ф. Шарифова, Г. И. Щукиной и других.

Важнейшие аспекты организации внеклассной работы по биологии нашли своё отражение в исследованиях С. Арифходжаева,.

И.П.Бескоровойнова, З. И. Васильевой, Н. М. Верзилина, А. Н. Захлебного, О. В. Казакова, Н. И. Косарева, Т. О. Никулиной, Н. А. Рыкова, Т. С. Саттарова, А. С. Тошева и других.

Наиболее близка к нашему исследованию диссертация А. А. Бородай, в которой познавательная деятельность школьников рассматривается в процессе изучения природы родного края.

Таким образом, несмотря на вызванные запросами времени исследования по вопросам организации внеклассной работы по биологии, все ещё остаются нераскрытыми многие весьма важные аспекты этой проблемы, в частности, аспект формирования познавательных интересов учащихся к биологическому циклу дисциплин.

В своем исследовании мы исходили из того, что задачу формирования познавательных интересов учащихся к биологическому циклу дисциплин можно успешно решить при сочетании классной и внеклассной работы. Ведь не секрет, что на внеклассных занятиях, которые проходят более непринуждённо, чем урок, иногда полнее раскрываются со-, кровенные тайники души ребенка. А большое разнообразие форм внеклассной работы, к которым можно привлекать коллектив школьников, является важнейшим средством формирования познавательных интересов учащихся. Приходится только сожалеть, что часть учителей биологии не всегда уделяет достаточное внимание этому виду работы. Причина здесь не только в недостатке внимания к методике внеклассной работы в школе, но и в слабой подготовке учителей к проведению внеклассной работы.

Проблема исследования вытекает из противоречия между развитием познавательного интереса учащихся на уроке и недооценки их внеклассной деятельности. Большие возможности внеклассной работы или не учитываются, а некоторые педагоги, особенно молодые, не владеют методикой ее проведения. Это и определило выбор темы исследования: «Формирование познавательных интересов учащихся V-VIII классов в процессе внеклассной работы по биологическому циклу дисциплин» .

Объект исследования — познавательные интересы учащихся V-VIII классов, цикл биологических предметов.

Предмет исследованиявнеклассная работа учащихся по биологическому циклу дисциплин.

Цель исследованияопределение основных условий и педагогических средств организации внеклассной работы с целью формирования познавательных интересов учащихся V-VIII классов.

В задачи исследования входило:

— раскрыть особенности процесса формирования познавательных интересов учащихся;

— установить характер внеклассной работы с целью формирования у учащихся познавательных интересов;

— определить содержание и специфику организации внеклассной деятельности как основного средства формирования у учащихся V-VIII классов познавательных интересов;

— разработать методические рекомендации для учителей биологического цикла дисциплин по формированию у учащихся познавательных интересов.

Гипотеза исследования. Определяя цель и задачи исследования, мы исходили из того, что повышение результативности формирования познавательных интересов учащихся достигается, если обеспечивается: ведущая роль внеклассной работы в формировании познавательной деятельности учащихсяпостоянное накопление опыта познавательной деятельности в разнообразных видах и формах внеклассной работысистематическая организация внеклассной работы с учетом привлечения всех школьниковположительная эмоциональноделовая атмосфера в коллективе школьниковсочетание классной и внеклассной работы в формировании познавательных интересов учащихся.

Методологической основой исследования явились фундаментальные положения современной педагогики о приоритете воспитания в развитии человеческой личности, законы просвещения, концепция национальной школы, стандарт образования.

При решении поставленных задач применялись следующие методы: теоретический анализ литературных источников по проблеме внеклассной работы и познавательных интересов учащихся, изучение и обобщение педагогического опыта, систематическое и длительное наблюдение за поступками и поведением учащихся в процессе внеклассной работы, собеседование с учителями, родителями, индивидуальные и групповые беседы с учащимся, социометрия.

Исследование проводилось на базе школ № 2,3,37 города Куляба и сельских школ № 10,11 Восейского, № 20,52,54 Московского, № 4,25 Фархорского, № 24,56 Дангаринского, № 1,2 Советского, № 2,30 Муми-набадского, № 10,13 Шурабадского № 4,30 Ховалинского районов Кул-ябского региона Хатлонской области, а также Кулябского зонального института усовершенствования учителей в несколько этапов.

