Взаимоотношения между людьми по возрасту и полу
Такие микропериоды вполне реально выделяются в поведении ребенка. Но и внутри них можно было бы выделить свои микромикромикропериоды, подподподвозрасты, дальше фрактально деля возрастной узор жизни. Очевидно, что в практических целях лучше остановиться на каком-то заданном масштабе измерения. Так и в изучении возрастных стадий жизни имеет смысл остановиться, в зависимости от конкретных задач… Читать ещё >
Взаимоотношения между людьми по возрасту и полу (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Глава 1. Взаимоотношения между людьми по возрасту и полу
1.1 Возраст людей
1.2 Взаимоотношения между мужчинами и женщинами
1.3 Самооценка
Глава 2. Исследование возрастных и межполовых особенностей самооценки в младшем, среднем и старшем школьном возрасте
2.1 Возрастные и межполовые особенности самооценки в младшем школьном возрасте
2.2 Возрастные и межполовые особенности самооценки в среднем и старшем школьном возрасте
Заключение
Приложение (Анкета о достижениях школьников)
Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой отросли взаимодействия, восприятие и понимание партнёра.
Интерес к проблемам психологии взрослых возник лишь в 30-е годы двадцатого столетия и связан был главным образом с поисками ответа на вопрос: «обучаем ли взрослый?»
Отсутствие генетического подхода в рассмотрении психики взрослых людей тормозило разработку проблем возрастной изменчивости во взрослом состоянии. Длительное время господствовала точка зрения, согласно которой в зрелости мало, что меняется в психической сфере человека. Взрослый человек рассматривался находящимся в состоянии «психической окаменелости». «Взрослость человека равносильна остановке в развитии, окаменению; цель детства — отодвинуть как можно дальше минуту, когда наше существо перестанет развиваться, когда оно застывает, принимает определенную форму, подобно куску железа, остуженному кузнецом» .
Все, что связано с психологией взрослого человека нечетко, неясно и противоречиво излагается, потому что психология взрослого — одна из наименее разработанных возрастных психологий. И не смотря на то, что проводилось очень большое количество исследований в этой области, сам феномен взрослости остается мало изучен.
Выбор спутника жизни и создание семьи — одна из сторон социальной ситуации развития. Соответствующая этой ситуации деятельность является одной из главных сторон жизни.
Несмотря на сензитивность к созданию семьи и все сопутствующие этому возрасту благоприятные факторы, задача выбора спутника жизни не всегда решается успешно. Пресловутое «не сошлись характерами» — наиболее частая формулировка при расторжении брака.
Сущностные отношения меду людьми обычно основаны на той или иной схожести, созвучии их сущностных связей с миром. Любовь, привязанность чаще всего возникают вследствие этого созвучия.
Родительская безусловная любовь имеет те же истоки, что и привязанность к отчиму дому, родным местам, ко всему «своему». В основе всех этих сущностных отношений лежит заложенная от природы потребность в привязанности, принадлежности, любви к соответствующим объектам мира.
В отличие от родительской любви, в любви между мужчиной и женщиной безусловность сущностных отношений встречается крайне редко. Обязательно должны быть какие-то очень значимые, важные стороны жизни, которые объединяли бы обоих. Любовь должна быть не только взаимной, но и равнозначной. Иначе невозможна полная, подлинная разделенность. Любовь между мужчиной и женщиной означает гораздо больше, чем одна из — пусть чрезвычайно важных — сущностных связей с миром.
Объект работы — взаимоотношения между людьми.
Предмет работы — возраст и пол людей.
Цель работы — исследование влияния взаимоотношений между людьми по возрасту и полу.
Задачи:
1) выявить взаимоотношения между людьми по возрасту и полу;
2) изучить возрастные и межполовые особенностей самооценки в младшем, среднем и старшем школьном возрасте.
Глава 1. Взаимоотношения между людьми по возрасту и полу
1.1 Возраст людей Человеческая жизнь, как известно, делится на возрасты. Чаще всего выделяются пять: детство, отрочество, молодость, зрелость, старость. Порою перед детством еще выделяется младенчество, перед молодостью — юность, а после старости — дряхлость. Но мы будем исходить из простой, пятичленной схемы, потому что и она позволяет нам умножить число возрастов до 25. А в перспективе — сделать континуальным наше представление о возрасте, понять его как процесс непрерывного и циклического возрастания жизни.
Дело в том, что саму категорию возраста можно толковать расширительно. Это не только определенный период человеческой жизни, но и определенная фаза в становлении каждого периода. У периода детства есть свое детство, свое отрочество, молодость, зрелость и своя старость. У каждого возраста есть свой возраст. Старость каждого возрастного периода сменяется детством следующего периода. Таким образом, человеческая жизнь движется от детства детства к старости старости. При этом она проходит через пять детств, пять отрочеств и т. д., поскольку каждый из пяти ее основных периодов делится в свою очередь на те же самые пять периодов. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М., 2013. С. 254.
Можно видеть, как циклически организуется время человеческой жизни. Каждый возрастной период — это целый цикл, вмещающий все фазы развития.
Детская фаза повторяется в периодах детства, отрочества, молодости, зрелости и старости. Точно так же повторяются во всех возрастах и другие фазы: отрочество, молодость, зрелость, старость. И всякий раз, вступая в очередной возраст, мы последовательно переживаем внутри него и детскую неуверенность и удивление миру, и отроческую ломкость, переходность, беспокойство… и постепенное старение, изживание данного возраста.
Внутри каждого возраста есть свои отроческие периоды, сопровождаемые резкой ломкой мироощущения, кризисом доверия и уверенности, отчуждением от окружающих, ростом негативизма, чувством смыслоутраты, которая проводит порой и на грань жизнеутраты (самоубийства). Первое отрочество случается уже в детстве. Возрастная психология отмечает переход от раннего детства к дошкольному возрасту как «кризис трех лет», что в нашей периодизации совпадает с «отрочеством детства», которое характеризуется тенденцией к самостоятельности и обостренно-негативным, «ослушническим» отношением к взрослым. Особый интерес представляет отрочество зрелости, период примерно от 35 до 40 лет, на который часто приходится так называемый «кризис среднего возраста». В этом зрело-отроческом возрасте учащаются случаи самоубийств, разводов, экзистенциальных и семейных драм, возникает ощущение исчерпанной, обессмысленной жизни и нового отчуждения от мира. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М., 2013. С. 256.
Но если в зрелости есть место отрочеству, то есть и периоды зрелости, гармонического расцвета, акме в каждом возрасте. Есть периоды старости, когда мы прощаемся с детством, с отрочеством, с молодостью, со зрелостью, а затем готовимся и к прощанию с самой жизнью (кому как повезет, но для современных западных обществ можно с толикой щедрости указать этот период как «после 80»). У каждого из этих «вертикальных» возрастов есть свое мироощущение, которое их роднит вопреки разнице в возрастах горизонтальных. Молодого человека в возрасте под тридцать одолевает то же чувство «конца молодости», изношенности своего возраста, необходимости переступить черту и усвоить привычки и «этос» следующего возраста, как и ребенка в 10 лет, который вырастает из своего детства, или подростка в 16 лет, который вырастает из своего отрочества, или человека на исходе 50-х, который чувствует приближение старости.
