Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Кредитование малого бизнеса в России

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Можно выделить еще некоторые факторы, на которые обращает банк при выдаче кредита. Прежде всего, это прибыльность предприятия за полгода и более, тем самым банк оценивает эффективность экономической деятельности предприятия. Вторым же главным условием, является легальность бизнеса. В настоящее время практически весь малый бизнес работает по серым схемам, цель которых уменьшить налоговые… Читать ещё >

Кредитование малого бизнеса в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ФГБОУВПО

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования Реферат по дисциплине: «Финансы и кредит»

Кредитование малого бизнеса в России

Содержание Введение Глава 1. Теоретические аспекты кредитования малого бизнеса

1.1 Сущность и развитие малого бизнеса

1.2 Проблематика кредитной поддержки малого бизнеса

1.3 Программы кредитования малого бизнеса Глава 2. Кредитование малого бизнеса в РФ в 2010 — 2013 гг

2.1 Анализ банковского кредитования

2.2 Кредитование малого бизнеса в 2013 году: итоги и прогнозы Заключение Список литературы

Введение

В настоящее время в России доля малого и среднего бизнеса довольно велика, также велико количество предприятий только начинающих свою деятельность. Открытие нового бизнеса всегда связано с определенными трудностями. Это и экономические моменты — определение рентабельности бизнеса, поиск рынков сбыта продукции, заинтересованных клиентов; и организационные вопросы — приобретение помещения, оборудования, поиск и наем персонала и пр. и, конечно же, финансовые проблемы. В сфере бизнеса довольно много способов, с помощью которых можно решить все эти проблемы, и одним из них является кредит. Конечно, хорошо, если фирма может обойтись без заемных средств, но приходит время, когда кредит ей просто жизненно необходим. В последнее время, как показывает практика, у компаний возникают проблемы как с получением кредита, так и с выполнением жестких условий кредитного договора.

Цель данного реферата — обзор и анализ рынка кредитования малого бизнеса.

Задачи:

— Оценить состояние кредитования малого бизнеса на современном этапе;

— Рассмотреть программы поддержки малого бизнеса;

— Выявить проблемы и перспективы развития кредитования малого бизнеса.

Содержание работы изложено в 3-х главах:

1. Теоретические аспекты кредитования малого бизнеса

2. Кредитование малого бизнеса в РФ в 2010 — 2013 гг.

В первой главе рассмотрены особенности кредитования малого бизнеса в Российской Федерации, виды кредитов, предоставляемые малому бизнесу, и их характеристика с условиями предоставления, взгляд на проблемы кредитования со стороны предпринимателей.

Во второй главе проанализированы: объем выданных кредитов по банкам России за 2010 — 2013 гг., отраслевая структура распределения кредитов малому бизнесу, динамика процентных ставок и др.

Рассмотрены различные варианты решения проблем и основные перспективы развития кредитования малого бизнеса.

Для наглядности в работе отражены диаграммы, графики и таблицы.

При написании работы использовалась экономическая литература отечественных и зарубежных авторов, раскрывающая основные вопросы и проблемы кредитования малогобизнеса в Российской Федерации, для проведения анализа использована статистическая информация основных российских статистических сайтов.

бизнес кредит банк

1. Теоретические аспекты кредитования малого бизнеса

1.1 Сущность и развитие малого бизнеса С переходом экономики России на рыночные отношения начал развиваться новый сектор экономики — предприятия малого бизнеса. В связи с этим в научную литературу и официальные документы прочно стали входить такие понятия, как «малый бизнес», «малые предприятия», «предприятия малого бизнеса» и др. Многие из этих понятий трактуются далеко неоднозначно.

Бизнес — самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск и под личную имущественную ответственность деятельность отдельных граждан, направленная на получение прибыли или экономической выгоды в иной форме. Бизнес в небольших масштабах на малых предприятиях называется малым.

Определить, что такое малый бизнес — не простая задача, но очень важная. Принято считать так, что малый бизнес — это совокупность микро предприятий и малых предприятий, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Согласно Закону РФ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и Постановлению Правительства РФ № 556 от 22.07.2008 г. предприятие считается малым, если:

ь доля участия в уставном капитале госорганов РФ, иностранных лиц, и юридических лиц, не являющимися субъектами МСБ, не превышает 25%,

ь выручка (за вычетом НДС) за предшествующий календарный год не превышает 400 млн руб.,

ь средняя численность работников за предшествующий календарный год не выше ста человек.

Для «микропредприятий» предел выручки установлен в размере 60 млн руб., число сотрудников — не более 15 человек.

Таким образом, к малому предприятию относится коммерческая организация в любой сфере деятельности, которая по своим критериям, установленным государством, относится к малому бизнесу. Предприниматели без образования юридического лица (ПБЮЛ) также относятся к малому бизнесу.

Малый бизнес в Российской Федерации стал развиваться с 1998 г., но особенно интенсивно с 2000 г.

На начало 2004 года уже насчитывалось 890,9 тыс. малых предприятий, но в последующие годы их число существенно не изменилось.

