Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Взаимосвязь профессиональных способностей и стиля деятельности учителя-предметника в связи со свойствами индивидуальности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Профессиональные способности имеют как общую, одинаковую для учителей разных предметов психодинамическую и личностную основу, так и специфическую, в зависимости от преподаваемого предмета и этапа профессионального становления. Так, во всех группах обнаружены связи показателя коммуникативных склонностей с показателями коммуникативной активности, общей активности и адаптивности, социальной смелости… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Взаимосвязь способностей и индивидуального стиля как предмет психологического исследования ю
    • 1. 1. Проблема педагогических способностей учителя
    • 1. 2. Изучение профессиональных способностей учителя в русле теории интегральной индивидуальности
    • 1. 3. Исследование индивидуального стиля в сфере педагогической деятельности
    • 1. 4. Исследование индивидуального стиля в русле теории интегральной индивидуальности
    • 1. 5. Проблема взаимосвязи профессиональных способностей и индивидуального стиля деятельности
    • 1. 6. Гипотезы, цель и задачи исследования
  • Глава II. Организация и методики исследования
    • 2. 1. Организация исследования
    • 2. 2. Методики изучения профессиональных способностей учите
      • 2. 2. 1. Методики изучения педагогических способностей
      • 2. 2. 2. Методики изучения предметных способностей
    • 2. 3. Методика изучения индивидуального стиля педагогической деятельности
    • 2. 4. Методики изучения разноуровневых индивидуальных свойств
  • Глава III. Результаты исследования и их обсуждение
    • 1. Результаты исследования профессиональных способностей учителя
      • 1. 1. Результаты исследования структуры педагогических способностей учителей-предметников (филологов и математиков) с разным стажем педагогической деятельности
      • 1. 2. Результаты исследования структуры профессиональных способностей учителей-предметников (филологов и математиков) с i разным стажем педагогической деятельности
      • 1. 3. Результаты исследования различий в степени выраженности профессиональных способностей учителей в зависимости от преподаваемого предмета и этапа профессионального становления
      • 1. 4. Результаты исследования взаимосвязи профессиональных способностей учителей разных предметов и этапов профессионального становления с разноуровневыми индивидуальными свойствами
    • 0. 2. Результаты исследования индивидуального стиля педагогической деятельности
      • 2. 1. Результаты исследования структуры индивидуального стиля деятельности учителей (филологов и математиков) на разных этапах профессионального становления

      2.2. Результаты исследования различий в степени выраженности компонентов индивидуального стиля педагогической деятельности в зависимости от преподаваемого предмета и этапа профессионального становления

      2.3. Результаты исследования взаимосвязи компонентов индивидуального стиля педагогической деятельности учителей разных предметов и этапов профессионального становления с разноуровневыми индивидуальными свойствами

      § 3. Результаты исследования взаимосвязи профессиональных способностей и индивидуального стиля педагогической деятельности учителя

      3.1. Результаты исследования особенностей взаимосвязи профессиональных способностей и индивидуального стиля педагогической деятельности учителей разных предметов и этапов профессионального становления 145 ® 3.2 Результаты исследования взаимосвязи профессиональных способностей, индивидуального стиля педагогической деятельности и разноуровневых индивидуальных свойств учителя

Взаимосвязь профессиональных способностей и стиля деятельности учителя-предметника в связи со свойствами индивидуальности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Стремительное развитие системы образования, внедрение инновационных технологий обусловили изменение и повышение требований к участникам образовательного процесса. В связи с этим устойчива потребность в высококвалифицированном, одаренном и находящемся в творческом поиске педагоге. Все это в последние десятилетия обусловило пристальное внимание к профессиональному становлению, формированию индивидуального стиля, профессиональных способностей учителя и развитию его индивидуальности.

Диссертация посвящена проблеме взаимосвязи профессиональных способностей и индивидуального стиля педагогической деятельности учителей-предметников (математика, русский язык и литература) на разных этапах профессионального становления в связи с особенностями индивидуальности педагога. На сегодняшний день накоплен достаточно большой опыт изучения содержания и структуры способностей учителя (Н.Д. Левитов, 1960; Ф.Н. Го-ноболин, 1962, 1975; А. И. Щербаков, 1976; В. А. Крутецкий, 1982; С. Л. Кондратьева, 1984; Н. В. Кузьмина, 1961, 1985 и др.), их природных и социальных детерминант (Н.А. Аминов, 1998; Н. А. Аминов, И. С. Аверина, Л.И. Аршави-на, 1990; С. Д. Литвин, 1987; М. К. Кабардов, 1983; А. И. Щебетенко, 1984). Для современного этапа изучения способностей характерен системный подход, который осуществляется с позиций теории функциональных систем (В.Д. Шадриков, 1983, 1991), системно-целевой концепции педагогической одаренности учителя (Б.Б. Коссов, 1998), комплексного подхода (Э.А. Голубева, 1993, 1994, 1997), теории интегральной индивидуальности (B.C. Мерлин, 1986). При этом полученные данные часто противоречивы и эпизодичны. Проблемы развития профессиональных способностей учителей разных предметов, влияния стажа педагогической деятельности на их структуру, выраженность остаются малоизученными.

Проблема индивидуального стиля деятельности (ИСД) в отечественной психологии разрабатывается уже более 30 лет. В работах B.C. Мерлина (1986), Е. А. Климова (1969), М. Р. Щукина (1994;2000) В. А. Толочека (19 842 000) и др. рассмотрены базовые положения теории ИСД, выделены его основные компоненты, факторы формирования и развития. Индивидуальный стиль в области педагогической деятельности также стал предметом исследования в ряде работ, посвященных изучению индивидуального стиля деятельности учителя на уроке (Н.И. Петрова, 1970; З. Н. Вяткина, 1979), педагогического общения (А.А. Андреев, 1984; Л. И. Габдулина, 1999), поведения педагогов (Л.И. Рюмшина, 2000), педагогического оценивания (Н.П. Крикля, 1997) и т. д. Установлено, что в качестве условий формирования ИСД учителя выступает психологический тип педагога (О.В. Кондратьева, 1996), характеристика психической саморегуляции (А.П. Лейнбок, 1974) и т. д. Одной из первых попыток изучить ИСД учителя как системное образование является исследование А. К. Марковой и А. Я. Никоновой (1987). В то же время вопросы формирования, развития ИСД учителя рассматриваются, как правило, без учета предметной специфики его деятельности. Малоизученным остается и вопрос об особенностях стиля учителя на разных этапах его профессионального становления и развития.