ПЕРВЫЙ ЭТАП. (1992 — 1994 гг.) включал в себя научный анализ литературы, изучение практического состояния исследуемой проблемы, проведение констатирующего эксперимента и разработку гипотезы исследования. На данном этапе были определены предмет, цели и задачи исследования, осуществлено теоретическое обоснование проблемы, проводились наблюдения за процессом внеклассной работы школьников, был произведен отбор экспериментального материала.

ВТОРОЙ ЭТАП. (1995 — 1997 гг.) был посвящен теоретической разработке методики поискового эксперимента. На основе результатов констатирующего эксперимента была разработана методика различных форм организации и проведения внеклассной работы в V-VIII классах по ботанике и зоологии.

НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ. (1998 — 2000 гг.) апробировались содержание и методика диссертационной работы, обобщался полученный опытно — экспериментальный материал, оформлялись основные выводы исследования.

Научная новизна исследования заключается в раскрытии сущности и особенностей процесса внеклассной работы с целью формирования у учащимся познавательных интересовв определении основного содержания и специфики внеклассной работы в формировании познавательных интересов учащихсяв выявлении основных педагогических условий эффективной внеклассной воспитательной работы по формированию познавательных интересов учащихся V-VIII классов.

Практическая значимость исследования заключается в разработке научно — методических рекомендаций по формированию у учащихся V-VIII классов познавательных интересов в процессе внеклассной работы. Разработан ряд содержание и методика работы с целью формирования у учащихся познавательных интересов к биологическому циклу дисциплин.

Базой исследования являлись средние школы г. Куляба и ряд сельских школ Восейского, Московского, Фархорского, Дангаринского,.

Советского, Муминабадского, Шурабадского районов Хатлонской области.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечиваются исследованием комплекса методов, адекватных цели, задачам и предмету исследования, взаимодополняемостью различных методик исследованияпостоянной опорой на анализ школьной практики. Репрезентативностью, соответствием характеристик, полученных в результате выборочного наблюдения, показателем, характеризующим всю совокупность работы, обнаружение при анкетировании, устных опросах учителейдополнительной проверкой и сопоставлением полученных данных об уровнях познавательной активности учащихся до и после опытно — экспериментальной работы:

На защиту выносятся следующие положения:

1.Основным средством формирования познавательных интересов учащихся У-УШ классов является внеклассная работа в ее разнообразных видах и формах;

2.Совершенствование процесса формирования познавательных интересов учащихся предполагает вооружение учителей различными методиками организации внеклассной работы.

3.Познавательную активность учащихся необходимо осуществлять на основе преемственной связи между содержанием учебных предметов и внеклассной работой.

4.Разработанные формы внеклассной работы, к которым можно привлекать коллектив школьников, являются важнейшим средством формирования познавательных интересов учащихся.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались на научно — теоретической конференции учителей Кулябского региона Хатлонской области (1993), на научно — теоретических конференциях преподавателей и студентов Кулябского госуниверситета (1991, 1992, 1993, 1994 гг.) — на научно — практической конференции профессорскопреподавательского состава Таджикского госпедунивер-ситета им. К. Джураева, а также на курсах и семинарах учителей биологии Кулябского зонального института усовершенствования учителей в 1992, 1993, 1994, 1995,2000 г. г.

Выводы.

В процессе формирования познавательных интересов учащихся V-VIII классов во внеклассной работе определяющую роль играет использование ее различных видов и форм. Таковы индивидуальные занятия, эпизодические групповые занятия, кружковые занятия, массовые натуралистические мероприятия и олимпиады. Все перечисленные виды и формы внеклассной работы взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга, между ними существует определенная педагогическая закономерность. Но наряду с этим существуют и оптиминальные особенности. Эти особенности следующие: а) добровольность участия учащихся в разнообразных видах и формах внеклассной работыб) содержание внеклассной работы не ограничивается рамками учебной программыв) методы и формы внеклассной работы основываются на творческой самодеятельности и интересах учащихся.