В январе 2014 года свыше десяти тысяч предпринимателей снялись с налогового учета. Представители правительства признали, что повышение в стране страховых взносов для индивидуальных предпринимателей в 2013 году отбросило Россию на несколько лет назад, число индивидуальных предпринимателей сократилось с более чем с 4 млн человек до 3,5 млн. Этот показатель соответствует уровню 2008 года.

Сейчас малый бизнес испытывает серьезное давление в виде высокой арендной платы, высоких процентных ставок по кредитам, кроме того, на него ложится чрезмерная фискальная нагрузка в виде страховых платежей. Это заставляет малый бизнес работать нелегально В настоящий момент, в секторе малого бизнеса работает 6 млн малых и средних предприятий, у которых занято долее 17 млн человек, включая ИП. Это почти четверть всех занятых в экономике. Ещё столько же (порядка 18 млн человек) работает в теневом секторе. То есть за счёт создания условий для выхода из тени нелегальных предпринимателей можно увеличить долю малого бизнеса в ВВП с сегодняшних 20%-25% до 50%, что соответствует параметрам развитых стран.

Реализация этого потенциала возможна только в том случае, если в нашей стране будут созданы благоприятные условия, в том числе оказана государственная поддержка для развития малого бизнеса.

Развитие в России малого бизнеса имеет большое народнохозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:

— мелкий бизнес позволяет заполнить все российские рынки и наиболее полно удовлетворять потребности фирмы в товарах и услугах;

— для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок их сооружения;

— развитие мелкого бизнеса — это одно из действенных направлений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды;

— мелкие предприятия проще в управлении, им не требуется создать сложные управленческие структуры;

— мелкие фирмы могут быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частичную или полную автоматизацию производства и рыночного труда;

— развитие мелкого бизнеса позволяет в значительной степени решить и смягчить проблему безработицы;

— с развитием предприятий малаго бизнеса появляется средний класс и класс средних собственников, заинтересованный в стабилизации экономики;

— малый бизнес отличается от среднего и крупного бизнеса прежде всего гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рынка, реагирует на спрос потребителей;

— в современных условиях Российской Федерации, когда процесс становления малого бизнеса находится на начальном этапе, его дальнейшее развитие в количественном и качественном плане является важнейшим фактором поступательного подъема национальной экономики.

Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим направлениям:

— более полное удовлетворение потребностей граждан в продукции и услугах;

— улучшение качества обслуживания;

— более высокая удовлетворенность людей, особенно высокообразованной рабочей силы, своим трудом, рассматривающих свою работу, прежде всего, как средство самовыражения;

— формирование среднего класса в обществе как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан;

— формирование многочисленного класса мелких собственников, которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике;

— снижение забастовок и социальной напряженности в обществе.

Социальная значимость малого бизнеса имеет и иные различные оттенки. Развитие малого бизнеса в той или иной стране способствует развитию позитивных процессов в экономике, демократизации общества, увеличению политического веса на международной арене, что, в свою очередь, приносит этому государству не только политические, но и экономические дивиденды.

Малое предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики. Для него характерна особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономки в ответ на неудовлетворенные нужды населения. Эти и другие преимущества малого предпринимательства служат стимуляторами для развития национальной экономики, и поэтому государство обязано оказывать существенную поддержку развитию малого бизнеса.

Помимо преимуществ у малых предприятий имеется и уязвимые места. Главное из них — малая величина индивидуального капитала. Для подавляющего большинства малых предприятий основным источником стартового капитала или пополнения средств, уже вложенных в бизнес, является самофинансирование, и лишь в случае достаточно успешного ведения деловых операций появляется возможность использовать банковский кредит. Однако банки всегда неохотно взаимодействуют с малыми предприятиями, потому, что для них мелкие ссуды менее выгодны, чем кредиты крупным предприятиям, и сопряжены с гораздо большим риском. Как свидетельствует опыт, трудности доступа к коммерческому кредиту у многих малых предприятий хроническую нехватку оборотного капитала, что и становится причиной большей части банкротств. Финансовое положение малых предприятий особенно уязвимо в условиях инфляции, поскольку в отличие от крупных они имеют ограниченные возможности перекладывать рост своих издержек на потребителей.

Анализируя сложившуюся в стране предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих поступательное развитие в РФ предприятий малого бизнеса.

Во-первых, сложная финансовая и экономическая обстановка в стране: относительно высокая инфляция, медленное налаживание новых хозяйственных связей, низкая платежная дисциплина, высокий уровень процентных ставок.

Во-вторых, низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры, как в бизнесе, так и в государственном секторе.

В-третьих, негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей.

В-четвертых, необработанность организационных и правовых основ регулирования развития малого бизнеса на региональном уровне.

В-пятых, слабость действия механизма государственной поддержки малого бизнеса.

