Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Моделирование физических нагрузок спортсмена при выполнении упражнений с применением инерционной и безынерционной машин управляющего воздействия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вместе с тем, в, ходе изучения состояния проблемы выявлено существенное противоречие. Суть его, с одной стороны, в неоспоримой ценности МУВ для конструирования различных переменных режимов сопротивления и облегчения путем изменения углов, моментов, веса грузов и т. д. С другой стороны, в отсутствии точного научно обоснованного математического аппарата, который позволил бы оценить количественно… Читать ещё >

Содержание

  • глава 1. состояние вопроса
    • 1. 1. Тренажеры и их роль в управлении развитием двигательных способностей в спорте
    • 1. 2. Машины управляющего воздействия и их использование в практике физического воспитания и спортивной тренировке
    • 1. 3. Математическое моделирование как одна из отраслей прикладной математики и его использование в спортивной практике
  • глава 2. методы и организация исследования
    • 2. 1. Методы исследования
    • 2. 2. Организация исследования
  • глава 3. результаты исследования
    • 3. 1. Математическая модель динамики инерционной МУВ
    • 3. 2. Математическая модель динамики момента сил узла переменного сопротивления безынерционной МУВ
    • 3. 3. Математическая модель динамики безынерционной МУВ
    • 3. 4. Численные методы анализа математической модели МУВ
    • 3. 5. Анализ результатов эксперимента по измерению биомеханических характеристик становой тяги на инерционной МУВ при различных режимах сопротивления
    • 3. 6. Анализ результатов эксперимента по измерению биомеханических характеристик становой тяги на безынерционной МУВ при различных режимах сопротивления
  • глава 4. педагогическая апробация эффективности применения двух модификаций машин управляющего воздействия для решения задач скоростно-силовой подготовки спортсменов
    • 4. 1. Констатирующий педагогический эксперимент по оценке эффективности использования двух модификаций тренажеров в течение одного тренировочного занятия
    • 4. 2. Формирующий педагогический эксперимент. Применение тренажеров ИМУВ и БМУВ для физической подготовки студентов-спортсменов в ВУЗе
  • глава 5. обсуждение результатов исследования
  • выводы

Моделирование физических нагрузок спортсмена при выполнении упражнений с применением инерционной и безынерционной машин управляющего воздействия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Проблеме создания и применения технических средств, предназначенных для обучения спортсменов движениям, присущим данному виду спорта, и достижения наивысших показателей в соревновательных упражнениях уделяется пристальное внимание [7- 8- 43- 50- 51- 55- 85- 86- 91- 92- 114- 115- 116- 120- 125−127- 128- 129- 134- 137]. В настоящее время созданы и непрерывно совершенствуются новые технические средства, обеспечивающие подготовку спортсменов высшего класса на фоне существенного снижения риска повреждающего воздействия физических нагрузок на организм. Наряду со специализированными машинами, которые приспособлены к решению таких задач в отдельных видах спорта [91- 114- 128- 129], появились устройства, пригодные для использования в тренировочном процессе широкого круга спортивных дисциплин [9- 14- 52- 55- 62- 77- 98−106- 114- 116].

Особенностью современных тренажерных устройств является использование достижений научно-технического прогресса, которые позволяют в оперативном режиме корректировать тренировочный процесс. Принцип непрерывного текущего регулирования силового взаимодействия спортсмена И’искусственной предметной среды на основе обратной связи' положен в основу действия целого класса машин управляющего воздействия (МУВ), созданных по идее Ю. Т. Черкесова [114- 116]. Они изменяют сопротивление по ходу выполнения упражнения, создавая силовые и скоростные акценты в соответствии с его моделью.

Различные варианты использования МУВ в тренировочном процессе спортсменов были предметом диссертационных исследованийряда авторов. Например, в работе А. К. Алагирова. 9] изучались вопросы адаптации МУВ на основе анализа результатов метателей дисковв диссертации Ч. Х. Ингушева. 52] представлен анализ технологии тренировки с помощью МУВ, адаптированной к гиревому спорту. В работах А. З. Бажева, И. И. Сердюкова рассматриваются вопросы использования МУВ (в том числе влияние убывающего сопротивления) для спортсменов-копьеметателей [14] и альпинистов [98]. Работа Т. Ю. Черкесова посвящена комплексному развитию силы и силовой выносливости, а также силы, скорости и выносливости, достигаемой с помощью модернизированной МУВ [108]. Действующий модернизированный вариант МУВ [2] и вариант МУВ с использованием безынерционного механизма, обеспечивающий переменный режим сопротивления, используется в настоящее время для тренировочного процесса в различных видах спорта.

Вместе с тем, в, ходе изучения состояния проблемы выявлено существенное противоречие. Суть его, с одной стороны, в неоспоримой ценности МУВ для конструирования различных переменных режимов сопротивления и облегчения путем изменения углов, моментов, веса грузов и т. д. С другой стороны, в отсутствии точного научно обоснованного математического аппарата, который позволил бы оценить количественно ожидаемые нагрузки на спортсмена в зависимости от начальных условий работы МУВхарактера изменения сопротивления, цели тренировки и других факторов. Иными словами, речь идет о моделировании тренировочного процесса в условиях искусственной среды управляющего воздействия.

