Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Государственная политика в нефтяной отрасли как фактор повышения конкурентоспособности России на мировом рынке

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степень разработанности темы. Степень изученности отдельных вопросов, относящихся к теме данного диссертационного исследования, различна. Так, существует обширный круг исследований по вопросам конкурентоспособности. В оригинальных зарубежных и переводных работах Кругмана П., Обстфельда М., Портера М. рассматриваются различные составляющие этой категории. Проблемы конкурентоспособности России… Читать ещё >

Содержание

  • Введение.стр
  • Глава 1. Современная международная конкурентоспособность и позиции России на мировом рынке. стр
    • 1. 1. Конкурентоспособность национальной экономики в условиях глобализации. стр
      • 1. 1. 1. Конкурентные преимущества России. стр
      • 1. 1. 2. Конкурентоспособность отраслей национальной экономики на мировом рынке. стр
      • 1. 1. 3. Рейтинги международной конкурентоспособности государства. стр
    • 1. 2. Динамика и перспективы развития мирового и российского рынка нефти. стр
      • 1. 2. 1. Тенденции развития международного нефтяного рынка. стр
      • 1. 2. 2. Конкурентоспособность продукции российской нефтяной отрасли. стр
    • 1. 3. Процессы транснационализации экономической деятельности. стр
      • 1. 3. 1. Развитие отечественных ТНК. стр
      • 1. 3. 2. Ведущие российские нефтяные компании. стр
  • Глава 2. Государственная политика России на мировом рынке нефти. стр
    • 2. 1. Теория и практика государственного регулирования. стр
      • 2. 1. 1. Государственная политика: основные сферы, направления и принципы применения. стр
      • 2. 1. 2. «Плюсы» и «минусы» участия России в регулировании мирового нефтяного рынка в 2002 году. стр
    • 2. 2. Политика России в отношении основных мировых производителей и потребителей нефти. стр
      • 2. 2. 1. Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК).стр
      • 2. 2. 2. Взаимоотношения с основными странами потребителями нефти. стр
    • 2. 3. Основные направления участия России в регулировании мирового нефтяного рынка. стр
      • 2. 3. 1. Государственная программа внешнеэкономической политики России на международном рынке нефти. стр
      • 2. 3. 2. Организация биржевой торговли нефтью. стр
  • Глава 3. Государственная политика России на внутреннем рынке нефти и опыт других стран. стр
    • 3. 1. Основные положения энергетической стратегии
  • России до 2020 г. стр
    • 3. 2. Государственное управление недрами. стр
      • 3. 2. 1. Мировая практика недропользования. стр
      • 3. 2. 2. Российская практика управления недрами. стр
    • 3. 3. Инвестиционные процессы в российской нефтяной отрасли. стр
      • 3. 3. 1. Качественные и количественные параметры инвестиций в отечественную нефтяную отрасль. стр
      • 3. 3. 2. Соглашения о разделе продукции. стр
      • 3. 3. 3. Малые (независимые) нефтедобывающие компании. стр
      • 3. 3. 4. Нефтяная транспортная инфраструктура. стр
    • 3. 4. Налоговая политика в нефтяном секторе. стр
      • 3. 4. 1. Международная практика налогообложения нефтяного бизнеса. стр
      • 3. 4. 2. Система налогообложения нефтяной отрасли России.:.стр
    • 3. 5. Государственное управление доходами от экспорта нефти. стр
      • 3. 5. 1. Концепция и практика создания
  • Стабилизационного фонда. стр
    • 3. 5. 2. Приобретение/продажа долей в акционерном капитале компаний. стр

Государственная политика в нефтяной отрасли как фактор повышения конкурентоспособности России на мировом рынке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Последние десятилетия развития мировой экономики характеризуются усилением постиндустриальных тенденций, повышением доли отраслей, производящих знания и информационные продукты. Вместе с тем, хотя и меньшими темпами, но неуклонно возрастает мировая торговля энергетическим сырьем, и ключевым звеном среди различных групп сырья выступают энергоресурсы.

Основополагающие тенденции развития мировой энергетики идут в русле главных тенденций развития современной экономики. При этом основные интересы ведущих участников мировой нефтегазовой отрасли сходятся на оси Европа-Азия. Процесс интеграции России в единое евразийское энергетическое пространство требует усиления координирующей роли государства, которое должно определять геополитические и экономические приоритеты, в первую очередь, с позиций национальных энергетических интересов.

В то же время период реформ показал ограниченность возможностей приспособления экономики России к мировым тенденциям. Структурная перестройка хозяйства страны идет медленно и сопровождается значительными социальными издержками. Система государственного регулирования также еще формируется, причем даже то, что уже создано, порождает ощущение декларативности. Внутренние хозяйственные связи и вся рыночная система не отличаются зрелостью, не имеют достаточного запаса прочности. Налицо разрыв между относительно благополучным экспортоори-ентированным сырьевым сектором и сектором предприятий, работающих на внутренний рынок. Вместе с тем, переход от сырьевой к инновационной модели развития требует десятилетий больших вложений, как государственных, так и частных, — в образование, науку, в создание благоприятных институциональных условий инновационного роста. И главным источником финансирования таких вложений в среднесрочной перспективе может стать только сырьевой сектор, поэтому Россия еще долго будет оставаться в зависимости от экспорта нефти и газа.

Итак, актуальность настоящего исследования, с одной стороны, продиктована необходимостью сформировать стратегию поведения России на мировом рынке неф^-ти, обусловленную значительным наличием имеющихся у страны для этого предпосылок, а также той весомой ролью, которую в экономике России играют доходы от экспорта энергоресурсов.

С другой стороны, актуальность темы диктуется несовершенством политики России на внутреннем рынке нефти, что не позволяет стране в полной мере использовать преимущества, предоставляемые текущей экономической ситуацией.

Степень разработанности темы. Степень изученности отдельных вопросов, относящихся к теме данного диссертационного исследования, различна. Так, существует обширный круг исследований по вопросам конкурентоспособности. В оригинальных зарубежных и переводных работах Кругмана П., Обстфельда М., Портера М. рассматриваются различные составляющие этой категории. Проблемы конкурентоспособности России на мировом рынке также довольно подробно разработаны в нашей стране, поскольку именно внешнеэкономический сектор долгое время оставался единственной сферой, которая не только относительно успешно функционирует, но и является локомотивом развития экономики. Так, в публикациях Куренкова Ю. и Попова В. рассматривается концепция конкурентоспособности и ее эволюция, анализируется конкурентоспособность на межстрановом, национальном и микроуровнях. В работах Орешкина В., Оболенского В. нашли достаточно полное отражение вопросы, исследующие динамику развития современной мировой торговли, основные тенденции, характерные для международного рынка последних лет, проблемы внутренней конкурентоспособности. Вопросы конкурентоспособности российских предприятий достаточно широко освещены в публикациях Клейнера Г. Следует также отметить коллективные труды по данной проблематике специалистов Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института и Института мировой экономики и международных отношений. Однако вопросы конкурентоспособности российской нефтяной отрасли рассмотрены в этих работах достаточно фрагментарно.

