Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Самооценка и направленность личности подростков с отклоняющимся поведением

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования определяется необходимостью исследования динамики самооценки и изменений направленности личности в условиях коренных социальных изменений. Это позволяет выявить основные каналы, по которым происходит трансляция норм, ценностей, представлений о себе в реальном контексте, лучше понять закономерности некоторых свойств личности, в частности самооценки и направленности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ САМООЦЕНКИ И
  • НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
    • 1. Самооценка в психологической структуре личности
    • 2. Направленность в психологической структуре личности
    • 3. Самооценка и направленность личности подростка
    • 4. Взаимосвязь самооценки и направленности личности подростка с отклоняющимся поведением
  • ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ И
  • НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ С
  • ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ
    • 1. Организация исследования самооценки и направленности личности подростков с отклоняющимся поведением
    • 2. Методы исследования самооценки подростков с отклоняющимся поведением
    • 3. Методы исследования направленности личности подростков с отклоняющимся поведением
  • ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ И НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ
    • 1. Характеристика уровней самооценки подростков с отклоняющимся поведением
    • 2. Уровни сформированы ости и виды направленности личности подростков с отклоняющимся поведением
    • 3. Особенности взаимосвязи самооценки и направленности личности подростков с отклоняющимся поведением

Самооценка и направленность личности подростков с отклоняющимся поведением (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования определяется необходимостью исследования динамики самооценки и изменений направленности личности в условиях коренных социальных изменений. Это позволяет выявить основные каналы, по которым происходит трансляция норм, ценностей, представлений о себе в реальном контексте, лучше понять закономерности некоторых свойств личности, в частности самооценки и направленности личности в подростковом возрасте. С точки зрения развития, этот возрастной подход характеризуется как чрезвычайно важный в становлении личности. Известно, что эта развивающаяся личность испытывает ч большие перегрузки в любом обществе и в любые времена. Однако особенно остро стала проблема изучения динамики развития ее психических структур в последние годы. По ряду причин, в том числе и из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению, стабильности личности, а также провоцирующие ее делинквентное поведение. Наиболее интенсивно и многообразно это проявляется у подростков.

Проблема отклоняющегося поведения, на наш взгляд, интересна и актуальна не только сегодня в связи с фундаментальными преобразованиями в нашем обществе, когда многие социальные процессы проявляются в измененном, а то и деформированном виде. Однако было бы неправильным видеть в трудностях формирования нарушения поведения подростков всего лишь влияния особенностей жизни современного общества. Такие подростки есть и в обществах, считающихся благополучными. Одной из важнейших его особенностей является тот темп жизни, в котором мы живем, изменение условий в экономической сфере, научно-технический прогресс, ускоряющаяся динамика разнородной социальной активности людей и т. д. Все это создает новые формы и новый стиль современной жизни, включая поведение. Такого рода изменения не могут не сказаться на детской психике и формирующейся личности ребенка, создавая предпосылки и для девиантного поведения. Неизбежное в этих условиях устремление личности подростка к независимости и самоутверждению легко порождает реакцию отказа, протеста, отрицание авторитета, что приводит к нарушению поведенческих норм.

Отклоняющееся поведение как социальное явление возможно тогда и поскольку, когда и поскольку общественная связь, социальная форма выступают по отношению к индивидам и их деятельности как нечто внешнее как «вещная» необходимость" (35, с. 116).

Поэтому именно в подростковом возрасте наблюдается пик расстройств личностных качеств и свойств, имеет место деформация норм поведенияможет происходить отступление от общечеловеческих норм нравственности, что приводит к действию сил, опустошающих духовный мир подростка и разрушающих его психику.

В этой связи большое практическое значение приобретает исследование психологических проблем формирования личности в подростковый период, поиск научно обоснованных путей и методов организации процесса социализации, оказания своевременной и адекватной помощи развивающейся личности, особенно в кризисных для нее ситуациях.

Исследование процесса формирования самооценки и направленности личности подростков с отклоняющимся поведением позволяет высветить новые грани процесса самопознания, самоопределения личности подростка, пути реализации ее внутренних потенциалов, адекватнее показать рост общественной ценности личности.

Цель исследования — изучение психологических особенностей самооценки и направленности личности подростков и подростков с отклоняющимся поведением, анализ характера взаимосвязи самооценки и направленности личности для определения путей их целенаправленного формирования.

Объект исследования. Подростки и подростки с отклонением в поведении СШ № 658 г. Москвы (169 человек, 44 — с отклонением в поведении) и СШ № 2 г. Каспийска, республики Дагестан (101 человек, 37 с отклонением в поведении).

Предмет исследования — особенности самооценки и направленности личности подростков и подростков с отклоняющимся поведением, их сущностная взаимосвязь. ч.

Теоретическая основа исследования сложилась из теории деятельности, объясняющей сущностную связь общей направленности и самооценкитеории формирования личности и деятельности подростков с отклоняющимся поведен и ем.

Гипотеза исследования. Существуют разные уровни взаимосвязи самооценки и направленности личности, обусловленные различным соотношением мотивов и уровнем их развития в структуре направленности, а также уровнем сформированности самооценки, ее адекватности. Формирование оптимального уровня взаимосвязи самооценки и направленности личности является динамическим процессом, связанным с возрастными и индивидуальными особенностями подростков, включая подростков с отклонением в поведении.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи исследования:

• изучить уровень развития самооценки, ее адекватности у подростков и подростков с отклоняющимся поведением;

• изучить уровень развития направленности личности подростков и подростков с отклоняющимся поведением;

• изучить взаимосвязь уровня самооценки и уровня направленности личности подростков и подростков с отклоняющимся поведением.

