Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: уголовно-правовое и криминологическое исследование

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Под «правилами эксплуатации транспортных средств» применительно к ст. 264 УК РФ следует понимать установленную нормативными актами, правилами и руководствами по технической эксплуатации механических транспортных средств совокупность требований и предписаний об обеспечении лицами, управляющими механическими транспортными средствами, надлежащего технического состояния этого транспорта в целях… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
    • 1. 1. Объект преступлений, связанных с нарушением правил дорожного 15−61 движения и эксплуатации транспортных средств
    • 1. 2. Объективная сторона преступлений, связанных с нарушением правил 62 -101 дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
    • 1. 3. Субъективная сторона преступлений, связанных с нарушением пра- 102 -122 вил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
    • 1. 4. Субъект преступлений, связанных с нарушением правил дорожного 123 -135 движения и эксплуатации транспортных средств
  • Глава 2. Криминологическая характеристика преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
    • 2. 1. Структура, динамика и тенденции преступлений против автотранс- 136- 148 портной безопасности
    • 2. 2. Детерминанты преступлений против автотранспортной безопасности
    • 2. 3. Криминологическая характеристика лиц, нарушающих правила до- 170−183 рожного движения и эксплуатации транспортных средств
    • 2. 4. Предупреждение преступных нарушений правил дорожного движе- 184 -199 ния и эксплуатации транспортных средств

Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: уголовно-правовое и криминологическое исследование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств относится к числу общих для всего человечества глобальных проблем. В современном мире жертвами дорожно-транспортных происшествий ежегодно становятся около пятидесяти миллионов человек. В масштабах планеты погибает каждый год в результате дорожных аварий более двух миллионов человек, наносится материальный ущерб в сумме пятьсот миллиардов долларов1. Дорожно-транспортные происшествия дают современной цивилизации около трети всех смертей от несчастных случаев.

Россия находится среди мировых лидеров по количеству дорожно-транспортных происшествий и показателям тяжести последствий автокатастроф (в том числе детского травматизма), хотя по уровню автомобилизации отстает от экономически развитых стран в два-три раза. В нашей стране каждые сутки совершается около 600 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибает до 130 человек и получают ранения до 700 человек. В 2005 году произошло около 223 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло около 34 тысяч человек и 275 тысяч получили ранение. По сравнению с 1997 годом число погибших возросло на 30 процентов. Экономические потери от автодорожных катастроф (включая ущерб от повреждения и уничтожения грузов, дорожных сооружений, транспортных средств, от простоев транспорта в ремонте и перебоев в его движении и пр.) составляет ежегодно более 300 миллиардов рублей, то есть около 2,5% валового внутреннего продукта страл ны. В Самарской области также наблюдается устойчивый рост количества дорожно-транспортных происшествий, лишившихся жизни и покалеченных участников дорожного движения. Только за семь месяцев 2006 года в области было совершено более 2,5 тысячи дорожно-транспортных происшествий, в которых почти 350 человек погибли и более 3 тысяч человек получили ранения.

1 См.: Государственный доклад о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации // Росс, газета. 2003. 11 сентября.

2 См.: Росс, газета 2005. 4 марта.

Поэтому повышение автотранспортной безопасности в Российской Федерации признано приоритетной государственной задачей, от решения которой зависит социально-экономическое и демографическое развитие страны, а также международный авторитет державы. Для приближения России к уровню безопасности дорожного движения, характерному для экономически развитых стран, снижения основных показателей аварийности и, следовательно, уменьшения социальной остроты проблемы, постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 100 утверждена федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006;2012 годах"3. В тех же целях Президентом России принят указ от 26 сентября 2006 года № 1042 «О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения"4, согласно которому необходимо дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы безопасности дорожного движения.

Немаловажную роль в предупреждении нарушений действующих на транспорте правил принадлежит уголовному закону. Уголовный кодекс Российской Федерации5 призван обеспечивать автотранспортную безопасность в комплексе с другими отраслями права и законодательства. В сфере межотраслевого обеспечения безопасности дорожного движения уголовный закон тесно взаимодействует, прежде всего, с административным законодательством. Ныне, когда частные и односторонние решения становятся недостаточными для ответа на современные вызовы и угрозы в области транспортной безопасности, все более усиливается роль комплексного подхода к правовому обеспечению указанной сферы социальной жизнедеятельности. Изучение комплексного взаимодействия правовых норм об охране жизни и здоровья людей в области автотранспортной безопасности позволяет дать ему критическую оценку, а соответственно, и внести предложения по усовершенствованию отдельных уголовно-правовых и административно-правовых предписаний в этой сфере.

5 См.: Собрание законодательства РФ. 2006. №. 9. Ст. 1020.

4 См.: Собрание законодательства РФ. 2006. № 39. Ст. 4040.

Далее-УК РФ или УК.

Кризис безопасности дорожного движения в стране требует выработки и реализации долгосрочной стратегии предупреждения дорожно-транспортных правонарушений, координации усилий государственных и муниципальных органов власти, общественных организаций и негосударственных структур, населения в целом, направленных на всемерное и все более полное обеспечение интересов граждан, общества и государства в области автотранспортной безопасности. Для успешного решения указанной задачи необходимо проведение дальнейших комплексных исследований причин и условий возникновения дорожно-транспортных происшествий и совершения автотранспортных преступлений, а также обеспечение предупреждения неосторожной преступности в данной области.

Вопросам уголовно-правового и криминологического предупреждения автотранспортных преступлений посвящено немало работ известных ученых страны в области уголовного права и криминологии — Белокобыльского Н. Н., Галаховой А. В., Дагеля П. С., Долговой А. И., Жулева В. И, Квашиса В. Е., Коза-ченко И.Я., Коробеева А. И., Кузьминой А. С., Кузнецовой Н. Ф., Кудрявцева В. Н., Куринова Б. А., Лукьянова В. В., Малкова В. П., Тяжковой И. М, Чучаева А. И., Эминова В. Е. и др. Смежные с рассматриваемыми в настоящей работе вопросы исследовались в трудах таких ученых-юристов, как Гринберг М. С., Зло-бин Г. А., Комиссаров B.C., Красиков Ю. А., Макашвили В. Г., Нерсесян В. А., Рарог А. И., Тер-Акопов А. А. Угрехелидзе М.Г., Якушин В. А. и др. В последние годы защищен ряд кандидатских диссертаций по проблемам, касающимся уголовно-правового и (или) криминологического обеспечения автотранспортной безопасности. Среди них следует отметить работы Гумерова И. А. (2004 г.), Климкина В. В. (2004 г.), Смирнова Д. В. (2004 г.), Федорченко М. В. (2004 г.), Бондарчук О. Н. (2005 г.), Любимова Л. В. (2005 г.), Гридасовой Л. В. (2006 г.) и Рублева А. Г. (2006 г.). Отдавая должное вкладу названных авторов в изучение проблем уголовно-правового противодействия и (или) криминологического предупреждения автотранспортных преступлений, отметим, что отдельные вопросы указанной проблематики ими решаются неоднозначно, ряд исследований, посвященных проблеме противодействия автодорожным преступлениям, основан на уже утратившем в настоящее время действие уголовном и административном законодательстве, другие научные работы выполнены без учета новелл и изменений в транспортном законодательстве России, новых подходов к решению проблемы обеспечения безопасности дорожного движения.