Отмеченное противоречие и его разрешение составляют основу научной проблемы, в рамках которой выполнено данное диссертационное исследование. А важной научной задачей диссертационной работы является построение математических моделей МУВ инерционного и безынерционного типа, а также моделирование физических нагрузок в тренировке спортсменов в процессе их использования.

На сегодняшний день достижения в области использования методов математического моделирования в спорте, на наш взгляд, весьма скромные. Причина этого явления очевидна: специалисты в спорте не очень хорошо владеют математическими методами моделирования с применением компьютерной техники и наоборот, математики не разбираются в проблемах спорта. Совершенно очевидно, что значительный прогресс в этой сфере может быть достигнут только путем совместной работы специалистов по спорту и математиков-прикладников, имеющих опыт математического и компьютерного моделирования.

В*отличие от физики, для которой’математический язык незаменим, положение в медицине, биологии, спорте принципиально другое. Методы статистики, дифференциальные уравнения и другие инструментальные средства являются все же полезными, но, несомненно, носящими вспомогательный характер. Вот почему многочисленные попытки создания математических моделей в спорте имеют, на наш взгляд, скромный успех [19- 37- 49- 59- 60- 96- 97- 124].

Все это в целом определяет актуальность темынастоящего диссертационного исследования.

Целью исследования^ является анализ различных режимов переменного сопротивления, создаваемого МУВ при выполнении упражнений, на основе построения математической модели движения ее механизмов, обеспечивающих выбор оптимального силового управляющего воздействия в тренировке спортсменов.

Рабочая> гипотеза состояла в предположении о том, что разработка математических моделей МУВ (инерционной и безынерционной) и математических моделей условий выполнения упражнений, обеспечат более глубокое понимание механизмов управляющего воздействия и разработку на этой основе эффективной методики тренировки спортсменов.

Для достижения цели, поставленной в диссертационной работе, было необходимо решить следующие задачи:

1. Провести анализ результатов, достигнутых в данном направлении путем изучения научной и научно-методической литературы по математическому моделированию в спорте и, в частности, по моделированию динамики переменных режимов сопротивления при различных исходных положениях МУВ с целью изучения физических нагрузок спортсмена при выполнении становой тяги.

2. Построить математические модели инерционной (ИМУВ) и безынерционной (БМУВ) машин управляющего воздействия и исследовать отличительные особенности построенных моделей.

3. Разработать численные методы решения и программу расчета основных параметров тренировочного процесса, сводящихся к решению нелинейногообыкновенного дифференциального уравнения второго порядка с начальными условиями. Проанализировать случаи, когда это уравнение может быть решено точно.

4. Разработать алгоритм расчета момента сил узла переменного сопротивления безынерционной МУВ для пружины при ее растяжении с любыми заданными силовыми характеристиками.

5. Исследовать биомеханические отличия выполнения становой тяги при различных начальных условиях на машинах управляющего воздействия инерционного и безынерционного типа.

6. Педагогически проверить направленность действия двух модификаций машин управляющего воздействия для развития физических качеств студентов-спортсменов.

Объектом исследования являются особенности динамики внешних сопротивлений, создаваемых различными модификациями МУВ.

Предмет исследования — математические закономерности и динамика воздействий на спортсменов различных режимов сопротивления, создаваемых МУВ при выполнении тренировочных упражнений.

Теоретико-методологическую базу исследования составили научные положения В. М. Зациорского об «автоматическом управлении тренировочным процессом», И. П. Ратова и Г. И. Попова об «искусственно управляющей и предметной среде», концепции Ю. Т. Черкесова о «непрерывном регулировании взаимодействия спортсмена и предметной среды.

Научная новизна. Впервые созданы математические модели работы МУВ при выполнении физических упражнений.

• выявлены особенности воздействия режимов переменного сопротивления на спортсменов при выполнении упражнений с использованием инерционной и безынерционной машин управляющего воздействия;

• на основе математической модели проанализированы различные варианты начального состояния МУВ (угол, масса грузов, амплитуда (размах) колебаний и т. д.);

• математически рассчитаны рекомендации:

— по выбору исходных положений элементов узла сопротивления МУВ, обеспечивающих необходимый режим тренировок;

— поподбору параметров отдельных элементов МУВ в зависимости от цели тренировочного процесса;

• исследованы количественно > различные аспекты «метода переменных сопротивлений» Ю. Т. Черкесова.

Теоретическая значимость. Результаты диссертационной работы углубляют и расширяют знания * о методике применения различных модификаций МУВ для силового управляющего воздействия на спортсмена в тренировочном процессе. Они позволяют оценить количественное значение ожидаемых нагрузок в условиях инерционной и безынерционной МУВ.

