Взаимодействие власти и общества в Российской Федерации на региональном уровне
Конституция РФ закрепила свободу средств массовой информации, в Федеральном Законе № 2124 «О средствах массовой информации» (от 27. 12. 1991 г.) прописаны права журналиста искать, запрашивать, получать и распространять информацию. Это возлагает на государство и общество необходимость формировать информационную сферу, создавать условия для оперативного, полного и достоверного информационного… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Концепции и принципы механизма инновационного развития информационного пространства
- 1. 1. Современные концепции и модели социально-политической коммуникации
- 1. 2. Теоретические аспекты анализа средств массовой коммуникации в рамках социально-политических коммуникаций
- 1. 3. Информационное пространство как сфера взаимодействия органов власти со СМИ
- Глава 2. Основные позиции и стратегии инновационной деятельности региональных законодательных структур в российском информационном пространстве (пример Нижегородской области)
- 2. 1. Общая оценка информационной ситуации в Нижегородской области
- 2. 2. Основные субъекты влияния информационного пространства
- Нижегородской области: потребности, интересы, запросы
- 2. 3. Анализ информационного пространства в г. Нижнем Новгороде: проблемы и перспективы развития
Взаимодействие власти и общества в Российской Федерации на региональном уровне (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования.
Характерной особенностью современного периода развития российского общества является динамичное развитие информационного пространства. Этот процесс обусловлен не только широким внедрением в жизнь современных средств связи и систем телекоммуникации, но и политическими и социально-экономическими изменениями, интеграцией России в мировое сообщество, изменениями в законодательной и иных сферах.
В Концепции формирования и развития информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов под «информационным пространством» понимается статическая совокупность составляющих информационного процесса (банков и баз данных, технологий их сопровождения и использования, информационных телекоммуникационных систем, функционирующих на основе общих принципов и обеспечивающих информационное взаимодействие организаций и граждан, удовлетворение их информационных потребностей). Следует отметить, что в рамках данного диссертационного исследования используются понятие «информационное пространство» как совокупность носителей информации, самой этой информации и образов СМИ в сознании аудитории (штампов и стереотипов массового сознания, связанных со СМИ).
В диссертационном исследовании наравне с традиционным понятием ключевого субъекта информационного пространства-«средства массовой информации» употребляются понятия «средства массовой коммуникации» и «масс-медиа». Это связано с тем, что часть исследователей в сфере коммуникации считает такие понятия однопорядковыми и предлагает признать, что ключевой термин массовая коммуникация" (МК) до сих пор не отделим от синонимов -«средства массовой информации», «средства массовой коммуникации».
В данном исследовании мы придерживаемся определения информационного пространства, где акцентируется роль СМК: информационное пространство есть пространство деятельности средств массовой коммуникации как социальных институтов, обладающих организационной структурой и функционирующих с целью распространения информации в обществе.
Конституция РФ закрепила свободу средств массовой информации, в Федеральном Законе № 2124 «О средствах массовой информации» (от 27. 12. 1991 г.) прописаны права журналиста искать, запрашивать, получать и распространять информацию. Это возлагает на государство и общество необходимость формировать информационную сферу, создавать условия для оперативного, полного и достоверного информационного обеспечения каждого члена общества. СМИ продуцируют и распространяют информацию — знание, нормы, ценности, усвоение которых необходимо и достаточно для сознательного, действительного участия в жизни государства и общества. Между тем синхронизация управленческой и информационной деятельности достигается далеко не всегда. Принятые решения остаются нередко в пределах управляющей подсистемы, не получают поддержки в обществе. Именно поэтому методология управления информационным пространством выделилась в особый вид профессиональной деятельности. Сейчас трудно назвать хотя бы одно государство мира или регион Российской Федерации, где бы органы государственной власти не осуществляли свое влияние на информационное пространство.
Совершенно очевидно, что содержательные аспекты развития информационного пространства определяются не только тем, что многие проблемы экономики, политики, культуры равно включены в сферу интересов государственного управления и «масс-медиа», что подготовка и популяризация принятых решений осуществляются с помощью СМИ, что именно пресса, радио, телевидение обеспечивают социальный, гражданский контроль за работой органов власти. Следует отметить, что пресса является субъектом создания своеобразной информационного пространства, характеризующегося единством двух потоков информации -«сверху» и «снизу» (обратная связь). В этом качестве СМИ закономерно включены в систему государственного управления, и наряду с властью законодательной, исполнительной и судебной обретают статус «четвертой власти», поскольку выражают позиции широкого спектра политических партий, мнения различных социальных, этнических и профессиональных групп населения и обладают способностью влиять на поведение отдельных людей и общество в целом.
Организационные аспекты взаимодействия государственной службы со средствами массовой информации связаны с необходимостью упорядочить, институализировать сложившиеся отношения между властью в лице государственных служащих и журналистами.
Выступая каналом передачи общественно-политического образа, СМИ в то же время не ограничиваются ролью технического средства связи, а активно влияют на массовое сознание и управляют им. Применяя различные технологии, средства массовой информации направляют внимание социума на одни темы и отвлекают от других. Можно сказать, что средства массовой информации оказывают управленческое воздействие на мнение общественности как на совокупность суждений и оценок, характеризующих консолидированное отношение массового сознания к наиболее значимым и актуализированным проблемам, событиям и фактам экономики, политики, культуры, общественной жизни. Это обусловлено самой природой коммуникаций: происходит передача информации, а значит, реципиент подвергается воздействию со стороны источника, который, доставляя сведения, управляет его восприятием того или иного объекта.
Общий ход социально-экономических преобразований в стране сказался и на изменении роли информационного пространства в целом и места СМИ в обществе. Многие издания перешли под контроль влиятельных структур в обмен на финансовую помощь. Сегментированность информационного пространства очевидна при анализе информационной политики СМИ и тональности распространяемых информационных сообщений. В социальном пространстве подобное положение вещей обусловлено субъектно-объектными отношениями в системе «СМИорганы управления» и характеризует зависимость масс-медиа от административного и финансового ресурса. Субъектом управления в данном сегменте социального пространства выступают органы власти и политики. СМИ, имея в качестве своих учредителей властные либо финансово-экономические структуры, освещают деятельность всей организации и руководителей этих структур максимально положительно, при этом нередко замалчивая либо негативно информируя аудиторию о работе других руководителей, политиков или организаций. Данная практика на первоначальном этапе способствует росту авторитета организации, однако в долгосрочной перспективе крайне опасна и малоэффективна при выстраивании конструктивных, взаимовыгодных и прозрачных взаимоотношений с представителями общественности.
