Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование механизма активизации потенциальных точек социально-экономического развития в регионах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время к перспективной проблематике социально-экономического развития регионов проявляется повышенное внимание. Несмотря на отсутствие фундаментальных исследований в этой области, в современной экономической литературе ряд авторов в своих работах и I публичных выступлениях в той или иной степени пытались проанализировать и дать свою интерпретацию эволюционирующего ряда таких понятий… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Организационно-экономические проблемы регионального социально-экономического развития
    • 1. 1. Основные тенденции развития социально-экономических проблем в регионах
    • 1. 2. Дифференциация уровня качества жизни населения как основа оценки регионального развития
    • 1. 3. Проблемные подходы к управлению регионами на основе взаимосвязи экономического роста и социально-экономического развития.39'
  • Глава 2. Потенциальные точки социально-экономического развития -катализаторы региональных социально-экономических изменений
    • 2. 1. Потенциальные точки социально-экономического развития: эволюция, современных трактовок
    • 2. 2. Классификация потенциальных точек социально-экономического развития.7Г
    • 2. 3. Оценка степени влияния потенциальных точек на факторы социально-экономического развития на национальном и региональном уровнях
  • Глава 3. Организационно-методические основы формирования механизма активизации потенциальных точек социально-экономического развития в регионах
    • 3. 1. Оценка инвестиционной привлекательности регионов как важнейшая основа формирования механизма активизации потенциальных точек социально-экономического развития
    • 3. 2. Разработка комплекса мероприятий по активизации потенциальных точек социально-экономического развития
    • 3. 3. Формирование организационного механизма привлечения и реализации инновационно-инвестиционных комплексов мероприятий по активизации потенциальных точек социально-экономического развития

Формирование механизма активизации потенциальных точек социально-экономического развития в регионах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

За последние годы вопросы комплексного социально-экономического развития регионов России приобрели особое значение. Эта проблема не локализована в какой-либо сфере — экономической, социальной или политической, она пронизывает все стороны российской жизни, усиливает кризисные процессы национального вопроса, осложняет политические противоречия.

Отсутствие четкой, конструктивной региональной политики федерального центра нанесло стране больший урон: в десятки и даже тысячи раз увеличился разрыв между отдельными показателями относительно благополучных и бедных регионовразрушены многие межрегиональные экономические связиотдельные регионы — открыто встали на путь сепаратизмав разных концах страны возникают межэтнические конфликты, некоторые из которых перерастают в вооруженные столкновения. Все это не только обостряет кризисную ситуацию, усиливает негативные тенденции в состоянии качества жизни россиян, но и прямо угрожает целостности российского государства. Кризисные явления в региональной сфере привели к тому, что сегодня экономическое пространство России неоднородно, как ни в одной развитой стране мира.

С учетом специфики регионального развития становится очевидной необходимость поиска и идентификации первостепенных, региональных ключевых возможностей, активизировав которые, можно во многих случаях инициировать решение комплексов не только назревших, но и перспективных в будущем региональных проблем.

В настоящее время к перспективной проблематике социально-экономического развития регионов проявляется повышенное внимание. Несмотря на отсутствие фундаментальных исследований в этой области, в современной экономической литературе ряд авторов в своих работах и I публичных выступлениях в той или иной степени пытались проанализировать и дать свою интерпретацию эволюционирующего ряда таких понятий, как «точки роста», «потенциальные точки роста», «точки экономического роста», «потенциальные точки экономического роста». К ним следует отнести работы таких авторов, как Агафонов В. А., Бетин О. И., Гранберг А. Г., Дворкович A.B., Добрецов H. JL, Илларионов А. Н., Конторович А. Э., Крыловский А. Б., Кулешов В. В., Мазур З. Ф., Хлопонин А. Г. и некоторые другие.

Вопросы и особенности региональной экономики, существенно значимые для данного исследования, были рассмотрены в работах Абалкина Л. И., Барановой Г. Н., Васильевой Н. В., Газизуллина Н. Ф., Горенбургова М. А., Гранберга А. Г., Клейнера Г. Б., Лебедева О. Т., Львова Д. С., Максимова С. Н., Сигова И. И., Смирнова Е. Б., Чекалина B.C., Шопенко Д.В.

