Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Сибирский пейзаж в русском искусстве XIX-XX веков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несмотря на то, что проблема эволюции русской пейзажной живописи, неоднократно затрагивалась в отечественном искусствознании, отдельные ее аспекты, и в частности сибирский пейзаж, до сих пор остаются малоизученными. Это относится как к комплексному рассмотрению проблемы, так и к вопросу формирования отдельных региональных школ, а также анализу творчества известных и малоизвестных j представителей… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Становление и развитие пейзажной живописи Сибири XVII — начала XIX века
    • 1. 1. Истоки сибирского пейзажа XVII — XVIII веков
    • 1. 2. Творчество художников Сибири первой половины XIX века
      • 1. 2. 1. Сибирские видописцы и их роль в становлении русского пейзажного жанра
      • 1. 2. 2. Изображение мест сибирской ссылки в наследии декабристов
  • Глава II. Творчество художников Сибири второй половины XIX века
    • 2. 1. Сибирский пейзаж в творчестве художников академического направления
    • 2. 2. Польские политические ссыльные и их вклад в развитие сибирского пейзажа
    • 2. 3. Сибирский пейзаж в творчестве В. И. Сурикова и на экспозициях передвижных художественных выставок
  • Глава III. Пейзажная живопись Сибири конца XIX — начала XX века
    • 3. 1. Художественная жизнь Сибири в дореволюционный период (1900−1917 гг.)
    • 3. 2. Художники-пейзажисты Сибири начала XX века
  • Глава IV. Художественные центры Сибири и их роль в истории русского искусства 1920−1970-х годов
    • 4. 1. Формирование художественных школ Сибири и их крупнейшие представители (1920−1950-е гг.)
      • 4. 2. 0. тражение общих художественных процессов русского искусства в пейзажной живописи Сибири 1960−1970-х годов

Сибирский пейзаж в русском искусстве XIX-XX веков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последнее время внимание исследователей всё больше привлекает искусство отдельных регионов России. Среди них особое место принадлежит Сибири, которая, занимая важное геополитическое положение, всегда славилась не только своими необъятными просторами, но и неповторимой самобытностью и своеобразием, что непосредственно отражалось в творчестве русских художников на протяжении нескольких столетий.

Несмотря на удаленность, отсутствие художественных учебных заведений и общедоступных галерей (за исключением галереи В. П. Сукачева в Иркутске) и длительную — на протяжении веков — изоляцию от крупнейших художественных центров, творчество живописцев Сибири было тесно связано с общим развитием русского искусства.

Эволюция этого процесса прослеживается на протяжении столетий. Начиная с видописцев XVIII века, которые направлялись в Сибирь в числе экспедиций Российской Академии наук и чьи пейзажи, изображавшие виды городов и поселений, неведомые до того горные и лесные ландшафты, становились своеобразным документом, не только художественным, но одновременно историческим, этнографическим и картографическим. По мере проникновения цивилизации, оживления промышленности и появления железной дороги взаимосвязь местной культуры с официальной профессиональной школой все более укреплялась.

Известные русские художники, среди которых были А. Е. Мартынов, В. Е. Раев, A.M. Васнецов, В. И. Суриков и другие, оказали непосредственное влияние на формирование местных школ и способствовали организации некой сплоченной общности сибирских мастеров пейзажной живописи, наделенной яркими самобытными чертами. Это позволяет рассматривать их творчество, как в региональном аспекте, так и в более широком контексте, сопоставляя с общим процессом развития русской пейзажной живописи.

Особое место занимает проблема формирования художественных центров Сибири и их роль в истории русского искусства конца XIX—XX вв.еков. Представители филиалов Ассоциации художников революционной России (АХРР), работавшие в Омске, Томске, Новосибирске, Иркутске активно участвовали в общероссийских выставках, представляя пейзажную живопись Сибири произведениями Г. И. Гуркина, Д. И. Каратанова, Д. И. Кузнецова, а также художников второй половины XX — начала XXI века.

Территориальные границы исследования охватывают крупнейшие города Сибири: Томск, Омск, Иркутск, Красноярск, Барнаул, Новосибирск, Кемерово и другие. Выбор именно этих городов представляется оправданным, так как они являются не только крупнейшими административно-экономическими, но и культурными центрами региона, в художественной жизни которых отражаются общие тенденции развития провинциальной художественной школы России. Здесь концентрировались лучшие художественные силы, происходили важнейшие события, которые оставили заметный след в истории русского искусства.

Хронологические границы определены в пределах XIX—XX вв.ека. Выбор данного периода основан на специфике развития пейзажной живописи Сибири. Нижняя граница исследования обусловлена периодом начала проявления геополитических интересов России на северо-востоке азиатского континента, соответствует времени начала освоения ее зауральских территорий и возникновения первых русских поселений в конце XVI— начале XVIII века.

XIX век — время активного культурного и художественного освоения Сибири, в основном, живописцами, прикомандированными к экспедициями дальнейшее становление и эволюция сибирского пейзажа в русле общих тенденций развития русского искусства.

Верхняя граница определена XX веком (1970;е гг.). В этот период продолжается развитие реалистического пейзажа Сибири. Главным в определении данной условной границы стало то, что последним большим творческим отчетом для художников явилась республиканская выставка «Мы строим БАМ» (1970). Именно на ней впервые отчетливо проявилась тенденция, которая выявила активный интерес к «сибирской теме» художников не только местных, но и других регионов страны. Эта тенденция получила широкое развитие и стала играть важную роль в судьбах как сибирского, так и всего русского искусства.

Актуальность темы

Несмотря на то, что проблема эволюции русской пейзажной живописи, неоднократно затрагивалась в отечественном искусствознании, отдельные ее аспекты, и в частности сибирский пейзаж, до сих пор остаются малоизученными. Это относится как к комплексному рассмотрению проблемы, так и к вопросу формирования отдельных региональных школ, а также анализу творчества известных и малоизвестных j представителей сибирского пейзажа на протяжении XVII1-XX веков. Эти проблемы рассматриваются в данной диссертационной работе, что сообщает ей несомненную актуальность и отвечает насущным задачам современной отечественной науки об искусстве.

Степень изученности проблемы. Различные аспекты эволюции пейзажной живописи Сибири отличаются разной степенью научной разработанности.