Есть и в каждом возрасте свое соответствие самому себе: детство детства, отрочество отрочества, молодость молодости, зрелость зрелости, старость старости. Два «двойных возрастов» — детство детства и старость старости — прилегают к началу и концу жизни, задаются временем рождения и смерти. Остальных возраста представляют собой центральные оси, вокруг которых вращается жизнь. Отрочество отрочества, примерно 13 лет, — это возраст «возбуждения страстей» (по древнерусской характеристике), первый возраст, дозволенный для вступления в брак (по иудейскому обычаю), время пробуждения пола, когда человек оказывается способен к производству подобных себе. И одновременно это возраст пробуждения самосознания, острой и порой мучительной саморефлексии — о своей внешней и внутренней личности, о своем месте и предназначении в мире. Молодость молодости, первая половина 20-х — это возраст, наиболее подходящий для бракосочетания и рождения первых детей, а также возраст профессионального самоопределения, завершения цикла ученичества и перехода в цикл самостоятельной деятельности и жизненного самообеспечения. Зрелость зрелости, от середины 40-х до середины 50-х — возраст совершенства, время наивысших профессиональных достижений, когда определяется место человека в обществе и в памяти потомства, когда вполне (хотя и не окончательно) обозначается не только его личностно-созидательный потенциал, но и степень его актуализации. Таким образом, пять автореферентных, или «повторных» возрастов задают основные психофизические и социальные параметры человеческой жизни:
— за порогом рождения — детство детства,
— пробуждение пола и самосознания — отрочество отрочества,
— создание семьи и обретение социальной самостоятельности — молодость молодости,
— пора высших свершений, профессиональной и социальной самореализации — зрелость зрелости,
— перед порогом смерти — старость старости. Абрамова Г. С. Возрастная психология. — М., 2014. С. 423.
Возрасты не только сменяют друг друга, но и повторяются в человеческой жизни. Понимание этого должно усилить межвозрастную симпатию и сопереживание, которые обычно распространяются лишь на людей своего возраста. Как правило, мы больше всего солидаризируемся с людьми своей возрастной группы, разделяем их заботы и интересы, сопоставляем их достижения, надежды, удачи и неудачи со своими, а все, что далеко выходит за пределы нашего возраста, — до этого нам мало дела. «Эти совсем еще дети», «эта разудалая молодежь», «эти дряхлые старики» — это все «ихние» заботы, они вне круга нашей симпатии, экзистенциальной солидарности… Абрамова Г. С. Возрастная психология. — М., 2014. С. 427.
Но человек, приближающийся к порогу старости, вполне способен почувствовать экзистенциальную солидарность с молодым человеком, приближающимся к порогу зрелости, или с подростком, приближающимся к порогу молодости, или с ребенком, приближающимся к порогу отрочества. Между ними может возникнуть не менее глубокая солидарность, чем между людьми одной возрастной группы. Старый молодой человек, переходящий черту молодости, может почувствовать большую возрастную близость к своему отцу, переходящему черту старости, чем к своему же младшему брату, находящемуся в расцвете молодости, в «молодой» или «зрелой» ее поре. Существуют новые конфигурации возрастных общностей и симпатий. Они представляют собой реальность, не менее психологически достоверную и значимую, чем горизонтальные общности. Вертикальные дети, или вертикальные отроки, или вертикальные старцы образуют свою референтную группу, свою резонансную среду, что может пролить дополнительный свет на природу межвозрастных симпатий и способствовать формированию новых, «вертикальных» сообществ.
Вообще вертикальные сообщества — еще не исследованная и социально-психологически не реализованная модель организации межчеловеческих симпатий, гравитационных линий групповых и межперсональных взаимодействий. Мы все еще мыслим о возрасте (и о других социально-психологических категориях) преимущественно по смежности, синтагматично, метонимически, а не по структурному сходству, не парадигмально, не метафорически. Дети отдельно, подростки отдельно, молодые люди отдельно, старики отдельно… Но если исходить из теории вертикальных сообществ, то, в соответствии с постулатом Анаксагора, «всё есть во всем». Среди молодежи есть дети, отроки и старики… Среди стариков есть дети, отроки, молодые и старые… Такова же и логика метафорического мышления: «всё во всем», молодое в старом и старое в молодом, детское в зрелом и зрелое в детском…
Возникает вопрос: а не сводится ли все именно к метафоре? На каком основании можно говорить о том, что у каждого возраста есть собственный возраст, у каждого детства — свое детство, молодость, старость? Не метафоры ли это?
Да, метафоры, но не только метафоры. Это такие метафоры, которые применяют к возрастам человеческой жизни их собственную меру, т. е. берут за основу внутривозрастной периодизации то же деление по возрастам, которое обычно применяется ко всей жизни человека. А откуда взять лучшее деление, коль скоро оно исторически сложилось в самых разных культурах, подтверждается и на интуитивном, и на теоретическом уровне? Никуда нам не деться от этих первообразов и первотерминов растущей жизни: детство, отрочество, молодость… И если они применимы к возрастной динамике человеческой жизни, то и внутри каждого возрастного сегмента, поскольку он есть часть этой динамики, можно обнаружить ту же морфологию времени, то же чередование ее главных форм и фаз: детство, отрочество, молодость… Если у возрастной динамики есть некоторый принцип структурного сложения, то он действует и в ее целом, и в частях этого целого, каждая из которых воспроизводит в уменьшенном виде его свойства. Каждая жизнь состоит из множества жизней. И каждый возраст в ней состоит из множества возрастов, сменяющих друг друга по той же модели, по какой эти возрасты сменяются в масштабе целой жизни. Возраст — это фрактал, бесконечно делимый фрагмент времени. Мухина В. С. Возрастная психология. М., 2015. С. 167.
Значит, и подвозрасты жизни делятся на подподвозрасты. На этом, третьем уровне таких элементов становится уже 125. В самом деле, ведь и в том возрастном отрезке, который мы обозначаем как «детство детства» (порой его именуют «младенчеством»), тоже можно выделить пять меньших периодов: «детство детства детства», когда младенец еще почти все время спит; «отрочество детства детства», когда он начинает морщиться, плакать, страдать от непосильной тяжести навалившегося на него мира и его чувственного изобилия; «молодость детства детства», когда младенец начинает гулить, улыбаться, вести себя смело, браво, активно пытается овладевать вещами, чарует окружающих; «зрелость детства детства», когда младенец начинает ходить и говорить, осваивает окружающее пространство и выражает свою мысль; «старость детства детства», когда младенец, уже начавший ходить и говорить, вдруг начинает скучать, томиться, не знает, что делать с собой, ожидая перехода в следующий подподвозраст: «детство отрочества детства».
Такие микропериоды вполне реально выделяются в поведении ребенка. Но и внутри них можно было бы выделить свои микромикромикропериоды, подподподвозрасты, дальше фрактально деля возрастной узор жизни. Очевидно, что в практических целях лучше остановиться на каком-то заданном масштабе измерения. Так и в изучении возрастных стадий жизни имеет смысл остановиться, в зависимости от конкретных задач, на втором или третьем уровне деления. «Детство детства» — это вполне ощутимая возрастная реальность, которая занимает около года. Разделение ее на подподвозрасты (третий уровень) тоже имеет практический смысл, но уже в более узких, детальных психологических, физиологических, педагогических исследованиях. Стоит ли выходить на четвертый уровень — подподподвозрастов? Заранее невозможно определить, хотя такая реальность, несомненно, тоже существует. Ведь изучают же строение мха — но уже в ботанике, а не в плане исследования длины береговой линии. Так что и микромикромикроисследования времени человеческой жизни тоже вполне оправданы, но стоит ли к ним применять возрастную терминологию и концептуальный аппарат, — это вопрос открытый.