Положения, выносимые на защиту:

1. Самооценка и направленность личности подростков и подростков с отклонением в поведении находятся во взаимосвязи и характеризуются общей психологической особенностью: уровнем их сформированности, обусловленным силой проявления структурных компонентов самооценки и силой проявления мотивов, входящих в структуру направленности личности.

2. Различные уровни взаимосвязи между самооценкой и направленностью личности имеют место у испытуемых как с коллективистической, так и с личной и с лично-престижной направленностью.

3. В основе функционирования самооценки подростка и подростка с отклонением в поведении лежит направленность личности, определяющая структуру и особенности взаимосвязи конкретной и обобщенной самооценки.

4. В значимой для личности подростков с отклонением в поведении проблемно-конфликтной ситуации, могут изменяться содержание и основные характеристики самооценки и направленности личности.

5. Между СО и направленностью личности подростка и подростка с отклонением в поведении существует взаимосвязь, которая выражается, с одной стороны, во влиянии особенностей СО на формирование уровней направленности, с другой — в том, что сформировавшаяся направленность личности (коллективистическая, личная, лично-престижная) оказывает влияние на формирование уровней СО (низкий, адекватный, высокий).

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые предметом экспериментального исследования стал вопрос о психологических особенностях самооценки и направленности личности подростков с отклоняющимся повес дением в их взаимосвязи. Была выявлена адекватность уровня СО и соотношение уровней самооценки с уровнями направленности в соответствии с классификацией видов направленности, исходя из основных групп мотивов коллективистических, личных, лично-престижных. F.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в обосновании особенностей сущностной взаимосвязи различных уровней в самооценке и направленности личности в психологической структуре личности. Данные, полученные на основе экспериментального исследования, углубляют понимание психологической структуры и динамики развития самооценки и направленности, а также особенностей их взаимосвязи у подростков с отклоняющимся поведением в условиях учебной и общественно полезной деятельности.

Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования имеют прямой выход в практику учебно-воспитательного процесса в школе, обогащают школьных психологов и педагогов знанием психологических особенностей самооценки и направленности личности подростков с отклоняющимся поведением, способствуют улучшению работы с подростками, имеющими различный уровень сформированности СО и направленности личности, совершенствуют методы и приемы индивидуального подхода к учащимся в процессе их нравственного воспитания.

Достоверность полученных в исследовании данных обеспечивалась достаточным объемом выборочной совокупности, применением научно-обоснованных методов и приемов исследования, использованием различных видов анализа с применением методов математической статистики.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования были доложены и получили одобрение на научно-практической конференции преподавателей и студентов Дагестанского государственного педагогического университета (1994 г.), на научной сессии по итогам научно-исследовательской работы Московского педагогического государственного университета (апрель 1997 г.), на педагогических советах СШ № 2 г. Каспийска и СШ № 658 г. Москвы (1996 г.). По результатам исследования имеются две публикации.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Общий объем диссертации составляет 163 страницы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ современной психологической литературы говорит о возрастании интереса к проблеме самооценки и направленности личности. Этот интерес вызван тем, что и самооценка, и направленность личности являются одним из важнейших личностных образований. Они относятся к ядру личности, «к интимным и вместе с тем чрезвычайно действенным компонентам ее структуры и динамики» (94).

Результаты нашего исследования подтверждают тезис о значимости изучения проблемы самооценки и направленности личностиданная значимость вытекает из трудностей в определении целей воспитания, а также сложностей процессов интериоризации содержания воспитательных мер современными подростками. Наш анализ указывает и на повышение уровня сложности задач, стоящих перед школой сегодня, в плане: 1) социальной адаптации детей, которых необходимо подготовить к новой реальности — к вступлению в жизнь в резко изменившихся социальных условиях- 2) формирования в ребенке устойчивых качеств личности, способствующих не только полноценной социализации, но и социальной активности, а в идеале творчеству.

В этой связи изучение психологических особенностей самооценки и направленности личности в их взаимосвязи ориентирует на выделение действенных средств побуждения активности личности. Активность личности выражается в ее стремлении к достижению поставленной цели, в ее намерениях и различных мо-тивационных установках. Осуществляя различные акты, личность нуждается в некоторой обратной связи, чтобы в каждый определенный момент оценить точки зрения других, определить образ самого себя. Самооценка, как показало наше исследование, — надежный индикатор такой действенной связи, а направленность — одна из форм ее проявления в ходе социальной активности.

В изучении проблемы развития активности личности существенная роль принадлежит проблеме саморегуляции поведения. Исследование показало, что изучение СО как предпосылки саморегуляции поведения в подростковом возрасте имеет важное практическое значение, поскольку только с учетом психологических знаний о ее природе и содержании можно на научной основе организовать воспитание школьников. Необходимость данного экспериментального исследования, продиктованная практикой воспитательной работы с детьми, особенно с подростками с отклонением в поведении, нашла отражение в его результатах, а основные гипотезы оказались подтвержденными. Рассмотрение генезиса отклоняющегося поведения в разрезе нашего исследования выявило значимость синтезирования знаний о личности несовершеннолетнего правонарушителя и причинах, обусловливающих отклонения в поведении.

Изучение проблемы самооценки и направленности личности подростков с г отклоняющимся поведением в их взаимосвязи обусловили теоретическое обоснование гипотезы о специфике данной взаимосвязи. Существуют разные уровни взаимосвязи самооценки и направленности личности, обусловленные различным соотношением мотивов в структуре направленности, а также степенью сформированное&tradeсамооценки. Формирование оптимального уровня взаимосвязи самооценки и направленности личности является динамическим процессом, связанным с возрастными и индивидуальными особенностями подростков с отклонениями в поведении. Она в основном подтвердилась в ходе экспериментального исследования.