Среди зарубежных авторов, занимающихся анализом проблем, исследуемых в диссертации, необходимо исторически особо выделить труды Белла Д., Друкера П., Кронрода Я., Маркса К., Никсона Э., Санто Б., Симмонса С., Сэя Ж. Б., Тойнби А., Шумпетера Й., Энгельса Ф.

В настоящее время большинство исследователей склоняются к необходимости более углубленного представления феномена точек роста в' эволюционном ряду. Современный период, по-существу, является начальной стадией в исследовании специфики, содержания, характерных черт качественно нового объекта исследования региональной экономики — потенциальных точек социально-экономического развития (ПТСЭР), обладающих глубоким внутренним содержанием, наличием сложнейших механизмов, предоставляющих большое число степеней свободы для их инициации.

Как показывает анализ экономической литературы, феномен точек роста пока исследуется с позиций набора и анализа разрозненных эмпирических подходов и не раскрывается с необходимой полнотойне определен четкий механизм их поиска, идентификации и последующей классификации по ряду критериев и признаков в структурном и пространственно-временном отношении, а также механизм их активизации. В этой сфере обостряется необходимость формирования системно-структурного подхода, позволяющего выстроить определенную вертикаль теоретико-методологического и практического анализа многообразия и специфики ПТСЭР.

Все это обусловило актуальность темы, выбор объекта и предмета исследования, а также его целей и задач.

Целью работы является разработка организационно-методических основ процесса формирования механизма активизации потенциальных точек социально-экономического развития в регионах.

В процессе реализации поставленной цели были сформулированы следующие основные задачи:

— обосновать необходимость введения и использования понятия потенциальных точек социально-экономического развития (ПТСЭР) как продукта эволюции ряда понятий: «точки роста», «потенциальные точки роста», «точки экономического роста», «потенциальные точки экономического роста» и необходимого элемента в механизме социально-экономического развития регионов- '.

— систематизировать подходы к многофакторной классификации и предложить классификационную схему ПТСЭР;

— оценить возможную степень влияния ПТСЭР на ключевые факторы активизации развития национальной экономики и регионов различного типа — развитых, дотационных и глубоко депрессивных;

— оценить уровень инвестиционной привлекательности развитых, дотационных и глубоко депрессивных регионов, включающий оценки инвестиционных потенциалов и рисков с целью реализации инновационно-инвестиционных комплексов мероприятий, активизирующих ПТСЭР и учитывающих специфику регионовразработать системную последовательность поэтапного формирования и реализации комплекса экономико-организационных мероприятий по активизации ПТСЭР как важнейшей основы механизма регионального управления;

— обосновать необходимость создания Регионального агентства по инновационно-инвестиционнй политике и его включения в систему связей механизма привлечения и эффективной реализации инновационно-инвестиционных комплексов мероприятий в регионах различного типа.

Объектом исследования являются потенциальные точки социально-экономического развития в регионах и условия их активизации.

Предметом исследования являются организационно-экономические и организационно-правовыерегуляторы механизма активизации потенциальных точек социально-экономического развития в регионах.

Основной теоретико-методологической базой исследования являются теоретические и экспериментальные экономические исследования в области региональной экономики, инвестиционной и инновационной деятельности.

Методологические основы исследования. Диссертация строится на методе научной дедукции — от общего к частному, то есть от обобщенного анализа основных положений понятия потенциальной точки роста, к выявлению специфики данного феномена на региональном уровне с позиции-диалектики взаимосвязи экономического роста и развития. Одновременно применялись и такие общенаучные методы исследования, как ретроспективный, системный и логический анализ, обобщение, сопоставление и синтез. Для установления тесноты связи и статистической значимости показателей и факторов использовались экспертно-аналитические методы.

