Профилактика и лечение гипертрофических и келоидных рубцов при ожогах
Известные медикаментозные средства локального воздействия на гипертрофические и келоидные рубцы обладают определённым клиническим эффектом, который, к сожалению далеко не постоянен, что может быть объяснено тем, что входящие в их состав ингредиенты не оказывают влияния на внутриклеточный обмен в ткани рубца. Актуальность проблемы: В последние годы лечение ожоговых больных значительно улучшилось… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Современное состояние проблемы профилактики и лечения гипертрофических и келоидных рубцов у обожженных (обзор литературы)
- 1. 1. Место ожогов кожи в общей структуре травматизма
- 1. 2. Характеристика заживления ожоговых ран и формирования послеожоговых рубцов
- 1. 3. Способы медикаментозного лечения гипертрофических и келоидных рубцов
- 1. 4. Фармакологические аспекты применения блокаторов медленных кальциевых каналов в клинической практике
- 1. 4. 1. Классификация органических антагонистов кальция
- 1. 4. 2. Фармакологические эффекты применения антагонистов кальция
- 4. 1. Клиническая характеристика течения послеожоговых рубцов при их лечении 50 различными медикаментозными средствами
- 4. 2. Сравнительная динамика изменений морфологической картины в послеожоговых рубцах при их лечении различными медикаментозными средствами
- 5. 1. Ближайшие результаты
- 5. 2. Отдалённые результаты
Профилактика и лечение гипертрофических и келоидных рубцов при ожогах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность проблемы: В последние годы лечение ожоговых больных значительно улучшилось, в результате чего непосредственное выживание их стало более реальным. При этом отдаленные косметические и функциональные последствия перенесенных ожогов приобрели ту же важность, что и физическое выживание пострадавших. [4, 5, 15, 22, 26, 30, 40,45, 51, 78, 79,87,91].
По данным последних публикаций, частота ожоговой травмы из года в год не уменьшается, а имеет явную тенденцию к росту [6, 7, 23, 32,34,56,77,79].
На долю термической травмы у взрослых приходится около 10% среди всех пострадавших [6, 56, 77, 79], а в детском возрасте она составляет от 10 до 20% случаев бытового травматизма [6, 7, 32, 56, 98]- 20−25% пострадавших нуждаются в длительном лечении и оперативных пособиях [4, 5, 25, 30, 46, 51, 77, 79].
Заживление ожоговых ран у большинства больных при современном активном лечении завершается формированием удовлетворительного кожного покрова [6, 7, 32, 77, 79] или мягкими, не выступающими рубцами с относительно ровной поверхностью [10, 12, 17, 83, 85] как в результате самостоятельной эпителизации, так и после ранних кожнопластических операций [14, 17, 23, 30, 34, 45, 46].
У 10−15% обожженных наблюдается процесс избыточного роста. соединительной ткани в зоне поражения с формированием гипертрофических и келоидных рубцов, которые приобретают неровную поверхность, вызывают контрактуры суставов и нарушение функции опорно-двигательного аппарата, являются существенным косметическим изъяном, влияющим на качество жизни реконвалесцентов [4, 10, 12, 14, 22, 30, 45, 46, 77, 79, 83, 85, 91].
В настоящее время нет общепринятого алгоритма лечения гипертрофических и келоидных рубцов, а неудовлетворённость врачей и пациентов результатами применения отдельных методик и существующие трудности достижения желаемого эффекта побуждают большинство исследователей склониться к комплексному использованию профилактического шинирования, медикаментозных средств рассасывающего действия, лечебной гимнастики и массажа, физиотерапевтических, хирургических и санаторно-куротных факторов. При этом ведущим компонентом лечения остаётся — медикаментозный [19, 22, 25, 26, 38, 40, 46, 52, 65, 77, 79].
Известные медикаментозные средства локального воздействия на гипертрофические и келоидные рубцы обладают определённым клиническим эффектом, который, к сожалению далеко не постоянен, что может быть объяснено тем, что входящие в их состав ингредиенты не оказывают влияния на внутриклеточный обмен в ткани рубца [47,71, 72].
В последние годы в зарубежной литературе появился ряд сообщений, в которых рассматриваются вопросы локального применения для лечения гипертрофических и келоидных рубцов блокатора медленных кальциевых каналов — верапамила [82, 86, 88, 89, 93, 94, 96].
Авторы этих публикаций единодушно отмечают выраженную способность верапамила к рассасыванию патологических рубцов при инъекционном способе введения препарата, но существенным недостатком методики считают выраженную болезненность такой процедуры [86, 89, 93].
Цель исследования: улучшение результатов лечения и качества жизни больных, перенёсших ожоговую травму, за счет сокращения числа случаев образования патологических рубцов и развития контрактур путём щадящего транспорта верапамила в рубцовую ткань.
