Влияние разных режимов обучения на андрогенную функцию надпочечников и сердечно-сосудистую систему детей 7-9 лет
В результате адаптации происходит перестройка функций, переход на новый уровень регулирования, повышается устойчивость организма к воздействию факторов внешней среды. Обучение в школе является длительно действующим фактором, который может накладывать отпечаток на последующее индивидуальное развитие организма. Изучение адаптации школьников к учебным нагрузкам представляет большую практическую… Читать ещё >
Содержание
- ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
- 1. 1. Функциональное состояние коры надпочечников у детей
- 1. 1. 1. Общая характеристика надпочечников
- 1. 1. 2. Гормоны коры надпочечников
- 1. 1. 3. 17-кетостероиды
- 1. 1. 4. Андрогенная функция коры надпочечников у детей
- 1. 2. Особенности сердечно-сосудистой системы у детей младшего школьного возраста
- 1. 2. 1. Возрастные особенности сердечной деятельности детей
- 1. 2. 2. Показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы
- 1. 2. 3. Влияние учебной деятельности на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы детей
- 1. 1. Функциональное состояние коры надпочечников у детей
- 2. 1. Организация исследования и контингент детей
- 2. 2. Методы исследования физического развития
- 2. 3. Методы исследования показателей сердечно-сосудистой системы
- 2. 4. Биохимический анализ 17-кетостероидов в моче
- 2. 5. Методы статистической обработки
- 3. 1. Физическое развитие детей младшего школьного возраста 3.1.1. Возрастная динамика физического развития детей 7−9 лет
- 3. 2. Функциональное состояние коры надпочечников и сердечнососудистой системы в начале учебного года у детей младших классов
- 3. 2. 1. Возрастная динамика экскреции 17-кетостероидов и дегидроэпиандростерона у детей 7−9 лет в начале учебного года
- 3. 2. 2. Изменение показателей функционального состояния сердечнососудистой системы детей 7−9 лет с возрастом в начале учебного года
- 3. 3. Функциональное состояние коры надпочечников и сердечнососудистой системы у детей 7−9 лет в течение учебного года
- 3. 3. 1. Динамика экскреции 17-кетостероидов и дегидроэпиандростерона в течение учебного года
- 3. 3. 2. Динамика показателей частоты сердечных сокращений в течение учебного года
- 3. 3. 3. Динамика показателей артериального давления в течение учебного года
Влияние разных режимов обучения на андрогенную функцию надпочечников и сердечно-сосудистую систему детей 7-9 лет (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Проблема адаптации школьников к учебным нагрузкам является актуальной в настоящее время в связи с разнообразием образовательных учреждений и учебных программ. В последние годы в системе образования происходят значительные изменения в структуре, формах и методах обучения. Открываются гимназии, лицеи, школыколледжи, частные школы и т. п. Одной из актуальных задач физиологии является раскрытие адаптивных возможностей под влиянием школьной среды, так как в результате интенсификации учебного процесса, усиливается роль ее влияния на морфо-функциональное развитие учащихся (М.В. Антропова, 1978; Г. Н. Сердюковская, 1979; С. П. Вьюшкина, А. Е. Чижевский, И. О. Тупицын, 1980; Л. И. Абросимова, В. Ф. Киселев, 1981; М. М. Безруких, 1985; Ф. Г. Ситдиков, С. И. Русинова, 1985; A.B. Крылова, 1990; A.A. Псеунок, 1990; В. А. Аверин, Н. Г. Полянская, 1994; М. Г. Кочетков, 1996; М. М. Мокеева, В. П. Савин, 1996; Р. Kloeden, R. Rossler, O. Rossler, 1990; G. Kednan, 1993; I. Yutaka, N. Kenichi, S. Mariko, 1993 и др.).
Решение проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся в условиях современной школы требует комплексного подхода к организации учебной деятельности и свободного времени, а также систематического контроля за состоянием здоровья. Поэтому в центре внимания исследователей находятся проблемы изучения влияния внешних и внутренних факторов на адаптационные возможности растущего организма на разных этапах его развития (И.О. Тупицын, 1985; P.A. Абзалов, 1986; М. М, Безруких, Л. Г. Юргенев, 1986; О. В. Варпаховская, Е. И. Абрамова, 1994; Г. Н. Дегтева с соавт., 1994; М. В. Антропова с соавт., 1995; Ф. Г. Ситдиков с соавт., 1996; P.A. Шабунин, 1996; Самигуллин Г. Х. с соавт., 1999; С. И. Трухина с соавт., 2000; L.P.
Zubek, G. Welch, 1963; E. Adolf, 1971; J. Tanner, 1983 и др.). В настоящее время, наиболее значимыми факторами, влияющими на организм ребенка, являются внешние факторы, к которым относят как учебные, так и социально-бытовые и экологические факторы среды (И.А. Аршавский, 1975; Ю. А. Зимин, 1979; Е. И. Абрамова, 1980; А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, 1982; Ю. А. Власов, 1985; H.H. Барашкова с соавт., 1994; М. В. Антропова с соавт., 1995; JT.B. Виршпа, Ф. Г. Абдрашитов, 1996; S. Barker, W. Sammerson, 1941; М. Nuttienen et al., 1988; S. Fundora, 1989; S. Man, D. Grobbee, 1989; D. Woodall et al., 1989; P. Macfarlane et al., 1994).
В период адаптации к школе у детей меняется деятельность многих функциональных систем, в том числе сердечно-сосудистой и эндокринной системы.
Приспособление сердечнососудистой системы к различным воздействиям представляет собой один из наиболее важных вопросов, так как именно лабильность функции сердечнососудистой системы определяет ее адекватность для изучения адаптационных сдвигов (И.Н. Вульфсон, 1974; И. А. Аршавский, 1975; Е. И. Абрамова, 1980; Ф. Г. Ситдиков, JI.A. Александрова, 1980; P.A. Абзалов, 1985; М. М. Безруких, 1985; Ю. С. Ванюшин, 1986; A.B. Крылова, O.K. Побежимова, 1999; Yu.F. Zmanovski, L.V. Timofeeva, I.O. Tupitsyn, 1977; J. Jacquy, 1977; C.P. Bolter, V.K. Lebas, 1989; R.A. Candinas, P.J. Podrid, 1990; К. Matthews et al., 1993).
Безусловно, важную роль в адаптации играет эндокринная система (М.А. Жуковский с соавт., 1972; Ф. Г. Ситдиков, С. И. Русинова, 1985; Ф. З. Меерсон, 1986; А. И. Воложин, Ю. К. Субботин, 1987; И. А. Држевецкая, 1987; В. В. Виноградов, 1989; А. И. Кравчук, Ю. П. Симакова, 1993; L.P. Zubek, G. Welch, 1963; Н. Selye, 1970, 1979; H.R. Hirsch, M. Witten, 1991 и др.). Именно показатели гормональной активности желез внутренней секреции и, в частности надпочечников, способствуют раскрытию уровня развития, степени соответствия возрастным нормативам (Л.Ф. Бережков, 1971). Все процессы развития организма человека происходят в непрерывном единстве с гормональной регуляцией функций (В.Г. Баранов, 1970; Л. К. Семенова, В. И. Чемоданов, 1983; П. В. Сергеев с соавт., 1984). Использование критериев гормональной активности коры надпочечников способствует познанию функционального состояния организма, его биологического возраста, особенностей препубертатного и пубертатного периодов, а также обоснованию различных нагрузок и коррегирующих мероприятий. Реакция эндокринной системы детей и подростков во многом отличается от таковой у взрослых людей. Немаловажно и то, что гормональные сдвиги, возникающие в процессе ' адаптации к условиям жизни, учебным и физическим нагрузкам, неизменно сказываются на росте и развитии детей (И.А. Држевецкая, 1987). Учебная деятельность школьников оказывает комплексное влияние на нервные и эндокринные механизмы регуляции функций. В настоящее время недостаточно изучен вопрос о функциональном состоянии коры надпочечников мальчиков и девочек младшего школьного возраста при воздействии различных форм организации учебного процесса.
В результате адаптации происходит перестройка функций, переход на новый уровень регулирования, повышается устойчивость организма к воздействию факторов внешней среды. Обучение в школе является длительно действующим фактором, который может накладывать отпечаток на последующее индивидуальное развитие организма. Изучение адаптации школьников к учебным нагрузкам представляет большую практическую значимость, так как позволяет дать физиологическую оценку общей нагрузки учащихся, своевременно внести необходимые коррективы в учебный процесс и тем самым повысить эффективность учебновоспитательного процесса в условиях современной школы (Л.И. Абросимова, 1981; А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, 1982; Д. В. Колесов, 1987; Е. И. Кальченко с соавт., 1993; Г. В. Бородкина, 1994; М. Т. Кочетков, 1996; С. Н. Малафеева, 1996; Г. Х. Самигуллин, О. В. Григорьева, 1999; А. П. Берсенева с соавт., 2000). Все это указывает на необходимость изучения адаптации детского организма к учебным нагрузкам неодинаковой сложности, оценки функциональных сдвигов, их оптимальных границ и возможностей. Это позволяет в зависимости от возраста и пола детей научно обоснованно нормировать распределение информационной нагрузки в процессе школьного обучения.