В монументальном труде А.А. Федорова-Давыдова «Русский пейзаж XVIII — начала XX века» (1953)1 отмечен существенный вклад художников, работавших в Сибири — В. П. Петрова, А. Е. Мартынова, Т. А. Васильева — в процесс эволюции и развития русского реалистического пейзажа. При этом видовой ландшафт практически не отделялся от собственно пейзажного жанра.

Значительным вкладом в историю формирования и развития русской культуры Сибири стала вышедшая в 1974 году монография А. Н. Копылова л.

Очерки культурной жизни Сибири XVII — начала XIX века" (1974). В ней представлены различные исторические экскурсы, раскрывающие начальные этапы развития основных сфер духовной культуры: просвещения, театра, архитектуры и живописи, в том числе, пейзажной.

Оригинальным и тщательным исследованием стала и книга П. Д. Муратова.

Художественная жизнь Сибири 1920;х годов" (1974)1. В ней подробно / освещалась история бытования изобразительного искусства Сибири в первое десятилетие советской власти, отражалась деятельность секции ИЗО крупнейших сибирских городов Иркутска, Новосибирска, Томска, Омска и других. Особое место было уделено вопросам художественного образования, созданию многочисленных художественных группировок.

Общие обзоры художественной жизни крупнейших сибирских городов представлены в публикациях П. Д. Муратова, И. Г. Девятьяровой, А. Д. Фатьянова, Ю. П. Лыхина, В. И. Эдокова и других. В них рассказывается о развитии изобразительного искусства в различных культурных центрах Сибири: Иркутске, Томске, Горно-Алтайске, Омске, Новосибирске. Авторы последовательно прослеживают нелегкий путь формирования местных художественных школ, распространявших влияние на всю территорию региона.

Творчеству живописцев Сибири XIX века посвящена работа В. П. Токарева, в которой на основе архивных документов и материалах музейных фондов сделана попытка воссоздать общую картину развития реалистической пейзажной живописи3.

Не меньшее значение имеют и серии монографических очерков, посвященных творчеству одного или группы художников. Таково исследование М. Ю. Барановской, посвященное наследию художника-декабриста Н.А. Бестужева4.

1 Муратов П. Художественная жизнь Сибири 1920;х годов. — Л., 1974.

2 Муратов П. Д. Изобразительное искусство Томска. — Новосибирск, 1974; Девятьярова И. Г. Художественная жизнь Омска XIX — первой четверти XX века. — Омск, 2000; Фатьянов А. Д. Судьба сокровищ. — Иркутск, 1967; Он же. Загадка старой картины. — Иркутск, 1974; Он же. Иркутские сокровища. — Иркутск, 1985; Он же. Художники, выставки, коллекционеры Иркутской губернии. — Иркутск, 1995; Лыхин Ю. П. Художественная жизнь Иркутска (первая четверть XX века). — М., 2001; Эдоков В. И. Очерки истории изобразительного искусства Горного Алтая. — Горно-Алтайск, 1981.

3 Токарев В. П. Художники Сибири. XIX век. — Новосибирск, 1993.

4 Барановская М. Ю. Декабрист Николай Бестужев. — М., 1954.

Позднее эту тему подробно разработал известный коллекционер и историк искусства И. С. Зильберштейн, систематизировавший и проанализировавший галерею портретов декабристов, созданную в сибирской ссылке Н. А. Бестужевым и его товарищами по заключению1.

Красноярскому живописцу Д. И. Каратанову посвящена книга Н. Лисовского, а мастерство горно-алтайских художников Г. И. Гуркина, А. О. Никулина и Д. И. Кузнецова получило отражение в работах С. А. Стрельцова, ЛИ. Снитко, В. Ф. Эдокова, Г. И. Прибыткова и других2.

Безусловную ценность в воссоздании эволюции пейзажной живописи Сибири XX века представляют каталоги краевых, зональных художественных выставок. В них сконцентрированы точные данные о самих живописцах и их произведениях (датировки, техника, размеры, история бытования экспонатов и т. д.). Эти сведения являются результатом многолетнего и кропотливого труда музейных и выставочных работников художественных музеев, среди которых следует упомянуть Л. И. Снитко, Т. М. Степанскую, И.Н. Соловьеву-Волынскую, А. Д. Фатьянова, Р. П. Ложкину, Т. М. Ломанову, С. А. Онуфриеву, Р. И. Боровикову, М. А. Мочалова и других.

Обзор историографии по теме настоящего исследования позволяет сделать вывод, что в литературе на данный момент накоплен определенный материал по сибирскому пейзажу. Однако существует необходимость в комплексном изучении этой проблемы.

Актуальность темы

недостаточная ее разработанность определили цель и задачи данного исследования.

Объект исследования: непосредственным объектом изучения является сибирский пейзаж, отразившийся в творчестве русских художников XIX—XX вв.еков.

Предмет исследования: сибирский пейзаж в русской живописи XIX—XX вв.еков, его специфика и образно стилистическая эволюция.

1 Зильберштейн И. С. Художник-декабрист Николай Бестужев. — М., 1956.

2 Лисовский Н. Сибирский художник Д. И. Каратанов. — Красноярск, 1974; Стрельцов С. А. Григорий Иванович Гуркин (1879−1937). — Л., 1966; Снитко Л. И. А. О. Никулин. Очерк жизни и творчества. — Барнаул, 1969; Она же. Первые художники Алтая. — Л., 1983; Эдоков В. И. Г. И. Гуркин. Очерк о жизни и творчестве. — Барнаул, 1967; Он же. Мастер из Аноса. — Барнаул, 1984; Прибытков Г. И. Алтайский художник-педагог Д. И. Кузнецов. -Бийск, 1995.

Цель исследования: выявить специфику пейзажной живописи Сибири XIX—XX вв.ековрассмотреть творчество сибирских художников данного периода и определить место сибирского пейзажа в истории русского искусства.

Задачи исследования:

1. Систематизировать и проанализировать обширный материал по избранной теме, хранящийся в музейных и архивных фондах страны.

2.0пределить основные этапы эволюции пейзажной живописи Сибири XIX—XX вв.еков и выявить ее специфические особенности.

3.Рассмотреть круг художников XIX—XX вв.ека, в творчестве которых тема сибирского пейзажа получила наиболее полное отражение.

4. Ввести в научный оборот имена новых и малоизвестных мастеров сибирского пейзажа.

5.Определить степень воздействия известных живописцев конца XIX— начала XX века (В.И. Сурикова, A.M. Васнецова и др.) на развитие пейзажной живописи Сибири.

