Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Вопросы совершенствования организации государственного контроля за производством и реализацией алкогольной продукции в России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В этом направлении значительную роль могут сыграть институты государственного контроля в выполнении Федерального закона от 3D ноября 1995 г. «О финансово-промышленных группах». Это новая организационно-правовая форма тесной интеграции конечных производителей с основными звеньями производителей сырья расширяет возможности эффективного хозяйствования и экономических связей в условиях рыночных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Роль государства и его институтов в период перехода к рыночной экономике в России
    • 1. Роль государства в становлении и развитии рыночных отношений
    • 2. Необходимость усиления экономической роли государства и его институтов в новых условиях
  • Глава II. Теоретические основы и объективная необходимость государственного контроля в условиях перехода к рыночной экономике
    • 1. Сущность, функции и значение системы государственного контроля
    • 2. Необходимость государственного контроля в условиях становления рыночной экономики в России
    • 3. Системы государственного контроля в развитых странах
  • Глава III. Современное состояние производства алкогольной продукции и перспективы его развития. Роль государственного контроля в этой сфере
    • 1. Состояние производства алкогольной продукции в России
    • 2. Роль государственного контроля в использовании возможностей и путей развития производства алкогольной продукции в России
  • Глава IV. Проблемы реализации алкогольной продукции в России
  • Роль государственного контроля в их решении
    • 1. Состояние реализации алкогольной продукции в Рос- 132 сии
    • 2. Пути совершенствования организации реализации алкогольной продукции в России и роль государственного контроля
  • Глава V. Экономические и организационно-правовые меры по усилению государственного контроля за производством и реализацией алкогольной продукции
    • 1. Законодательные и нормативные акты по усилению государственного регулирования и контроля в сфере производства и реализации алкогольной продукции
    • 2. Деятельность органов государственного контроля России за производством и реализацией алкогольной продукции
    • 3. Пути совершенствования деятельности органов системы государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции в Рос
  • Глава VI. Улучшение работы с кадрами системы государственного контроля и повышение экономической эффективности производства
    • 1. Состояние работы с кадрами системы государственного контроля в России.&bdquo
    • 2. Направления совершенствования работы с кадрами органов государственного контроля России и рост экономической эффективности отрасли

Вопросы совершенствования организации государственного контроля за производством и реализацией алкогольной продукции в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность избранной темы.

Переход к рыночной экономике в России сопровождается заметным изменением роли государства во всех сферах общественной жизни страны и прежде всего в сфере экономики.

Процесс изменения роли государства наблюдается во всем мире.

В России он характеризуется явным понижением этой роли. И это тогда, когда во многих странах мира, причем, с мощным и сильным хозяйством рыночной экономики, роль государства выросла с новой силой, и она стала важнейшим фактором экономического развития. Данная проблема основательно рассмотрена в важном документе (отчет Организации Объединенных наций) с комментариями, выводами и оценками, опубликованном в журнале «Вопросы экономики"1. В нем отмечается, что «Ряд ученых и государственных деятелей думали, что с переходом на рыночные отношения и проведением экономических реформ в этом направлении нужно ограничить до минимума государственное регулирование этих процессов. Однако, оказалось, что они не обоснованно придерживались этих взглядов, так как такое государство не может принести пользы обществу, потому что недостаточно выполняется функция государства о содействии новым прогрессивным тенденциям и направлениям экономического процесса.».

История убедительно показывает, что государство играет важную роль в экономическом развитии.

Проводимая с начала 90-х годов экономическая политика в России, предусматривающая по сути дела уход государства от регулирования экономических процессов, привела к углублению кризисных процессов, в том числе и в сфере производства и реализации алкогольной продукции в России.

Углубление кризиса выражается в следующих показателях:

Динамика основных показателей социально-экономического развития России в 1991;1999г.г.

1991 г. 1993 г. 1995 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г.

Снижение ВВП — отношение к уровню 1990 г., % 5,0 18,0 37,8 39,4 42,8 43.

Снижение объема промышленного производства к уровню 1990 г.,% 8,0 24,6 50,4 51,4 53,9 54.

Доля промышленности в структуре ВВП, % 37,6 32,4 28,7 25,7 24,9 24 Вопросы экономики. 1997 г. № 7, стр. 5 «Государство в меняющемся мире».

1991 1993 1995 1997 1998 1999.

Доля убыточных предприятий промышленности % 7,0 7,8 26,4 46,9 49,2 39,2.

Безработные, млн.чел. 3,6 4,16 6,43 8,18 9,7 9,2.

Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, млн. человек 6,1 46,9 36,6 30,7 35,0 55,2.

Государственный внешний долг, млрд.долл. 80,8 112,7 120,5 130,8 150,8, 158,6.

Эти показатели свидетельствуют об отставании страны. Кроме того, ухудшение имеется и по другим позициям.1:

— доля инвестиций в ВВП — 12−13%, что не обеспечивает возмещения потребляемого, основного капитала, не говоря о его приросте, значит нет условий даже для простого воспроизводства;

— уровень потребления импортных продуктов составляет 50%, тогда как этот порог не должен превышать 30%, как известно из мировой практики;

— уровень государственного долга в России приближается к объему ВВП, тогда как предельным принято считать: внутреннего — 30% от ВВП, а внешнего — 20%;

— разница в доходах 10% самых бедных и 10% самых богатых слоев населения составляет 1:15, разрыв в уровне зарплаты достиг соотношения 1:30;

— ухудшаются демографические показатели: население сокращается... С 1992 года по 1999 год потери населения составили около 4 млн. человек;

— растет преступность, расширяются границы теневой экономики, его подъем достиг 40% ВВП, проникновение теневого капитала в экономику продолжается, по расчетам Аналитического Центра РАН 55% капитала и 80% голосующих акций при приватизации перешли в собственность криминального капиталаИсточники: Соц.-экон. Положение России — Бюллетень Госкомстата РФ: Январь-ноябрь 1999 г., С. 5,54,113- январь-март 2000 г. С.90- Промышленность России. 1999 г. № 2 (32). С.73- Российская Федерация сегодня.2000 г. № 3 С. 26. Финансист. 1999 г. № 4. С. 5. Вестник Банка России.2000 г. № 24−25. С. 73.

— по экспертным оценкам в криминальные отношения вовлечено 65−68% коммерческих структур, которыми контролируется более 40 тыс. хозяйствующих субъектов;

— расширяется сфера неорганизованной торговли, на долю которой приходится до 40% объема товарооборота.1.

Кризисные явления в экономике страны, отсутствие должного. регулирования государством важной сферы экономики — производства алкогольной продукции, вызвали всплеск производства в больших объемах некачественной, фальсифицированной продукции, что создало серьезную угрозу здоровью российской нации в целом, ведь алкогольная продукция, прежде всего водка, является «народным напитком» и спрос на нее всегда высокий.

В результате потребления некачественной и фальсифицированной продукции в стране отравляются и погибают десятки тысяч населения. Только в 1998 году были отравлены 21 тысяча человек, а в 1999 году — 24 тысячи человек.2.

Малоэффективное государственное регулирование производства алкогольной продукции наносит не только социальный и моральный урон обществу, но и самым негативным образом сказывается на экономических показателях страны, на доходах государства. Федеральный бюджет ежегодно недополучает миллиарды рублей в доходную часть, что в свою очередь не позволяет в необходимом объеме финансировать экономическое и социальное развитие страны.

В 1991;1999г.г. в результате ослабления государственного регулирования и контроля за производством и реализацией алкогольной продукции отрасль сильно отстала, пошла по пути стихийного развития, началось вытеснение легальных отечественных производителей с алкогольного рынка.

Попытка введения элементов свободной конкуренции в сфере производства и реализации алкогольной продукции значительно занижает многие параметры экономической безопасности страны, выводя их зачастую за минимально допустимые пороговые значения.

Доля отечественной алкогольной продукции на внутреннем рынке в 1999 году снизилась до 30% против 85% в 1994 году. Деградация в производстве алкогольной продукции выразилась не только в резком сокращении объемов производства и ухудшении ее качества, но и в утрате прежней системы экономических отношений и в отсутствии новой, которая была бы в состоянии обеспечивать необходимые условия и экономические связи для эффективного.

И.Ф.Чернявский. Проблемы экономической безопасности РФ. Материалы заседания «Круглого стола» 27 мая 1998 г. Москва. 1999.стр.4−9.

2) Материалы Парламентские слушания. «О социально-экономических тенденциях развития алкогольного рынка России и совершенствовании законодательного механизма его регулирования» 4.1. 15 июня 2000 г. Госдума.Москва.стр.5 хозяйствования.