Целью исследования явилось изучение функционального состояния андрогенной функции коры надпочечников и сердечно-сосудистой системы у школьников 7−9 лет в течение учебного года, в зависимости от возраста, пола и режимов обучения.
Задачи исследования.
1 .Исследовать уровень экскреции 17-кетостероидов (17-КС) и дегидроэпиандростерона (ДЭА) в суточной моче у детей 7−9 лет, обучающихся в школе «полного дня» и общеобразовательной школе, в зависимости от возраста и пола.
2.Изучить влияние разных режимов обучения на возрастно-половые особенности функционального состояния сердечно-сосудистой системы учащихся 7−9 лет.
3.Исследовать функциональное состояние коры надпочечников и сердечно-сосудистой системы детей 7−9 лет в течение учебного года.
Научная новизна исследования. Проведено комплексное обследование детей 7−9 лет, обучающихся по разным режимам, а именно в школе «полного дня» и общеобразовательной школе. Выявлены возрастно-половые особенности некоторых показателей функционального состояния коры надпочечников и сердечнососудистой системы у одних и тех же детей с 7-ми до 9-ти лет в условиях общеобразовательной школы и школы «полного дня». Заметное возрастное увеличение экскреции 17-кетостероидов и дегидроэпиандростерона наблюдается с 7-ми до 8-ми лет у детей обоего пола. В 8 и 9 лет обнаруживаются половые различия в уровне экскреции дегидроэпиандростерона у учащихся обеих школ. Изучена динамика показателей функционального состояния коры надпочечников и сердечно-сосудистой системы в течение учебного года в обеих школах.
Впервые проведено сравнение показателей экскреции 17-кетостероидов и дегидроэпиандростерона в течение учебного года у детей начальных классов, обучающихся в школе «полного дня» и общеобразовательной школе. Отмечена тенденция к снижению экскреции кетостероидов к концу учебного года, за исключением детей 7-ми лет. У детей 7−9-ти лет, обучающихся в школе «полного дня», наблюдается снижение активности андрогенной функции коры надпочечников, особенно у мальчиков, по сравнению с учащимися общеобразовательной школы.
Научно-практическая ценность. Результаты данного исследования дают более полное представление о возрастно-половых особенностях функционального состояния коры надпочечников и сердечнососудистой системы у детей 7−9-ти лет. Полученные данные выявляют адаптивные возможности этих систем при различных учебных нагрузках и позволяют своевременно внести коррективы в учебный процесс. Результаты исследований подтверждают необходимость индивидуального подхода при составлении режима дня и распределении информационной нагрузки в школе «полного дня», так как углубленное изучение эстетических предметов создает дополнительную умственную нагрузку.
Материалы исследований могут быть учтены при дозировании учебных нагрузок в школах с различными режимами обучения, в практической работе физиологов, педагогов, при изучении влияния умственной нагрузки на развитие и функционирование организма ребенка, а также в преподавании и изучении возрастной физиологии.
Основные положения, выносимые на защиту.
1.Состояние андрогенной функции коры надпочечников и сердечно-сосудистой системы детей 7−9-ти лет зависит от режима обучения.
2.Прирост уровня экскреции 17-кетостероидов и дегидроэпиандростерона наблюдается от 7-ми до 8-ми лет. У детей 8-ми и 9-ти лет появляются половые различия в экскреции дегидроэпиандростерона.
Апробация работы. Материалы исследования докладывались на научных конференциях профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и специалистов Казанского государственного педагогического университета, заседаниях кафедры анатомии, физиологии и охраны здоровья человека (1996, 1997, 1998, 1999, 2000) — на Всероссийских научных конференциях «Растущий организм: адаптация к физической и умственной нагрузке» (Казань, 1996, 1998, 2000) — на Региональной научно-методической конференции (Наб.Челны, 1997). Основное содержание исследования отражено в 12 работах.
Структура и объем диссертации
Диссертационная работа состоит из введения, обзора литературы, описания организации и методов исследования, результатов исследования и их обсуждения, заключения, выводов и списка литературы. Диссертация изложена на 145 страницах машинописного текста, иллюстрирована 11 рисунками и 9 таблицами.
Список литературы
включает 324 наименований.
выводы.
1. Физическое развитие детей 7−8-ми лет в экспериментальной и контрольной группах различий не имеет. У мальчиков 9-ти лет показатели физического развития ниже в экспериментальной группе, чем в контрольной.
2. Изменение показателей функционального состояния сердечнососудистой системы у детей 7−9-ти лет происходит неравномерно. Частота сердечных сокращений уменьшается от 8-ми к 9-ти годам, повышение систолического и пульсового давления выражено от 7-ми до 8-ми лет, независимо от пола и режима обучения.
3.В середине учебного года у школьников контрольной и экспериментальной групп выявлено учащение частоты сердечных сокращений, наиболее выраженное у детей 7-ми лет. В экспериментальной группе наблюдается повышение систолического, диастолического, снижение пульсового давления в середине учебного года.
4. К концу учебного года частота сердечных сокращений снижается у детей 7-ми и 8-ми лет. У школьников 9-ти лет обоих режимов обучения отмечается дальнейшее повышение частоты сердечных сокращений от середины к концу учебного года, что отражает напряженное функционирование сердечно-сосудистой системы.
5. У девочек 7−9-ти лет экспериментальной и контрольной групп наблюдаются более низкие значения частоты сердечных сокращений, систолического и диастолического давления и более высокие показатели пульсового давления в течение учебного года, что отражает более экономичный режим функционирования сердечнососудистой системы по сравнению с мальчиками.
6. У школьников 7−9-ти лет активность андрогенной функции коры надпочечников с возрастом повышается неравномерно. Наиболее интенсивное увеличение экскреции 17-кетостероидов и дегидроэпиандростерона наблюдается от 7-ми до 8-ми лет. У девочек 8-ми и 9-ти лет экскреция дегидроэпиандростерона выше, чем у мальчиков.
7. В середине учебного года у учащихся 7−9-ти лет происходит снижение активности андрогенной функции коры надпочечников. У 7-летних школьников обоего пола наблюдается уменьшение уровня экскреции 17-кетостероидов, более выраженное в экспериментальном классе. У детей 8-ми лет этот показатель снижается только у мальчиков экспериментальной группы. Уровень экскреции дегидроэпиандростерона уменьшается у всех детей, независимо от возраста, пола, режима обучения.
8. В конце учебного года количество 17-кетостероидов снижается у детей 8-ми лет экспериментальной группы и мальчиков контрольной группы. В 9 лет уменьшение данного показателя наблюдается только у мальчиков экспериментальной группы от начала к концу учебного года. У 7-летних мальчиков контрольной группы уровень экскреции повышается от середины к концу учебного года.
9. Экскреция дегидроэпиандростерона к концу учебного года у детей 7-ми лет повышается, за исключением мальчиков экспериментальной группы. Уменьшение уровня дегидроэпиандростерона от середины к концу учебного года выявлено в экспериментальной группе у детей 8-ми лет независимо от пола и у 9-летних мальчиков.
10. В экспериментальной группе наблюдается снижение активности андрогенной функции надпочечников у детей 7−9-ти лет в течение учебного года, более выраженное у мальчиков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Младший школьный возраст расположен между двумя сложными, бурно протекающими периодами развития и поэтому требует особого внимания. Именно в этом возрасте протекают существенные структурно-функциональные изменения сердечно-сосудистой системы, перестраивается нейро-эндокринная система (P.A. Калюжная, 1973; И. О. Тупицын, 1985; С. И. Русинова, 1989 и др.). Кроме того, от ребенка требуются огромные усилия для того, чтобы адаптироваться к новым условиям жизни в связи с поступлением в школу.
Деятельность сердца тесно связана с функциями других систем организма и может рассматриваться в качестве универсального индикатора воздействий различных факторов внешней среды на организм (P.A. Абзалов, 1985; М. М. Безруких с соавт., 1986; Л. И. Абросимова с соавт., 1987; Г. Н. Дегтева с соавт., 1994; М. В. Антропова с соавт., 1995; Ф. Г. Ситдиков с соавт, 1996).
В младшем школьном возрасте отмечается значительное ускорение темпов структурных преобразований во всех звеньях сердечно-сосудистой системы (P.A. Калюжная, 1973; И. О. Тупицын, 1985; А. П. Матвеев, С. Б. Мельников, 1991). Одновременно идет подготовка к реализации более существенных и сложных преобразований в последующем возрастном периоде.
Регуляция деятельности сердечно-сосудистой системы у детей имеет свои особенности, которые обусловлены недостаточно совершенной корковой регуляцией, а также пониженным тонусом центра блуждающего нерва (И.А. Аршавский, 1967; A.B. Панавене, 1979). У детей раннего возраста преобладают симпатические влияния, которые постепенно ослабевают и проявляется влияние блуждающего нерва, что находит выражение в появлении хорошо заметной синусовой аритмии и замедлении ЧСС (P.A. Абзалов, 1985; Э. Я. Чугунова, 1981; Н. М. Преснякова, 1984; Ф. Г. Ситдиков с соавт., 1996). Уменьшение ЧСС связано с усилением парасимпатических влияний, стимуляцией механорецепторов сосудов, нарастающим уровнем артериального давления, повышающейся активностью скелетной мускулатуры, приводящей к усилению влияний блуждающего нерва (A.C. Чинкин, О. Д. Курмаев, 1970; Ф. Г. Ситдиков с соавт., 1996; H.G. Rishey, 1931).
