Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование толерантности у учащихся старших классов общеобразовательных школ в процессе правового образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формирование такой личности возможно через отработку жизненно необходимых социальных навыков, позволяющих подростку осваивать трудное искусство успешно жить в мире и согласии с собой и другими. Это навыки позитивного взаимодействия, решения конфликтных ситуаций, отработка способов успешной коммуникации, формирование социальной адекватности и компетентности, социально-психологической устойчивости… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы формирования толерантности у учащихся в процессе правового образования
    • 1. 1. Сущность, содержание понятия «толерантность»
    • 1. 2. Правовое образование учащихся старших классов общеобразовательных школ как основа формирования толерантности
    • 1. 3. Анализ опыта правового образования, формирования толерантности у учащихся общеобразовательных школ
  • Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию толерантности на основе правового образования учащихся старших классов общеобразовательных школ
    • 2. 1. Планирование учебно-воспитательной работы по формированию толерантности в процессе правового образования учащихся старших классов
    • 2. 2. Использование современных педагогических технологий формирования толерантности в правовом образовании учащихся старших классов
    • 2. 3. Анализ результатов сформированности толерантности в процессе правового образования учащихся старших классов

Формирование толерантности у учащихся старших классов общеобразовательных школ в процессе правового образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В условиях существенных социально-экономических преобразований и изменений российского политико-правового пространства сформировались новые требования к системе образования в области правового обучения и воспитания учащихся. Социальный заказ на подготовку учащихся в области права подразумевает овладение основами правовых знанийформирование политико-правовой культуры, соответствующей ценностям демократического общества, создание предпосылок для успешной социализации молодежи. Важнейшей гуманистической ценностью является толерантность. Однако в условиях современной социокультурной ситуации толерантность как механизм установления действительно гуманистических отношений не стала главной реальной ценностью современного социума.

Конструктивное взаимодействие с различными ценностными, этническими, религиозными и политическими ориентирами может быть достигнуто на общей платформе социальных норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия. Формирование установок толерантного и правомерного поведения на основе взаимоуважения, веротерпимости, миролюбия, а также конструктивная профилактика и противодействие различным видам экстремизма приобретают для многонациональной России особую актуальность.

В условиях современной социокультурной ситуации вектор толерантного образования должен быть направлен на создание условий для свободы и защищенности личности в обществе при безусловном уважении прав и свобод каждого. На этом основании правовое просвещение играют важнейшую практически значимую роль. Прежде всего, потому, что именно сфера образования имеет непосредственное отношение к такому важнейшему мировоззренческому понятию, как толерантность. Более того, именно образование способно и должно активно и целенаправленно формировать соответствующие гуманистическим нравственно-этическим нормам ментальные качества и человека, и социума.

В связи с этим можно утверждать, что воспитание толерантности в человеческих отношениях, формирование культуры толерантности является важнейшей стратегической задачей образования в XXI веке [23, 584].

Чувашская Республика — регион, представляющий собой социокультурный срез современной российской действительности, где такие понятия и духовные ценности, как национальная идентификация, толерантность, соблюдение прав и свобод личности, считаются главнейшими составляющими стабильного развития общества. История чувашского народа являет собой пример толерантности по отношению к другим народам, что отражено в традиционной культуре, в том числе народной педагогической. В духовной жизни современного общества как в Чувашии, как и в России, как и во всем мире, происходят явления, характеризуемые расхождением во взглядах на жизнь и воспитание разных поколений, неприятием разных мнений, категоричностью суждений, соответственно этому возникает необходимость решения проблемы воспитания толерантности на социально-культурно-педагогических основаниях.

Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью: терпимость к различиям среди людей, умение жить, уважая других и не мешая им, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свободы других, признавая возможность и право быть «Другим». Она является своеобразной этической доктриной современности, претендующей на центральное место в «оси координат» XXI века, основой демократии и прав человека, той общественной силой, которая противостоит нетерпимости в полиэтническом, поликонфессиональном, поликультурном обществе, зачастую приводящей к нарушению прав человека, насилию и вооруженным конфликтам.

Непосредственной целью объявления 1995 года Международным годом толерантности явилось осознание политиками и общественностью опасности, которая связана с появлением различных форм нетерпимости в современном мире, таких как этнические, религиозные, межконфессиональные конфликты, факты антигуманного отношения друг к другу в среде детей и подростков. Очевидной стала насущная потребность в действительной реализации прав личности на свободу, честь и достоинство.

Данная проблема нашла отражение в деятельности международных организаций. Так, в Париже 16 ноября 1995 года 185 государствами — членами ЮНЕСКО, включая Россию, была принята Декларация принципов толерантности. Декларация определяет толерантность не только как моральный долг, но и как политическое и правовое требование к отдельным людям, группам людей и государствам. Она определяет положение толерантности по отношению к международным инструментам защиты прав человека. В Декларации подчеркивается необходимость разработки государствами законодательства, обеспечивающих равенство в общении и в возможностях для всех групп людей и отдельных членов общества.

В связи с особой актуальностью этой проблемы в России, государственная позиция выразилась в разработке Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» на 2001;2005 годы. Государственным заказчиком стало Министерство образования РФ. В Федеральной программе понятие «толерантность» применяется в трактовке Декларации принципов толерантности, принятой странами-членами ЮНЕСКО в 1995 году. Задачами документа являются разработка и реализация эффективной государственной политики формирования установок толерантного поведения, внедрение методов и организационных механизмов мониторинга, диагностики и прогнозирования социально-политической ситуации, разработка и внедрение системы учебных программ и тренингов для всех ступеней и форм образования.