Следует отметить, что влияние масс-медиа разнонаправлено: активизируя свою деятельность в гетерогенном социуме и нередко придерживаясь различных общественно-политических взглядов, средства массовой информации проявляют лояльность по отношению к разным политическим силам. В данной ситуации можно говорить о поляризованности информационного пространства: на уровне региона электронные и печатные СМИ подконтрольны нескольким «заказчикам» — органам власти, политикам, финансово-промышленным группам, также имеющим интересы в федеральном и региональном контексте, которые определяют информационную политику масс-медиа для достижения собственных целей.
Сложность этого процесса обусловливает важность изучения информационного пространства региона, позиций основных действующих сил, а также технологий, при помощи которых СМИ используются заинтересованными субъектами пространства. Необходимость изучения влияния органов государственной власти на информационное пространство региона обусловлено современным этапом социально-экономических отношений, когда после первоначального этапа неуправляемого информационного пространства в начале и середине 90-х возникают проблемы внедрения новых технологий эффективной реализации информационной политики.
Ситуация осложняется тем обстоятельством, что сегодняшний день нет комплексных работ по практическому анализу информационного пространства региона и осуществлению социально-политических коммуникаций, не разработана теоретико-методологическая база исследований данной сферы, отсутствует единый категориально-понятийный аппарат.
Таким образом, актуальность данного исследования не вызывает сомнения и требует проведения комплексных междисциплинарных исследований:
• выявление специфических особенностей организации информационной работы органа государственной власти, взаимодействия со СМИ как каналом политических коммуникаций, управления семантическим аспектом коммуникации;
• анализ управленческих аспектов взаимодействия субъектов информационного пространства и разработки рекомендаций по формированию и реализации информационной политики органа государственной власти;
• исследование технологий, используемых Законодательным.
Собранием Нижегородской области с целью осуществления влияния 7 на информационное пространство региона.
На наш взгляд, актуальность исследования обуславливается и серьезными противоречиями в когнитивной сфере между теоретическими выводами и реальной ситуацией, а именно:
1. Научной разработанностью проблемы и практическим использованием технологий управления информационным пространством и ограниченностью их применения на региональном уровне.
2. В практической деятельности изучение информационного пространства сводится чаще всего к рейтингу популярности СМИ и их аудиторий, без акцента на исследование отношений между субъектами данного пространства.
3. Конфигурация информационного пространства, где определенный субъект управления представлен источниками информации, каналом доставки сообщения или потребителями информации, зависит от структуры информационного пространства, а именно: значения того или иного органа власти, влияния отдельных финансово-промышленных групп, независимости и авторитетности СМИ, влиятельности общественных объединений. Анализ этих явлений, а также наличие учредителя СМИ указывает на управляемость информационного пространства, в то время как в самих СМИ декларируется свобода слова, независимость и демократичность.
Характеристика источников и литературы.
Источники и литературу, использованные при написании данной работы, можно условно разделить на три группы.
В первую входят труды основоположников теории символического интеракционизма (Г. Блумер, Д. Мид, Т. Шибутани), феноменологического направления (А. Шюц), семиологического подхода (Ф. де Соссюр Ч. С. Пирс), представители постмодернизма (Ж. Бодрийяр М. Кастельс). Востребованными оказались функционалистская доктрина Н. Лумана и теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса.
Вторую группу источников составляют официальные документы государственных структур: федеральные и региональные законы и иные нормативные акты, регулирующие отдельные моменты процесса формирования информационного пространства, положения и инструкции, официальные отчеты соответствующих структур. Следует отметить их декларативный характер, преобладание общих абстрактных постулатов над конкретными мероприятиями (особенно это характерно для российских доктрин и концепций).
Третью группу составляют данные социологических опросов и исследований. В данной работе использовались результаты сторонних социологических институтов и иных организаций, однако основной акцент сделан на собственные социологические исследования. Они характеризуют как современное состояние информационного пространства региона в целом, так и информационную работу Законодательного Собрания в частности.
Характеризуя степень научной разработанности выбранной темы исследования, автор приходит к выводу о том, что, несмотря на обилие эмпирического материала и разработанность отдельных аспектов, проблемы развития коммуникационных технологий в информационном пространстве являются пока недостаточно изученными.
Политические коммуникации и их осуществление через СМИ вызывают интерес социологов, как за рубежом, так и в России. Начало их изучению положено работами У. Липпмана, Г. Ласуэлла, П. Лазарсфельда, Б. Берельсона, Р. Мертона1. Они определили факторы, влияющие на восприятие аудиторией информации о политических субъектах в той или иной тональности. В большинстве своем исследования содержали выводы прикладного характера, авторы констатировали многофакторность функционирования масс-медиа в системе политических коммуникаций.
Среди отечественных исследователей понятие «политические коммуникации», а также их осуществление привлекает внимание М. Эпштейна, обращающегося к проблеме избыточности информации, М. Вершинина, изучающего политические коммуникации в том числе и в информационном обществе. М. Гончаров, В. Латынов, А. Соловьев обращаются к анализу политических коммуникаций как сфере обращения информации .
В диссертационном исследовании препринят анализ основных тенденций развития информационного пространства региона на современном этапе не только с опорой на положения и принципы системного, феноменологического, постмодернистского подходов, теории символического интеракционизма, но также на основе привлечения эмпирического материала.
Теоретической базой изучения информационного пространства и форм влияния на него со стороны субъектов управления выступают: теория символического интеракционизма, в рамках которой рассмотрены подходы Д. Мида, Г. Блумера на социальный мир как мир значенийфеноменологическое направление, представитель которого.
