Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие культуротворческих ценностей в системе образовательной подготовки студентов высшей медицинской школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования определяется: 0 внедрением в учебно-воспитательный процесс разработанной технологии развития культуротворческих ценностей у студентов-медиков, которая позволит обеспечить более высокий культурологический уровень подготовки будущих специалистов-медиковя разработкой комплекса учебно-методических пособий, дающих возможность студентам-медикам лучше усвоить… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ГЛОБАЛЬНЫЕ НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЫ
    • 1. 1. Гуманитаризация образования студентов-медиков как педагогическая проблема
    • 1. 2. Особенности реализации культуротворческих ценностей при подготовке студентов высшей медицинской школы
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
    • 2. 1. Педагогические технологии развития культуротворческих ценностей у студентов-медиков
    • 2. 2. Педагогические условия совершенствования гуманитарного образования в высшей медицинской школе в аспекте развития культуротворческих ценностей
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ ПРИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЫ
    • 3. 1. Методика и инструментарий исследования в аспекте культуротворческих ценностей студентов-медиков
    • 3. 2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию культуротворческих ценностей в системе образовательной подготовки студентов-медиков
  • Выводы по третьей главе

Развитие культуротворческих ценностей в системе образовательной подготовки студентов высшей медицинской школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Модернизация российского образования предполагает повышение качества подготовки специалиста, способного к непрерывному образованию в процессе профессиональной деятельности. Комплексная многоуровневая система управления качеством образования в вузе, которая постоянно развивается и совершенствуется, является необходимой ценностью и приоритетом как государственного управления, так и современной идеологии вузовского менеджмента.

Тенденция достижения нового качества образования выступает сегодня как фундаментальная проблема, своеобразная модель соответствующего уровня культуры. Тенденция дает направление на достижение таких показателей экономического и социального развития общества, которые будут выражаться в более высоком уровне жизни людей и стабильности российского государства.

Растущий интерес общественности вызывает и профессиональная подготовка в высшей медицинской школе будущих специалистов-врачей в куль-туротворческом аспекте, как специфической особенности их профессиональной деятельности. Высшая медицинская школа становится центром педагогической культуры и этики, источником гуманистических знаний, а также основой интеллектуально-нравственного совершенствования, высокого образовательно-профессионального и общекультурного развития будущих врачей.

В связи с этим важнейшая проблема современности состоит в том, чтобы осуществить поиск путей, способствующих культурологическому и куль-туротворческому развитию студентов-медиков. Осуществить такую подготовку можно, лишь опираясь на идеи гуманизации и гуманитаризации образования, выдвинув в качестве приоритетной концепцию культуротворчества как ключевого принципа общеобразовательной подготовки врача в процессе совершенствования высшего медицинского образования.

Государственная образовательная политика в области высшего образования в XXI веке декларирует ведущую роль идей гуманизации и гуманитаризации. Однако эти идеи еще недостаточно интегрированы в систему высшей медицинской школы, не находят в ней необходимого отклика. Вместо действительно гуманитарного знания, несущего значительный ценностно-смысловой потенциал, ориентирующего будущих врачей в сфере гуманитарных аспектов выбранной ими профессии, формирующего гуманистическое сознание личности, студенты получают разрозненные знания, набор культурологических фактов.

В результате, как показывает общественная практика, современный выпускник вуза не всегда способен адекватно оценить социально-политические, экологические, этико-правовые, культурные и другие явления гуманитарной парадигмы.

Медицина, как одна из наук о человеке, принципиально не может быть лишена гуманитарности. В эпоху научно-технического прогресса в результате колоссальных достижений в области медицины появились новые негативные этические проблемы: дегуманизация, падение морали и нравственности.

Гуманизация высшего образования, приближение общечеловеческих заповедей к реалиям нашей жизни являются одним из основных направлений подготовки будущих врачей. Система знаний о правах человека активизирует социальную позицию студентов, обогащает их шкалу ценностей, формирует нравственность и тем самым усиливает проявление гуманитарной парадигмы в практике врачебной деятельности будущих специалистов, их профессионально-образовательной подготовке.

Культуротворческая составляющая высшего медицинского образования позволяет направить процесс формирования личности специалиста-врача, представителя медицинской интеллигенции по пути поиска истинных ценностей жизни и образовательной деятельности, обеспечить эффективную подготовку будущего специалиста, исходя из новых российских социальных реалий.

Высокая культура студентов-медиков необходима для достижения успехов во врачебной деятельности, она поможет найти правильный подход к пациентам и коллегам. Обучение в медицинском вузе, раскрывая творческий потенциал студента, позволяет ему в работе находить выход из сложной ситуации при помощи нестандартного решения.

Различные аспекты проблемы взаимосвязи культуры и образования как важнейшего фактора развития личности будущего специалиста освещаются в работах А. Г. Асмолова, B.C. Библера, А. П. Булкина, О. С. Газмана, И. Е. Видт, В. А. Возчиковой, Г. Д. Дмитриева, A.C. Запесоцкого, В. П. Зинченко, А. П. Лиферова A.B. Петровского, В. А. Петровского и др.

В изучение творческого потенциала личности значительный вклад внесли Б.М. Бим-Бад, К. Н. Венцель, И. П. Волков, В. П. Зинченко, В. Л. Иноземцев, Ю. Г. Круглов, З. И. Равкин, В. И. Слободчиков и др.

Анализ диссертационных работ по проблеме культуротворчества последних лет показал, что эта проблема не нашла должного освещения. Исследовались только отдельные аспекты этой проблемы. Формированию духовно-нравственных качеств молодежи на основе использования культуро-творческих технологий социально-культурной деятельности посвящены работы В. П. Беспалько, H.H. Калашниковой и др.

Однако в теории и практике высшей медицинской школы к настоящему моменту нет целостной научно обоснованной концепции совершенствования гуманитарной подготовки студентов-медиков в аспекте культуротворчества.

Перечисленные тенденции отражают имеющиеся противоречия между потребностью государства в высокообразованном специалисте и отсутствием подготовки врача в аспекте профессионально-личностной культурымежду стремлением медицинских работников преодолеть недостатки в куль-туротворческой практической работе с пациентом (больным) — между несвоевременным реагированием системы профессионального образования на развитие в ней интеллектуально-нравственных ценностеймежду потребностью самой системы образования в медико-педагогических кадрах и отсутствием разработанной технологии и модели подготовки культуротворческих специалистов медицинского профиля.

Таким образом, актуальность данного исследования обусловливается наличием противоречия между актуализацией требований, которые предъявляются современной ситуацией к уровню развития культуротворчества I студентов-медиков, и недостаточной разработанностью данного вопроса в педагогической теории и практике.

Осознание этого противоречия позволило сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия эффективного развития культуротворческих ценностей студентов-медиков в системе образовательной подготовки? Выявленные противоречия и проблема исследования позволили сформулировать тему нашего исследования «Развитие культуротворческих ценностей в системе образовательной подготовки студентов высшей медицинской школы».

Объект исследования — учебно-воспитательный процесс подготовки студентов высшей медицинской школы в аспекте развития их культуротворческих ценностей.

Предмет исследования — выявление и развитие культуротворческих ценностей, необходимых для совершенствования подготовки специалистов в высшей медицинской школе.

Цель исследования — разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс освоение культуротворческих ценностей в аспекте концепции образовательной подготовки студентов-медиков.