Включение каждого школьника в разнообразные виды внеклассной работы, содержание которых отнюдь не повторяет содержание уроков, а обогащает новыми материалами и результатами практической деятельности, способствует развитию многосторонних интересов учащихся. Такие занятия развивают творческие способности, учат, как применять знания на практике. Включение учащихся в разнообразные виды и формы внеклассной работы пробуждают интересы к самой науке, к постановке опытов, проведению исследований. Школьники учатся быть самостоятельными в работе, приобретают полезные практические навыки. Участие в тех или иных видах и формах внеклассной работы открывает для школьников пути широких возможностей для самообразования.

В процессе выполнения различных заданий учащиеся убеждаются в роли знаний, в том, какую помощь оказывает теория практике. Следствием этого является интерес к чтению, самостоятельные поиски ответов на интересующие вопросы, постепенно развивающееся умение работать с научно — популярной, а затем и научной литературой. Правильная организация форм внеклассной работы ведет, таким образом, к развитию мышления и миросозерцания, умению исследовать и плодотворно работать практически.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Важнейшим фактором формирования познавательных интересов учащихся V-VIII классов является организация внеклассной работы по предметам биологического цикла, ибо биологические циклы дисциплин отличаются своей определённой спецификой и вносят значительный вклад в формирование личности, открывают перед подрастающим поколением современную естественно-научную картину мира, сообщают знания о практическом применении биологии во многих сферах человеческой деятельности.

Поэтому, приступая исследовать проблему «Организация и проведение внеклассных работ учащихся V-УШклассах по биологическим циклам дисциплин», мы ставили перед собой цель-помочь учителям биологии в организации различных видов индивидуальной, групповой эпизодической, кружковой, массовой внеклассной работы.

Организация внеклассной работы по биологическому циклу дисциплин является важнейшей составной частью учебно — воспитательной работы. Она более разнообразна, чем внеурочная, как по содержанию, так и по формам организации. Это связано, прежде всего, с тем, что внеклассная работа строится на основе добровольности учащихся, увлеченных биологией, и не ограничивается рамками учебной программы.

Интерес учащихся к внеклассной работе по биологии обычно проявляется на уроках ботаники и зоологии и во время выполнения внеурочных заданий. Очень часто в V-VIII классах встречается учащиеся, желающие сделать доклад, изготовить наглядное пособие, провести наблюдение или поставить опыт над растениями или животными. Изучение основ научных знаний о живой природе в современной школе в настоящее время приобретает особенно важное значение. Бурное развитие производительных сил в эпоху научно технической революции ставит перед всеми естественными науками задачу оптиминального воздействия человека на природу, особенно на живые системы всех уровней — от клеточной до биосферной.

Внеклассные задания являются средством организации внеурочной обязательной учебно-трудовой работы учащихся. Они предполагают выработку умения поставить опыт, произвести наблюдение за ростом и развитием живых растений в природе и в живом уголке на учебно — опытном участке и на поле, принять участие в мероприятиях по охране природы и т. п. определённой спецификой и вносят значительный вклад в формирование личности, открывают перед подрастающим поколением современную естественно — научную картину мира, сообщают знания о практическом применении биологии во многих сферах человеческой деятельности.

Мы сосредоточили основное внимание на трех видах внеклассной работы, которые связаны с опытами и наблюдениями над живыми организмами, с развитием наблюдательности и исследовательских способностей школьников, воспитанием их трудолюбия и любви к природе.

Во всех разделах диссертации сначала рассматривались индивидуальные занятия со школьниками, затем групповые эпизодические и кружковые и наконец массовая внеклассная работа. Методика организации некотрых внеклассных занятий по разным биологическим предметам сходна. Поэтому если в одном разделе исследования подробно рассматривался один вид внеклассной работы, то в другом разделе ему уделялось меньше внимания.

При подготовке диссертационной работы учтен опыт работы учителей биологии, что во многих экспериментальных школах уровень знаний учащихся отвечает требованиям «Концепции национальной школы Республики Таджикистан».

В ходе исследования был сделан шаг в направлении уточнения организации и проведения внеклассной работы, а именно: экскурсий, домашних заданий, фенологических наблюдений, кружка юных натуралистов, летних работ и биологических олимпиад. Все это привело к качественному изменению методики проведения внеклассных работ, повышения качества знаний, умений и навыков учащихся по ботанике и зоологии.