Большой интерес представляет новый труд академика РАН Д. Львова1, где он излагает разработанные совместно с академиком РАН Л. Абалкиным и другими учеными задачи экономической науки и практики по выведению из кризиса экономики России.

Указанные обстоятельства и тенденции явились основой избрания темы настоящего исследования.

К сказанному автор считает нужным добавить и такой вопрос, как степень разработанности данной проблемы.

Рассмотрению и анализу проблем производства и реализации алкогольной продукции в России посвящено достаточно много научных трудов, монографий, статей и других материалов. Таких авторов, как С. Аббасов, Г. Г. Агабалянц, Г. И. Беридзе, А. М. Беличко, М. А. Герасимов, Б. Г. Джанумян, И. Н. Заяц, Н. В. Казумов, А. П. Каламбет, З. Н. Китковский, П. А. Кудинов, А. П. Козлова, В. Г. Кружкова, А. А. Крылов, М. А. Кучеренко, И. А. Петренко, Н. Г. Саришвили, Е. И. Сизенко, А.М.Фролов-Багреев, И. Ф. Чернявский и др.

Все эти работы внесли значительный вклад в фонд развития науки и практики.

Но современность требует новых исследований, которые имели бы комплексный и фундаментальный характер в исследовании проблем производства и реализации алкогольной продукции в условиях современного момента рыночных отношений в России в тесной связи с государственным регулированием этой сферы. Это также побудило автора предпринять попытку комплексного научного осмысления и разработки проблем государственного контроля за производством и реализацией алкогольной продукции в России на современном этапе.

Объектом исследования являются экономические отношения, возникающие между субъектами рыночной экономики в сфере производства и реализации алкогольной продукции.

Предметом исследования выступает система государственного контроля за производством и реализацией алкогольной продукции в переходной экономике в России.

Цель исследования заключается в том, чтобы на базе теоретического анализа экономических основ и причин создавшегося положения в условиях рыночной экономики в отрасли производства и реализации алкогольной продукции в России обосновать необходимость усиления роли и форм государственного контроля как решающего фактора цивилизованного развития исследуемой отрасли в соответствии с современными требованиями к качеству и безопасности алкогольной продукции.

Достижение указанной цели исследования потребовало постановки и.

Львов Д. Развитие экономики России и задачи экономической науки. М.: Экономика.

1999. решения следующих задач:

1. На концептуальной уровне выяснить роль и место государства и его институтов, прежде всего государственного контроля, в экономической системе, основанной на принципах, существенно отличающихся от тех, на которых функционировала планово-административная система.

2. Определить сущность, функции и значение государственного регулирования и контроля в условиях перехода на рыночные отношения в России.

3. Проанализировать современное состояние производства и реализации алкогольной продукции в России.

4. Обосновать необходимость и возможность государственного контроля за производством и реализацией алкогольной продукции в России в новых хозяйственных условиях.

5. разработать предложения и рекомендации по организационному, экономическому и правовому обеспечению усиления и совершенствования государственного контроля в сфере производства и реализации алкогольной продукции в России.

Информационная база работы: законы и иные нормативные акты РФ, статистические сборники, протоколы MB комиссии, научная и методическая литература.

Методология и методы исследования. Методологическую и теоретическую основу исследования составляют диалектический метод исследования, методы экономического, статистического, логического анализа, фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых в области государственного контроля в переходной к рыночной экономике.

Научная новизна исследования заключается в обосновании нового подхода к определению места и роли государства в развитии экономики, предлагающего не только участие в регулировании экономических процессов правовыми и финансовыми средствами, но и активное сотрудничество с частным сектором и общественностью на основе принципов институционализма.

Новизной является также разработанная автором концепция о системе и функциях государственного контроля и их классификация.

Кроме того, определенной степенью новизны характеризуется перечень факторов повышения экономической эффективности производства, среди которых концентрируется особое внимание на действенном государственном контроле, полном использовании его системы.

Положения диссертационного исследования, выносимые на защиту, заключаются в следующем:

1.Автор выдвинул предложения о новой роли государства и государственного контроля в развитии экономики вообще и, в частности, отрасли алкогольного производства. Они могут иметь решающее значение в преодолении кризиса данной сферы и дальнейшего ее развития по пути цивилизованного рыночного хозяйства. Поэтому данный фактор среди всех факторов роста экономической эффективности производства становится важным условием активизации всех двигателей производства, особенно сейчас — в период становления рыночной экономики.

Анализируя отчет ООН о новой роли государства, автор вносит предложения по вопросу становления в РФ государства, способного регулировать экономические процессы не только финансовым и правовым вмешательством, но и путем активного сотрудничества и партнерства с частным сектором, где государственный контроль должен играть важную роль на основе привлечения и использования институтов общественности.

2. В работе обосновано положение о том, что усиление контрольной деятельности в переходной экономике требует создания системы государственного контроля, в том числе за производством и реализацией алкогольной продукции, систематического компетентного анализа положения отрасли для выработки комплексной программы ее развития.

3. Для совершенствования деятельности институтов системы государственного контроля в работе использован накопленный отечественный опыт с переработкой его для условий рыночных отношений, а также — опыт зарубежных стран, о чем в исследовании приведены конкретные материалы, законодательные акты и их обзоры.

На этой основе разработана концепция о функциях государственного контроля и авторская классификация.

Автор показал, что государственный контроль является не только юридическим понятием, но и не в меньшей степени экономической категорией, которая тесно связана с экономическими процессами. Автор обосновал необходимость взаимосвязи задач развития экономики и роли государственного контроля.

4. Обосновывая необходимость усиления государственного контроля, автор выдвинул концепцию связи государственного контроля с проблемой ускорения роста экономической эффективности производства на примере отрасли алкогольной продукции.

Для обоснования концепции автор проанализировал современное состояние отрасли производства алкогольной продукции, вскрыл главные причины ее отставания от современных требований, указал пути ее развития в условиях становления рыночных отношений. Среди этих путей в работе указаны следующие: переход на интенсивный путь развития на основе внедрения и использования новейших достижений научно-технического прогресса, обновления традиционных и эффективных методов и способов технологии производства, демократизации форм управления производством, рациональных методов и принципов менеджмента и маркетинга, экономного ведения хозяйства, учета многообразия интересов и др. Одним из таких путей автор рекомендует внедрение и использование такой прогрессивной формы предпринимательства, как финансово-промышленные группы.

Она может обеспечивать укрепление и развитие связей между сырьепроизводящими отраслями и предприятиями, перерабатывающими сырье и выпускающими готовую, конечную продукцию.

5. В работе проанализировано состояние рынка алкогольной продукции в России, дана характеристика и оценка происходящих в его нестабильном механизме и структуре негативных процессов и противоправных действий, искоренение которых стало неотложным. В этом решающую роль должны сыграть все органы системы государственного контроля.

В этом направлении в исследовании дан ряд рекомендаций и предложений:

— для обеспечения стабильности и нормализации рынка алкогольной продукции целесообразно перенести центр тяжести сбора акцизного налога с конечной продукции на основное сырье — спирт. Это будет способствовать упрощению контроля, так как специфика и особенности технологического процесса производства спирта позволяют полностью перекрыть каналы злоупотреблений, возможных «утечек» готовой продукции;

— создание специального структурного звена в составе министерства торговли Российской Федерации, которое будет выступать как единый покупатель и продавец этилового спирта для производства алкогольной продукции;

— усиление со стороны Федеральных органов контроля за принятием Субъектами Российской Федерации подзаконных актов и иных нормативных документов, противоречащих конституционно-законодательным основам Российской Федерации;

— увеличение объема дешевых алкогольных изделий (и прежде всего дешевой и качественной водки), которые будут конкурировать с сомнительной и дорогой продукцией, будет способствовать вытеснению с рынка полулегальной и кустарной продукции, пополнит бюджет дополнительными средствами;

— создание системы сбора и обработки необходимой информации о состоянии рынка алкогольной продукции, спроса и конъюнктуры;

— создание действенной системы защиты торговых марок;

— совершенствование порядка аккредитации учреждений и предприятий, осуществляющих оптовую торговлюсоздание единого информационного банка данных оперативных сведений о лицах, ведущих нелегальный оборот алкогольной продукции;

— организация тщательной, пунктуальной и конкретной проверки фирм и учреждений, осуществивших крупные экспортные поставки с целью выявления ложного экспорта;

— Министерству здравоохранения Российской Федерации систематически проводить проверки соблюдения гигиенических требований и показателей качества алкогольной продукции, выносимой в розничную торговлю;

— постоянно добиваться, чтобы реализация алкогольной продукции проводилась и велась преимущественно в специализированных магазинах, где будут соблюдаться необходимые сангигиенические условия и правила торговли.