Проблематика политики государства на мировом рынке нефти стала разрабатываться сравнительно недавно в отечественной экономической литературе. Достаточно полное исследование данного вопроса встречается в публикациях Ершова Ю. Тем не менее, в большинстве как российских, так и зарубежных исследований вопросы текущей конъюнктуры нефтяного рынка явно превалируют в ущерб стратегическим вопросам государственного регулирования данного сегмента экономики.

Особый вклад в разработку проблемы государственного регулирования отечественной нефтяной отрасли внес Национальный инвестиционный совет, сформулировавший, по существу, основные методы политики государства в данном секторе экономики. Экспертами Совета проведен анализ зарубежного опыта в этой области и представлена оценка эффективности применяемых в России методов регулирования.

Вместе с тем, рассмотрение вопросов государственного регулирования нефтяной отрасли в разрезе повышения конкурентоспособности страны не нашло отражения в отечественной экономической литературе.

Цели исследования. Основные цели настоящей работы следующие:

• исследовать понятие конкурентоспособности национальной экономики в условиях глобализации современного мирового хозяйства;

• оценить степень конкурентоспособности и международные перспективы развития основного сектора российской экономики — нефтяной отрасли;

• выявить основные направления, по которым должна формироваться государственная политика России на мировом рынке нефти;

• проанализировать перспективы развития наиболее важных направлений внешней политики России на международном нефтяном рынке и сформулировать соответствующие выводы и рекомендации;

• раскрыть механизмы государственного регулирования внутреннего рынка нефти, рассмотреть соответствующий опыт ведущих мировых нефтедобывающих стран, оценить действенность и эффективность методов государственного регулирования российской нефтяной отрасли;

• сформулировать основные положения государственной политики России на внутреннем рынке нефти.

Объект и предмет исследования. Объект диссертационного исследованиягосударственная политика России на мировом и внутреннем рынках нефти.

Предметом исследования является: анализ конкурентоспособности российской экономики и ее нефтяной отраслиисследование и оценка основных направлений государственной политики России на мировом рынке нефтираскрытие механизмов и выработка рекомендаций по вопросам государственного регулирования отечественной нефтяной отрасли.

Теоретические и методологические основы диссертации. В ходе подготовки диссертации были изучены труды известных западных и российских ученых по вопросам конкурентоспособности и государственного регулирования. Также были задействованы работы, содержащие анализ ряда проблем в сфере международных экономических отношений, организации внешнеэкономической деятельности, современного развития нефтяного сектора мировой и российской экономки. В исследовании нашли широкое применение современные зарубежные и российские статистические материалы.

Теоретические и методологические основы исследования опираются на работы таких зарубежных специалистов в области конкурентоспособности, как Кругман П., Обстфельд М., Портер М., Фишер П., в области государственного управления — Омаэ К., Рейнике В., Росс Б., Файоль А., Флитчер А., Эмерсон Г.

Среди известных российских авторов, внесших существенный вклад в разработку вопросов, связанных с темой диссертации — Байков Н., Делягин М. Г., Долгов С. И., Ершов Ю. А., Железова В. Ф., Зевин Л. З., Клавдиенко В. П., Клейнер Г. Б., Коле-сов В.П., Краснов JI.B., Куренков Ю. В., Макаров А. А., Некипелов А. Д., Оболенский В. П., Орешкин В. А., Осадчая И. М., Осьмова М. Н., Попов В. М., Симония Н. А., Телегина Е. А., Фаминский И. П., Шамхалов Ф., Шишков Ю.В.

В работе нашли также применение исследования коллективов авторов Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института, Института мировой экономики и международных отношений, Института народнохозяйственного прогнозирования, Института научной информации по общественным наукам, Института финансовых исследований, Национального инвестиционного совета.

Широкую статистическую базу исследования составили материалы Всемирной торговой организации, Всемирного экономического форума, Государственного комитета РФ по статистике, Международного энергетического агентства, Мирового банка, ЮНКТАД.

Методы исследования. В работе представлен комплексный подход к исследованию политики государства на нефтяном рынке, базирующийся на триаде теории, методологии и практики. В основу исследования положены методы неоинституциональной экономики, неоклассической теории инвестирования, а также современные теории конкурентоспособности. Аналитический процесс дополняется обобщением фактологической и статистической информации.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: в результате анализа развития мирового нефтяного рынка показаны кардинальные изменения, произошедшие с ним на протяжении последних десятилетий: усилились тенденции к глобализации, изменился геополитический расклад сил в миреувеличилась роль государств — независимых экспортеров нефти, появились новые влиятельные международные энергетические организации. Вместе с тем ухудшились условия реализации нефти для стран — поставщиков этого ресурса. На этом основании обоснована возможность разработки международного стабилизационного соглашения по нефти, инициатором которого могла бы стать Россияпоказано, что конкурентоспособность национальной экономики зависит, в том числе, от наличия эшелона отечественных транснациональных компаний, осуществляющих массированную экспансию на зарубежные рынки и выстраивающих кооперационные цепочки по всему миру. Выявлены основные направления, развитие которых будет способствовать становлению российских ТНК: расширение доступа к кредитным и другим финансовым ресурсам, повышение уровня корпоративного управления, расширение государственной поддержки, наращивание капитализацииобоснована необходимость формирования в России государственной политики, с помощью которой наша страна сможет влиять на мировой рынок нефти и регулировать протекающие на нем процессыразработаны основные направления этой политики: в части сотрудничества с ОПЕК, странами — независимыми экспортерами нефти, Международным энергетическим агентством и другими энергетическими организациями, в отношении формирования государственного резерва нефти, экспортной политики России, а также создания системы мониторинга информации о внутреннем и мировом рынке нефтираскрыты основные методы государственного регулирования внутреннего рынка нефти. Доказана несостоятельность современной политики России в отношении регулирования отечественной нефтяной отрасли: принципы недропользования, налоговая система, инвестиционная составляющая, политика в отношении малых (независимых) нефтедобывающих компаний, положение дел в транспортной инфраструктуре в полной мере не отвечают интересам общества, нефтяного комплекса и государства. По результатам проведенного анализа предложено: перейти к договорной системе отношений на основании гражданского правареабилитировать режим соглашений о разделе продукцииввести дифференцированную шкалу уплаты налога на добычу полезных ископаемыхограничить часть прибыли, направляемой на дивиденды, 40−60-ю процентами, что соответствует мировой практикедопустить частные компании к строительству нефтепроводов в обмен на стабильные тарифы прокачки нефтипредложено дополнить структуру создаваемого стабилизационного фонда двумя элементами: накопительным и инвестиционным. В первом случае средствами фонда смогут воспользоваться не только нынешнее, но и будущие поколения российского общества, что особенно актуально в современных условиях, когда с нефтедобывающих компаний не взимается природная рента. Инвестиционный элемент подразумевает вложение части средств фонда в качестве инвестиций в приоритетные отрасли развития экономики (космос, оборонная промышленность, ядерные исследования, исследования в области искусственного интеллекта, развитие наукоемких технологий в биологии и генетике, развитие системы коммуникаций и транспорта и т. д.).

