Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Динамика изменений этнических стереотипов в российском обществе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важным источником информации об этнических стереотипах является фольклор. Авторский методологический подход к исследованию этнических стереотипов на основе анализа фольклорного^ материала имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционно применяемыми для этой цели опросами. В данном случае исследователем не создается искусственная среда, характерная для опроса, что позволяет избежать навязывания… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретико-методологические основы исследования этнических стереотипов
    • 1. 1. Этнические стереотипы как объект социологического анализа
    • 1. 2. Анализ и обоснование методологической стратегии исследования этнических стереотипов
  • 2. Этнические стереотипы в современном российском обществе: изменчивость и стабильность
    • 2. 1. Фольклор как источник информации об этнических стереотипах (по результатам контент-анализа и качественного анализа документов)
    • 2. 2. Сравнительный анализ современных автостереотипов и гетеростереотипов русского этноса (по результатам анкетного опроса)

Динамика изменений этнических стереотипов в российском обществе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования обусловлена активизацией процесса этнического возрождения как основной особенности развития народов во всем мире, включая Россию. Его характерными чертами являются рост этнической идентичности, подъем этнического сознания' и самосознания, повышение роли этничности в общественных процессах, появление интереса многих людей к культуре, традициям и образу жизни своего народа:

Динамичная этнизация наблюдается на фоне всемирной экономической, политической и культурной интеграции, возникновения и распространения глобальной культуры. Этот процесс обусловлен двумя тенденциями. Первая тенденция связана с тем, что стандартизация, слияние и унификация культур различных народов порождает естественное стремление этносов к сохранению своей самобытности и уникальности своей культуры. Вторая тенденция исходит из того, что этническое возрождение является реакцией на нестабильность экономической и политической сферы общества, попыткой найти опору и защиту в непредсказуемом мире путем этнической солидаризации. Источником стабильности для многих современных людей' выступает осознание принадлежности к этнической группе, стремление сохранить ее традиционные нормы и ценности.

При этом формирование представлений о самобытности собственной этнической группы и ее характерных особенностях неразрывно связано с осознанием ее отличий от других этнических групп. На этом фоне происходит актуализация, этнических стереотипов, оказывающих существенное влияние на восприятие различных этносов.

Обычно этнические стереотипы определяются как упрощенные, схематизированные, эмоционально окрашенные и очень устойчивые образы различных этнических групп. Этнические стереотипы включают в себя представления о моральных, умственных, физических качествах типичных представителей определенного этноса. Стереотипы распространяются на всех членов соответствующей группы без учета каких-либо индивидуальных различий. Поэтому они никогда не бывают полностью истинными. Оценивая какую-либо этническую группу, люди часто приписывают каждому из индивидов, входящих в эту группу, некоторые черты, которые, по их мнению, характеризуют данный этносв целом. Стереотипы помогают распознавать и упрощать окружающий мир. Полностью отказаться от использования стереотипов невозможно, т.к. в этом случае жизнь человека окажется перегружена новой информацией, требующей постоянного напряжения внимания. Поэтому люди в своей повседневной жизни бессознательно ориентируются на существующие стереотипы, и этнические стереотипы будут существовать до тех пор, пока существуют этносы.

Трудно переоценить значение этнических стереотипов в гармонизации межэтнических отношений, снижении уровня напряженности общества, связанного с этническим фактором. Формирование механизмов успешного межэтнического взаимодействия, несмотря на наличие довольно масштабных интеграционных процессов в мировом сообществе, все более актуализируется практически для всех полиэтнических государств, в том числе и для России. По утверждению С. Хантингтона, наше время характеризуется, прежде всего, тенденцией роста национально-возрожденческих движений, религиозного фундаментализма, национализма и конфликтами, возникающими на почве ценностно-символических несоответствий, лежащих в основе различных цивилизаций1.

Этнические стереотипы, существующие в сознании противоборствующих сторон, могут определять их отношение друг к другу, выражающееся в конкретных действиях. Известно, что часто в ситуации политического конфликта этнические стереотипы используются элитой как инструмент идеологической борьбы для достижения определенных экономических, политических и иных целей. Лидеры конфликтующих сторон, используя, как правило, средства массовой информации, подчеркнуто опираются на «выгодные» в конкретной ситуации стереотипы, а также пытаются создавать новые.

В связи с этим возникает потребность поиска механизмов сохранения этнических стереотипов позитивной направленности и ослабления негативных этнических стереотипов. Знание характера этнических стереотипов, особенностей их формирования, владение информацией об их изменениях позволит прогнозировать социальную ситуацию, своевременно реагировать на существующие противоречия, находить оптимальные пути урегулирования межэтнических конфликтов.

