Педагогические условия профессионального самоопределения будущих инженеров в компьютерных средах
В указанных трудах отмечается, что профессиональная деятельность современного инженера детерминируется спецификой среды, в которой она реализуется В силу этого профессиональное самоопределение будущего инженера вне такой среды затруднено, и, следовательно, целевой, содержательный и процессуальные компоненты данного процесса в значительной степени определяются спецификой профессиональной… Читать ещё >
Содержание
- 1. Профессиональное самоопределение будущего инженера в современных условиях
- 1. 1. Профессиональное самоопределение будущего инженера как педагогическая проблема
- 1. 2 Особенности профессионального самоопределения будущего инженера в компьютерных средах
- 2. Моделирование и экспериментальная реализация педагогических * условий профессионального самоопределения будущих инженеров в компьютерных средах
- 2. 1 Модель подготовки будущего инженера в компьютерных средах
- 2. 2 Экспериментальная реализация системы ситуаций профессионального самоопределения будущих инженеров
Педагогические условия профессионального самоопределения будущих инженеров в компьютерных средах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Стремление России быть конкурентоспособной страной существенно меняет представление о современных специалистах Выпускник высшего профессионального образовательного учреждения должен быть высокопрофессиональным компетентным специалистом, не столько владеющим большим объемом информации, сколько способным самостоятельно быстро приобретать профессиональные знания, уверенно ориентироваться в различных областях науки и техники, обладающим умениями и навыками самообучения Разработка проблем, связанных с профессиональным самоопределением выпускников вузов, приобретает принципиальное значение для решения важнейших задач в нашей стране.
Исследования, проведенные центром социологии молодежи Института социально-педагогических исследований Российской академии наук под руководством проф В И Чупрова, показывают, что подавляющее большинство (более 80%) молодых людей достигают профессиональной зрелости и экономической состоятельности лишь к 30 годам, т. е за пределами молодежного возраста Трудности профессионального самоопределения выпускников вузов порождены нестабильностью общества в целом, кризисом привычных норм и ценностей жизни людей в нашем государстве Они обусловлены и такими факторами, как устранение системы государственного распределения, безработица, нехватка рабочих мест для молодых специалистов с высшим образованием, расширение сферы выбора направлений, форм и способов профессионального самоопределения.
Анализ подходов к модернизации современной системы высшего профессионального образования показывает, что процесс профессионального самоопределения личности должен рассматриваться как целостный непрерывный процесс общекультурного и профессионального становления специалиста (Н.М Борытко, АЛ Вербицкий, Б С Гершунский, В И. Жуков, Б Б Коссов, Н К. Сергеев, С. Д. Смирнов, Ю Г Татур).
Необходимость существенных изменений в системе подготовки профессиональных кадров связана с появлением таких ценностей в обществе, как саморазвитие, самоизменение, самообразование, самоопределение личности, ставших основой педагогической парадигмы личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В В Сериков, А П Тряпицына, И С Якиманская и др).
Исследования феномена профессионального самоопределения позволили определить его структуру (Е, А Климова, Н.С. Пряжников), смыслообразующую и самодетерминирующую сущность (НМ Борытко, М Р Гинзбург) и качественные показатели через систему мотивов выбора профессии (Н С Андреева).
Исследованию различных аспектов использования информационных и коммуникационных технологий в профессиональном образовании посвящены работы многих ученых. Ю. С Брановского, Я, А Ваграменко, Е В Данильчук, A JI Денисовой, Н X. Розова, В А. Извозчикова, М П. Лапчика, В М Монахова, А В Петрова, О Н Шиловой и др Специфика инженерного образования находит отражение в ряде работ о формировании профессионально-педагогической компетентности будущих инженеров (Н А. Банько), готовности к профессиональному общению студентов технического вуза (О М Мутовкина), гуманитаризации инженерного образования (Р М Петрунева).
В указанных трудах отмечается, что профессиональная деятельность современного инженера детерминируется спецификой среды, в которой она реализуется В силу этого профессиональное самоопределение будущего инженера вне такой среды затруднено, и, следовательно, целевой, содержательный и процессуальные компоненты данного процесса в значительной степени определяются спецификой профессиональной деятельности в этой среде Однако вопросы профессионального самоопределения студентов технических вузов с учетом особенностей инженерной деятельности в условиях компьютерной среды не являлись предметом специального исследования.
Теоретическую проблематику профессионального самоопределения в компьютерной среде можно сформулировать в виде следующих противоречий между.
• потребностью современного общества в специалистах, способных к самореализации через решение инженерных задач в условиях информатизации общества, и ориентацией на абстрактно-знаниевое и функциональное представления о методах и средствах подготовки в технических высших учебных заведениях,.