Характерной особенностью деятельности сердца ребенка младшего школьного возраста является наличие дыхательной аритмии: в мормент вдоха наступает учащение ритма сердечных сокращений, а в момент выдоха — замедление (И.А. Аршавский, 1967; P.A. Абзалов, 1971).
Артериальное давление у детей ниже, чем у взрослых, в связи с широким просветом артерий, большей относительной емкостью сосудистого русла, меньшей мощностью левого желудочка (Е.И. Абрамова, 1980; И. Н. Вульфсон, 1974; Г. И. Кириенко с соавт., 1977).
Особая роль в развитии ребенка принадлежит эндокринной системе, поскольку гормоны во многом определяют реализацию генетической программы индивидуального развития. Метаболизм, рост, дифференцировка, репродукция, гомеостаз и адаптация — все эти основополагающие признаки живого регулируются гормонами. Гормоны служат каналами, связывающими центральную нервную систему с периферическими органами. Поэтому нормальное развитие эндокринной системы является необходимой предпосылкой для полноценного роста и развития ребенка, его физического и психического здоровья (И.А. Држевецкая, 1987).
Для каждого возрастного периода характерно созревание именно тех эндокринных ансамблей, которые необходимы для обеспечения надежности регуляции жизненных функций, для оптимального приспособления к условиям существования, свойственных данному возрасту (JI.K. Семенова, В. И. Чемоданов, 1983). Возрастные физиологические колебания продукции гормонов во многом определяют особенности поведения детей и подростков. В растущем организме взаимоотношения между эндокринными железами отличаются большой подвижностью, а функциональные резервы гормонов относительно невелики. Поэтому различные заболевания, нарушения питания и режима дня, чрезмерные физические и умственные перенапряжения могут вызвать у детей и подростков существенные нарушения эндокринной регуляции физического и полового развития (В.Блунк, 1983; Ю. Е. Вельтищев с соавт., 1983). В тесной взаимосвязи с эндокринными функциями находится иммунная система организма, обеспечивающая невосприимчивость к инфекционным агентам (Ю.И. Савченков с соавт., 1980).
Гормонам принадлежит существенная роль в адаптации детей и подростков к внешним и внутренним факторам. Учебная деятельность школьников оказывает комплексное влияние на нервные и эндокринные механизмы регуляции функций. М. В. Антропова (1978, 1988) указывает, что учебная деятельность включает три составных взаимосвязанных компонента: умственную работу, статическое позное напряжение и динамическую физическую работу. В повседневной жизни школьника, как правило, преобладает статический компонент, а двигательная активность снижена, что неблагоприятно сказывается на функциональном состоянии систем его организма.
Гормонам принадлежит существенная роль в адаптации детей и подростков к двигательной деятельности и учебным перегрузкам, в их поведенческих актах, в иммунологической защите организма (Д.В. Колесов, Н. Б. Сельверова, 1978).
Умственная деятельность и сопровождающее ее психоэмоциональное напряжение вызывает ряд существенных нейроэндокринных сдвигов. Наиболее четкие данные имеются в отношении функции симпато-адреналовой системы, о состоянии которой судят по содержанию катехоламинов в моче и крови (С.А. Джафарова, 1971; Г. Х. Самигуллин, 1988; С. И. Русинова, 1989; A.B. Крылова, 1990; А. А. Псеунок, 1990).
Важную роль в регуляции гомеостаза в организме и адаптации обменных процессов к изменению внутренней и внешней среды организма принадлежит гормонам коры надпочечников (A.M. Утевский, 1964; В. Г. Баранов, 1970; У. Мейнуоринг, 1979; П. В. Сергеев с соавт., 1995). Гормоны коры надпочечников оказывают влияние на физическое и половое развитие. Андрогены, помимо воздействия на половое развитие, способствуют росту организма, повышению массы тела, стимулируют развитие костной и мышечной ткани (М.В. Журова, 1960; М. А. Крехова, 1965; Л. Ф. Бережков, 1971). Активность коры надпочечников в качестве критериев физического развития, оценки суммарной школьной нагрузки в отечественной литературе представлена крайне небольшим количеством работ (Л.Ф. Бережков, 1971;М. А. Жуковский с соавт., 1972; И. А. Архангельская, 1974; М. М. Круглый с соавт., 1975; Л. В. Бец, 1977; Д. В. Колесов, Н. Б. Сельверова, 1978), что видимо связано с технологическими, организационными и материальными сложностями проведения эксперимента.
В настоящее время решение проблемы сохранения здоровья учащихся требует комплексного подхода, в связи увеличением нагрузки в современных школах. Этой проблеме посвящено достаточное количество работ (И.О. Тупицын, 1985; P.A. Абзалов, 1986; С. И. Русинова, 1989; A.B. Крылова, 1990; М. В. Антропова с соавт, 1995; Ф. Г. Ситдиков, 1996, Е. Adolf, 1971; J. Tanner, 1983; G.
Кеёпап, 1993 и др.). Обучение детей в школах нового типа при нерациональной организации режима дня, без достаточного обоснования выбора учебных дисциплин и нормирования учебных нагрузок создает предпосылки для нарушения осанки, развития утомления и переутомления, и даже появления тяжелых нервно-психических состояний. Углубленное изучение предметов предъявляет высокие требования к функционированию зрительного, слухового и двигательного анализаторов, и уровню аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий, создает дополнительную умственную нагрузку. Нами установлены определенные сдвиги в уровне физического развития, а также функциональном состоянии коры надпочечников и сердечно-сосудистой системы в процессе адаптации детей 7−9 лет к обучению в школе с повышенной учебной нагрузкой — школе «полного дня» .
Список литературы
- Абзалов P.A. Движение и развивающееся сердце. Учебное пособие. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. — 90 с.
- Абзалов P.A. Изучение некоторых функциональных особенностей детского сердца и его регуляторных механизмов в условиях различных двигательных режимов: Дис. канд. биол. наук. -Казань, 1971. 168 с.
- Абзалов P.A. Механизмы регуляции функций сердца развивающегося организма в условиях различных двигательных режимов // Растущий организм: адаптация к физической и умственной нагрузке: Тез. Всеросс. научн. конф. Казань, 1994. -С.3−5.
- Абзалов P.A. Регуляция функций сердца неполовозрелого организма при различных двигательных режимах: Дис.. доктора биологических наук. Казань, 1986. — 358с.
- Абзалов P.A., Нигматуллина P.P. Эволюция сердечного выброса в процессе индивидуального развития организма // Растущий организм: адаптация к физической и умственной нагрузке. Тез. докл. Всеросс. научной конференции. — Казань, 1996. — С.1−2.
- Абрамова Е.И. Характеристика разных типов регуляции гемодинамики в оценке адаптации организма школьников к физической нагрузке. (Научные основы гигиенического нормирования физических нагрузок для детей и подростков). -М., 1980. С.53−90.
- Абросимова Л.И., Киселев В. Ф., Скорнякова Н. М. Возрастные изменения гемодинамики при физической нагрузке субмаксимальной мощности у школьников // Возрастныеособенности физиологических систем детей и подростков. М., 1981. 73с.
- Аверин В.А., Полянская Н. Г. Интеллектуальное развитие детей как фактор психологической адаптации к обучению в школе // Экол. детства: соц. и мед. проблемы: Матер. Всеросс. научн. конф. Санкт-Петербург, 1994. — С.90−91.
- Агарков Г. Б. Возрастные особенности нервного аппарата надпочечных желез человека и млекопитающих // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков (тезисы I конференции «Физиология развития человека»). М., 1977. — С.97−98.
- Адаптация организма подростков к учебной нагрузке / Под ред. Колесова Д. В. М., 1987. — 149с.
- Адаптация организма учащихся к учебной и физическим нагрузкам / Под ред. А. Г. Хрипковой, М. В. Антроповой. М., 1982. 222с.
- Аксенов В.В., Артамонов В. И., Воробьев В. И. и др. Возрастные особенности ЧСС и сердечного ритма в состоянии покоя и при мышечных нагрузках // Ритм сердца у спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1986. — С.43−98.
- З.Алешин Б. В. Механизмы гипоталамической регуляции адено-гипофизарных функций // Успехи физиол. наук. 1974. — Т.5. -№ 1. — С.48−81.
- Ананьева H.A. Динамика функционального состояния сердечнососудистой системы у учащихся общеобразовательных школ в процессе обучения // Социальная среда и здоровье подрастающего поколения. М, 1974. — С.24−36.
- Андронеску А. Анатомия ребенка. Бухарест, 1970. 363с.
- Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. -М., 1975. 447с.