Исследовательская практика этнических стереотипов представляет собой достаточно сложную процедуру. Это связано не только с высокой степенью сложности исследуемого явления, но и с выбором методов изучения. Долгое время большинство социологов, использовало, в основном, метод анкетного опроса с применением открытых вопросов. При этом недооценивались преимущества метода анализа документов.

Степень научной разработанности проблемы.

Исследование феномена этнических стереотипов имеет длительную" историю. Понятие «социальныйстереотип» стало активно использоваться в науке после выхода труда У. Липпмана «Общественное мнение» (1922). Е.С. Богардусу2, а также Д. Кацу и К.У. Брейли3 принадлежит первенство в эмпирическом изучении этнических стереотипов. В XX веке появились различные теории, объясняющие происхождение феномена этнических стереотипов. Наиболее известными среди них являются теория фрустрации и агрессии, теория проекции, теория авторитарной личности.

В настоящее время исследованием этнических стереотипов активно занимаются не только зарубежные, но и отечественные специалисты в области этносоциологии, этнопсихологии, социальной антропологии, истории,

2 См.: Bogardus E.S. Immigration and Racial Attitudes. — Boston: Hcath, 1928.

3 См.: Katz D., Braly K. Racial Stereotypes in One Hundrcd College Students // Journal of Abnormal and Social Psychology. — Vol. 28. -1933. — p.280−290. лингвистики, философии. Большое внимание этническим стереотипам уделялось при разработке теории этноса и теории этнического самосознания в трудах Ю. В. Бромлея, В. А. Ядова, Б.Ф. Поршнева4 в 60−80-х годах XX века. В рамках изучения этноса и этнического сознания проблему этнических стереотипов затрагивали JI.H. Гумилев, К. П. Иванов, В. И. Козлов, М. В. Крюков, В.А. Тишков5. В настоящее время в данном направлении работают В. И Жуков, Г. У. Солдатова, Н. М. Лебедева, Т. Г. Стефаненко, В.Ф. Петренко6 и др.

Особенности этнических автостереотипов и гетеростереотипов изучают Ю. В. Арутюнян, JI.M. Дробижева, A.A. Сусоколов и др. Под руководством таких ученых как B.C. Агеев, А. О. Бороноев, JI.M. Дробижева, А. Г. Здравомыслов, Г. И. Осадчая, Г. В. Старовойтова, Ю.Н. • Толстова8 проведены исследования этничности и этнической идентичности, тесно связанные с проблемой этнических стереотипов.

4 См.: Брошей Ю. В. Этнос н этнография. — М.: Наука, 1973. Ядов В. А. К вопросу о теории стереотипнзации в социологии. // Философские науки. — 1960. — № 2 — С. 47−58. Поршнев Б. Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания. — М.: Смысл, 1973.

5 См.: Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. — М.: Издательство ACT, 2002. Гумилев JI.H., Иванов К. П. Этнические процессы: два подхода к изучению. // Социологические исследования. — 1992. — № 1 — С. 50−57. Крюков М. В. Преодолеть догмы, изучать реальную этническую ситуацию. // Расы и народы. Ежегодник. — Вып. 18. — М.: Наука, 1988. — С. 49−64. Козлов В. И. Этнорасовые предубеждения и этнологическая наука // Расы и народы. Ежегодник. — Вып. 23. — М.: Наука, 1993. — С. 105−139. Тишков В. А. Очерки теории и политики этничности в России. — М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1997.

6 См.: Жуков В. И., Тавадов Г. Т. Большой этнологический словарь. — М.: Омега-Л, РГСУ, 2010. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. — М: Смысл, 1998. Лебедева Н. М.

Введение

в этническую и кросс-культурную психологию. — М.: Ключ-С, 1999. Лебедева Н. М., Татарко А. Н. Этническая идентичность, статус группы и тип расселения как факторы межгрупповой интолераптности // Психологический журнал. -T.26. — 2005. — № 3 — С. 51−64. Стефаненко Т. Г. Этническая идентичность в ситуации социальной нестабильности // Этническая психология и общество. — М.: Наука, 1997. Петренко В. Ф., Митина О. В., Бердников К. В., Кравцова А. Р., Осипова B.C. Психосемантическнй анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости — М.: Смысл, 2000.

7 Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов A.A. Этносоциология — М.: Наука, 1998.

