Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности применения восстановительных средств в тренировочном процессе юных борцов в экологических условиях жаркого климата

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В целях оптимизации тренировочного процесса и повышения оздоровительного эффекта тренировочных занятий у юных борцов в подготовительном периоде в условиях жаркого климата рекомендуется широко применять различные восстановительные средства и методы. Комплексное использование восстановительных средств позволяет в значительной мере стимулировать восстановительные процессы, способствует нормализации… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
    • 1. 1. Педагогические аспекты применения восстановительных средств в подготовке спортсменов
    • 1. 2. Воздействие экологических условий жаркого климата на организм спортсмена .'
    • 1. 3. Особенности применения восстановительных средств в тренировочном процессе борцов
  • ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ГИПОТЕЗА, ЗАДАЧИ, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 2. 1. Цель, гипотеза и задачи исследований
    • 2. 2. Организация исследований
    • 2. 3. Методы исследований
      • 2. 3. 1. Теоретический анализ и обобщение
      • 2. 3. 2. Педагогические наблюдения
      • 2. 3. 3. Методы исследования психофизиологических функций
        • 2. 3. 3. 1. Методика исследования времени двигательных реакций
        • 2. 3. 3. 2. Методика исследования максимальной силы мышц
        • 2. 3. 3. 3. Методика исследования максимальной частоты движений
        • 2. 3. 3. 4. Методика исследования критической частоты слияния световых мельканий
        • 2. 3. 3. 5. Методика исследования скоростно-силовых качеств
        • 2. 3. 3. 6. Методика исследования тремора мышц рук
        • 2. 3. 3. 7. Методика исследования функций внимания
      • 2. 3. 4. Педагогические эксперименты
      • 2. 3. 5. Применяемые схемы тестирования борцов
      • 2. 3. 6. Методы математической статистики анализа результа тов исследований
    • 2. 4. Разработка комплексов восстановительных средств
    • 2. 5. Разработка тренировочных программ для экспериментальных недельных микроциклов
  • ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ Общая схема экспериментальных исследований
    • I. этап исследований. Динамика психофизиологических функций у борцов на протяжении суток
    • I. серия — Исследование суточной динамики психофизиологических функций у борцов при значительной тепловой нагруз
  • П этап исследований. Изучение эффективности применения
    • 1. комплекса восстановительных средств в I недельном микроцикле (5 тренировочных дней)
    • 2. серия — Исследование особенностей процессов утомления и восстановления у борцов в I недельном микроцикле без применения восстановительных средств
    • 3. серия — Исследование изменений психофизиологических функций у борцоЕ з I недельном микроцикле с использованием I комплекса восстановительных средств
    • 4. серия — Исследование эффективности применения I комплекса восстановительных средств в процессе сравнительного параллельного педагогического эксперимента
  • Ш этап исследований. Изучение эффективности применения 2 комплекса восстановительных средств во П недельном микроцикле (б тренировочных дней)
    • 5. серия — Исследование особенностей процессов утомления и восстановления у борцов во П недельном микроцикле без применения восстановительных средств
    • 6. серия — Исследование изменений психофизиологических функций у борцов в недельном микроцикле с использованием 2 комплекса восстановительных средств
    • 7. серия — Исследование эффективности применения 2 комплекса восстановительных средств в процессе сравнительного параллельного педагогического эксперимента
  • ГЛАВА. ТУ. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ
  • ВЫВОДЫ

Особенности применения восстановительных средств в тренировочном процессе юных борцов в экологических условиях жаркого климата (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования, В современной системе спортивной тренировки применение различных восстановительных средств и методов рассматривается как важная часть подготовки спортсменов /А.А.Бирюков (17), В. М. Игуменов (77), А. П. Лаптев (105), Л. П. Матвеев (126), А. А. Новиков (138), В. К. Платонов (144), Б. Н. Подливаев (78), Ю. И. Смирнов (170), В. П. Филин (195) и др./.

Высокий уровень современных тренировочных и соревновательных нагрузок в спортивной борьбе требует более широкого и целенаправленного применения’различных восстановительных средств и методов в подготовке борцов. Особое значение это имеет при подготовке юных борцов с целью оптимизации тренировочного процесса и повышения оздоровительного эффекта тренировочных занятий /В.М.Игуменов (77), Я. К. Коблев (92), А. И. Колесов (93), А. П. Купцов (99), А. А. Новиков (137), С. А. Преображенский (153), Г. С. Туманян (189), Е. М. Чумаков (201), В. В. Шиян (204) и др./.

В отдельных’работах по применению восстановительных средств в подготовке борцов, как правило приводятся рекомендации для взрослых высококвалифицированных спортсменов /В.С.Дахновский (49), В. И. Дубровский (56), В. П. Зотов (68), М. М. Погосян (147), Е.А.Сер-гиевич (166), А. Ф. Синяков (167), В. В. Шиян, В. И. Невзоров (204) и ДР./.

В литературе фактически отсутствуют научные данные и практические рекомендации о применении восстановительных средств при подготовке юных борцов в экологических условиях жаркого климата. Однако, эта проблема является весьма актуальной при подготовке спортсменов, проживающих в этих условиях, а также для рационального планирования подготовки борцов при высокой температуре внешней среды. В связи с этим, а также учитывая запросы тренерской практики нами были проведены экспериментальные исследования по изучению этой актуальной проблемы.

Цель исследования. При подготовке юных борцов в экологических условиях жаркого климата разработать и апробировать программы недельных микроциклов и экспериментально проверить необходимые комплексы восстановительных средств в целях оптимизации тренировочного процесса.

Научная гипотеза исследования. Предполагалось, что разработанные комплексы восстановительных средств позволяют оптимизировать тренировочный процесс юных борцов в экологических условиях жаркого климата за счет стимуляции восстановительных процессов и положительного воздействия на функциональное состояние и работоспособность спортсменов.

Объект исследования. Система тренировок и восстановления юных борцов на подготовительном этапе в условиях жаркого климата.

Предмет исследования. Педагогические аспекты разработки и применения комплексов восстановительных средств.

Задачи исследования:

1. Разработать и апробировать современные тренировочные программы для недельных микроциклов подготовительного периода юных борцов при высокой температуре внешней среды.

2. Разработать и апробировать комплексы исследовательских методик для изучения динамики психофизиологических функций у борцов при суммарном Бездействии тренировочных и тепловых нагрузок.

3. Выявить суточную динамику психофизиологических функций у борцов и на основании этих данных определить оптимальное время для тренировок с учетом тепловой нагрузки в течение дня.

4. Изучить особенности развития процессов утомления и восстановления у борцов в предложенных микроциклах без применения^восстановительных средств.

5. Разработать экспериментальные комплексы восстановительных средств для недельных микроциклов юных борцов с учетом полученных данных о динамике процессов утомления и восстановления.

6. Выполнить экспериментальную проверку, а также выябить особенности применения разработанных комплексов восстановительных средств для различных недельных микроциклов юных борцов.

7. Разработать научно-практические рекомендации по применению комплексов восстановительных средств при подготовке юных борцов в экологических условиях жаркого климата.