Между биологическим возрастом и возрастом души, характера нет прямого линейного соответствия. Человеческая жизнь — нелинейная система, может быть, самая нелинейная из всех систем, что обусловлено свободой духа, непредсказуемостью каждого выбора. Это отражается и на структуре возрастов. Если уж бывает затянувшаяся весна, с заморозками и холодными ветрами, никак не переходящая в лето, то тем более бывает и затянувшееся детство. Инфантилизм может сопутствовать человеку и в отрочестве, и в молодости, вплоть до глубокой старости. А бывают, напротив, сенильные дети и отроки, с печатью преждевременного старчества на лице, с наморщенным лбом и печатью недетских раздумий. Не обязательно это проявляется как патологическая задержка или опережение биологического развития — такое расхождение возрастов души и тела скорее норма, чем аномалия. Редко у кого структурно-динамический возраст, возраст души, совпадает с биологическим. Мухина, В. С. Возрастная психология. М., 2015. С. 170.
Еще одна особенность возрастной динамики — парадоксальность. Человек преклонных лет бывает моложе и раскрепощеннее юных. Прежние возрасты в нас не только продолжают жить, они периодически заостряются, а порой даже впервые по-настоящему пробуждаются, когда их время, казалось бы, давно прошло. Отрочество и молодость часто внутренне подавлены потугами на взрослость, стремлением быть старше своих лет. А когда человек уже испытал все прелести взрослости, он, подходя к зрелой зрелости, к рубежу 50, может расслабиться и позволить себе быть юным. В отрочестве или в молодости не хватает времени на то, чтобы их глубоко пережить, войти во вкус, испытать в полной мере — человек торопится вперед и вперед, ему хочется поскорее добраться до зрелости. Когда же она уже достаточно испытана, можно заново развернуть все эти возрасты и перечитать их не спеша, как пройденные ранее в школе книги, — уже не для того, чтобы сдать экзамен на «готовность к жизни», а потому что это и есть настоящая жизнь, настоящие книги и других не дано.
Такая рокировка возрастов — зрелость в ранней молодости, молодость в поздней зрелости — особенно характерна для современных обществ, где социальная ответственность все больше перекладывается на молодых; уже школьники в старших классах испытывают ее подчас нестерпимый гнет (что ведет к росту юношеских самоубийств). Зато ее бремя снимается с плеч 50-летних — 60-летних: социальная инерция или разгон, достигнутый к середине жизни, дальше уже сравнительно легко толкает их с уровня на уровень, позволяя заново или даже впервые пережить юность на переходе из зрелости в старость. Психологическое здоровье людей пожилого возраста. / Под ред. Л. Ф. Куприенко. — Тюмень, 2014. С. 45.
Возрастная динамика — процесс нелинейный: опережение по возрастной фазе может перейти в отставание и наоборот. По-видимому, нелинейная динамика возрастных процессов задается на уровне фракталов — подвозраста или даже подподвозраста — и лишь потом переходит в масштаб макровозрастных сдвигов. Достаточно детству детства чуть затянуться (ребенок начинает позже ходить, говорить) — и вот уже сыплется все возрастное домино, весь порядок предстоящих подвозрастов и возрастов.
Если каждый возраст состоит из нескольких возрастов, то сама колебательность этой фрактально-многослойной структуры отвечает за смысл человеческой жизни, усиливает ее резонансное воздействие на будущее. Возрасты не только сменяются, но соприсутствуют в человеке. Даже не дожив еще до детства старости, он уже несет в себе старость детства… В каждый момент жизни человек состоит из всех своих возрастов, подобно тому, как каждый возраст тоже проходит через все другие возрасты, содержит их в себе.
Человек, который вполне соответствует мерке одного возраста и лишен признаков, призвуков других возрастов, — недочеловечен. Он носит свой возраст как ладно пригнанный костюм, под которым ощущается не живое тело, а пластиковая кукла. Одновозрастный человек — муляж, выставленный в воображаемом Музее человеческого возраста.
Есть два типа возрастной редукции — подвижный и неподвижный. Одновозрастный человек может легко скользить по глади своего текущего возраста, всецело с ним совпадая, — или застрять в одном возрасте, который огибается потоком жизни, не затрагиваясь им. Подвозрастный тип и надвозрастный тип. Один всегда соответствует своему фактическому возрасту, другой — своему психическому возрасту.
Подвозрастный человек всегда под стать своему физическому возрасту, целиком ложится в его рамку. Вот эта девица — ей 22, и она точно этому соответствует. 14-летней или даже 20-летней в ней уже не осталось, не различить. Она скроена по мерке своего возраста, каждая краска, каждый волос, каждый жест в ней кричит: «Мне 22!» А через три года ей будет 25, и ни годочком не больше, не меньше. И так до… дай ей Бог долгих лет жизни. Конечно, в 70 она будет выглядеть на 60, но такое искусное замедление входит в природу женского возраста. Она будет выглядеть в точности как женщина, которой «в 70 можно дать 60». Психологическое здоровье людей пожилого возраста. / Под ред. Л. Ф. Куприенко. — Тюмень, 2014. С. 46.
От подвозрастного человека следует отличать надвозрастного, застывшего навсегда в каком-то возрасте, ему изначально присущем. Уже упоминалось, что некоторые люди всю жизнь ухитряются прожить почти младенцами, или почти стариками, или деловитыми здоровяками «в расцвете лет», меняя только физический возраст, но постоянно пребывая в одном возрастном складе личности. Поэтому они часто воспринимаются как «иновозрастные», фатально попавшие не в свой возраст: стариковатый мальчик, важно расхаживающий и морщащий лоб вдали от своих резвых сверстников, и мальчиковатый старичок, резво подпрыгивающий, неумолчно хихикающий, неугомонно шаловливый и внешне отличимый от своего внука только морщинами и сединой. Надвозрастные и подвозрастные — люди точечного или линейного типа. Они либо находятся постоянно в точке одного, врожденного возраста, либо скользят по линии всех возрастов, меняя точки, но оставаясь все время на одной прямой.
Но есть и такие многосоставные личности, на которых линейная геометрия кончается, они фрактально мерцают на возрастной шкале. Не совсем даже ясно, кто перед тобой, с кем говоришь. Многовозрастность не всегда ясно выражена вовне, порой она открывается лишь глубинно соучастному взгляду. На поверхности, в общественных или служебных отношениях, человек может быть одновозрастным, функционально однородным, и лишь любовь обнаруживает в нем то детское, отроческое, разновозрастное, что среда подавляет в нем или он сам вытесняет в себе. По сути, любовь есть особый дар раскрывать в человеке его многовозрастность.
Многовозрастный человек нелинеен, между его текущим возрастом и всеми остальными его возрастами нет прямой связи, она всякий раз устанавливается заново. Даже для себя он полон сюрпризов, и детский каприз, или отроческая дерзость, или юношеская надменность могут прорваться вдруг через взрослую обходительность. Нелинейный по возрасту, он нелилеен по нраву. И часто психологически неуловим. Он может двигаться по шкале возраста одновременно вперед и назад, широко расходясь с самим собой, точнее, охватывая собой диапазон разных возрастов, как будто кто-то играет на них, как на просторно раскинутой клавиатуре.