Характерный для малого бизнеса низкий уровень собственного капитала в общем объеме финансовых ресурсов ведет к повышенной зависимости от кредита. На техническое перевооружение производства требуются значительные средства, а получение кредита связано с большим риском его несвоевременного возврата, следовательно, и банкротства.

Ограниченность ресурсов малого предпринимательства многом определяет и относительно короткий жизненный цикл многих малых предприятий. Так по данным Всемирного банка, из вновь организуемых малых предприятий через год их существования в ряду действующих остается примерно 50%, через 3 года — 7−8% и, наконец, через 5 лет остается не более 3%. Вместе с тем общее количество малых предприятий, как правило, растет или остается неизменным, на месте ликвидированных предприятий постоянно рождаются новые.

Предприятия малого бизнеса сталкиваются с проблемами формирования финансовых ресурсов как в период становления, так в период развития и роста.

Среди основных проблем, препятствующих развитию малого бизнеса, особенно остро выделяется проблема финансирования. Отметим, что она является актуальной на протяжении всего жизненного цикла компании. Так, недостаток средств для создания компании отмечают около 45% владельцев малого бизнеса. Основным источником финансирования на данном этапе выступают личные сбережения (60%), а также средства друзей и знакомых (35%). Банковские займы доступны лишь 12%. По мере развития бизнеса потребность в денежных ресурсах еще больше возрастает: на нехватку средств обращают внимание уже 60% предпринимателей, чьи фирмы работают на рынке более года.

1.2 Проблематика кредитной поддержки малого бизнеса Российская современная действительность формирует малый бизнес в нашей стране. На самом деле вести бизнес в России не так легко.

Как известно, основными финансовыми источниками для предприятий малого бизнеса являются собственные средства или привлеченный капитал — средства банков, других организаций или частных лиц. Однако, как показывает практика, предпринимателям достаточно сложно получить кредит на развитие своего бизнеса. По данным сайта www. bank-klient.ru, спрос на кредиты в малом бизнесе удовлетворяется менее чем на 30%. Интересны и другие цифры: спрос на кредиты малому бизнесу специалисты оценивают в 30 млрд долл. При этом общее предложение от банков составляет всего 5 млрд долл (www.klerk.ru).

По данным Минэкономразвития, потребность малых предприятий в кредитах оценивается в 30 млрд долл. ежегодно, а удовлетворяется она пока на 10−15%.

В чем же причины такого низкого процента удовлетворения спроса на кредит? Ведь казалось бы, это выгодно и предприятию, и банку. Предприниматель получит нужную сумму денег для развития бизнеса, а банк получит прибыль в виде процентов с данного займа денежных средств. Но при рассмотрении данной проблемы, нужно учитывать интересы обоих субъектов сделки: представителей малого бизнеса и банков.

Предприниматели сектора малого бизнеса неохотно берут кредит в силу некоторых причин, среди которых: высокие проценты, короткие сроки погашения кредита, отсутствие или недостаточность стартового капитала, ограниченность предложения на рынке кредитования малого бизнеса, сложность и длительность в процедуры получения банковского кредита.

Однако имеется и ряд внутренних проблем заемщика, затрудняющих получить кредит. Основными здесь являются небольшой масштаб предприятия, что затрудняет его оценку, низкое качество бизнес-планов, предоставляемых для получения кредита, непрозрачная финансовая отчетность и другие.

Со стороны же банка, как считает эксперт Владимир Джикович, президент Ассоциации банков Северо-Запада, руководитель комиссии по финансово-кредитной поддержке малого предпринимательства Общественного совета по малому предпринимательству, большинство причин отказа в кредитовании связано с рисками, которые являются следствием маленького залогового обеспечения, отсутствия необходимой кредитной истории, отсутствии прозрачной и четкой бухгалтерии малого предприятия. Также одной из важных причин отказа является неграмотность заемщиков, выражающая в нечеткости формулировки цели кредита, в непонимании предпринимателем условий получения кредита, предоставлении неполных сведений об организации.

Можно выделить еще некоторые факторы, на которые обращает банк при выдаче кредита. Прежде всего, это прибыльность предприятия за полгода и более, тем самым банк оценивает эффективность экономической деятельности предприятия. Вторым же главным условием, является легальность бизнеса. В настоящее время практически весь малый бизнес работает по серым схемам, цель которых уменьшить налоговые отчисления, уплачиваемые в бюджет, и, конечно, этот факт является причиной снижения легальности бизнеса. Многие предприниматели официально отражают не более 5−15% всех оборотов компании. Для большинства банков низкая легальность служит поводом отказать клиенту в кредите. Минимальный уровень легальности, при котором банки согласны рассмотреть заявление на кредит, должен составлять 30%. Поэтому малый бизнес, который рассчитывает на привлечение заемных средств, должен заранее позаботиться о своих официальных финансовых показателях.

Однако, несмотря на все вышеперечисленные проблемы, кредитование малого бизнеса развивается. Для подтверждения можно обратиться к статистике, в 2012 года портфель кредитов вырос на 17% по сравнению с предыдущим годом, что превосходит рост кредитования крупного бизнеса (который составил 11%), но ниже роста кредитования розничного сегмента (39%).