На основании Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» на 2001;2005 годы в Чувашии принята Республиканская программа «Формирование установок толерантного сознания в Чувашской Республике (20 022 005 годы)». Данная программа, рассматривающая толерантность важнейшей составляющей духовности и нравственности в обществе, является региональной со всеми вытекающими из этого обстоятельствами, а именно она учитывает национально-региональный фактор (нормы, мораль, традиции народа). В реализацию программы вовлечены различные общественные институты, в первую очередь образовательные.

В условиях обострения межличностных, межкультурных отношений в среде детей и молодежи возрастает необходимость в системном подходе к решению проблем толерантности на уровне государства, его образовательной политики. Анализ массовой практики общеобразовательных школ показывает, что 72% учителей испытывают трудности в работе по формирования толерантности в правовом образовании учащихся.

Таким образом, актуальность проблемы исследования обусловлена существующими в реальной педагогической практике противоречиями между:

— провозглашением приоритета правового образования учащихся как важнейшего фактора формирования толерантности и недостаточной научно-методической разработанностью данной проблемы на уровне конкретных учебных предметов (в первую очередь, права, истории, обществознания как мировоззренческих предметов) для учащихся старших классов общеобразовательной школы;

— наличием определенных правовых знаний у учащихся старших классов и неготовностью их применения в реальной жизни;

— значительным расхождением ценностных ориентаций, с одной стороны, учащихся, с другой — родителей и учителей.

На этом фоне актуализируется проблема формирования толерантности как необходимого средства установления гармонии в самой личности и в обществе в целом. В связи с этим школа как самый устойчивый и положительно консервативный институт воспитания и обучения поколений должна осмыслить гуманистическую ценность толерантного мышления как единственного способа сохранения цивилизации, и создавать условия для его формирования.

В решении многих воспитательных проблем важнейшим педагогическим потенциалом обладает сам процесс обучения в силу его обязательности и направленности на личность каждого учащегося, функциональной направленности и гуманной природы.

Анализ философских, психолого-педагогических, социологических трудов показывает, что исследование педагогических аспектов проблемы толерантности и её формирования значительно расширилось в последние годы. Положения, касающиеся роли и места толерантности в общественной жизни, содержатся в трудах А. Г. Асмолова, A.M. Байбакова, С. К. Бондыревой, P.P. Вали-товой, И. Б. Гриншпун, A.A. Гусейнова, JI.M. Дробижевой, Д. В. Зиновьева, В. М. Золотухина, В. П. Комарова, П. Ф. Комогорова, Н. В. Кругловой, И.В. Кру-товой, В. А. Лекторского, A.B. Логинова, Е. В. Магомедовой, М. С. Мацковского, В. Г. Маралова, В. А. Ситарова, П. А. Сергоманова, О. Б. Скрябиной, Г. У. Солда-товой, П. В. Степанова, В. Таланова, В. А. Тишкова, М. Б. Хомякова, Л.А. Шайге-ровой, В. В. Шалина, Е. В. Швачко, А. Н. Шмакова, И. В. Павлова, Д.М. Шабуни-* на, Т. Н. Петровой и др.

Проблемы правового образования рассматриваются в работах A.C. Аникеева, Л. Н. Боголюбова, Т. В. Болотиной, С. И. Володиной, Н. В. Воскресенской, Г. П. Давыдова, А. П. Даниловой, А. Н. Иоффе, A.B. Мицкевича, С. А. Морозовой, В. О. Мушинского, А. Ф. Никитина, В. В. Спасской, М. Т. Студеникина, Н. Г. Суворовой, Е. В. Татарищевой, Б. И. Хасана, Н. И. Элиасберг и др.

При этом недостаточно освещенными остаются вопросы формирования толерантности у старшеклассников в процессе изучения права, тем более что именно этот предмет ориентирует учащихся старших классов на практическую востребованность знаний, умение их применять в повседневной жизни.

Таким образом, анализ имеющихся исследований показал недостаточную теоретико-методическую и практическую разработанность проблемы, что и обусловило проблему исследования: каковы содержание, формы и методы эффективного формирования толерантности у учащихся старших классов в процессе правового образования.

Целью исследования является решение данной проблемы.

Объект исследования: правовое образование учащихся старших классов общеобразовательной школы.

Предмет исследования: формирование толерантности у учащихся старших классов общеобразовательных школ в процессе правового образования.

Гипотеза исследования: процесс формирования толерантности у учащихся старших классов общеобразовательных школ в правовом образовании будет эффективным, если:

— рассматривать формирование толерантности в качестве приоритетной задачи в деятельности общеобразовательной школы;

— учебно-воспитательный процесс строить на принципах междисципли-нарности, оптимизации, поликультурности, полиэтничности, практической направленности;

— планировать работу на основе определения критериев и выявления уровней сформированности толерантности;

— использовать современные педагогические технологии (интерактивные методы обучения, практико-ориентированный, дифференцированный подходы);

— в учебный процесс общеобразовательной школы внедрить экспериментальную программу «Основы правовых знаний» для учащихся 9 класса, реализация которой направлена, наряду с другими задачами, на формирование толерантности.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой в диссертации поставлены следующие задачи:

— раскрыть сущность и содержание понятия «толерантность»;

— рассмотреть правовое образование как фактор формирования толерантности у учащихся старших классов общеобразовательной школы;

— проанализировать опыт работы школ по правовому образованию и формированию толерантности, выявить типичные трудности у учителей в этом процессе;

— определить критерии и выявить уровни сформированности толерантности у учащихся старших классов общеобразовательной школы в процессе правового образования;

— выявить и экспериментально обосновать содержание, формы и методы формирования толерантности в процессе правового образования учащихся старших классов на основе современных технологий правового образования.