8 Агеев B.C. Психологическое исследование социальных стереотипов // Вопросы психологии. — 1986. -№ 1 — С. 95−97. Бороноев А. О., Смирнов П. И. Российский менталитет и реформы // Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. — С. 274−302. Дробижева Л. М. Толерантность и рост этнического сознания: пределы совместимости // Толерантность и согласие. — М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1997. — С. 61−68. Здравомыслов А. Г., Цуциев A.A. Этничность и этническое насилие: противостояние теоретических парадигм // Социологический журнал. — 2003 — № 3. Осадчая Г. И. Мигранты из Армении и Грузии в Москве. — M.: Издательство РГСУ, 2010. Старовойтова Г. В. Национальное самоопределение: подходы и изучение случаев. — СПб.: европейский институт, 1999. Толстова Ю. Н. Одномерное шкалирование: основные целишкала Терстоуна для измерения установки И Социология: 4M. -1997.-№ 8-С. 54−65.

Этническим стереотипам и установкам, сходству и различиям этнических картин мира, определению места этнической идентичности в системе межэтнических отношений, этнической миграции посвящены работы Г. М. Андреевой, В. П. Левкович, Д. К. Танатовой, И. В. Лесковой, Л. ИНауменко, A.B. Носковой9 и др.

Российские ученые разработали различные подходы и методы исследования этнических стереотипов. Для их изучения применяются все традиционные для социологии методы. Активное изучение этнических стереотипов позволило сформировать достаточно четкое представление об этом явлении. Более конкретно определено само понятие этнического стереотипа восприятия, его связь с этническим сознанием и самосознанием, этнической картиной мира. Выявлена связь между стереотипом и установкой, стереотипом и предубеждением, стереотипом и предрассудком. Изучены структурные компоненты этнического стереотипа: автостереотипы, гетеростереотипы, контрстереотипы. Описаны те свойства, которыми обладают этнические стереотипы, осуществляемые ими функции. Раскрыта трехуровневая природа стереотипов, определены особенности каждого из трех уровней (аффективного, когнитивного, поведенческого).

Вместе с тем, несмотря на кажущуюся с первого взгляда полноту знаний-о процессе этнической стереотипизации, многие его аспекты остаются слабо и (или) совсем неисследованными.

Объектом диссертационного исследования являются этнические стереотипы в российском обществе.

9 Андреева Г. М. Социальное познание: проблемы и перспективы. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. Левкович В. П., Панкова Н. Г. Социально-психологический подход к структуре этнического сознания // Психологический журнал. — 1983. — № 4 — С. 64−74. Танатова Д. К. Московский мегаполис в этносоциальном измерении // Сборник трудов научно-педагогической школы РГСУ в области социальной науки и социального образования. — M.: Издательство РГСУ, 2010. — С. 326−334. Науменко Л. И. Этническая идентичность. Проблемы трансформаций в пост-советский период // Журнал прикладной психологии. — 1999. — № 1 — С. 14−26. Науменко Л. И. Этническая идентичность белорусов: содержание, динамика, региональная и социально-демографическая специфика // Беларусь и Россия: социальная сфера и социокультурная динамика: Сб. науч. тр. Под редакцией O.B. Пролесковского, Г. В. Осипова. — Мн.: ИАЦ, 2008. — С. П 1−132. Носкова A.B. Миграция в России: этнокультурная интеграция или изоляция? // Материалы Международной конференции «Пражский диалог о Европе в XXI веке». — Прага, 2009.

Предметом диссертационного исследования выступает динамика изменений этнических автостереотипов и гетеростереотипов представителей русского этноса, проживающих на территории России. Цель диссертационного исследования: выявить особенности этнических стереотипов русских, проследить динамику их изменений. Задачи исследования:

1. Уточнить понятийный аппарат социологического анализа этнических стереотипов, выявить их характерные особенности и роль в современных конфликтах.

2. Разработать собственный методологический подход к исследованию этнических стереотипов.

3. Выявить, динамику изменений автостереотипов и гетеростереотипов русских на основе исследования фольклорного материала.

4. На основе результатов эмпирического исследования уточнить характер современных этнических стереотипов русских.

Теоретико-методологическая база исследования.

Теоретико-методологической основой исследования являются сравнительно-исторический и структурно-функциональный. подходы. Теоретической базой исследования послужили труды П. Н. Шихирева, И. С. Кона, Ю. В. Бромлея, В: А. Тишкова, З. В: Сикевич, Ю. Н. Толстовой, Г. Г. Татаровой, Д. К. Танатовой, В. К. Мальковой, Ю. В: Арутюняна, A.A. Сусоколова, JI.M. Дробижевой, C.B. Рыжовой, Т. С. Барановой, А. К. Байбурина, А. П. Садохина У Липпмана, Ф. Барта, Дж. Келли, Т. Адорно, Г. Тэджфела, Д. Р. Брауна, Ч. М. Файерстоуна, Э. Мицкевича, Э. Богардуса, Г. Оллпорта, А. Дандеса, посвященные проблеме этнических стереотипов.