Таким образом, социальная потребность в межотраслевом обеспечении автотранспортной безопасности и предупреждении нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также научная потребность в разработке комплексного (уголовно-правового и криминологического) подхода к противодействию автодорожным преступлениям с учетом принятия Правительством РФ в 2006 году федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006;2012 годах», определили выбор и актуальность темы настоящего диссертационного исследования.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в связи с совершением преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации механических транспортных средствдействующее уголовное и административное законодательство России об ответственности за транспортные правонарушениязаконодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движенияразъяснения высших судебных инстанций Российской Федерации (РСФСР и СССР) по вопросам судебной практики применения уголовного законодательства об ответственности за автотранспортные преступления.

Предметом исследования выступают уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средствгенетические, структурные и комплексные связи между уголовным и другими отраслями права в сфере обеспечения безопасности дорожного движениятенденции развития уголовного законодательства об ответственности за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и практики его примененияпричины и условия, статистические и иные закономерности автотранспортной преступностинаучные теории и концепции по рассматриваемой проблематике.

Цель и задачи исследования

Целью настоящего исследования является научный анализ сложившегося состояния уголовно-правового обеспечения автотранспортной безопасности в России, а также разработка теоретических положений и практических рекомендаций, направленных на усовершенствование уголовного законодательства об ответственности за автотранспортные преступления и практики его применения, на формирование приоритетных направлений предупреждения преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Эта цель обусловила постановку и решение следующих задач:

— юридический анализ объективных и субъективных признаков составов преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, и на основе этого раскрытие юридической сущности и изложение авторской трактовки понятия объекта и предмета указанных преступлений;

— исследование механизма причинения вреда в связи с преступным нарушением водителем правил эксплуатации транспортных средств и выявление его особенностей, подлежащих учету в деятельности практических работников при уголовно-правовой оценке содеянного;

— научный анализ дискуссионных вопросов квалификации преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, определение по ним авторской позиции;

— исследование проблем социальной обусловленности автотранспортной преступности, причин криминализации общественно опасного поведения в сфере дорожного движения и пределов уголовно-правового обеспечения безопасности дорожного движения;

— выявление факторов, способствующих совершению преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, и на основе этого определение основных направлений профилактики и снижения тяжести их общественно опасных последствий;

— формулирование и обоснование предложений по усовершенствованию законодательной конструкции составов правонарушений, предусмотренных ст. 264 УК РФ и Кодексом РФ об административных правонарушениях в области дорожного движения;

— разработка проекта постановления Пленума Верховного Суда РФ о судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации механических транспортных средств.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные и частные методы познания. В процессе работы диссертант опирался на диалектические, исторические, сравнительно-правовые, системные, формальнологические, лингвистические, статистические, конкретно-социологические методы познания.

Теоретической базой исследования послужили научные труды по криминологии, уголовному и административному праву, транспортному законодательству, а также по социологии, истории и теории права, классической механике и смежным техническим научным дисциплинам.

Нормативную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, международно-правовые документы, Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Гражданский кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, законодательство РФ о безопасности дорожного движения.

Эмпирической базой исследования являются материалы опубликованной судебной практики Верховных судов СССР и РФ (РСФСР) по толкованию и применению норм об ответственности за автотранспортные преступления. В работе использованы: данные ГИЦ МВД РФ, ИЦ УВД Самарской областиматериалы, полученные в результате изучения около 350 уголовных и 400 административных дел о нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, находившихся в производстве следователей органов внутренних дел г. Самары и Самарской области, а также рассмотренных судами г. Самары и Самарской области за период с 2000 по 2006 гг.- результаты анкетирования 70 сотрудников правоохранительных органов и судейсобственный опыт соискателя, занимавшего с 1997 по 2000 гг. должность следователя следственного отдела по расследованию дорожно-транспортных происшествий при УВД г. Самары.

Научная новизна диссертации состоит в том, что это первое комплексное монографическое исследование проблем уголовной ответственности за совершение преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, которое развивает концепцию обеспечения повышенной автотранспортной безопасности в Российской Федерации, отраженную в федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006;2012 годах». В диссертации дается авторская доктринальная трактовка объекта и предмета автотранспортных преступлений, освещаются ранее не изученные или малоисследованные вопросы о механизме причинения вреда в результате преступного нарушения правил эксплуатации транспортных средств, проанализированы ошибки современной следственной и судебной практики, допускаемые при квалификации и назначении наказания за автотранспортные преступления, разработаны предложения и рекомендации по совершенствованию уголовного и административного законодательства об ответственности за правонарушения в области дорожного движения и практики его применения.

На защиту выносятся следующие основные результаты и положения, характеризующие новизну диссертации:

1. Принимая во внимание, что видовой объект предусмотренных главой 27 УК РФ преступлений не ограничивается безопасностью движения и эксплуатации транспорта, предлагается считать таковым транспортную безопасность. Под транспортной безопасностью как разновидностью общественной безопасности следует понимать применительно к главе 27 УК РФ систему общественных отношений, складывающихся в области транспортной деятельности и обеспечивающих усиленную защиту жизни и здоровья населения, собственности, окружающей среды при организации и управлении процессом эксплуатации и перемещения пассажиров и (или) грузов воздушным, водным (морским, речным), наземным (железнодорожным, автомобильным) и трубопроводным транспортом. Наименование главы 27 УК РФ изложить в следующей редакции: «Преступления против транспортной безопасности».

2. Основным непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, выступает система отношений, складывающихся в области транспортной безопасности и обеспечивающих повышенную охрану жизни и здоровья людей при эксплуатации и перемещении механическими транспортными средствами пассажиров и (или) грузов (автотранспортная безопасность).

3. Предметом преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, являются механические транспортные средства. Понятие механических транспортных средств целесообразно определить в УК РФ для целей его статьи 264 и поместить в примечании к этой статье. При этом под механическим транспортным средством в смысле ст. 264 УК РФ следует понимать такое транспортное средство, которое приводится в движение двигателем с рабочим объемом более 50 кубических сантиметров и (или) имеет конструктивную скорость более 50 километров в час, а также движение и эксплуатация которого регулируются нормативными предписаниями об обеспечении автотранспортной безопасности.