Методологической основой исследования стали: диалектическое положение о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений действительноститеории системного понимания педагогического процесса и связанного с ним личностно и практико-ориентированного подходов, идеи гуманизации и демократизации педагогического процесса, приоритетности и признания человека высшей социальной ценностьютеории многофакторного развития личности.

Теоретическую основу исследования составили: идеи гуманистической педагогики (Е.В. Бондаревская, В. А. Караковский, М. А. Молчанова, E.H. Шия-нов), теория оптимизации учебно-воспитательного процесса (Ю.К. Бабанский, М.М. Поташник), теория личностно-ориентированного обучения (В .И. Даниль-чук, Е. А. Крюкова, В. В. Сериков, В. М. Симонов и др.), концепции и взгляды, затрагивающие сущностные аспекты деятельности общения (М.С. Каган, И.С. Кон) — этические идеи непротивления злу насилием, а также философии ненасилия и ненасильственного движения (Р.Г. Апресян, A.A. Гусейнов, M. JL Кинг, JI.H. Толстой и др.), основные положения теории прав человека (М. Думметт, И. Йовел, Р. Кристи, Е. А. Лукашева и др.), современные исследования по проблемам толерантности (А.Г. Асмолов, A.M. Байбаков, P.P. Валито-ва, Б. С. Гершунский, JI.M. Дробижева, П. Ф. Комогоров, Н. В. Круглова, В. А. Лекторский, М. С. Мацковский, И. В. Павлов, О. Б. Скрябина, Г. У. Солдато-ва, М.Б. Хомяков), этнопедагогические и этносоциальные аспекты проблемы толерантности (Г.Н. Волков, Л. В. Кузнецова, Т. Н. Петрова, Н.Г. Полупан-Семедова, Д.М. Шабунин) — труды, освещающие теорию школьного правового образования (Л.Н. Боголюбов, Т. В. Болотина, С. И. Володина, А. П. Данилова,.

А.Н. Иоффе, A.B. Мицкевич, С. А. Морозова, В. О Мушинский, Н. Г. Суворова, Б. И. Хасан, A.A. Чухман, Н. И. Элиасберг и т. д.).

Методы исследования:

— теоретические: анализ и изучение философских, психолого-педагогических, социологических трудов и эмпирического материала, системный анализ исследуемых понятий;

— экспериментальные: обобщение педагогического опыта, ретроспективный анализ личного опыта, наблюдение за педагогическим процессом, анализ результатов деятельности учащихся, педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование, математические методы обработки результатов исследования.

Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (1996;2002) — выбор темы исследования, накопление эмпирического материала и определение теоретических основ исследования, анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, выявление противоречий, определение проблемы, объекта, предмета, цели и задач исследования.

Второй этап (2002;2004) — разработка программы исследования, проведение формирующего эксперимента, определение критериев и выявление уровней сформированности толерантности у учащихся старших классов, уточнение гипотезы и ее экспериментальная проверка.

Третий этап (2004) — обработка, обобщение накопленного материала, систематизация полученных результатов исследования. Внедрение результатов исследования в практику общеобразовательных школ, оформление диссертации.

Экспериментальная база исследования: Чувашский республиканский институт образования, муниципальные общеобразовательные учреждения г. Чебоксары: школы №№ 9, 62.

Научная новизна исследования состоит в том, что полученный результат расширяет известные теоретические положения, лежащие в основе формирования толерантности у учащихся старших классов общеобразовательных школ в процессе правового образования. В нем:

— выявлены типичные трудности учителей в формировании толерантности у учащихся старших классов в процессе правового образования;

— разработаны критерии и определены уровни сформированности толерантности у учащихся старших классов общеобразовательной школы в процессе правового образования;

— выявлены и обоснованы содержание, формы и методы, способствующие формированию толерантности у учащихся старших классов в правовом образовании (применение интерактивных методов обучения, практико-ориентированный и дифференцированный подходы к формированию толерантности, игровые формы учебной деятельности).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно уточняет новые элементы в понимании толерантности в контексте школьного правового образованияв нем определены принципы организации процесса формирования толерантности у учащихся старших классов общеобразовательных школ в правовом образовании (междисциплинарности, оптимизации, поли-этничности, поликультурности, практической направленности) — материалы исследования открывают перспективы для дальнейших исследований в области правового образования учащихся в целом и формирования у них толерантности.

Практическая значимость исследования определяется тем, что материалы данного исследования могут быть использованы педагогами общеобразовательных школ на уроках истории, обществознания, права, преподавателями вузов и средних специальных учебных заведений в правовом образовании учащихся, а также в системе повышения квалификации специалистов по правовому образованиюрезультаты и выводы исследования могут быть использованы в практике социально-психологической работы с детьми и молодежью. Разработанная соискателем и внедренная в учебный процесс общеобразовательной школы экспериментальная программа «Основы правовых знаний» может быть основой элективного курса для учащихся старших классов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены исходными методологическими положениями, адекватностью использованных методов цели, задачам и логике исследованиямноголетним опытом работы соискателя в общеобразовательной школе в качестве учителя истории и права.

Рекомендации по использованию результатов исследования.