Эмпирическую базу работы составили результаты следующих социологических исследований, проведенных под руководством автора: 1. «Этнические стереотипы русского населения России середины XIX века» (2010 г.). Руководитель проекта Белова O.A. Цель исследования: выявление автостереотипов и гетеростереотипов русских, присутствующих в русском фольклоре XIX века. Эмпирический объект исследования: пословицы и поговорки из сборника В. И. Даля. Всего просмотрено 30 130 изречений. Из них проанализировано 133 поговорки, содержащие информацию о характерных особенностях, приписываемых русскими своему и другим народам. Метод: контент-анализ и качественный анализ документов.

2. «Этнические стереотипы в современных СМИ» (2008;2011 гг.). Руководитель проекта Белова O.A. Цель исследования: выявление современных этнических стереотипов1 русских, присутствующих в средствах массовой информации. Эмпирический объект исследования: анекдоты, напечатанные в газете «Московский комсомолец» с 11 июля 2001 г. по 31 декабря 2010 г. Всего выявлено 10 128 анекдотов. Из них проанализировано 353 анекдота, содержащие этнические стереотипы. Метод: контент-анализ и качественный анализ документов.

3: «Современные автостереотипы и гетеростереотипы русского этноса» (2010 г.). Руководитель проекта Белова O.A. Цель исследования: выявление автостереотипов и гетеростереотипов, присутствующих в сознании представителей русского этноса. Эмпирический объект исследования: представители русского этноса, проживающие в г. Москва. Метод: анкетный опрос. Выборка методом снежного кома. N=500 респондентов. Обработка данных эмпирических исследований проведена на основе статистического пакета SPSS. Результаты представлены в табличном и графическом, виде в приложении диссертации^

Информационную базу составили результаты следующих исследований: «Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости» (2000 г., А. Г. Асмолов и др., Москва) — «Этническая толерантность и этнические стереотипы подростков» (2001 г., М. Г. Герасимова, Москва) — «Проявление агрессии в этнических стереотипах» (2004 г., A.A. Налчаджян, Ереван) — «Подростки и юношество в многонациональной Москве: формирование этнического самосознания и межэтнических отношений» (2007 г., В. Д. Шапиро и др., Москва) — «Этнические стереотипы и

СМИ: механизм формирования" (2008 г., O.A. Малаканова, Самара) — «Идентичность и этнические установки русских в своей и иноэтнической среде» (2010 г., JT.M. Дробижева, Москва).

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

1. Проанализировано содержание категории «этнический стереотип», выявлены характерные особенности этнических стереотипов и их роль в современных конфликтах.

2. Разработан авторский методологический подход к исследованию этнических стереотипов.

3. Представлена динамика изменений этнических стереотипов русских под воздействием экономических и социально-политических изменений на основе применения метода контент-анализа и качественного анализа документов, содержащих фольклорный материал.

4. На основе анализа результатов эмпирического исследования выявлены особенности современных этнических стереотипов русских.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Под этническими стереотипами восприятия в работе понимаются-зафиксированные на уровне этнического сознания и усваиваемые в процессе инкультурации упрощенные и эмоционально окрашенные образы различных этнических групп. Этнические стереотипы на когнитивном уровне включают в себя характеристики, приписываемые «типичным» представителям какой-либо этнической группы. Этнические стереотипы обладают такими характерными особенностями, как согласованность, проявляющаяся в единстве представлений всех членов этнической группы о своем и других народахэмоциональность, отражающаяся в позитивной или негативной коннотации сужденийнеточность, связанная с тем, что этнические стереотипы распространяются на всех членов этнической группы без учета индивидуальных различийстабильность, проявляющаяся в способности этнических стереотипов существовать в неизменном виде длительное время.

В условиях межэтнических столкновений влияние ряда этнических стереотипов на сознание представителей конфликтующих сторон может актуализироваться. В этом случае на основе негативных этнических стереотипов возможно формирование этнических предубеждений и предрассудков. Этнические предубеждения и предрассудки связаны с резко негативным восприятием другого народа, проявляющемся во* враждебном отношении к его представителям.

2. Важным источником информации об этнических стереотипах является фольклор. Авторский методологический подход к исследованию этнических стереотипов на основе анализа фольклорного^ материала имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционно применяемыми для этой цели опросами. В данном случае исследователем не создается искусственная среда, характерная для опроса, что позволяет избежать навязывания респонденту мнения исследователя, непонимания респондентомсмысла вопросов, а также сокрытия респондентом от исследователя своей точки зрения. Качественный анализ документов, содержащих фольклорный материал, является единственным методом, позволяющим получить информацию о существовавших ранее этнических стереотипах. Фольклорные материалы позволяют проследить динамику изменений этнических стереотипов за длительный исторический период. Получение наиболее полной информации о современных этнических стереотипах возможно в комплексном социологическом исследовании с использованием метода анализа документов, содержащих фольклорный материал, и опроса, основанного на методике семантического дифференциала Ч. Осгуда.

3. Динамика изменений этнических стереотипов в современном российском обществе обусловлена социальными, экономическими и политическими изменениями, конфликтами, противоречиями на территории страны и за ее пределами. При этом проявление этнических стереотипов «новой» и «старой» формации происходит как в позитивной, так и негативной коннотации. В связи с особенностями политики Российской Империи в русском фольклоре XIX века встречаются стереотипы о французах (связанные с памятью о событиях Отечественной войны 1812 года), поляках (в связи с событиями Смутного времени), татарах (связанные с памятью о монголо-татарском нашествии), шведах (в связи с памятью о Полтавской битве 1709 г.) и т. п. Вооруженный конфликт на территории Чечни отразился в современном русском фольклоре, представляющем чеченцев в образе террористов. В результате современные стереотипные представления русских о чеченцах стали включать такие черты, как фанатическая религиозность, смелость, агрессивность, жестокость, склонность к риску. Начавшийся в конце XX века приезд в Россию иммигрантов из Молдавии, их занятость в строительной сфере, способствовали формированию стереотипа о молдаванах, как о прирожденных и хороших строителях. Масштабное производство опиума в Афганистане и приток его в европейские страны способствовало формированию стереотипа обафганцах, как торговцах наркотиками. Особенности внешней и внутренней политикиСША в XX веке привели к формированию таких стереотипов об американцах, как склонных навязывать свое мнение окружающим, патриотичных, чрезмерно политкорректных, успешных в бизнесе. Изменения, произошедшие вовнутриполитическом устройстве России, в XX веке, привели к исчезновению стереотипов о лояльности русского народа по отношению к царской власти, о богобоязненности русского народа;

Таким образом, экономические и социально-политические трансформации в современном мире способствуют динамике ряда этнических стереотипов, делая их подвижными и изменчивыми.

4. Современные этнические автостереотипы и гетеростереотипы русских имеют следующие особенности. В качестве характерных черт типичных представителей собственного этноса русские отмечают склонность к употреблению алкоголя, смелость, любовь к детям, выносливость, патриотизм, открытость, добросердечность, склонность к риску, высокую образованность. Характерные черты евреев, с точки зрения представителей русского этноса, следующие: склонность соблюдать традиции своего народа, религиозность, склонность поддерживать родственные связи, хитрость, успешность в бизнесе, любовь к детям, трудолюбие, жадность, высокая образованность. Американцам приписываются такие черты, как склонность навязывать свое мнение окружающим, успешность в бизнесе, патриотизм. Современные стереотипы украинцев следующие: любящие детей, склонные к употреблению алкоголя, склонные поддерживать родственные связи, хитрые, соблюдающие традиции своего народа. Чеченцы наделяются следующими характеристиками: склонность поддерживать родственные связи, склонность соблюдать традиции своего народа, религиозность, патриотизм, смелость, выносливость, агрессивность, склонность к риску, грубость, жестокость, склонность вступать в, споры, негативное отношение к чужакам, любовь к детямсклонность навязывать свое мнение окружающим.

Теоретическая. и практическая значимость результатов диссертационной работы состоит в возможности использования материалов диссертации в разработке рекомендаций теоретического и прикладного характера, для государственных органов, политических и общественных организаций, осуществляющих деятельность в сфере межэтнических отношений. Некоторые результаты позволяют пополнить социологические теории формированияэтнических стереотипов восприятия с точки зрения их функциональной значимости, изменений и влияния на характер и формы социальной коммуникации.

Основные положения диссертации могут быть полезными для представителей социального и гуманитарного знания, занимающихся исследованиями в области этносоциологии и социальной антропологии.

Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке и чтении лекций для студентов и аспирантов социологического направления подготовки.

Апробация исследования.

Основные положения диссертационного исследования обсуждались на XV социологических чтениях РГСУ «Социальные изменения и человек: социологический дискурс» (Руза, февраль 2008) — УШ Международном социальном конгрессе «Россия в многополярном мире: новые реалии и перспективы развития» (Москва, ноябрь 2008) — IX Международном научно-педагогическом социальном конгрессе «Глобальный кризис и социальная сплоченность российского общества» (Москва, июнь 2009) — IX Международном социальном конгрессе «Страны БРИК в условиях выхода из глобального кризиса: потенциал и проблемы консолидации» (Москва, ноябрь 2009) — X Международном научно-педагогическом социальном конгрессе «Инновационная стратегия развития социального образования» (Москва, июнь, 2010) — XI Всероссийском социально-педагогическом конгрессе «Социальная работа и социальное образование в контексте инновационного развития России» (Москва, июнь 2011).

Результаты исследования были изложены в ряде публикаций автора общим объемом 2,8 п.л.

Структура диссертации.

Структура, содержание и объем диссертации определены поставленной целью, задачами и логикой исследования. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав (в каждой из которых по два пара1рафа), заключения, библиографии и приложений.

Заключение

В работе представлена актуальная для современной социологии тема «Динамика изменений этнических стереотипов в российском обществе». Диссертация опирается на эмпирические данные исследований, проведенных при непосредственном участии автора.

В работе раскрывается сущность понятия «этнический стереотип», рассматриваются основные теоретические подходы к определению стереотипа. Проанализированы работы У" Липпмана, Р. О’Хара, Т. Шибутани, Т. Адорно, Р. Таджури, Г. Тэджфела, В. А. Ядова, И. С. Кона, Ю. А. Шерковина, К. С. Гаджиева, Б. Д. Парыгина, А. П. Садохина, затрагивающие проблему этнических стереотипов. Показаны отличия этнических стереотипов от предубеждений и предрассудков.

Автор исходит из определения этнических стереотипов как зафиксированных на уровне этнического сознания и усваиваемых в процессе инкультурации упрощенных и эмоционально окрашенных образов различных этнических групп, включающих в себя представления о характерных чертах типичных представителей того или иного этноса. Этнические стереотипы укоренены в традиционной культуре этноса и проявляютсяв частности, в фольклоре (сказках, легендах, пословицах, поговорках, анекдотах и т. п.). Оценивая какую-либо этническую группу, люди часто приписывают каждому из индивидов, входящих в эту группу, некоторые черты, которые, по их мнению, характеризуют данный этнос в целом. Стереотипы помогают распознавать и упрощать окружающий мир, поэтому существование этнических стереотипов естественно и неизбежно. Полностью отказаться от использования стереотипов невозможно, т.к. в этом случае жизнь человека окажется перегружена новой информацией, требующей постоянного напряжения внимания. Поэтому люди в своей повседневной жизни бессознательно ориентируются на существующие стереотипы, и этнические стереотипы будут существовать до тех пор, пока существуют этносы.

В отличие от этнических стереотипов, существование этнических предубеждений и предрассудков зависит от конкретных экономических и социально-политических условий жизни этносов. Этнические предубеждениями предрассудки актуализируются в условиях межэтнических конфликтов и являются признаками этнической антипатии. Они связаны с резко негативным восприятием другого народа и проявляются во враждебном отношении к его представителям.

В диссертационной работе определено место этнических стереотипов в структуре этнического сознания и этнической картины мира. Показана трехуровневая' структура стереотипа, рассмотрены особенности, всех уровней этнического стереотипа (аффективного, когнитивного, поведенческого). Аффективный' - наиболее глубинный уровень этнического стереотипа. Он включает в себя чувство симпатии или антипатии относительно того объекта, на который он направлен. Данный уровень стереотипа субъективен и эмоционален. Аффективный компонент не осознается его носителем, не существует в словесной форме, и поэтому его изучение представляет наибольшую сложность по сравнению с изучением двух других уровней стереотипа. Когнитивный уровень этнического стереотипа выражается во мнениях или суждениях его носителя о данном этносе в целом и отдельных его представителях. Данный уровень стереотипа содержит информацию об осознаваемых феноменах. Он связан с тем, как воспринимается этнос, какие чертыхарактера и поведения приписываютсяего представителям. Поведенческий уровень стереотипа выражается в действиях по отношению к представителям своей или чужой этнической группы в различных ситуациях. Между когнитивным и поведенческим уровнями стереотипа нет однозначной связи. Существование негативных этнических стереотипов в сознании индивида не обязательно ведет к проявлению враждебности в поведении данного индивида по отношению к представителям отрицательно оцениваемой им этнической группы.

В диссертации описаны характерные особенности автостереотипов, гетеростереотипов и контрстереотипов. -Автостереотипы — совокупность специфических черт, приписываемых представителям собственной этнической группы. Гетеростереотипы — совокупность признаков, приписываемых типичным представителям других этнических групп. Контрстереотип включает в себя характеристики, приписываемые нетипичным представителям данного этноса. Этнические стереотипы обладают. такими характерными особенностями, как согласованность, проявляющаяся в единстве представлений всех членов этнической группы о своем и других народахэмоциональность, отражающаяся в позитивной или негативной коннотации сужденийнеточность, связанная^ с тем, что этнические стереотипы распространяются на всех членов этнической группы без учета индивидуальных различий^ стабильность, проявляющаяся в способности, этнических стереотипов существовать в неизменном виде длительное время.

В диссертации представлен, авторский методологический подход к исследованию этнических стереотипов на основе анализа, фольклорного материала. Фольклор рассматривается как важный источник информации об этнических стереотипах. Большинство представлений о различных народах обусловлено не длительным личным, общением или контактами с представителями этих этнических групп, а пословицами, песнями, анекдотами и другими фольклорными жанрами. Фольклор — коллективное явление. Любой фольклорный текст известен многим людям. Поэтому можно говорить, что этнические стереотипы, изложенные в фольклорных источниках, являются элементами культуры и сознания изучаемого народа.

Исследование этнических стереотипов на основе анализа фольклорного материала имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционно применяемыми для этой цели опросами. В данном случае исследователем не создается искусственная среда, характерная для опроса, что позволяет избежать навязывания респонденту мнения исследователя, непонимания респондентом смысла вопросов, а также сокрытия респондентом от исследователя своей точки зрения. Качественный анализ документов^ содержащих фольклорный материал, является единственным методом, позволяющим получить информацию о существовавших ранее этнических стереотипах. Фольклорные материалы позволяют проследить динамику изменений этнических стереотипов за длительный исторический период. Получение наиболее полной информации о современных этнических стереотипах возможно в комплексном социологическом исследовании с использованием метода анализа документов, содержащих фольклорный материал, и опроса, основанного на методике семантического дифференциала Ч. Осгуда.

В соответствии* с авторским методологическим подходом было проведено комплексное исследование этнических стереотипов русского населения России середины XIX и начала XXI века, позволившее выявить характерные особенности и динамику изменений этнических стереотипов русских. По результатам исследования можно сделать следующие выводы:

Наиболее полными и разносторонними являются стереотипные представления русских о собственном народе. Автостереотипы русских включают противоречивые характеристики, но в целом преобладают суждения позитивной коннотации.

В' этническом сознании русских присутствуют представления о народах, проживающих на одной территории с русскими, либо в пограничных странах, а также о жителях тех стран, с которыми Россия активно взаимодействует или взаимодействовала в прошлом, Этим объясняется присутствие в фольклоре девятнадцатого века стереотипных представлений о татарах, поляках, украинцах, французах и т. д., а в современном — о китайцах, американцах (жителях США), японцах, молдаванах, израильтянах, корейцах, чеченцах и т. п.

Этнические стереотипы способны существовать в неизменном виде длительное время. Как и в середине ХЗХ, так и в начале XXI века, в образе русских присутствуют такие черты, как легкомысленность, выносливость, смелость, склонность к употреблению алкоголя, терпеливость, догадливость, покорность сильной власти. Евреи современным русским все также представляются хитрыми, жадными, успешными в торговых делах, склонными поддерживать этнические и родственные связи. Как и в позапрошлом веке, цыгане предстают людьми ленивыми и артистичными, а типичным занятием цыган остается гадание" воровство и попрошайничество" Армяне все также представляются хитрыми и нечестными, а, французы легкомысленными и слабыми.

Этнические стереотипы способны изменяться. Динамика изменений этнических стереотипов в современном российском обществе обусловлена социальными, экономическими и политическими изменениями, конфликтами, противоречиями на территории страны и за ее пределами. При этом проявление этнических стереотипов «новой» и «старой» формации происходит как в позитивной, так и негативной коннотации. В связи с особенностями’политики Российской Империи в русском фольклоре XIX века встречаются стереотипы о французах (связанные с памятью о событиях Отечественной войны 1812 года), поляках (в связи с событиями Смутного времени), татарах (связанные с памятью о монголо-татарском нашествии), шведах (в связи с памятью о Полтавской битве 1709 г.) и т. п. Вооруженный конфликт на территории Чечни отразился в современном русском фольклоре, представляющем чеченцев в образе террористов. В результате современные стереотипные представления русских о чеченцах стали включать такие черты, как фанатическая религиозность, смелость, агрессивность, жестокость, склонность к риску. Начавшийся в конце XX века приезд в Россию иммигрантов из Молдавии, их занятость в строительной сфере, способствовали формированию стереотипа о молдаванах, как о прирожденных и хороших строителях. Масштабное производство опиума в Афганистане и приток его в европейские страны способствовало формированию стереотипа об афганцах, как торговцах наркотиками. Особенности внешней и внутренней политики США в XX веке привели к формированию таких стереотипов об американцах, как склонных навязывать свое мнение окружающим, патриотичных, чрезмерно политкорректных, успешных в бизнесе. Изменения, произошедшие во внутриполитическом устройстве России в XX веке, привели к исчезновению стереотипов о лояльности русского народа по отношению к царской власти, о богобоязненности русского народа.

Таким образом, экономические и социально-политические трансформации в современной России и мире способствуют динамике ряда этнических стереотипов, делая их подвижными и изменчивыми.

Теоретические гипотезы подтверждены результатами социологического исследования. Все поставленные в диссертации, исследовательское задачи, решены. Работа способствует приращению нового социологического знания, которое может быть использовано при разработке рекомендаций теоретического и прикладного характера для государственных органов, политических и общественных организаций, осуществляющих деятельность в сфере межэтнических отношений. Некоторые результаты позволяют пополнить социологические теории формирования этнических стереотипов восприятия с точки зрения их функциональной значимости, изменений и влияния на характер и формы социальной коммуникации. Основные положения диссертации могут быть полезными для представителей социального и гуманитарного знания, занимающихся исследованиями в области этносоциологии и социальной антропологии.

Данные, полученные в ходе диссертационного исследования, позволяют расширить понимание сущности этнических стереотипов, их роли в условиях межэтнических взаимодействий и конфликтов. Полученные выводы позволяют глубже понять особенности динамики изменений этнических стереотипов в современной России. Теоретические выводы данного исследования могут быть использованы при разработке мероприятий по реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Краткий этносоциологический словарь-справочник / Под ред. Шаповалова В. А. — Ставрополь: Ставроп. гос. пед. ун-т, 1994.
  2. В.А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. Ставрополь: С111И, 1993.
  3. B.C. Психологическое исследование социальных стереотипов // Вопросы психологии. — 1986. № 1 — С. 95−97.
  4. B.C. Межгрупповое взаимодействие (социально-психологические проблемы). М., 1990.
  5. Т. Исследование авторитарной личности. — М.: Серебряные нити, 200L
  6. Н.Г. Статьи о японском менталитете. М.: Прогресс, 1993.
  7. . Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М.: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2001.
  8. Г. М. Социальное познание: проблемы и перспективы. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999.
  9. В.П. Русское устное народное творчество. — М. 2001.
  10. С.Н. Этноцентризм и «возврат к этничности»: концепции и действительность // Этнографическое обозрение. — 1992. — N 3. — С. 1523.
  11. B.JI. Правда о неправде. — Минск., 1985.
  12. Э. Общественное животное: введение в социальнуюпсихологию. — М.: Аспект Пресс, 1999.
  13. Артемьева ЕЛО. Основы психологии субъективной семантики. — М.: Смысл, 1999.
  14. Н.Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1998.
  15. Ю.В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология. -М.: Аспект Пресс, 1999:
  16. А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2002.
  17. АхиезерА.С. Культурные основы межэтничёских конфликтов // Общественные науки и современность. 1994. N 4. — С. 115−125.20: Бабич Й. А., Коростенов А. Г. Человек в многонациональном обществе И Этнографическое обозрение., 1993. N 6- - С. 146−147.
  18. А.Б. Этническое самосознание: сущность, структура, особенности формирования. Материалы научной конференции «Этнические процессы накануне: XXI века>>. Ставрополь: СГУ, 1998 -С. 36−39.
  19. Т.С. Психосемантические методы в социологии // Социология: 4 М. 1993−1994. — № 3−4. — С. 55−56.
  20. М.Б. Развитие межнациональных отношении на современном этапе (На материалах республик Сев. Кавказа). Учебно-методологическое пособие по спецкурсу для студентов: — Майкоп: Адыг. гос. ун-т, 1993.
  21. А. Бедствие века. Коммунизм, нацизм и уникальность Катастрофы. М.: МИК, 2000.25.
Заполнить форму текущей работой