Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Взаимосвязь между профессиональными социально-перцептивными эталонами и личностно-профессиональными качествами государственных служащих

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты исследования позволили сделать обоснованный вывод о том, что целенаправленное моделирование и развитие взаимосвязи ПСПЭ и ЛПК госслужащих ставятся в непосредственную зависимость от условий, определяющих их продуктивность. Результаты теоретического анализа и выполненной исследовательско-экспериментальной работы позволили установить, что продуктивность взаимосвязи профессиональных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНЫМИ ЭТАЛОНАМИ И ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ КАЧЕСТВАМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
    • 1. 1. Состояние проблемы и понятийный аппарат исследования
    • 1. 2. Теоретическая модель продуктивной взаимосвязи профессиональных социально-перцептивных эталонов и личностно-профессиональных качеств (ПСПЭ и ЛПК) государственных служащих
    • 1. 3. Критерии и показатели продуктивности проявления взаимосвязи ПСПЭ и ЛПК госслужащих
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНЫХ ЭТАЛОНОВ И ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ
    • 2. 1. Программа, методика и организация исследовательско-экспериментальной работы по выявлению возможностей взаимосвязи ПСПЭ и ЛПК
    • 2. 2. Анализ динамики взаимовлияния профессиональных социально-перцептивных эталонов и личностно-профессиональных качеств госслужащих
    • 2. 3. Изучение зависимости результативности профессиональной деятельности госслужащих от уровня продуктивности взаимосвязи ПСПЭ и ЛПК
    • 2. 4. Условия достижения продуктивной взаимосвязи профессиональных социально-перцептивных эталонов и личностно-профессиональных качеств госслужащих

Взаимосвязь между профессиональными социально-перцептивными эталонами и личностно-профессиональными качествами государственных служащих (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. Необходимым компонентом процесса познания человеком себя и других людей являются социально-перцептивные эталоны, которые актуализируются у него, когда он вступает с этими людьми в контакты и которые выполняют роль мерки, которую он прикладывает к личности, так или иначе проявляющей себя в труде, в познании, в общении.

В содержании этих эталонов воплощаются в образно-понятийной форме нравственно-эстетические требования, предъявляемые человеком к людям, выполняющим те или иные социальные функции. В них также находят отражение требования человека к людям, представляющим конкретные возрастные, половые и профессиональные общности.

Исследование содержания эталонов, которые актуализируются при оценке лиц, выполняющих неодинаковые социальные функции, а также обладающих тем или иным социальным положением, у представителей различных профессиональных общностей является одним из важных направлений в разработке психологии познания людей друг другом. Знание этих эталонов дает возможность заранее предвидеть, как в главном будет оценен данным лицом какой-то конкретный человек, если этому лицу известна принадлежность оцениваемого к людям, объединяемым на основании каких-то общих для них признаков, в одну и ту же группу.

Выяснение устойчивых зависимостей между содержанием и структурой оценочных эталонов и такими характеристиками субъекта восприятия, как его пол, возраст, профессия, личностные особенности, составляющие его индивидуальность, позволяет затем с большой долей вероятности предугадать направления развития оценивания этим субъектом своих подчиненных, и намеренно использовать результаты этого Познани я для последующей коррекции совершенно определенного звена в социально-перцептивной коммуникации.

Несмотря на очевидную значимость знания содержания и структуры оценочных эталонов у представителей указанных выше социальных групп людей, а также содержания и структуры эталонов у представителей основных общностей, а также их обусловленность присуща им личностных и субъектных характеристик эта проблема в психологической науке фактически только поставлена, а на теоретическом, экспериментальном и прикладном уровнях фундаментально не исследована.

Опираясь на сказанное выше, мы ставим перед собой задачу исследования взаимосвязи между профессиональными социально-перцептивными эталонами (ПСПЭ) и личностно-профессиональными качествами (ЛПК) государственных служащих.

Разработанность проблемы исследования. Наиболее активно разработка проблемы эталона осуществлялась в исследованиях, посвященных познанию человека человеком. В отечественной науке начало изучению проблемы, связанной с социально-перцептивными эталонами положено исследованиями в научной школе А. А. Бодалева. В своем содержании социально-перцептивный эталон выступает как совокупность субъективных представлений человека о качествах, которыми должна обладать личность при выполнении той или иной социальной роли, как выражение антрополого-психологических и нравственно-эстетических требований к носителю данной роли.

Идеи анализа социально-перцептивного эталона вслед за А. А. Бодалевым получили широкое распространение в работах (А.Г.Гусевой, Ю. Д. Дамаскиной, Б. А. Еремеева, Л. Д. Ершовой, А.Ю.Козловской-Тельновой, Т. К. Коморовой, С. В. Кондратьевой, Б. А. Кукосяна, В. Н. Кунициной, Н. И. Лысенко, В. Н. Панферова, З. И. Рябикиной, Г. И. Тереховой, Г. Г.Финиковой). В них эталон рассматривается как инвариант социально-перцептивного опыта личности, являющийся результатом предшествующих актов социальной перцепции и содержательно детерминирующий последующие акты восприятия и понимания человеком другого человека.

Данную проблему освещали и зарубежные исследователи, такие как Г. Линдзей, Г. Оллпорт, Р. Таджиури и др.

Отсутствие глубоких теоретико-экспериментальных исследований по выявлению социально-перцептивных эталонов делает необходимым изучение этой проблемы.

Цель исследования — выявление психологических характеристик взаимосвязи профессиональных социально-перцептивных эталонов и личностно-профессиональных качеств госслужащих и определение условий оптимизации этой взаимосвязи.

Объектом исследования выступают личностно-профессиональные особенности госслужащих.

Предметом исследования являются взаимосвязи профессиональных социально-перцептивных эталонов и личностно-профессиональных качеств госслужащих в системе их профессионального общения.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что в процессе профессиональной деятельности и общения формируется и проявляется взаимосвязь между профессиональными социально-перцептивными эталонами и личностно-профессиональными качествами государственного служащего, продуктивность, которой детерминируется:

• уровнем и характером сформированности ПСПЭ и ЛПК и индивидуальными особенностями их проявления;

• наличием теоретической модели продуктивной взаимосвязи ПСПЭ и ЛПК госслужащих, которая дает возможность целенаправленно развивать их как основные компоненты творческого потенциала;

• системой активного развития творческого потенциала государственных служащих;

• спецификой профессиональной деятельности и общения госслужащих.

Цель и гипотеза исследования определили необходимость решения следующих задач:

1. Определить общие теоретико-методологические основы для анализа взаимосвязи профессиональных социально-перцептивных эталонов и личностно-профессиональных качеств госслужащих в системе профессионального общения;

2. Выявить общее, особенное и единичное в содержании профессиональных социально-перцептивных эталонов, личностно-профессиональных качеств госслужащих и определить зависимости между ними;

3. Сформулировать теоретическую модель продуктивной взаимосвязи ПСПЭ и ЛПК государственных служащих;

4. Разработать критерии и показатели продуктивности взаимосвязи ПСПЭ и ЛПК и с их помощью в процессе экспериментальной работы выявить реальные уровни их проявления;

5. Определить условия и разработать методические рекомендации повышения продуктивности взаимосвязи ПСПЭ и ЛПК, а также выявить ее влияние на результаты профессиональной деятельности и общения государственных служащих.

Теоретическими предпосылками диссертационного исследования выступают:

• общепсихологическая теория деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн) и ее современные направления, связанные с изучением феноменов профессионализма в парадигме акмеологии (Б.Г.Ананьев, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Е.А.Яблокова);

• психологические теории и концепции, раскрывающие генезис, поведение и деятельность человека в обществе, особенно на этапе его жизненной зрелости и достижения акме (К.А.Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, В. С. Агеев, Л. И. Анцыферова, В. М. Бехтерев, А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. К. Маркова, В. Н. Мясшцев, И. Н. Семенов, Ю. В. Синягин, Е. А. Яблокова и др.);

• исследования в области психологии межличностного познания и социальной перцепции (Б.Г.Ананьев, Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, А. И. Донцов, Ю. М. Жуков, В. В. Знаков, Г. А. Ковалев, Р. Л. Кричевский,.

A.А.Кроник, О. Г. Кукосян, В. А. Лабунская, В. Н. Мясшцев, В. Н. Панферов, Л. А. Петровская, А. А. Реан, Г. Я. Розен, В. П. Трусов, А. У. Хараш и др.);

• исследования проблем самопознания личности, ее рефлексивных характеристик (А.А.Бодалев, В. В. Давыдов, С. В. Кондратьева, И. С. Кон, Р. Л. Кричевский, И. Н. Семенов, В. В. Столин, Г. Я. Розен, И. И. Чеснокова и др-);

• исследования психосемантики (Е.Ю.Артемьева, В. Ф. Петренко,.

B.В.Столин, А. Г. Шмелёв и др.).