Анализы и экспериментальные проверки, проведенные в ходе исследования, открывают перед учителями — биологами и методистами большие возможности в решении вопросов, связанных с проблемой организации и проведения внеклассной работы в У-УШ классах.

Осуществляя межпредметные связи между всеми разделами биологических дисциплин, учителя вывили новые подходы к изложению материала с учетом возраста учащихся, уточнили методические приемы, приняли к исполнению рекомендации, разработанные нами. Поэтому мы считаем целесообразным включение в учебные программы и учебники практических результатов данной проблемы.

Учителя проявили большой интерес к предложениям, методическим рекомендациями и разнообразным методическим приемам, которые были освещены и доведены до сведения учителей через периодическую печать и курсы повышения квалификации.

В структуру методических рекомендаций вошли разнообразные по форме учебные занятия по проведению внеклассной работы, экскурсия, вечер, фенологические наблюдения, олимпиада, занятие кружка и др.

По мнению учителей и методистов разработанная методика помогла им внести некоторые изменения как в содержание учебного материала, так и в методы его изложения. Педагоги отметили целесообразность применения в преподавательской деятельности различных форм внеклассной работы.

В ходе педагогического эксперимента мы обратили внимание учителей на методику организации и проведения экскурсии, олимпиады, вечера, кружка юных натуралистов, домашних фенологических наблюдений, краеведческий материал и т. д.

В ходе исследования в экспериментальных классах школ № 2, 8, 9, 37 г. Куляба, № 23 Восейского, № 54 Московского, № 25 Фархорского, № 24 Дангаринского, № 1 Советского, № 4 Ховалингского, № 30 Мумина-бадского, № 13 Шураабадского районов Кулябской зоны нами были учтены особенности внеклассной работы и интересов учащихся к этим проблемам.

Исследование показало, что учащиеся проявили заметные способности ко всем видам внеклассных исследований, а уровень их знаний и умений по ботанике и зоологии достаточно высок.

Исследование подтвердило также, что внеклассная работа в V-VIII классах положительно сказывается на усвоении учебного материала и имеет большое психолого — педагогическое и биолого — экологическое значение.

Успех внеклассной работы по предметам биологического цикла зависит от заинтересованности учащихся, возникающей на основе характера и содержания занятия, ценных как в общеоброзовательном, так и в воспитательном отношении.

Было бы неправильно думать, что у школьников может существовать какой — то врожденный интерес или любовь к определенным предметам. У детей среднего возраста нет прочно установившихся интересов. Лишь знакомство с предметом вызывает интерес, и дело учителянаправить его в нужное русло. Интересы учащихся иногда бывают чрезвычайно узкими, нередко они ограничиваются только рамками коллекционирования. Так, известны не только любители марок или каких нибудь этикеток, но и коллекционеры — биологи: кактусисты, канареечники, кролиководы, голубеводы и др. Задача педагога — расширить интересы учащихся и воспитать широко образованных исследователей природы, любящих науку и умеющих сознательно применять свои знания в практической деятельности.

По нашим данным, важным показателем возросшего интереса к биологическим дисциплинам явилось стремление учащихся к творческой самостоятельности, повышение качества знаний на уроках и во внеклассной работе. Бесспорно, поднялись на новую ступень профессионализм и мастерство учителей биологии, качество их преподавания. Безусловно, усовершенствовались кабинетная система, а также уровень оснащенности материальной базы школ и т. д. Следовательно, разработанные методические рекомендации нацелили на углубление и расширение качества в биолого-экологическом аспекте, содействовали повышению успеваемости по биологии, формированию бережного отношения к природе, активизировали познавательную деятельность школьников.

Итак, результаты проведенного исследования показали, что задача формирования познавательных интересов по биологическому циклу дисциплин успешно решается:

— если во внеклассную деятельность включен каждый учащийся- -если в процессе внеклассной деятельности создаются условия для совершенствования устойчивых познавательных интересов;

— если учащийся в процессе разнообразных видов внеклассной работы чувствует необходимость применения усвоенных знаний в практической деятельности;

— если внеклассная деятельность формирует у детей умение самостоятельно решать различные задания в разных и относительно сложных ситуациях и обстоятельствах;

— если внеклассная работа строится так, чтобы ее содержание, организационные формы, а также отношения, складывающиеся в ходе ее выполнения, вызывали у учащихся различные познавательные интересы;

— если внеклассная работа обогащает представления учащихся о новых знаниях, понятиях.