Задачи исследования:
1. Определить лекарственную форму и способ доставки верапамила в рубцовую ткань.
2. Провести сравнительную клинико-морфологическую характеристику послеожоговых рубцов в динамике их лечения различными медикаментозными средствами.
3. Изучить ближайшие и отдалённые результаты применения верапамил-содержащего крема для профилактики и лечения гипертрофических и келоидных рубцов.
Научная новизна Обоснованы выбор лекарственной формы и способ доставки верапамила в рубцовую ткань. Изучена сравнительная динамика клинических, биомикроскопических и морфологических изменений в послеожоговых рубцах при лечении их различными медикаментозными средствами. Доказана клиническая эффективность применения верапамил-содержащей мази для профилактики и лечения гипертрофических и келоидных рубцов. Морфологическим и биомикроскопическим методами установлен факт более раннего структурного созревания послеожогового рубца в случаях применения разработанной мази.
Научная новизна подтверждена рационализаторскими предложениями № 2504 и № 2505, выданными Омской государственной медицинской академией и приоритетной справкой Госкомизобретений № 2 004 121 762 по заявке № МПК А61К9/06 от 15 июля 2004 года.
Практическая значимость работы состоит в предложении для медикаментозной профилактики и лечения гипертрофических и келоидных рубцов простого и доступного средства в виде мази, содержащей верапамил, и щадящего способа его доставки в рубцовую ткань, что позволило улучшить результаты лечения и качество жизни больных, перенёсших тяжёлую ожоговую травму.
Внедрение результатов работы в практику Результаты проведенных исследований внедрены в клиническую практику работы ожогового центра на базе МУЗ ГКБСМП № 1 г. Омска и отделения восстановительной хирургии городской детской клинической больницы № 3 г. Омска.
Апробация работы. Результаты работы доложены на:
• внутрибольничной конференции МУЗ ГКБСМП № 1 г. Омска (2003 г.).
• на заседании общества хирургов г. Омска и Омской области (2004 г.).
• на совместном заседании кафедр хирургического профиля Омской государственной медицинской академии (2005 г.).
Публикации: По теме настоящего исследования опубликовано 4 печатных работы, две из которых — в центральной печати.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Избранная лекарственная форма, содержащая верапамил, представлена в виде мази на гидро-липофильной основе. Она соответствует требованиям локального безболезненного транспорта верапамила в послеожоговые рубцы.
2. Фонофоретическое введение верапамила в рубцовую ткань в сочетании с втиранием мази в зону поражения обеспечивает профилактику образования гипертрофических и келоидных рубцов, а также эффективное их лечение.
выводы.
1. Предложенная лекарственная форма в виде мази, содержащей 2535% 0,25%-ного раствора верапамила гидрохлорида в водно-жировой основе обладает выраженным антирубцовым действием при ее применении в сроки от 2-х недель до 6-ти месяцев после эпителизации ожоговых ран.
2. Клинический эффект верапамил-содержащей мази при ее фонофоретическом применении в сочетании с втиранием мази в зону поражения проявляется:
•уменьшением площади рубцовой поверхности- -изменением цвета рубца- -формированием физиологического рубца- -исчезновением болевых ощущений в рубцах- -уменьшением числа образования контрактур- -нормализацией микроциркуляции в рубцовой ткани.
3. Применение верапамил-содержащей мази, по сравнению с общепринятыми препаратами, морфологически характеризуется более ранним структурным созреванием послеожогового рубца, что проявляется в активной смене продуктивных воспалительных реакций на репаративные процессы.
4. Предлагаемая методика позволяет улучшить косметические и функциональные результаты лечения гипертрофических и келоидных послеожоговых рубцов.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
1. Для профилактики и лечения гипертрофических и келоидных послеожоговых рубцов рекомендуется локальное применение верапамил-содержащей мази по разработанной нами рецептуре.
2. Оптимальными сроками профилактического и лечебного применения верапамил-содержащей мази являются сроки от 2-х недель до 6-ти месяцев со времени эпителизации ожоговых ран.
3. Путями доставки верапамила в рубцовую ткань рекомендуется лекарственный фонофорез в сочетании с втиранием мази в зону поражения на протяжении курса лечения.
4. Курс лечения состоит из 10−15 фонофоретических процедур, проводимых ежедневно с помощью аппарата УЗТ-1.0ЭУ (частота волны 880 кгц, интенсивность ультразвука 0.2−0.4 вт/см) по лабильной методике. Площадь излучателя 1−4 см2. Время воздействия на одну зону — 5−7 мин., общая продолжительность процедуры не более 15 минут.