Анализ содержащегося в диссертационной работе материала позволяет сделать общие выводы:

1. Теоретически обосновано и экспериментально показано, что мееду самооценкой и направленностью личности подростка есть сущностная взаимосвязь, которая характеризуется уровнем их сформированности.

2. Взаимосвязь самооценки и направленности личности является динамическим и двусторонним процессом, обусловленным силой проявления мотивов, входящих в ее структуру, а также от уровнем сформированности психологических компонентов самооценки.

3. Выявлены типы подростков с различными уровнями сформированности самооценкипри этом неадекватность самооценок и взаимооценок подростков с отклонением в поведении обусловлена, с одной стороны, недостаточным уровнем усвоенности норм поведения, моральных знаний, неправильным пониманием оцениваемых качеств, а с другой — характером взаимоотношений с одноклассниками. В то же время высокая степень неадекватности оценочных отношений подростков с отклоняющимся поведением детерминируется низким уровнем направленности личности этих учащихся.

4. Выявлены учащиеся с различным соотношением групп мотивов в структуре направленности личности: с гармоническим сочетанием мотивов при ведущем значении коллективистических мотивов, с преобладанием той или иной группы мотивов, с низким уровнем выраженности всех групп мотивов. При этом, если у подавляющего большинства подростков выражена та или иная направленность личности достаточно ярко, то большинство подростков с отклоняющимся поведением характеризуется общим низким уровнем направленности личности.

5. Подростки с отклоняющимся поведением, которым свойственен высокий и средний уровень выраженности направленности личности, характеризуются преобладанием личной и лично-престижной направленности.

6. Высокому уровню сформированности направленности свойственная адекватная СО, низкому уровню сформированности направленностизаышенная или заниженная СО. Следовательно, между уровнем СО и направленности личности существует обратная связь, заключающаяся в том, что у некоторых подростков с низкой СО успешность деятельности обеспечивается высоким уровнем направленности личности, и наоборот.

7. В процессе исследования, наряду с коллективистической, личной и лично-престижной направленностью, выделена группа подростков с «конформным» поведением. Конформность также, как и выделенные группы мотивов влияет на СО. Она может стать реальным мотивообразующим фактором отклоняющегося поведения.

Теоретические положения диссертации и их апробация в практической работе позволяет дать ряд рекомендаций по повышению эффективности психологической коррекции. Ее результативность зависит от многих факторов и прежде всего от того, сумеет ли психолог и педагог охватить своим воздействием значимые зоны развития подростка, где возможны функциональные нарушения: целеполага-ния, выбора средств, принятия решения, исполнения, оценки, закрепления результата. При этом следует учесть, что коррекция каждого из типов отклоняющегося поведения полагает использование всей системы психолого-педагогических средств.

При изучении СО и направленности личности подростка с отклоняющимся поведением необходимо, прежде всего, учитывать его личностные позиции и морально-этические взгляды, специфику его отношения к общественным нормам, мотивы отклоняющегося поведения.

При изучении психологических детерминант поведения учащихся воспитатели должны уметь отделить проявление возрастных особенностей от случаев собственно отклоняющегося поведения, возможные деформации становящейся СО от напускного цинизма, пренебрежение социальными эталонами. При этом направленность его личности — сложное психическое образование, структура которого выявляется лишь в соотношении с СО.

Для формирования устойчивой, адекватной СО подростка нужно включить его в «систему многостороннего оценивания», которая способствует выработке адекватного эталона оценки с учетом взглядов на самого себя и на других, объективной оценки со стороны других.

Коррекционная работе по формированию у подростка объективной самооценки своего поведения должна включать в себя задачи, позволяющие осуществить такого рода педагогические воздействия, в основе которых положен механизм «психического заражения» конструктивным примером, образцом. Психолого-педагогической основой использования примера является склонность и способность учащихся к подражанию, идентификации со значимыми для него эталонами.