Взаимосвязь профессиональных способностей и ИСД обсуждается исследователями преимущественно на теоретическом уровне (С.Л. Рубинштейн, 1960; B.C. Мерлин, 1990; Т. И. Артемьева, 1980; М. Р. Щукин, 2002 и др.), а имеющихся данных о характере этой взаимосвязи явно недостаточно. Не выявлена специфика функционального взаимодействия профессиональных способностей и стиля деятельности учителя, недостаточно данных об обусловленности этих связей свойствами индивидуальности. Не рассматривается вопрос о влиянии предметной специфики деятельности и этапа профессионального становления учителя на характер взаимосвязи ИСПД и профессиональных способностей. Решение данных вопросов остается важной научнопрактической задачей, что и определяет актуальность настоящего исследования.

Научая новизна. В исследовании впервые с позиции системного подхода и теории интегральной индивидуальности (B.C. Мерлин, 1986) индивидуальный стиль педагогической деятельности (ИСПД) рассмотрен как целостная система приемов и способов осуществления профессиональной деятельности, выявлены особенности структуры ИСПД учителей, обусловленные спецификой преподаваемого предмета и этапом профессионального становления. Впервые выявлены типы взаимосвязи профессиональных способностей и ИСПД учителей.

Теоретическое значение работы. Полученные результаты расширяют представление о структуре профессиональных способностей и ИСПД учителей математики, русского языка и литературы, дополняют и конкретизируют данные о их детерминантах, относящихся к различным иерархическим уровням индивидуальности. Исследование выявляет типы взаимосвязи профессиональных способностей и ИСПД, что вносит определенный вклад в развитие теории способностей и теории стиля деятельности в плане выделения условий и факторов развития профессиональных способностей учителя, ИСПД и, в конечном счете, его индивидуальности.

Практическое значение работы. Полученные данные позволяют проводить более дифференцированную и адресную работу по развитию способностей и ИСПД учителей с учетом преподаваемого ими предмета и этапа профессионального становления. Разработана и апробирована методика для изучения ИСПД учителей, которая может быть использована в целях диагностики сформированности ИСПД учителя. Выделены и описаны типы взаимосвязи профессиональных способностей, ИСПД и разноуровневых индивидуальных свойств, что может быть использовано в работе по развитию профессионализма учителя. Результаты исследования могут быть использованы в профессиональной подготовке будущих психологов и учителей, а также в практической работе психологов сферы образования.

Объект исследования. Профессиональные способности, ИСПД и индивидуальность учителей-предметников с разным стажем педагогической деятельности.

Предмет исследования. Взаимосвязь профессиональных способностей, ИСПД и разноуровневых индивидуальных свойств учителей математики, русского языка и литературы с разным стажем педагогической деятельности.

Цель и задачи исследования

Целью работы являлось изучение характера взаимосвязи профессиональных способностей, ИСПД и разноуровневых индивидуальных свойств у учителей математики, русского языка и литературы на разных этапах профессионального становления. Задачи настоящего исследования заключались в следующем:

1. Выявить специфику структуры профессиональных способностей учителей-предметников на этапах профессионального совершенствования (стаж педагогической деятельности 5−10 лет) и профессиональной зрелости (стаж педагогической деятельности 15−20 лет).

2. Разработать, стандартизировать и апробировать методику изучения индивидуального стиля педагогической деятельности.

3. Изучить особенности структуры ИСПД учителей русского языка, литературы и математики с разным стажем педагогической деятельности.

4. Изучить влияние предметной специфики деятельности на динамику развития профессиональных способностей и ИСПД учителя.

5. Установить специфику характера детерминации профессиональных способностей и ИСПД учителей-предметников разноуровневыми индивидуальными свойствами в зависимости от этапа профессионального становления.

6. Экспериментально установить особенности взаимосвязи профессиональных способностей, ИСПД и симптомокомплексов индивидуально-психологических характеристик учителя.

Гипотезы исследования.

1. Существуют различные типы взаимосвязи профессиональных способностей и ИСПД, обусловленные их компонентной организацией и различными симптомокомплексами разноуровневых индивидуальных свойств, а также характером предметной направленности педагогической деятельности и этапом профессионального становления учителя.

2. Структура профессиональных способностей учителя, степень их выраженности и характер детерминации разноуровневыми индивидуальными свойствами специфичны в зависимости от преподаваемого предмета и этапа профессионального становления.

3. ИСПД — динамическая система, включающая в себя подготовительный, организационный, коммуникативный, дидактический, дисциплинирующий, стимулирующий, контрольный, оценочный и рефлексивный компоненты.

4. Структура ИСПД учителя, степень выраженности его компонентов и характер детерминации разноуровневыми индивидуальными свойствами имеет отличительные особенности у учителей разных предметов с разным стажем педагогической деятельности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Существует два типа функциональных взаимоотношений профессиональных способностей, ИСПД и разноуровневых индивидуальных свойств, обусловленных их компонентной организацией: синергия и взаимная компенсация.

2. Структура профессиональных способностей учителей математики, русского языка и литературы и характер детерминации свойствами индивидуальности различных иерархических уровней имеют специфику, обусловленную предметной направленностью педагогической деятельности и этапом профессионального становления.

3. ИСПД — динамическая система, включающая в себя подготовительный, организационный, коммуникативный, дидактический, дисциплинирующий, стимулирующий, контрольный, оценочный и рефлексивный компоненты.

4. Структура ИСПД учителей математики, русского языка и литературы и характер детерминации разноуровневыми индивидуальными свойствами имеют отличительные особенности в зависимости от предметной направленности педагогической деятельности и этапа профессионального становления.