6. На основе анализа протоколов и информации Межведомственной комиссии по проведению единой государственной политики по предупреждению и пресечению незаконного производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, созданной постановлением Правительства Российской Федерации в октябре 1998 года, отчетов ряда министерств и ведомств в работе показана необходимость усиления деятельности органов государственного контроля, и указаны значительные сдвиги в этом направлении.

Оценивая высоко работу комиссии, в работе отмечается необходимость дальнейшего совершенствования ее деятельности. Автор отмечает существенное обстоятельство, которое мешает ей фактически и законодательно выполнять руководящие функции, так как она создана на базе Министерства внутренних дел. Поэтому автор работы предлагает создание координирующего органа на более высоком уровне.

Новый орган должен быть Федеральным органом контроля на высоком уровне, независимым, наделенным большими правами и обязанностями по осуществлению функций государственного контроля сверху до низу, вертикально и горизонтально, иметь право контролировать выполнение законов и постановлений в любом министерстве и ведомстве Российской Федерации, в любом административно-территориальном образовании, иметь свои подведомственные структурные подразделения на местах и быть подотчетным только Федеральному собранию.

Только таким образом и путем государственный контроль станет системой в действительности. Этот орган должен быть способным реально обеспечить выполнение законов и иных нормативных актов по развитию экономики и социально-культурной сферы страны, чем будет значительно способствовать утверждению истинно правового государства с социально ориентированной цивилизованной экономикой, где успешно развивается социально ответственное предпринимательство.

7. Для усиления деятельности институтов системы государственного контроля необходимым условием автор исследования считает улучшение и совершенствование работы с кадрами, занятыми в данной системе. На основе проведенного анализа в работе отмечается, что эта работа ведется недостаточно, не отвечает назревшим потребностям. В связи с этим автор исследования дает предложения для улучшения этой работы. Эти предложения сформулированы в концепцию, которая включает решение следующих задач:

— обеспечить высокий профессионализм работников всех институтов системы государственного контроля, что должно начинаться в стенах высших учебных заведений и продолжаться по месту работы по новым программам, это даст возможность все звенья и институты этой системы укомплектовать квалифицированными, честными и принципиальными работниками;

— создавать более благоприятные и стимулирующие условия и гарантии для проявления каждым работником органов и институтов системы государственного контроля его способностей, знаний, опыта и инициативы.

Теоретическое значение исследования заключается в том, что разработанные в диссертации положения и концепции расширяют и углубляют знания по вопросам усиления роли государственного регулирования и контроля во всех сферах экономики.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что выдвинутые и содержащиеся в нем научные положения, выводы и рекомендации могут быть использованы в совершенствовании практической деятельности органов государственной власти и управления, в сфере хозяйственной деятельности, при осуществлении образовательной деятельности в системе высших и средних учебных заведений МВД и других ведомств, при определении перспектив научных исследований в научно-исследовательских и других учреждениях экономического профиля.

Выдвинутые автором предложения о новой роли государственного контроля в развитии производства вообще и, в частности, в отрасли алкогольного производства могут выполнить определенную роль в преодолении кризиса данной сферы и дальнейшего ее развития по пути цивилизованного рыночного хозяйства. Например, они были использованы в материалах комитета Государственной Думы Российской Федерации по экономической политике к предпринимательству «О социально-экономических тенденциях развития алкогольного рынка России и совершенствовании законодательного механизма его регулирования» в июне 2000 г., к Парламентским слушаниям.

Апробация исследования. Апробация труда проведена на кафедре экономики Московской академии МВД России, на кафедре организации финансово-экономического и тылового обеспечения Академии управления МВД России, отдельные разделы исследования обсуждались и получали положительную оценку и рекомендации к защите на кафедре экономики Московской академии пищевой промышленности, Ереванского государственного университета, ВЗЭИСА, научно-исследовательского института садоводства, виноградарства и виноделия Грузии.

Основные положения, выводы, оценки и рекомендации данного исследования опубликованы в нижеприведенных научных работах, в монографических трудах, статьях, учебных пособиях, лекциях, методических разработках, тезисах, ряд из которых используется в учебном процессе Московской академии МВД России и других учебных заведениях МВД России, в которых изложены ценность и практическое значение исследования:

1. Монография: Государственный контроль за производством и реализацией алкогольной продукции. МА МВД России. — М., 1999 г. (6,3 печ. Лист). Положительные рецензии опубликованы в журналах «Пиво и напитки», № 3 — 2000 г. и «Экономист». № 10 — 2000 г.

2. Совершенствование технической базы виноделия Закавказья и рост его эффективности (Монография 5 печ.лист.) Цхинвали. 1971 г.

3. Вопросы роста эффективности производства (Монография 13 печ.лист.) Тб. 1971 г.

4. Некоторые вопросы усиления борьбы с нелегальным рынком алкогольной продукции. Статья в сборнике МЮИ МВД России. М., 1997 г. (0,15 печ.лист.).

5. Вопросы усиления борьбы с преступностью в производстве алкогольной продукции и роста доходов в этой отрасли. Тезисы. Криминологическая ассоциация. М., 1998 г. (0,20 печ.лист.).

6. Усиление государственного контроля за производством и оборотом алкогольной продукции. Статья в альманах МВД России «Профессионал». № 1. 1999 г. (0,25 печ.лист.).

7. Вопросы усиления борьбы с преступностью в производстве алкогольной продукции. Тезисы в сборнике «Преступность и культура производства» М., 1998 г. (0,2 печ.лист.).

8. Статья в сборнике «Роль государственного контроля в профилактике преступности в России». Сборник «Круглый стол», МА МВД России. М., 2000 г. (0,5 печ.лист.).

9. Раздел в пособии «Государство и рынок в природопользовании». МА МВД России. М., 2000 г. (1 печ. лист).

Структура данного исследования и его содержания раскрывают предмет и объект проведенного исследования. Труд состоит из введения, шести глав, заключения и библиографии. Она соответствует и служит раскрытию темы, наиболее полно выражает объем, рамки и круг ее вопросов и проблем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Для автора исследования перед выполнением настоящей работы главным было избрать малоразработанную, но вместе с тем злободневную и актуальную как в научном, так и в практическом плане тему, в процессе разработки которой придти к новым положениям, выводам, рекомендациям и советам, которые имели бы определенное значение для науки и производства, в частности производства алкогольной продукции. Автор считает, что эта цель и задача выполнены.

На пути выполнения поставленной задачи автором самостоятельно разработана избранная тема «Вопросы совершенствования организации государственного контроля за производством и реализацией алкогольной продукции в России». В ходе изучения, рассмотрения, анализа и обобщения всего круга вопросов и проблем данной темы автор пришел к новым выводам и заключениям по таким важнейшим и актуальным проблемам перехода к цивилизованному и социально-ориентированному рыночному хозяйству с максимальным использованием закономерностей его становления и развития, как новая роль государства, его институтов и в первую очередь государственного контроля на примерах функционирования важной отрасли экономики — производства алкогольной продукции.

Автор считает, что выдвинутые им предложения о новой роли государственного контроля в развитии производства вообще и в частности отрасли алкогольной производства могут выполнить значительную роль в преодолении кризиса данной сферы и дальнейшего ее развития по пути цивилизованного рыночного хозяйства. Среди всех факторов роста экономической эффективности производства правильное и действенное использование государственного контроля может выполнить решающую роль особенно сейчасв период становления рыночной экономики.

Анализируя материалы ООН о новой роли государства автор вносит свои предложения по вопросу конкретных путей практического становления и развития экономически мощного государства, способного регулировать общественные процессы не только финансовыми и правовыми рычагами, но и путем активного сотрудничества и партнерства с частным сектором, где государственный контроль должен играть важную роль на основе привлечения и использования общественных институтов.

На основе проведенного исследования автор полагает, что усиление деятельности всех институтов системы государственного контроля с применением и использованием самых прогрессивных форм и методов работы требует систематического компетентного анализа положения отрасли и критической оценки для выработки необходимых мер по развитию отрасли и роста ее экономической эффективности. Для этого автор предлагает рекомендации по смене курса низкого платежеспособного спроса населения на линию стимулирования качественного потребительского спроса в целом по стране и, в том числе, на рынке алкогольной продукции. Для этого необходимо систематически и постоянно повышать экономическую эффективность производства алкогольной продукции, в первую очередь качество ее изделий, в обеспечении чего решающую роль может выполнить активизация деятельности институтов системы государственного контроля.

Для совершенствования деятельности институтов системы государственного контроля, по мнению автора, необходимо использовать накопленный отечественный опыт, переработав его для условий рыночных отношений, а также активно использовать опыт стран с развитой рыночной экономикой, о чем в исследовании приведены конкретные материалы, законодательные акты, проведен их анализ. В этой связи в работе рассмотрены и проанализированы формы, методы и виды государственного контроля, выдвинуты предложения по их совершенствованию.

Автор разработал концепцию функций государственного контроля, их новую классификацию, которая более соответствует выражению содержания, назначения и сущности государственного контроля. Автор показа, что государственный контроль является не только юридической категорий, но и в не меньшей степени экономическим понятием, которое тесно связано с экономическими процессами. Автор подчеркнул необходимость взаимосвязи и взаимообусловленности права. Законов, иных нормативных актов и экономических закономерностей, процессов, явлений, задач развития экономики и роли государственного контроля.

Обосновывая необходимость усиления государственного контроля автор труда выдвигает концепцию связи государственного контроля с проблемой роста экономической эффективности производства и, в частности, производства алкогольной продукции. К этим выводам автор пришел на основе совершенствования классификации показателей и факторов роста эффективности производства: производительности труда, снижении себестоимости выпускаемой продукции на основе интенсификации производства, использования квалифицированных работников, укрепления и развития стимулов к результатам трудаприменения передовых методов и форм маркетинга и менеджмента, хозяйственного и государственного контроля, придавая последнему приоритетное значение и место.

Для обоснования проведенных выше положений автор проанализировал современное состояние отрасли производства алкогольной продукции, скрыл основные причины ее отставания от современных требований, обосновал пути ее развития в условиях становления рыночных отношений. Среди них в работе указаны следующие: переход на интенсивный путь развития на основе внедрения и использования новейших достижений научно-технического прогресса, обновление традиционных методов и технологии производства, демократизация форм управления производством, рациональные и эффективные методы и принципы менеджмента и маркетинга, экономное ведение хозяйства, учет многообразия общественных интересов и др. Одним из таких путей автор рекомендует внедрение и использование такой прогрессивной формы предпринимательства, как финансово-промышленные группы. Эта форма хозяйствования уже доказала свои преимущества. Она может обеспечивать укрепление и развитие потерянных связей между сыро-производящими отраслями и предприятиями, перерабатывающими сырье и выпускающими конечную продукцию. Это значит укреплять экономические связи между аграрным сектором экономики и промышленностью, а это весьма нужно и необходимо для сегодняшнего рыночного хозяйства.

В этом направлении значительную роль могут сыграть институты государственного контроля в выполнении Федерального закона от 3D ноября 1995 г. «О финансово-промышленных группах». Это новая организационно-правовая форма тесной интеграции конечных производителей с основными звеньями производителей сырья расширяет возможности эффективного хозяйствования и экономических связей в условиях рыночных отношений, реально возможной становится реализация разных схем управления, координации хозяйственной деятельности и повышения взаимной ответственности сторон. Законодательством предусмотрен большой круг прямых косвенных льгот для ФПГ, допущены особые формы финансово-эконо мических связей между участниками и членами ФПГ, которые могут поставлять аграрную продукцию в государственные фонды на основе и во исполнение госзаказов и т. д. Все это требует точного выполнения законов и иных нормативных актов. Это значит, что расширяются рамки и поле действия институтов государственного контроля, которые обязаны проверять и контролировать как и насколько пунктуально выполняются законы, постановления, решения и т. д. Отсюда возникает задача усиления деятельности институтов, системы государственного контроля.

В работе проанализировано состояние рынка алкогольной продукции, дана характеристика и оценка происходящих в его нестабильном еханизме и структуре негативных процессов и противоправных действий, искоренение которых стало неотложным. В этом решающую роль должны сыграть все органы системы государственного контроля вместе с правоохранительными учреждениями.

В этом направлении в исследовании дан ряд предложений:

— ускорение осуществления концепции производства алкогольной продукции и ее реализации, что полностью предусматривает выполнение требований юридических актов законодательных и исполнительных органов власти. Для обеспечения стабильности и нормализации рынка алкогольной продукции целесообразно перенести центр тяжести сбора акцизного налога с конечной продукции на основное сырье — спирт. Это будет способствовать упрощению контроля, так как специфика и особенности технологического процесса производства спирта позволяют полностью перекрыть каналы злоупотреблений, возможных «утечек» готовой продукции;

— создание специального структурного звена в составе министерства торговли Российской Федерации, которое будет выступать как единый покупатель и продавец этилового спирта для производства алкогольной продукции;

— усиления контроля со стороны соответствующих органов за принятием Субъектами Российской Федерации подзаконных актов и инь’ч нормативных документов, противоречащих конституционно-законодательным основам Российской Федерации;

— увеличение объема дешевых алкогольных изделий и прежде всего дешевой водки, которые будут активно конкурировать с сомнительной и дорогой продукцией, и с которых будет взиматься только акциз на спирт при полной отмене акцизов и лицензионных сборов с конечной продукцииэто будет способствовать вытеснению с рынка полулегальной и кустарной продукции, пополнит бюджет дополнительными средствами;

— создание системы сбора и обработки необходимой информации о состоянии рынка алкогольной продукции, спроса и конъюнктуры, выбора правильных и эффективных мер действенной борьбы со злоупотреблениями и т. д.

— создание действенной системы защиты торговых марок;

— совершенствование порядка аккредитации предприятий, осуществляющих оптовую торговлю алкогольной продукцией;

— создание единого информационного банка данных оперативных сведений о лицах, ведущих нелегальный оборот алкогольной продукции';

— организация тщательной, пунктуальной и конкретной проверки фирм, осуществивших в 1997;1999 г. г. крупные экспортные поставки с целью выявления ложного экспорта;

— Министерству здравоохранения РФ необходимо проводить проверки соблюдения гигиенических требований и показателей качества алкогольной продукции, выносимой в розничную торговлю;

— соответствующим торговым объединениям постоянно дооиваться, чтобы реализация алкогольной продукции проводилась и велась преимущественно в специализированных магазинах и заведениях торговли, где будут соблюдаться необходимые сангигиенические условия и правила торговли.

В исследовании показаны убедительные результаты усиления государственного контроля на основе выполнения известных законодательных актов — Указа Президента РФ и постановления Правительства РФ по данному вопросу. На основе анализа протоколов и информации межведомственной комиссии по проведению единой государственной политики по предупреждению и пресечению незаконного производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, созданной постановлением Правительства РФ в октябре 1998 г., отчетов ряда министерств и ведомств показана необходимость усиления деятельности органов государственного контроля.

Оценивая высоко эту работу Комиссии следует также отметить, что ее надо дальше совершенствовать и направлять более результативно. Это необходимо проводить в части усиления проверки исполнения собственных решений, которые не всегда выполняются по всем пунктам. Срываются сроки выполнения тех или иных поручений. При всей компетентности и авторитете комиссии надо отметить одно весьма существенное обстоятельство, которое мешает ей встать выше министерств и ведомств, т.к. она создана на базе министерства внутренних дел. Поэтому автор работы предлагает создание контролирующего органа на более высоком уровне.

Для реального усиления роли институтов системы государственного контроля автор считает, что прежде всего необходимо более четко обозначить эту систему законодательно и во главе ее поставить новый комитет или ведомство. Новый орган должен быть Федеральным органом государственного контроля на высоком уровне и от должен быть независимым, наделенным большими правами и обязанностями по осуществлению функций государственного контроля сверху до низу, вертикально и горизонтально, иметь право контролировать выполнение законов и постановлений в любом министерства и ведомстве РФ, в любом административно-территориальном образовании, иметь свои подведомственные структурные подразделения на местах и быть подотчетным только Федеральному собранию.

Только таким образом и путем государственный контроль станет системой в действительности. Этот орган должен быть способным фактически обеспечить выполнение законов и иных нормативных актов по развитию экономики и социально-культурной сферы страны, чем будет значительно способствовать становлению и утверждению истинно правового государства с социально ориентированной цивилизованной рыночной экономикой, где успешно развивается социально ответственное предпринимательство.

Для усиления деятельности институтов системы государственного контроля необходимым условием автор исследования считает улучшение и совершенствование работы с кадрами, занятыми в данной системе. На основе проведенного анализа в работе отмечается, что эта работе все еще ведется слабо и недостаточно, не отвечает назревшим потребностям. В связи с этим автор исследования дает предложения для улучшения этой работы, которые сформулированы в концепцию, состоящую из следующих разделов:

— обеспечить высокий профессионализм работников всех институтов системы государственного контроля, что должно начинаться в стенах высших учебных заведениях и продолжаться по месту работы по новым программам, это даст возможность все звенья и институты этой системы укомплектовать квалифицированными, честными и принципиальными работниками;

— создавать более благоприятные и стимулирующие условия и гарантии для проявления каждым работником органов и институтов система государственного контроля его способностей, знаний, опыта работы, инициативы;

Для выполнения этих задач необходимым является ускорение легитимизации предложений концепции в системе государственного контроля, изложенных и обоснованных в данном исследовании.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
  2. Гражданский Кодекс РФ. М., 1997.
  3. Налоговый Кодекс РФ. М., 1999.
  4. Закон РФ от 2 декабря 1994 г. № 53-Ф3 «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции и продовольствия для государственных нужд».
  5. ФЗ от 30 ноября 1995 г. № 190-Ф «О финансово-промышленных группах».
  6. Федеральный закон «О создании главного управления Президента РФ по государственной службе и кадрам» // Российская газета. 1996. 20 марта.
  7. Федеральный закон от 10 января 1997 г. № 15-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции».
  8. Федеральный закон от 29 декабря 1998 г. № 192-ФЗ «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики».
  9. Федеральный закон от 7 января 1999 г. № 18-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции».
  10. Указ Президента РФ от 3 июля 1993 г. «О первоочередных мерах по организации системы государственной службы в Российской Федерации» // Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ. 1993. № 23. С. 2108.
  11. Указ Президента РФ «Об управлении Федеральной государственной службой». 12 февраля. 19 994 г. // Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ. 1994. № 8. С. 586.
  12. Указ Президента РФ «О повышении квалификации и переподготовке федеральных государственных служащих». 23 августа. 1994 г. // Российская газета. 1994. 30 августа.
  13. Указ Президента РФ «О реестре государственных должностей федеральных государственных служащих» // Российская газета. 1995. 25 января.
  14. Указ Президента РФ «О государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих» //Российская газета. 1995. 15 февраля.
  15. Указ Президента РФ от 7 февраля 1996 г. № 161 Об усилении государственного контроля за оборотом алкогольной и табачной продукции иностранного производства.
  16. Указ Президента РФ от 8 февраля 1996 г. № 165 О Федеральной службе России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию.
  17. Указ Президента РФ от 7 марта 1996 г. Об утверждении «Положения о Главном Управлении Президента РФ по вопросам Государственной службы и кадров» //Российская газета. 1996 г. 20 марта.
  18. Указ Президента РФ от 18 июня 1996 г. № 933 «О Федеральной целевой программе стабилизации и развития агропромышленного производства в РФ на 1996−2000 гг.»
  19. Указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1213 «Об усилении государственного контроля за оборотом алкогольной продукции» h Сборник законодательства РФ. 1996 г. № 35. Ст. 4145.
  20. Указ Президента РФ от 6 октября 1998 г. № 1199 «Об усилении государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» // Сборник законодательства. 1908. № 41. Ст. 5028.
  21. Указ Президента РФ от 6 ноября 1996 г. № 1536 «О мерлх по совершенствованию организации контроля и проверки исполнения поручений Президента РФ» // Сборник законов РФ. 1996 г. № 46. Ст. 5241.
  22. Постановление Совета Министров Правительства РФ «Со организации работы в области подготовки кадров для рыночной экономик :» // Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ. 1993. № 46.
  23. Постановление Правительства РФ № 940 от 12 августа 1994 г. «Об утверждении государственного 'общеобразовательного стандарта высшего профессионального образования» // Экономика и жизнь. 1994 г. № 37.
  24. Постановление Правительства РФ «Об организации переподготовки, повышения квалификации государственных служащих органов исполнительной власти». 13 сентября 1994 г. //Российская газета. 21 сентября.
  25. Постановление Правительства РФ от 8 февраля 1996 г. № 128 «Об утверждении порядка декларирования производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции».
  26. Постановление Правительства РФ От 8 февраля 1996 г. «К» 131 «О мерах по обеспечению устойчивой работы ликеро-водочной отрасли промышленности».
  27. Постановление Правительства РФ от 11 апреля 1996 г. № 411 «О мерах по защите отечественных производителей алкогольной продукции».
  28. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. № 435 «Об утверждении порядка доведения до потребителей информации о прохождении алкогольной и табачной продукции иностранного производства
  29. Постановление Правительства РФ от 12 июля 1996 г. № 799 «О мерах по защите потребительского рынка РФ от проникновения некачественных импортных товаров».
  30. Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 84 «О порядке реализации алкогольной и табачной продукции иностранного производства, конфискованной или обращенной в федеральную собственность иным способом».
  31. Постановление Правительства РФ от 31 июля 1996 г. № 915 «О внесении изменений и дополнений в нормы и правила производства и оборота спирта этилового и алкогольной продукции».
  32. Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г. Л^ 938 «О введении специальной маркировки алкогольной продукции, производимой на территории РФ».
  33. Постановление Правительства РФ от 12 августа J 996 г. № 949 «Об утверждении порядка взаимодействия органов, обеспечивающих контроль за производством и оборотом алкогольной и табачной продукции и пресечение правонарушений в этой сфере».
  34. Постановление Правительства РФ от 19 августа 1996 г. J ^ 987 «О мерах по ужесточению порядка торговли алкогольной продукцией».
  35. Постановление Правительства РФ от 23 сентября 1996 г. .491 132 О Федеральной службе России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию».
  36. Постановление Правительства РФ от 22 мая 1998 г. № 476 «О мерах по повышению эффективности применения процедур банкротства» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 21. Ст. 2249.
  37. Постановление Правительства РФ от 6 августа 1998 г. № 888 «О территориальных контрольно-ревизионных органах Минфина РФ» /' Российекая газета. 1998. 15 августа. С.5- Сборник законодательства РФ. 1998. № 33. Ст. 4007.
  38. Постановление Правительства РФ от 6 октября 1998 г. № 1154 «Об усилении государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» // Сборник законодательства РФ. 1998. № 41. Ст. 5029.
  39. Постановление Правительства РФ от 12 октября 1998 г. № 1190 «о мерах по стабилизации потребительского рынка РФ» // Сборник законодательства РФ. 1998. № 42. Ст. 5162.
  40. Постановление Правительства РФ от 16 февраля 1999 г. № 178 «Об изъятии из незаконного оборота и конфискации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»
  41. Постановление Правительства РФ от 27 февраля 1999 г. № 254 «О министерстве РФ по налогам и сборам».
  42. Концепция финансово-кредитной политики в агропромышленном комплексе. Приложение к постановлению Правительства РФ «Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса РФ в 1997 году» // Российская газета от 24 мая 1997 г.
  43. Российский статистический ежегодник. Госкомстат России. М., 1996, 1997, 1998 гг.
  44. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов, правил сертификации и государственный метрологический надзор. Сборник нормативных документов /Под ред. Н. С. Круглова. М., 1994. 207 с.
  45. Инструкция по нормированию выходов этилового спирта при переработке крахмало- и сахаросодержащего пищевого сырья в спиртовой промышленности. М., 1996.
  46. Положение о Федеральной службе России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию. Утверждено постановлением Правительства РФ от 23 сентября 1996 г. № 1132,
  47. Концепция социально-экономического развития Российской Федерации до 2005 года. М., 1996 г.
  48. Система хозяйствования в агропромышленном комплексе /Подгот. И. К. Бухтаеров. АПК: Экономика, управление. 1996. № 2. С.35−39.
  49. Правила маркировки специальными марками алкогольной продукции, производимой на территории РФ. 24 декабря 1996 г. № 107.
  50. Основные направления развития виноградно-винодельческого подкомплекса СНГ на период до 2005 г. М.: РАСХИ Агро НИИТЭИ, 1997.
  51. Комментарий Департамента цен Минэкономики РФ. Производство, оптовая и розничная продажа этилового спирта и алкогольной продукции // Практическое руководство. Москва — Санкт-Петербург, 1999.
  52. Положение о составе затрат. М.: ИНФРА, 1998.
  53. Протоколы Межведомственной комиссии по выявлению и пресечению противоправных действий в сфере производства и оборота спирта и алкогольной продукции за 1999 г.
  54. Производство, оптовая и розничная продажа этилового с пирта и алкогольной продукции // Практическое руководство. Москва Санкт-Петербург, 1999.
  55. Комментарий Департамента цен Минэкономики России. Производство, оптовая и розничная продажа этилового спирта и алкогольной продукции. Москва Санкт-Петербург, 1999.
  56. Академия управления МВД России: история и современность /Под ред. В. Б. Рушайло. М., 1999.
  57. Л.И., Мильнер Б. и др. Концепция управления федеральной собственностью. М.: ИЭ РАН, 1993.
  58. Л.И. Выбор за Россией. М., 1998.
  59. Л.И. и др. Курс переходной экономики. 1: ЗАО «Финстатинформ», 1997.
  60. С.А. Технология вин Азербайджана. Баку, 1960.
  61. С.Б., Розанова Н. М. Теория организации отраслевых рынков. М.: Магистр, 1998.
  62. А.Г. Переход к рынку: борьба мнений. М.: На>ха, 1992.
  63. .Х. Становление приватизационного механизма в промышленности России. Автореф. М.: ГАУ, 1993.
  64. Г. Г. Химико-технологический контроль производства советского шампанского. М., 1954.
  65. Албегова и др. Государственная экономическая политика. М.: «Дело и сервис», 1998.
  66. В.П. и др. Ресурсосберегающая технология в производстве спирта. М.: «Пищевая промышленность», 1994.
  67. А.П., Козлов Ю. М., Кармолицкий А. А. Административное право Российской Федерации. 4.II. «ТЕИС», 1995.
  68. А.А., Стерликов Ф. Ф. Экономика. М.: ЮНИТИ, 1997.
  69. Анализ экономики: страна, рынок, фирма /Под ред В.Е.Ры-балкина. М., 1999.
  70. Андреев Б. Ф, Системный курс экономической теории. Лениздат, 1998.
  71. В.Г. Системность и общество. М., 1980.
  72. Г. В. Управление социальная ценность и эффективность. — М., 1995.
  73. И.П. Кадровое обеспечение предпринимательства управления персоналом. РАГС, 1995.
  74. B.C. Финансово-инвестиционный комплекс: теория: практика в условиях реформирования российской экономики. М.: Финансы и статистика, 1998.
  75. С.А. Экономические теории и школы: история и современность. М.: БЕК, 1996.
  76. В.П. Формирование кадров малого предприятия. М.: РАУ, 1994.
  77. В.Б. Функциональные элементы системы отбора и подготовки управленческих кадров. Н/Н, 1993.
  78. В.И. Организация управления качества продукции о условиях рынка. Мн., 1995.
  79. Д.Н. Административное право. Учебник. М., 1993
  80. А.И. Промышленные группы: концепции, организация, стратегия. М.: ИНИОН, 1990.
  81. A.M. Основные направления вывода виноделия Госсии из кризисного положения и дальнейшего его развития. М., 1998. С.52−53.
  82. И.А. Управление торговым предприятием. М.: ЭКМОС, 1998.
  83. А.О. и др. Государство и бизнес: механизм реалклзации. -М., 1998.
  84. А.Н. Основы экономического анализа хозяйственного субъекта. М.: Финансы и статистика, 1999.
  85. Х.М., Хубулава Н. М. Умом Россию понять. М., 199S.
  86. Х.М., Хубулава Н. М. Куда идет Россия? М.: Агропрод, 1997.
  87. Н.П., Васюхин О. В., Голубев А. А., Подлесных В. И. Эффективность управления фирмой. Современная теория и практика. Санкт-Петербург, 1999.
  88. Г. И. Азарашвили П.Б. Виноградные вина Грузии. М.,
  89. Борисов Е"Ф. Экономическая теория. М., 1996.
  90. Бреев Б Д., Вороновская О. Е. Методы государственной финансовой поддержки малого предпринимательства в условиях ограниченность средств. РАН, 1998.
  91. А.С. и др. Экономика. М.: БЕК, 1996.
  92. П.Г. Хозмеханизм: идеи и реальность. М.: Политиздат, 1988.
  93. А.П. Формирование персонала государствеь-ных служащих. М., 1994.
  94. Д.В. и др. Рыночная экономика. Возникновение, эволюция и сущность. М.: ИНФРА, 1997.
  95. К.И. Кадры и социальное управление. Проблемы теории и практики управления. 1992. № 4.С. 63.
  96. Варшавский. Проблемы стабилизации экономики России. -М.:ЦЭМИ РАН, 1996.
  97. М.А. Бухгалтерский управленческий учет. М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999.
  98. Р. Введение в общую экономику и организацию производства. Красноярск, 1995.
  99. Актуальные проблемы совершенствования организационных и правовых основ деятельности ОВД // Труды Академии управления -юбилей-ный выпуск). М., 1999.
  100. П. Предприниматель: его экономическая функция и общественно-политическая ответственность. Минск: Эридон, 1992.
  101. В.Р. Основы менеджмента. М., 1996.
  102. О.С. Менеджмент. М., 1996.
  103. Н.А., Симонова А. С. Структура производственного объединения. Минск, 1997.
  104. А. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического развития // «Вопросы экономики». № 1. 1999. С.4−5.
  105. А.П., Маширко В. И., Модин А. А. Управление пеосоналом в условиях рыночной экономики. М., 1992.112. «Волгин А. Цели и задачи кадровой политики. Проблемы теории и практики управления. № 4. 1992.
  106. Всеобщее управление качеством /Под ред. О. П. Глудкила. М., 1999.
  107. А.И., Золотухин В. А. Формирование механизма обновления в системе управления экономикой. Новгород, 1998.
  108. Е.Т. Экономические реформы и иерархические структуры. -М.: Наука, 1990.
  109. В.Ф., Яковенко Е. Г., Кургачев И. И. Экономическая эффективность управленческих и хозяйственных решений. М., 198 ¦.
  110. Дж. К. Экономические теории и цели общества. М.: Прогресс, 1976.
  111. С., Львов Д., Фетисов Т. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы централизованного регулирования. М.: Наука, 1992.
  112. С. Крах «Стабилизационной программы» и императив перехода мобилизационной модели // Российский экономический жуг"яал. № 910. 1998.
  113. А.И., Шкрабина И. А. Закономерности стимулирования труда рабочих, оплачиваемых по сдельно-премиальной системе. М., 1998.
  114. В.М., Шахов И. Б. Контроль как правовая форма деятельности. М., 1987.
  115. В.П. Некоторые направления повышения эффективности деятельности органов внутренних дел. Актуальные проблемы совершенствования организационных и правовых основ деятельности ОВД // Труды Академии управления. М., 1999.
  116. Т.А. и др. Банкротство предприятий. М. ПРИОР, 1998.
  117. Государство и инвестиции: актуальные проблемы марке экономической политики. -М., 1998.
  118. Государственное регулирование рыночной экономик/. М.: РАГС, 1999.
  119. Государственное регулирование промышленности: новы, отрасли и передовые технологии (на материалах Франции). М.: ИНИОН, 1е'92.
  120. Н.Л. Проблемы государственного и муниципального управления. Актуальные проблемы совершенствования организационных и правовых основ деятельности ОВД //Труды Академии управления. М., 1999.
  121. Э. Финансы и финансовое планирование для ру ководителей среднего звена. М.: Финпресс, 1998.
  122. О.Н., Свистунов В. Н., Мишин В. Л. Организация управленческого труда. М., 1993.
  123. П.В. Виноградарство в Грузии и Закавказье. Тбилиси, 1951.
  124. Н.Н. Анализ экономических показателей России и стран Восточной Европы в годы реформ. М., 1999.
  125. Л.П., Памбухчиянц В. К. Коммерция и технология торговли. М., 1999.
  126. В.Е. Государственное регулирование финансово-промышленных групп. М.: ЦЭМИ РАН, 1998.
  127. А.А., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров. М., 1993.
  128. .Г. Развитие и размещение виноградарства и виноделия в Азербайджанской ССР. Баку, 1966.
  129. Доходы и заработная плата: проблемы формирования, распределения, регулирования /Под ред. Н. А. Волгина. М.: РАГС, 1999.
  130. Д.А. Анализ и оценка эффективности инновационной политики коммерческих организаций. Воронеж, 1998.
  131. В. М. Крылов А.А. Крминализация экономических отношений в кредитно-финансовой сфере. М., 1998.
  132. В.И. Система государственной власти. М., 1994.
  133. П.В. Основы корпоративного управления концернами. -М.: ПРИОР, 1998.
  134. П.Н., Васильев А. В. Оценка эффективности инноваций.- СПб.: Бизнес Пресса, 1998.
  135. И.Н., Кружков Р. В., Петренко И. А. Экономика, организация и планирование винодельческого производства. М.: «Пищевая промышленность», 1969.
  136. В. Обеспечение продовольственной безопасности России. АПК: экономика, управление. № 1. 1996.
  137. А.С., Ленский Е. В. Промышленные фирмы в современной рыночной экономике. М.: Экономика и жизнь, 1998.
  138. Золотая книга российского предпринимательства. М. АСМО -ПРЕСС, 1998.
  139. Ю.И. О модели обучения кадров в Российской дкадемии управления. М. Луч, 1992.
  140. Э.А. Отмывание денег и правовое регулирование борьбы с ними. М., 1999.
  141. С.Н. Экономика: микро- и макроанализ. М.: Дело, 1999.
  142. М.Д., Шаромова В. В. Проблемы государственного регулирования переходной экономики. М.: МГУК, 1995.
  143. П.А. Экономика, человек и государство. М.: Русь, 1998.
  144. А.И. Управление предприятием /Под ред. М.И. Плош-ницкого, А. С. Головачева. Мн., 1997.
  145. Н.Б. Виноделие десертных вин Армении. Ереван, 1971.
  146. А.П. О восстановлении государственной монополии на производство и реализацию алкоголя. М.: МЮИ МВД России, 1997.
  147. Т.Г. Профессионализм государственных служащих. -Новгород, 1998.
  148. В.Д. и др. Учебник по основам экономической теории.- М.: Владос, 1994.
  149. Н., Карагодина И. Формирование корпуса государственных служащих. Мировая экономика и международные отношения. № 2. 1993. С. 78.
  150. Г. Б. Механизмы принятия стратегических решений на промышленных предприятиях. М., 1998.
  151. В.В. Организация контроля за деятельностью органов внутренних дел, приносящих доходы. Труды Академии управления МВД России. М., 1998.
  152. Г. Я., Синица A.M. Организация производства. -Минск, 1998.
  153. А.П. Повышение эффективности агропромышленного производства в условиях перехода к рынку. М., 1993.
  154. А.П. Проблемы обновления аграрной экономики в России. М., 1995.
  155. В.Б. Управление производством. М.: МЮИ МВД России, 1997.
  156. Колодкин J1.M. Становление и развитие управления персоналом в органах внутренних дел. Актуальные проблемы совершенствования организационных и правовых основ деятельности ОВД. Труды .-чкадемии управления. М., 1999.
  157. С.А. Общая теория государства и права в схе.лах и определениях. М., 1998.
  158. Н. Избранные сочинения /Ред. колл. Л. И. Абалкин и др. М.: Экономика, 1993.
  159. В.Ф., Богомолов С. Оценка надежности персонала, современные подходы // Вестник государственной службы. № 12. .993.
  160. Контроль за деятельностью государственной администрации во Франции. М., 1994.
  161. В.И. Команда: формирование, управление эффективность. Пермь, 1999.
  162. Т. Проблемы государственного регулирования рынка алкогольной продукции // Вопросы экономики. № 5. 1998. С. 139−145.
  163. Д.Д., Саввиди И. И. Маркетинг предприятия. М., 1998.
  164. А.П. Административное право. Ч. 1. М., 1996.
  165. А.П. Административное право. Ч. II. М., 1997.
  166. А.А. Противоречивость участия органов внутренних дел в управлении социальными и экономическими процессами. Актуальные проблемы совершенствования организационных и правовых основ деятельности ОВД. Труды Академии управления. М., 1999.
  167. А.А. Нелегальное производство табачных к ликеро-водочных изделий, как отрасль криминальной экономики // Сб.: Нелегальный рынок алкоголя. М., 1997.
  168. А.П. Необходимость использования многовекового опыта России в осуществлении государственной монополии на производство и реализацию алкогольной продукции. М.: МЮИ МВД России, 1997.
  169. В.В. Уроки кризиса и задачи экономической политики // Российский экономический журнал. № 9−10. 1998.
  170. Л.П. Экономика: инновационные подходы. М.: 1998.
  171. М.А. Контроль качества продукции. Комсомольск-на-Амуре, 1995.
  172. Е.В. Правовое регулирование рекламы алкогольной продукции //Журнал «Юрист». № 8. 1998. С.13−17.
  173. Е.Н., Соколов В. П. Государственное регулирование в рыночной экономике. М., 1991.
  174. А., Роуз Э. Организация и управление в государственных учреждениях. М., 1993.
  175. В.И. Контроль в системе государственной службы. -М: РАГС, 1995.
  176. Д. Развитие экономики России и задачи экономической науки. М.: Экономика, 1999.
  177. А.Ф. О концепции образовательной деятельности Академии управления МВД России. Актуальные проблемы совершенствования организационных и правовых основ деятельности ОВД. Труды. академии управления. М., 1999.
  178. Г. Л. Организация финансово-промышленных групп. -М&bdquo- 1998.
  179. В.А. Государственный служащий современного типа. М. Нижний Новгород, 1995.
  180. Н.И. Государственный контроль за охраной l .мосфер-ного воздуха. Киев, 1982.
  181. О.Ю. От модели классического рынка к модели смешанной экономики. Ростов-на-Дону, 1999.
  182. Л.И. Экономическое сотрудничество стран переходной экономики: характер преобразований. М., 1998.
  183. Маркетинг: теория и практика / Под ред. Г. Я. Кожекина. Мн., 1993.
  184. А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
  185. Р.Н. Основы теории экономической безопасности и уголовная политика. Актуальные проблемы совершенствования организационных и правовых основ деятельности ОВД. Труды Академии управления. М., 1999.
  186. В.И. Развитие функций и задач кадровых служб в условиях рыночных отношений. М., 1992.
  187. И.Д., Цатхланова Т. Т. Хозяйственный механизм аграрной экономики. М., 1999.
  188. . Финансовые системы Франции и др. стран. М., 1994.
  189. М. Экономическая сущность предпринимательства. М.: Наука, 1998.
  190. .З. Кризис управления // Вопросы экономики. № 1.1993.
  191. Ф.Б. Управление персоналом: классические концепции и новые подходы. Казань, 1994.
  192. И.В. Сочинения. Т.IV. М.: Сельхозгиз, 1941. С. 164.
  193. А. Современное состояние сельскохозяйственного производства в РФ. АПК: экономика, управление. № 1. 1996. С.4−13.
  194. А.С., Гаджиев Н. Г. Контроль в условиях рыночной экономики. М.: Финансы и статистика, 1994.
  195. В.И. Формирование персонала госслужбы. Государственная служба РФ: становление, кадровое обеспечение. М., 199^
  196. А.А. и др. Технология принятия управленческих решений. М., 1998.
  197. Обзор экономики России. Основные тенденции развития. 1999.
  198. Ю.В., Сухотин Ю. В. Социально-экономическая система России и условия ее эффективного преобразования. JL, 1998.
  199. Организация и планирование производства. Управление предприятием /Сост. П. В. Березовский. СПб., 1993.
  200. Организация структур механизмов федерального и регис яального управления. М., 1994.
  201. Ю.С. и др. Экономическая теория на пороге XXI века. -М., 1996.
  202. В.В. Феномен японских торговых домов. СПб., 1996.
  203. С.Б. Современные рыночные технологии. М., 1998.
  204. И.А. Основные пути снижения себестоимости продукции в винодельческой промышленности. М., 1965.
  205. Ю. Селективная финансовая политика: повышение собираемости налогов, увеличение налогового потенциала и стимулирование развития экономики //Российский экономический журнал. № 4. 1999. С.46−49.
  206. И.М., Атаманчук Р. П. Производственная мощность и экономика предприятия. М., 1990.
  207. JI.M. Модели конъюнктуры: сравнительный анализ. -Минск, 1992.
  208. В.И., Усов В. В. Практические основы предпринимательства. М.: Маркетинг, 1998.
  209. Пищевая промышленность РФ в условиях рынка / Лод ред. Е. И. Сизенко. М., 1997.
  210. Т.М. и др. Основы управления качеством прсдукции. -М., 1991.
  211. Г. В. Рыночное пространство России и национальная безопасность // Сб.: Проблемы обеспечения экономической безгласности РФ.-М., 1999.
  212. Потребительский рынок России. М., 1997.
  213. Преступность и законодательство. М., 1997.
  214. Проблемы развития отечественного производства. Ы. РАГС, 1999.
  215. А.А. Об актуальности идей и подходов рузвельтов-ского «Нового курса» // Российский экономический журнал. № 9−10. 1998.
  216. Подготовка кадров управления. Модель обучения. М.: Луч, 1993.
  217. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики. М.: Экономикс, 1999.
  218. В.В. и др. Экономика переходного периода. Изд Московского университета, 1995.
  219. Развитие малого бизнеса на основе реорганизации крупных и градообразующих предприятий. М., 1998.
  220. В.П. и др. Человек в современном технизированном обществе. М., 1998.
  221. Региональные стратегии и технологии экономического р-звития. -Ростов-на-Дону. 1999.
  222. Ресурсосберегающая технология в производстве спирта. М.: Пищевая промышленность, 1994.
  223. Реформа предприятий (организаций): метод, рекоменда: ии. М., 1998.
  224. РоматЕ.В. Реклама в системе маркетинга. Харьков, 199».
  225. Рынок алкогольных напитков в РФ и на Украине. М., 1997.
  226. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий. -М., 1997.
  227. Дж. Рыночная экономика и Россия. М.: Экономикс, 1994.
  228. Э.Е. Как управлять персоналом? М., 1995.
  229. В.К. Государственное регулирование рыночной экономики. М.: МЮИ МВД России, 1998.
  230. В.А. Функции и оценка труда работников аппарата управления. М., 1995.
  231. М.С. Государственный контроль в сфере управления. М., 1974.
  232. В.А. Механизм кадрового обеспечения государственной службы. Государственная служба РФ: становление, кадровое обеспечение. -М&bdquo- 1994.
  233. В.Н. Государственные финансы в современной экономике. -М., 1998.
  234. Н.С. и др. Ресурсосберегающая технология в производстве спирта. М., 1994.
  235. А.Г. Развитие систем управления: методология и концептуальные структуры. М.: Глобус, 1998.
  236. Технология оценки и отбора государственных служащих // Вестник госслужбы. № 1. 1993. С. 42.
  237. Н.И. Финансово-промышленные группы. М.: Наука и техника, 1994.
  238. В.В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. М., 1995.
  239. Ф.Е. Совершенствование организации производства и управления в переходный период. Нижний Новгород, 1993.
  240. Э.А. Бизнес-план: организация и планирование предпринимательской деятельности. М., 1998.
  241. Усовершенствованный учет и контроль углеводов при биотехнологических процессах и меры борьбы с потерями / В. С. Чередниченко, А. П. Рухлядева, Е. Н. Пискарева и др. Вып. 5. М.: Агро НИИТЭИПП, 1989.
  242. .А., Громов С. И. Внедрение гидроферментативной обработки крахмалистого сырья на спиртовых заводах. Вып. 1. М., 1992.
  243. Учет и финансовый анализ. Инструменты эффективного управления / Под ред. Д. А. Панкова. М., 1997.
  244. Учиться государственной службе / Под ред. В. В. Бакушева. М., 1999.
  245. P.M. Энциклопедия современного управления. Контроль как функция управления. Вып. 4. М., 1992.
  246. В. Четыре стратегические проблемы безопасности России. Доклад на «Круглом столе»: экономическая безопасность России // Научные труды Международного союза экономистов и вольного экономического общества России. М., 1993.
  247. Р.А. Инновационный менеджмент. М., 1998.
  248. М.А. сколько стоит бизнес? М.: Перспектива, 1996.
  249. В.П. Товарный знак. М., 1998.
  250. Финансово-промышленные группы. М.: Наука и техника, 1994.
  251. Финансы в системе факторов экономического роста /Под ред. Ба-чурина. -М., 1998.
  252. Э. Техника финансового анализа. М., 1996.
  253. Ю. Конверсия. Реформы. Безопасность. Свободная мысль. № 17.1991.
  254. А.Х. Государственное регулирование экономики национально-территориальных образований РФ в условиях рынка //Автореф. М., 1995.
  255. М.Н., Киселева Е. А. и др. Курс экономической теории. -Киров, 1995.
  256. И.Ф. Организационно-экономические проблемы упорядочения производства и реализации алкогольной продукции / Сб.: Нелегальный рынок алкоголя. М.: МЮИ МВД России, 1997.
  257. В.З. Оценка бизнеса. М.: Финансы и статистика, 1996.
  258. Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов. -М., 1995.
  259. Ш. К. О проблеме созревания и старения вин /Сб. работ Ленинградского института советской торговли им. Ф.Энгельса. Вып. ХГ 1957.
  260. Ф. Государство и экономика. Власть и бизнес. М.: Экономика, 1999.
  261. С.С., Петраков Н. Я., Бунич П. Г. и др. Рыночная экономика: выбор пути. М., 1991.
  262. Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков. М.: ИНФРА, 1997.
  263. Дж. Р. Эванс, Берман Б. Маркетинг. М.: Экономика, 1990.
  264. Г., Михайлов А., Задорнов М. 400 дней доверия. М.: Недра, 1990.
  265. Японская экономика в преддверии XXI века. М.: Наука, 1991.
  266. Краткий исторический очерк по вопросам государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции в России1
  267. Первым пытался установить монополию на водку Иван III. Иван IV потребовал прекратить частное производство водки и распространил монополию на торговлю, учредив «царев кабак».
  268. Царь Алексей Михайлович созвал даже специальный Земский собор для решения данного вопроса. Сбор отменил откупа как наиболее вредный вид продажи водки и принял решения, ограничивающие действия кабатчиков.
  269. Последний откупной период в истории России охватывал 1859−1863 г. г., откупщиков было 146 человек. Весь питейный доход империи в 1860 г. составлял 103,6 млн руб. На откупщиков работали десятки тысяч людей.
  270. Душевое потребление водки, по данным министерства финансов, с 1865 г. по 1894 г. сократилось на 44%.
  271. Введение казенной монополии на продажу питей, осуществленное
  272. Главный замысел реформы состоял в необходимости дальнейшего упорядочения торговли вином, сокращения злоупотреблений, а также по возможности повышения культуры потребления спиртного широкими слоями населения.
  273. Для определения уровня цен работники акцизного ведомства проводили специальные исследования по уровню затрат на производство спирта в конкретных районах.
  274. Кстати, затраты уже в то время калькулировали на единицу условной продукции. К установленной таким образом себестоимости добавляли 6% прибыли. Ценам на спирт в то время придавали особое значение.
  275. Проявлялось особое внимание к мелким и средним заводам, чтобы не допустить их убыточность. Старались сделать процедуру торгов спокойной и предсказуемой, всячески избежать спекулятивной игры цен.
  276. Существовали многочисленные ограничения на время продажи водки, количество и само расположение винных лавок. Запрещалось, например, открывать лавки в непосредственной близости от храмов, мест публичных собраний, сельских сходов и т. д.
  277. Итоговые данные введения монополии на продажу с точки зрения образования доходов бюджета выглядят следующим образом.млн. руб.)1. Годы 1865 1870 1880 1890 1894 1900 1905 1910 1912
  278. Питейный доход 120,5 161 221,8 274,5 296,9 436 641,4 808,4 868,6
  279. Обыкновенные государственные доходы 373,9 420,6 651 943,7 1153,8 1704,1 2018 2781 3106
  280. Доля, % 32,2 33,5 34 29,1 23,4 25,6 31,2 29,1 28
  281. Одним из негативных факторов было решение императора Николая II временно прекратить казенную продажу питей и разрешить заинтересованным общественным учреждениям ходатайствовать о полном ее прекращении вплоть до окончания войны.
  282. Социологическая информация об алкогольной обстановке в России1
  283. Известно, что алкогольная ситуация становится особенно опасной, когда уровень потребления превышает 8 литров абсолютного алкоголя на человека в год.
  284. Пагубность последствий возросшей массовой алкоголизации особенно ощутимо проявляется в показателях, характеризующих здоровье населения и демографическую ситуацию в России.
  285. Показатели уровня смертности за 90-е годы заметно увеличились и преимущественно за счет тех причин, в основе которых ведущую роль играет злоупотребление алкоголем.
  286. Г. Г. Заиграев, Г. В.Антонов-Романовский «О социально-экономических тенденциях развития алкогольного рынка России». Парламентские слушания Москва. 15 июня 2000 г. Стр. 1−10.
  287. По отрицательным темпам демографического роста (0,5% в год) Россия ныне входит в число «лидеров» в мире. Согласно прогнозам демографов население России к 2025 году может уменьшиться на 20 млн. жителей.
  288. Не может не волновать положение и среди молодежи. О степени ее подверженности алкоголизму можно судить по таким данным: в 1998 году среди юношей-допризывников доля больных алкоголизмом составляла 12%, что в 2 раза превышает показатели 1985 года.
  289. С точки зрения государственных интересов необходимо иметь в виду следующее, отсутствие социально ориентированной алкогольной политики в настоящее время неизбежно приведет в ближайшем будущем к еще большему росту алкоголизации населения России.
  290. Не создана действенная система контроля, препятствующая попаданию в алкогольную продукцию спиртов из не пищевого сырья.
  291. СПРАВКА о сборе акцизов за водку и ликероводочные изделия в 1996—1999 гг. г.
  292. Очевидно, что эти явления сталй следствием повышения ставок акцизов, проведенного в феврале и декабре 1998 года.
  293. Рост легального производства восстановился только в третьем-четвертом кварталах 1998 года, когда производитель увидел реальность усиления государственного регулирования производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.
Заполнить форму текущей работой