• необходимостью создания условий для согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей студентов инженерных вузов и недостаточной разработанностью подходов к созданию условий их профессионального самоопределения в компьютерной среде,.
• построением учебных программ, ориентированных на высокий уровень современных технологий обработки информации, и отсутствием целостной модели идентификации, самоосознания, самоопределения, самореализации будущего инженера в условиях информатизации всех сфер его профессиональной деятельности.
Исходя из потребности в разрешении указанных противоречий, была определена проблема исследования: недостаточная разработанность теории и методики профессионального самоопределения будущих инженеров — специалистов, способных к реализации инженерных задач в условиях информатизации общества.
Учитывая необходимость разработки теоретических и методических основ профессионального самоопределения будущих инженеров в компьютерных средах, была выбрана тема исследования: «Педагогические условия профессионального самоопределения будущего инженера в компьютерных средах».
Объект исследования — образовательный процесс в высших технических учебных заведениях в условиях информатизации образования.
Предмет исследования — целевой, содержательный и процессуальный аспекты профессионального самоопределения будущих инженеров в компьютерных средах.
Цель исследования — обоснование процесса профессионального самоопределения будущих инженеров в компьютерных средах.
Гипотеза исследования основана на предположении, что процесс профессионального самоопределения специалиста в компьютерных средах как составляющая инженерной подготовки студентов высших технических учебных заведений будет целостным и результативным, если.
• в подготовке будущих инженеров при формировании их профессионального опыта будет учитываться специфика информационных процессов, определяющих сущность деятельности современного инженера,.
• в качестве критерия выделения этапов профессиональной подготовки будущего инженера будет выступать его субъектная позиция, выражающая внутриличностные и социально-профессиональные потребности студентов инженерных вузов, реализуемые средствами компьютерной среды;
• профессиональное самоопределение будущих инженеров в компьютерной среде будет осуществляться в ходе реализации системы учебно-профессиональных ситуаций, адекватных субъектной позиции студентов на различных этапах подготовки.
Определение цели и гипотезы позволило сформулировать основные задачи исследования:
1. Уточнить научное представление о профессиональном самоопределении будущих специалистов (инженеров).
2 Выявить содержание профессионального самоопределения будущих инженеров в компьютерных средах.
3 Разработать модель подготовки будущего инженера и систему учебно-профессиональных ситуаций самоопределения будущего инженера в компьютерных средах.
4. Экспериментально проверить модель и систему учебно-профессиональных ситуаций самоопределения будущих инженеров в компьютерных средах.
Методологическая основа исследования: концепции модернизации системы высшего профессионального образования (А, А Вербицкий, Б. С Гершунский, В И Жуков, Б Б Коссов, Н К Сергеев, С Д Смирнов, Ю Г Татур), теория личностного подхода в образовании (ЕВ Бондаревская, В В Сериков, А П Тряпицына, И С. Якиманская и др.) — концепции информатизации системы профессионального образования, методические подходы при использовании компьютерных технологий в учебном процессе (Ю С Брановский, Я, А Ваграменко, Е В Данильчук, A JI Денисова, Н X Розов, В, А Извозчиков, М П Лапчик, В. М Монахов, А В. Петров, О Н Шилова и др).
Методы исследования: анализ теоретических, дидактических и методических исследований по данной проблеме, их систематизация на основе разнообразных подходов к содержательным и процессуальным аспектам компьютеризации обучения, моделирование профессионально ориентированных ситуацийопытно-экспериментальная работа по проблеме, статистическая обработка результатов исследования.
Базой исследования являлись строительный факультет института архитектуры и строительства и автодорожный факультет института транспортного строительства Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета В эксперименте приняли участие 380 студентов 1—5-х курсов.
Этапы исследования. Исследование проводилось в 2000—2006 гг. и включало три этапа.
На первом этапе проводился анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы по теме исследования, разрабатывалась гипотеза исследования (2000—2001 гг.).
На втором этапе проектировалась поэтапная модель подготовки будущих инженеров, разрабатывались план эксперимента, программа диагностики профессионального самоопределения студентов в компьютерных средах (2002—2003 гг).
На третьем этапе проводились проверка и уточнение модели, систематизация и обобщение полученных результатов, работа над текстом рукописи диссертации (2003—2006 гг).
Достоверность результатов исследования обеспечивается методологически обоснованной логикой исследования, применением комплекса методов, адекватных его задачам и предмету, свидетельствующих о повышении уровня профессионального самоопределения у студентов, репрезентативностью исследовательских данных, опытно-экспериментальной работой.