Практическая значимость. Предложенная математическая модель инерционной и безынерционной машин управляющего воздействия позволяет подбирать оптимальные варианты выполнения тренировочных упражнений в условиях применения МУВ, обеспечивающие необходимый режим сопротивления или облегчения для силовой и скоростной подготовки спортсмена, рассчитывать численно и аналитически динамику нагрузок.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Математическая модель силовых нагрузок в тренировочном процессе на машине управляющего воздействия с инерционным и безынерционным механизмом сопротивления.

2. Особенности динамики переменных режимов сопротивления при различных исходных положениях узла сопротивления МУВ.

3. Биомеханические особенности выполнения становой тяги при различных начальных положениях МУВ, регулирующих режим сопротивления (облегчения). Показатели эффективности такого процесса с точки зрения энергетических затрат и регулировки акцента силы в начальной фазе и акцента скорости в конце упражнения, когда имеет место режим нарастающего облегчения нагрузки спортсмена.

4. Эффективность воздействия двух модификаций МУВ на развитие физических качеств спортсменов.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались на заседании кафедры «Научных основ физической культуры и спорта» Кабардино-Балкарского государственного университета, а также на седьмой Всероссийской конференции по биомеханике в Нижнем Новгороде. Результаты работы опубликованы в материалах научно-практических конференций регионального и федерального уровней в 4 статьях [64- 65- 66- 121].

ВЫВОДЫ.

1. В результате анализа литературных источников не удалось обнаружить математических моделей тренажерных устройств типа ИМУВ или БМУВ, создающих переменные режимы сопротивления. Это можно объяснить, в первую очередь, тем, что указанные машины были созданы сравнительно недавно. Кроме того, режимы тренировок, обеспечивающие заданную нагрузку, подбирались эмпирически, без использования точных расчетов с применением математических моделей. Все это объясняется недостаточным вниманием спортивных работников к этой проблеме и их недостаточной математической подготовкой Данное обстоятельство свидетельствует о необходимости более углубленного изучения математики при подготовке специалистов по физической культуре и спорту.

2. Построенные математические модели ИМУВ и БМУВ позволяют теоретически сравнить и количественно оценить особенности движения на двух модификациях машин. Это позволяет более целенаправленно определять энергетические характеристики организма, повышать продуктивность и целенаправленность тренировочного процесса. Созданные модели позволяют рассчитать теоретически и практически любые режимы тренировочного процесса, что очень важно для прогнозирования ожидаемых нагрузок и, следовательно, спортивных результатов.

3. Математические модели ИМУВ и БМУВ позволили теоретически объяснить наблюдаемые в зависимости от фаз узла переменного сопротивления данные по развиваемой силе, совершаемой работе, скорости движения, времени подъема штанги, что открывает широкие возможности для планирования учебно-тренировочного процесса.

Так, для режима 1 — возрастающее сопротивление с переходом на убывание — зарегистрированы следующие значения четырех биомеханических показателей:

• сила реакции опоры: на ИМУВ — 1970,2, на БМУВ — 1850;

• скорость выполнения тяги: на ИМУВ — 0−6- на БМУВ — 0,65;

• выполненная работа: на ИМУВ — 1055,7, на БМУВ — 966;

• время выполнения одного движения: на ИМУВ — 0,9, на БМУВ — 0,8- - для режима 2 — убывающее сопротивление:

• сила реакции опоры: на ИМУВ — 1700,13, на БМУВ — 1700;

• скорость выполнения тяги: на ИМУВ — 0,57, на БМУВ — 0,7;

• выполненная работа: на ИМУВ — 965, на БМУВ — 958;

• время выполнения одного движения: на ИМУВ — 0,96, на БМУВ —.

0,87-, Л-' •¦ Vv • .': ¦ i • для режима. 3 — убывающее сопротивление с переходом на возрастающее облегчение:

• силареакции опоры: яз. ИМУВ — 1600, на БМУВ — 1400;

• скорость выполнения тяги: на ИМУВ — 0,75, на БМУВ — 0,83;

• выполненная работа: на ИМУВ — 900, на БМУВ — 887;

• время выполнения одного движения: на ИМУВ — 0,79, на БМУВ — 0,67- для режима 4- возрастающее. облегчение:

• силареакции опоры: на ИМУВ — 1352,5, на БМУВ — 1200;

• скорость выполнения тяги: на ИМУВ — 0,9, на БМУВ — 0,8;

• выполненная работа: на ИМУВ — 858, на БМУВ — 774;

• время выполнения-одного движения: на ИМУВ — 0,71, на БМУВ —.

4. Создание математических моделей тренажерных устройств позволяет организовать научно обоснованные режимы тренировок спортсменов по различным видам спорта. Становится возможным индивидуализовать тренировочный процесс в зависимости от уровня подготовленности, спортивной квалификации и уровня физического развития.