Заметной тенденцией является интерес к малому кредитованию дочерних компаний иностранных банков, которые на зарубежных рынках привыкли к кредитованию малого и среднего бизнеса. Кроме того, у зарубежных банков есть большой опыт риск-менеджмента и резервы под кредиты, предоставляемые малому бизнесу.

На основе опыта иностранных коллег российские банки предоставляют более выгодные условия для предприятий малого бизнеса, что обуславливает рост портфеля заказов.

1.3 Программы кредитования малого бизнеса Наиболее распространенными объектами кредитования выступают: финансовые нужды (первое место по объемам среди выданных кредитов), приобретение оборудования, покупка недвижимости и транспорта, развитие бизнеса, ремонт и реконструкция помещений, приобретение ценных бумаг. В соответствии с этими объектами банками предоставляются следующие виды ссуд:

Кредит на текущую деятельность. Целью его получения может быть пополнение оборотных средств или покупка движимого имущества (машин и оборудования). Кредиты на текущую деятельность выдаются в виде кредитной линии или овердрафта по расчетному счету.

Инвестиционные кредиты. К ним относятся: бизнес-кредит, кредит «Доверие», бизнес-оборот и другие. Это может быть кредит на развитие бизнеса, на разработку и внедрение нового проекта, на существенное расширение производственных мощностей. Инвестиционные кредиты выдаются банками на срок от 1,5 до 10 лет, и, что особенно привлекательно, по ним может быть предоставлена отсрочка погашения основного долга. Отличаются друг от друга сроками и другими условиями кредитования. Понятно, что кредит «Доверие» не предусматривает обеспечения, а только поручительство и выдается постоянному клиенту, в котором банк уверен. Условия кредита «бизнес-оборот» предусматривают не только залог, но и поручительство, он имеет более высокие риски и короткие сроки.

Кредит на развитие бизнеса — для заемщиков, которым необходимо финансирование в крупных объемах. Получить кредит можно для реализации различных задач. Объектами кредитования при этом, как правило, выступают: пополнение оборотных средств предприятия; приобретение имущества (автотранспорт, оборудование, недвижимость и т. д.); покупка, ремонт или реконструкция помещений; покупка векселей. Ставка по этому кредиту определяется индивидуально для каждого заемщика, как и график погашения кредита. В качестве обеспечения обычно принимается частичное обеспечение залогом или поручительство регионального гарантийного фонда. Получить кредит клиент может как в виде права пользования всей его суммой единовременно — разовый кредит, так и в виде более сложной формы — кредитной линии. В рамках возобновляемой кредитной линии клиент может управлять предоставленным ему займом, обеспечивая финансирование своего бизнеса в нужные сроки и в требуемых объемах. Помимо этого, некоторые московские банки готовы представить заемщику банковские гарантии различных видов: тендерные, гарантии таможенных платежей, возврата платежа или исполнения обязательств по договору.

В случае более сложной формы необходимого клиенту финансирования банки предлагают рамочную кредитную линию, при которой возможно получение нескольких кредитов в рамках открытого лимита кредитной линии.

Коммерческая ипотека. Схема коммерческой ипотеки практически не отличается от схемы жилой. В отличие от жилищного кредитования, коммерческая ипотека имеет короткие сроки погашения кредита и достаточно высокие процентные ставки.

Ссуды на лизинговые операции. В данном случае банк самостоятельно приобретает требуемое заемщику имущество и передает его в финансовую аренду, сохраняя за собой право собственности. По окончании договора лизинга имущество переходит в собственность лизингополучателя.

Факторинг. По договору факторинга банк предоставляет кредит на оплату отгруженной продукции. Таким образом, компенсируется недостаток оборотных средств и ликвидируется разрыв во времени между реализацией товара (работ, услуг) и оплатой его покупателем. Факторинг МБ обычно предоставляется на срок до 90 дней.

Кредиты на выставление аккредитивов. Аккредитивы применяются большей частью во внешнеэкономической деятельности и могут быть предоставлены на срок до одного года.

Овердрафт. Эта форма кредита дает малому предпринимателю возможность оперативно провести необходимые платежи, если собственных денежных средств на счете организации временно нет или их недостаточно. Разумеется, счет этот (расчетный или текущий) должен быть открыт в отделении кредитующего банка.