Результирующим выводом нашего исследования о сущностной взаимосвязи самооценки и направленности личности является требование учитывать психологические особенности подростка с отклонениями в поведении на широком фоне социальной и этнокультурной среды. Лишь в таком случае может быть повышена эффективность мер по психокоррекции и психопрофилактике данных отклонений, на что и указывает многолетний опыт работы диссертанта как психолога-консультанта в школах № 2 г. Каспийска и № 658 г. Москвы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ВТ. Зависимость самооценки от интерличного и интраличного сравнения детей. // Вопросы психологии. 1975. — № 2. — С. 138−142.
  2. М.А. Психолого-педагогические факторы предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних. // Психология и профилактика асоциального поведения. /Сб.науч.тр. Тюмень, 1985. — С.5−10.
  3. М.А. Предупренодение педагогической запущенности и правонарушений школьников. М., 1980. — 170 с.
  4. .Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. -Свердловск, 1988. 150 с.
  5. Ананьев Б, Г. Человек как предмет познания. Л., 1969. — 339 с.
  6. Ананьев Б, Г. Избранные психологические труды. Т.Т.1−2. М., 1980.
  7. Т.Ш. Формирование установки социального поведения у несовершеннолетних. Автореф.дисс. канд. психол. наук. Тбилиси, 1980. -26 с.
  8. Т.Ю. Исследование самооценки младших школьников в учебной деятельности. // Вопросы психологии. 1980. — № 4. — С.90−99.
  9. А.Г. Психологические особенности формирования личности трудновоспитуемых подростков. // Трудный подросток: причины и следствия. -Киев, 1984. с.40−61.
  10. А.Г. О предмете психологии личности. // Вопросы психологии. -1983. -№ 3.- С, 118−125.
  11. Т.К. О функции моральных знаний в формировании общественной направленности старших подростков. II Нравственное воспитание в коллективе. Л., 1970. — С.62−81.
  12. И.П. Социально-психологические особенности криминогенных групп подростков. // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних. Тюмень, 1985. — с.45−55.
  13. С.А. Престижность и асоциальное поведение несовершеннолетних. Автореф.дисс. канд. психол. наук. Л., 1977. — 20 с.
  14. С.А. Основы превентивной психологии. М., 1994. — 221 с.
  15. Р. Развитие Я концепции и воспитание. — М., 1986. — 420 с.
  16. П.П. Трудные школьники. М., 1929. — 106 с.
  17. Л.И. Особенности самосознания у подростков. // Вопросы психологии. 1953. — № 1. — С. 98−107.
  18. Л.И. Некоторые проблемы формирования личности ребенка. // Вопросы психологии, 1956. № 6. — С. 15−27.
  19. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. -464 с.
  20. М.И. Влияние позиции подростка на саморегуляцию поведения. И Вопросы психологии, 1972. № 5. — С. 121−128.
  21. Л.В. Что такое самооценка? //Психол.журнал, 1992. Т.12. — № 4. -С. 99−104.
  22. Г. Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков правонарушителей. Автореф.дисс. .канд.психол.наук. М., 1961.-18 с.
  23. .С. Аномалии личности. М., 1988. — 304 с.
  24. .С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века. // Вопросы психологии, 1993. № 1. — с. 6−13.
  25. .С., Павленко В. Н. Соотношение самооценки и целевой регуляции деятельности в норме и при аномальном развитии. II Вопросы психологии.1986.-№ 4.-С. 146−154.
  26. С.А. Способы исследования количественной характеристики личности в группе. // Вопросы психологии, 1971. № 3. — с. 138−144.
  27. Г. К., Гиппенрейтер Ю. Б. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей. // Вопросы психологии, 1989. № 1. С. 45−54.
  28. З.И. К вопросу об изучении общественной направленности старших подростков в учебной деятельности. И О нравственном воспитании школьников. J1., 1968. — 304 с.
  29. B.C. Мотивы преступлений. Казань, 1982. — 152 с.
  30. Л.С. Собрание сочинений. Т. 3. — М., 1983.
  31. Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. // Вопросы психологии, 1972. № 2. — С. 114−120.
  32. Л.Ф. Направленность личности младшего школьника и устойчивость ее проявления в зависимости от влияния группы (на материале 3-х кл.). Автореф.дисс. канд. психол. наук. М., 1975. — 22 с.
  33. Т.М. Самооценка как метод изучения личности. И Проблемы патопсихологии. М., 1972. — С. 105−117.
  34. Т.М. Психологический механизм решения задач на самооценку. Автореф.дисс. .канд.психол.наук. М., 1986. -22 с.
  35. Я.И. Отклоняющееся поведение как социальное явление. И Человек и общество. Ученые записки ЛГУ. Bbin.VIII. — Л., 1971. — С.113−118.
  36. М.Р. Развитие самоопределения подростков. М., 1988. — 18 с.
  37. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. -М., 1976.-494 с.
  38. Ф.В. Психологические факторы поведения несовершеннолетних правонарушителей. Тбилиси, 1979. — 83 с.
  39. П.Л. Об одном из факторов стимулирующей силы мотива. II Вопросы психологии, 1967. № 4. — С. 115−124.
  40. А.Н. Типы трудных детей. М. — Л., 1930. — 78 с.
  41. Грищенко, А А, Алмазов Б, Н. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся. -Свердловск, 1987. 75 с.
  42. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1988. — С. 78−79.
  43. О.В. Экспериментальный анализ психологической структуры самооценки спортсмена и ее проявления. Тезисы докладов к XX
  44. Международному психологическому конгрессу. М., 1972. — С.62−65.
  45. В.Г. Зависимость содержания самооценки правонарушителей от уровня направленности личности. // Личность в системе общественных отношений. / Тезисы науч. сообщений к VI Всесоюзному съезду общества психологов
  46. СССР. 4.2. — М., 1983.- С. 288−290.