Научная новизна исследований обуславливается результатами, полученными автором впервые при проведении исследований в подготовительном периоде тренировочного процесса юных борцов в экологических условиях жаркого климата:

— предложены и апробированы три комплекса исследовательских методик для изучения динамики психофизиологических функций у борцов при суммарном воздействии значительных тренировочных и тепловых нагрузок;

— в процессе суточных наблюдений при значительных тепловых нагрузках изучены изменения 9 показателей наиболее важных для борцов психофизиологических функций, характеризующих быстроту реагирования, скоростно-силовые качества, максимальную силу различных мышечных групп, функции зрительного анализатора, максимальную частоту движений;

— установлены средние величины амплитуды колебаний психофизиологических функций у борцов в зависимости от суточной динамики температуры внешней среды;

— на основании экспериментальных данных выявлены наиболее оптимальные периоды для проведения в течение дня специализированной зарядки, дневных и вечерних тренировок борцов;

— разработаны и апробированы тренировочные программы двух недельных микроциклов для подготовительного периода тренировочного процесса борцоЕ;

— в результате наблюдений с многократным тестированием определены особенности развертывания процессов утомления и восстановления у борцов в различных недельных микроииклах без применения восстановительных средств;

— разработаны и апробированы комплексы необходимых восстановительных средств для различных недельных тренировочных микроциклов бордов;

— в результате проведения сравнительных последовательных и параллельных педагогических экспериментов выявлены эффективность и особенности применения разработанных комплексов восстановительных средств в различных недельных микроциклах;

— установлено, что систематическое применение разработанных комплексов восстановительных средств позволяет оптимизировать тренировочный процесс и повысить оздоровительный эффект тренировок.

Теоретическое значение исследований состоит в том, что при подготовке юных борцов в условиях высокой температуры внешней среды впервые были научно обоснованы:

— оптимальные периоды в течение дня для проведения специализированной зарядки, дневных и вечерних тренировок на основании данных динамики температуры внешней среды;

— целесообразность и возможность эффективного применения разработанных комплексов восстановительных средств для нормализации в целях оптимизации подготовки юных борцов;

— содержание и структура комплексов восстановительных средств для различных недельных микроциклов юных борцов.

Практическая значимость исследований определяется тем, что основные положения и выводы работы могут быть использованы при подготовке юных борцов в экологических условиях жаркого климата в следующих направлениях:

— экспериментальные данные о суточной динамике наиболее важных для борцов психофизиологических функций позволяют тренерскому составу устанавливать наиболее оптимальные периоды для проведения специализированной зарядки, дневных и вечерних тренировок;

— установленные величины амплитуды суточных колебаний психофизиологических функций дают возможность более целенаправленно планировать тренировочные нагрузки в течение дня;

— предложенные и апробированные тренировочные программы для недельных микроциклов могут применяться в подготовительном периоде тренировочного процесса юных борцов;

— результаты динамических наблюдений о развертывании процессов утомления и восстановления у юных борцов в различных недельных микроциклах при суммарном воздействии тренировочных и тепловых нагрузок позволяют более рационально планировать тренировочный процесс, а также использовать эти данные для разработки необходимых комплексов восстановительных средств;

— разработанные и апробированные комплексы восстановительных средств могут использоваться в подготовке юных борцов в целях стимуляции восстановительных процессов, улучшения функционального состояния и повышения спортивной работоспособности в подготовительном периоде;

— систематическое применение разработанных и экспериментально проверенных комплексов восстановительных средств позволяет за счет интенсификации восстановительных процессов оптимизировать тренировочный процесс юных борцов и повышать на 14−24% объемы выполняемых тренировочных упражнений;

— предложенные и апробированные комплексы исследовательских методик могут эффективно применяться для систематического педагогического контроля за воздействием на борцов различных тренировочных нагрузок и восстановительных средств, что позволяет вносить необходимые коррективы в подготовку спортсменов и изменять структуру применяемых комплексов восстановительных средств;

— разработанные автором научно-практические рекомендации дают возможность тренерскому составу более рационально применять различные восстановительные средства в подготовительном периоде тренировочного процесса юных борцов.

Основные положения, выносимые на защиту,.

1. Экспериментальные данные о суточной и недельной динамике процессов утомления и восстановления у юных борцов в недельных микроциклах при больших тренировочных и тепловых нагрузках без применения восстановительных средств.

2. Методические особенности разработки комплексов восстановительных средств для недельных микроциклов борцов при высокой температуре внешней среды.

3. Научные данные об эффективности и особенностях применения апробированных комплексов восстановительных средств для недельных микроциклов подготовительного периода тренировочного процесса юных борцов.

Достоверность результатов исследований и степень обоснованное ти научных положений и выводов, содержащихся в диссертации обеспечивается: использованием современных и широко применяемых приборов применением комплексов достоверных и валидных методик, адекватных поставленным научным задачам и отвечающим метрологическим требованиямправильной постановкой экспериментальных исследований абсолютный, сравнительньтй последовательный и сравнительный параллельный педагогический эксперименты), корректной математико-статис-тической обработкой экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследований. Материалы диссертации обсуждались и получили положительную оценку у специалистов на заседании кафедр гигиены, экологии и спортсооруженийспортивной борьбыпедагогикилечебной физкультуры, массажа и физической реабилитации Российской государственной академии физической культуры (1997 г.). Результаты исследований, разработанные комплексы восстановительных средств и практические рекомендации используются при подготовке юных борцов в Сирии. Материалы диссертации включены в учебные программы курсов «Гигиена», спецкурса «Режим и восстановление спортсменов» .

Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, приложения и списка литературы, который содержит 202 источника на русском языке и 20 источников на иностранных языках. Материал диссертации изложен на страницах машинописного текста и включает 8 сводных таблиц и 4 рисунка.

вызоды.

1. Анализ литературных источников показал, что отсутствуют научные данные и практические рекомендации о применении восстановительных средств при подготовке юных борцов в экологических условиях жаркого климата. Однако эта проблема является весьма актуальной при подготовке спортсменов, проживаюхцих в этих условиях, а также для рационального планирования подготовки борцов при высокой температуре внешней среды.

2. Разработаны и апробированы современные тренировочные программы для недельных микроциклов подготовительного периода тренировочного процесса юных борцов при высокой температуре внешней среды.

3. Сформированы и экспериментально проверены три комплекса исследовательских методик, которые позволяли изучить динамику 12 показателей наиболее важных для юных борцов психофизиологических функций, характеризующих быстроту двигательных реакций, максимальную мышечную силу и скоростно-силовые качества, данные тремора мышц рук, функции зрительного анализатора, максимальную частоту движений.

4. В результате исследований с многократной регистрацией 9 показателей в течение дня были выявлены особенности суточной динамики психофизиологических функций у борцов. Установлено, что наиболее высокий уровень психофизиологических функций наблюдался у борцов в период 9-II часов и в период 18−20 часов. На основании этих данных было выбрано наиболее оптимальное время для специализированной зарядки (6.30−7.10 час), для дневных тренировок (9.0011.00 час), для вечерних тренировок (18.30−20.00 час). а.