4. Совершенное виновным общественно опасное деяние, предусмотренное ст. 264 УК РФ, состоит как в нарушении правил дорожного движения, так и в нарушении правил эксплуатации транспортного средства, а равно в одновременном или разновременном нарушении правил дорожного движения и правил эксплуатации транспортного средства, если совершенные виновным действия (бездействие) взаимосвязаны между собой. Исходя из вышесказанного, предлагается изложить название ст. 264 УК РФ в следующей редакции: «Нарушение правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства». Соответствующие уточнения внести в диспозицию указанной статьи.

5. Под «правилами эксплуатации транспортных средств» применительно к ст. 264 УК РФ следует понимать установленную нормативными актами, правилами и руководствами по технической эксплуатации механических транспортных средств совокупность требований и предписаний об обеспечении лицами, управляющими механическими транспортными средствами, надлежащего технического состояния этого транспорта в целях создания безопасных условий дорожного движения и предупреждения возможного причинения вреда здоровью и жизни его участников (требования о содержании в техническо-исправном состоянии деталей и агрегатов транспортного средства, обеспечивающих безопасность перемещения, — тормозной системы, системы рулевого управления, колес и шин, световых и светосигнальных деталей, омывателя лобового стекла, запирающих устройств дверей и бортов кузова, буксировочных и сцепных устройствпредписания о недопущении перегруза транспортного средства, о надлежащем техническом обеспечении буксировки транспортного средства, о перевозке опасных, тяжеловесных и громоздких грузов, а равно пассажиров на рельсовых и безрельсовых маршрутных транспортных средствах).

6. С учетом принципов равенства граждан перед законом и экономии законодательного материала целесообразно обеспечить в УК РФ приблизительно одинаковую ответственность в отношении всех участников дорожного движения за преступное нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств путем объединения в одной статье УК РФ признаков составов преступлений, описанных в его статьях 264 и 268. Предлагаемую новеллу разместить в ч. 1 ст. 264 и изложить в следующей редакции: «1. Нарушение правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, — наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением водителя механического транспортного средства права управлять транспортным средством на срок до трех лет или без такового».

7. В типологии личности неосторожных правонарушителей необходимо выделять лиц — злостных нарушителей специальных правил. К последним в сфере автотранспортной безопасности следует относить тех участников дорожного движения, которые признавались виновными в грубом нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств неоднократно или систематически.

В целях установления систематического или неоднократного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств необходимо создание федеральной информационной базы об участниках дорожного движения, привлеченных к административной и уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Указанный тип личности неосторожного правонарушителя в области дорожного движения должен подвергаться более интенсивному предупредительному воздействию, в том числе путем назначения предусмотренного законом более строгого наказания с учетом сроков давности привлечения к административной и уголовной ответственности.

8. Разработанный диссертантом проект постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации механических транспортных средств» и пояснительная записка к нему.

Теоретическая и практическая значимость исследования связана с решением научных, законотворческих, правоприменительных и преподавательских задач. Положения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы при дальнейшем исследовании правовой системы обеспечения автотранспортной безопасности и механизма уголовно-правовой охраны жизни и здоровья участников дорожного движения, комплекса социально-экономических и юридических средств предупреждения преступных и административно наказуемых нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Значимость исследования состоит и в возможности применения его результатов в процессе дальнейшего совершенствования законодательства, а также в правоприменительной деятельности. Материалы исследования могут использоваться в учебном процессе высших учебных заведений при чтении курсов «Уголовное право. Особенная часть», «Криминология», спецкурсов «Транспортные преступления», «Преступления против общественной безопасности», в системе повышения квалификации работников суда, следствия и адвокатуры.

Апробация результатов исследования. Сформулированные в диссертации научные положения и выводы отражены в 8 публикациях, в том числе издании, рекомендованном ВАКом России. Результаты исследования докладывались и обсуждались на ежегодных научных конференциях преподавателей и сотрудников Самарского филиала ГОУ ВПО «Саратовский юридический институт МВД РФ» (2003;2006 гг.), а также на международной научно-практической конференции «Преступность и уголовное законодательство: реалии, тенденции и возможности позитивного и негативного взаимовлияния», г. Саратов, Саратовский Центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции, 15−16 марта 2004 г.- международной научно-практической конференции «История развития уголовного права и ее значение для современности», г. Москва, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 2627 мая 2005 г.- Второй Всероссийской научно-технической конференции «Состояние и перспективы развития сервиса: образование, управление, технологии», г. Самара, филиал ГОУ ВПО «Московский государственный университет сервиса», 17−18 октября 2006 и др. Учебное пособие и другие публикации автора по теме диссертации используются в учебном процессе в СФ СЮИ МВД РФ при преподавании курсов «Уголовное право России. Особенная часть» и «Криминология», на курсах повышения квалификации следователей и дознавателей ОВД Приволжского федерального округа.

Проект постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации механических транспортных средств», разработанный диссертантом, направлен в Управление анализа и обобщения судебной практики Верховного Суда Российской Федерации.

Объем и структура исследования. Настоящее диссертационное исследование выполнено в объеме, отвечающим требованиям ВАК России. Структура работы определяется целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих восемь параграфов, заключения, списка использованных источников и приложения. Диссертация выполнена на 225 листах.

Заключение

.

Повышение уровня благосостояния российского населения обуславливает высокие темпы автомобилизации. В условиях роста автомобилизации проблема обеспечения безопасности дорожного движения чрезвычайно актуальной. В последние десятилетие в России наблюдается усиление негативных тенденций в сфере автотранспортной безопасности. Сегодня стало очевидным, что указанную проблему не решить частичной или полной декриминализацией отдельных видов транспортных преступлений, в ходе уголовно-правовых реформ, когда, к примеру, из состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК, был исключен такой конструктивный признак объективной стороны как причинение по неосторожности средней тяжести вреда здоровью, а ст. 265 УК (оставление места дорожно-транспортного происшествия) утратила силу. Таким путем, можно снизить лишь статистические показатели автотранспортных преступлений, а показатели аварийности на отечественных дорогах, количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших тяжкие последствия, состоящие в корреляционной связи с рассматриваемой преступностью, остаются неизменно высокими. Следует подчеркнуть, что сегодня указанная проблема обсуждается в высших органах власти, принята федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 -2012 годах», в рамках которой планируется потратить на профилактические мероприятия в рассматриваемой сфере материальные ресурсы на сумму 53 млрд. рублей. Однако, острота проблемы обеспечения безопасности дорожного движения предопределяет возникновение и иных предложений. В Правительстве РФ сегодня активно обсуждаются законопроекты, об усилении уголовной ответственности за управлением автомобилем в состоянии опьянения, за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации механических транспортных средств, повлекшие по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека и др.339 Такие меры уголовной ответственности уже существовали в отечественном законодательстве, в частности в УК РСФСР 1960 г., и уже тогда была выявлена нецелесообразность и неэффективность подобных репрессий. Уровень аварийности не снижался, а к уголовной ответственности привлекалось достаточно большое число лиц, относящихся к числу случайных правонарушителей. В настоящем исследовании предлагается подходить к проблеме обеспечения безопасности дорожного движения более взвешено и обосновано. Согласно положениям ст. 4 УК РФ все равны перед законом. Этот принцип должен быть соблюден при построении уголовно-правовых норм об ответственности за транспортные преступления, где исключается «приоритет» одного нарушения Правил, над другими, «превалирование» одного субъекта над другими участниками дорожного движения и т. п. В связи с этим обоснованным является предложение об исключении из УК РФ ст. 268 и установления общих оснований уголовной ответственности для всех участников дорожного движения. Вопрос о необходимости более строго отношения закона к лицам злостно или систематически нарушающим правила дорожного движения и правила эксплуатации механических транспортных средств, целесообразно решать путем индивидуализации уголовной ответственности судом, поскольку только так можно выяснить все условия совершения автотранспортного преступления и назначить виновному справедливое наказание. Критерии определения злостного правонарушителя следует установить в руководящем постановлении Пленума Верховного Суда РФ. Проект такого постановления разработан в ходе настоящего исследования.