  47. Д.В. Соотношение самооценки и объективной оценки свойств личности школьников старших классов. Автореф.дисс. канд. психол. наук. -Ярославль, 1974. 23 с.
  48. Дети с девиантным поведением: психолого-педагогическая реабилитация и коррекция. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Саратов, 1991.-104 с.
  49. М. Самооценка и компетентность личности. //Актуальные вопросы психологии личности. Сб.науч.трудов. М., 1988. — 242 с.
  50. Н.Ф. Активность личности и принцип значимости. // Советская психология в свете ленинских идей. Пермь, 1971. — С. 124−140.
  51. .И. Потребности, отношения и направленность личности. II
  52. Вопросы психологии, 1973, № 5. — С. 18−28.
  53. .И. Эмоции как ценность. М., 1978. — 272 с.
  54. А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М., 1981. — 159 с.
  55. И.Д. Психологические особенности личностной направленности подростков и возможности ее коррекции. Автореф.дисс. .канд.психол.наук. -М., 1994.-17 с.
  56. Л.Ф. Проблемы направленности личности в советской психологии. // Вопросы психологии, 1972. № 5. — С. 157−162.
  57. Ю.М., Сосновский Б. А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека. // Вопросы психологии, 1989. № 6. — с. 100−108.
  58. Г. Е. Психологические вопросы формирования убеждений. М., 1982. 119 с.
  59. А.Б. Трудные дети и методы работы с ними. // Детская беспризорность и детский дом. М., 1926. — С. 71−104.
  60. Е.А. Соотношение самооценки и уровня притязаний и его влияние на личностные особенности. Автореф.дисс. .канд.психол.наук. М., 1995. — 24 с.
  61. А.В. Генезис самооценки. Автореф.дисс. .д-ра психол.наук. М., 1989.-44 с.
  62. А.В. Структурно-динамическая модель самооценки. // Вопросы психологии, 1989. № 1. — С. 5−14.
  63. .В. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1982. -128 с.
  64. .В., Братусь Б. С. Очерки психологии аномального развития личности. М&bdquo- 1980. -157 с.
  65. А.В. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте. М., 1982. — 200 с.
  66. А.Г. Сравнительная характеристика общественной направленности старших подростков. И О нравственном воспитании школьника. Л., 1968. -304 с.
  67. Зюбин J1.M. О природе асоциального поведения несовершеннолетних. // Вопросы психологии, 1973. № 4. — С. 59−63.
  68. К.Е. Психология преступных проявлений среди молодежи. М., 1971. — 242 с.
  69. Изучение мотивации поведения детей и подростков. / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. М., 1972. — 352 с.
  70. Х.Г. Соотношение самооценки и некоторых компонентов умственных способностей. Автореф.дисс. канд. психол. наук. М., 1989. -19 с.
  71. М.Г. К проблеме формирования у школьников самооценки нравственных качеств. // Нравственное формирование личности школьника в коллективе. Л., 1977. — С. 53−61.
  72. М.Г. Самооценка личности школьника и педагогические условия ее формирования. Л., 1981. — 69 с.
  73. М.Е. Основные типы и психологические особенности направленности личности (у детей младшего школьного возраста). Автореф.дисс. .канд.психол.наук. Мм 1986. -19 с.
  74. В.И., Никиреев Е. М. Экспериментальное исследование психологической структуры коллективизма как свойства личности будущего учителя. II Проблемы психологии личности и коллектива. М., 1979. — с. 6972.
  75. Г. И. Становление рефлексивной самооценки в младшем школьном возрасте. Автореф.дисс. .канд.психол.наук. -М., 1994. -21 с.
  76. Ким В. Е. Диагностика альтруистических установок личности. Автореф.дисс. .канд.психол.наук. М., 1984. — 19 с.
  77. Г. П. Соотношение оценки, самооценки и коммуникативных черт личности подростка. Автореф.дисс. .канд.психол.наук. Л., 1979. — 14 с.
  78. А.Г. Психология личности. М., 1970. — 319 с.
  79. А.Г. Психологические основы исправления правонарушителя. М., 1968.-136 с.
  80. B.C. Антиобщественная направленность личности и преступное поведение. Автореф.дисс. .канд.юрид.наук. Киев, 1983. — 18 с.
  81. Т.И. Зависимость социального поведения детей в группе сверстников от воздействия взрослого. Автореф.дисс. .канд.психол.наук. -М. 1979.-16 с.
  82. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978. — 366 с.
  83. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984. — 335 с.
  84. Т.Е. Формирование общественной направленности личности как педагогическая проблема. // О нравственном воспитании школьника. / Ученые Записки ЛГУ. Л., 1968. Т. 341. — с. 4−59.
  85. Т.Е. Роль коллектива в формировании личности школьника. Автореф.дисс. .д-ра психол.наук. Л., 1970. — 57 с.
  86. Е.П. Проблема психологической устойчивости. // Психологические аспекты социальной нестабильности. / Под ред. Б. А. Сосновского. М., 1995. — С. 27−51.
  87. В.Н. Причины правонарушений. М., 1976. — 286 с.
  88. И.А., Морозова Г. Б., Потини А. С. и др. Психологический анализ смыслообразующих факторов делинквентных подростков. // Психол. журнал, 1996. Т. 17.-№ 5.-С76−89.
  89. И.А., Сафуанов Ф. С., Тхостов А. Ш. Структурно-иерархическая организация самооценки у аномальных личностей в кризисной ситуации. II Психол. журнал, 1991. Т. 12. № 3. — С. 56−67.
  90. З.В. Исследование особенностей самооценки личности в условии успеха и неудачи. Автореф.дисс. .канд.психол.наук. М., 1973. — 17 с.
  91. Кун М., Макпартленд Т. Эмпирические исследования установок личности на себя. //Современная зарубежная психология. / Под ред. Г. М. Андреевой. -М., 1984.-С. 180−187.
  92. Е.В. Психологические и социально-педагогические факторы профилактики делинквентности старших подростков. Автореф.дисс. .канд.психол.наук. М., 1995. — 17 с.
  93. Н.Д. Направленность подростков. М., 1969. — С. 5−21.
  94. Н.Д. Психология характера. М., 1969. — 143 с.