5. Созданные математические модели позволяют на основе численных методов решения нелинейных дифференциальных уравнений прогнозировать динамику подъема штанги с учетом (ИМУВ) или без учета (БМУВ) сил инерции. Благодаря разработанным программам появилась возможность теоретического прогнозирования любых режимов нагрузок с учетом или без учета сил инерции* узла переменного сопротивления:

6. Математические модели позволяют подобрать такие физико-механические характеристики движущихся и вращающихся элементов МУВ, которые обеспечивают нужную динамику тренировочного процесса, т. е. решить обратную конструкторскую задачу по выбору таких физико-математических характеристик элементов МУВ, которые больше всего могут способствовать повышению эффективности тренировочного процесса.

Уравнение динамики инерционной МУВ имеет вид: х ах + mR2x-m0gRl-cos — — FR2 — mR2 g w.

Уравнение динамики безынерционной МУВ: (с*, + mR2)• it — R • м{-1 = R2(Fmg).

7. Математические модели ИМУВ и БМУВ позволяют путем решения дифференциального уравнения ответить на такие практически важные вопросы, как мгновенные значения скорости, ускорения, развиваемой силы, совершаемой работы, развиваемой мощности. Знание этих параметров в любой момент времени позволяет корректировать тренировочный процесс, значительно повышая его эффективность.

8. Педагогическая апробация тренажеров ИМУВ и Б МУВ в тренировочном процессе спортсменов, организованная на основе рассчитанных по математическим моделям параметрам нагрузок на узлах тренажеров, позволила выявить преимущественную направленность ИМУВ на развитие силовых качеств и силовой выносливости, а БМУВ — на развитие скоростно-силовых качеств.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Как показал теоретический и практический анализ моделей ИМУВ и БМУВ, инерционная МУВ более подходит для выполнения упражнений, направленных на развитие силы и силовой выносливости. При этом наиболее эффективным, можно считать режим убывающего сопротивления с переходом на возрастающее облегчение. Безынерционная МУВ создает условия для проявления акцента скорости. В этом случае наиболее эффективным является режим убывающего сопротивления.

2. Параметры тренажерных устройств могут быть подобраны с помощью математических моделей на стадии их конструирования: Это значит, что влияние параметров различных элементов тренировочных машин может быть проанализировано с помощью математического моделированияЕстественно, такой подход позволяет найти теоретически оптимальную конструкцию на стадии ее проектирования, т. е. до ее практического изготовления, которое обычно осуществлялось эмпирическим путем. В частности, можно теоретически рассчитать характеристики узла переменного сопротивления, обеспечивающие значительную вариативность тренировочного процесса;

3. В диссертационном исследовании при выполнении становой тяги теоретически рассчитаны и экспериментально обнаружены такие биомеханические параметры как сила реакции опоры, скорость движения штанги, выполняемая работа и время подъема штанги, которые позволяют тренеру понять глубже механизмы управляющего воздействия на спортсмена и более эффективно использовать возможности двух модификаций машин управляющего воздействия:

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.с. 441 939 СССР. Тренажер для физических упражнений. / Ю. Г. Толокнов. //Бюллетень изобретений. — 1975. — № 3.
  2. А.с. № 1 657 207. Устройство, для тренировки и обучения тяжелоатлетов / Т. Ю. Черкесов № 440 336- заявл. 10.10.1988- опубл.22.02.1991.
  3. А.с. 1 673 142 СССР МКИ, А 63 В 21/062. / Черкесов Ю. Т., Поветкин Ю. С., Жуков В. И. и др. Устройство для тренировки тяжелоатлетов // Бюллетень изобретений. — 1991. № 32.
  4. B.C. Принципы подбора упражнений в тренировке // Теория и практика физической культуры. 1969. — № 6. — С.5−7.
  5. .Т. Имитационное моделирование сократительной функции поперечно-полосатой, сердечной мышцы: Автореф. докт. дисс. М., 1993.
  6. Агудин В Л О. рациональном- применении вспомогательных упражнений’для рывка. // Тяжелая атлетика: Ежегодник. М., 1971. — С.86−91.
  7. B.F., Скрипко-А.Д. Тренажеры-и тренировочные устройства в физической"культуре и< спорте: справочник. Минск, Высшая школа, 1974.- 174'с.
  8. Алабин- В.Г., Юшкевич Т. П. Тренажеры настоящее и будущее // Легкая атлетика. — 1974. — № 7. — С.22−23.
  9. А.К. Комплексное вариативное использование внешних сил управляющего, воздействия* в тренировочном процессе метателей диска: автореф.дис.канд.пед.наук. Нальчик, КБГУ, 2001. — 25 с.
  10. Александров- Е. М. Комбинированные конструкции" для моделирования- исполнения' гимнастических упражнений // Теория и практика физической культуры. 1974. — № 12. — С.65−68.
  11. , G.M. Исследование временных и пространственныхпараметров при выполнении темповых (рывок, толчок) упражнений. // Сб. научн.-метод.тр. / Армянск.Гос.ин-т ФК. — Ереван, 1965. — Вып.9. -С.153−159.
  12. П.Н., Бегун П. И. Моделирование гибких структур человеческого организма // Известия ГЭТУ. Вопросы исследования и моделирования электронных приборов. 1998. Выпуск 516. — С. 6468.
  13. В., Возняк С. Тренажеры // Легкая атлетика. — 1974. — № 8. — С. 24−25.
  14. А.З. Применение убывающего сопротивления в совершении двигательных действий копьеметателей: автореф.дис.канд.пед.наук. — Нальчик, КБГУ. 2001. — 26 с.
  15. Ю.П. Тренажеры // Легкая атлетика. 1973. — № 12. — С.12
  16. Т. Тяговые устройства в тренировке спринтера. // Легкая атлетика. 1968. — № 1. — С.24−25.
  17. Г. В. Методика обучения силовым гимнастическим упражнениям с помощью тренажеров управляющих суставными движениями спортсменов: Автореф. дисс. канд. пед.наук. Л., 1989. -28 с.
  18. А.В. Обоснование методики развития мышечной силы у учащихся 14−16 лет с использованием тренажерных устройств: Автореф. дисс. канд.пед.наук. -М., 1990. — 31 с.
  19. Н.А. О построении движений. И.: Медгиз, 1947. — 255 с.
  20. Б. И. Кашулин Ю.П. Спортивный тренажер. // Передовой опыт и рационалтизация в физической культуре и спорте: Экспресс информац. 1984. — Вып.2(7). — С.4.
  21. Ю.В. Основы специальной физической подготовки в спорте. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М., 1977. — 215 с.
  22. Ю.В. Основы специальной физической подготовкиспортсменов. — М., 1988. 336 с.
  23. Ю.В. Ударный метод развития «взрывной» силы // Теория и практика физической культуры. 1968. — № 8. — С. 5 S^-63.
  24. Вопросы кибернетики. Применение математических методов и вычислительной техники в кардиологии и хирургии. АН CCZ^CP, М., 1983.- 176 с.
  25. А.Н. Некоторые вопросы теории спортивной тренЕзгровки // Теория и практика физической культуры.- 1974. № 10. — С. 5 <5−59.
  26. А.Н. Тяжелая атлетика: Учебник для ин-тов физ. кузпоьт. — 3-е изд. М: Физкультура и спорт. — 1981. — 256 с.
  27. А.В. Имитационное биомеханическое моделировя? ттае как метод изучения двигательных действий человека. // Теория и зппрактика физической культуры. — 2004. № 2. — С.22−26, 39−40.
  28. А.В., Лавровский Э. К. О моделировании рацисмвсальных вариантов техники бега на коньках. В кн.: Современные пгзроблемы биомеханики. — 1992. — вып. 7. — С. 144−163.
  29. И.М., Гурфинкель B.C., Цетлин М. А. Отактиках управления сложными системами в связи с физиологией. // Биологические аспекты кибернетики. М., АН СССР. 1962.
  30. И.М., Розенфельд Б. И., Шифрин М. А. Очерки о совместной работе математиков и врачей. М.: Наука. 1989. — 272 с.
  31. М.А. Спортивная метрология // Учебник для ин-тов фвсз. культ. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 192 с.
  32. А.П., Ефимцев В. В. Устройство для обучения технике движения. // Передовой опыт и рационализация в фшзической культуре и спорте: Экспресс-информация. — М.: 1982. — Вып.2. — С.25.
  33. Н.И. Эффективность программного обучения гимнаст^ическим упражнениям с применением технических средств: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1979. — 18 с.
  34. Д.Н. Экспериментальное обоснование методики развития скоростно-силовых качеств юных метателей на основе применения тренажерных устройств: Автореф.дисс. канд.пед.наук. М., 1972. -30 с.