5. Установлены важные для тренерской практики данные суточной амплитуды показателей психофизиологических функций, характеризующиеся следующими величинами: максимальная сила мышц кисти — 12%, максимальная сила мышц спины — 10%, время простой двигательной реакции — 8%, время сложной двигательной реакции — 15%, высота прыжка 16%, максимальная частота движений 12%, тремор мышц кисти в статическом и динамическом режиме соответственно 12% и 14%.

6. В процессе исследований с многократным тестированием в разработанных недельных микроциклах при 5-ти и 6-ти тренировочных днях в неделю без применения восстановительных средств были выявлены фазовые изменения процессов утомления и восстановления у борцов. В последние дни недельных микроциклов (5, 6 дни недели) у борцов отмечались явные признаки кумуляции утомления, что характеризовалось снижением уровня психофизиологических функций и замедлением темпов их восстановления в ближайшем и отдаленном периодах восстановления.

7. В соответствии с экспериментальными данными о суточной и недельной динамике процессов утомления и восстановления у борцов в разработанных недельных микроциклах были сформированы и апробированы два комплекса восстановительных средств, которые включали наиболее эффективные и доступные средства восстановления: гидропроцедуры — прохладный душ, теплый душ, контрастный душ, хвойные ванны, восстановительное плаваниеразличные виды спортивного массажа — общий восстановительный млссаж, кратковременный восстановительный массаж, частный восстановительный массаж, самомассажразличные методики приема банных процедур — баня с парением, кратковременная баня, баня с контрастными водными процедурамипсихомышечная тренировка (успокаивающая часть).

8. В результате проведения сравнительных последовательных педагогических экспериментов в различных недельных микроциклах при больших тренировочных и тепловых нагрузках было установлено, что два разработанных комплекса восстановительных средств оказывали стимулирующее влияние на восстановительные процессы юных борцов и обеспечивали улучшение функционального состояния и повышения их работоспособности как на протяжении тренировочного дня, так и на протяжении всего недельного микроцикла.

9. В результате длительных сравнительных параллельных педагогических экспериментов (четыре недельных микроцикла) была установлена высокая эффективность и особенности применения двух разработанных комплексов восстановительных средств. Так, при применении 2 комплекса восстановительных средств у борцов экспериментальной группы при заключительном обследовании наблюдались более высокие темпы повышения уровня психофизиологических функций (в скобках указаны данные контрольной группы): показатели максимальной силы мышц кисти и спины повысились соответственно на 22% (14%) и на 19% (12%), высоты прыжка — на 25% (15%), максимальной частоты движений — на 20% (12%) — показатели простой и сложной двигательной реакции снизились соответственно ка 18% (11%) и на 23% (15%) — показатели тремора мышц рук в статическом и динамическом режимах снизились соответственно на 19% (11%) и на 23% (16%) — показатели интенсивности внимания увеличились на 21% (14%).

10. Установлено, что применение разработанных комплексов восстановительных средств при подготовке юных борцов в условиях жаркого климата способствует оптимизации тренировочного процесса, что дало возможность повысить в экспериментальных группах на 1424% объемы тренировочных упражнений.

11. При подготовке юных борцов с большими тренировочными нагрузками в экологических условиях жаркого климата важное значение для оптимального использования необходимых тренировочных и восстановительных средств имеют систематические наблюдения за динамикой психофизиологических функций. .Для педагогического контроля рекомендуется применять разработанные и апробированные нами комплексы эффективных и доступных для тренеров исследовательских методик. При этом следует в первую очередь регистрировать и анализировать следующие показатели: время сложной двигательной реакции, максимальную силу мышц кисти и спины, высоту пражка, максимальную частоту движений.

12. Основные положения диссертации и разработанные практичес кие рекомендации могут применяться при подготовке юных борцов в экологических условиях жаркого климата в следующих основных направлениях: более целенаправленного планирования тренировочного процесса в различных микроциклахнеобходимой коррекции тренировочных нагрузок для стимуляции восстановительных процессоввыбора оптимальных периодов для дневных и вечерних тренировоксостав ления и применения различных комплексов восстановительных средств разработки оптимального суточного режимаформирования комплексов исследовательских методик для педагогического контроля за динамикой функционального состояния спортсменов.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

В соответствии с результатами проведенных исследований и анализа литературных источников для тренеров и спортсменов подготовлены научно-практические рекомендации о методических особенное тях использования комплексов восстановительных средств в подготоУ вительном периоде тренировочного процесса юных борцов в экологических условиях жаркого климата. Основные положения этих практических рекомендаций приводятся ниже.

1. В целях оптимизации тренировочного процесса и повышения оздоровительного эффекта тренировочных занятий у юных борцов в подготовительном периоде в условиях жаркого климата рекомендуется широко применять различные восстановительные средства и методы. Комплексное использование восстановительных средств позволяет в значительной мере стимулировать восстановительные процессы, способствует нормализации теплового обмена, обеспечивает улучшение функционального состояния и повышение спортивной работоспособности, усиливает возможности организма юных спортсменов переносить большие тренировочные и соревновательные нагрузки при высокой температуре внешней среды. Вместе с этим повышается оздоровительный эффект тренировочных занятий.

2. При высокой температуре внешней среды важное значение имеет правильный выбор оптимальных периодов в течение дня. Это способствует снижению тепловых нагрузок на организм спортсменов и нормализации теплового обмена. На основании проведенных нами исследований можно рекомендовать следующие периоды для тренировок: специализированная зарядка — 6.30−7.10 ч., дневная тренировка — 9.00−11.00 ч., вечешяя ттэениюовка — 18.30−20.00 час.

7 Л. —.

3. В процессе подготовки юных борцов в условиях жаркого климата следует широко применять основные педагогические средства восстановления. Обеспечение оптимальных периодов пассивного и активного отдыха, рациональное сочетание в тренировочном процессе различных микроциклов (втягивающий, развивающий, ударный, поддерживающий, восстановительный) с умелым использованием облегченных микроциклов и тренировок. Оптимальное планирование тренировок в микроциклах с обеспечением необходимой вариативности тренировочных нагрузок. Обязательное применение после напряженных соревнований или соревновательного периода специальных восстановительных средств с широким применением активного отдыха с переключением на другие виды физических упражнений.

4. Наряду с педагогическими средствами восстановления рекомендуется использовать основные гигиенические средства восстановления: рациональный суточный режим, длительный и полноценный сон, сбалансированное питание, личная гигиена, закаливание, оптимальные гигиенические условия быта и тренировки.

5. В процессе подготовки юных борцов нарняду с указанными выше восстановительными средствами следует широко применять специальные восстановительные средства, которые за счет благоприятного воздействия на организм стимулируют восстановительные процессы, нормализуют тепловой обмен, способствуют улучшению функционального состояния спортсменов и повышают их работоспособность.

