Совершенствование технологической подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства в вузе на основе задачного подхода
Реализация комплекса педагогических условий предполагает формирование мотивации учения за счет: осознания студентами целей обученияэмоциональной формы изложения материала преподавателемпрофессиональной направленности учебной деятельностивыбора заданий, создающих проблемные ситуации в структуре учебной деятельностиналичия любознательности и «познавательного психологического климата» в учебной… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
- 1. 1. Состояние технологической подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства
- 1. 2. Реализация задачного подхода в технологической подготовке будущих учителей технологии и предпринимательства
- 1. 3. Педагогические условия совершенствования технологической подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства
- ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
- ГЛАВА II. МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ И
- ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
- 2. 1. Цель, этапы и содержание экспериментальной работы
- 2. 2. Реализация комплекса педагогических условий, обеспечивающих совершенствование технологической подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства
- 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
- ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Совершенствование технологической подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства в вузе на основе задачного подхода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность проблемы и темы исследования. Техническое перевооружение производства, внедрение новой техники и технологии требуют соответствующей подготовки рабочих кадров, быстрого приспособления работников производства к новым условиям труда. Научно-техническая подготовка становится необходимой и неотъемлемой частью профессиональной подготовки специалистов, основы которой закладываются в общеобразовательной школе при изучении учащимися предмета «Технология». Большая роль в этом отводится выпускникам факультетов технологии и предпринимательства педвузов. Основой для успешной деятельности учителя технологии служат именно те знания, умения и навыки, которыми он овладел в педагогическом институте. Это невозможно без основательной политехнической подготовки, являющейся инвариантом по отношению к специальному техническому и технологическому образованию.
В 1993 году в базисный учебный план общеобразовательной школы введена образовательная область «Технология», что потребовало качественного переосмысления структуры и содержания подготовки учителя технологии и предпринимательства в еоответствии с новой образовательной парадигмой. Профессиональные требования, предъявляемые к будущему учителю технологии и предпринимательства, предполагают его способность выдвигать новые нестандартные идеи, использовать в практике рациональные, отвечающие современному уровню производства и школы методы и средства, современные приемы переработки и усвоения профессиональной и научной информации при достижении поставленных целей, принимать решения на основе высокого уровня знаний и профессиональных умений. В связи с этим необходимо существенно изменить характер профессиональной подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства.
Степень научной разработанности проблемы исследования. В основе исследований, посвященных проблеме совершенствования подготовки учителя технологии и предпринимательства, лежат общетеоретические положения политехнического образования и связи трудового обучения с основами наук, которые раскрыты в трудах П. Р. Атутова, Н. И. Бабкина, С .Я. Батышева, Ю. К. Васильева, А. Я. Найна, В. А. Полякова, М. Н. Скаткина, С. М. Шабалова и др.
Введение
в базисный план общеобразовательной школы образовательной области «Технология» потребовало исследования в области технологической подготовки субъектов деятельности. Различные ее аспекты рассматривали П. Р. Атутов, Е. М. Муравьев, Э. Д. Новожилов, В. А. Поляков, В. М. Распопов, Е. В. Романов, В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцев и др.
Реализация концепции технологического образования в образовательной области «Технология» в школе предусматривает развитие преобразующего мышления учащихся, их творческих способностей, создание оптимальных условий для развития личности и нахождения своего «Я» в процессе участия в различных видах учебной и трудовой деятельности, а это требует соответствующих технологий подготовки будущих учителей.
Проблему подготовки будущих учителей к организации творческой деятельности учащихся исследовали В. И. Андреев, Г. Г. Горелова, В. А. Герасев, З. С. Левчук, С. А. Новоселов, В. Д. Путилин, B.C. Тарутина и др.
Формирование профессиональных умений учителя неразрывно связано с проектированием эффективной технологии обучения. В подготовке будущих учителей технологии и предпринимательства, инженеров-педагогов и инженеров проектирование системы профессионально-ориентированных задач является системообразующим компонентом разрабатываемой технологии обучения. Вопросами реализации задачного подхода в профессиональной подготовке будущего специалиста занимались В. И. Андреев, Г. Г. Горелов, З. С. Левчук,.
Н.Н. Нечаев, С. А. Новоселов, Н. Ю. Посталюк, Е. В. Романов, М. А. Чошанов, Ф. А. Фрадкин и др.
Общепризнано, что эффективное обучение возможно при опоре и реализации в авторской технологии обучения принципа проблемности.
Разработке теории проблемного обучения посвятили свои исследования Т. В. Кудрявцев, A.M. Матюшкин, М. Н. Скаткин и др.- теории проблемного обучения в высшей школе — В. И. Андреев, С. И. Архангельский, В. В. Вербицкий, М. М. Левина, Н. Н. Никитина и др.- методики проблемного обучения — М. Ф. Морозов, В. П. Ушачев, М. А. Чошанов и др.
Рассматривая проектный метод обучения в качестве персонифицированного выражения проблемного метода, в своей работе мы опирались на исследования ученых, посвященные теории и практике применения проектного метода в современной образовательной практике: Г. И. Крутикова, И. Н. Маврина, Н. В. Матяш, В. Д. Симононко, И. К. Шалаева и ДР.
Актуальность исследования определяется необходимостью разрешения объективно существующих противоречий: 1) между уровнем современных требований, предъявляемых к профессиональной подготовке будущего учителя технологии и предпринимательства, и применяемыми образовательными технологиями, не обеспечивающими в полной мере реализацию этих требований- 2) необходимостью вооружения будущего учителя методологическими и теоретическими технологическими знаниями и потребностью обеспечения их прикладной направленности.
Существующее противоречие определяет суть проблемы исследования, связанного с выявлением педагогических условий, и соответствующей им технологии обучения, обеспечивающих совершенствование технологической подготовки будущего специалиста.
Актуальность проблемы исследования, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность определили выбор темы исследования: «Совершенствование технологической подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства в вузе на основе задачного подхода».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий совершенствования технологической подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства в вузе на основе задачного подхода.
Объект исследования: профессиональная подготовка будущих учителей технологии и предпринимательства в вузе.
Предмет исследования: процесс реализации задачного подхода к технологической подготовке будущих учителей технологии и предпринимательства в вузе.
Гипотеза исследования. Задачный подход может оказать определяющее влияние на совершенствование технологической подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства при реализации следующего комплекса педагогических условий:
1. Формирование мотивации к овладению будущими учителями системой технологических знаний, умений и навыков и развитию его творческих способностей.
2. Использование в процессе технологической подготовки будущих учителей системы задач с «ложной установкой» как персонифицированного выражения принципа проблемности в обучении.
3. Сотворчество преподавателя и студентов при проектировании системы проблемных и творческих задач в процессе обучения.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Выявить состояние разработанности проблемы в теории и практике высшего педагогического образования, определить наиболее перспективные подходы к ее решению.
2. Уточнить структуру и содержание понятия задача с «ложной установкой» как средства совершенствования технологической подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства.
3. В рамках задачного подхода выявить и экспериментально апробировать комплекс педагогических условий, влияющих на совершенствование технологической подготовки • будущих учителей технологии и предпринимательства.
4. Разработать научно-методическое обеспечение процесса совершенствования технологической подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства на основе задачного подхода.
Теоретико-методологическую основу исследования составляет диалектическое представление о творческом развитии личности в процессе активного взаимодействия с миром. При разработке теоретических, методических и экспериментальных положений нашего исследования использовались принципы системного, личностного и деятельностного подходов при изучении процессов профессионального обучения, а также теории и идеи:
• об основах политехнического образования и связи трудового обучения с основами наук (П.Р. Атутов, Н. И. Бабкин, С. Я. Батышев, Ю. К. Васильев, А. Я. Найн, В. А. Поляков, М. Н. Скаткин, С. М. Шабалов и др.);
• исследования в области технологической подготовки (П.Р. Атутов, Е. М. Муравьев, Э. Д. Новожилов, В. А. Поляков, В. М. Распопов, Е. В. Романов, В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцев и др.);
• теория педагогических технологий (Н.А. Алексеева, В. А. Беликов,.
A.Я. Савельева, В. М. Полонский, В. М. Монахов и др.);
• психолого-педагогические и методические основы проблемного обучения (В. И. Андреев, С. И. Архангельский, Ф. Брунер, В. В. Вербицкий, Н. Г. Дайри, Д. Дьюи, Ю. Н. Емельянов, А. И. Зильберштейн, JI. Б. Ительсон, Т. В. Кудрявцев, Ю. Н. Кулюткин, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов,.
B. Оконь, Я. А. Пономарев, М. Н. Скаткин, В. А. Сластенин, А. Д. Спирин, В. П. Ушачев, Г. И. Щукина и др.);
• работы в области методики решения некоторых видов творческих и технологических задач (М.А.Чошанов, В. А. Попков, А. В. Коржуев, Е. В. Романов и др.).
Экспериментальной базой научного исследования явился технологический факультет Магнитогорского государственного университета. Отдельные положения подвергались экспериментальной проверке в Уральском государственном педагогическом университете. Всего в исследовании на различных этапах участвовало около 436 человек.
Поставленные задачи и выдвинутая гипотеза определили логику, этапы и методы исследования, которое проводилось в три этапа с 1998 по 2008 учебные годы.
На первом, поисково-теоретическом, этапе (1998 — 2002 гг.) -осуществлялся теоретический анализ зарубежной и отечественной литературы по проблеме исследования с целью выявления ее актуальностибыло выявлено противоречие, определены объект и предмет изыскания, сформулирована рабочая гипотеза, конкретизированы цель и задачи работы, проводился отбор материала, необходимого для постановки эксперимента. Используемые методы исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследованияпедагогическое наблюдение за деятельностью преподавателей и студентов с целью выявления особенностей реальной практики образованияанализ Государственного образовательного стандарта, учебных планов и программанализ и обобщение передового педагогического опыта.
На втором, экспериментально-аналитическом, этапе (2003 — 2005 гг.) — уточнялось содержание компонентов технологической подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства, на основе задачного подхода определялся комплекс педагогических условий, нацеленных на совершенствование технологической подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства, проводилась опытно-экспериментальная работа, в процессе которой разрабатывалась методика преподавания дисциплины «Технология машиностроения» и ее методическое обеспечение, проводился анализ полученных материалов. Используемые методы исследования: метод теоретического анализанаблюдение и тестирование студентов контрольной и экспериментальной группыконстатирующий и формирующий педагогический экспериментыстатистическая обработка результатов.
На третьем, обобщающем, этапе (2006 — 2008 гг.) осуществлялась проверка достоверности данных педагогического эксперимента, проводилась систематизация и обобщение полученного материала, внедрялись результаты исследования в практику работы, осуществлялось оформление диссертационного исследования. Используемые методы исследования: качественный и количественный анализ результатов исследованияматематическая и статистическая обработка экспериментальных данных и их сравнительный анализанализ и обобщение теоретических выводов.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. На основе задачного подхода выявлен, теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс педагогических условий, реализация которых способствует совершенствованию технологической подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства.
2. Разработана методика реализации комплекса педагогических условий совершенствования технологической подготовки будущего учителя в интегрирующей дисциплине «Технология машиностроения».
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятия задача с «ложной установкой» как объекта мыслительной деятельности человека, в котором заложено противоречие либо в условии, либо в требовании, либо в условии и требовании и получение познавательного результата возможно посредством разрешения заложенных противоречий и раскрытия отношения между известными и неизвестными элементами задачиобосновании методики к проектированию и применению системы задач с «ложной установкой» в процессе технологической подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные в ходе эксперимента дидактические материалы могут быть использованы как в массовой практике подготовки учителей технологии и предпринимательства, так и для студентов технических вузов с целью решения задач в совершенствовании профессиональной подготовки специалистов в целом.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Комплекс педагогических условий совершенствования технологической подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства, включающий:
• формирование мотивации к овладению будущим специалистом системой технологических знаний, умений и навыков и развитию его творческих способностей;
• использование в процессе технологической подготовки задач с «ложной установкой» как персонифицированного выражения принципа проблемности в обучении;
• сотворчество преподавателя и «Студентов в процессе проектирования системы проблемных и творческих задач.
2. Методика реализации комплекса педагогических условий совершенствования технологической подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства. г.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось посредством публикаций в печативыступлений на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей МаГУ (1998 — 2008 гг.) — на методических семинарах и курсах повышения квалификации учителей технологии г. Магнитогорскана семинарах аспирантов и соискателей МаГУв виде отчетов на заседаниях кафедры общетехнических дисциплин и кафедры теории и методики профессионального образованиявнедрений результатов исследования в практику подготовки будущих «учителей на технологическом факультете Магнитогорского государственного университетаотдельные положения подвергались экспериментальной проверки в Уральском государственном педагогическом университете.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, выводов по главам, заключения, библиографического списка (144 источников), содержит 17 таблиц, 14 рисунков. Основное содержание изложено на 163 странице.
Результаты исследования имеют достаточно большую практическую значимость и могут быть использованы в практике работы преподавателей общетехнических дисциплин технологических факультетов с целью совершенствования профессиональной подготовки.
По результатам исследования мы можем сделать следующие обобщающие выводы:
1. Проведенный ретроспективный анализ состояния проблемы в теории и практике высшего образования позволяет сделать вывод о том, что технологическую подготовку студентов — педвуза необходимо разделять собственно на технологическую подготовку с ее теоретическими и практическими компонентами, включающую блоки общетехнических, технологических, проектно-конструкторских дисциплин, и методическую подготовку на основе знаний педагогических технологий, включающих дисциплины психолого-педагогического цикла. Установлено, что системообразующий компонент собственно технологической подготовки состоит в оснащении будущего специалиста знаниями, трансформированными до уровня умений и навыков по разработке технологических процессов изготовления изделий, осуществляемых по единому алгоритму технологического проектирования.
1. В рамках заданного подходак технологической подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства установлено, что обучение на ошибках, которое реализуется посредством применения задач с «ложной установкой», является эффективным средством повышения качества технологической подготовки. Задача с «ложной установкой» рассматривается нами как объект мыслительной деятельности, в котором заложено противоречие либо в условии, либо в требовании, либо в условии и требовании и получение познавательного результата возможно посредством разрешения заложенных противоречий и раскрытия отношения между известными и неизвестными элементами задачи. Определены специфика и последовательность предъявления студентам задач с «ложной установкой». На первом этапе необходимо предъявлять «провокационные» задачи, на втором -«дефектные», на третьем — задачи на установление причинно-следственных связей.
2. Выявлен комплекс педагогических условий, обеспечивающих совершенствование технологической подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства, включающий в себя:
• формирование мотивации к овладению будущим специалистом системой технологических знаний, умений и навыков и развитию его творческих способностей;
• использование в процессе технологической подготовки задач с «ложной установкой» как персонифицированного выражения реализации принципа проблемности в обучении;
• сотворчество преподавателя и студентов в процессе проектирования системы проблемных и творческих задач.
3. Реализация комплекса педагогических условий предполагает формирование мотивации учения за счет: осознания студентами целей обученияэмоциональной формы изложения материала преподавателемпрофессиональной направленности учебной деятельностивыбора заданий, создающих проблемные ситуации в структуре учебной деятельностиналичия любознательности и «познавательного психологического климата» в учебной группе. Разработана система задач с «ложной установкой», способствующая эффективному формированию технологических умений в соответствии с логикой разработки технологических процессов изготовления детали (анализ рабочего чертежавыбор материала для изготовления деталивыбор заготовки и способ ее получениявыбор методов обработкивыбор последовательности обработки и схемы базированиявыбор оборудования, приспособлений и инструментовопределение требуемой совокупности переходов обработкивыполнение необходимых технологических расчетов). Привлечение студентов к самостоятельному проектированию тестовых заданий по всем темам изучаемой интегрирующей дисциплины «Технология машиностроения» явилось эффективным средством систематизации и закрепления технологических знаний.
4. Проведенный анализ полученных количественных и качественных результатов экспериментальной работы показал, что реализация предложенного комплекса педагогических условий обеспечивает совершенствование технологической подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства, что является подтверждением выдвинутой гипотезы.
Перспективы рассматриваемой проблемы мы видим в исследованиях, направленных на проектирование целостной системы задач с «ложной установкой» в блоке проектно-конструкторских дисциплин, выявлении эффективности применения учебно-методических комплексов (как в электронном, так и печатном видах) в процессе профессиональной подготовки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Представленное диссертационное исследование посвящено исследованию процесса совершенствования технологической подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства. Исследование решает актуальную задачу совершенствования профессиональной подготовки студентов, будущих учителей технологии и предпринимательства, поставленную в Государственном стандарте высшего образования.
В соответствии с поставленной целью гипотеза исследования опиралась на предположение о том, что задачный подход может оказать определяющее влияние на совершенствование технологической подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства при реализации следующего комплекса педагогических условий:
1. Формирование мотивации к овладению будущим специалистом системой технологических знаний, умений и навыков и развитию его творческих способностей.
2. Использование в процессе технологической подготовки задач с «ложной установкой», как персонифицированного выражения реализации принципа проблемности в обучении.
3. Сотворчество преподавателя и студентов в процессе проектирования системы проблемных и творческих задач.
Процесс совершенствования технологической подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства мы строим, опираясь на принципы проблемности, при котором обучение на ошибках, которое реализуется посредством применения задач с «ложной установкой», является эффективным средством повышения качества технологической подготовки. Задача с «ложной установкой» рассматривается нами как объект мыслительной деятельности, в котором заложено противоречие либо в условии, либо в требовании, либо в условии и требовании и получение познавательного результата возможно посредством разрешения заложенных противоречий и раскрытия отношения между известными и неизвестными элементами задачи.
Определены специфика и последовательность предъявления обучаемым задач с «ложной установкой». На первом этапе необходимо предъявлять «провокационные» задачи, на втором-«дефектные», на третьем — задачи на установление причинно-следственных связей.
Реализация комплекса педагогических условий предполагает: осознание целей обученияэмоциональную форму изложения материалапрофессиональную направленность учебной деятельностивыбор заданий, создающих проблемные ситуации в структуре учебной деятельностиналичие любознательности и «познавательного психологического климата» в учебной группе. Разработана система задач с «ложной установкой», способствующая эффективному формированию технологических умений в соответствии с логикой разработки технологических процессов изготовления детали (анализ рабочего чертежавыбор материала для изготовления деталивыбор заготовки и способ ее получениявыбор методов обработкивыбор последовательности обработки и схемы базированиявыбор оборудования, приспособлений и инструментовопределение требуемой совокупности переходов обработкивыполнение необходимых технологических расчетов). Привлечение студентов к самостоятельному проектированию тестовых заданий по всем темам изучаемой интегрирующей дисциплины «Технология машиностроения», явилось эффективным средством систематизации и закрепления технологических знаний.
Экспериментальная работа, проведенная со студентами, обеспечила достаточный уровень совершенствования технологической подготовки, о чем свидетельствуют результаты нашего исследования, отзывы преподавателей, а также утверждения самих студентов.
Список литературы
- Атутов, П.Р. Книга для учителя / П. Р. Атутов. М.: ИОСО РАО, 1997.- 4.1. -32 с.
- Атутов, П.Р. Концепция политехнического образования / П. Р. Атутов.- М.: Педагогика, 1996. С. 11 — 14.
- Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В. И. Андреев // Основы педагогики творчества. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988. — 236 с.
- Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский М.: Знание, 1980. -368 с.
- Архангельский, С.И. Некоторые проблемы организации выборочных исследований в высшей школе / С. И. Архангельский, В. И. Михеев. М.: Знание, 1984.-78 с.
- Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982.198 с.
- Балл, Г. А. О психологическом содержании понятия «задача» / Г. А. Балл // Вопросы психологии. -1970. № 6. — С. 75 — 85.
- Балл, Г. А. Теория учебных задач : Психолого-педагогический аспект / Г. А. Балл. М.: Педагогика, 1990. — 184 с. *
- Батыгов, З.О. Совершенствование методики технологической подготовки будущих учителей трудового обучения : дис.. .. канд. пед. наук / З. О. Батыгов. М., 1990. — 198 с.
- Ю.Батышев, С.Я. О всеобщем профессиональном образовании / С. Я. Батышев // Советская педагогика. 1991. — № 6. — С. 66 — 70.
- Батышев, С.Я. Прогностическая ориентация профессионального образования / С. Я. Батышев // Педагогика. 1998. — № 6. — С. 15 — 20.
- Беляев, П.И. Организация и проведение педагогического эксперимента в учебных заведениях профтехобразования / П. И. Беляев. JI., 1992. — 346 с.
- З.Богоявленский, Д. Б. Психология усвоения знаний в школе / Д. Б. Богоявленский, Н. А. Менчинская. М., 1959. — 348 с.
- Брунер, Дж. Психология познания (за пределами непосредственной информации) / Дж. Брунер. М.: Прогресс, 1977. — 412 с.
- Бухарова, Г. Д. Теоретико-методологические основы обучению решения задач студентов вуза : дис.. д-ра пед. наук / Г. Д. Бухарова. — Екатеринбург, 1996. 276 с.
- Вершинин, Б.И. Мозг и обучение: методика реализации функциональных возможностей мозга / Б. И. Вершинин. —Томский политехнический ун-т — Томск, 1996.-75 с.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. М.: Педагогика — Пресс, 1996. — 536 с.
- Гаврицков, С.А. Формирование проектных умений будущих учителей технологии и предпринимательства в системе высшего педагогического образования: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. А. Гаврицков. Магнитогорск, 2003. — 23 с.
- Гальперин, П.Я. К учению об интериоризации / П. Я. Гальперин, // Вопросы психологии. 1977. — № 7.- С. 22 — 30.
- Гальперин, П.Я. Психолго-педагогические проблемы профессионального обучения / П. Я. Гальперин. М.: МаГУ, 1979. — 208 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 03.00.60. Технология и предпринимательство. — М., 2000. — 22 с.
- Гебос, А.И. Психологические условия формирования положительной мотивации к учению / А. И. Гебос // Воспитание, обучение, психическое развитие: тез. докл. к V всесоюз. съезду психологов СССР. М., 1977. Ч 1. — С. 34−35.
- Глушков, В.М. Основы безбумажной информатики / В. М. Глушков. -М.: Наука, 1982. 45 с.
- Голов, А.Г. Теория и методика профессионального образования : дис.. канд. пед. наук / А. Г. Голов. М., 2002. — 34 с.
- Горелова, Г. Г. Педагогические -условия подготовки студентов к творческой профессионально-педагогической деятельности во внеаудиторной исследовательской работе : автореф. дис. .канд. пед. наук / Г. Г. Горелова. -Челябинск, 1983. 23 с.
- Горохов, В. Г. Введение в философию техники: учеб. пособие /
- В.Г. Горохов, В.М. Розин- науч. ред. Ц. Г. Арзакаян. М.: ИНФРА, 1998. 224 с.
- Гусев, В.И. Совершенствование содержания политехнической подготовки учителей труда в пединституте / В. И. Гусев. Киев, 1988 — 129 с.
- Дворяшина, М.Д. Интеллектуальное развитие и успешность обучения / М. Д. Дворяшина, Н. М. Владимирова // Комплексное исследование проблем обучения и коммунистического воспитания специалистов с высшим образованием. JI. — 1980.
- Енякова, Т.М. Исследование эффективности методов проблемного обучения : дис.. канд. пед. наук / Т. М. Енякова. М., 1977. — 197 с.
- Еникеев, М.И. Психологический энциклопедический словарь / М. И. Еникеев. Энциклопедия. Общая и социальная психология. — Изд-во Приор. 2002. — 560 с.
- Ефимов, Е.И. Решатели интеллектуальных задач / Е. И. Ефимов. Изд-во: М.: Наука 1982.-320 с.
- Ильина, Т.И. Структурно-системный подход к организации обучения / Т. И. Ильина. М.: Знание 1972. вып.1. — 72 с.
- Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2006.512с.
- Казакевич, В.М. Информационный подход к методам обучения / В. М. Казакевич. М.: Педагогика, 1998. — С. 43 -47.
- Каплунович, И .Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов : книга для учителя / И. Я. Каплунович, Т. А. Пушкина, Л. М. Фридман. Л.: Изд-во ЛГУ, 1981. — С. 207 .
- Каптерев, П.Ф. Новая русская педагогия и ее главнейшие идеи, направления и деятели / П. Ф. Каптерев. СПб., 1914. — С. 82 — 83.
- Ковалев, А.Г. Темперамент характер // Психология индивидуальных различий / А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев. тексты — М.: ЧеРо, 2000. I
- Коган, И. Ш. Учителю домоводства диплом педвуза / И. Ш. Коган // Школа и производство. — 1995. — № 1. — С. 35 — 36 .
- Коган, И. Ш. Как преподавать основы техники будущим учителям технологии / И. Ш. Коган, Г. П. Шишкин // Школа и производство. 1995. -№ 5.-С. 19−24.
- Каптерев, П.Ф. История русской педагогики / П. Ф. Каптерев. СПб., 1902.
- Коробков, Р.И. Формирование готовности будущего учителя техологии и предпринимательства к применению информационных технологий в профессиональной деятельности : автореф. дисс.. канд. пед. наук /
- Р.И. Коробков Магнитогорск: МаГУ, 2003. 19 с.
- Королев, Ф.Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики, 1921 1931 / Ф. Ф. Королев, Т. Д. Корнейчик, З. И. Равкин. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-505 с.
- Краевский, В. В. Методологическая рефлексия / В. В. Краевский // Советская педагогика. 1989. — № 2. — С. 72 — 79.
- Кругликов, Г. И. Основы технического творчества : книга для учителя / Г. И. Кругликов, В. Д. Симоненко, М. Д. Цырлин. М.: Народное образование, 1996. — 344 с.
- Кругликов, Г. И. Технология творчества: книга для учащихся / Г. И. Кругликов, В. Д. Симоненко. Курск: изд-во Курского гос. пед. ун-та, 1995. — 188 с.
- Кругликов, Г. И. Профессионально-педагогическая деятельность учителя технологии / Г. И. Кругликов // Школа и производство. 1998. — № 5. -С. 25−27.
- Крутецкий, В. А. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития : учеб. пособие / В. А. Крутецкий, Е. Г. Балабасова. М.: Прометей, 1991. — 112 с.
- Кудайкулов, М. А. Дидактические проблемы: формирования основ профессионально-методических умений у будущего учителя: автореф. дис.. д-ра пед. наук / М. А. Кудайкулов. Киев, 1977. — 49 с.
- Кудрявцев, Т. В. Психология технического мышления / Т. В. Кудрявцев. М.: Педагогика, 1975. — 304 с.
- Кудрявцев, Т. В. Формирование творческих способностей человека / Т. В. Кудрявцев // проблемы методологии: сб. науч. ст. / под ред. Т. В. Кудрявцева, Г. Я. Буша М.: НПО «Поиск», 1992. — С. 41 — 45.
- Кудрявцев, Т. В. Вопросы психологии и дидактики проблемного обучения / Т. В. Кудрявцев // О проблемном обучении: под ред. Т. В. Кудрявцева. М.: Высш. шк., 1967. — вып. 1.
- Кудрявцев, Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / Т. В. Кудрявцев. М.: Знание, 1991. — 79 с.
- Кузьмина, Н.В. Методы системного педагогического исследования / Н. В. Кузьмина. Л., 1980. — 172 с.
- Кулюткин, Ю.Н. Мышление учителя / Ю.Н. Кулюткин- под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М., 1990.
- Кустов, Л. М. Исследовательская деятельность инженера-педагога: Основы педагогической теории / Л. М. Кустов. Челябинск: ГУ ПТО МО РФ, 1995. — 207 с.
- Кыверялг, А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике / А. А. Кыверляг. Таллин: Валгус, 1980. — 334 с.
- Ланге, В.Н. Физические парадоксы и софизмы : пособие для учащихся / В. Н. Ланге. -3-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1978. — 176 с.
- Ланда, Л.Н. О соотношении эвристических и алгоритмических процессов: / Л. Н. Ланда // Научное творчество, сб. ст. под ред. С.Р. Микулин-ского, М. Г. Ярошевского. М.: Наука, 1969. — С. 357 — 368.
- Левина, М. М. Основы технологии обучения профессиональной педагогической деятельности / М. М. Левина. Минск: ИГЖ и переподготовки руководящих работников и специалистов образования, 1996. — 232 с.
- Левина, М. М. Технологии профессионального педагогического образования : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. М. Левина. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272 с.
- Левчук, 3. С. Формирование готовности к педагогическому творчеству у студентов педвуза: дис. .канд. пед. наук / З. С. Левчук.-Минск, 1992. 178 с.
- Леднев, B.C. Содержание образования / B.C. Леднев. М., 1991.159 с.
- Леонтьев, А.Н. Психология познавательной деятельности / А. Н. Леонтьев.-М.: изд-во Московского университета, 1978. 150 с.
- Лернер, И. Я. Дидактическая система методов обучения / И. Я. Лернер. -М., 1976- 154 с.
- Лернер, И. Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей / И. Я. Лернер. М.: Наука, 1969. — 203 с.
- Лернер, И. Я. Теория современного процесса обучения, ее значение для практики / И. Я. Лернер // Советская педагогика.- 1990. № 3. — С. 10 — 17.
- Лошкарева, Н.А. Формирование системы общих умений и навыков школьников / Н. А. Лошкарева. М., 1982.
- Ляудис, В. Я.Память в процессе развития / В.Я. Ляудис. М.: Знание, 1976.
- Майоров, А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования) / А. Н. Майоров. М., 2000. — 352 с.
- Малафеев, Р.И. Проблемное обучение физики в средней школе: Из опыта работы: пособие для учителей / Р. И. Малафеев. М.: Просвещение, 1980.- 127 с.
- Мангейм, Дж.Б. Политология. Методы исследования: пер. с англ. / Дж.Б. Мангейм, Р.К. Рич- предисл. А. К. Соколова //Дж.Б. Мангейм. М.: Изд-во «Весь мир», 1997. — 544 с.
- Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / A.M. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. — 142 с.
- Матюшкин, А. М. Актуальные проблемы психологии высшей школы / A.M. Матюшкин.-М.: Высшая школа, 1977. 211 с.
- Махмутов, М. И. Теория и практика проблемного обучения / М. И. Махмутов. Казань, 1972. — 350 с.
- Махмутов, М. И. Проблемное обучение / М. И. Махмутов // Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 367 с.
- Медведев, В. В. Дидактические основы межпредметных связей в процессе профессиональной подготовки учителя (на примере естественнонаучных и технических дисциплин) / В. В. Медведев. М.: МПУ, ЕГПИ, 1998.- 38 с.
- Михалева, Т.Г. Анализ опыта разработки новых квалификационных характеристик специалистов с высшим образованием / Т. Г. Михалева, Л. И. Романкова, Н. Г. Печенюк. М.: НИИПВШ, 1989. — 44 с.
- Монахов, В.М. Аксиоматический подход к проектированию педагогической технологии / В. М. Монахов // Педагогика.- 1997. № 6. — С.26−38.
- Науменко, Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции / Т. С. Науменко // Педагогика. 1997. № 7 — С. 20 — 27.
- Нечаев, Н. Н. Проектное моделирование как творческая деятельность : автореф. дис.. д-ра психол. наук / Н. Н. Нечаев. М., 1987. — 40 с.
- Нишаналиев, У.Н. Формирование личности учителя трудового обучения: проблемы и перспективы / У. Н. Нишаналиев. Ташкент, 1990. — С. 37 — 38.
- Никитина, Г. В. Формирование исследовательских умений у студентов младших курсов (На примере технических и химических вузов): дис. .д-ра пед. наук / Г. В. Никитина. СПб., 1992. — 577 с.
- Никитина, Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Н. Н. Никитина, О. М. Жележнякова, М. А. Петухов. М.: Мастерство, 2002. -288 с.
- Новоселов, С. А. Развитие технического творчества в учреждении профессионального образования: системный подход / С. А. Новоселов. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997. 371 с.
- Новожилов, Э.Д. Методические основы эффективного использования учебно-материальной базы для трудовой подготовки учащихся в общеобразовательной школе : дис. .д-ра пед. наук / Э. Д. Новожилов. М., 1990.-379 с.
- Новожилов, Э.Д. К теории педагогического эксперимента. На путях совершенствования высшего педагогического образования. Поиски и решения / Э. Д. Новожилов. М., 1998. — С. 6 — 18.
- Ньюэлл, А. Процессы творческого мышления / А. Ньюэлл, Дж. Шоу, Г. А. Саймон //Психология мышления. М.: Наука, 1965. — 512 с.
- Паниотто, В.И. Количественные методы в социологических исследованиях / В. И. Паниотто, B.C. Максименко.- Киев: Наукова думка, 1992. 336 с.
- Пиаже, Ж. Экспериментальная психология / Ж. Пиаже, П. Фресс. -М.: Прогресс, 1966. 428 с.
- Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / П. И. Пидкасистый, — М.: Педагогика, 1980. 160 с.
- Пискунов, А.И. Педагогическое образование: цель, задачи и содержание / А. И. Пискунов // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 59 — 66.
- Пискунов, А.И. Методы педагогических исследований / А. И. Пискунов, Г. В. Воробьев. М.: Педагогика, 1979. — 256 с.
- Полонский, В.М. Понятийно-терминологический аппарат педагогики / В. М. Полонский // Педагогика. № 4. 1999. — С. 12 — 23. <
- Поляков, В.А. Политехнический принцип в трудовом обучении школьников / В. А. Поляков. М.: Просвещение, 1977. — 80 с.
- Пономарев, Я.А. Психология творчества / Я. А. Пономарев. М., 1976.-303 с.
- Попков, В.А. Дидактика высшей школы: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /В.А. Попков, А. В. Коржуев. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 136 с.
- Посталюк, Н. Ю. Дидактическая система развития творческого стиля деятельности студентов : дис. .д-ра пед. наук / Н. Ю. Посталюк.- Казань, 1993. -362 с.
- Программы средних образовательных учреждений. Трудовое обучение. Технология I-XI классы / под ред.: Ю. Л. Хотунцева, В. Д. Симоненко.-М.: Просвещение, 1997. 233 с.
- Путилин, В.Д. Психолого-педагогические основы формирования творческой активности школьника / В. Д. Путилин, В. П. Ушачев. -Магнитогорск: Изд-во МГПИ, 1998. 62 с.
- Пушкин, В.Н. Эвристическая наука о творческом мышлении / В. Н. Пушкин.-М., 1967.
- Пушкина, Т.А. Изучение личности учащегося и ученических коллективов : книга для учителя / Т. А. Пушкина, И. Я. Каплунович, JI.M. Фридман.- М.: Просвещение, 1988. С. 207.
- Романов, Е. В. Теория и практика профессиональной подготовки учителя технологии и предпринимательства : монография / Е. В. Романов. — Магнитогорск: МаГУ, 2001. 245 с.
- Романов, Е.В. Методология технологического проектирования : учеб. пособие / Е. В. Романов.- Магнитогорск: МаГУ, 2001. 343 с.
- Романов, Е.В. Технология художественного творчества: учеб. пособие/Е.В. Романов, И. В. Лапчинская, под ред. Е. В. Романова. -Магнитогорск: МаГУ, 2005. 78 с.
- Романов, П.Ю. Формирование исследовательских умений обучающихся в системе непрерывного педагогического образования : монография / П. Ю. Романов.- Магнитогорск: МаГУ, 2003. 236 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов.- М.: Большая русская энциклопедия, 1994. 604 с.
- Рубинштейн, СЛ. Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения / СЛ. Рубинштейн. М., 1960. — 168 с.
- Рубинштейн, СЛ. Основы общей психологии / СЛ. Рубинштейн.-М., 1946.-613 с.
- Сивоконь, П.Е. Методологические проблемы естественно- научного эксперимента / П. Е. Сивоконь.- М., 1968. 370 с.
- Секкей, Я. Продуктивные процессы в обучении и мышлении / Я, Секкей // Психология мышления. М.: Наука, 1965. — 367 с.
- Сеченов, И.М. Предметная мысль и действительность / И. М. Сеченов. 1902.
- Сибирская, М. П. Педагогические технологии в процессе обучения и воспитания молодежи / М. П. Сибирская.- СПб.: НИИ ВНИИ ПТО, 1996. -123 с.
- Скаткин, М.Н. Методология и методы педагогических исследований / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1986. — 152 с.
- Ставский, П.И. Теоретико-методологические основы построения содержания политехнического образования в общеобразовательной школе : дис.. док. пед. наук: 13.00.01 / П. И. Ставский. АНН СССР НИИ общей педагогики. — М., 1979. — 37 с.
- Стивене, С. Экспериментальная психология : в 2 т. / С. Стивене. -М.: Изд-во иностр. лит-ра, 1960.
- Теплов, Б.М. Избранные труды : в 2 т. / Б. М. Теплов. М.: Педагогика. — Т. 1. — 234 с.
- Леднев, В, С. Содержание образования / B.C. Леднев. М., 1991.159 с.
- Хотунцев, Ю.Л. Программа курса «Основы технологической культуры» / Ю. Л. Хотунцев // Школа и производство. 2002. — № 7. — С. 9 — 12.
- Чистоходова, Л.И. Общеэкономическая подготовка выпускника высшей педагогической школы / Л. И. Чистоходова. М., 1997. — 312 с
- Чошанов, М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения : метод, пособие / М. А. Чошанов. М.: нар. образование, 1996. -157 с.
- Чошанов, М. А. Диагностические умения учащихся / М. А. Чошанов // Советская педагогика. 1990. — № 3. — С. 40 — 44.
- Чошанов, М. А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения / М. А. Чошанов // Педагогика. -1994. № 2. — С. 21 — 29.
- Чуркин, С.Д. Научно-методические основы технолого-экономической подготовки студентов в педвузе / С. Д. Чуркин. М.: МПУ, 1997.-С. 89.
- Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова. -М., 1976. 100 с.
- Фрадкин, Ф.И. Психологический анализ и их роль в учении школьников / Ф. И. Фрадкин // Советская педагогика. 1953. № 4. С. 172 — 174.
- Фридман, Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе: учителю математике о педагогической психологии /
- JT.M. Фридман. M.: Просвещение, 1991. — 288 с.
- Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д. Б. Эльконин. М., 1974. — 64 с.
- Эсаулов, А. Ф. Психология постановки и решения конструктивно-технологических задач : дис.. д-ра психол. Наук / А. Ф. Эсаулов. М., 1974.
- Ядов, В.А. Рабочая книга социолога / В. А. Ядов, под ред. В. А. Ядова. М.: Наука, 1976. — 291с.
- Ядов, В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы / В. А. Ядов. М.: Наука, 1987. — 248 с.
- Якунин, В.А. Обучение как процесс управления / В. А. Якунин. JI.: ЛГУ, 1988.364 с.