  35. И.И., Чичерин А., Щуплецов С. Тренажеры для развития скоростно-силовых качеств. // Легкая-атлетика. 1977. — № 4. — С.24−25.
  36. С.С. Оптимизация интенсивной технологии совершенствования двигательных действий бегунов-спринтеров с использованием технических средств. // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 3. — С.23−27.
  37. Д.Д. Строение действия (биомеханическое обоснование строения спортивного действия и его совершенствования). Учебно-методическое пособие для студентов физкультурных вузов и тренеров. М. 1996. — 69 с.
  38. П.И. Экспериментальное обоснование методики совершенствования двигательных действии спортсменов на основе применения тренажерных устройств (на примере баскетбола): Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1973. — 20 с.
  39. A.M. Скоростно-силовая подготовка спортсменов и использованием машины управляющего воздействия: Автореф. дисс. канд.пед.наук. -М., 1992. — 18 с.
  40. Дьячков В. М, Проблемы спортивной тренировки. — М.: Физкультура и спорт, 1961. -36 с.
  41. С.П. Императивные тренажеры: (Основы теории и методики применения): Учебное пособие для институтов физической культуры -СПб, 1991.-127 с.
  42. С.П. Адаптивная физическая культура. М.: Советский спорт. 2000.-240 с.
  43. С.П. Классификация спортивных тренажеров // Теория и практика физической культуры. 1986. — № 3. — С.49−50.
  44. И.П. Современное техническое оснащение тяжелоатлетического зала // Тяжелая атлетика: Ежегодник. М., 1975. — С.38−41.
  45. В.И. Управление биомеханическими параметрами компонентов классического толчка с использованием машины управляющего воздействия: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. — М., 1983.-21 с.
  46. В.И. Программирование обучающей деятельности спортсменов на основе имитационного моделирования движений человека на ЭВМ: Автореф. докт. дисс. Томск, 1992.
  47. Зайцева В1 В. Тренировка силы и силовые тренажеры. // Теория и практика физической культуры.-1993. -№ 1.-С.26−28.48: Зациорский В. М. Физические качества спортсмена.- М.: Физкультура и спорт, 1970.-200 с.
  48. Иванов В. В- Комплексный контроль в подготовке спортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 1987. 256 с.
  49. Ч.Х. Технология тренировки спортсменов в условиях, адаптированной к гиревому спорту машины управляющего воздействия: автореф.дис.канд.пед.наук. — Нальчик, КБГУ, 2002. — 28 с. ¦. • ,¦
  50. Ф.Г. Особенности возрастной динамики мышечной силы и проблема рационализации силовой подготовки в школьном возрасте: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. Ереван, 1975. — 51 с.
  51. Н.С., Петров А. А. Принципы построения моделей. Изд. 2-е, М.: ФАЗИС, ВЦ РАН, 2000. 412 с.
  52. В.В. Научно-методические основы проблемы совершенствования силовых качеств спортсменов высших разрядов: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. -М. 1972. 68 с.
  53. В.В. Силовая подготовка спортсменов высших разрядов. — М.: Физкультура и спорт, 1970. 270 с.
  54. А.Н., Ханко В. Е. Биомеханика спортивных упражнений. — Киев, НАН Украины, 1986. 133 с.
  55. Я.Е., Шалманов А. А. Биомеханика толкания ядра. М.: Физкультура и спорт. — 1982. 73 с.
  56. С.И. Экспериментальное определение прироста силы мышц в зависимости от темпа выполнения упражнении с отягощением: Автореф. дисс. канд.пед.наук. М., 1975. — 27 с.
  57. Е.Д. Совершенствование двигательных возможностейстудентов в условиях искусственной среды адаптивного воздействия: автореф.дис.канд.пед.наук. Нальчик, КБГУ, 2003. — 22 с.
  58. А.Р. Совершенствование двигательных действий тяжелоатлетов с использованием устройства управляющего светозвукового воздействия: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. — Майкоп, 1995.-21 с.
  59. A.M. Математическая модель динамики безынерционной машины управляющего воздействия. // Вестник Кабардино-Балкарского государственного университета. Серия Физические науки. Нальчик: Каб.-Балк.ун-т, 2003. — С.41−42.
  60. Г. И. Математические модели в геофизике и численные методы их реализации. М.: Гидрометиздат, 1987. — 295 с.
  61. Г. И. Математические модели в иммунологии. М.: Наука, 1991.- 304 с.
  62. Г. И. Математическое моделирование в проблеме окружающей среды. — М.: Наука, 1982. 319 с.
  63. Математические модели динамических управляемых процессов. Курс лекций, ВМ и К МГУ, 2004.
  64. Математическое моделирование жизненных процессов. М.: Мысль, 1968?-287 с.
  65. Математическое моделирование медицинских и биологических систем. Сб. научных трудов. Свердловск: УрО АН СССР, 1988.
  66. МенхинО.В. Физическая подготовка к высшим достижениям в видах спорта со сложной координацией действий: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М., 1990. — 50 с.
  67. A.M., Кенетова P.O. моделирование социально-исторических и этнических процессов. Эльфа, Нальчик, 1998. 168 с.
  68. Е.В. Сопряженной развитие физических и интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста на мотивационной основе: автореф.дис.канд.пед.наук. Нальчик, КБГУ, 2003.-24 с.
  69. Г. К. Управление параметрами движения при беге на коньках. // Материалы восьмой науч.коноф.по вопросам морфологии, физиологии и биохимии мышечной деятельности. — Волгоград, 1964. -М.: 1964.-С.55.56.
  70. Г. И. Биомеханика: Учебник для студ.высш.учеб.заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2005. 256 с.
  71. А.Ю. Устойчивость и управление математическими моделями в медицине. тезисы докладов конференции «Вычислительные технологии и математические модели в науке, технике и образовании», Алма-Ата, 2002.
  72. Ю.П. Значение дифференцированного пространства и•-w «, -Г"-««.времени в обучении спортивному бегу: Автореф.дисс.студентов в условиях искусственной среды адаптивного воздействия: автореф.дис.канд.пед.наук. Нальчик, КБГУ, 2003. — 22 с.
  73. А.Р. Совершенствование двигательных действий тяжелоатлетов с использованием устройства управляющего светозвукового воздействия: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. — Майкоп, 1995.-21 с.
  74. A.M. Математическая модель динамики безынерционной машины управляющего воздействия. // Вестник Кабардино-Балкарского государственного университета. Серия Физические науки. Нальчик: Каб.-Балк.ун-т, 2003. — С.41−42.
  75. Г. И. Математические модели в геофизике и численные методы их реализации. М.: Гидрометиздат, 1987. — 295 с.
  76. Г. И. Математические модели в иммунологии. М.: Наука, 1991.- 304 с.
  77. Г. И. Математическое моделирование в проблеме окружающей среды. — М.: Наука, 1982. — 319 с.
  78. Е.Н. Экспериментальное обоснование применения специальых упражнений для развития скоростно-силовых качеств у метателей копья: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1967. — 20 с.канд.пед.наук. М., 1961. — 18 с.
  79. И.П., Кузнецов В. В., Кровцов И. Н. Нетрадиционные педагогические подходы в процессе подготовки спортсменов // Теория и практика физической культуры. 1974. -N8. — С.57−61.
  80. И.П. Анализ возможности преобразования системы подготовки высококвалифицированных спортсменов на основе использования тренажерных устройств. // Материалы итоговой конф. за 1975 г. / ВНИИФК. М., 1976. — С.90−92.
  81. И.П. Биомеханическое обоснование возможностей воспроизведения приближенных аналогов рекордных попыток спортивных упражнений в искусственно созданных условиях // Проблемы биомеханики спорта: Тез. Докл. II Всесоюзн. конф. Киев, 1976 — С.71−72.
  82. И.П. Двигательные возможности человека. Нетрадиционные методы их развития и восстановления. Минск: Минсктипроект, 1994.-116 с.
  83. И.П. Исследование спортивных движений и возможности управления изменениями их характеристик с использованием технических средств: Автореферат кандидатской диссертации — М., 1972.-45 с.
  84. И.П. Концепция «искусственная управляемая среда» и перспективы рационализации системы спортивной тренировки // Проблемы теории спорта. Хабаровск, 1982. — С.75.
  85. И.П. Перспективы преобразования системы подготовкиспортсменов на основе использования технических средств и тренажеров // Теория и практика физической культуры. — 1976. — № 10. -С.60−68.
  86. И.П. Принцип повышенной эффективности движений // Всесоюз. науч. кон. «Проблемы биомеханики и спорта»: Тез.докл. -М., 1987.- С.134−136.
  87. И.П. Спортивные тренажеры. — М., 1976. 96 с.
  88. И.П., Кравцев И. Н. О возможности совершенствования приемов управляющего воздействия спортсменов с внешними силами на основе использования тренажерных устройств // Науч.тр. ВНИИФК за 1971 г.-М., 1973, т.2.-С.134−136.
  89. И.П., Кузнецов В. В., Кравцев И. Н. Нетрадиционные педагогические подходы в процессе подготовки спортсменов // Теория и практика физической культуры. 1974. — № 8. — С.57−60.
  90. Ф.С. Дискретные математические модели с приложениями к социальным, биологическим и экологическим задачам. / Пер. с англ. Под ред. А. И. Теймана. М.: Наука, 1986. — 496 с.
  91. А.А. Введение в теорию разностных схем. М.: Наука, 1971.
  92. В.Н., Шалманов А. А. Основные механизмы отталкивания в прыжках в длину с разбега. // Теория и практика физической культуры. 1983.-№ 3.-С. 10−11.
  93. В.Н., Шалманов А. А., Айеу Берханем, Анненков К.А., Григоренко А. В. Биомеханизмы как основа развития биомеханики движений человека (спорта). // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 7. — С.6−10.
  94. И.И. Технология силовой подготовки альпинистов с применением адаптированной к альпинизму машины управляющего воздействия: автореф.дис.канд.пед.наук. — Нальчик, КБГУ, 1992. — 23 с.
  95. И.М. Избранные произведения. М. — Л., 1905. — 152 с.
  96. И.М. Физиология органов чувств — зрение. Издательство: С.-Пб.: А.Головачов. 1867 г, 342 с.
  97. Технические средства в спорте / Сост. И. Д. Накутный. Киев: Здоровье, 1977. — 152 с.
  98. А.Г., Семсков Л. П. Устройство для силовой подготовки гимнастов // Гимнастика. 1986. — Вып. 1. — С.53−55.
  99. В.Л. Биомеханические аспекты спортивной тактики. М., 1984. -128 с.
  100. B.C. Управление движениями в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1975.-208 с.
  101. В.М. Анализ координационной структуры соревновательных и специально вспомогательных упражнений: Автореф.дисс.канд.пед.наук. М., 1976. — 29 с.
  102. С. А. Взаимозависимое развитие физических и интеллектуальных способностей человека в условиях применения биотехнического комплекса «Мотив»: автореф.дис.канд.пед.наук. -Нальчик, КБГУ, 2002. 24 с.
  103. Харре Дитрих. Учение о тренировке: Введение в общую методику тренировки. — М.: Физкультура и спорт, 1971. 326 с.
  104. Т.Ю. Сопряженное развитие двигательных возможностей спортсменов в условиях, создаваемых модернизированной машиной управляющего воздействия. Дис.канд.пед.наук. Нальчик, КБГУ, 2001.- 131 с.
  105. Ю.Т. Развитие скоростно-силовых качеств мышц под влиянием внешней среды с уступающим сопротивлением // Легкая атлетика. 1976. -N9. — С.22.
  106. Ю.Т. Спорт и научно-технический прогресс // Материалы конф. «Проблемы совершенствования физического воспитания». —1. Нальчик, 1995.-С.З-7.
  107. Ю.Т. Управляемая машина управляющего воздействия // Всесоюз. науч. конф. по проблемам олимпийского спорта: Тез. докл. -М., 1991. -С.23−25.
  108. Ю.Т. и др. Тяжелоатлетический тренажерный комплекс / Ю. Т. Черкесов, В. Н. Закорко, В. И. Жуков // Тяжелая атлетика: Ежегодник. М., 1983. — С.63−65.
  109. Ю.Т. Машина управляющего воздействия // Теория и практика физической культуры. — 1991. — № 1. — С.34−37.
  110. Ю.Т. Машины управляющего воздействия и спорт. -Майкоп: Издательство АТУ, 1993. 136 с.
  111. Ю.Т. Проблема и методические возможности детерминации режимов силового взаимодействия спортсменов с объектами управляющей предметной среды: Автореф.дисс. д-ра пед. наук. — М., 1993.-163 с.
  112. Ю.Т. Тренажер для развития силы // Тяжелая атлетика: Ежегодник. — М., 1976. С.65−67.
  113. Ю.Т. Управление становлением двигательных умений тяжелоатлетов при использовании методических приемов основанных на применении технических средств: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М.: 1979.-21 с.
  114. Ю.Т. Управляемая машина управляющего воздействия // Тез. Всесоюзн. науч. конф. по пробл. Олимп. спорта (Челябинск, 22−26 мая 1991 г.).-М., 1991.-С.23−25.
  115. Ю.Т., Доронин A.M. Устройство для тренировки бегунов. А.с. 1 044 295 СССР. Бюллетень изобретений, 1984, № 14.
  116. Ю.Т., Маришева A.M. Математическое моделирование динамики машины управляющего воздействия. // Вестник Кабардино-Балкарского государственного университета. Серия Математические науки. Нальчик: Каб.-Балк.ун-т, 2003. — С.73−74.
  117. А.А. Методологические основы изучения двигательных действий в спортивной биомеханике : дис.. д-ра пед. наук / Шалманов Анатолий Александрович- РГАФК. М., 2002. — 334 с.
  118. В.А. Моделирование и философия. M.-JL, 1966. 275 с.
  119. Г. В. Биомеханизмы техники броска питчера в софтболе // Юбилейный сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК.-М.: 1998. -С.242−248.
  120. Т.П., Васюк В. Е., Буланов В. А. Тренажеры в спорте. М.: «Физкультура и спорт», 1989. 319 с.
  121. Afonin D.N., Gordeev N.A., Afonin P.N. Prognostic significance of skin capillary permeability measurements in patients with terminal extremity ischemia//Biomedical Engineering.- 1995.- Vol. 29, N4.- P. 194−195.
  122. Armer L. Pat.4 191 371 (USA). Balancing apparatus. Publ.04.03.80.
  123. Beecroft J.B. Pat.4 391 443 (USA). Exercise apparatus. Publ.05.07.83.
  124. Coule R. Pat.4 176 836 (USA). Variable resistance apparatus and method. -Publ.04.12.79.
  125. Elbert Th., Ray WJ, Kowalik ZJ et al Chaos and Physiology: Deterministic Chaos in Excitable Cell Assemblies. Physiological Reviews 1994- 74(1): 1−47.
  126. Fick A. Anatomie und Physiologie der Sinnesorgane. 1862−1864.
  127. Fick A. Mechanische Arbeit und Warmeentwicklung. Leipzig, 1882. -221 p.
  128. Fick A. Untersuchungen tiber elektrische. Nervenzeizung, 1864. — 160 p.
  129. Hay J. The biomechanics of sport techniques. № 1: Englwood Cliffs. -1985.-530 p.
  130. Putnam C.A., Woodworth L.L., Baber T. Factors in fluencing the angular velocity of a human limp segment // .Biomechanics. — 1987. — V.S. № 20 -P.511−521.
  131. Voronov A. V., Lavrovsky E.K., Zatsiorsky V.M. Modelling of rational variants of the speed-skating technique // Journal of Sport Sciences, 1995, Vol. 13, N 2, april 1995, P. l53−170.
Заполнить форму текущей работой