Гипотеза исследования: эффективность освоения культуротворческих ценностей в образовательном процессе студентов высшей медицинской школы будет достигнута, если этот процесс включает в себя: цели и задачи обучения и воспитания студентов-медиков, направленные на создание условий развития их культуры и творческо-образовательных способностейнаучное содержание культуротворческих ценностей, адекватных общекультурной подготовки специалистов медицинского профиля, способствующих профессиональному росту врачаэффективную модель образовательно-воспитательных действий по развитию культуротворческих ценностей у студентов-медиковмеханизмы развития культуротворческих ценностей в аспекте подготовки специалистов медицинского профиля, основанной на парадигмах совершенствования образования будущего врачанацеленность вузовской профессиональной программы на использование потенциала культуротворческих ценностей как основного содержательного аспекта подготовки студентов высшей медицинской школы.

Задачи исследования:

1. провести ретроспективный анализ рассматриваемой проблемы в целях формирования культуротворческих ценностей в высшей медицинской школе;

2. выявить основные направления, этапы и компоненты системы реализации культуротворческих ценностей при подготовке студентов-медиков;

3. сформулировать концептуальные основы развития культуротворческих ценностей при подготовке студентов медицинского профиля;

4. разработать модель развития культуротворческих ценностей у студентов-медиков в системе образовательной подготовки;

5. обосновать пути и условия развития у студентов-медиков личностного потенциала при реализации культуротворческих ценностей в системе высшей медицинской школы;

6. определить критерии и показатели развития культуротворческих ценностей студентов-медиков;

7. экспериментально проверить действенность разработанной концепции и механизма развития культуротворческих ценностей будущего врача в высшей медицинской школе.

Ключевые понятия исследования:

— культуротворческие ценности врача — это адаптивные механизмы современного этапа развития образовательной деятельности студентов-медиков с целью развития их культурно-личностного и профессионального ростаэто квинтэссенция доброжелательного общения с пациентом через средства эмоционального взаимодействия (интонация, взгляд, жест, сопереживание, педагогический такт и врачебная этика);

— система образовательной подготовки студентов-медиков — это комплексный и многоуровневый аспект управления, имеющий конкретные ценностно-целевые приоритетные парадигмы интеллектуально-нравственного, культурологического, культуротворческого потенциала будущих врачей;

— развитие технологии подготовки высокообразованного специалиста-медика — это интегральная духовно-нравственная система знаний, умений, навыков профессионально-личностной культуры студентов высшей медицинской школы, проектирующая общую культуру в профессиональную сферуэто синтез высокого культуротворческого профессионализма и внутренних личностных свойств специалиста-врачаэто степень созидания творческого освоения и преобразования накопленного человеческого опыта в общекультурный потенциал врача.

Методологическую основу исследования составили: культурологический (М.М. Бахтин, B.C. Библер, Б. С. Гершунский, П. Г. Щедровицкий и др.), деятельностный (Б.Г. Ананьев, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, H.A. Менчин-ская, C.JI. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и др.), аксиологический (Е.В. Бондаревская, И. Ф. Исаев, В. А. Сластенин, В. А. Ядов и др.), лич-ностно ориентированный (Е.В. Бондаревская, Е. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.), креативный: (В.И. Андреев, JI.K. Веретенникова и др.) подходы в процессе изучения и анализа профессионального совершенствования студентаконцепции гуманизации и гуманитаризации образования (С.И. Архангельский, Е. В. Бондаревская, В. И. Данильчук, A.A. Касьян, И. И. Легостаев, A.M. Новиков, Л. П. Разбегаева, В. А. Сластенин и др.) — принципы моделирования педагогических систем (И.В. Брауберг, Н. В. Кузьмина, Ф. Ф. Королев, Ю. О. Овакимян, Э. Г. Юдин и др.).

Теоретическую базу исследования составили:

— теории профессиональной педагогики (С.И. Архангельский, С. П. Ба-тышев, С. Н. Глазачев, В. В. Краевский, Ю. Г. Круглов, Г. П. Скамницкая);

— общедидактический подход к отбору и организации содержания обучения (В.В. Краевский, Б. А. Лапидус, B.C. Леднев, И .Я. Лернер, М.Н. Скат-кин, В. А. Сластенин и др.);

— теории проектирования и конструирования учебного процесса (В.П. Беспалько, Л. С. Подымова, Э. И. Сокольникова, Н. Ф. Талызина, Н.Е. Щурко-ва и др.);

— концептуальные положения общей теории культуры (А.И. Арнольдов, B.C. Библер, Э. В. Ильенков, И. А. Ильиш, Л. А. Рапаукая и др.);

— теория педагогических ценностей и ценностных ориентаций (В.А. Беляева, A.M. Булынин, Е. И. Исаев, В. А. Сластенин и др.);

— теории развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, Д. И. Фельдштейн и др.);

— педагогика сотрудничества (О.С. Газман, В. Я. Ляудис и др.).

Для опытной проверки гипотезы и решения поставленных задач нами применялись следующие методы исследования:

— изучение и анализ философской, психолого-педагогической, социологической, культурологической литературы по исследуемой проблеме;

— обобщениеабстрагированиепедагогическое наблюдениеопросбеседаанкетированиетестированиеанализ культуротворческой деятельности студентов;

— констатирующий и формирующий экспериментматематические методы обработки результатов (подсчитывались среднеарифметические значения, процентная выраженность, проводился качественный анализ полученных данных).

Эмпирическая база исследования.

Исследование проводилось в Рязанском государственном медицинском университете имени академика И. П. Павлова на лечебном, медико-профилактическом и стоматологическом факультетах в 2003;2008 гг. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на кафедре педагогики, психологии и ТСО ФПДО, а также на кафедрах иностранных языков, философии, общей и прикладной психологии.

Этапы исследования:

Первый этап (2003;2004 гг.) — изучение современного состояния исследуемой проблемы, анализ опыта работы кафедр медико-гуманитарных дисциплин Рязанского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова, накопление эмпирического материала, а также передового педагогического опыта, в том числе анализ диссертационных исследований по разрабатываемой проблеме.

Проведенный анализ послужил основой для определения исходных позиций исследования, разработки понятийного аппарата, построения гипотезы, определения методологии и методов исследования.

Второй этап (2004;2007 гг.) — проведение констатирующего эксперимента, в процессе которого осуществлялась разработка, корректировка и уточнение основ культуротворческих ценностей в совершенствовании образования студентов высшей медицинской школыпроводился поиск путей реконструкции целевого, содержательного и процессуального аспектов преподавания гуманитарных дисциплин в медицинском университете, способствующих развитию культуротворческого потенциала личности обучаемого.

Третий этап (2007;2009 гг.) — проведение формирующего экспериментасистематизация и интерпретация полученных результатов, их теоретическое и практическое оформление, подведение итогов, оформление диссертации, внедрение результатов исследования в практику работы вуза.

Научная новизна исследования:

1. выявлены основные направления, этапы и компоненты развития культуротворческих ценностей при подготовке студентов в высшей медицинской школе (мотивационно-стимулирующий, теоретико-актуализирую-щий, распределенно-подготовительный, коллективно-моделирующий этапыорганизаторский, коммуникативный, проектировочный, конструктивный, гностический компонентыорганизационно-культурологическое направление, структурно-содержательное направление, интеграционно-образовательное направление);

2. определены и сформулированы концептуальные основы культуротворческих ценностей (представленные в виде матрицы взаимодействия трех важнейших блоков: антропологический блок, гуманно-этический блок, культурологический блок);

3. разработана модель формирования культуротворческих ценностей у студентов-медиков (эталонная модельмодель врачебно-педагогического тактамодель врачебно-культурологической этики);

4. разработана педагогическая технология развития культуротворчества студентов-медиков, а также представлены пути и условия их формирования (врачебно-педагогическая технология как форма организации поведения будущих врачейсмоделированы этико-педагогические технологиисоблюдение врачами культуры духовно-нравственной атмосферы клиникиразвитие толерантности и культуросообразностивнедрение интеллектуально-нравственного потенциала будущими специалистами-врачами);

5. определены критерии и показатели сформированное&tradeкультуротворческих ценностей студентов-медиков в системе образовательной подготовки.