Педагогически продуманное включение учащихся в многоплановую внеклассную работу обогащает их познавательные интересы, учит действовать самостоятельно и осознанно. Участвуя в разнообразных коллективных делах, дети приобретают способность оказывать помощь друг другу, бережно относиться к результатам своего трудау них вырабатывается умение работать согласованно, доводить начатое дело до конца.

Деятельность детей должна быть разнообразной и с точки зрения целевой направленности, и с точки зрения ее содержания и организации. Внеклассная деятельность учащихся должна предусматривать постепенное накопление у школьников познавательного опыта, чтобы они по этой основе могли действовать самостоятельно и осознанно.

Во внеклассной деятельности, совместно выполняя различные задания, дети лучше узнають друг друга, начинают разбираться, кому и что можно поручить, как надо поступать, чтобы дружно выполнить задание. Они убеждаются, что результаты работы зависят от качества труда каждого, от умения оказывать товарищескую взаимопомощь, проявлять взаимную требовательность.

Организация внеклассной работы учащихся У-УШ классов требует применения средств, активизирующих познавательные интересы детей и позволяющих сделать процесс усвоения знаний личностью значимым. Такие возможности создают проблемные ситуации, требующие самостоятельного решения познавательных проблем.

Таким образом, проведенное исследование позволило:

1.Установить возможность успешного усвоения детьми достаточно большого объема знаний биологического характера, если содержание и форма предлагаемого задания соответствует их возрастным психологическом особенностям.

2.Разработать и научно обосновать систему организации внеклассной деятельности как средства познавательных интересов учащихся У-УШ классов.

3.Выявить степень влияния целенаправленного проведения внеклассных мероприятий, а также разнообразных форм и методов внеклассной работы на развитие познавательных интересов учащихся.

4.Подтвердить гипотезу о том, что педагогически правильное включение школьников — подростков в заранее заданную систему внеклассной деятельности способствует повышению эффективности их познавательных интересов.

5.Экспериментально доказать, что в специально заданной системе взаимосвязанной внеклассной деятельности, тесно с учебной работой формируются познавательные интересы учащихся, развивается их любознательность. б. Теоретически обосновать и экспериментально показать, что систематическая, целенаправленная, планомерная внеклассная деятельность обеспечивает развернутые познавательные интересы.

Проблема формирования познавательных интересов учащихся V-VIII классов в процессе внеклассной работы по биологическому циклу дисциплин является сложной и не может быть решена в рамках одного исследования. Дальнейшие разработки данной проблемы могут быть осуществлены в процессе внеклассной работы по географии, физике, химии, истории, и т. д. Актуальной проблемой является и проблема дифференцированного подхода к формированию познавательных интересов учащихся во внеклассной деятельности по тем или иным предметам.

Поиски исследователей могут быть направлены также на выявление роли внешкольных учреждений по формированию познавательных интересов учащихся разных возрастов.

3.

4.

5.

6.

7.