Практическая значимость диссертации определяется возможностью использования отдельных ее положений, выводов и практических рекомендаций при формировании стратегических программ внешнеэкономических связей России, при решении задач, связанных с ее позиционированием на мировом энергетическом рынке. Отдельные элементы проведенного исследования могут быть полезны в деятельности российских предприятий нефтегазового сектора в целях повышения эффективности их коммерческой деятельности. Кроме того, материалы диссертации можно использовать в учебном процессе, в частности, в курсах «Экономика зарубежных стран», «Международная экономика», а также как отдельный спецкурс.

Апробация результатов исследования. Работа прошла апробацию на кафедре экономики зарубежных стран и внешнеэкономических связей экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

По теме диссертационного исследования автором опубликовано пять научных работ общим объемом 5,6 п.л.

Отдельные положения и выводы диссертации были использованы в текущей работе Центра внешнеэкономических исследований РАН за 2001,2002 и 2003 гг.

Структура диссертации. В 1 Главе настоящего исследования рассматривается современная конкурентоспособность государства на мировом рынке и позиции России. Представлены наиболее репрезентативные рейтинги конкурентоспособности современных государств и определены в них позиции нашей страны. Значительный раздел посвящен отраслевому уровню конкурентоспособности и анализу динамики и перспектив развития мирового и российского рынка нефти. Исследуется конкурентоспособность на уровне отдельных компаний в условиях процесса транснационализации современной экономической деятельности.

Вторая Глава данной работы посвящена вопросам государственной политики России на мировом рынке нефти. Анализируются теоретические вопросы государственного управления и современной внешнеэкономической политики страны, дается методологическая основа исследования в целом. Далее особое внимание уделяется изучению вопроса взаимоотношений России с основными субъектами мирового рынка нефти: со странами ОПЕК, Международным энергетическим агентством и странами — независимыми экспортерами нефти. В заключительной части главы формулируются основные принципы, которые, по мнению автора, должна содержать стратегия поведения России на международном нефтяном рынке.

В 3 Главе данного исследования изучается мировой опыт управления национальной нефтяной отраслью и вопросы государственной политики России на внутреннем рынке нефти — принципы недропользования, привлечение инвестиций и режим соглашений о разделе продукции, система налогообложения нефтяных компаний, государственное управление доходами от экспорта нефти.

Заключение

.

Крайне слабое использование преимуществ глобализации мировой экономики для повышения национальной конкурентоспособности России обусловлено рядом объективных факторов, а именно, падением технического уровня и эффективности отечественного производства в ходе реформ, особенностями формирования международной специализации страны, усилением международной конкуренции, трудностями геоэкономического и торгово — политического позиционирования России.

Возродить экономическую мощь России нельзя без интеграции в мировую экономику, но этот процесс не должен ограничиваться отраслями топливно-энергетического комплекса, первичной переработки минерального и сельскохозяйственного сырья. То, что России надо уходить от сырьевой ориентации экспорта, давно уже стало «общим местом». Ведь экспорт обработанных товаров, использующих импортное сырье и материалы, обеспечивает наибольший вклад в приращение национального богатства, что служит основой устойчиво высокой конкурентоспособности США, Японии, ЕС, а также малых стран и территорий, таких как Сингапур, Тайвань и ряда других.

Однако на данный момент в нашей стране как не было, так и нет достаточного ассортимента товаров, которые были бы столь же конкурентны на мировом рынке, как и отечественное сырье. Поэтому параллельно с экономическими и структурными реформами, направленными на возрождение российской экономики, должны предприниматься меры, позволяющие уменьшить зависимость отечественной нефтяной отрасли от конъюнктуры мировых цен.

На взгляд автора, государственная политика в нефтяной и в целом в энергетической сфере необходима еще и потому, что, во-первых, энергетика в ходе своего развития вступает в конфликты с целями других политик, других отраслей и секторов экономики. Во-вторых, рыночные подходы в развитии нефтяной отрасли и всего энергетического сектора конечно более желательны, чем государственное регулирование, но не всегда достаточны и эффективны. В-третьих, усиливающаяся глобализация энергетических рынков также порождает необходимость государственного регулирования особенностей этого процесса.

Нефтяная промышленность традиционно подвергается большему регулированию, чем другие отрасли, так как она связана с разработкой невозобновляемых природных ресурсов. Правительство обычно старается принимать участие в регулировании этой деятельности, так как она оказывает непосредственное влияние на благосостояние нации, не говоря уже об экологии. И вопрос изменения климата должен быть частью национальной энергетической политики. Кроме того, энергетическая политика должна учитывать локальные, национальные, региональные и интернациональные аспектынаходится в непосредственном взаимодействии с международной политикой страныосновываться на существующем историческом опыте в данной области.

Однако, на взгляд автора, действия государства в отношении регулирования российской нефтяной промышленности не всегда эффективны, в некоторых сегментах наблюдается чрезмерное государственное регулировании при отсутствии должного внимания к другим сегмента/данного сектора. Кроме того, существуют законы, не относящиеся непосредственно к данной отрасли, например, закон о банкротстве, которые также не способствуют эффективности ее функционирования. Так, например, компания «Черногорнефть», получившая в 1999 г. чистую прибыль в размере $ 121 млн., и увеличившая за этот период размер имеющихся у нее свободных средств с $ 16 до $ 60 млн., была выставлена в 2000 г. на аукцион, так как внешний управляющий признал ее банкротом1.

В целом, можно выделить следующие проблемы топливно-энергетического сектора, вызывающие сегодня особую озабоченность:

• сокращение геологоразведочных работ по наращиванию запасов топливно-энергетических ресурсов, прирост объема которых вплоть до 2002 г. был меньше добычи, что приводило к «проеданию» запасов;

• уменьшение инвестиций на модернизацию и развитие основных производственных фондов во всех отраслях топливно-энергетического комплекса, что приводит к их старению и превышению допустимых нормативных сроков эксплуатации. Износ основных фондов в отрасли составляет порядка 60%, а в нефтепереработке все 80%2;

• высокая энергоемкость ВВП, в 2−3 раза превышающая энергоемкость производства в западных странах, что приводит к дополнительному эко.