«Коммерсант» — вид достаточно гибкого кредита, выдается малому предпринимателю не только без залога и поручительств, но и на основании упрощенного пакета документов. Сумма кредита может достигать 3 млн руб., при этом комиссии за сопровождение кредита и его досрочное погашение не взимаются (однако установлена минимальная сумма досрочного погашения — 20 тыс. руб.). Получить кредит можно наличными или на бесплатную международную пластиковую карту. В отличие от кредита на развитие бизнеса, «Коммерсант» предоставляется на более прозрачных условиях в части ставки: она составляет 22% годовых. Столь высокая ставка объясняется лояльностью к заемщику и, как следствие, подстраховкой

банка на случай недобросовестности клиента. В некоторых случаях банк оставляет за собой право запросить дополнительные документы (копии документов об образовании, о собственности членов семьи; а также копии документов, подтверждающих кредитную историю)

«Бизнес-Экспресс». С 2012 г. активное развитие получила эта линейка небольших (до 4 млн руб.) кредитов, основанная на новой, уникальной для рынка скоринговой технологии принятия решений. Использование скоринга, в основе которого лежит анкетирование заемщика, позволяет выдавать малому бизнесу экспресс-кредиты в течение одного дня. Так, банки ссужают до 30 тыс. руб. ($ 1000 или € 1000) без залогав течение одного дня, требуя лишь поручительство собственников фирмы.

Микрокредиты. В последнее время получили развитие микрокредиты (30−600 тыс. руб.), малые кредиты (600 тыс. — 3 млн руб.) и средние кредиты (3−15 млн руб.). С момента подачи заявки до выдачи кредита обычно проходит не более 14 дней.

Пакеты кредитов. Интересным представляется пилотный проект Сбербанка. В его рамках банк предлагает начинающим свой бизнес предпринимателям 100 стандартных проектов, включая кредиты, адаптированные под конкретную отраслевую идею бизнеса, поставку необходимого для бизнеса оборудования и разработанный бизнесплан. По словам представителей банка, в основном это франчайзинговые программы в сфере услуг, питания и торговли.

Преобладающими объектами кредитования выступают пополнение оборотных средств, покупка оборудования, недвижимости или приобретение автомобилей. Кредитование объектов, связанных с капитальными

вложениями, используется сравнительно редко. Внедряются упрощенные схемы кредитования и процедур. Они представлены овердрафтами, беззалоговыми экспресс-кредитами, малыми кредитами и различными разновидностями проектного финансирования.

В среднем по банковскому сектору цена кредита для предприятий МБ составляет от 17 до 27% годовых. Однако рентабельность предприятий МБ находится на очень низком уровне. По данным Росстата, если по средним предприятиям рентабельность активов составляет 4,8%, то по малым только 1,0%. Таким образом, уровень рентабельности активов, объективно выступающий границей цены кредита, в среднем для МБ не превышает 1%. Это означает, что без поддержки малых предприятий со стороны государства кредит для абсолютного большинства из них остается недоступным.

В то же время цена кредитов малому бизнесу зависит и от общей ситуации на финансовых рынках. Весь 2010;й и начало 2011 г. ставки по кредитам малым предприятиям снижались, и лишь в середине 2011 г. в связи с увеличением нестабильности финансовых рынков и ростом стоимости ресурсов для банков ставки по кредитам опять начали медленно расти.

2. Анализ банковского кредитование малого бизнеса в РФ в 2013 гг.

2.1 Анализ банковского кредитования

В настоящее время более чем 90% малых предприятий не могут начать производство без заемных средств и кредитов.

По данным Министерства экономического развития и торговли РФ, малый бизнес нуждается в 30 млрд. кредитов ежегодно, но получает только 10−15% от этой суммы. От общего объема всех выдаваемых кредитов только 6% выдается малому бизнесу.

Диаграмма 1. Заявки субъектов МСБ на получение кредита в банке (по данным ОПОРЫ РОССИИ) Место проведения опроса: Россия, 40 регионов. Дата проведения опроса: 2012 год. Размер выборки: 5600 респондентов.

Количество отклоненных банками заявок субъектов МСБ на получение кредита относительно невелико — 5%, однако треть опрашиваемых (30%) сами отказались от получения кредита по причине высоких процентов по нему. Всю запрашиваемую сумму получили только 10% респондентов, а у 32% представителей МСБ банк одобрил менее 75% запрошенной суммы кредита

По данным обследования российских банков, проводившегося Ассоциацией региональных банков России, оказалось, что только 33,9% из всех обратившихся за кредитом предпринимателей получили кредит. В основном, это микрокредиты. 44% всех предоставленных кредитов выданы на сумму от 3 до 60 тысяч рублей. Крупные кредиты, от 300 до 600 тысяч рублей составили всего 7,5%. Низкий уровень развития малого бизнеса, прежде всего, связан с отсутствием достаточных условий для развития малого бизнеса у нас в стране (рис. 1).

Рис. 1. Основные проблемы развития малого бизнеса.

На основании рисунка 1 можно выделить следующие проблемы низкого уровня развития малого бизнеса в России с точки зрения самих предпринимателей — во-первых, это высокая налоговая нагрузка (47%) и ограниченность финансовых средств (46%), во-вторых это коррупция в органах власти (32%) и высокая арендная плата (31%), в-третьих это трудности с получением кредита (25%), в-четвертых низкая квалификация персонала (12%) и проблемы связанные непосредственно с регистрацией самого бизнеса (11%) — из чего следует, что ограниченность финансовых ресурсов является, чуть ли не основной преградой в развитии малого бизнеса из чего также и вытекает напрямую проблема с получением кредита у банка. В силу этого остается нерешенным ряд задач, которые наиболее эффективно мог бы решить банковский сектор.