9.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Н. Анастасова Л. П. Ананьев Б. Г. Антонов П.Ф.1. Антонов П.Ф.10. Арифходжаев С. 12. БаротовК.13. Давыдов В.В.14. Беляева Л.Т.15.
  2. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательногопроцесса. /-М. «Просвещение». -1982. -192с.
  3. Воспитание учеников в духе любви к природе. Мактаби Совета, -1986, № 9, с.25−27 Виды обобщения (логико-псих.проблемы построения учеб. предметов). /-М. Педагогика, 1972. -423с.
  4. Ботанические экскурсиии. Пособие для учителей средней школы. /-М.Учпедгиз: 1958 -242с.
  5. И.Т. Школьное краеведение как средство повышения качества знаний и политической подготовки учащихся. /-Автореф. дисс.канд.пед.наук. -М. -1975. -24с. Биологические эксперименты в школе. Книга для учителей. /-М. «Просвещение», -1980.-190с.
  6. Биологические олимпиады в школе: методические рекомендации. /-Городской дворец пионеров и школьников им. А. А. Жданова. 1987−36с.
  7. Воспитание познавательной активности учащихся в процессе внеклассной работы. /-Алма-Ата. -1984 -72с. В мире интересного. /-Биология в школе. -1974. -№ 6. с.25−27.16.18. Бойназаров А.Б.19. Бошанова В.В.
  8. П.И., Виниченко П.Ф.21. Бородой А.А.22. Боровская А.А.23. Борейко И.В.24. Благодарова Г. В.25. Бруновой Е.П.26. Бруновой Е.П.
  9. Методика преподавания биологии. /-М. «Высшая школа». -1962. -67с. Внеклассная работа по изучению природы родного края как средства формирования познавательной активности подростков. /-Автореф.дисс. канд.пед. наук.-М. 1975 -24с.
  10. Натуралистическая работа в ученических производственных бригадах как средство связи биологии с сельскохозяйственным трудом школьников.-Автореф.дисс.канд.пед.наук. -М. -1975. -24с.
  11. День птиц. //-Биология в школе. -1990. № 5,-с.55
  12. Эффективность различных форм обучения в повышении качества учебно-воспитательного процесса по биологии (УШ-Х классы). /-Фрунзе. «Мектеп». -1989. -77с.
  13. Методы научных исследований по методике биологии. Общие проблемы методики биологии как науки и учебной дисциплины. //-А.П.Н. СССР, НИИИ ООВ. -Л. -1977 -с.8−12.
  14. Содержание обучения биологии в средней школе. /-М. «Просвещение». -1971. -235с.27. Буйдаков X.28. Букатина М.М.29. Бяхер Л.Я.30. Быховский Б.Е.31. Васильева З.И.32. Вединский Д.И.33. Верзилин Н.М.
  15. Н.М., Рыков Н. А., Беловой Н. М.35. Верзилин Н.М.
  16. Дидактические основы формирования обобщенных знаний учащихся старших классов в целостном педагогическом процессе. //-Автореф.дисс.пед.наук. -Душанбе.-1983.-47с. Приемы активизации учащихся на уроках биологии. //-Биология в школе. -1980. -№ 4. -с.26−29.
  17. История биологии с древнейших времен до наших дней. /-М. «Наука». -1972. -82с. Биология животные. -М. «Просвещение». -Учебник для 7−8 классов средней школы. -1983−266с.
  18. Внеклассная и квнешкольная работа по зооологии. //-Автореф. дисс.канд. пед. наук.-М.-1948. -48с.
  19. Воспитание интереса к занятиям у подростков. /-М. «Учпедгиз». -1963. -79с. Внеклассная работа по ботанике. -Л.ЛГ, И УУ.-1940.-152с.
  20. Книга по внеклассной работе. /-М. «Просвещение». -1940. -363 с.
  21. Основы методики преподавания по ботанике. /-М.изд. АПН РСФСР. -1965. -820с.36. Василевская С.Д.37. Верзилин Н.М.38. Верзилин Н.М.
  22. Н.М., Корсунекая В.И.
  23. Н.М. Корсунская В.И.41. Верзилин Н.М.42. Воронин Л.Г.43. ВойноваГ.Я.44. Второв Т. П. Дроздов H.H.45. Всевятский Б.В.
  24. Изучаем природу родного края. /-М. «Просвещение». -1971. -129с. Система преподавания ботаники в средней школе. //-Дисс.канд.пед.наук. -М.1955. т.2. -291с.
  25. Проблемы преподавания биологии. /-М. «Просвещение». -1974. -223 с. Общая методика обучения биологии в средней школе. /-М. «Просвещение». -1978г.-392с.
  26. Общая методика преподавания биологии. /-М. «Просвещение». Учебник для студентов пединститутов по биол.спец. -1985г. -395с.
  27. Внеурочные работы учащихся по ботанике и зоологии в живом уголке и на учебно-опытном участке. Сб.статей. /-М. -1952. -224с.
  28. Проведения опытов и наблюдений по биологии. /-М. «Просвещение». -1983. -150с. Готовим тружеников села. //- Биология в школе.-1982.-№ 5 -28−30. Рассказы о биосфере. /-М. «Просвещение». -1976. -210с.
  29. Системный подход к биологическому образованию в среднем школе. Книга учителя. /-М. «Просвещение». -1985. -143с.46. Выготский Л.С.и*50.
  30. Собрание сочинения: /-М: «Педагогика». -1982. -504с.
  31. А. Н. Суравегина И. Т.54. Зверева И. Д
  32. Биологический вечер. //-Мактаби Совета. -1972.-№ 6. -с.33−35.
  33. Вечер, посвященный «Дню птиц». //Биология в школе. -1963. -№ 2. -с. 78−79 Экологическое образование школьников в внеклассной работе. /-М. «Просвещения». -1984.-100 с.
  34. Проблемы методики обучения биологии в средней школе. /-М. «Педагогика». -1978. -32с.56. Зубайдов У.57. Иванов В. В58. Измайлов И. В59. Исматов X.
  35. Основы школьного краеведения. Учебное пособие. /-Петразаводск. -1977. -106 с. Биологические экскурсии. /-М. «Просвещение». -1983. -224с.
  36. Концепция развития национальной школы Республики Таджикистан. /-Душанбе. -1991. -35с.60. Казакова О. В6165.
  37. Хрестоматия по методике преподавания биологии. /-М. «Просвещение». -1977. -318с.
  38. Методические проблемы школьного биологического образование. /-М. «Просвещение"-1991.-158 с.
  39. Развитие интереса у учащихся к природе и сельскому хозяйству. Сборник под.ред. В. М. Корсунской /-М. „Педагогика“. -1957. -270с.
  40. Ботаника» Учебник для 5−6 классов средней школы. /-М. «Просвещение». -1984. -225 с.
  41. Основы педагогической психологии. /-М. «Просвещение». -1972. -255с. Кружок юных натуралистов. Метод. руководство по натуралистической работе для школ и др. учреждений нар. Образование Владимирской обл. института усов.учителей. /-Владимир. -1970. -195с.
  42. Совершенствование методики воспитания учащихся при обучении ботанике. //-Авторе.дисс.канд.пед.наук. -Л. -1985. -20с.
  43. Педагогические сочинения. /-М. «Педагогика».-1983. 512с.
  44. Методика организации воспитательного процесса. /-М. «Педагогика». -1983. -с267−329.
  45. Организация и проведение кружка юных мичуринцев. //-Мактаби Совета. -1949. -№ 8. -с.21−23
  46. Биологический вечер. //-Мактаби Совети. -1975. -№ 8. -с.45−47.
  47. А.И. Орловская А
  48. А.И. Семенова A.M.
  49. Основные направления совершенствования программы по биологии в сооветствии с задачами реформы школы. //-Биология в школе. -1986. -№ 1. -с.23−27. Современный урок биологии. Пособие для учителей. /-М. «Просвещение». -1986. -158с.
  50. Зоология: Учебник для У1-УН классов средней школы. Изд. 9-е /-М. «Просвещение». -1977. -235с.
  51. Зоология: Учебник для У-УН классов средней школы. /-М. «Просвещение». -1985.-240с.
  52. Внеклассная работа по биологии: Пособие для учителей. /-М. «Просвещение». -1974. -240с.
  53. Внеклассная работа по ботанике: Пособие для учителей. /-М. «Просвещение». -1980. -210с.
  54. Взаимосвязь внеурочной к внеклассной работы при изучении зоологии. //-Автореф. дисс.канд.пед.наук. -М. 1967.-49с.
  55. Внеклассная работа по общей биологии. /М. «Просвещение». -1976−131с. Биологические вечера. //-Биология в школе.-1979. -№ 1. -с.59−61. Значение внеклассной работы в развитии интереса к биологии. //-Биология в школе. -1968. -№ 1.-с.78−80.
  56. Наблюдения и опыты по зоологии. /-М. «Просвещение». -1972. -159с. Активизация деятельности учащихся в процессе изучений биологии. /-Ташкент. «Фан». -1983.-89с.
  57. Организация внеклассной работы по охране природы. //-Мактаби Совета. -1988. -№ 6, с.35−37.
  58. Вопросы преподавания биологии". /Воронеж. -1970. -155с. Методика обучения ботаники. /-М. «Просвещение». -1982. -351с. Ботанические экскурсии. /-М. «Просвещение"-1969.-322с.
  59. Лесные робензоны. //-Биология в школе. -1991. -№ 3. -с.60−63. Опыт организации внеклассного чтения. //-Биология в школе. -1965. -№ 5. -с.50−53. Соб.сочинений. Природа и охота. /-М. Гослитиздат. -1956. -767с.
  60. И.Ч. Экскурсия по ознакомлению учащихся срастительностью. VI кл. //-Биология в школе.-1974. -№ 3. с.24
  61. Программа средней общеобразовательной школы по биологии. Утв. Минпрос СССР. /-М. „Просвещение“. -1986. -48с.
  62. Программа средней общеобразовательной школы. Гос.ком.СССР по народному образованию. /-М. „Просвещение“. -1990.
  63. Программа средней общеобразовательной школы по биологии. //-Мин.прос.Тадж.ССР. -Душанбе. „Маориф“. -1986. -48с.
  64. Программа средней общеобразовательной школы по биологии. //-Мин.прос.Тад.Республики. -Душанбе. Изд. НИИП. -1992. -56с.
  65. Программа средней общеобразовательной школы по биологии. //-Мин.прос. РТ. -Душанбе. „Маориф“. -2000. -51с.
  66. .Е. Внеклассная работа по биологии., /-Л.1940.-132с.
  67. Самостоятельные работы учащихся по ботанике. /-М. „Просвещение“. -1977. -145с. Внеклассная работа по зоологии. -Л. ЛГИУУ. -1940. -95с. Организация внеклассной работы по теме: „Класс пресмыкающих“. //-Мактаби Совета.-1979. -№ 2. -с.3−5
  68. Проведение опытнической и практической работы на пришкольном участке. //-Маърифат. -1997.№ 1−2- с.57−59. Селивоновский И. П. Праздник деревонасаждения. -М. „Просвещение“.-1976. -175с.119. Розенштейн А.М.120. Рыков H.A.121. Сатторов Т.С.122.
  69. Т.С., Х.Абдуллозода124. Сухомлинский В.А.125. Сухомлинский В.А.126. ТагаевТ.Т.127. ТаньковБ.А.
  70. К.А. 129 Трайтак Д. И.130. Трайтак Д.И.131. Трайтак Д.И.132. Тупайло И.Л.
  71. Избранные педагогические сочинения. /М. „Педагогика“. -1973. -383с. Методика воспитания человека. /-М. „Просвещение“. -1981. -192с. Использование краеведческих материалов в Туркменской школе. /-Ашхабад. -1974. -24с.
  72. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. //-Тула. Тульский пед. ин-т. -1975. -93с. Избранные сочинения. т.ЫУ./
  73. Сельхозгиз». -1948.-205с. Основы формирования интереса учащихся к учебному процессу по ботанике. //-Автореф. дисс. канд.пед.наук. -Л. -1969. -39с.
  74. Справочные материалы, учебное пособие для учащихся. /-М. «Просвещение». -1987. -206с.
  75. Педагогическое сочинение. /-М. Изд-во АПН РСФСР. -1948. -670с. Уроки зоологии./- М. «Просвещение». -1969.-105с.
  76. Из опыта работы учителей биологии по внеклассной работе. //-Мактаби Совета. -1954.-№ 9. -с.50−52.
  77. Занимательная зоология./ М. «Учпедгиз». -1963.- 150с.
  78. Методика обучения зоологии. /-М. «Просвещение». -1979. -226с. Вопросы охраны природы./ М. «Просвещение». — 1971. — 108с. Теория и практика интегрированного обучения на начальном этапе средней школы. //-Автореф. дисс.канд.пед.наук. -Душанбе. -1977. -50с.
  79. Насекомые как объект школьной работы. /- М. «Учпедгиз». 1963. -113с. Опытническая работа учащихся на учебно-Опытном участке. /- М. «Просвещение». -1971.-122с.
  80. Биологические экскурсии. /-М. «Просвещение». -1973. -150с.
  81. Вечер на тему: «В борьбе с невидимым врагом». //-Биология в школе. -1962. -№ 5, -с.48−50.
  82. Школьные опыты и практические занятия по биологии. /- М. «Учпедгиз».-1961 .-89с. Внеклассная работа по биологии в сельской школе, (из опыта работы). /-М. «Просвещение» -1992. -158с. Зоологии для учителя. /-М. «Просвещение». -1969.-205с.
Заполнить форму текущей работой