• исследования психологической установки и мотивации поведения людей (В.Г.Асеев, А. Г. Асмолов, В. К. Вилюнас, Д. Н. Узнадзе, Х. Хекхаузен, В. А. Ядов и др.);

Методологическую основу исследования составляют основополагающие принципы психологии и акмеологии: единство сознания и деятельностиединство внешней и внутренней сторон деятельностидеятельностного опосредованиясистемностидетерминизма. Методы исследования в рамках принятого методологического подхода вместе с методами развития и коррекции составили целостную исследовательско-развивающую технологию. В процессе выполнения диссертационного исследования использовались: теоретический анализ психологической и педагогической литературыкачественный, сравнительно-исторический и сравнительно-сопоставительный методыметод психосемантического эксперимента, диагностические методы — тестирование, включенное наблюдение, анкетирование, метод экспертных оценок, шкалирование, ранжирование, контент-анализ самоотчетов участников тренингакорреляционный анализ результатов 2 тренинговых групп, системный анализ видеозаписи тренингов, моделирование.

Эмпирическая база исследования: государственные служащие регионального уровня, военные руководители, слушатели РАГС и Военной академии имени Петра Великого, руководители социальной сферы, проходящие переподготовку и повышение квалификаций на базе МГСУв качестве экспертов выступали преподаватели кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ и кафедры военной акмеологии и кибернетики Военной академии имени Петра Великого (60 человек). Всего в исследовании принимали участие 300 человек.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

1. На основе разработанной теоретико-методологической базы выявлены основные сущностные и содержательные признаки профессиональных социально-перцептивных эталонов на общем, особенном и единичном уровнях и определены зависимости между ними и личностно-профессиональными характеристиками госслужащих, которые проявляются в процессе профессиональной деятельности и общения государственных служащих.

2. Разработана теоретическая модель взаимосвязи профессиональных социально-перцептивных эталонов и личностно-профессиональных качеств госслужащих, включающая структурно-фунциональные и динамические характеристики, системно объединенные общей цельюэффективного участия в профессиональной деятельности и общении. Социально-перцептивная компетентность и соответствующие ей эталоны, а также ЛПК государственного служащего составляют основу структурно-функциональных характеристик. Динамическими характеристиками модели являются: процессуальная основа каждого компонента и системная совокупность взаимосвязей, взаимообусловленных психических явлений, которые проявляются в профессиональной деятельности и общении.

3. Разработаны критерии, показатели и уровни продуктивности взаимосвязи ПСПЭ и ЛПК. Система критериев и показателей, выражающая сущностные признаки этой взаимосвязи, выступает объективным оценочным основанием для выявления уровня продуктивности взаимосвязи ПСПЭ и ЛПК.

4. Экспериментально выявлено и сопоставлено содержание ПСПЭ и ЛПК, представлены характеристики динамики взаимосвязей между ними и их влияние на результаты профессиональной деятельности и общения государственных служащих. Доказательно представлены результаты экспериментального исследования развития социально-перцептивной компетентности, личностно-профессиональных качеств у госслужащих, позволившие выявить сущностные характеристики эталонов и их взаимосвязи с личностно-профессиональными качествами.

Многоуровнево и многонаправленно с использованием комплексных методик проанализировано содержание эталонов у госслужащих, представляющих профессиональные группы «человек-человек», «человек-техника», выявлены зависимости этих эталонов от личностных характеристик госслужащих, входивших в эти группы.

Прослежены зависимости продуктивности взаимосвязи ПСПЭ и ЛПК ГС и возрастными, должностными характеристиками этих госслужащих, а также продолжительностью их работы на занимаемых ими должностях и статусными особенностями этих должностей.

При проведении психологического тренинга, монотренинга, направленных на развитие продуктивной взаимосвязи ПСПЭ и ЛПК, была выявлена неравномерность развития в сторону более высокого уровня эмоционально-волевого, мотивационно-целевого, интеллектуального, проектировочно-конструкторского компонентов ПСПЭ.

5. Определены основные психолого-акмеологические условия и факторы развития продуктивной взаимосвязи ПСПЭ и ЛПК. Разработан психологический тренинг, монотренинг, направленные на развитие продуктивности этих взаимосвязей.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработано научное и организационное обеспечение процесса продуктивного развития взаимосвязи профессиональных социально-перцептивных эталонов и личностно-профессиональных качеств госслужащихопределены критерии, показатели и уровни их продуктивностипредложены методические рекомендации по развитию основных компонентов эталонов и личностно-профессиональных качеств. Результаты исследования могут быть непосредственно использованы в практике профессиональной деятельности госслужащих, в образовательном процессе, в частности при организации повышения профессионального мастерства госслужащих, а также при разработке учебных, учебно-методических материалов и пособий, различных нормативных документов государственной службы.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечена методологической основой работы, реализацией комплексной методики исследования, внедрением результатов исследования в практику.

Апробация и внедрение результатов исследования Основные результаты обсуждались на заседании проблемных групп и кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ, кафедре военной акмеологии и кибернетики, кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии РВСН, представлялись на научной сессии, посвященной 75-тилетию академика А. А. Бодалева, на 5 научно-практических конференциях и семинарах в 1999 — 2001 годах в гг. Москве и Санкт-Петербурге.

Положения, выносимые на защиту:

1. Профессиональные социально-перцептивные эталоны госслужащих как индивидуальная модель восприятия, понимания и оценивания себя, других, совместной деятельности и поведения, выражают сущность социально-перцептивной компетентности государственных служащих. Социально-перцептивная компетентность понимается как представленность в сознании государственного служащего — субъекта профессиональной деятельности и общения — знаний, опыта самопознания и познания особенностей поведения, индивидуальных психологических особенностей персонала госслужбы, а также способность особым образом структурировать эти знания, адекватно воспринимать, понимать и оценивать госслужащих с целью развития оптимального взаимодействия с ними.

Личностно-профессиональные качества госслужащего, представленные как основные структурные компоненты творческого потенциала госслужащего, обеспечивают ему продуктивное выполнение функциональных обязанностей. Сущность личностно-профессионального развития государственного служащего проявляется в его готовности и способности профессионально общаться и выполнять деятельность в соответствии с должностным статусом.

Взаимосвязь — важная составляющая психических образований ГС, обеспечивающая целостность и взаимодетерминацию характеристик его субъективной модели и реальных качеств ГС как субъекта деятельности и общения.

2. Теоретическая модель продуктивной взаимосвязи ПСПЭ и ЛПК госслужащего включает в себя описание целостной системы основных структурных компонентов и их сущностную характеристику, механизмы и условия взаимной связи между ними, а также критерии, показатели и уровни продуктивности взаимосвязи профессиональных социальноперцептивных эталонов и личностно-профессиональных качеств государственного служащего.

Взаимосвязь между ПСПЭ и ЛПК проявляется как психическое образование госслужащего, которое обеспечивает целостность восприятия, понимания и оценивания, а также взаимодетерминацию характеристик его субъективных образов и реальных качеств, необходимых для профессиональной деятельности и общения. Разработанная модель выступает основой для продуктивного развития госслужащего как индивида, личности, субъекта деятельности и общения, неповторимой индивидуальности.

3. Критерии и показатели продуктивности взаимосвязи профессиональных социально-перцептивных эталонов и личностно-профессиональных качеств госслужащего, в качестве которых выступают признаки оптимального развития социально-перцептивной компетентности как ведущего компонента его творческого потенциала, проявляющегося в объективном и адекватном отражении в сознании госслужащего окружающей социальной действительности. Эти признаки характеризуют: мотивационную направленность на общение с госслужащимирефлексивно-перцептивные знания — когнитивный компонентсамоотношение и эмпатию — эмоциональный компонентрефлексивно-перцептивные умения и навыки — операционально-деятельностный компонент взаимосвязи ПСПЭ и ЛПК.

4. Психолого-акмеологические условия развития продуктивной взаимосвязи ПСПЭ и ЛПК госслужащего характеризуют ее основные когнитивные, эмоционально-волевые, социально-перцептивные и операционально-деятельностные детерминанты. Они проявляются через: самосовершенствование социально-перцептивной компетентности и личностно-профессиональных качеств и актуализация взаимосвязи между нимиактивное их взаимодействие в процессе профессиональной деятельности и общения при непрерывном оценивании всех сторон этого взаимодействияовладение продуктивной моделью, алгоритмом и механизмами взаимодействия и отражение в сознании реальных связей и отношенийсоздание благоприятных условий для развития продуктивных взаимосвязей ПСПЭ и ЛПК как целостного психического образования общих, особенных и единичных компонентов, развиваемых на основе единства теоретических и практических аспектов подготовки и самосовершенствования госслужащихвозможность расширения практики для развития компонентов социально-перцептивной компетентности, личностно-профессиональных качеств и взаимосвязи между ними. Эти условия создаются, если обеспечивается климат взаимной поддержки, теплоты, ответственности и содействия со стороны более компетентных коллег, актуализации профессионального самосознания, конструктивной профессиональной установки и повышения продуктивности рефлексивного, интерактивного и других механизмов самореализации госслужащего.

5. Программно-целевое, дидактическое и организационно-методическое обеспечение развития продуктивной взаимосвязи ПСПЭ и ЛПК госслужащих включает в себя систему психолого-педагогических требований, которые предполагают эффективное применение активных форм обучения (дидактические и ролевые игры, дискуссии, тренинги), самосовершенствования (монотренинги, самостоятельную работу и др.), акмеологическое сопровождение процесса деятельности и профессионализации госслужащих, обеспечивающие реализацию разработанной модели развития продуктивной взаимосвязи ПСПЭ и ЛПК.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Материал диссертационного исследования изложен на 220 страницах и включает 16 приложений.