6. Наиболее целесообразно использовать комплексное применение различных восстановительных средств в виде специальных комплексов. Оки должны разрабатываться с учетом задач общего направления тренировочного процесса и частных педагогических задач, особенностей подготовки (структура недельного микроцикла и тренировочного дня, направленность, объем и интенсивность тренировочных нагрузок), а динамики процессов утомления и восстановления у спортсменов, экологической обстановки, условий тренировок и быта, индивидуальных особенностей спортсменов и т. п.

7. В комплексы рекомендуется включать наиболее эффективные и доступные для тренеров и спортсменов средства восстановления, которые не требуют сложного и дорогостоящего оборудования и могут применяться в различных условиях тренировочного процесса. В комплексы целесообразно включать следующие виды восстановительных средств: гидропроцедуры — теплый душ (ТД), прохладный душ (ПД), контрастный душ (КД), хвойные ванны (ХВ), восстановительное плавание (ВП) — различные виды спортивного массажа — общий восстановительный массаж (ОВМ), частный восстановительный массаж (ЧВМ), кратковременный’восстановительный массаж (КЗМ), самомассаж (СМ), предварительный самомассаж (ПС) — различные методики применения банных процедур — кратковременная баня (КБ), баня с контрастными водными процедурами (БКВП), баня с парением (БП) — психомышечная тренировка (успокаивающая часть) — ПМТ. При применении различных видов спортивного массажа и различных методик банных процедур следует использовать методики, предложенные профессором А. А. Бирюковым и изложенные в его учебнике «Массаж» — М.: ФиС, 1988.

8. В подготовительном периоде тренировочного процесса юных борцов рекомендуется применять разработанные и апробированные нами недельные тренировочные микроциклы с 5-ю и 6-ю тренировочными днями в неделю. В тренировочные дни борцы выполняют специализированную зарядку, дневную и вечернюю тренировку.

9. В недельном микроцикле при пяти тренировочных днях рекомендуется применять разработанный и апробированный нами I комплекс восстановительных средств, который имеет следующую структуру:

Дни недели.

После утренней После дневной После вечерней Перед тренировки тренировки тренировки' сном.

Понедельник ПД, СМ тд, ад, квм тд, вп ПД, ПМТ.

Вторник КД, СМ тд, зп тд, гд, квм ХЗ, ПМТ.

Среда ОД, см тд, гд, квм тд, гд, квм цц, пм?

Четверг ад, см Активный отдых-БП, ОВМ, ЧВМ пд, пмт.

Пятница БД, СМ тд, ад, квм тд, гд, квм хв, пмт.

Суббота ад, см? Д, КБ, КВМ ТД, ВП пд, пмт.

Воскресенье ад, см Активный отдых-Ш, ОВМ, ЧВМ пд, пмт.

10. В недельном микроцикле при шести тренировочных днях рекомендуется применять разработанный и апробированный нами 2 комплекс восстановительных средств, который имеет следующую структуру: тренировки тренировки тренировки сном тд, гд, квм тд, гд, кзм ХВ, ШЛТ тд, ад, квм ЕКВП, КВМ пд, пмт тд, ад, квм тд, зп гщ, пмт тд, гд, квм КБ, КВМ пд, пмт тд, вп БКВП, КВМ хв, пмт.

ТД, КБ, КВМ тд, вп пд, пмт i отдых-БП, 03 М, чвм ПД, ПМТ.

Понедельник КД, СМ.

Вторник КД, СМ.

Среда КД, СМ.

Четверг ад, СМ.

Пятница КД, СМ.

Суббота КД, СМ.

II. 3 процессе подготовки юных борцов в условиях жаркого климата необходимо систематически осуществлять педагогический и врачебный контроль за функциональным состоянием и работоспособностью юных спортсменов. При этом должна собираться и анализироваться информация о динамике тренировочных нагрузок, показателях функционального состояния спортсменов и данных субъективных оценок самочувствия. Необходимо применять педагогические наблюдения, определение показателей психофизиологических функций, анализ данных о субъективной оценке переносимости тренировочных нагрузок и восстановительных мероприятий.

12. В целях педагогического контроля за динамикой показателей функционального состояния борцов рекомендуется использовать разработанные и апробированные нами комплексы эффективных и доступных для тренеров методик определения показателей психофизиологических функций. Эти комплексы не требуют сложного и дорогостоящего оборудования и могут применяться в различных условиях тренировок, на местности, в спортивных залах, а также при проведении восстановительных процедур. Они могут применяться при проведении педагогических наблюдений на различных этапах подготовки и включают в себя регистрацию и определение следующих показателей: время простой и сложной двигательной реакции на световой сигнал, максимальная сила мышц кисти и спины, максимальная частота движений, критическая частота слияния световых мельканий, высота прыжка вверх, уровень тремора мышц рук в статическом и динамическом режимах, интенсивность внимания при корректурной пробе, число ошибок при корректурной пробе, эффективность работы на внимание при корректурной пробе.

13. В зависимости от условий наблюдений и структуры недельных тренировочных микроциклов в применяемых схемах тестирования юных борцов рекомендуется применять разработанные и апробированные нами различные комплексы исследовательских методик: комплекс «А», комплекс «Б» и комплекс «В» .