1.2 Взаимоотношения между мужчинами и женщинами У сексуальных отношений кроме чисто физических и биологических аспектов, — здоровье, воспроизводство и т. д., — существуют ещё и струкрурно-энергетические составляющие. Во время этих отношений происходит взаимодействие мужского и женского принципа развития нашего мира, происходит строительство этого мира. Так уж было заложено Природой, что этот мир строят женщины. Возможно, кого-то это утверждение шокирует, но, тут уж ничего не поделаешь. Разумеется, без мужчин здесь тоже не обходится, они предоставляют пространство реализации для этого строительства.
И так, этот мир строят люди… Вроде бы кощунство. Нам тысячи лет упорно вдалбливали, что Мир сотворён богами или богом, что по сути не столь уж и важно и, вдруг, на тебе! — человек приписывает себе роль бога. А может это боги приписали себе деяния человека?.. Ведь они прекрасно знали о его роли в этом мире. Знали они и о роли секса. Не потому ли, к примеру, почти 400 лет в древней Греции процветали гомосексуальные отношения? Секс между мужчиной и женщиной считался, чем-то вроде досадной необходимости, нужной для продолжения рода. Не верится? Ну что ж, прочтите академические издания сочинений Платона или Сократа, можете, так же прочесть академические издания древнегреческих мифов. Узнаете много интересного … Вполне можно предположить, что подобного рода взаимоотношения между мужчинами и женщинами, практиковались не только в Греции. Зачем это было нужно богам? Всё очень просто во время гомосексуальных отношений не происходит никакого строительства. Коростылева Н. Н. Женщины и мужчины. М., 2015. С. 89.
Но вот на арену выходит христианство. Христиане начали борьбу за «чистоту» отношений между мужчиной и женщиной. Заботливые … Только, вот о ком они заботились на самом деле — о людях, как людях, или о людях, как инструментах? Разумеется, сами христиане, будучи полностью подчинённые богам, искренне верили в свою «святую миссию очищения человечества от скверны». А для чего же всё это было нужно богам? Для строительства мира, разумеется. Своего мира, где люди, подчинённые богам постепенно подготавливают Землю для их триумфального пришествия. Что бы в таком случае стало с самими людьми? Об этом очень хорошо написано в разного рода «священных писаниях», в тех их частях, где описываются «Страшные суды» и «концы света» … Что бы в этом разобраться до конца, нам надо чётко уяснить себе, кто такие боги, и кто такие люди.
Теперь же мы вернёмся к мужчине и женщине. Многим знакомо такое понятие, как «суженный». Правда, мало кто пытался разобраться, что же оно представляет на самом деле? Говорят: встретил свою суженную или встретила своего суженного, если мужчина и женщина живут в мире, согласии и любви. Души друг в друге не чают … К сожалению, такое встречается всё реже и реже. Возможно с подобным утверждением кое-кто не согласится, исходя из своего собственного опыта ~ этих людей можно поздравить, но подавляющее большинство, думаю, имеют опыт диаметрально противоположный. Реальность же, такова, что при создании первичных структур и уровней человека, у каждого, действительно, был свой суженный. Именно эти два человека, взаимодействуя на уровне мужского и женского, могли наиболее успешно выполнять поставленную перед ними задачу по управлению этим миром, по его строительству. Для этого существовали, да и сейчас существуют определённые правила и механизмы. (Женщина обеспечивает мужчину энергией на материализацию, в результате половых отношений, а мужчина обеспечивает пространственно-структурный уровень материализации женских идей, замыслов и т. д. Идет взаимный обмен.) Люди их порядком подзабыли, хотя, многие и до сих пор неосознанно ими пользуются. Коростылева Н. Н. Женщины и мужчины. М., 2015. С. 91.
Проблема состоит в том, что для более эффективной работы этих механизмов, мужчина и женщина должны быть определённым образом построены на струкрурно-энергетическом уровне. У них должны быть согласованные друг с другом уровни тонкости. Раньше, такое, идеально совпадало только у суженных. Впоследствии и их сумели разрушить, да так, что, иногда, им лучше было вообще не встречаться. Сейчас мы в более лучшем положении. В результате проведения определённой работы, у людей появилась возможность строить друг друга.
Из глубокой древности к нам пришли принципы взаимодействия мужского и женского. В своё время они были скрыты от основной массы людей в разного рода эзотерических школах. Была ли оправдана такая закрытость, сказать трудно. Возможно, только благодаря ей, мы сейчас имеем возможность существовать, как люди. Может и так. Хотя, многое из того, что скрывали эзотерические школы и то, чему в них обучали, попросту разрушало человека и уводило его в сторону от главного эволюционного направления и его задачи в этом мире. Были ли виноваты в этом учителя этих школ?
В своё время, многим из тех, кто нёс в мир и передавал людям знания, впоследствии названные эзотерическими, пришлось делать выбор: скрывать их или нет. Ситуация тогда была такова, что их пришлось скрыть иначе они были бы полностью уничтожены, вместе с теми, кто их распространял. В то время, шла жестокая и беспощадная борьба между людьми и богами за власть в этом мире. Тогда победили боги. Память об этой борьбе сохранена в разного рода сказаниях и легендах. Разумеется боги в них, чаще всего герои, а люди выступают либо в роли неблагодарных бунтарей, либо в роли демонов.
Боги вносили в этот мир свои принципы. Им надо было изменить людей и подчинить их своей воле. Одним из аспектов этого подчинения было разрушение естественных отношений между мужчиной и женщиной. Тут боги знали, что делали. Идеально собранная человеческая пара была сильнее любого из них. Люди, по крайней мере, некоторые, пытались сохранить эти отношения и передать другим их принципы.
Эти принципы выглядели следующим образом:
1. Мужчина задаёт направление.
2. Женщина предоставляет под это направление пространство.
3. Мужчина структурирует предоставленное пространство.
4. Женщина осваивает структурированное мужчиной пространство.
5. Мужчина ставит точку, закрывая ситуацию.
6. Женщина принимает это закрытие ситуации. Артюхов А. В. Семья и общество. Т., 2015. С. 43.
Прочитав эти шесть пунктов, которые, возможно, вам совершенно не понятны и не произвели на вас особого впечатления, подумайте о том, что многие люди, в своё время платили жизнью, чтобы узнать пять из них. Шестой, последний пункт был настолько тайным, что далеко не все эзотерические школы знали о его существовании. В тех же, в которых о нём знали, его раскрывали только особо избранным. Эти принципы относятся к социальному взаимодействию между мужчиной и женщиной. Мужчины и женщины одно и то же явление воспринимают по-разному. Мужчина видит вещи и объекты в их пространственной взаимосвязи между собой, как будто складывает картинку мира из мозаики. Женщина сразу вбирает в себя более широкую картину. Она подмечает в основном детали, ее интересует взаимоотношение каждой частицы мозаики с соседней, но не пространственная взаимосвязь всех частиц.
Мужчина нацелен на то, чтобы достигнуть цели, завоевать определенный социальный статус и власть, победить в конкурентной борьбе и успешно достигнуть «итоговой черты». Фокус женских интересов — общение, сотрудничество, гармония, любовь, взаимопонимание. Отличия между ними столь велики, что невольно удивляешься, как они вообще могут ужиться вместе.