Апробация работы. Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на региональной научной конференции «XV Мерлинские чтения» (Пермь, 2000), научной конференции молодых психологов Урала (Пермь, 2001), региональной научно-практической конференции «Весенняя психологическая сессия» (Екатеринбург, 2002), психологических чтениях, посвященных памяти Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына (Москва, 2002), а также на педагогически советах школ г. Перми. Полученные результаты легли в основу практической работы по формированию ИСПД и развитию профессиональных способностей учителей в школах г. Перми и отражены в курсе «Общая психология», спецкурсе «Интегральная индивидуальность и ее развитие». По теме исследования в печати опубликовано 12 работ.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

1. Структура профессиональных способностей учителей математики, русского языка и литературы включает в себя как одинаковые компоненты, связанные с общими требованиями педагогической деятельности (предметно-педагогическая эффективность, обусловленная уровнем развития педагогических и предметных способностей), так и специфические компоненты, зависящие от преподаваемого предмета и этапа профессионального становления учителя.

2. Структура профессиональных способностей учителей-филологов на этапе профессионального совершенствования включает в себя предметно-педагогическую эффективность, способности к педагогической коммуникации, удовлетворенность профессией, предметно-педагогическую направленностьна этапе профессиональной зрелости — предметно-педагогическую эффективность, профессиональную культуру учителя, филолого-педагогическую чувствительность и способности к организации педагогической коммуникации. У учителей математики на этапе профессионального совершенствования — способности к педагогической коммуникации, предметно-педагогическую эффективность, математическое мышление и профессиональную чувствительностьна этапе профессиональной зрелости — предметно-педагогическую эффективность, математическое мышление, педагогическую направленность и педагогическую культуру.

3. Развитие структуры профессиональных способностей учителей-филологов осуществляется в направлении перехода от связи более частных педагогических способностей к связи интегральных компонентов и увеличения выраженности предметных способностей, а у учителей-математиков — в направлении изменения взаимосвязей педагогических и предметных способностей и увеличения выраженности педагогических способностей.

4. Профессиональные способности имеют как общую, одинаковую для учителей разных предметов психодинамическую и личностную основу, так и специфическую, в зависимости от преподаваемого предмета и этапа профессионального становления. Так, во всех группах обнаружены связи показателя коммуникативных склонностей с показателями коммуникативной активности, общей активности и адаптивности, социальной смелости (фактор Н). У молодых филологов из показателей индивидуальных свойств наибольшее количество взаимосвязей с показателями профессиональных способностей имеет показатель общей эмоциональности, у зрелых филологов — показатель общей адаптивности, у молодых математиков — показатели коммуникативной активности и общительности (фактор А), у зрелых математиков — показатели интеллектуальной активности и чувствительности (фактор I).

5. ИСПД — целостная, динамическая система, состоящая из подготовительного, организационного, коммуникативного, дидактического, стимулирующего, дисциплинирующего, контрольного, оценочного и рефлексивного компонентов.

6. Структура ИСПД учителей математики, русского языка и литературы имеет как общие, одинаковые для всех групп учителей компоненты, связанные с регуляцией поведения и активности учащихся, так и специфические, в зависимости от преподаваемого предмета и этапа профессионального становления. Так, например, у молодых филологов структура ИСПД включает стимулирование и оценку творческого обучения, регуляцию поведения учащихся, стимулирование и контроль знаний, подготовку и анализ урока. У зрелых учителей-филологов — подготовку и анализ урока, регуляцию активности учащихся, стимулирование и оценку творческого обучения, регуляцию процесса обучения.

7. Компоненты ИСПД в каждой их изучаемых групп детерминированы свойствами всех уровней индивидуальности. При этом выявлены как общие для всех групп связи, которые можно рассматривать как общепсихологические корреляты стиля, так и специфические для каждой группы учителей. К этапу профессиональной зрелости количество связей показателей стиля с показателями индивидуальных свойств у учителей филологов — увеличивается, а у учителей-математиков — уменьшается.

8. Развитие ИСПД учителя характеризуется увеличением количества взаимосвязей между его показателями, то есть происходит по принципу интеграции отдельных компонентов. Причем развитие способностей и стиля идет в различных направлениях: влияние предметной специфики деятельности к этапу профессиональной зрелости на профессиональные способности усиливается, что проявляется в больших различиях в структуре способностей учителей со стажем 15−20 лет, а на ИСПД — уменьшается, что проявляется в большем сходстве структуры стиля зрелых учителей по сравнению с молодыми учителями.

9. Существуют два типа функциональных взаимоотношений профессиональных способностей, ИСПД и свойств индивидуальности учителя: синергия и взаимная компенсация.

10. Синергия проявляется в том, что профессиональные способности и стиль учителя взаимно дополняют и усиливают друг друга, действуя в одном направлении и обеспечивая успешность в деятельности. Эти функциональные взаимоотношения детерминированы определенным сиптомоком-плексом индивидуальных свойств, характеризующих психодинамическую и личностную активностью, адаптивность и эмоциональную стабильность.

11. Взаимная компенсация проявляется в том, что профессиональные способности, стиль и профессионально значимые свойства индивидуальности восполняют недостаточность развития одних составляющих высоким уровнем развития других, обеспечивая тем самым успешность деятельности. Выявлено три варианта взаимной компенсации: 1) относительно низкий уровень развития профессиональных способностей компенсируется высоким уровнем проявления стилевых характеристик- 2) относительно низкий уровень развития ИСПД компенсируется высоким уровнем развития профессиональных способностей- 3) относительно низкий уровень развития профессиональных способностей и ИСПД компенсируется высоким уровнем развития профессионально значимых свойств индивидуальности.

12. Выявленные типы функциональных взаимоотношений профессиональных способностей, ИСПД и индивидуальных свойств имеют специфику в зависимости от преподаваемого учителем предмета и стажа педагогической деятельности.