Lazarsfeld P. F., Berelson В., Gaudet H. The People’s Choice. New York. 1948; Lazarsfeld P. F., Merton R. K. Mass Communication, Popular Taste and Organized Social Action // Mass Communications / Ed. by Schramm W. Urbana. 1960; Lasswell H. D. The Structure and Function of Communication in Society // Mass Communications / Ed. by Schramm W. Urbana. 1960. 2.
Вершинин M.C. Политическая коммуникация в информационном обществеГрачев М. Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития: Монография. — М., 2004; Политические коммуникации / Под ред. А. И. Соловьева, М., 2004.
А. Шюц оперирует понятием «интеркоммуникация». Свою трактовку понятия «коммуникация» дают отечественные ученые А. Соколов, Л. Землянова, С. Бориснев4.
Выделение в рамках данной работы политиков и органов власти в качестве субъектов в информационном поле обусловлено фактором медиатизация политики и преобладанием виртуального образа руководителя или политического деятеля. Это привело к появлению концепций, характеризующих новую реальность как существующую преимущественно в форме субъективных представлений, передаваемых по каналам СМИ. Подобной трактовки влияния масс-медиа на общество придерживались Г. Маклюен, Ж. Бодрийяр, М. Кастельс5. Представители постмодернизма М. Фуко, Ж. Бодрийяр изучают окружающую реальность как совокупность символов, имеющих внутренний смысл и нуждающихся в истолковании6. Тем самым политика в трактовке СМИ также сводится к символической схеме подачи и восприятия информации, то есть толкования аудиторией сообщений при помощи таких понятий, которые ей наиболее близки. В рамках данной работы подобная система рассматривалась в теории фрэймов И. Гофмана.
Коммуникативный характер управления посредством СМИ включает в себя исследование субъектов, наделенных властью. К исследованию 3.
Mead G. Н. Mind, Self and Society. Chicago. 1934; Blumer H. The Mass, the Public, and Public Opinion // Reader in Public Opinion and Communication / Ed. by Berelson В., Janowitz M. New York 1953; Блумер Г. Теории символического интеракционизма. — В кн.: Американская социологическая мысль. Р. Мертон, Дж. Мид, Т. Парсонс, А. Щюц. М., 1996.
4 Землянова Л. М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: толковый словарь терминов и концепций.-М., 1999; Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации — М., 2002.
5 McLuhan М. Understanding Media: the Extensions of Man.- New-York, 1963; E. Goffman Forms of Talk. -Philadelphia, 1981; Кастеллс M. Информационная эпоха, — M., 2000;Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. — М.: Добросвет, 2000;Бодрийяр Ж. Система вещей. — М.: Рудомино, 1995; Бодрийяр Ж. Реквием по масс-медиа: http://www.I-U.ruФуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью / пер. с франц. С. Ч. Офер-таса — под общ ред. В. П. Визгина и Б. М. Скуратова — М.: Праксис, 2002.
6Bourdieu P. (avec Loic J. D. Wacquant). Reponses. Paris: Seuil, 1992; Bourdieu P. Choses dites. Paris: Minuit, 1987; Бурдье П. Социология политики. — М., 1993. коммуникативного характера власти обращается немецкий социолог Н. Луман, который считает, что коммуникация моделирует социальное пространство и вся сфера властных отношений есть система коммуникаций. П. Бурдье рассматривает сферу политики как пространство, где доминирует субъект, имеющий наибольший символический капитал, а потому способный управлять медийным о пространством. Т. Парсонсу принадлежит вывод о роли власти как интегративного свойства социальной системы9. Э. Гидденс рассматривает власть как всепроникающее явление социальной жизни. Поэтому при помощи СМИ ведется борьба за приращение этого вида ресурса10. Ю. Хабермас, основатель теории коммуникативного действия, центральным элементом своей теории считает коммуникацию11. Не говоря о СМИ, он определяет коммуникацию как истинное средство на пути к согласию в обществе12.
Комплексный социологический анализ информационного пространства, влияние органов государственной власти на его формирование пока не нашел должного места в научном поиске. Обращает на себя внимание тот факт, что проблема средств массовой коммуникации в рамках социально-политических коммуникаций находится в научно-познавательном поле различных научных школ и направлений, как правило, имеющих междисциплинарный характер. Этой проблематике посвящены работы не только в социологии, но и в социальной философии, психологии, политологии. Однако большинство публикаций на эту тему носят научно-популярный характер и не преследуют серьезных исследовательских задач. Это определяет необходимость дальнейшей разработки данного направления.
7 Луман Н. Власть. — м.: Праксис, 2001; Луман Н. Что такое коммуникация? // Социологический журнал. 1995. № 3- Луман Н. Теория общества. М., 1999.
8 Bourdieu P. (avec Loic J. D. Wacquant). Reponses. Paris: Seuil, 1992; Bourdieu P. Choses dites. Paris: Minuit, 1987; Бурдье П. Социология политики. — М., 1993.
9 Парсонс Т. Система современных обществ. — М.: Аспект Пресс, 1997.
10 Giddens A, The Constitution of Society. Cambridge, Polity Press, 1985.
11 Habermas J. Communication and the Evolution of Society. Cambridge, 1979.
12 Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. — СПб.: Наука, 200.
Целью исследования является анализ управления коммуникациями и выявление общего и особенного в выработке и реализации информационной политики органа государственной власти в целях осуществления эффективного влияния на формирование информационного пространства региона.
В соответствии с целью исследования в диссертации ставятся и решаются следующие задачи:
1. проанализировать теоретические и методологические подходы к изучению коммуникации в историческом и функциональном аспектах;
2. определить концептуальные подходы к функционированию средств массовой информации в системе политических коммуникаций;
3. исследовать особенности коммуникативного взаимодействия субъектов информационного пространства как поля социальных отношений;
4. определить орган государственной власти как субъект информационного пространства, являющийся важнейшим регулятором информационного пространства;
5. определить основные субъекты влияния информационного пространства региона, выявить социально-экономические и общественно-политические факторы, влияющие на качественные характеристики медиа-пространства региона;
6. определить управленческие аспекты воздействия органа государственной власти на информационное пространство и проанализировать степень его влияния на качество политических коммуникаций;
7. определить специфику используемых технологий влияния органа государственной власти для вовлечения общественности в процесс принятия решений и обеспечения эффективной системы информирования граждан о сути и цели принимаемых решений;
8. предложить универсальные механизмы, позволяющие органу.