Информационной базой исследования явилась отечественная и зарубежная литература, нормативно-правовые акты, данные российских официальных органов — Госкомстата, международных экономических и финансовых организаций, а также статистические базы Интернет. В процессе исследования использованы зарубежные монографические и статистические материалы, работы специалистов в области региональной экономики, инвестиционной и инновационной деятельности.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— обоснована необходимость введения в систему теоретических исследований и экономической практики качественно нового объекта анализа региональной экономики — потенциальных точек социально-экономического развития на основе эволюции представлений о точках роста, потенциальных точках роста, потенциальных точках экономического роста;

— систематизированы существующие признаки ПТСЭР и предложена многофакторная модель их классификации, позволяющая уточнить и дифференцировать специфику данного понятия с позиций решения актуальных проблем региональной экономики;

— произведена оценка степени возможного влияния наиболее значимых. ПТСЭР на национальном, а также региональных уровнях для регионов различного типа: развитых, дотационных и глубоко депрессивных, что позволило сделать вывод о необходимости формирования различных моделей механизма активизации ПТСЭР для трех типов регионов в условиях единого эволюционирующего ряда и в системе целостного механизма управления региональным развитием;

— произведена экспертная оценка уровня системных показателей инвестиционной привлекательности регионов различного типа и обоснована необходимость формирования и реализации инновационно-инвестиционных комплексов мероприятий как важнейшего элемента механизма активизации ПТСЭР;

— разработан алгоритм реализации основных мероприятий целевых комплексных программ в формировании механизма активизации ПТСЭР, позволяющий скоординировать итерационное взаимодействие всех этапов и участников, используя системы мониторинга, экспертно-аналитических групп и блока корректировки;

— обоснована необходимость создания Регионального агентства по инновационно-инвестиционной политике в системе основных связей механизма привлечения и эффективной реализации инновационно-инвестиционных комплексов, учитывающих тенденции глобализации, интеграции, интернационализации, а также социально-экономическую ситуацию в регионах.

Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы при разработке и реализации социально-экономической политики регионального развития. Отдельные положения работы могут быть использованы в учебном процессе, а также исследованиях проблем развития регионов.

Структура диссертации обусловлена целью и основными задачами, поставленными в диссертации, логикой изложения материала, конкретными-проблемами выявления ПТСЭР на уровне регионов. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы из 140 наименований, включая 8 источников на иностранных языках.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенный анализ тенденций развития регионов России показал наличие в них разнообразия проблематики различного типа, а также усугубляющейся дифференциации в развитии регионов страны. Это неизбежно приводит к расширению ареалов депрессивности и бедности, ослаблению механизмов экономического взаимодействия регионов и нарастанию межрегиональных противоречий, т. е. характеризует негативные тенденции в состоянии качества жизни россиян.

Эффективное дальнейшее развитие России предполагает совершенствование государственных функций управления, направленных на решение сложной противоречивой проблемы социально-экономического выравнивания развития регионов и в условиях реализации их конкурентных преимуществ.

В современных условиях функционирования регионов различного типа (развитых, дотационных и глубоко депрессивных) задача органов государственной власти заключается в том, чтобы найти такие точки воздействия, которые позволят при минимизации общественно необходимых затрат активизировать развитие всего региона. В данном аспекте важнейшим направлением формирования стратегии государственной региональной политики может выступать концепция использования точек роста экономики.

Проведенный анализ выявил последовательную эволюцию понятий «точки роста», «точки экономического роста», «потенциальные точки экономического роста» и показал необходимость включения качественно нового объекта исследования «потенциальные точки социально-экономического развития» (ПТСЭР). Именно социально-экономическое развитие открывает значительные перспективные возможности экономики интенсивного типа, тогда как преимущественный экономический рост большей частью базируется в значительной степени на реализации факторов экстенсивной природы. В данном аспекте «экономический рост» органически входит в «социально-экономическое развитие» — понятие более жесткого императивного требования. Это в значительной мере обусловлено современными тенденциями регионального развития, потребностями выравнивания регионов и предполагает экономическую и социальную сбалансированность протекающих процессов и преобразований в обществе. При этом ПТСЭР далеко не всегда являются точками сосредоточения различных потенциалов, а зачастую их активизация является точкой приложения усилий и в наибольшей степени зависит от организационной и правовой сферы, компромисса между интересами и возможностями федерального центра и региональных органов управления.

Многообразие признаков ПТСЭР позволило систематизировать их и предложить многофакторную классификацию ПТСЭР. При этом одна и та же ПТСЭР может обладать набором классификационных признаков в зависимости от используемых критериев классификации.