Научная новизна результатов исследования заключается в том, что впервые профессиональное самоопределение инженера рассматривается как его личностная самореализация через идентификацию, самосознание, самопонимание и реализацию творческих способностей в профессии. Уточнено содержание компонентов профессионального самоопределения будущих инженеров в компьютерных средах мотивационно-целевого, системно-профессионального, социально-личностного и технологического Создана система учебно-профессиональных ситуаций в компьютерной среде, обеспечивающая условия эффективной реализации этапов профессионального становления будущего инженера в современных условиях.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит вклад в развитие теории информатизации системы профессионального образования в контексте личностного подхода. Результаты исследования могут служить теоретической базой для исследования вопросов профессионального самоопределения специалистов гуманитарной сферы в компьютерной среде, а также для исследования профессионального самоопределения на этапах довузовского и поствузовского образования.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования разработанных ситуаций профессионального самоопределения будущего инженера в компьютерных средах, методического обеспечения данных ситуаций при организации учебного процесса в технических вузах с использованием информационных технологий.
Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе преподавания естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин специальностей «Промышленное и гражданское строительство», «Автомобильные дороги и мосты», «Информационные системы и технологии в строительстве», а также в процессе организации производственной практики студентов Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета.
На защиту выносятся положения:
1 Профессиональное самоопределение инженера мы понимаем как его личностную самореализацию через идентификацию, самосознание, самопонимание и реализацию творческих способностей в профессии Компьютерная среда является средой профессиональной деятельности современного инженера, которая представляет собой единое информационное пространство, в котором решения всех специалистов-партнеров согласованы на основе информационной культуры.
2. Содержание профессионального самоопределения будущего инженера в компьютерных средах представлено через становление следующих взаимосвязанных компонентов.
• мотивационно-целевой — осознание ценностного значения, сущности обучения и профессиональной деятельности в компьютерной среде, создание проекта собственного развития, рефлексия смысла профессионального становления, интерес к специализациям в области профессии в компьютерной среде,.
• системно-профессиональный — умение проектировать алгоритмы поиска системного решения и преобразования компьютерной среды для максимального использования ее ресурсов, построение перспектив развития конкретного человека при выполнении его профессиональной деятельности,.
• социально-личностный — ценностно-смысловое взаимодействие с партнерами по профессиональной деятельности в компьютерной среде, реализация межличностного непосредственного и дистанционного диалога субъектов в ходе решения социально значимых профессиональных задач, координация деятельности всех участников профессионального проекта, удаленных друг от друга в процессе коллективной работы;
• технологический — овладение технологиями решения инженерных задач в условиях единого информационного пространства, выполнение проектов в распределенной среде, компьютерное моделирование инженерных сооружений.
3 Процесс подготовки будущего инженера определяется его личностной позицией в компьютерной среде и представляется последовательностью этапов формирования представлений об инженерной профессии, ее особенностях, связанных с современными информационными технологиями, освоения профессионального компьютерного инструментария, освоения методов разработки инженерных проектов в компьютерной среде, самостоятельной учебно-профессиональной деятечьности в компьютерной среде, учебно-проектировочной деятечьности, профессиональной деятельности в компыотернои среде.
4 В качестве регулятивов эффективности профессионального самоопределения будущего инженера на выделенных этапах выступают учебно-профессиональные ситуации как система педагогических условий, обеспечивающих достижение цели каждого этапа Система учебно-профессиональных ситуаций динамична и многообразна, в качестве ведущих на каждом из этапов выступают ситуации подготовки к идентификации в профессии, идентификации в инженерной деятельности и современной компьютерной среде, осознания смысла своей учебно-профессионачьной деятельности в компьютерной среде, осознания себя субъектом профессионачьной деятельности в компьютерной системе, осознания смысла своей профессиональной деятельности в компьютерной среде, самоопределения в мировом инженерном сообществе.
Апробация результатов исследования. Материалы исследования апробировались на международных, всероссийских и региональных конференциях «Информационные технологии в образовании» (Москва, 2002, 2003 гг), «Применение новых технологий в образовании» (Волгоград, 2003 г), «Российское образование в условиях модернизации: современное состояние и направления совершенствования» (Волгоград, 2003 г), «Информационные технологии образования — ВолгоИНФО» (Волгоград, 2003 г), VII Российском методологическом семинаре памяти проф В С Ильина «Целостный учебно-воспитательный процесс исследование продолжается» (Волгоград, 2003 г), «Российское образование на этапе модернизации проблемы и перспективы» (Волгоград, 2004 г), научно-методическом семинаре Института педагогической информатики Волгоградского государственного педагогического университета, ежегодных научно-практических и научно-методических конференциях профессорско-преподавательского состава, семинарах и заседаниях кафедры информационных систем и математического моделирования Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета.
1. Профессиональное самоопределение будущего инженера в современных условиях fa.
Найти свою дорогу, узнать свое место — в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собой.
В Г. Белинский.
В данной главе на основе анализа философских, психологических, социологических, педагогических аспектов исследуемой проблемы проводится анализ и раскрывается сущность профессионального самоопределения будущего специалиста как одной из целей высшего технического образования, призванного обеспечить подготовку студентов * к самостоятельной творческой профессиональной (инженерной) деятельности В материалах главы предлагается определение данного вида деятельности, его характерные признаки.
Результаты исследования позволяют использовать разработанные методики профессионального самоопределения будущего инженера в компьютерных средах, материалы по методическому обеспечению учебнопрофессиональных ситуаций при организации учебного процесса технических вузах с использованием информационных технологий.
Заключение
.
В заключении диссертации обобщены результаты исследования и формулируются основные выводы.
Профессиональное самоопределение инженеров представляется как их личностная самореализация через идентификацию, самосознание, самопонимание и реализацию творческих способностей в профессии.
В структуре профессионального самоопределения будущих инженеров в компьютерных средах представлены следующие взаимосвязанные компоненты мотивационно-целевой, системно-профессиональный, социально-личностный и технологический.
Разработаны модель подготовки будущего инженера и система учебно-профессиональных ситуаций самоопределения будущего инженера в компьютерных средах На каждом из этапов подготовки будущих инженеров в качестве ведущего условия его профессионального самоопределения в компьютерной среде выступает учебно-профессиональная ситуация, адекватная цели, содержанию, подготовке и личностной позиции студента.
В ходе экспериментальной работы доказано, что создание в образовательном процессе профессионально ориентированных ситуаций, моделирующих самостоятельную профессиональную деятельность, является одним из факторов профессионального самоопределения будущих инженеров и, как следствие, ускорения процесса их становления — творения самого себя профессиональной личностью (самобытной, индивидуальной, ответственной, независимой, свободной, духовно-нравственной, целеустремленной).
Список литературы
- Аксенова, НМ Особенности профессионального самоопределения студентов/ Н М Аксенова // КемГУ Кузбассвузиздат, 2003
- Алейников, В В Подготовка студентов к использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности1 автореф дис. канд пед наук / Алейников Вячеслав Владимирович -Брянск, 1998 16 с.
- Альбуханова-Славская, К, А Жизненные перспективы личности / К, А Абульханова-Славская // Психология личности и образ жизни -М Наука, 1988.-с 137−145
- Андреева, Н С Социально психологические особенности профессионального самоопределения выпускников вузов психологических специальностей в современных условиях автореф дис канд псих наук ./ Андреева Наталья Сергеевна Москва, 2001 -21 с
- Анцыферова, Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности /ЛИ Анцыферова // Вопросы психологии 1978 — № 1
- Берне, Р Развитие Я-концепции и воспитание / Р Берне // М Прогресс, 1986
- Богданова, С В Обеспечение качества компьютерного образования в условиях развития ЕОИС Электронный ресурс. http //conf-vlad-2003 narod ru/
- Божович, ЛИ Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе / Л И Божович // Вопросы психологии 1976 -№ 6
- Бондаревская, Е. В Ценностные основания личностно ориентированного воспитания /ЕВ Бондаревская // Педагогика 1995 — № 3.