Материалы исследования, авторская программа «Основы правовых знаний» могут быть успешно применены педагогами общеобразовательных школ в процессе формирования у учащихся толерантностив системе повышения квалификации специалистов по правовому образованию. Результаты и выводы исследования могут быть могут быть источником для разработки спецкурсов для учащихся старших классов по формированию толерантности.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе опытно-экспериментальной работы в 9−11 классах муниципальных образовательных учреждений г. Чебоксары — школе № 9 Ленинского района, школе № 62 Московского районачерез внедрение материалов исследования в практику общеобразовательных школ г. Чебоксары (№№ 40,47), г. Дцрина (№ 3) — через разработку автором в течение 7 лет в рамках Федерального проекта Российского фонда правовых реформ «Правовое образование в школе» модели школьного правового образования и проведение обучающих, методических семинаров для учителей Чувашской республики в Чувашском республиканском институте образования (ЧРИО) — публикации и выступления на научно-практических педагогических конференциях: Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы правового образования в контексте модернизации общего образо-вания"(Москва, 2002) — межрегиональных научно-практических конференциях — «От правового образования — к гражданскому становлению личности» (Чебоксары, 2001), «Формирование здорового образа жизни учащейся молодежи (Йошкар-Ола, 2002), «Воспитательно-образовательное пространство «национальный язык — национальная культура» в многонациональной школе» (Чебоксары, 2002) — республиканских научно-практических конференциях — «Воспитание толерантности» (Чебоксары, 2003), «Изучение истории родного края как основы гражданского воспитания и формирование толерантного сознания в условиях полиэтнической республики» (Чебоксары, 2004). Основные положения исследования и выводы по результатам работы обсуждались на теоретических и методических семинарах в школах г. Чебоксары, ЧРИО, на семинарах методических объединений учителей истории, права и экономики школ Чувашской Республики.

Положения, выносимые на защиту:

1. Формирование толерантности у учащихся старших классов общеобразовательных школ является важной составной частью как правового образования в общеобразовательной школе, так и всей работы педагогического коллектива по воспитанию личности в целом. Это предполагает рассматривать толерантность в правовом образовании учащихся как овладение навыками толерантного поведения, соответствующими требованиям общества, формирование правовой культуры и культуры толерантности.

2. Основными и достаточными критериями, определяющими уровни сформированности толерантности у учащихся старших классов являются: самостоятельность суждения (наличие собственной позиции, умение анализировать и синтезировать информацию), восприятие собеседника (признание за ним права быть «Другим»), признание инаковости (индивидуальной социально-культурной национально-культурной и иной самобытности людей, групп), умение вести конструктивный диалог, устойчивость, т. е. умение эмоционально сдержанно проявлять свое отношение.

3. Основными направлениями содержания работы общеобразовательной школы по формированию толерантности у учащихся старших классов в процессе правового образования являются применение интерактивных методов обучения, практико-ориентированный, дифференцированный подход, игровые формы учебной деятельности, совместная работа администрации школы, классных руководителей, родителей, преподавателей вузов, сотрудников правоохранительных органов, создание и деятельность школьного ученического самоуправления.

Структура диссертации определена задачами исследования, логикой раскрытия темы и состоит из введения, двух глав, заключения (выводов), списка литературы и приложений.

Выводы по второй главе.

Учащиеся, обладающие высоким уровнем толерантности, научились идентифицировать свое поведение с позитивным толерантным поведением, находить пути установления оптимальных взаимоотношений в различных сферах жизни, осознавать собственный образ «Я», научились противостоять давлению чужой воли.

Учащиеся, получив систематизированные и адаптированные знания по проблемам толерантности, стали более ответственно относиться к своему поведению и взаимоотношениям с другими людьми. В конечном счете важно не само понятие или отдельные слова, его выражающие, а важна позиция, которую это понятие определяет. Нашу позицию, лежащую в основе разработок групповых технологий формирования толерантности, можно выразить через наше понимание толерантной личности. Именно ее мы пытаемся воспитывать посредством разрабатываемых нами групповых форм психологической работы. Итак, что для нас представляет толерантная личность? Это человек с позитивным взглядом на мир, нравственный и социально активный, человек, осознающий собственную уникальность и необходимость единения с другими людьми, осознающий многообразие и взаимообусловленность окружающего мира, обеспокоенный его судьбой и понимающий, что-то, каким будет этот мир, зависит от каждого.

Формирование такой личности возможно через отработку жизненно необходимых социальных навыков, позволяющих подростку осваивать трудное искусство успешно жить в мире и согласии с собой и другими. Это навыки позитивного взаимодействия, решения конфликтных ситуаций, отработка способов успешной коммуникации, формирование социальной адекватности и компетентности, социально-психологической устойчивости, социальной чувствительности, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию, корректировка самооценки, развитие чувства собственного достоинства и уважения достижений других, анализ и познание своего «Я» и своего «Я среди Других». Через приобретение полезного и жизненно необходимого опыта, который подросток получает в процессе групповой работы, понятие толерантности наполняется не абстрактным, а конкретным личностным смыслом, и только так оно может стать реально действующим конструктом, определяющим поведение человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В исследовании нами обобщены результаты и сделаны следующие выводы:

1. Процесс формирования толерантности у учащихся старших классов общеобразовательных школ в процессе правового образования необходимо рассматривать с позиций целостного, междисциплинарного, личностно и прак-тико-ориентированного подходовон предполагает целенаправленную педагогическую деятельность по овладению учащимися старших классов навыками толерантного поведения, соответствующего требованиям общества, формированию правовой культуры и культуры толерантности на основе основополагающих ценностей национальной, общероссийской и мировой культуры.