Таким образом, в результате проведенного исследования, выдвинутые нами гипотезы, нашли свое эмпирическое подтверждение.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Некоторые особенности педагогического общения с под-ростками//Вопросы психологии 1988. — № 2 — С. 96−99.
  2. Абульханова-Славская Н. А. Категория деятельности в советской психоло-гии//Психологический журнал. 1980. — № 4. — Т.1. — С. 11−28.
  3. М.К. Динамическая характеристика нервной системы и проблема природных задатков способностей//Вопросы психологии. 1980. — № 3. -С. 101−108.
  4. М.Д. Некоторые стороны исследования психологии способностей/Проблемы способностей/Под ред. В. Н. Мясищева. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — С. 144−153
  5. Н.А. Диагностика педагогических способностей. М.: Ин-т практ. психологии-Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 80 с.
  6. Н.А. Дифференциальный подход к исследованию структурной организации главных компонентов педагогических способно-стей//Вопросы психологии. 1995. — № 5. — С.5−17.
  7. Н.А. Модели управления образованием и стили преподава-ния//Вопросы психологии. 1994. — № 2. — С. 88−98.
  8. Н.А. Модельные характеристики способностей и одаренности учителя/Способности (к 100-летию со дня рождения Б.М. Теплова). — Дубна: «Феникс», 1997.- С.289−305.
  9. Н.А. Природные предпосылки педагогических стилей у преподавателей начальной школы//Вопросы психологии. 1997. — № 2. — С. 14−22.
  10. Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей//Вопросы психологии. 1988. — № 5. — С.71−77.
  11. Н.А., Молоканова М. В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов//Психологический журнал. 1992. -№ 5. — Т.13. — С. 104−110.
  12. Н.А., Молоканова М. В. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов//Вопросы психологии. 1992.- № 1−2. — С. 74−83.
  13. .Г. Соотношение способностей и одаренности/Проблемы способностей/Под ред. В. Н. Мясищева. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. -С15−32.
  14. П.Ананьев Б. Г. Формирование одаренности/Склонности и способности/Под ред. В. Н. Мясищева. Д.: Изд-во ЛГУ, 1962. — С. 15−36.
  15. А., Урбина С. Психологическое тестирование. — С-Пб., «Питер», 2001.-686 с.
  16. А.А. Влияние стиля педагогического общения на познавательную активность учащихся на уроке. Автореферат дисс. .канд. психол. наук.-Л., 1984.-20 с.
  17. А.В. Структура специальных педагогических способностей учителей математики и психологические условия их формирования. Автореферат дисс. .канд. психол. наук. -М., 1990. — 16 с.
  18. О.Я. Самостоятельный выбор стиля как фактор развития интегральной индивидуальности (на материале лонгитюдного исследования студентов). Автореферат дисс. .канд. психол. наук. — Пермь, 1994. — 27 с.
  19. А. Типы математических способностей и индивидуализация обучения математике (в XI-IX классах). Автореферат дисс. .канд. психол. наук. — Вильнюс, 1970. — 27 с.
  20. Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977.-184 с.
  21. Т.И. Проблема способностей: личностный ас-пект//Психологический журнал. — 1980. № 3.- Т.5. — С. 46−55.
  22. И.В. Мотивационные механизмы формирования и развития специальных (педагогических) способностей. Дисс.канд. психол. наук. -Новосибирск, 1995. 201 с.
  23. Е.Г. Анализ дидактических способностей учителя начальных классов и студентов педагогического института. — Автореферат дисс.канд. психол. наук. -М., 1982. 16 с.
  24. Е.Г. О структуре дидактических способностей учителя/Психологические проблемы формирования педагогической направленности и педагогических способностей (Сб.науч. трудов)/Под ред. В. А. Крутецкого. -М.: МГПИ, 1982. С. 16−33.
  25. А.А., Столин В. В. Общая психодиагностика. С-Пб, «Речь», 2000. — 440 с.
  26. О.Н. Учитель как субъект педагогического общения. — Кемерово: ОблИУУ, 1994. 63 с.
  27. Н.Ю. Профессиональные способности в структуре интегральной индивидуальности учителя физической культуры Автореферат дисс.. .канд. психол. наук. — Пермь, 2000. — 20 с.
  28. А.А. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973. -96 с.
  29. К.В., Кондратьева С. В. Психология труда и личности учителя/Уч. пособие по курсу «Возрастная и педагогическая психология» для студентов педагогических специальностей. Минск- Гродно: ГТУ, 1991.-81 с.
  30. К.В., Парамей Г. В. Психодиагностика склонностей и способностей к педагогической деятельности.//Вестник МГУ 1990. — № 2. — С.66−70.
  31. Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика. Дисс.канд. психол. наук.-М., 1996. 308 с.
  32. .А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека. Перм. Гос. Пед. ун-т. — Пермь, 2000. — 179 с.
  33. Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии/ЛЗопросы психологии. 1975. — № 2. -С. 147−158.
  34. Ю.Б. Психологические особенности влияния стиля педагогической деятельности на мотивацию учения учащихся. Дисс.канд. психол. наук. — М., 1991. 124 с.
  35. Ф.Н. Удовлетворенность трудом (анализ структуры, измерение, связь с производственным поведением). Ашхабат, 1988. — 99 с.
  36. Н.С. Психологические основы развития педагога как субъекта профессионализации. Автореф. дисс.докт. психол. наук. — С-Пб., 2001. -37 с.
  37. Н.С. Психология профессионализации педагога. Екатеринбург, Изд-во УРО РАН. 2000. — 219 с.
  38. Э.А. Дифференциальный подход к способностям и склонно-стям//Психологический журнал. 1989. — № 4. — Т. 10. — С. 75−86.
  39. Э.А. Исследование способностей и индивидуальности в свете идей Б.М. Теплова/Способности (к 100-летию со дня рождения Б.М. Теп-лова). Дубна: «Феникс», 1997. — С. 163−183.
  40. Э.А. Комплексное исследование способностей//Вопросы психологии. 1986. — № 5. — С. 18−30.
  41. Э.А. Некоторые проблемы экспериментального изучения природных предпосылок общих способностей//Вопросы психологии. 1980. -№ 4 — С.23−37.