14. Информационные данные о динамике психофизиологических функций у юных борцов необходимо подвергать индивидуально-сравнительному анализу и использовать с комплексной оценке с данными педагогических и врачебных наблюдений, а также с учетом субъективных оценок борцами своего самочувствия и спортивной работоспособности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.А., Шабатура Н. К. Биоритмы, спорт, здоровье. -М.: Физкультура и спорт, 1989. 201 с.
  2. В.В. Методические особенности разработки комплексов восстановительных средств для спортсменов при подготовке в таэквон-до//Восстановительные и гигиенические средства в подготовке спортсменов. М., 1994. — С.27.
  3. В.В. Динамика психофизиологических функций у спортсменов во время тренировок по таэквон-до//Восстановительные и гигиенические средства в подготовке спортсменов. М., 1994. — С.29
  4. А.Н. Физиолого-гигиенические аспекты действия высоких и низких температур. М.: Наука, 1979. — 258 с.
  5. А.В. Себя преодолеть. М.: Физкультура и спорт, 1982. — 68 с.
  6. Аль Тавил Аднан. Гигиенические восстановительные средства в тренировочном процессе юных футболистов: Автореф. дис. канд. биол.наук. М., 1995. — 21 с.
  7. А. Психология тестирования. М.: Просвещение, 1982. 283 с.
  8. П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. -М: Медицина, 1980. 197 с.
  9. Аснаке Эмиру Хайле. Система восстановительных средств при подготовке футболистов в условиях среднегорья Эфиопии: Автореф. дис. кацд.пед.наук. М., 1993. — 22 с.
  10. И.А. Как определить тренированность спортсменов. М.:а
  11. Физкультура и спорт, 1977. 102 с.
  12. A.M., Риис М. К. Влияние высокой внешней температуры на адаптацию организма спортсмена к мышечной деятельности// Теория и практика физ.культуры. 1981. — № 4. — С.25−26.
  13. В.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1978. -221 с.
  14. К.В. Исследование применения восстановительных средствв подготовке юных баскетболистов с большими тренировочными нагрузками: Автореф. дис. кандпед.наук. М., 1996. — 22 с.
  15. В.К., Запорожанов В. А. Физическая активность человека. Киев: Здоровья, 1987. — 224 с.
  16. В.К. Физическая культура для всех и для каждого. -М.: Физкультура и спорт, 1988. 208 с.
  17. А.А. Массаж. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 148 с.
  18. А.А. Баня и массаж. Минск: Полымя, 1980. — 168 с.
  19. А.А., Кафаров К. А. Средства восстановления работоспособности спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1981. — 165 с.
  20. А.А., Буровых А. Н. Практикум по спортивному массажу. -М.: Физкультура и спорт, 1983. 132 с.
  21. Ю.Г., Виноградов В. М. Фармакологическая коррекция умственной и физической работоспособности. В кн.: Фармакологическая регуляция процессов утомления /Под ред. Ю. Г. Бобкова. -М., 1982. — 133 с.
  22. В.Е. Физическая работоспособность в экстремальных условиях мышечной деятельности. Л., 1982. — 76 с.
  23. В.А. Педагогическая диагностика как фактор управления двигательной деятельностью спортсмена: Дис. док-pa пед.наук. М., 1988. — 360 с.
  24. А.Н. Методика комплексного подхода к использованию средств восстановления спортивной работоспособности. М.: Физкультура и спорт, 1979. — 44 с.
  25. В.И. Справочник по массажу. Л.: Медицина, 1991. -175 с.
  26. X., Фек Г., Штютнер. Тесты в спортивной практике. М.: Физкультура и спорт, 1968. — 138 с.
  27. А.Н. Педагогические аспекты применения средств восстановления в фигурном катании на коньках: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1994. — 23 с.
  28. А.Н. Эффективность использования комплекса восстановительных средств при подготовке фигуристов в среднегорье// Восстановительные и гигиенические средства в подготовке спортсменов. М., 1994. — С.II.
  29. Ю.В. Универсальной системы тренировки быть не может/Тренер. М.: Ровесник, 1992. — № I. — С.5−7.
  30. Ю.В. Принципы организации тренировки спортсменов высокого класса в годичном цикле/Деория и практика физ.культуры. 1991. — № 2. — С.8−10.
  31. А.А. Гормональные механизмы адаптации и тренировки. -Л.: Наука, 1981. 108 с.
  32. А.В. Особенности применения гигиенических и восстановительных средств в подготовке юных пловцов//Восстановите-льные и гигиенические средства в подготовке спортсменов. -М., 1994. С. 14.
  33. А.В. Исследование эффективности применения комплексов гигиенических и восстановительных средств в тренировочном процессе юных пловцов//Восстановительные и гигиенические средства в подготовке спортсменов. М., 1994. — С.23.
  34. В.М. Восстановительные процессы в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1977. — 24 с.
  35. А.Н., Тренировка, работоспособность, реабилитация. -М.: Физкультура и спорт, 1989. 271 с.
  36. А.В. Физические способности детей и подростков. К.: Здоров’я, 1981. — 116 с.
  37. Гигиена детей и подростков: Руководство для врачей (санитарных) /Под ред. Г. Н. Сердгоковской и А. Г. Сухарева. М.: Медицина, 1986. — 496 с.
  38. А.Д. Психология и психогигиена. М.: Физкультура и спорт, 1973. — 168 с.
  39. М.А. Педагогические основы нормирования и контроль соревновательных нагрузок: Автореф. дис. д-ра пед.наук. М., 1982. — 48 с.
  40. М.А. Спортивная метрология. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 193 с.
  41. Г. Д. Психопедагогика спорта. М.: Физкультура и спорт, 1986. — 208 с.
  42. М.Я., Кочаровская О. В., Евгеньева Л. Я. Больше нагрузки в спорте. К.: Здоров’я, 1973. — 184 с.
  43. П.И., Дубровский В. И. Спортсменам о восстановлении.- М.: Физкультура и спорт, 1981. 123 с.
  44. П.Д. Гомеостаз, его механизмы и значение: В кн. Гомеостаз/Д1од ред. П. Д. Горизонтова. изд.2-е. — М., 1981.- С.5−28.
  45. С.М. Оценка здоровья детей и подростков при массовых осмотрах//Вопросы охр.мат. 1973. — Т.18. — С.3−7.
  46. Г. М. Учет и планирование учебно-тренировочного процесиса в спортивной борьбе. Омск, 1978. — 34 с.
  47. П.И. Изучение терморегуляции в гигиене и физиологии труда. М.: Медицина, 1968. — 121 с.
  48. B.C., Лещенко С. С. Специальные средства восстановления борцов в перерывах между соревновательными поединками// Теория и практика физ.культуры. 1971. — № 3. — С.27−31.
  49. B.C. Некоторые методы повышения спортивной работоспособности борцов вольного стиля//Ежегодник: Спортивная борьба. М., 1977. — С.16−18.
  50. И.П. Тренированность боксеров. К.: Здоров’я, 1985. — 144 с.
  51. С.Х. Основные положения применения восстановительных средств в тренировочном процессе боксеров в горах//Восстанови-тельные и гигиенические средства в подготовке спортсменов. -М., 1994. С.ЗО.
  52. Е.А. Применение гигиенических восстановительных средств в подготовке юных волейболистов в условиях высокой температуры внешней среды: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1996. 28 с.
  53. В.И. Массаж: поддержание и восстановление спортивной работоспособности. М.: Физкультура и спорт, 1985. -208 с.
  54. В.И. Реабилитация в спорте. М.: Физкультура и ¦ спорт, 1991. — 203 с.
  55. В.И. Основы сегментарно-рефлекторного массажа. -М., 1982. 123 с.
  56. В.И. Точечный массаж. М.: Медицина, 1986. — 88 с.
  57. С.А. Восстановительные процессы в спорте и повышение специальной работоспособности: компьютерный мониторинг и уп-равление//Проблемы восстановления и повышения работоспособности спортсменов. М., 1985. — С.30−31.
  58. А.И., Граевская Н. Д. Спортивная медицина и лечебная физкультура. М.: Медицина, 1994. — 266 с.
  59. Л.С. Система внетренировочных и восстановительных средств в подготовке теннисистов//Восстановительные и гигиенические средства в подготовке спортсменов. М., 1994. — С.13.
  60. Л.С. Комплексная исследовательская программа по применению восстановительных средств в тренировочном процессе тен-нисистов//Восстановительные и гигиенические средства в подготов ке спортсменов. М., 1994. — С.22.
  61. Е.А. Управление тренировочными нагрузками в недельных циклах подготовки гимнастов высокой квалификации. М.: Физкультура и спорт, 1982. — 50 с.
  62. В.А. Комплексный контроль в современном спорте// Теория и практика физической культуры. 1982. — Ш 2. — С. 4143. т
  63. В.М. Двигательные качества спортсменов (исследование по теории и методике физического воспитания: Автореф. дис. д-ра пед.наук. М., 1968. — 39 с.
  64. В.М. Физические качества спортсмена. М.: Физкультура и спорт, 1970. — 200 с.
  65. В.П. Спортивный массаж. Киев: Здоров’я, 1987. — 198 с.
  66. В.П. Восстановление работоспособности в спорте. Киев: Здоров’я, 1990. — 149 с.
  67. B.C. Точечный массаж. М.: Медицина, 1984. — 98 с.
  68. К.П. Биоэнергетика и температурный гомеостаз. Л.: Наука, 1972. — 172 с.
  69. В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов. -М.: Физкультура и спорт, 1987. 86 с.
  70. В.П. Основные положения применения восстановительных средств при подготовке боксеров в условиях жаркого климата (повышение работоспособности и восстановление боксеров) М., РГАФК, 1995. — С.13−14.
  71. В.П. Применение восстановительных средств в подготовке боксеров (юниоры) при высокой температуре внешней среды: Автореф. дис. канд.пед.наук. 1996. — 26 с.
  72. В.П., Лаптев А. П., Савин Г. И. Восстановительные средства при подготовке боксеров в условиях высокой температуры внешней среды в г.Атланте. М., РГАФК, 1996. — С.4−6.
  73. В.М. Исследование влияния предстартовых эмоциональных возбуждений борцов высокой квалификации на результат их выступления в ответственных соревнованиях: Автореф. дис. канд. пед.наук. М., 1971. — 23 с.
  74. В.М. Теоретико-методические основы системы многолетней тренировки борцов. Дис. д-ра пед.наук. — М., 1992. -286 с.
  75. В.М., Подливаев Б. А. Спортивная борьба. М.: Просвещение, 1994. — 286 с.
  76. В.М., Подливаев Б. А., Шиян В. В. Стандартизация средств и методов контроля за физической подготовленностью борцов старших разрядов. М., 1987.
  77. Е.П. Психофизиология физического воспитания. М.: Просвещение, 1987. — 296 с.
  78. О.В. Методика использования дополнительных факторов повышения работоспособности пловцов//Спортивное плавание. -К.: Здоров’я, 1979. С.142−157.
  79. Иш Мухамедов Л. Методы интенсификации тренировочного процесса борцов высших разрядов в соревновательном периоде подготовки: Автореф. дис. канд.мед.наук. М., 1984. — 22 с.
  80. Л.А. Физические методы восстановления. Рига, 1976. -86 с.
  81. Каббара Мохамед Абдул-Мажид Зафер. Обоснование средств и методов повышения эффективности учебно-тренировочной деятельности студентов институтов физической культуры: АБтореф. дис. канд.биол.наук. М., 1989. — 23 с.
  82. М.И., Пшендин А. И. Рациональное питание спортсменов. К.: Здоров*я, 1985. — 128 с.
  83. В.Л., Белоцерковский З. Б., Гудков И. А. Исследование физической работоспособности у спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1974. — 98 с.
  84. В.Л. Спортивная медицина. М.:Физкультура и спорт, 1987. — 242 с.
  85. К.А. Влияние условий финской суховоздушной бани на некоторые физиологические показатели у спортсменов: Авто^реф. дис. канд.мед.наук. М., 1969. — 25 с.
  86. К.А. Методические рекомендации по применению суховоз-душной бани при занятиях спортом и физкультурой. М.: МЗ СССР, 1974. — 28 с.
  87. К.А., Бирюков А. А. Бани и здоровье. М.: Медицина, 1981. — 62 с.
  88. С.В. Методы исследования физической работоспособности в условиях гипотермии//Теория и практика физ.культуры. 1984.- № 2. С.12−14.
  89. Я.К. Система многолетней подготовки спортсменов международного класса в борьбе дзго-до: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1990. — 36 с.
  90. A.M. Физическая подготовка спортсменов высокого класса. М.: Физкультура и спорт, 1969. — 135 с.
  91. А.В. Управление функциями организма. М.: изд-во Моск. ун-та, 1972. — 76 с.
  92. B.C., Кузнец Е. И. Физиология и гигиена защиты человека в условиях высоких температур. М.: Медицина, 1986. — 254 с.
  93. Дж. Психология в современном спорте. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 158 с.
  94. Е.А. Применение восстановительных средств в подготовке юных волейболисток//Восстановительные и гигиенические средства в подготовке спортсменов. М., 1994. — С.12.
  95. Е.А. Суточная динамика показателей психофизиологических функций у юных волейболисток//Восстановительные и гигиенические средства в подготовке спортсменов. М., 1994. -С.14.
  96. А.П. Спортивная борьба. М.: Физкультура и спорт, 1978.- 423 с.
  97. Г. Ф. Биометрия: Учебное пособие для биол.спец.вузов. -* М.: Высшая школа, 1990. 352 с.
  98. А.П. Основные рекомендации по режиму спортсменов в жаркое время года (для тренеров и спортсменов сборных команд СССР при подготовке к Олимпийским играм I960 г.) М.: Спорткомитет СССР, I960. — 42 с.
  99. А.П., Ильинич В. И. Рекомендации по режиму спортсменов на заключительном этапе подготовки и в период выступления на Олимпийских играх в г.Токио М.: Спорткомитет СССР, 1964. -52 с.
  100. А.П. Гигиенические исследования влияния различных факторов на психофизиологические функции, связанные с двигательной деятельностью: Автореф. дис. д-ра мед.наук. М., 1970.
  101. А.П. Гигиенические факторы //Юный футболист. М.: Физкультура и спорт, 1974. — C. I3I-I58.
  102. А.П. О системе гигиенического обеспечения спортивной подготовки//Теория и практика физ.культуры. М., 1975. — № 3 — С.71−73.
  103. А.П. Применение гигиенических факторов в подготовке юных футболистов/Брошюра. Волгоград, 1977. — 46 с.
  104. А.П. Режим футболиста. 2-е изд., доп. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 80 с.
  105. А.П., Полиевский С. А. Гигиена (учебник для институтов и техникумов физ. культуры) М.: Физкультура и спорт, 1990.