6.Выявить основные художественные центры Сибири и определить их роль в искусстве XIX—XX вв.еков.

7. Проследить влияние общих художественных процессов в русском искусстве на эволюцию сибирского пейзажа XX века.

8. Обозначить место сибирского пейзажа в русском искусстве XIX—XX вв.еков.

Методология и методика исследования обусловлены спецификой изучаемого материала и задачами диссертации. В диссертации применен комплексный метод исследования.

Методологическую его основу составили работы историко-культурного и искусствоведческого характера, рассматривающие художественную жизнь крупнейших сибирских городов (А.Н. Копылов, П. Д. Муратов, И. Г. Девятьярова, В. И. Эдоков, Ю. П. Лыхин, А.Д. Фатьянов), а также труды, посвященные творчеству отдельных художников, живших и работавших в Сибири в XIX—XX вв.еках (И.С. Зильберштейн, М. Ю. Барановская, JI.B.

Киселева, Н. А. Лисовский, П. Д. Муратов, Г. И. Прибытков, Л. И. Снитко, С. А. Стрельцов, В. П. Токарев, В.И. Эдоков). Существенное значение для исследуемой темы имели материалы каталогов художественных выставок, музейные путеводители, в которых представлен сибирский пейзаж, а также альбомы, содержащие иллюстративный материал по теме исследования.

В основу работы положен принцип целостности понимания культуры различных регионов России как единой духовно-материальной художественной формы. Это положение предопределило метод комплексного изучения конкретного изобразительного материала, его структурный, историко-типологический и искусствоведческий анализ, что позволило установить основные этапы развития сибирского пейзажа.

Основу исследования составили разнообразные источники, систематизированные автором в тематическом и хронологическом порядке. Основными объектами явились произведения художников-пейзажистов Сибири XIX—XX вв.еков (подлинники хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Эрмитаже, Государственном Историческом музее, Иркутском областном художественном музее, Томском музее изобразительных искусств, Томском областном краеведческом музее, Омском областном музее изобразительных искусств им. М. А. Врубеля, Красноярском мемориальном доме-музее им. В. И. Сурикова, Новосибирском художественном музее и др.) Существенное значение имело изучение материалов художественных выставок, монографических исследований, материалов периодических изданий (журналов «Искусство», «Художник», «Сибирские огни» и т. д.).

В процессе работы над данной темой были изучены фонды музеев: Государственной Третьяковской галереи (Москва), Государственного Исторического музея (Москва), Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Новосибирского художественного музея (Новосибирск), Иркутского художественного музея (Иркутск), Омского художественного музея.

Омск), Красноярского художественного музея (Красноярск), Томского художественного музея (Томск) и др. Научная новизна исследования:

— Диссертация представляет собой первый опыт комплексного анализа сибирского пейзажа в русской живописи XIX—XX вв.еков.

— Впервые предпринята попытка определения специфики сибирского пейзажа как жанра живописи.

— Рассмотрена эволюция сибирского пейзажа XIX—XX вв.еков, его взаимосвязь с общим процессом развития в регионе и процессом развития русского искусства в целом.

— Впервые выявлены и введены в научный оборот новые и малоизвестные имена художников-пейзажистов Сибири XIX—XX вв.еков.

— Определено место сибирского пейзажа XIX—XX вв.еков в истории отечественного искусства;

— Выявлены основные художественные центры Сибири и определена роль в искусстве XIX—XX вв.еков.

— Проанализировано влияние общих художественных процессов в русском искусстве XX века на эволюцию сибирского пейзажа.

— Впервые составлен подробный словарь художников-пейзажистов Сибири.

XVIII—XX веков, снабженный биографическими данными. Теоретическая значимость работы. Диссертация представляет собой пример исследования, отражающего актуальные проблемы отечественного искусствознания и современной художественной практики. Помимо введения в научный оборот новых и малоизвестных имён сибирских мастеров, в работе представлен процесс эволюции сибирского пейзажа, рассмотренный в историко-художественном контексте эпохи и в истории русского искусства.

XIX-XX веков в целом.

Практическая значимость работы. Исследование представляет интерес для искусствоведов, историков культуры, художников, поскольку позволяет рассмотреть процесс развития не только пейзажной живописи, но и изобразительного искусства Сибири в целом.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке пособий и составлении лекционных материалов по курсу истории отечественной пейзажной живописи в художественных учебных заведениях. Работа может быть полезна не только студентам, но и широкому кругу интересующихся проблемами изобразительного искусства Сибири, а также занимающихся непосредственно искусством. Подготовленный библиографический список художников-пейзажистов Сибири XVII—XX вв.еков окажет помощь в практике искусствоведческих исследований и выставочной деятельности.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации изложены в ряде публикаций по теме, в том числе в научном журнале «Вестник Челябинского государственного педагогического университета», который входит в «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук». Различные аспекты исследуемой темы апробированы в докладах, прочитанных на всероссийских научно-практических конференциях: «Архитектурно-художественные проблемы развития Сибири: наука, практика, образование» (Новосибирская архитектурно-художественная академия, 28−29 ноября 2006 г.), «Перспективы развития сибирской архитектурно-художественной школы: наука, практика, образование» (Новосибирская архитектурно-художественная академия, 4−5 декабря 2007 г.), «Региональные архитектурно-художественные школы» (Новосибирская архитектурно-художественная академия, 18—19 декабря 2008 г.). Диссертация заслушана и обсуждена на заседании кафедры теории и истории архитектуры и искусств Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной Академии.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Процесс эволюции сибирского пейзажа, начиная от видописцев XVIII столетия и кончая творчеством художников последних десятилетий XX века, позволяет последовательно проследить отдельные этапы его становления и развития, а также выявить образно-выразительные и художественно-стилистические его особенности.

2.Привнесение элементов профессионального академического искусства первой половины XIX века в местную региональную культуру Сибири и их влияние на формирование творчества мастеров сибирского пейзажа.

3. Реалистические тенденции в искусстве второй половины XIX века и роль художественных передвижных выставок, познакомивших широкие общественные круги с сибирским пейзажем.

4.Выявление как новых, так и малоизвестных имен художников XIX—XX вв.ека, в творчестве которых сибирский пейзаж получил наиболее полное отражение.

5.Влияние известных мастеров русского искусства конца XIX — начала XX веков (В.И. Сурикова, A.M. Васнецова и др.) на развитие пейзажной живописи Сибири.