  95. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1976. — 304 с.
  96. А.Н. Проблемы развития психики. М&bdquo- 1981. — 584 с.
  97. А.И. Психология самооценки школьника. Автореф.дисс. .д-ра психол.наук. М., 1974. — 35 с.
  98. А.И., Рыбак Л. А. Критичность и самосознание в учебной деятельности. М., 1968. — 142 с.
  99. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. -144 с.
  100. Личность в системе общественных отношений. // Тезисы научных сообщений совещания психологов VII Всесоюзному съезду общества психологов СССР.-М., 1983. 4.2.-235−465 с.
  101. Личность и труд. /Под ред. К. К. Платонова. М., 1965. — 365 с.
  102. .Ф. Теория, эксперименты и практика в психологии. Н Психол. журнал, 1980, т. 2. № 1. — С. 4−10.
  103. Н.Н. Соотношение самооценки и объективной оценки волевых качеств личности студента-общественника. // Теоретические и прикладные проблемы психологического познания людьми друг друга. Краснодар, 1975.- С. 332−336.
  104. Н.Г. Природа установки антиобщественного поведения подростка. Автореф.дисс. .канд.психол.наук. Тбилиси, 1979. — 18 с.
  105. Н.И. Направленность личности и проблемы ее воспитания. Автореф.дисс. .канд.психол.наук. М., 1970. -19 с.
  106. Н.Ю. Оценочная деятельность учителя и формирование самооценки школьника. И Вопросы психологии, 1983. № 5. — С. 42−48.
  107. Н.Ю. Диагностика и коррекция поведения трудных подростков. И Вопросы психологии, 1988. № 3. — С. 93−99.
  108. В.Г., Ситаров В. И. Развитие самосознания и проблемы формирования социально-активной личности. М., 1987. — 90 с.
  109. Ю.П. Направленность личности школьника. Пермь, 1985. -73 с.
  110. А. Самоактуализация. // Психология личности. Тексты. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер. М., 1982. — С. 20−32.
  111. Г. А. Исследование оценки и самооценки в связи с типами совместной деятельности. Автореф.дисс. .канд.психол.наук.- Л., 1983. -18 с.
  112. В.Ф. Психологические особенности морально-волевых качеств личности трудновоспитуемых подростков. Автореф.дисс. .канд.психол.наук.- Киев, 1985. 24 с.
  113. Н.А. Психологические закономерности формирования научного мировоззрения. // Психология формирования и развитие личности. /Под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1981. — С. 306−307.
  114. B.C. Очерк психологии личности. Пермь, 1959. — 173 с.
  115. B.C. Проблемы психологии личности и психологии труда. Пермь, 1961.-203 с.
  116. B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971. — 120 с.
  117. Методологические проблемы социальной психологии. /Отв.ред. Е. В. Шорохова. М., 1975. — 295 с.
  118. Методология и методы социальной психологии. /Под ред. Е. В. Шороховой. -М&bdquo- 1977.-246 с.
  119. Методы системного педагогического исследования. / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л., 1980. — 172 с.
  120. Методы социальной психологии. /Под ред. В. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л., 1980.-174 с.
  121. А.И. Самооценка осужденных: возможности изучения и коррекции. // Проблемы исполнения наказания в воспитательно-трудовых колониях и предупреждение преступности молодежи. М., 1989. — С. 64−70.
  122. О.Н. Динамика самооценки в зрелом и позднем возрасте. Автореф.дисс.канд. психол. наук. М., 1994. -16 с.
  123. О.Н. Исследование самооценки в зарубежной психологии. // Деп. ВИНИТИ № 5523−83. М&bdquo- 1983. — 30 с.
  124. О.М. Усвоение учащимися поведенческих критериев как одно из условий повышения личностных качеств. // Психолого-педагогический аспект правового воспитания учащихся профтехучилищ и работы с трудными подростками. Вып. 34. — Л., 1976. — С.32−45.
  125. Мухина В. С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов. М., 1997. — 432 с.
  126. В.Н. Личность и отношения человека. И Проблемы личности. /Под ред. Л.ИАнцыферовой. М., 1969. — С. 63−73.
  127. И.А. Трудный успех. М., 1981. -128 с.
  128. М.З. Направленность личности и аффект неадекватности у подростков. // Изучение мотивации поведения детей и подростков. /Под ред. Л. И. Божович, Л. И. Благонадежиной. М., 1972. -С.111−146.
  129. М.З. Изучение подростков с разной направленностью личности.// Изучение мотивации поведения детей и подростков. /Под ред. Л. И. Божович, Л. И. Благонадежиной. М., 1972. — С. 147−249.
  130. Несовершеннолетние с отклонением в поведении. Киев, 1981. — 238 с.
  131. Е.М. Некоторые теоретические вопросы изучения направленности личности. // Психологические проблемы формирования социально-активной личности учителя. / Сб.статей. М., 1982. — С.18−30.
  132. Е.М. Экспериментальные исследования общей и профессиональной направленности личности студента и педагогического института. // Психологические проблемы формирования социально-активной личности советского учителя. М., 1983. — С. 14−27.
  133. Е.М. Внимание и направленность личности. // Вопросы психологии познавательной деятельности. М., 1982. — С. 29−35.
  134. Е.М. Влияние ценностно-ориентационной и эмоциональной сплоченности на мотивационную сферы личности. // Проблемы психологии коллектива. М. 1979. — с.5−12.
  135. Е.М., Шилова Т. А. К вопросу изучения структуры направленностиличности. Н Психологические вопросы формирования личности будущегоучителя. / Под ред. П. А. Просецкого. М., 1986. — с. 25−32.
  136. О нравственном воспитании школьника. Сб. статей / Под ред. Т. К. Ахаян, Т. Е. Конниковой. Л., 1968. — 304 с.
  137. В.М. Основные критерии отклонений в нравственном развитии подростков. // Психологическое изучение трудновоспитуемых школьников и несовершеннолетних правонарушителей. М., 1974. — С. 32−40.