Опрос, проведенный Ассоциацией региональных банков показал, что наиболее существенным при выдаче банком кредита малому предприятию является финансовое состояние малого предприятия (91,6% опрошенных банков).

На второе место 81,9% поставили «Хорошее обеспечение кредита», 75% банков отметили «Кредитную историю заемщика» (рис. 2). Эти данные говорят о том, что банки крайне редко выдают кредит в качестве стартового капитала для вновь созданных малых предприятий.

Рис. 2. Факторы, наиболее существенные при выдаче кредита.

Как правило, объектами кредитования являются те малые предприятия, которые уже зарекомендовали себя на рынке, умело ведут бизнес и имеют хорошую кредитную историю даже в отсутствии кредитных бюро.

Почему же банки боятся кредитовать малые предприятия? Одной из главных причин такого положения на рынке кредитования малых предприятий является наличие крупных кредитных рисков. Указанное обстоятельство также подтверждается данными обследования Ассоциации региональных банков России. Среди причин, препятствующих увеличению объемов кредитования малого предпринимательства, именно высокие риски кредитования ставятся на первое место (58,3%). Далее идет отсутствие надежного заемщика (45,8%), недостаточная ресурсная база (22,2%), высокие операционные издержки (12,5%), отсутствие спроса на условиях банка (12,5%) (рис. 3).

Рис. 3. Ранжирование причин, препятствующих увеличению объемов кредитования малого предпринимательства.

Предпринимателям невыгодно показывать весь свой бизнес в официальной отчетности с целью оптимизации налогообложения. Очень многие малые предприятия в своем стремлении уйти от налогов скрывают реальные масштабы бизнеса, в балансах практически не отражают прибыль, занижают фонд заработной платы, не показывают имеющиеся активы.

Если банки работают с малым бизнесом, то предпочитают иметь дело со «своими» предприятиями, реальную кредитную историю которых они хорошо знают. Однако здесь также велика опасность отказаться в убытке из-за того, что во время не удается фиксировать появление финансовых проблем у своего постоянного клиента, значительная часть бизнеса которого (30−50%) все равно лежит в теневом секторе и банком не контролируется.

Очень часто заведомо платежеспособные, но «посторонние» заемщики не могут получить необходимый им для развития бизнеса банковский кредит и таким образом не допускаются банками в сферу легального бизнеса. Иногда сами предприниматели опасаются банкиров, поскольку работа с кредитными организациями ведет к обязательной легализации деятельности первых.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются банки при кредитовании малого предпринимательства — отсутствие высоколиквидных залогов в виде коммерческой недвижимости у малых предприятий. Банки вынуждены создавать резервы по кредитам, выдаваемым мелким клиентам, особенно в тех случаях, когда обеспечения по ним недостаточно, в размере 100% суммы выданного кредита. В этом случае кредит банка значительно дорожает. Многих предпринимателей, дела у которых идут относительно неплохо, отпугивает цена, которую им придется заплатить за пользование ссудой.

Очень часто малые предприятия стремятся получить кредит тогда, когда у них резко пошатнулось финансовое положение. А когда бизнес идет нормально, предприятие, наоборот, предпочитает ограничиваться собственными средствами, тем самым, сдерживая свой рост. Если рассматривать отраслевую структуру кредитного портфеля банков, то пока банки в первую очередь отдают предпочтение малым предприятиям торговли — 57,9%, на втором месте стоит промышленность — 10%, далее и дут услуги — 8,7%, жилищное строительство — 7%, строительство — 5%, и меньше всего банки готовы кредитовать науку — всего 1,5% (рис. 4).

Рис. 4. Структура кредитного портфеля банков, работающих с субъектами малого предпринимательства, в отраслевом разрезе, %

Поскольку большая часть малых предприятий занята в сфере торговли, то со стороны банковского сектора она может получить кредиты в диапазоне $ 5−100 тыс. на срок 1−12 месяцев для пополнения оборотных средств, приобретения торгового, складского и прочего оборудования. На сегодняшний день 42,1% общего объема кредитов выдается на срок в среднем от 6 месяцев до 1 года.

Потребности малого бизнеса в более мелком кредите покрывают, как правило, не кредитные организации и частные заемщики — ростовщики. Кроме того, на начальном этапе создания и начала деятельности малого предприятия в качестве источников финансирования используются личные сбережения и средства, полученные в качестве займов от ближайшего социального окружения (родственников, друзей, знакомых).

Все чаще мелкие предприниматели используют потребительские кредиты, получение которых все более упрощается, для финансирования развития собственного бизнеса.

По оценкам экспертов, обеспеченность малого бизнеса микрозаймами (до $ 5−10 тыс.), источниками которых являются не кредитные организации остается крайне низкой и не превышает 3−5% от суммарной потребности. Объясняется это тем, что, во-первых, следует отметить до сих пор слабую информированность населения о деятельности не кредитных организаций (кредитных кооперативов и различных фондов поддержки). Во-вторых, в отличие от банковского сектора, в данной сфере имеют место более существенные недоработки в законодательной базе.