2. Выбор критериальных оснований сформированности толерантности и правовой культуры как цели и результата формирования толерантности определен его компонентным составом (когнитивный, оценочный, поведенческий). Основными критериями уровня сформированности толерантности являются:

— самостоятельность суждения (наличие собственной позиции, умение анализировать и синтезировать информацию);

— восприятие собеседника (признание за ним права быть «Другим»);

— умение вести конструктивный диалог;

— устойчивость, то есть умение эмоционально сдержанно проявить свое отношение.

3. Процесс формирования толерантности у учащихся старших классов общеобразовательных школ в правовом образовании базируется на следующих исходных положениях: междисциплинарности, полиэтничности, поликультурности, оптимизации, практической направленности.

Организация процесса формирования толерантности предполагает включение в содержание учебно-воспитательной работы школы вопросов связанных с толерантностью. Обогащение уроков права темами, содержащими материал для формирования толерантности у учащихся, усиление социально-правовой направленности внеурочных форм работы, установление тесной взаимосвязи школы, семьи и социальных учреждений в ходе работы по формированию у школьников толерантного сознания и правомерного поведения. Важная роль в этой работе принадлежит школьному ученическому самоуправлению.

Успешное проведение работы по формированию толерантности у школьников предполагает: сочетание урочной деятельности учащихся на уроках права, обществознания, истории с активными формами внеурочной работы со старшеклассниками: диспутами, брейн-рингами, ролевыми и деловыми играми, конкурсами, круглыми столами, викторинами, комплексами тренинговых занятий по толерантности, встречами-диалогами культур и др. Важной частью работы является внедрение интерактивных методов обучения как средства формирования толерантности и активной позиции в этом каждого ученика.

3. Для совершенствования работы школы по формированию толерантности у учащихся старших классов важнейшую роль играет реализованная экспериментальная программа «Основы правовых знаний» для учащихся 9 класса, ориентированная на формирование толерантности (знания, умения, навыки поведения).

Таким образом, проведенное исследование в целом подтвердило основные положения гипотезы. Педагогический эксперимент показал повышение уровня сформированности толерантности у учащихся старших классов в процессе правового образования, мотивации к учебной деятельности, осознания значимости предметов образовательной области «Обществознание» с умением применять полученные знания в реальной жизни.

Вместе с тем исследования оставляет большие возможности для дальнейших научных поисков. Данное исследование не является полностью исчерпывающим проблему формирования толерантности у старшеклассников, дальнейшая разработка может идти по пути создания непрерывных моделей формирования толерантности в процессе правового образования учащихся с 1 по 11 классы, в системе «детское дошкольное образовательное учреждение — общеобразовательная школа — вуз».