  138. Д.В. «Я сам!». Очерк становления и развития детского «Я». -М., 1986.-93 с.
  139. .Д. О некоторых аспектах социальной обусловленности ценностных ориентаций личности. // Проблемы личности. / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1969. — С.371−380.
  140. .Д. Общественное настроение. М., 1966. — С.31−32.
  141. Ф. Некоторые проблемы отклоняющегося (девиантного) поведения. // Психол. журнал, 1987. № 4. Т.8. — С.92−102.
  142. B.C. Причины отклонения от нормы в поведении учащихся 5−8 классов и пути их преодоления. Автореф.дисс. .канд.пед.наук. Киев, 1968. — 19 с.
  143. А.В. Введение в психологию.- М., 1995. С.404−405.
  144. В.Ф. Криминальная субкультура подростков и юношей. Автореф.дисс. .д-ра психол.наук. М., 1992. — 80 с.
  145. К.К. Структура и развитие личности. М., 1986. — 256 с.
  146. К.К. Личность как объект социальной психологии. // Методологические проблемы социальной психологии. /Отв. Редактор Е. В. Шорохова. М., 1975. — С.72−89.
  147. А.С. Общепсихологическая теория установки. II Исследования по психологии установки. Тбилиси, 1967. — 340 с.
  148. Психологические аспекты изучения направленности учащейся молодежи. -Новосибирск, 1988. -121 с.
  149. Психологические особенности самосознания подростков. /Отв.ред. М. И. Боришевский. Киев, 1980. — 166 с.
  150. Психологические проблемы выявления и коррекции отклоняющегося поведения школьников. М., 1990. -159 с.
  151. Психологические проблемы социальной регуляции поведения /Под ред. Е. В. Шороховой. М., 1976. — С. 343−365.
  152. Психологические проблемы формирования социально-активной личности учителя /Под ред. П. А. Просецкого. М., 1982. — 129 с.
  153. Психологические проблемы формирования направленности учащихся профтехучилищ/Сб.науч.тр. Л., 1982.-61 с.
  154. Психологическая профилактика недисциплинированного поведения учащихся /Учеб.пособие. Киев, 1989. — 252 с.
  155. Психологическое изучение трудновоспитуемых школьников и несовершеннолетних правонарушителей. М., 1973.-201 с.
  156. Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних. /Под ред. САБеличевой. Тюмень, 1985. — 90 с.
  157. Психология, клиника и профилактика отклоняющегося поведения детей и подростков /Под ред. ВАХудика. Чернигов, 1991. — 119 с.
  158. Психология личности. Тексты. /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер. М., 1982. -287 с.
  159. Психология подростка. /Сб.науч.тр. М., 1993. — 138 с.
  160. Психология современного подростка. /Под ред. Д. И. Фельдштейна. М. 1987. — 236 с. 158.159.160.161162 163 164 165 166 151 162 755 284 992
  161. Психология формирования и развития личности. //Сб.статей. /Под ред. Л. И. Анцыферовой. М&bdquo- 1981. 365 с.
  162. С.В. Взаимосвязь самооценки и мыслительного процесса при решении задач. Автореф.дисс. .канд.психол.наук. М., 1988. — 19 с. Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся. / Под ред. ВАТатенко. — Киев, 1989. -126 с.
  163. М.Г. Формирование общественной направленности личности у подростков с отклонением в поведении. Автореф.дисс. .канд.психол.наук. -М., 1985. -19 с.
  164. М. Помощь трудным детям. М., 1987. -420 с.
  165. Раусте фон Вихт М. Л. «Образ Я» как подструктура личности. // Проблемыпсихологии личности. М., 1982. — С. 104−111.
  166. М.А. Особенности самооценки старших школьников приовладении способами учебной работы. // Вопросы психологии, 1986. № 3. 1. С. 35−44.
  167. Л.С. Самооценка и притязания подростка. // Психологические особенности самосознания подростка. /Под ред. М. И. Боришевского. Киев, 1980.-166 с.
  168. В.Ф. Психология самоопределения личности. Свердловск, 1986. -142 с.
  169. В.Ф. Динамика оценочных эталонов в подростковом и юношеском возрасте. // Вопросы психологии, 1982. № 1. — С.69−75.
  170. Е.А. Уверенность в себе и условия ее формирования и школьников. // Ученые записки Тамбовского пединститута. Вып. 10,1956. -С.41−73.
  171. А. И. Основные формы развития образа самого себя у дошкольников. // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М., 1980. — С. 119−139.
  172. Л.С. Дети с аффективным поведением. М., 1966. -150 с.
  173. Т.А. Формирование самосознания и самооценки советских школьников. Автореф.дисс. .канд.психол.наук. М., 1953. — 24 с.
  174. Е.Т., Чеснова И. Г. Зависимость самооценки подростков от отношения к нему родителей. // Вопросы психологии, 1986. № 2. — С. 110 117.
  175. Н.Г. Психология трудного подростка. Рига, 1980. — 24 с.
  176. .А. Мотивационно-смысловые образования в психологической структуре личности. Автореф.дисс. .д-ра психол.наук. М., 1992. — 30 с.
  177. А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972. — 303 с.
  178. С.Ф. Возрастная динамика самооценки у школьников. // Воспитание, обучение и психическое развитие: Тезисы докладов V Всесоюзному съездупсихологов. М., 1977. — 96 с. 184.185.186 187 188 189 190 174 928 710 734 186 545 152
  179. В.Г. Психология индивидуального подхода к трудным учащимся. -М., 1991.-117 с.
  180. Ф.Г. Психологические особенности взаимосвязи направленности личности и темперамента подростков. Автореф.дисс. канд. психол. наук. -М., 1988.-16 с.
  181. Р.Б. Роль деятельности и формирование самооценки у детейдошкольного возраста. Автореф.дисс. .канд.психол.наук. М., 1977. — 14 с.
  182. В.В. Самосознание личности. М., 1983. — 286 с.
  183. В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознанияличности. Автореф.дисс. .д-ра психол.наук. М., 1985. — 37 с.
  184. Е.В. Формирование у ребенка морального действия. // Вопросыпсихологии, 1979. № 3. С. 47−55.