  106. А.П. Гигиена (учебник для техникумов физической культуры) М.: Физкультура и спорт, 1983. — 176 с.
  107. НО. Лаптев А. П. Гигиена физических упражнений и здорового образа жизни//Спортивная медицина и лечебная физкультура. V.: Меди цина, 1993. — С.210−229.
  108. А.П., Вавилов Ю. Н. Особенности подготовки и участия спортсменов в Олимпийских играх в условиях жаркого климата г.Барселоны//Всесоюз.научн.конф. по вопросам Олимпийского спорта. Челябинск, 1991. — С.6−8.
  109. А.П. Актуальная проблема современного спорта//Восста-новительные и гигиенические средства в подготовке спортсменов. М., РГАФК, 1994. — С.2−3.
  110. А.П. Гигиена массового спорта. М.: Физкультура и спорт, 1986. — 120 с.
  111. А.П., Лавров В. А., Левитан П. Г. Управление тренированностью боксеров. М.: Физкультура и спорт, 1973. — 104 с.
  112. А.П., Минх А. А. Гигиена физической культуры и спорта. М.: Физкультура и спорт, 1979. — 286 с.
  113. Лечебная физкультура (учебник для институтов физической культуры под общей ред. С.К.Попова) М.: Физкультура и спорт, 1988. — 221 с.
  114. Линдеман Ханнес. Аутогенная тренировка. М.: Физкультура и спорт, 1980. — 158 с.
  115. Т.Н., Циценко Г. В. Климатические условия и тепловое состояние человека. Л.: Гидрометеоиздат, 1971. — 151 с.
  116. B.C., Решетников М. М. Аутогенная тренировка. Л.: Медицина, 1986. — 200 с.
  117. В.П. Восстановительные процессы после мышечной деятельности. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 123 с.
  118. Е.В. Тепловой гомеостаз//Гомеостаз. М., 1981. -С.491−520.
  119. В.А. Эрготермическая устойчивость организма. -Киев: Здоровья, 1985. 128 с.
  120. Малиатсис Стефанос. Гигиеническое обоснование восстановительных мероприятий в тренировочном процессе спортсменов-легкоатлетов (средние дистанции): Автореф. дис. канд.биол.наук. -М., 1992. 18 с.
  121. В.Н. Совершенствование подготовки борцов классического стиля: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1991. -22 с.
  122. Р. Социальная психология в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1979. — 196 с.
  123. Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 286 с.
  124. В.И. Устойчивость физиологических и психических функций человека при действии экстремальных факторов. Л.: Наука, 1982. — 103 с.
  125. Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М.: Наука, 1981. — 278 с.
  126. Ф.З., Пшенникова М. Г. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам. М.: Медицина, 1988. — 253 с.
  127. В.М. Психология. М.: Физкультура и спорт, 1987. -198 с.
  128. А.А. Очерки по гигиене физических упражнений и спорта. -М.: Медицина, 1980. 387 с.
  129. В.Д. Утомление в спорте. Киев: Здоров*я, 1986. -120 с.
  130. М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1982. — 78 с.
  131. В.П., Худадов Н. А., Динкенхайн. Психорегуляция в подготовке спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1985. -- 176 с.
  132. С.В. Математическая статистика в спорте. К.: Здоров’я, 1978. — 126 с.
  133. .А. Аксселерация развития (причины, механизмы, проявления и последствия) //Итоги науки и техники, серия Антропология. Т.З. — М.: АМН СССР. — 1989. — С.5−76.
  134. А.А., Колесов А. И. Система подготовки борцов с учетом их квалификации и возраста//Братство богатырей. М.: Физкультура и спорт, 1976. — С.9−24.
  135. А.А., Миронов В. Д., Игуменов В. М., Грузных Г. М. Основные направления научных исследований в спортивной борьбе// Спортивная борьба: Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1977. — С.3−6.
  136. .Б., Кузьмин С. Н., Левандо В. А. и др. Иммунологическая реактивность спортсменов//Иммунология. 1981. — № 3. -С.13−17.
  137. Е.А., Иващенко Л. Я., Страко Н. П. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека. -Киев: Здоров’я, 1986. 251 с.
  138. Л.П. Эффективность тренировки боксеров. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 188 с.
  139. В.Н. Современная спортивная тренировка. К.: Здоров 'я, 1980. — 136 с.
  140. В.Н. Теория и методика спортивной тренировки. К.: Здоров’я, 1984. — 363 с.
  141. В.Н. Адаптация в спорте. К.: Здоров’я, 1988. -216 с.
  142. Н.А. Биометрия. №.: Московский университет, 1970. — ПО с.
  143. В.А. Некоторые особенности развития быстроты под влиянием различных тренировочных программ/В книге: Режимы тренировочных нагрузок. К.: КГЙФК, 1982. — С.10−12.
  144. М.М. Специальные средства восстановления работоспособности борцов в перерывах между соревновательными схватками: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1983. — 23 с.
  145. Практические занятия по психологии (под ред. Д. Я. Богдановой и й.П.Волкова) М.: Физкультура и спорт, 1989. — 161 с.
  146. С.А. Физическое воспитание учащейся молодежи (гигиенические аспекты) М.: Медицина, 1989. — 176 с.
  147. С.А., Старцева И. Д. Физкультура и профессия. -М.: Физкультура и спорт, 1988. 160 с.
  148. С.А. Восстановительные средства в подготовительном периоде юных дзюдоистов. М., РГАФК, 1996. — 15 с.
  149. Ю.М. Определение работоспособности учащихся. -М.: Медицина, 1985. 128 с.
  150. С.А. Вольная борьба. М.: Физкультура и спорт, 1979. — 127 с.
  151. Психогигиена детей и подростков/Под ред. Г. Н. Сердгоковской, М., СССР- Гельница (ГДР). М.: Медицина, 1985. — 224 с.
  152. В.И. Средства повышения надежности соревновательной деятельности борцов: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1989. — 22 с.
  153. Пути повышения спортивной работоспособности: технические виды спорта/Сост. В.С.РазводскиЙ. М.: ДОСААФ, 1982. — 152 с.
  154. А.З. Психология спорта высших достижений. М.: Физкультура и спорт, 1979. — 141 с.
  155. А.З. Влияние психологических факторов на спортивный результат. М.: Физкультура и спорт, 1983. — 112 с.
  156. А.В. Психолого-педагогические методы повышения эффективности спортивной деятельности в спорте: Автореф. дис. д-ра пед.наук. М., 1990. — 44 с.
  157. А.В. Психофизическая тренировка. М., 1995. — 64 с.
  158. В.В. Утомление//Руководство по физиологии труда. -М., 1983. С.227−250.
  159. Г. И. Использование комплексов восстановительных и гигиенических средств при трансмеридиальных перелетах// Восстановительные и гигиенические средства в подготовке спортсменов. М., 1994. — С.6.
  160. Г. И. Особенности применения восстановительных и гигиенических средств при подготовке к напряженным боксерским турни-рам//Восстановительные и гигиенические средства при подготовке спортсменов. М., 1994. — С.10.
  161. Сауна: использование сауны в лечебных и профилактических целях. М.: Медицина, 1984. — 212 с.
  162. Г. Н. Некоторые гигиенические проблемы реформы общеобразовательной и профессиональной школы /БМЭ. 1988. -- Т.29. — С.703−710.
  163. Е.А. Комплексное использование физических средств восстановления на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям борцов классического стиля высших разрядов: Автореф. дис. канд.пед.наук. Омск, 1991. — 23 с.