Проведенная оценка степени влияния ПТСЭР на факторы развития как страны, так и регионов различного типа даказала необходимость учета специфики региона при инициации и дальнейшей активизации конкретной ПТСЭР с целью комплексного развития всего региона. Поскольку для России характерна региональная неоднородность, были учтены различия в оценках влияния ПТСЭР на факторы активизации в развитых, дотационных и глубоко депрессивных регионах. Анализ показал целесообразность определения для дальнейшего исследования трех ключевых ПТСЭР: транспортной инфраструктурынаукоемких технологийприродных ресурсов.

Разработка механизма активизации ПТСЭР, позволяющего генерировать, воспроизводить и использовать научно-технические инновации для повышения темпов экономического развития и качества жизни населения в регионах приобретает чрезвычайно актуальное значение. Ее разрешение, в свою очередь, возможно лишь при условии формирования адекватного представления об основных характеристиках инновационных процессов, их движущих силах и закономерностях.

Преимущественно инновационная или преимущественно инвестиционная деятельность лишена всякого смысла. Россия должна быть представлена не просто как объект для вложения любых инвестиций, но как площадка для инвестиций, направленных на инновационное развитие. В данном случае необходимо говорить о реализации единого инновационно-инвестиционного комплекса мероприятий, т. е. привлекаемые инвестиции должны быть обеспечены инновационным содержанием, адекватным возможностям НТП и потребностям общества, а инновационное содержание должно обязательно иметь соответственное инвестиционное обеспечение. Инновационно-инвестиционная политика должна предусматривать все многообразие ПТСЭР, эффектов от их активизации и возможность дальнейшего появления новой цепочки генетически связанных ПТСЭР.

Инновационно-инвестиционные комплексы мероприятии формируются на основе анализа матричной модели, связывающей различные варианты инвестирования инновационной деятельности с учетом текущих и перспективных интересов развития регионов.

Решение вопросов управления инновационно-инвестиционных комплексов мероприятий требуют учета и оценки инвестиционной привлекательности регионов. Выявлено, что по мере усиления депрессивности регионов инвестиционные потенциалы снижаются, а рискивозрастают.

В работе установлено, что в условиях значительных межрегиональных статистически достоверных различий должны быть сформированы на государственном уровне общие организационно-методические подходы к формированию механизма активизации ПТСЭР. С другой стороны, применительно к каждому типу региона, уровню его развития с учетом потенциалов и возможных рисков целесообразно разработать и реализовать соответствующую модель механизма активизации ПТСЭР. Это означает, что каждая модель механизма активизации ПТСЭР с учетом типа региона должна представлять собой определенный элемент эволюционирующего ряда. При этом модели должны быть адаптивными элементами целостного механизма регионального и государственного управления.

Анализ показал, что для успешного внедрения и функционирования механизма активизации ПТСЭР в регионе необходимы разработка и реализация ряда взаимоувязанных комплексных мероприятий различными участниками. Активизация ПТСЭР, как одна из стратегических задач социально-экономического развития регионов, предполагает активное использование ЦКП.

Автором разработан и предложен алгоритм реализации основных мероприятий в формировании механизма активизации ПТСЭР с использованием ЦКП, который включает в себя непрерывную последовательность действий многоконтурной системы управления от начального исходного пункта — оценка уровня развития региона, до завершающего цикл этапа — анализ результатов. Схема построена на дифференцированных прямых и обратных связях с использованием итерационных процедур, включая координирующий центральный блок (мониторинг, экспертные оценки, механизм корректирующего воздействия).