- Антропова М.В. Адаптация первоклассников к учебной деятельности в зависимости от возраста, школьной зрелости и режима обучения // Тез. Межд. XI симпозиума школьной и университетской гигиены и медицины. М., 1978. — С.5.8−60.
- Антропова М.В. Реакция основных физиологических систем организма детей 6−12 лет в процессе адаптации к учебной нагрузке // Физиология человека. 1988. — т.9. — № 1. — С. 18−24.
- Антропова М.В., Манке Г. Г., Кузнецова JI.M. Здоровье школьников: результаты лонгитюдного исследования // М.: Педагогика. 1995. — № 2. — С.26−31.
- Аржанова Н.И., Рыжов A.M. Определение содержания дегидроэпиандростерона в моче / Лаб. дело. М.: Медицина. -1982. — № 1. — С.5−6.
- Архангельская И.А. Особенности дневного ритма деятельности коры надпочечников у юных спортсменов // Труды Саратовского института. 1974. — т.87. — С.47−52.
- Архиреева В.А., Лебедькова С. Е. Возрастные особенности функции коры надпочечников и гонад у здоровых детей // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков (тезисы I конференции «Физиология развития человека»). М., 1977. — С.99−100.
- Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации // Возрастная физиология. Л., 1975. — С.5−68.
- Аршавский И.А. Очерки по возрастной физиологии. М. — 1967. — 475с.
- Аршавский И.А. Потенциальная лабильность сердца методы оценки и механизмы преобразования ее в процессе онтогенеза // Экспериментальная и возрастная кардиология. ч.1. — Владимир, 1970. — С.3−6.
- Асеев A.B., Каплунова Н. В., Гончарова В. Г. Суточное выделение 17-кетостероидов с мочей у больных раком молочной железы и диффузными мастопатиями // Маммология: Общ.-научн. мед. журнал. 1995. — № 4. — С.48−50.
- Атыканов А.О., Мусахунова М. Я., Аширалиев М. Э. Влияние высокогорья и высокогорной спелеотерапии на метаболизм гормонов коры надпочечников у детей, больных бронхиальной астмой // Здравоохранение Киргизии. 1990. — № 6. — С.23−25.
- Баевский P.M. Прогнозирование состояния на грани нормы и патологии. М.: Медицина. — 1979. — 298с.
- Баевский P.M., Берсенева А. П., Барсукова Ж. В. Возрастные особенности сердечного ритма у лиц с разной степенью адаптации к условиям окружающей среды // Физиология человека. 1985. — Т.П. — № 2. — С.208−212.
- Баевский P.M., Кириллов О. И., Клецкин С. З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. М., 1984. -224с.
- Бажанова Л.П. Биогенные амины. М. — 1967. — № 1. — С.24.
- Байгулова О.И., Шлык Н. И. Особенности вариабельности сердечного ритма до и после умственной нагрузки у школьников9.10 лет // Тез. докл. Междунар. научной конференции. Ижевск. — 1998.-С.56.
- Барашкова H.H., Гурьева P.C., Замураева Г. Е., Капитонова И. С. Основные показатели здоровья детского населения и перспективы развития педиатрической службы // Актуальные вопросы клин. мед. в условиях Севера. Якутск, 1994. — С. 13−19.
- Безруких М.М. Динамика статистических характеристик сердечного ритма у подростков 14−16 лет в процессе учебной деятельности // Новые исследования по возрастной физиологии. М. Вып.2. — 1985. — С.58−62.
- Безруких М.М., Юргенев Л. Г. Оценка функционального состояния организма школьников 7−9 классов // Физиолого-гигиенические аспекты учебной нагрузки старшеклассников. М, 1986. — С.86−95.
- Бережков Л.Ф. Андрогенная и глюкокортикоидная функции надпочечников как критерии оценки состояния здоровья в препубертатном возрасте и пубертатном периоде развития. -Автореф. дис. докт. мед. наук. М., 1971. — 27с.
- Бережков Л.Ф., Рязанова Л. Л. Глюкокортикоидная и андрогенная функции надпочечников у детей препубертатного возраста со средним физическим развитием, а также при ожирении и дефиците веса // Вопр. охр. материнства и детства. -1969. т.14. — № 2. -С.13−19.
- Бец JT.B. Количественная характеристика половых стероидов у детей допубертатного возраста // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков (тезисы I конференции «Физиология развития человека»). М., 1977. -С.104−105.
- Блунк В. Детская эндокринология. 1981. — С.303.
- Блюменау Ф. О надпочечных железах у детей: Дис. докт. мед. наук. СПб. — 1900. — 49с.
- Боголюбова И.М. Профилактика невынашивания беременных при миоме матки: Автореф.. канд. мед. наук. Казань, 1985. -24с.
- Богомолец A.A. К вопросу о микроскопическом строении и физиологическом строении надпочечных желез в здоровом и больном организме. Дисс. СПб, 1909. 192с.
- Борисова Т.А. Характеристика процесса адаптации к дифференцированному обучению в средней школе с помощью использования ферментативных тестов // Дети: здоровье, экология и будущее: Матер. 7 Объед. научно-практ. конф., Смоленск. 1994. -С.27−28.
- Бородаенко А.И. Содержание 17-оксикортикостероидов и 17-кетостероидов в моче у детей при ревматизме на фоне кортикостероидной терапии // Сб. научн. работ: Вопросы акушерства и педиатрии. 1968. — вып.6. — С.208−212.
- Бородкина Г. В. Состояние здоровья детей старшего школьного возраста при профилированном обучении // Педиатрия. 1994. -№ 4. — С.77−80.
- Бунак В.В. Антропометрия. М., 1940. — 368с.
- Бунак В.В. Методика антропометрических исследований. М., 1931. — 11с.
- Ванюшин Ю.С. Деятельность сердца и состояние симпато-адреналовой системы у мальчиков, занимающихся спортом: Дисс.. канд. биол. наук. Казань, 1986. — 167с.
- Ванюшин Ю.С. и др. Влияние физической нагрузки на хронотропную функцию сердца мальчиков 6−7 лет // Тез. докл. Респ. научно-практ. конф. Казань, 1995. С. 20.
- Васильева В.А. Возрастные особенности микроструктуры надпочечной железы у детей // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков (тезисы I конференции «Физиология развития человека»). М., 1977. -С.107−108.
- Васюкова Е.А., Соснин JI.C. О лимбико-гипоталамо-гипофизарной регуляции коры надпочечников // В кн.: Новое о гормонах и механизме их действия. Киев.: Наукова думка, 1977. — С.146−158.
- Вельтищев O.K. Функциональное состояние коры надпочечников у детей с врожденными пороками сердца. -Автореф. дис. канд. мед. наук. М., 1969.
- Вельтищев Ю.Е., Ермолаев М. В., Ананенко A.A., Князев Ю. А. Обмен веществ у детей. 1983. — 463с.
- Вербова А.Ф. Содержание стероидных половых гормонов и пролактина у людей в различные возрастные периоды // Медицинские и социальные проблемы в геронтологии: Мат. и тез. докл. Межд. Семинара по пробл. пожилых. Самара, 1996. -С.100−101.
- Виноградов В.В. Гормоны, адаптация и системные реакции организма. Мн.: Наука и техника, 1989. — 223 с.
- Виру A.A. О роли коры надпочечников в понижении сопротивляемости организма при утомлении // Научн. доклады высшей школы. 1970.- № 6.- С.32−34.
- Виршпа JI.B., Абдрашитов Ф. Г. Изучение умственной работоспособности и вегетативных функций младших школьников при разных режимах обучения // Тез. I Всеросс. конф. «Валеология, образ жизни и здоровье». Екатеринбург, 1996. — С.16−18.
- Власов Ю.А. Онтогенез кровообращения человека. Новосибирск, 1985. 266 с.
- Волков А. Глюкокортикоидная функция коры надпочечников и исход оживления: Автореф.. канд. мед. наук. М., 1966. 16с.
- Волков В. Адренокортикальная реакция на хирургическое вмешательство и неотложная кортикостероидная терапия: Автореф.. канд. мед. наук. Казань, 1963. — 16с.
- Воложин А.И., Субботин Ю. К. Адаптация и компенсация -универсальный биологический механизм приспособления. М.: Медицина. — 1987. — С.176.
- Вульфсон И.Н. Особенности гемодинамики у детей в норме и при некоторых патологических состояниях: Автореф. дис. д-ра мед. наук. М., 1974. — 35с.
- Вьюшкина С.П., Чижевский А. Е., Тупицын И. О. Связь между умственной и физической работоспособностью и показателями мозгового кровообращения у школьников 10−11 лет // Вопросы физиологии сердечно-сосудистой системы школьников. М., 1980. — С.74−82.
- Гайнуллина Э.А. Влияние анемии беременных на состояние плода и новорожденного (некоторые показатели обмена железа, меди и функции коры надпочечников): Автореф.. канд. мед. наук. Казань, 1975. 26с.
- Герасимова Ц.И., Бунятян А. Ф., Волчек А. Г. Применение колоночной хроматографии для разделения стероидных гормонов в сочетании с их количественным определением сатурационным анализом // Лаб. Дело. 1979. — № 2. — С.67−74.
- Герег Ш. Количественный анализ стероидов: пер. с англ. М.: Мир. — 1985. — 504с.
- Гилмур Д. Метаболизм насекомых. М., Мир. — 1968.
- Гилязутдинова З.Ш. Состояние нервных элементов фибромиомы матки у женщин вне и во время беременности и в фиброподобных образованиях в эксперименте: Автореф.. докт. мед. наук. Казань, 1965. 30с.
- Глезер Г. А., Москаленко Н. П., Глезер М. Г. и др. Различия в регуляции системы кровообращения на пробы с нагрузкой в зависимости от пола и возраста обследуемых // Кардиология. -1983. т.23. — № 4. — С.41−45.
- Глушкова Е.К., Сорокина Т. Н. Биокибернетическая оценка регулирования физиологических функций у школьников в процессе учебной деятельности // Гигиена и санитария. 1982. -№ 3. С.45−48.
- Гормоны коры надпочечников и центральная нервная система / Под ред.: В. Г. Баранова. Л.: Наука, 1970. — 160с.
- Гринене Э., Вайткевичус В. Ю. и др. Возрастные особенности регуляции сердечного ритма у школьников 7−12 лет // Физиология человека. 1982. — т.8. — № 6. — С.957−961.
- Гринене Э., Вайткевичюс В. Ю., Марачинскене Э. Особенности сердечного ритма у школьников // Физиология человека. 1990. -т. 16. — № 1. — С.88−92.
- Дегтярь В.Г. Образование и роль 5-альфа-восстановленных андрогенов у человека. // Проблемы эндокринологии. 1992. -№ 3. — С.55−59.
- Деркач В. Влияние умственного труда с различной степенью нервно-эмоционального напряжения на функциональное состояние коры надпочечных желез. Автореф. дис. канд.мед.наук. Киев, 1972. — 18с.
- Джафарова С. А. К вопросу о периодике функциональной активности коры надпочечников и симпато-адреналовой системы у детей раннего возраста // Азерб. мед. журнал. Баку, 1971. -№ 8. — С.34−38.
- Димитриев А.Д., Косолапов А. Б. Окружающая среда и здоровье человека. Онтогенетические аспекты. ДВО АН СССР. Владивосток, 1991. С.32−49.
- Довгань В.И. Непосредственное влияние механотерапии на сердечный ритм детей // Тез. докл. V Междунар. научн.-практ. конф. Ижевск, 1996. -С.34−35.
- Држевецкая И.А. Основы физиологии обмена веществ и эндокринной системы. М.: Высшая школа, 1994.
- Држевецкая И.А. Эндокринная система растущего организма. -М.: Высшая школа, 1987. 206с.
- Дружинина К.В. Современные представления о биосинтезе альдостерона. В кн. «Современные вопросы эндокринологии"/под ред. H.A. Юдаева. М.: Медицина, 1969. — С.28.
- Дынник В.А. Некоторые особенности клиники ювенильных маточных кровотечений у девочек с различным уровнем 17-кетостероидов // Педиатрия, акушерство и гинекология. 1990. -№ 6. — С.40−42.
- Евсюкова И.И., Астахова Л.С.и др. // Проблемы хронобиологии, хронопатологии, хронофармакологии и хрономедицины. Уфа, 1985. — т.1. — С.86−87.
- Жукова Н.П., Комарова Л. Г., Борисова О. М. Состояние здоровья и некоторые показатели реактивности детей в период адаптации к школе и в динамике первого года обучения // Вопросы охраны матер, и детства. 1973. — т.18. — № 7. — С.22−25.
- Жуковский М.А. Детская эндокринология. / Руководство для врачей. М.: Медицина, 1995.
- Жуковский М.А. Растущий организм и гормоны. М.: Знание, 1967. — С.5−26.
- Жуковский М.А., Розен В. Б., Матарадзе Г. Д. Некоторые показатели функционального состояния коры надпочечников у здоровых детей разных возрастных групп // Педиатрия. 1972. -№ 5. — С.85−90.
- Журова М.В. Роль эндокринных желез в патогенезе различных заболеваний. Харьков, 1960. — С.33.
- Зимин Ю.И. Иммунитет и стресс // Итоги науки и техники. Иммунология. М.: Изд-во ВИНИТИ. — 1979. — С. 173−198.
- Ибрагимова Т.М. Суточное выделение 17-оксикортикостероидов и 17-кетостероидов у здоровых детей г. Алма-Аты // Здравоохранение Казахстана. -1971. № 11. — С.38.
- Калюжная P.A. Физиология и патология сердечно-сосудистой системы детей и подростков. М.: Медицина, 1973. — 325с.
- ЮЗ.Калюжная P.A. Школьная медицина. М., 1975. — 128с.
- Касумова Ю.А. Динамика выделения с мочой фракций 17-кетостероидов у детей больных ревматизмом умеренной степени активности // Азерб. мед. журнал. 1983. — № 1. -С. 19−24.
- Кац П. Д. Выделение нейтральных 17-кетостероидов с мочой при дизентерии у детей / Ученые записки (Азерб. мед. институт). 1963. — т.10. — С.127−132.
- Кириенко Г. И., Занина E.H., Вульфсон И. Н. Особенности некоторых показателей артериального давления детей и подростков в связи с антропометрическими показателями. // Новые исследования по возрастной физиологии. М.: Педагогика, 1977. — № 1. — С.44−50.
- Князев Ю.А., Лебедев В. П., Картелишев A.B. и др. Циркадные ритмы функций коры надпочечников здоровых детей / В кн: Суточные ритмы физиологических процессов организма. М., 1972. — С.74−79.
- Козлов В.И., Голенко A.C. Особенности сердечного ритма у мальчиков при физических нагрузках // Физиология человека. -1986. т.12. — № 6. — С.961−970.
- Колб В.Г., Камышников B.C. Клиническая биохимия. Минск, 1976.- 311с.
- ПО.Колесов Д. В., Сельверова Н. Б. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания. 1978. — С.224.
- Комиссаренко В.П., Демченко В. Н. Количественное определение 8 важнейших фракций 17-кетостероидов с помощью двухмерной тонкослойной хроматографии в моче человека // Лаб. дело. 1974. — № 2. — С.73−76.
- Копылова В.А. Динамика умственной работоспособности и некоторых показателей сердечно-сосудистой системы подростков, обучающихся по разным режимам в течение учебного года (Тез. I Межд. Конф.). Дубна, 1992. — С.204.
- ПЗ.Копылова В. А. Функциональное состояние коры надпочечников у больных с комбинированнным митральным пороком сердца и отеком легких во время беременности, родов и послеродового периода. Автореф. дис. канд. мед. наук. Казань, 1978.- 26 с.
- Король В.М. Кровообращение // Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. М.: Медицина, 1969.- С.209−238.
- Пб.Крехова М. А. Вопросы медицинской химии. 1965. — в.11. -С.2.
- Крехова М.А. Проблемы эндокринологии. 1960. — № 6. — С.55.
- Крехова М.А. Современные вопросы эндокринологии. М., 1975. -вып.5. — С.102.
- Кротов В.П., Луговой Л. А. Космическая биология и медицина. 1970. — т.4. — № 1. — С.74−77.
- Круглый М.М., Архангельская И. А. Функциональное состояние коры надпочечников у детей с различным уровнем двигательной активности // Вопр. охр. материнства и детства. 1975. — т.11. -С.87.
- Крылова A.B. Функциональное состояние сердечно-сосудистой и симпато-адреналовой систем школьников 11−16 лет: Автореф. дисс. канд. биол. наук. Казань, 1990. — 19с.
- Кубергер М.Б. Кардиоинтервалография возможности и перспективы использования в педиатрии // Вопросы охраны материнства и детства. — 1984. — т.29. — № 3. — С.7−10.
- Курбанов Т.Г., Джавадова P.M., Сулейманов К. И. Экскреция андрогенов у детей с акселерацией роста и развития // Педиатрия. 1975. — № 7. — С. 25−27.
- Лазарев Н.И. Стероидные гормоны в экспериментальной и клинической онкологии. В кн. Современные вопросыэндокринологии/ под ред. акад. H.A. Юдаева. М.:Медицина, 1969. — С.176.
- Лакин Г. Ф. Биометрия: Учебн. Пособие для биол. спец. вузов. -М.: Высшая школа, 1990. 352с.
- Лебедев В.П., Вельтищев Ю. Е., Таболин В. А. Вопросы охраны материнства и детства. 1967. — № 12. — С.27.
- Лебедькова С.Е., Архиреева В. А., Калмыкова И. И. Динамика мочевой экскреции 17-кетостероидов у здоровых детей в возрасте от 9 до 16 лет // Вопросы охраны материнства и детства. 1973. — т.18. — № 7. — С.29−31.
- Лобанова Л.А. Экскреция андрогенов с мочой у здоровых девочек пубертатного возраста // Вопр. охр материнства и детства. 1973. — т.18. — № 10. — С.23−25.
- Лоббан М. / В кн.: Биологические часы. М.: Мир, 1964. -С.531−544.
- Любитов E.H. Современные представления о синтезе и механизмах влияния стероидных гормонов // Труды института (2-ой Московский педагогический институт. 1979. — т.130. -вып.25. -С.12−16.
- Малафеева С.Н., Вернова Т. Н. Состояние здоровья, физическая и умственная работоспособность младших школьников // Тез. I Всеросс. конф. Научно-метод. основы формирования физического и психического здоровья детей и молодежи. ч.1. -1996, — С.67−68.
- Маляренко Т.Н. К проблеме установления должных величин АД в онтогенезе человека // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1981. — 107 с.
- Манин В.Н., Панченко М. Д. Динамика суточной экскреции стероидных гормонов и их метаболитов у детей при хроническом нефрите // Педиатрия. 1972. — № 1. — С.42−48.
- Маркова Е.А. Проблемы эндокринологии. 1970. — № 5. — С.72.
- Матвеев Л.П., Мельников С. Б. Теория и методика физической культуры. М.: ФИС, 1991. С.206−229.
- Меньшиков В.В. Биогенные амины в клинике. М., 1970. — С.5.
- Меерсон Ф.З. Основные закономерности индивидуальной адаптации // Физиология адаптационных процессов / Под ред. О. Г. Газенко, Ф. З. Меерсона. 1986. — Гл.1. — С.10−76.
- Мейнуоринг У. Механизм действия андрогенов / Под ред. Т. Н. Протасовой, пер. с англ. Е. А. Новикова, З. Ф. Утешевой. М.: Мир., 1979. — 224с.141 .Милославский Я. И., Ардаматский И. А. и др. Проблемы эндокринологии. 1963. — № 3. — С.76.
- Милославский Я.И. Клиническая медицина, 30, № 3: 67, 1952.
- Милявская И.Р. О содержании половых стероидных гормонов у детей младшего возраста, страдающих нейродермитом // Вестник дерматологии и венерологии. 1984. — № 4. — С.20−23.
- Моисеева Н.И., Сысуев В. М. Временная среда и биологические ритмы. Л., 1981.
- Мокеева М.М., Савин В. П. Особенности адаптации младших школьников к физическим и учебным нагрузкам при различных формах обучения // Научно-методические основы формирования физического и психического здоровья детей и молодежи: Тезисы
- Всероссийской конференции. ч.И. — Екатеринбург, 1996. -С.106−107.
- Мухамедов Т.М., Ямпольская Ю. А., Федосеев В. Н. и др. Физическое развитие детей и подростков // Гигиена и санитария. 1994. — № 4. — С.44−46.
- Нагорный A.B. Проблемы старения и долголетия. М., 1963. -С.481.
- Намазова A.A., Таджиев A.A., Гасанова З. Р. и др. Андрогенная функция коры надпочечников при первичной артериальной гипертонии у детей и подростков // Педиатрия. 1978. — № 2. -С.64−67.
- Орлов E.H., Антипов Е. М. Применение хроматографа ЛХМ-80 для анализа стероидов мочи // Мед. техника. 1995. — № 5. — С.38−39.
- Орлов E.H., Николаев H.H. Анализ стероидов мочи методом газожидкостной хроматографии // Клинич. лаб. диагностика. -1993. № 2. — С.20−22.
- Орлова В.Г. Новые методы исследования гормонов и других биологически активных веществ. М., 1969. С. 44.152.0сколкова М. К. Функциональные методы исследования системы кровообращения у детей. М., 1988. — 270с.
- Панавене В.П. Особенности гемодинамики и варианты развития сердца у современных школьников: Автореф. дис. канд. мед. наук. М., 1979. — 19с.
- Панкратьева О.В. Возрастные закономерности двигательной адаптации у детей дошкольного возраста в условиях жаркого климата : Дис.. канд. биол. наук. Ташкент, 1991. — 184с.
- Панова H.A., Филеши П. А. Комплексный подход к изучению возрастных особенностей сердечно-сосудистой системышкольников // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1981.- С.115−130.
- Петров И.С., Исаева А. П. Роль 17-кетостероидов и андростенолона в диагностике половых расстройств у мужчин // Материалы IV Всесоюзн. Съезда урологов. М., 1990. — С.528−529.
- Петров Р.П., Михайлова A.A., Захарова Л. А. Иммунная система: гормоны и медиаторы // Проблемы эндокринологии. -1985. т.31. — № 6. — С.13−20.
- Петрова Р.Ф., Моисеева Н. И. Влияние двигательного режима на состояние кровообращения у 6-летних детей в условиях детского сада // Гигиена и санитария. 1990. — № 9. — С.51−53.
- Положенцов С.Д., Руднев Д. А., Кувшинников A.B. Динамика липидного обмена и гормональный фон в процессе адаптации к длительным психо-эмоциональным и физическим нагрузкам // Физиология человека. 1987. — т.13. — № 4. — С.616−620.
- Преснякова Н.М. Возрастные особенности функционального состояния миокарда у школьников с разным уровнем физического развития. // Новые исследования по возрастной физиологии. М.: Педагогика, 1984. — № 1. — С.48−51.
- Псеунок A.A. Особенности ритма сердца и симпато-адреналовой системы у детей 6−8 лет в течение учебного года: Автореф. дис. канд. биол. наук. Казань, 1990. — 16с.
- Пузик В.И., Харьков A.A. Возрастная морфология сердечнососудистой системы человека. М., Л., 1948. 224с.
- Резников А.Г. Половая дифференциация обмена стероидных гормонов // Проблемы эндокринологии. 1981. -т.27. -№ 3. — С.86−91.
- Розен В.М., Смирнов А. Н. Рецепторы и стероидные гормоны: Рецепторные белки и проблема специфичной чувствительности клетки к стероидным гормонам. М.: Изд. МГУ. — 1981. — 310с.
- Русинова С.И. Возрастно-половые особенности адаптации детей 7−10 лет // Раст. организм: адаптация к физической и умственной нагрузке. Казань, 1994. — С.99−100.
- Русинова С.И. Функциональное состояние сердечно-сосудистой и симпато-адреналовой систем детей младшего школьного возраста в течение учебного года: Дисс.. канд. биол. наук. -Казань, 1989. 218с.
- Савостьянова Е.Б. Взаимоотношения между экскрецией общих 17-кетостероидов и некоторыми соматическими признаками у мальчиков и юношей // Вопр. антропологии. вып.37. — 1971. -С.129−135.
- Савченков Ю.И., Лобынцев К. С. Очерки физиологии и морфологии функциональной системы мать-плод. 1980. — С.254.
- Самигуллин Г. Х. Влияние физической нагрузки большой мощности на состояние сердечно-сосудистой и симпато-адреналовой систем школьников: Автореф. дис. канд. биол. наук.- Казань, 1988. 25с.
- Самосудова Н.В., Басс Ж. Ж. Определение общего и фракционного состава 17-КС мочи методом тонкослойнойхроматографии / В кн.: Труды по новой аппаратуре и методикам. 1967. — № 5. — С.42.
- Самохвалова В.П., Крымова П. Я., Комарова Л. Г. Частота сердечных сокращений и реактивность вегетативной нервной системы у детей 5−15 лет // Функциональные и адаптационные возможности детей и подростков. М., 1974. — Т.1. — С.110−112.
- Сапронов Н.С. Фармакология гипофизарно-надпочечниковой системы. Санкт-Петербург, 1999. — 324с.
- Сахацкая Т.С. Биосинтез кортикостероидов в раннем онтогенезе. В кн. Современные вопросы эндокринологии. -вып.З./ Под ред. акад. H.A. Юдаева. М.: Медицина, 1969. — С.20.
- Свечникова Н.В., Беккер В. И. Функциональное состояние коры надпочечников в процессе старения // Проблемы эндокринологии. 1970. — № 5. — С.3−6.
- Сейфулла Р.Д., Сергеев П. В., Ульянкина Т. И. Стереохимия, электронная структура и биологическая активность стероидных гормонов / В кн.: Успехи биологической химии. М.: Наука, 1975. — № 16. — С.165−195.
- Селье Г. Адаптивные стероиды. Развитие, проблемы и перспективы // Патол. физиология и эксперим. терапия. 1971.-т.15. — № 2. — С.3−18.
- Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М., 1960. -254с.
- Семенова Л.К., Чемоданов В. И. Развитие эндокринной системы // Физиология развития ребенка / Под ред. В. И. Козлова, Д. А. Фарбер. 1983. — С.195−240.
- Сергеев П.В., Духанин A.C., Шимановский Н. Л. Плазматическая мембрана клетки-мишени и стероидныегормоны: начало спора или его завершение // Бюл. эксперим. биологии и медицины. 1995. — 120. — № 10. — С.342−348.
- Сергеев П.В. Молекулярные аспекты действия стероидных гормонов. М.: Наука. — 1971. — 221с.
- Сергеев П.В. Стероидные гормоны. М.: Наука, 1984. — 240с.
- Сергеев П.В., Сейфулла Р. Д., Майский А. И. Молекулярные аспекты действия стероидных гормонов. М.: Наука, 1971. -С.10−27.
- Сердюковская Г. Н. Социальные условия и состояние здоровья школьников. М., 1979. — 183с.
- Ситдиков Ф.Г., Зотова Ф. Р. Вестибуло-вегетативные и вестибуло-соматические реакции у глухих детей. // Растущий организм: Адаптация к физической и умственной нагрузке: Тез. Всеросс. симпозиума физиологов. Казань, 1996. — С.88−89.
- Ситдиков Ф.Г. Лекции по возрастной физиологии сердца. -Казань, 1981. 90с.
- Ситдиков Ф.Г. Механизмы и возрастные особенности адаптации сердца к длительному симпатическому воздействию: Дис.. доктора биол. наук. Казань, 1974. — 312с.
- Ситдиков Ф.Г., Александрова Л. А. Механизмы адаптации сердца к физической нагрузке / Ученые записки. Казань, 1980. -С.12.
- Ситдиков Ф.Г., Ванюшин Ю. С. и др. Адаптационные возможности сердечно-сосудистой системы детей дошкольного возраста // Растущий организм: адаптация к физической и умственной нагрузке. Казань, 1996. — С.85−86.
- Ситдиков Ф.Г., Русинова С. И. Состояние симпато-адреналовой системы детей младшего школьного возраста в процессеадаптации к учебной нагрузке (Нейроэндокринные механизмы адаптации). Ставрополь, 1985. — С.83−90.
- Смирнова Т.Е., Борисов О. В. Использование метода математического анализа сердечного ритма для экспресс-диагностики уровня здоровья школьников // Тез. докл. Междунар. научной конф. Ижевск, 1998. — С.45.
- Современные методы определения стероидных гормонов в биологических жидкостях / Под ред. действ, члена АМН СССР проф. H.A. Юдаева. М.: Медицина, 1968. — 151с.
- Соффер JL, Дорфман Л., Гебрилов Л. Надпочечные железы человека. М.: Медицина, 1966. 499с.
- Сперанский Г. Г. К определению 17-кетостероидов в моче // Лаб. Дело. 1988. — № 10. — С.58−59.
- Сперанский Г. Г. Некоторые причины ошибок анализа уровня 17-кетостероидов и 17-оксикортикостероидов в моче и способы их устранения // Вопросы эндокринологии: Сб. статей. Алма-Ата, 1989. — С.92.
- Султанов Ф.Ф. Здравоохранение Туркменистана. 1967. — № 8.
- Таболин В.А., К .Я. Фараджева, Я. К. Масталиев и др. Суточный ритм функции коры надпочечников // Азерб. мед. журнал. 1971. — № 10. — С.84−90.
- Треухов Б.Е. Состояние 17-нейтральных кетостероидов мочи при ночном энурезе. Автореф. канд. мед наук. Л., 1959. — 15с.
- Тупицын И.О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно-сосудистой системы школьников М., 1985. — 86с.
- Тупицын И.О. Изменение сердечной деятельности у младших школьников в процессе адаптации к учебной нагрузке // Вопросы физиологии сердечно-сосудистой системы школьников. М., 1980. — С.18−40.
- Уваровская О. Клиническая медицина, 29, № 3:57, 1951.
- Уланова JLH. Зависимость процессов роста и развития детей школьного возраста от уровня функциональной активности коры надпочечников и гонад // Труды института (2-ой Московский медицинский институт). 1979. — т.130. — вып.25. — С.17−19.
- Утевский A.M. Адреналин и норадреналин . М., 1964. — С.8.
- Федоров Б.М. Стресс, кардиологические аспекты // Физиология человека. 1997. — т.23. — № 2. — С.89−99.
- Фельдман Р.И., Майборода С. И., Савиных Т. П. Физическое развитие и состояние здоровья младших школьников в условиях инновационного обучения // Тез. V Межд. Научн.-практ. конф. -Ижевск, !996. -С .99−100.
- Хефтман Э. Биохимия стероидов пер. с англ. Л. Ю. Козлова. -М.: Мир, 1972. 175с.
- Хрипкова А.Г. Возрастная физиология. М., 1978. — 287с.
- Чевари С., Чаба И. Применение тонкослойной хроматографиидля разделения фракций андрогенов // Лаб. дело. 1983. — № 7. -С.40−43.
- Чемоданов В.И. Содержание половых стероидов в плазме крови у детей в условиях стресса // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков (тезисы Iконференции «Физиология развития человека»). М., 1977. -С.136−137.
- Шлык Н.И. Особенности вегетативной регуляции у детей в покое и при различных стрессовых нагрузках // Научно-метод. Основы формирования физического и психического здоровья детей и молодежи. Екатеринбург, 1996. — ч.2. — С.55−58.
- Шлык Н.И., Коробейникова Т. В., Гуштурова И. В. и др. Ритм сердца и центральная гемодинамика у детей при различной физической активности // Тез. докл. На III съезде Физиол. общества при Росс. Акад. наук Успехи физиол. наук. — 1995. -№ 1. — С.123.
- Юдаев Н.А. Биосинтез стероидных гормонов. В кн.: Успехи биологической химии. № 3. — 1958. — С.342.
- Юдаев Н.А. Биохимия стероидных гормонов коры надпочечников. М.: Медгиз, 1956. — 133с.
- Юдаев Н.А. Пути биосинтеза кортикостероидов. В кн. Современные вопросы эндокринологии. вып.З. /Под ред. Н. А. Юдаева. — М.: Медицина, 1969. — С.7.
- Юдаев Н.А. Современные методы определения стероидных гормонов в биологических жидкостях. М, 1968.
- Яковлев В.М., Карпов Р. С., Слободин Г. М. Клиническая оценка электрокардиограмм. Томск: Изд-во ун-та, 1991. — 299с.
- Якупова С.П., Э.И. Мухаметшина Глюкокортикоиды /Под ред. д-ра мед. наук, проф. И. Г. Салихова. Казань, 1997. — С.3−5.225.(Adolf Е.) Адольф Э. Развитие физиологических регуляций. -М.: Мир, 1971. С.10−14.
- Barker S.B., Sammerson W.N. Colometric determination of lactic acid in biological material // J.Biol. Chem. 1941, v. 138. — P.535.
- Baron J.J., Baron J. Differential diagnosis of hirsutism in girls between 15−19 years old // Ginekol. Pol. 1993.- 64 (5): 267−9.
- Bassingthwaighte James B. Fractal vascular growth patterns // Acta stereol. 1992. — 11, Suppl. 1/1. — P.305−319.
- Beas F., Zurbrug G. et al. // J. clin. Endocr. 1962. — v.22. -P.1090.230.(Bersin Т.) Берзин Т. Биохимия гормонов. М.: Мир, 1964. -399с.
- Bersin Т. Biochemie der Hormone. Leipzig, 1959. — 342 s.
- Belova E. The participation of the hypothalamo-hypophyseal-adrenal system in the raising of the arterial pressure under theinfluence of emotional stress in arterial hypertension // Kardiologiia.- 1993. 33(3): 37−9.
- Bock G.R., Goode J.A. Non-reproductive actions of sex steroids / Symp. On non-reproductive actions of sex steroids, London, 30 Aug.- 1 Sept., 1994. Chichester etc. Wiley & sons. — 1995. — 307 p.
- Bolter C.P., Lebas V.K. Temperature sensitivity of the human cardiac pacemaker during exercise // Arch. Int. Physiol, et biochim. -1989. 97, № 6. — P.493−497.
- Bradshaw K., Milewich L., Mason J. Steroid secretory Characteristics of a virilizing adrenal adenoma in a woman // J. Endocrinol. 1994. — 140(2): 297−307.
- Cardus D. a oth. Aerospace Med. 1965. — t.36. — № 6. — C.524−528.
- Candinas R.A., Podrid P.J. Evaluation of cardial arrhythmia’s by exercise testing // Herz. 1990. — 15. — № 1. — P.21−27.23 8. Chang E.K. Electrokardiography. Practical application with vectorial principles.-2-nd. Hagerstown, Harper a. Row, 1980. 693p.
- Chon T.C. Electrokardiography in clinical practice. New York: Grune a. Strafton, 1979. — 509p.
- Czamatowicz M. Ginec. Pol., 1965. v.36. — P.1341.
- Czamatowicz M. Ginec. Pol., 1969. v.40. — P.541.
- Czwarc H., Kielczewcki B. Biometeorology 2, 1 Pergamon Press. -1967. C.152.243.de Meio R. H., Lewycka Ch., Endocrinol., 56, 489 (1955).
- Deschamps J., Andre G. Tension arterielle entre. 4et. 18aus. Rev. Redial. — 1977. — v.13. — P.41−46.
- Dingermanse E., Huis in t’Veld. a. Hartogh.-Katz S., J. clin. Endocr., 12:66, 1952.
- Dorfman R.I., Ungar F. Metabolism of Steroid Hormones. N.Y., 1965. P.6−8.
- Dossetor K. a oth. Metabolism. 1963. — t.12. — № 12. — C.1088−1099.
- Dubrulle P., Claeys C., Presse med., 63, 1877 (1955).