  164. А.Ф. Использование водолечебных процедур для восстановления функционального состояния борцов//Ежегодник: Спортивная борьба. М.: Физкультура и спорт, 1986. — С.23−25.
  165. А.А. Восстановительные средства в подготовке юных борцоЕ//Восстановительные и гигиенические средства в подготовке спортсменов. М., 1994. — С.4−5.
  166. А. А. Комплексное применение восстановительных средств в ударных микроциклах//Восстановительные и гигиенические средства в подготовке спортсменов. М., РГАФК, 1994. — С.8−9.
  167. Ю.И. Комплексная оценка и контроль спортивной подготовленности/Учебное пособие. Малаховка, 1987. — 47 с.
  168. Спортивная борьба /Под ред. Г. С. Туманяна. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 206 с.
  169. А.С. Физиологические основы адаптации к физическим нагрузкам: Л.: ГДОИФК, 1988. С. 13.
  170. А.С. Физическая работоспособность спортсмена. -СПб.ГАФК, 1995. 15 с.
  171. А.С., Судзиловский Ф. В. Адаптивные морфо-функциональ-ные перестройки в организме спортсменов//Теория и практика физ.культуры. 1996. — № 7. — С.23−25.
  172. И.А., Новиков B.C. Неспецифические механизмы адаптации человека. Л.: Наука, 1984. — 212 с.
  173. Ю.А. Точечный массаж при восстановлении спортивной работоспособности//Теория и практика физ.культуры. 1983. -№ 4. — С.18−20.
  174. К.В. Функциональные системы организма. М.: Медицина, 1987. — С.3−142.
  175. Ф.Ф. Высокая внешняя температура и клеточно-гумора-льные факторы организма. Ашхабад, Ыльм, 1973. — 99 с.
  176. Е.К. Психомоторика спортсмена. М.: Физкультура и спорт, 1984. — 126 с.
  177. А.Г. Гигиенические принципы нормирования двигательной активности школьников: Автореф. дис. д-ра мед.наук. М., 1972. — 40 с. а
  178. А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. Медицина, 1991. — 293 с.
  179. А.Г. Состояние здоровья школьников и факторы его формирующие//Гиг. и сан. 1982. — № 5. — С.70−72.
  180. А.Г., Теленчи В. И., Шелонина О. А. Двигательная активность и здоровье детей и подростков. М., 1988. — 71 с.
  181. С.А. Восстановительные средства в подготовительном периоде юных теннисистов//Восстановительные и гигиенические средства в подготовке спортсменов. М., 1994. — С.16.
  182. С.А. Подготовка юных теннисистов в горных условиях с применением восстановительных средств//Восстановительные и гигиенические средства при подготовке спортсменов. М., 1994. — С.20.
  183. Л.М. Гигиенические основы профессионального обучения подростков: Автореф. дис. д-ра мед.наук. М., 1988. — 40 с
  184. Теория и практика аутогенной тренировки /Под ред. В.С.Лобзина- Л.: Медицина, 1980. 186 с.
  185. Г. С. Научные основы планирования тренировки борцов.- М., ГЦОЛИФК, 1982. 110 с.
  186. Г. С. Спортивная борьба: отбор и планирование. М.: Физкультура и спорт, 1984.
  187. A.M., Васичкин В. И. Техника массажа. Л.: Медицина, 1986. — 108 с.
  188. В.Ю. Статистический анализ в биологических исследованиях. М.: Медицина, 1975. — 208 с.
  189. В.Н. Вибрационный массаж. М.: Физкультура и спорт, 1971. — 56 с.
  190. Физиология подростка. М.: Педагогика, 1988. — 208 с.
  191. Физиология терморегуляции. Киев: Здоров’я, 1987. — 128 с.
  192. В.П. Теория и методика юношеского спорта. М.: Физкультура и спорт, 1989. — 286 с.
  193. В.П., Семенов В. Г., Алабин В. Г. Современные методы исследований в спорте. Харьков: Основа, I9S4. — 131 с.
  194. Ш. К. Предупреждение тепловой патологии при занятиях физическими упражнениями/Деория и практика физ.культуры. 1991. — № 8. — С.53−54.
  195. З.А. Экспериментальное изучение некоторых видов массажа: Автореф. дис. канд.мед.наук. Алма-Ата, 1967. -23 с.
  196. Чемсак С Л). Восстановительные и гигиенические средства в учебном процессе студентов-спортсменов//Восстановительные и гигиенические средства в подготовке спортсменов. М., 1994.- С. 5.
  197. С.Ю. Особенности динамики работоспособности у студен-тов-спортсменов//Восстановительные и гигиенические средства в подготовке спортсменов. М., 1994. — С.9.
  198. Е.М. Тактика борца-самбиста. М.: Физкультура и спорт, 1976. — 224 с.
  199. Д. Проблема плакирования тренировок и методы обучения юных борцов//На борцовском ковре. М.: Физкультура и спорт, 1970. — С.14−21.
  200. В.Б., Хрущев С. В. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора. М.: Физкультура и спорт, 1984. -150 с.
  201. З.В. Специальная выносливость дзюдоистов и средства ее развития: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1984. — 16 с.
  202. В.В., Невзоров В. И. Применение парной бани в предсорев-новательном цикле подготовки борцов//Ежегодник: Спортивная борьба. М., 1986. — С.28−30.
  203. Школа и психическое здоровье учащихся/Под ред. С. М. Громбаха.- М.: Медицина, 1988. 272 с. 207. %бик В.М., Левин М. Я. Иммунологическая реактивность юных спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1982. — 134 с.
  204. В.В. Повышение эффективности тренировки бегунов-стайе ров в условиях жаркого климата с помощью средств локального охлаждения: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1987. — 22 с
  205. Т.Т. Пути оптимизации тренировочного процесса в условиях жаркого климата//Проблема теории и спорта. Зсес.научн. конф. Хабаровск, 1988. — С. ПО-Ш.
  206. Юсупов ИЛ). Особенности методики тренировки юных бегунов в условиях жаркого климата//Геория и практика физ.культуры. -1977. № 2. — С.34−35.
  207. Gonsales R.R., Randolf K.B., GAGGE a.p. Phisiological responses and warm discomfort during heat strain. Arch, sci. Physiol., 1973, v.27. N.4 p.563−571.
  208. Jonson H. Reaction time measurement. Psychological Bui. 1953,20 p.
  209. Laptev A., MuJ A. Higiene de la cultura fisica у el de-porte. Manual. La Habana, 1987. 245 p.
  210. Laptev A. Nutrition During the Time Tournamente and in the Restorative Period. Athletic Asia. 1987, N8.224. .Laptev A. To live a Long and Healthy Life. Moscow. 1991−55p.
  211. Laptev A., Vavilov Yu. Peculiarities of Preparation and Participation of Athletes in the Olimpic Games under conditions of Hot Climate in Barselona // USSR Scientific Conference on Olimpic Sports Problemes. Cheliabinsk.1991.
  212. Lehmann G. Practische Arbeitsphysiologie. Stuttgart, 227 1983. Neinelk, Schnebel G. Sch. Bewegungslehre sportmotoric. Berlin, 1987, 514p.
  213. Niemezyk A. S’oielnuh trainiereu // Volleyball training -1988 N2 — S 17−21.
  214. Pelton B.C. Conflicts in the theoretical treining of physical educators and sports coaches in the United States. International Journal of Physical Education, 1982, Aprel 19, 19−22p.
  215. Prokop L. Sportphisioligie. Wien, 1957.23т Serisana K., Massage. The oriental method. Japan publ.
  216. Tokyo San-Francisco, 1974. 232. Schone S. Sport und Sauna. Theorie und Praxis der Korpor-kultur. 1956, 1, 54−66 p.
Заполнить форму текущей работой