Изучение поведения детей в возрасте от нескольких часов до нескольких месяцев позволяет сделать однозначный вывод: мальчики любят вещи, девочки — людей. Поддающиеся научному определению, измеряемые отличия между полами дают возможность зарегистрировать, как воспринимается один и тот же мир в зависимости от склонностей, предопределенных разным устройством мозга. Младенцев-девочек привлекают лица, и контакт с помощью взгляда в глаза длится у них в два-три раза дольше, чем у мальчиков; младенцы-мальчики в большей степени интересуются хаотичным движением объектов неправильной формы.
Девочки в возрасте 12 недель могут отличить на картинке свою семью от незнакомых людей, а мальчики, которые этого сделать не в состоянии, быстрее найдут потерянную игрушку. Эти очевидные различия появляются задолго до того, как у них возникнут какие-то черты, которые можно объяснить воздействием социальной среды. Среди дошкольников было проведено тестирование с помощью бинокулярного устройства, которое позволяло видеть одним глазом объект, а другим лицо. Девочки запоминали лица и выражение лица, а мальчики вещи и их форму. В школе девочки садятся кружком, и каждая зеркально отражает мимику и жесты группы. Лидера в таком кружке вы не выявите. Коростылева Н. Н. Женщины и мужчины. М., 2015. С. 93.
Если девочка складывает домик, то это будет длинное низкое здание, главное в котором воображаемые люди, в нем живущие; мальчик же старается построить структуру большую по размеру и более высокую, чем у мальчика по соседству. Мальчики бегают, прыгают, борются и воображают себя то танком, то самолетом, в то время как девочки разговаривают, обсуждая, какой мальчик больше им нравится или как глупо выглядят некоторые из них. В детском саду девочки приветствуют новенькую, и все девочки знают, как кого зовут. Мальчики встречают новенького с безразличием и принимают в группу только в том случае, если сложившаяся иерархия сочтет, что он может быть полезен в каком-то качестве. В конце дня мальчики не знают ни имени, ни подробностей о новеньком, но уже понимают, насколько хорош он в игре. Девочки дружелюбны, принимают других и даже испытывают симпатию к тем, кто страдает от какого-то недостатка или уродства; мальчики такого сверстника подвергают остракизму или делают жертвой.
Несмотря на то, что родители из самых лучших побуждений воспитывают мальчиков и девочек одинаково, их склонности и поведение определены в конечном итоге различиями в устройстве мозга. Дайте четырехлетней девочке заводного мишку, и она сделает его лучшим другом; дайте его мальчику, и он разберет его на части, чтобы посмотреть, как он устроен, бросит эти части и перейдет к следующей игрушке. Мальчики интересуются вещами и как они работают, девочки — людьми и их взаимоотношениями. Вспоминая о свадьбе, женщины говорят о церемонии и людях, которые там присутствовали, мужчины — о «мальчишнике», который ей предшествовал.
Говоря о сотрудничестве, можно утверждать, что мужчины чаще всего конкурируют, а женщины сотрудничают.
Женщины в коллективе сотрудничают, и вы не сможете с первого взгляда выделить здесь лидера. Женщины используют разговор для того, что показать свой уровень привязанности, и у каждой обычно есть лучшая подруга, с которой она делится секретами. Женщины отстраняются от той из них, кто, желая показать свою власть, говорит: «Она много о себе думает». В группах мужчин чаще всего образуется иерархия, в которой имеется лидер. Лидера можно опознать по авторитетному и уверенному тону, и каждый мужчина борется за то, чтобы повысить свой статус в коллективе. Власть и статус имеют у них наивысшую ценность и приобретаются обычно через умение мужчины, или его знания, или способность к жесткому разговору с другими, или через готовность драться с обидчиками. Антонов А. И. Социология семьи. М., 2015. С. 145.
Современное общество есть всего лишь крошечная точка на поле эволюции человека. Сотни тысяч лет оставили в наследство мужчинам и женщинам мозг, запрограммированный таким образом, что в отношениях между ними возникают противоречия и непонимание. Мужчина всегда соизмеряет себя по своей работе и достижениям, самооценка женщины зависит от межличностных отношений. Мужчина добывает хлеб насущный и решает проблемы: таковы были у него приоритеты, и это помогало ему выживать. Женщина защищает гнездо: ее роль — обеспечить выживание следующего поколения. Все исследования на тему о приоритетных ценностях мужчин и женщин, проведенные в девяностых годах, показывают, что 70—80% мужчин повсеместно продолжают утверждать, что наиболее важной частью их жизни является работа, и 70−80% женщин превыше всего ставят семью. Антонов А. И. Социология семьи. М., 2015. С. 146.
Вследствие этого если женщина несчастлива в личных отношениях, то она не может сконцентрироваться на своей работе. Если мужчина несчастлив на работе, он не может заниматься личными отношениями.
Испытывая стресс или давление со стороны, женщина ищет утешения в разговоре с мужчиной, но мужчина расценивает этот разговор как вмешательство в его процесс выработки решения проблемы. Она хочет поговорить и прижаться к нему, а он хочет спокойно посидеть на камне и поглазеть в огонь. Для женщины он выглядит при этом человеком незаботливым и незаинтересованным, а она для мужчины — надоедливой и слишком правильной. Такое восприятие друг друга есть отражение различной организации мозга, различия приоритетов, в нем заложенных. Вот почему женщины постоянно жалуются, что их взаимоотношения больше волнуют ее, чем его — так оно и есть на самом деле.
Таким образом, понимание вышеперечисленных объективных различий поможет вам и вашему партнеру избавиться от лишних стрессов, позволит давать не столь жесткую оценку действиям друг друга.
1.3 Самооценка Степень правильности образа «Я» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов — самооценки личности, т. е. оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности.
Самооценка — непременный спутник нашего «Я». Она проявляется не столько в том, что человек думает или говорит о себе, сколько в его отношении к достижениям других. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.
Как же личность осуществляет самооценку? Известно, что человек становится личностью в результате совместной деятельности и общения с другими людьми. Именно деятельность и общение дают ему некоторые важные ориентиры для поведения. Мы постоянно сверяем то, что делаем, с тем, чего от нас ожидают окружающие. В конечном счете, все, что человек делает для себя, он вместе с тем делает и для других, даже если ему кажется, что он делает что-то только для себя. Уже сложившиеся оценки собственного «Я» есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная что-то о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его качествам, поступкам. Все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие. Другими словами, у личности всегда имеется круг людей, с которыми она считается, среди которых черпает свои ценностные ориентации.
Таких людей в психологии называют референтными или значимыми, поскольку их идеалы являются идеалами этой личности, их интересы — ее интересами.
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности, с желаемым уровнем ее самооценки. Уровнем притязаний называют уровень образа «Я», проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой.
Человек может или повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, или снизить их, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более сложные задачи, при неуспехе — соответственно, снижается. Уровень притязаний личности в конкретной деятельности может быть определен довольно точно.
Поведение тех людей, которые стремятся к успеху, и тех, кто старается избегать неудач, существенно различается. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой определенные положительные цели, достижение которых однозначно расценивается как успех. Они изо всех сил стараются добиться успеха. Человек активно включается в деятельность, выбирает соответствующие средства и способы, с тем, чтобы кратчайшим путем достигнуть цели.