  42. Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993. — 304 с.
  43. Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учите-ля//Вопросы психологии.- 1975. -№ 1. С. 100−111.
  44. Ф.Н. Педагогические способности и их классифика-ция//Материалы конференции по проблеме способностей. М., 1970.
  45. Ф.Н. Психологический анализ педагогических способностей/Проблемы способностей/Под ред. В. Н. Мясищева. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — С.244−255.
  46. М.М. Взаимосвязь общих и специальных способностей в педагогической управленческой деятельности. Дисс.канд. психол. наук. -Иркутск, 1996. 131 с.
  47. Ю.Я. Индивидуальный стиль волевой активности и его формирование у старших школьников. Автореферат дисс. .канд. психол. наук. -Пермь, 1992.-11 с.
  48. В.М. Формирование индивидуального стиля деятельности в системе педагогического образования. — Комсомольск-на Амуре: Изд-во Комсом.-на-Амуре гос. пед. ун-та, 1995. -107 с.
  49. Диагностика типологических свойств нервной системы. Методическое пособие /Сост. О. Д. Лившиц и др. Пермь, 1993. 19с.
  50. Диагностика успешности учителя: сборник методических материалов для директоров и заместителей директоров учебных заведений. Руководителям школ. М.: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1998. — 93 с.
  51. Е.Е. Специальные способности в структуре интегральной индивидуальности учителей биологии и химии. Автореферат дисс. .канд. психол. наук. — Пермь, 1999. — 26 с.
  52. В.Н. Психология общих способностей. С-Пб., «Питер», 1999. -356 с.
  53. И.В. Изучение математических способностей детей младшего школьного возраста/Вопросы психологии способностей/Под ред. В. А. Крутецкого. -М.: Педагогика, 1973. С. 5−60.
  54. С.И. О связи темперамента с общими способностя-ми//Психологический журнал. 1994. — № 2. — Т.15. — С. 165−170.
  55. Е.В. Особенности самосознания педагога в процессе профессионализации. Автореферат дисс.канд. психол. наук. — Пермь, 2002. -24 с.
  56. О.П. Практикум по психологии личности. С-Пб., «Питер», 2001. — 560 с.
  57. А.А. Изменение взаимосвязей индивидуальных свойств учащихся ПТУ в зависимости от овладения мастерством//Вопросы психологии. 1981. — № 3. — С. 49−57.
  58. С.Ю. Стиль учебной активности и его развитие (на материале исследования студентов филологов и математиков). — Автореферат дисс.канд. психол. наук.-М., 1991. 24 с.
  59. И.Б. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителей. Дисс. .канд. психол. наук. — Ташкент, 1993. 174 с.
  60. Е.Н. Успешность педагогической деятельности учителя в зависимости от педагогических и специальных способностей. — Автореферат дисс.канд. пед. наук. — Пермь, 1997. 18 с.
  61. В.И. Диагностика профессиональной деятельности учителя //Мир образования. 1996. — № 3. — С. 66−69.
  62. Н.А. Формирование и коррекция профессионального стиля деятельности учителя на основе его индивидуальности. — Дисс.канд. психол. наук. М., 2000. — 156 с.
  63. Е.В. Стиль адаптации к новым условиям учебной деятельности (на материале исследования младших школьников и подростков). Авто-реф. дисс.канд. психол. наук. — Пермь, 2000. 18 с.
  64. Л.А. Характеристика структур интегральной индивидуальности педагогов в зависимости от этапов их профессиональной деятельности. — Дисс.канд. психол. наук. Пятигорск, 1998. 133 с.
  65. Е.П. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты//Вопросы психологии. 1988. — № 6. — С. 85−93.
  66. С.А. Диагностика личностных качеств педагога. -Тюмень, 1995.-28 с.
  67. А.Г. Развитие индивидуального стиля педагогического общения в процессе профессионального становления воспитателя//Вестник ПГПУ. Серия 1. Психология. -2000. № 1−2. — С. 47−51.
  68. А.Г. Характеристики индивидуального стиля педагогического общения воспитателей детских садов/Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. Пермь ПГПИ, 1992. — С. 68−78.
  69. Индивидуальность и способности. (Сб. науч. трудов)/Ин-т психологии РАН /Под ред. Дружинина В. Н. и др. М., 1994. — 142 с.
  70. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие/Под ред. Б. А. Вяткина. М., Изд-во института психологии РАН, 1999. 328 с.
  71. М.К. Коммуникативные и когнитивные составляющие языковых способностей (индивидуально-типологический подход). Дисс.докт. психол. наук. -М., 2001. 354 с.
  72. М.К., Арцишевская Е. В. Типология языковых способностей/Способности (к 100-летию со дня рождения Б.М. Теплова). — Дубна: «Феникс», 1997. С.259−288.
  73. Л.Ц. Роль типологии коммуникативных стилей в становлении педагогического мастерства будущего учителя. Автореферат дисс.. .канд. психол. наук. — М., 2000. — 26 с.
  74. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс (эмоционально-коммуникативные аспекты педагогического творчества). -Автореф. докт. психол. наун. -Л., 1981.-31 с.
  75. Кан-Калик В.А., Ковалев Г. А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования//Вопросы психологии. — 1985. -№ 4.-С. 9−16.
  76. В.И. Формирование коммуникативной компетентности будущих учителей. Дисс.канд. психол. наук. — Кострома, 1995. 197 с.
  77. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1969. — 277с.
  78. А.Г. Диагностика способностей в практике работы учителя/Склонности и способности/Под ред. В. Н. Мясищева. Л.: Изд-во ЛГУ, 1962.-С. 50−69.
  79. А.Г. К вопросу о структуре способности к изобразительному творчеству/Проблемы способностей/Под ред. В. Н. Мясищева. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. С. 153−164.
  80. А.Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. Т.2 Способности. Изд-во ЛГУ, 1960. — 304 с.
  81. О.В. Психологический тип учителя как условие формирования профессионального стиля деятельности. — Дисс.канд. психол. наук. -Н. Новгород, 1996. 197 с.
