Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Аналитическое обоснование производственной программы и перспективных планов развития предприятия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предложено расширение информационного обеспечения аналитического измерения и изучения спроса в ходе проведения предварительного, оперативного и итогового анализа. Традиционные направления сравнительного экономического анализа — фактического объема продаж с предыдущим периодом (динамический анализ) и с плановым заданием (анализ выполнения планового задания) — дополнены показателем «возможный объем… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ, ЗАДАЧИ И УСЛОВИЯ АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
    • 1. 1. Теоретические основы аналитического обоснования производственной программы
    • 1. 2. Спрос на продукцию как объект экономического анализа и как фактор, определяющий производственную программу и план развития предприятия
    • 1. 3. Информационное обеспечение аналитического обоснования производственной программы и анализа ее выполнения
  • ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
    • 2. 1. Маркетинговый анализ как центральный элемент аналитического обоснования формирования портфеля заказов и ассортимента выпускаемой продукции
    • 2. 2. Анализ производственного потенциала предприятия и использование его результатов для аналитического обоснования производственной программы
    • 2. 3. Методика анализа объема производства и продаж
  • ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
    • 3. 1. Прогнозирование изменения стратегических позиций предприятия в результате реализации программ его развития
    • 3. 2. Аналитическое обоснование оптимизации объема и ассортимента продукции в долгосрочной перспективе
    • 3. 3. Аналитическое обоснование инвестиционных программ, связанных с развитием предприятия

Аналитическое обоснование производственной программы и перспективных планов развития предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Рыночные условия хозяйствования повышают самостоятельность и ответственность предприятий, что проявляется в свободе формирования производственной программы, в выборе деловых партнеров, в определении путей своего развития. Предприятия самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, определяют стратегию развития. Однако до настоящего времени разработка производственной программы и перспективных планов развития большинства предприятий слабо взаимоувязана с анализом спроса, его динамикой. Традиционный комплексный анализ, включая анализ производства и продаж продукции, недостаточно использует возможности маркетингового анализа, в частности при формировании портфеля заказов и ассортимента выпускаемой продукции. В этой связи актуализируется значимость точности исчисления спроса, позволяющей планировать производственную мощностьоценить потенциальную эффективность производственной программырассчитать порог безубыточности деятельности.

Стратегия роста производства должна достигаться за счет диверсификации, сочетания старой и новой продукции. Вложение средств в исследования и разработки, увеличивающие производственный потенциал, позволят повысить темпы роста продаж. В условиях конкуренции невозможно победить без освоения новых или усовершенствования выпускаемых видов продукции. В этой связи усиливается значимость инновационного пути развития, обеспечивающего конкурентные рыночные позиции, стабильность доходов, устойчивость финансового состояния.

Именно поэтому требуют дальнейшего совершенствования научные и практические разработки, касающиеся выявления и систематизации факторов, влияющих на формирование объема и структуры производства и продаж продукции, а также методики анализа формирования их стратегии. Этим обусловлена актуальность диссертационного исследования, научная и практическая значимость поставленных и решенных в нем вопросов.

Правильно составленная производственная программа обеспечивает выполнение договорных обязательств по поставке продукцииспособствует бесперебойному процессу производства, обеспечивая его всеми необходимыми ресурсами в течение длительного периодаотражает активную рыночную позицию предприятия и эффективность деятельности маркетинговой службысоответствие производства и продаж платежеспособному спросу, создает условия для ритмичности производственной и сбытовой деятельности.

По мере развития производственных отношений и экономических связей постоянно повышается роль аналитического обоснования производственной программы и перспективных планов развития предприятия, что требует все более широкого развития теоретической базы анализа и его методик, разработки новых, более информативных подходов и процедур.

Актуальность проведенного исследования предопределяется тем, что:

— в условиях рыночной экономики объем продаж приобретает первостепенное значение, выступая связующим звеном между производителем и потребителем;

— в условиях интеграции России в мировую хозяйственную систему для отечественных предприятий резко возрастает конкуренция со стороны иностранных организаций, что обостряет значимость аналитического обоснования производственной программы и выработки аналитического инструментария, позволяющего изменить производственную программу в зависимости от сложившейся конкурентной обстановки и спроса потребителей;

— объем производства определяется в зависимости от возможного объема продаж продукции, обусловленного рыночным спросом на нее. В то же время способность предприятия удовлетворять потребности рынка требует соответствующего развития его производственной мощности.

Необходимость развития методологии, методики и организационных принципов предварительного анализа объема производства и продаж объясняется практической востребованностью решения указанных проблем, объективно требующей углубленной их теоретической и методической проработки.

Злободневность этих вопросов и большая практическая значимость в современных условиях обусловили выбор темы диссертации, определили цель, задачи и структуру научного исследования.

Степень разработанности проблемы. Вопросам оптимальности производственных программ в экономической литературе придается большое значение. В последние годы проведены разнообразные теоретические исследования в области аналитического обоснования производственных программ в условиях рыночных отношений, в том числе возможности применения результатов маркетингового анализа при выработке оптимальной программы производства. Значительный вклад в изучение отдельных теоретических проблем и разработку практических рекомендаций по данным направлениям внесли отечественные исследователи — И. Г. Андреева, С. Б. Барнгольц, И. К. Беляевский, Д. П. Бирюлин, С. А. Бороненкова, А. Н. Бортник, В. В. Бурцев, Т. В. Быкова, Б. И. Вайсблат, М. А. Бахрушина, Е. Ю. Воронова, Н. Д. Врублевский, Л. Т. Гиляровская, В. А. Горемыкин, А. И. Ильин, Н. Д. Ильенкова, А. Ф. Ионова, Е. С. Исаев, В. Э. Керимов, И. Г. Кондратова, Д. А. Корнилов, Н. П. Любушин, М. В. Мельник, С. А. Николаева, К. В. Павлов, Е. П. Пешкова, А. В. Плюснин, И. М. Рендухов, Г. В. Савицкая, Н. Н. Селезнева, В. И. Стражев, А. Н. Хорин, А. В. Шаповалов, А. Д. Шеремет, А. И. Шигаев, М. Е. Шилов, С. И. Шкарабан и др. В зарубежной литературе вопросы оптимизации производственной программы рассмотрены в работах таких экономистов, как Аткинсон Энтони

А., Банкер Раджив Д., Каплан Роберт С., Янг Марк С., JL А. Бернстайн, Дж. Ван Хорн, К. Вахович, К. Друри и др.

В то же время целостная система теоретических принципов и конкретных методик аналитического обоснования производственной программы отсутствует, недостаточно освещены адекватные реалиям российской экономики вопросы аналитического обоснования производственной программы, в том числе с целью снижения степени риска и повышения конкурентоспособности отечественных предприятий. Как следствие, существует целый ряд мало изученных практических аспектов в этой области. В частности, возможности существующей методической базы аналитического обоснования производственной программы весьма ограничены в связи с ее недостаточной ориентированностью на использование результатов маркетингового анализа. В результате незначительно учитывается динамика внешней среды, своевременно не принимаются оптимальные управленческие решения, повышаются предпринимательские риски и в целом снижается эффективность деятельности предприятий.

Научно-теоретическая и возрастающая практическая значимость указанных моментов обусловили выбор темы диссертационного исследования и определили его основные направления.

Цель и задачи исследования

Цель работы — в условиях развития рыночных отношений и реформирования бухгалтерского учета разработать методологические принципы и конкретные методические рекомендации по совершенствованию аналитического обоснования производственной программы и перспективных планов развития предприятия, предложить методику анализа влияния продаж на стратегию предприятия.

Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач:

— предложить концептуальный подход к ориентированному на спрос аналитическому обоснованию производственной программы и оценке ее выполнения;

— исследовать состояние информационного обеспечения аналитического обоснования производственной программы и наметить пути его совершенствования;

— разработать алгоритм поэтапного анализа объема производства и продаж;

— предложить порядок аналитического обоснования оптимизации объема и ассортимента продукции в долгосрочной перспективе;

— дать рекомендации по аналитическому обоснованию инвестиционных программ, связанных с развитием предприятия.

Объектом исследования являются предприятия производственной сферы различных организационно-правовых форм хозяйствования гг. Самары, Тольятти.

Предметом исследования является совокупность теоретико-методологических и методических аспектов анализа объема производства и продаж как важнейшего звена комплексного экономического анализа.

При проведении диссертационного исследования использовалась специальная литература по экономическому анализу, применялись законодательные и инструктивные материалы, материалы всероссийских и региональных научно-практических конференций, отраслевые методические материалы.

Теоретической и методологической основой исследования послужили международные стандарты финансовой отчетности, законодательные и другие нормативные акты, работы ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области экономического анализа и маркетинга, Законы Российской Федерации, регулирующие развитие рыночных отношений, постановления Правительства Российской Федерации по вопросам развития промышленности, постановления и решения Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, информация справочных систем «Гарант» и «Консультант Плюс».

При выполнении поставленных задач применялись общенаучные методы исследования (системный подход, обобщение, сравнительный анализ, статистический анализ, метод экспертных оценок, сопоставление, прогнозирование, экономическое моделирование).

Научная новизна диссертационного исследования находит свое отражение в постановке, теоретическом обосновании и практическом решении комплекса научно-методологических и практических вопросов, связанных с совершенствованием аналитического обоснования производственной программы и перспективных планов развития предприятия в целом на новой методологической основе, что позволяет получить необходимую информацию для предварительного анализа, прогнозирования, планирования и принятия решений по управлению производственной деятельностью.

В процессе исследования получены и выносятся на защиту следующие результаты, обладающие элементами научной новизны:

— разработан порядок аналитического обоснования производственной программы и перспективных планов развития предприятия со сквозной ориентацией на спрос, предполагающий на каждом этапе анализа сравнение фактических и планируемых показателей продаж с возможным объемом продаж конкретных видов продукции, обеспеченным спросом (текущим и перспективным);

— даны предложения по расширению информационного обеспечения аналитического обоснования производственной программы и перспективных планов развития предприятия за счет введения показателя «возможный объем продаж конкретных видов продукции, обеспеченный спросом (текущим и перспективным)" — разработан подход к формированию внутренней отчетности предприятий на основе встраивания в структуру внутренней отчетности элементов аналитических процедур, что позволяет оптимизировать структуру ассортимента продукции, работ, услуг и организационную структуру предприятия, соответствуя требованиям ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам» и МСФО — 14 «Сегментная отчетность»;

— предложена методика анализа объема производства и продаж на основе использования результатов маркетингового, стратегического анализа при выборе ассортиментных позиций и учета внешних конкурентных и внутренних факторовразработана методика оперативного анализа производства и отгрузки продукции на основе детализации причин выявленных фактических отклонений от запланированного графика отгрузки и продаж по соответствующим декадам месяца, использование которой позволит своевременно реагировать на негативные ситуации и принимать меры по устранению их причин;

— разработана методика аналитического обоснования оптимизации объема и ассортимента продукции в долгосрочной перспективе на основе интегрального коэффициента рыночной устойчивости в конкурентной среде;

— рекомендована методика аналитического обоснования инвестиционных программ, связанных с развитием предприятия и необходимых для соблюдения условий рыночной устойчивости в конкурентной среде, на основе оценки дефицита производственной мощности и проверки инвестиционных проектов, направленных на ликвидацию выявленного дефицита, по критерию NPV.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования отражены в опубликованных статьях, докладывались и обсуждались на международных и всероссийских научно-практических и научных конференциях.

Разработанные методики аналитического обоснования производственной программы предназначены для формирования производственных программ и программ развития по различным направлениям деятельности предприятий.

Разработки по вопросам аналитического обоснования производственной программы и анализа ее выполнения внедрены в практическую деятельность ОАО «Тольяттинский завод технологического оснащения» и ООО «Самарский завод противопожарного оборудования». Основные аспекты диссертации апробированы и используются в учебном процессе филиала НОУ ВПО «Самарская гуманитарная академия» в г. Тольятти при преподавании дисциплин «Теория экономического анализа», «Маркетинговый анализ», «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности», «Анализ финансовой отчетности», «Бухгалтерский управленческий учет».

По теме диссертации опубликовано 19 научных работ общим объемом 9,2 печ. л.- в том числе 3 статьи в рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК, общим объемом 2,0 печ. л.

Объем и структура работы.

Цель и задачи исследования

определили структуру диссертационной работы:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное диссертационное исследование, а также основные выводы, положения и рекомендации можно разделить на три логически взаимосвязанные группы теоретических и практических проблем.

Первая группа проблем связана с рассмотрением теоретических основ аналитического обоснования производственной программырассмотрением состояния информационного обеспечения аналитического обоснования производственной программы и ее совершенствованиемформированием системы показателей аналитического обоснования производственной программы и ее выполнением.

Предложен концептуальный подход к ориентированному на спрос аналитическому обоснованию производственной программы и оценке ее выполнения, а именно, помимо учета текущего спроса, который проявляется в формировании портфеля заказов и обосновании производственной программы на текущий период, концепция предполагает взаимосвязанное изучение долгосрочных изменений спроса на конкретные виды продукции, что позволяет не только формировать перспективные производственные программы, но и определять направления дальнейшего развития предприятия в случае, если его производственный потенциал будет не в состоянии обеспечить выявленный перспективный спрос при полной загрузке производственной мощности и полном использовании имеющихся производственных ресурсов.

В диссертационном исследовании предложен алгоритм аналитического обоснования производственной программы и анализа ее выполнения, включающий пять этапов: анализ формирования «портфеля» заказов, анализ производственного потенциала, аналитическое обоснование формирования производственной программы, анализ выполнения производственной программы, аналитическое обоснование перспективных планов развития предприятия. На каждом этапе предлагается сравнивать исследуемые показатели с возможным объемом продаж конкретных видов продукции для удовлетворения перспективного спроса, что позволит оптимизировать производственную программу.

В работе рассматривается спрос с позиций его значимости при формировании производственной программы. В этой связи в рамках исследования спрос изучается как объект экономического анализа и как фактор, определяющий производственную программу и план развития предприятия. Поскольку в сложившейся ситуации спрос является основой формирования производственной программы и стратегии развития, в работе исследованы роль анализа спроса на предварительном, текущем и заключительном этапах производственно-хозяйственного цикла.

Предложено расширение информационного обеспечения аналитического измерения и изучения спроса в ходе проведения предварительного, оперативного и итогового анализа. Традиционные направления сравнительного экономического анализа — фактического объема продаж с предыдущим периодом (динамический анализ) и с плановым заданием (анализ выполнения планового задания) — дополнены показателем «возможный объем продаж конкретных видов продукции, обеспеченный спросом (текущим и перспективным)», представляющим собой базу для сравнения планируемого или фактического объема продаж с перспективным спросом на каждом этапе аналитического обоснования производственной программы и анализа ее выполнения. Он расширяет информационное обеспечение аналитического обоснования производственной программы и перспективных планов развития предприятияпредназначен для сравнения с портфелем заказов, производственным потенциалом в целях оптимизации ассортимента продукции, объемов ее выпуска и выбора направлений перспективного развития предприятия.

В структуре информационной базы анализа отмечен рост внеучетных источников информации, отражающих состояние внешней среды, а именно рынка товаров и услуг, их конкурентоспособности, рынка рабочей силы и т. д.

Рассмотрены бухгалтерские и статистические источники информационного обеспечения предварительного (перспективного), оперативного и итогового (ретроспективного) анализа производственной программы и ее выполнения.

Определены направления анализа производства и продаж в финансовом и управленческом анализе по объектам: готовая продукцияотгрузка товаровассортименткачествовыручка в целом, по географическим и операционным сегментам, по видам продукции, работ и услуг.

Практическая полезность сравнительного анализа в значительной степени ограничивается недостатками его информационной базы, а именно недостаточностью статистических данных о финансовых показателях предприятий по отраслям и размерам предприятий. Результаты статистического наблюдения, например, по промышленности (число предприятий, объем продукции, уровень рентабельности продукции, среднегодовая численность промышленно-производственного персонала, индексы производства продукции по отраслям промышленности, структура затрат на производство продукции по отраслям промышленности, уровень использования среднегодовой производственной мощности по выпуску конкретных видов продукции и др.) отражают результаты деятельности в масштабах промышленности. Однако они не ставят своей задачей выявить причины абсолютных и относительных изменений данных показателей на уровне отдельных предприятий.

Расширение информационной учетно-аналитической базы может быть связано с использованием данных в рамках международного производства на основе международного стандарта передачи финансовой информации в электронном виде с помощью языка XBRL через Интернет. Анализ такой информационной базы обеспечит точность оценки объемов продаж определенных видов продукции, емкости рынка, рыночной доли предприятия-производителяпозволит сгруппировать предприятия по объемам продаж промышленной продукциидаст возможность проведения сравнительного анализа предприятий отрасли.

В ходе проведенного исследования сформирована оптимальная система основных показателей аналитического обоснования производственной программы и анализа ее выполнения с включением предложенного показателя «возможный объем продаж конкретных видов продукции, обеспеченный спросом (текущим и перспективным)». Назначение и использование показателей аналитического обоснования производственной программы зависят от конкретной цели анализа, особенностей выпускаемой продукции и т. д.

В работе отмечено, что при формировании производственной программы следует учитывать процентное изменение прибыли от продаж в зависимости от процентного изменения объема продаж.

Сделан вывод о том, что комплексное использование показателей более полно и всесторонне характеризует объем производства и объективно определяет влияющие на его изменения факторы.

Вторая групп проблем, исследованных в диссертации, связана с использованием результатов маркетингового анализа для обоснования формирования портфеля заказов и ассортимента выпускаемой продукции, возможностями применения результатов анализа производственного потенциала для аналитического обоснования производственной программы, разработкой методики анализа производства и продаж продукции.

Исследование показало, что анализ должен использовать результаты маркетинговых исследований для оценки целесообразности расширения или существенного изменения ассортимента, возможного уровня продажных цен на них с учетом требований покупателей к их качеству. В работе рассмотрены такие направления маркетингового анализа, как анализ спроса и его эластичности, анализ емкости рынка и рыночной доли предприятия, анализ формирования ассортимента и производственной программы, анализ ценовой политики, анализ конкурентоспособности продукции, позиционирование видов продукции на основе матрицы Бостонской консалтинговой группы.

С целью аналитического обоснования изменения возможной цены продаваемой продукции проведен анализ эластичности спроса и получено подтверждение о более точном результате эластичности в случае расчета по коэффициенту дуговой эластичности спроса вследствие учета изменения показателей за два смежных периода.

Очевидно, что одним из важных составляющих маркетингового анализа должен быть инновационный. В этой связи указаны мероприятия по освоению производства перспективных видов продукции. При анализе инновации конкретного продукта важно установить стадии жизненного цикла инновации, ближайшую перспективу, этап спада и ликвидации, поэтому необходима систематическая работа по прогнозированию внедрения и сопровождения инноваций.

При расчете перспективного объема продаж на внешнем и внутреннем рынках следует оценить конкурентоспособность продукции. В работе предложена методика оценки конкурентоспособности конкретных видов промышленной продукции путем сравнения технических и экономических параметров и разработки рекомендации по включению в производственную программу наиболее конкурентоспособных видов продукции.

Предложена методика построения матрицы Бостонской консалтинговой группы для позиционирования конкретных видов промышленной продукции и оптимизации ее ассортимента. В работе дана оценка влияния сформированного ассортимента на эффективность всей деятельности с помощью показателей доли продукции в общем объеме продаж, рентабельности продукции.

Предприятие формирует портфель заказов по объему и номенклатуре продукции на основании договоров. Это позволяет исчислить финансовые показатели портфеля заказов, включая расчетную прибыль, рентабельность и другие показатели, от которых зависит эффективность продаж. Имеющийся наличный портфель и сведения о новых поступлениях характеризуют степень загрузки производства в настоящий момент и в ближайшем будущем.

Разработана методика анализа объема производства конкретных видов продукции по разным заказам на основе детализации данных о заключенных договорах в разрезе по месяцам и срокам исполнения заказа согласно заключенному договору, что позволяет провести сравнительный, итоговый анализ либо по однородной продукции в целом, либо по отдельным договорам (заказам).

Аналитическое обоснование производственной программы должно быть увязано с возможностями производства (производственными мощностями, обеспеченностью материальными и трудовыми ресурсами и т. д.). В этой связи предложена методика оценки влияния производственных мощностей на формирование производственной программы на основе учета соотношения возможного объема продаж с имеющейся производственной мощностью предприятия.

Рекомендован аналитический подход к оценке потребностей в материальных ресурсах и возможностей их обеспечения для выполнения плана производства конкретных видов продукции и возможного объема производства, обеспеченного перспективным спросом, в течение года в разрезе по месяцам, наименованиям необходимых материальных ресурсов и конкретных поставщиков. Кроме того, предложено аналитическое обоснование потребности в трудовых ресурсах для выполнения производственной программы и возможного объема производства, обеспеченного перспективным спросом, на основе технологических норм трудоемкости и эффективного фонда рабочего времени в плановом периоде.

На основе существующих методик разработан алгоритм поэтапного анализа объема производства и продаж, содержащий четыре этапа: предварительный, промежуточный, результатирующий, стратегический.

Помимо традиционных процедур (анализ выполнения договорных обязательств, анализ качества, анализ ритмичности), алгоритм предусматривает использование результатов маркетингового и стратегического анализа при выборе ассортиментных позиций. Основой формирования всех этапов выступает ориентация на рыночный спрос, предполагающая на каждом этапе сравнение объемов производства и продаж конкретных видов продукции с возможным их объемом производства и продаж, обеспеченных текущим и перспективным спросом. В связи с этим содержание каждого этапа учитывает влияние внешних конкурентных и внутренних факторов.

Предложена методика проведения оперативного анализа производства и отгрузки продукции с детализацией причин выявленных фактических отклонений от запланированного графика отгрузки и продаж по соответствующим декадам месяца, использование которой позволит своевременно реагировать на негативные ситуации и принимать меры по устранению их причин.

Анализ выполнения производственной программы связан с анализом выручки от продажи. Для оптимизации информационной базы управленческого анализа в рамках управленческого учета рекомендуется сформировать управленческую отчетность для целей управления выручкой по видам продаж (товаров, продукции, работ, услуг). В этой связи указаны основные моменты, обусловливающие выделение выручки по видам продаж как самостоятельных позиций управленческой отчетности: анализ возможных отклонений финансовых результатов, оценка составляющих элементов и потенциальных структурных сдвигов в деятельности, прогноз производственных и инвестиционных рисков, определение возможности наращивания потенциала в перспективеоптимизация контроля действенности различных видов продажвозможность организации процесса бюджетирования, контроль выполнения плановых заданий соответствующим сегментом, анализ выявленных отклонений и т. д.- предупреждение появления и роста отрицательных тенденций в отдельных сегментахвыявление наиболее рентабельных видов продажсвоевременная консервация неперспективных видов продажвыполнение требований надежности управленческой отчетности, конкретности отчетной информации, своевременности представления отчетности и т. д. Детализация выручки по отдельным видам продаж конкретизирует влияние их соответствующих видов на прибыль от продаж и позволяет своевременно выявить возникшее отрицательное влияние. Данный подход положен в основу рекомендуемой методики вертикального и горизонтального детализированного анализа выручки по видам продаж с выявлением отклонений планируемых и фактических данных от возможного объема производства, обеспеченного перспективным спросом. Предложенный порядок можно углубить в зависимости от поставленных аналитических задач промышленного предприятия (по сумме задолженности по продажам товаров, продукции, работ, услугпо договорам, по сегментам рынка, по потребителям (покупателям), по видам экспортируемой и импортируемой продукции и т. д.).

В целях повышения аналитичности информации предложено встраивание в структуру внутренней отчетности предприятий элементов аналитических процедур, т. е. во внутренней отчетности промышленных предприятий рекомендовано детализировать выручку по видам продаж и продукции, работ, услуг с точки зрения их позиционирования на принципах матрицы Бостонской консалтинговой группы как «звезды», «дикие кошки», «дойные коровы», «неудачники». Это полезно в целях формирования оптимального ассортимента продукции (работ, услуг) и организационной структуры предприятия, соответствуя требованиям ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам» и МСФО — 14 «Сегментная отчетность» о выделении в операционный сегмент части деятельности предприятия по производству определенных товаров, подверженных рискам и получению прибылей, отличных от рисков и прибылей по другим группам товаров.

Кроме того, этот подход уместен в отношении географических сегментов в случае осуществления деятельности предприятия на территориях различных регионов.

Разработана методика итогового и сравнительного анализа выручки по видам продаж, достоинства которой заключаются в том, что она позволяет по данным о деятельности за ряд лет провести сравнительный, итоговый, факторный анализ сопоставимых показателей с учетом инфляцииспособствует своевременному изысканию резервов роста выручки от продажи и маржинального доходапутем сравнений со среднеотраслевыми данными или данными лидеров в соответствующем сегменте рынка позволяет оценить стратегию развития и результативность управленческих решений руководства производственного предприятия.

Третья группа проблем, решению которых посвящена диссертация, связана с прогнозированием изменения стратегических позиций предприятия в результате реализации программы его развития, аналитическим обоснованием оптимизации объема и ассортимента продукции в долгосрочной перспективе, аналитическим обоснованием инвестиционных программ, связанных с развитием предприятия.

Предложено использование идеологии SWOT-анализа для целей аналитического обоснования направлений инновационной деятельности, изменений производственной программы и планов развития предприятия на перспективу, что позволяет оценить сильные стороны возможностей и сильные угрозы по обеспечению устойчивости промышленного предприятия, предложить рекомендации по снижению (сокращению) слабых возможностей и угроз.

Особое внимание при рассмотрении оптимизации объема и ассортимента продукции в долгосрочной перспективе уделено подходам и методам аналитического обоснования оптимизации производственной программы и ассортимента. Оптимальная производственная программа должна позволить максимально возможно удовлетворить спрос при обеспечении требований рыночной устойчивости в конкурентной среде. С этой целью предложен порядок аналитического обоснования оптимизации объема и ассортимента продукции в долгосрочной перспективе посредством применения в качестве критерия оптимальности производственной программы интегрального коэффициента рыночной устойчивости в конкурентной среде (рассчитываемого как сумма произведений рентабельности активов, коэффициента текущей ликвидности, коэффициента обеспеченности запасов собственными оборотными средствами на их весомость) — расчета бюджетного бухгалтерского баланса и бюджетного отчета о прибылях и убыткахформирования системы ограничений с учетом внешних, внутренних факторов и решения задач симплекс-методомпредварительного анализа оптимизации структуры ассортимента экспертным методомрасчета двух вариантов производственной программы в долгосрочной перспективе по избранным показателямсравнительного анализа двух вариантов производственной программы и выбора предпочтительного из них.

С целью оптимизации прибыли разработана методика аналитических расчетов на основе использования методов сопоставления валовых показателей и сопоставления предельных показателей для определения оптимального объема производства и поставок промышленной продукции, обеспечивающего требуемые размеры объема продаж и прибыли в будущем периоде.

В развитие производства принципиально новых видов продукции, которые потенциально могут быть востребованы рынком, необходимо соответствующее инвестирование. Планируемый рост объема продаж должен быть обеспечен инвестициями в увеличение производственных мощностей и источниками финансирования для этих инвестиций. Разницу между фактически сложившейся реальной и оптимальной производственной мощностью в работе предложено называть дефицитом производственной мощности. Рекомендован порядок определения потребностей инвестиционных ресурсов для компенсации выявленного дефицита производственной мощности на основе его оценки и проверки инвестиционных проектов, направленных на ликвидацию выявленного дефицита, по критерию NPV.

Разработанная автором комплексная методика аналитического обоснования производственной программы и перспективных планов развития может использоваться предприятиями любых форм собственности, поскольку учитывает как производственные мощности предприятия, так и возможные конъюнктурные изменения рынка.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. I и II. Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 06.12.2007).
  2. Налоговый кодекс РФ. Ч. II. Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 04.12.2007).
  3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. от 03.11.2006).
  4. Федеральный закон от 25.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
  5. Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (ред. от 03.11.2006).
  6. Закон от 09.11.2005 г. № 198-ГД «О государственной поддержке инновационной деятельности на территории Самарской области» (ред. Закона от 16.03.2006 г. № 21-ГД).
  7. Постановление Правительства РФ от 25.06.2003 г. № 367 «Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа».
  8. Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 г. № 792 (ред. от 03.02.2007) «Об организации проведения учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платежеспособности».
  9. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 27.07.1998 г. № 34н (ред. от 26.03.2007 № 26н).
  10. Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций». Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 06.07.1999 г. № 43н (изм. от 18.09.2006).
  11. Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 9/99 «Доходы организации». Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.99 № 32н (ред. приказа МФ РФ от 27.11.2006 № 156н).
  12. Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 «Расходы организации». Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.99 г. № ЗЗн с изменениями от 30.03.2001 г. № 27н (ред. от 27.11.2006 № 156н).
  13. Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам». Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 27.01.2000 г. № 11н (ред. от 18.09.2006 № 115н).
  14. Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы». Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 19.11.2002 г. № 115н (ред. от 18.09.2006 № Пбн).
  15. Постановление Госстандарта РФ от 30.12.1993 г. № 301 «Общероссийский классификатор продукции ОК 005−93 (ОКП)».
  16. Постановление Госстандарта РФ от 26.12.1994 г. № 359 «Общероссийский классификатор основных фондов».
  17. Постановление Госстандарта РФ от 26.12.1994 г. № 366 «Общероссийский классификатор единиц измерения ОК 015−94 (МК 002−97)».
  18. Постановление Госкомстата РФ от 31.12.1996 г. № 153 «Временные указания по отражению в формах государственного статистического наблюдения показателей промышленной продукции».
  19. Приказ Министерства экономики РФ от 01.10.1997 г. № 118 «Методические рекомендации по реформе предприятий (организаций)».
  20. Постановление Госкомстата России от 24.03.1999 г. № 20 «Порядок применения унифицированных форм первичной учетной документации».
  21. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (ред. от 18.09.2006) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению».
  22. Приказ Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству от 23.01.2001 г. № 16 «Методические указания по проведению анализа финансового состояния организации».
  23. Постановление Госкомстата России от 24.12.2002 г. № 224 «Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения формы № 1-предприятие «Основные сведения о деятельности предприятия».
  24. Положение Центрального Банка РФ от 19.03.2003 г. № 218-П «О порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц -учредителей кредитных организаций».
  25. Приказ Министерства финансов РФ от 22.07.2003 г. № 67н (изм. от 18.09.2006 № 116н) «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
  26. Приказ Минэкономразвития РФ от 21.04.2006 № 104 «Методика проведения Федеральной налоговой службой учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций».
  27. Приказ Федеральной антимонопольной службы от 25.04.2006 г. № 108 «Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке».
  28. Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг. Постановление ФСФР России от 10.10.2006 г. № 06−117/пз-н (ред. от 14.12.2006 № 06−148/пз-н).
  29. И. Модели оптимизации ассортиментной политики торгового предприятия // Финансовая газета. — 2004. — № 43.
  30. Г. А. Организация экономического анализа по данным управленческого учета // Экономический анализ: теория и практика. — 2007.-№ 4.
  31. Н. Особенности системы управленческого учета «директ-костинг» / Н. Адамов, И. Еремин // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2007. — № 26.
  32. Н. А. Бюджетное планирование в организации / Н. А. Адамов, Г. А. Адамова // Аудиторские ведомости. — 2008. — № 2.
  33. Анализ выполнения плана производства и его технико-экономического уровня / под ред. Б. И. Майданчика и Г. В. Кулининой. М.: Изд-во МФИ, 1983.
  34. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: учебник / JI. А. Богдановская, Г. Г. Виногоров, О. Ф. Мигун и др. — под общ. ред. В. И. Стражева. 2-е изд., стереотип. — Мн.: Высш. шк., 1996. — 363 с.
  35. И. Г. Использование SWOT анализа малого предпринимательства региона при разработке сценариев его развития / И. Г. Андреева, К. В. Павлов // Экономический анализ: теория и практика. — 2007. — № 19.
  36. М. П. Учет и анализ инновационной деятельности научно-производственного предприятия / под ред. проф. Е. С. Исаева. Саратов: Саратовск. гос. социально-экономич. ун-т, 2007. — 128 с.
  37. Аткинсон Энтони А., Банкер Раджив Д. Управленческий учет: пер. с англ. / Аткинсон Энтони А., Банкер Раджив Д. и др. 3-е изд. — М.: Изд. дом «Вильяме», 2005. — 878 с.: ил.
  38. Аудит. Практикум: учеб. пособие / О. Н. Харченко, С. А. Катцына, И. С. Ферова и др. М.: КНОРУС, 2005. — 240 с.
  39. М. И. Информационное обеспечение коммерческой деятельности. Маркетинговая информация в коммерческих структурах / М. И. Баканов, Н. П. Ващекин // Маркетинг. 1996. — № 3. — С. 41−42.
  40. М. И. Теория экономического анализа : учебник / М. И. Баканов, М. В. Мельник, А. Д. Шеремет — под ред. М. И. Баканова. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 536 с.
  41. М. И. Теория экономического анализа : учебник / М. И. Баканов, А. Д. Шеремет. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 1997. —416 с.
  42. В. Р. Финансовый анализ : учеб. пособие / В. Р. Банк, С. В. Банк, А. В. Тараскина. М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006.
  43. В. И. Анализ финансовой отчетности : учеб. пособие / В. И. Бариленко, С., И. Кузнецов, JI. К. Плотникова, О. В. Кайро — под общ. ред. В. И. Бариленко. 2-е изд., перераб. — М.: КНОРУС, 2006. — 416 с.
  44. С. Б. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта : учеб. пособие / С. Б. Барнгольц, М. В. Мельник. М.: Финансы и статистика, 2003. — 240 с.
  45. Т. И. Анализ особенностей формирования финансовой (бухгалтерской) отчетности на различных стадиях жизненного цикла организации // Экономический анализ: теория и практика. 2007. — № 1.
  46. И. К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2001. — 320 с.
  47. Бетге Йорг. Балансоведение: пер. с нем. / науч. ред. В. Д. Новодворский — вступл. А. С. Бакаева — прим. В. А. Верхова. М.: Бухгалтерский учет, 2000.-454 с.
  48. Д. П. Постановка бюджетирования на промышленном предприятии // Финансовый менеджмент. — 2004. — № 4.
  49. А. Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2002. — 895 с.
  50. С. А. Управленческий анализ : учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2002. — 384 с.
  51. В. В. Комплексный финансовый анализ. — СПб.: Питер, 2005. — 432 с.: ил. — (Серия «Академия финансов»).
  52. Н. А. Балансоведение : учеб. пособие / Н. А. Бреславцева, В. И. Ткач, В. А. Кузьменко. М.: Приор, 2001. — 160 с.
  53. В. В. Основные направления совершенствования внутреннего контроля в организации // Аудиторские ведомости. 2002. — № 10.
  54. В. В. Управленческий аудит операций, связанных со сбытовой политикой организации // Аудиторские ведомости. 2004. — № 3.
  55. М. И. Внутрифирменное планирование. М.: ИНФРА — М, 2007.
  56. С. М. Аудит готовой продукции и ее реализации / С. М. Бычкова, Т. Ю. Фомина // Аудиторские ведомости. 2004. — № 4.
  57. . И. Оптимизация производственной программы предприятия с учетом финансового и транспортного обеспечения / Б. И. Вайсблат, А. В. Плюснин // Экономический анализ: теория и практика. -2007.-№ 20.
  58. . И. Оптимизация производственно-финансового плана промышленного предприятия / Б. И. Вайсблат, М. Е. Шилов // Экономический анализ: теория и практика. — 2007. — № 16.
  59. Ван Хорн Дж. Основы финансового менеджмента: пер. с англ. / Дж. Ван Хорн, К. Вахович (мл.), Джон М. 11-е изд. — М.: Изд. дом «Вильяме», 2005.-992 с.
  60. М. А. Бухгалтерский управленческий учет : учебник для студентов вузов, обучающихся по эконом, спец. 5-е изд., стер. — М.: Омега-Л, 2006. — 576 с.
  61. М. А. Управленческий анализ. М.: Омега-JT, 2004. — 432 с.
  62. Е. Ю. Концепция маржинального дохода: принятие решений // Аудиторские ведомости. 2005. — № 11.
  63. Е. Ю. Роль анализа безубыточности в системе управленческого аудита // Аудиторские ведомости. — 2005. № 8.
  64. И. Экономика фирмы : пер. с датск. / И. Ворст, П. Ревентлоу. М.: Высшая школа, 1994.
  65. Н. Д. Учет выпуска и продаж продукции в промышленности / Н. Д. Врублевский, И. М. Рендухов. М.: Бухгалтерский учет, 2002. — 96 с.
  66. А. Современные подходы к оптимизации производства // Финансовая газета. Региональный выпуск. — 2004. — № 27.
  67. А. И. Экономический анализ. СПб.: Питер, 2004. — 480 с.: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).
  68. Г. Н. Комплексный анализ экономического потенциала организации : монография / Г. Н. Гогина, Е. В. Никифорова. С. JL Шиянова — под ред. А. И. Афоничкина. Тольятти: Волжский университет им. В. Н. Татищева, 2003. — 175 с.
  69. JT. А. Социально-экономическая статистика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -272 с.
  70. Е. А. Конкурентоспособность промышленной продукции : учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПБУЭФ, 1991.
  71. В. А. Планирование на предприятии : учебник. 4-е, изд., стереотип. — М.: Информ.-изд. дом «Филинъ», 2004. — 520 с.
  72. В. А. Планирование предпринимательской деятельности предприятия : метод, пособие / В. А. Горемыкин, А. Ю. Богомолов. — М.: ИНФРА — М., 1997.-334 с.
  73. JI. А. Комплексная методика стратегического управления / JL А. Горшкова, Б. Н. Поплавский // Экономический анализ: теория и практика. 2007. — № 16.
  74. М. Н. Маркетинг : учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Гардарики, 2006. — 366 с.
  75. Л. В. Анализ финансовой отчетности : учебник / Л. В. Донцова, Н. А. Никифорова. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело и Сервис, 2005. -368 с.
  76. К. Управленческий и производственный учет : пер. с англ. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 1071 с.
  77. И. И. Статистические методы в аудите / И. И. Елисеева, А. А. Терехов. — М.: Финансы и статистика, 1998.
  78. О. В. Финансовый анализ. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Бухгалтерский учет, 1999. — 352 с.
  79. В. И. Комплексный анализ / В. И. Журавлева, С. Е. Говдя. -М.: Финансы, 1974. 160 с.
  80. Л. В. Анализ влияния инвестиционной политики на формирование структуры основного капитала // Экономический анализ. 2007. — № 14.
  81. Н. Д. Спрос: анализ и управление: учеб. пособие / под ред. И. К. Беляевского. М.: Финансы и статистика, 2000. — 256 с.
  82. А. И. Планирование на предприятии : учебник. 5-е изд., стереотип. — Мн.: Новое знание, 2004. — 635 с. — (Экономическое образование).
  83. И. В. Методические проблемы обобщающей оценки уровня использования совокупных производственных ресурсов / И. В. Ильина,
  84. О. В. Сидоренко // Экономический анализ: теория и практика. — 2007. — № 4.
  85. Е. С. Анализ в системе управления предприятиями газового хозяйства. Саратов: Изд. центр Саратов, гос. социально-эконом. ун-та, 1999.- 179 с.
  86. О. Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры. М.: Финансы и статистика, 2004. — 352 с.
  87. Как оптимизировать ассортимент // Финансовый директор. 2004. — № 5.
  88. Т. Р. Анализ финансовых отчетов (на основе GAAP): учебник. — М.: ИНФРА М, 2000.
  89. Т. П. Управленческий учет : учебник для вузов. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.-350 с.
  90. В. В. Финансовый учет и отчетность в соответствии со стандартами GAAP. 3-е изд. — М.: Дело, 2000. — 432 с.
  91. Г. Я. Экономические показатели промышленных предприятий и объединений. — М.: Статистика, 1974.
  92. Г. Я. Применение показателя чистой продукции (нормативной) в машиностроительных предприятиях / Г. Я. Киперман, А. Я. Нефедова. М.: Машиностроение, 1982.
  93. Н. В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности : учеб. пособие. М.: Изд. дом «Социальные отношения», 2007.-512 с.
  94. В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М.: Финансы и статистика, 2003. — 560 с.
  95. В. В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 1996. — 432 с.
  96. В. В. Финансовый учет и анализ: концептуальные основы. М.: Финансы и статистика, 2004. — 720 с.
  97. В. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия : учебник / В. В. Ковалев, О. Н. Волкова. — М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2004. 424 с.
  98. В. В. Финансовая отчетность. Анализ финансовой отчетности (основы балансоведения): учеб. пособие / В. В. Ковалев, Вит. В. Ковалев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006.
  99. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник / Л. Т. Гиляровская и др. М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006.-360 с.
  100. И. Г. Бюджетирование как инструмент финансового планирования // Экономический анализ: теория и практика. 2007. — № 4.
  101. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Е. А. Ананькина, С. В. Данилочкин, Н. Г. Данилочкина и др. — под ред. Н. Г. Данилочкиной. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. — 279 с.
  102. ЮЗ.Корельский В. Ф. Биржевой словарь / В. Ф. Корельский, Р. В. Гаврилов.- М.: ИНФРА М, 2006.
  103. Д. А. Развитие методов портфельного анализа // Экономический анализ: теория и практика. 2007. — № 24.
  104. М. И. Теория и принципы бухгалтерского учета : учеб. пособие. -М.: Финансы и статистика, Экспертное бюро, 2000. 544 с.
  105. Н. П. Экономический анализ : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 80 109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и 80 105 «Финансы и кредит». 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 423 с.
  106. Н. П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия : учеб. пособие для вузов / Н. П. Любушин, В. Б. Лещева, В. Г. Дьякова — под ред. проф. Н. П. Любушина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-471 с.
  107. Jl. Операционный рычаг в руках финансиста // Консультант. — 2006. -№ 17.
  108. Малявкина J1. И. Учет продаж в многопрофильных организациях // Бухгалтерский учет. 2003. — № 23.
  109. Э. А. Финансовый анализ / Э. А. Маркарьян, Г. П. Герасименко. М.: ПРИОР, 1996. — 160 с.
  110. Ш. Николаева С. А. Особенности учета затрат в условиях рынка: система «директ-костинг»: Теория и практика. — М.: Финансы и статистика, 1993.- 128 с.
  111. В. Ф. Международные стандарты учета и финансовой отчетности : учебник. 2-е изд., доп. и испр. — М.: ИНФРА — М, 2006. — 473 с. -(Высшее образование).
  112. Е. П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. — М.: Ось-89, 1999.-80 с.
  113. С. А. Управление финансами предприятия : учебно-практ. пособие. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2001. — 376 с.
  114. О. Ю. Аналитические процедуры и их значение в аудите // Аудит.-2003.-№ 5.
  115. С. Д. Производственный менеджмент : учебник для вузов / С. Д. Ильенкова, А. В. Бандурин, Г. Я. Горбовцов и др. — под ред. С. Д. Ильенковой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 583 с.
  116. С. М. Экономический анализ деятельности предприятий : учеб. пособие для студентов экономических специальностей вузов, экономистов и преподавателей. М.: Академический Проспект, 2002. -С. 273.
  117. . А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, JI. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА — М, 2002. — 480 с.
  118. Риполь-Сарагоси Ф. Б. Основы финансового и управленческого анализа. М.: Приор, 1999. — 224 с.
  119. А. Н. Логистика : терминологический словарь. М.: Экономика, 1995.
  120. Н. А. Основы финансового анализа / Н. А. Русак, В. А. Русак. — Мн.: ООО «Меркаванне», 1995. 196 с.
  121. В. И. Анализ эффективности и интенсификации в промышленности и строительстве / В. И. Рыбин, И. Я. Кац. М.: Финансы и статистика, 1989. — 295 с.
  122. А. А. Основы микроэкономики. Что такое спрос и предложение: учеб. пособие / А. А. Рябикина, Т. В. Быкова. — СПб.: Лань, 1997.
  123. А. П. Оперативный анализ результатов работы предприятия. — М.: Финансы, 1974. 64 с.
  124. А. П. Перспективный экономический анализ на машиностроительных предприятиях. -М.: Финансы, 1978. 112 с.
  125. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности : учебник. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА — М, 2004. — 425 с.
  126. Г. В. Развитие анализа хозяйственной деятельности в условиях перехода к рыночной экономике // Экономический анализ: теория и практика. 2003. — № 9.
  127. Н. В. Система рейтингового анализа финансового состояния организаций / под ред. д.э.н., проф. В. И. Бариленко. М.: Альфа-М, 2007.-256 с.
  128. Н. Н. Финансовый анализ : учеб. пособие / Н. Н. Селезнева, А. Ф. Ионова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 479 с.
  129. Словарь аудитора и бухгалтера / Л. Ш. Лозовский, М. В. Мельник, М. Е. Грачева и др. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. — 446 с. -(Деловые словари / ред. сер. Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг).
  130. Н. Анализ себестоимости каждого товара по методике ABC // Консультант. 2005. — № 23.
  131. В. С. Анализ экономического потенциала предприятия. М.: Финансы и статистика, 1986.-112с.
  132. Е. Основы инвестиционного анализа // Финансовая газета.- 2004. № 11.
  133. Управление финансами (Финансы предприятий): учебник / А. А. Володин и др. М.: ИНФРА — М, 2004. — 504 с.
  134. Р. А. Разработка управленческого решения : учебник для вузов. 2-е изд., доп. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. — 272 с.
  135. Финансовый менеджмент: теория и практика: учебник / под ред. Е. С. Стояновой. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во «Перспектива», 2002. -656 с.
  136. Финансовый словарь / А. А. Благодатин, JI. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. М.: ИНФРА — М, 2003. — 378с.
  137. С. Экономика : пер. с англ. со 2-го изд. / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. М.: Дело — ЛТД, 1993.
  138. П. Контроль затрат и финансовых результатов при анализе качества продукции. -М.: Аудит, ЮНИТИ, 1994.
  139. А. Н. Стратегический анализ : учеб. пособие / А. Н. Хорин, В. Э. Керимов. М.: Эксмо, 2006. — 288 с.
  140. Ч. Т. Бухгалтерский учет: управленческий аспект: пер. с англ. / Ч. Т. Хорнгрен, Дж. Фостер — под ред. Я. В. Соколова. М.: Финансы и статистика, 1995.
  141. Хот Ф. Т. Анализ поведения затрат в управленческом учете / Ф. Т. Хот, А. С. Климентенко // Экономический анализ: теория и практика. 2007. -№ 3.
  142. Чая В. Т. Основные методологические проблемы становления управленческого учета / В. Т. Чая, Н. И. Чупахина // Все для бухгалтера.- 2007. № 13.
  143. В. А Финансовая политика организации : учеб. пособие для вузов / под ред. проф. М. И. Баканова. М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2003. -247 с.
  144. В. А. Экономический анализ: торговля, общественное питание, туристический бизнес: учеб. пособие для вузов / под ред. проф. М. И. Баканова. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 686 с.
  145. М. Система показателей эффективности общественного производства // Экономическая газета. 1972. — № 34.
  146. А. В. Маркетинговый анализ. Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 156 с. — (Высшее образование).
  147. А. Д. Паспорт в анализе хозяйственной деятельности предприятия / А. Д. Шеремет, Р. С. Сайфулин, М. А. Севрук. М.: Экономика, 1986. — 208 с.
  148. А. Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. М.: ИНФРА -М, 2006. — 415 с.
  149. А. Д. Комплексный экономический анализ деятельности предприятия (вопросы методологии). М.: Экономика, 1974. — 207 с.
  150. А. Д. Теория экономического анализа : учебник. М.: ИНФРА -М, 2002.-333 с.
  151. А. Д. Методика финансового анализа / А. Д. Шеремет, Е. В. Негашев. М.: ИНФРА — М, 1999. — 208 с.
  152. А. Д. Финансы предприятий / А. Д. Шеремет, Р. С. Сайфулин. -М.: ИНФРА М, 1999. — 343 с.
  153. А. И. Влияние изменений в ценах и затратах на уровень безубыточности предприятия // Экономический анализ: теория и практика. 2008. — № 2.
  154. С. И. Оперативный анализ финансово-хозяйственной деятельности производственного объединения. — М.: Финансы, 1978. -96 с.
  155. С. И. Оперативный экономический анализ: Теория и практика применения / С. И. Шкарабан, А. Н. Бортник / Саратовский государственный социально-экономический университет. Саратов, 2004.- 160 с.
  156. Экономика и бизнес: учеб. пособие / Н. Д. Гуськова, Н. П. Макаркин, Н. Н. Мелькина, П. В. Шичкин. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995.
  157. Экономика предприятия: учебник для вузов / под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 670 с. — (Серия «Золотой фонд российских учебников»).
  158. Экономико-статистический анализ: учеб. пособие для вузов / С. Д. Ильенкова, Н. Д. Ильенкова, С. А. Орехов и др. — под ред. проф. С. Д. Ильенковой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  159. Экономический анализ деятельности промышленных предприятий: учеб. пособие / под ред. В. И. Переслегина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Мысль, 1970.-316 с.
  160. Экономический анализ работы предприятий / под ред. А. Ш. Маргулиса. -М.: Финансы, 1977.
  161. Р. Учет: ситуации и примеры: пер. с англ. / Р. Энтони, Дж. Рис / под ред. и предисл. А. М. Петрачкова. М.: Финансы и статистика, 1993.
  162. В. Г. и др. Финансово- хозяйственная деятельность предприятия: методика анализа / В. Г. Янкин, В. Т. Парасочка, В. И. Горелый. М.: Финансы и статистика, 1986. — 188 с.
Заполнить форму текущей работой