Противоположную позицию занимают люди, мотивированные на избежание неудач. Цель их деятельности не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Все их действия в первую очередь направлены именно на реализацию этой цели. Для таких людей характерны неуверенность в себе, неверие в возможность достичь успеха, боязнь критики. Любая работа, и особенно та, которая чревата возможностью неудачи, вызывает у них отрицательные эмоциональные переживания. Поэтому человек не испытывает удовольствия от своей деятельности, тяготиться ею, избегает ее. Обычно в результате он оказывается не победителем, а побежденным. Таких людей нередко называют неудачниками.
Еще одна важная психологическая особенность, которая влияет на достижение человеком успеха, — это требования, предъявляемые им к самому себе. Тот, кто предъявляет к самому себе повышенные требования, в большей мере старается добиться успеха, чем тот, чьи требования к себе невысоки.
Очень много для достижения успеха значит и представление человека о своих способностях, необходимых для решения задачи. Установлено, что люди, имеющие высокое мнение о наличии у них таких способностей, в случае неудачи переживают меньше, чем те, кто считает, что соответствующие способности у них развиты слабо.
Глава 2. Исследование возрастных и межполовых особенностей самооценки в младшем, среднем и старшем школьном возрасте
2.1 Возрастные и межполовые особенности самооценки в младшем школьном возрасте Целью данного исследования является выявление возрастных и межполовых особенностей самооценки в младшем, среднем и старшем школьном возрасте. Для этого были проведено анкетирование учащихся третьего, седьмого и десятого класса средней школы № 8 г. Тюмени. В качестве задания школьникам было предложено написать, какие психологические качества они хотели бы в себе убавить и прибавить (не меньше трех, но и не более семи качеств).
Изучаемые социальные группы обладают некоторыми особенностями, которые не могли не повлиять на результаты исследования. К числу таких объективных признаков мы считаем нужным причислить следующие:
Анкетирование в седьмом и десятом классах пришлось на время, предшествующее обеденному перерыву, в силу чего учащиеся указанных классов не отнеслись к исследованию с должным вниманием, в отличие от учащихся третьего класса, время для анкетирования которых было выбрано более удачно.
Исследуемая школа не относится к числу элитарных, исследуемые классы не имеют конкретно выраженной направленности, поэтому избранные группы могут представлять объективный срез данной социальной группы.
Перед анкетированием с учетом вышеизложенного исследователями были выдвинуты следующие гипотезы:
Учащиеся третьего класса будут в своих ответах, по сравнению с более старшими школьными возрастами, больше ориентироваться на мнение о себе учителей, родителей и т. п., то есть взрослых, являющихся для них непререкаемым авторитетом. Седьмой класс будет ориентироваться на мнение своего окружения (друзей), и десятый класс уже будет иметь о своих психологических качествах собственное мнение.
Неразграничение психологических и непсихологических качеств будет более свойственно третьему классу, чем остальным двум.
Разграничение физических и материальных свойств: в младших классах — ориентация в равной степени на те и другие, в старших классах неразграничение психологических и непсихологических качеств не должно присутствовать. С возрастом тяга к играм будет уменьшаться, тяга к обучению — увеличиваться.
Метод исследования: стандартизованное интервью.
Выборка: для изучения данной проблемы, исследуем мнения людей, которые проживают в г. Тюмени.
Таблица 1
Объем выборки | Тип выборки | Ед. наблюдения | География | Период проведения | |
14 девочек 14 мальчиков | не сплошной | респондент | г. Тюмень | апрель 2015 г. | |
Младший школьный возраст.
Качество учебной работы школьника, а также и все его поведение оценивается школой, и эта оценка влияет на характер его отношений с окружающими — учителями, родителями, друзьями. К ребенку, небрежно относящемуся к учебе, пропускающему занятия, не желающему учиться, окружающие, естественно, относятся иначе, чем к школьнику, прилежно выполняющему свои обязанности. Вместе с новыми обязанностями школьник получает и новые права. Очень важным для младшего школьника является также и то, что, получая хорошие оценки за свой учебный труд, он может ждать со стороны окружающих не только похвалы, но и уважения. Особую роль играет поощрение, награда. Мир детства. Младший школьник. / Под ред. А. В. Захарова — М., 2012. С. 45.
Основной предпосылкой для формирования личности в этом возрасте является переход к новому положению ребенка в обществе, которое обязывает его к ответственной, общественно контролируемой, целенаправленной деятельности, воспитывает чувство долга и ответственности перед окружающими, умение действовать сознательно и организованно, развивает в ребенке волевые качества.
Новое положение ребенка наполняет его жизнь глубоким содержанием, что сказывается на общей направленности его личности, переживаниях, представлениях. Новая направленность, появляющаяся у детей младшего школьного возраста, выражается также и в том, что они активно стремятся найти свое место в коллективе, завоевать уважение и авторитет у товарищей. Это стремление к определенному положению в коллективе в условиях обучения и воспитания в школе является огромным стимулом в учебной работе. Младшие школьники начинают сознательно добиваться звания отличника, так как в хорошо организованных школой и учителями коллективах именно это звание в первую очередь дает им право на уважение и авторитет у товарищей.
В младшем школьном возрасте изменяется и система взаимоотношений ребенка с окружающей действительностью, а потому изменяется и углубляется его эмоциональная сфера, возникает впечатление меньшей эмоциональности младших школьников по сравнению с дошкольниками. Это объясняется тем, что, чем старше ребенок, тем лучше он умеет управлять своими эмоциями. В этом смысле показательны ответы учащихся третьего класса: хочу быть спокойной (ным), не нервничать. Правда, такие ответы более свойственны девочкам, поскольку им в этом возрасте сложнее сдерживать эмоции, чем мальчикам, социальная ситуация развития которых с детства обязывала их не проявлять определенные эмоции («не плачь, ты же мальчик!» и т. д.). Мир детства. Младший школьник. / Под ред. А. В. Захарова — М., 2012. С. 47.
В младшем школьном возрасте не только появляются новые эмоции, но и те, которые имели место до школы, изменяют свой характер и содержание. В этом отношении очень показательны исследования детских страхов. У малышей чаще всего страх вызывается тем, что может непосредственно угрожать ребенку. У младших школьников по отношению к обстоятельствам такого рода появляется даже некое бравирование бесстрашием, так как умение преодолеть страх поднимает школьника как в глазах его товарищей, так и в его собственных глазах.
В ответах мальчиков часто встречались желания быть смелым. Поведение мальчиков в данном случае, их желание стать смелыми, храбрыми и т. д. определяется стереотипом пола. Появляются другие формы страха, возникающие из разных источников, например, страх показаться смешным, некрасивым, боязнь быт осмеянным и т. п.
Большое место занимают ответы, относящиеся к внешности: не хочу быть толстым, иметь узкие глаза, короткие руки и т. д. Стоит отметить, что в данный период развития происходит особенно интенсивное формирование моральных чувств ребенка, вместе с тем означающее и формирование моральной стороны его личности.
Жизнь коллектива не может протекать организованно, если не управляется определенными правилами общественного поведения. Такая организация класса практически ставит ребенка, поступившего в школу, перед необходимостью усвоить нормы и правила общественного поведения и общественной морали.
Те правила и требования, которые ставит перед ребенком коллектив, выступают тогда для него не как нечто чуждое его собственной жизни и деятельности, а как необходимый элемент его жизни в коллективе класса, школы, как необходимое условие его бытия. Для учащихся третьего класса характерны были ответы вроде: хочу быть добрым, добродушным, отзывчивым, не хочу быть злым и т. п.
В связи с тем, что новое положение школьника накладывает на него и новые обязанности, в его сознании возникают представления о труде. Чтобы выполнять обязанности (а их у младших школьников много, и школьных, и домашних), нужно приложить определенные усилия. Дети чувствуют это и отражают это чувство в своих ответах: хочу часто убираться, не хочу быть ленивым, хочу быть трудолюбивым. Обучение в школе предъявляет к ребенку принципиальные требования. Во-первых, оно требует от ребенка сознательно поставленной специальной цели — учиться. Во-вторых, оно требует подчинить свои умственные процессы этой цели. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. А. В. Петровского — М., 2013. С. 145.
В начале школьного обучения дети еще не умеют активно заучивать учебный материал, быть постоянно внимательными. Это наглядно демонстрирует большое количество ответов: хочу хорошо пересказывать, хочу, чтобы у меня была хорошая память, хочу быть внимательным. Мышление младшего школьника имеет конкретный характер. В нашем случае, при конкретном вопросе, какие психологические качества вы хотели бы в себе убавить и прибавить, ребенок иногда отвечает предельно конкретно: мне не нравится длина моих волос, то, что у меня узкие глаза и т. д., я хочу хорошо пересказывать, не получать двоек… Младший школьник редко абстрагируется от реальности, и это мешает ему разграничивать непсихологические и собственно психологические качества.
Заканчивая разговор о младших школьниках, стоит сказать несколько слов о том, что уже в дошкольный период происходит накопление ребенком знаний о типично мужской или типично женской роли, о физическом различии мужчины и женщины, о различии в их поведении, об их взаимоотношениях, о наиболее важных качествах личности. У ребенка постепенно формируется чувство половой принадлежности и начинают проявляться характерные модели поведения, связанные с «ролью» мужчины или женщины. Придя в школу, ребенок ведет себя соответственно своим представлениям о том, каким должен быть мальчик и какой должна быть девочка.
2.2 Возрастные и межполовые особенности самооценки в среднем и старшем школьном возрасте
Когда ребенок вступает в подростковый возраст (7 класс), в развитии его самосознания происходит очень важный сдвиг. Он связан с возникновением чувства взрослости. Это чувство выражает совершенно новое отношение к миру и себе.
Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к заключению, что между им и взрослым нет никакой разницы. Он начинает требовать от окружающих, не считать его маленьким, ребенок понимает, что у него тоже есть права. Новообразование этого возраста — ребенок ставит себя наравне с взрослыми, но у него еще нет ощущения подлинной принадлежности к взрослости, но есть огромное желание в признании его среди взрослых.
В данном возрасте характерно открытие своего «Я», осознание своей индивидуальности, он ищет и находит недостатки в себе. У некоторых появляется недовольство собой. Подростки стремятся занять уважаемое положение среди сверстников, поэтому именно сверстник становится образцом равнения. Кто-то видит свои недостатки, а у кого-то собственная самооценка завышена, но гораздо хуже когда наоборот, потому что подросток сильно переживает если он находит себя хуже других. Божович Л. И. Личность и формирование в детском возрасте. М., 2014. С. 197.
В нашем случае мальчики нуждаются в остроумии и уверенности, а вот девочкам нужно спокойствие и скромность.
Но что интересно — мальчики хотели бы убавить лень и эгоизм, а девочки лень и раздражительность. Но не стоит забывать, что в этом возрасте происходит половое созревания и чувства подростков несколько обостренны. И в данном периоде существует негативная фаза, что обуславливается повышенной раздражимостью, капризами и т. д. Недовольство собой часто выражается «меланхолией» или агрессивным поведением.
В ответах можно встретить противоречия. Допустим то они хотят добавить скромность, то убавить — это объясняется становлением индивидуальности. Самоуверенность переход в застенчивость, веселость сменяется замкнутостью. Так только после кризиса самосознания подросток приобретает «чувство индивидуальности».
Период самовоспитания, где мальчик ищет и стремится к идеалу «настоящего мужчины», а девочки «настоящей женщины».
Ранняя юность.
В возрастной психологии юность определяется как стадия развития начала полового созревания и до наступления взрослости. По отечественной периодизации детского развития ранняя юность, или старший школьный возраст (14,5 -17−18 лет) относится к шестому периоду. Юноша является промежуточным звеном между ребенком и взрослым. Юность — это завершающий этап созревания в формировании личности. Большие изменения в собственном организме и внешности, связанные с половым созреванием, с известной неопределенностью положения (ведь уже не ребенок, но еще и не взрослый), с расширением круга лиц, с которыми личность должна соотносить свое поведение; все это вместе взятое резко увеличивает активность ценностно-ориентационную деятельность в юношеском возрасте. Юноша озабочен оценкой новых знаний и стремится выстраивать свое поведение на основе сознательно выработанных или усвоенных критериев и норм. Ранняя юность характеризуется появлением чувства собственной неповторимости, личной индивидуальности; в отрицательном варианте возникает расплывчатое «я», ролевая и личностная неопределенность. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 2010. С. 67.
Главное новообразование этого возраста — открытие «я», развитие рефлексии, появление жизненного плана, постепенное врастание в различные сферы жизни. В ответах прослеживается ориентация на будущее. Положительные качества связаны с выбором профессии, жизнью в обществе. В связи с тенденцией мышления юношей и девушек к абстрагированию у них появляются собственные теории философии, счастья, любви… Последняя — особенно у девушек, которым свойственны любовные переживания, тогда как юноши больше думают о будущем.
Для юноши и девушки зрелость и внешность имеют некоторую социальную ценность (в ответах проскальзывает неразделение психологических и непсихологических качеств: прибавить мускулы и т. п.) Внешность для данного возраста поднимает статус юноши в глазах окружающих, вызывая у них соответствующие чувства и ожидания.
Для юношей понятия «величина» и «величие» — почти синонимичны. Со стройным, мускулистым телом в этом возрасте ассоциируются качества вожака: энергичность, решительность (подтверждается результатами тестов).
Юношеский возраст — важный этап развития умственных способностей. Старшеклассники чаще и настойчивей, упрямей задают вопрос: «Почему?» и высказывают сомнения в достаточности и обоснованности предлагаемых объяснений. Для этого возраста характерна тяга к обобщению, поиску универсальных принципов и законов, стоящих за частными фактами. Ответы на тесты представляют собой некие общие формулы жизни и социального устройства общества. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 2010. С. 69.
Развитие интеллекта в юности тесно связано с развитием творческих способностей и стремлением к созданию чего-то нового, что приводит к индивидуальному стилю умственной деятельности. В тестах встречаются такие ответы, как желание прибавить к к своим психологическим качествам артистизм. Многим детям данного возраста свойственно преувеличение своей уникальности, что также проявляется в ответах. Развитие временных представлений тесно связано как с умственным развитием, так и с изменением жизненной перспективы. После 15 лет увеличивается самоуважение, уменьшается застенчивость и все больше возрастает интерес в своем будущем.