  82. А.А., Тамбовцева Т. С. Исследование индивидуального стиля педагогического общения//Вопросы психологии. 1990. — № 2. — С. 62−69.
  83. А.А., Тамбовцева Т. С. Качественные характеристики индивидуального стиля педагогического общения учителя/Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. Пермь: 11 111И, 1992. -С. 79−88.
  84. .Б. Индивидуальные и типологические особенности стиля деятельности руководителей/Проблема интегрального исследования индивидуальности и ее педагогические аспекты (межвузовский сб. науч. трудов). -Пермь: ПГПИ, 1984. С. 78−87.
  85. .Б. Личность и педагогическая одаренность: новый метод. — М.: Ин-т практ. психологии-Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 127 с.
  86. М.Ю. Индивидуальная психологическая структура труда учителя иностранного языка. Дисс.канд. психол. наук. -М., 1993. 230 с.
  87. Ю.С. Природа способностей. — Ставрополь: Кн. изд-во, 1980. — 256 с.
  88. Ю1. Крутецкий В. А., Балбасова Е. Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития. — М.: Прометей, 1991.-110с.
  89. Ю4. Кудрявцев М. В. О математических способностях/Сарат. пед. ин-т им. К. А. Федина, обл. орг. о-ва. «Знание». Саратов, 1989. — 32 с.
  90. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. — Л., ЛГУ, 1970.-114 с.
  91. Н.В. Об особенностях педагогической деятельности и педагогических способностях/Проблемы способностей/Под ред. В. Н. Мясищева. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — С. 255−261.
  92. Ш. Кузьмина Н. В., Кухарев Н. В. Психологическая структура деятельности учителя/Гомельск. гос. ун-т. Гомель, 1976. — 57 с.
  93. Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. С-Пб, Рыбинск, 1993.из. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. — Л.: Ленингр. орг. о-ва «Знание», 1985. 32 с.
  94. Н.В. Формирование педагогических способностей. -Л., ЛГУ, 1961.-97 с.
  95. И5. Кулюткин Ю. Н. Психология обучения взрослых. — М.: Просвещение, 1985.-128 с.
  96. Иб. Левитов Н. Д. Детская и педагогическая психология. М.: Учпедгиз, 1960.-428 с.
  97. И.А. Математические способности и их природные предпосылки/Способности (к 100-летию со дня рождения Б.М. Теплова). — Дубна: «Феникс», 1997. С.307−318.
  98. А.П. Анализ стиля деятельности на основе характеристик психической регуляции. Автореферат дисс. .канд. психол. наук. — Тарту, 1974.-36 с.
  99. Н.С. Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьников//Вопросы психологии. — 1985. № 1. — С.9−18.
  100. Н.И. Индивидуальный стиль поведения в конфликтных ситуациях. Автореферат дисс. .канд. психол. наук. — Пермь, 1996. — 16 с.
  101. А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. — 94 с.
  102. С.Д. Психологические закономерности формирования педагогических способностей.-Дисс.канд. психол. наук. — М., 1987. 263 с.
  103. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-444 с.
  104. А.К. Психология труда учителя. М.: «Просвещение», 1993. — 193 с.
  105. А.К., Никонова А. Я. Психологические особенности индивидуального стиля учителя//Вопросы психологии. 1987. — № 5. — С. 40−47.
  106. А.Н. Формирование педагогической направленности у студентов университета с учетом структуры способностей. — Автореферат дисс.канд. психол. наук.— Л., 1986. 18 с.
  107. А.П. Формирование концептуальной модели профессиональной деятельности педагога. — Дисс.канд. психол. наук. С-Пб., 1999. 185 с.
  108. Методы системного педагогического исследования/Под ред. Кузьминой Н.В.-Л., ЛГУ, 1980. -172 с.
  109. B.C. Некоторые нервно-физиологические основы специальных способностей в труде и учебной деятельности/Проблемы способностей/Под ред. В. Н. Мясищева. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — С.55−63.
  110. B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание: Учебное пособие к спецкурсу «Основы психологии личности».— Пермь: ПГПИ, 1990.- 110 с.
  111. B.C. Об интегральном исследовании индивидуальности/Проблемы интегрального исследования индивидуальности (республиканский сб. науч. трудов). — Пермь: ПГПИ, 1977. С. 7−36
  112. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. — М.: Педагогика, 1986. 256 с.
  113. Методы и портативная аппаратура для исследования индивидуально-психологических различий человека. Изд-во Казанского университета, 1976.-238 с.
  114. Методы психологической диагностики. Описание и практическое применение. Вып. 1.-М.: ИПАИ, 1993. — 85 с.
  115. К. Структура коммуникативных способностей учителей. Автореферат дисс. .канд. психол. наук. — С-Пб., 1993. — 15 с.
  116. Митина J1.M. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя/Пособие для практического психолога. -Кемерово: Кемер. облИУУ, 1996. 49 с.
  117. Митина J1.M. Психология профессионального развития учителя./Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. М., Флинта. 1998. — 200 с.
  118. JI.M. Учитель как личность и профессионал. М.: Дело, 1994. -215 с.
  119. Е.С. Коммуникативные и рефлексивные компоненты и их соотношение в структуре педагогических способностей. — Автореферат дисс.канд. психол. наук.— Л., 1990. 18 с.
  120. А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М.: Просвещение, 1986.- 160 с.из. Мухаметзянова Ф. Ш. Педагогические условия формирования психологической культуры учителя. — Дисс.канд. психол. наук. Казань, 1995. 207 с.
  121. В.Н. О связи склонностей и способностей/Склонности и способности/Под ред. В. Н. Мясищева. ЛГУ, 1962. — С. 3−14.
  122. В.Н. Проблема способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи/Проблемы способностей/Под ред. В. Н. Мясищева. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — С. 5−14.
  123. А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля педагогической деятельности учителя. Дисс.канд. психол. наук. — М., 1986.223 с.
  124. Основы вузовской педагогики/Под ред. Н. В. Кузьминой, И. А. Урклина. -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1972. 311 с.
  125. Педагогические и управленческие способности и их диагностика/Под ред. Коссова Б. Б. — М., 1991. 56 с.
  126. Н.И. Некоторые особенности индивидуального стиля трудовой деятельности учителя на уроке. — Дисс.канд. психол. наук. — Казань, 1970. 249 с.
  127. А.В. Способности и труд. М.: Знание, 1966. — 80 с.
  128. И.Д. Компоненты индивидуального стиля преподавателя (спецкурс-прктикум). Пермь: ПГПИ, 1990. — 138 с.
  129. Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М: Изд-во УРАО, 2002. — 160 с.
  130. Т.И. Специальные способности в структуре интегральной индивидуальности будущих учителей музыки. — Автореферат дисс.канд. психол. наук. Пермь, 1997. 27 с.
  131. И.Е. Стиль моторной активности в структуре интегральной индивидуальности. Автореферат дисс. .канд. психол. наук. — Пермь, 1993.- 16 с.
  132. Практическая психодиагоностика: методики и тесты/Под ред. Д.Я. Рай-городского. Самара: БАХРАХ, 1999. -672 с.
  133. Прикладная социальная психология: учебное пособие/Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. М., Институт практической психологии- Воронеж, Изд-во НПО МОДЭК, 1998. — 688 с.
  134. Природа индивидуальных различий: опыт исследования близнецовым методом. Изд-во Московского университета, 1991. — 192 с.
  135. Психологические проблемы формирования педагогической направленности и педагогических способностей (сб. научн. тр.)/Под ред. В.А. Кру-тецкого. М.: МГПИ, 1982. — 109 с.
  136. Психология личности: тесты, опросники, методики./Сост. Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова. М.: Геликон, 1995. — 220 с.
  137. Психология педагогического общения (методические разработки для преподавателей и студентов)/Сост. Страхов И. В. Саратов: СГИИ, 1980. -96 с.
  138. Психология становления педагога профессиональной школы/Под ред. Зеера Э. Ф. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1996. — 148 с.
  139. Психология учителя (тезисы докладов к VII съезду общества психологов СССР)/АН СССР, о-во психологов СССР. М., 1989. -183 с.
  140. Развитие и диагностика способностей/Под ред. Дружинина В. Н., Шадри-кова В.Д. М.: «Наука», 1991. — 177 с.
  141. И.Н. Влияние профессиональной мотивации на развитие педагогических способностей у студентов-музыкантов. — Дисс.канд. психол. наук.-М., 1998. 183 с.
  142. А.А. Психодиагностика личности в педагогическом процессе. — СПб.: ЛГОУ, 1996.- 109 с.
  143. А.А. Психология педагогической деятельности. — Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1994.-81 с.
  144. JI.A. Прогностическая способность учителя и ее диагности-ка/ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1989. — 89 с.
  145. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М.: Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС», 1995. -527 с.
  146. Е.И. Учитель как объект психологического исследования. — М.:ВЛАДОС, 1998. 494 с.по. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — С-Пб. «Питер», 1999. -705 с.
  147. С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории//Вопросы психологии. 1960. — № 3. — С.3−14.
  148. Г. И. Педагогическая одаренность в структуре интегральной индивидуальности (на материале школьников различного пола и возраста). -Автореферат дисс. .канд. психол. наук.— Пермь, 1996. 21 с.
  149. Г. И. Половозрастные особенности педагогической одаренности школьников/Вестник 111 ПУ. Серия 1. Психология. -1995. № 1. — С. 45−51.
  150. В.М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ). Методическое пособие. М., ИП РАН, 1997. — 50 с.
  151. В.М., Наумова Е. П. О связях общих способностей с интеллектуальными шкалами темперамента/ТПсихологический журнал. 1999. -№ 1. -Т.20. — С.70−77.
  152. Е.Ф. К вопросу о способностях и отношениях дошкольника/Склонности и способности/Под ред. В. Н. Мясищева. ЛГУ, 1962. -С.37−49.
  153. Л.И. Эмпирическое изучение стилей поведения педаго-гов//Вопросы психологии. 2000. — № 1. — С. 142−150.
  154. Е.М. Зависимость индивидуального стиля деятельности от структуры педагогических способностей. — Дисс.канд. психол. наук. — М&bdquo- 1994. 161 с.
  155. О.С. Индивидуальный стиль учебной деятельности (на материале лонгитюдного исследования школьников различного пола). Автореферат дисс. .канд. психол. наук. — Пермь, 1998. — 32 с.
  156. Г. Н. Развитие педагогических способностей у учащихся педагогических классов. Автореферат дисс .канд. психол. наук. — М., 1986. -16 с.
  157. А.К. Зависимость индивидуального стиля и успешность усвоения иностранного языка студентами неязыкового ВУЗа от разноуровневых свойств интегральной индивидуальности. Автореферат дисс .канд. психол. наук — Ростов-на-Дону, 1992. — 20 с.
  158. Е.И. Индивидуальный стиль усвоения математических знаний. -Дисс.. канд. психол. наук. -Пермь, 1996. -208 с.
  159. Л.Г. Взаимосвязь интеллектуального и эмоционального факторов в онтогенезе индивидуального стиля. — Автореф. дисс.канд. психол. наук. Пермь, 1993. — 13 с.
  160. К.В. Индивидуальный стиль и проблема личностного подхода к способностям//Вопросы психологии. 1988. — № 2. С. 160−166.
  161. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.: Междунар. пед. акад., 1995. — 188 с.
  162. И.И. Социально-перцептивные способности в структуре педагогической деятельности/Способности и деятельность (Межвузовский сб. науч. трудов). Ярославль, 1989. — С. 67−77.
  163. В.А., Мажар Н. Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. М.: Прометей, 1991. — 142 с.
  164. В.И. Выявление и категориальный анализ нормативной структуры деятельности//Вопросы психологии. 2000. — № 2. -С. 42−52.
  165. Способности (к 100-летию со дня рождения Б.М. Теплова). — Дубна: ФЕНИКС, 1997. 387 с.
  166. Способности и интересы. М.: Изд-во акад. пед. наук РСФСР, 1962. -237 с.
  167. М.И. Профессиональные способности педагога. Акмеология воспитания и обучения. М.: Моск. психоло.-соц. ин-т: Флинта, 1998. -364 с.
  168. Н.А. О взаимодействии специальных педагогических и лингвистических способностей в деятельности преподавателя иностранного языка технического вуза. Автореферат дисс.канд. психол. наук. — Л., 1978. 20 с.
  169. Т.Г. Эмоциональность как профессионально-важное качество учителя. Дисс.канд. психол. наук. — Л., 1997. 160 с.
  170. Т.С. Развитие у учителей индивидуального стиля педагогического общения/Вестник ПГПУ. Серия 1. Психология. -1995. № 1. — С. 71−79.
  171. Теоретические основы, прикладное применение и методики дифференциальной психофизиологии (республиканский сборник). Пермь: 111'НИ, 1977.- 102 с.
  172. .М. Избранные труды. Способности и одаренность. — М.: Педагогика, 1985.-С. 15−41.
  173. .М. Психологическая характеристика личности (глава из учеб-ника)/Способности (к 100-летию со дня рождения Б.М. Теплова). Дубна: «Феникс», 1997.-С. 141−159.
  174. Н.В. Стилевые и продуктивные характеристики способностей: типологический подход//Вопросы психологии. 1988. — № 3. — С. 106 115.
  175. В.А. Индивидуальный стиль деятельности устойчивость и из-менчивость//Вопросы психологии. — 1987. — № 4. — С. 100−108.
  176. В.А. Исследования индивидуального стиля деятельно-сти//Вопросы психологии. 1991. — № 3. — С. 53−62.
  177. В.А. Стили деятельности: модель стилей с изменчивыми условиями деятельности. — М., 1992. 76 с.
  178. В.А. Стили профессиональной деятельности в условиях взаимодействия субъектов//Психологический журнал. 2000. — № 3. -Т. 21. — С. 96−104.
  179. В.А. Структура и форма индивидуального стиля деятельности в спорте//Вопросы психологии. 1984. — № 5. — С. 137−141.
  180. Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя//Вопросы психологии. 1994. -№ 6.-С. 57−63.
  181. Т.М. Специальные способности в структуре интегральной индивидуальности учителя. Автореферат дисс. .канд. психол. наук. — Пермь, 1993.-21 с.
  182. Т.М. Специальные способности учителя математи-ки//Вестник ПГПУ. Серия 1. Психология. -1995. № 1. — С. 20−32.
  183. Т.М., Харламова Т. М. Развитие специальных способностей учителя изобразительного искусства и черчения//Вестник J11'11 У. Серия 1. Психология. -2002. № 1−2. — С. 61−74.
  184. В.Д. О структуре познавательных способно-стей//Психологический журнал. 1985. — № 3. — Т.6. — С. 38−46.
  185. В.Д. Проблемы профессиональных способно-стей//Психологический журнал. 1982. — № 5. — Т.З. — С. 13−26.
  186. В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996.-318 с.
  187. Р.Х. Психологический анализ стиля деятельности директоров школ по руководству педагогическим коллективом/УВопросы психологии. 1974.-№ 4.-С. 105−114.
  188. С.И. Психологический анализ структуры математических способностей в старшем школьном возрасте. -Автореферат дисс. канд. пед. наук. -М., 1967.-21 с.
  189. С.И. Психологический анализ структуры математических способностей в старшем школьном возрасте/Вопросы психологии способностей/Под ред. В. А. Крутецкого. М.: Педагогика, 1973. — С. 90−129.
  190. С.А. Диалог как основа педагогического общения/Вопросы психологии. 1991. -№ 1. — С. 44−52.
  191. Шкалы для анализа деятельности педагогов (методические рекоменда-ции)/Сост. Н. В. Кузьмина Л., 1975. — 12 с.
  192. А.И. О методологии и методике изучения труда и личности учителя/Психология труда и личности учителя (Сб. науч. трудов)/Под ред. А. И. Щербакова Выпуск 1. Л.: Ленингр. гос. гед. ин-т им. А. И. Герцена, 1976.-С. 3−29.
  193. М.Р. О структуре индивидуального стиля трудовой деятельно-сти//Вопросы психологии. 1984. — № 6. — С. 26−32.
  194. М.Р. Проблема развития стиля деятельности в свете новых фак-тов//Вестник ПГПУ. Серия 1. Психология. 2002. — № 1−2. — С. 21−34.
  195. М.Р. Структура индивидуального стиля трудовой деятельности и условия его формирования/Проблема интегрального исследования индивидуальности и ее педагогические аспекты (Межвузовский сб. науч. трудов). Пермь: ПГПИ, 1984. — С. 87−94.
  196. В.А. Методология и техника социологического исследования. — Тарту: Госуниверситет, 1969. -281 с.
  197. А.В. Об ошибках в определениях способностей/Склонности и способности/Под ред. В. Н. Мясищева. ЛГУ, 1962. — С. 70−79.
  198. Clement М., Vandenberghe R. Teachers' professional development: a solitary or collegial (ad)venture?// Teaching and Teacher Education. Vol. 16, Issue 1, January 2000, P. 81−101.
  199. Ghaith G., Shaaban K. The relationship between perceptions of teaching concerns, teacher efficacy, and selected teacher characteristics// Teaching and Teacher Education. Vol. 15, Issue 5, July 1999, P. 487−496.
  200. Henson K.R. The effects of participation in teacher research on teacher efficacy// Teaching and Teacher Education. Vol. 17, Issue 7, October 2001, P. 819 836.
  201. Klaassen A.C. Teacher pedagogical competence and sensibility//Teaching and Teacher Education. Vol. 18. Issue 2, February 2002. P. 151−158.
  202. Knight P. A systemic approach to professional development: learning as prac-tice//Teaching and Teacher Education. Vol. 18. 2002. P. Teaching and Teacher Education. Vol. 18. Issue 3, April 2002. P. 229−241.
  203. Michele D. Crockett M.D. Inquiry as professional development: creating dilemmas through teachers' work// Teaching and Teacher Education. Vol. 18. Issue 5, July 2002. P. 609−624.
  204. Milgram Roberta M., Livne Nava L. Assessing four levels of creative mathematical ability in Israeli adolescents utilizing out-of-school activities: a circularthree-stage technique.// Roeper Review, Vol. 22, No. 2, January, 2000. P. 1 111 116.
  205. Ryans P.G. Some relationships between pupil behavior and certain teacher characteristics// Journal of Educational Psychology. Vol. 53. 1961. P. 82−90.
Заполнить форму текущей работой