- Бондаревская, ЕВ Теория и практика личностно-ориентированного образования /ЕВ Бондаревская // Ростов на Дону РГПУ, 2000
- Бондаревская, Е В Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования /ЕВ Бондаревская // Педагогика -1997-№ 4
- Бондаревская, Е.В. Педагогика1 личность в гуманистических теориях и системах воспитания учеб пособие для студ /ЕВ Бондаревская, С В Кульневич Ростов-н/Д, 1999
- Борытко, НМ Педагог в пространстве современного воспитания Монография / Н М Борытко // Волгоград, 2001, 218 с
- Борытко, Н. М Теория и практика становления профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе непрерывного образования дис докт пед наук / Борытко Николай Михайлович Волгоград 2001, 283 с
- Брановский, Ю С Информатика и информационные технологии обучения в системе подготовки учителя в педагогическом вузе Непрерывное педагогическое образование вып 6 / Ю С Брановский -Ставрополь СГПУ, 1994
- Ваграменко, Я, А Информационная электронная среда для народного образования / Я, А Ваграменко, Б Н Грачев, JIМ Пронина // Педагогика 1994 — № 3
- Варданян, ЮВ Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием автореф. дис докт пед наук / Варданян Юлия Владимировна. Москва, 1999, 23 с
- Васильев, В Наши концепции (Компьютеризация обучения в вузе) / В Васильев // Вестник высш шк 1990 — № 3
- Венцтель, Е С Теория вероятностей /ЕС Вентцель // М, 1964
- Волков, Ю Г Социология молодежи /ЮГ Волков, В И Добреньков, Ф Д Кадария, И П. Савченко, В, А Шаповалов / Ростов-на-Дону Феникс, 2001
- Выготский, JI.C. Педагогическая психология Краткий курс / Л С Выгодский //М., 1926
- Габай, ТВ. Педагогическая психология учебное пособие / Т В Габай М МГУ, 1995
- Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы /ОС Газман // Новое педагогическое мышление. М., 1989
- Газман, О С Ответственность школы за воспитание детей / О С Газман // Педагогика 1997 — № 4
- Гершунский, Б С Компьютеризация в сфере образования Проблемы и перспективы / Б С Гершунский // М Педагогика, 1987
- Гершунский, Б С Россия и США на пороге нового тысячелетия / Б С Гершунский // М. Флинта, 1999
- Гинсбург, М Р Путь к себе / М Р Гинсбург // М, 1971
- Глас, Дж Статистические методы в педагогике и психологии / Дж Глас, Дж Стенли//Пер с англ М Прогресс, 1976
- Глебов, А, А Роль применения знаний на практике в совершенствовании самооценки личности / А, А Глебов // Целостный учебно-воспитательный процесс как основа всестороннего развития личности Волгоград, 1986
- Годфруа, Ж. Что такое психология / Ж Годфруа // М МИР, 1996
- Головаха, Е И Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е И Головаха // Киев' Наукова думка, 1988 144 с
- Горохов, В Г От истоков инженерной деятельности / В Г Горохов // Вестник высшей школы 1987 — № 5
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Электронный ресурс. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки инженера по специальности «653 600 Транспортное строительство» М, 2000 www edu ru
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Электронный ресурс. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки инженера по специальности «653 700 Приборостроение» М, 2000 www edu ru
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Электронный ресурс. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки инженера по специальности «651 000 Ядерные физика и технологии» М, 2000' www edu ru.
- Государственный образовательный стандарт высшегопрофессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки инженера по специальности «11 000 Химия» М, 2000 www edu.ru
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Электронный ресурс. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки инженера по специальности «651 300 Металлургия» М, 2000- www edu ru.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Электронный ресурс. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки инженера по специальности «655 800 Пищевая инженерия» М, 2000 www.edu ru
- Данильчук, В И Повышение профессиональной направленности преподавания специальных предметов в педагогическом вузе / В И Данильчук, В В Сериков // М Изд-во МГПИ, 1987
- Данильчук, Е В Методическая система формирования информационной культуры будущего педагога' автореф дис. д-ра пед наук / Данильчук Елена Валерьевна Москва, 2003
- Данильчук, Е В Информационные технологии в образовании учеб Пособие / Данильчук Елена Валерьевна Волгоград Перемена, 2002
- Денисова, AJI Теория и методика профессиональной подготовки студентов на основе информационных технологий автореф дис д-ра пед наук / Денисова Анна Леонидовна Москва 1994 29 с
- Дубова, Н Еженедельник «Computerword» / Н Дубова // 2004 № 21
- Дубровина, И В Практическая психология образования / И В Дубровина // Питер 2005
- Ермилова, Н Ю Моделирование ситуаций профессиональной деятельности как фактор формирования творческой самостоятельности будущего специалиста дис канд пед наук / Ермилова Наталья Юрьевна. Волгоград, 2000 210 с
- Журавлев, В И Педагогические проблемы профессиональногосамоопределения выпускников средней школы / В И Журавлев // JI, 1983
- Жураковский, В Компетентность Инициатива Ответственность / В Жураковский // Высшее образование в России 1997 — № 3
- Ильин, В С Формирование личности школьника (Целостный процесс) /ВС Ильин М. Педагогика, 1984
- Ильина, Г Н Формирование готовности к профессиональному саморазвитию у студентов технического вуза дис. канд пед наук / Г Н Ильина Волгоград, 1994
- Кинелев, В Г Проблемы инженерного образования в России / В Г Кинелев // Высшее образование в России 1993 — № 2
- Кириллов, П В Альтернативные возможности колледжа как фактор формирования профессионально-педагогической направленности студентов дис. канд пед наук / П. В Кириллов Волгоград, 1997 -200 с
- Климов, Е, А Психология профессионала / Е, А Климов М Институт практической психологии, Воронеж НПО «МОДЭК», 1996
- Климов, ЕА Психология профессионального самоопределения / Е. А Климов Ростов н/Д • Феникс, 1996
- Ковалева, Е, А Педагогические условия формирования базовой информационно-компьютерной готовности студентов вузов автореф дис. канд пед наук / Ковалева Елена Адамовна Челябинск, 2001 -20 с
- Компьютерное образование Методология, теория, практика монография / под ред, А В. Петрова, Волгоград' Перемена, 2002. 237С
- Кон И С Психология ранней юности Книга для учителя / И С Кон -М Просвещение, 1989 -225 с
- Корнилов, И Инженерное дело в России Опыт социально-художественного исследования / И Корнилов // Высшее образование в России 1998 — № 4
- Короткое, А М Готовность старшеклассников к учебной деятельности в компьютерной среде, методология, теория и практика формирования монография / АМКоротков Волгоград Перемена 2003 261 с
- Короткое, А М Теоретико-методическая система подготовки учащихся к обучению в компьютерной среде дис д-ра пед наук / Короткое Александр Михайлович Волгоград, 2004 — 375 с
- Коротков, А М Дидактические принципы конструирования компьютерных сред обучения / А М Коротков // Открытые системы — путь к новому миру Тез докл науч. конф Москва МЦНТИ, 1995
- Коротков, А М Формирование готовности школьников обучаться в дидактических компьютерных средах / AM Коротков // Информационные технологии в образовании- X Междунар конф -выставка сб тр -М МИФИ, 2000 -44
- Коротков, А М Информатика и информационные технологии Информация и информационные процессы / AM Коротков, А В Петров Волгоград Перемена, 2001
- Кочурова, О И Система обучения взрослых использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности, автореф. дис .канд пед наук / Кочурова Ольга Ивановна Санкт-Петербург, 1996 — 17 с.
- Кравченко, ЛЮ Подготовка будущих учителей к применению компьютерных технологий в условиях личностно ориентированногообучения дис. канд пед наук / Кравченко Лариса Юрьевна -Волгоград, 1998 174 с.
- Краевский, В В Методология педагогического исследования / В В Краевский Самара, 1994
- Краевский, В В Педагогическая теория как системообразующий фактор междисциплинарных исследований в области образования / В В Краевский //Педагогические системы в школе и вузе технологии и управление Роснаучконф сб тр Волгоград Перемена, 1993
- Краевский В В Методология педагогического исследования Пособие для педагога-исследователя / В В Краевский. Самара СамГПИ, 1994
- Крюкова, Е, А Введение в социально-педагогическое проектирование / Е, А Крюкова Волгоград Перемена, 1998
- Крюкова, Е, А Личностно-развивающие образовательные технологии природа, проектирование, реализация / Е, А Крюкова -Волгоград Перемена, 1999
- Крягжде, С. П Психология формирования профессиональных интересов /СП Крягжде Вильнюс, 1981
- Кузибецкий, И. А Формирование личностной информационной картины мира старшеклассников с применением компьютерных технологий, автореф. дис. .канд пед наук / Кузибецкий Игорь Александрович Волгоград, 2003 — 26 с.
- Кувалдина, Т, А Систематизация понятий курса информатики на основе методов искусственного интеллекта автореф дис д-ра пед наук / Кувалдина Татьяна Александровна Москва, 2003
- Кудрявцев, Т В Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности / ТВ Кудрявцев, В Ю Шегурова // Вопросы психологии 1983 — № 2. — С 51−59
- Кульневич, С В Менеджмент профессионального самоопределения/ С В Кульневич. Воронеж, 1998
- Лавринец, И, А Педагогические задачи как средство развития профессиональной самостоятельности у будущих преподавателей дошкольной педагогии и психологии дис канд пед наук / И, А Лавринец Волгоград, 2000. — 197 с