Таким образом, около 90% инвестиций осуществляется за счет внутренних средств самих учредителей малого предприятия или полученных им частных кредитов.

Кроме того, среди условий, нередко выдвигаемых банками, является участие предпринимателя собственными средствами в кредитуемой сделке (проекте). 50% опрошенных банков устанавливают минимальную долю финансового участия предпринимателя (в среднем 22% от объема сделки). 15% банков устанавливают долю участия заемщика на уровне 55−70% от объема сделки. Лишь 35% банков не устанавливают доли малого предприятия в финансировании сделки (проекта) и действительно могут рассматриваться в качестве кредиторов стартующего бизнеса.

В качестве еще одного аргумента к показателю «Доступность финансовых услуг» следует отнести понимание банками-участниками опроса важности для малого предпринимателя оперативного решения вопроса о предоставлении кредита. Так средний срок рассмотрения кредитной заявки в опрошенных банках составляет меньше 6 дней при минимальном сроке 1−3 дня (в 31,9% банков) и максимальном до двух месяцев в случае оформления залога недвижимости (в 48,6%). Очевидно, что желание закрепиться на рынке финансовых услуг для малого предпринимательства диктует необходимость применения наиболее эффективных методов и моделей определения кредитоспособности заемщика.

Таким образом, можно выделить целый ряд факторов, сдерживающих развитие кредитования малого предпринимательства в российской экономике. При этом препятствия возникают как у субъектов малого предпринимательства, так и у самих банков.

Однако, несмотря на указанные проблемы, российские банки, прежде всего, региональные начинают активно осваивать эту нишу, понимая перспективность кредитования малого бизнеса для укрепления своих конкурентных позиций.

Следует отметить, что кредиты для малого бизнеса могут стать не только инструментом поддержки предпринимательства, но и мощным оружием для борьбы с бедностью и для продвижения социально значимых проектов. В настоящее время кредитование малого бизнеса — одно из наиболее прибыльных вложений средств, поскольку малый бизнес сегодня самый быстрорастущий сегмент экономики.

Малый бизнес более рентабелен, чем крупный. По данным Росстата, 68,6% малых компаний были прибыльны, а из крупных предприятий положительные показатели только у 61,9%. Особенный прогресс аналитики отметили в южных регионах страны и в Поволжье.

Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что банковский сектор становится все более ориентированным на сектор малого предпринимательства. Банки становятся более заинтересованными в наращивании объемов кредитования предприятий малого бизнеса. Это происходит по нескольким причинам:

— доходность от вложений в проекты малого бизнеса, от операций кредитования малых предприятий превышает аналогичный показатель в секторе крупного бизнеса;

— малый бизнес при хорошей организации и своевременном кредите через несколько лет становится средним бизнесом, при этом у него уже есть кредитная история и определенная финансовая грамотность;

— диверсификация рисков (лучше 10 млн. рублей разместить в 5 предприятиях, чем в одном);

— крупные предприятия и реализуемые ими программы и проекты в большинстве своем уже распределены по банковской системе. Работа же в секторе малого бизнеса является свободной нишей и должна стать основой для деятельности малых и средних банков.

— малый бизнес является наиболее мобильным сектором экономики, быстрее всех приспосабливающимся к условиям рынка.

2.2 Кредитование малого бизнеса в 2013 году: итоги и прогнозы Можно уже сейчас подвести предварительные итоги 2013 года и поговорить о том, какие значимые тенденции сформировались в банковском кредитовании малого бизнеса

В целом, в 2013 году в кредитовании субъектов малого бизнеса сохранилась положительная динамика, но темпы роста по сравнению с прошлым годом снизились. Это, в первую очередь, связано с замедлением экономики и ростом социальных страховых взносов. С начала года из-за ужесточения налогового бремени в стране закрылось более 500 тысяч предприятий малого бизнеса, в первую очередь ИП. Перед малым бизнесом все еще слишком много административных и правовых барьеров, хотя развитие сегмента малого бизнеса является одним из приоритетов экономической политики государства.

Среди правовых барьеров — это, прежде всего, отсутствие реестра регистрации залога движимого имущества, которое позволяет недобросовестным заемщикам его продать или повторно закладывать. Вступление в действие закона о включении сведений о залоге движимого имущества в соответствующий реестр станет здоровой предпосылкой для снижения числа злоупотреблений и, следовательно, рисков банков. Реестр будет публичным, что, безусловно, очень удобно.

Среди положительных тенденций стоит отметить появление новых механизмов господдержки малого и среднего предпринимательства. Это и федеральный гарантийный механизм, и планируемое создание федерального гарантийного фонда, основной функцией которого будет централизация нормативной базы, и выработка единообразных условий предоставления поручительств гарантийных фондов во всех регионах РФ.