По нашему мнению, ситуация в сфере обеспечения безопасности дорожного движения не позволяет доктрине ограничиваться рассмотрением только вопросов о мерах уголовной ответственности и наказаниям к лицам, совершившим автотранспортные преступления. Должны быть продолжены исследования вопросов квалификации таких деликтов, уяснения содержания отдельных при.

339 См.: Mass Media: Правительство намерено ввести уголовную ответственность для пьяных водителей // www.rambler.ru/news/russia/BecTH.Ru. 2006. 25 октября. знаков составов автотранспортных преступлений и т. п. В этой связи мы констатируем, что под непосредственным объектом такого общественно-опасного деяния следует понимать безопасность дорожного движения и безопасность эксплуатации механических транспортных средств. В настоящем исследовании дано определение, и раскрыты признаки понятия «нарушений правил эксплуатации». Уточнены признаки предмета рассматриваемого преступления и разработано предложение о закреплении понятия механических транспортных средств в уголовном законе и др.

Современная ситуация в сфере автотранспортной безопасности вынуждает вновь обратить к исследованию причин и условий возникновения, роста дорожно-транспортных происшествий и автотранспортных преступлений. Анализ криминологических аспектов позволяет сделать вывод, что указанные явления порождены не одной какой-либо причиной, а многоуровневым причинным комплексом. Это важно учитывать при проведении профилактических мероприятий в рассматриваемой сфере. В принятой федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 — 2012 годах» такой причинный комплекс учтен. В программе также оценено реальное состояние аварийности на отечественных дорогах, определены стратегические мероприятия, направленные на снижение количества дорожно-транспортных происшествий и тяжести их последствий. Отрадно заметить, что в обозначенном документе отражены предложения доктрины, связанные с усовершенствованием системы предупреждения отклоняющего поведения в сфере дорожного движения. Поэтому оправданы ожидания, что ситуация в рассматриваемой сфере улучшится, если данная программа будет надлежащим образом реализована. В связи с принятием указанной программы доктрине следует обратить внимание на качество проводимых профилактических мероприятий, проводить мониторинг уровня аварийности и автотранспортной преступности, постоянно рассматривать вопросы об усовершенствовании обозначенной программы. Наши предложения в данном аспекте связаны с концентрацией профилактических мероприятий на тех лицах, кто систематически и злостно нарушает правила дорожного движения и эксплуатации механических транспортных средств. Такой тип водителей не только часто совершают дорожно-транспортные происшествия, рискуя своей жизнью, здоровьем, но и оказывают неблагоприятное влияние на автотранспортную безопасность в целом. Указанные водители создают опасные ситуации на дорогах, которые требуют от других участников движения экстремальных усилий для избежания столкновений. Не все могут приложить такие усилия в силу своих психофизиологических особенностей и имеющихся навыков, опыта управления транспортным средством. Кроме того, девиантное поведение злостного типа водителей обладает «заразительностью» и вызывает желание у других участников дорожного движения следовать их примеру. Известный принцип — «ему можно, а почему мне нельзя?», порождает новых правонарушителей в сфере дорожного движения.

Предложения по усовершенствованию законодательства и профилактических мероприятий в сфере автотранспортной безопасности не претендуют на исключительность. Проблема обеспечения безопасности дорожного движения достаточно широкая и многогранная. Она требует постоянного анализа уровня и динамики аварийности и автотранспортной преступности, состояния законодательства и его соответствия современным реалиям. Практика постоянно нуждается в предложениях по дальнейшему усовершенствованию нормативно-правовой базы и системы предупреждения отклоняющегося поведения в сфере дорожного движения. Поэтому исследования в данной области должны быть продолжены.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые акты и иные официальные документы
  2. Конвенции «о дорожном движении, дорожных знаках и сигналах» от 8 ноября 1968 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXIII. М., 1979. С. 396 587.
  3. Модельный Уголовный кодекс государств участников СНГ // Правоведе-нье. 1996. № 12.
  4. Конституция Российской Федерации. М.: Изд-во «Проспект», 2000.
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации. М.: Изд-во «Юрайт», 2005.
  6. Уголовный кодекс РСФСР. М.: Изд-во «Юрид. лит.», 1994.
  7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. М.: Изд-во «Проспект», 2006.
  8. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. М.: Изд-во «СПАРК», 2000.
  9. Гражданский кодекс Российской Федерации. ч.1, ч. 2, ч. 3. М.: Изд-во «Юрид. лит.», 2005.
  10. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. М.: Изд-во «Юрид. лит.», 2005.
  11. Указ Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 25. Ст. 2897.
  12. Указ Президента РФ от 26 сентября 2006 г. № 1042 «О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 39. Ст. 4040.
  13. Постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 г. № 647 об утверждении «Правил учета дорожно-транспортных происшествий» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 28. Ст. 681- 1997. № 49. Ст. 5601- 1998. № 32. Ст. 3910. 2000. № 6. Ст. 776.
  14. Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 № 100 о федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 -2012 годах» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 9. Ст. 1020.
  15. Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2006 № 237 «О создании правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 18. Ст. 2004.
  16. Распоряжение Правительства РФ от 17 октября 2005. № 1707-р о концепции федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 2012 годах» // Собрание законодательства РФ. 2005. № 43. Ст. 4444.
  17. Государственный доклад о безопасности дорожного движения // Автомобильный транспорт. 2001. № 11.
  18. Государственный доклад о состоянии безопасности дорожного движения // Российская газета. 2003. 17 сентября.
  19. Приказ МВД РФ от 25 декабря 2004 г. № 8273 «О мерах по совершенствованию организации раскрытия и расследования дорожно-транспортных происшествий».
  20. Приказ Министерства транспорта РФ от 28 октября 1995 г. «О правилах технической эксплуатации и содержании подвижного автомобильного транспорта» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 50. Ст. 4873.
  21. Приказ Министерства транспорта РФ от 8 августа 1995 г. об утверждении «Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» // Российские вести. 1996. 25 января.
  22. Приказ Министерства транспорта РФ от 8 января 1997 г. об утверждении «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1997. N11.
  23. Приказ Министерства транспорта РФ от 22 августа 2005 г. «О государственной концепции обеспечения транспортной безопасности Российской Федерации» // Транспорт России. 2005. № 34.
  24. Руководство по эксплуатации автомобилей ВАЗ 21 083, 21 093, 21 099 и их исполнений (состояние на 13.08.2003). Тольятти, 2003.
  25. Материалы судебной практики
  26. Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (РФ) по уголовным делам. М.: Изд-во «Спарк», 1999. 560 с.
  27. Бюллетень Верховного Суда СССР. 1966. № 1.
  28. Бюллетень Верховного Суда СССР. 1969. № 5.
  29. Бюллетень Верховного Суда СССР. 1989. № 4.
  30. Бюллетень Военной коллегии Верховного Суда СССР. 1991. № 2.
  31. Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1973. № 12.
  32. Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1974. № 8.
  33. Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1979. № 4.
  34. Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1984. № 1.
  35. Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 6.
  36. Бюллетень Верховного Суда РФ. 1995. № 11.
  37. Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 12.
  38. Бюллетень Верховного Суда РФ. 1997. № 10.
  39. Бюллетень Верховного Суда РФ. 2001. № 8.
  40. Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. № 4.
  41. Сборник Постановлений Президиума и определений Судебной коллегии по уголовным делам Верховного, Суда РСФСР 1971−1979 гг. М.: Изд-во «Юрид. лит.», 1981.-697 с.
  42. Сборник судебно-следственной практики по уголовным делам об автотранспортных преступлениях. Горький: Изд-во «ВСШ МВД», 1986. 140 с.
  43. Практика прокурорского надзора при рассмотрении судами уголовных дел. Сборник документов. М.: Изд-во «Юрид. лит.», 1987. 140 с.
  44. Из практики прокурорского надзора по уголовным делам // Законность. 2002. № 4.
  45. Архив Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области за 2002 г. Уголовное дело № 1−0918/02.
  46. Архив Кировского районного суда г. Самары за 2004 г. / Уголовное дело № 200 412 567 (арх. № 1−1218/04).
  47. Архив Новокуйбышевского городского суда Самарской области за 2003 г. / Уголовное дело № 200 242 241 (арх. 1−161/03).
  48. Архив ГУВД Самарской области за 2003 г. / Уголовное дело № 2 003 120 294.
  49. Архив ГУВД Самарской области за 2003 г. / Уголовное дело № 2 003 057 885.
  50. Ф.Н. Теоретические основы технической эксплуатации автомобилей. М.: Изд-во «Транспорт», 1985. 87 с.
  51. П.В. Бандитизм: социально-политическое, криминологическое и уголовно-правовое исследование. Саратов: Изд-во «СЮИ МВД РФ», 2002. -152 с.
  52. Н.С. Транспортные преступления. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1957. 244 с.
  53. С.С. Право: азбука теория — философия: Опыт комплексного исследования. М.: Изд-во «Статут», 1999. — 512 с.
  54. М.К. Преступления против жизни. М.: Изд-во «Юрид. лит.», 1964. -191 с.
  55. И.Н., Баженов Ю. В., Коновалов С. И. Техническая эксплуатация автомобилей. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. 320 с.
  56. В.И., Неверов В. И., Попова В. В. Квалификация и расследование дорожно-транспортных преступлений: Учебное пособие. Саратов: Изд-во «Саратовский юридический институт МВД России», 2005. 82 с.
  57. А.Г. Имущественные преступления. Самара: Издательство «Самарский университет», 2002. 359 с.
  58. .Л. Общая теория права. М.: Изд-во «Правоведенье», 2000. 197 с.
  59. А.Н., Громов В. Г., Шляпникова О. В. Основы криминологии и профилактики преступлений. Учебное пособие. Саратов: Изд-во «СЮИ МВД РФ», 2000.-128 с.
  60. Военно-уголовное законодательство Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под общ. ред. Н. А. Петухова. М.: Изд-во «Право-веденье», 2004. 704 с.
  61. P.P. Уголовное право. Общая часть: Учебник. Краснодар, 1999. 604 с.
  62. Л.Д. Квалификация преступлений: закон, теория, практика. М.: Изд-во АО «Центр ЮрИнфоР», 2003. 448 с.
  63. Г. Ф. Сочинения. Т. 5. М.: Политиздат., 1937. 663 с.
  64. М.С. Технические преступления. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1992.-118 с.
  65. П.С. Неосторожность. Уголовно-правовые и криминологические проблемы. М.: Изд-во «Юрид. лит.», 1977. 278 с.
  66. П.С. Социальные отклонения. М.: Изд-во «Наука», 1984. 278 с.
  67. И.Н. Уголовно-правовая охрана общественного порядка. М.: Изд-во «Юрид. лит.», 1973. 211 с.
  68. А.И., Завидов Б. Д., Селиванов Н. А. и др. Расследование дорожно-транспортных происшествий. Справочно-методическое пособие. М.: Изд-во «Лига Разум», 1998. 448 с.
  69. С.Н. Дорожно-патрульная служба. Пособие для сотрудника ГИБДД. М.: Изд-во «Спарк», 2000. 596 с.
  70. С.А. Ответственность за преступления на автотранспорте. М.: Го-сюриздат, 1956. 213 с.
  71. Г. И. Обследование больных при тяжелой травме в экстренных ситуациях. Общая травматология и хирургия. М.: Изд-во «Медицина», 1993. -347с.
  72. К. Безопасность движения: прошлое, настоящее, будущее: Пер. с франц. / Под ред. В. И. Жулева. М.: Изд-во «Юрид. лит.», 1983. 224 с.
  73. В.И. Предупреждение дорожно-транспортных происшествий. М.: Изд-во «Юрид. лит.», 1989. 224 с.
  74. Н.Г., Корабельников С. М. Ответственность за дорожно-транспортные преступления и деятельность органов внутренних дел по их предупреждению. М., 1990. 109 с.
  75. Ф.Ш., Косоплечее Н. П. Предупреждение преступлений в регионах: состояние, опыт. М.: Изд-во «Лига разум», 1997. 197 с.
  76. С.М. Зарубежная криминология. М.: Изд-во «Юрид. лит.», 1997. -412 с.
  77. Е.А., Козаченко И. Я. Причинная связь в автотранспортных преступлениях в призме экспертных оценок. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 1991. 112 с.
  78. В.И., Корчева З. Г. Вопросы квалификации транспортных преступлений. Киев: Изд-во ВШ МВД, 1988. 87 с.
  79. И.И. Современные проблемы уголовного права и криминологии. М.: Изд-во «Наука», 1997. 197 с.
  80. В.Е. Преступная неосторожность. Социальные и криминологические проблемы. Владивосток, 1986. 280 с.
  81. Е.К. Интересы трудящихся и уголовный закон. Алма-Ата: Изд-во государственного университета, 1973. 256 с.
  82. Е.В. Ответственность за нарушения безопасности движения городского транспорта. М.: Госюриздат, 1966. 250 с.
  83. Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Отв. ред. А. И. Бойко. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. 899 с.
  84. Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Отв. ред. J1. J1. Кругликов. М.: Изд-во «Волтерс Клувер», 2005. 1104 с.
  85. Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Под ред. А. В. Наумова. М. Изд-во «НОРМА», 1996. 967 с.
  86. Комментарий к Уголовному кодексу РСФСР / Под ред. Ю. Д. Северина. М.: Изд-во «Правоведенье», 1985. 933 с.
  87. Комментарий к Уголовному кодексу РФ. Особенная часть / Под. ред. Ю. И. Скуратова и В. М. Лебедева. М.: Изд-во «ИНФРА-М-НОРМА», 1996. 990 с.
  88. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю. И. Скуратова и В. М. Лебедева. М.: Изд-во «ИНФРА-М-НОРМА», 2000. -969 с.
  89. Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Отв. ред. В. И. Радченко. М.: Изд-во «Вердикт», 1996. 978 с.
  90. Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Отв. ред. А. И. Рарог. М.: Изд-во «Проспект», 2004. 980 с.
  91. А.И. Транспортные преступления. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2003. 406.
  92. Ш. Корчагин А. Г. Неосторожные преступления в области использования техники. Владивосток, 1993. 139 с.
  93. З.Г. Ответственность за транспортные преступления. Харьков: Изд-во государственного университета, 1965. 197 с.
  94. Криминология: Учебник / Под ред. В. Н. Бурлакова и Н. М. Кропачева. СПб.: Изд-во «Питер», 2005. 427 с.
  95. Криминология: Учебник / Под ред. А. И. Долговой. М.: Изд-во «НОРМА», 2002. 848 с.
  96. Криминология: Учебник / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, Г. М. Миньковского. М.: Изд-во Московского университета, 1994. 415 с.
  97. Криминология: Учебное пособие / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой. М.: Изд-во «Проспект», 2006. 328 с.
  98. Криминология: Учебник / Под ред. В. Н. Кудрявцева и В. Е. Эминова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во «Юристъ», 2005. — 734 с.
  99. Криминология: Учебник для ВУЗов / Под ред. В. Д. Малкова. М., 2006. -764 с.
  100. JI.JI., Васильевский А. В. Дифференциация ответственности в уголовном праве. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002. 300 с.
  101. JI.JI. Практикум по уголовному праву. Общая часть. Особенная часть: Учеб. пособие. М.: Изд-во «БЕК», 2002. 434 с.
  102. В.Н. Общая теория квалификации преступлений. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во «Юристъ», 1999. 314 с.
  103. В.Н. Объективная сторона преступления. М.: Изд-во «Юрид. лит.», 1960.-94 с.
  104. В.Н. Преступность и нравы переходного общества. М.: Изд-во «Проспект», 2002. 490 с.
  105. В.Н. Стратегии борьбы с преступностью. М.: Изд-во «Юрид. лит.», 2003.-211 с.
  106. Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации. М., 1984. -299 с.
  107. Н.Ф. Преступление и преступность. М.: Изд-во Московского унта, 1969.-357 с.
  108. А.С. Борьба с автотранспортными преступлениями. Омск: ВШМ МВД СССР, 1981 -98 с.
  109. .А. Автотранспортные преступления. М.: Изд-во «Юрид. лит.» 1970.-210 с.
  110. Курс российского уголовного права. Особенная часть. Т.4. Учебник для вузов / Отв. ред. Г. Н. Борзенков и B.C. Комисаров. М.: Изд-во «Зерцало М», 2002.-359 с.
  111. Курс уголовного права: Общая часть: Т. 1 / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, И. М. Тяжковой. М.: Изд-во «Юристъ», 1999. 489 с.
  112. Курс российского уголовного права. Особенная часть / Под ред. В. Н. Кудрявцева, А. В. Наумова. М.: Изд-во «Юристъ», 2002. 646 с.
  113. Курс советского уголовного права. Т. 5. JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1981. -789 с.
  114. А.Г. Профилактика преступлений. М.: Изд-во «Наука», 1972. 167 с.
  115. В.В. Преступность XX века: мировые, региональные и российские тенденции. М.: Изд-во «Волтерс Клувер», 2005. 912 с.
  116. В.В. Проблемы квалификации дорожно-транспортных преступлений. М.: Изд-во «Юрид. лит.», 1979. 98 с.
  117. В.В. Состав и квалификация дорожно-транспортных преступлений и административных правонарушений. М.: Изд-во «Юрайт», 2003. 43 с.
  118. И.Г. Происшествия и правонарушения на автомототранспорте и городском электротранспорте. Саратов: Изд-во государственного университета, 1968.-198 с.
  119. П.С. Ответственность за преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения. М.: Изд-во «Юрид. лит.», 1964. 233 с.
  120. А.В. Российское уголовное право. Курс лекций. Общая часть. Том 1. М.: Изд-во «Юрид. лит.», 2004. 496 с.
  121. А.В. Российское уголовное право. Общая часть. Курс лекций. М.: Изд-во «БЕК», 1996. С. 168.
  122. В. А. Ответственность за неосторожные преступления. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002. 223 с.
  123. .С. Объект преступления по советскому уголовному праву. М.: Изд-во «Юрид. лит.», 1960. 197 с.
  124. Г. П. Учение об объекте преступления. Методологические аспекты М.: Изд-во «Спарк», 2001. 230 с.
  125. Основания уголовно-правового запрета. Криминализация и декриминализация / Отв. ред. В. Н. Кудрявцев, A.M. Яковлев. М.: Изд-во «Наука», 1982. -379 с.
  126. B.C. Ответственность за нарушения правил дорожного движения. М.: Изд-во «Юрид. лит.», 1975.- 225 с.
  127. Н.И. Квалификация дорожно-транспортных преступлений. Волгоград: ВСШ МВД РФ, 2001. 54 с.
  128. Н.И. Уголовное право в системе межотраслевых связей. Волгоград, 1998.-298 с.
  129. А.А. Учение о преступлении. М.: Госюриздат, 1961. 89с.
  130. С.В. Основные начала науки уголовного права: Общая часть уголовного права. М., 1912. 98 с.
  131. Проблемы общей теории права и государства: Учебник / Отв. ред. B.C. Нерсесянц. М.: Издательская группа «НОРМА-ИНФРА М», 1999. 617 с. о
  132. Преступность и правосудие: ответы на вызовы XXI века. Нью-Йорк, 2000. -397 с.
  133. А.И. Субъективная сторона и квалификация преступлений. М.: Изд-во «Профобразование», 2001. 133 с.
  134. И. Объективная сторона преступления. М.: Госюриздат, 1957. -79 с.
  135. Российское уголовное право. Особенная часть: Учебник / Под ред. М. П. Журавлева и С. И. Никулина. М.: Изд-во «НОРМА», 1998. 626 с.
  136. Российское уголовное право: В 2-х т. / Под ред. А. И. Рарога. М.: Изд-во «Профобразование», 2003. 600 е., — 872 с.
  137. Ф.К. Криминология и предупреждение преступлений. М.: Изд-во «Наука», 1993. 399 с.
  138. А.Б. Учение о личности преступника и его значение в профилактической деятельности ОВД. М.: Изд-во «Юрид. лит.», 1984. 301 с.
  139. Н. Д. О значении причинной связи в уголовном праве. Т. 1. Ярославль, 1880. -213 с.
  140. О.Д. Психология уголовной ответственности. М.: Изд-во «Наука», 1998.-317 с.
  141. Совершенствование мер борьбы с преступностью в условиях научно-технической революции /Отв. ред. В. Н. Кудрявцев, М.: Изд-во «Правоведе-нье», 1980.-254 с.
  142. Н.С. Русское уголовное право. Т. 1. Тула, 2001 387 с.
  143. Н.С. Русское уголовное право. Часть Общая. Т. 2. М.: Изд-во «Юрид. лит.», 1994. 865 с.
  144. Тенденции преступности, ее организованности, закон и опыт борьбы с терроризмом / Под общ. ред. А. И. Долговой. М.: Изд-во «НОРМА», 2006. 848 с.
  145. Тер-Акопов А. А. Ответственность за нарушение специальных правил поведения. М.: Изд-во «Юрид. лит.», 1995. 97 с.
  146. И.М. Неосторожные преступления с использованием источников повышенной опасности. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002. -279с.
  147. Уголовный кодекс РФ: Научно-практические комментарий / Под ред. Н. И. Ветрова. М.: Изд-во «Новый юрист», 2001. 597 с.
  148. Уголовный кодекс РФ. С комментарием Б. В. Волженкина и предметно-постатейным указателем. СПб., 1996. 246 с.
  149. Уголовный кодекс ФРГ. М.: Изд-во «Проспект», 2000. 263 с.
  150. Уголовное право России. Общая часть / Отв. ред. Б. В. Здравомыслов. М.: Изд-во «Юристъ», 1996. 512 с.
  151. Уголовное право. Общая часть / Под ред. А. И. Рарога. М.: Изд-во «Триада. Лтд», 1997.-671 с.
  152. Уголовное право России: Учебник для вузов: В 2 т. Т. 1. Общая часть / Отв. ред. А. Н. Игнатов, Ю. А. Красиков. М.: Изд-во «НОРМА», 1998. 490 с.
  153. Уголовное право России. Часть Особенная: Учебник для вузов / Отв. ред. Л. Л. Кругликов. 2-е изд., перраб. и доп. М.: Изд-во «Волтерс Клувер», 2004. -880 с.
  154. Уголовное право. Особенная часть: Учебник / Под ред. В. Н. Петрашева. М.: Изд-во «Приор», 1999. 823 с.
  155. Уголовное право. Общая часть: Учебник для вузов / Отв. ред. И .Я. Коза-ченко, З. А. Незнамова. М.: Изд-во «ИНФРА-М-НОРМА», 1997. 497 с.
  156. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / Отв ред. А. И. Рарог. М.: Изд-во «Юристъ», 2001. 638 с.
  157. Уголовное право России. Часть Общая / Отв. ред. Л. Л. Кругликов. М.: Изд-во «БЕК», 1999. 90 с. 177. фон-Лист Ф. Учебник уголовного права: Общая часть. М., 1903.
  158. В.В. Научно-техническая революция и актуальные проблемы уголовного права. Калинин, 1988. 99 с.
  159. А.И. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Научно-практический комментарий. Ульяновск: Изд-во «Дом печати», 1997. 64 с.
  160. И.К. О причинах автотранспортных преступлений. М.: Госиздат, 1974. 87 с.
  161. Г. Г. Криминология. М., 2001. 367 с.
  162. Н.В. Дорожно-транспортные происшествия в антропотехниче-ской системе «дорожное движение». Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2001. 315 с.
  163. В.А. Субъективное вменение и его значение в уголовном праве. Тольятти, 1998 267 с.
  164. Научные статьи, периодические публикации184. «15 суток без права руля» обсуждение проектов о внесении изменении в Кодекс об административных правонарушениях в сфере безопасности дорожного движения // Аргументы и факты. 2006. № 7.
  165. М., Векленко В. Проблемы толкования оценочных категорий уголовного закона // Уголовное право. 2003. № 3.
  166. В. Гражданская война на асфальте // Росс, газета. 2003. 17 сентября.
  167. О., Велетминский И. Рейс без опасности. Терроризм не исчерпывает рисков на транспорте // Российская газета. 2005. 15 сентября-
  168. В автокатастрофе погиб губернатор России // Комсомольская правда. 2005. № 124 (23 558).
  169. В.В., Никитин В. И. Криминологическая характеристика водителей, скрывшихся с мест дорожно-транспортных происшествий // Совершенствование административной деятельности органов внутренних дел. Труды Академии МВД России. М., 1994.
  170. В. Реализация КоАП РФ // Законность. 2003. № 3.
  171. Война на дорогах. Чаще всего на дороге разбиваются насмерть молодые мужчины // Комсомольская правда. Приложение «Автомобили Самара». 2004. 20 апреля.
  172. Выступление Президента России на заседании Госсовета 15 ноября 2005 г. // Интернет издание. 2005. № 47. 16 ноября.
  173. Ю.В. и др. Самый гуманный УК в мире. // Известия. 2004. 6 марта.
  174. А., Сухарев Е.О квалификации дорожно-транспортных преступлений // Советская юстиция. 1980. № 8.
  175. А. Кодекс автоубийства. Закон слишком либерален к водителям, оставляющим сбитого человека без помощи // Российская газета. 2005. 26 августа.
  176. Государство выделить на дорогу 53 млрд. рублей. Почти четверть из этих денег выделена на пропаганду пешеходов и водителей // Комсомольская правда. 2006. 28 февраля.
  177. С.Н. Государственная система обеспечения безопасности дорожного движения миф или реальность? // Законодательство и экономика. 2002. № 10.
  178. В.А. Понятие «транспортирование грузов» и «перевозка грузов» в российском законодательстве // Право и экономика. 1999. № 11.
  179. О. К вопросу о понятии объекта преступления в уголовном праве // Уголовное право. 2003. № 1.
  180. В.Г. Особенности квалификации дорожно-транспортных преступлений по объективной стороне // Вестн. Удмуртск. Ун-та. 1992. № 2.
  181. В.Г. Детерминация, инициация, детерминизм // Проблемы диалектики. 1972. Вып. 1.
  182. В.В. Вопросы борьба с неосторожной преступностью // Современные проблемы уголовного права. Сб. науч. трудов. М., 1981.
  183. А. 300 млрд. руб. в год убытки от ДТП. В. Путин. Убрать с дороги хамов! // Аргументы и факты. 2005. № 47.
  184. JI.JT. К вопросу о классификации объектов преступлений // Уголовная ответственность: основания и порядок реализации. Самара, 1990.
  185. В.В. Технический прогресс и уголовное законодательство // Росс, юстиция. 1999. № 10.
  186. В.В. Форма вины в дорожно-транспортных правонарушениях // Росс, юстиция. 2002. № 12.
  187. Ю. Квалификация автотранспортных преступлений // Советская юстиция. 1969. № 18.
  188. В., Хабибуллин М. Установление причинной связи по делам об автотранспортных преступлениях // Советская юстиция. 1991. № 14.
  189. И. Аварийность. Итоги 2004 года. Кажется, мы все сошли с ума. // За рулем. 2005. № 04.
  190. И. Построение пройденного // За рулем. 2005. № 5 (886).
  191. Г. В. Эволюция понятия невменяемости // Государство и право. 1993. № 3.
  192. В.А. О проблеме изучения причин преступности // Вопросы борьбы с преступностью. Сб. науч. трудов. Вып. 41. М., 1986.
  193. М. Смертельный номер исполняется. Почему опасны «маршрутки» // За рулем. 2005. № 6 (888).
  194. В. К вопросу о степени вины в уголовном праве // Уголовное право 2006. № 3.
  195. Н.С. Вопросы научной обоснованности методик исследования причинности судебным автотехническим экспертом // Криминалистика и судебная экспертиза. 1983. Вып. 27.
  196. Самые «убийственные» нарушения // Аргументы и факты. 2005. № 47.
  197. С. Особенности установления субъективной стороны преступления в сфере использования транспорта // Транспортное право. 2001. № 2.
  198. Е. Лихачам кодекс не писан? Оказывается, штрафы за нарушения Правил дорожного движения можно не платить // Российская газета. Приложение «Средняя Волга». 2003. № 244. 2 декабря.
  199. М.Д. Причинная связь в уголовном праве / Ученые труды ВИЮН.Вып. 10. М., 1947.
  200. С.И. Классификация объектов преступлений по вертикали // Пять лет действия УК РФ: итоги и перспективы. Сб. науч. статей. М., 2003.
  201. Mass Media: Правительство намерено ввести уголовную ответственность для пьяных водителей // www.rambler.ru/news/russia/BecTH.Ru. 2006. 25 октября.
  202. Диссертации и авторефераты
  203. Т.А. Причинение вреда в экстремальных условиях осуществления профессиональной деятельности на транспорте (уголовно-правовые аспекты): Автореф. дисс. канд. юрид. Наук. Рязань, 2004.
  204. О.Н. Преступное нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и их предупреждение. Криминологический и уголовно-правовой аспекты. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. СПб., 2005.
  205. А.П. Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2002.
  206. В.И. Ответственность за нарушение трудовой дисциплины на автотранспорте по советскому уголовному праву. Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. Киев, 1959.
  207. А.В. Уголовная ответственность за совершение автотранспортных преступлений в условиях провоцирующих ситуаций. Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. М., 1998.
  208. Jl.В. Криминологическое исследование дорожно-транспортных преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Омск, 2005.
  209. М.С. Преступления против общественной безопасности в сфере взаимодействия человека и техники: Автореф. дисс. докт. юрид. наук. Свердловск, 1975.
  210. И.А. Криминологическая характеристика преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и его предупреждение: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Казань, 2004.
  211. Ф.А. Борьба с преступными нарушениями правил движения и использования автотранспорта водителями (по материалам Азербайджанской СССР). Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1973.
  212. В.В. Предупреждение уголовно наказуемых нарушений правил безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1995.
  213. О.А. Взаимная вина в уголовном праве: Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. Самара, 2006.
  214. В.В. Уголовно правовая характеристика преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения, и их квалификация. Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. М., 2004.
  215. А.В. Уголовная ответственность за недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Омск, 2002.
  216. Л. В. Дорожно-транспортные преступления: проблемы законодательного конструирования составов и дифференциации ответственности участников дорожного движения. Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. Волгоград, 2005.
  217. О.А. Частный интерес в системе объектов уголовно-правовой охраны: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Волгоград, 2005.
  218. А.Г. Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. Тюмень, 2006.
  219. Д.В. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. М., 2004.
  220. З.Б. Причинность в дорожно-транспортном преступлении. Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. Красноярск. 2001.
  221. В.Г. Общественно опасные последствия в уголовном праве: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Самара, 2006.
  222. .В. Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с автотранспортными преступлениями. Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. М., 1992.
  223. М.В. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: уголовно- правовой и криминологический аспекты: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2004.
  224. А.А. Уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с преступлениями против безопасности движения и эксплуатации автотранспорта: Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. М., 2002.
  225. И.Р. Неосторожное сопричинение в советском уголовном праве. Автореферат дисс. .канд. юрид. наук. Свердловск, 1985.
  226. Краткая философская энциклопедия. М.- Изд-во «Наука», 1994. 1009 с.
  227. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. 2-е изд. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1983. 1289 с.
  228. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 2-е изд. исправ. и доп. М.: Изд-во «АЗЪ», 1994. 1123 с.
  229. Преступность и правонарушения в СССР. 1990: Статистический сборник. М.: Изд-во «Юрид. лит.», 1991. 384 с.
  230. Преступность и правонарушения (1994−1998): Статистический сборник. М.: Изд-во «Юрид. лит.», 1999. 389 с.
  231. Россия в цифрах: Краткий статистический сборник. М.: Изд-во «Лига Разум», 2002.-817 с.
  232. Strassenverkehersrecht StVG, StVO, StVZ. Verwarnungs und Bussgeldkata-log. Verkehrszeichen nach dem Einigungsvertrag. Deutscher Taschenbuch Verlag. 1997.
Заполнить форму текущей работой