- Локтюшина, Е, А Обучение в личностно ориентированных дидактических компьютерных средах' Тезаурус / Е, А Локтюшина -Волгоград Перемена 1999
- Локтюшина, Е А. Формирование творческих качеств личности старшеклассников и студентов при обучении в дидактической компьютерной среде дис. канд пед наук / Локтюшина Елена Александровна Волгоград, 1998 — 150 с
- Локтюшина, Е, А Компьютеры в школе / Е, А Локтюшина, А В Петров. Волгоград Перемена, 2000
- Марша, С Любимое дело приносит достаток / С Марша -ЭТП, 2001
- Машбиц, ЕИ Психолого- педагогические проблемы компьютеризации обучения / Е И Машбиц -М Педагогика, 1988
- Митина, Л М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях / Л М Митина // Вопросы психологии 1997 -№ 4
- Мищенко, С В Выступление на втором Всероссийском семинаре «Инженерное образование в XXI веке» Электронный ресурс. www tstu ru
- Молоткова, Н В Методология проектирования системы профессиональной подготовки специалиста сферы информационного бизнеса автореф дис д-ра пед наук / Молоткова Наталия
- Вячеславовна Тамбов, 2003. -21 с
- Монахов, В М От традиционной методики к новым технологиям обучения/В ММонахов -М-Тула Будрус, 1993
- Монахов В. М Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса / В М Монахов Волгоград Перемена, 1995
- Монахов, ВМ Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса1 монография / В М Монахов -Волгоград1 Перемена, 1995
- Москвина, JI Энциклопедия психологических тестов / JI Москвина -М ACT, 1997 333 с
- Мудрик, А В Социализация человека / А. В Мудрик М Академия, 2004
- Нестерова, JI В Формирование информационной культуры будущих инженеров лесного комплекса в процессе гуманитарной подготовки дис. .канд пед наук / Нестерова Любовь Васильевна Брянск, 2002 -203 с
- Ю1.Никитаев, В О техническом и гуманитарном знании в инженерной деятельности / В Никитаев // Высшее образование в России 1996 -№ 2
- Основы педагогики и психологии высшей школы/ под ред
- А В Петровского М МГУ, 1986 103. Паль, Петер Ян Задачи и области применения строительной информатики / П Я Паль // Технический университет Берлина, семинар Волгоград 2005 г
- Паль, Петер Ян Предмет строительной информатики в университете /П Я Паль // Технический университет Берлина, семинар Волгоград2005
- Пархомчук, А, А Новое информационное общество Электронный ресурс. М, 1998- www studik ru
- Педагогический энциклопедический словарь / под ред БМ Бим-Бада, Большая Российская энциклопедия, 2003
- Петров, А В Методологические и методические основы личностно-развивающего компьютерного образования дис д-ра пед наук / Петров Александр Васильевич Москва, 2001 — 293 с.
- Петров, А В Личностно-развивающее обучение в дидактической компьютерной среде1 системный подход / А В Петров М • Международная академия наук педагогического образования 2001 С. 60.
- Петров, А В. Парадоксы компьютерного образования / А В Петров // Информатизация образования-2003 М. Академия информатизации образования -Волгоград Перемена, 2003 С 51
- Петров, АЕ Дидактические свойства Интернет / Интернет в гуманитарном образовании учебн пособие для студ высш учебн заведений / А Е. Петров, под ред Е С. Полат, М ВЛАДОС, 2001 С 36
- Платонов, К.К. Методологические проблемы медицинской психологии / К К Платонов -М 1977
- Платонов, К. К Краткий словарь системы психологических понятий / К К. Платонов -М, 1984
- Поляков, СД Основы теории инновационных процессов в сфере воспитания дис д-ра пед. наук / С Д Поляков Ульяновск, 1993 -296 с
- Похолков, Ю Инновационное инженерное образование / Ю. Похолков // Экономика и образование сегодня 2004 — № 12
- Профессиональное самоопределение молодежи / С Н Чистякова, А
- Я Журкина, Н С Пряжников // Педагогика 1993 — № 5 С 33−37
- Пряжников Н С Профессиональное и личностное самоопределение / Н С Пряжников. М: Институт практической психологии- Воронеж. НПО «МОДЭК», 1996.
- Пряжников, НС Теоретико-методологические основы активизации профессионального самоопределения- дис д-ра пед наук / Н С Пряжников Екатеринбург, 1995. — 300 с
- Психолого-педагогические основы использования ЭВМ в вузовском обучении / под ред, А В Петровского, Н Н Нечаева М -1987
- Пузько, В И Становление идеи самопонимания в контексте современной социокультурной ситуации дис канд пед наук / В И Пузько Владивосток, 1998 — 187 с
- Пучков, Н.П. Инженер XXI века / Н П Пучков // Alma Mater 2002 -№ 8
- Ракитов, А И Философия компьютерной революции / А И Ракитов -М 1991
- Роберт, ИВ Новые информационные технологии в обучении дидактические проблемы, перспективы использования /ИВ Роберт // Информатика и образование. -1991 № 4
- Розов, НХ. Компьютеры и учебный процесс / НХ Розов // Информационные технологии в образовании. Между нар конф -выставка сб тр.-М МИФИ, 2001.
- Рубинштейн, С Л Проблемы общей психологии 2-е изд / С Л Рубинштейн. М 1976
- Сафин В Ф Психологический аспект самоопределения личности / В Ф Сафин, Г П Ников // Психологический журнал 1994 — № 4
- Сергеев НК Непрерывное педагогическое образование концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов (вопросытеории) монография / Н К Сергеев СПб — Волгоград Перемена, 1997
- Сериков, В В Общая педагогика, избранные лекции / В В Сериков -Волгоград Перемена, 2004
- Сериков, В В Личностно ориентированное образование поиск новой парадигмы Монография / В В. Сериков Москва 1998
- Симонов, В М Компьютерная поддержка личностно ориентированных образовательных технологий Программа спецкурса для магистратуры/В М Симонов -Волгоград 1996
- Скаткин, М. Н Методология и методика педагогических исследований (В помощь начинающему исследователю) / МН Скаткин -М Педагогика, 1986
- Смирнов, В, А Научно-методические основы формирования системы обучения биологии в открытом информационном обществе автореф дис.. д-ра пед наук / В, А Смирнов СПб РГПУ, 2000. — 285 с
- Талызина, НФ Деятельностный подход к построению модели специалиста / Н. Ф Талызина // Вестник высшей школы -1986.-№ 3
- Теличенко, ВН Информационные технологии в строительстве и учебном процессе / В Н Теличенко // БСТ 2004 — № 11
- Тихомиров, О К Психология компьютеризации / О К Тихомиров -Киев, 1988
- Трофимов, СП Компьютерные технологии подготовки деревообрабатывающего производства в науке, инженерном образовании и в промышленности / С. П Трофимов. Минск. БАСИ, 2003
- Уровень образования населения по возрастным группам. Электронный ресурс. www. gks rn
- Федоров, И Б Выступление на Всероссийском совещанииконференции «Стратегия и структура подготовки инженеров для наукоемких отраслей взгляд работодателей» Электронный ресурс. www technical bmstu ru
- Филиппов ФР Социальная ориентация и социальные перемещения / Ф Р Филиппов //Вопросы социальной и профессиональной ориентации молодежи, Свердловск 1982
- Франкл, В Человек в поисках смысла / В Франки М., 1990
- Ходякова, НВ Личностный подход к формированию информационной культуры выпускников вузов" автореф дис канд пед наук / Ходякова Наталия Владимировна Волгоград, 1996 — 161 с.
- Чеканов, А, А Виктор Львович Кирпичев / А, А Чеканов -М Наука, 1982
- Чистякова, С Н Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи/ Под ред С Н Чистяковой и, А Я Журкиной. М., 1993
- Чистякова С Н Комплексная методика изучения личности в целях выявления способностей школьника к профессиональному самоопределению/Научн Рук. СНЧистякова -Ярославль, 1993
- Шарапов, АО Развитие профессионального самосознания практического психолога образования в процессе обучения в вузе автореф дис канд психол наук / Шарапов Алексей Олегович -Ставрополь, 2000 18 с.
- Швецов, Д. Сравнительный анализ государственной инновационной политики стран мировой «триады""2002 Электронный ресурс. www Inventors ru
- Шиянов, Е Н Развитие личности в обучении / Е Н Шиянов, И Б Котова -М, 1999
- Шнейдер, ЛБ Профессиональная идентичность, структура, генезис и условия становления автореф дис. д-ра психол Наук / Шнейдер Лидия Бернгардовна. Москва, 2001. — 65 с.
- Щедровицкий, П.Г. О самоопределении Электронный ресурс. www slikp ru
- Эриксон, Э Идентичность юность и кризис / Э Эриксон М Прогресс, 2000
- Юрин, ВН Инженерное образование и информационные технологии / В Н Юрин // Информационные технологии в образовании Междунар Конф -выставка сб. тр М МИФИ, 2003
- Ягудина, ЗА Гуманизация деятельности школьного социального педагога как основа совершенствования его профессиональной компетентности автореф дис канд пед наук / Ягудина Зульфира Азгаровна Москва, 2000 — 12 с
- Bilchuk, I «Generalisierte Informationsstrukturen fur Anwendungen lm Bauwesen», Dissertation, Techmsche Universitat Berlin, 2005
- Bilchuk, I, Pahl, P J «Graphical Definition of User Interfaces in Civil Engineering», Proceedings, Russian-German Symposium on Baumformatik, Moskau und St. Petersburg, 2004
- Collis R A The ITEC PROJECT- Information Technology in Education and Children // Final Report of Phase 1, ED/93/WS/17 Pans UNESCO, Division of Higher Education, 1993
- Creemers B. PM, Reezigt GJ Generative learning and anchored instruction Design, research and implementation issues // New, directions in educational research- Contributions from an international perspective Groningen ICO 1998
- Pahl, Peter Jan «Computational Civil Engineering at Universities» Russische Akademie der Bauwissenschaften, 2002
- Pahl, Peter Jan «Computer Models for Facility Management» Proceedings, German- Iranian Workshop on Facility Management Building and Housing Research Center Tehran, Iran, Dezember 2003