5. Результаты исследования позволили сделать обоснованный вывод о том, что целенаправленное моделирование и развитие взаимосвязи ПСПЭ и ЛПК госслужащих ставятся в непосредственную зависимость от условий, определяющих их продуктивность. Результаты теоретического анализа и выполненной исследовательско-экспериментальной работы позволили установить, что продуктивность взаимосвязи профессиональных социално-перцептивных эталонов и личностно-профессиональных качеств госслужащих многие условия. К таким основным условиям относятся следующие: учет интегративного характера взаимовлияния всех психических образований и потенциальных возможностей госслужащих, которые влияют на характер его активности и детерминируются особенностями деятельности, общения и в целом поведенияразвитие познавательного интереса, как мотивационного фактора саморазвития госслужащегосистемное и гармоничное развитие всех компонентов взаимосвязи, прежде всего основных структурных компонентов ПСПЭ и ЛПКэффективное акмеологическое сопровождение деятельности и саморазвития госслужащих.

В процессе исследования установлено, что особенности интеллектуальной, эмоционально-волевой и других сфер госслужащего напрямую зависят от уровня организации, личностно-профессиональной позиции и других индивидуальных особенностей, которые представлены в целостной структуре личности госслужащего.

Анализ влияния познавательного интереса, как мотивационного фактора саморазвития госслужащего в общем и повышения продуктивности взаимосвязи ПСПЭ и ЛПК в частности, потребовал выделение основных факторов, оказывающих на него наиболее существенное влияние. При этом определялась зависимость познавательного интереса от таких групп факторов, как: 1) структурно-содержательные- 2) мотивационно-целевые- 3) гностические- 4) организационно-методические- 5) коммуникативно-деятельностные- 6) социально-психологические .

Установлено, что за время целевой профессионализации в ВУЗе познавательные интересы существенно меняются. При этом они проходят в своем развитии ряд уровней и на определенных этапах во многом определяют успешность (неуспешность) познавательной и профессиональной деятельности госслужащих. Исследование влияния познавательного интереса на продуктивность взаимосвязи ПСПЭ и ЛПК показывает, что оно определяется уровнем осознания практической целесообразности развития этих компонентов и взаимовлияния друг на друга, а также возможности в повышении уровня их сформир ованности.

Важнейшим условием продуктивного развития взаимосвязи ПСПЭ и ЛПК, в едином контексте их профессиональной деятельности, общения и саморазвития выступает активное использование в этих целях современных эффективных психотехнологий.

В процессе исследования установлено, что для эффективного психолого-акмеологического сопровождения профессиональной деятельности госслужащих необходима продуктивная система, способная обеспечить системное исследовательско-развивающее воздействие на них и повышение продуктивности взаимосвязи ПСПЭ и ЛПК. Опыт показывает, что психолого-акмеологическое сопровождение в сфере профессиональной деятельности персонала госструктур целесообразно вести по следующим направлениям: акмеологическое моделирование профессиональной деятельности, общения и саморазвития госслужащих, приоритетное место в которой занимает управленческая деятельностьэкспертный мониторинг профессионализации кадров госслужбы и развитие 1 их творческого потенциала в процессе трудаакмеологический сервис — социально-психологическое, психотехнологическое и педагогическое обеспечение эффективной профессиональной деятельности и саморазвития руководителяактуализация и активное воздействие на развитие ПСПЭ, ЛПК и взаимосвязи между ними в рамках психолого-акмеологического сопровожденияорганизация системной деятельности акмеологической службы в конкретной госструктуре.

Для соблюдения этого условия определены возможности для повышения его эффективности психолого-акмеологического сопровождения профессиональной деятельности как для ее оптимизации, так и для обеспечения продуктивности взаимосвязи ПСПЭ и ЛПК госслужащих. Результаты исследования показали, что содержание психолого-акмеологического сопровождения полностью обусловлено целями профессиональной деятельности, общения и саморазвития. Полученные данные указывают на то, что каждое выделенное направление психолого-акмеологического сопровождения наполнено конкретным содержанием.

В целом современный опыт показывает, что осуществление психолого-акмеологического сопровождения функционирования госструктур позволяет более эффективно решать многоплановые практические задачи, отражающие интересы общества, коллектива и конкретного государственного служащего. Его реально сложившаяся основа — социально-психологическое сопровождение труда и жизни человека и группы эффективно используется в различных сферах и обеспечивает их оптимизацию. Вполне очевидна его интегративная роль и для систематизации профессионализации деятельности госслужащих.

В его рамках более продуктивно реализуются такие функции, как исследовательско-диагностическая, аналитическая, конструктивнопрогностическая, психолого-педагогическая, тренингово-развивающая, саморегулятивная, коррекционная и организационная. Их успешное выполнение выступает одним из ключевых звеньев в достижении госслужащим качественно нового уровня соответствия требованиям профессиональной деятельности.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что в рамках психолого-акмеологического сопровождения труда и жизни важно обеспечить не только контекстное обеспечение развития продуктивности взаимосвязи ПСПЭ и ЛПК госслужащих, но и использование целенаправленных психотехнологий. Поэтому в арсенал психолого-акмеологического сопровождения нами неизменно включались средства самопознания, самоанализа, самооценивания, самоуправления, саморегуляции, самокоррекции, направленные на развитие творческого потенциала госслужащих. Основные из них были изучены в исследовательско-экспериментальной работе и мы располагаем эмпирическими данными которые будут проанализированы с точки зрения оптимизации процесса развития взаимосвязи ПСПЭ и ЛПК государственных служащих в рамках психолого-акмеологического сопровождения их профессиональной деятельности.

Экспериментальные данные свидетельствуют, что госслужащие, охваченные психолого-акмеологическим сопровождением и выполнявшие задания в процессе развития взаимосвязи ПСПЭ и ЛПК, имеют более высокий уровень их сформированности по всем без исключения критериям и показателям.

Таким образом результаты экспериментальной работы показали, что осуществление психолого-акмеологического сопровождения профессиональной деятельности и развития госслужащих позволяет более эффективно решать многоплановые практические задачи, отражающие интересы общества, госструктуры и человека. Вполне очевидна его интегративная роль и для повышения эффективности развития взаимосвязи ПСПЭ и ЛПК. В его рамках более продуктивно реализуются такие функции, как исследовательско-диагностическая, аналитическая, конструкторско-прогностическая, педагогическая, саморегуляционная, тренингово-развивающая, коррекционная и организационная.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что решение роблемы развития взаимосвязи между профессиональными социально-перцептивными эталонами и личностно-профессиональными качествами определяет характер и особенности социально-перцептивной компетентности госслужащих в профессиональном общении. Всесторонний анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, блин, что актуальная проблема требует дальнейшего более широкого исследования. Результаты выполненноо исследования открывают новые перспективы изучения таких проблем, как: выявление влияния взаимосвязи ПСПЭ и ЛПК госслужащих в широком спектре других систем трудаисследование особенностей проявления взаимосвязи ПСПЭ ЛПК госслужащих в штатных и нештатных условиях деятельности, в экстремальных ситуацияхизучение ПСПЭ и ЛПК госслужащих, подвергшихся профессиональным деформациям с последующей разработкой инструментария для профессиональной реабилитации.

Внедрение разработанной теоретической модели, алгоритма и технологии продуктивного развития взаимосвязи ПСПЭ и ЛПК позволит добиваться на практике более высоких результатов в профессиональной деятельности и общении государственных служащих.

Заключение

.

Результаты проведенного теоретического анализа и экспериментальной работы позволили подтвердить выдвинутую гипотезу. При исследовании взаимосвязи ПСПЭ и ЛПК госслужащих были проанализированы такие вопросы, как: степень разработанности проблемы в психолого-акмеологической наукеструктура, функции, механизмы, условия и факторы продуктивности этих взаимосвязей на конкретном опыте профессиональной деятельности, общения и самосовершенствования государственных служащих, выполняющих свои обязанности в силовых и других государственных организациях и структурахопределены возможности повышения продуктивности взаимосвязи с использованием психолого-акмеологических средств. Комплексный подход к решению этой многоплановой задачи позволил получить следующие научные результаты.

1. Результаты психологического анализа проблемы профессиональных социально-перцептивных эталонов, личностно-профессиональных качеств, а также взаимосвязей между ними показали, что современная наука располагает определенными знаниями, раскрывающими их сущность.

Исследование проводилось исходя из того, что многими психологами социальная перцепция рассматривается как конкретная область социально-психологических явлений, в которой проявляются процессы и механизмы восприятия, понимания и оценки людьми социальных субъектов, а также отношения между ними, в диссертации изучена. Результаты анализа источников научной информации показали, что эталоны, которые человек использует для оценивания других людей, теснейшим образом связаны с особенностями личности i этого человека. И характер жизненного опыта, который приобретает человек, формируясь как субъект труда, как субъект общения и познания, определяет содержание и форму складывающихся у него эталонов.

Следовательно, социально-перцептивные эталоны выражают по своей сущности представления об идеальных или реальных представителях социальной группы или конкретном человеке, которые характеризуют его целостный образ. В них с различной степенью точности и полноты содержатся системные и взаимосвязанные характеристики человека как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности, которые проявляются в его образе жизни, деятельности, поведении, личностных свойствах и внешнем облике.

У каждого человека социально-перцептивные эталоны по своей природе являются качественно-количественными мерками отражения или модельным выражением социальной реальности, которые обусловлены характером и особенностями развития его творческого потенциала, деятельности и общения. Те из них, которые связаны со сферой профессиональной деятельности, составляют профессиональные социально-перцептивные эталоны. Реально они присутствуют в сознании госслужащего в различных, но наиболее приемлемых формах. Установлено, что основными такими формами представления ПСПЭ выступают критерии, модели, логические суждения, математические обоснования, описания и др.

Для государственных служащих ПСПЭ приобретают более конкретные выражения, которые, как результат сформированности творческого потенциала, зависят от его востребованной части — личностно-профессиональных качеств. Творческий потенциал воплощается в конкретные личностно-профессиональные качества. Результаты проведенного теоретического анализа позволили уточнить структуру творческого потенциала, компоненты которого существенно определяют характер ПСПЭ, ЛПК и взаимосвязи между ними.

С учётом полученных научных данных реализован наиболее приемлемый 1 подход для исследования творческого потенциала, непосредственно личностно-профессиональных качеств госслужащих во взаимосвязи с ПСПЭ. Результаты анализа современных взглядов на структуру творческого потенциала госслужащих позволили системно описать сформированные на его основе личностно-профессиональные качества. Они выступают наиболее полной характеристикой профессиональной компетентности госслужащих. При этом профессиональные социально-перцептивные эталоны в большей степени отражают потенциальную сторону профессиональной компетентности. Личностно-профессиональные качества в основном проявляются в структурно-функциональных и операционально-деятельностных характеристиках госслужащих.

2. Проведенный теоретический анализ позволил установить, что общение является существенной детерминантой совместной деятельности и, следовательно, может служить средством её оптимизации. При этом особенно важную роль в оптимизации деятельности и общения государственных служащих играет обеспечение продуктивного развития у них профессиональных социально-перцептивных эталонов и личностно-профессиональных качеств, которые тесно взаимосвязаны. Единая же направленность госслужащего на организацию эффективного взаимодействия с подчиненными, активное самосовершенствование придают системность в развитии и проявлении у него как ПСПЭ, так и ЛПК, обеспечивая продуктивность их взаимосвязи.

Установлено, что именно взаимосвязи между профессиональными социально-перцептивными эталонами и личностно-профессиональными качествами лежат в основе социально-перцептивной компетентности госслужащих в профессиональном общении.

Было установлено, что продуктивность взаимосвязи ПСПЭ и ЛПК изначально определяется мотивацией их развития. Полученные результаты анализа содержательной и динамической сторон решения данной проблемы дали возможность определить четыре ее уровня — высокий, стабильный, средний и низкий. На основании иерархизации мотивов и особенностей реализации рофессиональных функций стало возможным определение содержательной (качественной) стороны творческой продуктивности госслужащих на этапах адаптации, определившейся профессиональной деятельности и в различных нестандартных ситуациях. Она характеризуется четырьмя составляющими творческой деятельности: процессуальной (П), результативной (Р), адаптивной (А), вынужденно-формальной (В). Выявление их сочетаний указывает на доминирующие типы реализации профессиональных действий госслужащим и позволяет выделить такие, как интенсивно-результативный, экстенсивно-адаптивный, результативно-инновационный и репродуктивный типы. Причем в ^^зависимости от продуктивности взаимосвязи ПСПЭ и ЛПК прослеживается устойчивая направленность на восхождения к высшим уровням творческой продуктивности в профессиональной деятельности.

Отмечается, что период наивысшей продуктивности взаимосвязи ПСПЭ и ЛПК госслужащих приходится, когда они пребывают в должности 1−3 года, причем в возрасте 30−35 лет. Первое проявление творческой активности у большинства госслужащих связывается с мотивационно-целевыми доминантами. Последующие акмеологические проявления творческой продуктивности наблюдались после 7 лет пребывания в должности в возрасте 48−51 годы. Установлена зависимость проявления оптимальной составляющей развитии продуктивности взаимосвязи ПСПЭ и ЛПК при сменах профиля деятельности после 2−2,5 лет пребывания в должности. Причем овладение ^(^гворческим подходом при такой профессиональной стратегии практически все связывают с актуализацией работы по развитию взаимосвязи ПСПЭ и ЛПК. Значение акмеологических пиков признается большинством респондентов. Это высказало свыше 80−85 процентов участников эксперимента.

Следующий закономерный пик творческой активности, который имеет место в деятельности всех респондентов, связан со стабилизацией психической устойчивости профессиональной компетентности, накоплением жизненного и профессионального опыта, укреплением социального статуса, которые стабильно и прочно соответствуют требованиям деятельности. Этот второй пик приходится на должностной стаж 3−5 лет и на возрастной период с 38−39 до 41−42 лет. В возрасте 45−50 лет эта тенденция проявляется менее отчетливо и не может быть охарактеризована как ведущая.

Исследование позволило выявить и спады интереса к развитию взаимосвязи ПСПЭ и ЛПК госслужащих, которое является следствием подчинения их системе жесткой регламентации, индивидуальными особенностями — направленностью, мотивацией, недостаточной психической устойчивостью и психическим ресурсом в целом. Замечено, что такое снижение активности у продуктивных госслужащих менее выражено.

Исследование показало, что мотивационно-целевой компонент можно рассматривать как один из определяющих факторов повышения продуктивности взаимосвязи ПСПЭ и ЛПК. Конкретное его влияние на сферу развития анализируемой взаимосвязи нами исследовано сквозь призму мотивация достижения в личностно-профессиональном развитии и самореализации. Она в диссертации расценивается как целостное и конкретное проявление мотивационно-целевого компонента и рассматривается как сложная функциональная система интегрированных воедино содержательных и динамических процессов, в которых отражаются основные ее функции: побуждения, ориентации, регуляции и контроля особенностей взаимосвязи ПСПЭ и ЛПК. Установлено, что, если ее структурные компоненты — мотивацию самопознания, мотивацию планирования самосовершенствования, мотивацию реализации программы самосовершенствования и самоконтроля, а также мотивация непосредственного достижения и активного развития этой взаимосвязи осознаются и находятся в поле влияния госслужащего, то у него обеспечиваются повышение продуктивности исследуемой взаимосвязи.

Решение этой задачи госслужащими на различных этапах деятельности и общения обусловливает необходимость сосредоточение внимания на мотивационно-ценностной сфере и непосредственно на мотивации достижения и целенаправленного развития профессиональных социально-перцептивных эталонов, личностно-профессиональных качеств и взаимосвязей между ними. При этом мы подразумеваем переход от аморфной одноуровневой системы побуждений к сложной иерархически построенной, от узкой временной сферы действия побуждений к самосовершенствованию, к автономному мотиву самосовершенствования, превращению отдельных попыток в работе над собой в постоянно действующий процесс, образ мышления, действия и общения государсвтенного служащего.

В качестве второго компонента, определяющего характер взаимосвязи ПСПЭ и ЛПК, был изучен гностический или интеллектуальный, который обеспечивает развитие всего творческого потенциала госслужащего. Он непосредственно определяет развитие как профессиональных социально-перцептивных эталонов, так и востребованных личностно-профессиональных качеств. Изучение и оценивание этого компонента в процессе исследовательско-экспериментальной работы показало, что при использовании активных средств его развития имеет место заметное повышение уровня подготовленности госслужащих. В частности, оценка и самооценка результатов формирующего эксперимента по данному вопросу показала, что уровни развития и взаимовлияние интеллектуальной составляющей характеризуется через соотношение высокого, достаточного, среднего, удовлетворительного, низкого и неудовлетворительного уровней развития различных характеристик гностического компонента.

Исследование показало, что выделение гностического (интеллектуального) компонента позволило обеспечить более продуктивное усвоение базовых знаний о себе, своих особенностях, установках, механизмах, закономерностях восприятиязнаний об индивидуальных особенностях речевого поведения других людей, индивидуальных различиях невербальных проявлений, защитных проявлениях личности.

С отмеченными компонентами тесно сопряжен и проектировочно-конструкторский компонент дал возможность целенаправленно развивать рефлексивно-перцептивные умения: познание собственных индивидуальнопсихологических особенностей, оценивать свое психическое состояние, а также осуществить разностороннее восприятие и адекватное познание личности госслужащего, развивать социально-перцептивные, рефлексивные и интеллектуальные способности.

Выделение эмоционально-волевых особенностей респондентов в качестве самостоятельного, четвертого, компонента, определяющего продуктивность взаимосвязи ПСПЭ и ЛПК, обеспечило возможность более полного изучения и развития особенностей взаимосвязанных психофизиологических, психологических, социально-психологических качеств госслужащего. С его помощью выявлены индивидуально-психологические проявления должностно-возрастной динамики изменения продуктивности взаимосвязи ПСПЭ и ЛПК управленцев силовых ведомств, которые носят неоднозначный, сложно-противоречивый, поливариантный характер: у личности имеются широкие возможности компенсаторного преодоления одних (угасающих, затухающих и т. д.) психологических черт, обеспечивавших ранее креативность за счет активизации других. Возможны разные по способам, но равноценные по эффекту варианты творческого приспособления к профессиональной деятельности.

3. Результаты исследовательско-экспериментальной работы показали, что мероприятия СПТ и монотренинга при развитии взаимосвязи ПСПЭ и ЛПК позитивно влияют на формирование всех составляющих ее компонентов. В частности повышение эмоционально-волевой стабильности существенно предопределила успешность развития продуктивности этой взаимосвязи и ее влияния на деятельность и общение госслужащих. Это подтверждают результаты проведенного нами формирующего эксперимента на базе различных госструктур. При этом установлено, что развитие взаимосвязи ПСПЭ и ЛПК можно характеризовать как качественно новый резерв в развитии творческой продуктивности госслужащих. Ее исследование позволило установить более детальные и конкретные связи и зависимости не только с развитием продуктивности взаимосвязи ПСПЭ и ЛПК, но и в целом с развитием и особенностями реализации профессиональных функций.

Таким образом, разработанная и реализованная концепция развития продуктивности взаимосвязи ПСПЭ и ЛПК — алгоритм, технология, средства и условия включает в себя в качестве цели теоретическую модель этой взаимосвязи и систему последовательных действий, придающую процессу развития продуктивный характер и состоящую из трех последовательных этапов. Для каждого этапа определены цели, задачи и проблемы развития взаимосвязи ПСПЭ и ЛПК, которые были реализованы с использованием акмеологического исследовательско-развивающего инструментария.

4. Полученные эмпирические данные показали, что при целенаправленном воздействии на компоненты взаимосвязи ПСПЭ и ЛПК достигается повышение ее продуктивности. При этом обеспечено экспериментальное подтверждение гипотезы о том, что проявляется заметное влияние продуктивности взаимосвязи ПСПЭ и ЛПК на результативность профессиональной деятельности и общения госслужащих. Экспериментально были выявлены изменения творческой продуктивности в деятельности и общении госслужащих на различных этапах их профессиональной самореализации. Полученные данные позволили системно охарактеризовать творческий потенциал госслужащих, непосредственно его креативные составляющие, присутствующие в индивидных, личностных и субъектно-деятельностных особенностях респондентов, а также их проявления в профессиональной деятельности и общении.

Динамика творческой продуктивности деятельности и общения в зависимости от уровня сформированности взаимосвязи ПСПЭ и ЛПК оценена с использованием разработанных ранее критериев и показателей творческой самореализации в госслужбе: психодинамического (психическая устойчивость, общие физические и психические ресурсы, тип акцентуации) — потребностно-мотивационного (адекватность самооценки, тип мотивационного профиля, уровень мотивации достижения) — инструментально-стилевого (стиль руководства, локус контроля) — когнитивного (профессиональная компетентность, творческое мышление, уровень интеллекта) — продуктивно-результирующего (результаты профессиональной деятельности и общения) — субъективные показатели эффективности деятельности и общения, учитывающие индивидуальные возможности конкретных госслужащих. Воздействие на продуктивность взаимосвязи ПСПЭ и ЛПК госслужащего в работе обеспечило их гармонизацию и i усиление детерминирующего влияния на процесс и результаты его профессиональной деятельности и общения.

Полученные результаты анализа содержательной и динамической сторон творческой продуктивности госслужащих дали возможность определить четыре ее уровня — высокий, стабильный, средний и низкий. На основании результатов исследования особенностей реализации профессиональных функций государственными служащими стало возможным определение зависимости продуктивности их профессиональной деятельности и общения от характера взаимосвязи ПСПЭ и ЛПК.

Выявление их сочетаний с учетом особенностей проявления взаимосвязи ПСПЭ и ЛПК указывает на доминирующие типы реализации профессиональных функций госслужащими, в том числе определить зависимости результатов деятельности и общения от роста продуктивности исследуемой взаимосвязи. Установлено, что при актуализации и развитии взаимосвязи ПСПЭ и ЛПК прослеживается устойчивая направленность госслужащего на восхождение к высшим уровням творческой продуктивности в профессиональной деятельности и общении.

Установлено, что закономерный пик творческой активности, который имеет место в деятельности и общении большинства респондентов, связан с достижением максимальной продуктивности взаимосвязи ПСПЭ и ЛПК, со стабилизацией психического здоровья, накоплением жизненного и профессионального опыта, укреплением социального статуса, которые стабильно и прочно соответствуют требованиям деятельности и общения.

Общие результаты взаимовлияния взаимосвязи ПСПЭ с ЛПК и различных сторон деятельности и общения указывают на то, что между ними существуют достаточно очевидные корреляции, характер которых во многом определяется активным использованием инструментаря воздействия на них. В частности, установлено, что все выделенные основные компоненты деятельности и общения оказались существенно зависимыми от уровня проявления взаимосвязи ПСПЭ и ЛПК и воздействия в процессе эксперимента на основные блоки этой взаимосвязи определило изменение результатов деятельности и общения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А., Бодалев А. А., Деркач А. А., Кузьмина Н. В., Лаптев Л. Г. Акмеология вчера, сегодня, завтра// Практическая психология и психоанализ.-1997.-N1.-С.12−27.
  2. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна. М.: Наука, 1989. — 243 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. -М.: Мысль, 1991.-299 с.
  4. B.C., Базаров Т. Ю., Скворцов В. В. Методика составления социально-психологической характеристики для аттестации кадров.-М.: МГУ, 1986. 127 с.
  5. Адаптация персонала к измененной системе труда. Коллективная монография. Под общ. ред. Л. Г. Лаптев. М.:ИТАР-ТАСС, 1997.-198 с.
  6. А. Понять природу человека. С.-Пб.: Академический проект, 1997,254 с.
  7. Г. Проверьте свои интеллектуальные способности. Рига.: Виеда, 1992. -168 с.
  8. .Г. К методологии профессиоведения// На психологическом фронте. -Вып.2.-Л., 1931. С. 4−21.
  9. .Г. Человек как предмет познания. Л.: М, 1998. — 341 с.
  10. Ю.Ананьев Б. Г. Сенсорно-перцептивные характеристики индивидуальногоразвития человека. Вопросы психологии, 1968, № 2.-С. 3−11.
  11. П.Анастази А. Психологическое тестирование/ Пер. с англ. М.: Педагогика, 1982.-318 с.
  12. Г. М. Социальная психология. Учебник для вузов.-М.:Аспект Пресс, 2000.-375 с.
  13. Г. М. Методы исследования межличностного восприятия. М.: МГУ, 1984. — 141 с.
  14. С.А. Развитие культуры производства и потребления: социологический анализ: Дис. докт. социол. наук, — М.:АОН, 1991.-346 с.
  15. С.А. Методы акмеологических исследований:-Учеб. пособие — Изд-во РАГС, 2000.-100 с.
  16. О.С., Деркач А. А. Основы общей и управленческой акмеологии-М.:РАГС, 1995.-267 с.
  17. Л.И. Системный подход к изучению функционирования и развития личности// Проблемы психологии личности. -М.: Наука, 1982. 140 с.
  18. Н.И., Загузов Н. И. Процедура подготовки и защиты диссертаций.-М.:Икар, 1995.-199 с.
  19. В.Г. О диалектике детерминации психического развития. -В сб.: Принцип развития в психологии. М., 1978, — С.21−37.
  20. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. -М: Мысль, 1976.- 158 с.
  21. А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. — 367 с.
  22. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: МГУ, 1984. 104 с.
  23. А. Психосинтез. -М.: Рефл-бук: Ваклер, 1997, — 317 с.
  24. А.А., Каган В. Е. Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии. -М.: Смысл, 1997, — 298 с.
  25. А.В. Организаторские и коммуникативные качества личности (для деловых людей): Учебное пособие для студентов Школы практической психологии. Таллин: Центр информационных и социальных технологий «Регалис», 1998. — 108 с.
  26. П.У. Секреты влияния на людей. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.-317 с.
  27. Э. Я концепция и воспитание.-М, 1993.-324 с.
  28. Э. Введение в психиатрию и психоанализ для не посвященных .-С,-Пб., 1995.-432 с.
  29. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. -М.:Прогресс, 1988.-400 с.
  30. В.М. Сознание и его границы. М., 1888 — 214 с.
  31. А.А. Вершина в развитии взрослого человека характеристики и условия достижения,— М.: Флинта: Наука, 1998. — 167 с.
  32. А.А., Рудкевич Л. А. Как становятся великими или выдающимися? -М.: КВАНТ, 1997. 105 с.
  33. А.А. Личность и общение. М- 1995.-326 с.
  34. А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л.: ЛГУ, 1970, — 125 с.
  35. А.А. Восприятие человека человеком. Л.: ЛГУ, 1965. — 123 с.
  36. А.А. Психология общения. Москва-Воронеж: Педагогика, 1996.-255 с.
  37. А.А. К проблеме социальной перцепции. В кн.- Экспериментальная и прикладная психология. Л., 1970, с. 54 — 58.
  38. А.А. К вопросу об оценочных эталонах. Вестник Ленинградского Университета, 1979, — № 17, — Вып. З.-С. 32−49.
  39. А.А., Куницина В. Н., Панферов В. Н. О социальных эталонах и стереотипах и их роль в оценке личности. Человек и общество. -Л.: ЛГУ, 1961,-Вып. 9,-С. 151−159.
  40. JI.И. Проблемы формирования личности /Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. -349с.
  41. Большая советская энциклопедия (в 30 томах)/ Гл. ред. A.M. Прохоров.-3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1970 -1978.
  42. Л.В. Исследование уровня притязания. М.: Инст. психологии РАН РФ, 1993. — 141 с.
  43. А.А. Моделирование психики.-М.:Мысль, 1969 175 с.
  44. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988, — 301 с.
  45. .С. К изучению смысловой среды личности // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1981. — N2. — С. 46 — 55.
  46. А.В. Проблемы субъекта в психологической науке// Психологический журнал. 1991.-N3- 1992.-N6.- 1993.-N6.- С.6−19.
  47. Е.В. Межличностное понимание как фактор эффективности учебно-профессиональной деятельности группы курсантов: Автореферат дис. канд. психол. наук, — М.:ГАВС, 1992. 24 с.
  48. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике.-2-е изд., перераб., доп.-СПб, и др.: Питер, 1999.-519 с.
  49. Бюллетени Военной академии имени Ф. Э. Дзержинского: 1949. № 1- 1957.-N2- 1968. -N45- 1968. -N46.
  50. Н.В. Возрастная динамика творческой продуктивности профессиональной деятельности руководителей системы образования: Дис. канд. психол. наук.-М.:РАГС, 1997.-220 с.
  51. В.И. Военно-педагогические качества офицера и пути их формирования. М.: ВПА, 1971. — 214 с.
  52. И.Э. Оптимизация системы оценивания социально-перцептивной компетентности госслужащих, — Дис. канд. психол. наук, — М.: РАГС, 1999, — 238 с.
  53. В.К. Вилюнас. Психологические механизмы мотивации человека. -М.:МГУ, 1990.-283с.
  54. Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. Краснодар, 1977, вып. 235, с. 21 27.
  55. Военная дидактика. Уч. пособие. Под ред. Н. Д. Никандрова, — МО РФ, 2000,806 с.
  56. Военная психология и педагогика. Под ред. П. А. Корчемного, Л. Г. Лаптева, В. Г. Михайловского.-М.Совершенство, 1998.-384 с.
  57. Военно-психологические взгляды русских военных деятелей XVI- II XX веков. — М.: Морфл., 1992. — 255 с.
  58. Воинский труд: наука, искусство, призвание, — М.: Совершенство, 1999, — 484 с.
  59. Л.С. Избранные психологические исследования.-АПН РСФСР, 1956, — 301 с.
  60. Л.С. Собр. соч.,-Т.1.-М.:Педагогика, 1982.-248 с.
  61. ГайдаВ.К., Захаров В. А. Психологическое тестирование, — М., 1982.-167 с.
  62. П.Я., Талызина Н. Ф. Современная теория поэтапного формирования умственных действий. М., 1979.-185 с.
  63. В.А. Системное описание в психологии. -JL: ЛГУ, 1984. 176 с.
  64. Р.Б. Социально-перцептивные процессы в управлении. Дис. канд. психол. наук, — М.: МГУ, 1989, — 214 с.
  65. . Что такое психология: В 2-х т. Пер. с франц.- М.: Мир, 1992. -Т.1−396 е., Т.2−376 с.
  66. Р. Основы психологического эксперимента. -М.:МГУ, 1982.-463 с.
  67. P.M. Элементы практической психологии. 2-изд.Л.: ЛГУ, 1988.560 с.
  68. Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. М.: Политиздат, 1991. — 320 с.
  69. А.Л. Психология: личность, творчество, регуляция состояний. В 3-х частях.-М.:Магистр., 1992, — Ч.1−102 е., 4.2- 91с., Ч. З-112 с.
  70. С., Уилбер К., Маслоу А. Внутреннее пространство. М., 1996, — 327 с.
  71. Н.И. Чувственное отражение.-М.гМысль, 1986.-232 с.
  72. А.С. Теоретико-методологические основы гуманитарно-технологического развития госслужащих. Автореф. дисс. докт. психол. наук.-М.: РАГС, 1997, — 54 с.
  73. А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований.-М., 1999, — 392 с.
  74. А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Книга 2.-М.:РАГС, 2000, — 536 с.
  75. А.А., Огнев А. С., Гончаров Ю. Н. Психодиагностика и акмеография .Воронеж, 1997.-217 с.
  76. А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: РОУ, 1993, 23 с.
  77. А.Деркач, Г. Михайлов Методология акмеологии// Прикладная психология и психоанализ. -М.:МПА, 1997.-N 3.-С.4−11.
  78. А.А., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. -М.: РАУ, 1993.-75 с.
  79. А.А. Социально-психологические основы совершенствования деятельности воспитателя: Дис. докт. психол. наук.-Л.: ЛГУ, 1981.-392 с.
  80. А.И. Психология коллектива. -М.: МГУ, 1984, — 212 с.
  81. В.Н. Структура и логика психологического исследования. -М.: Инст. психологии РАН, 1993.-120 с.
  82. В.Н. Введение в экспериментальную психологию. -М.: Инст. психологии РАН, 1997.-184 с.
  83. Д. Психология и педагогика мышления. Пер. с англ. Н. М. Никольской.-М. Совершенство, 1997, — 208 с.
  84. Г. В. Психология первого впечатления о другом человеке. / Дис. канд. псих. наук. М.: АПН СССР, 1979, — 166 с.
  85. В.И. Оптимизация личностно-профессионального развития госслужащих регионального управления. Дис.канд.психол.наук, — М. РАГС, 1997.-182 с.
  86. Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности., Автореф. дис. докт. псих наук. J1., 1991. -36 с.
  87. .А. Изучение социальной перцепции по свободным речевым описаниям. В кн.: социально-психологические проблемы в условиях развитого социального общества. М., 1977, с. 100 101.
  88. .А. Об одном методе изучения социальной перцепции. В кн.: Методы социально-психологических исследований. М., 1975, с. 149 155.
  89. Н.А. Психологические особенности профессионального менталитета государственных служащих. Дис. канд. психол. наук. -М.:РАГС при Президенте РФ, 1997.-193 с.
  90. Н.Н. Развитие социально-перцептивной компетентности в системе профессионального общения. Авт. дис. канд. псих наук. М.: РАГС при През., 1997, 24 с.
  91. А.В. Структурно-динамическая модель самооценки. // Вопросы психологии. 1989, № 1, — С. 5 17.
  92. Идентификация как механизм общения и развития личности: Методич. рекомендации. М.:МГПИим. В. И. Ленина, 1988.-169 с.
  93. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1991.- 143 с.
  94. Е.М. Опыт построения системы психологического анализа профессиональной деятельности (в рационализации труда): Дис. канд. психол. наук .- М.: МГУ, 1981. 235 с.
  95. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: МГУ, 1987. — 219 с.
  96. Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М.: МГУ, 1992. — 93 с.
  97. Ю.И. Психология коммуникативного развития человека как личности. Автореф. докт. психолог, наук.-С.-Пб., 1993, — 32 с.
  98. В.Н. Структурная модель мышления и проблема генезиса психики. -Л.: ЛГУ, 1984. -216 с.
  99. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. -М.: Изд-во МГУ, 1995. 224 с.
  100. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. — 512 с.
  101. Е.А. Психология профессионала. М.: ИПП, 1996.-400 с.
  102. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от психологических свойств нервной системы. Казань: КГУ, 1969. — 278 с.
  103. Е.А. Основы психологии. -М.:ЮНИТИ, 1997.-286 с.
  104. А.Г. Психология личности.-М.:Мыель, 1973.-341 с.
  105. Г. А. О психологических детерминантах с-п способностей в контексте их формирования и развития. В сб.: Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга (в семье, школе, производственных.коллективах.- М., 1979, 12- 39 с.
  106. Н.Б. Развитие и организация рефлексивных методов решения творческих задач: Дис. канд. психол. наук М.: РАУ, 1994. — 128 с.
  107. Е. В. Профессиональная самооценка в развитии мотивации достижения государственных служащих,— М.: РАГС, 1997, — 167 с.
  108. Конституция Российской Федерации /Основной закон/. М., 1997.-37 с.
  109. Н. И. Шакум М.Л. Акмеология и тестология.-М.:Реформа, 1996,329 с.
  110. Р.Л. Если Вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М.:Дело, 1993. — 352 с.
  111. А.А. Психологические основания типологии индивидуальных стилей жизни. Стиль жизни личности. Киев, 1982, — 161 с.
  112. А.А. Установки и эталоны межличностного оценивания. В кн.: Социальная психология личности. М., 1979, с. 137 220.
  113. А.А. Межличностное оценивание в малых группах. Киев, 1982, 160 с.
  114. В.Ю. Психосинергетика как возможная новая парадигма психологической науки // Психологический журнал, — № 3, 1998, — С.28−42.
  115. Е.С. Основы социальной психологии.-Л.:ЛГУ, 1967.-312 с.
  116. Н.В. Акмеология. В кн. Энциклопедия профессионального образования. Том 1. М.: РАО, Ассоциация «Профессиональное образование», 1998, — С.49−62.
  117. Н. В. Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. -С.Пб., 1993. 54 с.
  118. О.Г. Профессия и познание людей. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского Ун-та, 1981.- 160 с.
  119. .В. Основы профессиональной психодиагностики.-JI.: Медицина, 1984. 216 с.
  120. Ю.Н. Рефлексивная регуляция личностных действий. В кн.: Психологические исследования интеллектуальной деятельности. -М.:МГУ, 1987.-364 с.
  121. И.В. Развитие психологической наблюдательности кадров государственной службы. Авт. дис.канд. психол. наук. М.: РАГС, 1996, — 207 с.
  122. В.Н. Стиль общения и его формирование,— Л.: ЛГУ, 1985.-173 с.
  123. КуницынаВ.Н. Предмет акмеологии .- С.-Пб., 1995, — 72 с.
  124. В.Н. Акмеология новый этап развития Петербургской научной школы психологов Б.Г.Ананьева. В кн.: Акмеология: Методология, методы и технологии, — М.: РАГС, 1998.-С.54−71.
  125. Г. М. Психология внутреннего диалога.: Автореф. дис. докт. психолог, наук. М., 1990. — 40 с.
  126. И.С., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Философские и психологические проблемы исследования рефлексии. Новосибирск, ИИФФ АН, 1989. — 62 с.
  127. И.С., Степанов С. Ю., Холмогорова А. Б. Психологические модели рефлексии в анализе и корректировке деятельности, Новосибирск: НГУ, 1991.-36 с.
  128. И.С. Методология прикладных исследований научного познания/УФундаментальные и прикладные исследования в условиях НТР. -Новосибирск: Наука, 1978.-С.93 98.
  129. Л.Г. Акмеологические основы эффективного воинского труда-М.:ИТАР-ТАСС, 1998. 297 с.
  130. Н.Д. Психология труда.-М.:Учпедизд, 1963.-234 с.
  131. К. Акцентуированные личности.: Пер. с нем. Киев: Вища школа, 1986.-392 с.
  132. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.: Избр. психол. произведения в 2 т. Т. 1. -М.:Педагогика, 1983. — 345 с.
  133. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: Курс лекций. М.: МГУ, 1994.-62 с.
  134. Н.А. Психологические аспекты подбора и проверки персонала. -М., 1997, — 399 с.
  135. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.-448 с.
  136. .Ф. Личность в психологии с позиций системного подхода// Психологический журнал, 1987, — N1- Т.2. С.3−17.
  137. В.Я. Память в процессе развития.-М., 1976.-109 с.
  138. Магомед-Эминов М. Щ. Мотивация достижения: структура и механизмы.: Дис. канд. психол. наук, — М.: МГУ, 1992, — 358 с.
  139. Д. Социальная психология./ Пер. с англ. С.-Пб.: Питер, 1996. — 684 с.
  140. Г. И. Социально-психологический тренинг. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге.-М.:Совершенство, 1998, — 208 с.
  141. В.Н. «Я» как личностная характеристика государственного служащего// Имидж госслужбы.- М., 1996, — С.23−42.
  142. А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996, — 308 с.
  143. А. Психология бытия. М., 1997, — 418 с.
  144. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972. 217 с.
  145. B.C. Очерк интеллектуального исследования индивидуальности. -М., 1986.-256 с.
  146. Методы исследования межличностного восприятия: Спецпрактикум по социальной психологии / Под ред. Г. М. Андреевой, В. С. Агеева. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984. 104 с.
  147. Мир психологии. Психология в мире.-М.:АПСН, 1997.-N3.-176 с.
  148. В.Г. Акмеологические основы профессионального становления офицерских кадров. (Монография).-М.: РАГС, ВА им. Ф. Э. Дзержинского, 1995. 260 с.
  149. К. Психология ответственности. Л.: Наука, 1983. — 243 с.
  150. В.Н. Психология отношений. Под ред. А.А.Бодалева/ Вступительная статья А. А. Бодалева.-М.: ИПП, 1995.-386 с.
  151. В.Н. Принципы организации научного труда// Труды первой Всероссийской инициативной конференции по научной организации труда 2027 октября 1921.-Выпуск 5.-М.-С.31−47.
  152. Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии. -Тбилиси, 1974. 183 с.
  153. В.Д. Психология индивидуальности. -М.: Ладомир, 1997.-384 с.
  154. Р.С. Психология. В 2-х книгах.-М., 1994.
  155. Н.И. Опыт системного исследования психики ребенка. -М.: Педагогика, 1975. 232 с.
  156. А.Г. Компетентность и ее значение в управлением производством / Вестник МГУ. Теория научного коммунизма. М., 1973, № 3, — С.23−49.
  157. Н.А. Формальный статус руководителя как детерминанта восприятия его подчиненными. Автореф. дис.канд. псих, наук, — Иваново: ИГУ, 1998.-21 с.
  158. И.Б. Взаимосвязь особенностей профессиональной деятельности государственных служащих и их профессионально важных качеств. Автореф. дис.канд.психол.наук, — М.: РАГС, 2000.-24 с.
  159. Новый энциклопедический словарь. Редкол. В. И. Бородуль, А. П. Горкин, А. А. Гусев.- Большая Российская энциклопедия, 1998 г.-912 с.
  160. Н.Н. Межличностные отношения. -JI.: ЛГУ, 1989.-393 с.
  161. Общая психодиагностика / Под. ред.А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 304 с.
  162. Общая и прикладная акмеология. Учебное пособие под общей редакцией А. А. Деркача. В 2-х книгах.-М. :РАГС, 2001.-286 и 327 с.
  163. С.И. Словарь русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1998. -970 с.
  164. Основы общей и прикладной акмеологии/ Под ред. А. А. Деркача,
  165. A.А.Бодалева, Н. В. Кузьминой и др.-М.:РАГС, ВА им. Ф. Э. Дзержинского. -1995.-386 с.
  166. Основы военной акмеологии. Учебное пособие для высших военно-учебных заведений/ Под редакцией П. А. Корчемного, Л. Г. Лаптева,
  167. B.Г.Михайловского и др.:В 2 ч. -М.: МО РФ, 1996. ч. 1.-314 е.- ч.2,-415 с.
  168. Основы социально-психологической теории. Под ред. А. А. Бодалева, А. Н. Сухова.-М.: АПСН, 1995.-361 с.
  169. И.П. Полн. собр. соч. -М.: АН СССР, 1957.-247 с.
  170. А.Ю. Психологические основы убеждающего воздействия в профессиональной деятельности: теория и технология. Дис. в виде науч. докл.докт.психол.наук, — М.:РАУ, 1992. 68 с.
  171. А.Ю. А что у него в подсознании? Двенадцать уроков по психотехнологии в подсознании собеседника.-М.:Дело, 1997.-272 с.
  172. С.Р., Визгина А. В., Зимачева Е. М. Способы вербальной презентации образа «Я» и самоотношения субъекта// Психологическое обозрение.- № 2, 1997, — С.19−32.
  173. В.Н. Психологическая структура познания человека человеком. В кн.: Вопросы психологии познания людьмми друг друга и самопознания. Краснодар., 1977, — Вып. 235, — С. 21 27.
  174. Педагогика и психология высшей школ: Серия Учебники, учебные пособия, — Ростов-на-Дону: Феликс, 1998, — 544 с.
  175. В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М., 1983.-317 с.
  176. В.Ф., Митина О. В. Психологический анализ динамики общественного сознания.-М.:МГУ, 1997.-213 с.
  177. JI.A. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. М.: МГУЮ 1989, — 216 с.
  178. А.В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. В 2-х т,-Ростов-на-Дону, 1996.-416 с.
  179. В.В. Игры для интенсивного обучения. М.: Прометей, 1991. -218 с.
  180. В.П. Социально-психологический анализ в управленческой деятельности лидера первичного звена политической организации (теоретико-методологический аспект): Дис. канд. психол. наук, — М.: РАУ, 1994. 167 с.
  181. . Избранные психологические труды.- М.: АПСН, 1995.-419 с.
  182. В.А. Анализ психологических характеристик диагностируемых вопросником 16pF Р.Кетелла// Экспериментальные исследования по проблемам общей и социальной психологии и дифференциальной психофизиологии. М., 1979. — С.27 — 34.
  183. К.К. Вопросы психологии труда. -М.: Медицина, 1979. 264 с.
  184. Я.А. Психология творчества.-М.:Наука, 1976.-247 с.
  185. В.А. Страна Авиации черное и белое. -М.: Наука, 1995, — 288 с.
  186. С.А. Модель личности офицера как средство его сущностных качеств.: Дис. канд. филос. наук. М.: ГАВС, 1992. — 189 с.
  187. Проблемы методологии системного исследования. М.: Мысль, 1976. — 219 с.
  188. Проблемы профпригодности специалистов/ Под ред. Ю. М. Забродинана. -М.: Мысль, 1985.-209 с.
  189. Н.С. Теоретико-методологические основы активизации профессионального самоопределения. Автореф. дисс. докт. педаг. наук. -Екатеринбург, 1995.-48 с.
  190. Психология общения 2000: проблемы и перспективы. Под ред. А. А. Бодалева. М: Психология, 2000.-354 с.
  191. Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция. М.: Прометей, 1992. — 197 с.
  192. Психология и педагогика. Курс лекций. Уч. пособие. Под ред. К. А. Абульхановой, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. М: Совершенство, 1997. -320 с.
  193. Психолого-педагогические основы эффективного менеджмента. В 2-х частях. -М.: МГУ ПП, 1997, — 4.1.-136 е., 4.2−213 с.
  194. Рабочая книга практического психолога/ Под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева, — М.: Совершенство, 2000.-628 с.
  195. А.В. Психология познания педагога личности учащегося. М., 1990, 89 с.
  196. Э. Коммуникации в организациях. М.: Экономика, 1980. — 347 с.
  197. Н.А. Роль стериотипов и эталонов в познании человек человеком. Дис. канд.психол. наук, — М.:МГУ, 1984, — 189 с.
  198. Е.С., Суворова Г. А. Психологические основы профессиографии. -М.:МПГУ, 1990.- 183 с.
  199. К.М. Психология межличностного познания.-Саранск, 1993, 146 с.
  200. Российский менталитет. Коллективная монография. Под редакцией К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинского.-М.: ИП РАН, 1996.-132 с.
  201. СЛ. Проблемы общей психологии. В 2-х т. М.: — Педагогика, 1989.-Т.1−328.-е., Т.2−317 с.
  202. В.В. Основы социально-генетической психологии. М., Воронеж, 1996.-317 с.
  203. Н. Групповая психотерапия: Пер. с англ.-М.: Прогресс, 1998. -286 с.
  204. З.И. Социально-перцептивые эталоны личности преподавателя вуза. Дис.канд. психол.наук.-М.:МПГУ, 1976.-201 с.
  205. А.В. Психологические особенности профессиональной самооценки личности и условия ее совершенствования. Автор, дис.канд. психол. наук. -М.: РАГС, 1998, — 30 с.
  206. И.М. Вклад Б.Г.Ананьева в развитие психологической теории личности: Дис.канд. психол.наук.-Ереван, 1976.-153 с.
  207. АЛ. Социальная психология управления. Л.: ЛГУ, 1986. — 176 с.
  208. М.Ф. Психическая устойчивость руководителя (монография). М.: КВАНТ, 1997.-280 с.
  209. Н.Т. Закономерности и факторы психологической культуры руководителя системы образования. Дис.докт.психол. наук.-М.:РАГС, 1997,-570 с.
  210. И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач (Монография).М.:Академия пед. наук, 1990.-216 с.
  211. И.Н., Степанов С. Ю. Типы взаимодействия наук и методологические ориентации в психологии творчества и рефлексии: В кн.: Наука о человеке. М., 1989.-С. 127 146 с.
  212. И.М. Избранные произведения.Т. 1. -М.: Профиздат, 1952.- 346 с.
  213. М.М. Развитие базовых психологических механизмов профессионального взаимодействия практического психолога,-Дис.канд.психол. наук.-М.:ПИ РАО, 2000, — 174 с.
  214. Ю.В. Психология внутриорганизационных отношений. Учебное пособие.-Ульяновск, 1995.-112 с.
  215. А.П. Акмеологический тренинг: теория, методика, практика. -М.:РАГС, 1996. -266 с.
  216. Словарь практического психолога/ Сост. С. Ю. Головин.-Минск: Харвест, 1997, — 800 с.
  217. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвящение, 1976. 160 с.
  218. В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. -М.: Издательсво «Магистр», 1997. 224 с.
  219. Словарь русского языка: В 4-х т. /АН СССР, ИН. рус. языка/ Под ред. А. П. Евгеньевой 2-е издание Т.2, 1998. 736 с.
  220. JI.H. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики.-М.:Фолиум, 1997.-480 с.
  221. Сознание личности в кризисном обществе. Под ред. К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинского.-М.:ИП РАН, 1995.-194 с.
  222. А.Г. Социально-психологические основы деятельности руководителя АПК: Дисс. докт. психол. наук, — JL: ЛГУ, 1987, — 344 с.
  223. .А. Мотив и смысл.-М.:Прометей, 1993. 200 с.
  224. Социально-перцептивная компетентность в профессиональном общении/ Монография. Под общ. ред. А. А. Бодалев, — М.: МГУ ПП, 2000, — 256 с.
  225. Е.И. Психология взрослых основа акмеологии.-С,-Пб., 1995.-168 с.
  226. В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983 — 285 с.
  227. А.П. Диагностика структуры личности (к работам Р. Кетелла)// Психологическая диагностика: проблемы и исследования/ Под ред. Гуревича К.М.-М., 1981.-С. 102−112.
  228. Сухо дольский Г. В. Математика для психологов. Л.: ЛГУ, 1972. — 428 с.
  229. С.И. Формирование психологической структуры боевой деятельности у воинов специалистов в ходе изучения современной военной техники: Дис. докт. психол. наук. — М., 1987. — 417 с.
  230. Н.Ф. Теоретические проблемы разработки модели специалиста / Современная высшая школа. М.: МГУ, 1986. — N2. — С. 134. — 194
  231. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. Под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой. М.: МГУ, 1977. — 204 с.
  232. Теории личности в западной и американской психологии. -М.: Бахарах, 1996, — 411 с.
  233. В.М. О культуре научного исследования/В избранных трудах.-М., 1985,-т.2 -С.310 337.
  234. ОК. Понятия и принципы общей психологии: Уч. пособие для слушателей ФПК факультета психологии. М.:МГУ, 1992. — 87 с.
  235. В.П. Психология межличностного влияния и оценивания. /Учебное пособие. Л.: ЛГУ им. А. А. Жданова, 1984. 42 с.
  236. Т. Социальная психология / Пер. с англ. -М: Прогресс, 1996. -535 с.
  237. Н.Б. К проблеме субъективной значимости другого. // Сб.: Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. М., 1979.-239 с.
  238. А.Г., Зеличенко А. И. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора// Вестник МГУ, сер. 14. Психология. 1987. — N4.-С. 14−27.
  239. Д.Б. Избранные психологические сочинения. М., 1989. — 306 с.
  240. Энциклопедический словарь. Гл. ред. Б. А. Введенский. Т.2. М.: Советская энциклопедия, 1996. — 736 с.
  241. Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ.-М: Прогресс, 1996, — 327 с.
  242. Эффективный менеджмент: акмеологические аспекты/ Отв.ред. Л. Г. Лаптев.В 2 ч, — М.:Изд.дом Красная площадь, 1996, — ч.1, — 238 е.- ч.2, — 243 с.
  243. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978. -214 с.
  244. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени.: Пер. с нем./ Предисл. А. В. Бурменского. М.: Издательская группа «Прогресс» — «Универс», 1994. — 336 с.
  245. И.М. Психология эмпатии (теоретические и прикладные аспеты). / Дис. докт. псих. наук. СПб, 1995. С. 21 54.
  246. Е.А. Субъекты общественной психологии: В кн. Теоретическая и прикладная социальная психология. М.: Мысль, 1988. — С.97 — 115.
  247. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. -Самара: «Самарский университет», 1995.-331 с.
  248. Т.Г. Восприятие и оценивание ситуаций межличностного взаимодействия. / Дис. канд. псих. наук. СПб., 1991.-С. 13 68.
  249. В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. -М.:ЦКФП РАО, 1997.-248 с.
  250. Adorno T.W.JFrenkel Briswik E., Lewinson D.J., Janford R.N. The autohoritrian personality- N. — Т., 1990, — 316 p.
  251. Albonese R., Van Fleet D. Organizational behavior: a managerial viewponint.-Chicago, 1983.- 296 p.
  252. Athinson J.W. Anintroduhtion to Motivation.-Prinston. N.-Jersj, 1964.- 360 P
  253. Barett M. English children’s acguision of European Identity.// Changing European Identities'. Social-Psychological Analyses of Social Change. Oxford, 1996.-294 p.
  254. Bass B.M., Barett G.V. People, work and organizations: An introduchion to industrial and organizational psychology. Boston, 1981.- 374 p.
  255. Cottel R.B. Handbook of multiuvariate expermental psichology. -Chicago: M. Nally, 1986.-403 p.
  256. Englander M.E. Strategies for classroom discipline. N.Y.-London, 1986,-296 p.
  257. Fiedler F.E. Leadership and leadership effectiveness traits: a reconceptualization of leadership trait problem // Leadership and interpersonal behavior.-N.-Y., 1991,-p.49 62.
  258. Fiedler F.E. The contingency model and the dynamics of leadership process // Advances in experimental sohial psychology. V. l 1 .N.Y., 1978.- p. 76 89.
  259. Enciclopedia of Psychology. H.J. Eyzenk, W. Arnold and R. Meili (EDS), Herder & Herder, N.Y., 1992, vol.1, p.25.
  260. Hackman J.R., 01dbam G.R., Janson R., Rurdy K. A new strategy for job enrichment//California management review, 1975.V.17.
  261. Harrison A.A., Connors M.M. Groups in exotic environments// Advances in experimental sohial psychology.V.18.N.Y., 1984. p.19 — 40.
  262. Lecky P. Self Consistency, a theory of Personality. New York, — Island Press, 1945.-379 p.
  263. Lewin K. Principles of topological psychologs.- N.Y., 1936.- 274 p.
  264. Maslow A.H. Motivation and personality. N.Y., 1954.- 372 p.
  265. Maslow A.H. Toward apsychologj of bung.- Princeter, 1968.- 293 p.
  266. McClelland D.C. The achieving society.Princeton. N.Y., 1961.-328 p.
  267. Murreej H.A. Exploration in personality-N.-Y. Oxford Union Press, 1938.-761 p. business review. 1975.V.53.
  268. Ollport G.W. Attitudes. Jn: Handbook of Sociol Psichologj. — Ed bj с Murchison Worcester, 1935.- 890 p.
  269. Tajfel H. Sohial psychology of intergroup relations//Annual review of psychology. 1982. V.33.
  270. Wechsler D. The Measurement and Apraisal of Adult Intelli gence.- Baltimore: Williams and Wilkins, 1995. 297 p.
Заполнить форму текущей работой