Показать весь текст

Список литературы

  1. .Б. Теория обучения: Схемы и тесты. — М.: Изд-во Владос-пресс, 2002. — 176 с.
  2. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1999. — 376 с.
  3. А.Г. Толерантность: от утопии к реальности // На пути к толерантному сознанию. М., 2000. — С. 5−8.
  4. А.Г. Мы обречены на толерантность // Семья и школа. 2001, — № 11 — 12. — С. 32−35.
  5. А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность и общественное сознание в России. М., 1998 — С. 22−35.
  6. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Метод, основы). М.: Просвещение, 1982. -192 с.
  7. A.M. Воспитание толерантности у старшего подростка в условиях взаимодействия малых групп: Автореферат дис. канд. пед. наук. Волгоград, 2000.-23 с.
  8. Т.В., Иоффе А. Н. Методические рекомендации для учителя к курсу «Обществознание» для 10−11 классов. М., АПКиПРО. Центр гражданского образования, 2000 /компьютерная версия/.
  9. Т.В. Толерантность // Граждановедение / (Прил. к Учит, газ.) — 2001.-№ 3.-С. 5−8.
  10. Н.Большой психологический словарь. М., 2000. — С. 363
  11. Л.П. Игры на уроке истории: Методическое пособие для учителя. -М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.-160 с.
  12. Р. Р. Толерантность как этическая проблема: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1997. — 20 с.
  13. P.P. Порок или добродетель// Вестник Моск. ун-та Серия 7. Философия. 1996.-№ 1.-С. 33−37.
  14. Ю.В., Василькова Т. А. Социальная педагогика, М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 440 с.
  15. В.Н. Система гражданского воспитания личности в школе этнокульту-ры: Дис. канд. пед. наук. Новочеркасск, 1999. — 151 с.
  16. Г. Н. Чувашская этнопедагогика. Чебоксары, 2004. -488 с.
  17. Л.С. Педагогическая психология. -М., Педагогика, 1991. 479 с.
  18. Е.Е., Стрелова О. Ю. Методика преподавания истории в школе. -М., 1999.-С. 94−104.
  19. .С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, ме-тодолгая, практика: Учебное пособие /. М.: Флинта: Наука, 2003. — 768 с.
  20. В.И. Действие права (методологический анализ). М, 1992.
  21. А.И. Диспут на уроке // Преподавание истории в школе, — 1991. — № 5
  22. Ф.Б. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение: Кн. для учителя. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1986. — 208 с.
  23. Гражданское образование в современной школе: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Калуга: Институт усовершенствования учителей, 2001. — 128 с.
  24. Гражданское образование в современной школе: Опыт реализации межпредметной модели. Калуга: Изд-во Н. Бочкаревой, 2001. — 200с.
  25. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. Под ред. С. Шехтера и Н. Воскресенской. При участии А. Иоффе и Ч. Уайта. М.: ЗАО «Учительская газета», 1998. — 190 с.
  26. ГузеевВ.В. Групповое обучение // Директор школы, 1996, № 5. -С. 61−70.
  27. A.A. 198 методов ненасильственных действий // Философские науки. 1991. — № 12. — С. 33−40.
  28. A.A. Ненасилие и перспективы общества// Философские науки. — 1990. -№ 11.- С. 83−89.
  29. A.A. Этика ненасилия // Вопросы философии. 1990. — № 3. — С. 72−81.
  30. В. Толковый словарь русского языка. М., 1998. — 401 с.
  31. А.П. Права человека и система их защиты в России. Учебное пособие для студентов учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям. Чебоксары: «Клио», 1998.-378с.
  32. А. П. Правовое образование в средней школе: опыт реализации инновационного проекта. Чебоксары, 2000. — 42 с.
  33. Декларация принципов толерантности // Учительская газета, 2000. № 35. -С. 20−21.
  34. М.В. Исследование социально-личностной рефлексии как средства социализации старших школьников: Автореф.. дис. канд. пед. наук. -Самара, 2000. -19 с.
  35. Г. М., Козырева П. М. Политическая толерантность в реформируемом российском обществе второй половины 90-х годов. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2002. 112 с.
  36. Дети, взрослые и толерантность в роли деловых партнеров: Информационно-методический сборник. Красный Сулин, 2002. — 128 с.
  37. А.И. и др. Правовое воспитание несовершеннолетних. М.: «Знание», 1977. — 96 с.
  38. Л. Социальные аспекты этнокультурной толерантности// Женщина плюс. 2002. — № 1. С. 18- 21.
  39. Л.М. Толерантность норма жизни // Духовно-нравственное воспитание учащийся молодежи: Сборник научных трудов. — М. — Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет им. И. Я. Яковлева, 2004. — С. 143−146.
  40. В. М. Генезис и актуализация понятия «терпимость» в европейской философской традиции: Автореф. дис. канд. филос. наук. Екатеринбург, 1993.-22 с.
  41. В. С. Формирование личности школьника (целостный процесс). М., 1984. — 144 с.
  42. В. И. Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры. Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974. — С. 42−43.
  43. У. Образование и толерантность // Высшее образование в Европе. -1997. № 2. -Т. XXI. — С.16.
  44. А.Т. О толерантности в курсе обществоведения// Преподавание истории и обществознания. 2002. — № 8. — С.21−27.
  45. Л., Пауэр Ф., Хиггинс Э. Подход Лоуренса Колберга к нравственному воспитанию // Психологический журнал. 1992. — № 3. — С. 172−175.
  46. А.И. Урок-игра, урок-соревнование // Преподавание истории в школе.-1998.-№ 5.
  47. H.A., Элиасберг Н. И. Этика и право в школьном образовании // Обществознание в школе. 1997. -№ 2. — С.23−29.
  48. В.П., Исаева О. В. воспитание толерантности у студентов университета // Вестник ОГУ. 2003. — № 4. — С. 112−118.
  49. С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. — М.: Юрист, 1997.-155 с.
  50. КомогоровП.Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов вуза: Автореф. дис. канд. пед. наук. Курган, 2000. — 23 с.
  51. КонИ.С. Психология старшеклассника. М., Просвещение, 1980. — 192 с.
  52. Конструктивные конфликты: воспитание толерантности как основы демократии// Перспективы, 2003 .-№ 1.-109−116
  53. Концепция структуры и содержания правового образования в школе// Проблемы правового образования в контексте модернизации общего образования / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: Изд. дом «Новый учебник», 2002. — 288 с.
  54. Н. В. Толерантность: генезис и типология: Дис. канд. фил. наук. -СПб., 1998.-19 с.
  55. КрутоваИ. В. Формирование у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности в обучении гуманитарным дисциплинам: Дис. канд. пед. наук. Волгоград, 2002.
  56. Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 1998. — С. 701
  57. JI.B. Национально-культурная среда в общеобразовательной школе: теории и практика формирования. Чебоксары: КЛИО, 2001. — 276 с.
  58. А.П. Право естественное // Русские просветители (от Радищева до декабристов). М., 1966. — С. 222−237.71 .Лекторский В. А. Культура, культурология и образование (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1997. — № 2. — С. 4−16.
  59. В. А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. -1997. № 11. — С. 46 — 54.
  60. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. — 188 с.
  61. М. Обучение с целью уменьшения насилия и развития миролюбия // Вопросы философии. -1995. -№ 2. С. 110−121.
  62. .Т. Философия воспитания. -М.: Прометей, 1995. 282 с.
  63. А.В. Толерантность: от понятия к проблеме// Вестник УрМИОНа. -2002.-№ 1.-С. 28−33.
  64. Е. В. Толерантность как принцип культуры: Автореф. канд. фи-лос. наук. Ростов н/Д., 1999. — 22 с.
  65. М.С. Права ребенка и толерантность. Пособие для учителей средних школ. М.: 2002. — 144 с.
  66. М.С. Толерантность как объект социологического исследования // Век толерантности. Вып. № 3−4. — С. 5−6.
  67. Методика правового воспитания учащихся: Учеб. пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1982. — 223 с. 81 .Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2002. — 192 с.
  68. Мораль и образование. Доклады российско-американской конференции/ Под ред. М. С. Мацковского. М., 1993. — 250 с.
  69. С.А. Методика преподавания права в школе. М.: Изд. дом «Новый учебник», 2002. — 224 с.
  70. A.B. Социальная педагогика: Учебник для студ. пед. Вузов/Под ред. В. А. Сластенина.-2-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 192 с.
  71. A.M. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога-исследователя. 3-е изд. — М.: Изд-во «Эгвес», 1999. — 104 с.
  72. Общая теория права и государства: Учебник/ Под ред. В. В. Лазарева. М.: Юрист, 1994.-360 с.
  73. И.И. Пути формирования толерантности у учащихся // Духовно-нравственное воспитание учащийся молодежи: Сборник научных трудов. Москва — Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет им. И. Я. Яковлева, 2004. — С.220−224.
  74. ПалаткинаГ. В. Мультикультурное образование в полиэтническом регионе: Монография. Астрахань: Изд. Астраханского гос. пед. университета, 2001. -167 с.
  75. Е.А. Современные технологии обществоведческого и правового образования. М.:АПКиПРО, 2001.
  76. Педагогический словарь / Гл. ред. И. А. Каиров. В 2-х т. М., 1960.
  77. М. А. Особенности подготовки толерантного педагога // ЭКО: Экология. Культура. Образование. Ставрополь, 2002, № 6. — С. 19 — 20.
  78. А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Политиздат, 1982.-252 с.
  79. A.B., Ярошевский М. Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2000. — С. 233−384.
  80. Политическая энциклопедия. — М.: Просвещение, 1999. 504 с.
  81. Пособие по гражданскому образованию. Сборник материалов. М.: АП-КиПРО, 2000.-155 с.
  82. Правовая культура и вопросы правового воспитания: (Сборник научных трудов). М., 1974. — 204 с.
  83. Правовое воспитание в коллективе: Из опыта правовоспитательной работы. Симферополь: Таврия, 1978. — 64 с.
  84. Правовое воспитание молодежи / Авт.-сост. Н. И. Козюбра, В.В. Оксамыт-ный, П. М. Рабинович. Киев: Наукова думка, 1985. — 320 с.
  85. Правовое воспитание учащихся: (Из опыта работы)/ Сост. Г. П. Давыдов, А. Ф. Никитин, В.М. Обухов-М.: Просвещение, 1979. — 159 с.
  86. Правовое образование: организация внеурочной работы. Региональный опыт/ Сборник материалов. М.: Изд. дом «Новый учебник», 2002. -208 с.
  87. Проблемы правового образования в контексте модернизации общего образования/ Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: Изд. дом «Новый учебник», 2002. — 288 с.
  88. Программа курса «Культура мира, права человека, толерантность, ненасилие и миролюбие» для учащихся старшей школы / Сост. Т. В. Болотина. М.: АПК иПРО, 2002. — 12 с.
  89. Программа «Правовое образование» РФ ПР. Концепция структуры и содержания правового образования в школе/ Под ред. К. Н. Поливановой, Б.И. Ха-сана, В. В. Спасской М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2002. — 80 с.
  90. Программы по курсу права для общеобразовательных учреждений. 5−11 классы/ Авт.-сост. В. В. Спасская, С. И. Володина, Е. А. Певцова / Российский фонд правовых реформ. М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2003. — 80 с.
  91. Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. М., 2002. — 305 с.
  92. А. М. Толерантность // Советский энциклопедический словарь. -М., 1980.
  93. Психологические тесты / Под ред. A.A. Карелина: В 2-х т. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Т. 1. — 312 с.
  94. Психологические тесты / Под ред. A.A. Карелина: В 2-х т. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Т.2. — 248 с.
  95. Психология. Словарь / Под общ. ред. A.B. Петровского. М.: Политиздат, 1990.-494 с.
  96. . Э. Толерантность путь к миру. — М.: Бонфи, — 2001. — 289 с.
  97. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. -М., 1993.-Т. 1.
  98. Сборник психодиагностичских методик для психологов системы народного образования. СПб.: «Политехника», 1993. — 98 с.
  99. В. А., Маралов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном прцессе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. М., 2000. — 216 с.
  100. О. Б. Педагогические условия формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников: Автореферат дисс. канд. пед. наук. Кострома, 2000. — 22 с.
  101. В.А., Исаев И. Ф., Шиянов E.H. Общая педагогика: Общая педагогика для студ. высших учебных заведений / Под ред. В. А. Сластенина: В 2 ч. -М.: ВЛАДОС, 2002. 4.1. -288 с.
  102. В.А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: Учебное пособие для студ. высших учебных заведений / Под ред. В. А. Сластенина: В 2 ч. М.: Академия, 2003. — 192 с.