6.Образование основных художественных центров Сибири и определение их роли в истории как регионального, так и всего отечественного искусства XIX—XX вв.еков.

7.Выставочная деятельность творческих объединений крупнейших городов (Омска, Томска, Иркутска, Красноярска, Новосибирска и др.) и ее значение для развития сибирского пейзажа XX века.

8.Формирование художественных школ Сибири и их крупнейшие представители (1920;1970) — влияние общих художественных процессов в русском искусстве XX века на эволюцию сибирского пейзажа.

Структура диссертационного исследования определена поставленными задачами. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы, а также приложений: биографического словаря.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Становление и развитие сибирского пейзажа непосредственно связано с общим процессом развития пейзажного жанра в русской живописи, что получило отражение в творчестве художников, живших и творивших в этом суровом крае. Самобытность и особая специфика, которая прослеживается на протяжении всей эволюции сибирского пейзажа, даёт ему право на самостоятельное место в русском искусстве. Это богатейшее наследие, без исследования которого не может быть полной истории отечественного искусства XIX — XX веков.

Характерные академические традиции в работах местных мастеров тесно связаны с появлением в Сибири русской художественной интеллигенции, прибывшей на горнорудные заводы и состоявшей при научных экспедициях. Привнесённые ими навыки активно осваивались и внедрялись в художественную практику живописцев далекой окраины России, совершенствовавших свое мастерство под их влиянием. Особая роль в этом процессе принадлежит художникам-декабристамих вклад в искусство сибирского пейзажа имел существенное значение. Анализ произведений первых видописцев Сибири XVIII века и художников первой половины XIX века, позволяет проследить уверенное освобождение пейзажа от условностей классицизма и нарастание черт реализма.

Последовательно прослеживая этапы эволюции на примере творчества отдельных пейзажистов, можно придти к выводу, что жанр сибирского пейзажа во второй половине XIX века реализовал основные принципы реалистического метода. Немалую в этом процессе сыграли передвижные художественные выставки, познакомившие широкие общественные круги с сибирским пейзажем.

Анализируя тот путь, который прошли местные художники-пейзажисты, стало возможным определить то главное, что их объединяет, а именно — реалистическую манеру исполнения. Реализм не был для художников догмой, сухой схемой, а являлся естественной формой их самовыражения.

Рассматривая творческое наследие сибирских мастеров можно отметить типичные особенности пейзажа Сибири. Во-первых, стремление к раскрытию глубины образного содержания. Во-вторых, сочетание панорамных изображений природы с элементами жанра и, в-третьих, эмоциональную насыщенность пейзажа.

Конец XIX — начало XX века — период важнейших художественных свершений в области сибирского пейзажа связан с именами корифеев русского искусства В. И. Сурикова и А. М. Васнецова, творчество которых нашло множество последователей среди местных мастеров, таких как Г. И. Гуркин, И. В. Волков и другие.

В диссертации впервые подробно проанализирован процесс формирования отдельных региональных художественных школ Сибири, основанных после 1918 года в Омске, Красноярске, Иркутске, Новосибирске, Томске и других крупных городах. Выбор именно этих городов представляется оправданным, так как именно они являются не только крупнейшими административно-экономическими, но и культурными центрами региона, в которых отражаются общие тенденции развития художественной жизни Сибири. Здесь концентрировались лучшие художественные силы, открывались выставки, происходили важнейшие события, которые оставили заметный след в истории русского искусства.

Это позволило создать сибирское творческое сообщество, одним из проявлений деятельности которого было создание пейзажа на новом этапе современности периода строек (БАМ и т. д.), на новой образно-выразительной и художественно-стилистической основе.

В основу работы положен принцип целостности понимания культуры различных регионов России как единой духовно-материальной художественной формы. Это положение предопределило метод комплексного изучения конкретного изобразительного материала, его структурный, историкотипологический и искусствоведческий анализ, что позволило установить основные этапы развития сибирского пейзажа.

Впервые собран и тщательно систематизирован огромный материал, на основе которого выявлены имена неизвестных мастеров пейзажа Сибиривпервые составлен словарь биографических сведений о художниках-пейзажистах Сибири XVII — XX веков.

Данные исследования подтверждают, что русские художники и часть иностранных, живших и работавших в Сибири, создали самобытное искусство, которое развивалось в тесной связи с искусством центральной России, впитывая прогрессивные национальные и интернациональные элементы творчества ссыльных, заезжих и пленных художников. Эти многонациональные связи определили многогранность тематики произведений сибирских художников.

Прослеживая путь, который прошли художники-пейзажисты, можно увидеть то главное, что их объединяет, а именно — реалистическую манеру исполнения. Реализм не был для художников догмой, сухой схемой, а являлся естественной формой их самовыражения.

Анализируя творческое наследие сибирских мастеров можно отметить типичные особенности пейзажа Сибири. Во-первых, стремление к раскрытию глубины образного содержания. Во-вторых, сочетание панорамных изображений природы с элементами жанра и, в-третьих, эмоциональную, насыщенность пейзажа.

При г рассмотрении эволюции творчества сибирских художников обнаруживается преемственность из поколения в поколение лучших эстетических принципов, обогащение творческих индивидуальностей, совершенствование реалистического художественного метода и углубление идейного содержания. Эмоциональный и образный строй пейзажной живописи Сибири порожден духовным богатством народа этого края, истоки которого кроются в древних традициях и суровой живописности природы.

Сибирские художники XIX — XX веков создали основу, которая стала фундаментальной базой в процессе формирования самобытной пейзажной школы в Сибири, обеспечив ей особое место в истории русской пейзажной живописи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.А. Дмитрий Иннокентьевич Каратанов / А. А. Абисова, В. И. Парамонова // В кн.: Век подвижничества. Красноярск, 1989. — С. 58−64.
  2. Алтайский краевой музей изобразительных и прикладных искусств. Барнаул: Каталог: Живопись. Графика. Скульптура. Декоративно-прикладное искусство / Авт. вступ. ст. Л.И. Снитко- Сост.: Л. И. Снитко и др. — Л.: Художник РСФСР, 1983. 180 е.: ил.
  3. Апполинарий Васнецов: Альбом / Авт.-сост. Е. К. Васнецов, И. М. Шмидт. -М.: Изобразительное искусство, 1980. 168 е.: ил.
  4. А.Ю. Талащук. Акварели. Эмали. Монументальные росписи / Сост. О. Шихарева, О. Толстая. СПб.: Союз художников, 2004. — С. 564.
  5. Байкал в произведениях художников Иркутска: Альбом репродукций / Авт. текста Г. Ф. Кунгуров. Л.: Художник РСФСР, 1961. — 60 е.: ил.
  6. М.Ю. Декабрист Николай Бестужев / М. Ю. Барановская. -М.: Культпросветиздат, 1954. -295 е.: ил.
  7. М.Ю. Декабристы-художники: К 150-летию декабристов / М. Ю. Барановская // Художник. 1975. — № 12. — С. 54−57.
  8. М.Ю. Художники-декабристы / М. Ю. Барановская // В кн.: Декабристы в Сибири. Новосибирск, 1952. — С. 181−230.
  9. А.Н. История русской живописи в XIX веке / А.Н. Бенуа- Сост., вступ. ст. и коммент. В. М. Володарского. 3-е изд. — М.: Республика, 1995. — 448 е.: ил.
  10. JI. Аполлинарий Васнецов. 1856−1933 / JI. Беспалова. — М.: Искусство, 1956.- 176 е.: ил.
  11. JI. Художник Павел Кошаров / JI. Боженко // Сибирские огни.- 1965.- № 4.-С. 173−176.
  12. Болдырев-Казарин Д.A. Sibirica в искусстве / Д.А. Болдырев-Казарин.- Иркутск: 1-я Государственная типография, 1923. 37 с.
  13. Р.И. Специфика художественной культуры Сибири / Р. И. Боровикова // Сб. науч. ст. Новосиб карт. гал. — Новосибирск, 2002. — С. 99 105.
  14. А.П. «Какими красками опишу я тебя, мой Алтай? / А. П. Бояркина // Поиски и находки томских искусствоведов: Матер, науч.-практ. конф. — Томск, 2001. С. 183−190.
  15. И.М. Художники Красноярска / И. М. Давыденко. -Красноярск: Кн. изд-во, 1978. — 182 е.: ил.
  16. И.М. Художники Красноярска / И. М. Давыденко. JL: Художник РСФСР, 1980. — 136 е.: ил.
  17. И.Г. Искусство белой столицы / И. Г. Девятьярова // Иртыш. 1993. -№ 1. — С. 216−225.
  18. И. Г. Произведения И.В. Волкова в ООМИИ им. М. А. Врубеля. 1908−1918. Каталог / И. Г. Девятьярова // Сб. науч. тр. Омского обл. музея изобр. искусств им. М. А. Врубеля. Омск, 1999. — С. 83−86.
  19. И.Г. Художественная жизнь Омска XIX первой четверти XX века / И.Г. Девятьярова- Омский обл. музей изобраз. искусства им. М. А. Врубеля. — Омск: Изд-во «Лео», 2000. — 143 е.: ил.
  20. Декабристы и Сибирь: Альбом / Авт.-сост. М. Д. Сергеев, Н. Н. Гончарова, А. Ф. Серебряков. — М.: Советская Россия, 1988. — 264 е.: ил.
  21. Декабристы и Сибирь: Сборник статей / Отв. ред. А.Н. Копылов- АН СССР. Сиб. отд-ние. Ин-т истории, филологии и философии. -Новосибирск: Сиб. отд-ние изд-ва «Наука», 1977. 261 с.
  22. М.Я. Тема БАМа в искусстве читинских графиков / М. Я. Дразнина // Развитие изобразительного искусства Советской Сибири (V зональная конф., посвящ. 70-летию В.О.С.Р.) Тезисы докладов. 19−23 мая. -Красноярск, 1987. С. 41−42.
  23. И.А. Свидание с Сибирью / И. А. Дубовцева. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд., 1978. — 96 е.: ил.
  24. Заветная нить поиска: Рассказы об Омском музее изобразительных искусств, истории его создания и некоторых произведениях из его коллекций живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. — Омск: Кн. изд-во, 1988. 126 е.: ил.
  25. И.С. Художник-декабрист Николай Бестужев / И. С. Зильберштейн. 3-е изд., доп. — М.: Изобр. иск-во, 1988. — 680 с.
  26. Д.Е. К 150-летию со дня рождения художника А.Э. Мако / Д. Е. Золотарев // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайскогокрая (Материалы Всероссийской науч.-практ. конф.). Выпуск XII. Барнаул, 2001.-С. 306−309.
  27. Д. Е. Художник Е.М. Корнеев в Сибири и на Алтае в 1802 г. / Д. Е. Золотарев // Актуальные вопросы истории Сибири. Вторые научные чтения памяти проф. А. П. Бородавкина: Материалы конф. — Барнаул, 2000. — С. 327−331.
  28. Из истории Омска (1716−1917). Очерки, документы, материалы / Сост. Е. Н. Авсеев, М. А. Плетнева, O.K. Сосненко. Омск: Зап.-Сиб. кн. изд-во. Омское отд., 1967. — 223 с.
  29. Изобразительное искусство Алтая: Сборник очерков / Сост. Л. И. Снитко. — Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1977. — 104 е.: ил.
  30. Искусство Сибири и Дальнего Востока: Альбом / Авт.-сост. Т. А. Нордштейн. Л.: Художник РСФСР, 1984. — 207 е.: ил.
  31. Е. Чита в акварелях Бестужева / Е. Калашникова // В кн.: Чита. Город во времени. — Чита, 2001. С. 60−63.
  32. Каталог выставки картин Владимира Дмитриевича Вучичевича-Сибирского. Иркутск, 1914. — 3 с.
  33. Каталог выставки картин сибирских художников. — Иркутск, 1912. — 6с.
  34. Каталог сибирской художественной выставки картин, скульптуры и рисунка. М., 1926. — 17 с.
  35. Каталог 3-й художественной выставки картин сибирских художников-любителей, устроенной B.C. отделом И.Р. географического общества. — Иркутск, 1911. 12 с.
  36. Каталог 4-й выставки картин, рисунков, фотографий и других произведений искусства местных художников и любителей. — Иркутск, 1912. — 16 с.
  37. Каталог 5-й выставки картин, рисунков и других произведений искусства местных художников и любителей. — Иркутск, 1913. — 16 с.
  38. Каталог 6-й выставки картин, рисунков и других произведений искусства местных художников и любителей. — Иркутск, 1914.— 16 с.
  39. Каталог 7-й выставки картин, рисунков, скульптуры и других произведений искусства местных художников и любителей, в том числе известного скульптора И. Н. Жукова. Иркутск, 1915.-15с.
  40. Каталог 8-й выставки картин, рисунков, скульптуры и других художественных произведений сибирских и столичных художников. — Иркутск, 1916.-15 с.
  41. Каталог 9-й выставки картин, рисунков, скульптуры и других художественных произведений сибирских и столичных художников. — Иркутск, 1917.- 16 с.
  42. JI.B. Формирование коллекции художника П.М. Кошарова в собрании ТОКМ / JI.B. Киселева // Тр. Томского обл. краев, музея: Сб. ст. — Томск, 2002. T.XII. — С. 218−231.
  43. JI.B. Художник Павел Михайлович Кошаров / JI.B. Киселева // Тр. Томского обл. краев, музея: Сб. ст. — Томск, 2002. T.XII. — С. 232−234.
  44. А.Н. Очерки культурной жизни Сибири XVII начала XIX в. / А.Н. Копылов- Отв. ред. JI.A. Гольденберг- АН СССР СО Ин-т истории, филологии и философии. — Новосибирск: Наука- Сиб. отд-ние, 1974. — 252 е.: ил.
  45. В. Изобразительное искусство Алтайского края / В. Кореняко // Искусство. 1987. — № 8. — С. 19−23.
  46. Ф.А. Иркутск. Очерки по истории города / Ф. А. Кудрявцев, Г. А. Вендрих. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1971. — 435 е.: ил.
  47. А. Николай Бестужев художник-декабрист / А. Кулешов // В кн.: Панорама-8.-М., 1976.-С. 98−111.
  48. Н.В. Сибирский художник Д.И. Каратанов / Н. В. Лисовский. Красноярск: Кн. изд-во, 1974. — 147 е.: ил.
  49. Т. Произведения Сурикова в Красноярской галерее / Т. Ломанова // Художник. 1983. — № 9. — С. 58−64.
  50. Ю.П. Иконописцы, мастера и художники Иркутска (XVII век -1917 год): Библиографический словарь / Ю. П. Лыхин, Т.А. Крючкова- Архит.-этногр. музей «Тальцы», О-во «Икона в Иркутске». Иркутск: Изд. АЭМ «Тальцы», 2000. — 408 с.
  51. Ю.П. Художественная жизнь Иркутска (первая четверть XX века) / Ю.П. Лыхин- РМАТ-турист. ун-т, Иркут. Филиал РМАТ-ТУ. — М.: Совет. Спорт, 2001.-271 с.
  52. Мастера советского искусства о пейзаже. — М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1963.- 152 е.: ил.
  53. Е. Взгляд вглубь веков / Е. Маточкин // Сибирские огни. -2004. № 6. -С. 215−220.
  54. Мемориальный дом-музей В. И. Сурикова. Красноярск: Каталог / Сост. И. М. Давыденко. Красноярск: Кн. изд-во, 1975. — 28 е.: ил. — (125 лет со дня рождения Василия Ивановича Сурикова).
  55. Н. Омские художники-«шестидесятники»: Каталог / Н. Морочено- Департамент культуры и спорта администрации г. Омска, Омский областной музей изобразительных искусств. Омск, 1995. — 112 е.: ил.
  56. П.Д. Изобразительное искусство Томска / П. Д. Муратов. — Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1974. — 80 е.: ил.
  57. П.Д. Художественная жизнь Сибири 1920-х годов / П. Д. Муратов. JL: Художник РСФСР, 1974. — 144 с.
  58. Н.В. Лодейщиков: Каталог юбилейной выставки. 35 художественной деятельности / Н. В. Лодейщиков. — Иркутск, 1941. 30 е.: ил.
  59. О.Р. Природа глазами художника: Проблемы развития современной пейзажной живописи / О. Р. Никулина. М.: Советский художник, 1982.- 176 е.: ил.
  60. Ю.И. П.М. Кошаров. К хронологии жизни и творчества / Ю. И. Ожередов // Поиски и находки томских искусствоведов: Матер, науч.-практ. конф. Томск, 2001. — С. 124−138.
  61. Омские художники — Октябрю. Выставка произведений: Живопись. Графика. Скульптура. Декоративно-прикладное искусство. Плакат: Каталог областной выставки / Авт. вст. ст. Н. Мороченко, Г. Севостьянова. Омск, 1987.-64 е.: ил.
  62. Омский государственный музей изобразительных искусств. Русское дореволюционное искусство. Живопись. Графика. Театрально-декорационное искусство. Скульптура: Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1986. — 148 е.: ил.
  63. Пейзаж советских художников 1917—1974 / Авт. текста и сост. М. Ф. Киселев. М.: Советский художник, 1975. — 204 е.: ил.
  64. Г. П. В.И. Суриков / Г. П. Перепелкина. — М.: Искусство, 1966.- 134 е.: ил.
  65. Е.Н. Художник Андрей Ефимович Мартынов / Е. Н. Петрова // Сибирские огни. 1974. — № 7. — С. 163−168.
  66. В.Н. Пейзажная живопись: Альбом / В. Н. Пилипенко. — СПб.: Художник России, 1994.-208 е.: ил.
  67. Г. И. Алтайский художник-педагог Д.И. Кузнецов / Г. И. Прибытков- Бийск. гос. пед. ин-т. НИИ прикл. пробл. образования РАО. Лаб. худож. образования и эстет, воспит. АКИПКРО. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1995. -115 е.: ил.
  68. Г. А. Декабристы в изобразительном искусстве: Собрание Государственного Эрмитажа / Г. А. Принцева. М.: Искусство, 1990. — 232 е.: ил.
  69. Н.А. Василий Иванович Суриков / Н. А. Радзимовская. — Л.: Художник РСФСР, 1965. — 63 е.: ил. (Гос. Третьяк, гал. Нар. биб-чка по искусству).
  70. Русская пейзажная живопись: Альбом / Сост. и авт. предисл. А.А. Федоров-Давыдов. -М.: Гос. изд-во изобр-го иск-ва, 1962. — 56 е.: ил.
  71. Русское дореволюционное искусство: Живопись. Графика. Театрально-декорационное искусство. Скульптура: Каталог / Сост. А.Н. Гонтаренко- Омский государственный музей изобразительных искусств. Л.: Художник РСФСР, 1986. — 146 е.: ил.
  72. Русское искусство: Очерки о жизни и творчестве художников середины XIX в. / Под ред. А. И. Леонова. М.: Искусство, 1958. — 780 е.: ил.
  73. Русское и советское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Каталог / Сост. А.Д. Фатьянов- Иркутский областной художественный музей. — Л.: Художник РСФСР, 1961. 146 с.: ил.
  74. Т.В. Выставка произведений: Каталог / Т. В. Ряннель. — Красноярск: Красноярское кн. изд-во, 1972. 52 е.: ил.
  75. Т.В. Улуг-Хем, Енисей, Ионесси / Т. В. Ряннель. Красноярск: Красноярское кн. изд-во, 1970. — 96 е.: ил.
  76. Л.И. А.О. Никулин. Очерк жизни и творчества / Л. И. Снитко. — Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1969. 64 е.: ил.
  77. Л.И. Каталог выставки Г.И. Гуркина (1870−1937) / Л. И. Снитко // Сибирское искусство: Альманах. Новосибирск, 1994. — С. 18−20.
  78. Л.И. Первые художники Алтая / Л. И. Снитко. Л.: Художник РСФСР, 1983.-155 е.: ил.
  79. М.П. Пейзажи Родины. Очерки о мастерах живописи / М. П. Сокольников. М.: Изобраз. иск-во, 1980. — 130 е.: ил.
  80. Сокровища Иркутского художественного музея: Альбом / Авт.сост. Т.П. Огородникова- Авт. предисл. В. Г. Распутин. JL: Аврора, 1989. — 152 е.: ил.
  81. Сокровища Омского музея изобразительных искусств: Альбом. Кн.1. Русское и западно-европейское искуссво: Живопись, графика / Авт. ст. и сост. И. Г. Девятьярова и др. Омск: Упр. Культуры адм-ции г. Омска, 1994. — 168 е.: ил.
  82. И.И. Художники Бурятии / И. И. Соктоева, М. В. Хабарова. -JL: Художник РСФСР, 1976. 145 е.: ил.
  83. Соловьева-Волынская И. Н. Художники Омска / И.Н. Соловьева-Волынская. JL: Художник РСФСР, 1972. — 30 с: ил.
  84. О. Образ Родины / О. Сопоницкий. — JL: Художник РСФСР, 1968.-132 е.: ил.
  85. И.В. Г.И. Гуркин в научной и художественной жизни Омска 1910-х 1920-х гг. / И. В. Спирина // Сб. науч. тр. Омского обл. музея изобр. искусств им. М. А. Врубеля. — Омск, 1999. — С. 96−99.
  86. ЮО.Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России второй половины XIX в. 70−80-е годы / Г. Ю. Стернин- Рос. акад. наук Гос. ин-т искусствознания Мин-ва кул-ры РФ. М.: Наука, 1997. — 223 с.
  87. Г. Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX—XX вв.еков / Г. Ю. Стернин- Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР. М.: Искусство, 1970.-293 с.
  88. Г. Ю. Художественная жизнь России начала XX века / Г. Ю. Стернин. М.: Искусство, 1976. — 224 с.
  89. Г. Ю. Художественная жизнь России середины XIX в./ Г. Ю. Стернин- ВНИИ искусствознания М-ва культуры СССР. М.: Искусство, 1991. -207 с.
  90. Г. Ю. Художественная жизнь России 1900—1910-х годов / Г. Ю. Стернин- ВНИИ искусствознания. М.: Искусство, 1988. — 285 с.
  91. С.А. Григорий Иванович Гуркин (1879−1937) / С. А. Стрельцов. JL: Художник РСФСР, 1966. — 71 е.: ил.
  92. Талант великий, самобытный // Звезды над Енисеем. Очерки, статьи, интервью. Красноярск, 1997. — С. 21−30.
  93. И. Моя Сибирь: Альбом-книга / И. Титков. — М.: Изобраз. иск-во. — 112 е.: ил.
  94. Ю. Сибирь, Сибирь.: Альбом / Ю. Титов. М.: Изобраз. иск-во. — 136 е.: ил.
  95. В.Г. В.И. Суриков / В.Г. Титова, Г. А. Титов. — Красноярск: Кн. изд-во, 1956. — 207 е.: ил.
  96. Ю.Тихонова JI.B. Резцом и кистью: Очерк жизни и творчества художника Б. И. Лебединского / Л. В. Тихонова. — Иркутск: Вост.-Сиб.кн.изд-во, 1983. — 112 е.: ил.
  97. Товарищество передвижных художественных выставок, 1869—1899: Письма, документы. В 2 кн. / Сост. и авт. примеч. В. В. Андреева и др.- Предисл. и общ. ред. С.Н. Гольдштейн- Гос. Третьяк, галерея. М.: Искусство, 1987. — Кн.1. — 382 е.- Кн.2. — 667 е.: ил.
  98. В.П. Живописных дел мастер Алтая / В. П. Токарев // Сибирские огни. 1972. — № 11. — С. 156−162.
  99. В.П. Изобразительное искусство Сибири XVII XIX веков / В.П. Токарев- Новосиб. гос. архит.-худ. акад. — Новосибирск: НГАХА, 2001. — 561 е.: ил.
  100. М.Токарев В. П. «Их дело не пропало.» / В. П. Токарев // Сибирские огни.- 1976. -№ 12. -С. 173−177.
  101. В.П. Художники Сибири. XIX век / В.П. Токарев- Отв. ред. Л.М. Горюшкин- Новосиб. архит. ин-т. Новосибирск: Наука- Сиб. изд-кая фирма, 1993. — 116 с.: ил.
  102. Я. Леопольд Немировский (1810−1883) / Я. Трыновский // Научно-информационный бюллетень гуманитарного общественно-научногоцентра. 1995. — Март (№ 3). Поляки в Сибири. — С. 27−29. Иркутск: Арком, 1995.
  103. И.П. Художественные выставки (1860−1919): Материалы к энциклопедии Томской области / И. П. Тюрина // Поиски и находки томских искусствоведов: Матер, науч.-практ. конф. — Томск, 2001. — С. 139−148.
  104. В. Польские художники в Сибири (I ч.) / В. Фалинский // Научно-информационный бюллетень гуманитарного общественно-научного центра. 1995. — Март (№ 3). Поляки в Сибири. — С. 30−32. Иркутск: Арком, 1995.
  105. А.Д. Загадка старой картины / А. Д. Фатьянов. — Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1974. 131 е.: ил.
  106. А.Д. Иркутские сокровища: Иркутский художественный музей / А.Д. Фатьянов- Предисл. В. Распутина. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1985. — 160 е.: ил.
  107. А.Д. Судьба сокровищ: Иркутский областной художественный музей / А. Д. Фатьянов. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1967. -112 е.: ил.
  108. А.Д. Художник-декабрист Н.А. Бестужев, его предшественники, современники и последователи в Иркутске / А. Д. Фатьянов // Сибирь. 1976. — № 4. — С. 122−126.
  109. А.Д. Художники, выставки, коллекционеры Иркутской губернии / А. Д. Фатьянов. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд.-во, 1995. — 190 е.: ил.
  110. Федоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж XVIII начала XIX века / А.А. Федоров-Давыдов. — М.: Искусство, 1953. — 583 е.: ил.
  111. Федоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж XVIII начала XX века: Исслед., очерки: История, проблемы, художники / А.А. Федоров-Давыдов. — М.: Искусство, 1986. — 304 е.: ил. — (Б-ка искусствознания).
  112. Федоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж конца XIX — начала XX века: Очерки / А.А. Федоров-Давыдов. М.: Искусство, 1974. — 208с.: ил.
  113. Художник Константин Померанцев: Письма. Документы. Воспоминания: Сборник / Сост., авт. вступ. ст. и коммент. Ю.П. Лыхин- Архит.-этногр. музей «Тальцы». Иркутск: Тальцы, 2001. — 147 с.
  114. Художники Алтая / Вст. ст. Б. Лупачева. — Барнаул: Алтайское кн. изд-во, 1973. 168 е.: ил.
  115. Художники Бурятии: Альбом репродукций / Сост. и авт. вступ. ст. М. П. Сокольников. Л.: Художник РСФСР, 1960. — 37 е.: ил.
  116. Художники девятой пятилетке: Альбом / Авт.-сост., вст. ст. В. Н. Панкратова. — М.: Советский художник, 1975. — 124 е.: ил.
  117. Художники Иркутска: Альбом / Авт. Т.Г. Ларева- Авт. вступ. ст. А. Д. Фатьянов. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1994. — 414 е.: ил.
  118. Художники Красноярска: Альбом репродукций / Вступ. ст. В. Ломанова. Л.: Художник РСФСР, 1961. — 8 е.: ил.
  119. Художники Красноярска. Выставка произведений. Каталог. Абакан. 1976 / Ред. В.И. Ломанов- Вст. ст. И.М. Давыденко- Сост. кат. Л. С. Семченок. -Абакан: Типограф. «Советская Хакасия», 1976. 54 е.: ил.
  120. Художники Красноярского края. Альбом / Сост. Р. П. Ложкина, Семченок Л.С.- Авт. ст. Р. П. Ложкина, Т. М. Ломанова и др. — М.: Советский художник, 1991.-216 е.: ил.
  121. Художники Красноярской организации Союза художников РСФСР / Авт. вступ. ст. и сост. справ. Т. М. Ломанова. — М.: Советский художник, 1991. — 144 е.: ил.
  122. Художники Кузбасса: Альбом / Сост. и авт. вступ. ст. С. А. Онуфриева. -Л.: Художник РСФСР, 1963. 60 е.: ил.
  123. Художники народов СССР. XI—XX вв.: Биобиблиографический словарь: В 6 т./ Отв. ред. Г. Н. Горина- Рос. акад. художеств, Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобр. искусств. СПб.: Академ. проект, 2002.
  124. Художники Новосибирска / Сост. М. А. Мочалов. Л.: Художник РСФСР, 1960.-26 е.: ил.
  125. Художники Новосибирска: Каталог / Авт.ст. и сост.кат. Р. И. Боровикова. — М.: Советский художник, 1991. — 68 е.: ил.
  126. Художники Омска: Каталог / Авт.-сост. А. Чернявская- Управление культуры администрации г. Омска, Омская организация Союза художников России. Омск, 1994. — 80 е.: ил.
  127. Художники Урала, Сибири, Дальнего Востока. Москва. 1971. Выставка произведений. Каталог / Ред. кат. Ю.П. Михайлова- Сост. кат. В. А. Василькова, Н. Н. Королева, В. П. Курган и др. Л.: Художник РСФСР, 1972. -176 е.: ил.
  128. Е.П. Тобольский старожил / Е. П. Швецова // Русские старожилы: Материалы Ш-го Сибирского симпозиума «Культурное наследиенародов Западной Сибири (11−13 декабря 2000 г., Тобольск). — Тобольск-Омск, 2000.-С. 343−345.
  129. В.И. Возвращение мастера / В. И. Эдоков. Горно-Алтайск: Фонд им. С. С. Суразакова: Чаптыган, 1994. — 239 е.: ил.
  130. В.И. Г.И. Гуркин. Очерк о жизни и творчестве / В. И. Эдоков. — Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1967. — 118 е.: ил.
  131. В.И. Мастер из Аноса / В. И. Эдоков. — Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1984. 72 е.: ил.
  132. В.И. Н. Чевалков. Очерк о жизни и творчестве / В. И. Эдоков. -Горно-Алтайск: Горно-Алтайское отделение Алтайского кн. изд-ва, 1972. 112 е.: ил.
  133. В.И. Очерки истории изобразительного искусства Горного Алтая / В. И. Эдоков. Горно-Алтайск: Алт. кн. изд-во, Гор.-Алт. отд-ние, 1981. — 96 е.: ил.
  134. В.И. Е.Е. Мейер (14.03.1823 29.01.1867) (биографический очерк) / В. И. Юзефов // Вестник Сахалинского музея. Ежегодник Сахалинского областного краеведческого музея. — Южно-Сахалинск, 2000. — № 7. — С. 113−118.
  135. А.А. Сопричастность /А.А. Яковлев. Л.: Художник РСФСР, 1987.-128 е.: ил.158
  136. ГРМ Государственный Русский музей
  137. ГТГ Государственная Третьяковская галереягэ Государственный Эрмитаж
  138. РНБ Российская Национальная библиотека
  139. Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная Академия им. A.JI. Штиглица1. На правах рукописи1. Шавшина Ирина Петровна
  140. СИБИРСКИЙ ПЕЙЗАЖ В РУССКОМ ИСКУССТВЕ1. XIX XX ВЕКОВ4 201 001 479
  141. Специальность: 17.00.04 — изобразительное и декоративно-прикладноеискусство и архитектура
Заполнить форму текущей работой