13 государственной власти повысить эффективность информационной работы и оптимизировать влияние на информационное пространство- 9. определить проблемы и перспективы развития информационной ситуации в регионе.
Намеченные задачи обусловили выбор объекта данного диссертационного исследования: в данном исследовании объектом анализа являются политико-коммуникационные процессы между субъектами управления информационным пространством.
Предметом диссертационного исследования является социологический аспект проблем управления информационным пространством региона, особенности их восприятия субъектами управления.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют положения и принципы системного, феноменологического, постмодернистского подходов, теории символического интеракционизма.
Методика проведения социологических исследований была разработана на основе работ Р. Мертона, Г. Ласуэлла, В. Коробейникова.
Таким образом, за основу принимаются работы отечественных и зарубежных ученых в таких отраслях научного знания, как социология управления, социология политики, социология средств массовой коммуникации, социальная психология, политология. На основе анализа предшествующего исследовательского опыта были сформулированы принципы социологического изучения информационного пространства в аспекте развития социальных отношений.
Интенсивность развития и появления новых технологий политических коммуникаций обусловила появление большого числа статей на эту тему в периодических изданиях, в журналах, а также на web — страницах Интернета, материал которых также использовался при написании работы.
При написании работы были использованы социологические методы (количественный, статистический, метод вторичного социологического анализа), специфические методы политологии, прежде всего, прогностический, а также общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, компаративный анализ). Основную методологическую базу исследования составил комплексный подход.
В соответствии с целью и задачами исследования для создания эмпирической базы исследования был разработан инструментарий, включающий в себя такие методы социологического исследования, как проведение экспертного опроса на тему: «Основные позиции Законодательного Собрания Нижегородской области в информационном пространстве региона и перспективы их развития», проведенного в 20 062 007 годах. Данный опрос включает анализ позиций экспертов по оценке информационной среды региона. Всего опрошено 25 человек, по 5 представителей пяти экспертных групп: представительные органы власти региона, исполнительные органы власти, СМИ, политологи и НКО. Данный опрос позволяет получить общую оценку информационного пространства в регионе, дает представление о структуре и качественно-количественных его характеристиках, об отношении коммуникаторов к применению различных информационных технологий в СМИ, характере и формах влияния властных и иных влиятельных структур на информационную политику масс-медиа. Более того, особое внимание уделяется анализу проблем и перспектив развития информационной ситуации в регионе.
Предметный анализ технологий, методов и форм информационной работы Законодательного Собрания Нижегородской области позволил совместить результаты экспертного опроса и практики использования информационных технологий высшим и единственным представительным органом государственной власти региона.
Использование данного инструментария способствовало получению надежной и достоверной информации по проблеме диссертационного исследования, что позволило обосновать сделанные выводы.
Научная новизна исследования обусловлена тем, что впервые предпринимается попытка социологического исследования влияния органов государственной власти на формирование информационного пространства региона в «невыборное», т. е. «мирное» время. Анализ соответствующей научной литературы и источников привел к выводу, что большая часть публикаций о состоянии информационного пространства сводится исключительно к взаимодействию органов власти и СМИ, при этом полностью или частично игнорируются иные субъекты информационного пространства. На практике, действительно, информационная работа власти нередко ограничивается лишь работой со СМИ, что значительным образом снижает эффективность влияния органа государственной власти на качественные и количественные характеристики информационного пространства. В данном исследовании делается особый акцент на необходимость совместной работы органа государственной власти с общественными объединениями, бизнес-организациями в целях обеспечения существенного эффективного влияния на информационное пространство.
В научном исследовании на основе анализа основных традиций теоретических и эмпирических исследований информационного пространства в западной и отечественной науке: акцентируется внимание на значении понятия «информационное пространства», выявляются ресурсы его основных субъектов: источники информации, каналы доставки и потребители — и управленческие аспекты их взаимоотношенийопределяются теоретико-методологические обоснования исследования развития информационного пространства региона, каналов политических коммуникаций, предлагается авторское видение понятий «коммуникация» и «политическая коммуникация" — разрабатывается методическая база исследования структуры информационного пространства, выявляются социально-экономические условия его взаимоотношений с субъектами социального пространствадается авторская трактовка понятия «информационное пространство» в двух направлениях. Первое направлениерассмотрение информационного пространства как специфического социального ресурса, владение которым позволяет реализовывать различные внеинформационные цели. Второе направление — рассмотрение информационных отношений как социальных. Другими словами, оно сводится к описанию и осмыслению информационного пространства как совокупности социальных связей, отношений и ответственности. В данном исследовании мы придерживаемся определения информационного пространства, где акцентируется роль СМК Информационное пространство рассмотрено в контексте с иным пониманием данного феномена: геополитическим и информационно-неосферным. Сделан вывод о том, что данное понятие употребляется в своем общем смысле, скорее, как метафора, чем как строгий научный термин. Более определенное и точное содержание имеют лишь его частные смыслы, опирающиеся на конкретные модельные представления, которые еще не упорядочены в общую системудается авторский подход понятию «эффективность информационной работы». В исследовании выделяется 4 параметра, подлежащие теоретическому и практическому подсчету и оценке эффективности информационной работы управления: 1) количество подготовленных информационных продуктов, 2) количество лиц / организаций / СМИ, получивших подготовленные информационные продукты, 3) количество изменений, произошедших в результате получения информационных продуктов, 4) количество инструментальных циклов, связанных с производством и использованием информационных продуктов. В работе отдельно дается понимание экономической и психологической эффективности информационной работырассматриваются технологии создания и реализации информационной политики органа государственной власти, отслеживается эффективность информационной работыразработан комплекс практических рекомендаций органам государственной власти по оптимизации и совершенствованию информационной политики.
Представлены практические особенности функционирования информационного пространства Нижегородской области. Потребности, интересы и запросы ключевых акторов информационного пространства по отношению друг к другу представлены в графическом виде, созданы матрицы факторов силы и слабости информационной работы основных субъектов управления: Законодательного Собрания, администрации губернатора, представительства Президента в ПФО и администрации г. Нижнего Новгорода.
В данной диссертационной работе автор исходит из гипотезы о том, что на информационное пространство Нижегородской области существенное влияние оказывают органы государственной власти региона. При этом:
• доминирующее положение в информационном пространстве занимают исполнительные органы государственной власти региона;
• аудитория остается достаточно мощным источником воздействия на информационное пространство региона;
• культура потребления социально-политической информации в регионе находится на очень низком уровне;
• доминирующее положение в информационном пространстве региона занимают СМИ федерального уровня.
Положения, выносимые на защиту:
1. Наиболее значимыми операторами информационного пространства на региональном уровне, помимо СМИ, выступают, прежде всего, органы власти и местного самоуправления. Результаты социологического исследования, использованного в рамках данной работы, показывают, что во многом содержание материалов СМИ определяется политическими интересами действующих субъектов управления информационного пространства. Это политики местного, регионального и федерального уровней. Топ-менеджеры крупных бизенс-структур и лидеры общественных объединений также влияют на информационное пространство региона, однако в значительно меньшей степени.
2. Доминирующее положение в информационном пространстве занимает губернатор и областное правительство. Это обусловлено высокой активностью как в политико-управленческой сфере, так и в информационном пространстве за счет установления контроля над СМИ через участие в собственности и назначение лояльных менеджеров и редакторов, а также за счет заключения договоров о сотрудничестве. Несколько уступая структурам исполнительной власти по уровню представленности в информационном пространстве, Законодательное Собрание региона обладает целым рядом специфических преимуществ, включая открытость и контактность, высокий профессионализм, новаторский подход и широкий охват работы. При этом ни мэрия Н. Новгорода, ни Городская Дума областного центра не заполняют даже того объема информационного пространства, на который они могли бы рассчитывать исходя из своего статуса.
3. Коммуникация, опосредованная СМИ, имеет характер управления. Поэтому участие масс-медиа в политике не ограничивается только ролью канала передачи информации, а выполняет функцию активного субъекта. СМИ на уровне региона являются одним из наиболее используемых каналов политических коммуникаций. При этом интересен факт, что в настоящий момент в регионе отмечается тенденция к локализации информационного пространства, замыканию значительного массива информации в рамках бытовой тематики. В этих условиях существует риск утраты сущностной новизны как конституирующего признака подлинной информации и симуляции новизны через развлекательность и псевдоактуальность.
4. Аудитория СМИ остается достаточно мощным источником воздействия на информационное пространство. Зрители, читатели и слушатели конфигурируют его двумя способами. Во-первых, предъявляя СМИ запрос на определенную информацию, во-вторых, являя собой ту среду, в которой формируется кадровый резерв и для самих СМИ.
5. Доминирующее положение в информационном пространстве занимают СМИ федерального уровня, в особенности телевидение. С одной стороны, это задает образец для подражания региональным СМИ, но, с другой стороны, не стимулирует их рост и развитие, подрывает способность к самосовершенствованию.
6. В настоящий момент в регионе культура потребления информации массовой аудиторией находится на низком уровне вплоть до люмпенизации аудитории и маргинализации социально-политической тематики в массовом сознании.
7. При реализации общественно значимых информационных проектов использование СМИ исключительно как транслятора, канала доставки информационных сообщений значительно снижает потенциал «четвертой власти». Данный потенциал существенным образом расширяется за счет привлечения СМИ в качестве полноправного партнера, соорганизатора информационного проекта.
8. Эффективность влияния органа государственной власти на информационное пространство значительным образом зависит от качества работы пресс-службы. Эффективность этой работы основывается на трех базовых характеристиках и не зависит от уровня власти или профиля работы организации.
Теоретическая и практическая значимость данного диссертационного исследования заключается в том, что:
— теоретический и практический материал диссертации позволяет расширить теоретические представления в области применения социологического метода исследования влияния органов государственной власти на формирование информационного пространства. Внесен вклад в развитие теории политической коммуникации, что может быть использовано при дальнейшем исследовании динамики информационно-политических процессов в России.
— основные положения диссертации, а также библиография могут быть использованы при разработке учебных курсов и спецкурсов по «Теории управления», «Политической социологии», «Технологии информационных кампаний», «Связям с общественностью», «Политической журналистике». Прикладная направленность полученных данных позволит эффективно развивать систему коммуникаций между органами управления, политиками и обществом в условиях роста объема информации, диверсификации средств массовой коммуникации и постоянных изменений внешней среды.
— теоретический анализ, осуществленный в диссертации, позволяет сформулировать положения и модели, которые могут быть использованы при проведении информационных кампаний органами государственной власти. предложенные рекомендации по повышению эффективности применения информационных технологий, в том числе инновационные информационные технологии и партнерские публичные проекты могут быть использованы в повседневной политической практике всеми субъектами информационного пространства.
Апробация основных положений исследования заключается в том, что положения и выводы диссертации использовались в процессе принятия управленческих решений при реализации информационной политики Законодательного Собрания Нижегородской области и в информационно-аналитической работе управления общественных связей регионального парламента в 2002;2007 гг. В течение данного времени автор исследования создал с нуля Управление общественных связей регионального парламента, определив его место в аппарате, структуру и перечень задач, разработал функциональные обязанности сотрудников, выявил основные акценты, ключевые правила и приоритеты информационной политики Собрания, в полной мере взяв на себя всю полноту ответственности за качество принимаемых стратегических и оперативных информационных решений высшего и единственного органа законодательной власти Нижегородской области.
При этом положения диссертационного исследования использовались в практической работе не только Законодательным Собранием Нижегородской области. Исчерпывающие консультации по вопросам реализации коммуникационной политики регулярно получали и иные органы государственной и муниципальной власти региона: Управление общественных связей и пресс-служба мэрии Нижнего Новгорода, Управление пресс-службы губернатора и правительства Нижегородской области, пресс-служба аппарата полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе.
Основные положения изложены в научных статьях и тезисах, опубликованных в сборниках научных трудов.
Теоретические положения и выводы диссертационного исследования обсуждены в ходе международных, Всероссийских и межрегиональных научно-практических конференций. Автор диссертационного исследования выступает в качестве эксперта Фонда развития информационной политики (ФРИП, г. Москва), поэтому вопросы воздействия органов государственной власти на информационное пространство с 2004 г. регулярно обсуждаются в рамках научно-исследовательской работы данного исследовательского центра, например, в ходе десятого Всероссийского фестиваля СМИ «Вся Россия» (круглый стол «Информационная политика региона в условиях реализации реформ», 27 сентября 2005 г., Дагомыс, Краснодарский край), международной научно-практической конференции факультета журналистики МГУ «Профессия „Журналист“: вызовы XXI века» (круглый стол «Местная пресса как информационный ресурс реформ», 5 февраля 2007 г., Москва).
Отдельные положения представлены общественности в рамках регулярных заседаний нижегородского Эксперт — Клуба при обсуждении актуальных вопросов развития информационной политики и организации социальных коммуникаций, а также при проведении автором интерактивных лекций и мастер-классов для пресс-секретарей районных администраций города Нижнего Новгорода, студентов гуманитарных специальностей ННГУ и участников международного проекта «Поколение новых лидеров».
Цель и задачи, поставленные в диссертационном исследовании, определили структуру работы. Исследование состоит из введения, трех глав, разделенных на тематические параграфы, заключения, примечаний, списка использованных источников и литературы и приложений.
Основные выводы можно представить следующими тезисами:
1. Информационно-политическая ситуация в Нижегородской области обусловлена рядом процессов, инициированных как на федеральном, так и на региональном уровнях:
• централизацией власти и усилением роли исполнительной власти на всех уровнях управления;
• продолжающимся процессом приспособления региональной политической системы, политических и экономических элит к изменениям в администрации области;
• приближающимися федеральными выборами и, в связи с этим, намечающейся активизацией общественно-политических и партийных сил;
• реализацией проектов социально-экономического развития, инициированных как федеральной, так и региональной и местной властью.
2. Наиболее значимыми операторами информационного пространства на региональном уровне, помимо собственно СМИ, сегодня выступают прежде всего органы власти и местного самоуправления, крупные бизнес-структуры, общественные организации. Во многом содержание материалов СМИ определяется политическими интересами действующих субъектов управления информационного пространства. Это политики.
224 местного, регионального и федерального уровней. Топ-менеджеры крупных бизнес-структур и лидеры общественных объединений также влияют на информационную ситуацию в регионе, однако в значительно меньшей степени.
3. Расстановка сил, влияющих на информационную ситуацию в регионе, обусловлена сегодня несколькими основными факторами:
• влиянием в политическом пространстве команды В. Шанцева, приходом в региональную политику новых лицопределенными проблемами во взаимоотношениях новой областной администрации с Законодательным собранием и городской администрацией;
• уходом из публичной региональной политики С. Кириенко, что привело к изменению имиджа и стиля информационной работы полпредства, а также к распаду медиа-структуры, ранее концентрировавшейся вокруг С. Кириенко.
4. Коммуникация, опосредованная СМИ, имеет характер управления. СМИ на уровне региона являются одним из наиболее используемых каналов политических коммуникаций, но при этом представляют собой нечто большее, чем просто каналы подачи информации. В современном обществе средства массовой информации являются практически субъектом самой политики наряду с представителями органов государственной и муниципальной власти, использующих масс-медиа.
5. В настоящий момент в регионе отмечается тенденция к локализации информационного пространства, замыканию значительного массива информации в рамках бытовой тематики. В этих условиях существует риск утраты сущностной новизны как конституирующего признака подлинной информации и симуляции новизны через развлекательность и псевдоактуальность. Еще одна тенденция — переориентация СМИ на скорость и насыщенность фактами в ущерб достоверности информации и ее интеллектуальной и эмоциональной обработке.
6. Основными индикаторами благополучного состояния медиаполя являются разнообразие информационных программ, представленность различных точек зрения, мненийкачество информации, объективное, непредвзятое информирование, независимость СМИ от властных структур, наличие в информационной среде конструктивной критики. Перспективы развития СМИ эксперты связывают с развитием новых технологий, более объективной подачей информации в СМИ и представленностью в информационном пространстве различных точек зрения.
Следует отметить, что гипотеза, выдвинутая в начале данного диссертационного исследования, в ходе работы подтвердилась. Изначально автор исходит из предположения о том, что информационное пространство Нижегородской области развивается при существенном влиянии органов государственной власти региона. При этом:
1. Доминирующее положение в информационном пространстве занимают исполнительные органы государственной власти региона. Уступая структурам исполнительной власти по уровню представленности в информационном пространстве, представительные органы власти обладают рядом специфических преимуществ;
2. Аудитория остается достаточно мощным источником воздействия на информационное пространство региона;
3. Культура потребления социально-политической информации в регионе находится на очень низком уровне;
4. Доминирующее положение в информационном пространстве региона занимают СМИ федерального уровня.
5. Органы власти осуществляют прямое воздействие на информационные процессы в регионе.
Доминирование исполнительных органов власти обусловлено целым рядом факторов:
• высокая активность как в политико-управленческом, так и в информационном пространстве: с одной стороны, создание информационных поводов, которые невозможно игнорировать, с другой — постоянное и активное освещение в подконтрольных СМИ текущей деятельности.
• установление контроля над СМИ через участие в собственности, назначение лояльных менеджеров и редакторов, заключение соглашений о партнерском взаимодействии.
Бизнес-организациями, в наибольшей степени влияющими на информационные процессы, являются сегодня НК «ЛУКОЙЛ», «ГАЗ», «НМЖК». Аудитория СМИ остается достаточно мощным источником воздействия на информационное пространство. Зрители, слушатели и читатели конфигурируют его двумя способами:
• во-первых, предъявляя СМИ запрос на определенную информацию;
• во-вторых, являя собой ту среду, в которой формируется кадровый резерв для СМИ.
В то же время культура потребления социально-политической информации массовой аудиторией в регионе находится на низком уровне вплоть до люмпенизации аудитории и маргинализации социально-политической тематики в массовом сознании.
Культура потребления информации аудиторией тесно связана с качеством предлагаемого СМИ информационного продукта.
Доминирующее положение в информационном пространстве занимают СМИ федерального уровня, в особенности телевидение.
Вмешательство органов государственной и муниципальной власти в информационные процессы фиксируется во всех экспертных группах и в последнее время приобретает все более упорядоченный, институциональный характер.
Одним из основных инструментов осуществления влияния на информационные процессы, управления вниманием СМИ к.
227 ньюсмейкерам выступают специализированные отделы государственных, общественных и бизнес-организаций, ответственные за взаимодействие со СМИ.
Тематика экспертных оценок качества информационной работы органов власти Нижегородской области имеет два содержательных аспекта:
1. сравнительная оценка качества информационной работы различных органов власти, попытки выстраивания рейтинга качества;
2. анализ причин успехов и неудач информационной работы, факторов, обуславливающих ее качество — как в целом, так и в конкретных условиях Нижегородской области.
В качестве позитивных моментов в информационной работе, как уже было отмечено выше, эксперты назвали открытость и контактность, высокий профессионализм, использование нешаблонных, новаторских приемов работы со СМИ и широкий территориальный охват работы.
Исследование подтверждает тезис о том, что степень влияния органа государственной власти на информационное пространство региона в значительной степени зависит от качества информационной работы и эффективности применяемых информационных технологий. Полученные выводы могут быть использованы как для теоретических обобщений более высоко уровня, так и для использования в повседневной политической практике органами государственной и муниципальной власти:
1. Прямое подчинение пресс-службы первому лицу органа государственной власти (организации) повышает эффективность и качество информационно-коммуникационной работы:
• значительно повышает оперативность принятия решений, что особенно важно для работы с информационной средой.
• прямой контакт с первым лицом повышает качество распространяемой информации, ее полноту.
• Исключает возможность использования стратегически важного ресурса — влияние на СМИв личных целях отдельных депутатов и.
228 депутатских фракций.
• Дает возможность в полной мере реализовывать функцию управления — влиять на позицию руководства Собрания при принятии решений, относящихся к компетенции Управления (проведение публичных мероприятий, мониторинг тем, требующих нормативного регулирования и т. д.).
2. Организация специальных публичных мероприятий делает работу органа власти наиболее понятной общественности. В силу особой специфики деятельности законодательных (представительных) органов власти и внешней аморфности и отсроченности результатов законотворческой деятельности, информационная политика регионального парламента не может основываться исключительно на нормотворчестве. Учитывая особенности работы депутата, наиболее эффективно могут реализовываться публичные социальные проекты, актуальные для развития региона. Среди универсальных инструментов для практически любого региона Российской Федерации можно выделить несколько проектов:
• Клуб лидеров НКО — ежемесячная (ежеквартальная) дискуссионная площадка для представителей самых активных общественных объединений региона с обсуждением наиболее злободневных вопросов.
• Совет по национально-культурным вопросам — ежемесячная (ежеквартальная) дискуссионная площадка для представителей национальных сообществ с обсуждением актуальных вопросов развития межнационального диалога, а также совместное проведение культурно-массовых мероприятий.
• Клуб парламентских журналистовобъединение заинтересованных в парламентской проблематике журналистов в пул для поддержания положительного, конструктивного и доверительного эмоционального фона как для самой пресс-службы, так и для.
Собрания в целом. Данное объединение не терпит формальности и требует регулярной совместной деятельности: направление.
229 поздравительных телеграмм и открыток с днем рождения от Председателя Собрания и начальника управления, вручение подарков главным редакторам СМИ к Новому году, 8 марта и 23 февраля, дню рождения, организация бэк-брифингов, семинаров, эксклюзивных рабочих и неформальных встреч, предоставление уникальной информации, индивидуальная помощь по каждому обращению представителя СМИ, даже если это не имеет прямого отношения к функционалу управления.
• Конкурсы для СМИ позволяют активизировать работу СМИ в отдельных направлениях. В зависимости от вопросов, стоящих на повестке дня, может быть объявлен конкурс на лучшее освещение деятельности Законодательного Собрания в районных средствах массовой информации, конкурс по сохранению историко-архитектурного наследия, конкурс среди журналистов и деятелей культуры на лучшее освещение народных художественных промыслов региона, в целях пропаганды экологического туризма. Проведение подобных конкурсов не только дает материальные стимулы для освещения конкретной информационной темы, но и создает условия для выявления профессиональных интересов журналистского сообщества и позволяет наладить более плотные и доверительные отношения между органом власти и СМИ.
• Семинары и конференции для руководителей городских и районных электронных и печатных СМИ. В особенной степени это актуально при принятии федеральных и региональных нормативно-правовых актов, вступление в силу которых затрагивает различные аспекты работы СМИ, например, вступление в силу закона «Об общих принципах организации местного самоуправления.».
• Мастер-классы и чтение лекций по теме организации социальных коммуникаций и Public Relations для студентов и школьников, проведение и участие в круглых столах по теме формирования информационного пространства и реализации региональной информационной политики. Это позволяет получать четкую обратную связь от общественности, что в свою очередь дает возможность оценить эффективность собственной информационной работы.
Выездные заседания, комитеты и инспекционные поездки значительно повышают интерес СМИ к мероприятиям регионального парламента и повышают уровень доверия аудитории СМИ к совершаемым публичным действиям. Регулярно можно практиковать депутатский прием граждан в общественном транспорте региона, выездные заседания комитетов на профильных социальных объектах, депутатские рейды с целью контроля исполнения федерального и регионального законодательства. Система депутатских слушаний по ключевым принимаемым решениям с приглашением крупнейших общественных объединений, включая профильные Ассоциации и иные общественные объединения региона.
Ассоциация представительных органов власти местного самоуправления — объединение и координация деятельности дум и земских Собраний городов и районов региона со стороны регионального парламента, площадка для проведения всесторонних обсуждений принимаемых региональных законов и иных нормативных актов, требующих особого внимания муниципальных образований.
Публичные социальные (благотворительные) проекты различной направленности, инициаторами которых выступают отдельные депутаты или Собрание в целом. Проводимые в данном случае мероприятия предполагают объединение усилий и совместную деятельность органов государственной власти, средств массовой информации, общественных объединений и бизнес-структур на условиях социального партнерства. При реализации общественно значимых информационных проектов использование СМИ.
231 исключительно как транслятора, канала доставки информационных сообщений значительно снижает потенциал «четвертой власти». Данный потенциал существенным образом расширяется за счет привлечения СМИ в качестве полноправного партнера, соорганизатора информационного проекта. Данная технология «взаимовыгодного партнерства», представленная управлением общественных связей Законодательного Собрания, была отмечена дипломом победителя в номинации «Лучшая акция пресс-службы» в проводимом Государственной Думой и «Парламентской газетой» в 2006 г. Всероссийском конкурсе. Данная технология позволяет свести воедино интересы, средства и возможности различных структур: бизнес-сообщества, спонсирующего проект, Законодательного Собрания, генерирующего идеи и прорабатывающего суть проекта, и СМИ, освещающих акцию.
3. Эффективность влияния органа государственной власти на информационное пространство значительным образом зависит от качества работы пресс-службы: отношения с представителями СМИ и НКО на основе взаимовыгодного сотрудничества — основной принцип воздействия на информационное поле региона, позволяющий добиваться не кратковременных удач, а системных успехов и достижений. персональная ответственность и инициативность. Уровень ответственности пресс-службы заключается не в оперативном распространении пресс-релизов, что является в чистом виде реализацией сервисной функции, а в способности влиять на процесс принятия решений руководством органа государственной власти. В данном случае это является реализацией управленческой функции, что обеспечивает значительно более высокую степень авторитета Управления общественных связей в частности и органа государственной власти в целом среди целевых групп. Отсутствие четких алгоритмов информационной работы и реального, а не.
232 формального распределения функциональных обязанностей — ключевая проблема пресс-служб, которые прикрываются «большой загруженностью» и «невозможностью учесть все факторы при работе со СМИ». масштабность целей и задач управления. Эффективная информационная политика органа власти не может ограничиваться работой исключительно со СМИ. В целях полноценного влияния на информационное пространство региона органам власти необходимо проводить целенаправленную партнерскую работу с бизнес-организациями и общественными объединениями в рамках реализации публичных проектов. Это позволяет на практике увеличить масштабность целей, задач, реализуемых проектов и, соответственно, результатов. Соответственно, наиболее предпочтительная форма пресс-службыУправление (Департамент) общественных связей, подчиняющийся непосредственно первому лицу организации и предусматривающий работу как со СМИ, так и с различными сегментами общественности.
Заключение
.
Актуальность изучения информационного пространства обоснована с одной стороны, высоким интересом к данной теме не только исследователей, но и самих субъектов, оказывающих управленческое воздействие на политику СМИ, а с другой — отсутствием однозначной трактовки этого феномена. Подобное предположение обосновано наличием большого числа подходов исследователей к проблеме формирования информационного пространства региона. На наш взгляд, это является отражением сложного процесса формирования понятийного аппарата, адекватного реальным условиям развития информационного общества.
В данной исследовательской работе предпринята комплексная попытка концептуального и методического обоснования основных аспектов развития информационного пространства. Феномен информационного пространства региона в настоящем исследовании был изучен с использованием теоретических источников и практических документов, а также социологических методов: экспертного опроса и контент-анализа.
В рамках данной работы ключевым моментом является анализ информационной ситуации в Нижегородской области и определение потребностей, интересов и запросов основных субъектов информационного пространства. При проведении исследования «Основные позиции Законодательного Собрания Нижегородской области в информационном пространстве региона и перспективы их развития» был использован метод полустандартизированного экспертного интервью. Данное исследование было подготовлено автором на основе опроса основных групп людей, оказывающих наибольшее влияние на информационное пространство Нижегородского региона. Среди них представители Законодательного Собрания (5 человек), исполнительной власти (5 человек), СМИ (5 человек), потребителей социально-значимой информации (5 человек) и экспертно-аналитического сообщества (5 человек). Принцип отбора конкретных экспертов в указанные группы основывался на личном авторитете и опыте работы в данной сфере. При проведении исследования ставились две ключевые цели:
1. Провести независимую социологическую экспертизу характера позиций ЗСНО в информационном пространстве области, особенностей информационной работы регионального парламента и перспектив ее развития. Определить восприятие наиболее значимыми экспертными группами (определяющими характер общественного мнения области) положения ЗСНО в информационном и информационно-политическом пространстве области и возможные пути развития и укрепления этих позиций.
2. Уточнить контур основных целей, задач и направлений работы управления общественных связей ЗС, НО Нижегородской области.
По итогам данной работы можно констатировать, что выполнены основные задачи исследования:
• Выявлены основные представления ведущих экспертных групп о задачах и функциях ЗС, НО в информационном пространстве.
• Выявлены и проанализированы восприятие и оценка экспертами существующей информационной деятельности ЗС, НО и наиболее актуальных направлений развития этой работы.
• По результатам экспертных оценок определены основные проблемы развития информационной работы ЗС, НО и возможные пути их решения.
• По результатам анализа экспертных оценок определены целесообразные формы позиционирования по отношению к наиболее значимым факторам информационного пространства нижегородской области, а именно:
— губернатору и правительству областивластям областного центра.
— основным региональным СМИ.
— влиятельным политическим лидерам области и районным элитам.
— основным партийно-политическим силам регионаобщественному мнению области.
— информационным запросам рядовых избирателей области.
• Выявлена специфика запросов к информационной работе ЗС НО, характеризующая различные группы экспертов.
• Определены наиболее важные, интересные, перспективные направления и методы информационной работы ЗС НО.