Юношеские самоописания более динамичны, более разбросаны, а у девочек более субъективны, больше связанные с чувствами, отсюда наблюдается, в ответах у девочек, меньшее количество качеств, направленных на других, чем у юношей. Ответы девушек больше связанны с любовью.
Самооценки юношей и девушек сильно зависят от стереотипных представлениях мужчины и женщины. Поэтому девочки хотят прибавить более «материнские чувства»: нежность, ласку, доброту, а мальчики мужество, выносливость, силу. И по результатам теста, юноши хотят убрать: нерешительность, застенчивость, скромность.
В этом возрасте мы заметили такое подразделение: одни ставят четкие цели в своем будущем, а другие живут фантазиями. А характерная черта юношеского возраста — формирование жизненных целей. Юноша также задумывается о пути достижения его целей. И поэтому в ответах мы встречаем желания добавить такие качества как ум, терпеливость, совесть. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 2010. С. 71.
Внутренний мир только — только сформировался и он еще очень хрупок и человек нередко в этом возрасте переживает нереальность своего Я, одиночества, непонимания.
Ранняя юность — период роста социальной активности. Старшеклассник более заинтересован в происходящем вокруг него и старается принять участие. Юность — завершающий этап первичной социализации.
В ходе исследования гипотезы, выдвинутые перед его началом, подтвердились частично. На наш взгляд, причина кроется в отношении учеников к целям и результатам исследования: старшеклассники участвовали в таких опросах не один раз, результаты им не показывались, что снизило их заинтересованность. Кроме того, второклассникам было лестно внимание новых взрослых, сказался и авторитет учителя.
Третьеклассники не разграничивают психологические и непсихологические качества, как мы и предполагали. Среди учеников седьмого и десятого классов такое разграничение присутствует, наблюдается небольшое количество исключений (упомянуто несколько физических качеств), но это связано с индивидуальными особенностями, а не с возрастными.
Половые различия наблюдаются в большей степени в седьмом классе, что связано с возрастными особенностями данной группы школьников. В целом наши прогнозы оправдались, что служит подтверждением как традиционных теорий, на которых построена работа, так и соответствия устоявшимся представлениям исследованных групп школьников.
возраст самооценка межполовой
Заключение
Итак, возрасты не только сменяют друг друга, но и повторяются в человеческой жизни. Понимание этого должно усилить межвозрастную симпатию и сопереживание, которые обычно распространяются лишь на людей своего возраста. Как правило, мы больше всего солидаризируемся с людьми своей возрастной группы, разделяем их заботы и интересы, сопоставляем их достижения, надежды, удачи и неудачи со своими, а все, что далеко выходит за пределы нашего возраста, — до этого нам мало дела.
Если каждый возраст состоит из нескольких возрастов, то сама колебательность этой фрактально-многослойной структуры отвечает за смысл человеческой жизни, усиливает ее резонансное воздействие на будущее. Возрасты не только сменяются, но соприсутствуют в человеке. Даже не дожив еще до детства старости, он уже несет в себе старость детства… В каждый момент жизни человек состоит из всех своих возрастов, подобно тому, как каждый возраст тоже проходит через все другие возрасты, содержит их в себе.
Современное общество есть всего лишь крошечная точка на поле эволюции человека. Сотни тысяч лет оставили в наследство мужчинам и женщинам мозг, запрограммированный таким образом, что в отношениях между ними возникают противоречия и непонимание. Мужчина всегда соизмеряет себя по своей работе и достижениям, самооценка женщины зависит от межличностных отношений. Мужчина добывает хлеб насущный и решает проблемы: таковы были у него приоритеты, и это помогало ему выживать. Женщина защищает гнездо: ее роль — обеспечить выживание следующего поколения. Вследствие этого если женщина несчастлива в личных отношениях, то она не может сконцентрироваться на своей работе. Если мужчина несчастлив на работе, он не может заниматься личными отношениями.
В ходе исследования гипотезы, выдвинутые перед его началом, подтвердились частично. На наш взгляд, причина кроется в отношении учеников к целям и результатам исследования: старшеклассники участвовали в таких опросах не один раз, результаты им не показывались, что снизило их заинтересованность. Кроме того, второклассникам было лестно внимание новых взрослых, сказался и авторитет учителя.
Третьеклассники не разграничивают психологические и непсихологические качества, как мы и предполагали. Среди учеников седьмого и десятого классов такое разграничение присутствует, наблюдается небольшое количество исключений (упомянуто несколько физических качеств), но это связано с индивидуальными особенностями, а не с возрастными.
Половые различия наблюдаются в большей степени в седьмом классе, что связано с возрастными особенностями данной группы школьников. В целом наши прогнозы оправдались, что служит подтверждением как традиционных теорий, на которых построена работа, так и соответствия устоявшимся представлениям исследованных групп школьников.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. — М.: Академия, 2014. — 704с.
2. Антонов А. И. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ, 2015. — 304с.
3. Артюхов А. В. Семья и общество. Т.: ТМИЭП, 2015. — 86с.
4. Божович Л. И. Личность и формирование в детском возрасте. М.: Педагогика, 2014. — 354с.
5. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. А. В. Петровского — М.: МПСИ, 2013. — 280с.
6. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Педагогика, 2010. — 164с.
7. Коростылева Н. Н. Женщины и мужчины. М.: Библионика, 2015. — 240с.
8. Мир детства. Младший школьник. / Под ред. А. В. Захарова — М.: ИНФРА-М, 2012. — 216с.
9. Мухина В. С. Возрастная психология. М.: Академия, 2015. — 348с.
10. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М.: Педагогика, 2013. — 442с.
11. Психологическое здоровье людей пожилого возраста. / Под ред. Л. Ф. Куприенко. — Тюмень: Вектор Бук, 2014. — 59с.
12. Хухолева О. В. Психология развития. — М.: Академия, 2013. — 208с.
Приложение Анкета о достижениях школьников
Да | Скорее Да чем Нет | Скорее Нет чем Да | Нет | |||
1) | Умею самостоятельно работать с большими объемами учебной литературы | |||||
2) | Понимаю схемы, чертежи, графики, диаграммы | |||||
3) | Умею слушать, конспектировать лекции | |||||
4) | Умею пользоваться обучающими компьютерными программами, учебными видеофильмами, интернетом | |||||
5) | Могу обращаться со сложными техническими устройствами | |||||
6) | Умею выполнять творческие работы и проекты | |||||
7) | Умею защищать творческие работы и проекты, сдавать зачеты и экзамены | |||||
8) | Имею представления об особенностях обучения в лицеях, колледжах, вузах | |||||
9) | Владею различным ручным инструментом | |||||
10) | Умею общаться с разными людьми | |||||
11) | Умею работать с большими объемами информации | |||||
12) | Владею быстрочтением | |||||
13) | Владею быстрым устным счетом | |||||
14) | Быстро принимаю решения в сложных ситуациях | |||||
15) | Самостоятельно организую свою деятельности и принимаю максимально полную ответственность за нее | |||||
16) | Оцениваю состояния своего здоровья и психики | |||||
17) | Владею иностранными языками | |||||
18) | Умею обращаться за помощью к товарищам и старшим, воспользоваться ею | |||||
19) | Знаю, в каких школьных предметах уверенно могу иметь отличные результаты | |||||
20) | Знаю, в каких видах трудовой деятельности могу рассчитывать на успех | |||||
21) | Предполагаю, в чем и как могу быть конкурентоспособным | |||||