1 — «Нефтегазовая вертикаль», 2000 г. № 15. Стр. 165.

2 — По материалам доклада проф., д.э.н. Краснянского Г. Л. на заседании Бюро отделения Экономики РАН на тему «Экономические аспекты развития топливно-энергетического комплекса России» номически не обоснованному производству энергоносителей, не обеспеченному необходимыми инвестиционными ресурсами;

• неплатежи и низкий уровень цен на внутреннем рынке, что стимулирует экспорт первичных энергоресурсов в ущерб поставкам отечественным потребителям;

• резкое снижение доли государственного сектора в ТЭК и ослабление роли государственного регулирования в топливно-энергетической сфере.

Ситуация также усложняется обострением отношений между российской властью и отечественным бизнесом. Возникает ощущение противоречия между декларируемыми руководством страны целями, направленными, в частности, на создание благоприятного инвестиционного климата в России, и действиями, которые власти в последнее время предпринимают в отношении бизнеса. Существует риск, что власть, начав с проверки правомерности отдельных деловых операций ряда представителей крупного бизнеса, вольно или невольно раскрутит маховик деятельности силовых органов до такой степени, что благая задача введения бизнеса в правовое русло будет подменена на создание совершенно неприемлемой для нормального ведения бизнеса угрозы постоянных, по поводу и без повода, «наездов» силовых структур на деловые круги вообще.

Обдуманных действий государства требует также вопрос о вступлении России во Всемирную торговую организацию.

Необходимость вступления России в ВТО увеличивается с каждым днем. Несмотря на превалирование в отечественном экспорте топливно-сырьевых товаров, доля товаров первичной переработки, таких как металлы и химическая продукция, постепенно нарастает. Однако эта группа товаров нередко становится объектом протекционистской политики. Так, российский экспорт стали в страны ЕС и США жестко регламентируется квотами на импорт. Главные конкуренты России на этом рынке — сталевары Польши и Чехии после неизбежного вступления в ЕС окажутся в еще более выгодном положении, чем российские производители. Рост экспорта зерна из России заставил руководителей ЕС ввести с 1 января 2003 года жесткие квоты на импорт зерна. Так, если в 2002 г. Россия поставила на экспорт в страны ЕС около 5 млн. тонн зерна, то в 2003 г. этот показатель составит 500 тыс. тонн.

Подобные примеры будут множиться по мере улучшения состояния экономики России. В то же время, они стали бы незаконными, если бы Россия была членом ВТО.

Однако существует один уникальный вопрос, препятствующий вступлению России в эту международную организацию. ЕС требует, чтобы Россия повысила внутренние отпускные тарифы на газ и электричество для промышленных потребителей до уровня, существующего в ЕС и других странах мира. Согласно утверждению ЕС, слишком низкие внутренние тарифы на газ и чересчур дешевая электроэнергия приводят к фактическому субсидированию экспорта российской энергоемкой промышленной продукции, в частности, уже упоминавшейся стали, алюминия, удобрений и т. д., что представляет пример недобросовестной конкуренции. Очевидно, что привести цены в соответствие с мировым уровнем за один день невозможно, поэтому, по мнению представителей ЕС, Россия должна сохранить возможность субсидировать домашние хозяйства, школы и больницы, но российские производители должны платить справедливые цены3.

В ответ Россия выражает категорическое несогласие с такими утверждениями, справедливо замечая, что торговля энергией пока не входит в сферу компетенции ВТО и что внутренние тарифы никогда раньше не были проблемой на переговорах с другими странами. Кроме этого, получение российской тяжелой промышленностью права доступа на рынки ЕС и избежание антидемпинговых исков считается одним из немногих явных преимуществ, которые российская промышленность получит от вступления в ВТО.

На первый взгляд, аргументы ЕС звучат убедительно — внутренние российские цены на газ, даже с учетом транспортных расходов и транзитных платежей Украине, составляют V* часть от «встречной» цены, взимаемой с компаний, расположенных на территории ЕС. Заявления монополиста российского газового рынка и единственного экспортера газа в страны ЕС «Газпрома» о том, что он может себе позволить нести операционные убытки от продажи газа на внутреннем рынке благодаря сверхприбылям от экспорта, дает веские основания предполагать наличие перекрестного субсидирования, при котором продажа газа внутри страны по ценам ниже себестоимости финансируется значительными поступлениями экспортных платежей. Поскольку в России электростанции на газовом топливе производят свыше 60% электроэнергии.

3 — Заявление торгового комиссара ЕС Паскаля Лами по поводу вступления России в ВТО в газете Herald Tribune 29 мая 2002 г. отечественных ТЭС, цены на электричество также становятся предметом спора: российские промышленные потребители в среднем платят за электроэнергию в 1,5−2 раза меньше, нежели чем их западные коллеги. Совокупность этих факторов свидетельствует о том, что российская промышленность получает несправедливое субсидирование.

Однако автору представляется, что указанные заявления о ценах на газ и электроэнергию в настоящее время обоснованы лишь отчасти и в случае проведения Россией либерализации газового рынка могут вообще потерять вес. Автор полагает, что Россия в действительности обладает большим сравнительным преимуществом в производстве энергии, причем отчасти это преимущество нивелируется неэффективностью «Газпрома». И в среднесрочной перспективе справедливые цены на газ установятся на уровне, превышающем текущий уровень внутренней цены, но ниже уровня современных мировых цен4.

Кроме того, желание ЕС диверсифицировать газовые поставки и уменьшить зависимость от России приводит к импорту меньших объемов этого ресурса, нежели чем возможно. Поэтому Россия фактически соглашается на предлагаемую цену вместо того, чтобы самой устанавливать ее на более низком уровне. Таким образом, реальное субсидирование, отчасти обусловленное политикой ЕС, представляет собой, по мнению автора, субсидирование европейскими потребителями внутренних дистрибуторов и производителей газа (крупных нефтегазовых компаний), производителей сжиженного природного газа из стран Африки и Карибского бассейна, энергоемких отраслей промышленности ЕС, России и «Газпрома».

Автор полагает, что ЕС следует отказаться от требований о повышении цен на российские энергоресурсы и сосредоточиться на стимулировании российского газового рынка и, соответственно, более дешевого производства, и постараться получить выгоду от низкой стоимости российского газа путем увеличения объема его импорта в обмен на снижение цены. Если же ЕС опасается чрезмерной зависимости от одного поставщика, то можно порекомендовать воспользоваться сравнительным преимуществом России иным образом — покупать экспортируемую Россией дешевую энергоемкую промышленную продукцию.

По материалам Московского Центра Карнеги, опубликованным на сайте http://pubs.camege.ru/workpapers/20Q3/wpQ303full.pdf.

Автор уверен, что вступление России в ВТО принесет пользу всем сторонам данного процесса, причем основную выгоду от этого получат производители и потребители из стран ЕС и России. ЕС должен согласиться с тем, что низкая стоимость российской энергии и энергоемких товаров представляет собой сравнительное преимущество, которым наша страна обладает в силу наличия богатых природных ресурсов и капиталоемкой промышленности, созданной в бывшем СССР.

В заключение данного исследования автор хотел бы еще раз высказать свою позицию о перспективах развития нефтяной отрасли в разрезе исчерпаемого характера этого ресурса. Автор полагает, что наш мир — это не мир, где, где истощаются запасы, а мир, где развиваются высокие технологии. Как сказал основатель ОПЕК Али Родригес, каменный век кончился не потому, что кончились камни, так и век нефти кончится не потому, что кончится нефть. Так, по оценкам специалистов нефтяной компании Royal Dutch/Shell, в 2050 году количество энергии, полученной из возобновляемых источников5 (в первую очередь той, что вырабатывается гидроэлектростанциями и солнечными энергетическими установками), будет эквивалентно расходу 20 миллиардов тонн каменного угля. Это больше, чем потребляет сегодня все человечество, но составит только 50% будущих энергозатрат. Еще дальше в своем прогнозе пошел Центр авиации и космонавтики, расположенный в Германии. По его подсчетам, в середине этого столетия солнце, ветер, гидроэлектростанции и биомасса (использование процессов ее разложения) покроют 70% потребностей человечества в энергии.

Поэтому уже сегодня Royal Dutch/Shell планирует ежегодно инвестировать от $ 500 млн. до $ 1 млрд. в солнечную и ветряную энергетику. К 2007 году компания BP Amoco рассчитывает от продаж электроэнергии, добываемой от солнечных батарей, получать $ 1 млрд. в год6.

Современная энергетическая политика промышленно развитых стран также направлена на увеличение доли возобновляемых и нетрадиционных источников в своих энергобалансах. Потенциал возобновляемых источников энергии составляет 19,5 млрд. тонн условного топлива, что в два раза превышает сегодняшние потребности. Темпы роста в нетрадиционной энергетике ярко свидетельствуют о перспектив.

5 — К нетрадиционным возобновляемым источникам энергии относятся: солнце, ветер, тепло Земли, биомасса, малые реки, моря и океаны, низкопотенциальное тепло, а также экологически чистые виды топлива.

6 — «ГЕО». 1999 г. № II и приложения к газете «Коммерсантъ» «Коммерсантъ-Энергия» № 14 от 29 января 2003 г. ности данной отрасли: энергия ветра растет на 30% в год, фотоэнергия — на 25%, геотермальная энергетика — на 5% ежегодно7. Для сравнения — прирост потребления природного газа составляет 2,1% в год, нефти — 1,4%, угля — 1,2% (см. Приложение стр. 194 Диаграмму 9).

Учитывая такие неоспоримые преимущества возобновляемых источников энергии, как их неистощаемость и экологическая чистота, многие государства серьезно работают над увеличением их доли в своем энергетическом балансе. Так, страны Европейского Союза планируют к 2010 году увеличить долю потребления нетрадиционных источников энергии с 6% до 12%, в частности, прогнозируется, что использование энергии ветра вырастет в 16 раз, гидроэнергии — в 1,2 раза, фотоэнергии — в 100 раз, энергии биомассы — в 3 раза. Был также материально оценен вклад возобновляемых источников энергии в экономику стран ЕС — по мнению специалистов, он составляет 36,6 млрд евро8.

На сегодняшний день существует немало примеров эффективного получения и использования энергии из возобновляемых источников. Фраунхоферовский институт солнечной энергетики в Германии является одним из представителей научно-исследовательских организаций, разрабатывающих технические предпосылки для перехода в новую эру — эру солнечной энергии. На данный момент уже существует несколько успешных проектов внедрения солнечных энергосистем. Один из наиболее перспективных — программа «деревенского базового энергообеспечения» стран третьего мира. Другой пример — город Сакраменто на юге Калифорнии. Половина энергии, обеспечивающей жизнедеятельность этого города, производится из возобновляемых источников — местной ГЭС, геотермальной станции, небольшой ветровой установки и энергии Солнца. В Исландии с 1943 г. потребности в электричестве и тепле обеспечиваются в основном за счет работы ГеоЭС, ресурсной базой которых являются месторождения парогидротерм с температурой выше 150°С9.

Топливом будущего может стать водород — его энергонасыщенность в 2,7 раза выше, чем у бензина, продукт сгорания — чистая вода. Получать водород можно методом электролиза, пропустив ток через водохранилище при ГЭС.

7 — По данным доклада начальника департамента Минэнерго РФ Безруких П. П. «Экономика и возможные масштабы развития нетрадиционных возобновляемых источников энергии» на заседании открытого семинара «Экономические проблемы энергетического комплекса», состоявшегося 26 марта 2002 года в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН.

8 — Безруких П. П. Указ. выступление.

9 — «Коммерсантъ-Энергия», 29 января 2003 г. № 14.

В отношении наличия возобновимых источников энергии Россия является уникальной страной: мы имеем практически неисчерпаемые запасы геотермального тепла на Камчатке, Курильских островах и Северном Кавказе. По оценкам Всероссийского научно-исследовательского института гидрогеологии и инженерной геологии (ВСЕГИНГЕО), запасы парогидротерм Камчатки и Курил могут обеспечить мощность ГеоЭС не менее 1000 МВт.

На сегодняшний день развитие данного сектора энергетики в России особенно актуально. Производство энергии из нетрадиционных источников может помочь решению многих проблем, среди которых:

• энергообеспечение регионов, оторванных от электросетей;

• энергообеспечение зон неустойчивого энергоснабжения;

• энергообеспечение курортов и зон отдыха, так как в нашей стране даже в этих регионах использование традиционных источников энергии сопряжено с превышением экологических норм.

По оценкам специалистов, производство электроэнергии из возобновляемых источников составляет в России порядка 1% от общего производства энергии. Потенциал же нашей страны в этой области равен 273 млн. т у.т. в год, что составляет 25% от современного потребления энергоресурсов10. Стоит также добавить, что отечественная промышленность производит целый ряд агрегатов, необходимых для данной отрасли, по своему качеству не уступающих западным аналогам, и при этом на 3050% дешевле, что позволяет данному сектору промышленности выходить на международные рынки и успешно конкурировать с зарубежными производителями.

Первый электроток с помощью энергии земных недр в нашей стране получили в 1967 году на Паратунском месторождении Камчатки. В это же время на Паужет-ском месторождении заработала промышленная ГеоЭС, а наиболее крупным и перспективным является Мутновское месторождение, расположенное в 130 км от Петро-павловска-Камчатского (суммарные запасы теплоносителя оцениваются в 245 МВт). В 2001 г. станция дала первые 25 МВт тока. И если в масштабах России это немного, то в условиях Камчатки — существенный рывок вперед.

В Москве также создана электростанция, вырабатывающая электроэнергию от сжигания мусора (ее создатель — предприятие «Экотехпром»)1.

Стоит, однако, отметить, что на сегодняшний день совершенные новые технологии оказываются значительно дороже несовершенных старых. Но при этом динамика снижения стоимости кВТ/часа энергии, выработанной из возобновляемых источников, на протяжении последних 20 лет также, как и в традиционной энергетике, была положительной. Цена электроэнергии, произведенной из невозобновимых источников, снизилась с 30 центов за кВТ/час в 1981 г. до 4 центов в 2000 г., то есть в 7,5 раз. За это же время цена кВТ/часа энергии, произведенной из возобновляемых источников, снизилась в 4,2 раза. А стоимость фотоэлектрических модулей, являющихся наиболее популярными источниками энергии, вообще уменьшилась с $ 1000 за 1 Вт в 1950 г. до $ 4−5 за 1 Вт в 2000 г. 12.

Итак, на сегодняшний день с определенной долей уверенности можно сделать следующие выводы относительно перспектив развития производства энергии из нетрадиционных источников:

• статистические данные и практический опыт свидетельствуют, что роль возобновляемых источников энергии в современном топливно-энергетическом комплексе увеличивается и в ближайшие 10 лет, несомненно, будет и дальше расти;

• увеличение доли энергии, произведенной из нетрадиционных источников, сокращает зависимость общества от истощаемых природных ресурсов, что приобретает все большую актуальность в последнее время;

• сектор нетрадиционной энергетики благоприятно влияет на экологическую ситуацию, в отличие от производства энергии из традиционных источников;

• возобновляемые источники энергии — новая перспективная быстрорастущая и наукоемкая отрасль, особенно такие ее сектора, как энергия ветра, солнца и фотоэнергия, о чем красноречиво свидетельствует участие в ней ведущих нефтедобывающих компаний;

• дальнейшее развитие отрасли во многом зависит от политики государств, в частности, возможны следующие меры по стимулированию дальнейшего — Данные Приложения к газете «Коммерсантъ» «Коммерсантъ-Энергия» № 14 от 29 января 2003 г.

12 — По данным доклада начальника департамента Минэнерго РФ Безруких П. П. «Экономика и возможные масштабы развития нетрадиционных возобновляемых источников энергии» на заседании открытого семинара «Экономические проблемы энергетического комплекса», состоявшегося 26 марта 2002 года. развития отрасли: финансирование соответствующих НИОКРразработка и внедрение государственных образовательных программ по подготовке специалистовподдержка производителей оборудованияобеспечение сбыта электроэнергии, произведенной из нетрадиционных источников, через общие сети (в некоторых странах тариф, по которому принимается такая энергия, сразу же оговаривается в соответствующем законе) — субсидирование издержек производствальготное кредитование видов деятельности, связанных с возобновляемыми источниками энергииналоговые стимулы и льготы.

Учитывая то, что возобновляемая энергетикане альтернатива современной энергетики, а ее будущее, сохранение и развитие научно-технического потенциала и стимулирование науки как в данной сфере, так и в других отраслях российской экономики, должно стать одним из основных приоритетов государственной экономической политики.

Говоря о международной специализации российской экономики, не следует упрощать ситуацию, ограничиваясь лишь решением проблемы расширения отечественного экспорта. Внутренний рынок России — органическая часть мирового рынка, где конкурируют, с одной стороны, зарубежные фирмы-импортеры и российские производители, с другой стороны — отечественные предприятия друг с другом. Поэтому проблема конкурентоспособности российской продукции на внутреннем рынке не менее важна, чем на внешнем. Развитие внутреннего рынка, импортозамещающих производств, вытеснение иностранных конкурентов из тех сегментов, где реальные и потенциальные возможности отечественных производителей осязаемы — способ решить не только чисто «внутренние» проблемы обеспечения самодостаточности национальной экономики, но и повысить со временем ее экспортный потенциал.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Актуальные проблемы внешнеэкономической стратегии России. Под ред. Краснова J1.B. М.: Наука, 2003 г.
  2. Актуальные проблемы вхождения России в мировое хозяйство. Под ред. Краснова JI.B. М.: Наука, 1998.
  3. Актуальные проблемы Европы (проблемно-тематический сборник). М.: ИНИОН РАН, 2000.
  4. В.Ю. Вертикально интегрированные нефтяные компании России: методология формирования и реализация. М. Издательство компании «ЛУКОЙЛ», 1996.
  5. И.С. Управление внешнеэкономической деятельностью (учебное пособие). М.: «Дашков», 2002 г.
  6. В. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. М.: Экономика, 1999 г.
  7. Ю.К. Вопросы методологии корпоративного планирования нефтепродуктообеспечения. М.: Издательский дом «МЕЛАП», 2002.
  8. Ю.К., Клепацкая И. Е. Региональные рынки нефтепродуктов (вопросы анализа и прогнозирования). М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002.
  9. Внешнеэкономический комплекс России в начале нового тысячелетия: тенденции и перспективы развития. Сборник научных трудов ВНИКИ. М.: ВНИКИ, 2002 г.
  10. Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы. М.: ВНИКИ. 2000−2001. № 1, № 2. 2002. № 2.
  11. И.Внешняя торговля и предпринимательство России на рубеже XXI века. Под ред. Краснова Л. В. М.: НАУКА, 2000.
  12. Внешняя торговля России на рубеже веков. Под ред. Долгова С. И. М.: Экономика, 2001 г.
  13. Г. Оценка налоговой нагрузки на российские ВИНК в 2000 2001 годах. Институт финансовых исследований. М., 2002.
  14. Глобализация мирового хозяйства и национальные интересы России. Под ред. Колесова В. П. М.: ТЕИС, 2002.
  15. Глобализация мирового хозяйства и место России. Под ред. Колесова В. П., Осьмовой М. Н. Москва: МГУ, ТЕИС, 2000.
  16. Глобализация экономики закономерный продукт индустриализации и информатизации социума. Доклад клуба учёных «Глобальный мир», выпуск девятый. М.: «Новый век», 2001.
  17. О.А. Современные тенденции развития ТНК в мировой экономике. М.: Диалог МГУ, 1999.
  18. С.И. Глобализация экономики: новое слово или новое явление. М.: Экономика, 1998.
  19. Иностранные инвестиции в мировой экономике. Сборник докладов и выступлений за период 17−20.04.2001 г. в ВЭА им. Г. В. Плеханова. М. 2001 г.
  20. Конкурентоспособность России в 90-ые годы. Межстрановой макроэкономический анализ. М.: ИМЭМО РАН, 2000 г.
  21. Конкурентоспособность России в глобальном экономическом пространстве. М.: ИМЭМО РАН, 2001 г.
  22. Ю.Д., Гальперова Е. В., Мазурова О. В., Посекалин В. В. Динамика энергопотребления на фоне глобальных тенденций. М.: издательство Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, 2001.
  23. П., Обстфельд М. Международная экономика. Теория и политика (5-е издание). Питер, 2003.
  24. А. А. Мировая энергетика и Евразийское энергетическое пространство. М.: Энергоатомиздат, 1998.
  25. Международные экономические отношения (учебник). Под ред. Фаминского И. П. М.: «Юрист», 2001 г.
  26. Мезоэкономика переходного периода. Рынки, отрасли, предприятия. Под ред. Клейнера Г. Б. М.: «Наука», 2001 г.
  27. Мировая экономика: нарастающий процесс глобализации. М.: ИМЭиМО РАН, 1998. Стр. 54−56.
  28. Мировая экономика: тенденции 90-ых гг. М.: Наука, 1999.
  29. Мировая экономика. Под ред. Колесова В. П., Осьмовой М. Н. М.: Флинта/Психолого-социальный институт, 2001.
  30. Обзор экономической политики в России за 2000 и 2001 год. М.: «ТЕИС», 2001 г. и 2002 г.
  31. В.П., Поспелов В. А. Глобализация мировой экономики: проблемы и риски российского предпринимательства. М.: Наука, 2001.
  32. В.А. Внешнеэкономический комплекс России в условиях интеграции в мировое хозяйство. М.: ИМЭМО РАН, 2002 г.
  33. Отрасли российской экономики: производство, финансы, ценные бумаги. Бюллетень информационного агентства АК&М. Выпуск № 479. 15 июля 2002 г.
  34. Н.И., Спиридонов И. А., Барсукова С. В. Международный маркетинг. М.: «Высшая школа», 2001.
  35. Популярная экономическая энциклопедия под ред. Некипелова А. Д. М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2001 г.
  36. М. Конкуренция. С.-Пб.: Издательский дом «Вильяме», 2000 г.
  37. М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993 г.
  38. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. Под ред. Делягина М. Г. М.: ИНФРА-М, 2000.
  39. Прогноз развития основных отраслей и секторов мирового хозяйства на 20 012 015 годы. М.: ИМЭиМО, 1999.
  40. Пространственные структуры мирового хозяйства. Под ред. Мироненко Н. С. М.: НАУКА, 1999.
  41. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат РФ, 1999, 2000, 2001, 2002.
  42. Россия в цифрах. М.: Госкомстат РФ, 1999, 2000,2001, 2002 и 2003 гг.
  43. Российские транснациональные компании реальность и перспективы (стенограмма конференции Национального инвестиционного совета). М. 9.12.2002.
  44. А.В., Агапова Т. А., Железова В. Ф. и др. Курс экономической теории. М.: Дело и сервис, 2001.
  45. Н.А. Постиндустриальный мир и Россия. М.: Эдиториал УРСС, 2001 г.
  46. Системные проблемы России. Путь в XXI век. Стратегические проблемы и перспективы российской экономики. Коллектив авторов под рук. Львова Д. С. М.: «Экономика», 1999 г.
  47. И.А. Мировая экономика. М.: ИНФРА-М, 2001.
  48. Таможенная статистика внешней торговли РФ. М.: ГТК РФ, за 1995−2002 гг.
  49. Е.А., Румянцева М. А., Покровский С. В., Салахова И. Р. Внешний вектор энергетической безопасности России. М.: Энергоатомиздат, 2000.
  50. О.И. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая контрактация». Спб., 1996.
  51. Н.Н. Мировая торговля. Статистическо-аналитический справочник. М.: «Экономика», 2000 г.
  52. Э.А., Эскиндаров М. А. Финансово-промышленные группы. М.: ЭКМОС, 1998.
  53. А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление это наука и искусство. М., «Экономика», 1992 г.
  54. П. Прямые иностранные инвестиции для России. М.: Финансы и статистика, 1999.
  55. А.Л., Росс Б. Как работает Вашингтон. М.: ОЛМА ПРЕСС, 1995 г. Стр. 32.
  56. Р.И. Мировая экономика (в 2-х томах). М.: «Экономика», 2001 г.
  57. Ф. Государство и экономика. Власть и бизнес. Системные проблемы России. М.: «Экономика», 2002 г.
  58. Ф. Теория государственного управления. М.: «Экономика», 2002 г.
  59. Д.В., Малахов В. А. Методологические средства исследования взаимовлияния экономики и ее энергетического сектора. Открытый семинар «Экономические проблемы энергетического комплекса» ИНП РАН. М.: издательство ИНП, 2001.
  60. Ю.В. Глобализация, конечно, бросает вызовы, но не совсем те, которые видятся автору. Клуб ученых «Глобальный мир». Вып. 8.
  61. Экономика России в 2003 году. Прогноз. Обзор экономической ситуации в 2002 г. и первом квартале 2003 г. Авторский коллектив под рук. Курьерова В. Г. Высшая школа международного бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве России. М., 2003 г.
  62. Экспортный потенциал России и мировой рынок высоких технологий. М.: БИКИ, 21.10. 2000 г. 1. Периодические издания:
  63. Е., Гурков И. Российские предприятия после августовского шока//Вопросы экономики. М., 1999. № 10. Стр. 98−104.
  64. В. Конкурентоспособность России в мировой экономике//МЭиМО. 2000 г., № 3.
  65. М. Рейтинг инвестиционной привлекательности отраслей ТЭК//Экономика России XXI век. Май 2002. Стр. 36−38.
  66. А. Правящие элиты России//МЭиМО. 1995 г., № 3.
  67. А. Вертикальная интеграция как стратегическое решение (Лукойл)//Экономика и управление. Уфа, 1999. № 5. Стр. 104−108.
  68. Т. Международное сотрудничество российских нефтегазовых компаний//Международная жизнь. М., 1999. -№ 10. Стр. 8−18.
  69. Н. Топливно-энергетический комплекс//МЭиМО. М., 2000. № 8. Стр. 61−66.
  70. Н., Александрова И. Производство и потребление топливно-энергетических ресурсов в XX веке//МЭиМО. М., 2001. № 9. Стр. 26−32.
  71. Н. Безмельницына Г. Мировое потребление и производство первичных энергоресурсов. 2003 г. № 5. Стр. 44−52.
  72. П.Н. Пять мифов о «глобализации'У/Латинская Америка. М., 1999. № 7/8. Стр. 5−8.
  73. П. Кто останется в выигрыше?//Русский предприниматель. М., 2002. № 2. Стр. 22−25.
  74. Э. Инвестиционный климат в российской нефтегазовой отрасли//Нефтегазовая вертикаль. 2000. № 15. Стр. 164−167.
  75. Д.Г. Нефтеэкспортная политика ОПЕК: ретроспектива и современность//Внешнеэкономический бюллетень. 2003. № 6. Стр. 27−35. № 7. Стр. 28−35.
  76. С.Е. Объединения предпринимателей и регулирование заработной платы на принципах социального партнерства в России//Теория и практика предпринимательства. М., 1997 г.
  77. Ю.А. Политика России на мировом рынке нефти: альянс с ОПЕК, союз с потребителями или независимый путь//Внешнеэкономический бюллетень. 2003. № 2. Стр. 55−60. № з. Стр. 44−55.
  78. А. Россия: бизнес и политика//МЭиМО. 1996 г. № 3.
  79. Н. Глобализация и проблемы оптимальной • стратегии развития//МЭиМО. М., 2000. № 2. Стр. 15−19- № 3. Стр. 12−18.
  80. Интервью с президентом НК «ЛУКОЙЛ» Вагитом Алекперовым//Эксперт, 16.04.2001. № 17. Стр. 22−27.
  81. Интервью с вице-президентом и министром финансов России Алексеем Кудриным/ЛСоммерсантъ Деньги. 18.08 24.08.2003. № 32. Стр. 9−12.
  82. Италия//серия «Наши деловые партнеры». М., 1991 г.
  83. В.П. Международная торговля энергетическим сырьем//Внешнеэкономический бюллетень. 2003 г., № 5. Стр. 25−31.
  84. Г. Управление корпоративными предприятиями в переходной экономике/УВопросы экономики. М., 1999. № 8. Стр. 64−79.
  85. Г. Эволюция и реформирование промышленных предприятий: 10 лет спустя//Вопросы экономики. 2000 г., № 5. Стр. 62−73.
  86. Г. Набирая обороты (роль главного двигателя роста отечественной экономики в течение ближайших десяти лет отводится нефтегазовому сектору)//Нефтегазовая вертикаль. 2000. № 15. Стр. 122−126.
  87. А.Е. Нацрезервбанк: взгляд на инвестиционную ситуацию в России//Нефтегазовая вертикаль. 2000. № 15. Стр. 154−155.
  88. Р. Слияния до последней капли нефти (интеграционные операции в российской нефтяной отрасли после августа 1998 г.)//Нефтегазовая вертикаль. 2000. № 15. Стр. 46−50.
  89. А.А. О концепции Энергетической политики России до 2020 года//Внешнеэкономический бюллетень, 2003. № 7. Стр. 61.
  90. В.П. Рынок высоких технологий — продукт инновационных систем//Внешнеэкономический бюллетень. 2003 г., № 3. Стр. 3−11.
  91. И.М. Государство в постиндустриальной экономике и социал-демократия//МЭиМО, 1999, № 7. Стр. 79−88.
  92. И.М. Глобализация и государство: новое в регулировании экономики развитых стран//МЭиМО, 2002, № 11. Стр. 3−14.
  93. А. Внешние механизмы корпоративного управления и их особенности в России//Вопросы экономики. М., 1999. № 8. Стр. 80−98.
  94. А., Сидоров И. Российская корпоративная экономика: сто лет одиночества//Вопросы экономики. 2000 г., № 5. Стр. 45−61.
  95. В.В. Стратегические ориентиры российского экспорта//Внешнеэкономический бюллетень. 2003. № 2. Стр. 45−53.
  96. Рынок топливно-энергетической продукции России//Внешняя торговля. М., 1997. № 10−12. Стр. 66−72.
  97. Я. Кооперативная модель управления бизнесом//Вопросы экономики. М., 1999. № 10. Стр. 76−84.
  98. Соединенные Штаты Америки//серия «Наши деловые партнеры». М., 1991 г. I
  99. Е. Мировой энергетический рынок и геополитические интересы России//МЭиМО. 2003. № 5. Стр. 60−64.
  100. К. ТНК и региональная экономическая интеграция в ЕС//МЭиМО. М., 2000. № 10. Стр. 47−53.
  101. Дж. Глобальная экономика: кто у руля?//Проблемы теории и практики управления. М., 1999. № 1. Стр. 45−51.
  102. ФРГ//серия «Наши деловые партнеры. М., 1991 г.
  103. С. Кто кого замещает//Эксперт. 2000 г. № 29. Стр. 8−9.
  104. В. Предпринимательские организации и гражданское общество в Индии и России//МЭиМО. 1997 г. № 2.
  105. А. Регулирование иностранных инвестиций//Инвестиции в России. 2002. № 6. Стр. 3−18.
  106. Beyond Transition to Modernization And Growth: The View from Russia’s Best Think Thanks, www.forecast.ru/ ARCHIVE/Analitics/tezUSA/
  107. International Trade Statistics. Geneva: WTO, 2001.
  108. KrugmanP. Competitiveness.N.Y.: Paperback. 1997.
  109. Krugman P. Helpman E. Market Structure and Foreign Trade: Increasing Returns, Imperfect Competition, and the International Economy. N.Y.: Paperback, 1999.
  110. Ohmae K. The bordless world: Power and strategy in the interlinked economy. -Fontana. 1990.
  111. Oil Market Report 2003. International Energy Egency.
  112. Porter M.E. Competitive Advantage- Creating and sustaining competitive performance. -N.Y.: Free Press, 1985.
  113. Porter M.E. Competitive Strategy. N.Y.: Free Press, 1980.
  114. Reinicke W.H. Global public policy//Foreign affairs. Washington, 1997. -Vol.76, N 6.
  115. Schein, E.H. Organization Culture and Leadership.- San Francisco, Jossey-Bass, 1985.
  116. The Global Competitiveness Report 2002−2003. World Economic Forum, New York. Oxford- Oxford University Press, 2003.
  117. The State in a Changing World. Wash.: The World Bank, 1997.
  118. UNCTAD Trade and Development Report 2002.
  119. UNCTAD World Investment Report 1999, 2000.
  120. World Development Indicators. Wash.: The World Bank, 2002.
  121. World Economic Outlook, June, 2001, April 2003. IMF, Washington. D.C., 2001,2003.1881. Графическое приложение
  122. Гра ф и к 1. И ндексы экспорта и ВВП России (в реальном выражении, 1 995 г. = 100)
  123. Источник: Составлено автором по данным Министерства экономического развития и торговли РФ.100 90 80
  124. Диаграмма 1. Физический объем продукции по отраслям промышленности (1996 Г./1990 г., %)70 60 50 40 30 20 10Ь
Заполнить форму текущей работой