Теоретическая значимость исследования: в созданная структура развития культуротворческих ценностей у студентов-медиков, включающая информационно-теоретический, ценностноориентационный, нормативно-регулятивный, коммуникативный, практический компоненты, внутрипредметные и межпредметные связи, существенно поможет преподавателям вузов улучшить систему образовательной подготовки будущих специалистовразработанная концепция развития культуротворческих ценностей студентов-медиков дополнит и изменит теоретические представления на проблему повышения качества образования в дидактике высшей школыв выявленные педагогические условия эффективного развития культуротворческих ценностей у студентов-медиков на существенном уровне дадут целостное ее представление для содержательной разработки интеграционных технологий обучения и воспитания будущих специалистовопределенные критерии и показатели сформированности культуротворческих ценностей студентов-медиков и их использование автором в системе образовательной подготовки вносят существенный вклад в развитие педагогической квалиметрии высшей школы.

Практическая значимость исследования определяется: 0 внедрением в учебно-воспитательный процесс разработанной технологии развития культуротворческих ценностей у студентов-медиков, которая позволит обеспечить более высокий культурологический уровень подготовки будущих специалистов-медиковя разработкой комплекса учебно-методических пособий, дающих возможность студентам-медикам лучше усвоить адаптированный материал к современному медико-культурологическому образованию в высшей медицинской школеи возможностью использования теоретических выводов, дидактических и методических материалов в практической деятельности при разработке программ и учебно-методической литературы для студентов-медиков в системе повышения квалификации преподавателей, работающих в высшей медицинской школе.

Достоверность результатов и сформулированных выводов обеспечивалась системным рассмотрением проблемы, методологической обоснованностью исходных позиций, применением комплекса взаимодополняющих методов исследования в их соответствии цели, предмету и задачам исследования, личным опытом работы автора в качестве преподавателя иностранного языка в медицинском вузе, результатами эксперимента и корректным использованием различных видов анализа полученных данных.

Апробация результатов исследования.

Основные положения исследования прошли широкую апробацию в «процессе экспериментальной работы, проводимой непосредственно автором на1 базе Рязанского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова, медицинских центрах и клиниках.

Материалы исследования обсуждались на международных, всесоюзных и всероссийских научно-практических конференциях: «Психология и педагогика современного образования в России» (Пенза, 2005), «Университетское образование» (Пенза, 2006), «Проблемы качества образования в современном обществе» (Пенза, 2006), «Молодежь в социокультурной среде регионов России: проблемы адаптации, и психолого-педагогической поддержки» (Пенза,.

2006), «Самоуправление: творческий потенциал личности» (Пенза, 2007), «Психология и педагогика современного образования в России» (Пенза,.

2007), «Международный, федеральный и региональный рынок образовательных услуг: состояние и перспективы развития» (Пенза, 2007), «Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития» (Санкт-Петербург, 2007), «Татищевские чтения: Актуальные проблемы науки и практики» (Тольятти, 2007), «Психологическое сопровождение личности в процессе ее профессионального самоопределения» (Пенза, 2008), «Психология и современное общество: взаимодействие как путь саморазвития» (Санкт-Петербург, 2008).

Внедрение результатов исследования осуществлялось на базе Рязанского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова, в медицинских центрах и филиалах учебной и практической деятельности студентов, клиниках города Рязань и Рязанской области.

На защиту выносятся:

1. Модель развития культуротворческих ценностей у студентов-медиков, основанная на парадигмах улучшения качества их образования и способствующая формированию педагогической культуры и профессиональной этики, а также определяющая медико-педагогические культуросообраз-ные технологий (эталонная модельмодель врачебно-педагогического тактаэтико-профессиональная моделькультурологическая модель).

2. Направления по развитию культуротворческих ценностей у студентов-медиков, представляющие собой сложное культурно-личностное образование и включающие в себя взаимосвязанные компоненты: информационно-теоретический, ценностно-ориентационный, нормативно-регулятивный, эмоционально-коммуникативный, системно-практический.

3. Основные положения, определяющие сущность культуротворческих ценностей в аспекте адаптивных механизмов современного этапа развития образовательной деятельности студентов-медиков с целью формирования их духовно-личностного и профессионального роста, а также способствующие становлению их культурологического и интеллектуально-нравственного потенциала.

4. Комплекс медико-педагогических условий, соблюдение которых позволит повысить уровень развития основ культуротворческих ценностей у студентов-медиков (дидактические, организационные, психологические, системно-ценностные, гуманно-толерантные, менталитетобразующие).

5. Формы и методы диагностического инструментария для определения уровня развития парадигмы культуротворческих ценностей у студентов высшей медицинской школы, разработанные на основе теоретико-методологической базы-построения интеллектуально-образовательной технологии в системе эффективных принципов действия, единства, последовательности, адекватности, систематичности.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, содержит таблицы и рисунки.

ВЫВОДЫ.

В ходе проведения опытно-экспериментальной работы по педагогиче в начале эксперимента Ш в конце эксперимента скому развитию культуротворческих ценностей в системе образовательной подготовки студентов-медиков нами были представлены следующие результаты.

При определении концептуальных основ и методического инструментария новых педагогических технологий в аспекте развития культуротворческих ценностей при обучении иностранному языку будущих врачей необходимо гармоничное единство фундаментальных групп качеств: интеллектуально-научной, эмоционально-эстетической и практически-волевой, которые являются основополагающими при подготовке специалистов медицинского профиля.

Исследование показало, что создание эффективной педагогической системы развития культуротворчества студентов возможно только при обращении к интеграционным направлениям подготовки специалистов высшей медицинской школы:

1) организация и включение педагогического коллектива кафедр иностранных языков, философии, педагогики, психологии и ТСО ФПДО в деятельность по развитию культуротворческих ценностей у студентов-медиков;

2) обновление содержания обучения иностранному языку, культурологии студентов высшей медицинской школы в аспекте культуротворческих ценностей;

3) активизация учебно-познавательной и интеллектуально-нравственной деятельности будущих врачей;

4) создание общекультурной среды в системе образовательной подготовки в медицинском вузе;

5) организация учебно-воспитательного процесса изучения иностранного языка, а также курса культурологии, ориентирующего на совместную деятельность преподавателя и студентов-медиков.

Исследование динамики и эффективности процесса развития культуротворческих ценностей у студентов-медиков может осуществляться на основе следующих критериев и показателей:

1) когнитивный:

— специальные знания и умения по культурологии, иностранному языку, педагогике, психологии;

— общекультурные и социокультурные знания;

2) ценностно-мотивационный:

— потребность в интеллектуально-нравственном творчестве, расширении культурологических знаний;

— приоритет общечеловеческих ценностей;

3) прагматический:

— коммуникативная компетенция (коммуникативные умения);

— культура труда;

— креативность;

4) эмоционально-рефлексивный:

— эмпатия;

— самооценка.

Реализация программы по развитию культуротворческих ценностей студентов-медиков, осуществлявшаяся на основе разработанной нами концепции позволила добиться повышения уровня культуротворческих качеств у студентов-медиков экспериментальной группы.

В результате формирующего в экспериментальной группе снизилось количество студентов с низким уровнем развития культуротворчества (с 43% до 8,9%), число студентов с высоким уровнем увеличилось (с 13,3% до 48,1%).