- Eschenmoser A., Ruzicka L., Jeger O., Helv. Chim. Acta, 38, 1890 (1955).
- Federici S., Galli G., Ceeccarelli P. Adrenocortical tumors in children: a report of 12 cases // Eur. J. Pediatr. Surg. 1994. — 4(1): 21−5.
- Fibiger W., Evans O., Singer G. Hormonal responses to a graded mental workload // Eur. J. Appl. Physiol. 1986. -v.55. -P.339.
- Fischer H.G., Hartmann U., Becker R. The excretion of 17-ketosteroids and 17-hydroxycorticostrroids in night urine of elite rowers during altitude training // Int. J. Sports Med. 1992. — p. 1520.
- Fotherby K. // Biochem. J. 1959. V.73. — P.339.
- Freyschuss U. Elicitation of heart rate and blood pressure increase on muscle contaction // J. Apple. Physiol. 28. — 1970. — P.758−761.
- Fundora S.T. Volumennes sanguineos // Rev. cub. hematol., enmunol. yhemotek. 1989. — 5, № 2. — P. 149−174.
- Glick D., Nakane R.K., Levine S. et al. Endocrinology, 1966. -v.78. P.945.
- Heaton R., Hodgkinson // Clin. Chim. Acta. 1963. — № 8. — C.246−254.
- Hechter O., in: Cook R.P., Cholesterol., New York, 1958. P. 309.
- Helms P. Lung Function testing // Curr. Paediat. 1993. — 3, № 2. -P.92−95.
- Hirsch H.R., Witten M. The waste-product. Theory of aging-simulation of metabolic waste production // Experimental Biol. -1991, V.26, № 6. P.549.
- Hirschmann H. et all. Adrenal preaisors of winary 17-ketosteroids // J. Biol. Chem. 1960. — № 10. — P.48−49.
- Hjemdahl P., Eliasson K. Sympatho-adrenal and cardiovascular response to mental stress and ortostatic provocation in latent hypertension // Clinical Science. 1979. — v.57. — P.189.
- Hudson P., Mittelman A. a. Mann Ph., J. clin. Endocr., 13:1064, 1953.
- Huis in t’Veld L.G., Maands. Chr. Kinder-genesk., 1967., Bd 35, p.285.
- Jacquy J. Regional cerebral blood flow in children. A rheographic study of the modifications induced by reading // EEG and Clin. Neurophysiol. 1977. — V. — P.642−696.
- Jennings G.L., Deakin G., Dewar E., Laufer E., Nelson L Exercise, cardiovascular disease and blood pressure // Clin. And Exp. Hypertens. A. 1989. — 11, № 5−6. — P.1035−1052.
- Kasprzak A., Lesniewska B., Malendowiez L.K. Sex differences adrenocortical structure and function // Exp. Clin. Endocrinol. -1986.-v.87. № 1. — P.26−30.
- Kleinfelder H., Husman F. Klin. Wschr., 1965, Bd.43, S.777.
- Kloeden P.E., Rossler R., Rossler O. Does a centralized clock for Aging exist // Gerontology. 1990, v.36. № 5. — P.314.
- Kosicky B., Wylegalsky S. // Pocz. nauk. WSWF. Poznani, 1971.- № 20. C.13−20.
- Leunissen W.J.J., Thijssen J.H.H. // J. Chromatogr. 1978. -vol.146. — № 3. — P.365−380.
- Lissak K., Endroczi E. Die neuroendocrine Steuerung der Adaptionstatigkeit. Budapest, 1960.
- Lynen F. et al., Angew. Chem., 71, 657. 1959.
- Macfarlane P.W., Mclaughlin S.C., Devine B., Yang T.F. Effects of age, sex and rase on ECG interval measure-ments // J. Electrocardiol.- 1994. 27, Suppl. — P.14−19.
- Marks P.A., Banks J. Proc. Nat. Acad. Sei. (Wash), 1960. v.44. -P.447.
- Masuda M., Holmes T., Pediatrics, 1957, v.19, P.424.
- Matthews Karen A., Woodall Karen, Allen Michael T. Cardiovascular reactivity to stress predits future blood pressure status // Hypertension. 1993. — 22.№ 4. — p.479−485.
- Meister Jean-Jacques. La physigue du systeme cardiovasculaire // Polyrama 1992. — № 90. — P.32−35.
- Miller R., Am. J. Anatom., 92:329, 1953.
- Nadel E.M., Joung B.G. et all. Urinary excretion of free polar Corticosteroids in man // J. Lab. Clin. Med. 1964. — № 1. — P.44−53.
- Nakane R.K., Glick D., Histochem. Gytochem., 1965. v. 13. -P.640.
- Nasarow I.N., Bergelson L.D. Die Stereochemie der Steroidverbindungen. Ubers: Karl-Heinz Biller. Die Stereochemie der Zyklohexanderivate. Von D.H.R. Barton. Berlin, 1954.
- Negru T., Antochi F. Study on physiopathology of the chronic psychoorganic syndrome. Investigation on the reactivity of the adrenal glands in patients with psychoorganic chronic. Rom. J. Physiol. 1993. — 30(1−2): 51−8.
- Neher R., Wettstein A., Helv. Chim. Acta, 39, 2062. 1956.
- Nishikaze O. Distortion of adaptation wear & tear and repair & recovery 17-KS -sulfates and stress in humans // Sangio. Ika. Daigaku. Zasshi. 1993. — 15(3): 183−208.
- Nishikaze O. Stress and adaptation in humans aging, illness, psychosocial stress. Rinsho-Byori. — 1994. — 42(4): 321−30.
- Pincus G./ B kh: E.T. Engle G. Pincus (Ed) Hormones and the Aging Process. New York, 1956, P.l.
- Prader M. a oth. Ciba Foundation Collogina on Endocrinology. -London, 1955. № 8. — C.382.
- Reinberg A. a oth. J. Phisiol (France), 1969, 61, Suppl. № 2. -P.383.
- Reutmann E.H., Mason W.B. // J. Clin. Endocrin. 1967. — v.27. -P.406.
- Rishey H.G. The blood pressure in boys and girls before and after puberty. Am.I.Dis.childr. — 1931. — V.52. — № 6. — P.1281−1330.
- Rockson S.C., Homey Ch. J., Thomas M. et al. Cellular mechanisms of impatreg adrenergic responsiveness in neonatal dogs // J. Clin. Invest. 1980. — v.67. — № 2. — P.319−377.
- Rossi E., Merola В., Longobardi S. Acute and chronic effects of human recombinant GH (hrGH) on adrenal steroidogenesis in children affected with isolated GH deficiency (IGHD) // J. Clin. Endocrinol. Metab. 1995. — 80 (7): 2251−4.
- Russej M., Beaton J. Effect of acute exercise on cerebral blood flow in man // Proc. Soc. Exp. Biol. And Med., 1967, № 3. P.72−81.306.(Selye H.) Селье Г. Стресс без дистресса: пер. с англ. / Под ред. Е. М. Крепса. М.: Прогресс. 1979. — 124 с.
- Selye Н. Stress. Acta Inc. Med. Publ., Montreal, 1950. 308. Selye H. Stress of Life. Mc-Graw-Hill, New York, 1956, 2nd ed., 1966.
- Staemmler H., Arch. Gynakol., 182:521, 1953.
- Tanner J.M. Methodes auxologiges dans le diognostie differentiel d’une petite taille // Ann. Nestle. 1983. — V.41. — № 3.
- Vestgaard P. Acta endocr. (Kbh.), 1965. v.49. — P.436.
- Wallin B.G., Fagius J. The sympathetic nervous system in man aspects derived from microelectrode recordings // Trends in Neuro Sciences. 1986. — v.9. — № 2. P.63.
- Wegiel A., Pigon-Wegiel A., Dec M. Low frequency vibration and testosterone levels in blood serum and excretion of 17-ketosteroid in urine in exposed workers // Med. Pr. 1993. — 44(6): 569−72.
- Winter H., Selye H. Am. J. Physiol., 1941, v.133,p.495.
- Woodall D.L., Hokanson J.A., Matthew O.P. Time of application of negative pressure pulses and upper airway, muscle activity // J. Appl. Physiol. 1989. — № 1. — P.366−370.
- Yamamoto A., Ito M. Sebaceous gland activity and urinary androgen levels in children // J. Dermatol Sci. — 1992. — p. 98−104.
- Yutaka I., Keishi A. Clinical and physiological significance of blood pressure variation A briel review // Asian. Med. J. — 1990. -33, № 2. — P.67−78.
- Yutaka I., Kenichi N., Mariko S. et all. Ambulatory blood pressure of adults in Ohasama, Japan // Hypertension. 1993. — 22.№ 6. -p.900−912.
- Zimmerman W.Z. Physiol. Chem., 245:47, 1936.
- Zmanovsky Yu.F., Timofeewa L.V., Tupitsyn I.O. Development of cerebral blood flow (cBF) in human ontogenesis // XXVII th Intern. Congr. Physiol. Sci. — Paris, 1977, v.13. — 838p.
- Zubek L.P., Welch G. EEG changes after prolonged and perceptual deprivation // Science. 1963, v.139. — P.12.