Практика и анализ исследований показывает, что недостаточно только привлекать инвестиции, необходимо их эффективное использование. Для этих целей необходимо создание прозрачного механизма координации действий в области инновационно-инвестиционной политики. В связи с отсутствием такого механизма обоснована необходимость создания Регионального агентства с привлечением экспертов различного уровня, которое должно осуществлять широкий спектр действий, включая участие в полномасштабной реализации инновационно-инвестиционных программ комплексного развития региона.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. Логика экономического роста. Анализ экономического подъема в России. М.: ИЭ РАН, 2003. — 228 с.
  2. В.А. Оценка и прогноз стратегических рисков России: теория и практика // Право и безопасность № 1 (10) Март 2004г
  3. М. Транспортная стратегия России /http://www.novopol.ru/article 131 .html
  4. Е. Доллар не излечим, его сменит рубль // Российская газета (Центральный выпуск) № 4091 от 14 июня 2006 г.
  5. Д. Особые точки роста // Экономика и время N 27 (564) 25.07.2005
  6. Г. Н. Формы и методы регулирования развития сферы услуг региона / Дис.. канд. экон. Наук.- СПб, 2004. 190 с.
  7. В.В. Инвестиционный менеджмент (управление инвестициями) Учебное пособие. — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995. — 100 с.
  8. Л.А., Пшенников A.C. О некоторых аспектах методики исследования региональных проблем // Аудит и финансовый анализ, № 4 2001г.
  9. Э. Лесная революция // Санкт-Петербургские ведомости от 9.01.2007 г.
  10. В.Г. Проблемы управления экономическим потенциалом социально-экономических систем // Проблемы современной экономики, № 1(13), 2005I
  11. А. Сырьевая экономика воспроизводит себя, отвергая робкие попытки ее диверсифицировать // Российская бизнес-газета № 498, от 1 марта 2005 г.
  12. О. Чтобы двигаться вперед, нужно вовремя отступать // Коммерсант N 42 (3126) от 11.03.2005 г.
  13. B.C. Методологические основы управления современным крупным городом / Автореф.дис. .докт.экон.наук. — СПб, 1999. 20 с.
  14. Большой экономический словарь / По ред. А. Н. Азриляна. — 5-е изд. доп. и перераб. -М.: Институт новой экономики, 2002. — 1280 с.
  15. А. В Сибири все есть: ресурсы, наука, промышленность // Российская газета (Федеральный выпуск) № 3331 от 28 октября 2003 г.
  16. А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2002. 895 с.
  17. А.Е., Сиротин О. С. Научно-технический потенциал // Путь в XXI век. Стратегические проблемы и перспективы развития экономики / Под ред. Д. С. Львова. М.: Экономика, 1999.
  18. А. России повысили человеческий потенциал // «Коммерсантъ» 28 ноября 2007 года
  19. П. Человечного мало // «Новые известия» 29 ноября 2007 года
  20. В. Национальные проекты: неадекватность целей и средств // Информационно-политический инернет-канал // www.polit.ru
  21. С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: ВлаДар, 1993,310 с.
  22. Е. На бедных и богатых рассчитайсь! // // Российская газета (Федеральный выпуск) № 4359 от 8 мая 2007 г.
  23. И. Пусть везде будет газ. Подписан график синхронизации строительства газопроводов в Санкт-Петербурге // metro от 23 июня 2006
  24. Гохберг JL, Кузнецова И. Инновационные процессы: тенденции иiпроблемы // Экономист. 2002. № 2 с.50−59.
  25. А.Г. и др. Проблемы развития экономических районов // Путь в XXI век. Стратегические проблемы и перспективы развития экономики / Под ред. Д. С. Львова. М.: Экономика, 1999.
  26. А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. -3-е изд. М.: ГУ ВШЭ. 2004. — 495 с.
  27. Г. Недостатки национального проектирования // Информационно-политический инернет-канал // www.polit.ru
  28. Д. Есть интересный феномен: риски страны снижаются, риски регионов растут // Материал сайта OPEC.RU экспертного канала «Открытая экономика»
  29. Демографический ежегодник России. 2006 г. М.: Госкомстат России. 2006 г.
  30. И. Если исполнительная власть не исполнительна // Парламентская газета № 282 (1899)
  31. Н., Конторович А., Кулешов В. Стратегические точки роста и проблемы государственной значимости в Сибири и дальнем Востоке / Доклад 17 ноября 2000 г. в г. Новосибирске / http://www-sbras.nsc.ru/HBC/2000/n46/f7.html
  32. П. Эффективное управление. Изд-во: Фаир-Пресс, 2003. 288с.
  33. О.В. Формирование и развитие человеческого капитала в регионе: институциональный подход: Автореф.дис.докт.экон.наук. — СПб, 2005.-20 с.
  34. ИА «Альянс Медиа» http://www.asdg.ni/news/2004/4/4 154 512.htm
  35. А. Выбор «точек роста» негативно отразится на российской экономике // http://www.ofdp.ru/news2002/news030601atl24502/ full. shtml
  36. И.В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1996. — 192 с.
  37. Интеграция экономики в систему мирохозяйственных связей: Труды XI Международной научно-практической конференции. СПб.: Изд-во Политехи, ун-та, 2006. — 348 с.
  38. Информационное агентство // http://www.regnum.ru
  39. A.C. Бернацкий Г. Г. Философия. СПб.: Издательство ДНК, 2001.-536 с.
  40. А. Возможности Сибири определяются крупными запасами полезных ископаемых, помноженными на потенциал новейших технологий // Томский обзор http://obzor.tomsk.rU/news/l 1765
  41. Т. Число долларовых миллионеров в России перевалило за 100 000 // Аргументы и факты, официальный сайт // http://www.aif.ru
  42. Н. Точки роста региона // http://www.vdvsn.ru/papers/vs/2005/06/02/35 662/
  43. О., Налесник В. Развитие территорий Российской Федерации в форме наукоградов / инновационный портал Уральского Федерального округа www.invur.ru
  44. А. Сила привычки // «Новые известия» 11 апреля 2007 г.
  45. В. А. Инновационные механизмы функционирования предпринимательских структур" // www.cfin.ru/press/management/2002−1/08.8Ьгт1
  46. Комплексный словарь русского языка / Тихонов А. Н. и др. Под ред. А. Н. Тихонова: М.: Рус.яз., 2001. 1229.
  47. И. Приоритетные национальные проекты: критика и критиканство // Информационно-аналитический портал // http://bunich.ru/analitics
  48. О.Ю. Разработка механизма принятия и реализации решений • в сфере привлечения иностранных инвестиций в промышленность республики Казахстан (на примере Восточно-Казахстанской области): Автореф. дис. .канд. экон. наук. СПб, 2006. — 19 с.
  49. Я.А. Очерки социально-экономического развития XX века./ Рос. Академия наук. Институт экономики. М.: Наука, 1992. — 236 с.
  50. Крутик А. Б, Горенбургов М. А., Горенбургов Ю. М. Экономика недвижимости. СПб.: Лань, 2001. — 480 с.
  51. А.Б. Актуальные экономические проблемы Юга России Региональная инвестиционная политика в механизме экономического стимулирования (на примере проекта «инвестиционная политика Ставропольского края»)// http://pn.pglu.ru/
  52. А.Л. Проблемный подход к управлению экономическим ростом региона // http://liber.rsuh.ru/Conf/Upravlenie/krisanova.html
  53. А. Обеспечение долгосрочной устойчивости бюджета /Время новостей № 224 от 5.12.2006
  54. Я. Фабрика звезд для академии // Российская газета (Федеральный выпуск) № 3631 от 17 ноября 2004 г.
  55. Курс экономики: Учебник 2-е изд., доп. / под. ред. Б. А. Райзберга. — М.: Инфра-М, 1999.-716 с.
  56. Ле Ким Лой Организационно-экономические принципы создания научных парков в странах с переходной экономикой: Автореф. дис.канд. экон. наук. СПб, 2004. — 22 с.
  57. О.Т. Основы менеджмента: Учеб.пособие. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001.388 с.
  58. О.Т., Обрубов Ю. В., Мазинская Ю. С. Основы социальной защиты населения. Тексты лекций./ Под общей редакцией Ю. В. Обрубова. -М.: Серебряная Нить, 2005. 231 с.
  59. Л.И. Экономико-математический словарь: словарь современной экономической науки. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело, 2003.-520 с.
  60. Д. Контуры будущей России / из доклада на секции экономики РАН // http://www.moral.ru/lvovnextrussia.html
  61. Ю.С. Адаптация системы управления крупного города к организационно-экономическим нововведениям: Автореф. дис.канд. экон. наук. СПб, 2006. — 19 с.
  62. З.Ф. // региональный портал samara.edu.ru
  63. И.И., Шапиро В. Д., Ольдерогге Н. Г. Эффективный менеджмент: Учебное пособие для вузов/ По общ. ред. И. И. Мазура. М.: Высшая школа, 2003.-555 с.
  64. К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.23: М.: — Политиздат, 1978 г.
  65. И.Л. Как остановить скачущие цены? // Советская Россия, официальный сайт // http://www.sovros.ru
  66. М.Б. Камчатская рыба Москву не слышит // Парламентская газета № 106(1723) от 16.06.2005.
  67. Мезоэкономика переходного периода: Рынки, отрасли, предприятия / Под.ред. Г. Б. Клейнера. М.: Наука, 2001. 516 с.
  68. Е.А. Программно-целевое управление потенциалом социально-экологической защиты населения крупного города / Автореф.дис. .канд.экон.наук. — СПб, 1992. — 20 с.
  69. Л. Бюрократия. Запланированный хаос. Антикапиталистическая ментальность: пер. с англ. / Предисл. Р.Левиты. М.: Дело, 1993. — 230 с.
  70. М. Кто процветает на рынке высоких технологий? // www.ng.ru. зс1епсе/2002−09−25/12
  71. А. Не надо пенять на климат // Московские новости, № 40. 2005 г.
  72. Р.Н. Механизмы регулирования инвестиционной деятельности в регионе // Проблемы преобразования и регулирования социально-экономических систем. СПб., 1998, с. 131−137.
  73. В. Золотая голова, да не у дел // Парламентская газета от 9 февраля 2006 г.
  74. Новый энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия: Рипол классик, 2000 г., 1455 с.ил.
  75. С.С. Экономическая теория. М., 1999. — 519с.
  76. С.И. Словарь русского языка: ок. 53 000 слов / С.И. Ожегов- Под. общ. ред. Проф. Л. И. Скворцова. 24-е изд., — М.: Изд. дом «Оникс 21 век»: ООО Издательство «Мир и образование», 2005. — 896 с.
  77. Основные положения региональной политики в Российской Федерации. //Российская газета. 1996. — 11 июня.
  78. Основы менеджмента: Учебник для вузов / Под ред. А. И. Афоничкина. СПб.: Изд-во Питер, 2007.- 528 с.
  79. Официальный сайт журнала «Эксперт» // http://expert.ru/
  80. Официальный сайт Международного Института Бизнеса и Финансов // www.mibif.ru
  81. Официальный сайт Министерства регионального развития Российской Федерации // http://www.minregion.ru/
  82. Официальный сайт Президента РФ // http://www.kremlin.ru
  83. Официальный сайт торгово-промышленной палаты Российской Федерации // http://www.tpprf.ru
  84. Официальный сайт Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике // http://rost.ru
  85. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // http://www.gks.ru
  86. Официальный сайт Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере // www.fasie.ru
  87. Официальный сервер органов государственной власти / Республика Карелия // http://www.gov.karelia.ru
  88. Т. Точки роста: рыба, мясо, нефть. Падение спроса вынуждает предприятия менять свои планы // Российская газета (Федеральный выпуск) № 3327 от 23 октября 2003 г.
  89. А. Технологический университет и конкурентоспособность промышленности // Экономика, образование сегодня, май 2005 / http://www.eed.ru/coverstory/c107.html
  90. Г. П. Управление качеством жизни населения региона. -Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2003. 220 с.
  91. Г. Приплыли.// Советская Россия № 22, февраля 2007 // http://www.sovros.ru
  92. И. Необитаемые острова // Российская бизнес-газета № 572, от 19 сентября 2006 г.
  93. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 г. // http://president.kremlin.ru/
  94. В.Е., Жилкин С. Ф., Знаменская К. Н. Стратегическое планирование развития городов России: системный подход. СПб.: ИРЭ РАН, «Скифия-принт», 2004
  95. . Инновация как средство экономического развития. Пер. с венг. М.: Прогресс, 1990. — 376 с.
  96. А. Новая точка роста // финансово-аналитический еженедельник Пензенской области «Деловая Пенза» от 30 марта 2006 г.
  97. Т.Ю., Чекалин B.C. Социально-экономическое развитие регионов на основе инновационной деятельности. — СПб.: Издательство «Инфо-да», 2008. -176 с.
  98. Н.Я. Образование как фактор качества человеческого потенциала региона //Экономика образования. 2004. — № 1. — С.7−12.
  99. Современный философский словарь / Под общ.ред. д.ф.н. профессора В. Е. Кемерова. 3-е изд., испр. и доп. — М., Академический Проект, 2004. — 864 с.
  100. Современный энциклопедический словарь / Ред. Прохорова A.M. М. 2001 г.
  101. Социально-экономические проблемы регионального развития: сб. науч.тр. Вып. З / редкол.: С. Н. Максимов (отв.ред.) и др. СПб.: СПбГИЭУ, 2006. — 639 с.
  102. И. Точка роста для России // Российская газета (Федеральный выпуск) № 3371 от 23 декабря 2003 г.
  103. В. «Золотой дождь» заканчивается // Советская Россия, официальный сайт // http://www.sovros.ru
  104. А. Постижение истории: Избранное / А.Дж. Тойнби- ред.-сост. Н. И. Колышкина. М.: Айрис пресс, 2006. — 637 с.
  105. Ю. Хватит Северу быть крайним! // Завтра № 8, февраль 2008 // http://www.zavtra.ru/
  106. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года // http://www.mintrans.ru
  107. Указ Президента РФ от 9 февраля 2007 года № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Информационно-правовая система «Гарант» // http://www.garant.ru
  108. Управление социальными процессами развития региональной экономики /под ред. д.э.н. С. В. Кузнецова. СПб.: Ин-т проблем региональной экономики РАН, 2003. — 278 с.
  109. Федеральный закон Российской Федерации от 16 марта 2006 г. № 42 О внесении изменений в статью 19 Закона Российской Федерации «Об образовании» // Информационно-правовая система «Гарант» // http:// www.garant.ru
  110. Федеральный закон РФ от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» // Информационно-правовая система «Гарант» // http://www.garant.ru
  111. Федеральный образовательный портал «Экология, социология, менеджмент» // http://www.ecsocman.edu.ru
  112. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы. -М.: Изд-во «Мир», 2003. 232 с.
  113. А. Роль инфраструктуры в снижении инвестиционных рисков // Венчурный капитал и прямое инвестирование в России. — СПб., 2000.
  114. А. Региональное измерение: нужна новая политика // Ведомости № 224 (1264) от 06.12.2004 г.
  115. П.М. Национал — прогрессизм: теория и идеология национального выживания России. М.: Паллада, 1994. — 64 с.
  116. А.Н. Государственный организационно-экономический механизм научно-технических нововведений. — СПб.: СПбИЭА, 1997
  117. B.C. Стратегическое управление в городском хозяйстве: Учеб.пособие. СПб.: СПбГИЭУ, 2001. — 135 с.
  118. Н. Особые экономические зоны: три претендента на одно место / http://www.aHms.info/obj/main.php?ID=237 331&arcnew=l
  119. Й.А. Теория экономического развития. Изд-во: Эксмо, 2007. 864с.
  120. Экономическая теория: Микроэкономика. Макроэкономика. Мегаэкономика: Учебник для вузов / Под ред. А. И. Добрынина. СПб.: 1999. 544 с.
  121. Этимологический словарь русского языка. / Под. ред. Шаинского Н. М. М., 1994 г.
  122. И. Стабфонд хотят направить на поддержание нефтянки // Opec.Ru
  123. Alaska region overview: a legacy of caring for the land and serving people. Wash., us Dept-of Agriculture, 2001.
  124. Baldwin S. Innovation and Knowledge creation in an open economy: Canadian industry and international implications. N.Y., 2003.
  125. Bone K. The geography of the Canadian North: issues and challenges. 2nd ed. N.Y., 2003.
  126. Canada: maintaining leadership through innovation. Paris, OECD, 2002.
  127. Changing Canada: political economy as transformation / W. Clement, L. Vosko (eds). Montereal, 2003.
  128. Indigenous peoples and the modern state / D. Champagre, K. Toujesen, S. Steiner (eds). Walnut Creek, 2005.
  129. New Economy. The Changing Role of Innovation and Information Technology in Growth. Paris, OECD, 2000.
  130. Simmons C. Economic Development and Economic History //Development Studies and Colonial Policy /Ed. By B. Sygham, S. Simmons. L., 1987.
Заполнить форму текущей работой