В то же время с помощью критериев и показателей уровня развития культуротворческих ценностей у студентов-медиков в контрольной группе, в которой обучение иностранному языку, курсы педагогики, культурологии, психологии проходили на основе реализации традиционного подхода, мы констатировали, что существенных изменений в перераспределении уровней развития культуротворческих ценностей у студентов не произошло.

Результаты проведенного исследования подтвердили эффективность разработанной концепции развития культуротворческих ценностей в системе образовательной подготовки студентов в высшей медицинской школе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Необходимость совершенствования образования в высшей медицинской школе обусловлена социальным заказом на подготовку высококвалифицированных специалистов, способных к творческому и культурному саморазвитию и самосовершенствованию.

Анализ проблемы совершенствования образования в высшей медицинской школе, а также результаты констатирующего эксперимента показали необходимость развития культуротворческих ценностей у студентов-медиков, так как модель будущего выпускника высшей медицинской школы предполагает человека культурного, творческого, личность с мировоззренческой системой гуманных ценностей.

Теоретический обзор разрабатываемых в последнее время научных исследований по развитию культуротворческих ценностей у студентов-медиков показал, что они предполагают частные улучшения и носят несистемный характер.

Опираясь на исследования ученых, мы определили следующие направления совершенствования гуманитарного образования в высшей медицинской школе в аспекте развития культуротворческих ценностей: формирование способности к профессионально-образовательной мобильности (возможность гибкой адаптации к изменению содержания социальной и профессиональной деятельностиосознание необходимости непрерывного самообразования и умение с его помощью поддерживать и развивать свой профессионально-творческий потенциал в условиях нового информационного пространства) — развитие духовно-нравственных творческих способностей и критического мышления (знание эвристических приемов мышления и владение имивладение методами, необходимыми для создания новых интеллектуальных продуктовосознание современных социально значимых проблем, способность к их самостоятельному анализу и разрешению) — воспитание социально-нравственных качеств будущего специалиста (выработка самодисциплины, инициативностиразвитие способности работать в группе) — формирование общекультурных качеств будущего специалиста (выработка системы ценностей, норм, способствующих созданию социально активной личностивыработка гуманистического стиля мышленияустойчивое, осознанное стремление к постоянному профессионально-личностному совершенствованию) — развитие экологической этики (развитие чувства нравственной ответственности за свою профессиональную деятельность по отношению к природной и культурной среде).

На основе проведенного научно-теоретического анализа литературы мы рассмотрели ключевые понятия исследуемой проблемы: культуротворче-ские ценности врача, культура и образование, культура и творчество, профессионально-личностная культура медика.

В результате было уточнено понятие «культуротворческие ценности», которые мы определяем как адаптивные механизмы современного этапа развития образовательной деятельности студентов-медиков с целью формирования их личностного и профессионального роста, а также способствующие становлению их культурологического потенциала.

К основным культуротворческим ценностям мы отнесли: приоритетную роль региональной, национальной и мировой культурсоздание и обогащение общественных ценностейнаправленность на гуманизациютворческое развитие личностиее активность в преобразующей деятельности.

Система реализации культуротворческих ценностей в системе образовательной подготовки студентов в высшей медицинской школе включает следующие взаимосвязанные компоненты: информационно-теоретический, ценностно-ориентационный, нормативно-регулятивный, коммуникативный, практический.

В информационно-теоретический компонент формирования культуро-творческих ценностей у студентов-медиков входят общекультурные и социокультурные знания и связанные с ними умениярутинные операции и процедуры, предназначенные для реализации некоторой исследовательской программыправила переноса рутинных операций и процедур из данной исследовательской программы в другие отрасли знания для выполнения аналогичных исследованийэвристические уменияспециальные знания.

Ценносгно-ориентационный компонент развития культуротворческих аспектов у студентов высшей медицинской школы предполагает наличие общекультурных потребностей, интересов, установок, позиций, идеалов с приоритетом общечеловеческих ценностей.

Нормативно-регулятивный компонент совершенствования культуротворческих ценностей у студентов медицинского профиля включает профессионально-культурные нормы и критерии оценки развитой рефлексии.

Коммуникативный компонент формирования культуротворческих ценностей у студентов-медиков подразумевает наличие коммуникативной компетентности, которая подразумевает выработку умений корректно задавать вопросы и четко формулировать ответ на них, внимательно слушать и активно обсуждать идеи, комментировать высказывание собеседников и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в группе (коллективе), адаптироваться к другим участникам общения в рамках двусторонних субъект-субъектных отношений.

Практический компонент воспитания культуротворческих ценностей у студентов высшей медицинской школы предполагает практическое действие, или поведение, то есть последовательную цепь поступков, вершиной которых является творческая деятельность.

Эффективность развития культуротворческих ценностей студентов-медиков зависит от реализации в процессе изучения иностранного языка, курса психологии, педагогики и культурологии, педагогических технологий активизации и интенсификации обучения, приоритетными из которых являются механизмы проблемного обучения и игровые технологии, а также ряда педагогических условий: дидактических, организационных, психологических.

Основным дидактическим условием является обновление содержания образования, особенностями которого являются: реализация культуроведче-ских подходовориентация на развитие коммуникативной компетентности студентоваутентичностьдифференцированностьиспользование блочно-модульного способа структурирования культуротворческого содержания образованияреализация межпредметных связейпрофессиональная направленность содержания.

Организационные условия включают: ориентированность обучения на личность студента-медика и обеспечение условий для ее самораскрытия в аспекте культуротворческих ценностейактивизацию интеллектуально-нравственной познавательной деятельности студентов высшей медицинской школысоздание общекультурной среды у студентов-медиков при развитии культуротворческих ценностей.

В психологические условия входят: создание психологически комфортной, доброжелательной обстановки на занятиях по иностранному языку, курсах культурологии, педагогики и психологиисубъект-субъектные отношения.

В соответствии с задачами нашего исследования была разработана и реализована концепция развития культуротворческих ценностей в системе образовательной подготовки студентов-медиков, основной идеей которой является воспитание личности в аспекте мировой, национальной и региональной культуры, и человека, стремящегося к развитию духовно-нравственного творчества, профессионально-личностной культуры в будущей профессиональной деятельности.

На основе предложенной концепции разработаны механизмы развития культуротворческих ценностей у студентов-медиков, включающие в себя следующие компоненты: диагностический, целевой, содержательный, орга-низационно-деятельностный, коррекционный, рефлексивный.

Диагностика совершенствования культуротворческих ценностей у студентов-медиков в ходе эксперимента осуществлялась на основе выделенных критериев и показателей сформированности исследуемого новообразования: когнитивный (специальные знания и умения по культурологииобщекультурные и социокультурные знания) — ценностно-мотивационный (потребность в творчестве, расширении культурологических знанийприоритет общечеловеческих ценностей) — прагматический (коммуникативная компетенциякультура трудакреативность) — эмоционально-рефлексивный (эмпатиясамооценка).

Результаты диагностики показали, что реализация программы по развитию культуротворческих качеств студентов-медиков, осуществлявшаяся на основе разработанных нами концепции и механизмов, позволила добиться повышения уровня развития культуротворческих ценностей у студентов-медиков экспериментальной группы.

Таким образом, исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу.

Однако мы осознаем, что выполненная работа не исчерпывает всех проблем развития культуротворческих ценностей студентов-медиков и исследование может быть продолжено. На наш взгляд, необходимо проводить исследовательские работы, связанные с интеграцией предметов гуманитарного и профильного циклов в аспекте развития культуротворческих ценностей студентов-медиков.'.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни Текст. / К.А. Абульха-нова-Славская — М.: Мысль, 1991. — 286 с.
  2. , Ю.В. Технологическое обеспечение организации и проведения экспертизы педагогической деятельности в процессе аттестации работников образования Текст. / Ю. В. Агапов, Т. В. Васильченкова. Рязань: Ряз. обл. ин-т развития образования, 1997. — 43 с.
  3. , М.А. Развитие творческого потенциала студентов в процессе обучения методике преподавания специальных дисциплин Текст.: авто-реф. .канд. пед. наук /М.А. Алексеева. Ярославль, 2002. — 19 с.
  4. , Ш. А. Размышления о гуманной педагогике Текст. / Ш. А. Амонашвили. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. -496 с.
  5. , И. Подготовка специалиста как социокультурная проблема Текст. / И. Арановская // Высшее образование в России. 2002. — № 4. — С. 115−119.
  6. , А.И. Путь к храму культуры (образование как социокультурный феномен) Текст. / А. И. Арнольдов. М.: Изд. дом «Грааль», 2000. — 108 с.
  7. , С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе Текст. / С. И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1974. — 384 с.
  8. , E.B. Высшее образование на рубеже веков: трансформация социальных функций Электронный ресурс. / Е. В. Астахова // Полемика. -Вып. 7. //Режим доступа: http://www.kex.ni/press/pub/polemika/07/ast/
  9. , Ю.К. Интенсификация процесса обучения Текст. /Ю.К. Бабанский. -М.: Знание, 1987. 78 с.
  10. , Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения Текст. /Ю.К. Бабанский. М.: Знание, 1978. — 48 с.
  11. , Е.А. Коммуникативная компетентность медицинских работников Текст. / Е. А. Баландина // Высшее образование в России. — 2006. -№ 11.-С. 152−153.
  12. , A.B. О фундаментальности медицинского образования Текст. / A.B. Балахонов // Высшее образование в России. № 8. — 2004. — С. 129−130.
  13. , И.Г. Необходимость обучения особенностям различных культур при обучении деловому английскому Текст. / И. Г. Барабанова // Специфика преподавания иностранных языков в вузе на современном этапе. Ростов-на-Дону, 1998. — С. 7−8.
  14. , М.М. Эстетика словесного творчества Текст. / М. М. Бахтин. -М.: Искусство, 1986. 445 с.
  15. Бахтин, М.М.: pro et contra. Личность и творчество М. М. Бахтина в оценке русской и мировой гуманитарной мысли Текст.- сост., вступ. ст. и коммент. К. Г. Исупова. СПб.: РХГИ, 2001. — 552 с.
  16. , А.Л. Оптимизация системы обучения иностранному языку в педагогическом вузе Текст.: науч.- теоретич. пособие / А. Л. Бердичевский. -М.: Высш. шк., 1989. 103 с.
  17. , А.Г. Культурно-антроплогическая инфраструктура модернизации образования Текст. / А. Г. Бермус // Alma Mater: Вестник высшей школы.-2006. № 8.-С. 3−9.
  18. , В.П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  19. , B.C. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика и культура Текст. / B.C. Библер. -М.: Прогресс, 1991. 176 с.
  20. , B.C. Целостная концепция школы диалога культур. Теоретические основы программы Текст. / B.C. Библер // Психологическая наука и образование. 1996. — № 4. — С.66.
  21. , B.C. Цивилизация и культура Текст. / B.C. Библер. М., 1993. -48 с.
  22. Бим, Л.И. Личностно-ориентированный подход — основная стратегия обновления школы Текст. / Л. И. Бим // Иностранные языки в школе. 2002. № 2.-С. 11−15.
  23. , Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества Текст. / Д. Б. Богоявленская. Ростов н/Д: Рост, ун-т, 1983. — 173 с.
  24. , Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды Текст. / Л. И. Божович. — М.-В.: Институт практической психологии, НПО «Модэк», 1995. 352 с.
  25. , Е.Д. Развитие языковой компетенции школьников. Проблемы и подход //Вопросы психологии. 1997. — № 1. — С. 33−45.
  26. Большая советская энциклопедия Текст. / гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд., — Т. 25. — М.: Советская энциклопедия, 1976. — 601 с.
  27. , Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания Текст. / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульпевич: учебное пособие для студентов средних и высших учеб. заведений. — ТЦ «Учитель». -М. Ростов-на-Дону, 1999. — 560 с.
  28. , О.С. Приобщение детей к отечественной культурной традиции как педагогический процесс Текст.: автореф. дис.. канд пед. наук / О. С. Бороздина. Вологда, 2006. — 22 с.
  29. , А.П. Культуросообразность образования. Педагогический опыт России ХУШ-ХХ вв. Текст.: дис.. докт. пед. наук / А. П. Булкин. -Москва, 2003.
  30. , Дж. Психология познания Текст. / Дж. Брунер. М.: Прогресс, 1977.-412 с.
  31. , A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход Текст.: методическое пособие / A.A. Вербицкий. М.: Высш. шк., 1991.-207 с.
  32. , Е.М. Лингвострановедческая теория слова Текст. / Е. М. Верещагин, В. Г. Костамаров. М.: Рус. Яз., 1980. — 320 с.
  33. , Е.М. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного Текст. / Е. М. Верещагин, В. Г. Костамаров. 4-е изд., перераб. и доп. -М.: Рус. Яз., 1990. — 246 с.
  34. , Л.Г. Гуманизация и гуманитаризация высшего образования условие формирования гуманитарного потенциала личности интеллигента Текст.: монография / Л. Г. Викторова. — Красноярск: СибГТУ, 1999. — 45 с.
  35. , И. Е. Образование как феномен культуры: эволюция образовательных моделей в историко-культурном процессе Текст.: автореф. дис.. докт. пед. наук / И. Е. Видт. Тюмень, 2003. — 50 с.
  36. , В.А. Философия образования и медиакультура информационного общества Текст.: автореф. дис.. док. филос. наук/В.А. Возчиков. -С.-Петербург, 2007. 26 с.
  37. , Л.А. Социокультурный потенциал системы непрерывного профессионального образования Текст. / Л. А. Волович // Магистр. 1997. -С. 42−49
  38. , A.A. О концепции лингвориторического образования Текст. / A.A. Ворожбитова // Высшее образование в России. 2005. — № 10. -С. 91−96.
  39. Воспитать человека Текст.: сб. нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания- под ред. В. А. Березиной, О. И. Волжиной, И. А. Зимней. М.: Вента-на-Граф, 2003. — 384 с.
  40. Всемирная декларация: «Высшее образование для XXI века: подходы и практические меры» Текст. // Aima mater. 1999. — № 3, — С. 30.
  41. Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии от 02.11.2001, Париж Электронный ресурс. // Режим доступа: www.library.by /data/013/088.htm
  42. , JI.C. Собрание сочинений Текст.: В 6 т / JI.C. Выготский. -Т. З.-М., 1983.
  43. , Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. — № 1. -2004.-С. 3−8.
  44. , Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам Текст. / Н. Д. Гальскова. М.: АРКТИ-ГЛОССА, 2000. — 1977. — 412 с.
  45. , C.JI. Совершенствование коммуникативной культуры студентов в условиях медицинского вуза Электронный ресурс. / С. Л. Герасименко //Режим доступа: http://www.emissia.50g.com/offline/2007/1124.htm
  46. , B.C. Общечеловеческие ценности в образовании Текст. / B.C. Гершунский, Р. Шейерман // Педагогика, 1992. № 5−6. — С. 3−13.
  47. , Б.С. Философия образования XXI века. — М.: Изд-во «Совершенство», 1998. 608 с.
  48. , В.Ф. Ценностно-ориентированные аспекты формирования личности / Сиб. гос. ун-т путей сообщения. Новосибирск: Изд-во НИИЖ-ТА, 1999. — 130 с.
  49. Голдин, В И. Гуманитарное образование на Европейском Севере Текст. / В. И. Голдин // Высшее образование в России. 2003. — № 4. — С. 166 167.
  50. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства Электронный ресурс. // Режим доступа: http://www.ejusto.ru/53 100.doc
  51. , П.С. Философия культуры Текст.: учебник для высшей школы / П. С. Гуревич. М.: Издательский дом NOTA BENE, 2001. — 352 с.
  52. , В. В. Труды А. Дистервег и современная педагогика Текст. / В. В. Давыдов // Педагогика. 1992. — № 1−2. — С.85−89.
  53. , М.А. Деятельностная методика обучения иностранным языкам Текст.: науч.-теорет. пособие / М. А. Давыдова. М.: Высш. шк., 1990. -176 с.
  54. , В.И. Теоретические основы гуманитаризации физического образования в средней школе Текст.: автореф. дис. докт. пед. наук / В. И. Данильчук. СПб., 1997 .-50 с.
  55. , A.A. Педагогическая эвристика: Искусство овладения иностранным языком Текст. / A.A. Деркач, С. Ф. Щербак. М.: Педагогика, 1991.-224 с.
  56. , Г. Д. Многокультурное образование Текст. / Г. Д. Дмитриев. М.: Народное образование, 1999. — 314 с.
  57. , В.П. Размышления о врачебном искусстве, или Социально-психологические факторы успешности деятельности врача Текст. / В. П. Дуброва // Медицина. 1999. — № 3.
  58. , Г. В. Культура и обучение иностранным языкам Текст. / Г. В. Елизарова. С.-Пб.: КАРО, 2005. — 352 с/
  59. , Б.С. Социальная культурология Текст.: уч. пособие для студ. вузов / Б. С. Ерасов. 3-е изд.- М.: Аспект-пресс, 2000.- 591 с.
  60. Закон Российской Федерации Об Образовании Текст. // Высшее образование в России. 1996. — № 1. — С. 3−36.
  61. , A.C. Гуманитарная культура и гуманитарное образование Текст. / A.C. Запесоцкий. С.-Пб.: С.-Пб. Гуманитарный ун-т профсоюзов, 1996.-322 с.
  62. , A.C. Какого человека должна сформировать сегодня система образования Текст. / A.C. Запесоцкий // Высшее образование в России. -2003. -т.- С. 45−60.
  63. , И.А. Психология обучения неродному языку Текст. / И. А. Зимняя. М.: Русский язык, 1989. — 219 с.
  64. , И.А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта Текст. / И. А. Зимняя, Б. Н. Боденко, Т. А. Кривченко, H.A. Морозова. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 67 с.
  65. , Н.С. Культура и общественный прогресс Текст. / Н. С. Злобин. -М.: Наука, 1980.-303 с.
  66. Кабанова-Меллер, E.H. Психология формирования знаний и навыков школьников Текст. / E.H. Кабанова-Меллер. -М., 1962. -376 с.
  67. , М.С. Философия культуры. СПб., 1996.
  68. , М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа Текст. / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974. — 225 с.
  69. , H.H. Формирование духовно-нравственных качеств молодежи на основе использования культуротворческих технологий социально-культурной деятельности Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / H.H. Калашникова. Тамбов, 2007. — 26 с.
  70. , З.И. Педагогика гуманизма Текст. / З. И. Калмыкова. М., 1990. — 230 с.
  71. , З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости Текст. / З. И. Калмыкова. -М.: Просвещение, 1981. 200 с.
  72. , Г. А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам Текст. / Г. А. Китайгородская. М.: Изд-во Моск. унта, 1986. -176 с.
  73. , С.В. Модернизация содержания образования иноязычному деловому общению на продвинутом этапе обучения иностранному языку Текст. / С. В. Колядко, М. К. Колкова // Языковое образование в вузе. С.-Пб.: КАРО, 2005. — С. 37−47.
  74. , Б.И. Культура. Цивилизация. Россия Текст.: уч. пос. для высш. уч. зав. / Б. И. Кононенко. Саратов: СГТУ, 2001. — 322 с.
  75. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе Текст.: пособие для учителя / С. С. Артемьева, Е. В. Дождикова, Л. Ю. Денискина и др.- Под ред. Е. И. Пассова, В. Б. Царьковой. М.: Просвещение, 1993.-127 с.
  76. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приложение к приказу Минобразования России Текст. № 393. — М., 2002.
  77. , A.B. Медицинская педагогика Текст. / A.B. Коржуев, С. А. Землякова // Высшее образование в России. 2003. — № 5. — С. 119−121.
  78. , Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык Текст. / Н. Ф. Коряковцева. М.: АРКТИ, 2002. — 174 с.
  79. , И.Б. Философские основания современной педагогики Текст. / И. Ю. Котова, E.H. Шиянов. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского педуниверси-тета, 1994. — 62 с.
  80. , А.И. Теория формирования личности Текст. / А. И. Кочетов. В 2 ч. — Ч. 1. — Факторы, структура, сущность формирования личности. -Мн.:НИО, 1997.-207 с.
  81. , В.Т. Культуросообразное образование: концептуальные основания Текст. / В. Т. Кудрявцев, В. И. Слободчиков, Л. В. Школяр // Известия Российской академии образования. 2001. -№ 4. — С.4−46.
  82. Кулыура и развитие человека: (очерк филос.-методол. пробл.) Текст. /
  83. B.П. Иванов, В. П. Козловский, Е. К. Быстрицкий и др.- отв. ред. В. П. Иванов. АН УССР. Ин-т философии. Киев: Наук, думка, 1989. — 320 с.
  84. , С.А. Духовное содержание' отечественной медицинской этики и деонтологии Электронный ресурс.: международные Свято-Пантелеймоновские образовательные чтения (Минск, 2−3 июня, 2005 г.) /
  85. C.А. Куницкая // Режим доступа: http://www.hramvsr.by/etika.php
  86. , Б.А. Интенсификация процесса обучения иноязычной устной речи (пути и приёмы) Текст. / Б. А. Лапидус. М.: Высшая школа, 1970. -127 с.
  87. , B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы Текст. / B.C. Леднев. — М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
  88. , A.A. Психология общения Текст. / A.A. Леонтьев. М.: Смысл, 1997. — 365 с.
  89. , А.П. Культурологическая составляющая интернационализации мирового образования Текст. / А. П. Лиферов. — Рязань: Изд-во РГПУ, 1996.-31 с.
  90. , Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры Текст. / Э. С. Маркарян. Ереван, 1973. — 145 с.
  91. , А. К. Формирование мотивации учения Текст. / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  92. , М.А. Практикум для проведения практических занятий по английскому языку для студентов 1 курса экологического факультета Текст. / М. А. Мартынова. Рязань: РГМУ им. акад. И. П. Павлова, 2006. — 91 с.
  93. , М.А. Практикум для проведения практических занятий по английскому языку для студентов 2 курса экологического факультета Текст. / М. А. Мартынова. Часть 1. — Рязань: РГМУ им. акад. И. П. Павлова, 2006. -47 с.
  94. , В.А. Лингвокультурология Текст.: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Маслова. М.: Изд. центр «Академия». 2001.-208 с.
  95. , A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении Текст. / A.M. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
  96. , М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории Текст. / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1875. — 368 с.
  97. , В.А. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования: сущность, направления, проблемы Текст. / В. А. Мейдер. Изд-во ВолГУ, -Волгоград, — 57 с.
  98. В.М. Культура и история Текст. / В. М. Межуев. М.: Политиздат, 1977.-199 с.
  99. , В.М. Культура и образование Текст. / В. М. Межуев // Alma Mater: Вестник высшей школы. 2004. — № 5. — С. 5−9.
  100. , H.A. Проблемы учения и умственного развития школьника Текст.: избр. психол. труды / H.A. Менчинская. — М.: Педагогика, 1989. — 218 с.
  101. , A.A. Культуроведческая направленность в обучении иностранным языкам Текст. / A.A. Миролюбов // Иностранные языки в школе. 2001. — № 5. — С. 11−14.
  102. , О.Г. Гуманитаризация медицинского образования как фактор повышения качества обучения в вузе Текст.: дис.. канд. пед. наук / Мокринская О. Г. Волгоград, 2006. — 243 с.
  103. , A.B. Психология влияния Текст. / A.B. Морозов. СПб.: Питер, 2001.-512 с.
  104. , М.И. Теория и практика гуманитаризации высшей технической школы Текст.: автореф. дис. докт. пед. наук / М. И. Надеева. Казань, 1998.-36 с.
  105. , P.M. Гуманитаризация образования: модель гуманитарно-ориентированного специалиста Текст. / P.M. Нетрунева // Учебн. пособие. ВолгГТУ. Волгоград, 1998. — 113 с.
  106. , З.Г. Культурологическая направленность обучения в педагогическом вузе Текст. / З. Г. Нигматов // Высшее образование в России. -2004,-№ 9.-С. 61−64.
  107. , Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности Текст. / Т. Д. Новикова // Народное образование. 2000. № 2. -С. 151 — 157.
  108. , B.C. Диалог культур как основа современной педагогической парадигмы Текст. / B.C. Нургалеев, JI.A. Барановская // Высшее образование в России. 2004. — № 12. — С. 48−51.
  109. , С.И. Словарь русского языка Текст. / С.И. Ожегов- под ред. Н. Ю. Шведовой. 17-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 1985. — 797 с.
  110. , А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности Текст. / А. К. Осницкий. М.: Знание, 1986. — 80 с.
  111. Основы культурологии Текст.- отв. ред. И. М. Бьтховская. М.: Едито-риал УРСС, 2005. — 496 с.
  112. Основы педагогического мастерства Текст.: учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / И. А. Зязюн, И. Ф. Кривонос, H.H. Тарасевич и др.- под ред. И. А. Зязюна. -М.: Просвещение, 1989. 302 с.
  113. , JI.B. Теоретические основы педагогического обеспечения разнопрофильных специалистов в высшей школе Текст. / JI.B. Островская. -Рязань, РГМУ, 2002. 327 с.
  114. , H.A. Мировоззренческие аспекты естественнонаучной подготовки студентов в отечественных университетах (XIX начало XX в.) Текст. / H.A. Патов // Педагогика. — 2006. — № 7. — С. 82−92.
  115. Педагогика Текст.: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей- под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. — 602 с.
  116. Педагогика Текст.: учебное пособие для студ. высших пед. учеб. завед. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов- под ред. В. А. Сластенина. -М.: Изд. центр «Академия». 2002. 576 с.
  117. Педагогический энциклопедический словарь Текст. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 528 с.
  118. , М.С. В анатомическом театре Текст. / М. С. Першин // Высшее образование в России. 2002. — № 3. — С. 41−46.
  119. , П.И. Организация деятельности ученика на уроке Текст. / П. И. Пидкасистый, Б. И. Коротяев. -М: Знание, 1985. 80 с.
  120. , К.К. Структура и развитие личности Текст. / К. К. Платонов. -М.: Наука, 1986.-254 с.
  121. , И.П. Педагогика Текст.: учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений / И. П. Подласый. М.: Просвещение, Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.-432 с.
  122. , Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования Текст. / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А.Е. Петров- под ред. Е. С. Полат. -М.: Академия, 2001. 272 с.
  123. , Н.В. Вопросы гуманитаризации образования Текст. / Н. В. Попкова // Высшее образование в России. 2004. — № 2. — С. L06−110.
  124. , Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века Текст. / Г. Г. Почепцов. -М.: Рефл-бук, К.: Ваьслер, 2000. 352 с.
  125. Примерная программа дисциплины «Иностранный язык» федерального цикла ОГСЭ в ГОС ВПО второго поколения Текст. — М.: Изд-во Московского государственного лингвистического ун-та, 2000. 66 с.
  126. Программа дисциплины «Иностранный язык» для неязыковых факультетов и вузов Текст.- М.: Министерство образования Российской Федерации / Научно-методический совет по иностранным языкам, 2000. 24 с.
  127. Программно-методическое обеспечение системы разноуровневой подготовки по иностранным языкам в вузах неязыковых специальностей Текст. Сер. «Лингводидактика» // Вестник МГЛУ. — Вып. 526. — М.: МГЛУ, 2006. — 347 с.
  128. Психология Текст.: словарь- под ред. A.B. Петровского, М.Т. Ярошев-ского. -М.: Политиздат, 1990. 494 с.
  129. , Л.П. Теория и практика гуманитарного образования: ценностно-коммуникативный подход Текст.: автореф. дис. .докт. пед. наук / Л. П. Разбегаева. Волгоград, 2001. — 45 с.
  130. , Л.П. Ценностные основания гуманитарного образования Текст. / Л. П. Разбегаева // Монография. Волгоград: Перемена, 2001. — 289 с.
  131. Развитие творческой активности школьников Текст.- под ред. A.M. Матюшкина. — М.: Педагогика, 1991. 160 с.
  132. , Н.С. Ценности гуманитарного образования Текст. / Н. С. Розов // Высшее образование в России. 1996. — № 1. — с. 85- 89.
  133. Российская педагогическая энциклопедия Текст.- гл. ред. В. В. Давыдов. -М.: Научное изд-во «Большая Рос. Энциклопедия», в 2-х томах. Т.1. -1993.-608 с.
  134. , В.Н. Культурологические основания целостности содержания высшего образования Текст. / В. Н. Руденко // Педагогика. 2004. — № 1. — С. 42−48.
  135. , Е.В. Формирование культурной компетентности Текст. / Е. В. Савелова // Высшее образование в России. — 2004. № 11. — С. 61−64.
  136. , Л.А. Гуманистическая среда воспитания Текст. / Л. А. Санкин, Е. П. Тонконогая // Высшее образование в России. 2003. — № 6. — С. 44−51.
  137. , В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур Текст. / В. В. Сафонова. Воронеж: Истоки, 1996. — 239 с.
  138. , В.В. Культуроведение в системе современного языкового образования Текст. / В. В. Сафонова // Иностранные языки в школе. 2001. — № 3. — С. 17−24.
  139. , В.В. Проблемные задания на уроках иностранного языка в школе Текст. / В. В. Сафонова. М.: Еврошкола, 2001. — 270 с.
  140. , В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам Текст. / В. В. Сафонова. — М.: Высшая школа, Амскорт интернэшнл, 1991.-305 с.
  141. В.В. Элективный курс по культуроведению США в системе профильного обучения английскому языку Текст. /В.В. Сафонова, П. В. Сысоев // Иностранные языки в школе. 2005. — № 2. — С. 7−16.I
  142. , Г. К. Современные образовательные технологии Текст.: учебное пособие / Г. К. Селевко. -М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  143. , Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования Текст. / Ю. В. Сенько. М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 240 с.
  144. , B.B. Личноетно ориентированное образование Текст. / В. В. Сериков // Педагогика. 1995. — № 5. — 17 с.
  145. , В.М. Дидактические основы естественно-научного образования: теория и практика реализации гуманитарной парадигмы Текст.: авто-реф. дис. докт. пед. наук / В. М. Симонов. — Волгоград, 2000. 46 с.
  146. Современные направления в методике обучения иностранным языкам Текст.: учеб. пособие- под ред. Е. И. Пассова, Е. С. Кузнецовой. Серия «Методика обучения иностранным языкам. — № 22. — Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002.-40 с.
  147. , В.В. Культура речи и культура общения Текст. / В. В. Соколова. -М.: Просвещение, 1995. 192 с.
  148. , E.H. Методика обучения иностранным языкам Текст.: базовый курс лекций / E.H. Соловова // Пособие для студентов пед. вузов и учителей. -М: Просвещение, 2002. 239 с.
  149. Советский энциклопедический словарь Текст.- гл. ред. A.M. Прохоров. 4-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 1632 с.
  150. , М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка Текст. / М. Ф. Стронин. -М.: Просвещение, 1981. 112 с.
  151. , Г. И. Развитие культуротворческих компетенций учащихся в условиях создания учебного музея Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук. Казань, 2006. — 23 с.
  152. , П.В. Концепция языкового поликультурного образования Текст.: монография / П. В. Сысоев. Москва: Изд-во НИЦ Еврошкола, 2003. — 406 с.
  153. , П.В. Культурное самоопределение обучающихся в условиях языкового поликультурного образования Текст. / П.В. Сысоев// Иностранные языки в школе. 2004. — № 4. — С. 14−20
  154. , П.В. Языковое поликультурное образование Текст. / П. В. Сысоев // Иностранные языки в школе. 2006. — № 4. — С. 2−14.
  155. , Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний Текст. / Н. Ф. Талызина. -М: МГУ, 1984. 344 с.
  156. , М.А. Формирование профессионально-личностной, культуры студентов в образовательном процессе высшей медицинской школы Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / М. А. Тарарышкина. — Москва, 2007.-26 с.
  157. , Ю.Г. Высшее образование в России в XX веке Текст. / Ю. Г. Татур // Высшее образование в России. 1994. — № 34. — С. 113.
  158. , Т.И. Духовное воспитание студентов-медиков в истории развития медицинского образования Электронный ресурс. / Т. И. Тулякова // Сибирская православная газета. 2003. — № 3. // Режим доступа: http://www.ihtus.ru/32 003/o2.shtml
  159. Управление качеством образования Текст.: практико-ориентированная монография и методическое пособие- под. ред. М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 448 с.
  160. , A.B. Формирование у учащихся учебных умений Текст. / A.B. Усова, A.A. Бобров. М.: Знание, 1987. — 80 с.
  161. Учитель иностранного языка: мастерство и личность Текст. / Е. И. Пассов, В. П. Кузовлев, В. Б. Царькова. -М.: Просвещение, 1993. 159 с.
  162. , К.Д. Избранные произведения Текст. / К.Д. Ушинский- под ред. В. Я. Струминского. М.-Л.: АПН РСФСР, 1946. — 500 с.
  163. , К.Д. Рецензии на педагогические сочинения Н.И. Пирогова Текст.: пед. соч.: В 6 т / К. Д. Ушинский. Т.2. — М., 1988. — С. 431−435.
  164. , А.Я. Культурология для культурологов Текст.: уч. пособие для высш. шк. / А. Я. Флиер, — М.: Академический проект, 2000. 496 с.
  165. А.Я. Современная культурная политика России Электронный ресурс.: культурология для культурологов / А. Я. Флиер. М.: Академический проект, 2000. // Режим доступа: http://www.countries.ru/library/politic/ newcp. htm
  166. , Ю.Г. Определения основных терминов дидактики высшей школы Текст. / Ю. Г. Фокин. М.: НИИВО (Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: обзор, информ.). — 1995. — Вып. 4. — 60 с.
  167. Формирование учебной деятельности студентов Текст.- под ред. В. Я. Ляудис. — М.: МГУ, 1989. 240 с.
  168. , В.Э. Человек в поисках смысла Текст. / В. Э. Франки. М.: Прогресс, 1990.-367 с.
  169. , И.Ф. Активизация учения школьников Текст. / И. Ф. Харламов. -Мн.: Нар. асвета, 1970. 60 с.
  170. , И.Ф. Педагогика Текст. / И. Ф. Харламов. М.: Высшая школа, 1990 — 576 с.
  171. Чжан, Лили. Медицинский диалог с позиции риторики Текст. / Лили Чжан // Высшее образование в России. 2002. — № 4. — С. 89−93.
  172. , Т.И. Активизация учения школьников Текст. / Т. И. Шамова. М.: Педагогика, 1982. — 208 с.
  173. , Р.Н. Нравственное измерение физического образования Текст. // / Р. Н. Щербаков. Педагогика. — 2003. — № 1. — С. 31−36.
  174. , Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе Текст.: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Г. И. Щукина. -М.: Просвещение, 1979. 160 с.
  175. , Д.Б. Психология игры. 2-е изд. — М.: Владос, 1999. — 360 с.
  176. Энциклопедический словарь по культурологии Текст.- под общ. ред. A.A. Радугина. -М.: «Центр», 1997. -477с.
  177. , Б.Г. Биоэтика для стран СНГ Текст. / Б. Г. Юдин // Режим доступа: http://www.bioethics.ru/rus/alledu/id/77/
  178. , Б.Г. О гуманитарной составляющей высшего образования Текст. / Б. Юдин // Alma Mater: Вестник высшей школы. 2004. — № 5. — С. 3−5.
  179. , Г. В. Занимательное чтение для школьников на английском языке Текст.: учебно-методическое пособие по чтению с проблемными заданиями / Г. В. Юрчишина, Г. Н. Салтовская. Пятигорск, 2004. — 124 с.
  180. , В.З. Опыт воспитания самостоятельности и творчества учащихся Текст.: учебное пособие по спецкурсу / В. З. Юсупов. Киров: Кировский пединститут, 1993. — 88 с.
  181. Язык как средство трансляции культуры Текст.- гл. ред. М. Б. Ешич. -М.: Наука, 2000.-314 с.
  182. , И.С. Развивающее обучение Текст. / И. С. Якиманская. -М.: Педагогика, 1979. 144 с.
  183. Agar М. Language shock: understanding the culture of conversation. New York: William Morrow and Co, Inc., 1994. — 184 p.
  184. Belz J.A. Linguistic perspectives on the development of intercultural competence in telecollaboration //Language Learning and Technology. 2003. — Vol. 7. -P. 68−117.
  185. Byram M. Teaching and assessing intercultural communicative competence. Clevedon: Multilingual Matters LTD., 1997.- 121 p.
  186. Dima H. Cross-cultural communication. Institute for the Study of Man. p. 128.
  187. Heidemann T. Organization culture and intercultural competence //Sprogforum. 2000. — Vol. 6. — P. 31−35 (Updated April, 29, 2002).
  188. Steele, R. Teaching language and culture: Old problems and new approaches // Georgetown University roundtable on languages and linguistics 1989. Washington: Georgetown University Press, 1989. — pp. 153−162.
  189. Van Ek J.A. Objectives for foreign language learning. Project N 12: Learning and teaching modern languages for communication. Vol. I: Levels. — Council of Europe. Council for Cultural Co-operation. — Strasbourg, 1987. — 77 p.
Заполнить форму текущей работой