  185. .М. Избранные труды. Т.П. М., 1985. — 360 с.
  186. Трудный подросток: причины и следствие. /Под ред. ВАТатенко. Киев, 1985.-175 с.
  187. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961.-210 с.
  188. Д.Н. Психологические исследования. М., 1966. — 451 с. Учителям и родителям о психологии подростка. /Под ред. Г. Г. Аракелова. -М., 1990.-304 с.
  189. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989. -206 с.
  190. Д.И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков. М., 1982. — 224 с.
  191. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995.-368 с.
  192. Л.Б. Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера лиц с отклоняющимся поведением. // Психология формирования и развития личности. М., 1987. — С. 398−363.
  193. Л.Б. Поиск пределов допустимого как одна из особенностей поведения «трудных» подростков. // Социальная психология личности. М., 1979.-С. 114−138.
  194. Формирование направленности личности. / Под ред. Ю. П. Истратова. -Владимир, 1976. 132 с.
  195. X. Мотивация и деятельность. М., 1986. — Т.Т.1−2. — 392 с.
  196. С.Н. Самооценка недисциплинированных подростков и их оценочное отношение к окружающим. // Психологические особенности самосознания подростка / Под ред. М. И. Боришевского. Киев, 1980. — 166 с.
  197. X. Категории девиантного, асоциального и делинквентного поведения у подростков. // Невропатология и психиатрия. 1987. С. 15 271 529.
  198. Р.И. Психология трудного подростка. Хабаровск, 1990. — 80 с.
  199. Р.И. Аффект неадекватности в структуре личности подростков. Автореф.дисс. канд. психол. наук. М., 1977. — 17 с.
  200. П.Р. Вопросы самосознания личности в современной психологии. // Психологическая наука в СССР. М., 1960. Т.2. — С.91−110.
  201. И.И. Проблемы самосознания в психологии. М., 1977. — 144 с.
  202. И.И. Особенности развития самосознания в отногенезе. // Принцип развития в психологии. М., 1978. — 368 с.
  203. B.C. и др. Самосознание подростков с гармоничным и отклоняющимся поведением. Ставрополь, 1993. — 140 с.
  204. В.Э. Нравственная устойчивость личности. М., 1981. — 208 с.
  205. В.Э. О возрастном подходе к проблеме формирования личности школьника. // Вопросы психологии, 1976, № 4. С.41−54.
  206. Т.Ш. Потребность престижа, потребность быть свободным и самостоятельным и пути их воспитания в подростковом возрасте. // Некоторые вопросы психологии и педагогики социальных потребностей. -Тбилиси, 1974. С.36−42.
  207. Н.Е. Личностная и профессиональная самооценка студентов педвуза. М., 1986. — 99 с.
  208. Т. Социальная психология. М., 1964. — 534 с.
  209. З.М. Формирование общественной направленности личности школьника. М., 1977. 224 с.
  210. Т.Д. Психологическая типология школьников с отставанием в учении и отклонениями в поведении. М., 1995. — 84 с.
  211. Т.А. Взаимосвязь волевой активности и направленности личности подростка. Автореф.дисс. .канд.психол.наук. М., 1985. -16 с.
  212. Н.М. Психологические особенности общения подростков с различной направленностью. Автореф.дисс. .канд.психол.наук. Киев, 1985.-25 с.
  213. Е.В. Проблема «Я» и самосознание. // Проблемы самосознания. -М., 1966.-с. 113−121.
  214. Юридический энциклопедический словарь. /Под ред. А. Я. Сухарева. М., 1987.-527 с.
  215. Т.И. Роль и самооценки в регуляции поведения младших школьников. М., 1977. — 17 с.
  216. Allport G.W. Pattern and Growth in Personality. N. Y, 1961.
  217. Beane J. and Jipka. Self-concept and Self-esteem: a construct-differentiation. //Child Study Journal. -1,1980.
  218. Branden N. The Psychology of Self-Esteem. A new concept of man’s Psycological Nature. Los Angeles, 1969. — 457 p.
  219. Campbell J.D., Lavalle L.F. Who am I? The of self-confusion in understanding the behavior of people with low self-esteem.// Self-Esteem: the Puzzle of low self-regard Plenum series in social clinical psychology. N.Y., 1989. — p. 3−20.
  220. Cooley C.N. Human Nature and Social Order. N.Y., 1912.
  221. Coopersmith N. A method for determining types of self-esteem. // J. Of Abnormal Social Psychology. 1959, v.59 (1). — p. 87−94.
  222. Dutton D.G., Arrwood A. Situational factors in evaluation congruency and interpersonal attraction. //J. of Personal and Social Psychology. 1971, v. 18. -p.222−229.
  223. Feather N.T. Valence of outcome and expactation of success in relation to task difficulty and perceived Locus of control // J. Of Personal and Social Psychology. -1967, v.7. p.373−386.
  224. Harold N. Bernard N. Psychology of learning and teaching. N.Y., Toronto, London. -1954.
  225. Hewitt L.E., Jenkins R.L. Fundamental Patterns of Maladjustment. The Dynamics of their Origin. State of Illinois, Springfield, 1972.
  226. Kaplan H.B. Self-attitudes and Deviant Behavior. California, 1975. — 185 p.
  227. Mead G.H. Mind, Self and Society. Chicago.
  228. Rogers K.R. Client-Centred Therapy. Boston, 1965. — 560 p.
  229. Rosenberg M. Society and the Adolescent Self-image. Prinston. N.J. 1965. -444 p.
  230. Scott P.P. Deliquency // In J.G. Howeils (ed.), Modern Respectives in Child Psychiatry. Olive & Boyd, 1965.
  231. Shatter K. Social and Personality Development. Monterey, California, 1979.
  232. Stott D.H. Taxonomy of behavior disturbance. Toronto, 1975.
  233. Wells L.E., Marweil G. Self-esteem: it’s Conceptualization and measurement. London, 1976. 279 p.
  234. Wylie R.G. The Self-Concept: a Review of Methodotological Concederations and Measuring Instruments. Nebraska, 1974, v.1. — 433 p.
  235. Veblen T. The Theory of the Leisure Class. N.Y., 1959.
Заполнить форму текущей работой