  103. Словарь академии российской по азбучному порядку расположенный. Часть 6. Санкт-Петербург. 1822. — 790 с.
  104. Словарь иностранных слов и выражений. М., 1998. — 576 с.
  105. Словарь иностранных слов. 18-е изд., стер. -М., 1989. 624 с.
  106. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е. И. Холостовой. -М.:Юрист, 1997.-424 с.
  107. Н. Социология. М., 1994. — 650 с.
  108. Смирнов История Московской академии. СПб., 1855.
  109. Современная западная социология: Словарь. М., 1990. — 350 с.
  110. Г. У., Шайгерова JI.A., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. 2-е изд., стер. — М.: Генезис, 2001.- 112 с.
  111. В. С. Оправдание добра // Соловьев В. С. Соч.: В 2 т. М., 1990. -Т. 1.-С. 194
  112. Социальная психология: Учебное пособие для студ. высш. учебн. Заведений / Сост. А. Н. Сухова, A.A. Бодалев, В. Н. Казанцев и др.- Под ред. А. Н. Сухова, A.A. Деркача. М.: Академия, 2001. — 600 с.
  113. Социология молодежи: Учебник / Под ред. В. Т. Лисовского. СПб: Изд-во СПбУ, 1996.-460 с.
  114. Справедливость и право. Свердловск, 1989. — 150 с.
  115. П.В. Воспитание детей в духе толерантности// Классный руководитель. 2002. — № 2. — С. 18−20.
  116. П.В. Как воспитывать толерантность// Народное образование. -2001.- № 9.-С. 91−97.
  117. В. В. Самосознание личности. М., 1983. — 286 с.
  118. Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1997. — 576 с.
  119. Л.Д., Самыгин С. И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — 576 с.
  120. A.A. Поликультурное образование: Учебно-методическое пособие. -М.:Мирос, 2001.- 192 с.
  121. В. Образование и культура толерантности // Высшее образование в России.-№ 3.-2001.-С. 150- 152.
  122. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. П. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрист, 2000. — 776 с.
  123. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В.М. Корельско-го, В. Д. Перевалова. 2-е изд. изм. и доп. -М.: Норма, 2002. — 616 с.
  124. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сборник научно-методических статей. М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: — НПО «МОДЭК», 2002. — 368 с.
  125. Толерантность как главный принцип взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Северодвинск, 2002. — 60 с.
  126. Толерантность: объединяем усилия: Материалы конференции / Сост. и ред. М. Н. Генишева. -М.: Летний сад, 2002. 136 с.
  127. Толковый словарь иноязычных слов. М., 1998.
  128. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. М., 1994. -726 с.
  129. Л.Н. Не убий никого// Этическая мысль: Научно публицистические чтения. 1991.-М., 1992.-С. 154−167.
  130. Л.Н. Путь жизни. М., 1993. — С. 166.
  131. . Нескладная добродетель// Курьер ЮНЕСКО. 1992. -№ 9. -С. 10.
  132. А. Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых. М, 1992.
  133. Учимся толерантности (Гражданское образование основа толерантности). Методический сборник для учителей средней школы. — Обнинск: Изд-во «Принтер», 2002. — 236 с.
  134. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 — 2005 годы)» // Официальные документы в образовании. 2001. -№ 30. — С. 66 — 90.
  135. Философский словарь. М.: 1986, — 526 с.
  136. Философский энциклопедический словарь. М., 1997. — 576 с.
  137. К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. М.: Генезис, 2003. — 336 с.
  138. В. Основы социологии. М.: 2000. — 302 с.
  139. .И., Сергоманов П. А. Разрешение конфликтов и ведение переговоров: Учебно-методическое пособие. -М.: МИРОС, 2001. 176 с.
  140. . О. Плюрализм и толерантность: к лигитимизации в современном мире // Философские науки. 1991. — № 12. — С. 16- 28, 22−23.
  141. ШалинВ. В. Толерантность: культурная норма и политическая необходимость: Автореф. д-ра филос. наук. Ростов-н/Д., 2000. — 69 с.
  142. Е. В. Толерантность как социальная ценность // Прикладная психология. 2000. — № 5. — С. 17 — 27.
  143. Н.И. Технологии обучения истории в старшей школе. М.: АП-КиПРО, 2001.
  144. Т. Социальная психология. Пер. с англ. В. Б. Ольшанского. — Ростов-на Дону: Феникс, 1999. 544 с.
  145. C.B. Формирование у старшеклассников правосознания в обучении гуманитарным дисциплинам: Автореф.. дис. канд. пед. наук. -Волгоград, 2000. 19 с.
  146. Г. Г. Юридическая психология.Учебник для вузов. Изд. 2-е.- М.: Зерцало, 2003.-272 с.
  147. П.Г. Философия в России XVIII в. М., 1992.
  148. А. Н. Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Дис. магистра пед. наук. Волгоград. 2001. — 106 с.
  149. ЩурковаН. Е. Классное руководство: теория, методика, технология. М., 2000.-С. 102- 130.
  150. Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиций культуры. -М., 1997. — 78 с.
  151. Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994.-112 с.
  152. Н. Е. Этика школьной жизни. М., 2000. — 192 с.
  153. Эзотерический словарь М.: Просвещение. 1993. — Т. 2.
  154. Д. Б. Избранные психологические труды: проблемы возрстной и педагогической психологии / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1995. — 224 с.
  155. Н.С. О педагогической методике обучению миролюбию М. Липма-на // Вопросы философии. 1995. — № 2. — С.106 — 109.
  156. В. Н. Современный мир и проблема толерантности // Вестник психолого-социальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1996. — № 1. — С. 65.
  157. Allport G. The nature of Prejudice. Cambridge, MA, 1954.
  158. Dictionnaire de Morale. Ed. par 0. Hoffe. — Fnbo-urq. Edition Universitaires, 1983.-P. 202−203.
  159. Heller C., Hawrins J. A. Teaching tolerance: notes from the front line // Teachers college records. 1994. Vol. 95, № 3. — P. 337 — 368.
  160. Mendus S. Toleration // Encyclopedia of Ethics. New-York — London, 1992. P. 1251.
  161. Nicholson. P. Toleration, Methuen, 1985. p.160.
  162. Reardon B. A. Tolerance The Threshold of Peace. — N-Y.: The Teacher’s Library, 2001.
  163. Research on Cooperative Learning: an international perspective / R. E. Slavin, Scandinavial Journal of Educational, Research, 1989. Vol. 33, № 4,
  164. Popper, K. Toleration and Intellectual Responsibility //On Toleration. Oxford: Clarendon Press, 1987, P. 34.
  165. M. «The limits of Toleration»// On Toleration edited by S. Mendus, D. Edwards, 1987.-P. 126.
Заполнить форму текущей работой