Что касается новых механизмов господдержки малого и среднего предпринимательства, то в августе 2013 года был запущен федеральный гарантийный механизм, в рамках которого предприятия среднего бизнеса, реализующие крупные инвестиционные проекты, могут использовать в качестве обеспечения (до 50% от суммы кредита) гарантию одного из аккредитованных государством банков.

Продолжая тему обеспечения, важно отметить планируемое создание федерального гарантийного фонда, основными функциями которого будут централизация нормативной базы и условий предоставления поручительств гарантийных фондов во всех регионах РФ, а также предоставления поручительства по кредитам субъектам малого бизнеса напрямую. Есть уверенность, что создание института федерального уровня благоприятно скажется на востребованности данного инструмента господдержки.

Если предприятие испытывает дефицит ликвидного обеспечения, идеальным решением, является поручительство гарантийных фондов и банковская гарантия одного из аккредитованных государством банков. Это оперативно, доступно и выгодно для бизнеса. Часть обязательств по кредиту должна быть обеспечена иным ликвидным залогом.

Отдельно стоит сказать о долгосрочной государственной Программе финансовой поддержки малого предпринимательства, которая с помощью участия ряда банков позволяет увеличить доступ малого бизнеса к финансовым ресурсам и создать более благоприятные условия финансирования бизнеса для своих клиентов. Среди доступных кредитных продуктов особо отмечены кредиты, направленные на финансирование долгосрочных инвестиционных проектов субъектов малого бизнеса, связанных с модернизацией производства и внедрением инноваций. Сегодня в банках действуют условия, по которым в качестве обеспечения по инвестиционному кредиту может выступать исключительно приобретаемое оборудование, если часть его стоимости заемщик оплачивает из собственных средств, что делает получение кредита еще более доступным и привлекательным для субъектов малого бизнеса.

Многие владельцы небольших предприятий оформляют кредиты для развития своего бизнеса на себя как на физлицо. В качестве альтернативы можно рассмотреть специальные программы банков для микропредприятий, в рамках которых возможно получить финансирование как на предприятие, так и на физическое лицо, его собственника. Как правило, менеджеры банка сначала досконально изучают бизнес компании и далее помогают заемщику выбрать оптимальный кредитный продукт. Обычно такие кредиты стоят чуть дороже, однако они более оперативны в оформлении, а также предусматривают удобный график погашения задолженности в течение длительного периода.

Минэкономразвития ставит целевую планку средней ставки кредитования МСБ по рынку в 10% годовых. В связи с чем актуальным становится вопрос, за счет чего можно снизить стоимость фондирования для банков. Министерство финансов предлагает брать деньги на эти цели у ЦБ. Банки будут секьюритизировать портфели кредитов малым предприятиям, выпускать ценные бумаги и получать под залог этих бумаг финансирование в ЦБ. Если предложение будет принято, реализовать его на практике будет возможно только после доработки и принятия закона о секьюритизации. Также предстоит большая работа по стандартизации кредитов.

Заключение

Резюмируя сказанное, хочется еще раз отметить, что современную финансовую систему любого государства и, в частности Российской Федерации, невозможно представить без банковского сектора. В свою очередь важным элементом финансовой системы Российской Федерации является малый бизнес.

В настоящее время особо остро стоит проблема по усовершенствованию и развитию кредитования малого бизнеса, а так же снижению рисков банков.

В рамках работы были рассмотрены теоретические аспекты кредитования малого бизнеса, проанализировано состояние рынка кредитования малого бизнеса в период 2011;1013гг.

В заключение еще раз можно отметить, что в современных экономических условиях жесткой конкуренции невозможно достичь больших успехов в банковской сфере без развития корпоративного бизнеса, а в частности — без усовершенствования процесса организации кредитования малого бизнеса.

1. Малый бизнес. Википедия

2. Федеральный закон от 24.07.07 г. № 209-ФЗ. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. от 05.07.2010 г. № 153-ФЗ) // Консультант+

3. Кредитно-финансовая поддержка малого бизнеса. Помощь бизнесу

4. Клерк 5. Кредитование малого и среднего бизнеса в России: тотальный банкинг. Banki.ru

6. Банковское кредитование малого бизнеса: состояние, тенденции, проблемы

7. Аборнева О. Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства (регион. аспект) // Проблемы теории и практики упр. — 2010. — № 2. — С. 111−117.

8. Агеев С. В. Приоритетная поддержка малого и среднего бизнеса как важнейший фактор экономической безопасности страны // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2010. — № 18. — С. 62−66.

9. Андреева И. О критериях выделения малого и среднего бизнеса / И. Андреева, К. Павлов // Общество и экономика. — 2010. — № 7. — C.62−79.

10. Архипов Ю. А. Государственная поддержка малых инновационных предприятий и перспективы их развития // Микроэкономика. — 2010. — № 1. — С. 56−60.

11. Бикбулатов В. Р. Современный инструментарий финансово-кредитной поддержки развития малого бизнеса // Микроэкономика. — 2010. — № 1. — С. 186−192.

12. Центральный Банк России

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой